Положение о воинском учете 2021 с последними
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о воинском учете 2021 с последними». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
35. Воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных войсках, органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям.
Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных войск, органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.
В отношении сотрудников подразделений полиции, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, порядок предоставления сведений и оформление документов воинского учета определяются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Для исчисления выслуги лет, присвоения первого специального звания, назначения пенсии при увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы военные комиссариаты по мотивированным ходатайствам, подписанным руководителем Федеральной службы исполнения наказаний, начальниками территориальных органов уголовно-исполнительной системы, направляют в указанные учреждения и органы личные дела военнообязанных сотрудников. Работа с личными делами в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не должна превышать 1 месяц с момента получения личных дел. По истечении указанного срока личные дела возвращаются в военные комиссариаты в установленном порядке.
36.Документы воинского учета военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).
При увольнении граждан со службы органы внутренних дел, органы управления, подразделения (органы) и организации войск национальной гвардии, Государственная противопожарная служба, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации письменно извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения.
37. Руководители соответствующих органов внутренних дел, органов управления, подразделений (органов) и организаций войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих войсках, органах и учреждениях, а также обучение в образовательных организациях указанных войск, органов и учреждений.
38. Контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты.
39. Воинский учет граждан по месту их пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденному регистрацией по месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
40. Граждане, работающие на морских и речных судах, имеющие место жительства или место пребывания в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту жительства или месту пребывания. Граждане, работающие на морских и речных судах, состоят на воинском учете по месту работы в кадровых органах соответствующих пароходств, управлений, баз флотов и флотилий.
В случае перебазирования морских и речных судов на период зимней навигации из портов приписки в другие порты граждане, работающие на этих судах, остаются на воинском учете в кадровых органах, где они ранее состояли на воинском учете.
41. Граждане, убывающие на работу в Антарктиду или на острова Северного Ледовитого океана, с воинского учета по месту жительства не снимаются, а военный билет, справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче) сдают на хранение в кадровые органы организаций, направивших их на работу в эти районы. Кадровые органы сообщают в военные комиссариаты о гражданах, направленных на работу в указанные районы.
При возвращении эти граждане получают документы и справку с указанием места работы и продолжительности пребывания в Антарктиде или на островах Северного Ледовитого океана для представления в военный комиссариат.
42. Постановку на воинский учет и снятие с воинского учета граждан, работающих в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, по решению соответствующего военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) разрешается производить без явки граждан в органы, осуществляющие воинский учет. При этом документы граждан, подлежащих постановке на воинский учет или снятию с воинского учета, доставляются в органы, осуществляющие воинский учет, администрацией организаций, в которых работают эти граждане.
43. Граждане, работающие на гидрометеостанциях, расположенных на островах и в отдаленных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту нахождения управлений гидрометеослужбы и арктических радиометеоцентров.
44. Граждане, работающие в полевых геологических и топографо-геодезических организациях, в поисковых, разведочных, съемочных, гидрогеологических, геофизических, лесо- и землеустроительных экспедициях, партиях и отрядах, на линейных строительно-монтажных и специализированных поездах, на путевых и машинных станциях, в передвижных механизированных и специализированных колоннах, в тоннельных, мостостроительных, плавучих отрядах (участках), в строительно-монтажных и пусконаладочных организациях, в управлениях механизации и подводно-технических работ, а также в других приравненных к ним организациях и не проживающие постоянно в местах работы, состоят на воинском учете в органах, осуществляющих воинский учет по месту нахождения этих организаций.
45. Постановка на воинский учет граждан, принимаемых на работу в указанные организации, или снятие с воинского учета граждан, увольняемых с работы, может осуществляться администрацией этих организаций.
46. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.
В этих целях должностные лица территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.
Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.
47. Порядок организации совместной работы территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
55. Стимулирование работников, осуществляющих воинский учет в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, а также должностных лиц военных комиссариатов субъектов Российской Федерации и военных комиссариатов проводится по итогам смотра-конкурса на лучшую организацию работы среди субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки..
Приложение №1 к Положению о воинском учете
Как отделу кадров организовать воинский учет в 2021 году
Сначала издается приказ об организации воинского учета. Его образец дан в Приложении 4 к рекомендациям. Приказом определяется, кто должен вести воинский учет в организации, а также, кто исполняет эти обязанности в отсутствие ответственного. Кроме приказа есть дополнительные документы. Их перечень дан в IV разделе рекомендаций, п. 39:
- план работы;
- личные карточки призывников и запасников;
- журнал учета проверок ВУ;
- расписки о приеме военных билетов и др. документов ВУ;
- документация по вопросам ведения ВУ — папки, дела;
- документы, издаваемые органами власти разных уровней и справочная информация по ВУ.
Ответственному за воинский учет в организации необходимо явиться в военкомат с приказом и разработанным планом работ (Приложение 17 к рекомендациям) для утверждения. Последующие перемещения, назначения ответственных осуществляются после согласования с военным комиссариатом.
Взаимодействие организации и военного комиссариата осуществляется по вопросам предоставления сведений:
- о сотрудниках — призывниках;
- числящихся в штате несовершеннолетних 15-16 лет;
- на запросы об изменении жизненных обстоятельств сотрудников, стоящих на военном учете;
- другое.
В Приложении 17 дан план, который рекомендуется заполнить и его помощью согласовывать отчеты и сроки их предоставления в военкоматы.
Важно! На 2021 год план необходимо согласовать не позднее 31 декабря 2020 г |
Совет Ответственные по ВУ должны тесно работать с военными комиссариатами, так как многие вопросы решаются в соответствии с их рекомендациями. Поэтому рекомендуем дату согласования плана работы на 2021 год обсудить с военкоматом. |
Отчеты по воинскому учету со сроками сдачи
Сведения |
Срок сдачи |
О работниках мужского пола, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет в следующем году. Приложение 11 |
Каждый год до 1 ноября |
Работники мужского пола 15-16 лет. Приложение 11 |
До 15 ноября |
О принятых на работу / уволенных работниках, подлежащих ВУ. Приложение 9 |
В течение 2 недель после принятия / увольнения |
О работниках, состоящих, а также не состоящих, но подлежащих ВУ. Приложение 10 |
В течение 2 недель после получения запроса |
Об изменениях жизненных обстоятельств, состояния здоровья, и др. граждан, состоящих на воинском учете. Приложение 13 |
2 недели после произошедшего изменения |
Выявление информации об отсутствии воинского учета у военнообязанного сотрудника. |
В течении 2 недель после того, как стала известна информация |
Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе. Форма 6 |
Готовится на первое число года, следующего за отчетным, сдается не позднее последнего дня отчетного года — не позже 31 декабря. Есмли на предприятии нет ни брони, ни резервистов, форму 6 можно не сдавать |
Карточка воинского учета организации. Форма 18 |
Первый раз — в течение двух недель со дня госрегистрации и внесения сведений в ЕГРЮЛ об организации, далее один раз в два года до 31 декабря. |
Оповещение сотрудников о повестках, вызовах в военкомат и т.д. |
При получении вызова, повестки |
Новые штрафы за неправильно ведущийся воинский учет были введены начиная с 5 мая 2020 года и действительны на текущий момент. Старт их работы был осуществлен согласно Федеральному закону номер 132 «О внесении изменений в КоАП РФ» от двадцать четвёртого апреля 2020 года. Так, если ранее директора организации могли оштрафовать всего на триста рублей, теперь только нижняя планка штрафных санкций составляет минимум 1000.
Ведение воинского учета является обязательным требованием законодательства, даже если в организации трудоустроен единственный работник, имеющий статус военнообязанного. А это фактически любой мужчина вплоть до 50 лет, не зависимо от того, проходил он срочную военную службу или нет. Не состоят на воинском учете только граждане, имеющие категорию годности Д (полностью не годен к службе), и снятые с учета военным комиссариатом. Кроме того, информировать районный военкомат требуется не только о наличии военнообязанных сотрудников, но и об изменении их семейного положения, должности и прочих важных переменах в жизни и карьере. Кроме того, среди военнообязанных могут находиться как мужчины, так и женщины, связавшие свою жизнь с профессией, влекущей статус военнообязанного (врачи, радисты и др.).
Новые обязанности работодателей по воинскому учету
Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:
- тех, кто был уволен из армии в запас;
- лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
- лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
- женщин, имеющих военные специальности.
ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.
Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».
Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.
Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.
Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.
ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).
Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.
ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).
Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.
Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.
Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.
Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.
В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.
Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.
С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:
- за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
- неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
- несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
- КоАП РФ
Размер штрафов за воинский учет для организаций в 2021 году: что изменилось
- страница1
Написать комментарий
В данном законе внесены следующие изменения в положения Федерального закона о воинской обязанности:
-
В статью 4, пункт 1;
-
В статью 8, пункт 2 и 4;
-
В статью 10, пункт 1 и 2.
Работодатель теперь обязан в двухнедельный срок подавать сведения самостоятельно, не дожидаясь запроса
Согласно новой редакции статьи 4 Федерального закона №53-ФЗ, работодатели должны самостоятельно, не дожидаясь запросов от компетентных органов, направлять сведения о гражданах, которые не состоят на воинском учёте. Также нужно подавать сведения и о тех, кто стоит на воинском учете.
Раньше нужно было подавать такие сведения после поступления запроса (согласно постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, п. 32 Положения о воинском учёте). Теперь это нужно делать в течение 2 недель после обнаружения факта о том, что работник, который обязан состоять на воинском учёте, на нем не стоит.
Обратите внимание на установленные сроки подачи таких сведений– в течение 2 недель, не более.
По новым правилам работодатель, а именно лицо, ответственное за воинский учёт в организации, должен вручать работнику-гражданину направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Другими словами, если раньше работодатель лишь передавал повестку в военкомат, то теперь он должен сам напоминать работнику о необходимости посетить военкомат.Это должно осуществляться письменно под роспись работника.
Напомним, что в силу ст. 21.2 КоАП, за не оповещение граждан о повестке или не предоставление возможности своевременной явки в военкомат на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 рублей.
Перед тем, как поставить призывнику предварительную категорию годности, военкомат отправляет его на медицинское освидетельствование. Согласно Закону «О воинской обязанности и военной службе», молодой человек должен пройти ряд узких специалистов и сдать необходимые анализы.
Среди врачей выделяют: терапевта, хирурга, отоларинголога, стоматолога, невропатолога, психиатра, офтальмолога. Если у призывника имеются хронические заболевания, то его могут отправить к более узким специалистам, например к гастроэнтерологу.
Классическим набором анализов, которые обязан сдать призывник является:
- Общий анализ мочи;
- Общий анализ крови;
- Анализ крови на скрытые инфекции (ВИЧ, СПИД, гепатит В и С);
- Флюорография в двух проекциях;
- Электрокардиограмма.
На основании этих данных, призывнику выставляется категория годности.
- «А» – годен к военной службе;
- «Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;
- «В» – ограниченно годен к военной службе;
- «Г» – временно не годен к военной службе;
- «Д» – не годен к военной службе.
Годными к военной службе считаются призывники с категорией годности А и Б. Не призываются на военную службу молодые люди категории Д. Остальные категории дают временную отсрочку от армии.
По действующему законодательству, на воинском учете должны состоять:
- мужчины призывного возраста;
- военнообязанные граждане в запасе, включая тех, кто был уволен со службы;
- выпускники высших заведений с военной кафедрой, относящиеся к офицерам запаса;
- граждане старше 27 лет не служившие по причине предоставления отсрочки или полностью освобожденные от армии;
- молодые люди, проходившие альтернативную службу, а также женщины со специальностью, входящей в список военно-учетных.
Военный билет, который будет получен после постановки на учет, входит в перечень документов, необходимых при трудоустройстве, получении водительского удостоверения, паспорта.
Некоторые призывники задумываются о том, можно ли купить военный билет. Мы этого крайне не советуем. Это грозит тюремным сроком.
В случае утери военного билета, нужно незамедлительно обратиться в военный комиссариат для осуществления процедуры по восстановлению документа.
Российским законодательством четко определен перечень граждан, которые не состоят на ВУ.
Кроме граждан, освобожденных от воинской обязанности в связи с состоянием здоровья, согласно «Расписанию болезней», в список входят следующие категории:
- Граждане, проходящие военную, альтернативную или службу в ОВД.
- Осужденные, находящиеся в заключении.
- Лица, возраст которых достиг предельного для нахождения в запасе.
- Женщины, специальность которых не входит в перечень военно-учетных.
- Граждане, убывшие на ПМЖ заграницу.
Явиться в военкомат для предоставления информации и постановки на учет по месту жительства входит в обязанности граждан при погашении судимости, приобретении гражданства РФ, а также при смене фактического места проживания либо прописки.
[Закон о воинской обязанности] [Раздел II]
1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
- освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- проходящих военную службу;
- отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
- постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
1.1. Порядок и особенности воинского учёта граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, а также проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Воинский учёт граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания.
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учёт.
Воинский учёт граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
Военные комиссариаты осуществляют воинский учёт граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее — структурные подразделения).
Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учёта на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учётом.
Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учёт граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.12.2008 N 248-ФЗ.
При осуществлении первичного воинского учёта органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе:
- запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета;
- вызывать граждан по вопросам воинского учёта и оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
- определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
- определять порядок приема граждан по вопросам воинского учета;
- запрашивать у военных комиссариатов разъяснения по вопросам первичного воинского учета;
- вносить в военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учёта.
В законодательство внесены изменения, касающиеся первичного воинского учёта
Ведение воинского учета – обязанность каждой организации, за несоблюдение этого требования наступает административная ответственность в виде штрафов.
Нарушениями считаются:
- Непредставление сведений о потенциальных призывниках в установленные сроки;
- Неоказание содействия в явке сотрудника по повестке в военкомат;
- Намеренное либо непреднамеренное скрытие информации об актуальных данных, в особенности, переезде работника, снятии с места регистрации.
Нарушения работодателей зачастую связаны с незначительными штрафными санкциями. Единственной нормой является ст. 21.4 коап РФ. За непредставление сведений о принятии на работу, увольнение призывника, военнообязанных лиц в запасе на руководство организации налагается штраф 300-1000 руб. По этой причине организации не ведут военный учет либо делают это частично.
Однако, если военкомат направит запрос в организацию о предоставлении актуальных сведений, требование относительно ведения военного учета, все это будет проигнорировано, руководство облагается штрафами уже значительными.
- 2000 – 4000 руб. На специалиста, за неправильное, неполноценное ведение учета;
- 3000 – 5000 руб. На компанию и по 300-500 руб. На должностных лиц – руководство;
- 10 000 – 20 000 руб. На организацию, по 1000-2000 руб. На должностных лиц за невыполнение предписаний военного комиссариата, отсутствие воинского учета на предприятии.
За непредставление актуальной информации, не направление учащихся 10-11 классов, достигших 17 лет в военкомат, облагаются штрафом учебные заведения. Размер взыскания 300 – 1000 руб.
Принципы ведения воинского учета в организации, на предприятии, регламентируются несколькими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9 «Обязанности организаций»);
- Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (ст. 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны»);
- Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.
Ответственность за ведение военного учета возлагается на руководителя. Он имеет право назначать специалистов, который будут выполнять работу. Минимальное количество уполномоченных лиц определяется общим числом работников. До 1500 чел. – 1 сотрудник либо специалист выполняет обязанности по совместительству, от 3000 чел. И более формируется структурное подразделение с двумя, тремя специалистами.
Приказ о назначении уполномоченных лиц направляется в военкомат, согласовывается с ними. В дальнейшем предоставляется план действий относительно адекватного учета потенциальных призывников, военнослужащих в запасе.
Когда все карточки составлены, информацию необходимо передать в военный комиссариат. В дальнейшем необходимо плотно сотрудничать с военными, предоставлять своевременно информацию о назначении, увольнении сотрудников, смене места жительства, переводе на иную должность, семейное положение, др. Также следует сообщать о сотрудниках, которые намеренно уклоняются от несения службы. За скрытие информации предусмотрен штраф.
Для получения образцов документов, инструкции по их заполнению необходимо обратиться в военкомат. Там же получают сведения о сроках сдачи отчетов. Каждый месяц уполномоченный специалист должен отправлять информацию в военкомат об уволенных, новых зачисленных сотрудниках. 1 раз в год подают информацию о лицах, которым в следующем году исполнится 17 лет. Существует электронный вариант отчетности, специальные программы ведения воинского учета. Об использовании программного обеспечения принимает решение руководство.
Меняются правила воинского учёта
Нарушение правил воинского учета чревато неприятностями и штрафом для глав организаций. Административная ответственность грозит за:
- Непредоставление в контролирующий орган данных о будущих рекрутах (до тысячи рублей);
- Умалчивание директорами о вызове подчиненного в комиссариат.
Последнее также чревато небольшими деньгами – до тысячи рублей. Но неоднократные нарушения могут повлечь за собой повышенное внимание государства и более высокую степень ответственности.
Ведение воинского учета – ответственная и трудоемкая работа, которая требует повышенного внимания и ответственности со стороны исполнителя и начальства, а также дополнительной оплаты. Просто так, ничего не объясняя, взять и назначить по своему желанию кандидата глава фирмы вправе, но только по согласованию с самим претендентом и с военным комиссаром.
За воинский учет в компании отвечает ее руководитель (п. 6 ст. 1 Федерального закона № 58-ФЗ и п. 9 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства № 719). Директор может заниматься воинским учетом сам или назначить ответственного сотрудника. Если директор назначает сотрудника, он издает приказ.
Форма приказа об организации воинского учета и наделении работника соответствующими полномочиями дана в приложении 4 к Методическим рекомендациям, утвержденным Минобороны.
В приказе укажите ответственного за воинский учет сотрудника, а также того сотрудника, который будет замещать ответственного во время отпуска или болезни.
Если в организации меньше 500 человек, обязанности по воинскому учету может по совместительству выполнять любой сотрудник, например, бухгалтер или кадровик. Если в компании больше 500 человек, она должна нанять специального работника, который будет заниматься воинским учетом.
С 18 февраля 2020 года у организаций появилась новая обязанность – выдавать военнообязанным сотрудникам и призывникам при приеме и уведомлении специальную форму, чтобы те встали на воинский учет по месту пребывания (постановление Правительства № 103).
Выдавать сведения для военкомата вы обязаны тем военнообязанным сотрудникам и призывникам, которые:
• не имеют регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания;
• имеют регистрацию по месту жительства в другом городе или поселке, но не имеют регистрации по месту пребывания, хотя планируют находиться здесь больше трех месяцев.
Заполните сведения по утвержденному бланку (приложение 2 к Положению о воинском учете, утв. постановлением Правительства № 719). Укажите ФИО работника, домашний адрес и реквизиты вашей компании. Обратите внимание, что в бланке требуется код военно-учетной специальности работника. Его можно узнать из военного билета или справки взамен военного билета.
Такой же документ в 2020-2021 годах выдавайте иногороднему сотруднику без регистрации при увольнении.
Вы обязаны подавать сведения в военкомат при приеме и увольнении сотрудников, а также представлять ежегодные и прочие отчеты.
Если компания не ведет воинский учет, директору грозят административные штрафы.
Поскольку воинский учет на предприятии является комплексом различных мероприятий, его необходимо планировать, для чего утверждена типовая форма плана работы по осуществлению воинского учета (17-е приложение к методическим рекомендациям Генштаба ВС РФ). Ее утверждает ответственное лицо, назначенное на предприятии, и согласовывает уполномоченное лицо из комиссариата.
Данный план составляется на год, в нем отображаются все мероприятия, которые обязано совершить лицо, отвечающее за военно-учетную работу данного предприятия за годовой период. На основании плана такой работник осуществляет подбор и передачу документов в комиссариат в указанные сроки.
План имеет вид таблицы, содержащей столбцы:
• название мероприятий;
• конкретные или ориентировочные сроки их выполнения;
• ответственное лицо;
• отметка о выполнении мероприятия.
Графа «Сроки выполнения» подлежит уточнению в военкомате либо в органе самоуправления согласно месту постановки данной организации на воинский учет. Данная графа может содержать не только даты, но и текст, к примеру «при приеме на работу», «ежегодно» или «по мере необходимости».
Свои подписи на плане в обязательном порядке ставят начальник кадровой службы, обозначенное ответственное лицо и руководитель предприятия.
Новая форма «План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе» официально утверждена документом Приложение N 17 к Методическим рекомендациям (п. 29) об организации воинского учета.
План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в 2020-2021 годах в запасе разрабатывается и составляется один раз в год. После составления план направляется в военный комиссариат либо орган местного самоуправления для согласования. В плане учитываются все мероприятия по воинскому учету, которые необходимо выполнить ответственному работнику организации.
Федеральным законом от 24.04.2020 N 132-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, касающиеся воинского учета, согласно которым:
1. Увеличены размеры административных штрафов за правонарушения в области воинского учета:
а) штрафы в диапазоне от 1 000 до 3 000 рублей (ранее от 300 до 1 000 рублей) установлены для руководителя организации или для должностного лица, ответственного за военно-учетную работу:
— за непредставление в орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;
— за неоповещение граждан о вызове их по повестке органа, осуществляющего воинский учет;
— за несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более 3-х месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;
— за несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.
б) штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей (ранее от 300 до 1 000 рублей) предусмотрен за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете;
в) штрафы в диапазоне от 500 до 3 000 рублей (ранее от 100 до 500 рублей) предусмотрены для граждан:
— за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету;
— за уклонение от медицинского обследования;
— за умышленную порчу или утрату документов воинского учета.
2. Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные выше правонарушения теперь составляет 3 года со дня совершения административного правонарушения (ранее — 2 месяца).
Напомним, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности в 2020-2021 годах является обстоятельством, исключающим производство по делу и привлечение лица к административной ответственности.
Порядок воинского учета граждан. Изменения
Работодателей обязали проверять у трудоустраиваемых граждан наличие персональных электронных карт (при проставленной в документах воинского учета отметки об их выдаче). Наличие или отсутствие карты нужно указывать в учетных документах организации. Такие персональные электронные карты выдают призывникам, если они дают на это согласие. В них указаны:
- фамилия, имя, отчество;
- сведения об образовании;
- воинская специальность;
- результаты медицинского осмотра военной комиссии;
- информация о воинском звании;
- сведения о назначении на воинскую должность;
- сведения о прохождении службы.
Фактически это электронный аналог военного билета, но с расширенной информационной базой. У каждой карты есть уникальный девятизначный номер, по которому любой заинтересованный уполномоченный орган может получить полную информацию о ее владельце.
Чиновники исключили из законодательства обязанность работодателей применять для ведения воинского учета личные карточки работников по форме № Т-2. Но эта новость является приятной для кадровиков только на первый взгляд. Вместо упраздненных личных карточек будут введены другие учетные документы. Какие? Пока уполномоченное на это Минобороны России еще не утвердило перечень, формы, порядок хранения и заполнения таких специальных документов. И даже в п. 23 Методических рекомендаций Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях указано, что организации должны вести личные карточки работников по форме № Т-2. В этом случае постановление Правительства РФ главнее, поэтому от формы № Т-2 можно отказаться и ждать дальнейших указаний и форм от Минобороны.
Справка, выдаваемая взамен военного билета, получила в Положении о воинском учете статус полноценного документа воинского учета, на основании которого ведется воинский учет в организации. И это изменение совсем не ново и носит скорее технический характер, упрощающий правовое регулирование документооборота. До сих пор справка, выдаваемая взамен военного билета, не фигурировала в числе документов воинского учета, перечисленных в Положении. Однако фактически она все равно являлась таким документом.
Например, ее можно найти в приказе Министра обороны России от 18 июля 2014 № 495, в котором она входит в число документов воинского учета и определяется в качестве основного документа персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу. Теперь упоминание о справке как о документе воинского учета было внесено и в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Поэтому все работодатели обязаны принимать этот документ в целях ведения воинского учета работников вместо военного билета.
Под воинским учетом подразумевается метод обобщения всех сведений, которые касаются призывников и мобилизационных ресурсов страны. Осуществляется он по месту проживания военнообязанного лица. В случае пребывания гражданина в определённом населенном пункте более трёх месяцев, учёт должен быть выполнен по месту фактического его нахождения.
Воинский учет граждан производится местными комиссариатами или специально созданными уполномоченными комиссиями.
Данные о том, что гражданин состоит на учёте в райвоенкомате, проверяют все работодатели. Также такие сведения могут быть запрошены при взаимодействии с финансовыми учреждениями, при сдаче документов для получения загранпаспорта или водительского удостоверения.
Базовые нормативные документы, на которые в своей работе ссылаются кадровики и руководители предприятия в вопросе осуществления военучеты следующие:
- Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне».
- Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».
- Федеральный закон N 55-ФЗ от 07.03.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»»
- Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете».
- Постановление 258 Правительства РФ от 2006 г. «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»
- Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях, имеющие максимально прикладное значение. В этой методичке собраны необходимые шаблоны документов, используемые работодателями при ведении воинского учета в учреждении.
Введенные в действие нормативы имеют некоторые противоречия между собой. Так, например, вопрос о постановке на учёт лиц, которые признаны негодными или ограниченно годными к службе. В этом вопросе Постановление №719 розниться с требованиями ФЗ№53. Такие прецеденты считаются коллизией норм. И по общему правилу, в такой ситуации применяется та из норм, которая рассматривается, как более высокая в иерархии законов. В этом случае это ФЗ, поэтому норма Положения не работает.
Действующий норматив, разрабатывался на базе основополагающих пунктов ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Также многие аспекты основываются на иных профильных правовых актах нашей страны, которые работают по вопросам обороны и безопасности.
Главное направление Положения — это определить порядок организационных мероприятий в учете военнообязанных граждан. Рассмотрим основные моменты Положения№719.
Различают два вида военучета — общий и специальный. Специальный — это учет работников и служащих, которые подлежат мобилизации. Он касается:
- Сотрудников правоохранительных органов МВД и органов по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ.
- Работников противопожарной службы.
- Особ, которые служат в органах уголовно-исполнительной системы.
Профессии, не попадающие под перечень спецучёта – рассматриваются в общем порядке.
На предприятиях за этот участок работы отвечает руководитель или уполномоченный сотрудник, назначенный по приказу. Согласно редакции Положения — если руководитель делегирует полномочия, это отражается в трудовом договоре и должностной инструкции. Существует и другой вариант определения полномочий — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя. Образец приказа закреплён приложением № 4 к Методическим Рекомендациям.
Количество специалистов, необходимых для ведения дел по военучету, регламентировано п. 12 и 13 Положения. Зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету. Алгоритм назначения количественного состава собран в таблице
Количество специалистов |
Количество работников на предприятии*, чел |
Статус специалиста |
1 |
Менее 500** |
совместитель |
1 |
500-2000 |
основной |
2 |
2000-4000 |
основной |
1 |
На каждые последующие 3000 |
основной |
*подсчитывается на конец предыдущего года
** ведение военучёта может быть поручено кадровику
Перечисленные аспекты относятся к общим положениям норматива, но также существуют и другие разделы документа.
В целом документ содержит 9 разделов. Каждый из которых имеет своё название, пункты раскрывающие суть рассматриваемого вопроса.
Порядок осуществления первичного военучёта в органах местного самоуправления
Это второй раздел Положения. Имеет 9 пунктов разъясняющих вопросы о первичных документах, их назначении и возможности получения.
Общие обязанности постановки на воинский учет 2021 год
Ведение такого учета — обязательный и достаточно важный момент в работе любого юридического лица. Об этом говорит ст. 8 Федерального закона № 61-ФЗ от 31.05.1996. Ведение бумаг по военнообязанным сотрудникам регламентирует Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (ред. от 27.06.2017). Военкоматы регулярно устраивают проверки ведения учета, а штрафы назначают по каждому выявленному пункту (глава 21 КоАП РФ).
Цели ведения данного вида учета сформулированы в п. 2 Положения № 719:
- В спокойные периоды жизни учет — это обеспечение исполнения воинского долга каждым человеком, который должен его выполнить, контролировать, чтобы ряды вооруженных сил были наполнены военнослужащими.
- А вот в период военной обстановки учет военнообязанных призван помочь своевременно мобилизовать всех необходимых лиц и наполнить государственные структуры необходимым рабочим ресурсом.
Для соблюдения этих целей государство должно обладать актуальной информацией о призывниках, и актуальность данной информации как раз обеспечивает работодатель с помощью учета данных лиц.
Задачами воинского учета являются:
- соблюдение гражданами своих воинских обязанностей, предусмотренных законодательством, невозможность скрываться от исполнения государственного долга;
- корректное документальное оформление учета;
- анализ качественного и количественного состава ресурсов, предназначенных для защиты государства и общества.
Учету подлежат следующие категории лиц (п. 14 Постановления № 719): мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на регистрации в комиссариатах по месту жительства и не пребывают в запасе (призывники), а также граждане, находящиеся в запасе (военнообязанные).
К последним закон причисляет женщин с военно-учетными специальностями, а также мужчин, которые:
- находятся в запасе;
- уволены с военной службы с зачислением в запас;
- завершили обучение на офицеров запаса;
- не прошли военную службу по разным причинам до 27-летнего возраста;
- прошли альтернативную службу.
Не нужно вести воинский учет, например, на сотрудников, освобожденных от воинских обязанностей (ограниченно годные, негодные, прошедшие службу в другом государстве), проходящие гражданскую альтернативную службу, постоянно проживающие не на территории РФ. Не подлежат учету офицеры, пребывающие в запасе СВР России или ФСБ России, женщины, если у них нет военной специальности.
Мы составили пошаговую инструкцию организации воинского учета в организации, она поможет разобраться в нюансах процедуры.
За ведение документации по учету военнообязанных на предприятии государственной или муниципальной формы собственности отвечают:
- Директор организации.
- Начальник отдела кадров (или его заместитель).
- Делопроизводитель, секретарь.
Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС), однако в небольших организациях это нереально. Он создается, когда в учреждении работает от 2000 до 4000 человек, которые подлежат воинскому учету. В таком случае для этой работы выделяют двух человек. В небольших организациях обязанность возлагается на одного из сотрудников отдела кадров.
Независимо от наличия военно-учетного стола, ответственные за учет выполняют следующие задачи.
- Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
- Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
- Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
- Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.
Ведение документации по военнообязанным сотрудникам в госучреждениях построено на «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (Утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) от 11.04.2008 и включает:
- Контроль за наличием в паспортах граждан РФ, которые принимаются на должность в организацию, отметок о воинской обязанности.
- Заполнение личных карточек (форма Т-2) на основе записей в других документах.
- Объяснение сотрудникам порядка исполнения их военных обязанностей.
- Информирование военных комиссариатов обо всех изменениях сведений в паспортах сотрудников организации, по которым ведется учет, и нарушениях.
- Отправку в 2-недельный срок в военные комиссариаты информации о военнообязанных гражданах, которые приняты на работу или уволены.
- Ежегодную сверку данных.
- Оповещения сотрудников о вызовах в военкоматы и обеспечение их явки.
Форма личной карточки работников предприятия Т-2 предложена Постановлением Госкомстата РФ № 1. Наша инструкция по ведению воинского учета в организациях включает заполнение этой формы.
Проверку ведения воинского учета выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки могут производиться не чаще одного раза в три года.
Проверяющих учет, в частности, будут интересовать следующие документы:
- приказ о ведении воинского учета;
- план работы по ведению воинского учета;
- личные карточки граждан, по которым ведется учет;
- журнал проверок ведения учета;
- расписка в приеме от граждан документов воинского учета;
- служебное делопроизводство по вопросу ведения воинского учета.
При проведении проверки правильности учета контролирующий орган оценивает:
- осуществление и организацию воинского учета в компании;
- полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников, по которым ведется учет.
В журнал вносятся результаты проверки ведения воинского учета