Какое из перечисленных видов наследования отмечены в законах хаммурапи
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое из перечисленных видов наследования отмечены в законах хаммурапи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Сыновья, независимо от возраста, наследовали в равных долях. Долю умершего сына получали дети-внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные участвовали в наследовании на равных основаниях с детьми; это касалось и детей, прижитых от рабыни – наложницы, если они признаны отцом, но только в наследовании движимого имущества. Если же отец не признал детей от рабыни, они не участвовали в наследовании имущества, но во всяком случае после смерти отца они вместе с матерью получали свободу. Дочери при наследовании получали долю, которая была предназначена в качестве приданного. Пережившая супруга жена получала вдовью долю, которая после смерти вдовы переходила к ее детям.
Законам известно и наследование по завещанию: но оно не стало правилом, скорее исключением из правила. К примеру, отец мог лишить сына наследства «за тяжкие грехи» либо, напротив, увеличить его наследственную долю за счет ущемления интересов других сыновей. Муж мог подарить часть недвижимости (поле, сад) жене в обход прямых наследников-сыновей; этот дар мать, оставшись вдовой, могла не пускать в общий раздел, а передать любимому сыну. Приведенные примеры не являются свидетельством завещательных распоряжений в настоящем смысле слова, и прежде всего потому, что свобода распоряжения собственностью предполагает достаточно высокий уровень развития института частной собственности в обществе, а оно таковым в эпоху Хаммурапи не являлось.
Виды наследования отмеченные в законах хаммурапи
Изменил свое решение в пользу другой стороны, в чем был изобличен. В качестве
наказания судья, согласно законам Хаммурапи -:
был отстранен от должности;
платил штраф в 12-кратном размере;
+был отстранен от должности и выплатил сумму иска в 12-кратном размере;
Строитель построил дом и продал его. Но дом был построен небрежно, поэтому он вскоре обвалился и насмерть задавил хозяина. Какое наказание предусматривают Законы Хаммурапи?
строитель должен восстановить дом за свой счет;
строитель должен восстановить дом за свой счет и возместить ущерб;
+строителя должны казнить;
строитель должен возместить ущерб и подвергнуться телесному наказанию.
В каком случае брак считался официально закрепленным по Законам царя Хаммурапи?
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ И ЗАКОНОВ МАНУ.
1. Особенности экономического строя
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигала наивысшего уровня развития
[2]
В период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное
2. Формы собственности
Царским и храмовым хозяйством управлял царь.
2. получение в виде дара или находка
7. получение милостыни
8. давность владения(10 лет)
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:
1) введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
2) 282 статьи законов;
3) обширное заключение.
Источниками при составлении сборника послужили:
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; общинные; частные.
Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, подчинялись особому правовому режиму.
Законодательству Хаммурапи известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:
— ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
— ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
— ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Судья вынес решение по одному из дел, изготовил документ с печатями , но затем
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Стела Хаммурапи в Лувре.
Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.
Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.
Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Сыновья, независимо от возраста, наследовали в равных долях. Долю умершего сына получали дети-внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные участвовали в наследовании на равных основаниях с детьми; это касалось и детей, прижитых от рабыни – наложницы, если они признаны отцом, но только в наследовании движимого имущества. Если же отец не признал детей от рабыни, они не участвовали в наследовании имущества, но во всяком случае после смерти отца они вместе с матерью получали свободу. Дочери при наследовании получали долю, которая была предназначена в качестве приданного. Пережившая супруга жена получала вдовью долю, которая после смерти вдовы переходила к ее детям.
Изучение «Законов Хаммурапи» на семинарском занятии позволяет студентам усвоить правовую культуру Вавилонского общества, основные институты, особенности развития права в Древнем Вавилоне.
1. Источники и общая характеристика «Законов Хаммурапи».
2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.
3. Вещное и обязательственное право.
4. Семейное и наследственное право.
5. Преступления и наказания.
6. Суд и судебный процесс.
Рассматривая общую характеристику «Законов Хаммурапи», следует прежде всего обратить внимание на историю находки этого документа, его структуру.
Далее необходимо выделить три самостоятельные части. Особо обратите внимание на введение, где, как правило, даются представления о функциях государственной власти, о предначертании верховного правителя. Студенты должны разъяснить основные положения, которыми Хаммурапи характеризует свою деятельность. При этом проанализируйте заключение этого документа, где царь развивает эти идеи. Анализ пролога и эпилога позволяет выявить идеологические концепции государственной власти, её функции, истоки правопорядка в государстве, роль Хаммурапи в создании данного судебника в жизни Древнего Вавилона.
Обращаясь к основному тексту Судебника Хаммурапи, необходимо проанализировать порядок расположения правовых норм, внутреннюю их логику. Изучая основной текст «Законов Хаммурапи» дайте анализ формы их изложения, формализм, казуистичность этого документа. Ответьте на вопрос: Прослеживается ли связь этого документа с религией, моралью? Являются ли они результатом исключительно правотворчества Хаммурапи, записью норм обычного права, фиксацией судебных прецедентов. Обратите особое внимание на то, что это первый известный сборник законов, освещавших рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранения принципа талиона, применения ордалий.
Кодекс Хаммурапи составлен в казуистической форме, т. е. в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Вот соответствующий пример: «Если человек будет пойман с краденым рабом или с краденой рабыней, то за раба он должен привести еще одного раба, за рабыню еще одну рабыню».
Статьи кодекса не расположены по отраслям права, хотя авторы (или автор его) стремились к логической группировке.
Семейное право в Вавилоне заслуживает особого внимания, так как оно позволяет сделать основательные выводы относительно положения женщины, жизни общины и правового положения детей. Женщина в Вавилоне не была бесправной. Она могла принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, занимать некоторые должности в общественном управлении. Но это не делало ее равноправной с мужчиной, ибо доступ к влиятельным постам был для нее закрыт или был как редкое исключение. Речь могла идти всего лишь о ее службе в храмах.
Государственный строй Вавилона
Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.
Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.
В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.
В Вавилоне существовала постоянная армия.
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней всамом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.
При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Право собственности.Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество «илку»), о чем говорилось выше.
Обязательства.Взаконах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больш�� дохода, сдавали за 2 /3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.
Семейно-брачные отношения регулировались по законом Хаммурапи в виде брачного договора между женихом и отцом невесты. Приданое, которая была дана при замужестве женщине, не являлось собственностью мужа после смерти жены. Ее наследовали дети. В Вавилоне были разрешены браки между свободными и рабами. Дети от их брака являлись свободными.В древневавилонской семье господствует муж, он ведет общее хозяйство семьи. Он представляет ее в деловых отношениях. Ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. Для него не существует юридических препятствий для развода. Они существуют для жены. Для нее установлены 3 законных основания для развода: прелюбодеяние мужа, оставление им дома , неосновательное обвинение в неверности. В то же время жена сама вправе распоряжаться своим имуществом ,нажитым ею в браке, полученным по наследству , дарению и тд. мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться без её согласия.
Наследственное право по законам регулировалось по завещанию и по обычаям того общества. При жизни отец мог лишить права наследства сына, который совершил тяжкий грех в отношении отца. А также отец мог подарить сыну определенное имущество дом или сад по договору дарения в письменном виде. Кроме этого дети рабыни получали часть наследства, если отец при жизни признавал их. Дочери получали приданое, которое равнялось доли наследования. Различают два вида наследования – по закону и по завещанию. Первым возникло наследование по закону. Имущество оставалось в роде, затем с распадом рода, оно сосредотачивалось в семье и является ее общей собственностью. Законник Хамурапи говорит главным образом о законном наследовании. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей,
Судья вынес решение по одному из дел, изготовил документ с печатями, но затем Вина неловека.
совершившего продажу, увеличивается максимально, если он принадлежал к варне В случае если в драке человек сломает другому человеку руку то по законам Хаммурапи. Доминанты в Древнем Риме. А. Период в истории Римской империи.
В. Еще одно название сената. С. Государственный чиновник. D. Государственный Совет 23. «реке» в Древнем Риме. А.Титул первых царей.
В. Сборщик налогов. С. Судья.
D. Стражник. 24. Какие из перечисленных видов наследования отмечены в Законах Хаммурапи?
А. Наследование по праву (закону). В. Наследование по праву (закону) и завещанию.
С. Наследование по жребию. D.
Наследование по завещанию.А. Ему так же должны сломать руку. В. Он должен оплатить врача и подвергнуться тюремному заключению. С. Должен заплатить штраф и вызвать врача.
D. Он должен заплатить штраф.А. Шудр. В. Кшатрии. С. Ваишиев. D. Брахманов. 27. Какие из указанных ниже групп городов располагались на территории Греции?
А. Афины, Спарта͵ Коринф. В. Карфаген. Сиранузы Трая. С. Александрия, Троя, Понтикопей. D. Ур, Ахде, Вавилон. 28. Какой был государственный строй Спарты?
А. Военно — аристократической республикой. В. Демократической республикой. С. Олигархической республикой.
D. Монархией.изменил свое решение в пользу другой стороны и был в этом изоблечен.
Какая ответственность предусматривалась для судьи по Законам царя Хаммурапи? А. Телесное наказание и уплата суммы в 3 — кратном размере. В. Продажа его в рабство и уплата суммы иска.
» » » Законы хаммурапи КРАТКО Законы хаммурапи КРАТКО Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения.
Социальный состав здесь гораздо сложнее, чем предполагалось раньше, особенно трудно определить его внутри двух основных групп: авилум и мушкенум. Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов.
Невольники — это обычно пленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами.
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.
Право собственности В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царская; храмовая; общинная; личная.
Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием индивидуальной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины.
Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих; мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами.
Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как было сказано в разделе «Гос.е устройство Вавилонии», подчинялись особому правовому режиму. Обязательственное право Законодательству Хаммурапи известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения.
Какие виды наследования отмечены в законах хаммурапи
Как говорил сам царь, законы были нужны, чтобы более сильные не угнетали слабых, чтобы вдовы и сироты и другие угнетенные получали по справедливости.
Издав свод предписаний, царь упрочил свою власть. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи позволила присоединить немалые территории соседей и создать единые для страны унифицированные нормы законов. Кроме того, тогдашняя элита общества ставила задачей правовыми методами узаконить привилегии и имущество перед остальным народом. Здесь очень пригодились законы Хаммурапи.
Преступления и наказания, статьи с которыми дошли до наших дней, позволяют судить о степени развития шумерской цивилизации. С другой стороны, законы требовались и для сглаживания напряженности в обществе.
Различные обязательства согласно своду вытекали из договоров. Система договоров была урегулирована реалиями жизни и правом.
Хотя письменное заключение соглашений и не было обязательным, их нельзя было заключать без свидетелей.
Поскольку письменность в стране была широко распространена, грамотные люди заключали договоры в форме записи на глиняной табличке. Некоторые соглашения требовали клятв сторон и присутствия жрецов.
Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство.
Для купли-продажи требовался письменный договор. При передаче вещи новому собственнику к предмету символически прикасались палочкой. Продавать можно было движимое имущество, здания и рабов.
Также практиковались договоры найма.С их помощью нанимались вещи, услуги и люди. Широко распространена была аренда земли. При этом арендная плата взималась урожаем, достигая иногда его половины.
Хотя в Вавилоне широко применялся труд рабов, нередки были договоры личного найма. Многочисленные документы доказывают наем строителей, пастухов и столяров. Для врачей считалось позорным не оказать медицинскую помощь бедняку, даже если ему нечем было заплатить.
На начальной стадии становления законодательства, как и в других странах с узаконенным рабством, наследниками считались обычно сыновья, один из которых обладал приоритетом. Дочери получали в наследство имущество, лишь когда сыновей не было.
Позднее дети разного пола получили равные права на наследование. Если дети умирали раньше своих родителей или отказывались от наследования, это право переходило к внукам.
Дети, которых семья усыновила, имели одинаковые наследственные права с родными детьми.
К таким проступкам относятся ложные показания во время суда. Это преступление наказывалось, исходя из принципа равного возмездия. Также закон регламентировал наказание судей, которые изменили судебные решения в каком-либо деле вследствие давления или за деньги. Предусматривалось снятие судьи с должности. Кроме этого, судья должен был заплатить 12-кратную стоимость от размера иска.
К данной категории относятся преступные поступки врачей, строителей, лиц, являющихся арендаторами, пастухов.
Среди преступлений встречаются и государственные преступления. Наказанию подлежит человек, давший убежище преступнику, а также не донесший, узнав про заговор. Смертью карался отказ воинов от выступления в поход. Они не имели даже права предложить взамен своей кандидатуры другого человека.
Наказания были крайне жестокими. Смертью наказывались более тридцати видов преступлений. Неумышленное убийство или убийство по неосторожности влекло за собой смерть обвиняемого. Кроме смертной казни использовались телесные наказания, членовредительство, возмещение имущества в кратных размерах, наказание, исходя из равного возмездия (принцип талиона), штрафные санкции.
Законы Хаммурапи давали ряд привилегий в зависимости от социального статуса или пола злоумышленника. Аналогичные преступления карались разными наказаниями для раба и свободного человека.
Хотя чаще всего законы Хаммурапи карали за преступления индивидуально, в ряде ситуаций осталась круговая порука – пережиток родоплеменных отношений.
Так, если похитителя не удавалось задержать, община вынуждена была возмещать украденное на территории, где она проживала, имущество.
Виды наказаний:
- смертная казнь в виде сожжения, сажания на кол, утопления;
- членовредительство в виде отрезания языка, пальцев, рук и языка;
- изгнание из поселения;
- штрафы, накладываемые за ущерб имуществу, за словесные оскорбления и оскорбления действием.
В своде законов Хаммурапи нередко используется принцип талиона (воздаяния равным). Например, если виновник провинился перед сыном человека, то наказанию подлежит сын виновника. С позиций нынешнего права такая трактовка кажется бессмысленной, однако в древние времена детей рассматривали в качестве собственности отца, и такая компенсация ущерба представлялась правомерной.
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель.
В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.
Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Самым важным источником исследования Старовавилонского периода в жизни государства Месопотамия является свод законов «Законы Хаммурапи», признанный самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли и юриспруденции (рисунок 1). Люди занимались их переписью и изучением в Месопотамии более тысячи лет; этим обусловлено оказанное ими ощутимое влияние на формирование правового мировоззрения жителей не только Древнего Востока, но и всего мира Античности.
Какое из перечисленных видов наследования отмечены в законах хаммурапи
Деление на сословия при царе Хаммурапи отметило лишь начало своего формирования, в связи с этим сословия не стали закрытыми общественными группами: перемещения из одного сословия в другое было возможно, заключение браков между представителями разных сословий также не запрещалось.
Перечень законов Хаммурапи не предусматривал особого, юридически привилегированной позиции элитарных слоёв населения: дворцовой и храмовой верхушки, командующий армией — их права и обязанности перед страной не отличались от личных и имущественных прав и обязанностей производящих слоев населения, крестьян и ремесленников, из того же сословия авилум. Более дорого ценилась лишь честь представителей верхнего сословия вавилонского общества.
Каждый авилум обладал правом на наличие и распоряжение недвижимостью, которая была расположена на территории общины, правом на выбор сферы жизнедеятельности, правом на принятие участия в органах социального самоуправления — собраниях либо поквартальных городских встречах, правом на неприкасаемость своего нажитого имущества, правом на защиту своих здоровья, чести, жизни. Каждый общинник попросить материальной помощи у своих соседей, а оказавшись плененным, рассчитывать на выкуп из средств казны храма своего населенного пункта.
Вместе с тем каждый авилум был в курсе: не существует прав без обязанностей — данный принцип претворялся в жизнь посредством свода законов Хаммурапи, поэтому любой свободнорождённый член общины был готов отбывать трудовую и военную повинности, выплачивать налоги, принимать участие в органах самоуправления общины, а также эффективно и плодотворно служить там, где это полагалось: в мастерских ремесленников, на полях, в профессиональном войске, в храме, в административном аппарате, в торговой общине и так далее.
Община — важнейшая форма общественной организации Древнего Междуречья. Она выступала как третейский судья, администратор, казначей. Мнения и слова общинников играли огромную роль в судебных процессах, они оказывали влияние на определение уровня тяжести проступка и могли спровоцировать за собой потерю статуса свободного человека и для женщин, и для мужчин.
Хаммурали создавал общинные организации, и поэтому устранял возможность бегства мужского населения с их территории.
Глава семьи, который рвал связи с общиной, терял права и на семью, и на нажитое семьей имущество.
И авилумы, и мушкенумы обладали правом создания семьи для того, чтобы обзаводиться потомством, которое в будущем унаследует все имущество семьи, будет заниматься поддержанием культа предков, хранить память о своих усопших родственниках, не давая им уйти в забвение, а, значит, подарить им вечное существование.
Семье в Междуречье отводилась роль одного из божественных установлений, которое считалось благом, жизненной ценностью, именно поэтому к формированию семьи стремились все свободнорождённые граждане Месопотамии, и мужчины, и женщины. Но брачные союзы заключались отнюдь не на небесах, так как для родителей жениха и невесты брак был выгодным экономическим мероприятием: за невесту просили солидный выкуп, а жениху предоставляли ее приданое, которое было адресовано будущим потомкам.
Семья в Междуречье обладала ярко выраженным патриархальным характером: наследование имени и всего имущества шло по линии отца, законными родственниками считались лишь люди по отцовской линии, отец также обладал правом жизни и смерти над членами своей семьи.
Главой семьи могло быть лишь единственное лицо, которое отвечало за имущество семьи. Любые сделки с семейным имуществом, которые совершались младшими членами семьи без отцовского согласия, признавались недействительными. Отец распределял размеры долей семейного достояния, которые после его смерти достанутся его сыновьям, оформлял завещание и дарственные, а также имел право включить в число наследников незаконнорожденных детей. Ради интересов семьи он мог отдать в долговую яму (на срок не более трех лет) свою жену либо детей. Более того, отец вершил судьбы своих детей, выбирал для них пару для вступления в брак либо профессиональную деятельность, а за серьёзные преступления и вовсе мог лишить своих потомков наследства. На тех же правах, супруг распоряжался жизнью своей супруги, обладая правом лишения её платы за развод, вдовьей доли и даже обращения в рабство, убийства за прелюбодеяние.
Для того, чтобы ограничить всевластие мужчины в семье и запретить произвол отца и мужа относительно детей и жены,
Хаммурапи хотел предоставить правовой статус всем членам патриархальной семьи:
- Согласно своду его законов, замужняя женщина обладала правом на охрану своего здоровья, защиту своей чести, достоинства, жизни, могла распоряжаться вместе с законными наследниками имуществом семьи после смерти своего мужа, по своему усмотрению заниматься организацией семейного быта в случае долгого отсутствия мужа, его гибели либо ухода из общины.
- Дети как мальчики, так и девочки, в том числе усыновлённые дети рабынь и наложниц, могли рассчитывать на раздел имущества семьи, при этом дочерям было положено исключительно движимое имущество (кроме дочерей-жриц), а сыновьям — недвижимое имущество. Лишить законных наследников права использования семейной собственности могло лишь только решение суда.
Таким образом, Хаммурапи, как ни раз говорилось в данной статье, был верен своему обещанию предоставлять защиту слабым от своеволия сильных, брать под своё покровительство членов патриархальной семьи, смягчать суровое семейное право и предупреждать выражение мужского своеволия и жестокости относительно супруги и детей.
Однако, возлагая на свой свод законов не только регулирующую отношения в социуме функцию, но и задачу создания правового мировоззрения своих граждан, царь Хаммурапи с помощью распространенных юридических прецедентов рушил стереотипы поведения людей: под угрозой страха справедливого и жестокого наказания за нарушение норм права мужчинам стоило учиться показывать свои заботу и милосердие относительно своих близких, женщинам – культивировать в себе чувства самопожертвования, послушания, преданности, а детям — чтить традиции семьи, окружая вниманием своих больных и престарелых членов семьи.
В десятках статей законов Хаммурапи упоминаются рабы — купленные, захваченные в плен в чужой стране, родившиеся в результате совместной жизни и брака рабов, обращённые в рабство за ряд серьёзных проступков, в том числе и этического характера:
- нерациональное и неаккуратное отношение к ирригационной повинности, которое повлекло за собой невосполнимый материальный урон соседей;
- преднамеренное, заведомо ложное обвинение в совершении преступления;
- использование супругой имущества мужа с целью мотовства.
Количество рабов, имевшихся в дворцовом хозяйстве и в имениях частных лиц, определить невозможно. Но если принять во внимание огромные цены на рабов, то все предположения об их широком использовании исчезают. Кроме того, рабы не использовались в производственных процессах – они приносили пользу в домашнем хозяйстве, привлекали к выполнению обязанностей слуг и наложниц. За рабами также сохранялись остатки человеческих прав: они могли оспорить свой статус, выступать в юридических ситуациях в качестве субъектов права.
Дворцовые рабы имели право создать семью, приобрести имущество: их дети, так же как и дети, рождённые от сожительства свободного и рабыни, обретали свободу. Однако в законах Хаммурапи есть информация и другого рода: к рабам, купленным за полную цену, могли относиться как к собственности, в том числе ��асплачиваться ими за долги хозяина, их могли калечить, избивать, клеймить; в случае убийства раба его господину возмещали имущественный ущерб, равный стоимости раба.
Представления о правомерности и естественности рабства уже превращались в норму.
После рассмотрения мы видим, кого защищали законы царя Хаммурапи . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.
О чем заботился Хаммурапи в своих законах во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.
Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.
Свод законов Вавилонского государства, изданный в годы царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) представляет собой крупнейший и важнейший памятник Месопотамии.
Судебник сохранился почти полностью. Из 282 статей Законника (разбивка на статьи была произведена современными ученными) полностью сохранилось 247; остальные удалось восстановить по многочисленным фрагментам более поздних копий Законника, найденных при раскопках других городов Месопотамии. Все статьи были записаны на большом базальтовом камне двух метров высоты. На столбе высотой около 2-х метров имеется рельефное изображение Хаммурапи , которому бог Шамаш вручает свиток с текстом законов. А дальше идет надпись, покрывающая весь столб с обеих сторон. Царь Хаммурапи говорит в своей надписи, что боги призвали его управлять Вавилоном «для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну для блага народа».
Вся жизнь Вавилонского общества отражена в этих законах. Мы узнаем, что в это время в Вавилоне жили богатые рабовладельцы и купцы, торговые агенты и врачи, строители судов и дворцов. Но больше всего в стране было бедных людей, которые работали с утра до ночи, бедных земледельцев, обремененных долгами арендаторов и замученных тяжелым подневольным трудом бесправных рабов.
Основные цели Законника Хаммурапи заключались в законодательном закреплении сословно-классового деления общества, в упрочении рабовладельческих порядков, в обеспечении интересов господствующих верхов от посягательств на принадлежащую им собственность. Законник проявляет определенную заботу о средних и мелких собственниках, пытается приостановить процесс их обеднения и обезземеливания, поскольку от их разорения могут пострадать податные и военные интересы государства, следовательно, окажется под угрозой стабильность положения все тех же правящих кругов.
Деление кодекса на разделы:
Наследственное право
Наследование по закону:
Сыновья, независимо от возраста делили наследство в равных долях. Долю умершего сына получали его дети – внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные дети участвовали в разделе только движимого имущества и не могли претендовать на имущество. Первоначально дочери призывались к наследованию лишь при отсутствии сыновей. Впоследствии они были уравнены в наследственных правах со своими братьями. При отсутствии нисходящих наследников имущество переходило к братьям умершего, а если нет и их – к братьям отца умершего. Пережившая жена получала приданное и предбрачный подарок мужа и продолжала жить в доме умершего мужа. Это имущество она не имела право продать, поскольку оно было после ее смерти предназначено в раздел детям. Если жена умирала раньше мужа, последний имел право распоряжаться ее приданым как своей собственностью, — это приданое также шло в раздел детям умершей, а при их отсутствии – возвращалось в дом отца умершей.
Наследование по завещанию:
Отец мог с согласия суда лишить какого-либо сына наследства за неоднократную тяжкую обиду . он мог также за счет дарения, сделанного еще при жизни, увеличить наследственную долю одного из сыновей за счет ущемления интересов других сыновей . муж мог подарить часть земельного имущества жене в обход прямых наследников – сыновей. Учитывая все эти факты, можно сделать вывод, что господство по закону переходило к завещательной свободе, отражающей достаточно высокий уровень развития института частной собственности.
Право собственности
Собственникам земли в Вавилоне могли выступать царь, храмы, общины и частные лица. Царская и храмовая земельная собственность могла передаваться во владение или в аренду различным категориям свободного и зависимого населения; из этого же фонда шли пожалования за государственную службу.
Достаточно подробно обрисованы в Законнике поземельные отношения внутри общины. Она сохраняла контроль над угодьями и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин обладал правом достаточно свободного распоряжения своим земельным участком — он мог его продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству — для этого не требовалось согласия общины. Необходимо было лишь соблюдать два условия: 1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины, и уход из общины приводил к потере всех прав на земельный участок; 2) все эти сделки совершались лишь в пределах общины: отчуждение земли за эти пределы было невозможно. Таким образом, об окончательном превращении земли в товар во времена Хаммурапи говорить еще преждевременно, поскольку свободное отчуждение земли еще стало повседневной практикой, — оно являлось скорее исключением, чем правилом. К тому же утрата земельного участка, обычно связанная с какими-то экстраординарными обстоятельствами, резко ограничивала права прежнего владельца, низводила его социально-правовой статус на гораздо более низкий уровень. С другой стороны, приобретение чужой земли рассматривалось как несправедливость, которой тоже не следовало злоупотреблять.
В целом, владельческие права общинников имели достаточно прочную правовую защиту.
Уголовное право
Основную группу уголовно-правовых норм составляли преступления против личности. к ним относились : нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, дача ложных обвинений, злостная клевета.
Ко второй групп�� относились преступления против собственности: кража и грабеж, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества.
Третья группа – преступления против семьи и нравственности: супружеская неверность, кровосмешение, кража ребенка, изнасилование.
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Возвышение Вавилона непосредственно связано с именем великого полководца и политика царя Хаммурапи, который взошел на трон приблизительно в 1793 году до н.э. За время его правления (приблизительно 43 года) Вавилон из маленького поселения превратился в большую и самую богатую страну Месопотамии.
Самым большим вкладом в развитие Вавилона стало создание государственных законов, которые были найдены археологами в 1901-1902 годах в столице стародавнего Элама – городе Сузы. Они были высечены на большом базальтовом столбе, который захватили эламиты во время набега на Вавилон.
В верхней части столба изображен царь Хаммурапи с богом солнца и справедливости Шамашем. Под их изображением в клинописной форме записаны законы, текст которых можно условно поделить на три части. В первой рассказывается о том, что бог Шамаш передал государственные законы Царю Хаммурапи для того, чтобы сделать Вавилон более богатым и развитым государством. Вторая наибольшая часть – это законы. Исследователи их поделили на 282 статьи. Из них 35 было стерто во время захвата, но их удалось восстановить благодаря найденным в Сузах глиняным табличкам. В третий части было предупреждено, что пренебрежение законами ведёт за собой проклятия всего рода человека, который не захочет жить согласно им.
Все законы Хаммурапи можно поделить на логические разделы.
Согласно законам царя Хаммурапи, за лжесвидетельство предусмотрено наказание. Если человек обвинил другого человека в убийстве, то он должен доказать это, в ином случае обвинителя приговаривали к смерти. Если же вину удавалось доказать, то обвинитель мог забрать дом виновного в убийстве. А также, если судья вынес приговор, а вскоре изменил его, то его устраняли от судопроизводства и принуждали возместить исковую суму в двенадцатикратном размере.
- Favourites List
- Audio Listining
- Color Mode
- Monthly New Updates
Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы.
Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи.
Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).
Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона — «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.
Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.
Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком- либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.
Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).
В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.
Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).
Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев.
По ЗХ брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть, что девочек выдавали замуж с 7-8 лет. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128).
Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст.ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкуп, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи.
Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).
Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.
Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель. Мужавилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств.
Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если мужавилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст.ст. 138, 139). Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.
Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т.д. Мужавилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В случае тяжелой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой. Унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.
Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).
Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.
За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.
По ЗХ, положение женщин-вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.
Между какими реками возникла цивилизация Междуречья?
Самыми частыми в этой категории преступлений были преступления, нарушающие семейные традиции: кровосмешение, супружеская измена жены, развратное поведение супруги, изнасилование. Сюда же относились преступления, связанные с кражей или подменой детей, побег жены от своего супруга, кража женщины, которая замужем.
Преступления против правосудия
К таким проступкам относятся ложные показания во время суда. Это преступление наказывалось, исходя из принципа равного возмездия. Также закон регламентировал наказание судей, которые изменили судебные решения в каком-либо деле вследствие давления или за деньги. Предусматривалось снятие судьи с должности. Кроме этого, судья должен был заплатить 12-кратную стоимость от размера иска.
На судебном заседании рассматривалось преступление и наказание по законам Хаммурапи. Суд и процесс проходили в режиме состязательности. Дело инициировала потерпевшая сторона. В Вавилоне уже было сформировано процессуальное право, требовавшее, чтобы судьи не только заслушивали свидетелей, но и расследовали обстоятельства дел.
Вина считалась доказанной, если виновник признавался в содеянном, имелись документы и показания свидетелей, доказывающие вину, существовали доказательства и следы противоправных действий.
Таблица статей законов Хаммурапи
Выдержки из свода, где приведено каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи со статьями, можно прочесть ниже.
Статья 14. | Кража детей, в наказание за которое полагается смерть. |
Статья 21. | Нарушение неприкосновенности жилья. Наказанием является смерть. |
Статья 25. | Кража во время пожара. В качестве наказания человека нужно бросить в огонь. |
Полностью каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей восстановить не удалось. До наших дней дошли не все положения законов.
Законы, или Кодекс Хаммурапи – свод законов, созданный царем примерно в 1750-х годах до нашей эры. Одних из старейших правовых документов в мире.
Основной текст сохранился до наших дней на специальной стеле, обнаруженной археологами в городе Сузы в 1901-1902 годах.
Во времена воцарения Хаммурапи Вавилон был довольно небольшим государством, возраст которого насчитывал менее 100 лет. Помимо столицы, в его состав входили города Борсиппа, Дильбат, Киш, Кута, Марад и Сиппар. Страна была окружена недружественными соседями:
- государством Шамши-Адада I в Верхней Месопотамии;
- царством Ларсы;
- царством Эшнунны.
Благодаря успешным военным кампаниям, подкупу и сделкам, а иногда и вероломным действиям, таким как, например, уничтожение дружественного царства Мари и казнь его царя, многолетнего верного союзника Вавилона Зимри-Лима, Хаммурапи объединил Месопотамию. Биография царя свидетельствует, что именно в этом он видел свою миссию как избранника богов.
Брак, семья и наследование по судебнику Хаммурапи
Этот раздел кодекса (§§ 127—194) регулирует следующие ситуации:
- Брак и развод.
- Имущественные отношения между членами семьи.
- Наследование и усыновление.
Наказания за правонарушения в этой сфере были чрезвычайно жёсткими. Супружеская измена, изнасилование замужней женщины или малолетней карались смертью. Жена человека, попавшего в плен, не имевшая средств к существованию, могла выйти замуж вторично, но обязана была уйти к первому мужу в случае его возвращения. Если же в её доме «было пропитание», изменницу, безосновательно вышедшую замуж второй раз, ожидала казнь через утопление. Развод мужу разрешался в случае безнравственного поведения супруги либо отказа в супружеской близости.
Искусство в Японии
Характеристика рыжих муравьев
Лес и жизнь
Экологическое состояние дендрофлоры на примере рябины обыкновенной
Рябина обыкновенная и ее характеристика
Экологическая безопасность нашей жизни
Ягоды в сибирских лесах
Ландшафты России
Рассказ про лес
Кузбасс — зона экологического бедствия
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Царь Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.