Духовном завещании святителя митрофана Воронежского

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Духовном завещании святителя митрофана Воронежского». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

БОГОСЛУЖЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ (ВИДЕО)

Духовное завещание святого Митрофана, епископа Воронежского

Житие Митрофана Воронежского начинается с кончины его жены. Он овдовел, когда ему исполнилось 40 лет. Именно это событие привело его к стенам монастыря, где он принял постриг. Михаил взял монашеское имя, он назвал себя Митрофаном. Жизнь в Золотниковской пустыни очень нравилась будущему святому, но через три года братья из Яхромской обители попросили его стать настоятелем. После нескольких лет служения он был назначен игуменом Унженского монастыря.

В начале 1675 года Митрофану был пожалован сан архимандрита. Монастырь при Митрофане стал особенно известен соблюдением строгих правил, воспитанием аскетов-монахов. О монастыре говорил патриарх, когда хотел привести пример правильного административного управления, искусно сочетаемого с соблюдением всех церковных правил. К игумену Унженского монастыря любил приезжать царь Федор Алексеевич. Он просил настоятеля молиться с ним или проводил долгие часы, тихо беседуя с Митрофаном.

На протяжении нескольких десятилетий русская православная церковь переживала раскол. Укрепление церковного аппарата началось с провинциальных епархий. В это время Митрофан был назначен епископом Воронежа. Инициатором этого стал Федор Алексеевич, который был сторонником образования Воронежской епархии, как отдельной от основной епархии.

«Духовное завещание» святителя Митрофана Воронежского

Митрофан Воронежский был хорошим проповедником, на протяжении службы он прочитал множество текстов, которые были написаны его собственной рукой.

Перед смертью Митрофан оставил духовное завещание, где говорил о необходимости читать Священное писание, следовать Божьим законам.

Слова Митрофана были записаны учениками, они составили часть Жития, которое было начато при жизни старца одним из иеромонахов Воронежской епархии. Духовное завещание сохранилось до сих пор, оно находится под стеклом на стеллажах Государственного исторического музея.

Благовещенский кафедральный собор, где был захоронен св. Митрофан Воронежский, дважды подвергался перестройке. Во время ремонтов гробница переносилась на новое место, но при этом свидетели отмечали нетленность мощей старца. Церковь фиксирует две даты для почитания Митрофана, они обозначают первое и второе обретение мощей.1832 год стал годом канонизации Митрофана Воронежского. Мощи до сих пор находятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа. К месту нахождения святых мощей Митрофана едут паломники со всех уголков страны.

На иконах Митрофана Воронежского традиционно изображают старцем в темных или темно-синих одеждах. Его лик строг и преисполнен благочестия. Одной рукой он совершает знамение, второй рукой держит архиерейский жезл. Этот атрибут указывает на принадлежность к одному из самых высоких духовных санов. Распространен список, где епископ изображен в полный рост, но существует несколько икон, где он нарисован по пояс.

  • Школа молитвы
  • Церковь, Государство и Общество
  • ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
  • ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
  • ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО
  • УЧАСТИЕ МИРЯН В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
  • Уставные чтения (проповедь книги)
  • Узкий путь в Царство Небесное
  • СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ХРИСТИАНКИ
  • СИНОДИК ПРАВОСЛАВИЯ
  • СИЛА ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
  • СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА РПЦЗ С АПОСТАСИЕЙ
  • Святоотеческое Училище Благочестия
  • СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
  • СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
  • СВЯТИТЕЛЬ АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
  • Святая Русь под омофором Богородицы
  • РУССКИЙ ПАСТЫРЬ
  • РУССКИЙ ИНОК
  • РПЦЗ, ТРЕТИЙ РЕЙХ И ВОВ
  • ПСАЛТИРЬ
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
  • ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТВЕТЫ
  • Православное Христиансто и современный мир
  • Православное Христиансто и его враги
  • Православная Христианская Семья
  • ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЭЗИЯ
  • Православная Община
  • Поучения Святых Отцов
  • ПОСТНИЧЕСТВО
  • ПАСХАЛИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
  • ПАСТЫРСКИЙ КРЕСТ
  • Основная
  • ОРУЖИЕ ПРАВДЫ
  • О ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ЦЕНТРА
  • НОВОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
  • НОВОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЕПАРХИИ
  • Новомученики и исповедники Российские
  • Неизвращенная история Православной Церкви
  • НАШИ ИЗДАНИЯ
  • МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)
  • МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
  • КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
  • ИМЯБОЖИЕ — ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ
  • ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
  • Законодательство РПЦЗ (ПРЦ)
  • Живые образцы христианского совершенства
  • ЕРЕСЬ СЕРГИАНСТВА (СЕРВИЛИЗМ)
  • ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАББЕ)
  • ДУХОВНЫЕ СТИХИ
  • ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
  • ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
  • ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВО ХРИСТЕ
  • ГОЛОС РУССКОГО ПАСТЫРЯ
  • Видео
  • ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ЕПИСКОПСТВА
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ И УКАЗАНИЯ
  • БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
  • Архиерейский Собор РПЦЗ 2016
  • Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ 2017
  • АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ (БАРТОШЕВИЧ)
  • Апостасия последних времен
  • АНГЕЛОЛОГИЯ
  • Азбука православного христианина
  • АГИОЛОГИЯ
  • «ДУХОВНАЯ БРАНЬ». Свято-Афанасьевское издание

Духовное завещание святителя Митрофана Воронежского

Рассказываем о жизни.
Восполняем дефицит смыслов.
Возвращаем к традиционной системе ценностных координат.

«ЕлицыМедиа» — со смыслом по жизни, с пользой для души.

  • Жизнеописание
    • В миру
    • Начало иноческого пути
    • Полезные материалы
    • Епископ Воронежский
    • Святитель и царь Пётр I
    • Болезнь и кончина
    • Духовное завещание
  • Обретение мощей. Канонизация
  • Храмы, в честь святого
  • Иконография
  • Тропарь, кондак, величание
  • Молитва
    • Похожие статьи

Первый епископ Воронежский свт. Митрофан родился в ноябре 1623 года в с. Антилохово Владимирской губернии. Точных свидетельств о том, кем были его родные, нет. Предположительно отец его был священником. Сам святитель так говорил о воспитании, которые дали ему родители: « … родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере… ».

До сорока лет будущий святитель жил в миру с именем Михаил и служил в церкви села Сидоровское. У отца Михаила была семья: жена и дети. Сохранились свидетельства о том, как трепетно он относился к воспитанию сына Ивана, прививая ему послушание и смирение. И даже приняв постриг, продолжал думать о сыне и общаться с ним посредством писем, продолжая наставление его в христианской вере.

После смерти супруги, отец Михаил посвятил себя служению Богу. В 1663 г. в Золотниковском Успенском монастыре он принял постриг с именем Митрофан. Там он вёл аскетический образ жизни, пребывая в усердных молитвах и соблюдая строгие посты. И хотя удалился он от мира, желая отшельнической жизни, духовные подвиги прославили его имя.

После трёх лет монашеского подвижничества по просьбе иноков Косьмо-Яхромского монастыря, свт. Митрофан был рукоположен в сан иерея и затем возведён в игумены этой обители, настоятелем которой прослужил более девяти лет. Его стараниями обитель приросла храмом в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.

Весть о беспримерном служении святителя Митрофана дошла до патриарха Московского и всея Руси Иоакима, который в 1675 году возвел его в чин архимандрита.

В этом же году он поручил заботам игумена Митрофана Макарьево-Унженский монастырь – большую обитель на берегу реки Унжи, и управление Унженской десятиной, состоящей из девяноста четырёх храмов.

Нередким гостем в Унженском монастыре был царь Фёдор Алексеевич, который любил беседы с настоятелем Митрофаном. В 1681 году Московский Церковный Собор принял решение об образовании Воронежской епархии. По предложению государя её епископом был на­зна­чен игу­ме­н Митрофан.

ИЗ ДУХОВНОГО ЗАВЕЩАНИЯ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА, ВОРОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА

2 апреля 1682 года состоялось назначение свт. Митрофана епископом Воронежским. Воронеж в то время практически не посещался архиереями.

В самом городе жизнь была очень сложной. Ранее этот край опустошили монголо-татарские нашествия, но и после восстановления город продолжал подвергаться новым разорениям. Жители стремились уйти из города, чтобы не стать добычей разбойников, которые промышляли грабежами и захватывали в плен горожан, чтобы затем продать их в рабство.

В центре города стояла единственная уцелевшая церковь Благовещения. Неспокойное смутное время, а также отсутствие храмов и монастырей, стали причиной расцвета бездуховности и безнравственности среди населения. Многие местные жители относились к религии без должного уважения, а пастыри, в большинстве своём, были малообразованны. Монастырская жизнь была в сильном упадке.

В таком плачевном состоянии свт. Митрофан принял кафедру. Приехав в Воронеж, он остановился на постоялом дворе и вначале испытывал крайнюю нужду в средствах. Лишения касались не только его келейного обихода. Богослужения также проходили в бедной обстановке – деревянная соборная церковь совсем не соответствовала названию кафедрального собора. Свт. Митрофан не только позаботился о её украшении, но и о постройке нового, каменного собора.

Воронежский святитель поражал современников своей личной простотой и непритязательностью. Его стол ничем не отличался от обычного стола, готовившегося для служивших при архиерейском доме. Сам он ел из обычной оловянной посуды. Только для приёма гостей, особенно для угощения царя, он покупал сравнительно изысканные продукты вроде икры и вина.

Одежду он носил простую. Его архиерейская мантия, от которой многие получали исцеление, была сшита из грубого крашеного полотна, а на одеяло архиерею шла обычная старая овчина. Основная часть архиерейских доходов отправлялась на нужды паствы. Недалеко от архиерейского дома стояла тюрьма, в которую свт. Митрофан посылал милостыню. Тысячам рабочих, согнанным в Воронеж на верфи, он покупал одежду. Многих, умерших от непосильной работы и болезней, он хоронил за свой счёт. И за всех молился.

Значительные суммы из архиерейской казны свт. Митрофан раздавал неимущим. Им же шла и часть хлебных урожаев с архиерейских вотчин. А если оставались хоть какие-то излишки от домовых доходов, то и они жертвовались на государственные нужды.

В тех непростых условиях жизни такая «живая проповедь» оказала на людей неотразимое влияние. Они почувствовали, как мир приходит в их края. Появился нравственный центр тяготения, к которому устремились истерзанные бедами сердца. И люди пошли за святителем Митрофаном, пошли за своим пастырем, который преподал им вместо возвышенных размышлений живой урок общения и неоценимую помощь, в которой они так остро нуждались.

Когда царь Пётр I стал строить в Воронеже корабли, то епископ Митрофан оказывал ему всестороннюю поддержку не только в проповедях, но и материально, жертвуя крупные суммы на строительство морских судов. Святитель Митрофан с пониманием относился к политике заимствования технических знаний у Запада. Однако повсеместное внедрение европейских обычаев в жизнь патриархальной России считал неприемлемым. А в вопросах веры и вовсе был непримирим, и не боялся говорить об этом царю.

Широко известен случай, когда царь пригласил в свой воронежский дворец свт. Митрофана и тот, увидев статуи греческих богов, украшавших двор, развернулся и пошёл обратно. Императору доложили об этом, и он велел послать гонца с приказом к святителю вернуться, на что получил ответ: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец».

Это разгневало вспыльчивого царя, и он приказал передать владыке, что если тот не вернётся, то за невыполнение приказа будет казнён. Смиренный святитель ответил: «В жизни моей государь властен, но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».

Царь Пётр осознал всю глубину веры праведного человека и велел убрать статуи. Когда свт. Митрофан узнал об этом, то сразу пришёл во дворец и поблагодарил императора. До конца жизни он так и не поддержал внедрение в русский быт европейских обычаев. Несмотря на это, святитель пользовался уважением и почитанием царя, поскольку основные преобразовательные реформы, которые проводились в государстве, он поддерживал.

Свт. Митрофан любил родную землю и заботился о её благе. Он понимал, что царь ведёт страну в нужном направлении, и этим сильно отличался от других духовников, принявших царские реформы «в штыки».

Первое упоминание о недомогании святителя относится ко 2 августа 1703 года – в этот день над ним было совершено Таинство Елеосвящения, которое совершалось затем ещё трижды. Недуг усиливался, и 10 августа святитель почувствовал себя уже близким к смерти — после Соборования в этот же день он был пострижен в схиму, с именем Макарий в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Скончался схимонах Макарий 23 ноября 1703 года. Царь Пётр, отдавая дань почтения свт. Митрофану, нёс его гроб до места захоронения в Благовещенский собор.

Митрофан Воронежский родился 6 ноября 1923 года в Московском уезде, селе Антиповка. При рождении имел имя Михаил. Рос и учился Михаил здесь же, в своем селе. Женился, имел сына.

Но жена его рано скончалась и в 40 лет Михаил овдовел. После этого он постригся в монашество и принял имя Митрофан – 1663 год.

Митрофан славился строгой монашеской жизнью, благодаря чему настоятель Яхромского монастыря назначил его игуменом.

Далее жизнь игумена Митрофана, как священнослужителя складывалась следующим образом:

  • В 1675 году становится игуменом Троицкого монастыря в городе Макарьев.
  • В 1680 там же, берет на себя обязанности управляющего десятиной, то есть покровительствует нескольким храмам. В данном случае их было 94.
  • В 1682 году Митрофана назначают епископом Воронежским.

Дела воронежской епархии были сильно запущены тогда: жители области не показывали никакого доверия к церкви, практически не посещали храмы. Образовательный уровень их был низок. Церковная жизнь состояла в жутком запустении: имеющихся храмов катастрофически не хватало для растущего населения.

Святитель Митрофан Воронежский

Просят верующие Митрофана о разном. Еще при жизни помогал он вылечиться от болезней, давал кров нуждающимся, помогал осиротевшим детям.

Вот несколько обращений о своем благополучии и благополучии детей:

  • О помощи в делах: «Святителю божественному Митрофану чудесными делами просветляющему припадаем ничком и просим: проси о нас (имена) Христа нашего. Да ниспошлет он, чтущим заповеди его верно, богатые милости своя. Даст жизненного утверждения и своего благословения на дела верные, чтоб сбылись они правильно и надежно, не было промаха и безуспешности в них. А мы, отче наш святитель Митрофан, прославлять молитвами будем и дальше тебя и Господа нашего Иисуса. Аминь».
  • О детях, их правильном воспитании и благополучии: «Отче святой вечный Митрофан наш покровитель, тебя просим, к тебе обращаемся о детях наших, жизнь которым Богом дана Иисусом. Сохрани их, как сможешь счастливыми. Содействуй нам родителям в правильном воспитании. Дай нам терпения необходимого: силы и воли просветить их и на дела благие, трудолюбие и терпеливость. Хранитель да прибудь с нами всегда в деле этом нелегком. Митрофан святитель и покровитель, тебе молимся: дай радости от детей и подвигни жизнь с ними рядом долгую прожить. Аминь».

Многие едут в Воронеж к мощам святителя из других городов. Просят в основном о здоровье. Но если это невозможно сейчас, помолиться можно и дома перед образом.

  • «Отче наш Митрофан молимся тебе благодетелю: проси о нас Христа Бога Великого, да ниспошлет он нам милости своя! Да подарит Господь попечение свое грешным сынам и дочерям его покаянным. Господи Христос, даруй исцеление от боли страшной нестерпимой, жутким мучениям меня (имя) подвергающей. Митрофан святой наш покровитель, да услышит Господь молитвы твои славные и поможет, не забудет. Аминь».
  • «О, благодушный угодник Христов святой Митрофан! Смилосердись надо мной, услышь страдания и плачи мои и умилостиви Небесного Владыку Христа нашего. Да даст он здравие и излечение от недуга всякого: духовного и телесного. Прими просьбу мою не отказывай, не погнушайся грехов моих тяжких, замолю я их стараючись, честно и откровенно исправляясь. Аминь».

Сила молитвы в вере молящегося и искренности. Верьте в то, о чем просите, но и не сидите, сложа руки. Молитва поможет настроиться, однако не решит проблемы за вас.

Великим тружеником был монах. Сколько дел благодатных и полезных было им совершено в помощь церкви и простым людям. Поэтому молятся ему и о работе, когда не могут ее найти или поменять.

  1. «О, архиерей святитель великий Митрофан! Услышь меня, сына Бога Христа (имя) о помощи и благосклонности прошу, о прощении грехов. Избави меня от бед, печали и скорби. Одари работой хорошей, чтоб детей было чем кормить. На благо их буду верно трудиться, семью свою содержать в доме своем. Я же в молитвах своих восхвалять память твою стану, святитель Митрофан милостивый, и детям своим накажу не забывать. Аминь».
  2. «Святой Митрофан заступник и покровитель всех! Обращается к тебе (имя) стоя перед образом твоим и просит. Покрестись за меня Богу нашему Христу, стань мне помощником и опорой, как и всегда. Пусть даст он мне радость и благословение свое на работу хорошую, дабы я трудился и потел во славу его и для блага детей моих родных. Благодарность ему моя великая и память в мыслях моих бесконечная. Аминь».

Всем помогал епископ при жизни, молятся ему о разном люди и сейчас.

В этой статье мы рассказали вам, кто такой Митрофан Воронежский, о чем молятся ему люди. Говорят, что когда он умер, не осталось даже завещания, так как беден был монах до самой старости.

Остались от него лишь духовные наставления: «Люби труд, храни меру – богат будешь. Мало пей, мало ешь – здоров будешь. Делай добро – спасен будешь».

Среди православных одним из самых почитаемых святых воронежских земель был Митрофан Воронежский. Он был удостоен сана епископа за свою безмерную любовь к Богу, людям, православной вере.

Мощи и иконы чудотворца исцеляют людей от болезней, избавляют от дурных помыслов, помогают справиться с житейскими трудностями. Чем же знаменательно житие этого святого, с какими молениями обращаются к нему православные верующие?

В 1623 году 8 ноября появился на свет будущий Святой Митрофан Воронежский, нареченный при рождении Михаилом. Его родители и ближайшие родственники принадлежали к православному духовному званию, об этом свидетельствует синодик: перечень имен начинается с лиц священнического сана.

С малых лет мальчик обучался наукам, благочестивые родители воспитали его в вере к Богу, любви к людям.

Михаил до сорокалетнего возраста был женат, воспитывал сына Иоанна, служил приходским священником, однако после смерти его благочестивой жены решил полностью посвятить свою жизнь служению Богу. Святой Митрофан, тогда еще Михаил, принял иноческий постриг – так началось его восхождение к цели всего земного существования.

Интересно! Когда можно попасть в храм святого Сергия Радонежского в Бусиново

Пробыв три года в монастыре иеромонахом, будущий православный святой проявил себя ревностным защитником догматов православной веры, усердным молитвенником.

Он заботился о благосостоянии храма, поэтому уже через три года был назначен игуменом Яхромского Косминого монастыря.

Обителью Преподобный управлял десять лет, именно тогда был воздвигнут величественный храм Нерукотворного Образа Спасителя, приобретена вся церковная утварь.

Чин архимандрита был присвоен игумену в возрасте 53 лет патриархом Иоакимом за огромные заслуги и благодетельную жизнь.

По прибытии в епархию он обратился к священнослужителям с проникновенным посланием о величии нашей веры и важности пастырского служения. Любвеобильный, милосердный Воронежский Митрофан столкнулся с трудностями, с которыми ему предстояло бороться на протяжении всей его жизни.

Важно! Полная генеральная исповедь: правильная подготовка и проведение таинства

Тогдашний Воронеж представлял собой территорию, расположенную на окраине Рязанской епархии, куда стремились всякого рода люди. Когда-то богатый, процветающий край за несколько столетий был опустошен татаро-монгольским нашествием, жизнь в Воронеже была очень сложной. Смутная обстановка притягивала бандитов, разбойников, раскольников, других лиц, желающих разврата, вольной жизни.

Городских жителей пленяли польские и литовские разбойники с целью продажи. Отсутствие духовных ценностей, неверие, жестокость господствовали тогда.

Небольшое количество православных церквей, монастырей, низкий уровень просвещения священнослужителей усугубляли обстановку. Монашество подчинялось мирским жителями более, чем духовным властям, повсюду бунтовали раскольники.

В сердцах людей селились страх, тревога, уныние. Все дальнейшее житие святого было направлено на борьбу с этими пороками.

Познавательно! Вся информация о Череповецкой епархии

В течение двадцати лет пребывания Святого Митрофана на Воронежской кафедре он приобрел уважение и стал известен как ярый противник западных ценностей, сподвижник патриотических начинаний государя.

Все житие православного Митрофана Воронежского неразрывно было связано с представителями династией Романовых, которые помогали в устроении церковных обителей. Сам Святой Митрофан Воронежский оказывал финансовую поддержку Петру Первому для строительства кораблей и флота.

Воронежский праведник был известен как строгий, но справедливый наставник, он поощрял монашествующих к изучению священных писаний, к повышению их духовного, нравственного уровня.

Его проповеди любили во многих селах, где он открывал школы для изучения грамоты. Он осуждал старообрядчество, занимался благотворительностью. Жилище его всегда было открыто для скорбящих.

Позаботился он об устроении лечебницы для болящих людей, а также гостиницы для странников.

Интересно! За весь период служения Митрофана Воронежского в Воронежской Епархии количество православных обителей увеличилось с 182 до 239.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы был одним из самых излюбленных у епископа. Была построена эта обитель с благословения патриарха на пожертвования государя и других лиц. Это действительно потрясающее по своему внешнему виду архитектурное сооружение, на фото можно его созерцать.

На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. В 1663 году он поступил в Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где был пострижен в монахи под именем Митрофана, а через 3 года рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую обитель (Яхромский Космин монастырь), которой управлял в течении 10 лет. После Святитель Митрофан был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл 7 лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.

Монастырь игумена Митрофана часто посещал царь Феодор Алексеевич Романов, который нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра — Воронежская епархия, царь Феодор Алексеевич предложил назначить первым её епископом игумена Митрофана.

2 апреля 1682 года игумен Митрофан был хиротонисан во епископа Воронежского. Хиротонию совершил Патриарх Всея Руси Иоаким.

После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За период жизни в Москве он участвовал в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра.

Святителю Митрофану также пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле 1682 года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах.

В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от Москвы, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало — некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты (на территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения). Монастыри также находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам — благотворителям монастырей, чем духовной власти. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае, привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол или отвлекали от хождения в церковь.

Прибыв в епархию, святитель Митрофан, в первую очередь, обратился к священникам своей епархии с архипастырским посланием, которое было проникнуто одной мыслью — о величии и святости пастырского служения.

В течение 20 лет трудился святитель на Воронежской кафедре. За это время святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Одной из первых забот св. Митрофана было построение нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и освящена в 1692 году. Великих трудов стоило это строительство святителю. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище.

За 20 лет служения святителя Митрофана в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с царем Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии.

В своей келейной жизни святитель Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой – молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. За несколько лет до кончины он составил «Духовное завещание», в котором дал пастырские наставления для всех христиан: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь».

Святитель Митрофан скончался 23 ноября 1703 года. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного Макария Унженского, основателя монастыря. Погребен он был вБлаговещенском соборе в Воронеже на 12-й день после кончины. Похороны прощли с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

История Иваново-Вознесенской епархии

Спустя 14 лет после смерти святителя Митрофана, в 1717 году, Благовещенский собор начал рушиться от близости рвов из-за нетвердости фундамента и его разобрали, чтобы из этого же материала построить новый. Строительство началось в 1718 году и закончилось в 1735 году. Тело святителя Митрофана было перенесено «в правое крыло собора». Именно тогда было замечено, что тело Святителя нетленно.

Через 100 лет, весной 1831 года, был проведен ремонт собора. Необходимо было обследовать фундамент на прочность и перестелить пол. При ремонте разобрали церковный помост и обнаружили склеп святителя Митрофана с разломленным отверстием наверху. Через него и увидели раскрытый гроб (крышка стлела) и нетленное тело епископа Воронежского.

6 августа 1832 года в день Преображения Господня состоялось открытие мощей святителя Митрофана. На этом событии присутствовало около 50 тысяч человек.

Митрофан Воронежский родился 6 ноября 1923 года в Московском уезде, селе Антиповка. При рождении имел имя Михаил. Рос и учился Михаил здесь же, в своем селе. Женился, имел сына. Но жена его рано скончалась и в 40 лет Михаил овдовел. После этого он постригся в монашество и принял имя Митрофан – 1663 год. Митрофан славился строгой монашеской жизнью, благодаря чему настоятель Яхромского монастыря назначил его игуменом.

Далее жизнь игумена Митрофана, как священнослужителя складывалась следующим образом:

  • В 1675 году становится игуменом Троицкого монастыря в городе Макарьев.
  • В 1680 там же, берет на себя обязанности управляющего десятиной, то есть покровительствует нескольким храмам. В данном случае их было 94.
  • В 1682 году Митрофана назначают епископом Воронежским.

Дела воронежской епархии были сильно запущены тогда: жители области не показывали никакого доверия к церкви, практически не посещали храмы. Образовательный уровень их был низок. Церковная жизнь состояла в жутком запустении: имеющихся храмов катастрофически не хватало для растущего населения.

Когда Митрофан являлся епископом Воронежским, число церквей значительно увеличилось. Были основаны несколько монастырей и каменный пятикупольный храм в самом Воронеже.

Епископ активно строил в селах школы, занимался благотворительностью. Был строгим, но честным и справедливым, благодаря чему смог завоевать доверие простых людей.

В 1703 году монах тяжело заболел и скончался в возрасте 80 лет. На его похоронах присутствовал сам царь Петр 1 и лично нес гроб до места погребения. И по сей день, его останки хранятся в Благовещенском соборе города Воронеж. В 1832 году монах был приставлен к лику святых.

По всей стране построено много храмов святителя Митрофана:

  1. В 1847 году в Санкт-Петербурге построена церковь его имени.
  2. В 1904 году на территории республики Карелии основан скит «Митрофаниевская пустынь».
  3. А в 2003 году создан храм святителя при институте МВД в городе Воронеж.

В 1919 году специальная комиссия вскрыла погребальную урну святителя Митрофана. На месте его мощей были обнаружены фрагменты черепа с приклеенными другими волосами. Основную же массу составляла тряпичная кукла и жженое покрывало. Куда делись другие останки – неизвестно до сих пор.

Просят верующие Митрофана о разном. Еще при жизни помогал он вылечиться от болезней, давал кров нуждающимся, помогал осиротевшим детям.

Вот несколько обращений о своем благополучии и благополучии детей:

  • О помощи в делах: «Святителю божественному Митрофану чудесными делами просветляющему припадаем ничком и просим: проси о нас (имена) Христа нашего. Да ниспошлет он, чтущим заповеди его верно, богатые милости своя. Даст жизненного утверждения и своего благословения на дела верные, чтоб сбылись они правильно и надежно, не было промаха и безуспешности в них. А мы, отче наш святитель Митрофан, прославлять молитвами будем и дальше тебя и Господа нашего Иисуса. Аминь».
  • О детях, их правильном воспитании и благополучии: «Отче святой вечный Митрофан наш покровитель, тебя просим, к тебе обращаемся о детях наших, жизнь которым Богом дана Иисусом. Сохрани их, как сможешь счастливыми. Содействуй нам родителям в правильном воспитании. Дай нам терпения необходимого: силы и воли просветить их и на дела благие, трудолюбие и терпеливость. Хранитель да прибудь с нами всегда в деле этом нелегком. Митрофан святитель и покровитель, тебе молимся: дай радости от детей и подвигни жизнь с ними рядом долгую прожить. Аминь».

Многие едут в Воронеж к мощам святителя из других городов. Просят в основном о здоровье. Но если это невозможно сейчас, помолиться можно и дома перед образом.

  • «Отче наш Митрофан молимся тебе благодетелю: проси о нас Христа Бога Великого, да ниспошлет он нам милости своя! Да подарит Господь попечение свое грешным сынам и дочерям его покаянным. Господи Христос, даруй исцеление от боли страшной нестерпимой, жутким мучениям меня (имя) подвергающей. Митрофан святой наш покровитель, да услышит Господь молитвы твои славные и поможет, не забудет. Аминь».
  • «О, благодушный угодник Христов святой Митрофан! Смилосердись надо мной, услышь страдания и плачи мои и умилостиви Небесного Владыку Христа нашего. Да даст он здравие и излечение от недуга всякого: духовного и телесного. Прими просьбу мою не отказывай, не погнушайся грехов моих тяжких, замолю я их стараючись, честно и откровенно исправляясь. Аминь».

Сила молитвы в вере молящегося и искренности. Верьте в то, о чем просите, но и не сидите, сложа руки. Молитва поможет настроиться, однако не решит проблемы за вас.

Обретение мощей святителя Митрофана Воронежского

Великим тружеником был монах. Сколько дел благодатных и полезных было им совершено в помощь церкви и простым людям. Поэтому молятся ему и о работе, когда не могут ее найти или поменять.

  1. «О, архиерей святитель великий Митрофан! Услышь меня, сына Бога Христа (имя) о помощи и благосклонности прошу, о прощении грехов. Избави меня от бед, печали и скорби. Одари работой хорошей, чтоб детей было чем кормить. На благо их буду верно трудиться, семью свою содержать в доме своем. Я же в молитвах своих восхвалять память твою стану, святитель Митрофан милостивый, и детям своим накажу не забывать. Аминь».
  2. «Святой Митрофан заступник и покровитель всех! Обращается к тебе (имя) стоя перед образом твоим и просит. Покрестись за меня Богу нашему Христу, стань мне помощником и опорой, как и всегда. Пусть даст он мне радость и благословение свое на работу хорошую, дабы я трудился и потел во славу его и для блага детей моих родных. Благодарность ему моя великая и память в мыслях моих бесконечная. Аминь».

Всем помогал епископ при жизни, молятся ему о разном люди и сейчас.

В этой статье мы рассказали вам, кто такой Митрофан Воронежский, о чем молятся ему люди. Говорят, что когда он умер, не осталось даже завещания, так как беден был монах до самой старости.

Остались от него лишь духовные наставления: «Люби труд, храни меру – богат будешь. Мало пей, мало ешь – здоров будешь. Делай добро – спасен будешь».

Митрофан Воронежский — первый епископ земель Воронежских, канонизированный сразу же после смерти за пламенную любовь к Богу и верующим людям. Икона и мощи святителя не раз являли взору людскому чудеса исцеления и избавления от мук.

Благодатная помощь нисходит от всякого чудотворного образа. Икона Митрофана Воронежского не является исключением. Народной памяти известны случаи, когда святитель являл ответы на молитвы верующих людей посредством чудесного исцеления. Данная икона станет защитником вашего благополучия, помогая превозмочь жизненные трудности и неурядицы.

Образ Митрофана Воронежского призван был покровителем города на Неве, название которому ныне Санкт-Петербург и земель родных, в городе Воронеже, являющих сейчас собой место поклонения паломников со всех стран. Наиболее известные и чудотворные списки располагаются в:

  • Благовещенском соборе в городе Воронеж. Храм Божий стоит на третьем месте по величине среди всех православных соборов в мире, а также это самый высокий православный храм на планете. В Благовещенском соборе был похоронен старец, а исторический отклик повествует нам о ревностной любви Петра I к Митрофану Московскому. После кончины епископа Царь всея Руси лично помогал нести гроб святителя, сопровождая Его в последний путь.
  • Покровском соборе города Воронежа. В храме можно встретить как икону, так и нетленные мощи святителя;
  • Московском Государственном историческом музее;
  • Церковной митрополии Санкт-Петербурга.

Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года. В синодике, принадлежавшем святителю, перечень имен начинается с лиц, облеченных в священнический сан, и это дает основание полагать, что он родился в семье потомственных священников. Из Духовного завещания святителя Митрофана известно, что он «родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. Местом пастырской деятельности иерея Михаила было село Сидоровское, расположенное у реки Молохты, притока Тезы, впадающей в Клязьму, недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область).

Святитель Митрофан Воронежский: житие, почитание, в чём помогает

празднование 7/20 августа, 4/17 сентября, 23 ноября/6 декабря

Родился святитель Митрофан (в миру Михаил) в ноябре 1623 года во Владимирском крае, в семье потомственного священника Василия и Марии (или Мавры). Из духовного завещания святителя известно, что он «родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском. Лишившись супруги, священник Михаил в 1663 году принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской Успенской пустыни, находившейся недалеко от Суздаля. Через три года иеромонах Митрофан избран в настоятели Успенского Яхромского Космина монастыря. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным игуменом. Его заботами воздвигнут храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Патриарх Иоаким (1674— 1690), узнав о святой жизни игумена Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого Мариево-Унженского монастыря во имя Живоначальной Троицы. Там попечением нового настоятеля был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

На Московском Соборе 1681 — 1682 годов в числе мер для борьбы с расколом и в целях улучшения просвещения среди православных было решено увеличить число епархий.

На новую Воронежскую кафедру 2 апреля 1682 г. был посвящен Патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями святой Митрофан. По прибытии в Воронеж Святитель, прежде всего, учитывая трудность времени и низкое нравственное состояние духовенства и паствы, разослал по епархии Окружное послание, в котором призывал к исправлению. «Честные иереи Бога Вышнего! — писал Святитель.— Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самим светом: «вы есте свет миру» (Мф. 5, 14)… Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, и согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Таин и помазания святым елеем».

За время 20-летнего епископства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239 и основано 2 монастыря.

Известно о большой дружбе святителя Митрофана Воронежского со святителем Питиримом Тамбовским (память 28 июля).

Они поддерживали переписку и встречались для духовных бесед. История основания близ Тамбова Трегуляевского Предтеченского монастыря связана с дружбой святых архипастырей.

Первый Воронежский Святитель ревностно заботился о нуждах паствы: искоренял нестроения и беспорядки в обителях, утверждал в них жизнь по иноческому уставу, утешал всех без различия звания и состояния, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился он о живых и об усопших христианах, а особенно о воинах, павших за Отечество.

Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим авторитетом, пожертвованиями и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке флота в Воронеже Святитель убеждал народ всемерно помогать Петру, а сам отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины. Это было очень важно, так как многие считали устройство флота делом бесполезным.

Высокий патриотизм святого епископа соединялся в его душе с твердой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев.

Хотя за ослушание царской воли святителю грозила опала, но он отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов. Царь приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святому.

Е. Поселянин описывает случай, свидетельствующий о духовной связи между святителем Митрофаном и чтившим его Петром I уже после их кончины. Однажды в Петропавловском соборе Петербурга увидели человека, усердно молившегося перед гробницей Петра I. На вопрос, почему он это делает, человек тот ответил, что ему повелел молиться святитель Митрофан. Однажды во сне святой епископ явился ему и сказал: «Если хочешь быть мне угодным, молись о упокоении души императора Петра Великого».

Скончался святитель Митрофан 23 ноября 1703 года, в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий, в честь преподобного Макария Унженского, с которым духовно сроднился во время настоятельства над Макариево-Унженской Троицкой обителью.

Гроб с телом великого святителя нес до усыпальницы сам Петр. Прощаясь, он сказал: «Не осталось у меня такого святого старца. Ему же буди вечная память».

Современники Святителя не оставили нам никаких памятников с описанием его христианских подвигов, и только Духовное завещание открывает нам те благодатные сокровища любви и смирения, которыми была преисполнена его душа.

Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года. В синодике, принадлежавшем святителю, перечень имен начинается с лиц, облеченных в священнический сан, и это дает основание полагать, что он родился в семье потомственных священников. Из духовного завещания святителя Митрофана известно, что он «родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. Местом пастырской деятельности иерея Михаила было село Сидоровское, расположенное у реки Молохты, притока Тезы, впадающей в Клязьму, недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область).

Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 году. В синодике обители запись рода святителя Митрофана начинается словами: «род черного священника Митрофана Сидоровского». Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан избран во игумена Яхромской Косминой обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.

Патриарх Иоаким (1674–1690), узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. Там попечением святого был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней. На Московском Соборе 1681–1682 годов в числе мер для борьбы со старообрядческим расколом и в целях улучшения христианского просвещения среди православного населения было решено увеличить число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. Святой Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями.

Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. По прибытии в Воронеж святитель прежде всего разослал пастырям своей епархии окружное послание, в котором призывал своих пасомых к нравственному исправлению. «Честные иереи Бога Вышняго! – писал святитель. – Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: «вы есте свет миру» (Мф.5,14)… Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте Святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без Причащения Святых Тайн и помазания святым елеем».

Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, взамен ветхого деревянного храма. В 1692 году собор с приделами во имя Архистратига Михаила и святителя Николая был освящен. Во время 20-летнего святительства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано 2 монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу.

Первый воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик. Поминая их за проскомидией, святитель Митрофан говорил: «Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией».

Известно о большой дружбе святителя Митрофана с святителем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед. История основания близ Тамбова Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря связана с дружбой святителей. 15 сентября 1688 года святитель Митрофан посетил святителя Питирима. Втроем (с ними был священник Василий) они совершили прогулку в места уединенных молитв Тамбовского архипастыря и избрали место для будущей обители.

Святитель Митрофан как человек высокого патриотизма своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру I. Это было особенно важно, ибо многие считали устройство флота делом бесполезным. Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины.

Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святитель отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли святителю грозила опала, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святителю.

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о поставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Когда о ревности подвижника узнал патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году по решению Московского Церковного Собора 1681 года была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил патриарх Иоаким.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из–за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой – молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Правило веры и образ кротости
словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси.
Темже и во светлостех святых
солнца светлейше возсиял еси,
венцем нетления и славы украшаемь,
моли Христа Бога
стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Тропарь святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских

Якоже древле на Востоцех трие велицыи святителие,
сильный словом Василий,
глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн,
тако и днесь в стране полунощней
три новоявленная светила веры на тверди церковней востекоша:
столп веры Митрофан,
слово истины в лице царю исповедавый,
и обличитель раскола Димитрий,
мечем обоюду острым вся козни его разсекий,
и помазания полный сосуд Тихон,
тихостию словес своих грешника к покаянию призвавый.
О велицыи трие святителие земли Российския,
молите Христа Бога, Емуже угодни бысте,
спастися душам нашим.

Величаем тя, святителю отче наш Митрофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Молитва общая святителям Христовым Митрофану и Тихону, Воронежским чудотворцам

О, велицыи угодницы Божии, крепцыи наши заступницы и молитвенницы, всехвальнии святителие Христови и чудотворцы Митрофане и Тихоне! Услышите нас, к вам припадающих и с верою вас призывающих. Поминайте нас у Престола Вседержителя и молитеся о нас непрестанно ко Христу, Богу нашему, дадеся бо вам благодать молитися за ны. Умолите предстательством вашим Всемилостиваго Бога нашего, да подаст Он Церкви Святей мир, пастырем ея — силу и ревность подвизатися о спасении людей и всем нам — дар, коемуждо потребен: веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, да сохранит нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла; юным и младенцем да дарует благое в вере возрастание, старым и немощным — утешение и подкрепление, болящим — исцеление, сиротам и вдовицам — милость и заступление, заблуждшим — исправление, бедствующим — благовременную помощь. Не посрамите нас во уповании нашем, споспешествуйте, яко отцы чадолюбивии, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управите в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Небеснаго сподобитися, идеже вы ныне водворяетеся со Ангелы и всеми святыми, прославляюще Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся. Пастырем ея да даст Господь святую ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити, неведущия наставити, сомнящияся вразумити, отпадшия от Православныя Церкве к ней возвратити, верующия в вере соблюсти, грешныя на покаяние подвигнути, кающияся утешити и во исправлении жизни утвердити, и тако вся люди ко уготованному вечному Царству святых Его привести. Умоли Господа, угодниче Христов, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезненный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Всем же в державе людем да дарует благий Бог наш мир, тишину, безмятежие и изобилие плодов земных, паче же ко исполнению заповедей Его тщание неленостное; и да избавит царствующия грады, град сей и вся иныя грады и веси от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим, да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

  • 05 Февраля
  • 20 Июня
  • 06 Июля
  • 20 Августа
  • 17 Сентября
  • 23 Сентября
  • 06 Декабря

Родился будущий святитель 6 ноября 1623 года в семье потомственного священника. Он сам в завещании отметил, что родители были людьми благочестивыми и воспитывали его в глубокой вере. Почти полжизни святой Митрофан прожил размеренно и спокойно, женился на хорошей и скромной девушке, служил приходским священником под Владимиром, растил сына. Был почитаем и любим прихожанами. А его письма к сыну превратились в молитвы, которые помогают уберечь своих детей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *