Минимальный срок страхования осаго в 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальный срок страхования осаго в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Несмотря на установленный законом стандартный период, страховщики в целях привлечения клиентов готовы предложить договор с более коротким сроком действия. Также на время актуальности полиса может повлиять категория транспорта. Он может быть не предназначен для круглогодичной эксплуатации.
Минимальные сроки составляют:
- 3 месяца для физических лиц;
- 6 месяцев для юридических лиц.
Уменьшение периода действия страховки напрямую влияет на ее стоимость. Она уменьшается. Но застраховать машину 2 или 3 раза в течение года существенно дороже, чем оформить один стандартный договор.
Для расчета стоимости страховки на срок менее года устанавливается отдельный коэффициент сезонности, который можно увидеть в таблице.
Кол-во месяцев |
Коэффициент |
3 |
0,5 |
4 |
0,6 |
5 |
0,65 |
6 |
0,7 |
7 |
0,8 |
8 |
0,9 |
9 |
0,95 |
10 и больше |
1 |
Цена полиса при уменьшении периода его действия меняется непропорционально числу месяцев. Коэффициент 0,5 (при покупке на 3 месяца) – это половина стандартной стоимости, при страховании на срок 10-11 месяцев скидка не предусмотрена вовсе.
Обратите внимание! Оформление нескольких страховок за 12 месяцев не будет выгодно также из-за особенностей расчета КБМ, так как безаварийное вождение определяется за годовой период.
Минимальный срок страхования автомобиля по ОСАГО в 2021 году
Можно оформить ОСАГО на период, составляющий менее 3-х месяцев. Это возможно в двух случаях.
- Для авто, зарегистрированных в других государствах, первичное страхование на территории страны временного пребывания оформляется на 5-15 дней, в дальнейшем срок продлевается каждые 3 месяца.
- Если автомобиль новый, имеет транзитные номера и перегоняется на территорию дальнейшего нахождения для постановки на учет, то можно оформить страховку сроком на 20 дней.
Чтобы узнать точную стоимость полиса, можно воспользоваться:
- формулой;
- онлайн калькулятором на сайте страховщика.
В первом случае используется стандартная формула:
Стоимость = Бт* Кт * КБМ * Квс * Ко * Км * Кп* Кн,
в которую нужно подставить коэффициенты:
- базового тарифа Бт (зависит от конкретной страховой);
- территориальности Кт (для физлиц учитывается место регистрации авто, для юрлиц – организации);
- бонус-малус КБМ (учитывает историю вождения, предполагает скидки за безаварийность за предыдущий период);
- возраста и стажа Квс (чем старше водитель и чем больше его стаж, тем дешевле страховка);
- ограниченности Ко (учитывает число лиц, включенных в договор и имеющих право на управление авто);
- мощности двигателя Км;
- периода страхования Кп (учитывает количество месяцев, на которые оформляется соглашение);
- нарушений Кн (учитывает наличие и количество штрафов за истекший период).
Минимальный срок страхования авто в ОСАГО
На следующий год стоимость ОСАГО составит:
было ДТП | новая цена ОСАГО | переплата |
---|---|---|
без аварий | 7512 руб | |
авария с 1 выплатой | 12257 руб | 4745 руб |
авария с 2 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
авария с 3 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
Вычислить цену «укороченного» страхового договора водитель может самостоятельно. Для проведения расчёта имеется специальная формула:
Ц = Бт х Кт х КБМ х Квс х Ко х Км х Кп х Кн, где:
- Ц – искомая цена.
- Кт – территориальный коэффициент.
- КБМ – личный класс в системе «бонус-малус».
- Квс – длительность стажа вождения.
- Ко – количество водителей, вписываемых в полис.
- Км – мощность мотора страхуемого автомобиля.
- Кп – период действия договора.
- Кн – число административных взысканий за нарушение ППД за истёкший страховой год.
Уменьшение срока действия договора целесообразно в ситуациях, когда ваша машина эксплуатируется лишь несколько месяцев в году. Заключение же двух-трёх укороченных страховок в году будет невыгодно из-за применяемого к ним сезонного коэффициента. Поэтому, решая заключить ОСАГО на короткий период действия, нужно рассчитать все возможные недостатки такого решения.
ОСАГО практически с самого его введения вызвало немало споров. Такой продукт не самый выгодный, а иногда убыточный для страховщиков (страховых компаний), а также зачастую крайне несправедливый непосредственно для водителей.
Главным минусом многие считают усредненные и унифицированные расчеты стоимости. Пока при подсчете итоговой цены учитываются разные факторы, но деление на категории крайне поверхностно и нерационально. Так, в регионе с высоким территориальным коэффициентом даже аккуратный и не нарушающий ПДД водитель будет платить больше, нежели безответственный и агрессивно управляющий ТС автовладелец, который ездит в российском субъекте с минимальными региональными коэффициентными значениями.
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Минимальная страховка ОСАГО в 2021 году – сроки и расчет стоимости
Базовая ставка в 2021-ом году устанавливается российским Центробанком (до 2015-го она назначалась правительством). Но это не фиксированная сумма, а диапазон, за который страховщики не могут выходить.
Пока базовые тарифы всех российских страховщиков не могут быть ниже 2746 рублей и выше 4942. И таковым диапазон стал в 2019-ом году после старта реформы и расширения «коридора» на 20%. На 2020-ый год было запланировано еще два увеличения диапазона: на 40% с первого января и еще на 30% с первого октября. Но пока ставки остаются прежними.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2021-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
В страховом полисе должны указываться данные не только непосредственно основного владельца автомобиля, но и всех лиц, которые ТС управляют. И если во время остановки машины инспектором за рулем находится водитель, сведений о котором в ОСАГО нет, то это расценивается как нарушение первой части 12.37 статьи КоАП. Здесь написано, что при невыполнении предусмотренного полисом условия управления транспортным средством исключительно указанными в документе водителями налагается административный штраф, величина которого составляет 500 рублей.
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2020-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2021-ом году, так и в нынешнем 2020-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2021 году — изменения в КоАП
Чтобы узнать принцип оформления страховки на минимальный срок, следует разобраться в основных понятиях при страховании. Многие владельцы автомобилей путают определение срока действия договора с периодом управления машиной в течение одного года. При заключении договора со страховой компанией вне зависимости от способа (на сайте онлайн или при посещении офиса агентства) минимальный срок страхования всегда составляет один год. Однако существует понятие периода использования, который может отличаться от срока страхования.
Период управления автомобилем отражает общее количество месяцев, когда владелец машины управляет зарегистрированным ТС.
Минимальный срок эксплуатации в 2021 в соответствии с действующими законами РФ составляет 3 месяца. При необходимости владелец автомобиля заключает годовой договор с указанием периода вождения (от 3 до 12 месяцев).
Минимальные сроки эксплуатации актуальны для следующих категорий водителей:
- Водителям, которые используют автомобиль только в теплое время года, выгоднее будет заключать договор с указанием ограниченного периода использования ТС.
- Если владелец машины часто уезжает в командировки или редко бывает в регионе проживания, ему также выгоднее указать минимальный срок страхования.
- Возможность указания минимального времени управления ТС подойдет для тех, кто желает продать автомобиль в ближайшее время.
- В любом другом случае, когда машина используется в течение ограниченного времени, тоже будет актуальна страховка с установлением минимального периода эксплуатации ТС.
Для получения более подробной информации обратитесь за помощью к сотруднику страхового агентства или напишите письмо в службу поддержки. В зависимости от особенностей работы страхового агентства предоставление полиса с указанием ограниченного времени эксплуатации ТС может отличаться.
Если водитель приобретает годовое страхование с указанием ограниченного периода действия полиса, для него применяются специальные коэффициенты для расчета стоимости.
Кол-во месяцев | Коэффициент |
3 | 0,5 |
4 | 0,6 |
5 | 0,65 |
6 | 0,7 |
7 | 0,8 |
8 | 0,9 |
9 | 0,95 |
10 и больше | 1 |
Для удобства применяются таблицы, позволяющие точно определить цену полиса в зависимости от количества месяцев его действия:
- За квартал пользователь заплатит 50% стоимости.
- За 4 месяца цена составит 60% от базового тарифа.
- 5 месяцев обойдутся за 65% от ставки.
- Полгода будут стоить 70%.
- За 7 месяцев придется заплатить 80%.
- 8 и 9 месяцев будут стоить 90 и 95 процентов от полной цены соответственно.
- 10, 11 и 12 месяцев будут стоить так же, как и полноценный год страхования.
Чем меньше время управления автомобилем, тем больше стоит каждый месяц полиса по сравнению с годовым тарифным планом.
При заключении договора со страховщиком на минимальный срок использования ТС владелец машины оплачивает только часть годового обслуживания полиса. При этом расчёт стоимости производится на основании понижающих коэффициентов. Если в ходе эксплуатации автомобиля у водителя появилась необходимость продления страховки, можно сделать это в офисе компании или на сайте онлайн.
Для продления действия полиса достаточно заплатить недостающую сумму от годового тарифа. Если изначально владелец ТС заключил договор на 3 месяца, он заплатит 50% от общей стоимости.
Для продления полиса на оставшийся год ему потребуется оплатить оставшуюся половину. Такой вариант можно использовать в качестве поэтапной оплаты ОСАГО, поскольку цены на страхование не меняются в течение периода действия полиса.
Если водитель будет управлять автомобилем, когда период использования ТС закончится, ему грозит штраф в размере 300 рублей.
Водители не обязаны оформлять договор обязательного страхования на полный срок действия полиса. Если владелец автомобиля желает продать ТС, ему выгоднее оформить страховку на минимальный срок для экономии денег на оплате полиса. Чем меньше период обязательного страхования, тем меньше будет стоимость оформления полиса. Это ещё один способ сэкономить деньги на приобретении страховки.
Информацию о способах продления страховки, особенностях заключения договора на минимальный срок и условиях действия полиса можно получить у сотрудников компании. Также благодаря появлению электронного формата страховки водители имеют возможность получения основной информации на сайте онлайн.
Минимальный срок страхования автомобиля по ОСАГО
Страховать на один день нельзя ни при каких условиях. Минимум полис выдается на неделю (от 5 дней), для резидентов страны минимальный срок – 3 месяца.
Возможность полезна для:
- водителей, которые используют ТС только в определенные периоды года: для сборки урожая, поездок только в теплое время, сезонного бизнеса и т.д.;
- владельцев авто, планирующих продажу машины в скором будущем;
- частые командировки, которые не позволяют часто эксплуатировать автомобиль.
Цена напрямую зависит от срока заключения договора, но часто страховые компании настаивают на заключении только годовых полисов. Причина заключается в желании получить больше денег, но такая необходимость отстутствует у ряда водителей.
Если уговорами пытаются заставить заключить полис на 1 год, нужно настаивать на непродолжительном составлении договора. Для подсчета суммы стоимости и остатка, который является сэкономленными средствами, необходимо уточнить цену за 1 год ОСАГО и умножить на процент из таблицы.
К примеру, если полис стоит 5 тыс. рублей, то за 3 месяца придется заплатить 2 500 руб, за полгода – 3 500 руб. Если требуется страховка на 9 и больше месяцев, тогда стоимость практически не будет отличаться от годового полиса.
В законе нет специальных нормативных актов, где указывается возможность получения ОСАГО в рассрочку. С практической точки зрения такая манипуляция достаточно практична, только имеет несколько другую юридическую формулировку.
Если в ближайшем будущем нет возможности приобрести полный полис, но автомобиль планируется постоянно использовать, можно заключить краткосрочный полис на 3 месяца, заплатив только половину суммы, его можно считать первым взносом. В процессе использования можно продлить действие страховки на 3 месяца всего за 20% от годовой стоимости. В конечном счете оплатить оставшиеся 30% до годового полиса значительно проще.
В сумме не наступает переплаты, а сумма соответствует изначальной стоимости договора. Главный и единственный недостаток – нужно постоянно помнить и следить за сроком истечения полиса и ездить в офис. Если человек не успел или забыл продлить, могут выписать штрафы сотрудники ГИБДД.
Страховые компании также могут накладывать увеличенный коэффициент, об этом факторе стоит уточнять заранее.
Как правило, этот вид обязательного страхования заключается на один год. Но минимальный срок страхования ОСАГО может быть меньше. Вы можете заключить ОСАГО на 3 месяца. Страхование по ОСАГО на 3 месяца — самое дешевое.
При расчете ОСАГО на пару месяцев будет полезна таблица коэффициентов стоимости полиса для физических и юридических лиц, где указаны сроки ОСАГО.
Срок страховки (в месяцах) |
Коэффициент |
1 |
0,5 |
2 |
0,6 |
3 |
0,65 |
4 |
0,7 |
5 |
0,8 |
6 |
0,9 |
7 |
0,95 |
При заключении страховки на 10 или 11 месяцев вы оплатите столько же, как и за годовой полис.
Если вы проезжаете по территории РФ на авто, регистрация которого производилась за рубежом, то вы можете заключить минимальное ОСАГО от 15 дней.
Можно ли сэкономить на этом полисе страхования? Как известно, оплата автогражданки в рассрочку невозможна, но вы можете сначала заплатить минимальный договор, впоследствии продлив его на такой же срок дважды. По сути, вы оплачиваете сперва 0,2 годовой страховки, а впоследствии — 0,3 годовой страховки, получая самую настоящую рассрочку. Конечно, это удобно, если не жаль потраченного времени. Но, учитывая индекс инфляции, можно сберечь в бюджете семьи неплохие деньги. Самое главное, не забывайте продлевать договор заранее, чтобы не упустить шанс, иначе страховая компания получит утраченное за последующее время, как за предыдущие месяцы с повышением индекса коэффициента.
Стоит напомнить, что если вы сели за машину в тот период, на который действие договора прекращено, то выплатите штраф. Этот штраф постарайтесь не спутать со штрафом за полное отсутствие договора ОСАГО, который в несколько раз больше.
Итак, заключить договор ОСАГО в 2021 году можно от 3 месяцев, продлевая его. Оплата за первые месяцы будет несколько выше, учитывая коэффициент повышения. Вы вправе продлевать договор на желаемое время с доплатой, но цена соглашения будет такой же, как при единовременной оплате.
Какой минимальный срок ОСАГО? На этот вопрос отвечает российское законодательство. Документ №40-ФЗ от 25.04.02 г. регулирует основные тонкости обязательного автострахования и регламентирует сроки полиса ОСАГО. Естественно, закон периодически изменяется, что обязательно закрепляется документально. Последнее уточнение датировано 03.07.2017 г.
Согласно этому документу, конкретно 10-й статье, существуют такие сроки страхования:
- 12 месяцев. Такой период самый распространенный.
- От 5 дней. Если автомобиль находится на территории РФ ограниченное время, а постоянная регистрация у него в другой стране.
- 2 декады. Если транспортное средство перемещают на территорию его постоянного учета в Госавтоинспекции или транзитной машине требуется технический осмотр.
При заключении договора добровольного страхования, прежде всего, обратите внимание на наличие лицензии и отсутствие лимитов по полисам. Многие серьезные организации не прошли проверку и ограничили либо вообще остановили свою работу.
Также промониторьте минимальные сроки страховки ОСАГО у разных организаций. Есть фирмы, предоставляющие месячные полисы. В основном самый маленький период договоров – от 3 месяцев до полугода. Хотя если подсчитать расходы на приобретение 3-5 страховок за год, получается, что выгоднее купить сразу стандартную, 12-месячную.
Для юридических лиц есть свои особенности. Понятно, что крупную компанию не выгодно страховать на небольшое время. Поэтому для них стандартный минимальный период установлен в размере полугода. Крайне редко вы можете получить 3-месячную страховку. Если же работа вашей организации сезонная, то некоторые страховые фирмы могут вам пойти навстречу и предоставить 20-дневный полис.
Безусловно, такой вид заключение договора имеет положительные моменты:
- выгодность. Вы можете разделить весь период применения на части, когда будете пользоваться автомобилем;
- комфортность. Оформить заявку и заключить договор можно на веб-ресурсе страховой фирмы;
- лояльность. При аккуратном вождении, если вы приобретаете новую страховку, то вам положена скидка.
- Недостатки краткосрочных полисов:
- дороговизна. Короткий полис стоит дороже, если разбить сумму помесячно;
- невозможность продолжения полиса. Если срок действия завершился, то компании его не продлевают. Следует заключать новый договор;
- ограничение по времени пользования машиной в те периоды, которые не указаны в страховке. Автомобиль должен находиться на стоянке либо в гараже.
Взвесив все основные критерии, вы можете выбрать самый подходящий вариант для вас. Помните, всегда есть возможность заключить удобную именно вам сделку.
По полису ОСАГО минимальный срок страхования 2021 года оформления разнится для физических и юридических лиц. Первые могут рассчитывать на 3 месяца, а для вторых – это минимальный 6 месячный срок оформления страховки. При этом прописывается отдельно тот транспорт, который может быть застрахован юридическим лицом: специальная, уборочная и сельскохозяйственная техника.
Сроки действия полиса ОСАГО: на сколько можно оформить страховку на автомобиль?
Если оплата производится за неполный календарный год, то необходимо учитывать расчетный коэффициент. К примеру, трехмесячный полис по цене обойдется в 50% от стоимости годовой страховки.
Срок страхования. Месяцы | Стоимость от годовой цены полиса |
3 | 0,5 |
4 | 0,6 |
5 | 0,65 |
6 | 0,7 |
7 | 0,8 |
8 | 0,9 |
9 | 0,95 |
Арифметика простая. Договор страхования по ОСАГО всегда заключается на год (см. правый верхний угол полиса). Годовая стоимость полиса есть величина неизменная.
Как правило, на минимальный срок – 3 месяца — страхуют свое авто те, кто планирует в ближайшее время его продать. И, как видно из таблицы, за 3 месяца страхователю придется оплатить половину годовой стоимости ОСАГО.
Если же по какой-то причине продажа не состоится, страховку легко можно продлить до конца полисного года. При этом доплата за оставшиеся 9 месяцев составит оставшуюся половину годовой стоимости ОСАГО (столько же, сколько вы заплатили за первые 3 месяца).
Соответственно, как видно из таблицы, заплатив 0,7 годового ОСАГО за первые полгода, за оставшиеся 6 месяцев нужно будет доплатить 0,3 годовой страховки.
Известно, что Правилами ОСАГО , оплата автогражданки в рассрочку не предусмотрена.
Но никто не мешает водителю сначала заплатить за 3 месяца (0,5 годовой страховки), потом продлить полис еще на 3 месяца (0,2 годовой страховки), а затем доплатить за оставшиеся полгода всего лишь 0,3 годовой суммы. По сути, получается та же самая рассрочка.
Если не жаль времени, очень даже выгодно при определенных финансовых затруднениях и нашем уровне инфляции.
Управление ТС в период, не предусмотренный полисом ОСАГО, влечет за собой штраф 300 рублей. На большее не соглашайтесь.
Поясним на примере. Если срок страхования ОСАГО с 5 мая по 4 мая, а период использования — с 5 мая по 4 августа (3 месяца), то управляя ТС после 4 августа и до 4 мая, вы рискуете своим кошельком.
Если же в период, не предусмотренный полисом ОСАГО, произойдет ДТП, страховая компания заплатит пострадавшему, но затем предъявит нерадивому страхователю регрессное требование и заставит его возместить свои расходы.
Итак:
- Заключить договор ОСАГО можно на ограниченный период времени — на 3, 4, 5 и т.д. месяцев.
- При этом страховая премия за первые месяцы будет рассчитываться с повышающим коэффициентом.
- Страхователь вправе продлевать период использования на любое количество месяцев, соответственно, доплачивая за них, вплоть до конца полисного года.
- Общая стоимость ОСАГО за год должна быть одинакова, как при единовременной оплате, так и при оплате частями, по месяцам.
Какой минимальный срок действия страхового полиса ОСАГО
Отдельным законом об ОСАГО (в ст.10) регламентируется срок действия договора. Зачастую, этот период составляет 1 год, однако бывает и срок минимальный – от 3-х месяцев, который применяется для автоводителей, использующих свой транспорт лишь в определенный период (к примеру, летом для поездок на дачу и пр.).
Следует отметить, что в этом случае применяется коэффициент поправки стоимости полиса, который в данном случае будет равен 0,5. Это означает, что для определения общей стоимости полиса применяется коэффициент правки, понижающий цену.
У стандартного периода действия страхового договора (1 год) есть определенные исключения, к которым относятся такие ситуации:
Страховка здесь заключается на тот же период, что и длительность регистрации лица, находящегося на территории РФ вместе со своим ТС. Страховое соглашение с иностранцем можно заключать на 5-летний срок.
Здесь речь идет о сроке действия соглашения, который соответствует периоду, затраченному на перегон автомобиля (к примеру, от места приобретения до места регистрации в ближайшем теротделении ГИБДД).
В случае, когда по требованию законодательных актов и прочих нормативных документов потребуется поставить ТС на учет в другом регионе РФ, то по автовладельцу будет заключен договор ОСАГО временный, который будет действовать до момента надлежащего прохождения техосмотра авто.
Причин, вызывающих необходимость перерегистрировать ТС может быть много. Среди них:
- сделки купли-продажи, после проведения которых необходимо успеть застраховать ТС и поставить его на учет в 10-дневный срок;
- смена владельца ТС из-за вступления в права наследства;
- изменение места жительства автовладельца с проведением соответствующей регистрации авто и пр.
Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.
Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.
Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.
Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.
Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
Возможные периоды, на которые может быть заключено ОСАГО, прописаны законом «Об ОСАГО», 10 (десятая) статья которого регламентирует следующие сроки действия полиса «автогражданки»:
- Стандартный срок автострахования – 12 (двенадцать) месяцев.
- Двадцатидневный период – если автомобиль, экипированный специальными транзитными номерами, перегоняется на то место, где он получит постоянную регистрацию ГИБДД (иначе говоря, для постановки на учет), или для прохождения необходимого технического осмотра.
- Не менее пяти дней – для автомашины, временно пребывающей на территории РФ, но имеющей официальную регистрацию на постоянной основе в юрисдикции другого государства.
Иностранным гражданам, которые обладают автомобилями, состоящими на учете в другом государстве, и временно пребывают на территории РФ, вменяется в обязанность осуществление своевременной пролонгации полиса ОСАГО на период до 3 (трех) или до 6 (шести) месяцев. Конкретная продолжительность этого срока будет зависеть от того, на какой именно период времени иностранный гражданин получил официальное разрешение для правомочного нахождения в территориальных границах российского государства. Водители транспорта, являющиеся резидентами иных государств, вправе заключить первоначальный договор ОСАГО минимум на пятидневный срок, а максимум – на пятнадцатидневный период.
Граждане РФ, осуществляющие перемещение транспортного средства после его приобретения между разными населенными пунктами, областями или регионами, обязаны придерживаться регламентированной на этот случай процедуры, подразумевающей заключение договора ОСАГО на краткосрочной основе. Для таких ситуаций российским законодательством предусмотрено приобретение у страховщика полиса «автогражданки», оформленного на двадцатидневный срок. Законодатель подразумевает, что страхователю будет достаточно этого времени для совершения с купленным автомобилем следующих обязательных действий:
- перемещение в населенный пункт (область, регион), который будет являться местом постоянной регистрации транспортного средства;
- проверка технического состояния автомашины, проводимая уполномоченной организацией, являющейся оператором технического осмотра;
- постановка приобретенного автомобиля на постоянный учет (регистрацию) в ГИБДД.
Между тем, помимо периодов времени, предусмотренных нормами действующего в РФ законодательства, в практике оформления ОСАГО могут применяться и иные сроки, предлагаемые непосредственно страховыми организациями.
Установлено законодательством, что страховая организация вправе договориться со страхователем в индивидуальном порядке о конкретной продолжительности срока, на протяжении которого будет действовать оформленный полис «автогражданки».
В большинстве договоров ОСАГО зачастую фигурируют следующие периоды действия полиса:
- трехмесячный;
- шестимесячный;
- десятимесячный;
- двенадцатимесячный (стандартный).
Если, однако, учесть те сезонные коэффициенты, которые практикуются страховыми компаниями для расчета итоговой стоимости страховки, то становится очевидным, что оформление полиса может производиться и на совершенно иные сроки (например, пять, семь, восемь месяцев).
Решающее значение при определении периода действия договорных обязательств по ОСАГО имеют конкретные договоренности, достигнутые между страховщиком и страхователем, а также обстоятельства оформления «автогражданки», подразумевающие индивидуальный подход к установлению временных ограничений для страховки. Следует отметить, что в рекламных заявлениях большинства автостраховщиков трехмесячный период обычно указывается как минимально допустимый срок действия полиса ОСАГО.
Чтобы привлечь как можно больше клиентов, некоторые страховые организации предлагают потенциальным страхователям оформить ОСАГО на минимально возможный срок, продолжительность которого составляет 1 (один) месяц.
Все возможные периоды оформления ОСАГО, обозначенные выше, действуют в настоящее время для физических лиц. Следует, однако, обратить внимание на тот очевидный факт, что покупка владельцем автомобиля четырех и более полисов «автогражданки» в течение одного года обойдется ему дороже, чем приобретение одной двенадцатимесячной страховки.
Минимальный срок страховки ОСАГО
Предложения о том, чтобы разделить водителей на законопослушных и нарушителей, поступали давно. Но в 2021 году они частично реализованы. Предлагалось добавить дополнительный коэффициент, связанный с частотой привлечения водителя или его автомобиля к административной ответственности. Индивидуальное определение базовой ставки с учётом нарушений ПДД – справедливо, но непонятно.
На момент написания статьи правовые основания для данной задачи (изменения в Указание №5515-У и закон «Об ОСАГО») заложены, но механизм их применения неясен. При этом КБМ уже учитывает количество страховых возмещений, то есть аварий по вине водителя. Деликты будут разделены на степени риска, что повлияет как на стоимость полиса, так и на штраф. Как это работает на практике – вопрос, на который лично я ответа не нашёл.
Как говорится, лучшая теория – это практика, а потому я решил оформить полис ОСАГО онлайн. Увеличилась ли стоимость страховки? И вот тут нас ожидает маленький сюрприз. Ввёл свои данные и информацию на автомобиль (банальная легковушка с 2-литровым двигателем и 115 «лошадями»). Действительно, страховщики задействовали новую переменную – рейтинг надёжности. И цена полиса теперь разнится существенно: от 7438 до 9223 рублей.
Итак, вступили в действие поправки, которые позволяют страховым компаниям повышать цену полиса при частых привлечениях к административной ответственности. Механизм ценообразования ясен не до конца, но он очевиден при выборе продукта. Из других важных изменений, к которым нужно быть готовым водителям – риск возместить убытки, если ДТП произошло на неисправной машине, пусть и со страховкой.
Законодательство развернулось лицом к страховым компаниям. Что же остаётся водителям? Во-первых, следить за состоянием транспортного средства. Оно может быть отличным даже без техосмотра. Во-вторых, проявлять максимум внимательности и осторожности на дорогах. И тогда полис потребуется лишь для проверки документов.
В зависимости от того, какой автомобиль подлежит обязательному страхованию, различают следующие сроки, на которые может быть оформлено ОСАГО:
Для автовладельцев, являющихся физическими лицами. Стандартный минимальный срок, на который может быть приобретен страховой полис ОСАГО, составляет три календарных месяца. При этом коэффициент, используемый при расчете стоимости полиса, составит 0,5, т.е. покупка страховки на целый год будет являться более выгодным приобретением.