Ивана грозного его завещание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ивана грозного его завещание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
18 марта 1584 года первый царь Российского государства Иоанн IV Васильевич оставил трон, уйдя в мир иной.
Очень часто исследователи обстоятельств смерти государя и последующего воцарения его сына Федора упоминают о завещании, согласно которому трон был завещан Федору, а последышу Дмитрию, рожденному от Марии Нагой, в удел был отписан Углич.
Правда, все как один указывают на тот факт, что последнее завещание Грозного не сохранилось. Возникает вопрос: а было ли оно вообще?
Признанный практически всей братией профессоров-историков главным знатоком эпохи Смутного времени Сергей Федорович Платонов, говоря о том, кому и что завещал Иоанн Грозный, заметил: «если только он успел что-либо завещать».
В то же время сохранилось другое завещание государя – духовная грамота, писаная несколькими годами ранее. Обычно она датируется 1572 годом. Но вот что интересно. Если действительно перед смертью государь составил новое завещание, то прежнее, сохранившееся до сей поры, уже не имеет юридической силы. Почему же, составляя новое завещание, Грозный не уничтожил старое или не приказал это сделать? Да и характер внезапной смерти царя может косвенно указывать на невозможность составления завещания непосредственно перед смертью.
Относительно даты составления дошедшего до наших дней завещания «грозного царя» имеются противоречивые точки зрения.
Так, С.Б. Веселовский в своем исследовании указывает, что завещание написано в Новгороде во временном отрезке с начала июня по 6 августа 1572 г. Позднее Р.Г. Скрынников обратил внимание на то, что царская духовная грамота отражает различные моменты истории удельных владений Воротынских в период между 1566 и 1573 гг.
Скрынников обращает внимание и на то, что завещание содержит ссылки на многие документы периода опричнины. Таким образом, делает вывод исследователь, текст завещания начал составляться еще в середине 60-х годов XVI столетия.
В 1562-1575 гг., как сообщает нам исследователь, Грозный не раз обращался к архивам. Особо он выделяет случай, когда в августе 1566 года государь затребовал к себе духовные грамоты почти всех московских великих князей. Запрошенные документы он, скорее всего, использует не только для географического соответствия, но и при формулировке текста, особенности терминологии. Сравнение текстов духовной грамоты Грозного с аналогами Василия Темного и Ивана III подтверждает это.
Юрганов А.Л., не согласившись с обоими исследователями, отодвинул время составления духовной грамоты на более поздний период: 1577-1579 г.г.
Анализируя часть завещания, в которой говорится о пожаловании Магнуса Ливонскими имениями, исследователь приходит к выводу о заключении в Дерпте 22 сентября 1577 г. договора между Иваном Грозным и Магнусом об отдаче последнему ливонских городов под залог в 40 000 гульденов. Об этом договоре царь упоминает в духовной грамоте, переведя 40 000 гульденов в 15 000 рублей.
Кроме того, один из городов, коими Грозный жаловал Магнуса, – Полчев, был взят русскими 28 октября 1578 года.
Другим обстоятельством, подтверждающим доводы исследователя, является вопрос о царице Анне, которую Грозный жалует. Фамилия Анны в завещании не упоминается. Помимо Анны Алексеевны Колтовской, которая была царицей в 1572 году, то есть в период, когда согласно Веселовскому и Скрынникову было составлено завещание, царицей была Анна Григорьевна Васильчикова. Сопоставив временные промежутки, исследователь приходит к выводу о том, что именно о последней идет речь в духовной грамоте.
Конечно, вряд ли Грозный не позаботился бы о таком важном документе после рождения своего последыша Дмитрия. Но на настоящий момент у нас не имеется доказательств, подтверждающих наличие духовной грамоты Ивана Грозного тех лет. Но если всё-таки принять во внимание точку зрения о фактическом отсутствии данного документа, как могла быть истолкована воля первого русского царя относительно наследников престола?
Не могли ли бояре огласить сохранившееся завещание Грозного, выдав его за то самое, что впоследствии таинственным образом будто бы исчезло?
Помимо царского трона и территории царства-государства, выделенной Ивану, имеющееся у нас в наличии завещание определяет также территории, выделенные Федору.
На момент составления текста той духовной грамоты Иван Грозный согласно своему решению отписывал своей супруге Ростов с окрестностями.
Но имеется там и еще один интересный пункт:
«А бог даст сына с женою моею Анною, и аз его благословляю город Углеч, и Устюжная, Холопей, с волостми, и селы, и с двемя селы, которые даны старице Александре княжо Юрьево Васильевича, и з данью к Углечю.»
Именно так указано в тексте сохранившегося завещания.
То есть Углич отходил отдельным уделом конкретному наследнику Грозного и не включался во владения царевичей Ивана и Федора, а также его тогдашней супруги. Имея под рукой волеизъявление Грозного, выраженное им несколькими годами ранее, почему бы не сделать так, как хотел в свое время поступить государь?
Не важно, что женой Грозного на момент его смерти была не Анна, а Мария. Господь дал государю сына? Дал, вот ему и отпишем Углич. В удел отправим основных родственников Дмитрия из рода Нагих и ближнюю свиту малолетнего царевича.
Федору – что указано в завещании, а поскольку Иван Иванович на данный момент уж не один год как умер, то и царский престол, ему предназначавшийся, также отходит Федору.
Все логично, законно и «обжалованию не подлежит.
Православно-державный календарь
В 1584 году умер Иван Грозный, одиозная фигура в истории России. И версий о причинах смерти царя существует огромное количество. Какие-то из них были опровергнуты еще современниками Грозного, какие-то – историками XVIII-XIX веков, часть домыслов разоблачена современными учеными и исследователями. Однако до сих пор нет единого мнения о том, что же послужило причиной гибели Ивана.
Первое упоминание о тяжелой болезни царя относится к марту 1584 года. И спустя всего несколько дней после упоминания об этом событии царь скоропостижно умирает. Была ли смерть результатом стремительного развития болезни или отравления, до сих пор не выяснено.
18 марта с утра царя отправился в баню. Затем, явно чувствовавший себя легче после горячих ванн, Иван садиться играть в шахматы. После обеда, за игрой, царю неожиданно становится плохо – и он умирает. Похоронили Ивана Грозного на третий день после смерти, в Архангельском соборе, рядом с могилой его сына Ивана.
Сразу же после похорон поднялась волна слухов – дескать, смерть царя была насильственной. Главными виновниками гибели многочисленные слухи называли Бориса Годунова и Богдана Бельского, бояр из ближнего круга царя. По одной версии, Годунов приказал царскому лекарю отравить Ивана, по другой – Бельский и Годунов задушили царя, когда тому стало плохо после бани. Эти версии поддерживались многими историками вплоть до второй половины XX века, когда была вскрыта царская гробница.
Как говорят летописи, Иван Грозный предчувствовал свою гибель и позаботился о завещании заблаговременно. Своим преемником царь назвал своего сына Федора, а помогать ему должен был боярский совет, куда вошли Годунов, Бельский, Шуйский, Мстиславский, Юрьев. Царица и младший сын Дмитрий получали в наследство Углич.
Некоторые источники говорят и о предсмертном раскаянии царя: Иван Грозный сожалел о своей невоздержанности, излишествах, допущенной жестокости. В качестве доказательств приводятся так называемые синодики – списки «невинноубиенных», жертв царского правления. Синодики рассылались по монастырям и церквям вместе со значительной суммой денег для «вечного» поминовения.
Еще одним доказательством раскаяния можно считать и горячее желание Грозного принять постриг. Иван хотел уйти не царем, но монахом – и 18 марта, в день смерти, священник постриг царя в монахи, нарекая его Ионой. Последний факт подтверждается и результатами современных исследований – в могиле Иван Грозный лежал в схиме и скуфье, монашеском одеянии.
Рассматривая многочисленные версии о смерти Ивана Грозного, в первую очередь стоит соотносить их с результатами проведенных исследований. В настоящее время нет ни одной четко установленной версии о возможных причинах смерти царя. Наиболее объективной и приемлемой, согласно последним научным данным, стоит считать версию о смерти Грозного от какой-то болезни, не определенной современными учеными. Никаких четких подтверждений о насильственной гибели Ивана IV нет.
Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Иоанна IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
С 1549 вместе с Избранной радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий (Москвитянин), А. М. Курбский, священник Сильвестр) Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: земскую реформу, губную реформу, проведены преобразования в армии, в 1550 принят новый Судебник. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 — Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав».
В 1555-1556 отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1550-1551 лично участвовал в Казанских походах. В 1552 была покорена Казань, затем Астраханское ханство (1556), в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие. В 1553 устанавливаются торговые отношения с Англией.
В 1558 начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. К 1560 армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам орден перестал существовать.
Тем временем во внутреннем положении страны произошли серьезные изменения. Около 1560 царь порвал с деятелями Избранной рады и наложил на них различные опалы. По мнению некоторых историков, Сильвестр и Адашев, понимая, что Ливонская война не сулит России успеха, безуспешно советовали царю пойти на соглашение с противником. В 1563 русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был особенно горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой.
Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать «виноватых», начались опалы и казни.
Загадки дела царевича Дмитрия – 1. Завещание Иоанна Грозного
Царь все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачьи головы — чтобы выгрызать измену.
С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иоанн IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода.
Во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отрочь монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч.
Большинство историков считают, что в 1572 царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль.
Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета — временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений.
Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний.
С 1578 царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 года каялся в содеянном.
Скончался 18 марта 1584 года в Москве.
Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 в Александровской слободе, загородной резиденции, царь смертельно ранил своего сына Иоанна, попав посохом с железным наконечником ему в висок [2]. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иоанн Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь.
Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в т. ч. к Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади.
Завещание Иоанна Грозного. Царская правда — Грозный
- Большая Советская Энциклопедия
[1] Исторически первым прозвание «Грозный» получил дед Иоанна IV — Иоанн III Васильевич. Сам же Иоанн обыкновенно называется четвертым в ряду великих князей этого имени; как царь, иногда называется первым.
[2] Эта версия ставится под сомнение некоторыми историками, подробнее см. статью Иоанн Иоаннович, царевич.
В возрасте 8 лет князь Иван Васильевич остался сиротой. С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем. Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь. В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские. Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка. Одновременно с этим шло полное разлагание основ государственности и безумное поедание бюджете: бояре, получив всю полноту власти в свои руки, и понимая, что это на 1013 лет, начали набивать свои карманы кто как только мог. Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух».
На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти. Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране.
На воспитание Ивана Грозного оказали влияние следующие факторы:
- Ранняя потеря родителей. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание.
- Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие.
- Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти.
16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. 17-ти летнего юношу венчал на царствование митрополит Макарий. Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха. Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды.
Официальный титул Ивана Грозного после коронации – царь и великий князь всея Руси.
Сразу после начала самостоятельного правления царь женился. 3 февраля 1947 года Иван Грозный взял в жены Анастасию Захарьину (Романову). Это важное событие, поскольку в скором времени Романовы образуют новую правящую династию, а основанием для этого будет именно брак Анастасии с Иваном 3 февраля.
Получив власть, без регентского совета, Иван 4 решил, что на этом его мучения закончились, и теперь он действительно главный человек в стране с абсолютной властью над другими. Реальность же была другой, и в скором времени юноша это понял. Лето 1547 года оказалось засушливым, а 21 июня разыгралась сильная буря. Загорелась одна из церквей и из-за сильного ветра огонь ста быстро распространяться по всей деревянной Москве. Пожары продолжались 21-29 июня.
Правление Ивана Грозного в плане внутреннего управления страной делится на этап реформ Избранной Рады и опричнины. Причем эти системы управления страной кардинально отличались друг от друга. Вся работа Рады сводилась к тому, что власть должна находиться у царя, но в ее реализации он должен опираться на бояр. Опричнина сосредотачивала всю власть в руках царя и его системы управления, а бояр отодвигала на второй план.
К началу самостоятельного правления Ивана 4 Россия значительно утратила свой политический статус, поскольку 11 лет правления бояр, когда заботились не о стране, а о собственном кошельке, сказывалось. На таблице ниже указаны основные направления внешней политики Ивана Грозного и ключевые задачи по каждому направлению.
Направление | Южное | Западное | Восточное |
---|---|---|---|
Задачи | Защита от набегов Крымского ханства | Возвращение древнерусских земель и выход к Балтийскому морю. | езопасность восточных границ страны. Захват волжских торговых путей. Решение проблемы Астрахани и Казани. |
Здесь были достигнуты максимальные успехи, хотя начиналось все не лучшим образом. В 1547 и 1549 годах были организованы военные походы на Казань. Оба этих похода закончилось неудачно. Но в 1552 году городу удалось взять. В 1556 году присоединено Астраханское ханство, а в 1581 году начат поход Ермака в Сибирь.
Были предприняты походы на Крым, но они были неудачными. Крупнейший поход пришелся на 1559 год. Доказательство того, что походы оказались неудачными, — в 1771 и в 1572 года Крымское ханство осуществляет набеги на юные территории России.
Существует всего семь документов Ивана Грозного, которые можно считать подлинными.
Это письмо Василию Грязному; послания: Симеону Бекбулатовичу, Стефану Баторию, Сигизмунду второму Августу, Григорию Хоткевичу, английской королеве Елизавете Первой, список спора о вере Грозного с Яном Ракитой… и всё.
Нет ни знаменитого «Указа об опричнине», ни «Синодика», якобы написанного Грозным после раскаяния. Не сохранилась даже подлинная «Духовная» Грозного, то есть завещание.
Интересно, что якобы подлинные завещания других Московских князей сохранились. Например, целых три завещания Василия I Дмитриевича, написанные за сто пятьдесят лет до Грозного.
Важно
Сохранилось даже якобы подлинное завещание Ивана Калиты, которое на двести пятьдесят лет старше документов Ивана Грозного. А подлинника «Духовной» Ивана Васильевича — нет.
Завещание Ивана Грозного сохранилось в единственной испорченной копии и без указания даты. Такая же картина и с грамотами.
Уцелело сорок грамот деда Грозного Ивана III, но не сохранилось ни одной подлинной грамоты с печатью Ивана IV, хотя историки утверждают обратное. Но чтобы это доказать часто вместо подлинных документов ссылаются на откровенные подделки.
Этот документ историки называют «Грамотой Ивана IV». На подлинном документе должна быть и подлинная печать. В то время печать ставилась так. Сначала под подписью делалось несколько отверстий, в которые пропускался шнурок.
Концы шнурка скручивались и скреплялись, как правило, восковой или свинцовой печатью-оттиском.
Все это делалось для того, чтобы печать нельзя было перенести на другую грамоту, не повредив саму печать или бумагу, к которой она прикреплена.
Что же мы видим на так называемой грамоте Ивана Грозного? Совершенно очевидно, что печать вместе со шнурком была вырезана из какого-то другого документа и приклеена к этой грамоте.
Такой совершенно очевидный подлог историки называют — подлинником.
Но если действительно не сохранилось практически никаких подлинных документов Ивана Грозного, то на чем же тогда основана традиционная история его жизни и правления? Из каких источников историки брали о нем информацию?
Когда вдумчивый исследователь задается этим вопросом, то выясняется — все что нам известно о времени под названием «Эпоха Ивана Грозного» это в большей степени миф, а не реальные исторические факты.
Совет
Творцами этого мифа были, например некоторые современники Ивана Грозного у которых имелись веские причины ненавидеть царя и клеветать на него.
В первую очередь это были некоторые западные европейцы, и князь Курбский изменивший царю и отечеству и бежавший в Европу. В частности на их сочинениях основываются свидетельства жестокости Ивана Грозного.
Достоверность этих сочинений очень сомнительна, и полагаться на них как на серьезный источник нельзя.
Считается, что Курбский был прямым потомком Рюрика и князя Владимира по старшей линии, а Грозный по младшей. Понятно что, имея такое происхождение, Курбский претендовал на русский престол, а ему досталось только Великое княжество Ярославское. Не удивительно, что всю жизнь Курбский испытывал злость, зависть и обиду по отношению к Ивану Грозному.
Истории, сочиненные Курбским и другими западноевропейскими противниками Ивана Васильевича, долгое время оставались лишь историями. Историческими фактами якобы правдивыми и подлинными они стали на страницах исторических трудов официального историографа Российской империи Николая Карамзина.
Сочиняя по заказу правящего дома Романовых официальную версию русской истории эпохе Ивана Грозного, Карамзин уделил особое внимание. В июне 1814 года в одном из своих писем Александру Тургеневу он писал: «Без главы об Иване Грозном, моя история будет, как павлин без хвоста».
И этот самый «хвост» Карамзин раскрашивал самыми мрачными красками. Именно в его многотомном труде под названием «История государства Российского» эпоха Ивана Грозного предстала темным средневековьем, постыдным пятном на русской истории.
Благодаря усилиям Карамзина восторжествовало мнение об Иване Грозном как о кровавом чудовище. И это не удивительно.
старались как можно скорее аннулировать его, чтобы в случае смерти или отречения царя не дать Захарьиным вернуться к власти. Но Грозный взялся за составление новой духовной не только под влиянием домога тельств новых советников. В конце 1564 г. Иван пришел к решению об отречении от престола. Подобный политический ход имел главной целью принудить Боярскую думу и «сословия» предоставить монарху чрезвы чайные полномочия. Но такой шаг, как отречение от престола, таил в себе слишком большой риск. Иван и его ближайшее окружение должны были считаться с возможностью согласия Боярской думы на царское отречение.
В этом случае Грозному следовало серьезно позаботиться о закреплении престола за законными наследниками, царевичами. Официозные летопис ные отчеты о событиях, предшествовавших введению опричнины, обходят молчанием вопрос о том, в чью именно пользу отрекся Иван в январские дни 1565 г. Между тем некоторые хорошо осведомленные современники утверждают, будто Грозный прямо заявлял о намерении передать власть двум своим сыновьям.20 Косвенным подтверждением подобному известию служит завещание Грозного с его проектом своеобразного «раздела»
страны между царевичами Иваном и Федором. Старший из сыновей на следовал Московское царство, младший должен был получить громадный удел, по территории равный целому государству. Федору переходило не сколько крупных уездов и городов: Ярославль, Волок-Ламский, Мценск, Серпейск, а также Суздаль, Кострома, Козельск и т. д. Принимая решение об образовании обширного Суздальско-Ярославского удельного княжества, царь Иван руководствовался вполне понятными соображениями. Посред ством любых, пусть даже самых рискованных мер он старался упрочить положение царствующей династии, создать дополнительный противовес могуществу боярской аристократии и т. д.
Самой поразительной чертой проекта «раздела» страны в царской ду ховной является то, что в этом проекте полностью игнорируется деление страны на опричнину и земщину и ни разу не упоминается даже самое имя опричнины. Полное умолчание об опричнине в этой части завещания за ставляет предположить, что названный проект царской духовной появился на свет в связи с отречением Грозного, вероятно, еще до того, как был утвержден указ об опричнине, впервые точно определивший ее террито риальный состав.
* * * Предположение о том, что Грозный не раз возвращался к работе над завещанием в первые годы опричнины, подтверждается рядом косвенных данных. Как мы отметили выше, при написании духовной царь не мог обой тись без подлинных документов государственного приказного архива.
Между тем до наших дней дошла подробная архивная опись 70-х годов, которая позволяет проследить важнейшие случаи обращения Грозного к архивам в период между 1562 и 1575 гг. Хранители архива тех лет не только составили подробную опись архивных документов, но и регулярно вносили в опись пометы о посылке различных дел к царю.21 В 1562—• 1575 гг. Иван нечасто работал в архиве и, как правило, требовал лишь 20 См.: А. Ш л и х т и н г. Новое известие о России времени Ивана Грозного. Л., 1934, стр. 18.
21 См.: С. О. Ш м и д т. 1) Царский архив середины X V I в. и архивы правитель ственных учреждений. — Труды Московского гос историко-архивного института, 1957, № 8; 2) К истории составления описей царского архива X V I в. — Археографи ческий ежегодник за 1958 г. М., 1960, стр. 58—63.
- 16 января 1547 года Иван IV получил царский титул и начал самостоятельно управлять государством. Через два года была создана новая партия, «Избранная рада», вместе с которой государь начал проведение реформ и создание централизованного государства.
- Также были организованы Земские соборы, первый из которых прошёл в 1550 году.
- В 1551 году был проведен Стоглавый церковный собор и произошла церковная реформа: царь запретил приобретать новые земельные владения церквям и монастырям и приказал вернуть ранее переданные им земли.
- В 1553 году с подачи Иоанна IV на Руси появляется печатное дело.
- Было создано для укрепления власти и царской безопасности
- Внешняя политика ознаменовалась полным разгромом татарского ига в Поволжье.
- Самым знаменитым «деянием» Ивана Грозного стала опричнина 1565-1572 годов, в сущности, представлявшая собой правительственный беспредел. По приказу царя, у людей силой отбирали земли, которые после были закрытыми для народа и служили нуждам царя. Опричники — царская свита — устраивали массовый террор и казни.
Существует множество версий, догадок и легенд о смерти царя. Согласно официальной версии, причина смерти Ивана Грозного — старость и болезнь. Что же на самом деле произошло в день, ставший датой смерти Ивана Грозного — 18 марта 1584 года?
Нельзя сказать, чтобы в год смерти Ивана Грозного для нее не было было никаких предпосылок. Считается, что Иван Грозный страдал сифилисом, что неудивительно при его вольном образе жизни. Это заболевание характеризуется периодами обострений и различными осложнениями. Уже 1584 года зафиксировано ухудшение здоровья царя, возможно, связанное как раз с обострением — он не принял латвийского посла из-за недуга. По свидетельствам историков, Иоанн распух и покрылся чирьями. Болезнь прогрессировала, и 16 марта государь даже впадал в беспамятство. Но 17 марта ему стало легче.
В оригинале вышеупомянутой книги, написанной на английском, используются слова «he was strangled», что можно перевести как «испустил дух» или «перестал дышать», а можно — «был задушен». Вероятно, благодаря этому источнику распространена версия о смерти царя в результате удушения. По вполне понятным причинам опровергнуть или подтвердить это невозможно. Учитывая вечные интриги при монарших дворах, в убийстве не было бы ничего фантастического.
В пользу этой версии говорит и то, что в последние мгновения жизни Ивана Грозного с ним были только Борис Годунов и Богдан Бельский. В те времена убийства скрывали далеко не всегда, но, тем не менее, если смерть царя — действительно дело его фаворитов, никаких причин раскрывать себя у них не было. Как говорил крупный специалист по средневековой истории России Александр Зимин: «Они могли сказать правду, а могли утаить одну из страшных тайн дворцовой жизни».
По мнению некоторых историков, вероятность участия в смерти Ивана Грозного Бельского и Годунова высока потому, что он хотел добиться развода сына Фёдора с сестрой Бориса, Ириной Годуновой. Это могло послужить причиной негативных последствий для царских фаворитов. Но с другой стороны, этот мотив мог быть лишь у Годунова. Бельскому, напротив, не было смысла убивать Грозного, ведь от царя зависели его благополучие и успехи. Впрочем, по словам всё того же историка Зимина, «чего не бывало при дворе Ивана Грозного!»
Другого мнения был исследователь Вадим Корецкий. Его точка зрения заключается в том, что был заключен заговор с целью убийства царя между Годуновым, Бельским и лейб-медиком Иоганном Эйлофом. Врача, по версии историка, подкупил Богдан Бельский. Годунову могли не нравиться планы Иоанна IV жениться на родственнице королевы Англии, так как междинастический брак подвергал риску русский трон — в результате такой женитьбы члены английской королевской семьи могли получить права наследования российской короны. А это привело бы к тому, что сын царя Фёдор мог потерять права на царствование, что было бы невыгодно для семьи Годуновых, ведь, как уже было сказано, женой Федора Иоанновича была Ирина Годунова.
Бельский же мог с трепетом ожидать плодов ярости грозного царя, ведь он был главой царских лекарей, а после того, как колдуны предсказали скорую смерть Иоанна, побоялся рассказать ему об этом. От царя было непросто что-то скрыть, и когда он услышал о страшном предсказании, хотел казнить и предсказавших, и Бельского. Над Богданом нависла угроза смерти, и ему больше нечего было терять. Если принять эту версию, то насильственная смерть Ивана Грозного представляется вполне логичной.
Она могла бы выглядеть следующим образом: выйдя из бани, Иоанн занялся игрой в шахматы, восседая на постели. При этом присутствовали Бельский, Годунов и другие лица из окружения царя. Богдан подал царю отравленный напиток под видом прописанного врачом лекарства. Выпив его, царь через непродолжительное время потерял сознание. В суете царские приближенные побежали за помощью, врачами и духовником царя, а Годунов и Бельский, оставшись наедине с Иоанном IV, задушили его.
Новым государем Земский собор избрал Бориса Годунова, который правил 7 лет, до 1605 года. Нельзя назвать его совсем плохим правителем: внешняя политика в его царствование была весьма удачной. Продолжалось освоение Сибири и юга, русские войска укрепились на Кавказе. Небольшая война со Швецией закончилась Тявзинским миром в 1595 году, по условиям которого Россия вернула себе отданные в Ливонской войне города. Благоприятным правление Годунова было и для Русской Православной Церкви, так как в учредили патриаршество, избрав первым в России патриархом Иова.
Несмотря на эти успехи, в целом страна была не в лучшем положении. Борис Федорович дал дворянам льготы в ущерб крестьянам, тем самым сделав шаг к становлению крепостного права. В результате крестьянская жизнь стала гораздо менее благополучной и свободной. Вдобавок к этому, случилось несколько неурожайных, голодных лет подряд, и недовольство крестьян становилось все сильнее. Государь раздавал хлеб из своих хранилищ, пытаясь как-то исправить ситуацию, но это не возымело должного действия. В 1603-1604 году под предводительством Хлопка Косолапа случилось восстание в Москве. Правительству удалось погасить его, и организатор был казнён.
Однако в скором времени Годунову пришлось решать новые проблемы. Начались разговоры, что сын Ивана Грозного, остался жив, а убитым оказался его двойник. В действительности эти слухи распускали сторонники самозванца Лжедмитрия, которым был беглый монах Григорий (в миру Юрий) Отрепьев. Он был сторонником Польши и пользовался поддержкой её войск, дав обещание польскому государю сделать Россию католической страной и поделить с Польшей часть русских земель. Люди, разумеется, не знающие об этом, и недовольные политикой Годунова, шли за самозваным царевичем.
Удачей для Лжедмитрия стала неожиданная кончина Годунова в 1605 году, после которой самозванец вошел в Москву и объявил себя новым царём. Два года он был правителем. К счастью для России, свои обещания Польше он не выполнил, но зато женился на польке, Марии Мнишек, и повысил налоги. Конечно, это обратило народ против нового государя.
Под руководством Василия Шуйского (который, как и Иоанн Грозный, принадлежал к старинному роду Рюриковичей) в 1606 году началось восстание, и Лжедмитрий I был убит. Предводитель же восстания стал государем вместо него. Василий Шуйский постарался обезопасить трон он новых притязаний, пообещав боярам не касаться их владений, а также показав народу останки настоящего Дмитрия Иоанновича, чтобы люди больше не верили самозванцам.
Однако это не помогло, и в 1606 году снова произошло восстание недовольных крестьян под предводительством Болотникова. Он был ставленником организатора движения против Шуйского, нового самозванца — Лжедмитрия II.
Захватив несколько городов, Болотников со своим войском подошли к Москве. Но тут случилось неожиданное для предводителя — часть восставших из дворянских родов предала его. Войско было разгромлено и началось отступление. После длительной осады города Тулы Болотников был убит и остатки повстанцев потерпели окончательное поражение.
Лжедмитрий II в это время шёл в Тулу на помощь, вместе с отрядом поляков, но после известия о разгроме восстания направился к Москве. К нему присоединялись новые люди, настроенные против Шуйского. Но Москву они взять не сумели и расположились в селе Тушино под Москвой, произошло это в 1608 году. За это Лжедмитрий II и получил общеизвестное прозвище Тушинский вор. В августе в этот противостоящий правительству лагерь прибыли поляки вместе с женой покойного Лжедмитрия I, Мариной Мнишек, которая была тайно обвенчана с Лжедмитрием II.
Василий Шуйский обращался к шведам за поддержкой в войне с Польшей и самозванцем. Однако шведы были не меньше поляков заинтересованы в русских землях, поэтому вскоре союз был расторгнут. Шуйский остался без поддержки перед лицом внешних и внутренних врагов. В 1610 году бояре, тайно поддерживающие поляков, свергли государя. Было образовано правительство, состоящее из бояр, так называемая Семибоярщина.
Вскоре бояре окончательно предали Россию и возвели на престол Владислава, польского королевича. Но народ не потерпел чужеземца на русском троне, и в 1611 году образовалось первое народное ополчение под предводительством Ляпунова. Оно потерпело поражение, но в 1612 году Мининым и Пожарским было создано новое ополчение, которое выступило к Москве. Вместе с оставшимися в живых участниками первого ополчения повстанцы освободили столицу от иностранных захватчиков. Так закончилась польская интервенция.
- Популярные публикации
- Все публикации
- Последние комментарии
- Теги публикаций
- Все блоги
Другие книги по запросу ИВАН IV Грозный >>
Пропавшая Либерея — библиотека Ивана Грозного
редактор паблика «Римский взгляд», аспирант истфака МГУ
Пользователю можно задать вопрос
Завещание (духовная грамота) Иоанна Грозного науке известна текст ее опубликован: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.-Л. 1950. С. 426-444. Документ датирован 1572 годом, согласно нему Иоанну Иоанновичу доставалось царство («тебе быть на государстве»), а Феодору Иоанновичу — удел («. а брату твоему Федору на уделе»). Впрочем, царь настоятельно просит братьев жить дружно, быть во всем «заодин». Иоанну отходит большинство территорий, Феодору — Суздаль, Ярославь, Волок Ламский. Прочие распоряжения касаются жены Анны (Колтовской), которой должен был отойти Ростов с кое-какими землями, а также, на случай рождения сына или дочери, земель для них. Упоминает царь и опричнину, но судьбу этой системы предоставляет на усмотрение сыновей.
Дальнейшие события, впрочем, внесли свои коррективы в распоряжения Грозного от 1572 года. Уже осенью того же года Анна Колтовская была заточена в монастырь Иоанн Иоаннович погиб при не до конца выясненных обстоятельствах в 1581 году. Наследником стал Феодор, мало пригодный для этой роли. Страна переживала кризис после опричного режима, экономика была истощена многолетней и, прямо скажем, малоуспешной, особенно на последнем своем этапе, Ливонской войной. Отдельно стоит отметить тот факт, что мнительный Иоанн Грозный, подтачиваемый постоянными подозрениями, менял свое окружение путем истребления. Казни коснулись не только окружения царя, но и широкие слои населения — в 1570 году был разгромлен Новгород опричное войско прошлось по Пскову и прочим городам. В значительной степени эти неудачи и откровенные промахи нивелировали достижения первой половины правления грозного царя — принятие царского титула, который задал тон новому представлению о роли и значении правителя государства, его месте в своей стране и в мире создание Судебника 1550 года и Стоглава 1551 года административную и военную реформу территориальные приобретения.
Последующим поколениями царь Иоанн Грозный оставил также богатое литературное наследие, характеризующее его неординарную и богатую эмоциями личность. Все вместе (положительные и неудачные стороны его правления, литературное наследие, памятники эпохи его царствования) дает очень богатый материал для, как кажется, бесконечных и потому вечных споров о его роли в отечественной истории.
Наследие Иван Грозный оставил достаточно тяжкое. После опричнины страна была практически разорена. Положение государства, как и внутри, так и на международной арене очень шатко. Польша и Швеция готовы были продолжить свои победы и мстить за былые неудачи. Стране просто необходим был умный и сильный правитель, который бы сумел не допустить надвигающейся катастрофы. А между тем трон переходит к Фёдору, которого сам отец прозвал «звонарём», а не государем.
Лев Сапега — выдающийся государственный деятель Польско-Литовского государства, вернувшись из Москвы, куда он ездил в качестве посла, сказал о Фёдоре так: «Напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убедился, что он вовсе лишён его». Ясно, что при вступлении Фёдора на престол, никому и в голову не приходило, будто он способен управлять страной.
Василий III умер в 1533 г. оставив на троне трехлетнего сына Ивана. Правительницей стала его мать Елена Глинская, которая умерла в 1538 г. Наступили годы боярского правления, в течение которых боярские кланы Шуйских, Глинский, Бельских и других боролись друг с другом и разворовывали ресурсы государства. Положение народных масс ухудшилось.
В январе 1547 г. семнадцатилетний Иван IV первым в истории России венчался на царство. Царский титул был русифицированной формой титула византийских императоров, наследников Римской империи (цезарь – кесарь – царь). Иван IV рассматривал себя как прямого наследника императоров Византии, павшей в 1453 г. под ударами турков-османов.
Молодой царь столкнулся с серьезными трудностями. Летом 1547 г. в Москве в результате пожара выгорел почти весь город, горожане остались без крова и питания. Начались бунты. Царь понимал, что бунты – это реакция людей на произвол бояр и, чтобы погасить недовольство низов, необходимы реформы. Вокруг царя сложился кружок из близких людей – Избранная рада, ставшая своеобразным правительством при Иване IV. В нее входили А. Адашев, священник Сильвестр, дьяк Иван Висковатый и др. Избранная рада провела серию реформ.
В 1549 г. царь собрал первый в истории России Земский собор[2], на котором возложил на бояр вину за притеснение служилых людей и крестьян. Собор принял решение о подготовке нового Судебника, который был принят в 1550 г. Статьи Судебника упорядочили процедуру суда, вводили ответственность за должностные преступления. На помещиков была возложена ответственность за разбой их крестьян, что стало шагом к расширению прав помещиков по отношению к крестьянству. Судебник ввел более строгий порядок перехода крестьян от одного помещика к другому, связав размер пожилого со сроком проживания крестьян на земле помещика. Полное пожилое уплачивалось за четыре года и составляло 1 рубль и два алтына. Такая большая сумма стала средством закрепощения крестьян.
В рамках военной реформы было создано постоянное стрелецкое войско. В специальную Дворовую тетрадь были записаны военные и гражданские слуги царя, положившие начало формированию дворянства. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» дворян, опора самодержавной власти. Составлено «Уложение о службе», ставшее первым воинским уставом на Руси. Дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась по наследству. И дворянин, и боярин должны были выставлять воинов в зависимости от размеров земельных владений и являться на смотры «конно, людно и оружно». В боевых походах царь ограничил и систему «местничества» (практика занятия должности сыном по месту отца).
Церковная реформа нашла выражение в решениях Стоглавого собора в 1551 г. которые унифицировали церковные обряды, регламентировали внутреннюю жизнь духовенства. Собор принял решение о том, что царь не будет иметь права конфискации церковных земель, но и монастыри не будут продавать и приобретать земли без разрешения царя.
Реформаместного управлениявключала в себя губную и земскую реформы. Губная[3]реформа предусматривала избрание дворянами в своих уездах губных старост для борьбы с разбоями. В уездах, где не было дворян, из крестьян избирались земские старосты .
В процессе реформыцентрального управления оформилась приказная система[4]: сформировались и работали Казенный, Челобитенный, Разрядный, Разбойный, Посольский приказы .
Для внешней политики Ивана Грозного характерны два направления – восточное и западное. Восточное направление было связано с борьбой против остатков Золотой орды – татарских ханств на Волге, которые грабили пограничные русские земли. В 1552 г. была взята Казань, в 1556 г. Россия присоединила к себе Астраханское ханство, а в 1557 г. российское подданство приняли башкиры. В конце царствования Ивана IV началось освоение Сибири.
На западе в 1558 г. Иван Грозный вмешался в Ливонскую войну в Прибалтике, в которой участвовали немцы, поляки, шведы. После ряда успехов русских войск последовали поражения, и в итоге войны Москва потеряла Ивангородскую крепость, основанную Иваном III на реке Нарве и выход к Балтийскому морю. Иван IV видел причины военных поражений в заговорах и изменах и ввел новый порядок управления страной, связанный с опричниной .
Страна была поделена на «земщину» и «опричнину» – личные земли царя. На них селились верные слуги, которые составили опричное войско. Опричники развернули террор против реальных и вымышленных врагов царя. В 1569 г. опричное войско во главе с царем совершило поход на Новгород. Разграбив Клин и Тверь, опричники шесть недель бесчинствовали в Новгороде. Были убиты тысячи людей. Иван IV лично принимал участие в пытках и казнях. В результате опричнины удельные князья и старая боярская знать потеряли прежнее влияние и много земли, которая была передана дворянам. Опричнина сопровождалась активной раздачей помещикам черносошных крестьян (свободных крестьян, которые несли государственные повинности).
Опричнина и рост налогового гнета в связи с Ливонской войной ухудшили положение народных масс. Эпидемия чумы довершила дело, опустошив центр и северо-запад страны. В условиях нехватки рабочих рук правительство объявило 1581 г. «заповедным» – крестьянам запрещался уход от помещиков в Юрьев день. Практика «заповедных лет» применялась и позже, подготавливая полное закрепощение крестьян.
Умер Иван IV в 1584 г. В годы его правления сформировалось централизованное государство, имевшее бюрократический и военный аппарат, который возглавлял лично «всея России самодержец». В этих условиях роль личности правителя была чрезвычайно высокой. Однако преемников Иван IV оставил сла��ых. Незадолго до смерти в припадке гнева он убил своего старшего сына Ивана, способного к управлению государством. Два других его сына – царевичи Федор и Дмитрий – были слабы здоровьем. Страна оказалась на пороге династического кризиса.
- Новые книги
- Жанры
- Авторы
- Сериалы
- Издательства
- Города
- Случайная книга
- Фильтр книг
- Библиотечное
- Авторы на КулЛиб
- Инструкция FTP
- Коды языков
- Софт
- Теги книг
- Карта сайта
- Ссылки
- Требуется OCR
- Memory
- Статьи
- Кто-нибудь пишет сам?
- Создание сносок в файлах epub в редакторе Sigil
- Лингвистический анализ
- Эльдорадо. Золото и кокаин (Кирилл Бенедиктов)
- Хочу удалить залитую книгу из библиотеки.
- V508291 Легендарный механик
- Обсуждение жанров библиотеки
К вопросу о завещании Василия III
- Шеф-редактор начала статью о полиции с цитаты писателя Андрея Ангелова
- Жанры библиотеки CoolLib для FictionBookEditor
- Жанры CoolLib для MyHomeLib и FBDMaker
- Доверяй и проверяй
- CoolLib
- Отпуск для мамы
- В.Шебзухов «Наездница» Читает Лера Борисова
- В.Шебзухов «Алина» читает Спиридонова Саша
- Владимир Шебзухов «Яблочко для мамы» (видео)
- Говорить и делать
По отцовской линии Иван происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от литовских князей Глинских[10]. Бабушка по отцу, София Палеолог — из рода византийских императоров[11]. Бабушка по матери Анна Якшич — дочь сербского воеводы Стефана Якшича[12]. Иван стал первым сыном великого князя Василия III от второй жены, после долгих лет бездетности. Родившись 25 августа, он получил имя Иван в честь святого Иоанна Предтечи, день Усекновения главы которого приходится на 29 августа[13]. В некоторых текстах той эпохи изредка упоминается также с именами Тит и Смарагд, в соответствии с традицией многоименности у Рюриковичей[14]. Крещён в Троице-Сергиевом монастыре игуменом Иоасафом (Скрипицыным)[Комм 2]; в восприемники были избраны два старца Иосифо-Волоцкого монастыря — инок Кассиан Босой и игумен Даниил[Комм 3][15].
В 1575 году по желанию Ивана Грозного крещёный татарин и хан касимовский Симеон Бекбулатович венчан был на царство[164], как «великий князь всея Руси», а сам Иоанн Грозный назвался Иваном Московским, уехал из Кремля и стал жить на Петровке[165].
По сведениям английского историка и путешественника Джильса Флетчера, к концу года новый государь отобрал все грамоты, жалованные епископиям и монастырям, коими последние пользовались уже несколько столетий. Все они были уничтожены. После того (как бы недовольный таким поступком и дурным правлением нового государя) Грозный взял опять скипетр и, будто бы в угодность церкви и духовенству, дозволил возобновить грамоты, которые раздал уже от себя, удерживая и присоединяя к казне столько земель, сколько ему самому было угодно.
Этим способом Грозный отнял у епископий и монастырей (кроме земель, присоединённых им к казне) несметное число денег: у одних 40, у других 50, у иных 100 тысяч рублей, что было сделано им с целью не только умножить свою казну, но также отстранить дурное мнение о его жестоком правлении, показав пример ещё худшего в руках другого царя[166][уточните ссылку].
Этому предшествовал новый всплеск казней, когда был разгромлен тот круг приближённых, который установился в 1572 году, после уничтожения опричной верхушки[167][уточнить]. Отрёкшись от престола, Иван Васильевич взял себе «удел» и образовал свою «удельную» думу, в которой теперь заправляли Нагие, Годуновы и Бельские.
Основная статья: Русско-польская война (1577—1582)
23 февраля 1577 года 50-тысячная русская армия снова взяла в осаду Ревель, но взять крепость не удалось[168]. В феврале 1578 года нунций Викентий Лаурео с тревогой доносил в Рим: «Московит разделил своё войско на две части: одну ждут под Ригой, другую под Витебском»[169]. К этому времени вся Ливония по Двину, за исключением только двух городов — Ревеля и Риги, была в руках русских[170].
В 1579 году королевский гонец Венцеслав Лопатинский привёз царю от Батория грамоту с объявлением войны[171]. Уже в августе польская армия взяла Полоцк, затем двинулась на Великие Луки и взяла их[172].
Одновременно шли прямые переговоры о мире с Польшей. Иван Грозный предлагал отдать Польше всю Ливонию, за исключением четырёх городов. Баторий на это не согласился и потребовал все ливонские города, в придачу Себеж и уплаты 400 000 венгерских золотых за военные издержки. Это вывело Грозного из себя, и он ответил резкой грамотой[172][173].
После этого, летом 1581 года Стефан Баторий вторгся вглубь России и осадил Псков, который, однако, так и не смог взять. Тогда же шведы взяли Нарву, где пало 7000 русских, затем Ивангород и Копорье. Иван был вынужден пойти на переговоры с Польшей, надеясь заключить с ней затем союз против Швеции. В конце концов царь был вынужден согласиться на условия, по которым «ливонские бы города, которые за государем, королю уступить, а Луки Великие и другие города, что король взял, пусть он уступит государю» — то есть длившаяся почти четверть века война кончилась восстановлением status quo ante bellum, оказавшись таким образом бесплодной. 10-летнее перемирие на этих условиях было подписано 15 января 1582 года в Яме Запольском[144][172][174][175][176]. После активизации военных действий между Россией и Швецией в 1582 году (русская победа под Лялицами, неудачная осада шведами Орешка) начались мирные переговоры, результатом которым стало Плюсское перемирие. Ям, Копорье и Ивангород переходили к Швеции вместе с прилегающей к ним территорией южного побережья Финского залива. Страна была разорена, а северо-западные районы обезлюдели. Также на ход войны и её итоги повлияли крымские набеги: только в течение 3 лет из 25 лет войны не было значительных набегов.
См. также: Поруха
При прямой поддержке ногайских мурз князя Улуса вспыхнуло волнение волжских черемисов: конница численностью до 25 000 человек, нападая со стороны Астрахани, опустошала белёвские, коломенские и алатырские земли[177]. В условиях недостаточного для подавления мятежа количества трёх царских полков прорыв Крымской орды мог привести к очень опасным для России последствиям. Очевидно, желая избежать такой опасности, русское правительство и приняло решение перебросить войска, временно отказавшись от наступления на Швецию[178][179].
15 января 1580 года в Москве был созван церковный собор. Обращаясь к высшим иерархам, царь прямо говорил, сколь тяжело его положение: «бесчисленные враги восстали на русскую державу», потому он и просит помощи у Церкви[180][181]. Царь, наконец сумел полностью отнять у церкви способ увеличения церковных владений вотчинами служилых людей и бояр — беднея, они часто отдавали свою вотчину в заклад церкви и на поминовение души, что вредило обороноспособности государства. Собор постановил: архиереям и монастырям вотчин у служилых людей не покупать, в заклад и в поминовение души не брать. Вотчины, купленные или взятые в залог у служилых людей, отобрать в царскую казну[182].
В 1580 году царь разгромил немецкую слободу. Француз Жак Маржерет, много лет проживший в России, пишет: «Ливонцы, которые были взяты в плен и выведены в Москву, исповедующие лютеранскую веру, получив два храма внутри города Москвы, отправляли там публично службу; но в конце концов из-за их гордости и тщеславия сказанные храмы… были разрушены и все их дома были разорены. И, хотя зимой они были изгнаны нагими и в чём мать родила, они не могли винить в этом никого, кроме себя, ибо… они вели себя столь высокомерно, их манеры были столь надменны, а их одежды — столь роскошны, что их всех можно было принять за принцев и принцесс… Основной барыш им давало право продавать водку, мёд и иные напитки, на чём они наживают не 10 %, а сотню, что покажется невероятным, однако же это правда»[183].
См. также: Сочинения Ивана Грозного
Иван IV был одним из самых образованных людей своего времени[223], обладал феноменальной памятью[224], богословской эрудицией.
По утверждению историка С. М. Соловьёва,
ни один государь нашей древней истории не отличался такою охотою и таким уменьем поговорить, поспорить, устно или письменно, на площади народной, на церковном соборе, с отъехавшим боярином или с послами иностранными, отчего получил прозвание в словесной премудрости ритора[225].
Он автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому, Елизавете I, Стефану Баторию, Юхану III, Василию Грязному, Яну Ходкевичу, Яну Роките, князю Полубенскому, в Кирилло-Белозерский монастырь), стихир на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, на преставление Петра митрополита Московского и всея Руси, Канона Ангелу Грозному воеводе (под псевдонимом Парфений Уродивый)[226]. В 1551 году, по приказу царя, Московский собор обязал духовных лиц организовывать во всех городах школы для детей на «учение грамоте, и на учение книжного письма и церковного петия псалтырного». Этот же собор утвердил повсеместное употребление многоголосного пения. По инициативе Ивана Грозного, в Александровой слободе было создано нечто наподобие консерватории, где работали лучшие музыкальные мастера, такие как Фёдор Крестьянин (Христианин), Иван Юрьев-Нос, братья Потаповы, Третьяк Зверинцев, Савлук Михайлов, Иван Каломнитин, крестовый дьяк Андреев[227]. Иван IV был хорошим оратором[223].
По распоряжению царя создан уникальный памятник литературы — Лицевой летописный свод.
Сближение с Западом при Иване IV не могло остаться без того, чтоб приезжавшие в Россию иностранцы не беседовали с русскими и не вносили господствовавшего тогда на Западе духа религиозных умствований и прений[233].
Осенью 1553 года открылся Собор по делу Матвея Башкина и его сообщников. Еретикам был предъявлен ряд обвинений: отрицание святой соборной апостольской Церкви, отвержение поклонения иконам, отрицания силы покаяния, пренебрежительное отношение к постановлениям Вселенских соборов и пр.[234]. Летопись сообщает: «И царь и митрополит велели его, изымав, истязати о сих; он же христиана себя исповеда, скры в собе вражию прелесть, сатанино еретичество, мняше бо безумьный от Всевидящего Ока укрытися»[235].
Наиболее значимы отношения царя с протопопом Сильвестром, святым митрополитом Макарием, а таке со святыми митрополитом Германом, митрополитом Филиппом и преподобным Корнилием Псково-Печерским (трое последних были убиты во время разгула Опричнины, причём Корнилий — царём собственноручно). Важны деяния Церковных соборов, состоявшихся в то время, — в частности, Стоглавого собора.
Одним из проявлений глубокой религиозности Ивана IV считаются его значительные по размеру вклады в различные монастыри. Многочисленные пожертвования на помин душ людей, убитых по его указу (см. синодик опальных), не имеют аналогов не только в российской, но и в европейской истории[236]. Однако современные исследователи отмечают изначальную профанацию данного списка (включение в него православных христиан не по крестильным именам, а по мирским прозвищам, а также иноверцев, «ведуньих баб» и т. п.) и считают синодик «всего лишь своеобразным залогом, при помощи которого монарх надеялся „выкупить“ из лап демонов душу погибшего царевича»[237]. Кроме того, церковные историки, характеризуя личность Ивана Грозного, подчёркивают, что «судьба митрополитов после святителя Макария полностью на его совести» (все они были насильственно сведены с первосвятительского престола, а от митрополитов Афанасия, Кирилла и Антония не сохранилось даже могил)[238]. Не делают чести царю и массовые казни православных священников и монахов, грабежи монастырей и уничтожение церквей в Новгородских землях и поместьях опальных бояр[239].
С. Ф. Платонов видел в деятельности Ивана Грозного укрепление русской государственности, однако осуждал его за то, что «сложное политическое дело было ещё более усложнено ненужными пытками и грубым развратом», что реформы «приняли характер общего террора»[259].
Р. Ю. Виппер рассматривал в начале 1920-х годов Ивана Грозного как гениального организатора и творца крупнейшей державы[260], в частности, он писал о нём: «Ивану Грозному, современнику Елизаветы Английской, Филиппа II Испанского и Вильгельма Оранского, вождя Нидерландской революции, приходится решать военные, административные и международные задачи, похожие на цели создателей новоевропейских держав, но в гораздо более трудной обстановке. Талантами дипломата и организатора он, может быть, всех их превосходит»[261]. Жёсткие меры во внутренней политике Виппер оправдывал серьёзностью международного положения, в котором находилась Россия[262]:
«В разделении царствования Ивана Грозного на две разные эпохи заключена была вместе с тем оценка личности и деятельности Ивана Грозного: оно служило главной основой для умаления его исторической роли, для занесения его в число величайших тиранов. К сожалению, при анализе этого вопроса большинство историков сосредотачивало свое внимание на переменах во внутренней жизни Московского государства и мало считалось с международной обстановкой, в которой (оно) находилось в течение… царствования Ивана IV. Суровые критики как бы забыли, что вся вторая половина царствования Ивана Грозного проходила под знаком непрерывной войны, и притом войны наиболее тяжёлой, какую когда-либо вело Великорусское государство».
В то время взгляды Виппера были отвергнуты советской наукой (в 1920—1930-е годы видевшей в Грозном угнетателя народа, подготовившего крепостное право), однако впоследствии были поддержаны в период, когда личность и деятельность Ивана Грозного получила официальное одобрение со стороны Сталина[260]. В этот период террор Грозного оправдывался тем, что опричнина «окончательно и навсегда сломила боярство, сделала невозможной реставрацию порядков феодальной раздроблённости и закрепила основы государственного строя русского национального государства»[263]; такой подход продолжал концепцию Соловьёва — Платонова, но дополнялся идеализацией образа Ивана.
В 1940—1950-е годы Иваном Грозным много занимался академик С. Б. Веселовский, не имевший возможности из-за господствовавшей в то время позиции опубликовать основные труды при жизни; он отказался от идеализации Ивана Грозного и опричнины и ввёл в научный оборот большое число новых материалов[264]. Корни террора Веселовский видел в конфликте монарха с администрацией (Государевым двором в целом), а не конкретно с крупными феодалами-боярами; он полагал, что на практике Иван не изменил статус боярства и общий порядок управления страной, а ограничился уничтожением конкретных действительных и мнимых оппонентов (на то, что Иван «бил не одних бояр и даже не бояр преимущественно», указывал уже Ключевский).
Московские князья (1276—1598) | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Крымские ханы династии Гиреев с конца XV века были вассалами Османской империи, проводившей активную экспансию в Европе. С того же времени в Казанском ханстве существовала сильная промосковская партия. С начала XVI века, с ликвидацией Большой орды и возникновением общей границы между Московским государством и Крымским ханством, крымские ханы стали претендовать на Казань и Астрахань и проводить регулярные набеги на Московское государство. Часть московской аристократии и римский папа настойчиво требовали от Ивана Грозного вступить в борьбу с турецким султаном Сулейманом Первым[88].
Правление ивана грозного. Духовное завещание Ивана IV. Факты и слухи
Основная статья: Казанские походы
В первой половине XVI века, преимущественно в годы правления ханов из крымского рода Гиреев, Казанское ханство вело постоянные войны с Московской Русью. Всего казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли, в основном в регионы Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича, Мурома, Вологды[89][90]. «От Крыма и от Казани до полуземли пусто было»[91], — писал царь, описывая последствия нашествий.
Историю казанских походов часто отсчитывают от похода, состоявшегося в 1545 году, который «носил характер военной демонстрации и усилил позиции „московской партии“ и др. противников хана Сафа-Гирея»[92]. Москва поддержала лояльного Руси касимовского правителя Шах-Али, который, став казанским ханом, одобрил проект унии с Москвой[93]. Но в 1546 году Шах-Али был изгнан казанской знатью, которая возвела на трон хана Сафа-Гирея из враждебно настроенной к Руси династии. После этого было решено перейти к активным действиям и устранить угрозу, исходящую от Казани. «Начиная с этого момента,— указывает историк, — Москва выдвинула план окончательного сокрушения Казанского ханства»[94].
Всего Иван IV возглавил три похода на Казань.
Первый поход (зима 1547/1548 гг.). Царь вышел из Москвы 20 декабря, из-за ранней оттепели в 15 верстах от Нижнего Новгорода под лёд на Волге ушла осадная артиллерия и часть войска.[95] Было решено вернуть царя с переправы назад в Нижний Новгород, тогда как главные воеводы с сумевшей переправиться частью войска дошли до Казани, где вступили в бой с казанским войском. В результате казанское войско отступило за стены деревянного кремля, на штурм которого без осадной артиллерии русское войско не решилось и, простояв под стенами семь дней, отступило. 7 марта 1548 года царь вернулся в Москву[96].
Второй поход (осень 1549 — весна 1550). В марте 1549 года Сафа-Гирей внезапно скончался. Приняв казанского гонца с просьбой о мире, Иван IV отказал ему, и начал собирать войско. 24 ноября он выехал из Москвы, чтобы возглавить войско. Соединившись в Нижнем Новгороде, войско двинулось к Казани и 14 февраля было у её стен[97]. Казань не была взята; однако при отходе русского войска недалеко от Казани, при впадении в Волгу реки Свияги было решено возвести крепость. 25 марта царь вернулся в Москву. В 1551 году всего за 4 недели из тщательно пронумерованных составных частей[98] была собрана крепость, получившая название Свияжск; она послужила опорным пунктом для русского войска во время следующего похода.
В начале 1550-х годов Астраханское ханство являлось союзником крымского хана, контролируя нижнее течение Волги.
До окончательного подчинения Астраханского ханства при Иване IV было совершено два похода:
Поход 1554 года был совершён под командованием воеводы князя Юрия Пронского-Шемякина. В сражении у Чёрного острова русское войско разбило головной астраханский отряд, а Астрахань была взята без боя. В итоге к власти был приведен хан Дервиш-Али, обещавший поддержку Москве.
Поход 1556 года был связан с тем, что хан Дервиш-Али перешёл на сторону Крымского ханства и Османской империи. Поход возглавил воевода Иван Черемисинов. Сначала донские казаки отряда атамана Ляпуна Филимонова нанесли поражение ханскому войску под Астраханью, после чего в июле Астрахань вновь взята без боя. В результате этого похода Астраханское ханство было подчинено Московской Руси.
Позднее Крымский хан Девлет I Гирей предпринимал попытки отвоевать Астрахань.
После покорения Астрахани русское влияние стало простираться до Кавказа. В 1559 князья Пятигорские и Черкасские просили Ивана IV прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар и священников для поддержания веры; царь послал им двух воевод и священников, которые обновили павшие древние церкви, а в Кабарде проявили широкую миссионерскую деятельность, крестив многих в Православие[113].
В 1550-е годы в зависимость от царя попали сибирский хан Едигер и Большие Ногаи.
См. также: Московская компания и Переписка Ивана Грозного и Елизаветы I
В годы правления Ивана Грозного были установлены торговые отношения с Англией.
В 1553 году экспедиция английского мореплавателя Ричарда Ченслера обогнула Кольский полуостров, вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса, где они установили, что эта местность является не Индией, а Московией; следующая стоянка экспедиции была около стен монастыря. Получив весть о появлении англичан в пределах своей страны, Иван IV пожелал встретиться с Ченслером, который, преодолев около 1000 км, с почестями прибыл в Москву. Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. Весной 1556 года в Англию было направлено первое русское посольство во главе с Осипом Непеей.
В 1567 году через полномочного английского посла Энтони Дженкинсона Иван Грозный вел переговоры о браке с английской королевой Елизаветой I, а в 1583 году через дворянина Федора Писемского сватался к родственнице королевы Марии Гастингс.
В 1569 через своего посла Томаса Рандольфа Елизавета I дала понять царю, что не собирается вмешиваться в Балтийский конфликт[195]. В ответ царь написал ей, что её торговые представители «о наших о государских головах и о чести и о прибыли земле не думают, а ищут только своих торговых прибытков»[196], и отменил все привилегии, ранее предоставленные созданной англичанами Московской торговой компании[197]. На следующий после этого день (5 сентября 1569 года) скончалась Мария Темрюковна. В Соборном приговоре 1572 года записано, что она «вражьим злокозньством отравлена бысть»[198].
При прямой поддержке ногайских мурз князя Уруса вспыхнуло волнение волжских черемисов: конница численностью до 25 000 человек, нападая со стороны Астрахани, опустошала белевские, коломенские и алатырские земли[202]. В условиях недостаточного для подавления мятежа количества трёх царских полков прорыв Крымской орды мог привести к очень опасным для России последствиям. Очевидно, желая избежать такой опасности, русское правительство и приняло решение перебросить войска, временно отказавшись от наступления на Швецию[203][204].
15 января 1580 в Москве был созван церковный собор. Обращаясь к высшим иерархам, царь прямо говорил, сколь тяжело его положение: «бесчисленные враги восстали на русскую державу», потому он и просит помощи у Церкви[205][206].
В 1580 г. царь разгромил немецкую слободу. Француз Жак Маржерет, много лет проживший в России, пишет: «Ливонцы, которые были взяты в плен и выведены в Москву, исповедующие лютеранскую веру, получив два храма внутри города Москвы, отправляли там публично службу; но в конце концов из-за их гордости и тщеславия сказанные храмы… были разрушены и все их дома были разорены. И, хотя зимой они были изгнаны нагими и в чём мать родила, они не могли винить в этом никого, кроме себя, ибо… они вели себя столь высокомерно, их манеры были столь надменны, а их одежды — столь роскошны, что их всех можно было принять за принцев и принцесс… Основной барыш им давало право продавать водку, мёд и иные напитки, на чём они наживают не 10 %, а сотню, что покажется невероятным, однако же это правда»[207].
В 1581 г. иезуит А. Поссевин направился в Россию, выступая как посредник между Иваном и Польшей, и, в то же время, надеясь склонить Русскую Церковь на унию с католической. Его неудачу предсказал польский гетман Замойский: «Он готов присягнуть, что великий князь к нему расположен и в угоду ему примет латинскую веру, а я уверен, что эти переговоры кончатся тем, что князь ударит его костылем и прогонит»[208]. М. В. Толстой пишет в «Истории Русской Церкви»: «Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом. Иоанн оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима». Сам посол отмечает, что «русский Государь упорно уклонялся, уходил от разговора на эту тему»[209]. Таким образом, папский престол не получал никаких привилегий; возможность вступления Москвы в лоно католической церкви оставалась столь же туманной, как и раньше, а между тем посол папы должен был приступить к своей посреднической роли[210].
Завоевание Западной Сибири Ермаком Тимофеевичем и его казаками в 1583 году и взятие им столицы Сибирского ханства — Искера — положили начало обращения местного населения в православие: войска Ермака сопровождали четыре священника и иеромонах[113]. Однако данная экспедиция была совершена вопреки воле царя, который в ноябре 1582 г. выругал Строгановых за то, что они призвали в свою вотчину казаков-«воров» — волжских атаманов, которые «преж того ссорили нас с Ногайской ордою, послов ногайских на Волге на перевозех побивали, и ордобазарцов грабили и побивали, и нашим людем многие грабежи и убытки чинили». Царь Иван IV велел Строгановым под страхом «большой опалы» вернуть Ермака из похода в Сибирь и использовать его силы для «оберегания пермских мест». Но в то время как царь писал свою грамоту, Ермак уже нанес Кучуму сокрушительное поражение и занял его столицу[211].