Учет в сельском хозяйстве в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет в сельском хозяйстве в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для с/х предприятий применимы все общие принципы и правила экономики и бухгалтерского учета, действующие в Российской Федерации. Это:
- ФЗ «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
- план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
- комплекс ПБУ;
- иные нормативные документы, регулирующие ведение бухучета в РФ.
Особенности отражения сельхозопераций в бухучете связаны с их особыми характеристиками:
- сезонностью;
- длительными производственными циклами;
- большой долей оборотов внутри предприятия и др.
ЕСХН в 2021 году: для кого, как платить и что учитывать
Отраслевые различия ведут к тому, что классификация одних и тех же видов деятельности для целей бухгалтерского учета в сельском хозяйстве может отличаться.
Например, для предприятия, производящего комбикорма, посев и уборка соответствующих культур, заготовка сена будут основными видами деятельности. А для предприятия, специализирующегося на откорме крупного скота, та же заготовка сена на имеющихся сенокосах станет вспомогательным производством.
Соответственно, по-разному будет обеспечен учет:
- производитель комбикорма будет учитывать свои затраты на заготовку сена на счете 20;
- а владелец мясной фермы — на счете 23;
- бухгалтерский учет молока в сельском хозяйстве ведется на субсчетах, открытых к счетам 20 «Переработка молока» и 10 «Молоко» как сырье.
Еще одна особенность сельского хозяйства в том, что производственный цикл часто не совпадает с отчетным годом. Пример — выращивание озимых культур, которые засеваются осенью одного года, а собираются весной — летом следующего.
В результате в бухучете с/х организаций принято разграничение расходов на производство по периодам (годам):
- затраты прошлых периодов (лет) под урожай текущего;
- затраты текущего периода под урожай будущего;
- затраты текущего периода под урожай в нем же.
Для организации распределения прямых затрат на счете 20 открываются аналитические субсчета. Например, 20/производство отчетного года и 20/производство будущего года.
Дополнительный нюанс существует и для распределяемых расходов. Они являются самостоятельными промежуточными объектами учета затрат (см. п. 44 методических рекомендаций Минсельхоза России, утвержденных приказом Минсельхоза от 06.06.2003 № 792). То есть в течение года эти расходы учитываются на отдельных аналитических счетах, а в конце распределяются на аналитику затрат по годам — под урожай текущего года и будущего.
Еще один нюанс формирования себестоимости, вытекающий из биологических особенностей сельского хозяйства, — применение плановой и фактической себестоимости.
Для смещенного производственного цикла характерен учет затрат по плановой себестоимости в течение календарного года. Фактическая себестоимость определяется 1 раз в последний день года путем специального расчета. Выявленные отклонения между фактом и планом относятся:
- по уже реализованной в отчетном году продукции — на счет 90;
- остатку готовой продукции на складах — на счет 43.
Пример 2
ООО «Агроном» в 2020 году приняло решение сеять озимую пшеницу. Помимо этого, ООО высевает и другие зерновые культуры. В 2021 году обнаружилось, что в результате заморозков погибло порядка 20% урожая озимых.
В сентябре 2021 года ООО сделало проводку: Дт 20 (урожай-2019) Кт 10, 70, 69 — на сумму прямых фактических затрат на посев озимых — 1 000 000 руб.
В декабре 2021 года ООО провело расчет фактической себестоимости за 2021 год:
- Дт 20 (урожай-2020) Кт 20 (амортизация ОС) — 200 000 руб. (списана распределенная между видами посевов амортизация используемых ОС на урожай текущего года);
- Дт 20 (урожай-2021) Кт 20 (амортизация ОС) — 100 000 руб. (списана распределенная амортизация на урожай следующего года);
- Дт 43 Кт 20 (урожай-2020) — 200 000 руб. (списаны отклонения факта от плана на счет готовой продукции текущего года).
В мае 2021 года:
- Дт 20 (урожай-2021) Кт 10, 60, 70, 69 — 400 000 руб. (учтены расходы на уборку урожая озимых по плановой себестоимости);
- Дт 43 Кт 20 (урожай-2020) — 1 500 000 (1 000 000 + 100 000 + 400 000) руб. (сформирована текущая себестоимость урожая озимых в 2019 году);
- Дт 91 Кт 20 (гибель посевов — 2021) — 300 000 руб. (отражен в учете убыток от гибели посевов);
- Дт 90 Кт 43 — 1 500 000 руб. (списана себестоимость реализованных озимых).
В декабре 2021 года ООО нужно будет закончить расчеты по урожаю озимых — 2021:
- Дт 20 (урожай-2021) Кт 20 (амортизация ОС) — 100 000 руб. (списана распределенная амортизация ОС за сезон 2021 года);
- Дт 90 Кт 20 (гибель посевов) — 300 000 руб. (отсторнирована себестоимость реализованного урожая на сумму убытка от гибели посевов);
- Дт 90 Кт 20 (урожай-2021) — 100 000 руб. (скорректирована себестоимость реализованного урожая на сумму распределяемых расходов).
Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве имеет большое количество нюансов. Несмотря на то, что он ведется с применением общих основ и общего плана счетов, порядок учета отдельных статей может существенно отличаться от порядка в других отраслях. Это связано в первую очередь со спецификой с/х деятельности, зависящей от природных биологических циклов, климатических условий и использования земли как основного актива.
Правила ведения бухучета в сельском хозяйстве
С 2021 года вводятся новые субсидии для поддержки сельского хозяйства. Все субсидии министерства сельского хозяйства направлены для развития предприятий, создания производственной базы. Новый вид государственной поддержки — проект «Начинающий фермер». Эта программа направлена на поддержку новичков-производителей сельхозтоваров.
Полученный грант предприниматели направляют на:
- покупку участков сельхозназначения;
- покупку удобрений, семян или ядохимикатов;
- разработку документов на реконструкцию (строительство) объектов производственной базы;
- приобретение саженцев, семян, подкормок;
- покупку, регистрацию, ремонт производственных объектов;
- подключение объектов к инженерным сетям;
- покупку сельхозтехники, животных, грузового транспорта, инвентаря, оборудования.
Воспользоваться программой «Начинающий фермер» смогут бизнесмены, которые работают в аграрном секторе минимум 2 года. Самая большая сумма гранта составляет 1,5 млн рублей. Участвуют в программе россияне в возрасте 19-58 лет. Претендент должен иметь высшее или среднее сельскохозяйственное образование (специальные курсы). Начинающий фермер должен иметь не менее 100000 рублей на реализацию бизнес-плана.
Еще одна программа Министерства — субсидирование КФХ. Эта программа доступна всем начинающим фермерам. Размер субсидии зависит от региона регистрации КФХ. На размер субсидирования влияют такие факторы:
- благоприятность климатических условий;
- ущерб от санкций;
- развитие объектов сельского хозяйства в конкретном регионе.
Помощь от государства составляет до 300 тысяч рублей. Деньги можно потратить на:
- проведение коммуникаций;
- приобретение оборудования, техники;
- покупку или реконструкцию жилых помещений.
Для получения помощи фермер должен составить бизнес-план, зарегистрировать форму собственности предприятия. Одно из условий — указание целевых затрат.
Министерство предлагает программу «Семейная животноводческая ферма». Проект создан для поддержки семейного бизнеса, развития сельского хозяйства. Выделенные деньги фермеры смогут потратить на:
- покупку птицы, рыбы, с/х животных;
- модернизацию или реконструкцию объектов для производства продукции;
- разработку проектной документации;
- комплектацию объектов техникой, оборудованием;
- покупку автономных источников водо-, газо-, электроснабжения.
Для получения этого гранта срок деятельности сельскохозяйственных предприятий должен составлять от 12 месяцев. Дополнительное условие — наличие статуса сельхозтоваропроизводителя. Семейная ферма должна иметь собственные деньги в размере 40% от всей суммы проекта.
Планируется повышение заработных плат в сельскохозяйственном секторе, расширение сырьевой базы, освоение неиспользуемых угодий.
Одна из основных целей государственных программ поддержки — увеличение процентного соотношения товаров отечественного производства.
Помощь положена организациям, товаропроизводителям, предпринимателям, которые занимаются выращиванием животных. На государственное субсидирование могут рассчитывать рыболовные хозяйства, предприятия сферы АПК, фермеры, аграрии.
Процедура получения грантов выглядит так:
- предприниматель собирает необходимую документацию;
- документы передаются координатору проекта;
- получение положительного или отрицательного ответа;
- получение гранта в виде денежных средств.
Каждая программа имеет свои особенности, условия. Получают субсидии на сельское хозяйство молодые фермеры, предприниматели с опытом работы. Для получения материальной помощи нужно создать бизнес-план, тщательно подготовить документы. За потраченные средства нужно предоставить отчет.
Перечень документов меняется в зависимости от региона. Отличаются не только документы, но и сроки проведения конкурсов. В большинстве случаев нужны такие документы:
- выписка из банка;
- план расходов;
- документ об образовании;
- паспортные данные;
- выписка из налоговой;
- справка о количестве работников.
Перечисление денежных средств будет происходить частями. После каждого поступления денег нужно уплатить налоги.
Распределением дотаций занимаются региональные органы. Предприниматели из отдаленных регионов, которые не имеют возможности обращаться лично в представительство Минсельхоза. Могут подать заявки онлайн-заявки на официальном сайте Министерства сельского хозяйства.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Напомним, что еще с 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны будут оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно будет представлять в налоговую декларации по НДС.
Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором. Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.
С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.
Субсидии на сельское хозяйство
Единый сельскохозяйственный налог в 2021 году в общем случае уплачивается по стандартной ставке в 6 %. При этом власти субъектов РФ могут установить дифференцированные значения ставки в диапазоне от 0 до 6 %. Такая возможность появилась с начала 2019 года. Размер ставки зависит от:
- вида с/х продукции (или работ/услуг);
- размера доходов от ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства;
- места, где лицо осуществляет деятельность;
- численности сотрудников компании или ИП.
Вариация ставок позволяет найти баланс между нагрузкой на плательщиков и величиной налоговых поступлений. Некоторые регионы уже воспользовались правом ввести на их территории пониженные ставки. Например, в Московской области установлена нулевая ставка налога до 31 декабря 2021 года. До этой же даты установлены ставки местными законами в Свердловской (5 %) и в Кемеровской областях (3 %).
Важный вопрос при применении ЕСХН — налогообложение имущества. В качестве ключевых изменений в системе ЕСХН последних лет следует указать поправку в Налоговом кодексе, касающуюся налога на имущество. Начиная с прошедшего 2018 года от обложения налогом освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении с/х деятельности. К нему относятся активы, которые задействованы при производстве, переработке, реализации сельхозтоваров либо при оказании услуг другим сельхозпроизводителям. Ранее такая оговорка отсутствовала.
Имущество, которое используется в сельхоздеятельности, можно разделить на две группы. Одно напрямую используется для производства. Например, посевная техника, здания, где содержатся животные и т.д. Другие являются вспомогательными, в частности, гаражи для техники, склады и т.д. Право не уплачивать налог относится к обеим группам.
Активы, облагаемые налогом на имущество, и активы, задействованные в с/х деятельности, должны учитываться отдельно. Однако может возникнуть ситуация, когда предприятие использует имущество одновременно для производства сельхозпродукции и для иной деятельности. В таком случае раздельно учесть имущество нельзя. В 2018 году было выпущено Письмо ФНС от 10 июля 2018 № БС-4-21/13205@. В нем приведено следующее разъяснение: если предприятие-сельхозпроизводитель использует имущество для прочей предпринимательской деятельности, но в то же время и по целевому назначению, то налогом оно не облагается. Кроме того, налог на имущество платить не надо, если активы находятся на консервации, то есть временно не задействованы при основной деятельности.
При организации бухучета в сельском хозяйстве на предприятии необходимо разработать и утвердить учетную политику. В данном локальном документе следует прописать виды и методы отражения операций, учитывая особенности специфики сельскохозяйственной деятельности.
При составлении учетной политики следует руководствоваться не только основной системой нормативного регулирования бухучета (закон № 402-ФЗ, ПБУ и инструкции, письма и рекомендации Минфина, Казначейства РФ), но и отраслевыми рекомендациями:
- Рекомендации по разработке УП, утвержденные Минсельхозом РФ 16.05.2005.
- Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
- Приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 № 654 в части Единого плана счетов для предприятий сельского хозяйства.
- Рекомендации по составлению корреспонденции счетов для отражения операций в сельхозорганизациях, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 29.01.2002 № 68.
- Метод.рекомендации по учету затрат на производство в сельскохозяйственной сфере, утвержденный Приказом Минсельхоза РФ от 06.06.2003 № 792.
Сфера сельского хозяйства имеет ряд характерных особенностей. В первую очередь, это широкий спектр организационно-правовых форм экономических субъектов. Иными словами, осуществлять сельхоздеятельность могут и КФХ, и учреждения, и крупные агропромышленные комплексы.
Во-вторых, деятельность практически всех сельхозпредприятий связана с земельными участками. Также сельхозники вынуждены совмещать несколько видов деятельности, которые, в свою очередь, имеют высокие риски убыточности (падеж скота, гибель насаждений, неурожайность).
Особенности бухгалтерского учета в сельском хозяйстве:
- Ключевой объект производства — земельные участки. Земли учитываются в натуральном выражении — в гектарах, при финвложениях в капитальные объекты — в денежном выражении по стоимости.
- Совмещение нескольких видов деятельности в одном экономическом субъекте обуславливает необходимость вести раздельный учет по каждому виду деятельности.
- Нагрузка в течение года распределяется неравномерно, так как большая часть видов сельхоздеятельности — сезонная.
- Повышенная потребность в использовании материалов и сырья для внутрипроизводственных оборотов. Иными словами, материальные запасы, используемые внутри организации для собственных целей, требуют отдельного учета.
- Необходимость использовать большое количество техники и оборудования, как собственной, так и арендованной. В свою очередь, объекты основных средств подлежат внимательному учету.
Напомним, что в сельском хозяйстве земля учитывается на соответствующих счетах бухгалтерского учета в составе основных средств. Амортизация на земельные участки не начисляется.
Бухучет в данной сфере подразумевает составление регистров, обработку отчетности и первичных бумаг, фиксацию различных операций в базе, сдачу документации в налоговую службу и фонды. Рассмотрим подробнее нюансы обработки первички.
Бухучет в сельскохозяйственной сфере дополняется перечнем специфических отчетов. Например, бухгалтер работает с реестрами перевозки зерновой продукции с полей, документацией на просушку и сортировку, занимается фиксацией путевых листов вида Ф412 АПК, заполняет бумаги поступления и размещения урожая в зернохранилищах. Также отчетность дополняется специфическими актами для животноводческой сферы, отчетами использования материалов.
Бухучет в сельскохозяйственной организации строится вокруг материальных ценностей и товарооборота. Бухгалтеры фиксируют в отчетах, сколько материалов поступило, сколько использовали. Большую часть занимают оценка себестоимости товаров, расчет затрат на производство и реализацию. В отчетности также фиксируют убыль с/х продукции, скота или сырья по естественным причинам.
Вся информация отражается в количественных единицах измерения. Свои нюансы есть у бухучета в животноводстве, растениеводстве и перерабатывающей сфере.
- Какой статус будет у фермера после госрегистрации?
Компанию, работающую в с/х сфере, можно зарегистрировать как ИП или юрлицо. Статус присваивается сразу после госрегистрации бизнеса.
- Можно ли фермерской организации использовать упрощенную систему бухучета?
Да, компания может задействовать минимальный объем регистров при ведении налоговой и бухгалтерской отчетности.
- Нужно ли учитывать средства по кассовым операциям?
Фермерское хозяйство обязуется выполнять законодательные нормы. Если имеются кассовые расчеты, то эти операции нужно документировать.
- Если по итогам отчетного периода получился убыток, налагается ли штраф при ЕСХН?
Доходность или убыточность предприятия не влияет на обязательства налогоплательщика уплачивать авансовые и основные платежи в ИФНС. Если деньги не поступают, то налагается штраф (пеня).
- Организации и ИП, производящие подакцизные товары (например, спиртосодержащая и алкогольная продукция, табак и т.п.).
- Организации, занимающиеся проведением азартных игр.
- Бюджетные и казенные учреждения.
- ИП и организации, которые не являются производителями сельхозпродукции, а только занимаются её первичной и последующей переработкой.
- ИП и организации, у которых доход от ведения сельскохозяйственной деятельности составляет менее 70% от всего дохода.
Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год. Отчетным – полугодие. Организации и ИП в течение года должны уплатить авансовый платеж по итогам отчетного периода. Срок уплаты аванса – не позднее 25 дней с окончания отчетного периода (полугодия). В 2021 году организации и ИП должны уплатить авансовый платеж за полугодие с 1-26 июля (срок перенесен из-зы того, что 25 июля — воскресенье). Крайний срок уплаты налога по ЕСХН за год – 1 апреля следующего года. То есть налог за 2020 год с учетом авансового платежа нужно уплатить до 1 апреля 2021 года.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2021 году
При совмещении налоговых режимов, необходимо отделять доходы и расходы по ЕСХН от доходов и расходов по остальных видам деятельности. Как правило, с разделением доходов трудностей не возникает. В свою очередь с расходами ситуация обстоит несколько сложнее. Существуют расходы, которые нельзя однозначно отнести ни к ЕСХН, ни к остальной деятельности, например, зарплата работников которые занимаются всеми видами деятельности одновременно (директор, бухгалтер и т.п.). В таких случаях, расходы необходимо разделять на две части пропорционально полученным доходам нарастающим итогом с начала года.
ИП и организации теряют право на применение ЕСХН, если в течение года:
- Перестали отвечать признакам сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным п.2, 2.1 ст. 346.2.
- Начали заниматься организацией азартных игр или производством подакцизных товаров.
Начиная с того года, в котором ИП и ООО перестали отвечать указанным условиям они переводятся на ОСН.
ИП и организации находящиеся на ЕСХН, могут добровольно перейти на другой налоговый режим только с начала следующего календарного года. Для этого им необходимо подать в налоговый орган соответствующее уведомление в срок до 15 января (п.6 ст. 346.3 НК РФ). В обязательном порядке на общую систему налогообложения плательщики ЕСХН переходят с начала того налогового периода, в котором было утрачено право на применение ЕСХН. Вновь перейти на уплату ЕСХН можно не ранее чем через один год после утраты права на его применение.
организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса на территории Ростовской области
Субсидии предоставляются: на возмещение части затрат на производство рыбопосадочного материала для зарыбления внутренних вод, расположенных в границах Ростовской области;
Субсидия рассчитывается по ставкам:
124,0 рубля — за 1 кг сеголетка (годовика) белого и пестрого толстолобика средней навеской не менее 25 граммов;
212,0 рублей — за 1 кг сеголетка (годовика) белого амура средней навеской не менее 25 граммов;
189,0 рублей — за 1 кг сеголетка (годовика) сазана средней навеской не менее 10 граммов;
5415,0 рублей — за 1 кг молоди стерляди средней навеской не менее 1,5 грамм;
7473,0 рубля — за 1 кг молоди русского осетра средней навеской не менее 2,5 грамм.
Субсидия не должна превышать 80 процентов от фактических затрат на производство (без НДС).
организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса на территории Ростовской области
на возмещение части затрат на приобретение техники, оборудования, устройств, приборов и комплектующих к ним, используемых в рыбоводстве, в том числе по импорту;
Субсидия предоставляется в размере 50 процентов от фактически понесенных и оплаченных затрат (без НДС и транспортных расходов).
Получателями субсидии должно быть соблюдено условие о неотчуждении приобретенных основных средств в течение трех лет с даты приобретения.
организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса на территории Ростовской области
на возмещение части затрат на выращивание и реализацию произведенной рыбы;
Субсидия рассчитывается по ставке:
10 рублей – за 1 кг прудовой рыбы (карп, белый и черный амур, белый и пестрый толстолобик);
100 рублей – за 1 кг рыбы осетровых и лососевых пород.
Субсидия не должна превышать 80 процентов от фактических затрат на производство (без НДС).
организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса на территории Ростовской области
на возмещение части затрат на приобретение электрической энергии для подачи воды в целях выращивания рыбы.
Субсидия предоставляется в размере 50 процентов от фактически понесенных и оплаченных затрат (без НДС).
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2021 году
С 2021 года ежеквартально работодатели должны подавать по наёмным работникам один Налоговый расчёт, который объединяет в себе сведения по ЕСВ, НДФЛ и военному сбору (форма утверждена приказом Минфина от 15.12.2020 г. № 773). Ранее это были самостоятельные отчёты Д4 и 1ДФ.
Форма отчёта похожа на прежний отчёт по ЕСВ, только с отдельным приложением 4ДФ, в котором заполняются данные по НДФЛ и ВС.
Некоторые данные в отчёте теперь нужно отражать по-новому:
- данные по НДФЛ и ВС в приложении 4ДФ подаются с помесячной разбивкой, а не общей квартальной суммой, как было ранее. Теперь будет 3 приложения 4ДФ по каждому месяцу в квартале;
- военный сбор надо отражать по каждому лицу в отдельных строках, как данные по НДФЛ.
Впервые новую отчётность надо будет подать за I квартал 2021 года, в течение 40 дней после окончания отчётного квартала, до 11 мая 2021 года. Подавать ежемесячные Д4 с января 2021 года уже не нужно.
Ещё в ноябре 2020 года Минэкономики опубликовало проект постановления КМУ, в котором предлагает утвердить новую унифицированную методику нормативной денежной оценки земельных участков с 2021 года.
По новой Методике объект нормативной денежной оценки — это земельные участки и земли всех категорий и форм собственности в пределах юрисдикции сельского, поселкового, городского совета или территории объединённой территориальной общины (или их части).
По унифицированному подходу определять НДОНормативная денежная оценка земли земельного участка нужно как произведение площади земельного участка на норматив капитализированного рентного дохода за единицу площади, а также с учётом коэффициентов, характеризующих земучастки.
Формула для определения нормативной денежной оценки земельного участка (Цн) будет иметь вид:
Цн = Пд × Нрд × Км1 × Км2 × Км3 × Км4 × Кцп × Кмц × Кни
где
Пд — площадь земельного участка, квадратных метров;
Нрд — норматив капитализированного рентного дохода за единицу площади согласно приложению 1 к Методике;
Км1 — коэффициент, учитывающий расположение общины в пределах зоны влияния крупных городов;
Км2 — коэффициент, учитывающий курортно-рекреационное значение населённых пунктов;
Км3 — коэффициент, учитывающий расположение общины в пределах зон радиационного загрязнения;
Км4 — коэффициент, характеризующий зональные факторы местоположения земельного участка;
Кцп — коэффициент, учитывающий целевое назначение земельного участка согласно сведениям Государственного земельного кадастра;
Кмц — коэффициент, учитывающий особенности использования земельного участка в пределах категории земель по основному целевому назначению;
Кни — произведение коэффициентов индексации нормативной денежной оценки земель за период от утверждения норматива капитализированной рентного дохода до даты проведения оценки.
Нормативная база бухгалтерского учета в сельском хозяйстве подразделяется на две части:
- общеотраслевая система нормативного регулирования;
- специфические нормативные акты сельскохозяйственной отрасли.
Нормативные акты применяются во взаимосвязи, нормы, заложенные в них, взаимно дополняют друг друга. При ведении учета, разработке и принятии учетной политики играют роль равно общие и отраслевые требования.
Основу правовой базы составляют федеральные законы и акты, в первую очередь ФЗ-402 от 6/12/11 о бухгалтерском учете, план счетов, утвержденный приказом Минфина №94н от 31/10/2000, ПБУ, иные общие нормативные документы.
Отраслевые нормативные акты базируются на этих стандартных документах и позволяют «настроить» соответствующий учет:
- приказ Минсельхоза №654 от 13/06/01 (сельскохозяйственный план счетов);
- приказ Минсельхоза №792 от 06/06/03 (рекомендации по учету производственных затрат и калькулированию себестоимости продукции в сельхозорганизациях);
- приказ Минсельхоза №68 от 29/01/02 (рекомендации по составлению корреспонденций счетов в сельхозучете);
- методические рекомендации по бухучету в сельском хозяйстве, связанные с принятием ФЗ-402 (утв. Минсельхозом);
- методические рекомендации по разработке учетной политики в сельхозорганизациях (утв. Минсельхозом 16/05/05).
Изданы и утверждены Минсельхозом отдельные документы – «методички» по учету затрат и расчету себестоимости по отраслям («Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в растениеводстве», «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве»).
Сельскохозяйственное производство не ограничивается определенными размерами, формой собственности. Производителями сельхозпродукции могут быть и небольшие крестьянско-фермерские хозяйства и крупные агропромышленные комплексы. Вместе с тем можно выделить общие особенности производственного процесса и рассмотреть их во взаимосвязи с бухгалтерским учетом.
Основой сельского хозяйства, важнейшим средством производства в аграрном секторе выступают земельные наделы. Земля относится к основным средствам и является основным предметом, на который направлен труд. Однако у этого ОС есть особенности:
- не подвергается износу и не амортизируется;
- сама по себе не является результатом труда человека;
- участок физически нельзя куда-либо переместить;
- земельный фонд ограничен и уникален, его нельзя заменить другими, прогрессивными средствами производства, модернизировать, как другие основные средства.
Однако понятно, что границы земельных наделов могут быть изменены, а материальные затраты могут улучшить ее качества и производственную эффективность.
Декларация по ЕСХН с изменениями в 2021 году
Продукция может использоваться не только на сторону, но и внутри того же производства или другого производства в рамках работы агрофирмы. Часть молока идет на выпойку телят, овощи — на корм молодняку (животные на выращивании и откорме), зерно частично отбирается на семена для следующего посева и т.п. В бухгалтерском учете это отражается внутренними проводками на счетах (сч. 20 — по субсчетам растениеводства и животноводства, 10 — в разрезе субсчетов), списанием с кредита готовой продукции (сч. 40, 43) в дебет соответствующего производственного счета.
Разнообразие видов сельскохозяйственной деятельности отражается в учете и в использовании счетов БУ. Пример: агрофирма занята выращиванием зерновых. Для обеспечения полей органическими удобрениями и в целях рационального использования зерновых функционирует птицеферма. Основное производство здесь — выращивание зерновых (сч. 20), а птицеферма будет вспомогательным производством (сч. 23). Если фирма занимается выращиванием поросят и производит ячмень на корм, свиноводческая деятельность будет основным производством, а кормовое производство – вспомогательным.
Рассмотрим характерные особенности плана счетов в сельском хозяйстве и его отличие от аналогичного общеотраслевого документа:
- В состав субсчетов по счету 01 может включаться рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, земельные участки и объекты природопользования.
- К счету 08 могут открываться субсчета, отражающие приобретение участков, природных объектов, взрослых животных. Отдельно рекомендуется учитывать затраты на многолетники. Через отдельный субсчет проводится перевод молодняка в основное стадо.
- На субсчетах 10 счета, кроме общепринятых, учитываются отдельно удобрения, корма, семена.
- Отдельный 11 счет с субсчетами предназначен для учета животных на откорме, выращивании. Субсчета учитывают виды животных, скот, переданный гражданам и принятый для продажи, скот на забой и переработку на сторону.
- На счете 20 несколько субсчетов отражают все отрасли основного производства: животноводство, растениеводство, промышленное сельхозпроизводство, счет 25 по ОПР имеет аналогичную структуру субсчетов.
- Разделение по видам производств характерно и для счета 43, учитывающего готовую продукцию.
- По счету 90 предлагается структура субсчетов, учитывающая продажи растениеводческой, животноводческой продукции, промышленной сельхозпродукции и результата работы подсобных производств.
1. Направления, по которым предоставлены средства субсидии СПоК
№ п/п | Полное наименование СПоК | ИНН СПоК | Вид деятельности СПоК по ОКВЭД | Приобретение имущества с целью передачи в собственность членов СПоК, рублей | Приобретение имущества с целью внесения в неделимый фонд СПоК, рублей | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
всего (77310100 = 77310110 + 77310120 + 77310130 + 77310140 + 77310150 + 77310160) | в том числе | всего (777310200 = 77310210 + 77310220 + 77310230 + 77310240 + 77310250 + 77310260 + 77310270 + 77310290) | в том числе | |||||||||||||||||
сельскохозяйственных животных (кроме свиней) и птицы | рыбопосадочного материала | специализированного инвентаря, материалов и оборудования, средств автоматизации для производства сельскохозяйственной продукции (кроме свиноводческой продукции) | специализированного инвентаря, материалов и оборудования, средств автоматизации для промышленного производства овощей в защищенном грунте | посадочного материала для закладки многолетних насаждений | племенной продукции (материала), за исключением племенной продукции (материала) племенных свиней | сельскохозяйственной техники | оборудования | специализированного транспорта | мобильных торговых объектов | иного | ||||||||||
для переработки молока | для переработки мяса | для переработки плодов, ягод, овощей и картофеля | для хранения, упаковки, маркировки | наименование | сумма | |||||||||||||||
X | 77120001 | 77120003 | 77120005 | 77310100 | 77310110 | 77310120 | 77310130 | 77310140 | 77310150 | 77310160 | 77310200 | 77310210 | 77310220 | 77310230 | 77310240 | 77310250 | 77310260 | 77310270 | 77310280 | 77310290 |
Всего по получателям 20___года | ||||||||||||||||||||
Всего по получателям 20___года | ||||||||||||||||||||
1. Сведения о расходе средств субсидии, полученных ЦК
№ п/п | Наименование ЦК | ИНН ЦК | Сумма полученных субсидий, рублей | Использовано средств ЦК в соответствии с планом расходов, рублей | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
всего (77410100 = 77410110 + 77410120 + 77410122) | в том числе | приобретение права использования программ электронно-вычислительных машин и баз данных | создание, наполнение и ведение сайта | выпуск печатных периодических, методических, аналитических и презентационных материалов | проведение семинаров, совещаний, круглых столов, в том числе выездных и в режиме видео-конференц-связи | формирование фонда оплаты труда и начислений на оплату труда сотрудникам ЦК | привлечение сторонних организаций и ИП для организации предоставления информационно-консультационных услуг | приобретение компьютеров, периферийного оборудования, офисных машин и офисной мебели | организация обучения сотрудников ЦК в целях повышения квалификации | привлечение организаций и ИП для организации предоставления зоотехнических, ветеринарных и иных консультационных услуг в области сельского хозяйства | ||||||
федеральный бюджет | бюджет субъекта Российской Федерации | иные источники | ||||||||||||||
источник финансирования | сумма | |||||||||||||||
X | 77130001 | 77130002 | 77410100 | 77410110 | 77410120 | 77410130 | 77410131 | 77410001 | 77410002 | 77410003 | 77410004 | 77410005 | 77410006 | 77410007 | 77410008 | 77410009 |
Учёт, налоги и отчётность у сельхозпроизводителей 4-й группы ЕН в 2021 году
1. Перечень крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (далее соответственно — КФХ, ИП), получивших грант «Агростартап»
№ п/п | Наименование КФХ или ИП | Идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН) КФХ или ИП | Год получения гранта «Агростартап» КФХ или ИП | Ф.И.О. (последнее — при наличии) главы КФХ или ИП | Год рождения главы КФХ или ИП | Дата государственной регистрации КФХ или ИП | Информация о преобразовании из личного подсобного хозяйства (далее — ЛПХ) | Образование главы КФХ или ИП | Адрес регистрации, контактный телефон, адрес электронной почты КФХ или ИП | ОКТМО населенного пункта КФХ или ИП | Члены КФХ (включая главу КФХ), человек | Вид деятельности КФХ или ИП по ОКВЭД, на который получен грант | Сумма полученного гранта КФХ или ИП, рублей | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
всего | из них членов семьи главы КФХ | всего (77110200 = 77110210 + 77110220) | в том числе за счет средств | |||||||||||||
федерального бюджета | бюджета субъекта Российской Федерации | |||||||||||||||
X | 77110001 | 77110002 | 77110003 | 77110004 | 77110005 | 77110006 | 77110007 | 77110008 | 77110009 | 77110010 | 77110100 | 77110110 | 77110011 | 77110200 | 77110210 | 77110220 |
1. Настоящая методика определяет порядок оценки эффективности использования субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, предоставляемой в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, приведенных в приложении № 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 32, ст. 4549; 2020, № 52, ст. 8835) (далее соответственно — субсидия, оценка эффективности субсидии).
2. Оценка эффективности субсидии осуществляется ежегодно за отчетный финансовый год на основании интегральной оценки достижения значения результата «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса, получивших поддержку, в том числе в результате услуг, оказанных центрами компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров» (далее — результат) и отчетов субъектов Российской Федерации об эффективности использования субсидии.
Регионы получают межбюджетные трансферты для поддержки фермеров и сельской кооперации. Минсельхоз обновил:
— перечень затрат, финансируемых за счет гранта «Агростартап»;
— список имущества, приобретаемого с/х потребкооперативом с использованием средств этого гранта, внесенного фермерским хозяйством в неделимый фонд кооператива;
— виды и формы отчетности по финансированию.
Ранее изданный приказ по этим вопросам признан утратившим силу.
Подробные Указания по заполнению формы приведены в приложении № 9 к приказу № 451. При отсутствии наблюдаемого явления правилами заполнения допускается возможность сдачи нулевого отчета 21-СХ, при этом:
- заполняется титульный лист;
- табличный блок во всех разделах остается в исходном незаполненном виде (в него не добавляются нули и прочерки);
- на последней странице проставляется подпись ответственного должностного лица, указываются контактные данные для связи (телефон и адрес электронной почты).
В последней версии отчета на титульной странице убрали надпись о возможной сдаче документа в электронном виде, эта фраза утратила актуальность в связи с планируемым всеобщим переходом на электронную систему подачи статистической отчетности.
Скачать форму 21-СХ, по которой надо будет отчитаться за 2022 год, можно в конце статьи. Алгоритм ее заполнения по обновленным правилам следующий:
1. На Титульной странице указывается отчетный год, за который приводятся данные, и заполняется адресная часть – наименование предприятия (полное — в соответствии с учредительной документацией, в скобках — краткий вариант), почтовый адрес, код ОКПО. Для отчета по «обособке» указывают ее наименование и наименование юрлица.
2. Заполняется Раздел 1. В него вносятся сведения о проданной сельскохозяйственной продукции за отчетный период. Выручка отражается с привязкой к объемам реализации, в эту сумму не должны входить НДС, акцизы и экспортные пошлины. Количественные показатели по товарам указываются в центнерах, тысячах штук и килограммах, допускается ввод чисел с десятичными знаками после запятой, но только в случаях, когда речь идет о малом количестве товара.
В Разделе 1 указывается информация о продажах с разбивкой по видам контрагентов и типам продукции. В строках вводится наименование товара, его код по ОКПД2. В бланке отчета за 2021 год виды сельхозпродукции и коды уже внесены, а с 2022 г. их необходимо указывать самостоятельно (коды по видам продукции приведены в п. 8 Указаний по заполнению отчета). Отдельно показываются объемы продукции, использованной для переработки своими силами на несельскохозяйственных подразделениях, с указанием фактической себестоимости. Выводится общий объем реализации за год по каждому типу продукции.
Справочно в Раздел 1 заносятся сведения о размерах поставок в другие регионы и за пределы РФ.
3. В Разделе 2 отражается информация по продукции, которая была реализована на давальческих условиях.
4. Раздел 3 посвящен остаткам сельскохозяйственной продукции на конец года (собственного производства и поступившей со стороны), включая количество товара, находящегося на хранении у третьих лиц. Не отражается сельхозпродукция, переданная в качестве расчета за переработку давальческого сырья.
Ниже приведен образец заполненного отчета за 2022 год формы 21-СХ. Бланк скачать можно по ссылке.
Особенности учета в сельском хозяйстве
Принципы бухучета для сельхозпредприятия
Ведение бухгалтерского учета на любом сельскохозяйственном предприятии осуществляется в соответствии с общими правилами и принципами. Специалисты профильных подразделений руководствуются соответствующими нормативно-правовыми актами: ФЗ №402 (06.12.2011) с обновлениями и дополнениями, действующими ПБУ, планами счетов, утвержденными Минфином.
Бухгалтерский учет сельхозпредприятия должен соответствовать актуальным нормам. Он ведется непрерывно. Если сельскохозяйственная деятельность временно приостановлена, учет не велся какое-то время либо имели место иные проблемы, следует прибегнуть к восстановлению бухучета.
В сельскохозяйственной отрасли работает множество предприятий. Специализация каждого из них во многом определяет специфику бухгалтерского учета. В частности, одни и те же виды деятельности могут по-разному классифицироваться для целей бухучета. Простой пример – заготовка сена. Для сельхозпредприятия, специализирующегося на животноводстве (откорме скота), такое производство будет вспомогательным, а для компании, убирающей соответствующие культуры и изготавливающей комбикорма из них, – основным. Учет, соответственно, должен обеспечиваться по-разному.
Затраты на основное производство учитываются сельхозпредприятием на счете 20. Если производство вспомогательное, используется счет 23. Также широко распространено открытие субсчетов для оптимизации учетных процедур и систематизации отражаемых данных.
Говоря о сельскохозяйственном производстве, нельзя не отметить его выраженную сезонность. Последняя обусловлена климатическими особенностями регионов, где данная деятельность имеет место. С юридической точки зрения сезонный фактор влияет на смену периодов простоя и активности. То есть отсутствие доходов в несезон является вполне логичным. А вот расходные статьи в период простоя крайне важно правильно классифицировать.
В учете в несезон должны отражаться расходы:
-
текущие;
-
будущих периодов;
-
ассоциированные с активами.
Если у предприятия отсутствует реализация продукции как финансово-хозяйственная операция, то прямые затраты в учете не фигурируют. С началом периода активности их отражение в учете возобновляется. В число прямых затрат входят:
-
амортизация основных средств производства;
-
затраты непосредственно на производственные процессы;
-
оплата труда работников, задействованных в основном производстве.
Постоянно должны отражаться в бухучете сельхозпредприятия косвенные расходы, в число которых входит, например, заработная плата администрации.
Сезонную специфику имеет также отражение амортизационных затрат. Годовая норма амортизации, согласно действующим ПБУ, вкладывается в сезон. То есть для целей бухучета амортизационные отчисления используются только в период активности предприятия. Налоговый учет амортизации отличается от бухгалтерского. Здесь не работает принцип сезонности. Соответственно, для сельскохозяйственного предприятия наличие временной налоговой разницы при сезонном цикле работы является нормой.
Специфичной с точки зрения бухгалтерского учета сельскохозяйственную деятельность можно назвать еще и потому, что фактический производственный цикл с отчетным годом совпадает далеко не всегда. С таким феноменом сталкиваются многие предприятия. Особенно это касается компаний, занятых выращиванием озимых культур (посев осуществляется осенью текущего года, урожай снимается в следующем).
В целях оптимизации учета в сельском хозяйстве принято разграничивать расходы по периодам:
-
текущему (затраты под урожай в рамках одного календарного года);
-
будущему (текущие затраты под урожай в следующем году);
-
прошлому (затраты прошлого периода под урожай текущего года).
Прямые затраты на производство распределяются на счете 20. Для отображения затрат по периодам открываются соответствующие субсчета.
Распределение расходов тоже имеет некоторые особенности. Расходы признаются промежуточными самостоятельными объектами учета. В конце каждого отчетного периода их принято распределять на аналитику затрат по годам. Затраты в смещенном производстве учитываются преимущественно по плановой себестоимости. Если производственный цикл сельскохозяйственного предприятия укладывается в текущий год, может формироваться фактическая себестоимость выпускаемой продукции.
Часто одно предприятие реализует несколько производственных циклов одновременно. Результаты одного из таких циклов могут использоваться в другом. Такие операции относят к внутрихозяйственному обороту и соответствующим образом отражают на бухгалтерских счетах. При этом используются нетипичные проводки по дебету счета 20 и кредиту счетов 20, 43.
В целом, чем более сложной и разнонаправленной является деятельность сельхозпредприятия, тем больше нюансов будет иметь бухучет.
Одной из основных причин высокого уровня травматизма в интересующей нас области становится то, что условия труда сотрудников, которые работают в сельском хозяйстве, до сих пор остаются неблагоприятными. Это ясно видно из данных официальной статистики, которая оценивает условия труда в этой отрасли по состоянию на конец 2018 года.
Показатель |
% от общего количества сотрудников, занятых в отрасли |
|
Доля сотрудников, которые работают во вредных и опасных условиях |
31,9 |
|
Находящиеся под вредоносным воздействием факторов производственной среды |
Химический |
5,4 |
Биологический |
1,8 |
|
Воздействие аэрозолей, в том числе фиброгенного действия |
2 |
|
Шум, инфразвук, воздушный ультразвук |
9,5 |
|
Вибрация, включая общую и локальную |
5,3 |
|
Неионизирующее излучение |
0,4 |
|
Ионизирующее излучение |
0,1 |
|
Факторы микроклимата |
4,6 |
|
Факторы световой среды |
2,9 |
|
Находящиеся под вредоносным воздействием факторов трудового процесса |
Степень тяжести |
16,8 |
Уровень напряженности |
3,9 |
Приведенные данные ясно показывают, что почти треть работников сельскохозяйственных предприятий работают в условиях, которые согласно действующей методологии относятся к категории вредных или опасных. Указанная методология описана в федеральном законе 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, который устанавливает правила выполнения спецоценки условий труда в нашей стране. При этом самым часто встречающимися вредоносными факторами, которые влияют на работников в процессе выполнения ими своих трудовых обязанностей, становятся повышенный уровень тяжести трудового процесса и воздействие посторонних шумов, включая те, которые находятся вне диапазона, воспринимаемого человеческим слухом.