Этот художник в своём завещании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Этот художник в своём завещании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Фото Видео 13485

13036

8920

11533

Минас Аветисян. Завещание художника в Гюмри

10479

Фото 10282

  • Популярные публикации
  • Все публикации
  • Последние комментарии
  • Теги публикаций
  • Все блоги

Оригинальное название картины — Ritratto di Monna Lisa del Giocondo, что в переводе на русский означает «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Слово mona возникло как сокращённый вариант фразы ma donna (моя госпожа). Со временем название «Мона Лиза» распространилось и стало общеупотребительным. В начале XX века полотно было похищено, но его удалось вернуть. После этого события «Мона Лиза» стала легендарной. Иногда картину ошибочно называют «Монолиза».

К работе над произведением Леонардо да Винчи приступил в 1503 году. Он писал картину несколько лет и лишь незадолго до кончины сделал последние мазки. Произведение было окончено в 1516 г., а 2 мая 1519 г. художник умер. Начало создания полотна относится к периоду, когда живописец жил в Италии.

Через несколько лет он перебрался во Францию, захватив с собой избранные произведения, в числе которых была и «Джоконда». Современники писали, что автор полностью отдавался созданию портрета, уделяя ему каждую свободную минуту.

Когда художник умер, наследники нашли завещание, согласно которому полотно должен был получить Салаи — ученик Леонардо.

Вариант 1

Передо мной полотно всемирно известного итальянского художника. Наверное, не найдется не одного человека, который бы ни разу не слышал и не видел репродукцию Моны Лизы или Джоконды.

На холсте нарисована молодая женщина по имени Мона Лиза. Сложив крест накрест изящные руки, с маленькими тонкими пальчиками, она внимательно взирает на людей своей знаменитой, ставшей легендой улыбкой, с чуть сощуренными глазами. Эта улыбка, улыбка человека, который гармоничен сам с собой, чист душой, уверен в своих силах, умеет любить и быть преданным.

В ней прячется множество самых разных позитивных и негативных эмоций – любовь и презрение, доброта, забота, безразличие, горделивость, а вместе с тем, и нежность и непостижимость…

Ее внешность типичная для среднего века – высокий лоб, убранные назад и разделенные пробором черные волосы, поверх которых вьется едва заметная полупрозрачная вуаль.

Одета она в богатую тяжелую узорчатую парчу. Тонкая лебединая шея изящно переходит в плечи, на которых держатся накидка и изумрудное платье женщины.

На заднем фоне, ничем непримечательный пейзаж – вьющиеся лентами пыльные дороги, уходящие вдаль, островки темно-зеленого леса, горы и неровные холмы, и конечно, река, сливающаяся с горизонтом.

Чем же это, казалось бы, обычная флорентийская девушка поражает сотни тысяч людей по всему миру? Она не отличается прозаичной красотой, и нам фактически ничего неизвестно из ее биографии. Ее улыбка, чуть приподнятых уголков губ, смеющиеся глаза, с любопытством поглядывающие на наблюдателя, словно оценивающие, задорные. Глубокий, проницательный, слегка насмешливый взгляд чудесных карих глаз неотступно преследует зрителя. Во всем ее таинственном образе, проскальзывает нежность, загадочность и откровение. Ее секрет пытаются разгадать десятки лет, но она и по сей день остается самой обворожительной и романтической особой. Кто она? Чем пленит и заставляет снова и снова неотрывно любоваться ее обликом?

Вариант 2

Годами это таинственное выдающееся творение привлекает ценителей искусства необычным колоритом, мягкой цветовой гаммой, мягко переливающейся, четкой и одновременно, словно подернутой мутной дымкой. Не смотря на темноватые оттенки мазков, картина из под пера гения, воздушна, легка и великолепна.

Леонардо Да Винчи признанный гений, изобретатель и мастер кисти, создал еще одну загадку, разгадать, которую не способен никто, кто просто смотрит и думает. Эту картину нужно прочувствовать, и заглянуть в самую ее сущность, открыв свою душу и сердце прекрасному.

Михаил Трофименков о «Завещании Орфея» Жана Кокто

Размер портрета — 75 см в высоту и 53 см в ширину. На нём изображена дама без бровей и с выбритыми в верхней части лба волосами. В эпоху Возрождения многие женщины украшали себя таким образом. Героиня повёрнута вполоборота к зрителю, она едва заметно улыбается. Если присмотреться, можно заметить парапет.

Эта деталь указывает на то, что женщина сидела на балконе. С обеих сторон виднеются части колонн, поэтому можно предположить, что изначально полотно было больше, но потом его обрезали.

Описание «Моны Лизы» Леонардо да Винчи будет неполным, если не сказать о главной особенности картины. Она заключается в строгом соответствии эталонам портретного жанра. Живописец учёл многочисленные законы ритма и гармонии. Женскую фигуру он вписал в прямоугольник, а волнистые волосы дополнил полупрозрачной вуалью.

Некоторые считают, что это признак траура, но подтверждения подобные догадки не получили. Одна рука героини лежит на подлокотнике, образуя нижнюю сторону прямоугольника, а ладонь второй накрывает её сверху, делая композицию целостной.

Исследователи во всём мире считают, что очарование картины объясняется тем, как улыбается женщина. В выражении её лица есть что-то загадочное. Словосочетание «улыбка Моны Лизы» давно стало нарицательным. Психологи, художники и искусствоведы изучают малейшие детали картины, пытаясь понять, почему она не оставляет равнодушным никого, кто увидел её хоть раз. Эпитеты, которыми награждают улыбку героини:

  • таинственная;
  • мимолётная;
  • ускользающая;
  • флиртующая;
  • задумчивая.

Поскольку на изображённой даме вуаль, которая может свидетельствовать о недавней кончине кого-то из близких, улыбка воспринимается некоторыми как грустная и меланхоличная. Впрочем, вуаль может означать и что-то другое. Если предположить, что художник наделил её положительным смыслом, то выражение лица кажется лукавым, игривым.

Когда Леонардо завершил работу над картиной, современники оценили её высоко, но особого ажиотажа не наблюдалось. Со временем полотно было забыто. Снова о «Моне Лизе» вспомнили после того, как Теофиль Готье написал о «джокондовской улыбке» следующее: «Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо». Раньше зрители не замечали в «Джоконде» тайны. Её улыбку часто называли приятной, но не более.

В 1911 году произведение было похищено, в связи с чем поднялся шум. В газетах много писали о «Моне Лизе», выдвигали различные версии произошедшего. Всё это привело к возросшей популярности полотна. Картину украл сотрудник Лувра — итальянец Винченцо Перуджо. В 1914 году «Джоконду» нашли и вернули на место. Есть мнение, что сотрудник Лувра хотел увезти произведение в Италию, поскольку эта страна была родиной художника. Возможно, у похитителя были и другие мотивы.

Сейчас картина находится в Лувре, где экспонируется в большом зале. Она пережила несколько актов вандализма.

С 1956 года работа находится под толстым пуленепробиваемым стеклом, из-за чего её иногда сложно рассмотреть, так как мешают блики. Лучше всего приходить в ранние часы, когда в зале ещё мало посетителей.

  • Чем отличается критика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза
    Произведения отечественных писателей очень часто подвергались разнообразной критике, и писатель Островский отнюдь не стал исключением. Его произведения очень часто становились
  • Сочинение по картине Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском (автор Николай Ге)
    Есть несколько картин, на которых запечатлен Александр Сергеевич Пушкин. Вот одна из них. Ее написал Николай Николаевич Ге.
  • Новогодняя ночь — сочинение (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс)
    Каждый человек в нашей стране всегда ждет главного праздника – Нового года. Новый год для нас это день, наполненный волшебством и сказкой, день, наполненный сюрпризами и приятными неожиданностями

Вариант 1

Передо мной полотно всемирно известного итальянского художника. Наверное, не найдется не одного человека, который бы ни разу не слышал и не видел репродукцию Моны Лизы или Джоконды.

На холсте нарисована молодая женщина по имени Мона Лиза. Сложив крест накрест изящные руки, с маленькими тонкими пальчиками, она внимательно взирает на людей своей знаменитой, ставшей легендой улыбкой, с чуть сощуренными глазами. Эта улыбка, улыбка человека, который гармоничен сам с собой, чист душой, уверен в своих силах, умеет любить и быть преданным.

В ней прячется множество самых разных позитивных и негативных эмоций – любовь и презрение, доброта, забота, безразличие, горделивость, а вместе с тем, и нежность и непостижимость…

Ее внешность типичная для среднего века – высокий лоб, убранные назад и разделенные пробором черные волосы, поверх которых вьется едва заметная полупрозрачная вуаль.

Одета она в богатую тяжелую узорчатую парчу. Тонкая лебединая шея изящно переходит в плечи, на которых держатся накидка и изумрудное платье женщины.

На заднем фоне, ничем непримечательный пейзаж – вьющиеся лентами пыльные дороги, уходящие вдаль, островки темно-зеленого леса, горы и неровные холмы, и конечно, река, сливающаяся с горизонтом.

Чем же это, казалось бы, обычная флорентийская девушка поражает сотни тысяч людей по всему миру? Она не отличается прозаичной красотой, и нам фактически ничего неизвестно из ее биографии. Ее улыбка, чуть приподнятых уголков губ, смеющиеся глаза, с любопытством поглядывающие на наблюдателя, словно оценивающие, задорные. Глубокий, проницательный, слегка насмешливый взгляд чудесных карих глаз неотступно преследует зрителя. Во всем ее таинственном образе, проскальзывает нежность, загадочность и откровение. Ее секрет пытаются разгадать десятки лет, но она и по сей день остается самой обворожительной и романтической особой. Кто она? Чем пленит и заставляет снова и снова неотрывно любоваться ее обликом?

Вариант 2

Годами это таинственное выдающееся творение привлекает ценителей искусства необычным колоритом, мягкой цветовой гаммой, мягко переливающейся, четкой и одновременно, словно подернутой мутной дымкой. Не смотря на темноватые оттенки мазков, картина из под пера гения, воздушна, легка и великолепна.

Леонардо Да Винчи признанный гений, изобретатель и мастер кисти, создал еще одну загадку, разгадать, которую не способен никто, кто просто смотрит и думает. Эту картину нужно прочувствовать, и заглянуть в самую ее сущность, открыв свою душу и сердце прекрасному.

Вариант 3

Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.

Искусствоведы, как правило, считают картину эталонной. Для меня трудно оценивать Джоконду с позиции искусствоведения, однако по личным ощущениям этот портрет действительно кажется красивым и притягательным. Он интересен и притягивает даже не самой героиней (на самом деле изображенная женщина не кажется мне особенно привлекательной и выглядит вполне банально) но фотографической точностью и переданным мгновением.

На картине изображается женщина к темной накидке. Героиню видно по пояс, они сидит в половину оборота и не имеет бровей. Наверное, тогда существовала традиция выбривать брови и, возможно, в связи с этим тоже лицо выглядит таким интересным.

На заднем фоне виден подоконник или парапет, за которым простирается пейзаж. Взгляд может уйти далеко и блуждать по прорисованным просторам, но более всего привлекает в картине, конечно, лицо главной героини.

Художнику как будто действительно удалось сфотографировать какое-то мгновение, когда женщина только мимолетно посмотрела и слегка улыбнулась краюшками губ. Даже, смотря на других людей, мы можем только иногда и только на мгновение уловить подобные взгляды и мимику. Осознать такие незначительные детали зачастую довольно-таки трудно.

Тем не менее, Леонардо да Винчи удалось отразить такое характерное выражение лица, ведь он был гением и умел многое, чего не умели другие художники. Этот факт подтверждается и великолепно прорисованными руками Джоконды, которые так естественно изогнуты и помогают лучше передать характер изображаемой героини. Помимо всего этого картина является просто красивой и просто дополнительно описывает красоту этого мира, ведь искусство и создано для того чтобы выражать красоту.

Вариант 4

«Мона Лиза» — известнейшее произведение Да Винчи. Даже самые прекрасные полотна рядом с этой картиной блекнут и теряют свое превосходство. Рафаэль, Перуджино, Тициан — кажутся лишь достойными спутниками, лишь достойным обрамлением этого непревзойденного шедевра.

Главный персонаж картины — прекрасная и неземная девушка по имени Мона Лиза. Меня всегда удивляла ее загадочная улыбка. Обычно, так улыбается мать, которая ласкает своего ребенка. В этой картине мало ярких цветов, по-видимому, такая задумка автора: сосредоточить внимание зрителя на персонаже. Очень реалистично прописаны тени. Нечеткий серо-зеленый пейзаж в дымке контрастирует с темной одеждой Джоконды и подчеркивает ее нежное лицо, полное силы и внутреннего света.

Каштановые волосы, гладко зачесанные к вискам, ниспадают на плечи красивыми мягкими локонами. Голова покрыта прозрачной вуалью. На девушке платье зеленоватого цвета с неглубоким вырезом и светлыми рукавами. Художник хорошо осветил изящные руки, словно подчеркнул их благородную красоту. Несмотря на легкую улыбку, Мона Лиза производит впечат��ение вполне уверенной женщины.

“Мона Лиза”, она же “Джоконда” – одна из лучших картин выдающегося итальянского мастера Леонардо да Винчи. Он был не только хорошим художником, но и очень успешным ученым и изобретателем, который намного лет опередил свое время. Леонардо да Винчи экспериментировал и в области живописи, создал “Мона Лизу (Джоконду)” на искривленной поверхности деревянной доски с помощью специальных красок и приемов, что дало необычный эффект.

Где бы ни стоял зритель, кажется, что Джоконда всегда смотрит именно на него. А выражение ее лица будто меняется… Это настоящее чудо, созданное большим мастером. “Мона Лиза (Джоконда)” написана примерно в 1503–1506 гг. Сначала считали, что на картине изображен портрет реальной – Мона Лизы, жены богатого купца Пьеро Франческо дель Джокондо с Флоренции (Италия). Однако впоследствии появиться другие версии.

Вроде бы на картине изображена какая-то уважительная особа, имя которой нельзя было называть. Говорили и то, что Леонардо да Винчи якобы создал собственный автопортрет. Даже и сегодня возникают новые версии… В течение веков Джоконду воспринимали по-разному. Одни считали ее красивой, другие – уродливой, третьи – насмешливой, четвертые – доброй. В разные времена ее называли мужчиной и женщиной, реальным человеком и инопланетянкой (тем более, что она изображена на фоне фантастического пейзажа), молодой и старой, красивой и отталкивающей, доброй и злой.

Можно сказать, что она – в одном образе – представляет все человечество, которое может быть разным. Джоконда – это не портрет любимой женщины. Это размышления художника о человечестве, мире, самом себя, о борьбе Бога и дьявола, которая постоянно существует в обществе и в душе личности. И так, “Мона Лиза (Джоконда)” – это своеобразный портрет всего человечества и каждого из нас. Улыбка Джоконды навсегда останется загадкой. То не есть проявление радости или удовольствие, Джоконда не улыбается привычном понимании.

У нее особое выражение лица – очень многозначное. “Мы видим Джоконду такой, какими мы есть на сами”, – писал Г. Брэдбери. При создании картины Леонардо да Винчи использовал прием сфумато – едва ощутимую дымку, которая окружает Мона Лизу. Благодаря этому она становится еще загадочной и сливается с пейзажем за ее спиной.

Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Со всеми перезнакомился, был частым гостем московских богатых домов, где его общество любили. Михаил Александрович был прекрасно образован, закончил Петербургский университет, два факультета — юридический и историко-филологический, причем оба с золотой медалью, говорил на восьми языках.

Врубель был франтом. На последние деньги мог купить дорогие духи и, стоя в глиняном тазу, обливался теплой водой с духами. Почти каждый день бывал у парикмахера. Чуть не плакал, когда манжеты хоть немного были запачканы краской. Порой жил впроголодь, но одет был всегда изысканно и элегантно. Все, что он получал за свои работы, часто тратил за один день. Шел в лучший ресторан и заказывал разные изысканные яства. Он слыл гурманом, знал марки вин, что и после чего полагается пить.

Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться, и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. «Не знаю, поймете ли вы меня, я любил женщину, а она меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Речь шла об Эмилии Праховой.

Ничего демонического во Врубеле не было, и все же, почему именно Демон? Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя? Еще тогда, в Киеве, в 1885 году, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Даже решил вылепить Демона из глины: «…вылепленный, он только может помочь живописи». В рисунке, в живописи, в глине — развертывается целая галерея демонов, нескончаемая демоническая сюита.

Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой.

Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель Коровину.

Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными».

И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней?

И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак.

Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения.

Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы.

«Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот…» — скажет Врубель после похорон своего сына, Саввы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве.

Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь».

Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы.

Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена.

Культивируется новый герой, свободный, мощный. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его.

Беда в том, что возвышенная миссия нового героя часто сметает на своем «высоком» пути обыкновенных людей и, вообще все человеческое.

…И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества.

Сочинение-описание картины Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи

Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство только после романтизма. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда был образ зла и тьмы.

В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность. Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «…а сам бедный Миша теперь весь в прыщах, красных пятнах, без зубов».

Это внешне. А внутри — мукой купленное просветление.

Врубель окончательно расстается со своими демонами.

В больнице Михаил Александрович рисует портрет своего врача, доктор Усольцева, человека очень религиозного.

«За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», — пишет Врубель на обороте этой картины.

Начинается духовный перелом в исканиях Врубеля.

— Я заметил, что везде, где есть ваша биография, упоминается служба в советской армии. Это был такой травмирующий опыт?

— Не знаю, травмирующий ли, но это точно был невероятный опыт. Ты оканчиваешь художественное училище; кажется, как будто имеешь какое-то отношение к культуре — и вдруг понимаешь, что есть другая реальность, и она более экзальтированная.

— Зачем вообще нужен этот опыт?

— В армии я начал в большом количестве рисовать шариковой ручкой. То есть я вдруг понял, что есть другая эстетика — и есть совершенно другой мир, с которым можно работать.

— А где вы служили?

— В батальоне сопровождения воинских грузов. В основном это были ракеты: мы их везли с места производства в место дислокации. В поезде, в Товарный вагон, в котором перевозят людей.

«>«теплушке» мы должны были на каждой остановке охранять этот состав с ракетами, проверять, чтобы пломбы не вылетели и не исчезли. 24 часа в сутки ты живешь в этой «теплушке», выходишь в снег, проверяешь пломбы. Там я как раз и научился рисовать шариковой ручкой. Я понял, что если у тебя вообще ничего нет, ты можешь выменять на сигареты шариковые ручки — их давали всем по две в месяц, чтобы писать письма.

У меня было очень много этих шариковых ручек — я делал большие рисунки. И даже научился подделывать пломбы для ракет. Когда ты едешь в поезде, эту пломбу может вырвать ветром или еще как-то. К тому моменту, когда ты приезжаешь, если эта пломба не в порядке, тебя могут до разбирательства посадить на десять дней в карцер. А это чудовищная вещь. Так что я и сам научился, и научил всех солдат подделывать пломбы в межконтинентальных ракетах.

— «Насрать» — это, наверное, впервые настолько личное ваше высказывание. Здесь нет готовой конструкции из окружающей жизни, где слова разворачивались в разных плоскостях. Тогда были «Слава КПСС», «Добро пожаловать», «Не прислоняться». А сейчас, получается, «Насрать» — это нечто, что идет лично от вас?

Да, то были все слова не мои. То были слова, принадлежавшие социальному пространству, в котором я находился. А теперь это моя реакция на это социальное пространство. Рассказать вам историю о том, откуда это слово вообще в моем сознании появилось?

Дать денег

Владимир Раевский

Судьба женщины и картины. Золотая Адель. Климт

В возрасте 67 лет здоровье Леонардо ухудшилось. Вазари так описывает его последние дни: «В старости он тяжело болел, в течение нескольких месяцев не вставая с постели. Когда он почувствовал близость кончины, он предпринял все усилия для того, чтобы приобщиться к таинствам католической церкви и святой христианской веры: с великими стенаниями он исповедался и покаялся в грехах. И хотя он еле смог подняться, опираясь на плечи друзей и слуг, он был счастлив благочестиво принять святое причастие, стоя на ногах, а не лежа в постели».

Из рассказа Вазари о последних днях Леонардо мы узнаем, что он был соборован католическим священником по всем правилам, причем сам настоял на том, чтобы подняться с постели для принятия Таинства.

Базари пишет, что перед самой кончиной Леонардо «охватили судороги, посланники смерти». Король в этот момент подошел к нему и приподнял его голову. Через несколько мгновений великий художник скончался на руках у короля. Его смерть вызвала большой резонанс. Вазари сетует: «Утрата Леонардо в высшей степени опечалила каждого, кто его знал, потому что ни один человек, живший доселе, не принес такую славу живописи». Вазари говорит о красоте самого Леонардо, о его способности «выслушать обе стороны», а затем «склонить даже самого упрямого спорщика к противоположной стороне».

Легко представить, с какой горечью эта новость была воспринята во Флоренции. Горе его земляков было отягощено еще и тем, что последней волей Леонардо было не выдавать его прах родному городу, в отличие от Микеланджело, который умер в 1564 году: его тело было вывезено из Рима и доставлено во Флоренцию, потому что такова была последняя воля покойного.

Во Флоренции Джованни Строцци сочинил хвалебный стих, которым Вазари и заканчивает повествование о жизни художника:

Vince costui pur solo
Tutti altri; e vince Fidia e vince Apelle
E tutto il lor vittorioso stuolo —

Один он победил всех прочих:
И Фидия, и Апеллеса,
И всю победоносную плеяду…

Поэт обыгрывает имя Винчи, связывая его с латинским глаголом vincere, что означает «выигрывать, побеждать».

Завещание Леонардо да Винчи было составлено во французском суде, а при его смерти присутствовал король Франции. Целая жизнь прошла от незаконного рождения Леонардо в крошечной деревушке до его кончины в королевских покоях.

Последняя воля Леонардо да Винчи, выраженная в завещании, составленном в королевском суде в Амбуазе 23 апреля 1519 года, за девять дней до смерти художника, распространяется на тех людей, которые много значили для него при жизни.

Бедным пациентам больниц Святого Лазаря в Амбуазе Леонардо да Винчи оставил 70 сольди медью и серебром. Леонардо, всей своей жизнью отвоевавший себе право быть уважаемой в обществе личностью, достигший своим трудом самых верхних ступеней среди творческой элиты, свободно вращавшийся среди принцев, королей и дворян, нашел время вспомнить о тех членах общества, чья участь была далеко не так радужна, как его собственная. Возможно, в этот момент он вспомнил о своей бедной матери-крестьянке.

Сочинение по картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Помощник Леонардо, присоединившийся к художнику в 1507 году, получил по завещанию все книги, которые находились в распоряжении Леонардо на момент его смерти, а также все инструменты, которыми пользовался художник, записи и эскизы, сделанные им. Это была значительная коллекция манускриптов и рисунков Леонардо. Из письма Мельци к семье Леонардо, в котором сообщалось о последней воле художника, хорошо видно, как Мельци почитал мастера. «Я уверен, что вас известили о кончине Мастера Леонардо, вашего брата, который и мне был братом и лучшим из отцов». Эта короткая, но емкая фраза много говорит нам о глубоком взаимопонимании, царившем между Мельци и Леонардо, а также о том, почему именно этот ученик унаследовал самое личное из всего имущества художника.

Леонардо пожелал быть похороненным в пределах церкви Сан-Флорентин в Амбуазе, а тело его должны были предать земле священники этой церкви. По завещанию он оставил деньги на 60 свечей, которые на его похоронах должны были нести 60 бедняков. Священникам и пасторам епархии он также заказал три торжественные мессы и тридцать малых григорианских месс. Для этой цели каждой из четырех церквей епархии завещалось по 4,5 кг толстых восковых свечей.

Строго говоря, нормы о сочетании вещных прав и интеллектуальных прав в тех случаях, когда в материальном носителе (вещи) выражены какой-либо результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, должны содержаться в разделе II ГК РФ “Право собственности и другие вещные права”, а может быть, даже в разделе I “Общие положения”. Но поскольку отдельные части Кодекса принимались не сразу, а на протяжении свыше десяти лет, а теперь совершенствуются постепенно (помните: “Москва не сразу строилась!”), в настоящее время эти нормы помещены в раздел VII ГК РФ.

Статьей 1227 ГК РФ, озаглавленной “Интеллектуальные права и вещные права” в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ “О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 35-ФЗ), установлено: “Интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации” (п. 1).

А в п. 2 этой статьи предусмотрена общая норма: “Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, выраженные в этой вещи…”

Из приведенной нормы есть одно исключение, которое будет рассмотрено далее.

Таким образом, нормы пп. 1 и 2 ст. 1227 ГК РФ указывают на то, что право собственности и иные вещные права на материальный носитель (вещь), а также интеллектуальные права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, – самостоятельные гражданские права, не зависимые друг от друга.

Значит, и наследуются они независимо друг от друга. Поэтому в анализируемом судебном деле должны были отдельно решаться вопросы:

  • о наследовании права собственности на картины как на вещи (имущество) и
  • о наследовании авторских прав на произведения живописи, воплощенные в этих картинах.

Из материалов наследственного дела известно, что картины, находившиеся в квартире по месту жительства художника и его супруги, составляли часть интерьера квартиры. В связи с этим возникает вопрос о возможности применения ст. 1169 ГК РФ, устанавливающей преимущественное право наследника, проживавшего на день открытия наследства совместно с наследодателем, на получение в счет своей наследственной доли предметов обычной домашней обстановки и обихода.

В ГК РФ не раскрывается понятие “предметы обычной домашней обстановки и обихода”. Принято считать, что к ним не могут быть отнесены предметы роскоши. Но и “предметы роскоши”, упоминаемые в Гражданском кодексе РФ (п. 2 ст. 256) и в Семейном кодексе РФ (п. 2 ст. 36), не конкретизируются действующим законодательством (исключение составляют драгоценности, безусловно относимые к предметам роскоши), поскольку невозможно установить единый перечень предметов роскоши для семей с разным достатком.

Для решения вопроса об отнесении вещей к предметам домашней обстановки и обихода судам предложено руководствоваться следующими рекомендациями: “Спор между наследниками по вопросу о включении имущества в состав таких предметов разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела (в частности, их использования для обычных повседневных бытовых нужд исходя из уровня жизни наследодателя), а также местных обычаев. При этом антикварные предметы, предметы, представляющие художественную, историческую или иную культурную ценность, независимо от их целевого назначения к указанным предметам относиться не могут. Для разрешения вопроса об отнесении предметов, по поводу которых возник спор, к культурным ценностям суд назначает экспертизу (статья 79 ГПК РФ)” (п. 53 Постановления Пленума ВС РФ N 9).

Как видим, судебная практика исключает предметы, представляющие художественную или иную культурную ценность, из круга предметов обычной обстановки и обихода. Однако в нашем случае речь идет не просто о картинах, а о картинах, созданных наследодателем. Считаем допустимым предположить, что часть картин была создана наследодателем специально для оформления интерьера квартиры, а потому такие картины могут рассматриваться как предметы домашней обстановки и обихода. И на получение картин, являвшихся частью интерьера квартиры, при разделе наследства у вдовы художника возникает преимущественное право. При этом факт делимости/неделимости предметов домашней обстановки и обихода при применении ст. 1169 ГК РФ значения не имеет.

Стали известны детали завещания покойного художника Заграевского

Авторские права на картины как на произведения живописи наследуются. Наследуются они отдельно, независимо от наследования картин как вещей (имущества).

По наследству переходят исключительные авторские права и некоторые иные права (право следования, частично – право на неприкосновенность произведения). Мы коснемся лишь наследования исключительных авторских прав.

У наследодателя имелись исключительные авторские права, прежде всего, на картины, созданные самим наследодателем, и, возможно, на картины, написанные другими художниками, если эти картины находились в собственности наследодателя на день открытия наследства.

Сначала рассмотрим вопросы наследования исключительных авторских прав на картины, созданные самим художником-наследодателем.

В последнем абзаце п. 2 ст. 256 ГК РФ установлено: “Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащее автору такого результата (статья 1228), не входит в общее имущество супругов. Однако доходы, полученные от использования такого результата, являются совместной собственностью супругов, если договором между ними не предусмотрено иное”.

Содержащаяся здесь общая норма выражена предельно просто: если иное не предусмотрено договором между супругами, то исключительное право на любой результат интеллектуальной деятельности (в том числе на картину как произведение искусства), созданный одним из супругов, принадлежит этому супругу, а не является общей собственностью супругов.

Это означает, что никакой супружеской доли (ст. 1150 ГК РФ) не возникает. Следовательно, исключительные права на все картины как произведения искусства, созданные наследодателем, делятся между вдовой, которой завещано все имущество, и дочерью от первого брака в пропорции 2/3:1/3, то есть 2:1.

Но применяются ли нормы приведенного последнего абзаца п. 2 ст. 256 ГК РФ к сходным общественным отношениям? Ведь они были приняты Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ “О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” и вступили в силу только с 1 января 2008 года, в то время как наследодатель Д. создавал свои произведения до этой даты, да и само его завещание в пользу жены было составлено в 2001 году.

В качестве общего принципа нормы гражданского права не имеют обратной силы. Но указанные нормы можно разделить на две группы. Относящиеся к первой из них вводят в гражданско-правовое поле новые, ранее неизвестные правила. Эти нормы действительно не имеют обратной силы, применяются только к новым общественным отношениям. Но есть в гражданском праве и нормы второй группы, которые толкуют, поясняют уже существующие общие положения гражданского права. Это – нормы-толкования. Зачастую они сначала появляются как судебные толкования (“судебные подходы”), а затем фиксируются в гражданском законодательстве. Такие нормы-толкования всегда имеют “обратную силу”, то есть применяются и к ранее возникшим общественным отношениям.

Нормы последнего абзаца п. 2 ст. 256 ГК РФ как раз и являются такими нормами-толкованиями. Следовательно, на наш взгляд, они должны быть применены в данном судебном споре.

Исключительные авторские права на картины Д. будут действовать в течение 70-ти полных лет с года его смерти, а если некоторые из них на дату его смерти не были обнародованы – в течение 70-ти полных лет с года их обнародования (ст. 1281 ГК РФ) .

Поэтому чрезвычайно трудно дать ответ на вопрос о том, какие из его картин в этот период будут использоваться так, как предусмотрено в ст. 1270 ГК РФ, и какие материальные дивиденды может принести такое использование наследникам Д.

Сложности состоят в том, что необходимо заранее определить те потенциальные доходы, которые способно принести использование исключительных авторских прав на картины. Причем речь идет об использовании, которое состоится через много лет, может быть, через несколько десятков лет.

Как известно, в случаях взыскания причиненных убытков (ст. 15 ГК РФ) “неполученные доходы” (а их очень проблематично обосновать) доказываются документарно. В данной же ситуации речь идет об “отдаленных по времени” неполученных доходах, размер которых обосновывать весьма трудно.

Тем не менее оценить стоимость наследуемых авторских прав нас заставляет как гражданское (главы 64 и 16 ГК РФ), так и налоговое законодательство.

Об определении стоимости наследства, в том числе стоимости исключительных прав, входящих в состав наследства, неоднократно упоминается и в Постановлении Пленума ВС РФ N 9.

Следует считать, что наследники, стремясь минимизировать свои расходы, должны самостоятельно определить стоимость наследуемых исключительных прав и по своему согласию разделить между собой эти права (п. 1 ст. 1165 ГК РФ).

Соглашение о разделе исключительных авторских прав может предусматривать, что исключительные авторские права на картины, находящиеся в собственности того или иного наследника, принадлежат этому наследнику.

Это наиболее простой способ раздела исключительных авторских прав между наследниками, который может быть выражен так: “Исключительные авторские права следуют за вещью”.

Конечно, наследники могут либо вовсе не делить между собой исключительные авторские права (и тогда любые поступающие от использования доходы будут делиться между ними в пропорции 2:1), либо разделить их иным образом – независимо от того, кто является собственником той или иной картины. Разумеется, при этом необходимо учитывать нормы, содержащиеся в п. 3 ст. 1229 ГК РФ .

Некоторое количество картин, созданных третьими лицами, также было включено в состав наследственного имущества. Переходят ли к наследникам исключительные авторские права на такие картины?

Для ответа на этот вопрос следует, прежде всего, выяснить, принадлежали ли наследодателю исключительные авторские права на картины. Ответ надо искать в разделе VII ГК РФ “Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации”.

В этом разделе содержится общая норма: переход исключительного права оформляется договором, который должен быть заключен под страхом его недействительности в письменной форме (ст. 1234, 1285 ГК РФ). Если такие договоры у наследодателя имеются, нет никаких сомнений в том, что исключительные авторские права на соответствующие картины переходят по наследству.

Но, как свидетельствуют материалы судебного дела, таких картин (подкрепленных письменными договорами) у наследодателя не было.

Здесь действует общая норма, содержащаяся в п. 2 ст. 1227 ГК РФ: переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженный в вещи. Однако, как уже упоминалось, из названной нормы есть исключение, к рассмотрению которого мы и переходим. Оно предусмотрено в п. 1 ст. 1291 ГК РФ, относится к оригиналам произведений живописи (то есть картинам), оригиналам скульптуры и автографам рукописей.

Термин “оригинал” (от лат. originalis – первоначальный) употребляется в авторском праве в двух значениях.

Во-первых, любое авторское творение только тогда считается произведением, охраняемым авторским правом, если оно “оригинально”, то есть неповторимо при параллельном творчестве. Если два одинаковых “произведения” созданы разными лицами, работающими независимо друг от друга, то это не произведения; авторским правом не охраняется ни то ни другое.

Во-вторых, применительно к материальным носителям (вещам) термин “оригинал” употребляется в смысле “первоначального”, “подлинного” объекта, особенности которого не могут быть полностью перенесены на другие материальные носители.

В отличие от самой картины (от оригинала картины) экземпляры (копии, репродукции) картины не полностью, не вполне адекватно отражают особенности картины. Именно поэтому любой человек, уже знающий “Портрет госпожи Лизы дель Джокондо” по репродукциям, опубликованным в журналах “Огонек” и “Работница”, тем не менее все же стремится увидеть эту картину в музее Лувра, ибо ознакомление с подлинником (оригиналом) оставляет совсем иное впечатление.

Итак, “оригинал” произведения живописи (картина) принципиально отличается от других экземпляров картины (репродукций, копий). В связи с этим в ГК РФ содержится правило, которое можно сформулировать так: “Исключительное авторское право на произведение, выраженное в оригинале, в некоторых случаях следует за оригиналом (вещью)”.

Это правило предусмотрено в абз. 2 п. 1 ст. 1291 ГК РФ. Оно применяется к случаям, когда одно лицо отчуждает оригинал произведения, охраняемого авторским правом, другому лицу, причем отчуждающее лицо не является автором этого произведения, но обладает исключительным авторским правом на него. Вот в таких условиях действует презумпция, указанная в абз. 2 п. 1 ст. 1291: “При отчуждении оригинала произведения… исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения…”

Это не императивная норма, а лишь презумпция, ибо договором может быть “предусмотрено иное”.

Под отчуждением оригинала подразумевается как возмездное отчуждение (купля-продажа, мена), так и безвозмездное отчуждение (дарение).

Вернемся, однако, к нашему судебному делу. В собственности наследодателя были картины, созданные его друзьями-художниками, подаренные наследодателю (или семье наследодателя). А на такие картины исключительные авторские права при заключении договоров дарения к одаряемым не переходят.

Лишь в тех случаях, когда картины были переданы в семью наследодателя не их авторами, а иными лицами, у наследодателя могли возникнуть исключительные авторские права, которые переходят по наследству.

Согласно традиции на картине изображена Лиза Герардини («Мона» Лиза, уменьшительное наименование от «ma donna» – от латинского «Mea domina», со значением «моя синьора»), жена Франческо дель Джокондо, отсюда название картины Джоконда. Название «Джоконда» означает «веселая» или «счастливая» (игра слов от женской формы Джокондо). Подтверждением этому служит документ 1525 года, в котором перечислены некоторые работы, принадлежащие Джан Джакомо Капротти да Орено, «Салаи», завещанные ему Леонардо, среди них картина, которая упоминается как la Gioconda.

Тот факт, что Лиза Герардини изображена на картине, подчеркнут на основании чрезвычайно рациональных доказательств ряда ученых, включая Джузеппе Палланти. Вазари был соседом семьи Джокондо, и имел возможность получать новости непосредственно от своих соседей в период, не слишком далекий от времени создания картины. Со стороны семьи Джокондо было безоговорочное одобрение того, что было написано Вазари.

Композиция картины, как предписывает традиция Возрождения, пирамидальная. На портрете изображена молодая женщина в статичной позе в три четверти – обернувшаяся вполоборота, но лицом повернутая к зрителю. Сложенные руки модели на переднем плане; одна опирается о подлокотник кресла поццето, в котором сидит женщина, другую она положила сверху. «Неподвижные» руки имеют большое значение, учитывая особую любовь Леонардо к тому, чтобы передавать через жесты своих персонажей символические сообщения. Здесь, наоборот, Мона Лиза неподвижна, она не «говорит» руками. Она общается выражением лица, глаз, губ.

Выражение лица определено как «загадочное»: если мы посмотрим ей в глаза, нам покажется, что она улыбается, но если мы устремим взгляд на ее рот, то увидим глубокую печаль в выражении глаз. Леонардо достигает этого особого «оптического эффекта», применяя свои научные знания о центральном и периферийном зрении человеческого глаза и переводя их в живопись с оригинальным техническим изобретением «сфумато».

Она одета в платье зеленого цвета из тяжелой материи с глубоким вырезом, по моде того времени, с вышивкой на груди и рукавах, сшитых из ткани желтого цвета. На голове у нее вуаль, которая удерживает ее длинные распущенные волосы, ниспадает на плечи.

Работая с панорамой на заднем плане, художник по-прежнему руководствуется опытом и научными наблюдениями: он рисует «воздух» и «влажность», которые действительно присутствуют в каждой панораме, которую он, вероятно, наблюдает любопытным взглядом ученого. Техническая визуализация тумана, деликатно скрывающего панораму на заднем плане, является результатом того, что он сам назвал «воздушной перспективой».

На заднем плане, за парапетом панорамной лоджии (о чем свидетельствуют основания двух боковых колонн на парапете), на котором стоит кресло, открывается речной пейзаж с обычным для Леонардо репертуаром скалистых пиков, оврагов, отрогов. Картина Джоконда Леонардо да Винчи – один из первых в истории живописи портретов, изображающий модель на фоне панорамы. И Леонардо был одним из первых художников, кто использовал и мог изображать использовавших воздушную перспективу. Интересная особенность ландшафта в том, что он неоднороден: левая сторона несколько ниже правой. Учитывая большое внимание Леонардо к деталям, большинство экспертов уверены в том, что это не вымышленный пейзаж, а очень точное место в Тоскане, там, где река Арно вытекает за пределы сельской местности Ареццо и принимает воды в долине Вальдикьяна.

Известно, что знаменитый художник проявлял большой интерес к такому феномену как Бальце, который он описывал в Лестерском кодексе (Кодекс Хаммера). Бальце-дель-Вальдарно, также известный как Смотте, – характерный геотоп, высотой до ста метров, состоящий из слоев песка, глины и гравия, перемежаемых глубокими ущельями. Геологическая формация образовалась в результате высыхания плиоценового озера, которое в доисторические времена покрывало долину Арно. В результате появился уникальный пейзаж Тосканы, которым восхищался Леонардо. Интерес подогревался между 1502 и 1506 годами, когда Леонардо мог часто пересекать равнину Вальдарно Аретино, возвращаясь во Флоренцию из Валь-ди-Кьяна, где ему поручались важные задачи. Джоконда картина Леонардо да Винчи оригинал датируется между 1503 и 1506 годами. В этот период были созданы «Мадонна в скалах» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»; в них также обнаружены следы этого пейзажа.

Известный венгерский историк искусства Шарль де Тольнай в 1951 году писал: «В «Моне Лизе» человек – своего рода чудесное творение природы – одновременно представляет вид: портрет, преодолев социальные ограничения, приобретает универсальную ценность. Леонардо работал над этим произведением и как исследователь и мыслитель, и как художник и поэт; и все же философско-научная сторона оставалась без продолжения.

Тем не менее, формальный аспект – благородство отношения и достоинство модели – оказали решающее влияние на флорентийский портрет последующих двух десятилетий. Леонардо создал новую формулу, более монументальную и в то же время более оживленную, более конкретную и вместе с тем более поэтичную, чем у предшественников. У них портреты лишены таинственности; художники только изображали внешние формы без души или, когда они характеризовали саму душу, она стремилась достичь зрителя через жесты, символические объекты. Только в Моне Лизе возникает загадка: душа присутствует, но недоступна». Может быть, это душа самого Леонардо, работавшего над портретом на протяжении всей своей оставшейся жизни, в поисках живописного совершенства, которого, как он думал, никогда не сможет достичь?!

Похоже, Леонардо не собирался заканчивать картину или оставлять ее заказчику. Портрет Моны Лизы Джоконда может называться «личным дневником души» художника. Он работал над ним постоянно, каждый раз добавляя деталь, воспоминание, последовательные слои на лицо, чтобы оно приняло тот таинственный вид, который многие определяют с помощью выражения «загадочная улыбка».

Он носил картину с собой повсюду, где только мог находиться, в переездах от одного двора к другому, пока не прибыл во Францию, в качестве гостя Франциска I. Леонардо поселился в замке Кло-Люсе, соединенном с Амбуазским замком подземным ходом, где и закончил свою земную жизнь, оставив легендарный портрет в наследство французам.

Салаи унаследовал работу и продал ее королю Франции Франциску I, цена составила 4000 золотых монет.

Поза Моны Лизы – нетрадиционна для живописи первой половины 16 века (ее много копировали). В книге Мона Лиза: История самой известной в мире живописи, британский историк Дональд Сассун прослеживает истоки мистики Моны Лизы на протяжении пяти веков. Он пришел к выводу, что в самой картине было что-то особенное. Поза и техника расценивались как революционные современниками Леонардо, включая Микеланджело.

Ее статус «картины, которую все знают», – «продукт долгой истории политических и географических случайностей, фантазий, связей, созданных образов и удачи». По неизвестным причинам Леонардо не передал работу мужу Лизы Герардини. Он взял ее с собой, когда его пригласили ко двору французского короля Франсуа I в 1516 году. Другими словами, Леонардо сбежал с женой другого человека, по крайней мере, с ее изображением. После смерти художника во Франции в 1519 году картину смог купить король, она вошла в королевскую коллекцию, затем в государственную коллекцию после революции 1789 года. Живопись украшала спальню императрицы Жозефины в Тюильри, во время правления Наполеона, но вскоре вернулась в Лувр, где художники и писатели – в разгар романтической атмосферы – начали смотреть на Мону Лизу другими глазами. В их коллективном воображении женщина с дьявольской улыбкой стала символом женской чувственности, роковой женщиной, окутанной аурой таинственности и алхимии, как это произошло с ее автором, художником, ученым, гением, почти волшебником.

Загадочная улыбка Джоконды картина Леонардо да Винчи – в большей степени современная тайна. Улыбкой Моны Лизы впервые увлеклись искусствоведы и писатели XIX века. Было выдвинуто много теорий и проведен ни один анализ. Была ли она беременна и поэтому безмятежна? Пыталась ли она улыбаться, не выдавая недостающих зубов? Каким бы ни было объяснение, в улыбке Моны Лизы есть что-то дразнящее, непостоянное. Как и отсутствие у нее бровей. Бритье бровей, возможно, флорентийская мода 16 века, но она помогает придать Моне Лизе загадочное выражение лица.

Для Леонардо улыбка – способ исследовать движения души, выражение чувств и коннотации физиогномического характера. В то же время, это сложная задача, потому что заставить модель улыбаться и показать сложность мышечных взаимодействий и напряжений, вызываемых улыбкой, в случае портрета очень сложно, поскольку меняется выражение лица. Задача художника состоит в том, чтобы улыбка не стала причиной неузнаваемости личности. Эта проблема, которую Леонардо решает на техническом уровне. Автор картины Джоконда блокирует мгновение, начало сокращения мышечной массы, тем, что под губами Моны Лизы кладет косую «полку». Этот архитектурный шов поддерживает припухлость левой стороны губ.

Слава картины резко возросла после этого необычного события: ранним утром 22 августа 1911 года французский художник Луи Беру отправился в Лувр, закрытый для публики, как и каждый понедельник. Он намеревался сделать копию Моны Лизы. Но когда он подошел к стене, он понял, что картины исчезла. Об этих моментах рассказывается в статье, опубликованной в Le Figaro от 23 августа.

Сначала бригадный генерал Попарден, предупрежденный Беру, подумал, что картина находилась в фотоателье Брауна (ему разрешалось перевозить работы для фотографирования в нерабочие для публики часы музея. Однако картины не было в ателье, и пришлось осознать то, что она была украдена. От работы остались только два атрибута – рама и стекло. Помещения были эвакуированы, все двери музея закрыты, а персонал немедленно вызван на первые допросы.

Это была первая крупная кража произведения искусства из музея. Сразу же французская полиция начала допрашивать всех, кто был в Лувре во время ремонтных работ, но безрезультатно. Подозрения пали на группу рабочих, которых видели перед картиной накануне, в понедельник. Затем заподозрили Гийома Аполлинера и Пабло Пикассо (первого даже арестовали). Дело в том, что они всегда высказывали желание очистить музеи от старого искусства и заполнить их своими работами. Очевидно, что это была только мания величия.

Событие спровоцировало ксенофобный кризис во Франции. Французские власти даже склонялись к идее о государственном перевороте, совершенном немцами, которые пытались украсть у французов не только колонии в Африке, но и шедевры искусства. Страницы газет долго рассказывали об этой истории, и Лувр был в шоке два года без своей Моны Лизы, до 1913 года, пока картина не появилась во Флоренции.

24 ноября флорентийский антиквар Альфредо Джери получил письмо, подписанное Леонардо V, в котором его просили купить Мону Лизу, за сколько неизвестно. «Мы будем очень благодарны вам и вашим коллегам, если это сокровище искусства вернется на свою родину, особенно во Флоренцию, где родилась Мона Лиза. Мы будем счастливы, если картина займет свое почетное место навсегда в галерее Уффици. Это великая месть первой Французской Империи, которая войдя в Италию, собрала большое количество произведений искусства, чтобы создать великий музей в Лувре», – написал Леонардо V в письме.

Антиквар сообщил Джованни Погги, директору Уффици. Вместе они договорились встретиться с Леонардо V. Встреча была назначена на 11 декабря в магазине Альфредо Джери. Оттуда они перебрались в отель, где остановился загадочный персонаж, прятавший картину. Наконец появился бесстрашный «Арсен Люпен», который оказался итальянским художником Винченцо Перуджа. Ему не была известна история картины и пришла в голову благородная, но абсурдная идея вернуть в Италию шедевр, который, как он думал, был украден Наполеоном.

Настоящее и никому не известное имя художника – Ованес Айвазян. Родился он в купеческой семье, в Феодосии. Хорошо проявляемый еще в детстве талант позволил заметить будущее светило богатым покровителям. Юноше удалось окончить Императорскую академию художеств. Получив пенсию, молодой человек смог вдоволь путешествовать по Европе, Америке, Африке. Сменив немало высокопоставленных должностей в области искусства, художник открыл школу в своем родном городе, а затем основал и собственную галерею.

Национальная картинная галерея, названная именем великого художника, представляла собой виллу. Построили шикарное здание в 1846 году по проекту самого Айвазовского. Возведено было здание в итальянском стиле.

Пустой вилла никогда не стояла. Творец жил здесь, работал, принимал учеников. Постепенно дом становился слишком маленьким, чтобы вместить уникальные произведения художника-мариниста. К имеющемуся выставочному залу Айвазовский уже в 1880 году пристраивает еще один. Вскоре в Феодосии появляется первая на территории Крыма картинная галерея одного художника. По завещанию, которое мастер составил еще в 1982 году, вилла должна была стать достоянием общественности.

Вскоре именно так и произошло. В 1900 году, после смерти художника, успешный музей-особняк становится собственностью города. Статус государственного музея здание приобретает в 1922 году. Через 8 лет после этого долгожданного события городские власти Феодосии принимают решение установить бронзовый памятник Айвазовскому на входе в картинную галерею.

Первым директором заведения стал Герасим Магула – известный искусствовед. На одной территории с картинной галереей вначале разместили Музей художественных ценностей. Но отдельное здание для этих целей было выделено уже в 1925 году.

Талант художника высоко ценили за рубежом. За свою жизнь Айвазовский написал почти 6 тысяч картин, каждая из которых считается шедевром. В экспозициях феодосийской картинной галереи можно увидеть 416 уникальных полотен.

Все картины выставлены в той последовательности, в которой они появлялись из-под кисти великого мариниста. Поэтому зрители получают возможность посмотреть на то, как менялись мировоззрения художника, его взгляды на отдельные вещи, стиль написания.

Коллекция заведения включает в себя такие популярные картины как «Бриг Меркурий», «Севастопольский рейд», «Георгиевский монастырь», «Среди волн» (размеры полотна 282×425 см) и многие другие. По общему мнению, самой загадочной и привлекательной для посетителей считается картина «Взрыв корабля». Полотно не было дописано из-за смерти Айвазовского. И осталось стоять именно там, где художник его оставил – в мастерской на мольберте.

В экспозициях представлены картины как Айвазовского, так и его многочисленных учеников – М. Латри, А. Куинджи, А. Фесслера. Не менее прекрасны картины современников художника, среди которых есть работы М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского.

В Национальной картинной галерее им. Айвазовского можно увидеть и другие экспонаты. Наиболее ценными среди них являются редкие фото семьи художника, сохранившиеся документы, личные вещи. В тайной комнате (комната-сейф) находятся статуэтки, столовые приборы, посуда, различные ценные вещи. Здесь же хранят самое таинственное полотно – картину «На смерть Александра III». В своем завещании художник приказал скрывать произведение от всеобщего обозрения.

Привлекшая внимание общественности галерея была первым музеем одного художника на территории царской России. После прихода советской власти, в особняке, где проживал великий художник, были размещены особые отделы Красной армии и флота, а также особисты ЧК. Всего два года служащие государственного ведомства занимали здание, но даже за такое короткое время культурному достоянию полуострова был нанесен урон. Некоторые бесценные произведения оказались испорченными, а отдельные экземпляры попросту исчезли.

От железнодорожного вокзала г. Феодосии можно добраться до картинной галереи пешком. Располагается заведение на северо-востоке, недалеко от центра города. Поэтому путь займет всего несколько минут.

От автовокзала в этом направлении следует маршрутное такси № 4. Остановка находится совсем рядом. Двигаясь на автомобиле, можно воспользоваться координатами 45°1′56″N (45.032305), 35°22′58″E (35.382789).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *