Конвенция о правах ребёнка в россии на 2021 год скачать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конвенция о правах ребёнка в россии на 2021 год скачать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Конвенция о правах ребенка
Конвенция – это международный юридический документ, признающий все права человека в отношении детей от рождения до 18 лет. Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-I. На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года.
Преамбула
Государства-участники настоящей Конвенции,
считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека2 и в Международных пактах о правах человека3 провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,
напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,
убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,
признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,
считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,
принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 19244 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24)3, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10)3, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»,
ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)7 и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,
признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,
учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка
признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах,
согласились о нижеследующем:
ЧАСТЬ I
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 2
1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
Статья 3
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными орга��ами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Статья 4
Правовое регулирование всех возникающих вопросов касательно защиты прав ребёнка основывают на Конвенции. Именно это документ – основополагающий среди всех перечисленных законов. Другими словами, Конвенция служит гарантией прав ребёнка в РФ. Но это не всё: есть многие другие моменты, которые требуется упомянуть.
Декларация прав ребёнка содержит ещё многие пункты относительно защиты детей и их жизни. В ней упоминается о защите сиротства, правах детей-инвалидов, защите от сексуального насилия, жестокого обращения. Ещё Декларация прав ребёнка содержит следующие гарантии:
- Защиту жилого пространства.
- Тайну телефонных переговоров и переписки.
- Неразглашение личных сведений, в частности, об усыновлении, личной жизни и т.д.
- Возможность получить помощь в случае лишения семьи. В таких случаях права несовершеннолетних детей защищает государство.
- Защиту от принуждения работать на вредном производстве.
Соблюдение прав каждого малолетнего человека – обязанность государственных органов. В частности это задача учреждений, отвечающих за опеку и попечительство. При возникновении серьёзных конфликтных ситуаций могут вмешаться прокуратура и суд.
Для этого сам ребёнок (или его родители) могут заполнить специальную форму заявления и отправить его в прокуратуру. Далее дело перейдёт в суд, который и будет регулировать права ребёнка.
Основные права несовершеннолетних детей в России
Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.
В 14 лет подросток становится несовершеннолетним. Права и свободы каждого ребёнка зависят от того, к какой категории он относится. Так до того, пока ему исполнится 14 лет, все вопросы решают его родители (опекуны, усыновители).
В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.
Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.
В семейном праве говорится: чтобы ребёнок мог полноценно и гармонично развиваться, ему нужна любовь и понимание, что может дать только семья – родные или приёмные родители, опекуны.
Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею. Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.
Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:
- культурно развиваться;
- развивать личное суждение;
- воспитывать моральную ответственность.
Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.
Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.
Россия окончательно присоединилась к Конвенции о правах ребенка
Конвенция о правах ребенка
Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 44/25 от 20.11.1989
Ратифицирована
Постановлением Верховного Совета СССР
от 13 июня 1990 года N 1559-1
Преамбула
Государства — участники настоящей Конвенции,
считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,
напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,
убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,
признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,
считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,
принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»,
Часть I
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Конвенция о правах ребенка (рус., англ.)
Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Уполномоченный не может осуждать или привлекать к ответственности, но может вносить изменения в нормативные документы, выдвигать законодательные предложения, инициировать судебные разбирательства. В 2021 году уполномоченный при президенте по правам ребенка РФ озабочен, прежде всего, проблемами детей сирот, малолетних, воспитывающихся в неполных семьях или в непригодных условиях. Данным лицом готовится ряд законодательных нововведений, которые помогут улучшить материальный и социальный уровень самого уязвимого пласта населения. Конвенция ООН – базовый документ для уполномоченного в РФ.
Сегодня общество как никогда нуждается в ярких примерах мужественности и отцовской силы и заботы. Особенно сильна эта потребность у подрастающего поколения, — мальчиков, юношей, — многие из которых растут без примера ответственного отцовства перед глазами. Одной из главных задач Совета отцов является объединение представителей различных сфер социальной жизни общества для формирования национальной модели отцовства.
Считая свои поступки вполне правомерными, направленными на воспитание, родители и даже педагоги не видят в них признаков нарушения прав. И совершенно зря: маленький человек все понимает, испытывает унижение и обиду. И может найти защиту от деспотического произвола.
- проживать и получать воспитание в семье (ст.54);
- общаться с папой, мамой и другими людьми, состоящими в родстве (ст. 55);
- право на защиту (ст.56);
- право на свою точку зрения и возможность ее выражать (ст.57);
- право на свою фамилию, имя и отчество (ст.58);
- право изменить фамилию , имя и отчество (ст.59);
- право владеть имуществом, получать его по наследству и пр. (ст.60).
Несовершеннолетние нуждаются в защите свободы личности и заботе. Именно на это направлена международная конвенция о правах тех, кому еще не исполнилось 18 лет . Официальный документ предоставляет гарантии о первостепенной защите свобод несовершеннолетнего. Свод описанных правил предназначен для причисления новорожденному тех защищающих его принципов, благодаря которым органы самоуправления, областные власти, а также исполнительные власти могут ориентироваться в законодательстве, защищая свободу личности.
Являясь уполномоченным советником президента, Анна Кузнецова докладывает о вступлении законов и поправок в силу, а также сообщает о распоряжении выделенных на реализацию законов средства. Вступила на должность уполномоченного по правам в 2016 году по указу президента РФ.
Он может сообщать о своих идеях, иную информацию в любой форме, выражать себя через искусство. Никто не вправе ограничить его свободу совести и вероисповедания. Личная жизнь человека, его семья, его жилище, письма, другая персональная информация и не могут подвергаться вмешательству со стороны третьих лиц.
Если обстоятельства складываются таким образом, что ребенок не проживает со своими матерью и отцом, он может с ними видеться и свободно общаться. Когда это невозможно (например, при насильной высылке или отбывании срока в местах лишения свободы), родственники должны знать о местонахождении друг друга. Незаконный вывоз из страны и удержание там ребенка караются по всей строгости закона.
Презентация познакомит детей с одним из важных документов, который должен знать каждый. Это Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году. Этот документ содержит около 50 статей, определяющих права тех, кому еще не исполнилось 18 лет. Знать такие важные законы необходимо, поэтому показать электронное пособие можно на уроках или классных часах.
Материал подобран с учетом возрастных особенностей младших школьников. Для мальчиков и девочек подобран не только интересный текстовый материал, но и картинки, которые иллюстрируют каждую статью. Рассмотрев основные права, школьники тоже познакомятся с обязанностями, которые оговорены в Конвенции.
Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, определяет носителя этих прав как человека, не достигшего 18-летнего возраста. Обеспечение прав ребенка – многофункциональная и сложная проблема, скорее даже комплекс взаимосвязанных проблем, от решения которых в значительной мере зависят перспективы физического выживания и нравственного развития любого общества.
Значение Конвенции неоценимо, так как она в значительной степени обращена не столько в настоящее, сколько в будущее человечества. И это актуально для нашего государства, в котором проживает более 32 миллионов детей.
Указанная категория прав способствует и направлена на развитие как личности, способствует раскрытию его потенциала. В качестве примера можно привести следующие права на:
- образование;
- участие в массовых мероприятиях;
- предпочтения вероисповедания;
- получение информации.
Данная категория прав гарантирует детям защиту от насилия и эксплуатации. В качестве примера можно привести следующие права на:
- защиту от насилия и телесных повреждений;
- неучастие в вооружённых конфликтах;
- недопустимость использования и эксплуатации;
- защиту от трудовой эксплуатации.
Изменения В Конвенции О Правах Ребёнка В России На 2021 Год Скачать
То есть такие, которые закрепляют равноправие участия в жизни общества. Например, следующие права на:
- формулирование собственного мнения;
- участие в ассоциациях;
- участие при решении проблем, касающихся решения вопросов, относящихся к их жизни и развитию.
К таковым можно отнести следующее:
- достойное жильё;
- обеспечение питанием;
- получение должной медицинской помощи.
Защита прав детей в России, а также применение положений, определённых Конвенцией, на сегодня имеет огромное значение.
СССР присоединился к названному документу только в 1990 году, Россия, как его правопреемница, стала участником в 1992 году. Несмотря на наличие замечаний со стороны Комитета ООН по результатам проведения неоднократных докладов, проблемы и замечания в правовой сфере РФ были устранены не все.
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. 1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.
Конвенция о правах ребенка в России
Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. 1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
Конвенция ООН о правах ребенка — это международный договор, который обязывает страны-участницы обеспечить детям определенный минимум защиты и комфорта, а также хотя бы отчасти уровнять их возможности. К настоящему времени документ подписали все государства-члены Организации Объединенных Наций, кроме США. Тем самым почти весь мир принял на себя обязательства по соблюдению положений, заключенных в документе.
Борьба за установление всеобщих правовых рамок в отношении детей в мировом масштабе началась почти сто лет назад. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. В этом документе помимо различных прав и свобод провозглашался принцип: «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Однако декларация не носила обязательного характера даже для тех стран, которые ее подписали.
Все изменилось в 1989 году, когда была принята конвенция о правах ребенка. Юристы и дипломаты работали над нею десять лет. Конвенция о правах ребенка вступила в силу в 1990 году. Через несколько лет России пришлось переписывать весь свод национального законодательства, но это открыло и дополнительные возможности. Так, конвенция о правах ребенка в России сразу легла в основу различных законов о детях, а Семейный кодекс повторяет некоторые ее статьи почти дословно.
С тех пор как принята конвенция о правах ребенка, основные права ребенка имеют дополнительные гарантии. Согласно этому документу, Россия не просто обязана обеспечить защиту и некоторый набор прав, но и гарантировать юному поколению здоровое развитие «в максимально возможной степени». С этой целью государство принимает различные законы, наделяет полномочиями правоохранительные и органы опеки. Также непосредственной защитой прав детей, прописанных в декларации, занимаются детские омбудсмены. В крайних случаях нужно сразу обращаться в полицию, органы опеки выявляют случаи социального сиротства, а уполномоченный по правам детей поможет добиться соблюдения гарантированных законом прав.
Презентация на тему «Конвенция о правах ребенка»
— Сегодня на занятии мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне)
— Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция)
— В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество. (общество детей)
— Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)
- «ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению».
- «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
- «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»
— Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
Об этом документе мы сегодня и будем говорить.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Приложение 1
СЛАЙД 1. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»
Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)
СЛАЙД 2. КОН-ВЕН-ЦИ-Я, конвенция о правах ребенка.
— Кто запомнил, когда был принят этот документ? (на слайде – принят в 1989 г.)
— Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.
СЛАЙД 3. Фотография детей разных национальностей.
— В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.
СЛАЙД 4. Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.
СЛАЙД 5. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.
— А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.
СЛАЙД 6. Любой ребенок имеет право:
- на жизнь со своими родителями;
- на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.
СЛАЙД 7. Ребенок имеет право на здравоохранение.
СЛАЙД 8. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.
СЛАЙД 9. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.
— Вы пользуетесь этим правом?
СЛАЙД 10. Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.
СЛАЙД 11. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.
СЛАЙД 12. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.
СЛАЙД 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.
— Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?
СЛАЙД 14. Конвенция о правах ребенка.
— Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.
Самостоятельная работа
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Обсуждение. Какие права были нарушены?
(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)
Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.
Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
— Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
— С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
— Это насилие над личностью!
В России создана своя система органов, занимающаяся данным вопросом. Ключевым должностным лицом является уполномоченный при президенте по правам ребенка РФ. В конце 2016 года на эту должность была назначена Анна Кузнецова. Ее кандидатура на пост уполномоченного лица была лично одобрена Президентом. До получения этой должности Кузнецова занималась различными детскими фондами.
Основные задачи уполномоченного:
- Контроль за тем, чтобы соблюдались международные и внутренние акты, которые имеют отношение к несовершеннолетним.
- Предоставление властям рекомендаций, касательно недопущения ущемления интересов детей.
- Обобщение практики.
Согласно декларации, все дети имеют право на жизнь, получение гражданства, владение имуществом, получение образования и профессии, неприкосновенность личности, проживание в семье, отдых, жилье и защиту чести. Со своей стороны, несовершеннолетние обязаны соблюдать законы своей страны, уважать других, заботиться о матери и отце, получать знания в школе и других учебных учреждениях, бережно относится ко всему окружающему.
Основная задача Конвенции — защита прав ребенка. Все статьи Конвенции соблюдаются в России. Например, в первой части Конвенции о детских правах сказано, что несовершеннолетние могут выражать свое мнение, выбирать религию, получать всю необходимую информацию и образование, а также использовать достояния родной культуры. Все положения и права, указанные в Конвенции, соответствующим образом обеспечиваются и в РФ.
Для данной цели в государстве создаются уполномоченные органы по опеке. Ими становятся органы местного самоуправления. Они занимаются учетом несовершеннолетних, наблюдением за условиями, в которых те проживают, воспитываются и учатся. Кроме того, цель органов опеки РФ — оставшихся без родительского попечения несовершеннолетних передать на воспитание в полноценную семью. И если такой возможности нет — их передают в детские дома и интернаты. Интересно, что на Федеральном уровне учет осуществляется Департаментом образования.
Конвенция о правах ребенка и ее влияние на нашу жизнь
4. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка.
Несовершеннолетние нуждаются в защите свободы личности и заботе. Именно на это направлена международная конвенция о правах тех, кому еще не исполнилось 18 лет .
Основная задача Конвенции — защита прав ребенка. Конвенции соблюдаются в России.
Например, в первой части Конвенции о детских правах сказано, что несовершеннолетние могут выражать свое мнение, выбирать религию, получать всю необходимую информацию и образование, а также использовать достояния родной культуры. Все положения и права, указанные в Конвенции, соответствующим образом обеспечиваются и в РФ.
- иметь семью;
- на защиту государством в случаях отсутствия постоянной или временной зашиты со стороны родителей;
- на равенство;
- на защиту от насилия;
- на медобслуживание и заботу о здоровье;
- учиться и посещать школу;
- на свободу мысли и слова;
- на имя и гражданство;
- на получение информации;
- на отдых и досуг;
- на помощь государства при особых потребностях (например, инвалидность).
Конвенция состоит из 54 статей, которые детализируют индивидуальные права детей. Термин «ребенок» Конвенция о правах ребенка определяет как «лицо в возрасте до восемнадцати лет». Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.
Классный час на тему «Конвенция о правах ребенка»
Основные гарантии прав – следующие документы: Конституция страны, Семейный кодекс Российской Федерации и Конвенция о правах детей. Последний документ был одобрен на одном из заседаний Ассамблеи ООН. Кроме того, защиту прав несовершеннолетних детей гарантируют различные ФЗ, в которых оговорены следующие моменты:
- Здравоохранение.
- Основные гарантии.
- Образование.
- Гарантии социальной поддержки детей, оставшихся без родительского попечения.
- О равенстве.
- О социальной защите в РФ детей-инвалидов и т. д. (инвалиды также могут оформить визу и путешествовать).
Основные законы о правах ребёнка в РФ.
Соблюдение прав каждого малолетнего человека – обязанность государственных органов. В частности это задача учреждений, отвечающих за опеку и попечительство. При возникновении серьёзных конфликтных ситуаций могут вмешаться прокуратура и суд.
Для этого сам ребёнок (или его родители) могут заполнить специальную форму заявления и отправить его в прокуратуру. Далее дело перейдёт в суд, который и будет регулировать права ребёнка.
Ребёнком считается лицо, не достигшее совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста). Но существуют и исключения. Первый случай — если 16-летний подросток с согласия родителей (попечителя, усыновителя) устраивается на работу, подписав контракт или трудовой договор, занимается волонтёрством.
Как вариант – 16-летний подросток начал заниматься предпринимательской деятельностью, тогда его уже могут объявить дееспособным. Ещё один случай – вступление в брак до совершеннолетия. В этом случае подросток считается дееспособным с того дня, когда был заключен брак.
О том, что такое эмансипация несовершеннолетних, смотрите в следующем видеоматериале.
В ЮНИСЕФ – детском фонде ООН – предупреждают, что необходимо принять срочные меры, эффективность которых зависит от каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию. В организации подчеркивают, что жизнь детей улучшается только там, где есть политическая воля и решимость действовать.
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,