Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ ст 201.8-1 (ред. от 29.12.2021)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ ст 201.8-1 (ред. от 29.12.2021)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.
3. К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, настоящий Федеральный закон применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
4. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, регулирующие несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, содержащиеся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
6. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
7. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 201.8-1. Финансирование мероприятий по завершению строительства
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство);
должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;
денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации;
обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;
руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности;
конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия;
досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;
наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника;
внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему;
конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
временный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
внешний управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
конкурсный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;
представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства.
1. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств.
3. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
4. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
5. В случаях, когда должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 63 настоящего Федерального закона.
1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
2. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику-гражданину — не менее ста минимальных размеров оплаты труда, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
1. Должник — юридическое лицо обращается в арбитражный суд с заявлением должника о признании должника банкротом (далее — заявление должника) на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.
3. Заявление должника может быть подано должником в арбитражный суд при наличии имущества должника, достаточного для покрытия судебных расходов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
1. Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случаях:
когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;
когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
когда органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, заявление должника подается должником в арбитражный суд независимо от наличия обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
2. Руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
3. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
Глава I. Общие положения (ст. 1—29)
Глава II. Предупреждение банкротства (ст. 30—31)
Глава III. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде (ст. 32—61)
Глава III.1. Оспаривание сделок должника (ст. 61.1—61.9)
Глава III.2. Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве (ст. 61.10—61.22)
Глава IV. Наблюдение (ст. 62—75)
Глава V. Финансовое оздоровление (ст. 76—92)
Глава VI. Внешнее управление (ст. 93—123)
Глава VII. Конкурсное производство (ст. 124—149)
Глава VIII. Мировое соглашение (ст. 150—167)
Глава IX. Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц
Для того чтобы признать человека неспособным погасить финансовый долг, необходимо, чтобы:
- срок просрочки по денежным обязательствам составлял не менее 90 суток;
- общая сумма долга превышала 500000 рублей.
Изменения, внесенные в закон о банкротстве, позволяют обратиться в судебные органы людям, не дожидаясь превышения установленного объема задолженности и раньше принятого срока.
За прошедшие годы действия закона существенных изменений законодателем не вносилось. Однако в тексте все же появились некоторые изменения, которые позволили сделать закон о банкротстве физлиц более лояльным.
Правки были следующими:
- Изменение размера вознаграждения для финансовых управляющих с 10 до 25 тысяч рублей — важная поправка, которая была внесена после волны недовольств со стороны управляющих, которых поддержали эксперты, согласившиеся, что услуги данных специалистов требуют более крупного вознаграждения, учитывая степень ответственности финуправляющего на всех этапах дела о банкротстве;
- Увеличение процентов, положенных управляющему после реализации собственности банкрота — изначально закон устанавливал 2% от стоимости проданного имущества, но показатель был увеличен до 7%;
- Снижение размера госпошлины с 6 тысяч рублей до 300 рублей — поправка была обусловлена и без того плачевным финансовым состоянием гражданина, запустившего процедуру банкротства, ведь у многих людей просто не было таких денег на оплату госпошлины.
Новые идеи будут реализованы в ближайшем будущем:
-
Внесудебное (упрощенное) банкротство — проект призван упростить процедуру, сократить сроки на производство и разрешить бесплатное банкротство.
Банкротство без суда и управляющего позволит быстро и бесплатно признать себя финансово несостоятельным — это чрезвычайно актуальное нововведение, поскольку многие россияне боятся запускать процедуру банкротства по причине ее высокой стоимости;
- Идея использовать МФЦ для подачи заявления на внесудебное банкротство простых граждан. Сотрудники многофункциональных центров должны будут писать вместе с должниками заявления о банкротстве, помогать им в сборе необходимых для открытия дела документов. То есть фактически выполнять бесплатно всю ту работу, которую сейчас осуществляют юристы и управляющие по банкротству.
На данный момент в законе о финансовой несостоятельности физических лиц есть некоторые недочеты, однако они по большей части касаются стоимости услуги банкротства, которая по-прежнему слишком высока для большинства россиян. Но есть все шансы, что проблема будет решена с принятием упрощенного банкротства — нужно только дождаться принятия соответствующих поправок.
Если Вы хотите прямо сейчас получить ответы на все вопросы по поводу закона о банкротстве физлиц или Вы хотите узнать, как добиться признания некредитоспособности в суде быстро, обратитесь к нашим консультантам! Мы обеспечим полное юридическое сопровождение и проследим за тем, чтобы Ваши права были соблюдены.
Для получения профессиональной юридической консультации позвоните нам по телефону или напишите онлайн.
Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ
Статья 1 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» содержит определение отношений, являющихся сферой регулирования закона. Это отношения, которые возникли между тремя сторонами (кредиторами, должником, третьими лицами) по причине ненадлежащего исполнения должником денежных обязательств перед кредиторами.
Федеральный закон о банкротстве юридических лиц определяет механизм предупреждения финансовой несостоятельности, регулирует порядок процедур в арбитражном суде, проводимых в рамках рассмотрения дел о банкротстве. Юридическое лицо может быть признано банкротом только на основании судебного решения.
Некоторые положения законодательства вступают в противоречие с Гражданским кодексом, но при этом нормы закона № 127-ФЗ являются приоритетными (то есть положения ГК применимы в той степени, в которой не противоречат закону о банкротстве).
Таким образом, закон «О банкротстве» — это главный документ, определяющий порядок правоотношений, которые возникают при проведении судебной процедуры.
Законодательство различает общие признаки банкротства (статья 3 ФЗ), применимые к отдельным категориям организаций или рассматриваемые в рамках сложившихся специфических ситуаций. К общим положениям, включенным в закон о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, относятся:
- неспособность уплачивать обязательные платежи в течение трех месяцев от утвержденной даты их исполнения (просроченная задолженность перед кредиторами или государством);
- сумма просроченной задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.
Федеральный закон «О несостоятельности» предусматривает проведение пяти этапов в делах о банкротстве, определяет порядок мероприятий и их задачи. Мировое соглашение, являющееся частью процедурного механизма, разрешено проводить и возобновлять на всех стадиях судебного производства.
Стадии (этапы) дела тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются в законодательной последовательности:
- наблюдение;
- финансовая санация;
- перевод под внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Рассмотрим подробнее каждую стадию процедуры о финансовой несостоятельности.
Цель финансовой санации — восстановление платежеспособности организации. На этом этапе выявляются скрытые резервы и возможности компании по погашению долга. Восстановление бизнеса (реанимация хозяйственной деятельности) представляет собой наиболее благоприятное для всех сторон разрешение конфликта, если банкротство не является фиктивным.
На первом собрании кредиторами принимается решение о санации с одновременно разработанной схемой и графиком по выплате задолженности.
Ходатайство о применении стадии допускается к обсуждению и последующему голосованию в случае предоставления документа не позже, чем за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов.
Один экземпляр поступает в распоряжение временного управляющего, другой — в арбитражный суд. Перечень документов, подтверждающих возможность проведения финансовой санации и прилагаемых к ходатайству, определен статьями 77 и 78 закона о банкротстве.
К общим обязательным бумагам относятся: гарантия обеспечения выполнения обязательств (поручительство, залог, гарантии банков, государственных или муниципальных учреждений), план финансового оздоровления, график погашения задолженности.
В период финансового оздоровления предпринимается ряд действий:
- отменяются решения по взысканию долга, принятые до суда;
- вводится запрет на выдачу дивидендов и выплату процентов по ценным бумагам;
- запрещается проводить бартерные, зачетные и другие операции с обязательствами;
- снимается арест с активов организации, прекращается начисление каких-либо финансовых взысканий.
Арбитражный управляющий — лицо, отвечающее за исполнение плана финансовой санации.
Процедура проводится в течение двух календарных лет. Это максимальный срок, определенный законодательством для стадии финансовой санации. В том случае, когда предпринятые меры не привели к реанимации бизнеса, принимается решение о переходе к внешнему управлению или продаже активов (конкурсному производству).
Закон разрешает подписать мировое соглашение на всех этапах банкротства. Предложение об урегулировании конфликта может быть инициировано должником или кредиторами, но его реализация возможна только при согласии двух сторон. Если инициативу проявляют кредиторы, то это решение утверждается на общем собрании. После подписания мирового соглашения процедура ведения дела о финансовой несостоятельности автоматически прекращается.
В документе прописывается:
- порядок погашения задолженности;
- график платежей;
- форма проведения расчетов и суммы (в том числе процентные ставки).
В документе могут содержаться другие условия, не противоречащие законодательству, а также принимать участие третьи лица. Чаще всего это инвесторы, заинтересованные в сохранении бизнеса (физические и юридические лица).
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (127-ФЗ) 2021, 2020
Банкротство юридического лица — это прекращение деятельности организации по решению арбитражного суда в связи с признанием финансовой несостоятельности.
Заявление в суд для возбуждения дела о банкротстве имеют права подавать:
- должник;
- кредиторы;
- уполномоченные органы (ФНС, прокуратура, Минфин и государственные организации).
Важно! Заявитель имеет право выдвинуть кандидатуру арбитражного управляющего, который наделен полномочиями управлять компанией-должником во время проведения процедуры банкротства. Исходя из этого положения, в определенных ситуациях выгодно первому подать заявление в арбитраж.
Закон определяет обязанность должника подавать иск в арбитраж о признании себя банкротом в течение одного месяца с момента выявления признаков финансовой несостоятельности.
Положительный момент завершения банкротства для должника — освобождение от денежных обязательств. Отрицательные стороны:
- потеря финансов;
- утрата репутации надежного бизнес-партнера;
- пристальный надзор со стороны органов правосудия.
Поскольку фиктивное банкротство, несмотря на серьезное наказание, по-прежнему распространенное явление, руководство организаций-должников тщательно проверяют на предмет возможного мошенничества и финансовых нарушений.
В случае подтверждения фактов, свидетельствующих против должника, предусмотрено административное и уголовное наказание. Кредиторы, не получившие свои деньги, нередко обращаются в суд для обвинения руководства в противоправных действиях, если есть документальные доказательства вины ответственных лиц.
Даже, если банкротство не было умышленным, судебные разбирательства являются стрессом для ответчика, тем более что решения не всегда бывают объективными. В зону ответственности попадают:
- учредители;
- генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер;
- лица, распоряжавшиеся акциями и имуществом предприятия.
Таким образом, объявление организации банкротом далеко не всегда является окончанием судебных тяжб.
Вопросы, связанные с банкротством физического лица в РФ, регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В нем прописаны основания для признания должника банкротом, порядок этой процедуры, а также реализация определенных механизмов для предотвращения несостоятельности. При признании должника банкротом законом регулируются процессы расчетов между должником и его кредиторами, включая порядок взыскания задолженности.
Если в арбитражном суде удалось доказать неплатежеспособность должника, то суд может признать банкротом физическое лицо. Судебное признание несостоятельности должника возможно при условии, что сумма долга превышает 500 тысяч рублей, а задержка выполнения обязательств длится более трех месяцев. Признание несостоятельности происходит не чаще 1 раза в 5 лет. Исковое заявление может быть подано и со стороны должника, и со стороны кредиторов.
В разделах закона описываются подробности процедуры.
- Глава 1 объясняет основные положения закона, регламенты ключевых процессов, определение ответственных лиц, ключевых обязанностей и другие особенности;
- Глава 2 посвящена предупреждению несостоятельности лиц путем применения к ним различных превентивных мер и санации;
- Глава 3 определяет порядок рассмотрения судебного дела на всех этапах от инициирования до окончания;
- Главы 4-8 регламентируют процессы на разных стадиях банкротства организаций.
- Глава 9 описывает особенности данного процесса для компаний-должников.
- Глава 10 утверждает порядок банкротства частных лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- Глава 11 рассматривает особенности проведения процедуры в упрощенной форме, в случае, если должник − это отсутствующее или ликвидируемое лицо;
- Глава 12 показывает итоговые положения, в том числе перечень потерявших актуальность статей, актов, законов.
Федеральный закон № 127-ФЗ был принят Государственной думой 27.09.2002, и позже одобрен Советом Федерации 16.10.2002. Но описанный в нем порядок был применим только к юридическим лицам, а также ИП. Позднее, 1 октября 2015 года, были введены новые нормы закона, определяющие возможность для признания банкротом физического лица и порядок применяемых к нему действий.
В декабре 2018 года ФЗ был обновлен. Основой изменений Закона стали исправления, внесенные в Федеральные законы № 391-ФЗ, № 322-ФЗ, и № 473-ФЗ.
Основные изменения закона, вступающие в силу 1 января 2019 года:
- минимальный компенсационный фонд СРО увеличен до 50 млн рублей;
- компенсационная выплата из фонда СР арбитражных управляющих в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением обязанностей арбитражного управляющего не может превысить 50% от размера фонда (ранее данная выплата не могла быть более 5 млн р.);
- потребуется дополнительно указывать сведения о величине страховых резервов по договорам страхования, виды активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, их стоимость и размер недостающей части;
- выводы о восстановлении платежеспособности страховой компании теперь должны учитывать анализ применения мер по предупреждению банкротства, установленных в законе;
- передача страхового портфеля возможна нескольким управляющим страховым организациям.
В перспективе можно ожидать изменение закона по нескольким основным направлениям:
- Введение упрощенного порядка процедуры для физических лиц, сумма долга которых не превышает 900 тыс. рублей, количество кредиторов не более 10, а место жительства не менялось 4 месяца. Инициация процедуры возможна только со стороны должника, а ее срок не превысит 4 месяца. Это позволит снизить затраты, необходимые для процесса.
- Законодательно закрепить за должником возможность получения бесплатной консультации в МФЦ по этой теме.
- Пересмотр неприкосновенности единственного жилья банкрота. Возможно, что жилье смогут изымать для реализации, но обязательным пунктом станет покупка взамен другого, более скромного. На данный момент такое предложение имеет ряд спорных и неясных моментов.
- Наиболее вероятным изменением можно считать передачу управляющим соответствующие полномочия для установки требований кредиторов к должнику. Новый порядок рассмотрения требований позволит снизить нагрузку на арбитражные суды, 40% дел, в которых посвящены банкротству. С данной инициативой Верховный Суд выступил в ноябре 2018 года.
Определения банкротства прописаны также в Гражданском кодексе:
- статья 25 посвящена несостоятельности гражданина;
- статья 65 − несостоятельности юридического лица.
Относительно порядка действий в обоих случаях статьи ссылаются на Федеральный закон № 127-ФЗ.
В соответствии со ст. 61.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под контролирующими должника лицом является юридическое или физическое лицо, которое имеет либо имело не более чем за 3 года, которые предшествовали возникновению признаков несостоятельности, и после возникновения таких признаков до принятия арбитражным судом РФ заявления о признания физлица или юрлица банкротом право давать обязательства, для того чтобы исполнить должником указания.
Ввиду масштабности закона возникает необходимость рассматривать его положения, разделив закон на определенные смысловые части. Перейдем к теме банкротства физических лиц и индивидуальных предпринимателей (в т.ч. завершивших свою деятельность), которую регламентирует глава X (статьи 213.1 — 213.32 § 1.1) «Банкротство гражданина». Отдельные положения также содержатся в главах I — III.1, VII, VIII, параграфе 7 главы IX и параграфе 2 главы XI настоящего федерального закона.
В России процедура банкротства физических лиц была узаконена в июне 2015 года. Тогда же законом была закреплена возможность применения трех инструментов дела о банкротстве физических лиц: реструктуризации, реализации имущества должника, заключения мирового соглашения.
Крайне ответственно к процедуре банкротства необходимо подходить физическим лицам, являющимся владельцами или руководителями организаций и предприятий. Доля акций банкрота-учредителя будет выставлена финансовым управляющим на продажу, что грозит большими рисками для стабильной деятельности организации. В случае признания банкротом руководителя, по закону тот лишается своего поста на срок в три года, а компания в связи с этим претерпевает тяжелый удар по репутации.
Если существуют предпосылки к банкротству, рациональным решением будет расторжение трудового договора по собственному желанию руководителя или заблаговременный вывод физического лица из круга учредителей компании.
Большое число ограничений согласно закону начинает действовать еще в процессе рассмотрения дела о банкротстве:
- На время процесса физическое лицо лишается права проведения сделок купли-продажи и дарения имущества, передачи его в залог, выдачи поручительства;
- Судом может быть вынесен запрет на выезд из России;
- Запрещено распоряжаться средствами на банковских счетах, а все банковские карты должны быть переданы финансовому управляющему. Однако в случае, если суд принял решение о реструктуризации, за гражданином сохраняется право открыть специальный банковский счет, средствами на котором он может распоряжаться без согласования с финансовым управляющим. Однако сумма совершенных операций в месяц не должна превышать 50 000 рублей (согласно ч. 5.1 ст. 213.11 закона 127 ФЗ).
Правовые последствия процедуры банкротства являются ее самым значительным минусом. В отличие от потенциальных рисков, как для кредиторов — понести убытки, так и для самого физического лица — остаться без значительной части накоплений и имущества, правовые последствия неизбежны.
В статье 213.30 закона ФЗ 127 прописаны последствия, наступающие после признания гражданина несостоятельным и прекращения производства по делу о банкротстве:
- На протяжении пяти лет при обращении за получением кредита или займа, гражданин обязан сообщать кредитору о своем банкротстве;
- Если имела место реализация имущества, в течение пятилетнего срока новая процедура банкротства не может быть запущена по заявлению физического лица;
- Как уже было сказано, гражданин лишается права занимать должность руководителя или каким-либо образом участвовать в управлении компанией на 3 года. В течение пяти лет он не вправе занимать управленческие должности в таких организациях, как страховые и микрофинансовые компании, инвестиционные, паевые и негосударственные пенсионные фонды. Запрет на управление кредитными организациями составляет срок в 10 лет.
Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) вступил в силу в Российской Федерации в октябре 2002 года. Он состоит из преамбулы, глав и статей. Им регулируются правоотношения по признанию несостоятельными юридических лиц. Говоря доступным языком, здесь установлены отдельные аспекты осуществления денежных расчетов, меры по предупреждению банкротства и др.
Отдельными главами в законе регулируется порядок признания лица банкротом, последствия этого, порядок и очередность погашения долговых обязательств и др.
Банкротству юр. лиц посвящены как положения гражданского законодательства, так и непосредственно нормативный правовой акт номер 127. Для того чтобы признать юридическое лицо должником, необходимо вынести специальный акт.
Стоит отметить, что инициатором данного процесса может стать как сам генеральный директор фирмы или правящий совет, так и любое другое заинтересованное лицо. Например, это может быть работник, которому более трех месяцев не выплачивают положенную ему заработную плату.
Дела подобного рода могут быть рассмотрены исключительно органами арбитражного суда. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции не допускается в соответствие с законодательством.
ЕФРСБ – это единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Именно там можно узнать, какое юрлицо находится в данной процедуре, на какой стадии процесс банкротства, кто конкурсный управляющий и др.
Данный интернет ресурс является очень полезным. Прежде всего, с помощью него можно проверить своего контрагента. Это необходимо для того, чтобы избежать в будущем нарушений по исполнению обязательств, вытекающих из договоров.
Сайт полезен и для кредиторов, которые имеют те или иные претензии к юридическому лицу, находящемуся в процедуре банкротства.
Ранее при продаже имущества юридическим лицом, в особенности, если это жилые помещения, в полной мере применялось законодательство о долевом строительстве. Теперь же в соответствие с последними изменениями данные нормы не применяются. Используется только жилищный и гражданский кодекс, а также ФЗ 127.
Нововведения коснулись и порядка осуществления контроля за восстановлением платежеспособности. Теперь все основные полномочия, в том числе и по разработке планов и требований, переданы в компетенцию контрольных органов.
Ипотека – это заем на приобретение жилого помещения. Ипотекой могут воспользоваться как физические так и юрлица.
Если у физического лица, который приобрел квартиру в ипотеку, она является единственным жильем, при процедуре банкротства ее не отнимут. Иные положения установлены в отношении юридических лиц. В целях удовлетворения требований кредитора, такое жилое помещение может быть изъято и тем самым долг по ипотеке будет погашен.
⇒ Скачать закон полностью со всеми частями можно в нижней части страницы.
Эта статья устанавливает признаки банкротства.
Заявить о проведении дела о банкротстве юрлица могут в таких ситуациях:
- Когда имеется задолженность по выплате заработной платы.
- Когда имеется определённая сума долговых обязательств.
В отношении отдельных категорий организаций, например, ООО, АО и др. могут быть установлены и другие основания.
Закон о банкротстве юридических лиц в этой редакции рассматривал основные положения признания компаний, организаций, фирм несостоятельными.
В частности, НПА вывел 4 стадии банкротства, каждая из которых имеет свои особенности и алгоритм ведения:
- Наблюдение.
- Финансовое оздоровление.
- Конкурсное управление.
- Мировое соглашение.
Со временем, были внесены изменения в предыдущую редакцию (от 2002 года). Но суть процедур осталась прежней.
Первоначально закон был принят для организаций, которые не сумели остаться в экономическом обороте и обанкротились. Положения НПА регулировали порядок признания ЮЛ банкротом, установили требования, предъявляемые к процедуре, правовой статус участвующих в ней лиц.
После внесения дополнений, в 2015 году положения НПА установили порядок признания банкротом не только ЮЛ, но и граждан. Необходимость закона, который бы регулировал этот вопрос, была очевидной. Количество должников в России резко возросло, особенно, это связано с невыплатой кредитов.
В действующей редакции закона установлены обстоятельства, при которых гражданин может признаваться как несостоятельный. Кроме того, указывается на порядок проведения банкротства, круга участников этого процесса, ответственность сторон, последствия. Суть закона состоит в том, чтобы помочь гражданам разобраться с накопившимися долгами, если у них нет возможности удовлетворить требования кредиторов.
Закон о банкротстве физических лиц
Закон устанавливает критерии, по которым гражданин может быть признан в качестве банкрота.
- Размер задолженности: общая сумма составляет не менее 500000.
- Невозможность погашать долги в течение 3 месяцев.
- Гражданин осознает, что он не может удовлетворять финансовые требования кредиторов.
- Гражданин еще может платить по обязательствам, но понимает, что через некоторое время он не сможет это делать. Например, это ситуация, когда человек от работодателя получил письменное уведомление о том, что его фирма сокращает персонал. Из этого следует, что работник трудится 2 месяца, а потом остается без работы.
Инициатором несостоятельности может быть кредитор человека, он сам. Обычно кредиторы подозревают, что их должник имеет возможности для погашения финансовых обязательств, но намеренно этого не делает. Для инициирования судебного разбирательства должник, кредитор подает в АС иск. В нем описываются обстоятельства, которые привели человека к долгам. Вместе с иском подаются документы, подтверждающие правоту заявителя.
Текущий закон предъявляет три варианта действий в рамках судебного процесса:
- Реализация имущества и погашение долга кредиторам за счет этой сделки.
- Реструктуризация. Заемщик вступает в новые кредитные отношения. Ему выдают займ на условиях, которые он в состоянии исполнять. Чаще всего пересмотру в новом кредите подвергаются % ставки и срок выплат.
- Мировое соглашение. В нем действует договоренность, достигнутая между сторонами. Это заемщик и кредитор. Согласие достигнуто по предмету выплаты долга, сроков, размера перечислений.
Одним из условий признания гражданина банкротом выступает сумма его долга. По общим правилам, она составляет 500000. Деньги должник не выплачивает кредиторам три месяца.
Гражданин обязан подать на себя в суд для признания его в качестве банкрота, если сумма долга – 500000 и выше, он его не выплачивает три месяца. Причем закон устанавливает для гражданина срок обращения: не менее 30 дней со дня, когда человек понял, что выплатить долги ему не удается. Если он скрыл этот факт, то привлекается к ответственности по КоАП. Это ст. 4.13 Кодекса. В отличие от ЮЛ, заемщик несет индивидуальную ответственность. При банкротстве, например, ООО учредители отвечают субсидиарно.
Закон позволяет гражданину обратиться в АС РФ, если его материальное положение не позволяет оплачивать финансовые обязательства. При этом человек понимает, что в будущем времени ничего не изменится в сторону улучшения и получения прибыли, доходов. Кроме того, заемщик не обладает достаточным имуществом для покрытия всех долгов. Например, реализация его собственности позволит удовлетворить финансовые претензии двух кредиторов. А третий останется без погашения долга. Такое запрещено.
Арбитражный управляющий в делах о несостоятельности граждан – это лицо, выполняющее посреднические функции между судебной инстанций и гражданином, который подает туда иск. Во время судебного разбирательства Арбитражный управляющий будет вести финансовые дела должника.
Нужно найти соответствующего специалиста из СРО (он должен быть ее членом), подписать с ним договор. Если человек не предоставил эту единицу в суде, то его дело закроют.
Ответственность по делам о несостоятельности граждан наступает по уголовному и административному кодексу. В частности, УК РФ содержит триаду статей, которые содержатся в разделе экономических правонарушений:
- Ст. 195: неправомерные действия при процедуре несостоятельности гражданина.
- Ст. 195, ч. 1: сокрытие имущества при банкротстве.
- Ст. 195. ч. 2: должник заплатил одному кредитору по долгам, но не удовлетворил финансовые претензии остальных.
- Ста. 195, ч. 3: создание помех в работе финансового управляющего.
- Ст. 196: преднамеренное банкротство.
- Ст. 197: фиктивное банкротство.
Статьи 14.12 и 14.13 КоАП аналогичны со статьями УК РФ, но разница состоит в тяжести совершения преступлений.
Поскольку этот юридический документ (ФЗ 127 ) еще новый, то соответственно для физических лиц в нем выявляются недостатки, которые Дума исправляет, принимая какое-либо дополнение, поправки. Последняя поправка была принята в ноябре 2017 г. Там более точно, четко прописывается ряд технических процедур, которые были упущены, когда происходило вступление всего документа в силу. Например, действующий акт пополнился описанием процесса оплаты услуг арбитражного управляющего.
Эффективность реструктуризации долгов, проведения всей процедуры зависит от арбитражного управляющего, который имеет внушительные обязанности, чтобы выполнять такие общие положения данного ФЗ:
1. Защищать любое имущество должника;
2. Анализировать финансовое положение;
3. Вести точный реестр требований кредиторов;
4. Экономно, разумно тратить средства должника;
5. Заявлять о правонарушениях со стороны участников.
Для этого Российская Федерация дала возможность этим людям проводить собрание кредиторов, переговоры, нанимать других специалистов, получать информацию об имуществе и тд. Такое внешнее управление должно принимать меры для выявления фиктивного банкротства, разбираться в каких-либо схемах, причем отдельный пункт ФЗ указывает, что управляющий должен вносить информацию об этом на рассмотрение суда. В отличие от процедуры банкротства юрлиц здесь отсутствует наблюдение, временная администрация. Указывает права, обязанности управляющих ст. 20.
Первая версия закона о банкротстве была разработана правительством РФ еще в 1992 году, когда в стране только начинали действовать принципы рыночного регулирования. Но ввиду быстрых темпов развития экономики этот правовой акт не мог охватить все нюансы. Поэтому 2 декабря 2002 года был принят унифицированный закон №127-ФЗ, регулирующий процедуру банкротства. Он является действующим и по сей день, но за годы своего существования подвергался не одной редакции. Например, внесенные в октябре 2015 года изменения в закон открыли возможность банкротства для физических лиц.
Законодательство устанавливает, как должны осуществляться все процессы, связанные с расчетами между должником и его кредиторами. Оно регламентирует:
- порядок подачи заявления об инициировании дела о банкротстве;
- применение мер, предотвращающих несостоятельность;
- введение в действие различных стадий банкротства и их реализацию.
Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) состоит из 12 глав. В соответствии с ГК РФ и АПК, он устанавливает основания для признания должника несостоятельным, регулирует порядок и условия проведения процедуры банкротства, прописывает меры по предупреждению несостоятельности. Действие закона с последними изменениями распространяется на юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и иностранных инвесторов.
Кредитные организации являются основой банковской системы страны, их деятельность неразрывно связана с развитием экономики в целом. Поэтому процедура банкротства кредитных организаций требует особого подхода. Именно по этой причине девятая глава Федерального закона №127-ФЗ была дополнена параграфом 4.1. Его положения устанавливают правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также порядок и условия осуществления мер по его предупреждению.
Банкротство – довольно сложная процедура, но она является единственным законным шансом освободиться от долгов. Следует также учитывать, что это не способ избавления от обязательств, а всего лишь экстренная мера их выполнения. Во время проведения процедуры может быть предпринят комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника. Преднамеренное или фиктивное признание себя банкротом уголовно наказуемо.
Закон регулирует отношения, возникающие при неспособности частных и юридических лиц, ИП отдать долги кредиторам.
Он устанавливает:
- Порядок подачи заявления и инициирование дела о несостоятельности;
- Применение мер, направленных на предотвращение банкротства;
- Введение в действие и ход различных стадий производства и т. д.
Нормы, касающиеся граждан, были введены ФЗ № 153 от 29.06.2015 и начали действовать в октябре 2015 г.
Банкротство организаций начинается с направления заявления в арбитражный суд от самого должника, его кредиторов, работников, налоговой службы. При этом если у последних обращение в АС — право, то у юрлица в некоторых случаях это обязанность. Она наступает, когда просрочка по выплатам задолженности превысит 3 месяца, и у компании нет ни денег, ни ресурсов, чтобы ее погасить.
Сам процесс делится на несколько этапов:
- Подготовительный (наблюдение);
- Два реабилитационных;
- Один заключительный, предшествующий ликвидации — конкурсное производство (продажа имущества на торгах).
Цель арбитражного суда не только добиться от юрлица выполнения всех обязательств, но и сохранить ее активы и обеспечить дальнейшую хозяйственную деятельность.
На каждом этапе процедуры стороны вправе заключить мировое соглашение, то есть полюбовно договориться о графике погашения долга, рассрочке или отсрочке платежей, обеспечении.
Банкротство юрлиц длится от полугода (упрощенное производство) до 3,5 лет. Расходы на вознаграждение управляющему, публикацию сведений в госреестре, оплату услуг оценщиков, аудиторов и др. несет должник.
Иск о признании гражданина несостоятельным в арбитражный суд может направить:
- Сам должник;
- Его кредиторы;
- ФНС.
Суд, рассмотрев и посчитав заявление обоснованным, назначает финансового управляющего.
Банкротство граждан состоит из 2 процедур:
- Реструктуризации задолженности,
- Реализации имущества.
Реструктуризация — это реабилитационная процедура. Она вводится, если должник может благодаря наличию дохода самостоятельно исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для этого у него есть срок, не превышающий 3 лет.
Если план поэтапного погашения задолженности не выполнен, гражданина признают несостоятельным. Начинается стадия реализации (продажи) имущества и расчетов с кредиторами. По итогам процедуры должник освобождается от финансовых обязательств.