Урок по лермонтову завещание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Урок по лермонтову завещание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.
Метафоры – «пустого сердца не жалей».
Эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно».
Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.
Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.
В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.
Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.
Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
В романтическом творчестве М. Ю. Лермонтова нашла место военная тема. Интересно интерпретирована она в произведении, о котором рассказывается в статье. Изучают его в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Завещание» по плану.
Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.
В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей» , эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.
Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.
Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: « признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Повествование в стихотворении «Завещание» ведется от лица умирающего солдата, он является лирическим героем текста. Сложно однозначно определить историю и происхождение этого персонажа, простой ли это солдат-крестьянин или дворянин, сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет много простых, народных слов и оборотов. С другой стороны, герой наделен чертами интеллигента, он склонен к анализу своего места в жизни, страдает от одиночества. Возможно, Лермонтов стремился создать обобщенный образ, дополнив образ солдата-рассказчика собственными размышлениями и сомнениями.
Исследователями принято отмечать, что в герое «Завещания» нашли отражение черты и настроения самого поэта. Родители Лермонтова уже умерли, и герой не надеется, что товарищу удастся застать их в живых, но в строках о родителях звучит теплота воспоминаний о прошлом.
Образ соседки с «пустым сердцем», которая не смогла понять героя, усиливает трагическое звучание завещания солдата. Одним из прототипов этого образа исследователи называют Варвару Лопухину, в которую поэт долгое время был влюблен.
Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.
-
Обособленность героя от мира
. Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет. -
Поиск смысла жизни
и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества. -
Одиночество героя
обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.
Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова
Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.
В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.
Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.
Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
В последнем сражении воин получил тяжёлое ранение в грудь. Как человек мужественный, он стоически принимает известие о том, что жить осталось совсем немного. Превозмогая боль, умирающий старается высказать последнюю волю.
Речь прерывиста, но вполне доступна для понимания и даже структурирована. При этом каждая часть стиха оставляет ощущение недосказанности темы. Возможно, Михаил Лермонтов сознательно использовал это выразительное средство, чтобы подтолкнуть читателя к сопереживанию и «соавторству» в домысливании сюжета. Но от этого выразительность ничуть не пострадала.
Если составить план, произведение чётко делится на четыре части. Первая, вступительная, содержит краткий рассказ о герое произведения. Остальные повествуют о трёх самых драматичных моментах в жизни этого человека.
По жанру этот стих перекликается с народными песенными шедеврами. В нём герой точно так же вспоминает:
- далёкую родину;
- семью;
- старых друзей и знакомых.
И подобно персонажам из фольклора воин надеется, что о нём хоть кто-нибудь вспомнит. При этом он щадит близких и не расписывает в красках своё состояние, ограничиваясь краткими и по-мужски сдержанными фразами.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
232,Анализ стихотворения «Завещание» М, лермонтова
Здесь есть над чем подумать. Видимого сходства с самим поэтом как будто и нет, однако остаётся тайной, к какому общественному классу принадлежит мужчина, не упоминается и звание воина. Неизвестно, где именно служил умирающий, нет даже малейшего намёка на место роковой битвы.
Ещё одна загадка — лингвистическая. С одной стороны, в его беседе с другом присутствуют высказывания, характе́рные для простых людей. Врачей, например, он называет лекарями.
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
Конечно, прямого совпадения нет, но стоит вспомнить историю создания и особенно год написания этого произведения. Небольшое по размеру лирическое сочинение датировано 1840 годом. Вот теперь начинают проступать сходные моменты:
- В то же время Лермонтов опять находится на Кавказе, сосланный уже во второй раз. Шли боевые действия, да и единичные столкновения с местными абреками были не редкостью. События явно перекликаются с военной темой стиха.
- Герой произведения полагает, что его родители вряд ли до сих пор живы. У Лермонтова к тому времени не осталось никого, кроме бабушки. Мария Михайловна, мать поэта ушла из жизни ещё в 1813 году, а Юрий Петрович, отец, умер восемнадцать лет спустя.
- Тема одинокой души, сквозящая в словах умирающего воина, созвучна настроениям и мироощущению автора. Из безнадёжности одиночества и неудовлетворённости окружающей действительностью поэт видит лишь один выход. И, в принципе, не суть важно, будет ли это смерть самого́ человека или его души.
Когда баллада «Завещание» была написана, подходил к концу 1840 год. До гибели поэта на дуэли оставалось несколько месяцев: 15 мая 1941 года неумолимо приближалось.
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.
Сюжетный анализ: «Завещание» Лермонтова М.Ю.
Лермонтов написал «Завещание» в 1840 году, за год до своей гибели, когда был во второй раз сослан на Кавказ. В основу стихотворения легли наблюдения поэта за военным бытом, жизнью и гибелью простых солдат.
Многие исследователи сходятся на том, что стихотворение во многом является автобиографичным. В нем отразилось мироощущение поэта в последние годы его жизни, чувство одиночества и обреченности. Родителей Лермонтова к этому времени уже не было в живых, немногочисленные преданные друзья остались в Москве, а на Кавказе ему так и не удалось с кем-то по-настоящему сблизиться. Одним из возможных прототипов возлюбленной лирического героя принято считать Варвару Лопухину, расставание с которой поэт тяжело переживал.
Пронизанное неверием в радости жизни и холодной иронией к условностям общественного устройства, «Завещание» становится закономерным итогом душевных исканий Лермонтова и мучившего его одиночества.
Текст стихотворения можно разделить на четыре части или строфы.
- Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
- Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
- Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
- Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».
Повествование в стихотворении «Завещание» ведется от лица умирающего солдата, он является лирическим героем текста. Сложно однозначно определить историю и происхождение этого персонажа, простой ли это солдат-крестьянин или дворянин, сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет много простых, народных слов и оборотов. С другой стороны, герой наделен чертами интеллигента, он склонен к анализу своего места в жизни, страдает от одиночества. Возможно, Лермонтов стремился создать обобщенный образ, дополнив образ солдата-рассказчика собственными размышлениями и сомнениями.
Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.
- Обособленность героя от мира. Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
- Поиск смысла жизни и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
- Одиночество героя обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.
Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.
Стихотворение «Завещание» представляет читателям монолог умирающего солдата, ощущение живой разговорной речи создается, прежде всего, с помощью просторечных слов и выражений: «смотри ж», «сказать по правде», «ей ничего не значит».
- В тексте стихотворения есть всего одна метафора «пустое сердце». С ее помощью герой описывает возлюбленную, которая оказалась не способна понять его чувств. Простая и в то же время емкая характеристика показывает, одновременно, отношение лирического героя ко всему обществу – такому же легкомысленному и лживому.
- Особенности синтаксического строения стихотворения также помогают изобразить живую речь. Многочисленные паузы, выраженные с помощью многоточий, создают эффект сбивчивого монолога и даже затрудненного дыхания, так что читатель как будто слышит прямую, обращенную к товарищу речь умирающего от ранения солдата.
«Завещание» является одним из ключевых лирических текстов Лермонтова, в котором объединяются значимые для поэта темы: тема одиночества и поиска себя, отношения с Родиной и обществом, тема любви. Стихотворение не только раскрывает перед нами историю умирающего солдата, но и, одновременно с этим, становится своеобразным завещанием самого поэта, попыткой попрощаться с немногими близкими людьми и обществом, в котором для него не нашлось места.
Стихотворение было написано в 1840 году, когда поэта уже второй раз сослали на Кавказ. Все друзья автора остались в столице, а на Кавказе он так и не сумел завести близкие связи с кем-либо. Родители поэта уже давно мертвы, и он переживает, что после смерти никто и не вспомнит о нем. Поскольку Михаила Юрьевича сослали на горячую точку, он думал о своей гибели с хладнокровием и определенностью солдата в бою.
Лермонтов умер через год, и некоторые считают это стихотворение пророческим. Возможно, именно так поэт представлял свое будущее.
Стихотворение написано в характерном для Лермонтова направлении — романтизме. Налицо все признаки: грустное настроение, фатализм, мотивы смерти и одиночества.
Размер неоднороден: четырехстопный ямб перемежается с разностопным. То же можно сказать и о рифме: она то перекрестная, то построчная. Рифмуются частицы, местоименные существительные и неопределенные местоимения. Такое построение стихотворения помогает передать простонародную речь, показать, что герой – обычный солдат.
Лирический герой – обычный солдат, который получил смертельное ранение и, зная, что умирает, дает несколько распоряжений другу, на словах передавая ему свое своеобразное завещание. Он просит не говорить о смерти отцу и матери, но просит передать эту весть некогда любимой им женщине, которая, как он уверен, не испытывает к нему никаких чувств. Он уверен, что некому будет переживать о его смерти. Вероятно, герой — простой крестьянин, и воинская служба сломала ему жизнь. Возможно, он еще молод, но уже хоронит себя, так как воинский долг не оставляет ему шанса на возвращение.
Несмотря на низкий социальный статус героя, в нем мы узнаем самого автора, который намекает на свой печальный удел. Многие сходятся во мнении, что через лирического героя и его судьбу Лермонтов хотел не просто затронуть сердца читателей, но и передать собственное завещание, так как считал, что и ему уготована похожая судьба. Например, таинственная соседка – это первая любовь Михаила Юрьевича, Варвара Лопухина, которая вышла замуж за богатого помещика. Родители автора уже скончались к тому времени, осталась лишь бабушка, которая из-за преклонного возраста могла не дожить до весточки о кончине внука.
Анализ произведения «Завещание»
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Завещание» написано за год до гибели поэта. Во многом оно типично для Лермонтова и иногда рассматривается как своеобразное предсказание. В то же время произведение очень интересно с точки зрения своих художественных особенностей и является, безусловно, одним из лучших образцов лирики Лермонтова.
Стихотворение «Завещание» следует отнести к ролевой лирике. Оно написано от лица воина, который умирает на чужбине и просит другого человека (возможно, земляка) выполнить несколько поручений. Образ умирающего весьма таинственен. Среди ученых нет общего мнения о том, солдат это или дворянин, возможно, разжалованный и сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет немало черт «простого» разговора, «народной» речи: «лекаря», «сказать по правде» и прочее. В то же время он обладает и чертами интеллигента: трудно предположить, что крестьяне ждали от сына частых писем («скажи, что я писать ленив…»), заметно стремление героя к анализу своего места в жизни, ощущение одиночества, выброшенности. Можно предположить и стремление заглянуть в душу простого солдата, придать его психологическому облику черты своей личности, и стремление создать некий всеобъемлющий «общий» образ героя, показать, что такое горе внесословно.
Речь воина не отличается богатством тропов и образов. Напротив, она подчеркнуто конкретна, однозначна. Чуть ли не единственный эпитет («пустого» (сердца)) поэтому смотрится очень ярко. С точки зрения лексики речь очень точна и незамысловата, а эмоциональность говорящего прорывается в синтаксисе. Воин перебивает самого себя, не оканчивает фразы, использует инверсию («моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен», «соседка есть у них одна…» и т.д.) – это говорит о внутренней эмоциональности, горечи, которая скрывается говорящим, но все же проявляется в строе его речи. Кроме того, такие строки («Смотри ж… Да что?», «А если спросит кто-нибудь…Ну, кто бы ни спросил…») создают иллюзию прерывающейся устной речи. Говорящему с трудом даются его слова: он не привык обнажать душу и даже перед смертью ему трудно высказать все, что у него на сердце.
Той же цели служит и строфика. Стихотворение и композиционно, и ритмически делится на четыре части, четыре восьмистишия. В каждом одно четверостишие с перекрестной рифмовкой и одно с парной. Причем в каждой строфе последние строки имеют женскую клаузулу, как бы предполагая возможность развития мысли, а не обрубая ее ритмически (что получилось бы с мужской).
В первой мы встречаем что-то вроде экспозиции: понимаем, кто герой ролевого стихотворения, что с ним случилось, его отношение к собеседнику (обращаясь «брат», он подчеркивает свое доверительное отношение).
Три последние строфы – три стороны жизни человека: отношения с родиной, отношения с родителями, любовь. Три трагедии. Переходя от трагедии к трагедии – от строфы к строфе – герой ролевой лирики преодолевает событийные границы произведения, переходя из одного «семантического поля» в другое: что-то типа иронии, за которой прячется настоящее чувство долга и любви к Родине, звучит в первой строфе (автор не хочет обнажать свою душу, отделываясь общими фразами для всех, «кто бы ни спросил»); нежность к родителям, тоже сдержанная, но очевидно глубокая, заметна во второй; горечь, ревность, обида ощущаются в третьей.
Герой стихотворения видит себя одиноким, в почти полной изоляции от мира. Он как точка, внеположенная по отношению к бытию. Его близкая кончина не проводит эту границу, а лишь делает ее явной: она уже существовала прежде. Герой с легкой иронией говорит о своей смерти «за царя» — того жалкого официального патриотизма ему недостаточно, душа ищет более тесной, глубинной связи с землей, нежели просто «поклон», посланный «родному краю». Вспоминается сразу и «странная любовь» Лермонтова к Отчизне, и его горечь при виде «немытой России».
Герой любит родителей («было б жаль Мне опечалить их…»), но это прошлое, безнадежно далекое: он даже не знает, живы ли они, а в философском плане прошлое для него давно умерло.
Любовь не удалась: соседка, по мнению умирающего, о нем не спросит. Ему кажется, что у нее пустое сердце – конечно, оно «пустое» лишь потому, что она не любит героя. Если бы она и в самом деле была «пустой», не способной на чувство, с чего бы ей плакать о погибшем воине?
С трех сторон мир закрыт для героя стихотворения, выход лишь в смерти, так что при своей трагичности смерть его выглядит закономерностью. Мне кажется, это говорит о модусе трагизма, ведь в данном произведении внутренне «я» оказывается шире роли, которая отведена герою в миропорядке: он не может найти себя в мире. В.Г.Белинский писал об этом произведении: «…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее — все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»
Такое восприятие действительности было свойственно Лермонтову, который остро ощущал несоответствие мира и личности. Неудовлетворенность действительностью, видение выхода в смерти звучит в таких произведениях поэта, как «Дума», «Мцыри», «Пленный рыцарь» и другие. Одиночество как неизбежное ощущение человека, который не может найти себя в мире, — один из сквозных мотивов лирики Лермонтова. Конечно, оно было обусловлено и исторической ситуацией реакции, процветанием тайной полиции и фактически открытого доносительства.
В каком-то смысле в этом стихотворении можно увидеть и предсказание Лермонтовым собственной скорой кончины, что было не просто данью романтической традиции, но и реальным внутренним ощущением поэта, и нашло отражение во многих его лирических стихотворениях («Не смейся над моей пророческой тоской…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Сон» и др.)
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.
Метафоры – «пустого сердца не жалей».
Эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно».
“Завещание” анализ стихотворения Лермонтова
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.
Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.
В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.
Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.
Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
Композиция «Завещание» Лермонтова — это литературное произведение, написанное в стихотворной форме. В нем раскрыта характерная для литературы XIX века тема смерти солдата на поле брани. В центре сюжета раненый защитник родины, который высказывает последнюю просьбу другу.
Рассмотрим подробнее сюжет «Завещания» Лермонтова, анализ жанра и проблематику произведения.
Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата, смертельно раненного в бою. Передана его последняя воля, высказанная перед смертью. Предсмертное желание высказывается однополчанам, находящимся рядом.
Подводя итог анализа стихотворения «Завещание» Лермонтова, можно сделать следующие выводы:
✔️ стихотворный размер — это разностопный ямб;
✔️ присутствует перекрестная и параллельная рифмовка;
✔️ произведение состоит из трех строф;
✔️ жанр — послание.
Характерный для стихотворения Лермонтова жанр — это послание, так как солдат адресует предсмертную просьбу своему другу. В стихотворении можно найти личные и философские мысли.
Раненый понимает, что жить ему уже недолго и пытается решить нерешенные вопросы. В эти тяжелые мгновения он открывает сердце, обращаясь к другу с просьбой о помощи. Солдат не просит избавить его от нечеловеческой боли или проявить сочувствие. Умирающий просит о том, чтобы его вспоминали на родине, чтобы помнили не только родственники или знакомые, но и соседская девушка, к которой по-прежнему испытывает любовь. Щадя чувства родителей, он просит не рассказывать подробности своей смерти, но сказать, что просто полк ушел в длительный поход.
Важно то, что раненый детализирует ранение, акцентируя то, что плохие доктора не смогли его вылечить. Герой и при смерти говорит о преданности царю и родной земле, которую больше никогда не увидит.
Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: М. Ю. Лермонтов.
- Анненский
- Апухтин
- Ахматова
- Бальмонт
- Баратынский
- Барто
- Блок
- Бодлер
- Брюсов
- Бунин
- Гиппиус
- Гумилев
- Державин
- Евтушенко
- Есенин
- Жуковский
- Заболоцкий
- Лермонтов
- Майков
- Маяковский
- Некрасов
- Никитин
- Пастернак
- Полонский
- Пушкин
- Северянин
- Суриков
- Тургенев
- Тютчев
- Фет
- Хлебников
- Цветаева
Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал стихотворение «Завещание» (1840 г), которое, на первый взгляд, не имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем автор изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом и братом по оружию, наказывая ему выполнить последнюю волю. Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в лазарете, понимает, что жить ему осталось совсем немного. Он просит неизвестного собеседника передать поклон родной земле и рассказать тем, кто дорого солдату, о его смерти. «Скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был, что умер честно за царя», — отмечает главный герой произведения. При этом он подчеркивает, что его другу вряд ли удастся застать в живых отца и мать. И это неудивительно, потому что в царской России в армию солдат призывали сроком на 25 лет. И если им удалось выжить во многочисленных войнах, то дома они уже практически никого не заставали и своих близких. Поэтому главный герой стихотворения, с одной стороны, очень опечален тем, что его родители, вероятно, уже умерли. С другой же стороны он не хочет, чтобы они знали о его гибели. Поэтому он просит друга не сообщать им об этом, если застанет стариков в живых. «Скажи, что я писать ленив, что полк в поход послали и чтоб меня не ждали», — отмечает солдат.
Лермонтов нарочно не указывает, кем был его герой в обычной жизни. Вероятнее всего, он – обычный крестьянский парень, которому служба армии сломала всю жизнь. сам же герой признается в том, что когда-то был влюблен в свою соседку. Однако он понимает, что избранница уже давно забыла о его существовании. Ей солдат разрешает рассказать о своей гибели. «Ты расскажи всю правду ей, пустого сердца не жалей!», — отмечает главный герой. Действительно, его бывшая возлюбленная может оказаться единственным человеком, который искренне поплачет о погибшем. Но это печальное известие вряд ли затронет ее душу, потому что образ того, кого она когда-то любила, дано уже стерся из памяти этой немолодой уже женщины.
Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерти. Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани. Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной бабушке он питал весьма сложные и смешанные чувства, не считая ее близким для себя человеком. Что касается образа девушки-соседки, то под это определения могут попасть многие женщины, которыми восхищался поэт. Однако, вероятнее всего, автор подразумевает Варвару Лопухину, которая была его музой до самой смерти, хотя Лермонтов отказался связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Именно от был виноват в разрыве отношений с возлюбленной, считая, что не способен сделать ее по-настоящему счастливой. Однако в стихотворении ситуация представлена с точностью до наоборот: автор фактически обвиняет свою избранницу в том, что она его забыла. И это – единственная неточность в произведении, которую можно считать неумелой попыткой Лермонтова оправдать свои поступки. Он посчитал, что Лопухина гораздо легче перенесет известие о его смерти, если будет знать, что между ними все кончено. И – оказался неправ, потому что лишил возлюбленную возможности провести с ним последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина сожалела до самой смерти.
Стихотворение Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году и по форме представляет собой исповедь героя перед смертью. Из слов лирического героя мы понимаем, что он – воин, погибающий на чужбине от страшного ранения: «…навылет в грудь Я пулей ранен был». Зная историческую ситуацию, мы можем предположить, что действие стихотворения происходит на Кавказе.
Перед смертью герою необходимо высказаться – он рассказывает обо всей своей жизни товарищу:
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Эти слова звучат трагично – герой наверняка очень молод. Но, как мы понимаем из дальнейших слов, вся его жизнь была трагичной. Лирический герой очень одинок: «… моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен». Он предполагает, что, пока он служил, его родители умерли. Но, рассуждает молодой человек, это и к лучшему – что может быть хуже, чем огорчить отца и мать страшной вестью? Поэтому, на всякий случай, герой предупреждает своего товарища:
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали,
И чтоб меня не ждали.
Была у лирического героя и «сердечная зазноба». Однако и здесь все печально – молодой человек уверен, что он нелюбим и забыт:
Соседка есть у них одна.
Как вспомнишь, как давно
Расстались. Обо мне она
Не спросит…
Поэтому слова молодого человека звучат цинично и жестоко:
все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет —
Ей ничего не значит!
Но, несмотря на все удары судьбы, герой стихотворения превыше всего ставит порядочность, достоинство, собственное доброе имя. Смыслом своей жизни он считает службу царю и отечеству: «Что умер честно за царя».
Таким образом, герой стихотворения — типичный для творчества Лермонтова романтический герой с трагической судьбой и таким же мироощущением. Он, несмотря на свой большой потенциал, не обретает счастья, находится в разладе с окружающим миром и собой. Именно поэтому, как это всегда бывает у Лермонтова, герой погибает «во цвете лет».
Форма исповеди, повествование от 1-го лица помогает раскрыть внутренний мир героя, глубже «проникнуть» в его характер.
Стихотворение состоит из 4 восьмистиший с перекрестной и смежной рифмовкой. На мой взгляд, оно бедно лексическими средствами выразительности: здесь встречаются лишь эпитет («пустое сердце»), обращение («брат», которое подчеркивает интимность интонации стихотворения) и устойчивые метафорические выражения («застать в живых», «ранен навылет», «поклон посылаю», «жить на свете»).
В синтаксическом плане в стихотворении довольно много восклицательных предложений и умолчаний, что помогает передать живую непосредственную, эмоциональную речь («На свете мало, говорят, Мне остается жить!»; «Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. » и т. д.)
Таким образом, на мой взгляд, стихотворение «Завещание» — типичное произведение для романтической лирики Лермонтова. Типичен лирический герой произведения, вступивший в трагическую схватку с судьбой и проигравший ее. Типичны художественные средства, которые поэт использует в этом стихотворении.
На мой взгляд, «Завещание» отчетливо перекликается с поэмой Лермонтова «Мцыри», продолжая «главную» тему поэта — о дисгармонии человека с окружающим миром и собой.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Средства художественной выразительности — слова или выражения, употребляемые для создания художественного облика. К тропам можно отнести: сравнения, метафоры, гиперболы, эпитеты, олицетворения и многое другое.
Произведение «Завещание» небогато художественными средствами. Они присутствуют, но в малом количестве. Это связано с тем, что это стихотворение — монолог, в нем используется простая речь, лёгкая для понимания читателя. Языковые средства приближены к разговорной речи:
- Метафоры: «пустого сердца не жалей».
- Метафорические высказывания: «застать в живых», «ранен навылет», «поклон посылаю», «жить на свете».
- Олицетворения: «умер честно», «родному краю», «пустого сердца».
- Аллитерация: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
- Эпитет: «пустое сердце».
В работе также присутствует обращение («брат») и несколько восклицательных предложений. Малое количество языковых средств не говорит о скудности речи, автор нарочно показывает простоту родного языка, передавая просторечие лирического героя.
Таким образом, «Завещание» является одним из величайших стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова и объединяет множество тем: одиночество и самоанализ, отношение к родной стране и любимым людям. Краткое сочинение-анализ произведения Лермонтова будет актуально для 10 классов. Эта баллада раскрывает для читателя жизненную историю погибающего солдата, а также становится необычным завещанием автора.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Ребята, расскажите, что вы узнали о Михаиле Юрьевиче. Какие сообщения подготовили?
III. Работа по теме урока
(Работа над стихотворением «Горные вершины…».)
— Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание горные вершины?
Сейчас мы прочитаем стихотворение М.Ю. Лермонтова с таким названием. Это произведение — перевод стихотворения немецкого поэта Гете.
— Прочитайте стихотворение «Горные вершины…». Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.
(Самостоятельная работа детей.)
— Ваши впечатления от прочитанного? (Стало так хорошо, спокойно.)
— Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт.)
— Что представили? (Горные вершины, успокоение.)
— Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать? (Ритм, рифму.)
— Найдите рифмующиеся слова.
— Как надо читать это стихотворение? (Медленно.)
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение (или чтение наизусть) стихотворения М.Ю. Лермонтова.)
— Покажите свои иллюстрации и расскажите, что вы на них изобразили.
III. Работа по теме урока
— Чьи произведения мы изучали с вами на последних уроках? (Михаила Юрьевича Лермонтова.)
— Как вы думаете, почему именно это имя звучит на наших уроках?
Верно, мы изучаем раздел «Великие русские писатели». К ним относится и Михаил Юрьевич.
— Прочитайте тему урока. Понятны ли вам эти слова?
— Определите задачи урока.
— Где мы можем найти ответы на наши вопросы по уроку? (В учебнике, в Интернете, от учителя, из справочников.)
(Знакомство с художественным творчеством М.Ю. Лермонтова.)
— Ребята, откройте учебник на с. 103. Рассмотрите рисунок. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче? (Ответы детей.)
Лермонтов был очень одаренным человеком. Помимо высокого поэтического дара и природной музыкальности, он был наделен большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьезно и профессионально, то, несомненно, стал бы большим художником.
Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.
Почти все самые лучшие картины, рисунки, акварели поэта отражают зародившуюся в детстве любовь к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привез из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, сделанных «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращении с Кавказа талант Лермонтова как живописца раскрылся в полной мере. На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точно передают детали.
Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса. И поэт неоднократно бывал в этом замечательном древнем городе. Так появилась еще одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Она является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
— Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Работа над стихотворением «Дары Терека». Вступительная беседа.)
— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно?
Терек — река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки означает «быстрая вода». Длина 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким.
(Прослушивание чтения стихотворения актером в аудиозаписи. Анализ стихотворения.)
— Какую картину вы представили, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова?
— Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?
— Объясните значение выражения утесистые громады. (Горы, скалы.)
— Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт? (Метафору — скрытое сравнение.)
— Как понимаете выражения буре плач его подобен, слезы брызгами летят? (Грохот падающей воды, как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны, как слезы.)
— Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение, олицетворение — такать может только человек.)
— Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.)
— Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой.)
— Что означает слово лукавый! (Хитрый. Терек притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав.)
— Прочитайте последние восемь строк. С кем сравниваются облака? (С женщиной, которая кормит ребенка грудью, — это олицетворение.)
(Самостоятельное чтение стихотворения. Подготовка к чтению в классе. Выразительное чтение.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке?
— В чем смысл стихотворения? Что хотел донести до нас автор?
— Ребята, в учебнике стихотворение дано в сокращенном варианте. Можете найти его и прочитать.
Домашнее задание
Найти интересные факты из жизни поэта, подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно.
Чтоб было всем понятно.
— Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; прохлопайте ритм.
— О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)
— Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.
(Расстановка логических ударений.)
— Прочитайте в разговорном темпе.
— Прочитайте в ускоренном темпе.
III. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.)
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте тему урока.
— Определите его задачи.
— Рассмотрите картину М.Ю. Лермонтова «Крестовая гора».
— Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину. Что хотел показать нам художник? (Ответы детей.)
Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 г. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме другу С. Раевскому: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую
гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух — бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Чтение и обсуждение стихотворения «Утес».)
— Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением М.Ю. Лермонтова, которое называется «Утес».
— Вспомните, что такое утес. (Это высокая скала.)
(Чтение стихотворения учителем.)
— Ваши впечатления от прочитанного? (Стало грустно, печально. Утес стоит одиноко и плачет.)
— Сравните два произведения Лермонтова: «Крестовая гора» и «Утес». Рассмотрите их внимательно еще раз, чтобы выполнить это задание. (В этих произведениях совпадает настроение. Лермонтов пишет о грусти, печали, невыносимости одиночества.)
— Прочитайте стихотворение «Утес» про себя.
— Какие два образа запомнились вам? (Образ легкой, игривой, шаловливой, свободной и беспечной золотой тучки. И угрюмый, большой, неподвижный утес. Одинокий утес, мрачный, старый.)
— Тучку поэт изображает как живую. Докажите. (Ночевала; умчалась рано, весело играя.)
— После посещения тучки как чувствовал себя утес? (Ему стало хуже. Его тоска и одиночество усилились.)
Да, тучка не могла понять утеса: она стремительная, юная, ей неизвестны такие чувства, которые переживает утес.
— В чем же особенность стихотворения? (Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами. В нем яркие картины, в нем звучит музыка.)
(Выразительное чтение стихотворения.)
— Подготовьтесь читать стихотворение выразительно.
VII. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке?
— С какими произведениями познакомились?
Домашнее задание
Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова наизусть.
- Геометрия
- Информатика
- Математика
- Алгебра
- Алгебра и начала математического анализа
- Изобразительное искусство
- Музыка