Тайна завещания леонида быкова
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тайна завещания леонида быкова». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
По словам самой Косничук, которые приведены в книге Натальи Тендоры «Леонид Быков. Аты-баты », приехав на студию, она положила конверт в ящик письменного стола и благополучно о нем забыла. Она и представить не могла, что находится в этом конверте. Как утверждала Косничук, 3 года письмо не попадалось ей на глаза. И только в 1979 году редактор случайно наткнулась на конверт, собираясь в командировку. Она тут же выскочила в коридор и отдала завещание Леонида Федоровича проходившему по коридору Ивану Миколайчуку. Тогда Быков был еще жив.Режиссер погиб в автокатастрофе буквально через несколько дней. На похоронах Леонида Быкова Эмилию Косничук поразило многое. Например, в последний путь Быкова провожали без помпы: даже оркестра не было. Косничук кому-то сказала об этом, а в ответ услышала: «Он так хотел». Женщина недоумевала, когда Леонид Федорович успел распорядиться насчет своих похорон: ведь он ушел из жизни внезапно. Только потом Эмилия узнала о том, что было в конверте, который она вручила Миколайчуку. Однако в завещании Быков высказал не только пожелания, касательно своего погребения.
Тайна завещания Леонида Быкова
Как пишет биограф, Федор Раззаков, в своей книге «Последние дни и часы народных любимцев», вся жизнь Леонида Быкова была наполнена всевозможными драматическими событиями, неприятностями и препятствиями. Казалось бы, «правильные» с точки зрения советской идеологии фильмы Быкову позволяли снимать и выпускали на большие экраны только с боем. Кроме того, у его жены имелись серьезные проблемы со здоровьем. Да и сын постоянно попадал в какие-то передряги, из которых он выпутывался только благодаря стараниям знаменитого отца.
Понятно, что нервное перенапряжение не лучшим образом сказывалось на состоянии Леонида Быкова. В 1976 году он угодил на больничную койку с очередным инфарктом. Среди казенных стен Быков вдруг ясно осознал, что нынешнего или третьего сердечного приступа он не перенесет. Поэтому актер написал прощальное письмо-завещание, адресованное друзьям, режиссеру Николаю Мащенко и артисту Ивану Миколайчуку. Когда редактор, Эмилия Косничук, пришла навестить Быкова, тот передал ей конверт и велел вручить его Мащенко или Миколайчуку в любое удобное для Эмилии время.
По словам самой Косничук, которые приведены в книге Натальи Тендоры «Леонид Быков. Аты-баты…», приехав на студию, она положила конверт в ящик письменного стола и благополучно о нем забыла. Она и представить не могла, что находится в этом конверте. Как утверждала Косничук, 3 года письмо не попадалось ей на глаза. И только в 1979 году редактор случайно наткнулась на конверт, собираясь в командировку. Она тут же выскочила в коридор и отдала завещание Леонида Федоровича проходившему по коридору Ивану Миколайчуку. Тогда Быков был еще жив.
Что Леонид Быков написал в своем прощальном письме-завещании
Итак, давайте попробуем восстановить события того трагического дня 11 апреля 1979 года.
С 10 по 11 апреля Леонид Быков находился у себя на даче в поселке Страхолесье. О приехал туда сразу после совещания на киностудии им. Довженко, где обсуждался его новый фильм «Пришелец». На даче Быков находился один.
11 апреля у Быкова было назначено интервью для «Советского экрана». Корреспондент ждала его в 18 часов в Киеве. Поэтому днем 11 апреля Леонид Федорович сел в свою «Волгу» и отправился в город. Примерно в половине пятого на 47 километре трассы Миск-Киев Быков догоняет тихоходный трактор. Некоторое время Быков двигается позади трактора, затем предпринимает попытку обгона.
Резко ускорившись автомобиль Быкова выезжает на встречную полосу. В этот момент во встречном направлении двигается грузовик, перевозивший стеклянную посуду. Леонид Федорович заметив «Газон», вдавил тормоза. Однако скорость встречки и скорость самого Быкова были слишком велики и столкновения избежать не удалось.
За рулем грузовика сидел парень в возрасте 23-х лет, один из водителей автоколонны «Киевводстроя». Он не успел сориентироваться, и, как установит потом следствие, «не имел технической возможности избежать столкновения». У Сергея Ковальчука из села Каменка Вышгородского района, водителя трактора, тоже не было возможности повлиять на ситуацию. А водитель «Волги» мог поступить, как минимум, тремя способами.
- Завершить обгон. Если бы Леонид нажал на газ, вероятно, он успел бы проскочить между грузовиком и трактором и вернуться на свою полосу, избежав лобового столкновения. Расчеты экспертов и моделирование ситуации допускали такое завершение ситуации.
- Резко повернуть вправо, ударив по тормозам. Если бы даже при этом «Волга» задела прицеп трактора, то удар едущих в одном направлении транспортных средств не так страшен, как столкновение «лоб в лоб». Повреждена была бы машина, но не водитель.
- Пересечь дорогу в том же направлении, не сворачивая, и выехать на обочину на противоположной стороне. Дорогу окружают ровные поля, съезд на обочину не очень крутой, водитель пристегнут ремнем безопасности. Все могло бы кончиться хорошо…
Но актер резко затормозил, не сворачивая. На мокром асфальте «Волгу» занесло, и она пошла юзом прямо под колеса ГАЗ-35. Грузовик врезался в правый бок «Волги», его колеса прямо-таки вошли внутрь салона. Он протащил измятую легковушку больше 20 метров так, что она пропахала обочину своими колесами. Поврежденный двигатель ГАЗ-35 ревел, заглушить его водитель не смог. Леонид Быков погиб.
11 апреля Леонид Быков за рулём «Волги» ехал по трассе Киев – Минск. Он возвращался из села Страхолесье, где находилась его дача. Актёр наведался туда, чтобы убедиться, что его постройку не подтопили талые воды.
Увидев на дороге в районе посёлка Дымер трактор «Беларусь» с мотокультиватором, водитель «Волги» решил его обогнать. Выехав на встречную полосу, Леонид Быков столкнулся со среднетоннажным грузовиком ГАЗ-53. Суммарная скорость при столкновении составила 150 километров в час. Грузовик протаранил переднюю правую дверь «Волги» и протащил легковую машину на расстояние 18 метров. Удар был такой силы, что ремень безопасности уже ничем не мог помочь артисту – его искромсало колесо ГАЗа, буквально вломившееся в салон «Волги».
Свидетелями аварии стали водитель и пассажиры служебного УАЗика Дымеpскoгo лесхoза. Они же вынесли ещё живого Быкова из автомобиля на дорогу, где он скончался через несколько минут.
Следствие пришло к выводу, что молодой водитель грузовика, перевозивший стекловату для организации «Киевстрой», не был виновен в ДТП. Многочисленные экспертизы, включая следственные эксперименты на автодроме, показали, что 50-летний Быков допустил оплошность, возможно, по причине усталости. Алкоголя в крови режиссёра обнаружено не было.
Стоит отметить, что стиль вождения Леонида Быкова и раньше был достаточно рискованный – на момент аварии он имел два штрафа за нарушения при обгоне.
Однако близкие народного артиста указали на некоторые странные обстоятельства, сопутствовавшие событию.
Незадолго до гибели Леонид Быков написал письмо-завещание, адресованное советским режиссёрам Николаю Мащенко и Ивану Миколайчуку. Послание друзьям представляло собой несколько строк на небольшом листе бумаги. Оно начиналось со слов «А если это конец…»
Быков просил на его поминках обойтись без «почестей» и рассказал, какие песни должны быть исполнены в память о нём. Также он высказал сожаление о том, что «не успел сделать ничего путного».
Возможно, впрочем, что письмо было написано ещё в 1976 году после сердечного приступа. Редактор Эмилия Косничук, которая должна была тогда передать послание друзьям Быкова, забыла это сделать, и «завещание» оказалось прочитано всего за пару дней до трагедии.
К слову, возникновение у актёра очередных проблем с сердцем также рассматривалась как одна из версий аварии. Однако 11 апреля инфаркта у Леонида Быкова не было, так как он до последнего продолжал давить на педаль газа.
Завещание Леонида Быкова заставило говорить о том, что актёр намеревался свести счёты с жизнью. Тем более, что, по словам следователя Виктора Чевгуза, у него оставалась возможность избежать ДТП, вернувшись в свою полосу или, наоборот, закончив манёвр. Но он ею не воспользовался, продолжая целых 22 метра мчаться навстречу грузовику.
На момент аварии Быкову приходилось справляться с семейными неурядицами, а его фильмы с большим трудом пробивались к зрителю. Кинематографические начальники раз за разом клали на полку работы мастера.
Быков испытывал денежные трудности, из-за которых даже не мог себе позволить сменить износившиеся шины автомобиля. Покрышки колес «Волги», по словам свидетелей, были совершенно «лысыми», что, вероятно, также сыграло роль в ДТП. Сама машина, впрочем, была куплена недавно.
Однако многие считают, что у Быкова был просто не тот характер, чтобы добровольно уйти из жизни. Профессиональные обстоятельства режиссёра постепенно налаживались. Он был на пороге успеха, который ему предрекали в связи с ещё незаконченным фильмом «Пришелец».
Приходится констатировать, что даже спустя годы ни одна версия гибели Леонида Быкова, в том числе и экзотическое мнение о том, что аварию подстроило КГБ, не выглядит до конца убедительной.
На большом экране Леонид дебютировал в мелодраме «Судьба Марины» (1952), в которой сыграл баяниста. Через пару лет он снялся в знаменитой картине «Укротительница тигров», благодаря чему стал известен на всю страну.
В 1955 г. Быкову доверили главную роль в комедии «Максим Перепелица». Эта кинолента получила массу положительных отзывов, вследствие чего Леонид стал одним из наиболее востребованных советских актеров. После этого он продолжил играть ключевых персонажей в работах «Майские звезды», «Ссора в Лукашах» и «Добровольцы».
В 1960 г. состоялась премьера мелодрамы «Алешкина любовь», где Быков снова играл главного персонажа. В следующем году была экранизирована короткометражная лента в «Как веревочка ни вьется…». В этом проекте он проявил себя не только как актер, но и как кинорежиссер.
И хотя этот фильм остался незамеченным, Леонид Федорович смог получить первый опыт на поприще режиссера. В 1965 г. он представил комедию «Зайчик», где также выступил как актер и кинорежиссер. На этот раз его ждал успех. В том году «Зайчик» стал одним из лидеров советского кинопроката – более 25 млн зрителей.
Быков не любил обсуждать личную жизнь, поскольку считал это лишним. Он был женат на Тамаре Константиновне, с которой испытал всю полноту семейного счастья. В этом браке у пары родились дочь Марьяна и сын Александр.
Александр доставлял родителям немало хлопот. В молодости он связался с дурной кампанией, вследствие чего принимал участие в ограблении магазина. Быков спас сына от тюрьмы, а сам заработал 2-й инфаркт.
Леонид Быков погиб в автокатастрофе 11 апреля 1979 года в возрасте 50 лет. Он планировал обогнать едущий перед ним трактор, но во время обгона столкнулся с грузовиком ГАЗ-53. Следствие доказало невиновность водителя грузовика.
Леонид находился в трезвом состоянии, но, очевидно, допустил ошибку по причине усталости. Он до последнего момента пытался избежать столкновения, изо всех сил давя на педаль тормоза. Полученные при ДТП травмы оказались не совместимыми с жизнью.
Любопытно, что после себя актер оставил завещание, в котором говорилось следующее: «Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и все. Не нужно цирка, называемого почестями. Никаких надгробных речей. Пусть ребята споют «Журавли», «Сережку с Малой Бронной», «Бери шинель», «Этот день победы», а потом пусть 2-я эскадрилья «врежет» «Смуглянку» от начала и до конца».
Быкова-старшего пригласили на творческую встречу в воинскую часть. Он блестяще ее провел, но пить на банкете отказался. После выступления внезапно уехал, сославшись на дела в Киеве. После этого Лесь начал постоянно получать наряды вне очереди. Позже узнал причину немилости: отец не захотел пить на банкете, который устроило командование.
Через месяц режиссера пригласили снова – ожидали высокое начальство из штаба воздушно-десантных войск. Когда Лесь сказал, что отец не приедет, ему посоветовали передать, чтобы тот хорошенько подумал.
Когда Олесь служил в армии, в часть пригласили Быкова с фильмом «В бой идут одни «старики».
После встречи пьяный майор сказал Александру: «Еще бы хорошую картину не снять! Деньжища твой отец отхватил – будь здоров. Эти артисты – богачи, а жены у них – проститутки».
Тот ответил: «Если бы вы не были моим командиром, я бы вам морду набил».
Тогда майор с прапорщиком избили Олеся, а чтобы избежать ответственности, провернули дело так, что в военном билете врачи части поставили штамп, что он шизофреник.
Леся комиссовали. Он не мог пойти на работу – его должны были осмотреть врачи, чтобы снять диагноз. Гражданские не делали этого – не хотели ссориться с Минобороны.
Гибель актёра Леонида Быкова: была ли она случайной
Десять лет понадобилось, чтобы снять диагноз. Министр обороны посоветовал Леониду Быкову «поберечь здоровье». А главврач Павловской больницы по фамилии Лившиц сказал режиссеру: «Используйте все связи, спасайте сына, здесь его «зарежут». Забирайте семью из Украины…»
Друзья Быкова хотели, чтобы Леся положили на обследование в Москве, где бы его осмотрела независимая комиссия. Когда были готовы нужные документы, и все подписано, Киев не выпустил Леся.
Из письма Леонида Быкова:
«Ну, как тут не богохульствовать, если тебе подсунули судьбу-фашистку? Дай мне вырвать сына из психушки, вдохнуть хоть капельку веры в жизнь и в людей. Или еще что-то готовишь мне больше? Больше – не бывает! Глубоко тебя презираю, моя судьба! И не уважаю».
Жена Леонида Быкова – Тамара Кравченко – персона очень противоречивая. О ней ходят различные слухи: она якобы была психически нездорова и мучила своего мужа. Однако подтверждения этому не нашлось, и журналисты оставили женщину в покое.
Молодые люди встретили друг друга в Харьковском театральном институте. Быков был поражен ее музыкальным даром и красивым голосом. Ребята поженились, и Тамара предпочла карьере работу жены и матери.
Тамара после того, как на экраны выходил фильм мужа, покупала билет и отправлялась на просмотр. Не было в мире критика желаннее и строже для Леонида Федоровича, чем его Томочка.
Жена Быкова получила инвалидность и умерла в 2010 году, пережив мужа на тридцать один год.
В 1977 году Лесь по глупости оказался замешанным в ограблении ювелирного магазина. Пока Быков заканчивал фильм «Аты-баты, шли солдаты…», Лесь сдружился с сомнительными ребятами. Как-то они попросили покатать их на папиной «Волге». Лесь попросил ключи от гаража и машины, мол, хочет помыть автомобиль и проехаться, чтобы восстановить водительские навыки. Леонид Федорович не смог отказать сыну.
Быкову как раз присудили Госпремию им. Шевченко за фильмы «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты». Он отказался от награды, сказав, что не достоин ее, и на вручение не поехал. Тогда первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий распорядился: раз лауреат не может забрать премию по состоянию здоровья, ее нужно доставить домой. Быков получил премию прямо в постели, и на все его возражения ответ был один: «Таково пожелание товарища Щербицкого».
Состоялся суд. Быков тяжело перенес произошедшее. Но когда выздоровел и пришел на киностудию, выглядел на десяток лет старше. Стал замкнутым, молчаливым и мало чем напоминал себя прежнего. Через несколько дней – подал заявление об увольнении. Директор киностудии отказался его принять, но Быков отдал его секретарю. Об этом доложили Щербицкому. Он пожелал встретиться с Быковым. Никто не знает, о чем шел разговор, но заявление Быков забрал.
Быкова-старшего пригласили на творческую встречу в воинскую часть. Он блестяще ее провел, но пить на банкете отказался. После выступления внезапно уехал, сославшись на дела в Киеве. После этого Лесь начал постоянно получать наряды вне очереди. Позже узнал причину немилости: отец не захотел пить на банкете, который устроило командование.
Через месяц режиссера пригласили снова – ожидали высокое начальство из штаба воздушно-десантных войск. Когда Лесь сказал, что отец не приедет, ему посоветовали передать, чтобы тот хорошенько подумал.
Когда Олесь служил в армии, в часть пригласили Быкова с фильмом «В бой идут одни «старики».
После встречи пьяный майор сказал Александру: «Еще бы хорошую картину не снять! Деньжища твой отец отхватил – будь здоров. Эти артисты – богачи, а жены у них – проститутки».
Тот ответил: «Если бы вы не были моим командиром, я бы вам морду набил».
Десять лет понадобилось, чтобы снять диагноз. Министр обороны посоветовал Леониду Быкову «поберечь здоровье». А главврач Павловской больницы по фамилии Лившиц сказал режиссеру: «Используйте все связи, спасайте сына, здесь его «зарежут». Забирайте семью из Украины…»
Друзья Быкова хотели, чтобы Леся положили на обследование в Москве, где бы его осмотрела независимая комиссия. Когда были готовы нужные документы, и все подписано, Киев не выпустил Леся.
Из письма Леонида Быкова:
«Ну, как тут не богохульствовать, если тебе подсунули судьбу-фашистку? Дай мне вырвать сына из психушки, вдохнуть хоть капельку веры в жизнь и в людей. Или еще что-то готовишь мне больше? Больше – не бывает! Глубоко тебя презираю, моя судьба! И не уважаю».
Спустя несколько лет после смерти артиста стали проводиться фестивали «в его честь», создавались концертные бригады. Люди ездили по стране и делились «воспоминаниями». На которые у них не было никакого права. Ни юридического. Ни морального.
— Поначалу о Леониде Федоровиче не вспоминали, позже на имени Быкова стали делать бизнес. Но мы-то знали этих людей. И цену им. Смотреть и слушать то, что они «вспоминают», было невыносимо. Мы по-прежнему жили в Харькове. Пока гендиректор студии им. Довженко Николай Мащенко не позвал меня на работу. Уверял, что тех людей уже нет, и теперь все будет хорошо. Тем не менее, сомнения одолевали меня. И, даже приняв решение вернуться в Киев, я первое время жила на два города, и лишь в 2000 году перевезла маму. Мы с братом поменялись квартирами, и я въехала в его однокомнатную в центре Киева.
Быкову как раз присудили Госпремию им. Шевченко за фильмы «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты». Он отказался от награды, сказав, что не достоин ее, и на вручение не поехал. Тогда первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий распорядился: раз лауреат не может забрать премию по состоянию здоровья, ее нужно доставить домой. Быков получил премию прямо в постели, и на все его возражения ответ был один: «Таково пожелание товарища Щербицкого».
Состоялся суд. Быков тяжело перенес произошедшее. Но когда выздоровел и пришел на киностудию, выглядел на десяток лет старше. Стал замкнутым, молчаливым и мало чем напоминал себя прежнего. Через несколько дней – подал заявление об увольнении. Директор киностудии отказался его принять, но Быков отдал его секретарю. Об этом доложили Щербицкому. Он пожелал встретиться с Быковым. Никто не знает, о чем шел разговор, но заявление Быков забрал.
Леонид Быков: «От винта!»
Леонид Быков: 90 лет со дня рождения маэстро. Видео «Нам здесь и своих гениев хватает», — шипели коллеги на киностудии Довженко, когда в конце 60-х прямиком из Ленинграда к ним приехал будущий режиссер фильма «В бой идут одни старики» Леонид Быков.
Заслуженного артиста приняли не сразу. Вместо обещанной мастерской предложили затертый до дыр стул под пальмой-курилкой, а вместо свободного творчества — жесткую цензуру от чиновников из «Госкино».
Билеты по 5 копеек
Актерский талант у Ленчика — так родные ласково называли Быкова — начал проявляться с детства. Вместе со старшей сестрой Изочкой во дворе дома в Краматорске они устраивали импровизированные представления — превращали веранду в сцену, из простыни делали занавес, расставляли лавочки для зрителей и, чтобы все было по-«взаправдашнему», на входе продавали билетики по 5 копеек. Выручку тратили на конфеты и пряники для гостей.
Время так рассудило, что единственным автором народного кино о войне оказался Леонид Быков, который и снял-то два военных фильма – «В бой идут одни «старики» да «Аты-баты, шли солдаты…» Кино Быкова оказалось именно той версией войны, которую хотели представлять себе и ветераны, и их внуки. Почему так сложилось, размышляет публицист, писатель Дмитрий Быков.
В следующие десять лет Быков с разной степенью успеха сыграл два десятка ролей, делившихся условно на три группы:
– хороший, но озорной советский парень-хлопец-парубок («Ссора в Лукашах», «Алёшкина любовь», «Осторожно, бабушка!»);
– молодой, но бывалый советский человек, как правило, прошедший войну («Добровольцы», «На семи ветрах», «Майские звезды», «Рядом с нами»);
– маленький советский человек, хороший, но не лишенный отдельных недостатков – либо слишком мягкий, либо болтливый и безответственный («Когда разводят мосты»). Именно такого человека мог он сыграть в фильме Рязанова «Берегись автомобиля», когда отказался Смоктуновский, – но Смоктуновского в конце концов уломали.
Именно такого человека – слишком мягкого, но по природе отличного, глубоко нравственного, только уверенности ему не хватает, – сыграл он в первом своем авторском фильме. Быков – даром что не писатель – шел путем Шукшина: сначала играл советских положительных героев, потом захотел сам ставить фильмы, поскольку эксплуатировали его слишком однообразно. В первом своем фильме «Зайчик» он работал с чужим сценарием, но скоро понял, что ему нужно искать собственную тему. «Зайчик» встретил довольно холодный прием у критики, хоть и полюбился зрителю; почему эта картина была так дружно принята в штыки – совершенно непонятно, поскольку нет в ней ни пошлости, ни шаблона, есть и остроумие, и режиссерская культура. Видимо, история про гримера Льва Зайчика, мягкого человека, вечно уступающего хамам, но вдруг решившегося им противостоять в переломный момент (он неправильно понял врача, якобы пообещавшего ему всего месяц жизни), – раздражала именно несоответствием между явными режиссерскими и актерскими возможностями Быкова и довольно тривиальной моралью.
А между тем картина делалась прекрасным коллективом, который Быков замечательно умел формировать, это сразу стало чертой его манеры: работают все с наслаждением. Критика фильма довела Быкова до инфаркта – не столько потому, что он обиделся на газетчиков (были и вполне положительные рецензии), сколько потому, что сам он картину считал неудавшейся, сделанной ниже своих возможностей. У него была мечта о военном фильме, он начал писать сценарий о летчиках – собираясь осуществить и другую свою мечту: полетать без дублера.
Чего греха таить — не воспринимала Быкова киношная элита. Многие творцы, критики, не говоря уже о вершителях судеб кинематографа, удивляясь сумасшедшей популярности Быкова у зрителей, не могли взять в толк: что же в нем особенного, благодаря чему он становится культовой фигурой в советском кино? Об определении его места в этом кино не задумывались — на обочине! Ибо «Быков — только шутник и выдумщик», «это генотип веселого, не всегда удачливого, но чрезмерно оптимистического человека», а его герой «часто бравирует и фиглярствует», «все его оригинальничанье — от неумения удовлетвориться будничностью», «скорее всего, он эгоист».
Особенно остро коллеги переживали ошеломляющий успех картины «В бой идут одни «старики», называя ее «слабой копией фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика», «глянцевой картиной о войне… для тех, кто не воевал» и т. д. и т. п.
А народ, как говорится, валом валил на сеансы. В Томске, например, когда довженковцы привезли туда «Стариков» на свой традиционный кинофестиваль, в самом большом кинотеатре города ленту крутили не только днем без перерыва, но и ночью, ибо сюда съезжались нефтяники и строители со всей области. Как паломники в Мекку. И в колумбийском городе Картахена в 1975 году зал аплодировал фильму стоя. Во время уличных опросов, которые часто практиковала студийная многотиражка, общественное мнение было однозначным: «он — народный артист и по типажу лица, и по характеру, и по отношению к жизни», «его внутренний свет пробивает любой текст на экране», «он естествен и правдив, как кошка», «он воплощает один и тот же человеческий тип, но образы — не спутаешь никогда», «он ищет в обычном человеке героя».
Первый приз «Старикам» на ВКФ в Баку, 50 миллионов зрителей за год проката (рекорд на те времена), тысячи благодарственных писем на студию со всех уголков Советского Союза, из-за рубежа — все это не могло не открыть глаза скептикам на новое явление в отечественном кино.
Леонид Быков. То, что успел…
Оператор воздушных съемок Алексей Золотарев вспоминает: «Леонид Федорович даже каскадерские номера на съемках делал шутя, стремился все сделать сам, а техникой овладевал быстро, легко и главное — незаметно. Так было и с пилотированием. Самым сложным в воздухе была «бочка» — поворот самолета на 360 градусов вокруг горизонтальной оси. Леонид Федорович сидел на месте второго пилота. Поднялись на определенную высоту. Летим. Вдруг первый пилот (настоящий) делает «бочку», забыв предупредить. Оптика четырехугольная — снимаем Быкова в лицо. И хотя бы один мускул дрогнул на его лице, хотя бы тень страха в глазах! Спрашиваю: «Текст не забыли?» Отвечает: «Текст не забыл, а вот где голова, где ноги — забыл». И так посмотрел на нас, что вся операторская группа задохнулась от смеха. Уверен, что у любого другого человека на его месте появилось бы раздражение от этой неожиданности, чертыхнулся бы в адрес летчика. А тут — юмор».
«Помню, как снимался эпизод «желторотики отдыхают», — вспоминает Сергей Подгорный (Смуглянка). Кузнечик на репетициях прекрасно передавал состояние беззаботности, какого-то детского торжества победителя бумажного боя (они играли в морской бой). При съемках и первого и второго дублей Сережа потерял «соль» эпизода — начал нервничать. Еще попытка — снова неудача. Быков молчал. Сережа стеснялся поднять на него глаза. А когда поднял, Леня встретил этот самокритичный взгляд такой легкой и светлой улыбкой, что очередной дубль попал «в десятку».
Володя Конкин рассказывал такой случай. Это было зимой 76-го в картине «Аты-баты». Сидят они с Быковым (Святкиным) в окопе. Идет снег, сняли общий план, начали выходить на укрупнение. И вдруг — дождь. Операторская группа — в панике. Отменять съемку? Это же всегда такое ЧП! «Леонид Федорович вдруг глянул на меня, — говорит Конкин, — с такой лукавинкой, как только он один умел, провел рукой по лицу и по-быковски тихо, мечтательно сказал: «А скоро весна…» И только в это мгновение я понял, что камера работает. Укрупнение состоялось. Конечно, это был подвиг и оператора. Нежеланный дождь, оправданный молниеносной сменой состояния Святкина в кадре, вошел и в картину без склеек, и в мою память как пример молниеносной реакции Быкова, его изобретательности во всем».
Быкову как раз присудили Госпремию им. Шевченко за фильмы «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты». Он отказался от награды, сказав, что не достоин ее, и на вручение не поехал. Тогда первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий распорядился: раз лауреат не может забрать премию по состоянию здоровья, ее нужно доставить домой. Быков получил премию прямо в постели, и на все его возражения ответ был один: «Таково пожелание товарища Щербицкого».
Состоялся суд. Быков тяжело перенес произошедшее. Но когда выздоровел и пришел на киностудию, выглядел на десяток лет старше. Стал замкнутым, молчаливым и мало чем напоминал себя прежнего. Через несколько дней – подал заявление об увольнении. Директор киностудии отказался его принять, но Быков отдал его секретарю. Об этом доложили Щербицкому. Он пожелал встретиться с Быковым. Никто не знает, о чем шел разговор, но заявление Быков забрал.
Дебют Быкова в кинематографе состоялся на Киевской киностудии в картине режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко “Судьба Марины” (1953 г.). Несмотря на маленькую роль (кучер Сашко), актер не затерялся на фоне звезд, снявшихся в этом фильме: Николая Гриценко, Бориса Андреева, Михаила Кузнецова.
Олесь тяжело пережил смерть отца. Потом женился. Работу так и не нашел.
«Меня посылали кругами – из одной инстанции в другую: больницы, военкоматы, комиссии и перекомиссии, приемные высоких кабинетов, письма в ЦК КПУ, Политбюро СССР. Я добивался одного – снять ограничения на профессию. Я не просился в космос, хотел работать шофером или грузчиком, чернорабочим на стройке или на лесоповале. Мне нужно было кормить семью… Потом я решил подделать документы от райкома партии. Помогли люди, которые чудом остались в живых после 70-ти лет поголовного перевода всех в «товарищи». Благодаря им я год качался на волнах Охотского и Берингова морей, добывая для Родины красную икру», – писал Александр Быков.
В Киеве в это время выгнали из квартиры жену, сыновей – из детсадов. Пришлось вернуться. Опять безработица, походы в ЦК и Верховный Совет.
Десять лет понадобилось, чтобы снять диагноз. Министр обороны посоветовал Леониду Быкову «поберечь здоровье». А главврач Павловской больницы по фамилии Лившиц сказал режиссеру: «Используйте все связи, спасайте сына, здесь его «зарежут». Забирайте семью из Украины…»
Друзья Быкова хотели, чтобы Леся положили на обследование в Москве, где бы его осмотрела независимая комиссия. Когда были готовы нужные документы, и все подписано, Киев не выпустил Леся.
Из письма Леонида Быкова:
«Ну, как тут не богохульствовать, если тебе подсунули судьбу-фашистку? Дай мне вырвать сына из психушки, вдохнуть хоть капельку веры в жизнь и в людей. Или еще что-то готовишь мне больше? Больше – не бывает! Глубоко тебя презираю, моя судьба! И не уважаю».
В 1977 году Лесь по глупости оказался замешанным в ограблении ювелирного магазина. Пока Быков заканчивал фильм «Аты-баты, шли солдаты…», Лесь сдружился с сомнительными ребятами. Как-то они попросили покатать их на папиной «Волге». Лесь попросил ключи от гаража и машины, мол, хочет помыть автомобиль и проехаться, чтобы восстановить водительские навыки. Леонид Федорович не смог отказать сыну.
Быкову как раз присудили Госпремию им. Шевченко за фильмы «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты». Он отказался от награды, сказав, что не достоин ее, и на вручение не поехал. Тогда первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий распорядился: раз лауреат не может забрать премию по состоянию здоровья, ее нужно доставить домой. Быков получил премию прямо в постели, и на все его возражения ответ был один: «Таково пожелание товарища Щербицкого».
Состоялся суд. Быков тяжело перенес произошедшее. Но когда выздоровел и пришел на киностудию, выглядел на десяток лет старше. Стал замкнутым, молчаливым и мало чем напоминал себя прежнего. Через несколько дней – подал заявление об увольнении. Директор киностудии отказался его принять, но Быков отдал его секретарю. Об этом доложили Щербицкому. Он пожелал встретиться с Быковым. Никто не знает, о чем шел разговор, но заявление Быков забрал.
Это произошло 11 апреля 1979-го на 47-м километре трассы Киев – Минск. По мистическому совпадению тоже 11 апреля и тоже на 47-м километре шоссе Прага – Братислава погиб друг детства Быкова летчик Виктор Щедронов, который был прототипом Смуглянки из фильма «В бой идут одни «старики». Сходство даты и места гибели друзей многим показалась не случайным, что породило множество вопросов вокруг смерти Маэстро: это было убийство, самоубийство, инфаркт или случайность?
Тайны дома Маэстро. Киевский взлет и пике Леонида Быкова
27 марта 1989 ода Александр вышел на Крещатик, на последнее, как рассчитывал, голодание… Радио «Свобода», иностранные корреспонденты с камерами. Пошли провокации, подогнали «Скорую» из «дурдома», но люди оттеснили – не те времена, перестройка … Александр поехал в Москву с просьбой об эмиграции.
На Красную площадь не пустили. Встал возле гостиницы «Москва» с плакатом: «Коммунисты, я не хочу с вами жить!» Скрутили, отвезли в «Матросскую Тишину». Через пять дней отправили домой, в Киев.
С самого детства Быков мечтал поступить в летное училище, но так и не смог исполнить это желание. А вот в Харьковский театральный институт обаятельного юношу взяли сразу.
Успех настиг артиста, когда ему было 27 лет. В 1955-м Леонид Федорович сыграл в ленте «Максим Перепелица». Комедия стала настоящим хитом. Быков завоевал звание народного любимца. Когда артист перебрался в Ленинград, то продолжил сниматься в культовых лентах: «Алешкина любовь», «На семи ветрах», «Разведчики».
А потом наступил период забвения. «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от девяти сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Мне кажется, что я себя потерял, другого определения найти не могу. Хожу за зарплатой. Стыдно…», — писал он в письмах своим друзьям.
В 1969 году руководство студии имени Довженко уговорило артиста переехать в Киев. Именно тогда Леонид Федорович работал над сценарием фильма «В бой идут одни «старики»». Успех картины был грандиозным, а песня «Смуглянка» с тех пор стала чуть ли не гимном советских летчиков.
Вдохновленный Быков стал работать еще над одной картиной. Съемки ленты «Аты-баты, шли солдаты…» в 1976 году проходили в очень тяжелых условиях. В Загорск, где он работал, техника и реквизит прибыли с большим опозданием (студия вовремя не заключила необходимые договоры). Из-за волнений и постоянного стресса артист перенес инфаркт. Свою знаменитую «Цыганочку с выходом» он танцевал сразу после инфаркта.
В 1978-м постановщик трудился над сатирическим фильмом «Пришелец». К 1979-му Леонид Федорович отснял две части, но закончить ленту так и не успел из-за смерти. Любимый миллионами актер и режиссер погиб в аварии. На протяжении нескольких лет общественность выясняла, что случилось с Леонидом Быковым: убийство, инфаркт, самоубийство или страшная случайность. Следствие установило, что у водителя грузовика не было шансов избежать столкновения.
«Самоубийство исключено. Завещание он писал после перенесенного инфаркта за три года до гибели, а в 1979 году у него был пик творчества. Отсняли две части «Пришельца», показали критикам — был фантастический успех! Лене предстояло закончить работу, и вот, на этом подъеме, его не стало… Он сам был как пришелец на этой Земле», — вспоминали о нем друзья.
Быков возвращался со своей дачи под Киевом, закончив текущие дела: нужно было внести очередную плату в дачный кооператив. Он обещал жене вернуться пораньше, поскольку погода была неблагоприятной для других дачных работ. Накрапывал дождик, асфальт на дороге возле поселка Дымер Киевской области был мокрым. Быков спешил домой на своей «Волге» ГАЗ-24.
Как назло, впереди замаячил трактор «Беларусь» МТЗ-50 с прицепом, едущий со скоростью 20 километров в час. Быков пошел на обгон, но неожиданно увидел, что впереди метрах в пятидесяти навстречу едет грузовик ГАЗ-53.
Леонид Быков был опытным водителем, машина была исправна, и варианты спасения у водителя «Волги» были. Но случилось странное. Виктор Чевгуз, следователь, который анализировал обстоятельства ДТП, назвал это впоследствии «синдромом неопытного водителя».
«В бой идут одни «старики». Памяти Леонида Быкова. Видео
Обстоятельства гибели режиссера породили различные слухи. В частности, говорили, что у него случился сердечный приступ за рулем. У Быкова действительно были проблемы с сердцем. Врачи считают, что он перенес микроинфаркт «на ногах», работая на износ на съемочной площадке. Однако тот факт, что он тормозил до последнего момента, противоречит этой версии.
Людям, зрителям, любившим Быкова как актера, трудно поверить в нелепую случайность, убившую его в расцвете творческой жизни. Они ищут и находят признаки закономерности и даже заговора. Некоторые журналисты даже пытались доказать версию, что Быкова «сгубила система», что авария была подстроена, однако и следователи, и непосредственные свидетели трагедии неустанно опровергали такие слухи.
Но история о письме-завещании — другая. Она основана на фактах и очень личных обстоятельствах жизни режиссера, на свидетельствах его друзей и собратьев по кинематографу.
Леонид Федорович Быков родился 12 декабря 1928 года на Украине в селе Знаменка, входящем в Славянский район. Школу он окончил в соседнем городе Краматорске. Во время войны был в эвакуации в Барнауле, мечтал стать летчиком, но в летную школу его не взяли из-за маленького роста. В результате окончил Харьковский театральный институт.
Снялся более чем в 20 фильмах. Но наибольшую славу ему принес фильм «В бой идут одни «старики»». Леонид Федорович сам написал для него сценарий, был режиссером и сыграл роль бывалого летчика, командира эскадрильи по прозвищу «Маэстро». Этот фильм в 1974 году стал самой кассовой картиной о Великой Отечественной воне. До сих пор его считают одним из лучших.
Следующим не менее успешным фильмом, снятым Леонидом Быковым, стал «Аты-баты, шли солдаты…». Через два года актер трагически погиб в автомобильной аварии.
С присущим Быкову юмором он называет свое письмо-завещание сценарием собственных похорон. Никаких оркестров, никаких почестей, никаких надгробных речей. Это его крик, его мольба — «а то я встану и уйду: получится конфуз».
Его просьбы были выполнены. Друзья несли гроб на своих плечах от дома через мост Патона до Байкового кладбища. К шествию примкнули тысячи киевлян и приезжих из других городов Союза, выражая истинную народную любовь к артисту.
- Популярные публикации
- Все публикации
- Последние комментарии
- Теги публикаций
- Все блоги