Капитанская дочка как духовное завещание пушкина

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Капитанская дочка как духовное завещание пушкина». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Цель и задачи урока:

образовательная:

способствовать вчитыванию учащихся в повесть А.С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно — художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

развивающая:

способствовать развитию речи, памяти, внимания, развивать умение рассуждать и делать выводы;

воспитательные:

способствовать развитию познавательных способностей учащихся, фантазии и творческого мышления, воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственные качества.

Ход урока.

1. Организационный момент (объявление темы и целей урока). Вступительное слово учителя и ведущих.

Учитель. Народ в пушкинскую эпоху был «спящим озером, подснежных течений которого никто не знал… Государство заканчивалось на канцеляристе, прапорщике и недоросле из дворян; по другую сторону были уже не люди, а материал, ревизские души, купленные, всемилостивейше пожалованные, приписанные к фабрикам, экономические податные, но не признанные человеческими» (А. И. Герцен). Крупнейшим взрывом народного сопротивления конца XVIII – начала XIX в. явилась крестьянская война 1773 – 1775 гг. во главе с Емельяном Пугачёвым

Пушкину бунт кажется «бессмысленным и беспощадным», пугает возможность гибели той цивилизации, которой Пушкин порождён. Присматриваясь к разбушевавшейся стихии, Пушкин понимает, что у тех, бунтовщиков, своя правда, своё право, свой взгляд на добро и зло, выработанный барщиной, розгой, рекрутчиной. Мысль о грядущих катаклизмах занимает поэта, и он пробует их разглядеть в прошлом. Поэтому он начинает изучать историю пугачёвского бунта.

Ведущий 1. Два приговора сопровождали Пугачёва в могилу. Первый – «бунтовщику и самозванцу Емельке Пугачёву учинить смертную казнь, а именно: четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по 4-м частям города и положить на колёса, а после на тех же местах сжечь». Второй – «внутреннее возмущение, беспокойствие и неустройство 1773 и 1774 гг. предать вечному забвению и глубокому молчанию».

Первый был приведён в исполнение в Москве на Болотной площади 10 января 1775 г., второй не был исполнен никогда.

Ведущий 2. Пугачёвщина – одно из самых трагических и мучительных событий русской истории: гражданские, братоубийственные войны бывают особенно свирепы, пленных на них не берут. С одной стороны это неизбежная, справедливая борьба за свободу, а с другой – гигантский самосуд, ведь Пугачёв уничтожал целое сословие, включая малолетних детей.

Образ Пугачёва виделся противоречивым, становился всё трагичнее и тревожнее. Его победа пробила бы чудовищную брешь в русской культуре: едва не погиб Державин, едва не был повешен малолетний Крылов, да и Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом).

Урок литературы на тему ««Капитанская дочка» — духовное завещание А.С. Пушкина»

Сегодня этот жанр является самым распространенным видом эпической литературы. Роман описывает существенный период из жизни героев. Персонажей в нем немало. Причем нередко в сюжете возникают совершенно неожиданные образы и, казалось бы, никакого влияния не оказывающие на общий ход событий. В действительности в настоящей литературе ничего лишнего быть не может. И довольно грубую ошибку совершает тот, кто читает «Войну и мир» и «Тихий Дон», пропуская главы, посвященные войне. Но вернемся к произведению «Капитанская дочка».

Это роман или повесть? Такой вопрос возникает часто, и не только когда речь идет о «Капитанской дочке». Дело в том, что не существует четких жанровых границ. Но есть особенности, наличие которых указывает на принадлежность к тому или иному виду прозы. Вспомним сюжет произведения Пушкина. Немалый отрезок времени охватывает «Капитанская дочка». «Это роман или повесть?» — отвечая на такой вопрос, следует вспомнить о том, каким главный герой предстал перед читателями в начале произведения.

Помещик Петр Гринев вспоминает свои младые годы. В юности он был наивен и даже несколько легкомыслен. Но события, которые ему пришлось пережить, — встреча с разбойником Пугачевым, знакомство с Машей Мироновой и ее родителями, предательство Швабрина — изменили его. О том, что честь нужно смолоду беречь, он знал. Но истинную цену этим словам понял лишь в конце своих злоключений. Личность главного героя претерпела значительные изменения. Перед нами — характерная особенность романа. Но почему же тогда так долго относили к другому жанру произведение «Капитанская дочка»?

Почему повесть «Капитанская дочка» называют духовным завещанием?

Отличий между этими жанрами не так много. Повесть — это своего рода промежуточное звено между романом и рассказом. В произведении малой прозы присутствует несколько персонажей, события охватывают небольшой временной отрезок. В повести персонажей больше, встречаются и второстепенные, которые не играют важной роли в основной сюжетной линии. В таком произведении автор не показывает героя в разные периоды его жизни (в детстве, отрочестве, юности). Итак, «Капитанская дочка» — это роман или повесть»? Пожалуй, второе.

Повествование ведется от имени главного героя, который находится уже в преклонном возрасте. Но о жизни помещика Петра Андреевича почти ничего не сказано (лишь то, что он овдовел). Главный герой — юный офицер, но не тот немолодой дворянин, выступающий в роли рассказчика.

События в произведении охватывают всего несколько лет. Стало быть, это повесть? Отнюдь. Как уже сказано выше, характерной чертой романа является развитие личности главного героя. А это в «Капитанской дочке» не просто присутствует. Это является главной темой. Ведь неслучайно мудрую русскую поговорку использовал в качестве эпиграфа Пушкин.

В тридцатые годы 19-го столетия большой популярностью в России пользовались романы Вальтера Скотта. Вдохновившись творчеством английского писателя, Пушкин задумал написать произведение, которое отражало бы события из истории России. Тема бунтарства давно привлекала Александра Сергеевича, о чем свидетельствует повесть «Дубровский». Однако история Пугачева — совершенно иное дело.

Пушкин создал противоречивый образ. Пугачев в его книге не только самозванец и преступник, но и человек, не лишенный благородства. Однажды он встречает молодого офицера, и тот ему преподносит тулуп. Дело, конечно, не в подарке, а в отношении к Емельяну отпрыска благородного рода. Петр Гринев не выказал высокомерия, свойственного представителям его сословия. А затем, при захвате крепости, поступил как истинный дворянин.

Главными героями романа являются Петр Гринев, Мария Миронова, Емельян Пугачев, Архип Савельев, Алесей Швабрин и Екатерина Вторая. Петр Гринев — дворянин. Ему было всего 16 лет, когда семья решила отдать его на службу. Он не имел никакой цели в жизни. Юноша не был похож на солдата. Парень не знал жизни, был:

  • добродушным;
  • легковерным;
  • неустойчивым к соблазнам;
  • избалованным;
  • не знающим цену деньгам.

Он не уважал своего преданного Савелия. Любовь к дочери капитана крепости изменила его внутренний мир. Персонаж приобрел такие черты:

  • храбрость;
  • готовность к самопожертвованию;
  • отвагу.

Петр проявляет себя, как благородного человека. По сюжету он еще не раз демонстрирует верность вопросам чести в сражениях с врагом, но когда на кону будут чувства возлюбленной, он не станет пренебрегать осторожностью ради её спасения. Эти поступки выдают в нем глубину любви к Марии. Даже в заточении Петр не винит ее и готов принять решение царицы, лишь бы у нее все было хорошо.

Марья Миронова приходится дочерью капитану крепости. Ей 18 лет. Внешность Марии описана в деталях:

  • круглолицая;
  • румяная;
  • имеет светло-русые волосы.

Она из небогатой семьи и не является выгодной партией Петру, так как имеет всего одну крепостную. Юная девушка является благоразумной, чувствительной и великодушной, её беспокоит дальнейшая судьба возлюбленного. Героиня искренне хочет его спасти. Мария доверчива, из-за этого она верит Швабрину и почти соглашается стать его женой. Но в итоге ей удается распознать ложь Алексея, что заставляет юную особу держаться от него подальше.

Автор показывает девушку верной и смелой. Героиня, несмотря ни на что, уезжает в другой город, чтобы спасти любимого.

Следующий персонаж тоже яркий и интересный. Автор романа представляет Пугачева, с одной стороны, как отважного, великодушного, способного оценить преданность и честь. Но читатель видит его еще и как дикого варвара, казнившего невинных людей. Поначалу его решительность, смелость ему импонируют, но его жесткость заставляет задуматься. Герой хитёр и хорошо разбирается в военном деле.

Только в разговоре с Петром персонаж предстаёт, как несчастный человек, понимающий, что он уже не будет жить, так как раньше. Калмыцкая сказка, которую рассказывает Пугачев, показывает его желание жить в свободе. В сцене взятия крепости демонстрируются его жестокость и деспотизм. Сам образ Пугачёва наделен чувством справедливости. Но он не проходит испытания войной и безграничной властью, а потому становится жестоким, таким же, как императрица, против которой он и восстал.

Екатерина Вторая описана милой женщиной и в то же время непреклонной владычицей, которая вынуждена выслушивать просьбу о помиловании государственного изменника. Мария Миронова пытается рассказать Екатерине о смягчающих обстоятельствах поступка Петра, но императрица не желает ее слышать. Она хочет осудить Петра. Отсюда следует вывод, что манера правления Екатерины едва ли лучше власти Пугачёва.

Апрель 2021 >>

  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Многие люди не раз задумывались, почему повесть называется «Капитанская дочка», ведь все основные события связаны с предводителем разбойников – Емельяном Пугачёвым.

Пётр Андреевич – главный герой повести. Его отец решил отправить сына на службу для того, чтобы тот стал настоящим мужчиной и знал, как тяжело на самом деле воевать. Перед тем как отправить Петра, Андрей Петрович сказал своему сыну: «Береги честь смолоду». Важно отметить, что Гринёв не ослушался своего отца и сберёг свою честь, завоевав уважение и признание главного разбойника – Пугачёва.

Никто не мог подумать, что от первой встречи Емельяна и Петра полностью зависела вторая.

Во второй раз мужчинам пришлось встретиться в менее дружелюбной обстановке. Коменданта Белогорской крепости, его жену и дочь должен был казнить именно Емельян Пугачёв, вместе с ними суждено было умереть и Гринёву. К сожалению, отца и мать Маши Мироновой Емельян казнил, однако Пётр, на удивление самому себе, остался жив. На следующий день он узнал, что Пугачёв помиловал его из-за душевной доброты: Емельян оказался тем незнакомцем, которому Гринёв подарил тулуп.

«Капитанская дочка» положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу. В повестях, рассказах и романах он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Повесть «Капитанская дочка» повествует о драматических событиях 1770 годов, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Но повесть не ограничивается только этой темой. Тема крестьянского бунта — одна из многих, поднятых в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в повести Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Так почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Пушкин не ставил перед собой цели показать историческую действительность такой, какая она есть. Писатель переосмысливает события пугачевской эпохи и представляет нам ее в другом ракурсе. Автор стремиться показать личность Пугачева, сыгравшего огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает выходец из народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян старается помочь, кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению к Гриневу, Маше, Швабрину… Расправа же над непокорными офицерами — вынужденная мера военного времени. Назови Пушкин свое произведение иначе, обозначив, например, личность Пугачева в названии, цензура незамедлительно отреагировала бы на повесть, как на бунтарское, революционно настроенное, и вряд ли допустила бы книгу к печати. Пушкину и без того пришлось «выкинуть» из текста некоторые главы. Для автора была важна не только сюжетная линия, связанная с Пугачевым, но и сила любви. Благодаря ей Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Маша Миронова идет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное — утвердить справедливость. Постепенно Маша становится центральным персонажем повествования. Мария Миронова — простая русская девушка, «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной внешностью: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». В той обстановке, в которой она росла и воспитывалась, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития. Ее речь простая, наполнена народными и разговорными фразами: «Я так и обмерла», «Да так… он такой насмешник… он очень мне противен», «Это меня беспокоило бы страх». Героиня скромна, у нее твердые нравственные устои. Несмотря на любовь к Гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. «Без их благословения не будет тебе счастия», — говорит она. В отношениях Маши к людям нет ни тени эгоизма, расчета. Любит она Гринева глубоко и бескорыстно. Робкая и скромная в обычной жизни, Маша проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринева. Сама поездка девушки в Петербург к императрице говорит о многом. В беде открылись ее душевные глубины, которые читатель в начале повести и предположить не мог в этой молоденькой девушке, покрасневшей чуть ли не до слез при одном лишь упоминании ее имени. В разговоре с «неизвестной дамой» героиня признается, что Гринев для нее одной «подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать» ее. Оказавшись во дворце, «Марья Ивановна предчувствовала решение судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. Через несколько минут карета остановилась у дворца… Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашало ее, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни…» Марья Ивановна взяла письмо «дрожащей рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала». Таким образом, читатель видит уже не робкую девушку, а сильного человека, который будет до конца отстаивать свою любовь. Поступок Маши Пушкин оценивает очень высоко. Ее действия сравнимы с событиями той эпохи, и, возможно, поступок девушки более значим, чем поступки других героев повести. Героиня смогла доказать невиновность Гринева, его верность и честность. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню. И именно поэтому повесть названа ее именем.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» духовное завещание

Название «Капитанская дочка» явно подразумевает дочь капитана Миронова -Марию. Это не удивительно, ведь личностные отношения героев романа завязаны именно на этой девушке. Из-за нее происходят все основные события в произведении: дуэль, приход Петра в захваченную крепость, арест из-за клеветы Швабрина. Так же можно предположить, что таким образом Пушкин явно выказывает свою симпатию героине. В этой книге автор вновь описывает «милый идеал», как и в «Евгении Онегине».

Эпиграф в самом начале романа: «Береги честь смолоду»-обозначает ценности, которые Пушкин считает самыми приоритетными для любого человека, оказавшегося в таком же положении, как и главный герой. А именно человеческое достоинство, благородство и верность долгу, которые продемонстрировал нам Пётр Гринёв. Такова роль эпиграфа в романе «Капитанская дочка».

Молодой дворянин Пётр Гринёв отправлен своим строгим отцом на офицерскую службу в район Оренбурга. В пути главный герой попадает в снежную бурю, от которой его спас простой казак Емельян Пугачёв.

После прибытия на место службы, Пётр влюбляется в дочь коменданта Белогорской крепости — Марию Миронову. Симпатия к девушке доводит героя до дуэли с другим офицером — Алексеем Швабриным.

Чуть позже крепость захватывают восставшие во главе с Пугачёвым. Выжившим предлагают присягнуть на верность лидеру мятежников. Комендант погибает, отказавшись предать свою честь. Швабрин же изменяет присяге. Гринёв отказывается и готовится принять смерть, однако Емельян узнаёт его и отпускает из-за личной симпатии.

Гринёв возвращается к своим и участвует в обороне Оренбурга. Во время осады он узнаёт, что его возлюбленная Маша находится в Белогорской крепости и подвергается истязанию голодом со стороны изменника Швабрина. Пётр отправляется в стан врага и просит у Пугачёва помочь. Емельян соглашается, спасает Миронову и отпускает пару восвояси.

Тематика романа «Капитанская дочка» богата актуальными и неординарными темами и мотивами.

  • Честь. В любой ситуации человек должен помнить своём достоинстве, держать клятвы, не лукавить и не пресмыкаться. Именно стремление сохранить свою честь помогает Гриневу делать правильный выбор раз за разом. Так, его отказ поцеловать руку «царя Петра Третьего» и нежелание признать казака императором очень понравились Пугачеву. Он стал уважать того, кто был с ним честен.
  • Нравственный долг. Соблюдение своего долга перед страной, семьёй и любимыми — то, что отличает благородного человека от подлеца и мерзавца. Так, Пушкин на контрасте показывает предателя и достойного бойца (Алексея и Петра), отслеживая их судьбы до финальной развязки.
  • Любовь. Самоотверженная любовь рано или поздно будет вознаграждена. Тот, кто искренне любит, пойдёт на любые страдания и лишения, ради своей второй половинки. Так, Петр спас Марью, рискуя головой, а Марья выручила его, когда все вокруг разуверились и отвернулись.
  • Народ. Пушкин показывает всю жестокость чёрного, народного бунта. Не отрицая объективных причин восстания, писатель осуждает этот кровавый путь. Так, он подробно описывает дотла выжженную Казань, которая до мятежа была прекрасным процветающим городом.
  • Доброта. Именно человечное отношение Гринёва к Пугачёву спасло ему жизнь и положило начало их странной дружбе. Возможно, если бы все дворяне были такими же, ка Гринёв, восстания удалось бы избежать.
  • Смелость. Никогда нельзя терять присутствия духа, нужно смело смотреть встречать жизненные невзгоды, даже если расплата за это — смерть. Например, Василиса Егоровна не покинула мужа в трудный час и погибла рядом с его трупом, когда обвиняла мятежников в смерти супруга и получила за это смертельный удар.
  • Тема бунта. Пушкин полностью отрицает вооружённую борьбу народа с самим собой. Показывая озлобление обеих сторон конфликта, он призывает людей к благоразумию и миролюбию. Мятеж не помог им восстановить утраченные права, он лишь пролил кровь.
  • Нравственность. Писатель демонстрирует, как любовь, чувство долга и отвага побеждают пошлость, приспособленчество и трусость.
  • Ценности. В романе Пушкин провозглашает гуманистические ценности, призывая читателя к пониманию, миролюбию и милосердию.

Проблематика произведения «Капитанская дочка» многогранна и интересна даже современному читателю: в ней раскрываются вечные нравственные проблемы человечества.

  • Бесчестье. Человек, предавший честь, превращается в безнравственное животное, стремящееся лишь к выживанию. Так, автор описал деградацию Швабрина. Из гордого и достойного офицера Алексей превратился в холопа, который валялся в ногах у беглого казака, вымаливая прощение. В финале главный герой видит поседевшего и осунувшегося Швабрина (а ведь ему не было и 30 лет!), который уже ни ни что не годен.
  • Совесть. Тот, кто действует в согласии со своей совестью, всегда поступает правильно. Но голос совести не всегда легко разобрать. Так, Гринев оскорбляет верного слугу, чтобы выплатить «долг чести», но позже осознает, что поступил не по совести и мучается угрызениями.
  • Милосердие. Несмотря на жестокость нашего мира, по-настоящему благородный человек всегда готов проявить милосердие, какое Пугачёв проявил у Гринёву и его невесте. Кем бы мы ни были, кем бы нас не считали, никогда не поздно научиться сочувствию и гуманности.
  • Воспитание и становление личности. Именно благодаря воспитанию своего консервативного отца Гринёв стал образцом офицера. Местами читателю могло показаться, что старик Гринев перегибает палку и зря гробит будущее сына, отказываясь от места в Семеновском полку. Однако его решение обеспечило то, чего не может дать столичная военная выправка, — нравственное созревание личности.
  • Нравственный выбор. Перед лицом смерти каждый человек обнажает своё истинное нутро и поступает сообразно своей нравственности. Так, комендант Миронов между бесчестьем и смертью выбрал смерть, а Швабрин — бесчестье.
  • Война. Пушкин демонстрирует всю бессмысленную жестокость, на которую способны люди во время войны, причем, с обеих сторон. Так, перед бунтом Миронов пробует допросить пленного башкирца, но обнаруживает следы от тяжких увечий, которые он получил от властей в наказание за прошлый бунт: у него не было ушей, носа и языка.
  • Власть. Обладая огромной властью, прежде всего, необходимо сохранить в себе человечность, что и показывает Пушкин на примере Пугачёва и Екатерины II.Однако в то же время писатель не оправдывает этих исторических фигур, подробно описывая их жестокость и равнодушие к судьбе людей. Так, Пугачев хладнокровно приказывает убить Василису Егоровну за ее крики, хотя и так сделал ее вдовой. Екатерина Вторая не отдает таких приказов в тексте книги, но зверская казнь Пугачева, ее нежелание вникать в дело Петра, пытки и жестокое подавление восстания — все это никак нельзя объяснить ее неведением.
  • Дворянство. Писатель показывает дворянство неоднородным, наряду с отважным и честным Гринёвым оно породило предателя Швабрина. Пушкин считает, что дворянство Российской империи должно непрерывно самосовершенствоваться, чтобы в будущем не познать ужасов Пугачёвщины.
  • Справедливость. Народ, уставший от бедности и притеснений, видит свою правду в бунте, и его сложно за это винить. В то же время справедливы и действия правительства, ведь они направлены на защиту других людей от гибели и грабежа мятежников. В данном случае виноватых нет, как и невиновных.

Капитанская дочка — нравственные основы жизни

Роман повествует о крестьянской войне 1773—1775 годов. Против царской армии вышли отряды под предводительством Емельяна Пугачёва, который объявил себя выжившим императором «Петром Третьим» (муж Екатерины Второй, которого убили ее приспешники в ходе дворцового переворота). Это восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II.

В целом Пушкин довольно точно отобразил происходившие в то время события, вроде осады Оренбурга. Изменению подверглись названия некоторых городов, так, Белогорская крепость на самом деле называлась Татищевской.

Роман учит нас всегда оставаться человеком, отстаивать свои убеждения и держать слово. В конце концов, именно такие люди достигнут вполне заслуженного счастья, как показывает финал романа.

Гуманизм и человечность возможны в любой ситуации, и наш долг — не забывать об этом. Таков простой вывод, который следует из данного произведения.

Честь — это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан Сотников и Рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Благородное, казалось бы, возвращение Рыбака за отставшим товарищем имеет низкие мотивы: он боится осуждения окружающих и не знает, как объяснить в отряде свой предательский поступок. Потом, в плену, когда их ведут на казнь, Рыбак соглашается перейти на службу к немцам, чтобы спасти свою жизнь. Однако потеряв последнюю надежду сбежать, он приходит к выводу, что смерть — его единственный выход. Но ему не удается совершить самоубийство, и этот трусливый, слабый духом человек вынужден всю жизнь мучиться под ударами совести.

«Капитанская дочка» в свете Евангелия

В романе рассматривается несколько тем. Центральная тема произведения – крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. И конечно, образ Пугачева в этом произведении занимает не последнее место. Свое отношение к крестьянскому бунту Пушкин выразил в конце произведения.

Тема любви выражена в отношениях Маши Мироновой и Гринева, в отношении Швабрина к Маше, и наконец, в поступке Маши, когда она не побоялась отправиться к императрице.

Тема офицерской чести выражена в противостоянии между Гриневым и Швабриным.

Повествование ведется от лица молодого дворянина Петра Андреевича Гринева, посланного его отцом на службу в Армию, чтобы стать настоящим солдатом и офицером. Петр Андреевич был отправлен в Оренбургскую губернию, где и развернулись все описанные события. Это был молодой человек, не лишенный чувства чести и порядочности. Он всегда поступает так, как диктует ему совесть.

Здесь молодой дворянин знакомится с Емельяном Пугачевым. Пугачев симпатизирует Гриневу и помогает ему в трудных обстоятельствах, например, позволяет увести Машу из крепости, где она осталась под властью Швабрина. Раскрытию образа Гринева помогают противостояние Гринева со Швабриным.

Петр Гринев занимает особое место в произведении. Он «автор записок, повествователь. Это выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода, оппозиционно настроенного к правительству».

На лобном месте погиб дальний предок Гринева, а дед его пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Отец Гринева также с осуждением относится к светским петербургским нравам. Придворный календарь напоминает ему о карьеризме и безнравственности, царящих при дворе. Поэтому сына Петрушу он отправляет не в Семеновский полк, а в армию далекого Оренбургского края: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху…» Гринев-отец — типичный помещик. Застой и однообразие жизни рисует Пушкин, изображая семейство Гриневых. Убожество ее для писателя искупается тем, что старый помещик хотя и строг, деспотичен, но справедлив. Вспомним, как он напутствует сына: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Среда, в которой рос Петр Гринев, не могла развить в нем интеллектуальных способностей («Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками»). По части образованности, он, конечно же, уступает своему антиподу — Швабрину. Но крепкие нравственные принципы, которые ему внушил отец, помогли ему выйти из труднейших ситуаций.

Образ Гринева Пушкин показал в развитии: безумный мальчишка, утверждающий независимость юноша, мужественный и стойкий взрослый человек. События, в круговорот которых он попадает, делают его таким быстро. Для Петра Гринева честь — это верность служебному и сословному делу. В знаменитой беседе с Пугачевым мы видим смелого дворянина. Очутившись среди врагов в мятежной слободе, он держится с большим достоинством. По отношению к себе со стороны Пугачева он не допускает даже насмешливого тона. Ему не нужна жизнь, купленная ценой унижения дворянского звания. Любит Гринев тоже по-настоящему. Он спасает жизнь Маши Мироновой, подвергая опасности свою собственную. На суде Петр не называет имя девушки, предпочитая быть осужденным. Ссора с Швабриным говорит о благородстве Гринева, вступающегося за честь Маши, о любви которой к себе и не знает. Пошлость Швабрина его возмущает. Петр старается скрыть свое торжество над побежденным Швабриным. Сталкивая в различных жизненных ситуациях Гринева и Швабрина, писатель показывает, что самое главное в человеке не образование и внешний блеск ума, а преданность убеждениям и благородство.

Классовую психологию Гриневых писатель не думает скрывать. Он показывает, что даже на нравственность самых честных и справедливых помещиков влияет власть крепостника. Те поступки Петра Гринева, которые достойны осуждения, связаны с отношением к крепостным, а прежде всего к верному слуге Савельичу. Помнится, что однажды Петруша чуть не оставил своего дядьку среди врагов.

Гринев все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны. Он благодарен: «как тебя назвать, не знаю… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Композиция в этом произведении в целом классическая. Завязкой служит сюжет в доме родителей Гринева, когда отец принимает решение отправить сына на службу. Далее следует развитие сюжета. Это эпизоды, повествующие о приезде Гринева в Белогорскую крепость, его знакомство со Швабриным и дуэль из-за Маши.

Кульминацией произведения является казнь дворян и офицеров царской армии на площади, момент, когда гибнут капитан Миронов с женой, а на шее Гринева оказалась петля. Далее следует развязка. Лирическим отступлением произведения можно назвать сон Гринева, когда он попал в метель и заблудился.

В то же время каждая глава построена по классической схеме, в каждой главе встречаются свои кульминационные сюжеты.

Презентация на тему Капитанская дочка — духовное завещание А.С. Пушкина 8 класс

Вспомним, что историзм в литературе заключается в сле­дующем: в художественном произведении, повествующем о со­временной писателю действительности, события представлены на фоне большого исторического полотна.

Историзм Пушкина заключается в попытке объективного описания исторических событий, показе одного события с точ­ки зрения разных людей, глубокий интерес и к самому истори­ческому событию, и к людям, которые жили в это время.

«История Пугачевского бунта» сначала планировалась Пуш­киным как предисловие к повести. После поездки по местам боевых действий Пугачева он рассказал о событиях как ученый-историк, главным в произведении является изображение хода восстания, анализа деятельности тех или иных исторических деятелей.

В «Капитанской дочке» акценты расставлены совершенно иначе: кроме военных событий, его волнуют и другие вопросы (например, вопросы чести и долга), повествование ведется от имени героя-повествователя, то есть события представлены глазами простого человека, как бы изнутри. На фоне военных со­бытий представлена бытовая и личная жизнь людей.

Проблемы долга, чести, достоинства и нравственности в повести «Капитанская дочка»

Офицеры Гринев и Швабрин, выросшие в дворянских семьях, люди противоположные по своим качествам: благородству, честности и великодушию одного противопоставлены хитрость, приспособленчество и эгоизм другого. Когда Гринев познакомился со Швабриным, тот уже пятый год служил в крепости, сосланный туда за дуэль. Это был черноволосый человек со смуглым некрасивым лицом, с обостренным самолюбием, готовый ради достижения своих целей на клевету и ложь, которую не приемлет Гринев. Это стало причиной их дуэли, на которой Швабрин, коварно воспользовавшись появлением Савельича, нанес ранение своему сопернику. Швабрин умен, но свои способности он использует лишь для того, чтобы найти выход для собственного спасения. Он готов к предательству ради сохранения своей жизни, для Гринева такое поведение унизительно, он не мыслит себя изменником.

Швабрину чужды понятия чести и достоинства, которые дороги Гриневу. После падения крепости Швабрин, не раздумывая, переходит на сторону мятежников, нарушив присягу. Его заботят только собственные чувства, чужие ему безразличны. Машу, несмотря на отсутствие взаимности, он неволит к браку. Против человека, считавшего его своим другом, плетет интриги, пишет доносы, дает лживые показания на суде. Перед Гриневым Швабрин ведет себя вызывающе, но пред «императором» Пугачевым он труслив. Гринев, дорожа своей честью, ради сохранения которой готов был принять смерть, при виде дворянина, «валяющегося в ногах у беглого казака», испытывал чувство омерзения. Гринев, обладая внутренней свободой, способен противостоять обстоятельствам. Швабрин зависим от своих страхов и душевной подлости, он всегда будет подчиняться власти обстоятельств.

В образе Гринева, обладающего силой духа, нравственными качествами и честью, Пушкиным показана личность, являющаяся гражданской основой существования государства, в образе Швабрина – человек, обрекающий на крушение государственные основы.

Повесть «Капитанская дочка» вышла незадолго до гибели Пушкина, ее стали считать духовным завещанием поэта. Тем не менее она была современниками Пушкина воспринята неоднозначно. Многие не поняли глубину этого творения, некоторые критики считали его даже примитивным и поверхностным, лишенным психологизма, а главных героев неинтересными и простыми, с «ничтожными и бесцветными характерами». Гоголь же считал «Капитанскую дочку» лучшим русским прозаическим произведением, в сравнении с которым все остальные «романы и повести кажутся приторною размазнею». В «Капитанской дочке» отразились многие темы творчества Пушкина в последние годы его жизни: «мысль семейная», место и роль обычного человека в исторических катастрофах, его жизненные принципы, свобода выбора, проблемы долга и чести, закона и милосердия. Все эти темы связаны с образом главного героя-рассказчика, нравственный личный выбор которого позволил ему обрести внутреннюю свободу, стать выше власти обстоятельств.

1. Станица – казачье селение.

2. Недоросль – молодой человек из дворянской семьи, не окончивший образование.

3. Скирда – сложенное плотно в кучу сено или солома.

4. Душегрейка – теплая кофта.

5. Попадья – жена приходского священника.

6. Чехарда – детская игра, заключающаяся в перепрыгивании через согнутые спины игроков.

В материалах урока использованы кадры из к/ф «Капитанская дочка», 1958

  • Война
  • Русский язык
  • Любовь
  • Дружба
  • Смысл жизни

«Капитанская дочка» — духовное завещание А.С. Пушкина.

  • Астафьев
  • Паустовский
  • Платонов
  • Толстой
  • Чехов
  • Кавказский пленник
  • Муму
  • Война и Мир
  • Мастер и Маргарита
  • Отцы и Дети

Все произедения

  • Капитанская дочка
  • Муму
  • Горе от Ума
  • Евгений Онегин
  • Отцы и Дети

Все произведения

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Отчасти Пушкина на создание «Капитанской дочки» вдохновил Вальтер Скотт, мастер исторического романа. Его творения начали переводить, и русская публика была в восторге от авантюрных сюжетов и таинственного погружения в другую эпоху. Тогда писатель как раз работал над хроникой восстания, научным трудом, посвященным крестьянскому бунту Пугачева. У него скопилось много полезного материала для реализации художественного замысла раскрыть читателю кладезь богатой на события русской истории.

Вначале он планировал описать именно предательство русского дворянина, а не нравственный подвиг. Автор хотел сделать акцент на личности Емельяна Пугачева, а заодно и показать мотивы офицера, нарушившего присягу и присоединившегося к бунту. Прототипом стал бы Михаил Шванвич, реально существующий человек, который из страха за свою участь состоял при канцелярии бунтовщика, а потом еще и дал на него показания. Однако по цензурным соображениям книга вряд ли могла бы быть опубликована, поэтому писателю пришлось наступить на горло собственной песне и изобразить более патриотичный сюжет, тем более исторических примеров доблести у него было достаточно. А вот отрицательный пример сгодился для создания образа Швабрина.

Книга была издана за месяц до гибели автора в его же журнале «Современник», опубликована от лица Гринева. Многие отмечали, что манера повествования того времени мастерки передана писателем, поэтому многие читатели были сбиты с толку и не понимали, кто же истинный творец мемуаров. Кстати цензура все же взяла свое, изъяв из публичного доступа главу о крестьянском бунте в Симбирской губернии, откуда родом сам Петр.

Произведение, как ни странно, озаглавлено не в честь Гринева или Пугачева, поэтому сразу и не скажешь, о чем же оно. Роман называется «Капитанская дочка» в честь Марии Мировой, главной героини книги. Пушкин, таким образом, отдает дань отваге девушки, которой никто от нее не ожидал. Она дерзнула просить за изменника у самой императрицы! И вымолила прощение для своего спасителя.

Кроме того, данная история так называется еще и потому, что Марья была движущей силой повествования. Из любви к ней юноша всегда выбирал подвиг. Пока она не заняла все его мысли, он был жалок: не хотел служить, проигрывал большие суммы в карты, высокомерно вел себя со слугой. Как только искреннее чувство пробудило в нем мужество, благородство и смелость, читатель не узнал Петрушу: он превратился из недоросля в ответственного и храброго мужчину, к которому патриотизм и осознание собственного «я» пришли через сильные эмоции, обращенные к женщине.

События в произведении происходили во времена правления Екатерины Второй. Историческое явление в романе «Капитанская дочка» носит название «пугачевщина» (этот феномен изучал Пушкин). Это бунт Емельяна Пугачева против царской власти. Он произошел в 18 веке. Описанные действия разворачиваются в Белгородской крепости, куда бунтовщик шел, набирая силы для штурма столицы.

Крестьянская война 1773 — 1775 развернулась на юго-востоке Российской Империи. В ней приняли участие крепостные и заводские крестьяне, представители национальных меньшинств (киргизы, башкиры) и уральские казаки. Все они были возмущены грабительской политикой правящей элиты и усиливающимся закрепощением простого народа. Люди, не согласные с участью рабов, убегали на окраины страны и образовывали вооруженные банды с целью грабежа. Беглые «души» уже были вне закона, поэтому ничего другого им не оставалось. Над их трагической судьбой и размышляет автор, изображая предводителя восстания, не лишенного добродетели и похвальных черт характера.

А вот Екатерина Вторая демонстрирует крутой нрав и недюжинную жестокость. Императрица, по свидетельствам историков, действительно была волевой натурой, но не чуждалась самодурства и других прелестей абсолютной власти. Ее политика укрепляла дворянство, предоставляя ему всяческие привилегии, но вот простой народ вынужден был нести на себе ношу этих благодеяний. Царский двор жил на широкую ногу, а не знатные люди голодали, терпели насилие и унижение рабского положения, проигрывались, продавались с молотка. Естественно, социальная напряженность только росла, а Екатерина не пользовалась народной любовью. Иностранка была замешана в заговоре и с помощью военных свергла своего мужа, законного правителя России. Забитые и зажатые в тисках несправедливости крепостные верили, что убитый Петр Третий готовил указ об их освобождении, а супруга убила его за это. Суеверием и слухами воспользовался Емельян Пугачев, донской казак, объявивший себя спасшимся царем. Он подстегнул недовольство вооруженных казаков, челобитные которых никто не слушал, и вдохновил на бунт крестьян, замученных произволом и барщиной.

Мы знакомимся с Петрушей-недорослем, который может только «здраво судить о свойствах борзого кобеля». Все его стремления заключаются в «непыльной службе» в Петербурге. Однако мы видим, что огромное влияние на молодого человека оказывает отец. Он учит сына служить отечеству, беречь традиции семьи, не придавать большого значения наградам. Получив такое строгое воспитание, юноша отправляется служить. То, о чем рассказывается в «повести горьких мук» его, и есть сюжетная канва произведения. Дело в том, что все это мы узнаем из уст почтенного старого дворянина, каковым Петр стал.

Там, вдали от отчего дома, герой проходит суровую школу жизни: сначала проигрывается в карты и обижает верного слугу, испытывая муки совести. Позже он влюбляется в Марию Миронову и рискует жизнью на дуэли со Швабриным, защищая честь возлюбленной. Отец, узнав о причине схватки, отказывает в благословении на брак с бесприданницей. После захвата Белогорской крепости Петр остается верным присяге, и благородство дарует ему снисхождение Пугачева: он уважает выбор юноши и не трогает его. На решение бунтовщика повлияла доброта пленника: когда-то в дороге он дал казаку полушубок и обошелся с ним весьма приветливо. Простой человек оценил милость барина и ответил услугой на услугу. Пушкин сталкивает их не один раз, и всегда дворянина выручают его прямота и великодушие.

На этом его испытания не закончились: жизнь поставила его перед выбором между спасением любимой и службой, добрым именем офицера. Тогда герой выбирает любовь и не повинуется приказу начальника, освобождая возлюбленную самостоятельно из рук Швабрина. Алексей вынуждал девушку выйти за него замуж. Пугачев снова проявляет уважение к смельчаку и отпускает пленницу. Однако самодержавная власть не прощает свободы воли, и Гринева арестовывают. К счастью, Маше удалось вымолить у Екатерины Второй помилование. Вот об этом говорится в романе «Капитанская дочка», который закончился счастливым финалом: молодые люди женятся с полученным благословением. Но вот предводитель восстания приговаривается к четвертованию.

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева. В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды. Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой». «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта. Каков жанр «Капитанской дочки»? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. И все же «Капитанскую дочку» – небольшое по величине произведение – в литературоведении чаще именуют повестью.

Капитанская дочка-духовное завещание поэта

«Капитанская дочка» положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу. В повестях, рассказах и романах он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Повесть «Капитанская дочка» повествует о драматических событиях 1770 годов, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Но повесть не ограничивается только этой темой. Тема крестьянского бунта – одна из многих, поднятых в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в повести Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Так почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Пушкин не ставил перед собой цели показать историческую действительность такой, какая она есть. Писатель переосмысливает события пугачевской эпохи и представляет нам ее в другом ракурсе. Автор стремиться показать личность Пугачева, сыгравшего огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает выходец из народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян старается помочь, кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению к Гриневу, Маше, Швабрину… Расправа же над непокорными офицерами – вынужденная мера военного времени. Назови Пушкин свое произведение иначе, обозначив, например, личность Пугачева в названии, цензура незамедлительно отреагировала бы на повесть, как на бунтарское, революционно настроенное, и вряд ли допустила бы книгу к печати. Пушкину и без того пришлось «выкинуть» из текста некоторые главы. Для автора была важна не только сюжетная линия, связанная с Пугачевым, но и сила любви. Благодаря ей Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Маша Миронова идет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное – утвердить справедливость. Постепенно Маша становится центральным персонажем повествования. Мария Миронова – простая русская девушка, «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной внешностью: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». В той обстановке, в которой она росла и воспитывалась, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития. Ее речь простая, наполнена народными и разговорными фразами: «Я так и обмерла», «Да так… он такой насмешник… он очень мне противен», «Это меня беспокоило бы страх». Героиня скромна, у нее твердые нравственные устои. Несмотря на любовь к Гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. «Без их благословения не будет тебе счастия», – говорит она. В отношениях Маши к людям нет ни тени эгоизма, расчета. Любит она Гринева глубоко и бескорыстно. Робкая и скромная в обычной жизни, Маша проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринева. Сама поездка девушки в Петербург к императрице говорит о многом. В беде открылись ее душевные глубины, которые читатель в начале повести и предположить не мог в этой молоденькой девушке, покрасневшей чуть ли не до слез при одном лишь упоминании ее имени. В разговоре с «неизвестной дамой» героиня признается, что Гринев для нее одной «подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать» ее. Оказавшись во дворце, «Марья Ивановна предчувствовала решение судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. Через несколько минут карета остановилась у дворца… Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашало ее, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни…» Марья Ивановна взяла письмо «дрожащей рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала». Таким образом, читатель видит уже не робкую девушку, а сильного человека, который будет до конца отстаивать свою любовь. Поступок Маши Пушкин оценивает очень высоко. Ее действия сравнимы с событиями той эпохи, и, возможно, поступок девушки более значим, чем поступки других героев повести. Героиня смогла доказать невиновность Гринева, его верность и честность. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню. И именно поэтому повесть названа ее именем.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, драматург, прозаик. На уроках литературы мы познакомились с великолепным произведением Александра Сергеевича – «Капитанская дочка». В 1832 году Пушкин начал работу над произведением, пользуясь архивами с разрешения императора, знакомясь с письмами, указами, донесениях о боевых действиях Пугачева. В 1833 году Александр Сергеевич отправляется в места Пугачевского восстания, где получил много ценной информации, благодаря которой было написано произведение.

Одним из главных героев произведения является Мария Миронова – дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова – коменданта Белогорской крепости и его жены Василисы Егоровны.

Маша была скромной, трусливой, бедной русской красавицей. Влюбляется в недавно прибывшего Гринева, между ними появляются взаимные чувства. Свою любовь и честь Гринев отстаивает в дуэли с Швабриным, в результате которой Петр Андреевич получает ранение. Мария берет заботу об уходе за раненным на свои хрупкие плечи. Влюбленный предлагает ей руку и сердце, но Машенька не может выйти замуж без благословения родителей. Гринев пишет письмо домой, но получает отказ. Маша отдаляется от Петра Андреевича, но ее любовь крепка и предана. После захвата крепости на ее долю выпало много испытаний: потеря родителей, заточение в темнице… Ее надежда на спасение – Гринев, который спасает ее из плена, договорившись с Пугачевым. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Повесть «Капитанская дочка» по праву можно назвать вершиной творчества А.С. Пушкина. Историческая повесть поначалу задумывалась автором как документальное произведение. Но вскоре он понял, что хочет рассказать гораздо больше, чем просто хронологию событий. По сюжету молодой офицер попал на службу в Белогорскую крепость, где полюбил дочку коменданта Марию. В это время в стране вспыхивает пугачевщина.

Любовь Гринева к Маше делает его готовым на подвиги ради девушки. Влюбленный Гринев в короткий срок становится взрослее, а его характер тверже. Ранее Гринев был высокомерен со слугами и мог проиграть большие суммы денег в карты, но к концу произведения не остается сомнений в его мужестве и благородстве. Моральные принципы Петра не позволяют ему дать Машу в обиду, и он идет на конфликт со Швабриным, и отказывается служить Пугачеву. Благодаря прекрасному чувству Гринев самоотверженно борется за свое достоинство, за честь своей дамы, за мир в стране. Выполняя свой долг, защищая любимую, Петр попал в двоякую ситуацию, и стал предателем в глазах императрицы. Однако он не является предателем своих высоких принципов, за что был вознагражден.

Положительные качества Гринева в повести резко контрастируют с характером Швабрина так и не сумевшего выдержать моральные испытания, выпавшие на его долю. Швабрин показан совершенно бездуховным, подлым человеком, за которого Маша не выйдет замуж даже под страхом голодной смерти.

У робкой и беззащитной Марии Мироновой, из-за которой разворачиваются конфликты, на фоне влюбленности обнаруживается внутренняя сила. Возможно, Маша даже превосходит Петра по силе моральных качеств. Именно она является самым ярким подтверждением эпиграфа «Береги честь смолоду». На долю Маши выпали тяжелые испытания, но она смогла с достоинством пережить их, ни разу не покривив душой. Иной вариант развития событий Маша просто не могла и представить. Чистота и искренность Марии покоряет не только сердца мужчин, сама императрица Екатерина была впечатлена нравственными качествами девушки. Не каждая в столь юном возрасте осмелилась бы просить помощи у императрицы. Петр был помилован благодаря беззаветной любви и решимости Маши.

Главной сутью произведения «Капитанская дочка» можно с уверенностью назвать сохранение чести и правильный нравственный выбор в трудных условиях. Любовная тематика повести помогает в полной мере раскрыть саму суть — убеждения и верность главных героев не дают им поддаться искушениям и поступить неправильно.

  • Таблица Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева

    В произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» имеются два разных героя, с разными характерами, и жизненными целями. Подробно рассмотрим ниже, в чем заключается схожесть и различность Швабрина и Гринева

  • Фонвизин

    Денис Иванович Фонвизин – русский литератор, творчеством своим занимался во времена екатерининской эпохи. Его литературная деятельность началась с перевода басен датского поэта Гольберга

  • Сочинение по картине Рафаэля Сикстинская Мадонна

    Эта картина была написана для святой церкви, в основу был положен библейский сюжет. По своим размерам она огромная, почти три метра в длину и два метра в ширину.

  • Абадонна в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Абадонна появился тут же из стены. Это был худой и очень бледный человек в темных очках. Маргарита при его появлении почувствовала что-то жуткое, что даже вскрикнула и уткнулась лицом в ногу Воланда

  • Характеристика и образ Дуни в повести Станционный смотритель Пушкина сочинение

    Неоднократно в литературе освещалась тема притчи о блудном сыне, но Пушкин приходит к тому, чтобы образ сына сменить на женский – на Авдотью Самсоновну Вырину, или просто – Дуню.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *