Капитанская дочка как завещание пушкина

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Капитанская дочка как завещание пушкина». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сегодня этот жанр является самым распространенным видом эпической литературы. Роман описывает существенный период из жизни героев. Персонажей в нем немало. Причем нередко в сюжете возникают совершенно неожиданные образы и, казалось бы, никакого влияния не оказывающие на общий ход событий. В действительности в настоящей литературе ничего лишнего быть не может. И довольно грубую ошибку совершает тот, кто читает «Войну и мир» и «Тихий Дон», пропуская главы, посвященные войне. Но вернемся к произведению «Капитанская дочка».

Это роман или повесть? Такой вопрос возникает часто, и не только когда речь идет о «Капитанской дочке». Дело в том, что не существует четких жанровых границ. Но есть особенности, наличие которых указывает на принадлежность к тому или иному виду прозы. Вспомним сюжет произведения Пушкина. Немалый отрезок времени охватывает «Капитанская дочка». «Это роман или повесть?» — отвечая на такой вопрос, следует вспомнить о том, каким главный герой предстал перед читателями в начале произведения.

Почему повесть «Капитанская дочка» называют духовным завещанием?

Год написания

– 1883 – 1836 гг.

История создания

– Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема

– Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция

– Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр

– До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление

– Реализм и романтизм.

Помещик Петр Гринев вспоминает свои младые годы. В юности он был наивен и даже несколько легкомыслен. Но события, которые ему пришлось пережить, — встреча с разбойником Пугачевым, знакомство с Машей Мироновой и ее родителями, предательство Швабрина — изменили его. О том, что честь нужно смолоду беречь, он знал. Но истинную цену этим словам понял лишь в конце своих злоключений. Личность главного героя претерпела значительные изменения. Перед нами — характерная особенность романа. Но почему же тогда так долго относили к другому жанру произведение «Капитанская дочка»?

Отличий между этими жанрами не так много. Повесть — это своего рода промежуточное звено между романом и рассказом. В произведении малой прозы присутствует несколько персонажей, события охватывают небольшой временной отрезок. В повести персонажей больше, встречаются и второстепенные, которые не играют важной роли в основной сюжетной линии. В таком произведении автор не показывает героя в разные периоды его жизни (в детстве, отрочестве, юности). Итак, «Капитанская дочка» — это роман или повесть»? Пожалуй, второе.

Повествование ведется от имени главного героя, который находится уже в преклонном возрасте. Но о жизни помещика Петра Андреевича почти ничего не сказано (лишь то, что он овдовел). Главный герой — юный офицер, но не тот немолодой дворянин, выступающий в роли рассказчика.

События в произведении охватывают всего несколько лет. Стало быть, это повесть? Отнюдь. Как уже сказано выше, характерной чертой романа является развитие личности главного героя. А это в «Капитанской дочке» не просто присутствует. Это является главной темой. Ведь неслучайно мудрую русскую поговорку использовал в качестве эпиграфа Пушкин.

«Капитанская дочка» — духовное завещание А.С. Пушкина

Главными героями романа являются Петр Гринев, Мария Миронова, Емельян Пугачев, Архип Савельев, Алесей Швабрин и Екатерина Вторая. Петр Гринев — дворянин. Ему было всего 16 лет, когда семья решила отдать его на службу. Он не имел никакой цели в жизни. Юноша не был похож на солдата. Парень не знал жизни, был:

  • добродушным;
  • легковерным;
  • неустойчивым к соблазнам;
  • избалованным;
  • не знающим цену деньгам.

Он не уважал своего преданного Савелия. Любовь к дочери капитана крепости изменила его внутренний мир. Персонаж приобрел такие черты:

  • храбрость;
  • готовность к самопожертвованию;
  • отвагу.

Петр проявляет себя, как благородного человека. По сюжету он еще не раз демонстрирует верность вопросам чести в сражениях с врагом, но когда на кону будут чувства возлюбленной, он не станет пренебрегать осторожностью ради её спасения. Эти поступки выдают в нем глубину любви к Марии. Даже в заточении Петр не винит ее и готов принять решение царицы, лишь бы у нее все было хорошо.

Марья Миронова приходится дочерью капитану крепости. Ей 18 лет. Внешность Марии описана в деталях:

  • круглолицая;
  • румяная;
  • имеет светло-русые волосы.

Она из небогатой семьи и не является выгодной партией Петру, так как имеет всего одну крепостную. Юная девушка является благоразумной, чувствительной и великодушной, её беспокоит дальнейшая судьба возлюбленного. Героиня искренне хочет его спасти. Мария доверчива, из-за этого она верит Швабрину и почти соглашается стать его женой. Но в итоге ей удается распознать ложь Алексея, что заставляет юную особу держаться от него подальше.

Автор показывает девушку верной и смелой. Героиня, несмотря ни на что, уезжает в другой город, чтобы спасти любимого.

Следующий персонаж тоже яркий и интересный. Автор романа представляет Пугачева, с одной стороны, как отважного, великодушного, способного оценить преданность и честь. Но читатель видит его еще и как дикого варвара, казнившего невинных людей. Поначалу его решительность, смелость ему импонируют, но его жесткость заставляет задуматься. Герой хитёр и хорошо разбирается в военном деле.

Только в разговоре с Петром персонаж предстаёт, как несчастный человек, понимающий, что он уже не будет жить, так как раньше. Калмыцкая сказка, которую рассказывает Пугачев, показывает его желание жить в свободе. В сцене взятия крепости демонстрируются его жестокость и деспотизм. Сам образ Пугачёва наделен чувством справедливости. Но он не проходит испытания войной и безграничной властью, а потому становится жестоким, таким же, как императрица, против которой он и восстал.

Екатерина Вторая описана милой женщиной и в то же время непреклонной владычицей, которая вынуждена выслушивать просьбу о помиловании государственного изменника. Мария Миронова пытается рассказать Екатерине о смягчающих обстоятельствах поступка Петра, но императрица не желает ее слышать. Она хочет осудить Петра. Отсюда следует вывод, что манера правления Екатерины едва ли лучше власти Пугачёва.


  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Пушкин решил начать работу над «Капитанской дочкой», вдохновившись успехами английского писателя Вальтера Скотта, чьи исторические романы в то время покорили всю Европу.

Специально ради этого Пушкин отправился в путешествие по Уралу, чтобы лично встретиться с очевидцами тех событий. Во время поездки были найдены прототипы главных героев романа. Пётр Гринёв был скопирован с офицера Вашарина — ярого борца с пугачёвщиной, служившего под командованием генерала Михельсона. Прототипом Швабрина стал присягнувший на верность Пугачёву подпоручик Шванович. Образ Марии Мироновой был рождён под впечатлением от встречи с молодой дворянкой Марией Васильевной Борисовой.

Название «Капитанская дочка» явно подразумевает дочь капитана Миронова -Марию. Это не удивительно, ведь личностные отношения героев романа завязаны именно на этой девушке. Из-за нее происходят все основные события в произведении: дуэль, приход Петра в захваченную крепость, арест из-за клеветы Швабрина. Так же можно предположить, что таким образом Пушкин явно выказывает свою симпатию героине. В этой книге автор вновь описывает «милый идеал», как и в «Евгении Онегине».

Эпиграф в самом начале романа: «Береги честь смолоду»-обозначает ценности, которые Пушкин считает самыми приоритетными для любого человека, оказавшегося в таком же положении, как и главный герой. А именно человеческое достоинство, благородство и верность долгу, которые продемонстрировал нам Пётр Гринёв. Такова роль эпиграфа в романе «Капитанская дочка».

Молодой дворянин Пётр Гринёв отправлен своим строгим отцом на офицерскую службу в район Оренбурга. В пути главный герой попадает в снежную бурю, от которой его спас простой казак Емельян Пугачёв.

После прибытия на место службы, Пётр влюбляется в дочь коменданта Белогорской крепости — Марию Миронову. Симпатия к девушке доводит героя до дуэли с другим офицером — Алексеем Швабриным.

Чуть позже крепость захватывают восставшие во главе с Пугачёвым. Выжившим предлагают присягнуть на верность лидеру мятежников. Комендант погибает, отказавшись предать свою честь. Швабрин же изменяет присяге. Гринёв отказывается и готовится принять смерть, однако Емельян узнаёт его и отпускает из-за личной симпатии.

Гринёв возвращается к своим и участвует в обороне Оренбурга. Во время осады он узнаёт, что его возлюбленная Маша находится в Белогорской крепости и подвергается истязанию голодом со стороны изменника Швабрина. Пётр отправляется в стан врага и просит у Пугачёва помочь. Емельян соглашается, спасает Миронову и отпускает пару восвояси.

Тематика романа «Капитанская дочка» богата актуальными и неординарными темами и мотивами.

  • Честь. В любой ситуации человек должен помнить своём достоинстве, держать клятвы, не лукавить и не пресмыкаться. Именно стремление сохранить свою честь помогает Гриневу делать правильный выбор раз за разом. Так, его отказ поцеловать руку «царя Петра Третьего» и нежелание признать казака императором очень понравились Пугачеву. Он стал уважать того, кто был с ним честен.
  • Нравственный долг. Соблюдение своего долга перед страной, семьёй и любимыми — то, что отличает благородного человека от подлеца и мерзавца. Так, Пушкин на контрасте показывает предателя и достойного бойца (Алексея и Петра), отслеживая их судьбы до финальной развязки.
  • Любовь. Самоотверженная любовь рано или поздно будет вознаграждена. Тот, кто искренне любит, пойдёт на любые страдания и лишения, ради своей второй половинки. Так, Петр спас Марью, рискуя головой, а Марья выручила его, когда все вокруг разуверились и отвернулись.
  • Народ. Пушкин показывает всю жестокость чёрного, народного бунта. Не отрицая объективных причин восстания, писатель осуждает этот кровавый путь. Так, он подробно описывает дотла выжженную Казань, которая до мятежа была прекрасным процветающим городом.
  • Доброта. Именно человечное отношение Гринёва к Пугачёву спасло ему жизнь и положило начало их странной дружбе. Возможно, если бы все дворяне были такими же, ка Гринёв, восстания удалось бы избежать.
  • Смелость. Никогда нельзя терять присутствия духа, нужно смело смотреть встречать жизненные невзгоды, даже если расплата за это — смерть. Например, Василиса Егоровна не покинула мужа в трудный час и погибла рядом с его трупом, когда обвиняла мятежников в смерти супруга и получила за это смертельный удар.
  • Тема бунта. Пушкин полностью отрицает вооружённую борьбу народа с самим собой. Показывая озлобление обеих сторон конфликта, он призывает людей к благоразумию и миролюбию. Мятеж не помог им восстановить утраченные права, он лишь пролил кровь.
  • Нравственность. Писатель демонстрирует, как любовь, чувство долга и отвага побеждают пошлость, приспособленчество и трусость.
  • Ценности. В романе Пушкин провозглашает гуманистические ценности, призывая читателя к пониманию, миролюбию и милосердию.

Проблематика произведения «Капитанская дочка» многогранна и интересна даже современному читателю: в ней раскрываются вечные нравственные проблемы человечества.

  • Бесчестье. Человек, предавший честь, превращается в безнравственное животное, стремящееся лишь к выживанию. Так, автор описал деградацию Швабрина. Из гордого и достойного офицера Алексей превратился в холопа, который валялся в ногах у беглого казака, вымаливая прощение. В финале главный герой видит поседевшего и осунувшегося Швабрина (а ведь ему не было и 30 лет!), который уже ни ни что не годен.
  • Совесть. Тот, кто действует в согласии со своей совестью, всегда поступает правильно. Но голос совести не всегда легко разобрать. Так, Гринев оскорбляет верного слугу, чтобы выплатить «долг чести», но позже осознает, что поступил не по совести и мучается угрызениями.
  • Милосердие. Несмотря на жестокость нашего мира, по-настоящему благородный человек всегда готов проявить милосердие, какое Пугачёв проявил у Гринёву и его невесте. Кем бы мы ни были, кем бы нас не считали, никогда не поздно научиться сочувствию и гуманности.
  • Воспитание и становление личности. Именно благодаря воспитанию своего консервативного отца Гринёв стал образцом офицера. Местами читателю могло показаться, что старик Гринев перегибает палку и зря гробит будущее сына, отказываясь от места в Семеновском полку. Однако его решение обеспечило то, чего не может дать столичная военная выправка, — нравственное созревание личности.
  • Нравственный выбор. Перед лицом смерти каждый человек обнажает своё истинное нутро и поступает сообразно своей нравственности. Так, комендант Миронов между бесчестьем и смертью выбрал смерть, а Швабрин — бесчестье.
  • Война. Пушкин демонстрирует всю бессмысленную жестокость, на которую способны люди во время войны, причем, с обеих сторон. Так, перед бунтом Миронов пробует допросить пленного башкирца, но обнаруживает следы от тяжких увечий, которые он получил от властей в наказание за прошлый бунт: у него не было ушей, носа и языка.
  • Власть. Обладая огромной властью, прежде всего, необходимо сохранить в себе человечность, что и показывает Пушкин на примере Пугачёва и Екатерины II.Однако в то же время писатель не оправдывает этих исторических фигур, подробно описывая их жестокость и равнодушие к судьбе людей. Так, Пугачев хладнокровно приказывает убить Василису Егоровну за ее крики, хотя и так сделал ее вдовой. Екатерина Вторая не отдает таких приказов в тексте книги, но зверская казнь Пугачева, ее нежелание вникать в дело Петра, пытки и жестокое подавление восстания — все это никак нельзя объяснить ее неведением.
  • Дворянство. Писатель показывает дворянство неоднородным, наряду с отважным и честным Гринёвым оно породило предателя Швабрина. Пушкин считает, что дворянство Российской империи должно непрерывно самосовершенствоваться, чтобы в будущем не познать ужасов Пугачёвщины.
  • Справедливость. Народ, уставший от бедности и притеснений, видит свою правду в бунте, и его сложно за это винить. В то же время справедливы и действия правительства, ведь они направлены на защиту других людей от гибели и грабежа мятежников. В данном случае виноватых нет, как и невиновных.

Многие читатели думают, что «Капитанская дочка» — это всего лишь рассказ, однако они ошибаются: не может произведение такого объема принадлежать к малой прозе. А вот повесть это или роман – вопрос открытый.

Сам писатель жил во времена, когда к полноценным крупным эпическим жанрам относили лишь те многотомные труды, которые по объему сопоставимы с «Анной Карениной», например, или с «Дворянским гнездом», поэтому он без сомнений называл свое творение повестью. В советском литературоведении тоже так считалось.

Однако произведение обладает всеми признаками романа: действие охватывает длинный промежуток времени из жизни героев, в книге множество второстепенных персонажей, описанных в подробностях и напрямую не относящихся к главной сюжетной линии, на протяжении повествования действующие лица переживают духовную эволюцию. Кроме того, автор показывает все стадии взросления Гринева, что тоже недвусмысленно указывает на жанр. То есть, перед нами типичный исторический роман, так как писатель во время работы над ним взял за основу факты из прошлого и то научное исследование, которое предпринял, чтобы понять феномен крестьянской войны и донести его до потомков в форме объективного знания.

Но на этом загадки не закончились, предстоит определиться, что за направление стоит у истоков произведения «Капитанская дочка»: реализм или романтизм? Коллеги Пушкина, в частности, Гоголь и Одоевский утверждали, что его книга больше всех прочих повлияла на развитие реализма в России. Однако в пользу романтизма говорит тот факт, что за основу взят исторический материал, а в центре внимания читателя находится противоречивая и трагическая личность бунтовщика Пугачева – точь-в-точь романтический герой. Поэтому оба ответа будут верны, ведь вслед за успешным литературным открытием солнца русской поэзии Россию захлестнула мода на прозу, причем реалистическую.

Отчасти Пушкина на создание «Капитанской дочки» вдохновил Вальтер Скотт, мастер исторического романа. Его творения начали переводить, и русская публика была в восторге от авантюрных сюжетов и таинственного погружения в другую эпоху. Тогда писатель как раз работал над хроникой восстания, научным трудом, посвященным крестьянскому бунту Пугачева. У него скопилось много полезного материала для реализации художественного замысла раскрыть читателю кладезь богатой на события русской истории.

Вначале он планировал описать именно предательство русского дворянина, а не нравственный подвиг. Автор хотел сделать акцент на личности Емельяна Пугачева, а заодно и показать мотивы офицера, нарушившего присягу и присоединившегося к бунту. Прототипом стал бы Михаил Шванвич, реально существующий человек, который из страха за свою участь состоял при канцелярии бунтовщика, а потом еще и дал на него показания. Однако по цензурным соображениям книга вряд ли могла бы быть опубликована, поэтому писателю пришлось наступить на горло собственной песне и изобразить более патриотичный сюжет, тем более исторических примеров доблести у него было достаточно. А вот отрицательный пример сгодился для создания образа Швабрина.

Книга была издана за месяц до гибели автора в его же журнале «Современник», опубликована от лица Гринева. Многие отмечали, что манера повествования того времени мастерки передана писателем, поэтому многие читатели были сбиты с толку и не понимали, кто же истинный творец мемуаров. Кстати цензура все же взяла свое, изъяв из публичного доступа главу о крестьянском бунте в Симбирской губернии, откуда родом сам Петр.

Произведение, как ни странно, озаглавлено не в честь Гринева или Пугачева, поэтому сразу и не скажешь, о чем же оно. Роман называется «Капитанская дочка» в честь Марии Мировой, главной героини книги. Пушкин, таким образом, отдает дань отваге девушки, которой никто от нее не ожидал. Она дерзнула просить за изменника у самой императрицы! И вымолила прощение для своего спасителя.

Кроме того, данная история так называется еще и потому, что Марья была движущей силой повествования. Из любви к ней юноша всегда выбирал подвиг. Пока она не заняла все его мысли, он был жалок: не хотел служить, проигрывал большие суммы в карты, высокомерно вел себя со слугой. Как только искреннее чувство пробудило в нем мужество, благородство и смелость, читатель не узнал Петрушу: он превратился из недоросля в ответственного и храброго мужчину, к которому патриотизм и осознание собственного «я» пришли через сильные эмоции, обращенные к женщине.

События в произведении происходили во времена правления Екатерины Второй. Историческое явление в романе «Капитанская дочка» носит название «пугачевщина» (этот феномен изучал Пушкин). Это бунт Емельяна Пугачева против царской власти. Он произошел в 18 веке. Описанные действия разворачиваются в Белгородской крепости, куда бунтовщик шел, набирая силы для штурма столицы.

Крестьянская война 1773 — 1775 развернулась на юго-востоке Российской Империи. В ней приняли участие крепостные и заводские крестьяне, представители национальных меньшинств (киргизы, башкиры) и уральские казаки. Все они были возмущены грабительской политикой правящей элиты и усиливающимся закрепощением простого народа. Люди, не согласные с участью рабов, убегали на окраины страны и образовывали вооруженные банды с целью грабежа. Беглые «души» уже были вне закона, поэтому ничего другого им не оставалось. Над их трагической судьбой и размышляет автор, изображая предводителя восстания, не лишенного добродетели и похвальных черт характера.

А вот Екатерина Вторая демонстрирует крутой нрав и недюжинную жестокость. Императрица, по свидетельствам историков, действительно была волевой натурой, но не чуждалась самодурства и других прелестей абсолютной власти. Ее политика укрепляла дворянство, предоставляя ему всяческие привилегии, но вот простой народ вынужден был нести на себе ношу этих благодеяний. Царский двор жил на широкую ногу, а не знатные люди голодали, терпели насилие и унижение рабского положения, проигрывались, продавались с молотка. Естественно, социальная напряженность только росла, а Екатерина не пользовалась народной любовью. Иностранка была замешана в заговоре и с помощью военных свергла своего мужа, законного правителя России. Забитые и зажатые в тисках несправедливости крепостные верили, что убитый Петр Третий готовил указ об их освобождении, а супруга убила его за это. Суеверием и слухами воспользовался Емельян Пугачев, донской казак, объявивший себя спасшимся царем. Он подстегнул недовольство вооруженных казаков, челобитные которых никто не слушал, и вдохновил на бунт крестьян, замученных произволом и барщиной.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» духовное завещание

С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.

При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.

Образ Маши Мироновой полностью вымышленный.

Проблематика:

  • роль личности в истории (Пугачёв);
  • гуманность (Пугачёв — Гринёв; Екатерина II — Маша Миронова);
  • проблема чести и долга (отражена уже в эпиграфе — «Береги честь смолоду»);
  • проблема воспитания (Гринёв и Швабрин).

Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).

Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.

Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.

Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.

Гибнут родители Маши, и Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж. Маша ни секунды не колеблется: лучше смерть.

И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.

Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).

Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.

Пушкин выбрал для своего произведения форму семейных записок: главный герой Пётр Гринёв пишет воспоминания для внуков. При этом в «Капитанской дочке» описан не только семейный быт, но и значимые исторические события, поэтому можно сказать, что это социально-исторический роман.

Время и место действия: действие происходит в Симбирске и Оренбурге во время крестьянских войн (1773-1775).

  • Пётр Андреевич Гринёв — главный герой; юный русский дворянин. Повествование ведётся от его лица. Добр, справедлив, неуверен в себе и довольно робок.
  • Емельян Пугачёв — донской казак, предводитель крестьянского восстания. По определению Петра Чайковского, «удивительно симпатичный злодей».
  • Алексей Иванович Швабрин — дворянин; сослан в Белогорскую крепость за дуэль. Сначала вступает в товарищеские отношения с Гринёвым, но потом становится его противником. В ответственный момент нарушает присягу и присоединяется к армии Емельяна Пугачёва. Стремится жениться на Марии Мироновой против её воли.
  • Мария Ивановна Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Удивительно честная и порядочная девушка.
  • Архип Савельич — в прошлом «дядька» Петра Гринёва, на момент повествования — его верный слуга. Преданный, но отнюдь не бесхребетный.
  • Иван Кузьмич Миронов — комендант Белогорской крепости. Во всём слушается свою мудрую супругу. Казнён армией Пугачёва.
  • Василиса Егоровна Миронова — жена коменданта Белогорской крепости. Казнена армией Пугачёва.

Рассказчик в «Капитанской дочке» — зрелый Пётр Андреевич Гринёв, который хочет поделиться с потомками историей о встречах с Емельяном Пугачёвым, предводителем крестьянского восстания.

Пётр родился в небогатой дворянской семье, образование получил домашнее, в юные годы развлекался и ожидал, когда его направят в Петербург, ведь ещё до рождения был записан сержантом в полк.

Но отец Петра решает научить сына жизни и направляет 17-летнего Гринёва в Оренбургскую крепость. Главный завет Гринёва-сташего — «береги честь смолоду». Воспитатель Савельич отправляется вместе со своим подопечным.

Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич сбиваются с дороги. Им помогает незнакомец, которого Петруша в благодарность угощает вином и снабжает заячьим тулупом.

Пётр Гринёв прибывает в Белогорскую крепость. Он поражён слабой экипировкой и комплектацией войск: войско состоит из нескольких «инвалидов», а из оружия — одна только пушка. Комендант крепости — Иван Кузьмич Миронов, не очень умный, но добрый человек. В действительности все вопросы решает его жена — Василиса Егоровна. Гринёв дружит с семейством Мироновых. Поначалу его другом становится и офицер Алексей Швабрин, но потом Швабрин и Гринёв ссорятся: Швабрин плохо отзывается о Маше Мироновой, дочери Ивана Кузьмича. Между молодыми людьми происходит дуэль, Гринёв ранен. Маша Миронова ухаживает за раненым и рассказывает ему, что когда-то Швабрин просил её руки, но получил отказ. Пётр Гринёв хочет жениться на Маше и в письме спрашивает у своего отца благословения, но отец против: Маша бесприданница.

Пришёл октябрь 1773 г. Комендант Белогорской крепости получает письмо, из которого узнаёт об опасности. Донской казак Емельян Пугачёв выдаёт себя за императора Петра III, собрал войско и даже уже захватил несколько крепостей. Белогорская крепость готовится дать Пугачёву отпор. Иван Кузьмич хочет отправить Машу в Оренбург, но не успевает: войско Пугачёва захватывает крепость, жители деревни оказывают бунтовщикам помощь. Все служащие — в плену, они должны принести Пугачёву присягу или умереть. Миронов и его жена казнены, а Гринёв, несмотря на публичный отказ присягать, отпущен. Эту тайну Петру объясняет Савельич: оказывается, Пугачёв — это и есть тот незнакомец, которому Пётр Гринёв пожаловал заячий тулуп.

Гринёв уезжает, но в Белогорской крепости остаётся Маша. Она больна, и местная попадья выдаёт девушку за свою племянницу. В крепости новый комендант — Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность. Гринёв ищет помощи в Оренбурге, но тщетно. Тем временем он получает от Маши письмо, в котором девушка рассказывает о своём сложном положении. Швабрин вынуждает её выйти за него замуж, а если она откажет — грозит рассказать пугачёвцам, что Мария — дочь покойного коменданта. Гринёв и Савельич едут выручать девушку, но по дороге попадают в плен к Пугачёву. Пётр Андреевич честно рассказывает Пугачёву обо всём, и неожиданно самозванец решает вступиться за сироту Машу.

В крепости Швабрин сообщает Пугачёву, что Маша — капитанская дочка, но Пугачёв всё равно освобождает девушку. Пётр Гринёв отвозит Машу к своей семье, а сам возвращается в армию. Восстание подавлено, Пугачёв арестован, но и сам Гринёв попадает под арест: Швабрин лжесвидетельствует, уверяя, что Пётр Гринёв — шпион Пугачёва. Гринёва судят и приговаривают к вечной ссылке в Сибирь. Маша Миронова решает действовать самостоятельно. Она отправляется к императрице, рассказывает ей всё и добивается помилования Петра. На каторгу отправляется Швабрин. А Маша и Пётр женятся и счастливо живут.

Капитанская дочка — нравственные основы жизни

Когда роман завершён, Пушкин уничтожает черновик завершающих глав, кроме двенадцатой. Её он называет «пропущенной». Глава не вошла в окончательную редакцию и вышла самостоятельно в «Русском архиве» П. И. Бертеньева.

В ней изображается бунт крестьян в усадьбе Гринёва, а расстановка героев соответствует ранним планам произведения. Достоверно неизвестно, почему Пушкин не включил эту часть в роман. Наиболее вероятное объяснение — чтобы избежать столкновения с цензурой.

Почему глава начинается народной песней?
Это эпиграф к главе, в котором отражено основное содержа­ние главы, а также авторская оценка происходящего. Через эту песню передается состояние души Петра Гринева, впервые ока­завшегося в чужой стороне.

«Сторона незнакомая» — его ждут неизвестные приключе­ния, может быть, испытания. Песня печальная, создает соот­ветствующий настрой у читателя: что-то произойдет, не совсем спокойно на душе.

Как характеризует Гринева разговор с Савельичем? Какой ха­рактеру Савельича?

Это тот разговор расположен в начале главы: Гринев жалеет о том, что обидел старика. Он извиняется перед Савельичем. Это говорит о нем как о добром человеке, он относится к Саве- льйчу как к человеку, а не как к слуге. Это тоже высокая оценка его человеческих качеств.

Савельич имеет характер своеобразный: заботу о Петре он считает важнейшим делом, не боится брать ответственность на себя, имеет свое мнение, не боится его высказывать.

ГЛАВА VII

ПРИСТУП

Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Еще петельку шелковую. Народная песня.

В эту ночь я не спал и не раздевался. Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. Я чувствовал в себе великую перемену: волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором еще недавно был я погружен. С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия. Ночь прошла незаметно. Я хотел уже выйти из дому, как дверь моя отворилась и ко мне явился капрал с донесением, что наши казаки ночью выступили из крепости, взяв насильно с собою Юлая, и что около крепости разъезжают неведомые люди. Мысль, что Марья Ивановна не успеет выехать, ужаснула меня; я поспешно дал капралу несколько наставлений и тотчас бросился к коменданту.

Уж рассветало. Я летел по улице, как услышал, что зовут меня. Я остановился. «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня.— Иван Кузмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришел».— «Уехала ли Марья Ивановна?» — спросил я с сердечным трепетом. «Не успела,— отвечал Иван Игнатьич:— дорога в Оренбург отрезана; крепость окружена. Плохо, Петр Андреич!».

Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. Там уже толпились все жители крепости. Гарнизон стоял в ружье. Пушку туда перетащили накануне. Комендант расхаживал перед своим малочисленным строем. Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной. По степи, не в дальнем расстоянии от крепости, разъезжали человек двадцать верхами. Они, казалося, казаки, но между ими находились и башкирцы, которых легко можно было распознать по их рысьим шапкам и по колчанам. Комендант обошел свое войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!» Солдаты громко изъявили усердие. Швабрин стоял подле меня и пристально глядел на неприятеля. Люди, разъезжающие в степи, заметя движение в крепости, съехались в кучку и стали между собою толковать. Комендант велел Ивану Игнатьичу навести пушку на их толпу, и сам приставил фитиль. Ядро зажужжало и пролетело над ними, не сделав никакого вреда. Наездники, рассеясь, тотчас ускакали из виду, и степь опустела.

Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, не хотевшая отстать от нее. «Ну, что?— сказала комендантша.— Каково идет баталья? Где же неприятель?» — «Неприятель недалече,— отвечал Иван Кузмич.— Бог даст, всё будет ладно. Что, Маша, страшно тебе?» — «Нет, папенька,— отвечала Марья Ивановна;— дома одной страшнее». Тут она взглянула на меня и с усилием улыбнулась. Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из ее рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты.

Литература
    Глава I. Сержант гвардии

1. Глава называется «Сержант гвардии». О ком рассказывается в этой главе? Какова была семья Гринева? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец?

2. Как характеризует Гринева и Сявельича случай с Зуриным?

    Глава II. Вожатый

1. Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринева разговор с Савельпчем, каков характер Савельича?

Дорога, буран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем его иносказательность?

1) какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели? какое зло причиняли людям осколки волшебного зеркала?

2) почему герду не задевает осколок зеркала?

3) кай еще почти ничего не знает о снежной королеве: добра она или зла, каков ее характер, но он уже говорит: “я посажу ее на теплую печку, и она растает”. как эти слова характеризуют кая?

4) почему так испугалась герда, когда кай сорвал две розы и бросил их? что сделал кай, заметив ее испуг?

5) а кто по-настоящему красив в сказке?

6) могла ли герда смириться с тем, что мальчик исчез? почему?

7) чем готова пожертвовать герда ради кая?

Лотман. Идейная структура «Капитанской дочки»

Повесть «Капитанская дочка» по праву можно назвать вершиной творчества А.С. Пушкина. Историческая повесть поначалу задумывалась автором как документальное произведение. Но вскоре он понял, что хочет рассказать гораздо больше, чем просто хронологию событий. По сюжету молодой офицер попал на службу в Белогорскую крепость, где полюбил дочку коменданта Марию. В это время в стране вспыхивает пугачевщина.

Любовь Гринева к Маше делает его готовым на подвиги ради девушки. Влюбленный Гринев в короткий срок становится взрослее, а его характер тверже. Ранее Гринев был высокомерен со слугами и мог проиграть большие суммы денег в карты, но к концу произведения не остается сомнений в его мужестве и благородстве. Моральные принципы Петра не позволяют ему дать Машу в обиду, и он идет на конфликт со Швабриным, и отказывается служить Пугачеву. Благодаря прекрасному чувству Гринев самоотверженно борется за свое достоинство, за честь своей дамы, за мир в стране. Выполняя свой долг, защищая любимую, Петр попал в двоякую ситуацию, и стал предателем в глазах императрицы. Однако он не является предателем своих высоких принципов, за что был вознагражден.

Положительные качества Гринева в повести резко контрастируют с характером Швабрина так и не сумевшего выдержать моральные испытания, выпавшие на его долю. Швабрин показан совершенно бездуховным, подлым человеком, за которого Маша не выйдет замуж даже под страхом голодной смерти.

У робкой и беззащитной Марии Мироновой, из-за которой разворачиваются конфликты, на фоне влюбленности обнаруживается внутренняя сила. Возможно, Маша даже превосходит Петра по силе моральных качеств. Именно она является самым ярким подтверждением эпиграфа «Береги честь смолоду». На долю Маши выпали тяжелые испытания, но она смогла с достоинством пережить их, ни разу не покривив душой. Иной вариант развития событий Маша просто не могла и представить. Чистота и искренность Марии покоряет не только сердца мужчин, сама императрица Екатерина была впечатлена нравственными качествами девушки. Не каждая в столь юном возрасте осмелилась бы просить помощи у императрицы. Петр был помилован благодаря беззаветной любви и решимости Маши.

Главной сутью произведения «Капитанская дочка» можно с уверенностью назвать сохранение чести и правильный нравственный выбор в трудных условиях. Любовная тематика повести помогает в полной мере раскрыть саму суть — убеждения и верность главных героев не дают им поддаться искушениям и поступить неправильно.

  • Таблица Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева

    В произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» имеются два разных героя, с разными характерами, и жизненными целями. Подробно рассмотрим ниже, в чем заключается схожесть и различность Швабрина и Гринева

  • Фонвизин

    Денис Иванович Фонвизин – русский литератор, творчеством своим занимался во времена екатерининской эпохи. Его литературная деятельность началась с перевода басен датского поэта Гольберга

  • Сочинение по картине Рафаэля Сикстинская Мадонна

    Эта картина была написана для святой церкви, в основу был положен библейский сюжет. По своим размерам она огромная, почти три метра в длину и два метра в ширину.

  • Абадонна в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Абадонна появился тут же из стены. Это был худой и очень бледный человек в темных очках. Маргарита при его появлении почувствовала что-то жуткое, что даже вскрикнула и уткнулась лицом в ногу Воланда

  • Характеристика и образ Дуни в повести Станционный смотритель Пушкина сочинение

    Неоднократно в литературе освещалась тема притчи о блудном сыне, но Пушкин приходит к тому, чтобы образ сына сменить на женский – на Авдотью Самсоновну Вырину, или просто – Дуню.

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

В самом начале ХХ века один често­лю­би­вый лите­ра­тор, при­е­хав­ший в Петер­бург из про­вин­ции и воз­меч­тав­ший попасть в петер­бург­ское рели­ги­озно-фило­соф­ское обще­ство, при­нес свои сочи­не­ния на суд Зина­иды Гип­пиус. Дека­дент­ская ведьма ото­зва­лась о его опу­сах невы­соко. «Читайте «Капи­тан­скую дочку», — было ее настав­ле­ние. От этого напут­ствия Михаил При­швин — а моло­дым писа­те­лем был он — отмах­нулся, ибо счел для себя оскор­би­тель­ным, но чет­верть века спу­стя, мно­гое пере­жив, запи­сал в днев­нике: «Моя родина не Елец, где я родился, не Петер­бург, где я нала­дился жить, то и дру­гое для меня теперь архео­ло­гия… моя родина, непре­взой­ден­ная в про­стой кра­соте, в соче­тав­шейся с ней доб­роте и муд­ро­сти, — моя родина — это повесть Пуш­кина «Капи­тан­ская дочка».

И в самом деле — вот пора­зи­тель­ное про­из­ве­де­ние, кото­рое при­знали все и нико­гда не пыта­лись сбро­сить с корабля совре­мен­но­сти. Ни в мет­ро­по­лии, ни в эми­гра­ции, ни при каких поли­ти­че­ских режи­мах и власт­ных настро­е­ниях. В совет­ской школе эту повесть про­хо­дили в седь­мом классе. Как сей­час помню сочи­не­ние на тему «Срав­ни­тель­ная харак­те­ри­стика Шваб­рина и Гри­нева». Шваб­рин — вопло­ще­ние инди­ви­ду­а­лизма, кле­веты, под­ло­сти, зла, Гри­нев — бла­го­род­ство, доб­рота, честь. Добро и зло всту­пают в схватку и в конеч­ном итоге побеж­дает добро. Каза­лось бы, все очень про­сто в этом кон­фликте, линейно — ан нет. «Капи­тан­ская дочка» — про­из­ве­де­ние очень непростое.

Во-пер­вых, этой пове­сти пред­ше­ство­вала, как известно, «Исто­рия Пуга­чев­ского бунта», по отно­ше­нию к кото­рой «Капи­тан­ская дочка» — фор­мально сво­его рода худо­же­ствен­ное при­ло­же­ние, а в сущ­но­сти, пре­лом­ле­ние, пре­об­ра­же­ние исто­ри­че­ских взгля­дов автора, в том числе на лич­ность Пуга­чева, что очень точно заме­тила Цве­та­ева в эссе «Мой Пуш­кин». Да и вообще неслу­чайно Пуш­кин опуб­ли­ко­вал повесть в «Совре­мен­нике» не под своим име­нем, но в жанре семей­ных запи­сок, якобы достав­шихся изда­телю от одного из потом­ков Гри­нева, а от себя дал лишь назва­ние и эпи­графы к гла­вам. А во-вто­рых, у «Капи­тан­ской дочки» есть дру­гой пред­ше­ствен­ник и спут­ник — неокон­чен­ный роман «Дуб­ров­ский», и два этих про­из­ве­де­ния свя­зы­вают очень при­хот­ли­вые вза­и­мо­от­но­ше­ния. К кому ближе Вла­ди­мир Дуб­ров­ский — к Гри­неву или к Шваб­рину? Нрав­ственно — конечно к пер­вому. А исто­ри­че­ски? Дуб­ров­ский и Шваб­рин оба — измен­ники дво­рян­ству, пусть и по раз­ным при­чи­нам, и оба дурно закан­чи­вают. Быть может, именно в этом пара­док­саль­ном сход­стве и можно найти объ­яс­не­ние тому, почему Пуш­кин отка­зался от даль­ней­шей работы над «Дуб­ров­ским» и из не до конца очер­чен­ного, несколько смут­ного, печаль­ного образа глав­ного героя воз­никла пара Гри­нев и Шваб­рин, где у каж­дого внеш­нее соот­вет­ствует внут­рен­нему и оба полу­чают по делам своим, как в нра­во­учи­тель­ной сказке.

«Капи­тан­ская дочка», соб­ственно, и напи­сана по ска­зоч­ным зако­нам. Герой ведет себя щедро и бла­го­родно по отно­ше­нию к слу­чай­ным и необя­за­тель­ным, каза­лось бы, людям — офи­церу, кото­рый, поль­зу­ясь его неопыт­но­стью, обыг­ры­вает его в бильярд, пла­тит сто руб­лей про­иг­рыша, слу­чай­ного про­хо­жего, кото­рый вывел его на дорогу, уго­щает вод­кой и дарит ему заячий тулуп, и за это позд­нее они отпла­чи­вают ему вели­ким доб­ром. Так Иван-царе­вич бес­ко­рыстно спа­сает щуку или гор­лицу, а они за это помо­гают ему одо­леть Кащея. Дядька же Гри­нева Саве­льич (в сказке это был бы «серый волк» или «конек-гор­бу­нок») при несо­мнен­ной теп­лоте и оба­я­нии этого образа сюжетно выгля­дит как помеха гри­нев­ской ска­зоч­ной пра­виль­но­сти: он про­тив того, чтобы «дитя» пла­тило кар­точ­ный долг и награж­дало Пуга­чева, из-за него Гри­нева ранят на дуэли, из-за него он попа­дает в плен к сол­да­там само­званца, когда едет выру­чать Машу Миро­нову. Но в то же время Саве­льич засту­па­ется за барина перед Пуга­че­вым и подает ему реестр раз­граб­лен­ных вещей, бла­го­даря чему Гри­нев полу­чает в каче­стве ком­пен­са­ции лошадь, на кото­рой совер­шает выезды из оса­жден­ного Оренбурга.

Оксман Ю.: Пушкин в работе над «Капитанской дочкой»

Уже во время Болдинской осени 1830 года А.С. Пушкин начал создавать прозаические произведения («Повести Белкина»), а также задумал историческую повесть о печально известной крестьянской войне под руководством Пугачёва. Главный герой повести, от чьего имени ведётся рассказ – помещик Пётр Гринёв, сумевший не поддаться соблазну перейти на сторону бунтовщиков.

Андрей Петрович Гринев – отец Петра Андреича, премьер-майор в отставке.

Иван Иванович Зурин – офицер, с которым Гринев познакомился в трактире в Симбирске.

Алексей Иваныч Швабрин – офицер, с которым Гринев познакомился в Белогорской крепости; примкнул к мятежникам Пугачева, давал показания против Гринева.

Миронов Иван Кузьмич – капитан, отец Маши, комендант в Белогорской крепости.

Миронова Василиса Егоровна – жена капитана Миронова, мать Маши, женщина властная и отважная.

В 1772 году 16-летний Пётр Гринёв дворянского происхождения отбывает из отчего дома со своим слугой Савельичем для прохождения военной службы в Оренбурге. Из-за ненастной погоды герои сбиваются с пути, но им помогает бродяга. В благодарность Гринёв жалует ему тулуп из зайчьих шкурок.

Далее Гринёв служит в Белгородской крепости под началом капитана Миронова и влюбляется в его дочку Марью. Родители противятся браку ещё совсем юного Пети. В 1773 году вспыхивает Пугачёвское восстание. Шайка крестьян захватывает крепость, и родители Марьи погибают. Гринёва хотят казнить, но Пугачёв узнаёт в нём юношу, который год назад подарил ему тулуп. Он оказывается тем самым бродягой. За доброе отношение разбойник отпускает Петра из-под стражи.

Но беда всё ещё грозит оставшейся сиротой Марье. Она пленница в собственном доме, и на ней против её воли желает жениться предатель Швабрин. Гринёв решается обратиться к лидеру восставших крестьян лично, и тот помогает ему выручить девушку из рук негодяя.

Бои продолжаются. Несмотря на отчаянное сопротивление, армия одерживает над восставшими победу, Пугачёва бросают в тюрьму. Гринёва тоже арестовывают из-за доноса Швабрина, завистливого поклонника Марьи Мироновой. Героя обвиняют в «дружбе» с Пугачёвым, ему грозит ссылка. Капитанская дочка Марья спешит выручить любимого из беды. Она просит за него у императрицы. Гринёва отпускают, а Пугачёва публично казнят.

Белогорская крепость оказывается простой деревушкой, огороженной забором с единственной пушкой. Гриневу останавливают у дома, в передней его приглашают внутрь без доклада. Комната убрана просто, на стенах – лубочные картинки. Гринев видит старушку в телогрейке и с платком на голове, которая разматывает нитки. Помогает ей в этом кривой старичок. Коменданта крепости, Ивана Кузмича, дома нет. Кривой старичок допытывается, из какого полка Гринев попал в эту глушь, и предполагает, что его разжаловали. Старушка вступается за гостя, говоря, что Алексей Иваныч Швабрин оказался в крепости за смертоубийство, и пятый год исправно служит. Разочарованный простым сельским бытом Гринев ложится спать без ужина. Наутро он знакомится с офицером Швабриным, который обращается к нему по-французски, как к столичному. Он был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. На улице Гринев видит коменданта, тот проводит учения двадцати стареньким инвалидам. За обедом Гринев знакомится с капитанской дочкой Машей, девушкой лет осьмнадцати, круглолицей, румяной, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. Швабрин описывал ее дурочкой, поэтому Гриневу она поначалу не нравится. Комендантша сетует, что Маша – небогатая невеста на выданье. Заходит речь о возможном нападении башкирцев, которое комендант отрицает.

Главные персонажи:

  • Пётр Гринёв – главный герой повести, вспоминающий события своей жизни до женитьбы. Честный человек, поборол соблазн поддержать Пугачёва. Автор стихотворения-мадригала.
  • Маша Миронова – дочь коменданта Белогорской крепости. Возлюбленная Гринёва, позже его жена. Сумела встретиться с императрицей и убедить её в невиновности Петруши.
  • Алексей Швабрин – противник Петра Гринёва. Коварный, лживый, вероломный, подлый и жестокий. Прирождённый предатель.
  • Пугачёв – предводитель мятежных казаков. Самозванец, называющий себя императором Петром Фёдоровичем.

Анализ романа «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин)

  • Архип Савельич – дядька (то есть наставник) Гринёва. Именно Савельич спас Петрушу от виселицы, напомнив Пугачёву о случае с заячьим тулупом.
  • Капитан Миронов – комендант Белогорской крепости. Был ранен в бою с мятежниками, за отказ признать Пугачёва императором казнён.
  • Зурин – хитроумный вояка, сумел обыграть Гринёва в бильярд, а также споить наивного юношу.

Был бы гвардии он завтра ж капитан. — Того не надобно: пусть в армии послужит. Изрядно сказано! Пускай его потужит… ………… Да кто его отец? Княжнин 2

Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, добрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. Старинная песня 11

Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. Солдатская песня Старинные люди, мой батюшка. Недоросль 17

Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова. Песня народная Буде лучше меня найдешь, позабудешь, Если хуже меня найдешь, воспомянешъ! То же 28

Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати. Песня 29

Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Еще петельку шелковую. Народная песня 35

17-летний дворянин Петр Гринев по воле строгого отца отправляется служить офицером в маленькую Белогорскую крепость под Оренбургом. По дороге они со слугой попадают в сильную метель, их спасает лишь случайный попутчик — мужик, которому Гринев в благодарность дарит заячий тулуп.

В крепости Гринев влюбляется в Машу — дочь своего командира, капитана Миронова. Из-за Маши у Петра происходит конфликт с другим офицером — Алексеем Швабриным, они дерутся на дуэли. Гринев получает рану, Маша ухаживает за ним, они влюбляются друг в друга и хотят пожениться.

А рядом разгорается народное восстание под предводительством Емельяна Пугачева, провозгласившего себя царем. Пугачевцы захватывают Белогорскую крепость и казнят отказавшихся присягнуть самозванцу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *