1054 г. завещание ярослава мудрого
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1054 г. завещание ярослава мудрого». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
69
* Несколько видоизмененный вариант одноименной работы, предназначенной для сборника: Сословия, институты и государственная власть в России (средние века и раннее новое время): К 100-летию со дня рождения академика Л. В. Черепнина (в печати).
70
См, например: Пашуто 1965. С. 59–68; Черепнин 1972а. С. 353–408; он же 1972b. С. 126–251 (особенно с. 131–187); он же 1974. С. 23–50.
71
См. примеч. 2 в статье I.
72
Не говорим здесь о тех, кто сомневается в самом факте завещания Ярослава, — по крайней мере, в том виде, как оно сформулировано в летописи; см. об этом в статье III.
73
См. статью I.
74
ПСРЛ 1. Стб. 161; 2. Стб. 149–150. После слов «Всеволоду Переяславль» в Комиссионном списке «Новгородской I летописи» младшего извода (НПЛ. С. 182), в «Новгородской IV» и в «Софийской I» летописях (ПСРЛ 4/1. С. 117; 6/1. Стб. 181) и некоторых других читается: «а Игорю Володимерь». Это чтение отсутствует во всех главных списках «Повести временных лет», кроме Академического, в который заимствовано, очевидно, из новгородско-софийского летописания. По догадке А. А. Шахматова, упоминание о Волыни как уделе Игоря присутствовало в «Начальном своде» 1090-х гг., но было исключено в «Повести» из желания «дать отпор притязаниям Давыда Игоревича на Владимир» (.Шахматов 1916. С. XXV и 385. Примеч. к с. 204, стр. 18). Вряд ли, однако, это так, поскольку упоминание о Волыни Игоря сохранилось в резюмирующем сообщении под следующим, 6563 г. Скорее, текст общего архетипа всех сохранившихся списков «Повести» был дефектен, но из этого вовсе не следует заключать, будто упоминание об Игоре в статье 6562 г. было вставлено на основании статьи 6565 (1057) г., где его уделом названа Волынь, как думает Л. Мюллер (Nestorchr. S. 198. Anm. 5). Полагаем, в утраченном оригинале «Повести» такое упоминание в тексте «ряда» Ярослава имелось. Так или иначе, в том, что Игорь получил по завещанию отца именно Волынь, сомневаться не приходится.
75
Пресняков 1993. С. 42.
76
ПСРЛ 1. Стб. 163; 2. Стб. 151–152.
77
ПСРЛ 4/1. С. 118; 6/1. Стб. 182.
78
ПСРЛ 1. Стб. 166–167; 2. Стб. 155–156.
79
ПСРЛ 1. Стб. 167–170; 2. Стб. 156–160.
80
См. заголовок перед статьей 19 «Краткой Правды»: «Правда уставлена Руськои земли, егда ся совокупил Изяслав, Святослав, Всеволод» и аналогичный текст в статье 2 «Пространной Правды» (РП. С. 48, 64).
81
ПСРЛ 1. Стб. 181; 2. Стб. 171; Жит. БГ. С. 55.
82
ПСРЛ 1. Стб. 162–163; 2. Стб. 151.
83
ПСРЛ 1. Стб. 162; 2. Стб. 151.
84
НПЛ. С. 17. Точно так же составитель «Тверской летописи» редактирует фразу о разделе Смоленска: «И разделиша Ярославичи Смоленеск себе на три части» (ПСРЛ 15. Стб. 153).
85
См., например: Пресняков 1993. С. 38–39; Толочко 1992. С. 26, 34; и др.
86
Назаренко 2007а. С. 30–54; см. также статью I.
Завещание Ярослава Мудрого. 1054 год.
- ЕГЭ. Русский язык. Задание 27. За несколько дней до экзамена. Вспомним, как писать сочинение (рекомендации + пример).
- История России. Эпоха Олега Вещего в искусстве.
- История России Олег (Вещий). (879 (882) – 912 гг.) Всё о князе Олеге.
- История России. Советско-американское соглашение «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». 1942 г.
- История России. Советско-польское Соглашение о восстановлении дипломатических отношений между СССР и правительством Польской Республики в изгнании. (Соглашение Сикорского-Майского). 1941 г
- История России. Советско-японский пакт о нейтралитете. 1941 г.
- История России. РЮРИК. (862 – 879 гг.) ВСЁ о правлении РЮРИКА.
- Русский язык. 1-4 классы. Отличие приставки от предлога.
- Русский язык. 1- 4 классы. Приставка.
- Русский язык. 1- 4 классы. Окончание.
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
- Ярослав Мудрый – внешняя и внутренняя политика, таблица
- Ярослав Мудрый – внешняя политика
- Ярослав Мудрый – внутренняя политика
- Русь после Ярослава Мудрого
- Правление Ярослава Мудрого – кратко
- Княжение Ярослава Мудрого
- § 16 — Ярослав Мудрый – краткая биография
- Новгород, история
- Ярослав Мудрый
- Владимир Святой
- Великий князь Киевский 1016-1054
- Государственный деятель
Наказ Великого князя киевского Ярослава Мудрого своим потомкам (1054г.)…
Примерно в 1056-1057 году было написано «Остромирово Евангелие» — ценный памятник церковнославянского языка, которой считается одной из наиболее древних рукописных книг. Состоит из 294 пергаментных листов, написанных красивым уставом размером 5-7 мм. В 1068 году была принята доработанная верcия «Русской правды» «Правда Ярославичей». Документ вводил ряд важных новшеств:
- полная ликвидация кровной мести;
- увеличены штрафы на народные восстания;
- пеня за обиду, платившаяся ранее потерпевшему, заменялась на «продажу» и шла князю.
Старший из внуков Ярослава Святополк Изяславич сел на киевский престол после смерти Всеволода, хотя более сильной политической фигурой был Владимир Мономах. Однако его младшее положение в родственной иерархии мешало получить главный титул. В 1097 году по инициативе Мономаха созывается Любечский съезд, в котором приняли участие 6 князей. На повестке дня стояло два главных вопроса:
- прекращение междоусобиц путем раздела земель между участниками съезда;
- создание общерусской армии для борьбы с половцами.
При Ярославе Мудром была расширена территория Киевской Руси. Совершались военные походы против племен чуди, ятвигов, мазовшан, литовцев.
В 1036 году, воспользовавшись отсутствием Ярослава, печенеги осадили Киев. Однако киевский князь нанес сокрушительный удар кочевникам. Сражение под Киевом положило конец русско–печенежским войнам.
Организованный поход Ярослава и его брата Мстислава против Польши оказался успешен — «Червонная Русь» с городами Перемышль, Белз, Червень снова была присоединена к Киевской Руси.
Обратите внимание
Война с Византией в 1043 году оказалась неудачной для киевского князя. Русь заключает мирный договор, основанием которого становится брак дочери византийского императора и сына Ярослава Мудрого. Именно этот союз, впоследствии, подарит Киевскому государству не менее известного правителя – Владимира Мономаха.
Укрепление международного авторитета стало одной из главных задач во внешней политике. Достигалось она не только военными действиями, но и заключением взаимовыгодных политических соглашений. Династические браки дома Ярослава и европейских монархов Польши, Франции, Норвегии, Венгрии, Швеции, Германии стали основой « семейной дипломатии».
Внедряя в народные массы христианство, Ярослав заботился о обеспечении народа духовной литературой и его образованности. Открывались школы при церквях. Переводились иностранные летописи, послужившие основой для учебников. Переводилась как духовная литература, так и историческая. Ведь сам князь был человеком образованным, грамотным.
Специально для обучения церковному делу была открыта Ярославом в Новгороде школа для мальчиков.
Развивалось и градостроительство. Немало было возведено за годы правления князя соборов, храмов, монастырей, и других значимых архитектурных построек. Помимо того, формировался и свой индивидуальный культурный стиль Руси. По красоте своей киевские строения не уступали византийским и даже превосходили их.
Основывал Ярослав и новые города. К их числу принадлежат Ярославль и Юрьев. Активно развивались живопись, зодческое искусство.
Ярослав был создателем «Русской правды» — первого письменного свода законов Древней Руси. Этот свод представлял собой сборник норм, регулирующих отношения народа в разных сферах: экономических, социальных и других.
Главным фактором, создававшим условия для междоусобиц, был нечёткий порядок престолонаследия на Руси. Владимир Святой использовал старинную систему передачи власти любому из родственников мужского пола. Великим князем мог стать не только старший сын правителя, но и брат, дядя, и любой другой мужчина.
Ярослав Мудрый заменил этот уклад наследственной лествицей (лестницей). Князь распределил княжества по значимости в порядке убывания. Пятеро сыновей Ярославичей получили уделы по старшинству:
- Владимир — Новгород;
- Святослав — Чернигов;
- Всеволод — Переяславль;
- Вячеслав — Смоленск;
- Игорь — Владимир-Волынский.
Старший сын должен был после смерти Ярослава получить киевский престол. Младшие князья обязывались беспрекословно подчиняться киевскому. Уделы не были вечными владениями. Наследником киевского князя считался второй брат, правящий в Чернигове. Князья как бы перемещались вверх по лестнице наследования. Порядок распространялся и на их потомков.
Второстепенные земли прикреплялись к главным княжествам — Новгород находился в подчинении у Киева, Тмутаракань и земли вятичей относились к Чернигову. Система Ярослава Мудрого на 30 лет избавила Русь от междоусобных войн.
Это было главным направлением внешней политики Ярослава Мудрого – наведение порядка в плане наследования престола. Формально эта задача была решена, но возникла другая сложность – феодальная раздробленность только усугублялась.
Укрепляя государственную власть, Ярослав Мудрый лично участвовал в усмирении народных волнений. Летописи сообщают о бунтах, охвативших Суздальское княжество в 1024 — 1026 годах. Зачинщиками были волхвы, жрецы языческих культов, сохранявшихся в отдалённых местах Руси. Мятежи, вызванные голодом и подстрекательством волхвов, приводили к убийствам и грабежам зажиточных людей.
Ярослав Мудрый с дружиной явился в Суздальскую землю. Он восстановил порядок, приказав схватить и казнить инициаторов восстания. Летописи сообщают, что для предотвращения дальнейших волнений князь вызвал из-за моря варягов.
Для укрепления позиций «стольного города» Ярослав Мудрый предпринял следующие меры:
- строительство оборонительных насыпей вокруг столицы;
- сооружение Золотых Ворот;
- строительство храмов — Благовещенья Богородицы и Св.Софии;
- основание монастырей Св.Георгия и Св.Ирины;
- возведение дворцовых комплексов князей — Ярослава, Мстислава, Брячислава.
Образцом для подражания служила архитектура Константинополя, но при этом сохранялись черты славянского стиля.
Площадь Киева в правление Ярослава Мудрого составляла 400 гектаров. Численность населения достигала 65 000 человек — всего на 35 000 меньше, чем в Париже, крупнейшем городе Европы.
Ярослав укреплял свою власть, распространяя влияние христианской церкви. Он добился утверждения в Киеве митрополии с первым славянским митрополитом Илларионом.
Русская церковь благодаря этому стала более независимой от Константинопольского патриархата. Духовным центром Руси при Ярославе стал основанный в 1051 году Киево-Печерский монастырь.
Храмы возводились во всех крупных городах страны — так, в 1045 году был заложен собор св. Софии в Новгороде.
Ярослав Мудрый назначил грамотных специалистов для перевода и переписки книг, создав при Софийском соборе первую русскую библиотеку. Поддержка князя способствовала созданию новых литературных произведений — «Слова о законе и благодати» Иллариона, «Сказания о Борисе и Глебе». Книжный фонд монастырских и частных библиотек при Ярославе Мудром составлял около 140 000 книг.
Покровительство князя распространялось и на образование — при его дворе была открыта школа, готовившая переписчиков, хронистов, переводчиков. Ярослав приказал учредить в Новгороде школу для детей зажиточных горожан и священников. Школы были открыты также при всех крупных монастырях.
Рассматривая вопросы влияния византийской цивилизации на Русь, усвоение Русью норм христианской морали, следует обратить внимание студентов на «Поучение» Владимира Мономаха.
Владимир Мономах (1053-1125гг.) – внук Ярослава Мудрого. Прозвище «Мономах» получил по линии матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Великий киевский князь (1113-1125гг.) сумел приостановить процесс феодальной раздробленности Киевской Руси, объединив около ¾ территории Древнерусского государства. Успешно воевал против половцев. Законодательным путем смягчил положение угнетенных слоев населения.
Был дважды женат: 1) на англо-саксонской принцессе Гиде (умерла в н.XIв.) В браке с ней имел семерых сыновей и две дочери; 2) на неизвестной боярышне, от брака с которой оставил единственного сына – Юрия Долгорукого и дочь.
Задание 1. Читая произведение, укажите на факты, свидетельствующие о влиянии византийской цивилизации на Киевскую Русь.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
-
В чем, по мнению В. Мономаха, назначение княжеской власти?
-
Какими качествами должен обладать князь?
-
Как вы поняли слова В.Мономаха:
-
«…Не уклоняться, учить увлекающихся властью…?»
-
«…Ни во что ставить всеобщий почет…?»
-
Задание 3. Подготовьте к семинарному занятию сообщение (5-7 минут) о В. Мономахе.
Я смиренный дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов…и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамота эта, то пусть не посмеются, а так скажут: «на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил»…
… «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконье, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть замлей». И еще немного: «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешных. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет господь. Ибо грешники погибнут, — праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир, и отгони зло, и живи во веки веков…
… Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Еде и питью быть без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словам, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас сможет другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего в ничтожной этой жизни».
У Владимира Святославовича было множество детей от разных жен. Если распределять их по старшинству, то получится следующий список из иногда повторяющихся имен.
- Вышеслав;
- Святополк Окаянный (княжил в Турове и Киеве);
- Изяслав (князь полоцкий);
- Мстислав Тмутараканский;
- Ярослав Мудрый;
- Всеволод (княжил во Владимиро-Волынских Землях);
- Станислав (княжил в Смоленске);
- Судислав (княжил в Пскове);
- Станислав (древлянский князь);
- Борис (княжил в Ростове);
- Глеб (муромский княхь);
- Позвизд.
О дочерях Владимира известно не так много. Предславу и Мстиславу в 1018 г. берет в плен польский князь Болеслав I Храбрый. Еще одна дочь – Премислава была выдана замуж за венгерского принца Ласло Лысого. Ее сестра Добронега-Мария стала королевой Польши, будучи выданной за Казимира I.
Из всех сыновей Владимира Красное Солнышко наиболее значимыми для истории были:
1. Вышеслав (именно его земля досталась Ярославу Мудрому). Старший сын Владимира Святославовича. Ему велели княжить в Новгороде. Матерью Вышеслава была женщина варяжского происхождения по имени Олава. Родился он между 977 и 980 гг. и прожил недолго. Со смертью князя связана красивая легенда, повествующая о неудачном сватовстве его к правительнице Швеции – Сингрид Гордой. После смерти предыдущего мужа, бывшего конунгом всей шведской земли, Сингрид обязана была вновь выйти замуж. Среди претендентов на ее руку оказался и новгородский князь. Чем именно молодой Вышеслав, которому в то время было около 17 лет не угодил невесте, неизвестно. Но его и всю сопровождающую дружину сразу после торжественного приема сожгли в бане. Легенда повествует, что вместе с Вышеславом погиб и верный соратник Владимира – Добрыня.
2. Святополк. Второго по старшинству сына Владимира. Святополк – сын Владимира и греческой наложницы. Княжил Святополк в Турове, отец его не любил и наверняка боялся, потому попытался отослать подальше. Именно Святополк, сыграл решающую роль в грядущей междоусобной войне между сыновьями и племянниками Владимира.
Владимир Красное Солнышко умирает в 1015 году. Киев он оставляет младшему и любимейшему из сыновей – Борису. Но известие о смерти отца застает Бориса вдали от дома, и выполнить его последнюю волю, он не может.
Власть в Киеве насильно захватывает его жестокий брат Святополк, прозванный в народе Окаянным. Незадолго до смерти Владимира, Святополк и его жена были уличены в заговоре против князя, и взяты под стражу до суда. После кончины отца, соратники Святополка освободили его из темницы и возвели на престол.
Желая восстановить справедливость, брат Святополка и Бориса, Ярослав собирает дружину для похода на Киев. Событиям этим предшествует кровавая смерть Бориса, Глеба и их брата Святослава. Это еще больше разделяет сыновей Владимира и русские земли. Начинается жестокая борьба за власть. Междоусобица после Владимира длится не менее 21 года подряд. Условно ее можно разделить на периоды противостояния:
- Святополка и Ярослава (1015-1019 гг.)
- Ярослава и Мстислава (1023-1036 гг.)
Братья Глеб и Борис стали первыми русскими святыми-мучениками. Матерью их была византийская царевна Анна. Перед смертью Владимир призывает Бориса в Киев и посылает его на борьбу с печенегами. Неизвестно была ли реальной угроза нашествия или ее выдумал устроивший заговор против отца Святополк, но врагов Борис не встретил и решил повернуть назад. Дойдя до реки Альта, он узнает о смерти отца и занятии престола Святополком.
Будучи от природы добрым и не мстительным человеком, Борис отказывается от прямой борьбы с братом. Не сумев убедить Бориса вступить в схватку со Святополком, лучшие его воины покидают стоянку князя и уводят с собой всю старшую дружину. С Борисом остается лишь младшая дружина. За свою жизнь князь не опасается, поскольку уверен в братских узах. Но Святополк размышляет по-другому. Узнав о том, что брат его вернулся из похода, киевский князь присылает к нему убийц. Темной ночью убийцы во главе с боярином Путшем проникают в шатер князя и жестоко с ним расправляются. Еще живого Бориса заворачивают в полотно от шатра и везут на показ к брату. Разгневанный тем, что Борис все еще жив, Святополк посылает двух варягов для его убийства. Пронзенного мечами князя тайно вывозя в Вышгород, где и хоронят у стен местной церкви.
История гибели Глеба не менее печальна. Он был единоутробным братом[1] Бориса и потому представлял для Святополка особую угрозу. Киевский князь призывает Глеба к себе, обещая покровительство и защиту. Но по дороге в Киев Глеба и его дружину вырезают посланные Святополком убийцы. Истерзанное тело князя погребают на берегу Днепра. Смерть Бориса и Глеба застает их в расцвете сил и это не оставляет русский народ равнодушным. Убийство кровных родственников на Руси считается страшным преступлением, а после принятия христианства еще и смертным грехом. Святополка в народе прозывают страшным прозвищем Окаянный. Дело об убийстве Бориса и Глеба налагает кровавый отпечаток на все правление Святополка. Убийство Бориса и Глеба народ ему не прощает.
Пока Ярослав воевал со Святополком и пытался вновь объединить русские земли, его брат Мстислав княжил в Тмутаракани и старался держаться подальше от междоусобных дел. Он был хорошим стратегом и великим воином. Именно благодаря Мстиславу были покорены северокавказские народы. Молодого и отчаянно смелого князя любили дружинники и простые крестьяне. Был он красив лицом и чрезвычайно щедр. Все эти качества как нельзя более подходили великому князю.
Но Ярослав и Мстислав ни в чем не уступали друг другу. Борьба между ними начинается в 1023 г. Виновником смуты оказался Мстислав. Собрав войско из хазар, касогов и других подвластных ему народов, Мстислав отправляется на север. Киев взять у Мстислава не получается, но ему подчиняется Чернигов и прилегающие к нему земли. Русские земли вновь разделяются. Чтобы не допустить окончательного раскола, Ярослав призывает на помощь варягов. Противоборствующие войска встретились у местечка Листвин. Сама битва Ярослава с Мстиславом произошла глубокой ночью в грозу и дождь. Менее удачливый Ярослав был вынужден отдать победу Мстиславу и бежать в Новгород. Русь окончательно раскололась. Киев остался под управлением Ярослава, но сам князь там не показывался, опасаясь проходить через принадлежавшие брату земли.
Во внешней политике Ярослава Мудрого выделяют несколько направлений. Кратко внешнюю политику Ярослава Мудрого можно представить следующим образом:
- Борьба с кочевыми племенами. В 1017 г. Киев осаждают печенеги. С большим трудом их удается отогнать от рубежей русского государства, но их сменяют кочевые племена половцев.
- Установление прочных контактов с Польшей. Со стороны Польши, со времени ее образования, постоянно ощущалась угроза. Польский король пытался захватить не принадлежащие ему пограничные земли. В 1026 г. Ярослав отвоевывает у Польши Перемышльский район, а в 1037 г. король Польши Казимир признает за князем право владеть этой землей.
- Отношения с Германией. В 1024 г. германский король способствует укреплению польского государства, пытается заключить династический брак с одним из детей и внуков Ярослава. В 1040 г. внучка Ярослава Мудрого Евпраксия становится женой императора Генриха IV. Брак был не особо удачным и существенных преимуществ русскому государству не сулил, но вес Киевской Руси, благодаря нему на мировой арене увеличился.
- Налаживаниесвязей с Венгрией. Основой крепких дружественных отношений стал династический брак венгерского короля и одной из дочерей Ярослава. Целью союза было установление прочных союзнических связей для последующей борьбы с Польшей.
- Отношения с Византией. Начиная с 1042 г. отношения с Византийской империей понемногу охладевают. Этому во многом способствует поход Владимира (сын Ярослава) на Константинополь. В 1051 году Ярослав утверждает в качестве митрополита всей Руси Иллариона. Эту кандидатуру Константинопольский патриархат не одобрил, что стало одной из причин ухудшения отношений.
Княжение Ярослава Мудрого, длившееся с 1016 по 1018 и с 1019 по 1054 гг., было относительно спокойным. Борьба за территориальную целостность Руси продолжается, но на центральные рубежи государства больше никто не покушается. Даже половцы совершили свой последний поход на Киев в 1036 г.
Во внутренней политике при Ярославе Мудром со времен Владимира Святославовича изменилось немного. Ярослав Мудрый по-прежнему занимается собирательством русских земель вокруг Киева, борется с попытками отделения княжеств от центра, пропагандирует распространение христианства.
В 1024 г. в Суздальских землях вспыхивает восстание. На его подавление уходит два года. Подобно отцу, Ярослав отправляет в непокорные или чересчур своенравные земли своих сыновей. В Новгороде княжеский престол занимает Владимир, в Чернигове – Святослав, в Переяславле — Всеволод. Внутренняя политика Ярослава в этом во многом напоминает политику, проводимую его отцом.
Киев постепенно превращается в культурный и религиозный центр русской земли. Начинается строительство собора Святой Софии (1037-1041), заложен фундамент Киево-Печерского монастыря (1051). Назначение митрополитом Иллариона делает русскую церковь более независимой от Константинополя.
При Ярославле происходит расцвет русской культуры, усложняется общественная жизнь, более 25 лет не ведется серьезных войн, вся власть постепенно сосредотачивается в руках князя, принимаются новые законы. Внутренняя политика князя Ярослава направлена на укрепление земли Русской.
При Ярославе Мудром появляется первый письменный свод законов Древней Руси – «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом документе было 35 глав, каждая из которых описывала отдельное преступление и предусмотренное за него наказание. Закон были жестокими. Особое внимание уделялось наказанию за убийство. Родственники убитого получали право самостоятельно выбрать меру наказания его убийце. Обычно это была смерть. Если же родственников не было, то убийца должен был уплатить штраф в пользу государства – виру[2]. Размер виры зависел от возраста, пола и сословия убитого.
Сурово карала «Русская правда» Ярослава и за воровство. В качестве судьи выступал князь или уполномоченное им лицо. До свода законов «Русская правда» чтобы доказать свою невиновность обвиняемый в воровстве должен был всякий раз действовать по-разному.В своде законов «Русская правда» сказано, что обвиняемый обязан взять в руки раскаленный кусок железа. После этого его руку обматывали куском ткани и отпускали на три дня. По окончании этого срока руку разматывали, и если под тканью не оставалось раны или рубца, то обвиняемый признавался невиновным. В тексте Русской правды Ярослава Мудрого содержатся четкие указания на то, как поступать с ворами.
Во главе Древнерусского государства стоял киевский великий князь, опиравшийся на военную силу — дружину. Совещательный орган при князе назывался Боярской думой. С членами думы обсуждались государственные вопросы и принимались решения по важным вопросам и текущим делам.
Киевскому князю подчинялись правители других княжеств. Территория Древней Руси состояла из уделов (частей) во главе с удельными (местными) князьями. Удельные князья подчинялись киевскому князю и опирались на собственную удельную дружину. Такая система государственной власти характерна для Средневековья и называется вассалитетом.
Великий князь был владельцем всех земель в государстве. Он наделял (жаловал) своих дружинников вотчинами (земли, отдававшиеся человеку во владение и закреплявшиеся за его потомками).
Земледельческое население Древней Руси объединялось в соседскую общину — вервь. Свободных общинников называли людьми, или смердами. Община состояла из одного или нескольких поселений. В состав общины входили смерды-земледельцы и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники).
Временно зависимого крестьянина называли закупом. Это был человек, получивший от землевладельца купу (кипу) — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда и обязанный вернуть или отработать купу с процентами. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув купу. Другой вид зависимого человека — рядович, т. е. человек, заключивший с феодалом определенный договор-ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. В Древнерусском государстве существовало рабство, не игравшее значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами, или челядью. Рабами становились пленники. Было распространено временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.
Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).
«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.
Первые признаки феодальной раздробленности Древнерусского государства появились в 1054 г. после смерти Ярослава Мудрого. В 1054—1068 гг. Киевская Русь находилась в совместном управлении сыновей Ярослава (триумвират Ярославичей) — Изяслава, Святослава и Всеволода. Братья пересмотрели «Русскую правду» и утвердили «Правду Ярославичей». Они совместно принимали решения о замещении освободившихся княжеских престолов. В 1068 г. триумвират распался, и между претендентами на киевский престол началась ожесточенная борьба.
1016 г. Победа Ярослава над Святополком под Любечем. Бегство князя Святополка в Польшу. Принятие Ярославом Владимировичем великого княжения на Руси.
1016-1018, 1019-1054 гг. Княжение в Киеве Ярослава Владимировича Мудрого.
1016 г. Составление Правды Ярослава — древнейшей части Русской Правды.
Ок. 1017-1032 (по др. данным, 1037-1040-e) гг. Сооружение Софийского собора в Киеве.
1017 г. Отражение Ярославом нападения печенегов на Киев.
1018 г. Поход Святополка и польского короля Болеслава Храброго против великого князя Киевского Ярослава. Поражение войск великого князя Киевского Ярослава на реке Западный Буг. Бегство великого князя Ярослава в Новгород.
1018 г. 14 августа — Взятие Киева объединенным войском Святополка и Болеслава Храброго. Болеслав захватывает в плен великокняжескую казну, сестер и жену Ярослава Анну.
1018 г. Смерть жены Ярослава Анны в плену в Киеве.
1019 г. Заключение Ярославом брака с Ингигердой, дочерью шведского короля Олафа. Принятие Ингигердой христианского имени Ирина. Битва на реке Альте между войсками Ярослава и Святополка. Поражение Святополка. Его бегство и смерть в Богемских горах. Возвращение Ярославом киевского престола.
1020-е гг. Пребывание на митрополичьей кафедре в Киеве Иоанна.
1020 г. Поход полоцкого князя Брячислава Изяславича на киевского князя Ярослава Мудрого.
1021 г. Полоцкий князь Брячислав Изяславич напал на Новгород и захватил в плен много горожан. Ярослав отбил новгородцев, но для урегулирования конфликта отдал полоцкому князю в удел города Витебск и Усвят.
1022 г. Поход Ярослава к городу Бресту и безуспешная осада его.
1022 г. Подчинение тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем касогов.
1023 г. Князь Тмутараканский Мстислав двинулся походом на великого князя Ярослава. Поражение великого князя Ярослава в битве при Листвине под Черниговом.
1023-1036 гг. Княжение в Чернигове Мстислава Владимировича Храброго.
1024 г. Первое упоминание в летописи Суздаля в связи с восстанием горожан, возглавляемого волхвами.
1025 г. Братья Мстислав и Ярослав подписали мирный договор при Городце, согласно которому территория по правому берегу Днепра отошла Ярославу, а по левому осталась за Мстиславом.
1030-е гг. Сооружение Спасо-Преображенского собора в Чернигове.
1030 г. Военный поход великого князя Ярослава против племен чудь. Утверждение власти Руси в регионе Чудского озера. Основание города-крепости Юрьева. Поход в Галицию и захват города Белза. Организация в Новгороде центра по переписке книг.
1031 г. Безуспешная осада города Бреста.
1032 г. Неудачный поход новгородской дружины под предводительством посадника Улеба (Ульфа Рагнвальдссона) к «Железным воротам» на Северную Двину.
1035 г. Брак дочери Ярослава Елизаветы с норвежским принцем Харальдом, будущим королем Харальдом III.
1036-1055 и 1058-1059 гг. Пребывание во главе Новгородской епархии епископа Луки Жидяты.
1036 г. Смерть Мстислава. Объединение Руси под единоличным правлением великого князя Ярослава. Отражение Ярославом нападения печенегов на Киев.
1037 г. Закладка на месте битвы с печенегами собора Святой Софии в Киеве.
1038 г. Военный поход Ярослава против ятвягов.
1041 г. Военные походы Ярослава в Литву и Мазовию. Брак сестры Ярослава Добронеги с польским королем Казимиром I.
1042 г. Военный поход сына Ярослава Владимира на финское племя емь.
1043 г. Брак Изяслава, сына Ярослава, с сестрой польского короля Казимира I Гертрудой. Неудачный поход сына Ярослава Владимира на Константинополь.
1044 г. Поход Ярослава к Бресту, завоевание его и утверждение границы в Подляшье. Наложение дани на литовские племена.
1044 г. Основание Новгорода-Северского.
1044-1101 гг. Княжение в Полоцке Всеслава Брячиславича.
1045-1050 гг. Сооружение Софийского собора в Новгороде.
1046 г. Перенесение на Русь Смоленской иконы Божией Матери.
1046 г. Брак сына Ярослава Всеволода и Марии, дочери императора Византии Константина Мономаха. Брак дочери Ярослава Анастасии с венгерским королем Андреем I.
1047 г. Поход войска Ярослава в Мазовию, захват многих городов и пленных.
Сер. XI в. Появление в южнорусских степях кочевого тюркского племени торков, вытеснение торками печенегов.
1050 г. Смерть жены Ярослава Ингигерды.
2-и пол. XI в. Обособление Черниговского княжества.
1051 г. Брак дочери Ярослава Анны с французским королем Генрихом I.
1051-1055 гг. Пребывание на митрополичьей кафедре в Киеве Илариона (первый митрополит из русских).
1051 г. Основание Антонием Печерским Киево-Печерского монастыря.
1052 г. 4 октября — Смерть новгородского князя Владимира, старшего сына Ярослава.
С 1010 г. Ярослав княжит в Новгородской земле. Новгород являлся вторым после Киева городом, то есть Ярослав непосредственно подчинялся лишь своему отцу Владимиру Святославовичу.
В 1014 г. Ярослав восстал против отца, отказавшись выплачивать дань Киеву. Владимир начал собирать войско для похода на мятежного сына, а Ярослав призвал варяжскую дружину, чтобы воевать с отцом. Но вскоре Владимир Святой умер, и кровавую междоусобицу удалось ненадолго отвратить.
В 1015 г. разразилась междоусобная война между сыновьями Владимира Святого – Святополком Окаянным и Ярославом Мудрым. По официальной версии, Святополк предательски убил двух своих братьев Бориса и Глеба, которые являются первыми русскими святыми.
В 1016 г. Святополк и Ярослав сошлись у местечка Любеч. Ярослав привел варягов и новгородцев, а Святополк – свою дружину и печенегов. Оба войска стояли напротив друг друга 3 месяца и все не решались перейти реку. Но, в конце концов, реку перешло войско Ярослава, смяло дружины Святополка и победило. Таким образом, Ярослав стал великим киевским князем. Но Святополк не собирался сдаваться.
В 1017 г. Святополк совместно с печенежскими войсками осаждает Киев. Осада успеха не принесла, и Святополк был вынужден бежать в Польшу к своему тестю, польскому королю Болеславу Храброму. В 1018 г. Ярослав был разгромлен в битве при Буге. Святополк Окаянный занял киевский престол. Разгневанные жители Киева подняли восстание против поляков Болеслава и выгнали их из города. За помощь в занятии престола Болеслав получил от Святополка Червенские города.
Победив Святополка, Ярослав все еще не был единственным правителем единой Руси. Его главным конкурентом был его брат Мстислав. В битве при Листвене (1024 г.) войско Ярослава потерпело поражение, и между ним и Мстиславом был заключен договор, согласно которому Ярослав княжит по правой стороне Днепра, а Мстислав – по левой. Этот договор соблюдался обеими сторонами до смерти Мстислава в 1036 г. Только в этот год Ярослав становится единоличным правителем Киевской Руси.
Стоит отметить следующие события во внешней политике Ярослава Мудрого: присоединение Червенских городов, полный и окончательный разгром печенегов в 1036 г. (Причерноморская степь стала безопасной территорией), поход на литовские племена, основание сильной крепости Ярославль, основание г. Юрьева (Дерпт), что укрепило положение Руси в Прибалтике, проведение последней войны с Византией (1043 г.), которая закончилась полной неудачей. Ярослав вел последовательную внешнюю политику, которая позволила существенно укрепить Древнерусское государство.
Русь после Ярослава Мудрого. Триумвират Ярославичей
Прозвище «Мудрый» Ярослав Владимирович получил по следующим причинам: он был очень образованным человеком своего времени, имел богатую библиотеку, а самое главное – он покровительствовал культуре и искусству. При Ярославе Мудром был создан еще один крупный храм – Киево-Печерская лавра.
Самое главное культурное достижение эпохи Ярослава – строительство величественного Софийского собора в Киеве. Софийский собор, выполненный в крестово-купольном стиле, был построен в 1037 г. по случаю победы над печенегами. Этот великолепный храм входит во всемирное наследие ЮНЕСКО.
При Ярославе активно открывались школы при церквях, монахи составляли летописи и переписывали книги. Было осуществлено избрание первого русского митрополита Иллариона, являющегося автором «Слова о законе и благодати», которое является философско-религиозной проповедью.
В течение правления Ярослава Владимировича было заключено множество династических браков с крупными и влиятельными государствами того времени: Польша, Германия, Венгрия, Византия, Норвегия и Франция. Заключение многочисленных династических браков свидетельствует о том, что Русь в правление Ярослава считалась сильным и могущественным государством.
Изяслав Ярославич был женат на дочери короля Польши, Всеволод Ярославич был женат на византийской царевне. От этого брака был рожден великий князь Владимир Мономах, достойный продолжатель дела своего деда.
Игорь Ярославич был женат на германской принцессе. Дочь Ярослава Елизавета была замужем за королем Норвегии Харольдом, дочь Анастасия стала женой короля Венгрии.
Но больше всего известно об Анне Ярославне, которая была женой короля Франции.
Посредством заключения множества династических браков Ярослав добился существенного усиления положения Древнерусского государства на политической арене.
К середине X века династия Рюриковичей существенно увеличилась. Количество молодых князей росло, и им нужно было выделять земли под управление. Земли, которыми владели князья, назывались «уделами». Ярослав был прекрасно осведомлен о последствиях междоусобных войн: еще его отец Владимир Святославович завоевал киевский престол в жестокой борьбе с Ярополком Святославичем, да и сам Ярослав заполучил престол в результате междоусобной войны со Святополком Окаянным, а единоличным правителем Руси он смог себя назвать лишь после смерти Мстислава Удалого в 1036 г.
Ярослав прекрасно понимал, что после его смерти сыновья начнут вести войну за абсолютную власть. Свое завещание Ярослав составил так: в Киеве и Новгороде был посажен Изяслав, в Чернигове – Святослав, в Переяславле – Всеволод, во Владимире – Игорь, в Смоленске – Вячеслав.
Ярослав завещал своим сыновьям жить в мире, не нарушать границы своих княжеств и не погружать Русь в страшную пучину междоусобиц. К сожалению, практически сразу же после смерти Ярослава Мудрого начался раздор между его сыновьями. Эта длительная междоусобица привела к окончательному оформлению феодальной раздробленности. Она фактически была закреплена на Любечском съезде князей, где было провозглашено следующее: «Каждый да держит отчину свою». Исходя из этого принципа, каждый князь обосновывался в определенной земле и становился там единоличным правителем. После смерти Ярослава начался распад Древнерусского государства, которое было вновь ненадолго объединено Владимиром Всеволодовичем Мономахом и его сыном Мстиславом Великим. После кончины этих великих князей на Руси окончательно утвердилась раздробленность.
Ярослав Мудрый завещал сыновьям править страной всем родом. При «лествичном» принципе правления, который утвердил Ярослав, великокняжеский престол поручался старшему мужчине в роде и передавался от брата к брату, по старшинству. Киевский великий князь стал не самодержцем, а «первым среди равных».
В условиях спокойной мирной жизни данный принцип работал. Но первого же серьёзного испытания – вторжения половцев 1068 года – «правление всем родом» не выдержало. К тому времени двое из сыновей Ярослава Мудрого – Вячеслав и Игорь – умерли, и Русью правили оставшиеся – Изяслав, Святослав и Всеволод.
В годы совместного правления братья Ярославичи приняли доработанную версию свода законов «Русская правда». Её называют «Правда Ярославичей». Она полностью ликвидировала кровную месть. Штрафы, которые ранее за некоторые преступления выплачивались потерпевшему, теперь все шли в княжескую казну.
В данный период на рубежах Руси появились новые враги – половцы. В 1068 году Ярославичи решили дать им решительный бой и собрали объединённую дружину. В битве на реке Альте русские князья потерпели сокрушительное поражение от половцев. Эта военная катастрофа стала концом мира и согласия среди Ярославичей.
Изяслав заперся в Киеве и не предпринимал решительных шагов против половецкого вторжения. Это привело к народному восстанию, в результате которого великий князь был изгнан, а на престол толпа посадила освобождённого из тюрьмы полоцкого князя Всеслава. Сакральность и преемственность власти были нарушены.
Тем временем Святослав Ярославич был вынужден биться с половцами в одиночку. Но 1 ноября 1068 года он одержал победу над ними на реке Снове и взял хана Шарукана в плен.
Изяслав, при военной поддержке польского короля Болеслава II, в 1069 году вернул себе великокняжеский престол. Однако в 1073 году он был снова изгнан из Киева, на этот раз объединившимися против него младшими братьями – Святославом и Всеволодом.
Великим князем стал Святослав. Он правил в Киеве до своей смерти от болезни в 1076 году. Изяслав вновь вернулся, и Всеволод добровольно уступил ему престол.
§8. РУСЬ ПРИ НАСЛЕДНИКАХ ЯРОСЛАВА МУДРОГО. ВЛАДИМИР МОНОМАХ
Съезд в Любече, созванный по инициативе Владимира Мономаха, был призван прекратить многолетние разорительные междоусобицы и выработать механизм объединения для отражения регулярных вторжений половцев.
Участниками съезда летописец называет князей: Святополка Изяславича, Владимира Всеволодовича Мономаха, Олега и Давыда Святославичей, Давыда Игоревича, Василька и Володаря Ростиславичей.
В Любеч не явился Всеслав Полоцкий, княжесвто которого уже много лет было фактически независимым от Киева. К тому же оно находилась вдали от половецких степей, и данная угроза его не беспокоила.
Съезд принял историческое решение: каждому князю держать свою «отчину». А владения отца отныне будут наследоваться его сыновьями. Тем самым был ликвидирован «лествичный» принцип наследования – когда князья правили всем родом и переезжали из княжества в княжество согласно старшинству. Святославичи получили устроившие их владения и прекратили свои разорительные набеги.
- Начало
- Новини
- Публикации
- Фотогалерии
- Мултимедия
- Раздели
- За Нас
Тропарь благоверного князя Ярослава Мудрого, глас 4
Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль бы́л еси́,/ благове́рне кня́же Яросла́ве,/ до́бре во благоче́стии пожи́в,/ ве́ру непоро́чну соблю́л еси́,/ и хра́м пречу́ден Прему́дрости Бо́жия в сто́льнем гра́де Ки́еве устро́ив,/ ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ся низпосла́ти на́м ве́лию и бога́тую ми́лость.
Кондак благоверного князя Ярослава Мудрого, глас 4
Измла́да яви́лся еси́, богому́дре Яросла́ве,/ Боже́ственный сосу́д избра́н Бо́гови,/ во благоче́стии жи́тельствовавши,/ мно́гия святы́я це́ркви устро́ил еси́;/ те́мже похваля́ем тя́, кня́же на́ш,/ я́ко наро́ду твоему́ ты́ еси́ удобре́ние,// Ки́еву сла́ва и все́й Ру́сстей земли́ утвержде́ние.
Молитва благоверному князю Ярославу Мудрому
О, святы́й благове́рный вели́кий кня́же Яросла́ве, все́х с любо́вию чту́щих тя́ благода́тный засту́пниче и покрови́телю! Вознеси́ сие́ ма́лое моле́ние недосто́йных ра́б твои́х Влады́це Христу́, да утверди́т во Святе́й Свое́й Це́ркви живы́й ду́х Правосла́вныя ве́ры, любо́вь, благоче́стие, в до́брых де́лех преуспе́яние; да да́рует па́стырям ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, я́ко неве́рущия просвети́ти, заблу́дшия наста́вити и отпа́дшия обрати́ти; изря́днее же, да вся́ ча́да Це́ркви Правосла́вныя чи́сты сохрани́т от мирски́х искуше́ний, суему́дрия, суеве́рий и наважде́ний вра́жиих. Е́й, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, моля́щихся тебе́, но помози́ на́м ско́рым предста́тельством твои́м, да вся́ких бе́д, напа́стей и скорбе́й в се́й жи́зни вре́менней избежа́вше, кончи́ну непосты́дну обрете́м и, та́ко благоуго́дно на земли́ пожи́вше, жи́зни ра́йския на небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе с тобо́ю просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Годы правления:1019-1054
Из биографии.
Исторический портрет Ярослава составить достаточно просто, так как в летописях о нём много сведений, ведь это была яркая личность, при которой Русь достигла своего расцвета.
Князь Святослав разделил Русь между тремя сыновьями. Ярополку достался Киев. Олег правил в древлянской земле. Сыну служанки Владимиру полагался Новгород. Сразу же после смерти отца братья вступили в конфликт. В 977 году Ярополк убил Олега и присоединил его владения к своим землям. Владимир опасался стать следующей жертвой старшего брата, поэтому сбежал в Скандинавию. В 980 году князь вернулся, но не один, а с варяжской дружиной.
Что предусматривало политическое завещание Ярослава?
- Укрепление княжеской власти
- Окончательное утверждение христианства : строились церкви, монастыри — в их числе Киево-Печерский, Софийский собор в Киеве и Новгороде; церковь вышла из подчинения Константинополя, назначен первый русский митрополит — Илларион.
- Создание системы законодательства: свод законов « Русская правда»- в нём была ограничена кровная месть (разрешена только для близких родственников), введена вира — система штрафов.
- Борьба с сепаратизмом, то есть отделением: ввёл новый порядок передачи власти – старшему в роде, то есть лествичную систему.
- Развитие письменности и образования: создавались начальные школы при монастырях, библиотека, при Ярославе переводятся и переписываются многие книги с греческого.
- Уделял большое внимание воспитанию детей. Написал знаменитое «Завещание» детям.
Христианство пришло на земли древнерусского государства не просто так. Князь стремился к укреплению центральной власти, а для этого ему нужна была идеологическая опора. Сначала Владимир попытался реформировать языческий культ. При нем сформировался пантеон божеств. В Киеве появилось огромное капище. Но, как показала практика, язычество мало чем помогало правителю из-за отсутствия догм.
В Повести временных лет сохранились сведения о выборе Владимиром веры между тремя религиями: христианством, исламом и иудаизмом. Существует даже красивая легенда, как иноземцы уговаривали князя принять их верование. Правитель не мог определиться и тогда послал в разные страны помощников, чтобы те определили плюсы и минусы каждой религии. Выбор мужей якобы остановился на христианстве, поскольку их поразила красота греческих храмов.
- Способствовал расцвету Руси.
- Усилил княжескую власть.
- Окончательно утвердил христианство, начал процесс отделения церкви от власти византийского патриарха.
- Положил начало письменного законодательства государства
- Способствовал развитию образования и просвещения
- Значительно укрепил международный авторитет Руси.
1015 | Создание «Правды» Ярослава -1 ч. «Русской правды» |
1021 | Первые святые на Руси -Борис и Глеб, братья Я.Мудрого, убитые Святополком Окаянным. Канонизированы церковью. |
1024 | Разгром варягов у Лиственя |
1026 | Раздел Киевского княжества между Ярославом и Мстиславом Удалым (Тмутараканским) |
1030 | Поход на чудь (на этих землях в 1036 основан г. Юрьев) |
1036 | Разгром ПЕЧЕНЕГОВ под Киевом |
1036 | Создание киевской метрополии, во главе — ФЕОПЕМТ(грек) |
1036 | Смерть Мстислава. Ярослав-правитель всей Руси |
1037 | Начало строительства Софийского собора в Киеве (до 1041) |
1043 | «Слово о законе и благодати» Иллариона |
1045 | Начало строительства Софийского собора в Новгороде (до 1050) |
1051 | Илларион — ПЕРВЫЙ русский митрополит в Киеве. |
1054 | «Завещание» Ярослава |
Сер.11в | Появление ПЕРВЫХ монастырей — Киево-Печерский (монах Нестор) — 1051 |
Автор: Мельникова Вера Александровна
Внешняя и внутренняя политика ярослава мудрого
- Древнерусские князья
- Князь Святослав
- Князь Владимир. Крещение Руси
- Александр Невский. Ледовое побоище
- Грюнвальдская битва
- Витязь на распутье. Московское государство в XV веке. Иван Великий, Государь всея Руси
- Иван Грозый: Царь и человек
- Смутное время
- Древняя Русь: Быт и нравы
- Пётр Великий: Pro et contra
- 1917. «России страшный год…»
- Великая Отечественная война: Цена Победы. 1941 год
- Великая Отечественная война: Цена Победы. 1945 год
- Князь Святослав Игоревич
2 года 25 недель назад - в какому году
7 лет 10 недель назад - История
7 лет 13 недель назад - В школе
8 лет 3 неделя назад - Междуусобная
8 лет 4 неделя назад - Ответы есть в
8 лет 15 недель назад - есть ответы к
8 лет 26 недель назад - Великая Отечественная война
8 лет 28 недель назад - Владимир был
8 лет 33 неделя назад - В дружине
8 лет 43 неделя назад
После смерти Владимира началась междоусобица среди его сыновей.
Сыновья Владимира:
Ярослав (сын Рогнеды)
Мстислав (сын Рогнеды)
Изяслав (сын Рогнеды)
Святослав (сын чешской княжны Мальфриды)
Святополк (сын вдовы Ярополка)
Борис (сын византийской принцессы Анны)
Глеб (сын византийской принцессы Анны)
Ряд исследователей полагают, что князь Владимир имел намерение передать престол любимому сыну Борису, в обход остальных. В тот момент, когда Борис узнал о смерти отца и захвате престола Святополком, он как раз возвращался из похода и уже успел достигнуть берегов реки Альты. Борис с необычайным смирением отнесся к известию о том, что Святополк собирается убить его и брата Глеба. Дружина Бориса убеждала князя собрать войско и выступить против старшего брата, однако Борис повел себя довольно инфантильно, став просто дожидаться убийц от Святополка.
Возможно, что христианская идея о «непротивлении злу насилием» настолько глубоко засела в душу впечатлительному молодому князю, что он решил принять свою судьбу, какой бы страшной она не была. А может Борис просто был задавлен горем из-за смерти любимого отца. Сейчас мы не имеем возможности объяснить причины бездействия Бориса в такой важный исторический момент, однако итог был очевиден – князь был жестоко убит людьми Святополка.
После того, как Ярослав одержал победу над Святополком, у него обнаружился новый противник в лице брата Мстислава.
В 1024 г. Мстислав одержал победу над Ярославом, после чего братья решили больше не враждовать, а приняли мудрое решение — разделить Русь на две части. Левый берег Днепра с северской землей, Черниговым, Переяславлем и другими городами отошло к Мстиславу. Резиденцией Мстислава стал город Чернигов. Под управлением Ярослава остались Киев со всеми правобережными землями и Новгород.
Братья жили мирно и даже предпринимали объединенные походы против внешних врагов. Так, их объединенное войско нанесло поражение польскому королю, после чего спорные Червенские города снова отошли к Руси.
В 1036 г. Мстислав умер. Поскольку он не имел наследников, то его часть Руси отошла Ярославу.
- смерды ― лично свободные сельские жители, зеледельцы-общинники. Имели право принимать участие в военных походах в качестве ополченцев. Смерд владел определенным имуществом, которое мог завещать только сыновьям. При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.
- закупы ― лица, взявшие в долг («купу») и вынужденные отрабатывать этот долг в хозяйстве феодала. Устав о закупах помещался в одной из редакций «Русской правды». Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, то ответственность его была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. обращен в холопство. Такой же исход ждал закупа в случае его попытки уйти от господина, не расплатившись. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. Правовое положение закупа было как бы промежуточным между свободным человеком и холопом.
- рядовичи ― лица, которые по договору («ряду») работали у землевладельца, нередко оказывались как бы временными рабами.
- изгои ― лица, находящиеся как бы вне социальных групп (например, отпущенные на волю холопы, фактически зависимые от своего бывшего хозяина).
- холопы (челядины) ― лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи (например, из-за границы), женитьбы на рабыне.
- наймиты ― общее название разорившихся крестьян и посадских, беглых холопов и прочих, нанимавшихся на работы и находившихся в личной зависимости от нанимателя;
- прощенники ― бывшие холопы, получившие «прощение» (свободу) с условием — работать на церковных землях. Зависели в судебном отношении от епископа и были обязаны уплачивать ему феодальную ренту.