Закон о захоронении и похоронном деле 2021 наследование участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о захоронении и похоронном деле 2021 наследование участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С момента принятия нормативно-правового акта он неоднократно подвергался внесению коррективов. Последние изменения были внесены 03.07.2016 и 22.02.2018 года и затронули несколько статей.
Так, в ст. 7 присутствует информация о том, что гражданин, взявший на себя траты, связанные с погребением, может организовать похороны в любом населенном пункте, в том числе и за пределами РФ.
Если захоронение будет происходить на территории другого государства, то, согласно изменениям, внесенным 03.07.2016, следить за подготовкой необходимых документов для пересечения границы теперь обязаны федеральные органы власти.
В ст. 11 описывается стоимость обязательных ритуальных услуг, таких как подготовка справки о смерти и других документов, предоставление гроба и иных необходимых для погребения предметов, транспортировка усопшего до кладбища или крематория, изготовление и установка памятников.
Согласно изменениям, внесенным 03.07.2016, производство и монтаж памятников для отдельных категорий граждан будут оплачивать федеральные органы исполнительной и государственной власти.
Ст. 15 регламентирует порядок захоронения на специальных кладбищах. Изменения, внесенные 03.07.2016, дополнили список структур, обязанных координировать погребение участников ВОВ, граждан военной профессии, полицейских, пожарных и т.д.
ФЗ «О погребении и похоронном деле»: редакция 2021 года
В соответствии с законом “О погребении и похоронном деле” 2021 года, после смерти гражданина ему предоставляются гарантированные ритуальные услуги. К ним относятся:
- Оформление документов, необходимых для погребения.
- Предоставление гроба и других предметов, требуемых для процедуры захоронения.
- Транспортировка тела умершего к месту погребения.
- Захоронение усопшего на кладбище или кремация в крематории.
Законопроект допускает согласование таких нюансов, как:
- Проведение вскрытия тела в морге.
- Изъятие органов усопшего для трансплантации.
- Выбор способа погребения (предание земле или кремация).
- Выбор места захоронения и т.д.
В случае, если при жизни гражданин не изъявил воли в отношении собственного тела после смерти, соответствующие решения принимаются его близкими.
Гражданам, столкнувшимся с тяжелой задачей организации похорон, важно четко понимать, на какие услуги, гарантии и льготы они могут рассчитывать. В законе «О погребении и похоронном деле» в 2021 году отражена актуальная информация о порядке захоронения, предоставлении мер социальной поддержки в случае смерти человека, правилах обращения в ритуальные агентства и т.д.
Знание ФЗ — 8 позволит вам защитить себя от мошенничества и организовать процедуру погребения умершего в соответствии с установленными правилами
Для помощи и поддержки граждан в случае смерти родственника, супруга, друга или знакомого государством был принят Федеральный закон 8. Согласно настоящему закону погребение считается обрядовыми манипуляциями, проводимыми после смерти человека. Такие манипуляции могут быть проведены при помощи предания тела земле, огню или воде.
Тонкости получения удостоверения на захоронение
Структура нормативно-правового акта не отличается от других федеральных законов и представлена:
- номером;
- полным названием;
- годом, месяцем и днем принятия и вступлением в силу;
- нормативно-правовой частью, в том числе последствиями за нарушение федерального закона;
- особенностями реализации на практике.
Документ состоит из пяти глав (в каждой из них описываются похожие правоотношения):
- Общая информация о погребении.
- Гарантии погребения.
- Организация места погребения.
- Похоронное дело.
- Итоговые положения о погребении.
Последние поправки датируются 03.07.2016. Они затронули несколько статей, в частности, седьмую, одиннадцатую и пятнадцатую.
В седьмой статье говорится о том, что родственник или знакомый, готовый взять на себя похороны, может организовать погребение в другом населенном пункте, даже за границей. При этом он должен оплатить все расходы.
На смену словосочетанию «исполнительные органы власти» пришла формулировка «федеральные органы власти». Теперь они обязаны заботиться об ускорении процесса подготовки бумаг для пересечения государственной границы.
В одиннадцатой статье указывается цена обязательных ритуальных услуг:
- подготовки справки о смерти и всех остальных бумаг;
- предоставления гроба и других товаров для погребения;
- перевозки покойника до кладбища или крематория;
- захоронения и др.
Она была дополнена предложением «федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Они переводят деньги на производство и монтаж памятников для некоторых групп людей.
(с изменениями на 8 декабря 2020 года)
Информация об изменяющих документах
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 28 июня 1997 года N 91-ФЗ (Российская газета N 125, 02.07.97);
Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ (Российская газета, N 142, 29.07.98);
Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000) (изменения вступили в силу с 1 января 2001 года);
Федеральным законом от 30 мая 2001 года N 64-ФЗ (Парламентская газета, N 99, 1-7 июня 2001 года) (вступил в силу с 1 января 2002 года);
Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);
Федеральным законом от 11 декабря 2002 года N 170-ФЗ (Российская газета, N 235, 14.12.2002) (действие данного Федерального закона распространяется на правоотношения, связанные с погребением тел лиц, не захороненных до вступления его в силу);
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ (Российская газета, N 4, 14.01.2003);
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ (Российская газета, N 5, 15.01.2003);
Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);
Федеральным законом от 21 апреля 2005 года N 36-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 17, 25.04.2005);
Федеральным законом от 17 октября 2006 года N 162-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 23.10.2006);
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 263-ФЗ (Российская газета, N 1, 10.01.2007);
Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ (Российская газета, N 141, 04.07.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ);
Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ (Российская газета, N 153, 18.07.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 33 Федерального закона от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ);
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 238-ФЗ (Российская газета, N 251, 09.12.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ);
1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
О внесении изменения в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»
1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:
о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;
о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
быть подвергнутым кремации;
о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
1_1. В случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей (статья 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации) приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2018 года Федеральным законом от 23 мая 2018 года N 117-ФЗ)
2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:
1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;
2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;
3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.
Закон о погребении. Краткий обзор федерального закона
Если вы хотите, чтобы вас похоронили как-то по-особенному, то лучше всего следует свою волю выразить письменно. Можно и устно, но при свидетелях. Не всегда эту волю исполняют, но, впрочем, жалоб на нарушение воли покойного еще не поступало. Если вы по идейным соображениям не хотите (или хотите) вскрытия, изъятия ваших органов, быть погребенными в каком-то месте или рядом с друзьями или родственниками, быть погребенным по каким-либо обычаям, то изъявите эту волю письменно и копию волеизъявления носите с собой, потому что смерть имеет свойство подкрадываться незаметно, а родственники в расстройстве могут и не вспомнить о ваших пожеланиях.
Ч. 2 ст. 5 закона «О погребении» гласит, что действия с телом умершего «должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего», если только его воля не противоречит действующему законодательству, либо если есть иные обстоятельства, которые делают невозможным похороны по желанию умершего. Если же человек умер, не оставив распоряжений относительно его тела, то телом могут распорядиться его родственники, либо иной человек, который взялся за организацию похорон.
Кстати, если родственникам не нравятся пожелания умершего, то закон позволяет им не следовать завещанию умершего. Несколько непонятно это несоответствие ст. 5 и 7 закона «О погребении» и ст.6. Но похоже, что погребение остается целиком и полностью на совести тех, кто хоронит.
Кстати, те, кто беспокоится об участке для себя, могут сильно не волноваться – бесплатное предоставление участка для захоронения, гарантировано нашим государством. Причем площадь вашего последнего пристанища должна быть не менее 5 кв. м. Но если вы хотите быть похоронены рядом с кем-либо, то тут могут возникнуть сложности. Вам необходимо будет наличие свободной могилы рядом или же наличие захоронений родственников или супруга. Так что документы о родстве не теряйте и храните их независимо от давности смерти ваших любимых родственников. Лишь в этом случае вам гарантировано захоронение в удобном месте.
Если вы хотите быть похоронены в другом городе, то государство гарантирует вам предоставление помощи в части возмещения части расходов на перевозку или в части помощи с оформлением документов.
Хранение тела в морге в течение 7 суток с момента установления причины смерти гарантировано государством. Если родственников не могут найти сразу или существуют иные объективные затруднения у родственников, то срок хранения может быть продлен до 14 дней.
Следующие услуги в нашей стране предоставляются бесплатно:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Для осуществления этих услуг существует специализированная служба.
Если же вы сами решили оплатить похороны, то вы имеете право на социальное пособие на погребение. Ст. 10 печального закона не обошлась без черного юмора. Социальное пособие на погребение предоставляется в размере стоимости услуг по гарантированному перечню, но его максимальный размер ограничен суммой 4172 руб. (с 01.02.2019).
Выплата пособия осуществляется в день обращения на основании справки о смерти. Главное, найти ту организацию, которая эти деньги вам выдаст.
Так, если умерший получал пенсию, то надо найти то отделение ПФР, которое эту пенсию выплачивало. Если человек работал, то необходимо обратиться по месту его работы. Но это должен быть не просто работодатель, а такой работодатель, который перечислял за вашего умершего денежные средства в ФСС.
Если умерший не получал пенсии или пособий, то вам прямая дорога в соцзащиту по месту жительства. Туда же должна пойти и мать, если ее ребенок родился мертвым. Для того чтобы получить пособие, у мамы есть 154 дня.
Если же умерший сам платил взносы в ФСС, то вам прямая дорога в территориальное отделение этой службы.
Для того чтобы собраться с духом и получить социальное пособие, у вас есть 6 месяцев.
В нашей стране есть единая справочная система о таких выплатах, так что получить пособие второй раз у вас не получится.
Информационная часть печальных отношений с государством тоже весьма интересна.
Так, если ваш родственник скончался в местах не столь отдаленных, то вы его можете забрать тело, похоронить у себя на родине и навещать его. Что происходит с телами казненных, сказать не могу, ибо информации в открытом доступе не нашла. Минюст хранит некоторые свои тайны. Если ваш родственник признан террористом, то о его погребении вам не сообщат и тела для захоронения вам не выдадут.
Они бывают федеральные и муниципальные. Чье кладбище, та власть и рулит.
Кладбища бывают общественные. Их большинство в нашей стране. На общественных кладбищах можно хоронить в соответствии с традициями вашей религии, общины или по воинским законам. Участок на федеральном кладбище должен быть не менее 5 кв. м, муниципалы сами определяют размер участка.
Вероисповедальные кладбища предназначены для похорон умерших одной веры. Чаще всего ими заведует местная власть в содружестве с религиозной общиной.
Воинские кладбища предназначены для военных, погибших на военных сборах, пожарных, спасателей, работников уголовно-исполнительной системы, борцов с наркотой, участников войны или просто уволенных с военной службы. Эти кладбища бывают разные. На этом останавливаться особо не будем.
Граждане могут брать участки для семейных захоронений. Но чаще всего выделением таких участков заведуют местные власти.
Похоронное дело в нашей стране регулируется тем же ФЗ-8 от 12.01.1996 г. Но об этом мы расскажем несколько позже.
А пока пожелаем всем здоровья, жить долго и счастливо.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.97 N 91-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 30.05.2001 N 64-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 11.12.2002 N 170-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 21.04.2005 N 36-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ, от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 238-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.11.2009 N 270-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 28.07.2012 N 138-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 19.12.2016 N 444-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 23.05.2018 N 117-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года
Федеральный закон от 12.01.96 N 8-ФЗ
Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:
о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;
о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
быть подвергнутым кремации;
о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
1.1. В случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей (статья 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации) приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании. (в ред. Федерального закона от 23.05.2018 N 117-ФЗ)
2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
В министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, курирующем подготовку документа, подтвердили ФАН, что работа над законопроектом ведется.
«Проектом федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации», подготовленным Минстроем России, вводятся единые принципы и правила оказания ритуальных услуг, а также система контроля за специализированными службами», — сообщили в министерстве.
Стимулом для соблюдения новых правил участниками рынка должны стать изменения в КоАП РФ, предусматривающие наказание за несоблюдение порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха умершего, работы по организации похорон лицами, с которыми не заключено соответствующее соглашение, и другие нарушения. К ответственности могут привлечь как частных лиц, так и организации, пояснили в ведомстве.
«Таким образом, введение административных правонарушений и ответственности за их совершение позволит обеспечить соблюдение прав россиян, пресечь появление на пороге родственников умершего похоронных агентов до появления скорой и допуск на рынок только организаций, подтвердивших свою материально-техническую базу», — рассказали в Минстрое.
Согласно законопроекту, специализированной службой по вопросам похоронного дела может стать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который:
- внесен в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
- зарегистрирован в субъекте РФ и осуществляет похоронное обслуживание на его территории;
- на законном основании имеет в распоряжении недвижимое имущество, необходимое оборудование, катафальный транспорт;
- имеет необходимое количество квалифицированных сотрудников.
Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела присваивается организации на основании соглашения об осуществлении деятельности по организации похорон с уполномоченным органом исполнительной власти РФ. Порядок подачи заявления и регистрации специализированной службы по вопросам похоронного дела подробно описан в статье 20 законопроекта «Регулирование деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела». Специализированная служба будет вправе осуществлять ритуальные услуги и услуги по организации похорон только на территории того субъекта РФ, с уполномоченным органом которого у нее заключено соответствующее соглашение. Предоставление мест для захоронений не входит в список услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно тексту законопроекта, уполномоченные органы будут наделены правом проведения проверок работы специализированных служб. Одним из поводов для проведения проверки может стать обращение граждан или юридических лиц с заявлением о несоблюдении похоронной службой законодательства в сфере ритуального обслуживания. Проект закона устанавливает порядок и сроки проведения проверок, обжалования, устранения нарушений.
Специализированная служба может лишиться своего статуса, если:
-
Имело место существенное нарушение условий соглашения:
— предоставление ложных документов,
— отсутствие необходимого оборудования, катафального транспорта и недвижимости,
— отсутствие квалифицированных сотрудников,
— отказ в предоставлении гарантированного перечня услуг по погребению или нарушение требований, предъявляемым к этим услугам.
-
Специализированная служба или ее сотрудники привлекались к административной ответственности (3 раза в течение трех лет)
— за нарушение в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
— за нарушение требований по приему заказов,
— за незаконное получение или распространение сведений о смерти граждан.
В этих случаях уполномоченный орган имеет право расторгнуть соглашение в одностороннем порядке, а юридическое лицо или ИП вносятся в реестр недобросовестных служб по вопросам похоронного дела с указанием причины расторжения соглашения.
Одним из существенных изменений станет создание единых реестров специализированных служб по вопросам похоронного дела и недобросовестных специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Реестры будут размещены в открытом доступе в сети Интернет. В них будет содержаться актуальная информация обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, с которыми уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в сфере похоронного дела или уполномоченным органом в сфере похоронного дела было заключено или расторгнуто соглашение об осуществлении деятельности по организации похорон.
Еще одним принципиально важным пунктом законопроекта является статья 19 «Организация похорон». В ней описываются правила приема заказов на ритуальное обслуживание. Специализированная служба по вопросам похоронного дела должна иметь диспетчерский центр приема заказов и пункт приема заказов. Агенты похоронных служб имеют право принимать заказы на ритуальное обслуживание только на основании обращений граждан. До момента обращения человека, организующего похороны, представители ритуальных служб не имеют права взаимодействовать с родственниками покойного.
Отдельное внимание в законопроекте уделяется защите персональных данных граждан — данных о смерти. Это знаковый момент для российского похоронного законодательства, так как в настоящее время данные о смерти граждан являются объектом купли-продажи недобросовестных сотрудников государственных и частных структур.
Согласно статье 23 законопроекта, любые должностные лица, располагающие информацией о смерти граждан
- не имеют права разглашать эти сведения любым третьим лицам, за исключением близких родственников покойных;
- не имеют права каким-либо образом склонять родственников покойных к приобретению ритуальных услуг или заключению договоров на ритуальное обслуживание с определенной организацией.
Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ
- предоставят тело усопшего гражданина для донорства органов или иных востребованных нужд;
- захоронят тело или останки гражданина на кладбище, которое соответствует его вероисповеданию;
- при необходимости не будут хоронить тело, а сожгут его в крематории и распорядятся прахом по желанию почившего;
- при необходимости и более позднем выявлении волеизъявления умершего лица, будет выполнено перезахоронение останков;
- в некоторых случаях предусмотрены также иные способы распоряжения телом.
- После похорон было найдено документальное подтверждение волеизъявления умершего гражданина.
- Для расследуемого следственного дела требуется получить доступ к останкам умершего лица.
- Было найдено массовое захоронение тел, погибших граждан при Великой Отечественной Войне.
- Было обнаружено неизвестное захоронение солдат, что требует проведения процедуры перезахоронения.
- Земля, предназначенная для кладбища, в ближайшее время будет использоваться для иных государственных нужд.
- Погребение покойного гражданина не соответствует его вероисповеданию, и требует перезахоронения на другом кладбище соответствующей религии.
1. При отсутствии близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность по организации похорон, погребение умершего после установления органами внутренних дел Российской Федерации его личности обеспечивается специализированной службой по вопросам похоронного дела путем захоронения останков умерших на определенных для таких случаев участках кладбищ в течение трех суток с момента установления причины смерти (выдачи медицинского свидетельства о смерти установленной формы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
1.1. В случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей (статья 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации) приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании.
1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, захоронение останков тел умерших или их праха проводится в целях: обеспечения санитарно-эпидемиологического и социального благополучия населения; сохранения физического и психического здоровья, поддержания нормального функционирования поселений.
Места погребения 2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Для помощи и поддержки граждан в случае смерти родственника, супруга, друга или знакомого государством был принят Федеральный закон 8. Согласно настоящему закону погребение считается обрядовыми манипуляциями, проводимыми после смерти человека. Такие манипуляции могут быть проведены при помощи предания тела земле, огню или воде.
- Орган, в котором умершее лицо получало пенсию;
- Орган с местонахождением Фонда социального страхования РФ, где умерший был зарегистрирован как страхователь. В случае, если умерший являлся несовершеннолетним может быть выбран Фонд, где был зарегистрирован страхователем один из его родителей, родственников или официальных представителей;
- Орган соц. защиты населения, но только если умерший не был застрахован в обязательном порядке в случаях временной нетрудоспособности или недееспособности, либо в связи с рождением ребенка в день смерти. Также если умерший не пенсионер и в случаях рождения мертвого младенца после 154 дней беременности;
- Организация, являвшаяся страхователем умершего лица по случаю обязательного соц. страхования.
10360
11694
24041
23227
Фз о погребении и похоронном деле 2021
Фото 23922
10997
6812
Вечером 21 февраля на площади перед правительством Самарской области появилась нестандартная «инсталляция», вызвавшая широкий общественный резонанс.
Жители Самары установили на одной из главных площадей города открытый гроб с телом человека, умершего две недели назад и до сих пор не преданного земле.
Доведенные до отчаяния родственники, у которых не хватило требуемой для захоронения на кладбище Рубежное суммы, не нашли другого способа добиться справедливости.
«Хотят 50 тысяч. Я одна ращу ребенка. Откуда мне взять эти деньги?» — рассказала бывшая гражданская супруга усопшего Анна Плотникова.
Родственники нашли более дешевый вариант похоронить усопшего на другом кладбище, однако, по словам Анны, им там даже не позволили выкопать могилу.
Гроб с телом простоял у здания регионального правительства 20 минут, а на следующий день длившаяся полмесяца история с погребением самарца наконец разрешилась: умерший был похоронен на кладбище в поселке Мирном недалеко от Самары.
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров назвал этот случай «вопиющим». Сейчас в обстоятельствах истории разбираются правоохранительные органы. Но сама акция уже стала поводом вновь поднять тему отсутствия порядка в сфере отечественного похоронного бизнеса.
«Это сигнал, что в этом деле порядка нет, что налицо случаи злоупотребления, издевательства и вытаскивание денег из кармана родственников. Особенно принимая во внимание их психологическое состояние в связи со смертью близкого человека», — заявил в интервью ФАН глава комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Новый проект закона о похоронном деле в Общественной палате РФ обсуждают уже несколько месяцев. По словам Разворотневой, инициаторы проведения реформы ставят перед собой задачу сделать прозрачной стоимость на эти услуги. Кроме того, ожидается, что новый закон приведет в порядок непосредственно сами кладбища.
«Если посмотреть на западные кладбища — эти все аккуратные ухоженные аллейки. А наши зачастую представляют собой некую помесь свалки с лабиринтом. Конечно, это тоже надо менять. В новом законе появилась глава с требованиями , планировке кладбищ», — рассказала общественница.
Кроме того, по словам представительницы ОП РФ, новый законопроект предполагает создание реестра организаций, оказывающих ритуальные услуги.
«Там будут не только названия организаций, но и стоимость их услуг, а также информация о том, сама ли организация оказывает эти услуги или с привлечением с других специалистов.
Также предполагается, что будет реестр мест захоронения: можно будет посмотреть, что свободно, что кому принадлежит — будет полная прозрачность.
И необходимость платить кому-то взятки отпадает», — пояснила собеседница ФАН.
Впрочем, в Госдуме к рассмотрению инициативы по реформированию отрасли пока не перешли. При этом парламентарии считают давно назревшей необходимостью внесение изменений в законодательство о погребении и похоронном деле.
«Недопустимо, когда с людей берут деньги за бесплатные услуги. Недопустимо, когда гражданам навязывают, где конкретно покупать памятники, венки или кто должен копать могилу, — возмущается депутат Нилов.
— Даже в Москве, где этот вопрос урегулирован гораздо лучше, чем в других регионах, вспомните ту же бойню на Хованском кладбище некоторое время назад! Она показала, что есть заинтересованные структуры, которые действуют вне правового поля».
В перестрелке на Хованском кладбище Москвы в 2021 году, по различным данным, участвовали от 200 до 400 человек, три участника погибли. 17 фигурантов беспорядков уже в ноябре 2021 года были осуждены на сроки от 3,5 до 11,5 лет лишения свободы.
А в феврале прошлого года на одном из городских кладбищ Калуги был выкопан гроб с телом уже похороненного мужчины. Перед погребением родственникам умершего угрожал выкопать гроб директор местного ритуального агентства, от услуг которого они отказались.
«Правительство давно должно было внести в Государственную думу законопроект, который отрегулировал бы отрасль. Ведь мы видим, сколько серых процессов происходит и какие деньги крутятся в похоронном бизнесе, — отметил Нилов. — Я думаю, что это будет новый законопроект, который должен рамочно отрегулировать эту сферу, хотя, конечно, потребуются еще нормативно-правовые акты».
Новый закон о похоронном деле вызвал вопросы: усугубит положение
В министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, курирующем подготовку документа, подтвердили ФАН, что работа над законопроектом ведется.
«Проектом федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации», подготовленным Минстроем России, вводятся единые принципы и правила оказания ритуальных услуг, а также система контроля за специализированными службами», — сообщили в министерстве.
Стимулом для соблюдения новых правил участниками рынка должны стать изменения в КоАП РФ, предусматривающие наказание за несоблюдение порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха умершего, работы по организации похорон лицами, с которыми не заключено соответствующее соглашение, и другие нарушения. К ответственности могут привлечь как частных лиц, так и организации, пояснили в ведомстве.
«Таким образом, введение административных правонарушений и ответственности за их совершение позволит обеспечить соблюдение прав россиян, пресечь появление на пороге родственников умершего похоронных агентов до появления скорой и допуск на рынок только организаций, подтвердивших свою материально-техническую базу», — рассказали в Минстрое.
Структура нормативно-правового акта не отличается от других федеральных законов и представлена:
- номером;
- полным названием;
- годом, месяцем и днем принятия и вступлением в силу;
- нормативно-правовой частью, в том числе последствиями за нарушение федерального закона;
- особенностями реализации на практике.
Документ состоит из пяти глав (в каждой из них описываются похожие правоотношения):
- Общая информация о погребении.
- Гарантии погребения.
- Организация места погребения.
- Похоронное дело.
- Итоговые положения о погребении.
Последние поправки датируются 03.07.2021. Они затронули несколько статей, в частности, седьмую, одиннадцатую и пятнадцатую.
В седьмой статье говорится о том, что родственник или знакомый, готовый взять на себя похороны, может организовать погребение в другом населенном пункте, даже за границей. При этом он должен оплатить все расходы.
На смену словосочетанию «исполнительные органы власти» пришла формулировка «федеральные органы власти». Теперь они обязаны заботиться об ускорении процесса подготовки бумаг для пересечения государственной границы.
В одиннадцатой статье указывается цена обязательных ритуальных услуг:
- подготовки справки о смерти и всех остальных бумаг;
- предоставления гроба и других товаров для погребения;
- перевозки покойника до кладбища или крематория;
- захоронения и др.
Она была дополнена предложением «федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Они переводят деньги на производство и монтаж памятников для некоторых групп людей.
В пятнадцатой статье описывается порядок погребения на специальных кладбищах. В нее добавлены слова: «и федеральными государственными органами». Ниже составлен список конкретных структур, которые под ними подразумеваются. Они обязаны координировать захоронение участников ВОВ, военных, полицейских, пожарных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и др.
Законодательство о похоронном деле включает в себя не только ФЗ №8, но нормативно-правовые акты, основанные на нем. К ним относятся федеральные, региональные и местные документы. Но в любой ситуации приоритет у законов международного уровня. Это означает, что если российские нормы противоречат интернациональным, то будут применены последние.
В законодательстве о похоронном деле закреплено понятие погребения. Им признается событие, которое:
- является обрядом;
- организуется согласно традициям народа;
- реализуется по санитарным, экологическим и другим нормативам.
Погребение устраивается в виде:
- предания земле;
- кремации (т.е. предания огню и установки урны с прахом на специальной стене);
- в некоторых случаях (предположим, если человек умер на корабле вдали от берега, и у капитана нет времени на путешествие на землю) — предания воде.
Несмотря на то, что захоронение организуется согласно традициям народа, оно имеет общие черты. Оно проходит поэтапно:
- Подготовка (обработка тела в морге, оформление документации, покупка товаров для погребения и т.д.).
- Обряды (отпевание в церкви, прощальная церемония на кладбище и т.д.).
- Непосредственное захоронение.
- Поминки.