Наследование по завещанию в древнем вавилоне
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наследование по завещанию в древнем вавилоне». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Сыновья, независимо от возраста, наследовали в равных долях. Долю умершего сына получали дети-внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные участвовали в наследовании на равных основаниях с детьми; это касалось и детей, прижитых от рабыни – наложницы, если они признаны отцом, но только в наследовании движимого имущества. Если же отец не признал детей от рабыни, они не участвовали в наследовании имущества, но во всяком случае после смерти отца они вместе с матерью получали свободу. Дочери при наследовании получали долю, которая была предназначена в качестве приданного. Пережившая супруга жена получала вдовью долю, которая после смерти вдовы переходила к ее детям.
Законам известно и наследование по завещанию: но оно не стало правилом, скорее исключением из правила. К примеру, отец мог лишить сына наследства «за тяжкие грехи» либо, напротив, увеличить его наследственную долю за счет ущемления интересов других сыновей. Муж мог подарить часть недвижимости (поле, сад) жене в обход прямых наследников-сыновей; этот дар мать, оставшись вдовой, могла не пускать в общий раздел, а передать любимому сыну. Приведенные примеры не являются свидетельством завещательных распоряжений в настоящем смысле слова, и прежде всего потому, что свобода распоряжения собственностью предполагает достаточно высокий уровень развития института частной собственности в обществе, а оно таковым в эпоху Хаммурапи не являлось.
Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Сыновья, независимо от возраста, наследовали в равных долях. Долю умершего сына получали дети-внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные участвовали в наследовании на равных основаниях с детьми; это касалось и детей, прижитых от рабыни – наложницы, если они признаны отцом, но только в наследовании движимого имущества. Если же отец не признал детей от рабыни, они не участвовали в наследовании имущества, но во всяком случае после смерти отца они вместе с матерью получали свободу. Дочери при наследовании получали долю, которая была предназначена в качестве приданного. Пережившая супруга жена получала вдовью долю, которая после смерти вдовы переходила к ее детям.
Изучение «Законов Хаммурапи» на семинарском занятии позволяет студентам усвоить правовую культуру Вавилонского общества, основные институты, особенности развития права в Древнем Вавилоне.
1. Источники и общая характеристика «Законов Хаммурапи».
2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.
3. Вещное и обязательственное право.
4. Семейное и наследственное право.
5. Преступления и наказания.
6. Суд и судебный процесс.
Рассматривая общую характеристику «Законов Хаммурапи», следует прежде всего обратить внимание на историю находки этого документа, его структуру.
Далее необходимо выделить три самостоятельные части. Особо обратите внимание на введение, где, как правило, даются представления о функциях государственной власти, о предначертании верховного правителя. Студенты должны разъяснить основные положения, которыми Хаммурапи характеризует свою деятельность. При этом проанализируйте заключение этого документа, где царь развивает эти идеи. Анализ пролога и эпилога позволяет выявить идеологические концепции государственной власти, её функции, истоки правопорядка в государстве, роль Хаммурапи в создании данного судебника в жизни Древнего Вавилона.
Обращаясь к основному тексту Судебника Хаммурапи, необходимо проанализировать порядок расположения правовых норм, внутреннюю их логику. Изучая основной текст «Законов Хаммурапи» дайте анализ формы их изложения, формализм, казуистичность этого документа. Ответьте на вопрос: Прослеживается ли связь этого документа с религией, моралью? Являются ли они результатом исключительно правотворчества Хаммурапи, записью норм обычного права, фиксацией судебных прецедентов. Обратите особое внимание на то, что это первый известный сборник законов, освещавших рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранения принципа талиона, применения ордалий.
Семейное и наследственное право в Древнем Вавилоне
Государственный строй Вавилона
Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.
Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.
В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.
В Вавилоне существовала постоянная армия.
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней всамом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.
При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Право собственности.Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество «илку»), о чем говорилось выше.
Обязательства.Взаконах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больш�� дохода, сдавали за 2 /3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.
Семейно-брачные отношения регулировались по законом Хаммурапи в виде брачного договора между женихом и отцом невесты. Приданое, которая была дана при замужестве женщине, не являлось собственностью мужа после смерти жены. Ее наследовали дети. В Вавилоне были разрешены браки между свободными и рабами. Дети от их брака являлись свободными.В древневавилонской семье господствует муж, он ведет общее хозяйство семьи. Он представляет ее в деловых отношениях. Ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. Для него не существует юридических препятствий для развода. Они существуют для жены. Для нее установлены 3 законных основания для развода: прелюбодеяние мужа, оставление им дома , неосновательное обвинение в неверности. В то же время жена сама вправе распоряжаться своим имуществом ,нажитым ею в браке, полученным по наследству , дарению и тд. мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться без её согласия.
Наследственное право по законам регулировалось по завещанию и по обычаям того общества. При жизни отец мог лишить права наследства сына, который совершил тяжкий грех в отношении отца. А также отец мог подарить сыну определенное имущество дом или сад по договору дарения в письменном виде. Кроме этого дети рабыни получали часть наследства, если отец при жизни признавал их. Дочери получали приданое, которое равнялось доли наследования. Различают два вида наследования – по закону и по завещанию. Первым возникло наследование по закону. Имущество оставалось в роде, затем с распадом рода, оно сосредотачивалось в семье и является ее общей собственностью. Законник Хамурапи говорит главным образом о законном наследовании. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей,
Гражданином при жизни может быть составлено любое количество завещаний, но каждое последующее будет отменят предыдущее полностью или частично (ст. 1130 ГК РФ). При этом допускается наличие нескольких завещаний, каждое из которых не противоречит ни предыдущему, ни последующему документу. Для этого завещателю не нужно спрашивать чьего-либо совета или совершать дополнительные действия.
К структуре завещания предъявляются требования, в соответствии со статьей 1124 ГК РФ. Среди них:
- завещание должно быть составлено только лично — собственноручно либо со слов прямого завещателя, составление завещания через представителя по доверенности — не допускается;
- обязательная письменная нотариальная форма — исключения составляют случаи, когда обязанности нотариуса могут исполнять сторонние лица (ст. 1127 ГК РФ);
- документ должен быть подписан собственноручно, а при невозможности личного подписания, его подписывает стороннее лицо (свидетель) с обязательным указанием причины, по которой завещатель не смог самостоятельно расписаться в документе;
- воля должна быть свободной, без какого-либо принуждения, давления и прочих неблагоприятных для завещателя факторов.
- рекомендуем написать завещание от руки БЕЗ использования компьютера для снижения шансов на его дальнейшее оспаривание;
Если завещание не закрытое, то в обязанности нотариуса будет входить и указание на ошибки и несоответствия, допущенные при составлении документа. За регистрацию заведомо недействительного завещания, нотариус несет ответственность. Поэтому завещатели имеют право (при желании) получать от нотариуса справки и разъяснения относительно порядка составления завещания.
После завершения составления завещания, данные о нем переносятся в единую информационную систему нотариата. Там они будут находиться до тех пор, пока текст завещания не будет изменён частично, либо сам документ не будет отменён полностью. При жизни, наследодатель может отменять ранее составленное завещание и регистрировать новое, неограниченное количество раз.
Вступление в наследство по завещанию
Законодательством допускается оформление завещания на один объект, без определения долей нескольких наследников. Такой механизм встречается редко, и в большинстве случаев завещатели указывают в документе, кому и какое имущество перейдёт на правах наследования.
Пример:
Умерший гражданин оставил после себя завещание, в котором указал, что его квартира должна быть унаследована сразу несколькими наследниками. Конкретные доли в завещании указаны не были. Что делать в таком случае?
В этом случае, после завершения полугодичного срока, наследникам будет выдано свидетельство о праве на наследство, предполагающее переход имущественной массы в общую собственность. То есть, каждый из наследников будет обладать равным объемом прав по отношению к данной квартире. В последствии, как вариант, между ними может быть заключено соглашение о разделе квартиры (об определении долей), которое будет передано в территориальный Росреестр одновременно со свидетельством о праве на наследство.
Если завещается автомобиль, а наследников несколько, то рыночная цена транспортного средства делится на количество наследников. Вопрос владения автомашиной может быть решён путём его реализации и последующего разделения вырученной стоимости на всех лиц, либо путём выплаты соразмерных возмещений со стороны одного наследника по отношению к другим. При невозможности достичь консенсуса самостоятельно, стороны могут перенести решение вопроса в суд.
Нередко наследники по завещанию пропускают полугодовой срок для обращения к нотариусу. На подобные ситуации распространяются правила статьи 1154, в соответствии с которыми восстановление срока будет возможно только через суд. Сложность решения вопроса связана с отсутствием информации у потенциальных наследников о том, что где-то с их участием было составлено завещание, и что они имеют права на определённую имущественную массу. Следовательно, на более частыми причинами пропуска срока могут являться:
- фактическое отсутствие информации — когда наследник не знал, и не мог знать о приобретении соответствующего статуса;
- незаконные действия наследников по закону — сокрытие завещания; не предоставление информации о смерти завещателя; фальсификация в процессе регистрационных действий; незаконные операции с наследственным имуществом; прочие обстоятельства;
- прочие объективные причины — тяжёлое физическое заболевание; нахождение в беспомощном состоянии.
Для начала рассмотрим ситуацию, когда наследников по завещанию несколько, и один из них не успел вступить в свои права. Как и в случае с наследованием по закону, здесь допускается реализация согласительного порядка. То есть, наследник, не успевший вступить в права, может обратиться ко всем остальным наследникам в письменном виде с просьбой / требованием о включении его в число законных наследников. Если к этому моменту проведены все регистрационные действия, то в случае достижения консенсуса, они будут пересмотрены. Но для этого необходимо добровольное согласие всех граждан, уже реализовавших своё право. Если не получится получить согласие всех наследников, вопрос придётся решать в суде. Здесь потребуется доказывать объективность причин пропуска срока по обращению к нотариусу.
Если наследник по завещанию один, то в случае пропуска им положенного срока, имущественная масса перейдёт к наследованию в порядке очерёдности. Права на обращение к нотариусу за принятием наследства перейдут подназначенным наследникам (ст. 1121 ГК РФ), а в случае отсутствия таковых — наследникам первой очереди. А если отсутствуют и таковые, то наследственные права передаются дальше, в порядке очерёдности.
К примеру, завещание было составлено на одного наследника, который вовремя не обратился к нотариусу за реализацией своего права. Как и полагается, права наследования перейдут наследникам первой очереди.
Если наследник по завещанию обратится к нотариусу в течение полугода после того, как отпали объективные причины пропуска срока, то ранее совершенные регистрационные действия будут полностью отменены, и имущественная масса будет передана ему полностью.
Получение какого-либо согласия со стороны воспользовавшихся своим правом наследников по закону — не требуется. Наследник по завещанию имеет право приоритета по отношению к наследнику по закону.
Если за это время имущество было реализовано, то при положительном исходе процесса, суд может обязать наследников по закону возместить стоимость имущественной массы в соразмерной части в любом допустимом виде.
Независимо от того, что указано в завещании указанные ниже лица наследуют не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них, при наследовании по закону:
- несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя
- нетрудоспособные супруг и родители наследодателя (пенсионеры, инвалиды)
- нетрудоспособные иждивенцы наследодателя
Право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части наследственного имущества, даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю — из той части имущества, которая завещана.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ:
Наследодатель завещал все свое имущество — квартиру и машину — любовнице, однако на момент смерти у наследодателя имелся несовершеннолетний сын от первого брака и несовершеннолетняя дочь — от второго, с которыми наследодатель не живет. На что вправе претендовать несовершеннолетние дети после смерти отца при наличии такого завещания?
Так как завещано ВСЕ имущество, то обязательная доля рассчитывается исходя из стоимости этого имущества. При наследовании по закону им причиталось бы по 50% от стоимости имущества умершего отца каждому. Однако при наличии завещания в качестве обязательной доли в наследстве они вправе получить каждый по 25% (то есть половину того, на что могли рассчитывать без завещания) от стоимости квартиры и машины. Если бы помимо квартиры и машины, указанных в завещании, у наследодателя имелось бы еще имущество, например, еще квартиры или деньги на расчетном счете, то денежный эквивалент 25% завещанного имущества удовлетворялся бы из данного незавещанного имущества (в первоочередноми порядке по отношению к иным наследникам по закону, в случае их наличия) . Таким образом, в рассматриваемой нами ситуации, любовница получит 50%, а несоверешннолетние дети — по 25%. Если бы детей было четверо. При наследовании по закону каждый из них получил бы по 25%, значит их обязатльная доля составит по 12,5%, и точно также люьвница получит 50%, а дети — по 12,5%. Иными словами сколько бы лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве ни было, они уменьшат размер завещанного имущества ровно вполовину.
Стоит обратить внимание, что при определенных обстоятельствах суд вправе снизить размер или отказать в выплате обязательной доли.
Как говорил сам царь, законы были нужны, чтобы более сильные не угнетали слабых, чтобы вдовы и сироты и другие угнетенные получали по справедливости.
Издав свод предписаний, царь упрочил свою власть. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи позволила присоединить немалые территории соседей и создать единые для страны унифицированные нормы законов. Кроме того, тогдашняя элита общества ставила задачей правовыми методами узаконить привилегии и имущество перед остальным народом. Здесь очень пригодились законы Хаммурапи.
Преступления и наказания, статьи с которыми дошли до наших дней, позволяют судить о степени развития шумерской цивилизации. С другой стороны, законы требовались и для сглаживания напряженности в обществе.
Различные обязательства согласно своду вытекали из договоров. Система договоров была урегулирована реалиями жизни и правом.
Хотя письменное заключение соглашений и не было обязательным, их нельзя было заключать без свидетелей.
Поскольку письменность в стране была широко распространена, грамотные люди заключали договоры в форме записи на глиняной табличке. Некоторые соглашения требовали клятв сторон и присутствия жрецов.
Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство.
Для купли-продажи требовался письменный договор. При передаче вещи новому собственнику к предмету символически прикасались палочкой. Продавать можно было движимое имущество, здания и рабов.
Также практиковались договоры найма.С их помощью нанимались вещи, услуги и люди. Широко распространена была аренда земли. При этом арендная плата взималась урожаем, достигая иногда его половины.
Хотя в Вавилоне широко применялся труд рабов, нередки были договоры личного найма. Многочисленные документы доказывают наем строителей, пастухов и столяров. Для врачей считалось позорным не оказать медицинскую помощь бедняку, даже если ему нечем было заплатить.
Какие виды наследования отмечены в законах хаммурапи
На начальной стадии становления законодательства, как и в других странах с узаконенным рабством, наследниками считались обычно сыновья, один из которых обладал приоритетом. Дочери получали в наследство имущество, лишь когда сыновей не было.
Позднее дети разного пола получили равные права на наследование. Если дети умирали раньше своих родителей или отказывались от наследования, это право переходило к внукам.
Дети, которых семья усыновила, имели одинаковые наследственные права с родными детьми.
К таким проступкам относятся ложные показания во время суда. Это преступление наказывалось, исходя из принципа равного возмездия. Также закон регламентировал наказание судей, которые изменили судебные решения в каком-либо деле вследствие давления или за деньги. Предусматривалось снятие судьи с должности. Кроме этого, судья должен был заплатить 12-кратную стоимость от размера иска.
К данной категории относятся преступные поступки врачей, строителей, лиц, являющихся арендаторами, пастухов.
Среди преступлений встречаются и государственные преступления. Наказанию подлежит человек, давший убежище преступнику, а также не донесший, узнав про заговор. Смертью карался отказ воинов от выступления в поход. Они не имели даже права предложить взамен своей кандидатуры другого человека.
Наказания были крайне жестокими. Смертью наказывались более тридцати видов преступлений. Неумышленное убийство или убийство по неосторожности влекло за собой смерть обвиняемого. Кроме смертной казни использовались телесные наказания, членовредительство, возмещение имущества в кратных размерах, наказание, исходя из равного возмездия (принцип талиона), штрафные санкции.
Законы Хаммурапи давали ряд привилегий в зависимости от социального статуса или пола злоумышленника. Аналогичные преступления карались разными наказаниями для раба и свободного человека.
Хотя чаще всего законы Хаммурапи карали за преступления индивидуально, в ряде ситуаций осталась круговая порука – пережиток родоплеменных отношений.
Так, если похитителя не удавалось задержать, община вынуждена была возмещать украденное на территории, где она проживала, имущество.
Виды наказаний:
- смертная казнь в виде сожжения, сажания на кол, утопления;
- членовредительство в виде отрезания языка, пальцев, рук и языка;
- изгнание из поселения;
- штрафы, накладываемые за ущерб имуществу, за словесные оскорбления и оскорбления действием.
В своде законов Хаммурапи нередко используется принцип талиона (воздаяния равным). Например, если виновник провинился перед сыном человека, то наказанию подлежит сын виновника. С позиций нынешнего права такая трактовка кажется бессмысленной, однако в древние времена детей рассматривали в качестве собственности отца, и такая компенсация ущерба представлялась правомерной.
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель.
В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.
Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Наследственное право законы хаммурапи статьи
· Завещанием считалось только распоряжение, которое содержало назначение наследника. В противном случае (если наследник не был обозначен) не было и самого завещания. Наследник обязан был быть назначен чётки и ясно. Исключения составляли постумы и юридические лица. Кроме того, также допускалось составление наследника под так называемым отлагательным условием. В данном случае наследство открывалось по наступлении условия, а не в момент наследования. Отменительное условие в завещании влекло за собой его недействительность, так как римляни придерживались правила: «Провозглашённый наследник – всегда остаётся наследником!». То есть лицо, которое однажды вступило в право наследства уже не могло от него отказаться. Также в завещании допускалось подназначение наследника (или же наследственная субституция), которое являлось указанием в завещании нового наследника в случае кончины предыдущего или его отказа от наследства.
· Завещание должно выражать исключительно волю наследника, то есть она должно являться односторонней сделкой, не требующей согласия наследников.
· Основными субъектами завещательных отношений являются наследник и завещатель. Последний должен обладать завещательной активной правоспособностью, то есть за ним должно признаваться законом право составления данного завещания. К таким относились лица, которые обладали правоспособностью. Данной завещательной правоспособностью не обладали: несовершеннолетние, расточители, умалишённые, перегрины, подвластные, интестабилие, то есть лица лишившиеся за свои аморальные поступки права выступления свидетелями, а также приглашения в своих интересах свидетелей. А также отступники от христианства, осуждённые за некоторые преступления и пр. Женщины могли составлять завещание лишь с разрешения опекуна, но позже (при Августе) они приобрели завещательную правоспособность. Завещание составлялось в пользу лица, которое обладало пассивной завещательной правоспособностью, то есть реальным правом выступать наследником. Например, раб мог по завещанию принять наследство только если оно включало в себя условие отпуска его на волю. Пассивной завещательной правоспособностью не обладали: еретики, интестабилие, женщины (все, кроме весталок), дети государственных преступников, несовершеннолетние, расточители, а также глухонемые и другие люди, которые не могли выразить собственную волю. При этом некоторые лица, обладающие правоспособностью не могли при наличии определённого обстоятельства получить наследство. Данное правило касалось холостых мужчин и бездетных (они получали лишь половину наследства).
Особую категорию фактических наследников составляли так называемые postumi, являвшиеся лицами, зачатые при жизни самого наследодателя, однако рождённые после его кончины. Завещание могли признать недействительным в том случае, если постуми не назначались прямо наследниками и не исключались из него.
· Формальность завещания. Само завещание составлялось в строго установленной форме.
· Провозглашения завещания по куриям в народном собрании. это можно было сделать дважды в год. Завещателем публично называлось лицо, которое тот хотел бы видеть своим наследником, а потом он просил всех собравшихся зафиксировать его волю. При этом собрание могло отказаться одобрять его желание.
· Завещание, оглашавшееся перед сражением в боевом строю. Солдаты устно публично заявляли свою завещательную волю. этим способом часто составлялись завещания в отношении военного пекулия.
· Манципация. Данным способом имущество якобы продавалось доверенному лицу, которое и должно было после кончины завещателя выполнить его волю.
При этом каждый из вышеописанных способов имел собственные недостатки. Основным их недостатком являлась гласность, устная форма и отсутствие завещательной тайны. Однако со временем письменной форме удалось вытеснить устную.
· Согласно императорской конституции от четыреста тридцать девятого года нашей эры законную силу приобретали только завещания составленные в письменной форме, которое было заверено самим завещателем и семью свидетелями. Наряду с этим продолжало существовать также устное завещание в весьма упрощённой форме. Главным требованием для завещательной формы в период империи – составление завещания должно протекать непрерывно от начала до конца.
· Завещания слепых должны были составляться при помощи нотариуса.
Занесение распоряжения завещателя в судебный протокол и передача в канцелярию императора письменно составленного завещания на хранение.
- С карты Сбербанка украли деньги – что делать
- Как и куда подать иск о разделе имущества при разводе
- Можно ли самозанятому работать по трудовому договору
- Зачем оформляется закладная на квартиру при ипотеке и какие возможности она предоставляет банку
- Вклады в Сбербанке: какие бывают, как выбрать, можно ли открыть через Сбербанк Онлайн
- Юридические статьи за февраль 2021 года, 05.03.2021
- Подбор материалов по теме: «Алименты и пособия», 02.09.2020
- ТОП-10 популярных материалов из категории «Гражданское право», 21.09.2020
- ТОП-10 популярных материалов из категории «Конституционное право», 07.10.2020
- Подборка материала по теме: «Ребёнок и семья», 23.09.2020
Наследование по завещанию в римском праве
Далеко не все сталкивались с таким явлением, как розыск завещания. Да что уж говорить, многие вообще и понятия не имеют, что это за юридическая ситуация. Если изъясняться простым языком, в течение 6 месяцев человек должен принять наследство, но часто бывает ситуация, когда неизвестно, в каком нотариальном округе находится завещание. Или же лицо вовремя не узнало о смерти наследодателя, а теперь приходится быстро включаться в процесс наследования — в таком случае Вы можете исследовать реестр наследственных дел и получить необходимую информацию. Если же наследники так и не появятся, наследство умершего даже при завещании перейдет государству.
Что же касается документов, то здесь список не сильно отличается от наследования по закону. Перечень примерно такой:
- Заявление о принятии наследства (составляется у нотариуса по образцу).
- Завещание.
- Свидетельство о смерти.
- Паспорт.
- Доказательство родственных отношений (при наследовании по завещанию — не обязательно).
- Документы с паспортными данными наследодателя.
- Выписка из домовой книги.
- Доверенность.
- Недостойные наследники – отстранение от наследства недостойных наследников
- Наследство по закону / Порядок наследования и сроки вступления в наследство
- Порядок вступления и оформления наследства
- Наследственные споры — юридическая консультация по наследственным делам и спорам
- Оспаривание завещания и признание завещания недействительным
Завещание – это документ, в котором человек указывает, как надлежит распределить его имущество после смерти. Данный акт является односторонней сделкой и не требует согласия других лиц на ее исполнение.
В последнее время люди задаются вопросом, нужно ли составлять завещание на кремацию. Закон не предусматривает, что просьба о кремации должна быть выражена отдельным документом, удостоверенным нотариусом. Зачастую гражданин выражает свою волю о способе захоронения, составляя документ в простой письменной форме без удостоверения у нотариуса. Также в нем фиксируется просьба о месте захоронения. Такой вариант волеизъявления рассматривается как духовное завещание.
Распоряжаясь имуществом заранее, человек помогает родным решить многие проблемы. А потому актуальность наследования по завещанию неоспорима. Однако завещатель может поставить определенные условия, которые необходимо выполнить наследнику, чтобы стать правопреемником в полном объеме. Такие условия называются завещательными распоряжениями.
ГК РФ четко регламентирует понятие и виды особых завещательных распоряжений завещателя. Объясняется это выполнением серьезных юридических действий со стороны наследника. Особых распоряжений всего два:
- завещательный отказ (легат).
- завещательное возложение.
Легатом завещатель возлагает на преемника имущественные обязательства в пользу третьего лица как необходимое условие для наследования. Например, позволить бабушке жить до смерти в квартире или каждый месяц перечислять ей деньги.
В отличие от легата завещательное возложение требует от наследника сделать что-то в общеполезных целях. Например, ежемесячно перечислять деньги в музей, детский дом, благоустроить определенную территорию.
Наследник может подтвердить свое право на имущество усопшего, имея на руках свидетельство о праве на наследство. Официальная бумага позволяет ее владельцу переоформить собственность умершего на себя.
В результате наследник сможет продавать имущество, потребовать возврат собственности при использовании ее другими лицами, получить денежные средства c банковского счета, компенсационные и иные выплаты от юридических лиц.
В свидетельстве указываются:
- данные о наследодателе;
- дата открытия наследства;
- передаваемое имущество;
- информация о наследнике;
- доля наследования.
В некоторых случаях волеизъявление усопшего может быть признано недействительным:
- нарушение требований к составлению;
- нарушений условий, выдвигаемых к завещателю;
- наличие угрозы или обмана со стороны заинтересованных лиц в момент волеизъявления собственником.
Завещание может быть ничтожным (отменяется без решения суда) или оспоримым. Недействительным полностью либо в определенной части его признает суд.
Распространенность завещания требует рассмотрения проблемы наследования по завещанию и пути их решения. Практика показывает, что чаще всего осуществить волю покойного невозможно в следующих ситуациях:
- завещатель указал правопреемника без учета обязательных наследников;
- не внесены изменения в документ при рождении детей, утрате части имущества;
- условия исполнения воли усопшего неприемлемы для исполнения: например, рождение первого ребенка определенного пола или поступление в определенное учебное заведение.
Чтобы родственники в дальнейшем не сталкивались c подобными проблемами, при составлении завещания следует предварительно проконсультироваться c нотариусом или специалистом по наследственным делам. Это позволит сформулировать текст документа таким образом, чтобы не допустить двойственного толкования или обращения в суд c признанием завещания недействительным.
Начало исторического (не мифического) законодательства на Ближнем Востоке относится ко времени еще древнешумерийских протогосударств. Законы Уруинимгины (конец XXIV в. до н. э.) – самые древние из известных в истории права. Эти законы не были еще вполне правовыми предписаниями, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно-храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало оплату жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на основе справедливости. Общей социальной цели поддержания древних порядков и стабильности служили столь важные декларации о «защите вдов и сирот», об отмене разного рода долговых и продажно-закладных сделок (купля-продажа в ту эпоху была еще особой, вынужденной сделкой, совершаемой только в случае невозможности вернуть долги и унизительной по смыслу). В законах были и правила уголовного суда о наказаниях за покушения на личность и имущество полноправных шумерийцев – в основном, штрафах.
Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя – около 1750 г. до н. э. – и должен был сохранить на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.
Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.
Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текст законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит-Иштара). В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого… доставлять стране благополучие». 1-й раздел (ст. 1-5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст. 6-25) – правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст. 26-41) посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст. 42-67/71) операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й раздел (ст. 78/88-126) – торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; 6-й раздел (ст. 127-195) – семейному праву; 7-й раздел (ст. 196-214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст. 215-282) – правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.
Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отношениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела – 196-я – вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим. Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если…»). Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного (от латинского casus – случай).
Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи
Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний здесь не регулировались: по-видимому, в этом отношении беспрекословно действовали нормы обычного права. Не характеризовались специально и права главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи. Законы Хаммурапи регулировали более усложненные ситуации брачно-семейных отношений.
Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены. Договор был, как правило, устным. Из литературных памятников известно, что браку сопутствовали особые церемонии и сама процедура заключалась в произнесении фраз типа: «Ты лишь да будешь моим мужем, я же буду твоей женой». Письменные договоры употреблялись тогда, когда надо было обговорить некие особые условия. Супруги должны были соблюдать в браке взаимные обязанности: жена – хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию; нельзя было покидать супругу в случае, если ее постигнет тяжкая болезнь. Нарушение этих обязанностей влекло либо уголовные наказания для женщины, либо имущественную компенсацию со стороны мужа. Развод допускался по инициативе и мужа, и жены. В случае развода по вине мужа (что устанавливал соседский суд) бывшей жене полагалась имущественная компенсация, кроме того, она забирала приданое. Если же жена «станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа», то никакой разводной платы не следовало. При особо злостном пренебрежении женщиной своим долгом предписывалось ее «бросить в воду». По общему правилу, брак был моногамным. Однако в случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия разрешалось взять в дом вторую жену, рабыню или наложницу (но не всех разом); при этом первая жена могла остаться жить в общей семье.
Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства. Отец давал разрешение на брак дочери, имел право по собственной воле «брать жен» для сыновей. Предполагалось, что он может изгнать сына из семьи и лишить наследства, однако суд исследовал обоснованность этого решения и разрешал такие действия, если сын вторично допустил «тяжкий грех» в отношении отца (в первый раз надлежало его простить). Дочери, выданной замуж, выдавалось приданое, владельцем которого впредь была она сама. Дочерям, отпущенным в жрицы, следовало выделять долю из наследства. Такая же обязательная доля полагалась и пережившей супруге-вдове. Наследство женщин получали только их дети.
Поскольку исторически древневавилонские правители с эпохи ранних государств были наделены правами и обязанностью регулировать торговые отношения, в законах Хаммурапи устанавливались правила разбора споров по поводу самых разных обязательств и сделок. Субъектом в таких сделках и обязательствах могли выступать только полноправные хозяева (мужчины или женщины): сделка с неправоспособным лицом, находившимся в рабской или патриархальной зависимости, расценивалась не только как недействительная, но и как злонамеренное действие сродни воровству. Двусторонняя сделка должна была оформляться договором, лучше письменным, либо заключаться при свидетелях.
Для некоторых договоров устанавливались специальные правила, сделки, как правило, порождали двусторонние обязанности. Так, при купле-продаже продавец должен был гарантировать, что является полноправным хозяином вещи. При продаже вина или пива держательница корчмы обязана была принимать в уплату и хлеб, придерживаться установленной законом таксы; запрещалось обвешивать покупателя. Вообще цена за покупаемую вещь могла назначаться в пересчете на серебро, хлеб или любое движимое имущество, т.е. купля-продажа еще не вполне отделилась от мены. Для договоров денежного займа устанавливался предельный размер процентов – 20% в серебре или 33,5% в пересчете на хлеб; при превышении нормы заимодавец (обыкновенно специальный торговый агент – тамкар) терял все даденное взаймы. Договор найма жилья следовало точно соблюдать по сроку: если хозяин выгонял жильца до истечения договора, он терял всю сумму оплаты. Для договора личного найма, особенно специалистов-корабельщиков, врачей, ремесленников, в законах устанавливались точные нормы оплаты труда за типовые работы. Несоблюдение условий договора хранения, если таковой был правильно оформлен, попытка не возвратить взятое на хранение влекли обязанность возместить ущерб вдвое. Распространенным был договор самозаклада, по которому в обмен на заем хлебом или деньгами заимодавец получал члена семьи или раба должника; такая сделка только ограничивалась тремя годами работы.
Особое внимание законы уделили договору аренды земельных участков; по-видимому, арендой прикрывались особые отношения условного владения сельскохозяйственными угодьями. Арендатор обязан был добросовестно обрабатывать поля, в любом случае (есть урожай, нет ли) платить условленное за аренду. Арендодатель не имел права отнимать данное в аренду в первый год, даже если не получал платы. В договоре земельной аренды активно участвует тамкар, который предоставляет посреднические ссуды серебром в целях обработки полей.
Специальный поверенный, тамкар (получивший в держание царскую землю на условиях отчисления прибыли от торговых операций), выступает как особый субъект в целом ряде договоров и сделок. Он может заключать договор поручения с торговым агентом-шамаллумом, передавая ему деньги для получения торговой прибыли, причем здесь не действовало ограничение о предельном проценте по займу. В спорном случае деньги взыскивались вдвое. Попытка шамаллума злоупотребить доверием тамкара наказывалась тройным штрафом, но и тамкар в аналогичном случае терпел шестикратный убыток. Развитие торговых отношений в Вавилоне определило специфическое регулирование сферы коммерческого оборота, неожиданное для такой ранней эпохи. Специально оговаривались обязанности сторон при постройке и найме корабля с корабельщиком, который отвечал за возможные потери только в случае доказанной своей вины. Допускалось соглашение о товариществе в целях получения прибыли от совместно вложенных денег; прибыль или убытки предписывалось делить поровну.
Договоры заключались, как правило, на строго обусловленный срок: от 1 года до 4 лет по разным сделкам. Неисполнение условий влекло для стороны либо потерю данного по договору, либо кратное возмещение. Практиковалось заложничество по разного рода долговым сделкам, когда заимодавец держал у себя в доме члена семьи или раба должника до тех пор, пока долг не будет возвращен сполна.
Обязательство (т. е. обязанность что-либо сделать или возместить другому лицу в силу предписания права) могло возникнуть не только по причине соглашения, сделки, но и вследствие допущенного нарушения прав другого лица, причинения ему материального ущерба. В зависимости от условной оценки ущерба законы предписывали компенсацию в соотношении с покупной ценой попорченной вещи либо по установленной таксе. Случайно причиненный ущерб не возмещался. Но если нарушитель еще и проявил непредусмотрительность (например, соседи предупреждали, что его бык чрезмерно бодлив), то требуемое возмещение значительно возрастало.
Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно, уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам. Вместе с тем оскорбление человека «большего по положению» влекло наказание и более тяжкое по форме, и к тому же позорящее. Были случаи, когда за преступление отвечала целиком община (например, если на ее землях произошло ограбление или убийство, а конкретный преступник не найден или община его не выдает).
Нарушить установленный порядок можно было разными путями. Наиболее тяжкими были: (1) преступления против праведного поведения: лжесвидетельство, бездоказательное обвинение по адресу другого, нарушение установленных традицией ограничений в образе жизни; и (2) преступления против семейного долга, совершенные подвластными: участие в убийстве мужа, прелюбодеяние женщины, недозволенные родственные сексуальные связи, нарушение сыновнего или дочернего долга и т. п. Тяжким преступлением была (3) кража разных видов: наибольшая ответственность наступала за воровство «достояния бога или дворца», т. е. храмового или царского имущества, в случае незначительной ценности украденного ответственность понижалась. Особо квалифицировалась кража со взломом либо кража, сопровождавшаяся убийством. Менее тяжкими считались (4) членовредительство или посягательства на личность подвластных лиц и (5) нарушения профессиональных обязанностей: плохо проведенная операция глаза, некачественно выстроенный дом, который, обвалившись, погубил человека, и т. п. В квалификации преступлений весьма значителен был элемент религиозно-нравственный, преступление было грехом. А особенность вавилонского религиозного мировоззрения обуславливала то, что только в незначительных случаях грех может быть искуплен, в остальных преступник должен быть извержен из общества.
Этой основной идее подчинялась и система наказаний. Тяжкие преступления предписывалось безусловно карать смертью. За некоторые (видимо, оцененные как особо злостные действия) казнь квалифицировалась: бросить в огонь, утопить в реке, посадить на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины. За преступления, совершенные рабами или подвластными (сыном, усыновленными), в большинстве случаев полагались членовредительные наказания: могли отрезать ухо, язык, вырвать глаз, сломать кость, выбить зуб; непочтительному сыну, ударившему отца, предписывалось отрезать пальцы, кормилице, подменившей ребенка, – отрезать грудь. Часть этих наказаний налагалась по принципу талиона: «Если кто сломает кость человека, то должно сломать его кость». Талион мог быть прямым и опосредованным: так, если неудачливый строитель дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына. Талион был значительным правовым новшеством, введенным Хаммурапи, – так достигалась цель индивидуализации наказания и разрушения древней общинной круговой поруки, выплаты коллективных штрафов всем родом. Наконец, применялись и уголовные штрафы, которые не очень разнились от возмещений за простое причинение ущерба и только были значительнее по размеру. Штрафы налагались, как правило, за разного рода оскорбления, побои, преступления в отношении женщин.
Судебный приговор или постановление считались актами общественного значения. Уличенного в подлогах судью ждали большой штраф и лишение судейского звания. Суд считался царским делом и должен был быть справедливым. Хотя возбуждение дела, доказывание на суде было всецело частной инициативой. Доказательствами служили собственная присяга (иногда ее было достаточно) и, главное, свидетели. В особых случаях для «очищения» от обвинения прибегали к особому испытанию – ордалиям: бросали связанного в реку, и если священная вода очищала обвиненного, он считался невиновным и в уголовном смысле; если обвиненный тонул, дело считалось законченным.
Законы, записанные по судебным решениям Хаммурапи, несмотря на свою древность и значительную архаику отдельных правоположений, заложили основы всей системы юридических принципов и институтов, присущих праву Ближнего Востока в целом, а впоследствии и античному праву. В них впервые в праве было обосновано соотношение преступления с наказанием и то, что ответственность настигает виновного, принцип ответственности за ущерб и связь этой компенсации с причинами, приведшими к нему, предпочтение интересов делового человека злостному «таскальщику», наконец, то, что обязательство двусторонне и связывает обе стороны. Это сходство древнего права с позднейшими правовыми системами более неожиданно, чем очевидные различия в конкретных правилах.
В древних государствах Месопотамии источником права являлись традиции. Тем временем довольно-таки рано образуется еще один источник права – закон. На сегодняшний день известны законы некоторых городов Двуречья. Основной этап развития права отмечается во времена правления царя Вавилона – Хаммурапи. Именно тогда появляется обширный законодательный памятник (судебник) – Законы Хаммурапи. Он и стал источником права Древнего Вавилона, состоял из 282 статей и представлял собой базальтовый столб черного цвета с прописанным на нем «Законом», который был найден французскими археологами в 1902 г. в городе Сузы. В Законах Хаммурапи затронуты разнообразные вопросы права. Вопросы, касающиеся структуры судебника Хаммурапи, могут быть решены различными способами.
Слишком запутанно и без обобщений изложены правовые положения. Не исключено, что именно записи судебных решений составляли данные Законы. Суду и преступлениям посвящен первый раздел, он состоит из 5 статей. Второй раздел уже гораздо обширней, включает в себя примерно 120 статей и регулирует вопросы собственности, ее приобретения и защиты. Наследственному праву и отношениям, относящимся к семье и браку, отведен третий раздел, состоит он приблизительно из 70 статей. Двадцать статей четвертого раздела сообщают о наказании за преступные деяния, направленные на причинение вреда человеку. И в последнем пятом разделе судебника содержаться нормы, регулирующие трудовые отношения. Здесь около 70 статей.
В вавилоне было отмечено два вида обязательств. Первый вид – это договора. Они исполнялись по формулярам (образцам). Выглядели они как твердая таблетка из глины, высушенная на солнце и обожженная на огне. Существовали договоры займа, купли-продажи, любого вида найма, поручения, поклажи, товарищества, а также заключались договора тамкара с торговыми агентами (шамаллум). Второй вид обязательств – это обстоятельства из причинения вреда. Они предполагали компенсацию в случаях причинения вреда или нанесения урона оросительным каналам, вырубка деревьев в чужом лесу, выпас скота на чужом поле по опрометчивости пастуха и пр.
Кровная месть за нанесенный вред в судебнике Хаммурапи заменена либо на налагаемые государством штрафы, либо на выплату возмещений преступником потерпевшему или его родственникам.
Классовая принадлежность являлась основным показателем к назначению наказания за совершенное преступление.
Несмотря на довольно налаженную правовую систему, отклики примитивных отношений все же имели место. Например:
- за совершенное правонарушение, где личность преступника не выявилась, отвечает вся община;
- за злодеяния родителей ответственность также ложится на детей;
- злоумышленник изгонялся из дома или из местности;
- возмездие за преступление равнозначное по его силе.
Виды наказаний, входящие в перечень Законов Хаммурапи:
- в большинстве случаев (более 30) – смертная казнь;
- причинение увечий и удары плетью;
- наложение клейма позора;
- гонение из дома или из родной земли;
- наложение штрафов;
- снятие с занимаемой должности без возможности восстановления.
Виды преступлений:
- злоупотребление должностным положением. Судья, изменивший наказание или принявший взятку, лишается своей должности, без права восстановления и облагается штрафом в двенадцати кратном размере стоимости иска;
- клевета и ложные показания. Наказание – смертная казнь;
- преступные деяния угрожающие жизни или здоровью (преступления против личности). Наказание – смертная казнь лица совершившего преступление либо его ребенка. Если убийцей оказалась жена, то ее сажали на кол;
- неблагополучное врачевание. Врач наказывался членовредительством. За прочие преступления наказанием являлся принцип «око за око»;
- похищение ребенка каралось смертью;
- вступивших в половые отношения кровных родственников сжигали;
- если сын позволил себе ударить отца, ему отсекали руку;
- противозаконное присвоение чужого имущества: из дворца или храма – карой служила смертная казнь; домашних животных – наложение компенсации в 30-кратном размере, если преступник ее не возмещал, назначалась высшая мера наказания; воровство во время пожара – вора сжигали; если во время воровства взламывалась стена – вора закапывали у этой стены.
Из вышеизложенного складывается умозаключение, что хотя Законы Хаммурапи и не были доведены до совершенства, однако они упрочнили основы социального разделения и государственного механизма нынешнего времени.
Наследование – один из важнейших институтов гражданского права, упоминание о котором можно найти в самых первых письменных источниках: на глиняных табличках Шумера, в египетских папирусах и т.д. Отношения, связанные с наследованием, – это одна из сфер общественных отношений, которая непременно, хоть раз в жизни, затрагивает почти каждого человека.
Подводя необходимый итог, нужно отметить, что право ранней древности возникает в результате борьбы между различными слоями гражданского общества, то есть борьбы между свободными. Оно в значительной степени ориентировано на «идеальное прошлое». Писаное право как особый жанр клинописного текста возникло из надписей, повествующих о деяниях царя.
2.
Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи Общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся своду этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовыми документами.
Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами.Свободный полноправный гражданин именовался «авилум» — «человек».
Но свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хаммурапи лишь в одной из статей различает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка (ст.
Общие положения о наследовании по завещанию
Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Семейное право в древности было сурово.
Сохранились, независимо от кодекса Хамурапи, следующие так называемые сумерийские семейные законы:
- а) «если (приемный) сын скажет своему отцу: «ты мне не отец» — да будет заклеймен, обращен в рабы и продан»;
- г) «если мать скажет приемному сыну «ты мне не сын» — да уйдет она (мать) из дому и его обстановки». «Если жена скажет мужу: «ты мне не муж» (т.е. захочет разводиться), — да ввергнут ее в реку». «Если муж скажет «ты мне нежена», — то должен заплатить полмины серебра».
- б) «Если (приемный) сын скажет своей матери: «ты мне не мать» — да будет заклеймен и выгнан на улицу;
- в) «если отец скажет (приемному) сыну: «ты мне не сын», — да оставит он (отец) дом и двор»;
Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний здесь не регулировались: по-видимому, в этом отношении беспрекословно действовали нормы обычного права.
Не характеризовались специально и права главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи. Законы Хаммурапи регулировали более усложненные ситуации брачно-семейных отношений. Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены.
Супруги должны
Первым вопросом в работе предложено рассмотреть брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи. Законность брака в Вавилоне, как и везде, определялась по соблюдению определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п.
128)1 Кузищин В. И. История Древнего Востока. Тексты и документы; Учебное пособие — М: Высшая школа 2002 С191 :
«Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена»
. Брачному обряду предшествовало заключение определенного соглашения между женихом или его отцом и отцом невесты.
Это были своеобразное обручение. При этом жених вручал семье девушки определенную сумму денег — тирхату и брачный подарок самой новобрачной или её семье — библу (ст.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Университет Натальи Нестеровой РЕФЕРАТ На ТЕМУ:брачно-семейное и наследственное право по судебнику Хаммурапи Выполнил: Проверил: Бийск 2006 Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи и на сегодняшний день, не потеряло своей актуальности.
Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство — тем совершеннее и законы.
Изучая вавилонский кодекс можно