Шопен и его завещание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шопен и его завещание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

п. Восход, ул. Военторговская 4/16
Режим работы :

Ежедневно, кроме понедельника
с 11.00 до 19.00
Экскурсии проводятся в 12.00 и 16.00

Телефоны:
+7 (383) 363-03-29
+7-913-712-3709

WhatsApp(для сообщений): 8-913-712-37-09

В ночь на 17 октября 1849 года закончилась земная жизнь Фридерика ШОПЕНА

Фредерик Франсуа Шопен — великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.
Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.

Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.

В качестве одной из наиболее вероятных причин отъезда Шопена из Варшавы в 1830 году следует рассматривать его юношеский максимализм, а ещё простое понимание того факта, что в одной только Польше он не сможет реализовать себя в качестве музыкального сочинителя и пианиста в полной мере, «на полную катушку»: до этого он успел познакомиться с Веной, а в Париже того времени, настоящем средоточии музыкальной и вообще творческой интеллигенции со всей Европы, такая самореализация была ему практически гарантирована – что и показало потом само время.

Последним пристанищем Шопена известное парижское кладбище Пер-Лашез, а местом его вечного упокоения – захоронение между могилами двух великих итальянцев Луиджи Керубини и Беллини.

Согласно последней воле композитора, в скором времени сердце его было отправлено в Варшаву, где его затем замуровали в колонну церкви Святого Креста, в настоящее время имеющей статус малой базилики.

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.

Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

Шопен Фредерик

Одновременно он начал преподавать фортепьянную игру. Но уже в 1837 г. появились первые признаки болезни лёгких (скорее всего, это был туберкулёз). Жизнь осложнилась расставанием с невестой Марией Водзинской и отношениями с французской писательницей Жорж Санд, которая была старше его на 6 лет и у которой была семья. Надеясь, что климат Майорки произведёт благотворное действие на здоровье Шопена, Санд вместе с ним и детьми решает провести там зиму. Но наступил сезон дождей, у Шопена начались сильные приступы кашля. Пришлось вернуться во Францию. Санд поняла, что Шопен опасно болен, и преданно заботилась о его здоровье.

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.

Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фредерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время творчеством И. С. Баха.

Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой польский композитор задумал написать похожее сочинение. Но у романтика подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена — это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.

Сухие строчки музыкальной энциклопедии расскажут вам, что Ф. Шопен – польский композитор и пианист-виртуоз; что с 1831 г. он жил и работал во Франции; что он является одним из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, а также основоположником польской национальной композиторской школы; что он оказал значительное влияние на мировую музыку. И всё это будет истинной правдой. Но не всей. Потому что хочется узнать, каким человеком был тот, кто сочинял такую трепетную и тревожащую душу музыку.

Фредерик Шопен, биография которого нас интересует, под впечатлением от данного известия написал этюд до минор, который называют часто революционным, а также две прелюдии, глубоко трагические: ре минор и ля минор. В числе новых сочинений этого композитора в то время также были полонез ми-бемоль мажор, концерты для фортепьяно с оркестром, ноктюрны, польские песни на произведения Мицкевича и Витвицкого и др. Фредерик подчиняет полностью музыкально-поэтическим образам технические элементы произведений.

Итак, как мы уже говорили, биография Шопена в 1831 году, осенью, была отмечена переездом этого композитора в Париж. Его жизнь с тех пор связана была именно с этим городом. Здесь композитор сблизился с Беллини, Берлиозом, Листом, Мендельсоном, Гиллером, а также познакомился с такими художниками и писателями, как Жорж де Санд, Ламартин, Гюго, Делакруа, Гейне, Мюссе, Бальзак. В 1832 году, 26 февраля, Шопен дал в Париже свой первый концерт, в котором исполнил вариации на тему произведения Моцарта «Дон-Жуан», а также фортепьянный концерт. Присутствовавший на выступлении Лист отмечал, что талант Шопена вместе с его новшествами открыл в развитии искусства новую фазу. Уже тогда было понятно, что большого успеха как композитор добьется Фредерик Шопен. Биография, кратко изложенная в статье, позволяет убедиться в этом.

Фредерик Шопен: жизнь гения с Польшей в сердце

После окончания училища, Шопен начал изучать теорию музыки в классе композитора Юзефа Эльснера. Благодаря покровительству князей Четвертинских и Антона Радзивилла, Фредерику удалось попасть в высшее общество.

С 1829 года Фредерик Шопен, биография которого уже тогда свидетельствовала, что он станет великим музыкантом, начал активно выступать со своими произведениями в Вене. В 1830 году композитор навсегда покидает Варшаву. В 1831 году поселяется в Париже, где моментально становится известным, обретает множество поклонников. Через какое-то время музыкант сам начинает преподавать.

В круг общения Шопена входили многие молодые музыканты и крупнейшие европейские композиторы – Ф. Гиллер, Тюлон, Стамати, Франкомм, Беллини, Берлиоз, Шуман, Мендельсон, художник Э. Делакруа, писатели В. Гюго, Г. Гейне и другие.

Уилт Чемберлен (Wilt Chamberlain) краткая биография баскетболиста

Осенью 1831 года Фредерик Шопен добрался до Парижа. Польская революция как бы разграничила два периода его жизни: безоблачная юность на родине и зрелая жизнь за границей.

На первых порах молодой человек обзавелся связями и познакомился со знаменитыми композиторами Россини, Керубини и пианистом Калькбреннером, владеющим виртуозной техникой исполнения. Известное сведение о начале парижского периода жизни композитора заключается в том, что Шопену в то время приходилось довольствоваться выступлениями в домах своих покровителей и высокопоставленных лиц.

Постепенно у Фредерика появляется много приятелей и друзей. Это не только композиторы Берлиоз, Шуберт, Лист, но и поэт Гейне и художник Эжен Делакруа, автор одного из многих портретов Шопена. Особенно теплые и дружественные отношения связывали его с Адамом Мицкевичем, которому тоже пришлось жить вдали от родины. Его стихотворения, положенные на музыку Шопеном, нередко возвращались в Польшу и становились народными песнями. Под влиянием творчества польского поэта были написаны сочинения в жанре баллады.

С годами концертная деятельность Шопена практически прекратилась. Все свое время он посвящал написанию этюдов, ноктюрнов, сонат, мазурок и полонезов, прелюдий, скерцо, сонат. Можно сказать, что он дал вторую жизнь жанру этюда, превратив его из чисто механического упражнения в лирические или драматические произведения.

Здоровье композитора стало быстро ухудшаться, особенно после смерти отца и разрыва с Жорж Санд. Свой последний концерт он играл на благотворительном балу в пользу польских эмигрантов в Лондоне. Умер Фредерик Шопен 17 октября в Париже на руках у своей сестры Людвики. Сердце, перед тем как похоронить тело, было перевезено в Варшаву и хранится в костеле св. Христа, как и было завещано Фредериком Шопеном. Похоронные мероприятия были очень торжественными. Известные музыканты исполнили «Реквием» Моцарта и «Траурный марш» Шопена. В могилу высыпали горсть земли из кубка, привезенного композитором с родины.

Сухие строчки музыкальной энциклопедии расскажут вам, что Ф. Шопен – польский композитор и пианист-виртуоз; что с 1831 г. он жил и работал во Франции; что он является одним из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, а также основоположником польской национальной композиторской школы; что он оказал значительное влияние на мировую музыку. И всё это будет истинной правдой. Но не всей. Потому что хочется узнать, каким человеком был тот, кто сочинял такую трепетную и тревожащую душу музыку.

Ясно, что такой талант, как у Шопена, можно было приобрести только с рождения. Родственники так вспоминали о раннем музыкальном даре Фридерика: «Когда ему случалось услышать песенку или звуки скрипки из крестьянской хаты или корчмы, Фридерик, став где-нибудь под окном, казалось, всем своим существом погружался в эти звуки, внимательно вслушивался в народную мелодию, упивался ее ритмикой, и трудно было оторвать его от этих музыкальных наблюдений». В дальнейшем Шопен всегда стремился передать дух и характер родной песни в своих мазурках, полонезах, балладах.
Необыкновенные музыкальные способности Шопена проявились уже в детские годы. И в этом он нашёл понимание и поддержку родных, которые окружили его особой заботой (у Фридерика были 3 сестры: Людвика, Изабелла и Эмилия). Как в своё время и Моцарт, Фридерик Шопен поражал всех своим трудолюбием в занятиях музыкой, склонностью к импровизациям, прирождённым даром пианизма. К тому же он был очень впечатлительным, подвержен сильным чувствам под воздействием музыки (мог заплакать, слушая музыку). В раннем детстве Шопен начал сочинять. В январском номере за 1818 г. одна из варшавских газет поместила отзыв о первом музыкальном сочинении мальчика: «Автор этого «Полонеза» – ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».
К 12 годам Шопен уже не уступал лучшим польским пианистам. Его преподаватель Живный отказался от занятий с юным виртуозом – он ничему больше не мог научить его.

Концертная деятельность Шопена началась с 1829 г. Он выступает в Вене, Кракове, Варшаве… В 1830 г. он навсегда покидает Польшу. И с этого момента начинается его постоянная, но скрытая скорбь. Почему он больше не вернулся на родину?
В 1830 г. в Польше началось восстание за независимость, жестоко подавленное войсками императора Николая I. Среди повстанцев были друзья Шопена, и сам он мечтал принять участие в восстании – это навсегда поставило его в положение изгнанника. Его охватило отчаяние. Только в музыке он мог выразить свои чувства, записанные в дневнике: «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» В этот период он и написал свой знаменитый «Революционный этюд».

Одновременно он начал преподавать фортепьянную игру. Но уже в 1837 г. появились первые признаки болезни лёгких (скорее всего, это был туберкулёз). Жизнь осложнилась расставанием с невестой Марией Водзинской и отношениями с французской писательницей Жорж Санд, которая была старше его на 6 лет и у которой была семья. Надеясь, что климат Майорки произведёт благотворное действие на здоровье Шопена, Санд вместе с ним и детьми решает провести там зиму. Но наступил сезон дождей, у Шопена начались сильные приступы кашля. Пришлось вернуться во Францию. Санд поняла, что Шопен опасно болен, и преданно заботилась о его здоровье.

Маэстро родился в далёком 1810 году. Его мать была дворянкой по происхождению, а глава семейства занимал должность учителя. Шопен провёл детство в маленьком провинциальном городе Желязова-Воля (под Варшавой). Его воспитывали в исконно интеллигентной семье.

Глава семейства вместе с матерью привил своим детям любовь к поэзии и музыке. Мама была очень образованной женщиной, она искусно играла на фортепиано и пела. Все дети интересовались музыкой. Но особенно выделился Фредерик, который без особого труда освоил игру на клавишных инструментах.

Он часами мог просиживать за музыкальными инструментами, подбирая недавно услышанную мелодию на слух. Шопен поражал родителей прекрасной игрой на фортепиано, но больше всего мать была удивлена абсолютным слухом сына. Женщина была уверена в том, что сына ждёт блестящее будущее.

В 5 лет маленький Фредерик уже выступал с импровизированными концертами. Через несколько лет он поступил на учёбу к музыканту Войцеху Живному. Прошло совсем немного времени, и Шопен стал настоящим пианистом-виртуозом. Он настолько хорошо владел игрой на фортепиано, что превзошёл взрослых и опытных музыкантов.

Фридерик Шопен и его похоронный марш

В 19 лет Шопен активно гастролировал по родной стране. Его имя стало ещё более узнаваемым. Авторитет музыканта укрепился. Это позволило Фредерику отправиться в первое европейское турне. Выступления маэстро проходили с огромным аншлагом. Его встречали и провожали громкими овациями и аплодисментами.

Находясь на территории Германии, музыкант узнал о подавлении польского восстания в Варшаве. Дело в том, что он был одним из соратников восстания. Молодой Шопен вынужден был остаться на чужбине. Он выбрал красочный Париж. Здесь же он создал первый опус этюдов. Главным украшением прославленных музыкальных композиций стал знаменитый «Революционный этюд».

В 1830-х годах был расцвет творчества маэстро. Он познакомился с гениальными композициями Адама Мицкевича. Под впечатлением от прочитанного Шопен создал несколько баллад. Композиции музыкант посвящал родине и её судьбе.

Баллады были наполнены польскими фольклорными песнями и танцами, в которые были добавлены речитативные реплики. Фредерик прекрасно передал общее настроение польского народа, но через призму своего видения. Вскоре маэстро создал четыре скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Вальсы, которые вышли из-под пера композитора, были связаны с личными переживаниями Фредерика. Он умело передал трагизм любви, взлёты и падения. А вот мазурки и полонезы Шопена — это копилка национальных образов.

Жанр ноктюрна в исполнении Шопена тоже претерпел некоторых изменений. До композитора этот жанр можно было охарактеризовать просто — ночная песня. В творчестве Фредерика ноктюрн перевоплотился в лирико-драматическую зарисовку. Маэстро удалось умело передать трагизм подобных композиций.

Вскоре он презентовал цикл, который состоял из 24 прелюдий. На написание цикла композитора опять вдохновили личные переживания. Как раз в этот период времени он пережил расставание с возлюбленной.

Тогда же он начал увлекаться творчеством Баха. Под впечатлением от бессмертного цикла фуг и прелюдий маэстро Фредерик решил создать нечто подобное. Прелюдии Шопена представляют собой небольшие зарисовки о личных переживаниях маленького человека. Композиции созданы в манере так называемого «музыкального дневника».

Несмотря на то, что Шопен был романтиком (это подтверждают многочисленные произведения), личная жизнь маэстро не сложилась. Ему не удалось ощутить радости семейной жизни. Мария Водзиньская — первая девушка, в которую влюбился Фредерик.

После того как состоялась помолвка между Марией и Шопеном, родители девушки выдвинули требования, чтобы свадьба состоялась не ранее, чем через год. Они хотели убедиться в состоятельности музыканта. В итоге свадебная церемония не состоялась. Шопен не оправдал ожиданий главы семейства.

Расставание с Марией музыкант переживал очень тяжело. Он долго отказывался верить в то, что больше никогда не увидит девушку. Переживания повлияли на творчество маэстро. Он создал бессмертную вторую сонату. Особенно меломаны оценили медленную часть композиции «Траурный марш».

  1. До наших дней дошло несколько ранних композиций Фредерика. Речь идёт о полонезе B-dur и композиции «Военный марш». Примечательно, что произведения были написаны композитором в 7 лет.
  2. Он обожал играть в темноте и говорил о том, что именно в ночное время у него появляется вдохновение.
  3. Шопен страдал от того, что у него была узкая ладонь. Маэстро даже изобрёл специальный прибор, который был направлен на растяжение ладони. Это помогало брать более сложные аккорды.
  4. Фредерик был любимчиком женщин. Это обусловлено не только тем, что он был гениальным музыкантом. Шопен обладал привлекательной внешностью.
  5. У него не было детей, но он обожал свою племянницу.

После расставания с Жорж Санд здоровье знаменитого маэстро начало резко ухудшаться. Он долго не мог прийти себя. Фредерик был настолько подавлен и сломлен, что не хотел лечиться. Он хотел умереть. Собрав волю в кулак, композитор отправился в тур по Великобритании. Маэстро сопровождала его ученица. После ряда концертов Фредерик вернулся в Париж и окончательно слёг.

Он скончался в середине октября 1849 года. Композитор умер от туберкулёза лёгких. В последние дни его жизни рядом с ним были племянница и друзья.

Шопен составил завещание, в котором просил выполнить одну очень странную просьбу. Он завещал после своей смерти вынуть сердце и похоронить его на родине, а тело похоронить на французском кладбище Пер-Лашез.

В Польше творчеством композитора упиваются и восхищаются доныне. Он стал кумиром и идолом для поляков. В его честь названо множество музеев и улиц. Во множестве городах страны стоят памятники, на которых изображён гениальный маэстро.

Почему Шопен завещал похоронить свое сердце в Варшаве?

Фредерик Франсуа Шопен — великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.

Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа “Траурным маршем”.

И Фрыдерык ещё в восьмилетнем возрасте осознавал, что своей карьерой он обязан прежде всего матери. На первом же публичном выступлении в Варшаве, где Шопен играл полонез собственного сочинения, он был удостоен восторженных оваций публики. После концерта он подбежал к матери со словами благодарности. «Мама, ты слышала, как они хлопали? Это потому, что ты пришила к коричневой курточке белый кружевной воротничок — очень красиво!» — сцена, как будто списанная с нынешней рекламы отбеливающих средств.

Официальная же реакция на этот музыкальный прорыв отнюдь не страдала детской наивностью: «Шопен — настоящий гений музыки, сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе настоящее, большое внимание«.

Париж — иное дело. Здешний бомонд принимает Шопена с восторгом. Он водит дружбу с такими гигантами, как Гейне, Берлиоз, Беллини. Им восхищается живописец Эжен Делакруа. Тёплые отношения связывают его с Мендельсоном. А вот ещё с одним современником, Ференцем Листом, отношения не заладились.

В 1836 г. в салоне Мари д’Агу Шопен знакомится со знаменитой писательницей Жорж Санд. Вот как он описывает эту встречу: «Лицо госпожи Дюдеван, известной под именем Жорж Санд, несимпатично. Она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее». Однако самой Санд Шопен был необходим до крайности. В чём же дело? Зачем она так хотела заполучить себе этого поляка? Причина проста. Мари д’Агу числила у себя в любовниках знаменитого виртуоза и композитора Ференца Листа.

Весь творческий путь польского музыканта можно поделить на два периода. Разделом служит вынужденный отъезд за границу в 1831 году из Варшавы.

1 период — до 31 года — юношеский, время становления творчества, поиск своего направления. Именно тогда у Шопена проявлялся обостренный интерес к польской музыке: это мазурки, полонезы, вальсы. В данных жанрах осуществляется ее слияние с достижением европейского стиля.

2 период — 1831-1849 гг (парижский). Это этап творческой зрелости, наступление которой содействовало сильное потрясение о восстании в Польше — незаживающая рана в сердце Шопена.

Музыка не имеет отечества, отечество ее вся Вселенная

Ноктюрн 20

Фредерик Франсуа Шопен — великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена

Обратите внимание

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке.

Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному.

Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.

Фредерик Шопен в молодости

Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.

Шопен: биография и творчество, самое интересное

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.

Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Известность Шопена обусловлена не только его композиторской и концертной деятельностью. Талантливый польский музыкант проявил себя ещё и в качестве гениального педагога. Фредерик Шопен является создателем уникальной пианистической методики, которая помогла многим пианистам обрести настоящий профессионализм.

Адольф Гутман был учеником Шопена

Помимо талантливых учеников, у Шопена обучалось много барышень из аристократических кругов. Но по-настоящему из всех подопечных композитора прославился только Адольф Гутман, который стал впоследствии пианистом и музыкальным редактором.

Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов. Интересовался он творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа.

Портрет Шопена. Художник Эжен Делакруа

Написанный в необычной для того времени романтической манере портрет композитора хранится сейчас в музее Лувра. В настоящий момент известны также фото польского музыканта. Историки насчитывают как минимум три дагерротипа, на которых по исследованиям запечатлен Фредерик Шопен.

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.

Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа “Траурным маршем”.

Совет

Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.

Фредерик Шопен и Жорж Санд

История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Фредерик Шопен не запечатлён с его женщинами. Единственная картина, на которой был изображен композитор и Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.

Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулез.

Жорж Санд

Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая графиня обладала особым влиянием на слабохарактерного Фредерика. Тем не менее, это не мешало ему создавать свои бессмертные фортепианные произведения.

  1. С самого детства Шопен любил играть в полной темноте. Это помогало ему погрузиться в волшебный мир, который он сам и придумывал. Даже в гостях и на приемах, когда мальчика просили сыграть на фортепиано, он заставлял взрослых гасить свечи в помещении.
  2. Фредерик не всегда мог одновременно дотянуться до всех клавиш, чтобы сыграть понравившийся аккорд. Он сам придумал, как увеличить длину пальцев и постоянно пользовался приспособлением, которое доставляло муки и боль.
  3. Когда Фредерику исполнилось 12 лет, в музыкальной школе от него отказался преподаватель. Педагог сказал, что не в силах научить чему-либо еще своего подопечного.
  4. В детстве Шопен «видел» мистических духов и существ. Возможно это было последствием эпилепсии, которой страдал мальчик.
  5. Когда ночью ему снились кошмары, Шопен бежал за фортепиано, чтобы отвлечься. За это прислуга считала его сумасшедшим.
  6. Фредерик был очень впечатлительным молодым человеком. Когда он пришел в гости к своей невесте с товарищем, та предложила присесть первому не ему. Это очень расстроило музыкального гения, и он разорвал помолвку.
  7. Шопен указал в завещании, что хочет, чтобы его сердце после смерти отправили на родину в Польшу. Так и сделали. Теперь оно хранится в одной из церковных стен.
  8. 10 лет композитор был безумно влюблен в девушку по имени Жорж Санд, которая была писательницей. После разрыва отношений, музыкант крайне болезненно переживал. В тот период его творчество пошло на спад.
  9. Знаменитый «Собачий вальс» посвящен любимой собаке Жорж Санд. Как-то девушка попросила Фредерика о том, что у ее питомца должно быть собственное музыкальное произведение. Влюбленный юноша сразу же выполнил прихоть. Жорж очень любила играть с собакой под этот шедевр.
  10. В 10-тилетнем возрасте написал в честь князя Константина марш, который так и остался без авторской подписи. Сейчас его можно услышать в исполнении военных оркестров на разных праздничных парадах.
  11. Выдающийся польский композитор умер спустя два года после болезненного расставания с Жорж Санд от туберкулеза легких. Произошло это в присутствии его любимой сестры, которой он впоследствии завещал имущество.
  12. Похороны состоялись в Париже. Тысячи поклонников собрались, чтобы проводить кумира в последний путь.

Неизвестно, сколько врачей было у Шопена; разные авторы называют это число 14, 31 или «почти 50». Кроме того, у композитора были дружеские отношения с другими врачами, которые, возможно, также иногда оказывали ему помощь.

В Варшаве врачами Шопена были Ян Фредерик Вильгельм Мальц, Францишек Жирардо и Фредерик Адольф Ремер. В Вене Шопену оказывал медицинскую помощь Иоганн Малфатти. В число врачей Шопена в Париже входили Александр Хофман, Жан-Жак Молин, Андре Франсуа Кавьер, Ян Матушинский , Адам Рациборский, Пьер Гобер, Гюстав Папе и Кост. Во время своего 1848 года пребывания в Лондоне — Маллан и Джеймс Кларк. В Париже в 1848–1849 годах его лечили Леон Симон, Френкель, Давид Корефф, Луи и Рот. Последним врачом Шопена был Жан Крювелье .

Мало что известно о здоровье отца Фредерика, Николя Шопена , который дожил до 73 лет и несколько раз страдал от респираторных инфекций . Мать композитора не имела хронических заболеваний и достигла 79 лет.

Из трех сестер Фредерика Изабела умерла в возрасте 70 лет и не болела; Людвика страдала рецидивирующими респираторными инфекциями и умерла в 47 лет; у самой младшей, Эмилии , с раннего детства было слабое здоровье. Эмилия страдала повторяющимся кашлем и одышкой ; в 11 лет у нее начались кровотечения из верхних отделов желудочно-кишечного тракта , а в 14 она умерла от обширного кровотечения.

У Шопена был диагностирован туберкулез, и он лечился в соответствии с современной практикой, включая кровопускание и чистку . В свидетельстве о смерти был указан туберкулез, несмотря на предполагаемое отсутствие типичных изменений органов. Критики альтернативных гипотез о болезни Шопена указывают на многочисленные свидетельства туберкулеза. Хронический кашель и кровохарканье — частые симптомы туберкулеза; осложнения могут включать как перикардит , вызывающий правожелудочковую недостаточность, так и бронхоэктазы , проявляющиеся продуктивным кашлем и дыхательной недостаточностью.

20-летняя история кровохарканья редко при туберкулезе , но не невозможно. Точно так же кавернозный туберкулез редко встречается в детстве, но его нельзя исключить в случае Эмилии Шопен. Фредерик мог заразиться туберкулезом от своей младшей сестры.

В монографии об исторических методах лечения туберкулеза обсуждаются индивидуальные методы лечения на примере Шопена, поскольку его история хорошо иллюстрирует взгляды на лечение туберкулеза в середине 19 века.

Любовное проклятие Фредерика Шопена. Кто погубил великого пианиста?

Биографы Шопена часто затрагивали тему депрессии, но психиатры редко поднимали эту тему. Одно из немногих исследований психического состояния Шопена — это работа Бронислава Онуфа-Онуфровича 1920 года . Автор процитировал биографов, касающихся характера и психики Шопена, и указал на некоторые симптомы, которые могут указывать на маниакально-депрессивное расстройство или раннее слабоумие (теперь называемое шизофренией ), но он подчеркнул отсутствие доказательств тяжелого психоза и тот факт, что отдельные симптомы могут указывать только на предрасположенность к подобным психическим заболеваниям.

Биография

Фредерик Франсуа Шопен — великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.

Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.

Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.

Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фредерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время творчеством И. С. Баха.

Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой польский композитор задумал написать похожее сочинение. Но у романтика подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена — это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *