Художественные средства завещания лермонтова
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Художественные средства завещания лермонтова». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова
Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.
В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей»
, эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно».
Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.
Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.
Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
Повествование в стихотворении «Завещание» ведется от лица умирающего солдата, он является лирическим героем текста. Сложно однозначно определить историю и происхождение этого персонажа, простой ли это солдат-крестьянин или дворянин, сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет много простых, народных слов и оборотов. С другой стороны, герой наделен чертами интеллигента, он склонен к анализу своего места в жизни, страдает от одиночества. Возможно, Лермонтов стремился создать обобщенный образ, дополнив образ солдата-рассказчика собственными размышлениями и сомнениями.
Исследователями принято отмечать, что в герое «Завещания» нашли отражение черты и настроения самого поэта. Родители Лермонтова уже умерли, и герой не надеется, что товарищу удастся застать их в живых, но в строках о родителях звучит теплота воспоминаний о прошлом.
Образ соседки с «пустым сердцем», которая не смогла понять героя, усиливает трагическое звучание завещания солдата. Одним из прототипов этого образа исследователи называют Варвару Лопухину, в которую поэт долгое время был влюблен.
Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.
-
Обособленность героя от мира
. Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет. -
Поиск смысла жизни
и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества. -
Одиночество героя
обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.
Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.
Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)
В своей лирике Лермонтов продолжал и развивал традиции Романтизма. Его герой одинок, он стремится к прекрасному гармоничному миру, и стремление это разбивается о суровую действительность. Герой Романтизма не может найти свое место в обществе, поэтому вступает с ним в конфликт, отвергает его, отчего в финале часто погибает. Таким предстает перед читателем рассказчик стихотворения, который в свой смертный час холодно и немного насмешливо отзывается об оставившей его возлюбленной и даже собственной неминуемой гибели. Он был чужим для мира, и потому не страшится его покидать.
По форме «Завещание» — это лирический монолог, исповедь смертельно раненого солдата. Он обращается к оказавшемуся в этот момент рядом товарищу с просьбой выполнить несколько поручений, поговорить с дорогими ему людьми.
С помощью композиционного и ритмического устройства текста Лермонтову мастерски удается создать ощущение живой разговорной речи. Стихотворение «Завещание» строится из четырех строф-восьмистиший, поэт чередует четырехстопный и трехстопный ямб. В каждой строфе мужская рифма сменяется в двух последних строках на женскую, что позволяет указать на незаконченность, возможность дальнейшего развития мысли героя.
Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.
В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.
Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.
Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
В последнем сражении воин получил тяжёлое ранение в грудь. Как человек мужественный, он стоически принимает известие о том, что жить осталось совсем немного. Превозмогая боль, умирающий старается высказать последнюю волю.
Речь прерывиста, но вполне доступна для понимания и даже структурирована. При этом каждая часть стиха оставляет ощущение недосказанности темы. Возможно, Михаил Лермонтов сознательно использовал это выразительное средство, чтобы подтолкнуть читателя к сопереживанию и «соавторству» в домысливании сюжета. Но от этого выразительность ничуть не пострадала.
Если составить план, произведение чётко делится на четыре части. Первая, вступительная, содержит краткий рассказ о герое произведения. Остальные повествуют о трёх самых драматичных моментах в жизни этого человека.
По жанру этот стих перекликается с народными песенными шедеврами. В нём герой точно так же вспоминает:
- далёкую родину;
- семью;
- старых друзей и знакомых.
И подобно персонажам из фольклора воин надеется, что о нём хоть кто-нибудь вспомнит. При этом он щадит близких и не расписывает в красках своё состояние, ограничиваясь краткими и по-мужски сдержанными фразами.
Из слов умирающего можно сделать заключение о том, что он любит родной край и тоскует на чужбине, куда он попал, вероятно, уже давно. Свой воинский долг он исполнил честно, из-за ранения в грудь принял смерть за царя и Отечество — так кратко просит герой рассказать, если вдруг хоть кто-то поинтересуется его судьбой. В подробности вдаваться ни к чему.
Связь с отчим домом прервалась, и мужчина даже не знает наверняка, живы ли его родные люди. Причины, из-за которых родители не переписывались с ним, умирающий не раскрывает. Но всё же просит, чтобы не огорчали стариков печальным сообщением. Уж пусть лучше думают, что их сына отправили служить куда-то очень далеко, а писем он не присылает лишь по лености. Эта трогательная забота говорит о любви и нежности к отцу и матери.
Стихотворение было написано в 1840 году, когда поэта уже второй раз сослали на Кавказ. Все друзья автора остались в столице, а на Кавказе он так и не сумел завести близкие связи с кем-либо. Родители поэта уже давно мертвы, и он переживает, что после смерти никто и не вспомнит о нем. Поскольку Михаила Юрьевича сослали на горячую точку, он думал о своей гибели с хладнокровием и определенностью солдата в бою.
Лермонтов умер через год, и некоторые считают это стихотворение пророческим. Возможно, именно так поэт представлял свое будущее.
Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс
Стихотворение написано в характерном для Лермонтова направлении — романтизме. Налицо все признаки: грустное настроение, фатализм, мотивы смерти и одиночества.
Размер неоднороден: четырехстопный ямб перемежается с разностопным. То же можно сказать и о рифме: она то перекрестная, то построчная. Рифмуются частицы, местоименные существительные и неопределенные местоимения. Такое построение стихотворения помогает передать простонародную речь, показать, что герой – обычный солдат.
Лирический герой – обычный солдат, который получил смертельное ранение и, зная, что умирает, дает несколько распоряжений другу, на словах передавая ему свое своеобразное завещание. Он просит не говорить о смерти отцу и матери, но просит передать эту весть некогда любимой им женщине, которая, как он уверен, не испытывает к нему никаких чувств. Он уверен, что некому будет переживать о его смерти. Вероятно, герой — простой крестьянин, и воинская служба сломала ему жизнь. Возможно, он еще молод, но уже хоронит себя, так как воинский долг не оставляет ему шанса на возвращение.
Несмотря на низкий социальный статус героя, в нем мы узнаем самого автора, который намекает на свой печальный удел. Многие сходятся во мнении, что через лирического героя и его судьбу Лермонтов хотел не просто затронуть сердца читателей, но и передать собственное завещание, так как считал, что и ему уготована похожая судьба. Например, таинственная соседка – это первая любовь Михаила Юрьевича, Варвара Лопухина, которая вышла замуж за богатого помещика. Родители автора уже скончались к тому времени, осталась лишь бабушка, которая из-за преклонного возраста могла не дожить до весточки о кончине внука.
- Основная тема – смерть. В ней автор видит закономерный итог своей жизни, которая никому не нужна. Он говорит о гибели спокойно и даже равнодушно, как будто ему наплевать на то, чем закончится очередной бой. При этом он иронично замечает, что «честно умер за царя». Почему иронично? Да потому, что сам царь послал его на бойню, и воинское дело поэт ненавидел, поэтому не имел никакой охоты им заниматься и уж тем более погибать во имя монарха, с которым у автора отношения не сложились. Сам Николай Первый после смерти Лермонтова сказал: «Собаке собачья смерть». Таким образом, в стихотворении поэт описывает не героическую жертву во имя родины (не за отечество он умирает, а именно за правителя), а казнь, на которую его обрек приказ царя.
- Тема одиночества. Солдат говорит о том, что никого не заинтересует его судьба, разве что отца и мать, а они, скорее всего, уже мертвы. Также он просит передать весть о его смерти соседке, которую он любил, и которая уже позабыла его. Все это говорит о том, что солдат не дорожит жизнью, потому что его никто не ждет. Ему незачем беречь себя, разницы нет, придет он домой или не придет. Это страшное ощущение становится главной причиной его смерти, ведь человек, который знает, что его любят, сделает все возможное, чтобы вернуться к семье. А тот, кто одинок, безропотно позволит себя убить.
Стихотворение пропитано одиночеством, оно заставляет читателя грустить. Особенно впечатляет спокойствие, с которым солдат говорит о своей судьбе. Он спокоен перед лицом неминуемой гибели, но читатель понимает, что произошедшее с героем несправедливо, он должен был наслаждаться спокойной жизнью, но умер на поле боя, и никто после не вспомнит о его кончине.
В стихотворении очень мало средств художественной выразительности. Встречается лишь один эпитет («пустое сердце») и несколько распространенных в народе метафор. То, что на первый взгляд кажется бедностью языка, является стилистическим приемом и позволяет передать простоту речи солдата.
В стихотворении много умолчаний, выраженных многоточиями, и восклицаний. Это тоже помогает передать живую простую речь. Все это заставляет читателя посочувствовать герою, поверить в его историю.
Автор: Анастасия Лозенко
Стихотворение «Завещание» следует отнести к ролевой лирике. Оно написано от лица воина, который умирает на чужбине и просит другого человека (возможно, земляка) выполнить несколько поручений. Образ умирающего весьма таинственен. Среди ученых нет общего мнения о том, солдат это или дворянин, возможно, разжалованный и сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет немало черт «простого» разговора, «народной» речи: «лекаря», «сказать по правде» и прочее. В то же время он обладает и чертами интеллигента: трудно предположить, что крестьяне ждали от сына частых писем («скажи, что я писать ленив…»), заметно стремление героя к анализу своего места в жизни, ощущение одиночества, выброшенности. Можно предположить и стремление заглянуть в душу простого солдата, придать его психологическому облику черты своей личности, и стремление создать некий всеобъемлющий «общий» образ героя, показать, что такое горе внесословно.
Лермонтов написал «Завещание» в 1840 году, за год до своей гибели, когда был во второй раз сослан на Кавказ. В основу стихотворения легли наблюдения поэта за военным бытом, жизнью и гибелью простых солдат.
Многие исследователи сходятся на том, что стихотворение во многом является автобиографичным. В нем отразилось мироощущение поэта в последние годы его жизни, чувство одиночества и обреченности. Родителей Лермонтова к этому времени уже не было в живых, немногочисленные преданные друзья остались в Москве, а на Кавказе ему так и не удалось с кем-то по-настоящему сблизиться. Одним из возможных прототипов возлюбленной лирического героя принято считать Варвару Лопухину, расставание с которой поэт тяжело переживал.
Пронизанное неверием в радости жизни и холодной иронией к условностям общественного устройства, «Завещание» становится закономерным итогом душевных исканий Лермонтова и мучившего его одиночества.
Текст стихотворения можно разделить на четыре части или строфы.
- Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
- Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
- Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
- Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».
Повествование в стихотворении «Завещание» ведется от лица умирающего солдата, он является лирическим героем текста. Сложно однозначно определить историю и происхождение этого персонажа, простой ли это солдат-крестьянин или дворянин, сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет много простых, народных слов и оборотов. С другой стороны, герой наделен чертами интеллигента, он склонен к анализу своего места в жизни, страдает от одиночества. Возможно, Лермонтов стремился создать обобщенный образ, дополнив образ солдата-рассказчика собственными размышлениями и сомнениями.
Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.
- Обособленность героя от мира. Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
- Поиск смысла жизни и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
- Одиночество героя обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.
Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.
Анализ стихотворения «Завещание» М.Ю. Лермонтова
В. Г. Белинский так определил смысл «Завещания» Лермонтова:
«…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее – все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»
Стихотворение «Завещание» представляет читателям монолог умирающего солдата, ощущение живой разговорной речи создается, прежде всего, с помощью просторечных слов и выражений: «смотри ж», «сказать по правде», «ей ничего не значит».
- В тексте стихотворения есть всего одна метафора «пустое сердце». С ее помощью герой описывает возлюбленную, которая оказалась не способна понять его чувств. Простая и в то же время емкая характеристика показывает, одновременно, отношение лирического героя ко всему обществу – такому же легкомысленному и лживому.
- Особенности синтаксического строения стихотворения также помогают изобразить живую речь. Многочисленные паузы, выраженные с помощью многоточий, создают эффект сбивчивого монолога и даже затрудненного дыхания, так что читатель как будто слышит прямую, обращенную к товарищу речь умирающего от ранения солдата.
«Завещание» является одним из ключевых лирических текстов Лермонтова, в котором объединяются значимые для поэта темы: тема одиночества и поиска себя, отношения с Родиной и обществом, тема любви. Стихотворение не только раскрывает перед нами историю умирающего солдата, но и, одновременно с этим, становится своеобразным завещанием самого поэта, попыткой попрощаться с немногими близкими людьми и обществом, в котором для него не нашлось места.
Средства художественной выразительности — слова или выражения, употребляемые для создания художественного облика. К тропам можно отнести: сравнения, метафоры, гиперболы, эпитеты, олицетворения и многое другое.
Произведение «Завещание» небогато художественными средствами. Они присутствуют, но в малом количестве. Это связано с тем, что это стихотворение — монолог, в нем используется простая речь, лёгкая для понимания читателя. Языковые средства приближены к разговорной речи:
- Метафоры: «пустого сердца не жалей».
- Метафорические высказывания: «застать в живых», «ранен навылет», «поклон посылаю», «жить на свете».
- Олицетворения: «умер честно», «родному краю», «пустого сердца».
- Аллитерация: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
- Эпитет: «пустое сердце».
В работе также присутствует обращение («брат») и несколько восклицательных предложений. Малое количество языковых средств не говорит о скудности речи, автор нарочно показывает простоту родного языка, передавая просторечие лирического героя.
Таким образом, «Завещание» является одним из величайших стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова и объединяет множество тем: одиночество и самоанализ, отношение к родной стране и любимым людям. Краткое сочинение-анализ произведения Лермонтова будет актуально для 10 классов. Эта баллада раскрывает для читателя жизненную историю погибающего солдата, а также становится необычным завещанием автора.
Стихотворение было написано в 1840 году, когда Лермонтова второй раз сослали на Кавказ. Все его друзья остались в столице, а он так и не обрел хороших знакомых в ссылке. Его родители умерли, и поэт начал переживать о том, что после смерти о нем никто не вспомнит. Он спокойно воспринимает вероятность смерти в бою.
В 1841 году Лермонтов погибает на дуэли. В стихотворении он упоминал также соседку. Вероятно, это была Варвара Лопухина. К ней он испытывал сильные чувства, но, возможно, в тексте был собирательный образ музы.
Некоторые литературоведы полагают, что стихотворение было написано под влиянием военной службы. Лермонтов неоднократно наблюдал, как умирали солдаты.
«Завещание» — анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
Конечно, прямого совпадения нет, но стоит вспомнить историю создания и особенно год написания этого произведения. Небольшое по размеру лирическое сочинение датировано 1840 годом. Вот теперь начинают проступать сходные моменты:
- В то же время Лермонтов опять находится на Кавказе, сосланный уже во второй раз. Шли боевые действия, да и единичные столкновения с местными абреками были не редкостью. События явно перекликаются с военной темой стиха.
- Герой произведения полагает, что его родители вряд ли до сих пор живы. У Лермонтова к тому времени не осталось никого, кроме бабушки. Мария Михайловна, мать поэта ушла из жизни ещё в 1813 году, а Юрий Петрович, отец, умер восемнадцать лет спустя.
- Тема одинокой души, сквозящая в словах умирающего воина, созвучна настроениям и мироощущению автора. Из безнадёжности одиночества и неудовлетворённости окружающей действительностью поэт видит лишь один выход. И, в принципе, не суть важно, будет ли это смерть самого́ человека или его души.
Когда баллада «Завещание» была написана, подходил к концу 1840 год. До гибели поэта на дуэли оставалось несколько месяцев: 15 мая 1941 года неумолимо приближалось.
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.
0
(0)
Стихотворение «Завещание» — подлинный шедевр поздней лермонтовской лирики. Стихотворение написано в 1840 году под впечатлением от походной жизни русской армии в Чечне. Умирающий от раны «навылет в грудь» армейский офицер, не принадлежащий к светскому кругу, в форме монолога-исповеди даёт последние поручения своему боевому товарищу. Лермонтов делает героем стихотворения «простого человека», близкого по духу Максиму Максимычу из романа «Герой нашего времени», рассказчику «Бородина», но моложе их.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.
Метафоры – «пустого сердца не жалей».
Эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно».
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.
Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.
В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.
Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.
Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
«Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Завещание» (восприятие, истолкование, оценка)»
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Завещание» написано за год до гибели поэта. Во многом оно типично для Лермонтова и иногда рассматривается как своеобразное предсказание. В то же время произведение очень интересно с точки зрения своих художественных особенностей и является, безусловно, одним из лучших образцов лирики Лермонтова.
Стихотворение «Завещание» следует отнести к ролевой лирике. Оно написано от лица воина, который умирает на чужбине и просит другого человека (возможно, земляка) выполнить несколько поручений. Образ умирающего весьма таинственен. Среди ученых нет общего мнения о том, солдат это или дворянин, возможно, разжалованный и сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет немало черт «простого» разговора, «народной» речи: «лекаря», «сказать по правде» и прочее. В то же время он обладает и чертами интеллигента: трудно предположить, что крестьяне ждали от сына частых писем («скажи, что я писать ленив…»), заметно стремление героя к анализу своего места в жизни, ощущение одиночества, выброшенности. Можно предположить и стремление заглянуть в душу простого солдата, придать его психологическому облику черты своей личности, и стремление создать некий всеобъемлющий «общий» образ героя, показать, что такое горе внесословно.
Той же цели служит и строфика. Стихотворение и композиционно, и ритмически делится на четыре части, четыре восьмистишия. В каждом одно четверостишие с перекрестной рифмовкой и одно с парной. Причем в каждой строфе последние строки имеют женскую клаузулу, как бы предполагая возможность развития мысли, а не обрубая ее ритмически (что получилось бы с мужской).
В первой мы встречаем что-то вроде экспозиции: понимаем, кто герой ролевого стихотворения, что с ним случилось, его отношение к собеседнику (обращаясь «брат», он подчеркивает свое доверительное отношение).
Три последние строфы – три стороны жизни человека: отношения с родиной, отношения с родителями, любовь. Три трагедии. Переходя от трагедии к трагедии – от строфы к строфе – герой ролевой лирики преодолевает событийные границы произведения, переходя из одного «семантического поля» в другое: что-то типа иронии, за которой прячется настоящее чувство долга и любви к Родине, звучит в первой строфе (автор не хочет обнажать свою душу, отделываясь общими фразами для всех, «кто бы ни спросил»); нежность к родителям, тоже сдержанная, но очевидно глубокая, заметна во второй; горечь, ревность, обида ощущаются в третьей.
Герой стихотворения видит себя одиноким, в почти полной изоляции от мира. Он как точка, внеположенная по отношению к бытию. Его близкая кончина не проводит эту границу, а лишь делает ее явной: она уже существовала прежде. Герой с легкой иронией говорит о своей смерти «за царя» – того жалкого официального патриотизма ему недостаточно, душа ищет более тесной, глубинной связи с землей, нежели просто «поклон», посланный «родному краю». Вспоминается сразу и «странная любовь» Лермонтова к Отчизне, и его горечь при виде «немытой России».
Герой любит родителей («было б жаль Мне опечалить их…»), но это прошлое, безнадежно далекое: он даже не знает, живы ли они, а в философском плане прошлое для него давно умерло.
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
«На холмах Грузии» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, лирический герой, жанр, кому посвящено
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.
«Завещание», анализ стихотворения Лермонтова
0
(0)
Стихотворение «Завещание» — подлинный шедевр поздней лермонтовской лирики. Стихотворение написано в 1840 году под впечатлением от походной жизни русской армии в Чечне. Умирающий от раны «навылет в грудь» армейский офицер, не принадлежащий к светскому кругу, в форме монолога-исповеди даёт последние поручения своему боевому товарищу. Лермонтов делает героем стихотворения «простого человека», близкого по духу Максиму Максимычу из романа «Герой нашего времени», рассказчику «Бородина», но моложе их.
Достоевский справедливо заметил, что «лишь он (Лермонтов) коснётся народа, тут он светел и ясен. Он любит русского солдата, казака, он чтит народ». «Внимание к иной, чем его собственная, социальной среде делало поэтическую позицию Лермонтова подлинно общечеловеческой», — считает С.Кормилов.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.
Стихотворение Михаила Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году. Прошло совсем немного времени, и Лермонтов погиб в неудачной дуэли. Современные литературоведы считают, что бессмертное произведение — это зашифрованное послание человечеству. Что явилось предпосылкой таких выводов? Проведем подробный анализ и попробуем добраться до истины.
Композиция «Завещание» Лермонтова — это литературное произведение, написанное в стихотворной форме. В нем раскрыта характерная для литературы XIX века тема смерти солдата на поле брани. В центре сюжета раненый защитник родины, который высказывает последнюю просьбу другу.
Рассмотрим подробнее сюжет «Завещания» Лермонтова, анализ жанра и проблематику произведения.
Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата, смертельно раненного в бою. Передана его последняя воля, высказанная перед смертью. Предсмертное желание высказывается однополчанам, находящимся рядом.
Подводя итог анализа стихотворения «Завещание» Лермонтова, можно сделать следующие выводы:
✔️ стихотворный размер — это разностопный ямб; ✔️ присутствует перекрестная и параллельная рифмовка; ✔️ произведение состоит из трех строф; ✔️ жанр — послание.
Стихотворение очень простое, не имеет сильных художественных приемов и множества образов. Особенностью изображенной ситуации является простота и правдивость, понятная каждому человеку. Главный монолог героя очень простой и понятный. Это помогает читателю почувствовать все ощущения погибающего солдата. Языковые приемы, использованные автором, очень приближены к обычной человеческой речи, но не лишены метафор и эпитетов:
✔️ метафора — «пустого сердца не жалей»; ✔️ эпитет — «плохи лекаря», «умер честно».
Очень эффектным приемом, передающим боль и страдания раненого, являются короткие, оборванные фразы. Когда молодой человек говорит о соседке, чувствуется риторика, отражающая сильные чувства.
Хорошо передает настроение героя аллитерация, когда используются слова со свистящими согласными, передающими предсмертный хрип раненого. Исследователи считают, что стихотворение было своеобразным предсказанием поэта, чувствующего кончину. Но некоторые исторические факты доказывают, что «Завещание» — память Одоевскому.
Поистине бессмертное произведение великого автора не оставляет равнодушными читателей до сих пор, правдиво передавая чувства и переживания простого парня, отдавшего жизнь за Родину.
«Завещание» Лермонтова, анализ стихотворения
А какую оценку поставите вы?
Анализ стихотворения «Завещание»
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
В стихотворении очень мало средств художественной выразительности. Встречается лишь один эпитет («пустое сердце») и несколько распространенных в народе метафор. То, что на первый взгляд кажется бедностью языка, является стилистическим приемом и позволяет передать простоту речи солдата.
В стихотворении много умолчаний, выраженных многоточиями, и восклицаний. Это тоже помогает передать живую простую речь. Все это заставляет читателя посочувствовать герою, поверить в его историю.
Автор: Анастасия Лозенко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Паук – идеальный хищник. Он не выходит на охоту, но жертва сама приходит в его паутину. Паук ненасытен, но может долго голодать. Его почти никто не ест, но он может съесть любое насекомое, а если паук достаточно крупный, то и птицу.
Знаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, драматург, прозаик, чье имя по праву считается настоящим достоянием России. Вся жизнь этой необычной личности, начиная от рождения и заканчивая смертью, вызывает огромный
Санкт-Петербург и Царское село играют одну из главных ролей в стихотворениях поэтессы. Естественно, ведь её жизнь тесно связана с ними. Санкт-Петербург – очень красивый город, но годы революции, крови, злости, насилия, новой идеологии
Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата, смертельно раненного в бою. Передана его последняя воля, высказанная перед смертью. Предсмертное желание высказывается однополчанам, находящимся рядом.
✔️ стихотворный размер — это разностопный ямб; ✔️ присутствует перекрестная и параллельная рифмовка; ✔️ произведение состоит из трех строф; ✔️ жанр — послание.
Характерный для стихотворения Лермонтова жанр — это послание, так как солдат адресует предсмертную просьбу своему другу. В стихотворении можно найти личные и философские мысли.
Раненый понимает, что жить ему уже недолго и пытается решить нерешенные вопросы. В эти тяжелые мгновения он открывает сердце, обращаясь к другу с просьбой о помощи. Солдат не просит избавить его от нечеловеческой боли или проявить сочувствие. Умирающий просит о том, чтобы его вспоминали на родине, чтобы помнили не только родственники или знакомые, но и соседская девушка, к которой по-прежнему испытывает любовь. Щадя чувства родителей, он просит не рассказывать подробности своей смерти, но сказать, что просто полк ушел в длительный поход.
Важно то, что раненый детализирует ранение, акцентируя то, что плохие доктора не смогли его вылечить. Герой и при смерти говорит о преданности царю и родной земле, которую больше никогда не увидит.