Наследования по законам 12 таблиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наследования по законам 12 таблиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В Древнем Риме порядок наследования по закону основывался на агнатическом родстве. Завещание, хотя и возможное для составления, оформлялось редко. Законы XII таблиц определили порядок наследования следующим образом: «Si intestate moritur moritur cui sum heres nee ascit, agnatus proximus familiam habeto. Si agnatus nee escit, gentilies familiam habendo» – «Если кто-либо умрет без завещания и при отсутствии наследников разряда sui, пусть примет наследство ближайший агнат. Если нет и агнатов, наследство достается членам рода» (Законы XII таблиц, 5-я таблица).

Таким образом, наследование по закону осуществлялось согласно степеням родства:

  • 1-я очередь наследования по закону – подвластные, жившие вместе с главой семьи, которые в момент его смерти из лиц, находящихся в «чужой» власти становились правоспособными лицами (дети, внуки от умерших детей и т.п.);
  • 2-я очередь (при отсутствии первой очереди) – ближайшие агнатские родственники;
  • 3-я очередь – члены одного с наследодателем рода (gentiles). Непринятие наследства самой первой из имеющихся очередью сразу делало наследство «лежачим» (при отказе от наследства 1-й очереди 2-я нс получала ничего).

Законы XII таблиц устанавливали три очереди наследования.

Преторское право изменило порядок наследования в связи с тем, что к концу республики римское общество переросло патриархальный агнатический уклад наследования. Потребовались новые существенные изменения в регулировании наследственных отношений. Возникшую проблему разрешила преторская фикция (bonorum possessio), согласно которой если претор призывал к наследованию лиц, не являвшихся наследниками по гражданскому праву, и предоставлял им право владения имуществом наследодателя, то они признавались наследниками.

В основном изменения по сравнению с цивильным правом заключались в следующем:

  • 1) претор установил, что в случае непринятия наследства ближайшим наследником по закону оно должно открываться следующему за ним по порядку;
  • 2) претор впервые придал значение при наследовании наряду с агнатическим родством и когнатическому, а также институту брака. В течение императорского времени законодательство все более расширяет значение когнатического родства при наследовании. Очередность наследования становится следующей:
  • 1-я очередь (unde liberi). В эту категорию входили дети наследодателя, как легитимные, так и приемные, а также отданные им в усыновление, если к моменту смерти наследодателя они были освобождены из-под власти усыновителя. Лица, освобожденные от власти главы семьи при его жизни, наследовали по правилам collatio bonorum emancipati (эмансипированные дети обязаны были при наследовании вносить в наследственную массу все свое имущество, которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы);
  • 2-я очередь (unde legitimi). Если никто из 1-й очереди наследников не выразил свою волю наследовать, то следующими наследовали агнатические родственники наследодателя (unde legitimi);
  • 3-я очередь (unde cognati). Кровные родственники до шестой степени включительно в виде исключения и до седьмой степени родства наследовали после двух предыдущих очередей. Именно в этой очереди наследуют дети после матери и мать после детей. Таким образом, впервые в наследовании признается роль кровного родства, хотя агнатическое и остается предпочтительным;
  • 4-я очередь (unde vir et uxor). Переживший умершего супруг (муж после жены, жена после мужа) наследовал последним. Наследство становилось «лежачим» только при отсутствии или отказе от наследства всех очередей.

Преторская bonorum possessio, отражавшая в ходе своего развития постепенный распад старой земледельческой семьи и вытеснение агнатического родства родством когнатическим, построенным на кровной связи, была закреплена edictum perpetuum (п. 22).

Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наследников.

250. Unde liberi. Первый разряд unde liberi — все дети умершего и лица, приравнивавшиеся к детям. В этот разряд входили: sui, emancipati, т.е. эманципированные дети умершего, а также in adoptionem dati, т.е. дети, отданные им в усыновление, если к моменту смерти наследодателя они были освобождены от patria potestas усыновителя.

Таким образом, уже в этом разряде наряду с агнатами наследодателя наследуют его когнаты. Наследники, более близкие по степени родства, и здесь устраняли наследников дальнейших степеней родства. Внуки и другие нисходящие детей наследовали и здесь по праву представления.

Призвание к наследованию эманципированных детей вызвало к жизни ряд специальных положений: эманципированные дети обязаны были при наследовании вносить в наследственную массу все свое имущество (collatio bonorum emancipati), которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы. Таким способом устранялась несправедливость, которую создавало бы уравнение в наследственных правах эманципированных детей, обладателей собственного имущества, с неэман-ципированными, весь продукт труда и все приобретения которых поступали при жизни paterfamilias в состав имущества последнего, т.е. в состав наследственной массы.

В то же время призвание к наследованию эманципированных сыновей ухудшало положение детей этих сыновей, остававшихся in patria potestate деда: пока эманципированные не наследовали, внуки наследодателя были его sui heredas, теперь их устранял от наследования их отец как более близкий родственник paterfamilias. Между тем труд внуков также содействовал образованию имущества умершего. Ввиду этого Юлиан при пересмотре эдикта включил туда новое постановление — nova clausula luliani или edictum de coniungendis cum emancipato liberis, в силу которого эманципи-рованный сын обязан был разделить свою наследственную долю пополам со своими детьми.

251. Unde legitimi. Второй разряд, unde legitimi, призывался к наследованию при отсутствии лиц, принадлежавших к первому разряду, а также в случаях, когда никто из этих лиц не испросил bonorum possessio в установленный срок. В этих последних случаях преторское право в отступление от цивильного права допускало successio ordinum. В разряд unde legitimi входили legitimi heredes, т.е. sui и agnati proximi, причем sui призывались таким образом во второй раз, но уже без эманципированных детей, что и могло послужить побудительным мотивом для принятия ими наследства, в которое sui не пожелали вступить в качестве bonorum possessor’oB первого разряда. Если у наследодателя не было sui heredes, наследство переходило к одним агнатам.

252. Unde cognati. Третий разряд, unde cognati, обнимал кровных родственников умершего по порядку степеней до шестой степени включительно (из седьмой только sobrino и sobrina nati, т.е.

дети троюродных братьев и сестер). Вследствие кровного родства sui призываются в этом разряде в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati (даже состоя in patria potestate усыновителя); боковые когнаты наследуют без ограничения прав женщин. Ближайшая степень родства устраняет дальнейшую, родственники одной степени делят наследство поровну.

Законы 12 таблиц римское право, кратко характеристика

254. Императорское законодательство о наследовании до новелл Юстиниана. Законодательство периода империи продолжало тенденции преторского права: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Ряд senatusconsulta превратил в цивильное наследование предоставляющееся ранее претором bonorum possessio матери после детей и детей после матери. Затем были расширены права детей на наследование после родственников с материнской стороны. Все эти наслоения на старые постановления, внося в наследственное право некоторые новые тенденции, соответствовавшие интересам развивавшегося оборота, в то же время чрезвычайно усложняли и запутывали его.

255. Наследование по новеллам Юстиниана. Новеллой 118 (543 г.) и несколько изменившей ее новеллой 127 (548 г.) Юстиниан упростил систему наследования по закону, построив его исключительно на когнатическом родстве.

По системе Юстиниана к наследованию призываются четыре разряда наследников.

(1) Первый разряд составляют нисходящие умершего: сыновья и дочери, внуки от ранее умерших детей и т.д. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собой.

(2) Второй разряд, призываемый к наследованию при отсутствии первого, состоит из ближайших по степени восходящих родственников умершего (отец, мать, дед, бабка), а также его полнородных братьев и сестер и детей ранее умерших полнородных братьев и сестер.

Наследники этого разряда делят наследство поровну, однако дети ранее умерших братьев и сестер получают долю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то наследство делится in lineas, одна половина идет восходящим с отцовской стороны, другая — восходящим с материнской стороны.

(3) Третий разряд, призываемый к наследованию при отсутствии двух первых, — это неполнородные братья и сестры, т.е. происходящие от одного с умершим отца, но от разных матерей или от одной матери, но от разных отцов, а также дети неполнородных братьев и сестер, получающие долю, которая причиталась бы их родителю.

(4) Если нет никого из перечисленных родных, наследство получают остальные боковые родственники по порядку близости степеней без всякого ограничения ad infinitum. Ближайшая степень устраняет дальнейшую; все призванные делят наследство in capita.

О наследовании супругов новеллы не упоминают. Предполагают, что оно продолжало регулироваться нормами преторского права. При введенной Юстинианом системе это означало, что переживший супруг наследовал только при отсутствии, каких бы то ни было, даже самых отдаленных боковых родственников. Но для неимущей вдовы (uxor indotata) Юстиниан установил правило: вдова, не имевшая ни dos, ни parapherna, наследовала одновременно с любым из наследников, получая 1/4 наследства и, во всяком случае, не более 100 фунтов золотом. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умершим, она получала причитающуюся ей долю в узуфрукте.

При отсутствии каких бы то ни было наследников имущество умершего признавалось выморочным. Выморочное имущество поступало к фиску, а иногда к монастырям, церквам и т.п.

Ученые полагают, что источники законов 12 таблиц — документы афинского права. Именно ими децемвиры руководствовались при их написании. В греческие колонии, находившиеся на юге Италии, было направлено посольство из Рима. Апий, старший из десяти мужей, закончив кодификацию, будто бы сказал, что они должны служить на благо и процветание государства. Такова краткая история создания законов 12 таблиц.

Свое название они получили не случайно. Именно на 12-ти деревянных досках был вбит их текст. Перед зданием Сената на Форуме были выставлены законы 12 таблиц. древности немыслимо без них. Законы сразу же начали изучать в школе. Сегодня оригинал их утрачен, видимо, навсегда. Когда на территорию Древнего Рима вторглись галлы, доски были разрушены. До наших дней дошли лишь фрагменты высказываний юристов, писателей, ученых, политических деятелей того времени.

Согласно законам 12 таблиц, плебеи имели формальное равенство в судах с патрициями. Кроме того, они получили также и определенные политические права. Для плебеев это была большая победа, поскольку произвольные толкования существовавших обычаев ограничивало появившееся писаное право. Оно стало правовой основой Древнего Рима. Законы 12 таблиц охраняли плебеев от беззаконий и произвола, творимых патрицианскими магистратами и судьями. В 304 году до н. э. Сенат постановил, что при разбирательстве уголовных и гражданских судебных дел должностные лица должны руководствоваться писаным законом. Шаткие предания отныне не являлись авторитетом.

В памятнике закреплялся так называемый — при совершении преступления наказание следовало как равное за равное. Это также говорило о закреплении пережитков родового строя. Присяге придавалось очень большое значение. Если кто-то лжесвидетельствовал, его сталкивали с Тарпейской скалы.

Защита равенства граждан

Следует сказать несколько подробнее и о защите равенства граждан, описывая законы 12 таблиц. Общая характеристика их в этом отношении следующая: они охраняли достоинство, честь и права граждан, а также формальное равенство их. Особыми привилегиями наделять того или иного из них запрещалось. Закон в целях сохранения между гражданами равенства ограничивал допустимые расходы на погребение, а также продолжительность траура.

Тот, кто сочинил песню, где содержалась бы клевета на какого-либо гражданина Рима, мог быть приговорен к смерти. Однако казнь нельзя было осуществить без особой на то санкции центуриатной комиции. Закон охранял справедливость. Уличенный кем-то в подкупе судья должен был быть казнен.

Наконец, в качестве пережитка древности нужно рассматривать решения, которые принимались на народных собраниях. Для всех они обладали обязательной силой. Следовательно, римский народ теоретически (кроме рабов, чужаков и вольноотпущенников) был верховным собственником всей территории государства. Суверенная власть принадлежала исключительно ему. Всякий гражданин, предавший свою родину, тем самым совершал измену. А если он выдавал своего соотечественника врагу, ему грозила за это

Характеристика законов 12 таблиц была бы неполной, если бы мы не отметили представления о религии римлян, которые они отразили. Связь с ними усматривается в том, что понтифики, блюстители культов в то время выступали также толкователями обычаев. Они являлись первыми знатоками права. Свод законов 12 таблиц гласил, что преступлением считается пренебрежение обрядами, предусмотренными религией. Формальным моментам при этом придавалось очень большое значение. Квириты, то есть мужчины-патриции, которые могли носить оружие, имели явный приоритет.

В законах был указан перечень самых тяжелых преступлений. Это злостная клевета, взяточничество судей, лжесвидетельство (особо опасное), а также истребление урожая и поджог. При этом в законе был разрешен выкуп по соглашению, который мог заменить расправу. Однако это касалось лишь совершивших преступление свободных граждан. Как правило, раб всегда отвечал за содеянное своей жизнью. Гражданин Рима, кроме того, мог быть приговорен к смертной казни лишь после решения, вынесенного центуриатными комициями. В качестве отягчающего обстоятельства выступал умысел.

Дошедшие до нас отрывки Законов XII таблиц содержат сравнительно небольшой перечень уголовно-наказуемых деяний. Римское право относило к ним такие правонарушения, которые задевали не столько частный интерес, сколько публичный, т.е.наносили вред всему государству.

Высшие магистраты римской республики обладали правом широкого усмотрения в определении того, что следовало считать наносящим государству и, следовательно, преступным. Они руководствовались в этом отношении обычным правом и исторической традицией, но могли решать вопрос об уголовной ответственности и по собственному усмотрению.

Государственные преступления, такие, как измена, призыв врага или оказание ему помощи, равно как и наиболее тяжкие воинские преступления, с древнейших времен истории Рима каралось смертной казнью.(табл. IX,5)

Все прочие преступления рассматриваются в качестве деяний, наносящих вред отдельному гражданину Рима. Однако рассмотрение правонарушений с точки зрения жестокости наказания и современного уголовного права позволяет отнести к этой категории следующие преступления, карающиеся по Законам XII таблиц.

1. Кража, при поимке с поличным, наказывалась телесным наказанием и последующей выдачей потерпевшему для свободных, – телесным наказанием и казнью для рабов, для несовершеннолетних – телесным наказанием или простым возмещением убытков).

При этом совершение кражи в ночное время могло повлечь за собой убийство преступника на месте, при этом убивший освобождался от ответственности, однако, в случае, если совершающий кражу в дневное время защищается с оружием в руках, убийство его могло вызывать неприятные последствия для убийцы, ибо законы XII таблиц повелевали созывать народ для задержания преступника (VIII.12.).

Вместе с тем, если вор не был пойман с поличным, на него лишь налагался штраф в двойном размере стоимости украденной вещи. (VIII.16.; VIII.18a.)

Потрава поля, преднамеренный поджог – карались смертью. (VIII.9.10.)

Лжесвидетельствование – каралось смертной казнью (уличенный сбрасывался с Тарпейской скалы).

Хранение краденой вещи – штраф в размере тройной суммы стоимости вещи (VIII.15а.)

Убийство, очевидно, также наказывалось смертной казнью, как это видно из текстов поздних римских авторов: «VIII.24б. По XII таблицам за тайное истребление урожая (назначалась) смертная казнь, более тяжкая, чем за убийство человека».

Коррупция. Уличенные в мздоимстве судьи и посредники подлежали смертной казни.

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

1 Наследства умерших без завещания принадлежат, по закону 12 таблиц, во-первых «своим» (ближайшим) наследникам.

2 «Своими» же наследниками считаются те дети, которые состояли под властью наследодателя (до самой его смерти), как например сын или дочь, внук и внучка от сына, правнук и правнучка, рожденный или рожденная от ближайшего, нисходящего агната по мужскому колену (сына, внука), и без-различно, естественные ли они дети или усыновленные (приемные). Но внук или внучка, правнук или правнучка тогда только включались в число «своих» наследников, ежели предшествующее лицо перестанет быть во власти (агнат-ского) восходящего, все равно, случится ли это вследствие смерти или по другой причине, как например вследствие освобождения из-под родитель-ской власти. Поэтому, если сын будет во власти отца во время смерти по-следнего, то внук от него не может быть «своим» наследником. То же самое относится и ко.всем дальнейшим нисходящим.

3 Точно также жена, которая находится под супружеской властью того, кто умирает, является ближайшею наследницею, потому что она занимает место дочери; равным образом и невестка, которая остается во власти сына, (считается ближайшею наследницею), так как она занимает место внучки; это будет иметь место в том только случае, если сын, во власти которого она остается, не будет уже находиться во власти отца в то же время, когда по-следний умирает. То же самое можно сказать и о той женщине, которая в си-лу брака остается во власти внука, так как она занимает место правнучки.

Законы XII таблиц устанавливали три очереди наследования.

Первоочередными наследниками являлись непосредственные подвластные наследодателя (дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего).

[2]

Если после наследодателя не оставалось «необходимых наследников», к наследству призывался ближайший агнатский родственник умершего. Он мог не принимать наследство, в таком случае наследуемое имущество становилось выморочным, преемство правомочий наследника не допускалось.

На другой чаше весов должна находится отчуждаемая вещь или часть ее. И только после этой процедуры право кви- ритской собственности на вещь от продавца переходило к покупателю.
Слиток меди говорит о том, что договоры купли-продажи, дарения, мены римляне знали еще до хождения в обществе денег. Медь была мерой стоимости. Свидетелей подбирали помоложе, чтобы они могли надолго запомнить самый факт сделки и ее условия, также при необходимости выступить в суде свидетелями виденного и слышанного.
Если вещь res mancipi приобретена без манципации, хотя за нее и заплачены деньги, то право собственности оставалось у продавца. Последний мог всегда, ссылаясь на свое квиритское право собственности, востребовать вещь обратно. И в данной ситуации на помощь приходил претор, о чем будет сказано ниже.
Борьба за землю между плебеями и патрициями не прекращалась. Она завершилась принятием закона Лициния-Секстия (367 г. до н.э.), по которому плебеи получили право на италийскую землю. Вместе с тем был введен максимум землевладения для частного лица в 500 югеров (125 га).
Законы XII таблиц ввели понятие сервитута- права на чужую вещь. Собственники земельных участков вынуждены были терпеть прогон через участок соседского скота на водопой, свисающие ветви соседских деревьев и пр.

http://lawbook.online/istoriya-prava/zakonyi-xii-tablits-33720.html

Первоочередными наследниками являлись непосредственные подвластные наследодателя (дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего). Они получали наследство независимо от воли принять его, т.е. являлись «необходимыми наследниками».

Если после наследодателя не оставалось «необходимых наследников», к наследству призывался ближайший агнатский родственник умершего. Он мог не принимать наследство, в таком случае наследуемое имущество становилось выморочным, преемство правомочий наследника не допускалось.

Только если совсем не оставалось агнатских родственников, к наследованию призывались члены одного с ним рода, т.е. когнатские родственники (являвшиеся лишь наследниками третьей очереди).

По мере разложения патриархальной семьи система наследования на основании агнатского родства теряла свою актуальность и значимость.

Преторский эдикт в первую очередь наследников поставил детей наследодателя, в их число были также включены эмансипированные дети умершего.

Вторую очередь составили агнатские родственники наследодателя.

Третью очередь образовали кровные (когнатские) родственники наследодателя, вплоть до шестого колена.

Лишь в четвертой очереди наследования стоял супруг.

Если наследники первой очереди не принимали наследство, то оно открывалось для наследников второй очереди, а не становилось автоматически выморочным, как ранее.

Последнее изменение условий римского наследования по закону относится к Юстиниановому праву и содержится в новеллах Юстиниана.

Древнейшая известная нам римская система наследования по закону (ab intestatо) относится к эпохе Законов XII таблиц и исходит из приоритета агнатского родства принципа общности семейного имущества. Законодательно устанавливались три очереди наследования.

Первоочередными наследниками Законы XII таблиц призна­ют непосредственных подвластных наследодателя (прежде все­го дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего). Эти наслед­ники получали независимо от воли принять его, то есть явля­лись «необходимыми наследниками».

Если после наследодателя не оставалось «необходимых наследников», к наследству призывался ближайший агнатский родственник умершего. Он мог не принимать наследство, в та­ком случае наследуемое имущество становилось выморочным, преемство правомочий наследника не допускалось. Таким обра­зом действовал принцип однократности призвания к наследству.

Только если после наследодателя совсем не оставалось агнатских родственников, к наследованию призывались члены од­ного с ним рода (gentiles), то есть штатские родственники (яв­лявшиеся лишь наследниками третьей очереди).

По мере разложения патриархальной семьи система насле­дования на основании агнатского родства теряла свою актуаль­ность и значимость. Преторский эдикт придал большее значе­ние когнатскому родству.

В первую очередь наследников претор поставил детей насле­додателя (liberi), в отличие от норм Законов XII таблиц в их чис­ло были также включены эмансипированные дети умершего лица.

Вторую очередь наследников составили legitimi, то есть лица, имеющие право наследования после умершего по Законам XII таблиц (агнатские родственники наследодателя).

Третью очередь наследников образовали кровные (когнатские) родственники наследодателя, вплоть до шестого колена.

Лишь в четвертой очереди наследования стоял переживший наследодателя супруг.

Принцип однократности призвания к наследству утратил свою силу, то есть наследство могло открываться не один раз, иными словами, если наследники первой очереди не принимали наслед­ство, то оно открывалось для наследников второй очереди, а не становилось автоматически выморочным, как ранее. Постепенно преторское наследование вытеснило наследование, основанное на нормах Законов XII таблиц (цивильное наследование).

Последнее изменение условий римского наследования по закону относится к Юстиниановому праву и содержится в новел­лах Юстиниана. Им была установлена несколько обновленная очередность наследования по закону.

Первую очередь наследников составили нисходящие род­ственники наследодателя (сыновья и дочери, внуки и т.д.). Меж­ду нисходящими родственниками одной степени родства (напри­мер, между всеми сыновьями и дочерьми наследодателя) на­следство при наследовании по закону делилось поровну. К наследству в первоочередном порядке призывались нисходящие родственники более близкого к наследодателю родства (напри­мер, если у наследодателя были дети и они не отказывались от наследства, внуки к наследованию уже не призывались). Эти правила распространялись и при наследовании наследниками других очередей наследования.

Вторую очередь наследования в Юстиниановом праве со­ставляли восходящие родственники наследодателя (родители наследодателя, его бабушки, дедушки и т.д.).

[3]

Третью очередь наследования составляли братья и сестры наследодателя.

Четвертую очередь наследования образовывали все осталь­ные кровные (когнатские) родственники наследодателя (без уче­та степени родства).

Как и прежде, лишь в последнюю очередь к наследованию при­зывался переживший наследодателя супруг. Однако при этом пере­жившая мужа вдова получала право на необходимое наследование в размере одной четверти от наследства; если наследников было более трех, то наследственная доля вдовы равнялась их долям.

Наследственное право в Древнем Риме развивалось в со­ответствии с социально-экономическими реалиями. Так, в древнереспубликанский период наследование основывалось исклю­чительно на агнатском родстве. Когнатское родство получило признание только в преторском праве и окончательно восторже­ствовало лишь в императорском законодательстве. Изначаль­но когнатский родственник умершего мог быть его правопреем­ником в порядке наследования лишь при условии отсутствия конкуренции со стороны агнатских родственников наследодате­ля, в период принципата претор стал обеспечивать обладание правом на наследство новыми наследниками (по когнатскому Родству). Не имея полномочий на отмену норм цивильного пра­ва, претор лишь защищал владение наследуемым имуществом корнетскими наследниками, у которых вследствие этого факти­чески возникала бонитарная собственность на наследство.

  1. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.
  3. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
  4. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

Законы XII таблиц отражали уровень правового сознания древнеримской эпохи. Несмотря на сохранение некоторых пережитков патриархальных общин, плебеи получили формальное равенство с патрициями в судебных разбирательствах. Для любого гражданина при отстаивании своих прав, вне зависимости от родовой и классовой принадлежности, появилась возможность руководствоваться буквой закона, а не консервативными древними обычаями.

Справедливость стала высшим мерилом. Судье, уличённому в подкупе, полагалась смертная казнь. Аналогичным образом наказывали за лжесвидетельство и клевету. Новый свод правил аннулировал особые привилегии, в частности, для сохранения равенства ограничивались расходы на погребение знатных лиц. При этом браки между плебеями и патрициями оставались долгое время под запретом, и были разрешены лишь в 445 году до н.э.

Особое внимание в законах уделялось патриотическим аспектам. Предательство интересов Рима в любой форме строго осуждалось и грозило изменнику родины физической расправой.

Некоторые положения Законов XII таблиц кажутся, с точки зрения современности, странными и даже дикими. Так, в число правил, отличавшихся особой жестокостью входят:

  1. Младенцев с уродствами или увечьями разрешалось убивать при рождении.
  2. Был установлен возраст для вступления в брак: 12 лет для девушек и 14 – для юношей.
  3. Умерших запрещалось хоронить или сжигать на территории городских земель.
  4. Лица женского пола даже при достижении совершеннолетия должны были находиться под опекою. Исключение делалось только для жриц из уважения к их высокому статусу.
  5. Глава семейства обладал правом продавать сыновей.
  6. После вступления в брак дочь лишалась возможности наследовать имущество отца.
  7. С согласия родственников муж мог изгнать жену из дома, отдать в долговое рабство или лишить жизни.
  8. Приданое невесты становилось частью семейной собственности, которым она не могла распоряжаться после заключения брака.
  9. Судебное разбирательство не должно было длиться более одного дня, при этом запрещалось даже в случае болезни уклоняться от тяжб.
  10. Убийство вора, застигнутого в ночное время на месте преступления, расценивалось как правомерное действие.
  11. Злостных должников ожидала незавидная участь: их разрешалось прилюдно разрубать на части.
  12. Уничтожение чужого урожая считалось страшным грехом и наказывалось суровее, чем убийство человека.
  13. Смертная казнь грозила тем, кто умышленно пренебрегал межевыми знаками на земельном участке.
  14. Примечательно, что свободному гражданину, совершившему преступление, предоставлялась возможность откупиться, а рабы и чужеземцы отвечали за содеянное жизнью.

А как вы считаете, какие из римских законов были бы актуальны и в наше время?

  • Законы XII таблиц
  • Институции Гая
  • Дигесты Юстиниана
  • Varia
  • Арии
  • Славяне
  • Иудеи
  • Индейцы Америки
  • Даосизм
  • Древние Египтяне
  • Греки
  • От знаний к закону
  • Видео
  • Путь развития
  • Структура общества
  • Жизнь как она есть
  • Невероятное
  • Статьи, открытия
  • Закон Одного
  • Улыбнись

Брачно-семейное и наследственное право в законах ти таблиц. В семьях был патриархальный склад. В законах были 2 нормы фиксирующие право отца над жизнью и смертью своего сына, и его право продать своего сына в рабство. Нормы установлены ещё первым рисским царём Ромулом.

Отец мог признать или не признать законным сына. Ребёнок до 3 лет признанный уродом мог быть выброшен отцом.

Отец властвовал над сыном всю жизнь или до 3-ей продажи, но он не мог продавать женатого сына. Положение сына уподоблялось положению роба. С освобождением сын терял права наследника.

Правовое положение основных групп населения Древнего Рима по Законам XII таблиц

По текстам Законов XII таблиц студенту необходимо проследить сословную, социальную и экономическую дифференциацию римского архаического общества. Осо­бенно важно рассмотреть нормы, указывающие на ос­новное деление римского общества: на свободных и ра­бов. Следует охарактеризовать положение рабов (VII. 12; VIII. 3; 14; XII.

2), особо выделив категорию долговых рабов— «nexi» (III. 4—5; VI. 1), остановиться на основ­ных источниках рабства. При характеристике рабства в Законах XII таблиц следует учитывать, что в V в. до н. э. оно носило довольно патриархальный характер и поло­жение раба еще не столь сильно отличалось от положе­ния свободного, как это было в период классического Рабства во II—I вв.

до н. э. С одной стороны, увечье раба наказывалось штрафом в два раза меньшим, чем сво­бодного (VIII.3), за воровство раб также наказывался гораздо более сурово (VIII. 14). Это указывает на прини­женное положение рабов в обществе. С другой стороны, правонарушения рабов приравнивались к правонаруше­ниям подвластных сыновей (XII.

2Ь), да и в имуществен­ном отношении положение их мало чем отличалось. Как пишет греческий историк II в. н. э. Плутарх (Марций, 24), «к рабам тогда относились с большой снисходительнос­тью». Вообще переход от рабства к свободе и наоборот еще не был столь затруднителен, как в позднереспубли-канском Риме, после того как Закон Петелия 313 г. до н. э.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа.

В первом случае (confarreatio) брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем.

С течением времени именно браку sine manu было обеспеченно наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака все более захиревали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях.

В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление собственно монет в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксации обязательств как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом.

История римского частного права

Неисполнение обязанно­стей по отношению к своему клиенту сурово каралось Законами XII таблиц. Положение вольноотпущенника внешне уподоблялось положению клиента, однако со­циально и экономически вольноотпущенник гораздо больше зависел от своего патрона.

Однако сын, трижды проданный отцом, выходил из-под его власти и становился когна­том для кровных родственников. Поэтому фиктивная продажа использовалась для освобождения сына от власти отца.

Политическая, правовая и культурная ценность индивидуализма в истории человеческого общества оказывается непреходящей, единственно плодотворной в социальной перспективе. Внутренние качества римского права приобретают в этом отношении значение классического ориентира всякий раз, когда возникает общественная и юридическая потребность в правовом воплощении индивидуальной свободы гражданина.

Брачно-семейное и наследственное право в законах ти таблиц. В семьях был патриархальный склад. В законах были 2 нормы фиксирующие право отца над жизнью и смертью своего сына, и его право продать своего сына в рабство. Нормы установлены ещё первым рисским царём Ромулом.

Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа – res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.

Наследственное право. В римском праве существовало два способа наследования – наследование по закону и наследование по завещанию. После смерти домовладыки, имущество семьи переходило ближайшему агнату, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста.

К публичному праву относилась и норма, придающая высшую силу последнему закону из судебника, и календари судебных дней (фасты). Была так же норма, указывающая на регулирование римского ценза.

Но постепенно появилась тенденция к смягчению власти домовладыки. Также была сильной отцовская власть. Брачный возраст женщины составлял 12 лет, мужчины — 14, при этом должно быть получено согласие домовладыки и самих жениха и невесты. По цивильному праву брак могли заключать только граждане. С 445 г. до н.э. по Закону Канулея разрешен брак между патрициями и плебеями.

Он также позволил отцу продавать сына… и разрешил отцу обогащаться за счет сына вплоть до третьей его продажи… а после третьей продажи сын освобождался от отца». Таким образом, почти неограниченная власть над сыном сохранялась на протяжении всей жизни отца. Единственное ограниче­ние — это запрет продавать женатого сына.

В 8 табл. Находятся нормы о деликтах — правонарушения (уголовные): клевета, колдовство, членовредительство. Караемое либо по принципу Талиона, либо штрафом. Был так же институт Наксальной ответственности животного за ущерб нанесенный чужому имуществу. Ряд норм о воровстве и причинении имущественного ущерба. Здесь же есть номы о лжесвидетельстве злом умысле (обман)

Семейные отношения в законах XII Таблиц

  • Таблица I — «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право, судебный процесс).
  • Таблица II — «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).
  • Таблица III — «О займах и правах кредитора» (займ, кредит и кредитные ставки).
  • Таблица IV — «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей).
  • Таблица V — «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).
  • Таблица VI — «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).
  • Таблица VII—VIII — «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).
  • Таблица IX — публичное право (равных).
  • Таблица Х — погребальное (церемониальное) право.
  • Таблица XI — божественное право (религиозные обряды).
  • Таблица XII — брачное право (мужа).
  1. Обычное право
  2. Греческое право (помощь в составлении законов оказал даже грек Гермодор Эфесский)
  3. Юридическая практика
  4. Законодательство, существовавшее до этого (законы царей)
  5. Постановления народных собраний

1. Если вызывают [кого-нибудь] на судоговорение, пусть [вызванный] идет. Если [он] не идет, пусть [тот, кто вызвал] подтвердит [свой вызов] при свидетелях, а потом ведет его насильно.
2. Если [вызванный] измышляет отговорки [для неявки] или пытается скрыться, пусть [тот, кто его вызвал] наложит на него руку.
3. Если препятствием [для явки вызванного на судоговорение] будет его болезнь или старость, пусть [сделавший вызов] даст ему вьючное животное (jumentum). Повозки (arceram), если не захочет, представлять не обязан.
4. Пусть поручителем [на судоговорении] за живущего своим хозяйством будет [только] тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйственного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает.
6. На чем договорятся, о том пусть [истец] и просит [на судоговорении].
7. Если [тяжущиеся стороны] не приходят к соглашению, пусть [они] до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают [свое дело].
8. После полудня [магистрат] утвердит требование той стороны, которая присутствует [при судоговорении].
9. Если [на судоговорении] присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком [судоговорения].

1. (Гай, Институции, IV. 14: По искам в 1000 и более ассов взыскивался [в кассу понтификов] судебный залог [в сумме 500 ассов], по искам на меньшую сумму — 50 ассов, так было установлено законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, однако, тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге [за человека, свобода которого оспаривалась, всего лишь] в размере 50 ассов).
2. Если одна из таких причин, как … тяжкая болезнь или [совпадение дня судебного разбирательства] с днем, положенным для обвинения [кого-либо] в измене, [будет препятствовать] судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне [явиться на судебное разбирательство], то [таковое] должно быть перенесено на другой день.
3. Пусть [тяжущийся], которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома [не явившегося на разбирательство свидетеля ] и в течение трех дней во всеуслышание взывает [к нему].

18. Законы 12 таблиц. Общая характеристика.

1. (Цицерон, О государстве, II. 36. 36: [Децемвиры второго призыва], прибавив две таблицы лицеприятных законов, [между прочим] санкционировали самым бесчеловечным законом запрещение браков между плебеями и патрициями.)
2. (Макробий, Sat., I. 13. 21: Децемвиры, которые прибавили две таблицы, предлагали народу утвердить исправления календаря.)

1. (Гай, Институции, IV. 28: Законом был введен захват вещи в целях обеспечения долга, и по закону XII таблиц это было допущено против того, кто приобрел животное для принесения жертвы, не уплатил за него покупной цены, а также и против того, кто не представил вознаграждения за сданное ему в наем вьючное животное, с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жертвенный пир.)
2а. Если раб совершит кражу или причинит вред.
2б. (Гай, Институции, IV. 75. 76: Преступления, совершенные подвластными лицами или рабами, порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба предоставлялось или возместить стоимость причиненного вреда, или выдать головою виновного… [Эти] иски установлены или законами или эдиктом претора. К искам, установленным законами, [принадлежит], например, иск о воровстве, созданный законом XII таблиц.)
3. (Фест, De verb. Signif. 174: Если приносит [на судоговорение] поддельную вещь или отрицает [самый факт] судоговорения, пусть претор назначит трех посредников и по их решению пусть возместит ущерб в размере двойного дохода [от спорной вещи].)
4. (Гай, 3. D. XLIV, 6: Законом XII таблиц было запрещено жертвовать храмам ту вещь, которая является предметом судебного разбирательства; в противном случае мы подвергаем штрафу в размере двойной стоимости вещи, но нигде не выяснено, должен ли этот штраф уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь.)
5. (Ливии, VII. 17. 12: В XII таблицах имелось постановление о том, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона.

  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Контрольные работы
  • Рефераты
  • Решения задач
  • Решения казусов
  • Шпаргалки

Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры — процессу легисакционному (legis actio – совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом). Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая — ин юдицис. Первая стадия была строго формальной, вторая — характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в кассу понтификов в виде залога правоты (II.1.). Малейшее нарушение формальной стороны процесса рассматривалось как вмешательство богов и влекло за собой проигрыш дела. Проигрыш дела вел к проигрышу залога и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало. Необходимо также отметить, что любое судебное разбирательство должно было закончиться в тот же день: «I.9. Если (на судоговорении) присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком (судоговорения)».

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

В древнейший период безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с квиритскими обычаями и ритуалами, нашедшими свое отражение в Законах XII таблиц. Цивильное право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства. Оно применялось только к обладающим римским гражданством лицам и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина.

Римское право древнейшего периода отличалось строгостью, формализмом. Особое внимание было уделено урегулированию отношений, связанных с движением имущества и правом частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над объектом права.

Однако община долгое время сохраняла право верховного контроля за распоряжением землей и прочим хозяйственно важным имуществом, которое имело семейный характер.

К III в. до н.э. консервативное по своей сути цивильное право стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями развивающейся рабовладельческой системы. Однако, римляне не отменили действие Законов XII таблиц, дополнив законодательство более гибким преторским правом.

Законы 12 таблиц предусматривали наследование

Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через его главу. Типичной формой брака был брак с властью мужа. Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не был лицом sui iuris, т.е. имел самостоятельный семейный статус. Она полностью порывала со своими кровными родственниками (когнатами), подпадала под власть нового домовладыки и становилась связанной родственными отношениями с членами семьи мужа (агнатами). Муж или домовладыка имели над ней неограниченную власть, вплоть до предания смерти. Впрочем, наличие неограниченной власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и согласие самих врачующихся. Брачный возраст для жены был 12 лет, для мужа — 14 лет. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели Перегрины и латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, этот запрет нашел свое отражение в Законах XII таблиц, но в 445 г. до н.э. был отменен законом Канулея. Брак мог заключаться в нескольких формах, в том числе путем религиозного обряда, а также в виде фиктивной покупки жены (по типу манципации). Допускалось и установление брака в результате фактического совместного проживания мужа и жены в течение года. В этом случае власть мужа не возникала, если жена ежегодно отлучалась из дома мужа на три ночи в году.

Брак прекращался в случае смерти одного из супругов или утраты им правоспособности, а также в силу развода, который был в древнейший период редким явлением и допускался только по инициативе мужа в строго ограниченных случаях (прелюбодеяние жены или изгнание плода).

Для древнеримской семьи характерной была также сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни. Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца. Но потерпевший мог привлечь отца к имущественной ответственности в случае деликта, совершенного подвластным членом семьи.

Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов. Усыновление осуществлялось также путем троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабство, а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца. Древнейшее римское право знало также опеку, которая устанавливалась над малолетними и женщинами, не вышедшими замуж, а также попечительство над сумасшедшими и расточителями.

В римском праве архаического периода существовало два способа наследования имущества умершего домовладыки. По общему правилу оно переходило к детям умершего («подвластным») или к ближайшим агнатам. Только в случае отсутствия ближайших агнатов имущество передавалось сородичам умершего. Очень рано в Риме возникает и передача наследства по завещанию. Такое завещание утверждалось на народных собраниях. Законы XII таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми. В завещании наряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое получало право истребовать эту вещь у наследника.

Общая характеристика правового статуса депутата Государственной Думы
Слово «статус» переводится с латинского как «положение или состояние кого-либо (чего-либо)», поэтому термины «правовой статус» и «правовое положение» обычно употребляются как синонимы и используются для обозначения места субъекта правового общения. Наиболее о .

Законы XII таблиц закрепили патриархальную семью с неогра­ниченной властью главы семьи (paterfamilias). Известны две фор­мы брака: брак с наложением руки (cum manu) и брак без наложе­ния руки (sine manu). Браки с наложением руки означали переход женщины под власть мужа (если он обладал самостоятельным пра­вовым статусом), но фактически женщина оказывалась под влас­тью главы семьи, так как ее принимали в род мужа в качестве до­чери. В таком браке муж имел над женой абсолютную власть: с со­гласия родственников он мог ее продать, отдать в долговое рабство, изгнать из дома, предать смерти. Жена лишалась имущественных прав: ее приданое становилось семейной собственностью. Она лишалась прав на наследование имущества своего отца, но полу­чала права наследования в семье мужа. После смерти мужа жена приобретала почетный статус матроны (mater familias).

Брак без наложения руки заключался без формальных проце­дур на основании факта совместного проживания в течение одно­го года. По истечении года на основании давностного владения женщина переходила под власть мужа, вступала в его семью и за­нимала место дочери. Если женщина не хотела вступить во власть мужа, то она должна была ежегодно отлучаться из дома мужа три ночи подряд и тем самым прерывать годовое давностное владение. В таком браке жена признавалась самостоятельным лицом или оставалась подвластной прежнему домовладыке, а муж осуществ­лял опеку над женой. Она сохраняла права на приданое и другое имущество, муж им только управлял и был ответствен за потери. Имущество супругов считалось раздельным, поэтому они могли заключать между собой любые имущественные сделки (кроме да­рения).

Браки перегринов не имели юридических последствий по квиритскому праву.

Брак прекращался с результате смерти одного из супругов, утра­ты правоспособности или в случае развода. Инициатором развода в браке с наложением руки мог быть только муж при определенных условиях (прелюбодеяние жены или прерывание беременности). В этом случае жена изгонялась из дома. Брак без наложения руки мог быть расторгнут по инициативе любого из супругов без объяснения причин развода.

Одним из первых памятников римского права являются законы XII таблиц. Выше уже говорилось о том, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями стала выработка комиссией 10 (децемвиров) в 451–450 гг. до н.э. законов XII таблиц, которые получили свое название от того, что были начертаны на 12 деревянных досках – таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.

Законам XII таблиц присущи многие черты древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного права, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), сакральный характер (связь с религией).

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за «перст божий».

Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV–III вв. до н.э. законы XII таблиц стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *