Кому россия простила долги в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому россия простила долги в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Граждане, документально подтвердившие снижение доходов по объективным причинам (к примеру, из-за пандемии коронавируса), вправе обратиться в банк с заявлением о предоставлении каникул по ипотечным и потребительским займам.

Как стало известно из последних новостей, в 2021 году кредитная амнистия может использоваться как для физических лиц, так и для частных предпринимателей. Клиенту предоставляется возможность отсрочить платежи на срок до полугода без каких-либо санкций со стороны кредитной организации. Банк не вправе отказать заемщику в отсрочке, если последним исполнены все условия, закрепленные в ФЗ-106:

  • на момент обращения к кредитору у заемщика не открыты кредитные каникулы;
  • клиент официально признан безработным либо его доходы снизились более чем на 1/3 (30%) по сравнению с месяцем, предшествующим подаче заявления;
  • величина долга находится в пределах, обозначенных в законодательстве РФ.

Кредитная амнистия в 2021 году для физических лиц

Предложение коммунистической партии не нашло поддержки у парламентариев, банкиров, а также простых россиян. Незамедлительная реакция последовала со стороны Совета федерации, где подобную инициативу назвали нереальной.

Со слов первого заместителя главы бюджетного комитета СФ Елены Перминовой, людям необходимо создать оптимальные условия для работы, тогда у них не возникнет проблем с погашением задолженностей. Именно эту задачу правительство обязано решать, а не следовать по самому простому и губительному пути.

Общие долги граждан перед кредитными учреждениями, взыскиваемые в текущем году составили 2,4 трлн рублей. Из них больше 5,7 млн исполнительных производств на сумму более 823,6 млрд руб. было заведено в текущем году.

С начала ноября 2020 года на исполнении у приставов осталось больше 7,8 млн производств о взыскании банковских долгов, на сумму более 1,8 трлн руб. При этом в следующем году предстоит кредитная амнистия. По ней будут произведены списания долгов для некоторых физических лиц.

Долги будут списываться не всем, а только особо нуждающимся гражданам, подтвердившим ухудшение своего финансового состояния.

При Владимире Путине Россия списала странам 125 млрд долларов. Это 9,65 трлн рублей. Для сравнения: в 2020 году на здравоохранения в бюджете РФ заложено 1,3 трлн рублей, в 2021 году — 1,12 трлн рублей. То есть списанные долги — это девять годовых бюджетов на здравоохранение или половина от суммы всех доходов на следующий год.

  • 2000 год. $9,53 млрд Вьетнаму
  • 2001 год. $4,8 млрд Эфиопии
  • 2003 год. $11,1 млрд Монголии
  • 2003 год. $960 млн Лаосу
  • 2004 год. $344 млн Никарагуа
  • 2004 год. $9,8 млрд Ираку
  • 2005 год. $9,782 млрд Сирии
  • 2005 год. $1,1 млрд Эфиопии
  • 2006 год $4,7 млрд Алжиру
  • 2007 год. $11,1 млрд Афганистану
  • 2007 год. $4,5 млрд Ливии
  • 2008 год. $12 млрд Ираку
  • 2010 год. $891 млн Афганистану
  • 2010 год. $180 млн Монголии
  • 2012 год. $11 млрд Северной Корее
  • 2013 год. $500 млн Киргизии
  • 2014 год. $31,7 млрд Кубе
  • 2014 год. $865 млн Узбекистану
  • 2018 год. $240 млн Киргизии

11 ноября стало известно, что РФ выделила Сирии более 1 млрд долларов на восстановление электросетей, промышленного производства и объектов религиозного культа. Еще 20 млн долларов в течение 2020 и 2021 годов Россия выделит на продовольственную помощь для жителей Сирии.

В октябре правительство РФ распорядилось выделить МЧС более 68 млн рублей на закупку материалов, необходимых для борьбы с коронавирусом для Кабо-Верде, Анголы и Афганистана.

В августе Россия направила в рамках своего участия во Всемирной продовольственной программе ООН 10 млн долларов на улучшение системы школьного питания на Кубе и в Никарагуа.

Также Россия даст 21,2 млн долларов для развития системы школьного питания в Таджикистане. Деньги пойдут на ремонт и переоснащение столовых, программы повышения квалификации сотрудников таджикских школ и проведение информационной кампании по продвижению здорового питания. Еще 10 млн долларов Россия предоставит Таджикистану на закупку в 2020–2021 годах российских продовольственных товаров для нужд школьников Таджикистана.

Это более 1,1 млрд долларов, или 84,75 млрд рублей. Для сравнения: в проекте федерального бюджета на 2021 год предусмотрено 60 млрд рублей на закупку лекарств для больных редкими заболеваниями.

Списание долгов по кредитам для физических лиц в 2021 году

Российские власти держат в секрете финансовые и экспортные кредиты, которые выдают другим странам. Информация становится публичной только тогда, когда Россия подписывает межправительственные соглашения и их ратифицирует Госдума, когда информацию раскрывает государство-заемщик или о суммах рассказывают официальные лица.

По оценкам Центробанка и Минфина, на 1 января 2020 г. Россия выдала ссуд и займов примерно на 40 млрд долларов. Из них 15,8 млрд — бывшим странам СССР. Экономисты называют такие долги «по большей части невозвратными». Для сравнения: 40 млрд долларов — это 3 трлн рублей. Или три годовых бюджета страны на здравоохранение.

Оценим предложения, которые выдвинули «Коммунисты России».

  1. В обращении, направленном в Госдуму РФ, есть только основные тезисы о кредитной амнистии:
    • предлагается списать заемщикам-гражданам долги на сумму, не превышающую 3 млн. руб.;
    • никаких дополнительных условий для кредитной амнистии не вводится, т.е. она распространится на все категории должников по кредитам;
    • заемщиков, которые добросовестно платят по кредитам и не имеют просрочки, от обязательств не освободят.
  2. Инициаторы предложения не описывают механизм подтверждения и списания долгов по кредитной амнистии. Также не указано, каким образом и за чей счет будут компенсированы убытки банкам. Очевидно, что это может сделать только государство путем выделения субсидий из бюджета или предоставления дополнительных льгот.
  3. Обращение «Коммунистов России» выглядит как популистское заявление, призванное напомнить о существовании политической партии. Законопроект, подробно описывающий механизм кредитной амнистии, отсутствует.

    Госдума РФ обязана рассмотреть обращение и отреагировать на него. Однако без проекта нормативного акта этот вопрос не будет обсуждаться предметно.

Шанс, что депутаты действительно рассмотрят и утвердят законопроект о кредитной амнистии для физических лиц, ничтожен.

Амнистия подразумевает полное и безусловное освобождение от обязательств, что практически невозможно для всех заемщиков:

  • государству придется выделять огромные средства на компенсацию убытков банкам, что станет непосильной нагрузкой на бюджет;
  • новости о рассмотрении законопроекта об амнистии приведет к хаосу в финансовой и банковской сфере, так как все вкладчики и заемщики будут снимать деньги со счетов;
  • в неравное положение ставятся добросовестные заемщики, так как их не предлагает освободить от обязательств.

Депутаты Госдумы РФ уже прокомментировали предложение «Коммунистов России». Они считают, что даже добросовестные заемщики перестанут платить по графику и снимут все деньги со своих счетов, чтобы стать должниками и попасть под амнистию. Это нарушает базовые принципы гражданского и финансового права, которые предусматривают полное и своевременное исполнение обязательств.

Пока предложение о кредитной амнистии не рассмотрено по существу, представители банковской сферы уже высказали свое мнение по этому вопросу.

  1. Ассоциация банков России поддержала кредитную амнистию для граждан-должников. Однако, по ее мнению, амнистия должна проводиться за счет депутатов и политических деятелей, которые ее предлагают. Государство не сможет нести такую финансовую нагрузку, особенно в условиях кризиса из-за пандемии.
  2. Вместо кредитной амнистии рассматриваются другие варианты помощи гражданам. Например, первый зампред Госдумы по экономической политике Валерий Гартунг предложил признать безработными всех граждан, потерявших доходы в период запретов и ограничений из-за пандемии. По мнению депутата, на весь период безработицы таким гражданам можно выплачивать пособие в размере до 70% от утраченного заработка.

Стратегия амнистии сейчас на самом деле разрабатывается в кулуарах ЦБ и Министерства финансов. Новый закон будет подразумевать списание долгов только для тех, у кого:

  • Ранее была безупречная кредитная история;

  • Есть подтвержденные и уважительные основания снижения доходов;

  • В семье произошла смерть одного из работающих членов;

  • В семье увеличилось число иждивенцев;

  • Имеются прочие уважительные причины.

Кроме того, под банковскую амнистию попадут семьи с маленькими детьми, инвалиды, пенсионеры и все социально-уязвимые слои населения. Каждый случай будет рассмотрен индивидуально, будет учитываться и цель кредитования. Например, сельским жителям, которые брали кредит на предметы первой необходимости, явно спишут задолженность.

Спишут ли россиянам по 3 млн. руб. кредитных долгов в 2021 году

Единственный реальный и законный способ избавиться от долгов, не прибегая к банкротству, – это их погасить. Когда какие-то третьи лица говорят о «кредитной амнистии», предлагают улучшить кредитную историю или списать долги, к этому нужно относиться с большой осторожностью. Как правило, человек просто потратит деньги на услуги подобных «помощников», но так и не решит проблему.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Большинство списанных долгов получило статус «безнадежные». Малообеспеченные страны не в состоянии их вернуть, что подтолкнуло российскую сторону пойти другим путем.

Кроме того, такой поступок усилил влияние России на неблагонадежных заемщиков, что позволит получить дополнительные бонусы.

Например, Северная Корея открыла доступ к своим минеральным ресурсам. А также дала возможность участвовать в строительстве железнодорожной сети. Российская Федерация намеревается проложить газопровод по территории КНДР до границы с Южной Кореей.

Проблема таких капиталовложений заключается в нестабильности политической ситуации, которая может резко сменить свой курс. Поэтому нет уверенности, что инвестиционные вложения окупят прощеные суммы и усилят экономическую стабильность России.

С 1 сентября 2020 года вступил в действие закон о банкротстве физлиц по упрощенной схеме. Он касается лиц, долг которых находится в диапазоне от 50 до 500 тысяч рублей. Процедуре банкротства должно предшествовать исполнительное производство по иску кредитора. При отсутствии денег, имущества судебные приставы выносят постановление о невозможности взыскания задолженности.

Для того чтобы списать такой долг, необходимо обратиться в МФЦ с заявлением. Сотрудники проверяют состояние исполнительного производства и сами размещают информацию о финансовой несостоятельности физлица в едином реестре. С этого времени прекращается начисление штрафов, пени, процентов по кредиту. Через полгода заявителя признают банкротом, его долг списывается.

Кредитные каникулы касаются ипотечных и кредитных платежей. Для того чтобы оформить данный вид помощи, необходимо соответствовать следующим критериям:

  • не иметь оформленных каникул;
  • быть безработным или иметь 30%-ное снижение ежемесячного дохода по сравнению с месяцем, предшествующим дате подачи заявления об отсрочке. Подтвержающим документом может быть справка из центра занятости и справка о заработной плате;
  • соответствовать максимально разрешенной сумме долговых обязательств. Для ипотеки она составляет 1 500 000 рублей, для автокредита — 600 000 рублей, для потребительского кредита физических лиц — 250 000 рублей, для кредитных карт — 100 000 рублей.

Нескольким странам Россия списала долги на одинаковую сумму — 11 миллиардов долларов. Начнем с Афганистана. Он, как и Куба, был дружественным государством для СССР. В свое время Советский Союз построил в Афганистане более сотни экономических объектов — это автодороги, заводы, учебные заведения. Оказывал СССР Кабулу и финансовую помощь. Но вернуть Москве долг страна так и смогла.

В 2006 году Россия реструктурировала долг Афганистана в 11 миллиардов долларов. Основная часть задолженности была сформирована за счёт поставок советского оружия. 12 лет назад предполагалось, что за счет прощенного долга Кабул нарастит экономические связи с российскими компаниями. Но этого не произошло — РФ, как и раньше, экспортирует в Афганистан, в основном, военную технику.

Каким странам Россия простила долги СССР

Задолженность Северной Кореи в 11 миллиардов долларов Россия списала в 2012 году. Так же, как и с Кубой, Монголией, Афганистаном, долг КНДР сформировался за счет того, что СССР поставлял сюда энергоресуры, технику, продукты, строил предприятия.

Из-за экономического кризиса в 1990-х годах Пхеньян не смог платить по кредитам. Уже тогда экономисты сомневались в возможности КНДР вернуть советский долг.

Списание Москвой долга было подкреплено договоренностью с Пхеньяном об участии РФ в энергетических проектах Северной Кореи. Сложно сказать, насколько Москве нужна такая договоренность, поскольку, за исключением России и Китая, сотрудничать с КНДР никто не спешит.

Россия поддерживает Сирию не только сейчас, в борьбе с террористами. В 2005 году Москва списала 10-миллиардный долг Дамаска (общий размер советского долга превышал 13 миллиардов долларов).

Напомним, что на тот момент Сирия была вполне себе процветающим государством, добывающим и экспортирующим нефть. В обмен на прощенный долг Дамаск обещал российским бизнесменам преференции.

В 2000 году Россия списала часть 11-миллиардного долга Вьетнама — 9,5 миллиарда долларов. Оставшиеся 1,5 миллиарда долларов Ханой должен вернуть Москве до 2020 года.

Начиная с 1960-х годов, Советский союз поставил во Вьетнам несколько тысяч единиц военной техники на 15,7 миллиардов долларов, а также построил 117 военных объектов. Основная часть поставок и строительства оформлялась в кредит, таким образом и образовалась такая большая задолженность Ханоя перед Москвой.

«Нельзя сказать, что действия России по списанию долгов всегда мотивированы благотворительностью. Долги списываются и по чисто политическим причинам. Иногда в обмен на будущие выгодные торговые условия», — говорит Мария Сальникова из «Эксперт плюс».

Действительно, взаимоотношения России и Вьетнама укрепляются — государства реализуют соглашение о зоне свободной торговли. Так, по словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, в прошлом году товарооборот между странами вырос на 20%. «Уже год у нас действует соглашение о свободной торговле. Есть первые результаты. Товарооборот увеличился на 20%», — говорил глава российского правительства.

Как заявил министр иностранных дел Вьетнама Фам Бинь Минь, товарооборот между странами составил 3,5 миллиарда долларов. «Мы стремимся увеличить двусторонний товарооборот до 10 миллиардов долларов в 2020 году», — говорил он.

Еще одна некогда небедная, особенно по меркам других государств, страна, которой Россия простила долг — Ливия. Тоже, кстати, нефтедобывающая. В 2008 год Москва списала 4,6 миллиарда долларов Триполи. В обмен на прощенный долг ливийские власти договорились с РЖД о строительстве железной дороги стоимостью в 2,5 млрд долларов.

Кроме того, «Газпром» совместно с государственной нефтяной компанией Ливии создал нефтегазовое предприятие. Газовый холдинг также заключил соглашение с итальянской компанией Eni, предусматривающее участие российской газовой монополии в разработке крупнейшего ливийского месторождения нефти Elephant. Однако сделка по этому проекту была заморожена из-за обострения политического кризиса в Ливии.

Кто, если не мы? Зачем Россия прощает многомиллиардные долги другим странам

Вьетнам был одной из первых стран, кому Россия простила долги. В 2000 году Москва списала $9,53 млрд из общей задолженности в $11,03 млрд Остаток по взаимной договоренности должен быть выплачен к 2022 году, однако не напрямую, а через совместные с Россией проекты на территории Вьетнама.

18775

16663

18788

«Опасный миф»: ждать ли кредитной амнистии в 2021 году

Фото 19278

Фото 17358

Фото Видео 16616

Всем известно, просрочка кредитного платежа чревата нарастанием долга. Штрафами облагаются кредитная сумма и начисленные проценты. Следствием непогашенного кредита является эффект «снежного кома» – сумма долговых обязательств неминуемо возрастает за счет неустоек и штрафов. Суммарная величина подобных санкций зачастую превышает основные долговые обязательства.

В итоге общий долг заемщика увеличивается вдвое и более. Теперь, чтобы полностью рассчитаться с кредитной организацией, ему необходимо оплатить штрафы. Только после этого можно приступить к выплатам по основному долгу – уменьшать кредитное «тело».

  • Наиболее четко прослеживается три лидирующих по списаниям должника:

    1. Республика Куба: списано 31,7 миллиарда долларов, еще осталось 3,5 миллиарда долларов. Большую часть долговых обязательств этому государству РФ простила в 2014 году.
    2. Республика Ирак: списано 21,5 миллиарда долларов. Российская Федерация осуществляла списание долгов этому государству дважды (в 2004 и 2008 годах). Целью списания долговых обязательств было обеспечение приоритета нашим компаниям на иракском рынке.
    3. Африканские страны: списано свыше 20 миллиардов долларов. Основное списание было осуществлено еще в 1997 году. Перечислим несколько из государств, которым простили долг: Мозамбик, Танзания, Мали и так далее.

    График. Сколько Россия простила долгов странам?

    Таблица. Сколько долгов простила Россия по годам?

    Год списания Государство Значение, млрд. долларов
    1992 Никарагуа 2,55
    1996 Ангола 3,5
    2000 Вьетнам 9,53
    2001 Эфиопия 4,8
    2003 Монголия 11,1
    2003 Лаос 0,96
    2004 Никарагуа 0,344
    2004 Ирак 9,8
    2005 Эфиопия 1,1
    2005 Сирия 9,782
    2006 Алжир 4,7
    2007 Афганистан 11,1
    2008 Ирак 12
    2008 Ливия 4,5
    2010 Монголия 0,18
    2012 КНДР 11
    2013 Киргизия 0,5
    2014 Куба 31,7
    2014 Узбекистан 0,865
    2016 Монголия 0,172
    2017 Киргизия 0,24
    Итого 130,423

    Внешние долги государства списываются по взаимному согласию 2х стран (или более). На такие уступки страна идёт неспроста. Зачастую предлагаемый эквивалент вместо долгового обязательства более ценен, чем денежные средства. Списание долгов Россия производит по нескольким причинам:

    1. Высока вероятность того, что страна-должник полностью не возвратит денежный долг никогда. Наша страна считается приемником СССР. После распада возникла ситуация, при которой наша страна-кредитор перестала существовать, а по этой причине многие ее страны-должники решили признать несостоятельность финансовых долгов, которые они получили от СССР. Также внутри самой страны-должника могут произойти политические изменения (полное уничтожение, объединение с другими государствами, распад или же революция). В этих случая долг заменяется эквивалентом: экономически-выгодные сделки, выплата ресурсами, полезными ископаемыми. Долг может быть выплачен посредством модернизации или покупки нового вооружения или военной техники у России. Это позволяет экономить нашей стране, как кредитору, немалые средства и сохранять конкурентоспособность на рынке вооружения.
    2. С некоторыми странами выгодно поддерживать дружеские отношения с политической точки зрения. Если страна-должник находится в зоне интереса страны-кредитора, то списание долга может обернуться поддержкой во многих политических вопросах, военной поддержкой, усилением авторитета России.
    3. Кредитная способность России в мире также может быть поддержана при помощи списывания долгов. Кредит может быть прощён одному государству, но при этом предоставлен другому, но с меньшим %. И эта страна может оказаться платежеспособной. Таким образом повышается финансовый имидж страны.
    4. В большинстве случаев нельзя продать долг третьей стране. Если государство нестабильно, то никто не захочет вешать на себя финансовое обязательство. Более выгодным шагом будет обмена долга на политическую поддержку и сотрудничество.

    ?

    Вообще долговые обязательства разных стран — нормальное явление. Даже крупные страны с относительно сильными экономиками имеют обязательства перед другими государствами. Например, внешний долг Германии, по данным на сентябрь 2016 года, превышает $5 трлн 10 млрд, Японии — $3 трлн 240 млрд. Внешний долг США давно стал притчей во языцех — по данным на 1 февраля 2017 года, он равен $19 трлн 976 млрд. На тот же момент государственный долг России был куда скромнее — $52 млрд.

    В 1985 году внешний долг СССР составлял $31 000 млн. В этот период власти страны активно привлекали как межгосударственные займы, банковские кредиты, предназначенные для финансирования закупок импортного оборудования, продовольствия, медикаментов и других товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения страны, так и свободные средства для покрытия текущих потребностей бюджета в форме финансовых кредитов и внешних облигационных займов. В результате к концу 1991 года страна оказалась в долгах как в шелках.

    Помимо долгов перед другими государствами Советский Союз имел обязательства перед коммерческими предприятиями, банками, входящими в так называемый Лондонский клуб кредиторов. Кроме того, в обмен на некоторые ресурсы советские предприятия расплачивались долговыми бумагами — облигациями Внешэкономбанка (ВЭБ). Эта нагрузка также легла на плечи государства.

    Спишут ли долги по кредитам россиянам с 2021 года

    ?

    Изначально план был примерно таким: в октябре 1991 года 12 бывших союзных республик (все, кроме Латвии, Литвы и Эстонии) подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором заявили о солидарной ответственности по долгу бывшего СССР. Обязательства распределили пропорционально экономической силе республик на момент распада Союза — России как преемнице РСФСР досталась доля 61,34% долга, а, например, Киргизии — всего 0,95%, Таджикистану и того меньше — 0,82%. В такой же пропорции должны были разделиться активы бывшего Союза — как на его территории, так и за рубежом.

    Однако 2 апреля 1993 года правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР. Сделка получила название «нулевой вариант». Так России достался весь внешний долг в размере $96,6 млрд. В эту сумму входили займы у других стран и коммерческие обязательства перед участниками Лондонского клуба кредиторов, держателями облигаций ВЭБа и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

    ?

    Отметим, что такие финансовые обязательства разделились на три части:

    • Долги странам Парижского клуба (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, США, Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Республика Корея, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония). Россия также входит в Парижский клуб.
    • Обязательства перед социалистическими государствами: Польша, Чехия и Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Германия (за счет вошедшей в объединенную страну Германской Демократической Республики), страны бывшей Югославии.
    • Займы у других государств (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турция и другие).

    ?

    Приведем несколько примеров. По данным официальных соглашений РФ относительно урегулирования долгов с разными странами, Россия заплатила, например, Уругваю $1,2 млн, Чехии — $352,5 млн, Болгарии — $38,5 млн, Словении — $129,2 млн, ОАЭ — $580 млн. Часть этих долгов оплачивалась не деньгами, а поставками товаров или услуг (в основном строительных). Долг перед Китайской Народной Республикой погасили в 2015 году, отдав 400,97 млн швейцарских франков. В 2016 году Россия окончательно рассчиталась с Кувейтом — основной долг в размере $1 100 млн оплатили деньгами, а $620 млн процентов — поставками российской высокотехнологичной продукции. Также в прошлом году РФ закрыла долг перед Македонией — $60,6 млн. В результате, Россия оставалась должна только Боснии и Герцеговине, и этот долг был погашен 8 августа.

    ?

    Конечно же, заемщики у СССР были. Но в большинстве это были достаточно бедные африканские и латиноамериканские страны. В рамках помощи развивающимся странам их долги списали. Кроме того, часть обязательств Россия простила своим политическим и экономическим партнерам: в некоторых случаях достигались договоренности, что в обмен на списание долга страна заключала с РФ крупный торговый контракт.
    Были, конечно, и случаи «благотворительности», но Россия далеко не единственный такой меценат: например, в 1999 году страны Парижского клуба, в котором Россия была не только должником, но и кредитором, подписали соглашение о списании больше половины долга беднейших африканских стран. Так, Россия отказалась от притязания на активы Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. К тому же требовать возврата долгов с этих стран бессмысленно — денег у них все равно нет, и выполнять обязательства попросту нет возможности.

    Долг: 3,7 млрд $

    На втором месте по размеру задолженности России – Украина, взявшая 3,7 млрд $. Из которых 606 млн $ – за газ, который, похоже, не будет оплачен никогда. Но этот долг Украина хотя бы признает, в отличие от основного «тела» кредита.

    Спорными стали евробонды на 3,08 млрд $, которые Фонд национального благосостояния (ФНБ) приобрел в декабре 2013 года. В декабре 2015 года новые власти Украины объявили по этим бумагам дефолт. Украина этот долг перед Россией не признает.

    Россия подала на Украину в английский суд. В нынешней политической ситуации едва ли Россия захочет что-либо прощать своему соседу.

    Между тем, несмотря на напряженную обстановку, в 2017 году Россия предоставила Украине помощь в размере 5 млн $.

    «Можешь не возвращать». Каким странам Россия простила долги

    Долг: 3,2 млрд $

    Сколько точно задолжал России Остров свободы, посчитать трудно. По меньшей мере сейчас Куба должна нам порядка 3,2 млрд $. И это если не считать, сколько долгов ей уже простили.

    Так, в 2014 году Россия списала 90% долгов советского сателлита на сумму 31,7 млрд $.

    Оставшиеся деньги кубинцы должны были выплачивать равными долями на протяжении 10 лет. «Суммы, поступающие в счет погашения этого остатка долга, зачисляются на счет Внешэкономбанка в Национальном банке Кубы, подлежат использованию на инвестиционные проекты на территории республики», – пояснял пять лет назад представитель Минфина Сергей Сторчак.

    Экономист Сергей Хестанов считает, что прощение таких займов позволяет склонить бывшего должника к определенным, выгодным для кредитора решениям. Списание долгов Кубе несколько усилило влияние России в этом регионе. Но материальных выгод это не принесло.

    Кубинский долг был последним из долгов стран перед СССР. В 2008 году РФ списала Ираку и Афганистану по 12 млрд $. Всего с 1996 года Россия, утратив надежду на возвращение денег и ради решения политических вопросов, простила долги 23 странам почти на 132 млрд $.

    Впрочем, на этом широта русской души в отношении Кубы себя не исчерпала: в августе прошлого года Россия выделила 642 млн рублей на восстановление купола Капитолия в Гаване.

    В связи с непрекращающейся пандемией и экономическим кризисом экономисты считают, что большая часть заемщиков перестанет платить по потребительским кредитам.

    В то же время банковские займы станут менее доступными и ставки по ним увеличатся.

    Должникам нужно уже сейчас принимать все возможные меры по погашению проблемных займов – оформлять кредитные каникулы, проводить реструктуризацию или рефинансирование.

    Не стоит думать, что долг спишут или он исчезнет сам по себе.

    Это на сегодня вся информация.

    Делитесь статьей с друзьями в соцсетях, поставьте публикации оценку, напишите комментарий. Подпишитесь на обновления блога.

    До скорой встречи, друзья!

    • Российские власти последнее время любят повторять – страна подошла подготовленной к кризису. Вся «подготовка» России заключается в изначально низком государственном долге – на начало 2020 года он не превышал 12,5% ВВП. Но всего за год суверенный долг вырос до 20% ВВП и теперь не является самым низким в мире.
    • В пересчете на рубли Россия должна 22 трлн руб. кредиторам, или чуть больше одного годового федерального бюджета. Но в 2021 году Россия должна будет уже 26,4 трлн руб. Это на 3,7% больше, чем было прописано в проекте бюджета, поскольку на финансирование дефицита бюджета уйдет 2,7 трлн руб., а на обслуживание госдолга – еще 1,7 трлн.
    • При этом в 2020 году Минфин уже занял почти 5,4 трлн руб., 4,4 трлн из которых пошли на латание дыры в бюджете, а 967 млрд руб. – на погашение предыдущих кредитов. Власти могли не использовать госдолг, а взять деньги из Фонда национального благосостояния, в котором находится 9 трлн руб. Но президент Владимир Путин поставил блок на использование средств «кубышки».
    • С одной стороны, госдолг России и в 24% ВВП можно считать не критичным. Однако нельзя забывать, что страна входит в число развивающихся стран и является сырьевой экономикой. Безопасным уровнем долга для такого типа стран считается 40% ВВП, для развитых же – 70%. При этом среди развивающихся стран средний уровень долга – 53,8%, по большей части из-за Бразилии (91,9%) и Индии (68,6%).
    • По словам министра финансов Антона Силуанова, долг в 20% ВВП для России – это «опасная черта» и правительству не очень хочется ее пересекать. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предостерегала власти от «неаккуратного» наращивания госдолга. Преимуществом России всегда был низкий долг на контролируемом уровне. Но кризис, вызванный коронавирусом, это преимущество у страны отнимает.

    Что касается конкретно Киргизии, то здесь причины прощения довольно прагматичны. Во-первых, эта небольшая страна Средней Азии даже при всем своем желании вряд ли может вернуть обозначенные выше суммы. Экономика Киргизии не настолько сильна, чтобы Бишкек мог тащить на себе этот (не самый большой по мировым понятиям) долг.

    Невольно возникает вопрос: а как тогда мог появиться этот долг, учитывая слабую платежеспособность должника. Ответ на него заключается во второй причине решения Москвы о списании киргизского долга. Это геополитика…

    Какие миллиардные долги Россия простила другим странам

    Кто же еще из «друзей» может рассчитывать на щедроты России? Москва регулярно прощает долги как бывшим республикам СССР, так и бывшим сателлитам по «социалистическому лагерю». Причина тому — попытка сохранить некие имперские черты, присущие ранее Советскому Союзу.

    Еще в 2014 году Россия простила $30 млрд долга Кубе. Стоит отметить, что, когда в Госдуме проходило голосование на этот счет, немало депутатов независимо от партийной принадлежности выражали свое возмущение. В ответ на это глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров напомнил, что в то время, когда эти средства предоставлялись Острову Свободы, не предполагалось ни Россией ни Кубой, что их придется отдавать.

    Как и в других случаях, в Кремле понимали, что Гавана не сможет отдать эти долги, но надеялись на выгодное экономическое сотрудничество. Речь, в частности, идет о добыче нефти на Кубинском шельфе и инвестициях российских компаний. При этом, правда, известно, что на Кубе уже давно закрепились китайские и канадские компании, которые, хотя ничего кубинцам и не прощали, чувствуют себя весьма вольготно.

    Всего с 1996 года, согласно данным Минэкономики, Россия простила долги 23 странам почти на $100 млрд, не считая Кубы, и это огромная сумма. Среди этих государств Никарагуа, Ангола, Вьетнам. В 2008 году Россия списала Ираку $12 млрд, Афганистану — $12 млрд долга. Не надо быть большим знатоком геополитики, чтобы понять, почему «золотой дождь» всепрощения пролился именно над этими странами.

    Правда, замминистра финансов Сергей Сторчак в интервью «Комсомольской правде» называл эти цифры «лукавыми». Тогдашние контракты с «братскими странами» заключались в рублях, а требования к заемщикам выражались в долларах: «Реальной экономики за ней не так много, если еще при таких подсчетах учесть, что мы финансировали советские предприятия по внутренним ценам, а поставки осуществляли по внешним», — говорил Сторчак.

    Вместо «реальной экономики» за долгами стояла «реальная геополитика»: большинство из этих государств были частью оборонного пояса Москвы — в них находились советские военные базы либо советские воинские контингенты.

    Если в процессе принятия решения о предоставлении займов слаборазвитым странам главным доводом для Москвы оставались собственные представления о геополитических интересах, то при расчетах вероятности их возврата основную роль играет уже экономика. Например, в отличие от многих должников Ирак и Афганистан — это богатые ресурсами государства, хотя и сильно обескровленные военными конфликтами. Посему Москва не оставляет надежд, что, встав на ноги, они обеспечат российские компании выгодными контрактами. Определенная логика в таких рассуждениях есть. Однако нельзя забывать и о том, что режимы в этих странах крайне нестабильны и пришедшие новые правители вполне могут просто «забыть» о старых долгах.

    Возможно, следующей в очереди за российским «всепрощением» может оказаться Венесуэла. Уход президента этой страны Николаса Мадуро не за горами, а новое правительство хотя и обещает учитывать российские интересы, вполне может забыть об этих выплатах. При этом речь идет о больших деньгах — их сумма оценивается в $8 млрд. Намек на то, что это может произойти, уже дали США. С таким заявлением, в частности, выступил член комитета Конгресса США по иностранным делам Брэд Шерман.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *