Завещание князя Владимира красное солнышко

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завещание князя Владимира красное солнышко». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Владимир Святой стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.

Карпов А. Ю.: историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий»
АННА (род. 13 марта 963; ум. 1011/1012), византийская принцесса, порфирогенита, дочь императора Романа II, сестра императоров Василия II и Константина VIII, жена киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси.

Анна родилась за два дня до смерти своего отца императора Романа (сведения византийского хрониста Иоанна Скилицы); следовательно, ее рождение произошло в т. н. Порфире – особом помещении Константинопольского дворца, где появлялись на свет лишь дети правящих императоров. По-видимому, именно ее руки добивался для своего сына, будущего императора Оттона II, император Священной Римской империи Оттон I в 967 г. (сведения Лиутпранда, епископа Кремонского, не назвавшего, однако, имени предполагаемой невесты).

Около 987 г. начались переговоры о браке Анны и русского князя Владимира. Этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии; не удивительно, что о нем сообщает целый ряд источников – как русских (летописи, различные редакции Жития князя Владимира), так и иностранные (Яхъя Антиохийский, Абу-Шоджа ал-Рудравери, Ибн ал-Асир; Скилица; Титмар Мерзебургский и др.).

Обстоятельства беспрецедентного сватовства русского князя к порфирородной принцессе известны. Византийский император Василий II, оказавшийся в крайне затруднительном положении после поражения от болгар (август 986 г.) и начала мятежа Варды Склира (февраль 987-го), а затем и Варды Фоки (август или сентябрь 987-го), обратился за помощью к русскому князю Владимиру. Владимир обещал помочь, но потребовал взамен руки Василия Анны. Несмотря на то, что брак порфирородной принцессы с «варваром» считался кощунственным и недопустимым (о чем специально писал в середине X в. дед Василия и Анны император Константин VII Багрянородный в своем сочинении «Об управлении Империей»), Василий дал согласие при условии крещения Владимира (не позднее октября 987 г.). Владимир, вероятно, принял крещение, но заключение брака задержалось почти на два года. За это время Владимир успел оказать помощь Василию (ставшую спасительной для него), а затем начал военные действия в Крыму против византийского города Херсонеса (Корсуни). Лишь после падения Херсонеса (вероятно, между 7 апреля и 27 июля 989 г.) переговоры между Василием и Владимиром были возобновлены. Анна всячески противилась браку (о чем согласно сообщают русские и восточные источники), однако ей пришлось подчиниться воле брата. Вместе со священниками и приближенными она отправилась в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с Владимиром. О пребывании Анны в Херсонесе, помимо «Повести временных лет», свидетельствуют данные микротопонимики: во второй половине XI в. в Корсуни были известны «царицыны палаты» (летописная статья 988 г.). Об этом же, вероятно, свидетельствует Житие св. Стефана Сурожского (известное в русском переводе, в списках не ранее XV в.), а именно «Чудо 4-е» (последнее из посмертных чудес святого). В нем имеется рассказ о болезни, случившейся с «царицей Анной» на пути из Херсонеса в Керчь: Анна заболела, когда пребывала на «Черной воде» (греческое Мавропотам; вероятно, нынешняя река Биюк-Карасу), вблизи Сурожа (современный Судак); ее исцелила молитва святому Стефану.
Анна – единственная византийская царица, о пребывании которой в Крыму (и притом именно в Херсонесе) нам достоверно известно. Это делает отождествление Анны Жития с Анной, женой князя Владимира, весьма вероятным. (Русские источники всегда называют Анну «царицей», но не царевной; кроме того, отметим, что авторы Жития вовсе не проводят такого отождествления, следовательно, ее имя не могло появиться в тексте Жития по догадке.)

Согласно «Повести временных лет», а также Житию князя Владимира, именно Анна окончательно убедила Владимира принять христианство: вскоре после ее прибытия в Корсунь князь заболел глазами и крестился лишь после того, как Анна пообещала ему исцеление. Впрочем, этот эпизод можно расценивать и как агиографический штамп, клише, поскольку, как можно полагать, Владимир ко времени бракосочетания с Анной уже был крещен. Тем не менее роль Анны в христианизации Руси была весьма значительной. По свидетельству арабского хрониста XI в. Яхъи Антиохийского, Анна построила многие церкви на своей новой родине. Имя Анны читается в тексте т. н. Устава князя Владимира о церковных судах (памятнике XIII в., в основе которого, вероятно, лежит подлинная грамота князя Владимира).

Дочерями Анны, по-видимому, были Мария-Добронега, ставшая впоследствии женой польского князя Казимира I Восстановителя, а также, возможно, Феофана, жена новгородского посадника Остромира (предположение А. Поппэ). Высказывавшееся неоднократно предположение о том, что Анна являлась также матерью князей Бориса и Глеба, не представляется обоснованным и прямо противоречит источникам.

«Повесть временных лет» сообщает о смерти Анны под 6519 (1011/1012) г. Это известие, извлеченное, скорее всего, из помянника киевской Десятинной церкви (где княгиня была похоронена), безусловно, надо предпочесть свидетельству византийского хрониста Скилицы, согласно которому Анна умерла уже после своего мужа, т. е. после 1015 г. О гробнице Анны, находящейся рядом с гробницей ее мужа, сообщает немецкий хронист Титмар Мерзебургский (ошибочно назвавший княгиню Еленой).

Князь Владимир — сложная историческая личность. В лице его мы можем видеть сегодня, как в зеркале, самих себя, со всей сложностью наших характеров, изменчивостью нашего поведения, с порывами и падениями. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо, которое творит с людьми святая вера.

Что же дала христианская вера князю Владимиру и стране нашей? Грешный и буйный язычник Владимир стал натурой богобоязненной. Его обращение ко Христу было подлинное, интимное, глубокое. Преображение его характера и разрыв с грехом были изумительны. «Обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную», — поет о нем Церковь.

От него, как от пламенеющего костра, зажглись огни веры в сердцах его людей. Вера очистила народ от грубого заблуждения идолопоклонства, изменила нравы людские. В христианской вере — истоки нашей отечественной культуры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре. Вера внесла в жизнь нашего народа, в семью и общество гуманные принципы. Вера, которую Господь даровал нам через князя Владимира, была достойным сеянием, принесшим достойные плоды духа. Она прославила сонмы святых угодников — наших соотечественников, которые ходатайствуют перед Богом за нашу землю, за нашу святую Церковь, за наш народ.

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к царскому граду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер, Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем твое успение, людие твои суще: моли спастися державы твоея Российския начальником, Христолюбивому православному народу.

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся, яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания оставль, яко муж совершенный, украсился еси божественнаго крещения багряницею: и ныне Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтем святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым крещением просветившаго.

Молитва Владимиру Святому первая

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва Владимиру Святому вторая

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Три года после смерти князя Святослава его дети прожили в мире, однако в 975 году во время охоты Олег столкнулся с сыном Свенельда, Лютом, и убил его. Причина убийства неизвестна, это мог быть как несчастный случай, так и попытка наказать Люта за охоту в землях Олега. Свенельд воспользовался своим влиянием на Ярополка, чтобы отомстить убийце сына, и в течении нескольких лет уговаривал его выступить против брата.

После утверждения Владимира на киевском престоле, Рогнеда была поселена у Киева — на Лыбеди, где образовалась деревня Предславино (название связывают с именем дочери Рогнеды — Предславы).

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:

Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.

В конце X века Новгород был одним из важнейших городов Руси, главным политическим, ремесленным и торговым центром Русского Севера, оплотом славянской языческой религии. Новгородская земля представляла собой обширный край, богатый пушниной, лесом, рыбой, залежами железной руды. Её население выплачивало дани и поставляло великим русским князьям воинов для походов. Ответственную задачу крещения новгородских земель Владимир Святославич поручил своему ближайшему советнику — воеводе Добрыне, а также приставленному к нему для усиления воеводе Путяте.

Известий о том, что печенеги предприняли вторжение в отсутствие киевского князя в столице, летопись не содержит. Вместе с тем Владимир в 996 году встретил кочевников уже на правой, киевской стороне Днепра всего в 30 км. южнее Киева.

Подробности сражения до нас не дошли, но известно о том, что после неудачи на поле боя Владимир спасся от печенегов под мостом. После ухода печенегов Владимир поставил в Василёве церковь во имя святого Преображения.

Святой равноапостольный Великий князь Владимир

По мере взросления своих многочисленных сыновей Владимир назначал их вместо посадников-варягов управлять наиболее важными городами государства, укрепляя таким образом собственную власть, но предопределяя последующую вскоре междоусобицу.

В конце жизни Владимир решил изменить порядок престолонаследования, вместо старших сыновей планируюя передать управление Киевом младшему и любимому сыну Борису — он неизменно оставался рядом с отцом, в то время как другие наследники выполняли функции глав городов. В опредлённый момент Борис принял командование дружиной великого князя, что фактически означало признание его следующими правителем Киева. Возможно это стало причиной восстания старших Владимировичей: в 1014-м году Ярослав Мудрый перестал выплачивать отцу положенную от Новгорода ежегодную дань в 2000 гривен, а сына Святополка Владимир по обвинению в подготовке переворота приказал бросить в темницу вместе с женой-полячкой и её епископом. Стареющий князь собирался идти войной на Ярослава, однако разболелся и не смог отправиться в поход.

Князь Владимир был внебрачным сыном князя Святослава и внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Матерью его была ключница Малуша, сестра Добрыни. За грех прелюбодеяния, совершенный сыном, Ольга не взлюбила Малушу и отправила ее беременную в дальнее село Будятино, находившееся в ее волости. Там и появился на свет Владимир примерно в 960 году.

Дальнейшая жизнь Малуши неизвестна, а малолетний Владимир был отправлен к бабушке на воспитание в Киев. Возможно, Ольга воспитывала внука в вере и заповедях Христовых. Но основным воспитателем его был дядя – Добрыня.

Прибыв на родину, князь решил обратить в православную веру сначала своих сыновей. Затем бояр и приближенных. Для этого в Россию специально приехали священники. Они также обходили дома, призывая жителей к Таинству крещения. Кто-то соглашался, кто-то отказывался.

Тогда князь велел разрушить все идолы, изрубить или сжечь их. Некоторых бросали в реку. Неразумный народ бежал, плача, за своими кумирами по берегу. Владимир издал указ всему народу прийти на реку и принять крещение. Кто откажется, да будет враг князю.

Испугавшись такого повеления, весь народ с женами и детьми прибыл утром на Днепр. Самые закоренелые язычники, нежелающие принять православие, удалились из Киева. Это был переломный момент в истории нашего государства. Произошло это в 988 году. Священники стояли в реке и крестили всех по очереди.

После этого на Руси произошло чудесное перерождение. Начали строиться православные храмы. На горе, где раньше стоял главный идол, и приносились ему жертвы, выстроили храм в честь святого Василия, имя которого носил князь. На месте мученической кончины Федора и Иоанна построили храм Успения Пресвятой Богородицы.


Киевская митрополия стала относиться к Константинопольскому патриархату.

Однажды Владимир чуть не погиб. Он построил новый город Василев, а на него напали печенеги. Князь спрятался под мостом и молился Богу об избавлении от врагов. В благодарность он обещал построить новый храм в честь праздника дня. Так и произошло, когда печенеги оставили его в живых, проехав мимо моста и не заметив князя. Поскольку тогда был праздник Преображения Господня, то в Василеве был построен храм в честь этого праздника.

Были построены князем другие новые города:

  • Владимир;
  • Переяславль;
  • Белгород.

В новых городах он поставил княжить своих сыновей. Киевский престол он завещал любимому сыну Борису. Старший сын, Святополк, воспротивился воле отца и устроил заговор против него. Он был раскрыт, и Святополка было приказано заточить в темницу. Владимир решил идти войной против него, но этому помешала его кончина. После его смерти Святополк «окаянный» приведет в исполнение свой коварный план, убьет своих братьев Бориса и Глеба.

Скончался князь 28 июля (по новому стилю) 1015 года. Этот день принято считать днем памяти святого князя Владимира. Тело его было положено в Десятинной церкви. Она была разрушена монголами, саркофаги Владимира и его супруги Анны тоже были осквернены. На сей момент местонахождение мощей святого неизвестно.

Русь после Крещения продолжила активную внешнюю политику: борьба с Польшей, с белыми хорватами, война с печенегами, которая продолжалась до 990-х годов. Впоследствии на основе воспоминаний о печенежской войне слагались легенды (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и другие). Для обороны от печенегов были построены несколько крепостей по южному рубежу киевской Руси, а также частокол на земляной насыпи.

Тропарь, гл. 4.

Уподобивыися купцу, ищущу добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя, матере градом Богоспасеннаго Киева. И испытуя посылаше к Царскому граду, уведети Православную веру. И обрете безценнаго бисера Христа, избравшаго тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем ти успение, людие твои суще, моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

Кондак, гл. 8.

Подобствовав великому во апостолех Павлу, в державных сединах всеславныи Владимире, вся яко младенческая мудрования оставль, и иже о идолех тщание. И яко муж совершен украсися, Божественнаго Крещения багряницею. И Спасителю Христу в веселии предстоя. Моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.


Во имя святого князя Владимира существует церковь в Москве в Старых Садех. Она была построена в 1514-16 гг. предположительно зодчим Алевизом Фрязином (Новым) на месте одноименного старого храма. Придел Кирика и Иулиты был пристроен в 1677 году. В 1670-е гг. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Второй северный придел в честь святых Бориса и Глеба был пристроен в 1689 году. Храм был закрыт в 1933 году, позже обезглавлен. Богослужения были возобновлены в 1991 году.

Равноапостольный князь Владимир Великий

В 981 году князь «Красно Солнышко» отправляется в поход на Волынь, которая находилась под гнетом поляк. В результате этого военного похода к владениям Киевской Руси были присоединены города Червен и Перемышль. Кроме того, для укрепления собственного влияния в этом регионе победитель закладывает город, который назвали Владимир-Волынский. Этим походом начались многочисленные войны для укрепления и расширения границ собственного государства. В 981 году случились новые походы, на этот раз на вятичей. Дважды в течении годы выдвигалася в наступление дружина Киевской Руси, пока не была одержана победа. Следующий год ознаменовал походами на ятвягов, которые покорились Руси и обязались платить дань Киеву. После этого настал черед другого постоянного противника — Волжскую Булгарию. По результатам этого похода было подписано мирное соглашение между булгарами и русичами. Немногим позже Волжская Булгария была завоёвана Золотой Ордой и вошла в ее состав. Покорителем булгар стал Хан Батый. Для сбора дани в этом регионе позже был построен город Казань. В 982 году князь Владимир отправился в Карпаты, где сумел покорить племена хорватов.

Вероятно, киевский князь Владимир — креститель Руси и победитель печенегов — самый загадочный из великих правителей русской истории. Гипотезы о дате его рождения сильно разнятся — от 942-955 годами до 960-х годов, но еще более любопытны сами обстоятельства появления его на свет. Известно, что князь Владимир был рожден ключницей его бабки княгини Ольги, которую звали Малуша. Отрывочные сведения об этой женщине утверждают, что она была дочерью некоего Малка Любечанина и сестрою одного из воевод князя Святослава Добрыни. По законам древнейшей Руси ключники, то есть слуги, носившие личные ключи хозяина, из-за особенностей своей ответственной профессии становились личными рабами.

Забеременевшую ключницу княгиня Ольга выслала из Киева в некое село Будутино. Там родившийся Владимир по славянскому обычаю до трех лет воспитывался матерью, о которой не вылезавший тогда из войн на Дунае князь Святослав, кажется, забыл.

Имя Владимира впервые упоминается в связи с событиями 969-го года. Как уже было сказано, Святослав предпочитал киевским теремам военные шалаши на Дунае, где годами вел войны с другими славянскими князьями и константинопольскими басилевсами. Там же он основал свою новую столицу — Переяслав (сегодняшний болгарский город Преслав). Этим не преминули воспользоваться печенеги, кочевавшие тогда в донецких степях. Киев оказался в осаде, где «затворилась Ольга во граде со внуками своими, Ярополком и Олегом и Володимером». Эта вылазка не принесла печенегам ни военной, ни дипломатической удачи, и они были вынуждены вернуться восвояси ни с чем.

Покровительство Перуна понадобилось очень скоро.

В 972 году погибает князь Святослав: он с дружиной нарвался на засаду печенегов, которую, как считается, организовали агенты Константинополя. Как только слухи о его гибели дошли до Киева, старший сын убитого князя Ярополк формально получил политическое старшинство среди остальных братьев.

Владимир дошел до Киева с армией варягов и с почти столь же многочисленной армией наложниц. Варяги вместе с ним дошли до Киева только потому, что он разрешал им грабить славянские земли. Отдать же Киев на разграбление означало, что ему в очередной раз припомнят происхождение, ставящее под сомнение наследственное право, а это станет отличным поводом для восстания горожан. Владимир вышел из ситуации довольно ловко: переманил на свою службу наиболее умных и дальновидных варягов, а остальных обманом отправил в Константинополь, суля им там скорую работу. Но впереди кораблей варягов полетело сообщение Владимира византийскому басилевсу: «Не держи их в городе, зло сотворят, расточи по отдельности в разные места и, главное, не пускай ни единого обратно». Таким образом, Владимир переложил решение своих проблем на Константинополь, и вместе с тем оказав ему военную помощь.

«Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая»

Князь Владимир красно солнышко

Христианство подходило лучше всего – его исповедовали в тот момент уже многие славянские народов, мать Владимира – княгиня Ольга – была христианкой, да и в целом русские земли очень многое связывало с христианской Византией — и политически, и экономически. Эту связь можно было выгодно использовать. Незадолго до крещения Владимир послал в Византию большое войско, благодаря которой византийское правительство разгромило мятежного полководца Варду Фоку. В обмен на эту помощь, князь потребовал выдать за него замуж византийскую принцессу Анну. В ответ было выдвинуто встречное требование: жених должен быть крещен. На смену веры Владимир решился легко. В Киев приехал греческий священник Павел, который совершил обряд крещения. Новообращенный христианин получил имя Василий.

Сейчас довольно сложно точно понять причины изменения в личном поведении Владимира после событий 988 года. Верующие назовут это прозрением, обретением истинной веры. Для критиков религии это, может показаться, хорошо спланированным политическим спектаклем или даже сумасшествием. Но факт остается фактом: последующую четверть века своего княжения Владимир проводит как фанатичный сторонник христианства. До каких масштабов доходило рвение христианского неофита демонстрирует эпизод, запечатлённый в «Хронике» епископа Мерзебургкского Титмара, который отмечает, что князь после крещения специально собирал лекарей, которые должны были обуздать его плоть, не прибегая при этом к самому радикальному способу.

Точных данных о времени канонизации князя Владимира не существует. Только в XIV веке на землях бывшей Киевской Руси начинают почитать Владимира как равноапостольного святого. У этого была своя политическая конъюнктура. Византия стремительно шла к упадку, а святость русского князя, одного из основателей династии, позволяло претендовать на освящение монаршей власти Рюриковичей. Впрочем, культ Владимира не сильно выходил за стены княжеских палат. В народе святыми признавались те, за кем водились чудеса при жизни — за Владимиром их задокументировано не было.

Только в 1635 году киевский митрополит Петр Могила обретает «нетленные» мощи князя. А в самом Киеве на протяжении всего XVII века его имя активно распространяется в богослужебных книгах.

Царевна Анна, узнав о случившемся, обращается к князю со словами: «Хочешь избыть болезнь свою? Крестись скорее». Крещение сильно изменило Владимира. Он принял новую веру горячо, искренне, со всей страстью своей незаурядной натуры. Принял не только внеш­ние яркие атрибуты, но и новые для себя представления о добре и зле, грехе и добродетели. Единственной законной супругой Владимира теперь стала царевна Анна, остальной гарем награждён и распущен. Всякому нищему и убогому разрешено приходить на княжий двор и брать еду, питьё и даже деньги. А главным качеством, присущим новому христианскому правителю, стало его миролюбие. Мирное крещение Руси и сегодня, 1000 лет спустя, удивляет и восхищает историков. Крещение Руси было совершено не силой, но убеждением. Сначала за Владимиром потянулись элита, бояре, дружина, а затем и народ. Постепенно княжеские храмы заполнялись прихожанами. И через 1000 лет святой князь Владимир пребывает с нами, чтобы напоминать о сохранении отечества земного как порога отечества небесного.

Не святой Святой Владимир: что скрывает реальная биография великого князя

Отчество Святославович говорит о том, что отцом Владимира был сын княгини Ольги, а вот его мать благородного происхождения не имела и служила ключницей у княгини. По этой причине будущий киевский князь долгое время носил обидное прозвище «рабочий», которое указывало на происхождение его матери. Хотя в древней Руси происхождение ребенка и его статус определялись по отцу, прозвище надолго «пристало» к юному князю и сопровождало его долгие годы, пока не появилось другое.

Свое знаменитое прозвище «Красное солнышко» князь получил позже. Рассмотрим 3 теории, которые помогут понять, с чем это связано:

  1. Некоторые историки говорят о том, что прозвище князь дал себе сам, ему колдун рассказал о том, что: «Владимир взойдет над Русью, как красное солнце».
  2. Прозвище появилось после крещения Руси и связано оно с этим событием – с распространением веры.
  3. Но, по мнению историков, вероятнее всего, прозвище Владимир получил, когда стал устраивать пиры, приглашая в княжий двор нищих. На пир он приглашал всех жителей города, не акцентируя внимание на происхождении человека и его социальном положении. Он говорил о том, что любой может попасть на пир и взять, что ему требуется. Такая щедрость князя привела к тому, что на пир приходили практически все жители города.

Благодаря своим человеческим качествам Владимир стал героем мифов и легенд, он неоднократно отражал атаки печенегов, каждую победу празднуя вместе с соратниками и простыми людьми. Он – прототип всех русских богатырей, которым присваивали невероятную силу, храбрость и мудрость.

Событие дало право Владимиру носить прозвище «Креститель», оно имело важное значение для укрепления престижа Руси. Все началось с приезда князя в Византию, которая на тот момент была в зените могущества. Князем двигало желание с помощью веры повысить значимость державы, которую он представлял. Но не только он понимал, что идолы, которым поклоняются язычники, устарели.

Владимир решил с помощью новой веры объединить жителей Руси, а также приблизить державу к византийской империи путем женитьбы на Анне. Князь, вместе с дружиной, принимает крещение первым, затем он сочетается браком с Анной. Этот союз будет крепким, а разрушила его лишь смерть княгини. После крещения Владимир решает, что жителям крупных городов следует принять христианство. Он отдает приказ о проведении обрядов в Киеве и Новгороде. А также говорит, что идолы язычников стоит придать огню.

Св. князь Владимир скончался в резиденции, он хотел нарушить право наследования престола и решил отдать власть достойному – сыну Борису. В последние дни, перед смертью, его огорчило известие о том, что Ярослав, правивший Новгородом, перестал перечислять дань и церковную десятину, князь собирал поход на сына. Но смерть нарушила его планы, Владимира хоронили тайно, тело завернули в ковер и вывезли в церковь, где он упокоился в саркофаге из мрамора.

Такая таинственность была обусловлена тем, что Святополк не должен быть узнать о смерти отца раньше Бориса. Точно сказать, когда люди начали почитать Владимира, и когда произошла его канонизация, историки не могут до сих пор.

Состоит из нескольких песен (9), его поют в церквях. Изначально следует запев, потом – слава, в которой верующие отдают дань и почтение святому, восславляя его поступки и прося о покровительстве.

Как правило, канон поют в дни праздников, богослужений, посвящённых торжественным событиям, которые связывают с образом Владимира.

Каким был Владимир Красное Солнышко в детстве? – таким же, как и все княжеские дети. Слегка избалованным, с хорошим воспитанием и пониманием, что в будущем власть перейдет в его руки. Ходит легенда, что играясь на берегу реки Череха, мальчика снесло течением. Река была полноводной, с сильным потоком. Чудом мальчишке удалось зацепиться за камень и спасти свою жизнь.

«Сейчас этот камень-спаситель является историческим и легендарным местом. Туристы приезжают на реку, чтобы дотронуться до него и осветить свою душу. Верят, что он придает внутренний силы и крепкого здоровья».

В возрасте 12-15 лет Владимир остался без отца, а мать и подавно забыл. Святослав погиб в очередном походе, борясь против войска печенег. Теперь Красное Солнышко стал полноправным правителем Новгорода. Но не забывайте, что молодой царь имел еще двух братьев. Казалось бы, что их семейная структура могла объединить государство в идеальную и независимую державу. Но нет. Между братьями началась междоусобная война за территории. Красное Солнышко всегда пытался оставаться в стороне от конфликта и примерить жадность старших братьев. Но после того как Ярополк перешёл все границы позволенного и собирался убить всех законных владельцев территории, Владимир бежал к варягам. В возрасте 18-22 года, в 978 году он вернулся на свои земли, и с помощью войска сверг правление старшего брата. Теперь, когда он остался последним наследником, власть огромного государства стало принадлежать только ему.

С первых годов правления Владимир собирался сделать христианство единой верой Киевской Руси. Но из-за того что к державе постоянно присоединялись новые племена со своими верованиями, ввести культуру сразу – не удалось. В 983 году князь создал пантеон самых важных славянских богов. Показывая, что его позиция по поводу новой веры — непоколебима.

Территориальный рост князя Владимира случился по причине смерти брата Олега и Ярополка. Перед смертью отец Святослав приказал младшим братьям беспрекословно слушаться старшего Ярополка. Но молодые и амбициозные не хотели подавлять свои взгляды на управление государством и не подчинялись приказу отца. Первыми поссорились Олег и Ярополк.

Тайной № 1 является история ссоры. Воевода Свенельд ненавидел среднего наследника Святослава – Олега. Поскольку тот во время охоты убил его сына Люта. Нарочно или случайно – неизвестно. Но с тех пор воевода стал настраивать старшего брата против Олега и его принципов правления. Когда Свенельду удалось убедить Ярополка, что Олег ему не соратник и стоит забрать земли – начался первый конфликт между родной кровью.

Поход старшего увенчался весьма странным, но удачным стечением обстоятельств. Ярополк согнал войско Олега около его города Овруча. Вокруг городка был вырыт глубокий ров и, когда битва продолжилась, Олег вместе с лошадьми и солдатами упал прямо в него. Травмы были настолько серьёзными, что средний брат умер сразу после окончания битвы. Ярополк, который не желал убивать брата, а лишь хотел забрать принадлежавшую ему территорию – испугался. Он приказал достать израненное тело и показать ему. Увидев погибшего, Ярополк пришёл в ужас от самого себя. Никакие земли, гордые крики его войска и радость победы не смогли закрыть душевную рану и горесть потери брата.

Ситуация, которая сложилась со старшими братьями — очень напугала Владимира Солнышко. Он решился бежать из Новгорода к варягам. Ярополк не стал искать брата и вскоре забыл о его существовании. А на пустые земли Новгорода отправил бояр. Они управляли областью 2 года. Спустя 2 года Владимир собрал сильное войско, состоящее из варяг. Ворвавшись на свои земли, ему удалось изгнать марионеток брата и вновь взять борозды правления.

Почувствовав вкус власти и силы, он захотел большего и положил взгляд на невесту старшего брата Рогнеду. Та отказала Владимиру в предложении выйти за него замуж. Новгородский князь настолько разозлился, что пошёл с войной на Киев, убил братьев и отца Рогнеды. Насильно заставил выйти за него. Ярополк не осмелился пойти против брата и заперся внутри Киева. После чего, послушав советы своих бояр, бежал в маленький город Родню. Владимир зашёл в Киев и занял престол. Когда-то могущественный Ярополк – стал никем. Бывший киевский князь хотел помириться с неожиданно жестоким братом. Он пришёл в киевский палац, но, не успев дойти до престола, был убит варягами вместе со своим советником.

Всем известно, что именно Владимир официально крестил Киевскую Русь, но на его верование повлияла бабка Ольга, когда-то великая правительница большого государства.

Изначально, Красное Солнышко был убежденным католиком. Католические постройки, вера в различных Богов, несколько жён за пазухой. Удивительно, что он решился принять столь жесткие божеские каноны. Но это все же случилось в 988 году. После ряда великих побед и присоединения многих заграничных земель Владимир почувствовал полную уверенность в своих силах. Следующая задача — захватить Византию, а вместе с ней забрать христианскую веру. Было собрано внушительное войско. Красное Солнышко пошёл на христианское государство вдоль Днепра. Целью завоевания стал город Херсонес, который находился в Крыму. Одержать успех в битве не составило труда. Киевские корабли окружили небольшой городок. Местные жители остались без доступа к основному роднику, а значит, готовились провести последние дни в жажде, или сдаться. Спустя 3 дня удержания Херсонеса, к ногам князя выпустили стрелу. К ней была прикреплена записка, с указанным местом источника воды. Владимир приказал найти воду, а когда ему это удалось, разрушил трубу и однозначно захотел креститься.

После захвата, Киевская Русь отправила послание в Византию, о том что их город захвачен. Также, киевский князь указал, что желает жениться на сестре византийского короля Анне. Правительство христианского государства дало добро. При условии если князь Руси окрестится. План Красного Солнышка прошёл успешно и он с удовольствием принял веру. После своего крещения, правитель крестил все государство и естественно население никто не спрашивал.

Где крестился Владимир Красное Солнышко: Киевский князь крестился в Византии, сразу после атаки Херсонеса он согласился принять верование на землях христианского государства. По приезду в Киев, Владимир надавил на народ и фактически заставил принять веру каждому и забыть о католических Богах.

Великий Князь Владимир Святославович. Креститель Руси

Конечно, при правлении Владимира Великого было принято много различных реформ, которые так или иначе повлияли на состояние Киевской Руси. Но принятие законов – обычное дело для каждого князя, их долг и обязанность. Да, Красное Солнышко был отличным воеводой, умел выстраивать торговые отношения с заграничными странами. При нем начали изготавливать первые золотые и серебреные монеты, была построена Десятинская церковь, которая пережила основателя на 125 лет. Но самым выдающимся и значимым действием стало присоединение Руси к христианской вере.

Только представьте себе, что вера, о которой мы не всегда задумываемся, живет на наших землях больше 1000 лет. Множество племён, народов и государств сумели сохранить ее и передать в чистом виде современному миру. Если бы Владимир не пошёл в поход на завоевание Херсонеса, то о христианстве явно можно было бы забыть. Поскольку после смерти владыки его наследники уже не горели идей распространить христианство. Вероятнее всего культура христианства просто бы пропала со временем, а не вошла в ТОП-3 верований по количеству верующих людей.

Эксперты и ученые имеют много мнений по поводу Владимира, как личности и правителя. Большинство из них негативные. Почему?- все просто. Жестокость.

Жестокость, которую он проявлял даже после принятия христианства — удивляет и возмущает. Убийства собственных детей, брата, распутность личной жизни, о какой чистоте души говорить? Он делал все, что хотел и изредка решал вопросы дипломатическим путём. Всегда было два варианта: война или полное подчинение.

Мы подобрали ТОП-3 малоизвестных негативных фактов о правлении Владимира Великого:

  1. Большинство былин того времени рисуют князя, как «славный», «светлый», «милостивый». Но исторические факты говорят совершенно об обратном. Зависть, жадность, жёсткость, корыстность, вероломность – это тоже про святого владыку.
  2. Исторический эксперт Орест Миллер, считает, что прозвище князя «Красное Солнышко» — вовсе не из добрых побуждений. Ученый озвучил мысль: «Солнце ведь бывает не только тёплым, ласкающим и добрым. Оно обжигает, сжигает и высушивает все живое. Красный цвет – цвет войны и крови».
  3. Тот же исторический эксперт отмечает, что Владимир редко был участником настоящей битвы в отличие от византийских правителей. Он любил отсидеться и дождаться окончания войны, речь о боях «бок об бок» со своим войском – естественно не шла.

Вряд ли кто может рассказать обратную сторону выдающейся личности, перекрыть его хорошие поступки реальными фактами. Но мы это сделали. Судить о том, насколько Красное Солнышко был хорошим правителем, каждый может по-разному.

Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище[39] с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам[40]. Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:

Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.

Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном[41]. В самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее: «Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье». Таким образом проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от иудейского царя Соломона, отпавшего от Бога и погрязнувшего в языческих обрядах ради жён своих[42].

Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг[43][44].

Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Летописец отмечает: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: „Где больной или нищий, не могущий ходить?“ И тем раздавать всё, что им нужно».

Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра

Равноапостольный князь Владимир

  • В 1853 году князю Владимиру был воздвигнут памятник в Киеве. Первоначально идея, родившаяся в окружении киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова, воздвигнуть памятник князю Владимиру на пустой высокой горе над новым центром города — Крещатиком, вызвала возражения Киевского митрополита Филарета[90].
  • В 1999 году открыт памятник в Белгороде. Скульптор Вячеслав Клыков.
  • В 2007 году во Владимире открыт памятник Владимиру Святому и епископу Суздальскому Феодору работы скульптора Сергея Исакова.
  • В 2010 году в Коростене открыт памятник юному князю Владимиру и его матери Малуше.
  • В 2013 году памятник князю Владимиру установлен в Астрахани к 1025-летию крещения Руси и 455-летию со дня основания города. Памятник размещён в сквере напротив кафедрального собора Святого равноапостольного князя Владимира[91].
  • В 2015 году памятник князю Владимиру открыт в городе Батайске (Ростовская область). Скульптор Сергей Исаков.
  • В 2015 году памятник Святому Владимиру установлен украинской общиной в Гданьске, Польша. Скульптор Геннадий Ершов.[92]
  • В том же году в Смоленске открыт и освящён памятник святому князю Владимиру.
  • В 2016 году открыт памятник на Боровицкой площади в Москве. Скульптор Салават Щербаков, архитектор Игорь Воскресенский.
  • В 2018 году 27 сентября открыт Криворожский памятник Владимиру Великому, он стал самым высоким на Украине. 8-метровая скульптура вылита из бронзы. Постамент в высоту 14 метров. Общая высота памятника составит 22 метра. Освящают новый памятник священники УПЦ МП.
  • Планируется сооружение памятника князю на площади Победы в Калининграде[93].
  • Имеется памятник в Новочебоксарске, Чувашия.
  • проспект Князя Владимира в Белой Церкви
  • улица Владимира Великого в Бориславе
  • улица Владимира Великого во Владимире-Волынском
  • улица Владимира Великого в Городенке
  • улица Князя Владимира Великого в Днепре
  • улица Владимира Великого в Дрогобыче
  • улица Владимира Великого в Жолкве
  • улица Владимира Великого в Збараже
  • улица Владимира Великого в Здолбунове
  • улица Владимира Великого в Ивано-Франковске
  • улица Владимира Великого в Кагарлыке
  • Владимирская улица в Киеве
  • улица Князя Владимира в коттеджном поселке Княжье озеро Истринского района Московской области
  • улица Владимира Великого в Конотопе
  • улица Владимира Великого в Кривом Роге
  • улица Князя Владимира Великого в Любашёвке
  • улица Владимира Великого во Львове
  • улица Владимира Великого в Монастыриске
  • улица Владимира Великого в Надворной
  • улица Владимира Великого в Николаеве
  • улица Святого Владимира в Нововолынске
  • улица Князя Владимира в Петропавловской Борщаговке
  • улица Владимира Великого в Раве-Русской
  • улица Князя Владимира в Ровно
  • улица Владимира Великого в Самборе
  • улица Владимира Великого в Слободке-Мушкатовской
  • улица Святого Владимира в Сокале
  • улица Владимира Великого в Стебнике
  • улица Владимира Великого в Тернополе
  • улица Владимира Великого в Ходорове
  • улица Князя Владимира в Хоросткове
  • улица Святого Владимира в Червонограде
  • улица Владимира Великого в Чорткове
  • Общеобразовательная школа святого равноапостольного князя Владимира при Свято-Воскресенском кафедральном соборе в Бишкеке
  • Свято-Владимирская Православная школа в Москве
  • Православная гимназия во имя святого равноапостольного князя Владимира в Новосибирске
  • Свято-Владимирская школа Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

Детская городская клиническая больница Святого Владимира в Москве


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *