Поднятие акцизов на бензин в 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поднятие акцизов на бензин в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Налоговая система в России устроена таким образом, что цены на бензин и дизель на АЗС остаются стабильными даже в условиях очень низких или высоких цен на нефть. Достигается это за счет значительной доли налогов в стоимости каждого литра топлива, а также работой механизма по сдерживанию цен на нефтепродукты — демпфера.
Суть его работы в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны платить государству сверхприбыли.
Госдума приняла закон о повышении акцизов на нефтепродукты в 2021 году
Средства от взимания акцизов на моторное топливо и масла направляются на дорожное строительство, в том числе на строительство мостов и путепроводов. Ожидается, что поступления в 2021 году составят более 0,8 трлн рублей. В пользу региональных бюджетов направляется до 75% сборов. При этом, согласно утвержденному федеральному бюджету на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, 77,7% полученных средств будет распределено в дорожные фонды регионов РФ, а 23,3% будет передано на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги».
На легковые автомобили с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно с 1 января 2021 года ставка акциза нулевая. На все остальные категории автомобилей акцизы повысятся.
- Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно — 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.);
- Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) включительно — 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.);
- Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) включительно — 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.);
- Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) включительно — 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
- Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) включительно — 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
- Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 375 кВт (500 л.с.) — 1 464 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.).
- Путин утвердил повышение акцизов на бензин и автомобили [+новые ставки] — 20/10/2020
С 1 января в России вырастут акцизы на автомобильное топливо
- Лишь 10% водителей уведомили страховщиков о прохождении техосмотра — 20/10/2020
- Путин утвердил повышение акцизов на бензин и автомобили [+новые ставки] — 20/10/2020
- Изменения для водителей с 24 октября 2020 года — 20/10/2020
- Правила перевозки детей с 1 января 2021 года — 18/10/2020
- Госдума рассмотрит повышение штрафов для тракторов, снегоходов и квадроциклов — 17/10/2020
- Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
- Экзамен на права 2020: 14 важных изменений — 25/12/2019
- Штрафы ГИБДД с 1 января 2021 года — 16/11/2020
- Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году? — 05/01/2021
- Поправки в экзамен ГИБДД с 1 октября 2020 года перенесли — 23/05/2020
-
21 января 2021, 14:25
«Рано или поздно цены поднимут все»: эксперт прогнозирует рост цен на бензин в Красноярске
-
14 января 2021, 13:00
Развели сопли: сравниваем магазинную и паленую незамерзайки на морозе
Акцизы на дизельное топливо вынесены в отдельный подпункт Налогового кодекса:
Виды подакцизных товаров | с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно |
Дизельное топливо | 9 188 рублей за 1 тонну | 9 566 рубль за 1 тонну | 9 938 рубль за 1 тонну |
Рассчитаем, к какому подорожанию дизтоплива приведет увеличение акцизов:
Дизельное топливо | |
Плотность, кг/м3 | 840 |
Литров в тонне | 1190 |
Акцизы на литр в 2020 году | 7,42 руб. |
Акцизы на литр в 2021 году | 7,72 руб. |
То есть из-за налоговой составляющей стоимость литра дизельного топлива вырастет на 30 копеек.
Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что в 2021 году увеличение акцизов окажет небольшое влияние на итоговую стоимость автомобильного топлива.
Однако на практике бензин и дизельное топливо могут подорожать больше, чем на расчетные 30-40 копеек. И это будет говорить о том, что стоимость увеличена по желанию производителей и продавцов топлива.
Удачи на дорогах!
-
11 января 2021, 12:52
Почему появление платных парковок в Самаре неизбежно? Публикуем тезисы мэрии
-
16 декабря 2020, 11:10
В Самарской области введут новые льготы по транспортному налогу
Акцизы на топливо в России с 1 января проиндексируют на 4%
-
24 января 2021, 13:30
В Новосибирске подскочили цены на бензин. Показываем в одной картинке, как опустели наши баки с 2011 года
-
13 января 2021, 07:00
Тест-драйв доставки дешевого бензина — как это работает, сколько стоит и выгодно ли на самом деле
-
24 декабря 2020, 11:55
В Новосибирске появились странные заправки с дешевым бензином — его разливают прямо из бочек
-
10 июля 2020, 07:30
Что главное в машине для новосибирцев — экономить бензин или красоваться перед другими (опрос)
-
27 июня 2020, 15:00
«Ведро бензина — это ведро свободы». Путешественник — о четырех секретных местах в Новосибирской области
В соответствие с ФЗ-301, с 01.01.2021 года ст. 193 НК РФ действует в новой редакции, согласно которой повышены акцизные ставки на бензин и нефтепродукты.
Согласно закону, в 2021 – 2021 гг. акциз на бензин, масла, авиационный керосин, прочие нефтепродукты останется без изменений. Повышение акцизных ставок предусмотрено с 1 января 2021 года в объеме 5-10% к ставкам акцизов, действующим ранее.
При изменениях трат на один из пунктов, которые формируют ценообразование, пропорционально меняется цена на топливо. К примеру, изменение величины налога на добывание сырья влечет за собой увеличение стоимости одного литра бензина.
В качестве обоснования следует напомнить о налоге на добычу, который закладывается непосредственно в оплату бензина рядовыми гражданами. Эта часть бюджета составляет около 50-60% общей суммы.
На заметку!
Таким образом, можно говорить о прямой зависимости между повышением ставок налогообложения предпринимателей и ростом цен на бензин и дизельное топливо.
Эксперты в сфере отечественной и мировой энергетики сообщают, что прогноз роста цен должен основываться на нескольких факторах:
- Добыча. Развитие технологий, преодоление сложностей по добыванию сырья требуют денежных вливаний.
- Оборудование. Выход из строя оборудования для добычи, переработки или транспортировки нефти может потребовать покупки нового.
- Рост налоговых ставок.
Дизтопливо долгое время было более дешевым заменителем бензина, что сказывалось на выборе автомобиля рядовым гражданином.
Последние изменения в новых законах и решениях правительства страны дают возможность сформировать прогноз цен на топливо в 2021 году. Среди причин изменения цен в большую сторону называют стремление государственных чиновников плотно внедрить на отечественный авторынок машины, работающие на экологически чистой энергии. Считается, что резкое увеличение стоимости топлива подтолкнет автомобилистов к выбору экологичных автомобилей.
Среди прогнозов звучат предположения об увеличении цены на дизтопливо вплоть до 55-60 руб. за 1 литр.
На заметку!
Изучая данные топливных рынков за прошедшие 2 десятилетия, можно говорить о глобальном росте цен. Бензин подорожал с 7 до 54 руб. Следует понимать, что стоимость может меняться, и многое зависит от области или края страны, компании-поставщика топлива.
Многие компании понимают, что покупателям необходимо доступное топливо. Благодаря этому появляются разнообразные акции, накопительные системы баллов, скидки на топливо для владельцев корпоративных карт и многое другое.
Каждый год государство индексирует акцизы на горючее. В 2021 году ставки сборов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и средние дистилляты вырастут на 4%. Акциз на бензин класса 5 в новом году увеличится с нынешних 12752 до 13262 рублей за тонну. На дизельное топливо — с 8835 до 9188 рублей за тонну. На моторные масла — с 5616 до 5841 рубля за тонну. На средние дистилляты — с 9535 до 9916 рублей за тонну.
Таким образом, топливо в следующем году подорожает как минимум из-за увеличения акцизов.
Владение автомобилем становится дорогим удовольствием: топливо дорожает, расходы на страховку, ремонт, налог. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2020 году стоимость новых автомобилей в России подскочила на 12%.
В новом году машины дорожать продолжат. Более того, во второй половине 2020 года соотечественники столкнулись с дефицитом машин. Как пишет «Коммерсант», дефицит этот сохранится как минимум до весны. В результате вырастут цены. Автомобильный эксперт Михаил Лезжов ожидает подорожания машин как минимум на 10%.
Каждый год увеличиваются акцизы на алкоголь. Согласно постановлению Минфина, минимальная цена пол-литровой бутылки водки вырастет на 13 рублей, до 243 рублей. Бутылка коньяка аналогичного объема также подорожает на 13 рублей, до 446 рублей, бренди — на 9 рублей, до 324 рублей. Игристое вино вырастет в цене на 5 рублей, до 169 рублей за бутылку объемом 0,75 литра.
Вредные привычки с каждым годом становятся дороже. Вместе с ростом цен на алкоголь в России дорожает и табак. В новом году акцизы на табачную продукцию увеличатся на 15-20%. Это, как сообщил заместитель министра финансов Алексей Сазанов, соответствует антитабачной политике государства.
Акциз на традиционные сигареты составит 2359 рублей за тысячу штук, для электронных сигарет — 60 рублей за штуку. В среднем пачка сигарет подорожает на 17%, прогнозируют в Минфине.
В России регулярно увеличиваются тарифы на проезд в общественном транспорте. На сколько рублей вырастет стоимость билетов в автобусах, троллейбусах, маршрутках, трамваях и метро, решают местные власти. В Москве, например, со 2 января стоимость одной поездки в общественном транспорте увеличится на 2 рубля и составит 42 рубля. А стоимость безлимитных проездных не изменится.
Кроме того, со следующего года на 3,7% подорожают железнодорожные билеты. Такую индексацию утвердила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Эксперты предупредили о росте цен на топливо в России
По закону индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги не может быть выше размера годовой инфляции. По оценке Центрального банка РФ, темпы роста потребительских цен в этом составят 4,6-4,9%.
В среднем по России рост тарифов на ЖКУ составит 4%, сообщил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев. Повышение цен запланировано на 1 июля 2021 года.
Сильнее всего «коммуналка» подорожает в Чеченской Республике: на 6,5%. А меньше всего — в Мурманской области: на 3,2%. В Москве тарифы на ЖКУ проиндексируют на 4,6%,
По подсчетам ФАС, в следующем году средняя стоимость газа для российских потребителей вырастет на 3,11%. Как говорится в прогнозе Минэкономразвития на 2021-2023 гг., электричество подорожает на 5%
Тарифы на вывоз мусора проиндексируют с 1 июля. По словам замглавы «Российского экологического оператора» Алексея Макрушина, индексация составит порядка 4%.
Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.
Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взымается с предпринимателей и организаций. Он взымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:
- Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
- Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
- В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
- Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
- Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.
Акциз на топливо в 2019 году остался без изменений, согласно принятой редакции Федерального закона № 301. Увеличение его размера предусмотрено только в начале 2021 года. Сегодняшние показатели предусмотрены с прошлого года. К примеру, на бензин для автомобиля 13100 руб. за тонну, за дизельное топливо 5665 руб.
Продукты, произведенные из нефти, причисляются к подакцизной категории товара. Поэтому их выпуск облагается налогом. Отличительной их особенностью является сложный химический путь получения. Косвенным налогом облагается любая продукция, произведенная из нефти. Это автомобильное масло, керосин, дистилляторы и другое. В 2019 году на нефтепродукты сохраняется уровень акциза, предусмотренный для предыдущего года. Начисляется он при транспортировке готовой продукции своему филиалу для продажи, дальнейшей обработки или использования в собственных целях. Формула, по которой вычисляется коэффициент:
А = НБ х НС – НВ, где:
- А – акциз;
- НБ – налоговая база;
- НС – налоговая ставка;
- НВ – налоговый вычет.
Рассчитывать акциз на нефть должно само предприятие, которое занимается производством. Фискальные послабления со стороны правительства направляются на сдерживание рыночных цен на бензин и другую продукцию, предусмотренные для покупателя.
В отличие от многих других стран, в России складывается поистине уникальная ситуация, когда на ценники АЗС в большей степени влияют налоги в цене бензина, а не рыночная цена нефти. Совокупная налоговая составляющая в розничной цене литра уже достигла 65% – это официальная оценка Федеральной антимонопольной службы. Сюда входит и НДС, и налог на добычу полезных ископаемых, и, конечно, акцизы.
Текущая ставка акциза на бензин составляет 8,2 тысячи рублей за тонну. В пересчете на литры (в одной тонне бензина примерно 1,33 тысяч литров) получится, что размер акциза составляет примерно 6,17 рубля на литр бензина. Соответственно, при увеличении акциза до 12 374 рублей за тонну, размер акциза в цене вырастет на 3,13 рублей на литр до 9,3 рублей. Это увеличение обязательно заложат в розничную цену товара.
На первый взгляд, три рубля могут показаться мелочью, однако при регулярном использовании даже обычной легковушки, ежегодные затраты на бензин только из-за акциза могут заметно подрасти.
Возьмем среднестатистического автовладельца. К примеру, его легковушка тратит 9 литров бензина на 100 километров пути, а в год он в среднем накатывает 20 тысяч километров. В таком случае при нынешней средней цене бензина в 45,3 рублей (представим, что она неизменна) получится, что в год на бензин он тратит 81 540 рублей. Если цена возрастёт на 3 рубля, а мы учитываем её рост только от акциза, то новая цена, соответственно, составит уже 48,3 рубля. В процентах она вырастет на 6,6%.
При тех же параметрах использования в год на бензин наш автомобилист будет тратить уже 87 174 рубля, то есть почти на 6 тысяч больше. Его расходы на бензин вырастут на 7%.
Для одного человека это не много, но автоперевозки – это кровеносная система всей экономики, повышение акцизов отразится на росте почти всех товаров а заодно и многих услуг, ведь в их цену закладывается стоимость перевозки самих товаров и сырья для их производства.
Цена на российскую нефть для белорусских НПЗ определяется по специальной формуле, напрямую привязанной к мировым котировкам. Упрощенно она выглядит так: мировая цена минус экспортная пошлина. К примеру, в январе 2021 года экспортная пошлина на российскую нефть сорта Urals составляет 38,7 долларов за тонну. Примерно на столько российская нефть дешевле для Беларуси, чем при продаже ее на экспорт (правда, российские нефтяники для сохранения привлекательности поставок нефти в Беларусь включают в цену еще пи премию в размере около 12 долларов за тонну).
С каждым годом налоговый маневр — то есть реформа налогообложения в нефтяной промышленности РФ, которая предполагает постепенное снижение экспортной пошлины на нефть с синхронным повышением налога на добычу полезных ископаемых, — приближает стоимость нефти для белорусских НПЗ к мировой.
Если в 2018 году белорусские НПЗ покупали нефть по цене около 75% от мировой, то в 2020 году — по цене 85% от мировой. Цена нефти для Беларуси в 2021 году составляет, по данным концерна «Белнефтехим», уже 88-90% от мировой. К 2024 году налоговый маневр в России завершится – то есть экспортная пошлина обнулится, и цена российской нефти для Беларуси будет такой же, как и на экспорт.
По логике, это должно означать, что с 2024 года в Беларуси будут не только мировые цены на нефть, но и мировые цены на автомобильное топливо.
До начала российского налогового маневра, когда цена российской нефти не превышала для Беларуси 50% от мировой, белорусские НПЗ помогали сдерживать цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке. Еще десять лет назад доходность от поставок нефтепродуктов на экспорт позволяла компенсировать убыток НПЗ при отрицательной эффективности продаж автомобильного топлива на внутреннем рынке. Сейчас такой возможности у НПЗ уже нет, поскольку белорусская нефтепереработка давно не приносит прежней сверхприбыли, а ее рентабельность за последние годы снизилась до критической 3-5%.
Поэтому ранее «Белнефтехим» предупреждал, что налоговый маневр в РФ «фактически приведет к необходимости работы белорусских НПЗ в условиях мировой конъюнктуры цен на нефть и нефтепродукты». И госрегулятор к этому готовился.
В 2018 году концерн разрабатывал механизм ценообразования на моторное топливо для внутреннего рынка. Планировалось, что цены на нефтепродукты будут рассчитываться по формуле на основе цен на закупаемую нефть. «Сейчас, когда цены на сырье для белорусских НПЗ выравниваются с мировой конъюнктурой, ведется работа, результатом которой должно стать формульное ценообразование на нефтепродукты в зависимости от цен на нефть. Эти меры позволят обеспечить эффективные условия для работы белорусских НПЗ в новых рыночных условиях», — отмечал в то время зампред концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов в интервью ведомственному журналу «Вестник Белнефтехима».
Сизов в то время констатировал, что «процесс идет, он непростой». По его словам, «мы понимаем интересы государства, стремление сохранить социальную цену на один из важных продуктов для отечественных потребителей — автомобильное топливо». В то же время «со своей стороны мы ставим вопрос о том, что для поддержания нефтеперерабатывающей отрасли в работоспособном состоянии, для возможности проводить реконструкцию, развиваться, получать продукты, которые будут удовлетворять существующим и перспективным требованиям качества, должно быть четкое, прозрачное ценообразование внутри страны», — подчеркивал Сизов.
По его словам, в то время цена на моторное топливо в Беларуси дотировалась нефтеперерабатывающими заводами, которые несли убытки. Поэтому концерн считал обоснованным установление цены на моторное топливо как минимум на уровне, компенсирующем затраты НПЗ. В «Белнефтехиме» отмечали, что модернизацию НПЗ оплачивают сами, но для привлечения кредитов они должны работать прибыльно. Иначе заводы остановят инвестпроекты и не смогут обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами.
Тем не менее резко поменять политику ценообразования на автомобильное топливо белорусские власти не решились.
Госрегулятор белорусского топливного рынка отмечает, что сейчас уровень цен на нефтепродукты в Беларуси зависит от стоимости нефти, налоговой нагрузки, курса валют, уровня цен в сопредельных государствах и ряда других показателей. Концерн проводит ежедневный мониторинг всех факторов, влияющих на ценообразование, и на основании актуальной информации оценивает ситуацию на внутреннем рынке. Затем принимается согласованное решение об изменении цены.
В последние два года стратегия концерна «Белнефтехим» в отношении цен на моторное топливо заключалась в том, чтобы плавно корректировать цену не более чем на 1 копейку в неделю с учетом мониторинга условий работы НПЗ.
В результате в 2019 году цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 28 раз. По итогам года цена за один литр бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась на 12,35%, АИ-98-К5-Евро – на 9,7%, АИ-92-К5-Евро – на 13,95%, дизельное топливо — на 12,35%. В 2020 году цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 16 раз. В результате цена литра бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась на 3,35%, АИ-98-К5-Евро – на 3,06%, АИ-92-К5-Евро – на 3,66%, дизельное топливо – на 3,45%.
Следует отметить, что в 2020 году ценники сдержали цены на нефть. Средняя цена российской экспортной нефти Urals сложилась в размере 41,73 долларов за баррель, в то время как в 2019 году она стоила 63,59 долларов за баррель. Заметим, что за год цена российской нефти снизилась на 34%, хотя на белорусских ценниках это снижение линейно не отразилось.
Недавно председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявил, что в 2021 году цены на автомобильное топливо в Беларуси будут изменяться согласно ранее принятой стратегии плавного изменения.
«Мы не планируем менять прошедший проверку временем и в основном положительно воспринимаемый населением и бизнесом подход к ценообразованию. В зависимости от изменения стоимости нефти с учетом комплексной оценки деятельности нефтеперерабатывающих заводов движение цен будет происходить в сторону как увеличения, так и снижения не более 1 копейки за 1 литр в неделю», — заявил Рыбаков в интервью ведомственному журналу «Вестник Белнефтехима».
В Беларуси налоговая составляющая в цене топлива — а это НДС, акцизы и другие сборы, которые платят белорусские НПЗ, — составляет около 40%.Преобладающую долю в розничной цене бензина занимает стоимость сырья — нефти, которую НПЗ покупают за валюту. В затратах НПЗ стоимость нефти занимает более 80%.
Сейчас власти пытаются облегчить налоговое бремя прежде всего для НПЗ, чтобы те из-за конъюнктурных изменений не просили регулятора повышать стоимость автомобильного топлива на внутреннем рынке. С этой целью правительство сохранило в 2021 году акцизы на бензин и иное топливо для автомобильного транспорта на уровне 2020 года. Причем в текущем году ставки акцизов на топливо установлена на весь год, без традиционной разбивки на полугодия.
А после завершения налогового маневра в РФ правительство Беларуси может вообще отказаться от акцизов на автомобильное топливо, о чем уже не один раз заявляли представители фискального ведомства. При этом в Минфине называет вероятную отмену взимания акцизов на автомобильное топливо вынужденной мерой, которая призвана сохранить приемлемый уровень цен на бензин для национальной экономики.
Цены на бензин пошли вверх. К чему готовиться водителям
В Беларуси ситуация выглядит совсем иначе, что продемонстрировала в конце ноября 2020 года дискуссия в Палате представителей Национального собрания в ходе обсуждения нового механизма дорожного сбора в Беларуси.
В ходе ее первый заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко пояснил, что одна из причин, почему не хотят включать дорожный сбор в стоимость топлива, — это единовременно рост цен на бензин, по расчетам Минфина, примерно на 0,1 рубля.
Кийко отметил, что из-за налогового маневра в РФ цена нефти для Беларуси ежегодно растет. «Соответственно, это влияет на эффективность нефтепереработки и выливается в необходимость увеличения цен на топливо на внутреннем рынке. Поэтому если наложить на те 0,1 рубля (дорожного сбора) еще и ежегодный рост стоимости топлива в связи с налоговым маневром (около 0,2 рубля), то на среднесрочном горизонте мы можем получить диспаритет цен с РФ. Это значит, что при существенном отличии цен на топливо в Беларуси и РФ в нашей стране будут меньше заправляться транзитные перевозчики, объемы реализации топлива в Беларуси упадут, есть риск серых перетоков топлива из России», — сказал Кийко.
По его словам, чтобы этого не допустить, в Беларуси будут вынуждены снижать налоговую составляющую в цене на бензин. «Поэтому на горизонте порядка трех лет мы полностью этот доходный источник в стоимости топлива нивелируем. То есть, произойдет его замещение на обычные акцизы. При этом мы начнем снижать акцизы, и этот доходный источник перестанет существовать», — сказал Кийко.
Два года назад Минфин Беларуси оценивал потери доходов при отказе от акцизов на автомобильное топливо в размере порядка 0,7% к ВВП.
- Пошлины на нефть и нефтепродукты повышаются с 1 февраля
- С 28 января повышаются цены на автомобильное топливо
- БНК не продлила долгосрочный контракт с литовской компанией на перевозку продукции в Клайпедский порт
- Посол России назвал успешной работу по переориентации белорусских нефтепродуктов на российские порты
- Нефть-2021: будет ли цена комфортной для Беларуси?
После бурных событий прошлого года, ситуация на валютном рынке Беларуси стабилизировалась, но это обманчивое спокойствие: в текущем году курс доллара на БВФБ может предпринять по крайней мере три попытки вырасти на величину более 10% и превысить уровень 3 рубля за доллар. На стабилизацию валютного рынка указывают итоги января, опубликованные Национальным банком РБ на прошлой неделе.
Уплата налогов должна привести к росту предложения валюты на БВФБ, что вызовет снижение курса доллара еще на 1-2%. В понедельник 15 февраля доллар может подешеветь на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился, хотя и несколько больше ожидаемого: на 1,5% – до 2,5886 рубля за доллар.
Согласно актуальной редакции Налогового кодекса, в 2020 году ставка на бензин 5 класса равняется 12 752 рублей за тонну, Акциз на бензин более низкого класса в 2020 году останется на уровне в 13 100 рублей, в 2021 году увеличится до 13 624 рублей, в 2022 году — до 14 169 рублей. Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива.
Акцизы на бензин в 2021 году
Для того чтобы рассчитать сумму акциза, необходимо применить следующую формулу:
∑Акцизов = База налогообложения * Ставка
Если рассматривать топливную продукцию, то согласно вышеприведенной таблице базой будет считаться реализованный объем, измеряемый в тоннах. Стоит отметить, что для того чтобы не допустить двойного налогообложения (при покупке сырья и реализации готовой топливной продукции), производители уменьшают размер акциза на соответствующую разницу. Однако в ряде случаев это сделать невозможно.
Операции с прямогонным бензином обязывают уплачивать акциз как производителя, так и покупателя. Организации, которые имеют лицензию на производство и реализацию прямогонного бензина, руководствуются особыми правилами.
Если производитель прямогонного бензина имеет соответствующее свидетельство, а также может доказать, что топливо производится для использования в нефтехимической отрасли, он может получить налоговый вычет. При передаче бензина для дальнейшего производства, в рамках предприятия, уплачивать налог не нужно. В таких случаях, специализирующееся на производстве прямогонного бензина предприятие ставит в документации специальную отметку и освобождается от налоговых выплат.
Акцизы на бензин рассчитываются и выплачиваются в определенном порядке. Как уже отмечалось, обязанность по уплате акциза в итоге возлагается на конечного потребителя. В связи с этим на всех этапах реализации топлива, каждый из контрагентов обязан рассчитать сумму акциза и включить ее в стоимость продукта, тем самым передавая эту обязанность следующему звену цепи производитель-потребитель.
Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление.
Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания.
Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.
Продукты, произведенные из нефти, причисляются к подакцизной категории товара. Поэтому их выпуск облагается налогом. Отличительной их особенностью является сложный химический путь получения. Косвенным налогом облагается любая продукция, произведенная из нефти.
Это автомобильное масло, керосин, дистилляторы и другое. В 2019 году на нефтепродукты сохраняется уровень акциза, предусмотренный для предыдущего года. Начисляется он при транспортировке готовой продукции своему филиалу для продажи, дальнейшей обработки или использования в собственных целях.
Формула, по которой вычисляется коэффициент:
А = НБ х НС – НВ, где:
- А – акциз;
- НБ – налоговая база;
- НС – налоговая ставка;
- НВ – налоговый вычет.
Рассчитывать акциз на нефть должно само предприятие, которое занимается производством. Фискальные послабления со стороны правительства направляются на сдерживание рыночных цен на бензин и другую продукцию, предусмотренные для покупателя.
Бензин дорожает: чего ждать водителям
Поднятие ставки на бензин, дизельное топливо и другие производные нефти, не единственный пункт, предусмотренный принятым Федеральным законом №301. Также правительство утвердило изменения механизмы вычисления ставки на прямогонный бензин. В новой редакции размер определяется по следующей формуле:
Апб= ПТ х Спб – В, где:
- Апб – Акциз прямогонного бензина;
- ПТ – подакциз товара (количество измеряется в тоннах);
- С пб – ставка прямогонного бензина;
- В – вычеты (предусмотренные статье 200 НК РФ).
Рост планируется поэтапным, примерно на 5-10% каждый последующий период. Такая динамика направлена на стабилизацию рынка. Отчетным периодом, в который производитель рассчитывает акциз составляет 1 календарный месяц.
Как и в другие периоды, плательщики имеют право получить налоговый вычет. С его помощью снижается размер налогового обязательства. Срок оплаты сохранился без изменений, и внести нужную сумму плательщик должен до 25 числа.
Подобная нестабильность характерна не только для решений по акцизам, экстренно сниженным из-за быстрого роста цен на бензин. Схожим, пусть и обратным по направлению, было решение отказаться в 2016 году от снижения экспортной пошлины на нефть с 42% до 36%, которое планировалось произвести в обмен на повышение базовой ставки НДПИ.
Такой «размен» должен был стать частью налогового маневра, начатого в 2015 году с понижения экспортных пошлин с 59% до 42% и повышения базовой ставки НДПИ с 493 до 766 рублей за тонну.
В 2016 году базовую ставку НДПИ увеличили до 857 рублей за тонну, тогда как пошлины остались на уровне 42% — фактический рост налоговой нагрузки правительство обосновало девальвацией, увеличившей рублевые доходы нефтяников, получающих валютную экспортную выручку.
Однако решение, целесообразное с фискальной точки зрения, не поспособствовало стабильности налоговых условий.
Риск налоговой нестабильности присущ и механизму обратного акциза, который, согласно предложению Минэнерго, должны будут получать НПЗ с глубиной переработки свыше 65%. Этому критерию не отвечают, к примеру, Куйбышевский НПЗ «Роснефти» с глубиной переработки в 60,2% (по данным самой компании) и Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» с 54,8% (согласно данным Минэнерго).
Об утверждении Реестра должностей государственных служащих
Регуляторы с неизбежностью столкнутся с недовольством участников отрасли при администрировании обратного акциза, конфигурация которого, скорее всего, год от года будет меняться. Результатом станет все та же фискальная неопределенность.
Принятые поправки предполагают постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до ее обнуления за шесть лет, с 2019 года до 2024 года. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть вводится специальный корректирующий коэффициент, который будет уменьшаться год от года в течение шести лет.
Так, в 2019 году предельные ставки пошлины (выше которых не может быть установлена пошлина, рассчитываемая по формулам правительства) предлагается умножать на корректирующий коэффициент 0,833, в 2020 году — 0,667, в 2021 году — 0,5, в 2022 году — 0,333, в 2023 году — 0,167, в 2024 году — 0. Таким образом, с 2024 года экспортная пошлина на нефть в РФ будет отменена.
Одновременно будет продолжено плановое постепенное повышение НДПИ. Для этого еще в 2017 году в одну из формул, лежащих в основе расчета НДПИ, был введен повышающий коэффициент, который плавно повышался в 2017-2021 годах.
Система обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении НДПИ может привести к риску роста внутренних цен на нефтепродукты на уровне мировых. Кроме того, ситуация ухудшается наличием акциза на нефтепродукты, которые уплачивают НПЗ. Акцизы на нефтепродукты идут в бюджет РФ для наполнения дорожных фондов.
Несмотря на риски роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки сохраняют рост акцизов на топливо. В 2019 году акцизы на бензин должны вырасти с нынешних 8,2 тыс. рублей за тонну до 12,3 тыс.
рублей на тонну, в 2020 году — до 12,75 тыс. руб./т, в 2021 году — до 13,26 тыс. руб./т. Акцизы на дизельное топливо должны вырасти с нынешних 5,67 тыс. руб./т до 8,54 тыс. руб./т в 2019 году, затем до 8,83 тыс. руб.
/т в 2020 году и до 9,19 тыс. руб./т в 2021 году.
Правила перевозки детей автобусами — Аргуновская школа
Чтобы избежать резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки предполагают введение принципиально нового для нефтяной отрасли РФ механизма — акциза на нефть с так называемой демпфирующей составляющей. Он будет выплачиваться компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке.
Акциз на нефть вводится для НПЗ, имеющих свидетельство о регистрации, или для компаний, перерабатывающих нефть по давальческой схеме. Акциз на нефть рассчитывается по формуле в зависимости от цен на нефть, объемов переработки нефти и производства разных видов нефтепродуктов, курса рубля и логистического коэффициента в зависимости от удаленности НПЗ.
Логистический коэффициент вводится в формулу расчета непосредственно акциза на нефть. Всего было выделено шесть региональных групп, к которым будет применяться данный коэффициент.
НПЗ, подпадающие под логистические коэффициенты, удалены от рынков сбыта, в первую очередь, экспортных, и не могут в случае необходимости быстро компенсировать выпадающие объемы производства за счет других НПЗ.
Самый большой логистический коэффициент в размере 1,5 будет применяться к НПЗ, расположенным в Хакасии и в Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ «Роснефти» .
Коэффициент 1,4 будет применяться к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ «Роснефти».
Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, в республике Коми, в Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ «ЛУКОЙЛа» .
Коэффициент 1,1 применяется к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент может быть применен к нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании «Новый поток» и Коченевском НПЗ компании «ВПК-Ойл». Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка — в размере 600 тысяч тонн.
Получать возвратный акциз на нефть могут только нефтеперерабатывающие компании, имеющие свидетельство о регистрации. Закон подробно прописывает, какие компании имеют право на получение данной регистрации.
Свидетельство о регистрации могут получить компании, имеющие в собственности НПЗ, перерабатывающие собственную нефть или нефть по давальческой схеме.
Право получить такую регистрацию имеют нефтеперерабатывающие компании, подпавшие на 1 января 2018 года под санкции, либо нефтеперерабатывающие компании, производящие из нефти 10% бензина класса 5 и продающие его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн.
Кроме того, регистрацию могут получить компании, перерабатывающие более 600 тыс.
тонн нефти и заключившие с государством до 1 июня 2019 года соглашение о модернизации НПЗ при условии, что данное соглашение является действующим и сроки, указанные в нем, не срываются.
При этом компания, заключившая с государством соглашение о модернизации, либо обязана в итоге выйти на производство из нефти не менее 10% бензина класса 5, либо должна инвестировать в ремонт НПЗ в период с 2016 года по 2024 год не менее 60 млрд рублей.
Кроме того, акциз на нефть может быть обнулен для компаний, которые не смогли произвести из общего объема перерабатываемой нефти более 75% всех видов нефтепродуктов, включая бензин, кокс, мазут, битум и так далее.
Как могут измениться акцизные налоги в 2021 году
Акцизы представляют собой косвенный вид налога, сумма которого закладывается в отпускную цену продаваемой продукции. Налог начисляется и платится производителями товаров, но фактически эти расходы субъект хозяйствования возмещает при продаже изделий, так как их оплачивает конечный потребитель. В бухгалтерии учет акцизов ведется раздельно по всем видам подакцизных товаров, что позволяет обособить начисления, производимые по разным ставкам.
Акцизы / 9:45 25 мая 2018
Акцизы на бензин снизят
Акцизы / 11:46 17 апреля 2020
Обновились данные по топливным акцизам за март
Акцизы / 16:13 31 января 2018
ФНС направила коды видов подакцизных товаров в отношении автомобилей
Акцизы / 10:15 28 ноября 2019
Уточнен порядок заполнения декларации по акцизам на топливо
Акцизы / 14:25 6 февраля 2018
По ряду автомобилей изменился порядок отражения операций с ними в декларации по акцизам
Акцизы / 11:16 13 февраля 2018
Ставки акцизов на легковые автомобили на 2018 год
9:12 26 мая 2011
Премьер подписал постановление о техосмотре
10:52 31 марта 2015
Правила выплаты субсидий производителям транспортных колесных средств изменены
Ставка акциза на сигареты и папиросы в 2020 году повысилась на 4% и составила 1,966 тысячи рублей за тысячу штук плюс 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2,671 тысячи рублей за тысячу штук.
С 1 января на 4% выросла ставка акциза на трубочный, курительный, кальянный, жевательный, сосательный, нюхательный табак, она достигла 3,172 тысячи рублей за килограмм.
Ставка акциза для сигар повысилась на 3,86% (215 рублей за штуку), для сигарилл, биди и кретек — на 3,98% (3,055 тысячи рублей за тысячу штук), для нагревательного табака — на 3,99% (6,04 тысячи рублей за килограмм), для электронных систем доставки никотина — на 4,17% (50 рублей за штуку), для жидкостей к данным системам — на 8,33% (13 рублей за миллилитр).
В этом году увеличение ставок акцизов внесет относительно небольшой вклад в рост стоимости табачной продукции, рассказал руководитель отраслевого информационного агентства «Русский табак» Максим Королев.
«Что касается сигарет, повышение ставок акциза в разумных пределах — около 4% — это намного более щадящий режим, чем в прошлые годы, когда (показатель — ред.) повышали до 40% за один раз. На фоне других причин для повышения цен это влияние будет не очень большим», — сказал он.
Среди других причин подорожания сигарет в новом году Королев назвал запуск цифровой маркировки и «большие налоговый претензии к табачной индустрии». «Поэтому цены вырастут значительно, уж никак не меньше роста по 25% в год, который мы наблюдали последние 3-4 года по Росстату. Я думаю, что можно прогнозировать как минимум такое же повышение. Может быть, и больше, если появятся какие-то новые причины», — заявил Королев.
Следующее повышение ставок на табачную продукцию произойдет с 1 января 2021 года.
- Акцизы, их роль в доходах бюджетов 2019 / Львова Марина Вячеславовна, Зотиков Николай Зотикович, Арланова Ольга Ивановна
- Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации 2016 / Рукина С.Н., Денисова И.П.
- Ценообразование на рынке бензина в России 2017 / Сафина Т.А.
- Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации 2017 / Рукина С.Н., Денисова И.П.
- Современные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности России 2015 / Адушев М. Н.
- Федеральный бюджет в первом полугодии 2019 г. : доля НДС в налоговых доходах растет 2019 / Тищенко Татьяна Владимировна, Белёв Сергей Геннадьевич
- Налоговая нагрузка на компании нефтегазовой отрасли Российской Федерации: демпфирующий механизм vs налоговый маневр 2019 / Валишвили М. А.
- Организационно-нормативные основы нового акцизного налогообложения судоходного бизнеса 2016 / Лаврентьева Е.А., Плавинская Г.А.
- Применение газомоторного топлива в Российской Федерации: проблемы и перспективы 2013 / Грязнов Михаил Борисович
- Изменения акцизного налогообложения топлива 2015 / Петренко А.С., Погожева С.О.
Впрочем, эксперты считают, что производители не будут полностью перекладывать дополнительные расходы на плечи потребителя. Аналитик нефтяного рынка, генеральный директор компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков уверен, что, как и в прошлые годы, разницу разделят 50/50, так как ФАС не позволит перепрыгнуть 4-процентный порог инфляции. «В 2016 году где-то на 4 рубля подскочили акцизы, 2 рубля на себя взяли нефтяные компании и 2 рубля переложили на розничные цены. Так и сейчас будет».
— Автовладельцев значительно это не коснется, поскольку розничный рынок регулируют не биржи уже и не налоговые ужесточения, а исключительно ФАС. Если ФАС сказал, что рост стоимости будет в пределах годовой инфляции, и Эльвира Набиуллина сказала: «Да, мы будем держать инфляцию в 4 процента», — то конечным владельцам автомобилей можно не то что позавидовать, но сказать: «Ребята, не волнуйтесь, 4 процента вам обеспечено к концу года, выше вряд ли и ниже вряд ли». Короче говоря, в районе 4 процентов, максимум 6 процентов составит рост, — считает Костюков.
Впрочем, эксперт тут же оговаривается, что раз повышение внеплановое, то и размер утвержденной инфляции могут переиграть: «Четвертый квартал на носу, и правительство вдруг внеочередное повышение акцизов задумало. Никто же не знал».
— Что касается биржевых цен, то они подскочат. Я посчитал, что если акциз повысят на рубль с литра — такой расчет был у Минфина, то получается, с учетом НДС, 1,4 рубля на дизельное топливо и 1,5 рубля на бензин, — говорит Костюков.