Ставки экологического сбора в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки экологического сбора в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для начала определимся, кто платит экосбор и каковы утилизационные нормативы. В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 №2970-р и включает 46 групп товаров и 8 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2020 год утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 №2971-р и рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.
Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:
- рециклинг — применение по прямому назначению;
- регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
- рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.
Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому подобная переработка не учитывается, когда идет расчет экологического сбора в 2020 году. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.
Подтвердить, что компания выполнила норматив, позволяют:
- отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов за 2019 год;
- соответствующие акты;
- договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.
Ставки экологического сбора и нормативы утилизации
Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:
С × М × Н / 1000,
где:
- С — ставка экологического сбора в рублях за тонну, которую утверждает Правительство (Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 №284);
- М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
- Н — норматив утилизации.
Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, в прошлом году частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора 2020, то расчет другой:
С × (Ку – Кд) / 1000,
где:
- С — ставка сбора;
- Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
- Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.
После того как компания произведет расчет экологического сбора за 2019 год и уплатит его либо предоставит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.
Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и нормативы утилизации на 2018–2020 годы. Сведения основаны на Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 №2971-р в ред. от 16.06.2018 и на Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 №284 в ред. от 31.10.2018.
Организации и ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, вносят:
- квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за I, II и III кварталом отчетного периода: 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
- итоговый платеж — не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Субъекты малого и среднего предпринимательства не уплачивают авансы. Они перечисляют в бюджет всю сумму за год единовременно не позднее 1 марта следующего года (Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).
- Декларацию все организации подают не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
- Отчетный период в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду — календарный год (п. 2 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
НА 2021 ГОД ОПРЕДЕЛЕНЫ СТАВКИ ЗА НВОС
Поможет не пропустить срок отчетности в 2021 году
Что сдавать | Когда сдавать | Кто сдает (категория) |
---|---|---|
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года | До 20.04.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года | До 20.07.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года | До 20.10.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
- Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок в 2021 году
- Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке
- Экологический сбор — 2021: кому придется платить и по каким ставкам
- Изменения в охране труда при погрузочно‑разгрузочных работах
- Новые правила работы на высоте в 2021 году
- Новые требования к работам на высоте, погрузочно‑разгрузочным работам и отчетности по экосбору
- ставки платы за НВОС на уровне тарифов 2018 года (утвержденные постановлением правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913), проиндексированных с учетом коэффициента 1,08;
Такой же коэффициент применяется и к тарифам платы «за грязь» в 2020 году!
- в отношении каменного угля ставка платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками составит 61 руб. за тонну.
Напомним, что в 2020 году применяются аналогичные ставки.
В соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Экологический сбор должен уплачиваться фирмами и ИП, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Сбор начисляется также в отношении упаковки, в которой поставляется товар.
ВАЖНО! Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р.
В отношении только упаковки сбор уплачивается, если (ст. 24.5 закона № 89-ФЗ, пп. 2, 2(1) Правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073):
- товар не является готовым к употреблению;
- товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) с соблюдением соответствующих нормативов утилизации. Однако если производитель или импортер взял на себя обязанность утилизировать отходы, но норматив по утилизации не выполнил, сбор ему придется заплатить.
Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, по строительству заводов, перерабатывающих мусор, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.
Администратор экологического сбора — Росприроднадзор. Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему. Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно. Почему — расскажем далее.
Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:
- образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
- химическими выбросами в атмосферу;
- загрязнением водоемов сточными водами.
Подробнее о сравнении экологических платежей читайте в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».
Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Это подтверждают чиновники — см. «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».
Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2020 № 3721-р. Здесь также установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).
Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2021 году норматив по экологическому сбору равен 22% (на 2020 год — 20%). Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 22% (20%) от их общего объема.
При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:
- Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
- Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).
Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:
- Экономическое положение страны.
- Класс опасности отходов.
- Сложность утилизации.
Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.
Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:
- Текстильная продукция и ковры – 16 304.
- Одежда – 11 791.
- Товары из дерева – 3 066.
- Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
- Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
- Нефть и нефтепродукты – 3 431.
- Товары из резины – 8 965.
- Товары из пластика – 3 844.
- Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
- Товары из стекла – 2 858.
- Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
- Металлическая тара – 2 423.
- ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
- Приборы для освещения – 9 956.
- Шины и покрышки – 7 109.
- Ручной инструмент – 26 469.
- Газеты и журналы – 2 378.
Ставка указана в рублях за тонну продукции.
Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:
7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.
Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:
7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.
Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.
Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:
- Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
- Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.
Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.
ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.
Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.
Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:
- Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
- Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.
Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.
Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.
ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.
Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.
ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.
Экологический сбор: что нового
Февраль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Досье на проект
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 16, ст. 2221), изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2019 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д.А. Медведев |
Утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации
от _________ 2018 г. N ___
«Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации
Группа N 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» 18163
Группа N 2 «Ковры и ковровые изделия» 18163
Группа N 3 «Спецодежда» 13135
Группа N 4 «Одежда верхняя прочая» 13135
Группа N 5 «Белье нательное» 13135
Группа N 6 «Одежда прочая и аксессуары» 13135
Группа N 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие» 13135
Группа N 8 «Изделия деревянные строительные и столярные 3416
прочие»
Группа N 9 «Тара деревянная» 3416
Группа N 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона» | 3055 |
---|---|
Группа N 11 «Мешки и сумки бумажные» | 3055 |
Группа N 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая» Группа N 13 «Изделия хозяйственные из бумаги или картона» Группа N 14 «Принадлежности канцелярские бумажные» Группа N 15 «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона» Группа N 16 «Издательская продукция печатная» Группа N 17 «Нефтепродукты» Группа N 18 «Шины, покрышки и камеры резиновые» Группа N 19 «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины» Группа N 20 «Изделия из резины прочие» Группа N 21 «Изделия пластмассовые упаковочные» Группа N 22 «Изделия пластмассовые строительные» Группа N 23 «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые» Группа N 24 «Изделия пластмассовые прочие» Группа N 25 «Стекло листовое гнутое и обработанное» Группа N 26 «Зеркала стеклянные» Группа N 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные» Группа N 28 «Стекло полое» Группа N 29 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов» Группа N 30 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов» Группа N 31 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия» Группа N 32 «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование» Группа N 33 «Мониторы, приемники телевизионные» Группа N 34 «Оборудование коммуникационное» Группа N 35 «Техника бытовая электронная» Группа N 36 «Приборы оптические и фотографическое оборудование» | 3055 3055 3055 3055 3055 3822 7919 9987 9987 10432 10432 10432 10432 3184 3184 3184 3947 20000 20000 20000 29486 29486 29486 29486 29486 |
Группа N 37 «Элементы первичные и батареи первичных 40650
элементов»
Группа N 38 «Аккумуляторы свинцовые» 27320
Группа N 39 «Батареи аккумуляторные» 40650
Группа N 40 «Провода и кабели электронные и электрические 3831
прочие»
Группа N 41 «Оборудование электрическое осветительное» 11091
Группа N 42 «Приборы бытовые электрические» 29486
Группа N 43 «Приборы бытовые неэлектрические» 29486
Группа N 44 «Инструменты ручные с механизированным приводом» 29486
Группа N 45 «Оборудование промышленное холодильное и 29486
вентиляционное»
Группа N 46 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания» 25291
Группа N 47 «Упаковка металлическая из стали» 20000
Группа N 48 «Упаковка металлическая из алюминия» 20000
Группа N 49 «Упаковка полимерная» 10432
Группа N 50 «Упаковка из гофрированного картона» 3055
Группа N 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона» 3055
Группа N 52 «Упаковка стеклянная» 3946
Группа N 53 «Упаковка деревянная и пробковая» 3416
Группа N 54 «Упаковка из текстильных материалов» 18163″.
Проект постановления подготовлен по итогам практики правоприменения постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации» (далее — Постановление).
Принятие проекта постановления не создает выпадающих доходов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.
Реализация полномочий по администрированию средств экологического сбора будет осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности ее работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
Принятие проекта постановления повлечет увеличение доходов федерального бюджета от средств экологического сбора за счет увеличения его ставок. С учетом установленных нормативов утилизации на 2018-2020 гг. по соответствующим группам товаров и упаковки товаров, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2971-р, ожидаемые поступления доходов в федеральный бюджет (в случае если производители, импортеры товаров предпочтут уплату экологического сбора утилизации отходов от использования товаров) оценочно составят: 2019 г. — до 13,6 млрд. руб., 2020 г. — до 20,0 млрд. руб.
Данным проектом постановления предусматривается повышение размеров ставок экологического сбора по группам товаров и упаковки товаров с учетом поступивших в Минприроды России предложений Минпромторга России и бизнес-сообщества.
При установлении размеров ставок экологического сбора по группам товаров, группам упаковки товаров, по которым отсутствовали предложения об увеличении размера ставки экологического сбора, исходили из размеров действующих ставок экологического сбора, умноженных на произведение среднегодовых значений индекса потребительских цен за 2017 — 2019 гг., указанных в Среднесрочном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 г.:
СТАВКА х 1,114,
где 1,114 — произведение среднегодовых значений индекса потребительских цен за 2017 — 2019 гг. (1,037 х 1,027 х 1,046).
По группам товаров N 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)», N 2 «Ковры и ковровые изделия», N 3 «Спецодежда», N 4 «Одежда верхняя прочая», N 5 «Белье нательное», N 6 «Одежда прочая и аксессуары», N 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие», N 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие», N 9 «Тара деревянная» и группам упаковки товаров N 53 «Упаковка деревянная и пробковая», N 54 «Упаковка из текстильных материалов» действующие ставки экологического сбора проиндексированы с учетом индекса потребительских цен за период 2017-2019 гг.
По группам товаров N 10 — 16 («Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона», «Мешки и сумки бумажные», «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая», «Изделия хозяйственные из бумаги или картона», «Принадлежности канцелярские бумажные», «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона», «Издательская продукция печатная»), а также групп упаковки N 50 «Упаковка из гофрированного картона», N 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона» ставки экологического сбора приняты на уровне 3055 руб. за 1 тонну на основании предложений Минпромторга России и Саморегулируемой организации Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры».
По группе товаров N 17 «Нефтепродукты» на основании обращений ООО «РН-Смазочные материалы» (ПАО «НК «Роснефть»), ПАО «Лукойл», ООО «Газпромнефть-смазочные материалы» (ПАО «Газпром нефть») ставку экологического сбора решено существенно не пересматривать. В связи с этим, установленную ставку экологического сбора в размере 3431 руб. за 1 тонну решено увеличить с учетом индекса потребительских цен за период 2017-2019 гг. до уровня 3822 руб. за 1 тонну.
По группам товаров N 18-20 («Шины, покрышки и камеры резиновые», «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины», «Изделия из резины прочие») действующие ставки экологического сбора проиндексированы с учетом индекса потребительских цен (с учетом предложений от Центра общественного мониторинга Общероссийского народного фронта по проблемам экологии и защиты леса (далее — ОНФ), Ассоциации производителей шин и Ассоциации содействия восстановлению и переработке шин «Шиноэкология»).
За производство упаковки предложили взимать экосбор как за готовый товар
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров группы 40 на территории РФ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров группы 40 из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации для товаров группы 40 и упаковки для товаров группы 40.
Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории РФ в отношении товаров, произведенных на территории РФ, и упаковки для таких товаров. Товары группы 40, произведенные в России и экспортированные из нее НЕ попадают под расширенную ответственность производителя. Ответственность за их утилизацию такой производитель НЕ несет.
То есть платит только первый продавец товаров группы 40 – их производитель.
Остальные продавцы товаров группы 40 не являются субъектами РОП, обязанности за утилизацию отходов от использования товаров группы 40 НЕ несут.
Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:
- товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции, а также упаковки для таких товаров;
-
товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического
союза, а также упаковки для таких товаров.
Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно (п.3 ст.24.2 Закона No89-ФЗ), а именно:
- путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров
- путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов)
- путем заключения договора поручения на выполнение нормативов утилизации ППК РЭО (публично-правовая компания Российский экологический оператор) или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — ассоциация)
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории РФ вне зависимости от того, в каком субъекте РФ осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров (п.8 ст.24.2 Закона No89-ФЗ).
Выполнение нормативов утилизации подтверждается:
- договорами с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации – договора поручения ассоциации;
- актами утилизации отходов от использования товаров.
Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров группы 40 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
В отношении упаковки товаров для товаров группы 40 экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке. То есть производители товаров группы 40 уплачивают экосбор за упаковку, которую они используют для своих товаров.
Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из РФ.
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ, и на норматив утилизации (%).
Ставки экологического сбора группе товаров 40, а также групп упаковки товаров установлены постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 No284 (ред. от 31.10.2018) «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)».
2423 руб. за тонну — группа №40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие» (это ставка 2018 года).
В настоящее время в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ No284 от 09.04.2016 г. Минприроды ежегодно, не позднее 1 сентября, должно представлять в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения о ставках, утвержденных настоящим постановлением, на очередной календарный год. На 2019 год предложения были поданы, но приняты не были.
Соответственно если их не примут (новые предложения) до даты уплаты экосбора, то будут применяться ставки 2018 года.
Вопрос экологии достаточно остро стоит, на сегодняшний день, в мировом сообществе. Поэтому любое государство теми или иными методами должно контролировать отрицательное воздействие субъектов хозяйствования, находящиехся на его территории, на окружающую среду. Одним из таких методов является обложение этих субъектов экологическим налогом.
Кто является плательщиками сего налога? Из написанного нами выше становится очевидным, что плательщиками экологического налога, в первую очередь, являются субъекты хозяйствования, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели. А также собственники производственных отходов, захороненных на объектах захоронения отходов.
Нужно отметить, бюджетные организации, то есть те, чья деятельность финансируется за счет бюджетных средств, не относятся к числу плательщиков экологического налога.
Переходим к вопросу ставок экологического налога. Сразу отметим, их размер зависит от нескольких факторов:
- объекта налогообложения;
- класса опасности;
- вида отходов;
- места сброса (в случаях сброса сточных вод).
Ниже представлены таблицы со ставками ЭН в зависимости от объекта налогообложения. Размер ставок указан в белорусских рублях.
Как меняется законодательство об экосборе и утилизации?
-
Расчет, ставки, порядок уплаты утилизационного сбора
-
Системы налогообложения в Беларуси
-
Схема, нормативные значения собственного капитала
-
Яндекс деньги: регистрация, пополнение, снятие денег с кошелька
-
Электронные кошельки и деньги в Беларуси
-
Электронная цифровая подпись: возможности, получение
-
Таможенный союз, ЕАЭС: цели, страны
-
Какие виды субсидий можно оформить в Беларуси
-
Пенсия по потере кормильца: виды, размеры, надбавки
-
Необычные налоги в Беларуси: какие есть и какие могли быть
-
Как рассчитываются и начисляются отпускные? Виды отпусков
-
Выход на пенсию в Беларуси: возраст, начисление
-
Что такое овердрафт на карту?
-
Как оплатить коммунальные услуги через интернет
-
Как и сколько стоит оформить паспорт Республики Беларусь
-
Как выбрать и пользоваться банковской картой
-
Как оформить кредит на потребительские нужды
-
Подоходный налог: ставки, вычеты, уплата
-
Как выбрать РКО для ИП, юридических лиц
-
Налог на добавленную стоимость: ставки, расчет, возврат
-
Налог на прибыль в Беларуси: ставки, формула расчета
-
Сроки подачи налоговой декларации в Беларуси
-
Как оформить кредитную карту и пользоваться грейс периодом
-
Кредиты молодым специалистам и молодым семьям: правила оформления
-
Регистрация, пополнение и функционал QIWI кошелька
-
Правила и стоимость страхования КАСКО
-
Как выгодно оформить ипотеку в Беларуси
-
Единый налог в Беларуси: ставки, расчеты, сроки уплаты
С марта 2021 года малым и средним предприятиям необходимо учесть повышение размера платы за НВОС.
А в целом Правительство РФ на 2021 год установило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне ставок 2018 года. Это по-прежнему 95 рублей за одну тонну. Но с коэффициентом 1,08 (п. 2 постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39 “О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду”). По сравнению с 2019-м годом он подрос на 0,04.
Что касается региональных операторов твёрдых коммунальных отходов (ТКО), то для них ставки заморозили до конца 2023 года.
Согласно Статье 24.5 федерального закона 458-ФЗ, существует два главных плательщика экологического сбора:
- Производитель одного из 42 перечисленных в законодательстве видов товаров. А также предприятия, упаковывающие свою продукцию в один из 8 видов упаковки, перечень которой приведен в том же акте.
- Импортеры указанных в положении товаров или упаковки. Они выполняют норматив за производителя, ведущего свою деятельность за пределами РФ, а значит не подпадающего под наше законодательство.
Действующий перечень утвержден в Постановлении правительства 2970-р, которое утверждено 28 декабря 2021 года и вступило в силу с 2018 года. В нем приведены коды продукции и тары по ОКВЭД.
Сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 такие:
- 28 февраля – плата за 2021 год;
- 20 апреля – авансовый платеж за I кв. 2021 г.;
- 20 июля – авансовый платеж за II кв. 2021 г.;
- 20 октября – авансовый платеж за III кв. 2021 г.;
- 1 марта 2021 года – плата за 2021 год.
Отметим, что малые и средние предприятия авансовые платежи не делают (п. 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).
КБК платы за НВОС в 2021 году:
За размещение отходов производства | 048 1 1200 120 |
За размещение твердых коммунальных отходов | 048 1 1200 120 |
За выбросы в атмосферный воздух | 048 1 1200 120 |
За сбросы в водные объекты | 048 1 1200 120 |
Если пропустить срок внесения платы за НВОС, организацию могут оштрафовать на сумму от 50 000 до 100 000 рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).
Контроль за правильностью исчисления платы, проверку деклараций о ней осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», плату необходимо исчислять и перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов производства и потребления.
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение – организации, ведущие деятельность только на объектах, оказывающих негативное воздействие IV категории.
Категорию объекта, оказывающего негативное воздействие, подтверждает свидетельство о его постановке на государственный учет.
- Для начала определите, попадает ли предприятие в список тех субъектов, кто должен платить экологический сбор. Это можно установить, сверяя список видов деятельности по ОКВЭД с перечнем, указанным в Постановлении 2970-р. Если таких видов несколько, экосбор нужно считать по каждой из них.
- До 1 апреля составьте отчет (декларацию) по экологическому сбору и отправьте ее в электронном виде в Росприроднадзор. Теперь это можно сделать через официальный сайт ведомства.
- Вычислите сумму платежа и оплатите его в установленный законодательством срок — до 15 апреля следующего за отчетным года.
При расчете суммы сбора к уплате нужно учитывать действующие в отчетный период ставки и нормативы утилизации также по каждому виду товаров или упаковки. Если отходы предприятия собирает и утилизирует сторонняя организация, нужно проверить наличие действующего договора, чтобы предъявить его проверяющим при необходимости.
Компания ЭкоПромЦентр предлагает предприятиям в Санкт-Петербурге и по всей России заключить договор на экологическую поддержку. Эта услуга позволит:
- Избежать ошибок при заполнении отчетности, нарушения сроков ее сдачи.
- Снизит вероятность возникновения рисков, связанных с изменением законодательства. Ведущий ваше предприятие эколог ЭкоПромЦентра вовремя предупредит о новых вступающих в силу положениях, касающихся организации.
- Поможет оптимизировать затраты. Используя рекомендации экологов, предприятия в некоторых случаях могут выполнить утилизационный норматив с меньшими затратами. Делается это с помощью нахождения оптимального баланса утилизации своими силами и привлеченными специализированными компаниями по переработке, переходом на другой тип упаковки или технологию.
- Разгрузит штатных экологов предприятия. Передача сторонней организации части их функций повысит качество работы сотрудников за счет снижения их нагрузки.
Запросить консультацию
В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.
Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.
Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор
Законодательно установлено, что с 2015 года необходимо производить утилизацию упаковку и товары с вышедшим сроком годности. Это правило закреплено в постановлении Правительства №2970-р от 28.12.2017 года.
Государство, конечно, хочет контролировать данный процесс и в связи с этим ввело платёж в бюджет (экологический сбор) и специальную отчетность, которая состоит из 3 форм.
Нужно напомнить, что впервые отчетность по экологическому сбору налогоплательщики предоставляли за 2016 год.
К концу 2021 года 42% россиян будут вовлечены в раздельный сбор мусора
Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.
Как уже было сказано выше, сделать это можно двумя способами, однако наиболее распространенным является второй. Компании не хотят иметь дело с утилизацией, поскольку это достаточно сложно и затратно. Нормативная база несовершенна, поэтому бизнесмены предпочитают не рисковать и не делать ошибок в этой сфере.
Поскольку заниматься утилизацией у бизнеса желания нет, был введен экологический сбор. По замыслу законотворцев он должен стимулировать компании и предпринимателей заниматься утилизацией самостоятельно.
Экосбор по состоянию на 2021 год должен уплачиваться по 54 группам товаров и упаковки. Все они перечислены в уже упомянутом постановлении Правительства №2970-р.
Рассчитывается сбор очень просто. Нужно перемножить между собой ставку сбора на массу утилизируемых отходов и норматив утилизации. Для некоторых позиций предусмотрена нулевая ставка, поэтому сумма сбора будет равна нулю.
Так же необходимо принять во внимание, что экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду – это два разных платежа и отчета.
Экологический сбор платится раз в год, его необходимо перечислить в бюджет до 15 апреля. Нельзя забывать, что в отношении данного сбора сроки не переносятся. Это означает, что если крайний срок уплаты выпадает на выходной день, то сделать перечисление нужно в предыдущий рабочий день.
Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2021 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2021 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2021года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.
Номер группы товаров | Название товара или вид упаковки | Ставка сбора за 1 тонну, руб. |
3 | Спецодежда | 11791,00 |
14 | Канцелярские товары из бумаги | 2378,00 |
24 | Прочие изделия из пластмассы | 4156,00 |
30 | Металлическая легкая тара | 2423,00 |
32 | Компьютерная техника, переферия | 26469,00 |
42 | Бытовые электроприборы | 26469,00 |
50 | Упаковка из гофрокартона | 2378,00 |
51 | Упаковка из бумаги | 2378,00 |
53 | Упаковка из дерева и пробки | 3066,00 |
Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.
Также предполагается, что с 2021 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.
Рассмотрим ситуации, когда экологический сбор не уплачивается:
- Те организации, которые производят упаковку не для собственных нужд, а для других производителей
- Компании, которые выпускают или импортируют упаковку для своих, внутренних нужд
- Продавцы товаров и упаковки на экспорт
- Те организации, которые сами занимаются утилизацией, но в определенном объеме, не меньше того, что установлен на год на законодательном уровне. При этом отчетность сдавать не нужно.
Несмотря на то, что экологический сбор – это не налоговый платеж, за его неуплату предусмотрена ответственность, так же, как и за непредоставление декларации.
Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора. В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней. Если налогоплательщик проигнорирует данное требование, то Росприроднадзор может подать на компанию в суд и в итоге перечислить сбор в бюджет придется все равно.
В случае, когда не была сдана декларация, ответственность грозит как ответственным лицам, так и организации. Что касается административной ответственности, то для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3-6 тысяч рублей, для компании – 20-80 тысяч рублей.
В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.
Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов. Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области. Экологический сбор один из таких экологических отчетов. Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.
Согласно п. 10 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации (обеспечение утилизации) возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке. Иными словами, обязанность обеспечения утилизации упаковки возлагается не на ее непосредственного производителя, а на производителя товара, который использует упаковку для своей продукции.
Отметим, что экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки (п. 3 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, именно организация — производитель готовых товаров обязана либо самостоятельно обеспечить утилизацию отходов от использования производимых товаров, либо уплатить экологический сбор, в том числе за утилизацию упаковки (смотрите также п. 3 письма Росприроднадзора от 20.02.2017 N ОД-06-02-32/3380).
До 15 апреля 2020 года кабельщики должны заплатить экологический сбор
Приняты новые Критерии категорирования объектов НВОС и разделения их на I, II, III, IV категории — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2398. Документ действует до 2027 года с оговоркой, что до 15 апреля 2022 года Минприроды РФ будет анализировать практику его применения. Изменение для предпринимателей существенное, ведь именно от категории объекта зависит плата за НВОС, объем требований к разработке экологических программ и отчетности.
Сроки сдачи сведений за 2020 год не изменились. Плату также необходимо внести до 1 марта, а до 10 марта — представить отчет. Однако определять ее следует по-новому:
-
Способ расчета авансов на следующий год указывают в Декларации НВОС — смотрите приказ Минприроды РФ от 10.12.2020 г. № 1043 «Об утверждении Порядка представления Декларации…». Документ вступил в силу 15 января 2021 года, и его нужно учитывать при сдаче отчетности за 2020 год.
-
Расчет платы за НВОС производят по новым коэффициентам, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2017 г. — с изменениями от 17.08.2020 г. Некоторые из них выросли в 4-5 раз.
-
Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 г. N 1393 изменяет ставки платы за НВОС. Их определяют по показателям, установленным Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 на 2018 год, и применяют повышающий коэффициент 1,08. Ставка платы за пыль каменного угля составляет 61 руб. за тонну.
-
Переплату за НВОС разрешено учитывать не только за предстоящий отчетный период, но и перенести на будущие периоды — смотрите Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 г. № 857.
Вступил в силу новый Порядок ведения учета забора водных ресурсов — Приказ Минприроды России от 09.11.2020 г. N 903. Собственники могут привлекать к определению объемов забора и сброса независимых квалифицированных специалистов или делать это самостоятельно.
Учет ведут по данным ежедневных измерений уровня вод при помощи аттестованных средств. Химический состав сбросов определяют при периодических пробах, а данные вносят в Журнал учета качества сточных, в том числе дренажных, вод. Его заполняют не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Приняты два важных изменения:
-
Утверждены новые нормативы утилизации отходов на 2021 год — смотрите Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3722-р. Добавлена новая группа — «упаковка из комбинированных материалов», а ряд других позиций исключен.
-
Обновлены перечни товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, — Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3721-р. Исключены шесть групп товаров, например, электронные кабели или жалюзи и аналогичные пластиковые изделия. Перечень видов упаковки, наоборот, расширен.
Нормотворцы внедрили шесть новых документов в сфере обращения с отходами.
-
Обновлено Положение о лицензировании деятельности в области обращения с отходами — смотрите Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 г. N 2290. Новый документ принят взамен отсеченного «регуляторной гильотиной» акта. Также в нем отражены требования реестровой модели лицензирования.
-
Владельцы объектов НВОС I и II категорий будут считать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) по новым Методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 07.12.2020 г. N 1021. Старый документ признан негодным «регуляторной гильотиной».
-
Новый порядок разработки и утверждения НООЛР утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1029. Он обязателен для индивидуальных предпринимателей и предприятий, которым повезло эксплуатировать объекты НВОС I и II категорий.
-
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1026 установил требования к паспортам отходов I — IV классов опасности. Индивидуальные предприниматели и организации будут разрабатывать и утверждать два вида документов: паспорта отходов, включенных в ФККО — Федеральный классификационный каталог отходов; паспорта не включенных в ФККО отходов.
-
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1027 определил порядок подтверждения Росприроднадзором класса опасности отходов, с I по V . Он не распространяется на радиоактивный, биологический, медицинский мусор и вещества, разрушающие озоновый слой.
-
Мониторинг состояния окружающей среды экологические вредители — владельцы объектов размещения отходов, будут вести по новому Порядку. Он утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1030. Документ не распространяется на скотомогильники, медицинский мусор и кладбища радиоактивных отходов.