Духовное завещание дмитрия донского

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Духовное завещание дмитрия донского». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Дмитрий Иванович Донской (1350–1389) — великий князь московский с 1359 г., великий князь владимирский и московский в 1362–1389 гг. Сын великого князя Ивана II Красного и его второй жены Александры, внук великого князя Ивана Калиты. На московский престол вступил в девятилетнем возрасте, после смерти отца. В 1362 г., в борьбе с князем Дмитрием Константиновичем Суздальским, получил ярлык на великое княжение владимирское. В годы малолетства великого князя, его воспитателем и фактическим руководителем московского правительства был митрополит Алексий.

Для замирения с суздальским князем, в 1366 г. юный Дмитрий Иванович сочетался браком с его дочерью Евдокией Дмитриевной. Свадьбу отпраздновали в Коломне, из-за того, что годом раньше Москва выгорела в страшном пожаре, названном в летописях “Великим”. В 1367–1368 гг. в Москве построен первый белокаменный Кремль. Новый белокаменный Кремль значительно превосходил своими размерами кремль, построенный при Иване Калите. Он занимал почти всю территорию современного Кремля. Мощные двух- и трехметровой толщины стены, восемь или десять башен делали Москву почти неприступной. С того времени и по сей день Москву прозывают Белокаменной.

В конце 1360-х — начале 1370-х гг. Дмитрию Ивановичу пришлось вступить в борьбу с тверским князем Михаилом Александровичем за великокняжеский ярлык. В 1371 г. Дмитрий Иванович ездил в Орду, откуда вновь привез ярлык на великое княжение владимирское. В 1375 г. Дмитрий Иванович после месячной осады покорил Тверь. Был заключен мирный договор, который значительно урезал самостоятельность Тверского княжества.

В 1370-е гг. Дмитрий Иванович все силы посвятил объединению русских земель для борьбы с Ордой. Политической и военной основой этой борьбы стал союз русских князей, инициатором которого был Дмитрий Иванович. Пользуясь политической неразберихой в Орде, Дмитрий Иванович перестал выплачивать ордынскую дань, а сохраненные средства пустил на подготовку русского воинства. В 1376 г. московское войско ходило походом на волжских булгар, которые были вассалами Орды и, одержав победу, заставили заплатить дань Москве. В 1377 г. объединенные русские войска потерпели сокрушительное поражение на р. Пьяне в нижегородских землях. Но в 1378 г. Дмитрий Иванович разбил татарское войско в битве на р. Воже. 8 сентября 1380 г. в битве на Куликовом поле объединенные русские полки, в которых участвовали дружины 23 князей, под общим командованием Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение татарскому войску под водительством Мамая. За эту победу Дмитрий Иванович получил почетное прозвание “Донской”.

Но после этой победы княжеский союз распался. В 1382 г. Дмитрию Ивановичу не удалось собрать объединенное русское войско против хана Тохтамыша. Князь вынужден был покинуть Москву и уехать в Кострому. После трехдневной осады Тохтамыш взял и сжег Москву. Тохтамыш вновь установил тяжелую дань. В качестве залога и гарантии выплаты дани Дмитрий Иванович оставил в Орде своего старшего сына и наследника Василия.

К концу правления Дмитрия Ивановича, под его власть перешли приокские земли, Галич, Дмитров, часть Смоленской земли, были объединены московское и владимирское княжество.

У Дмитрия Донского было восемь сыновей. По своему завещанию Дмитрий Иванович передал княжество сыну Василию, не спрашивая разрешения у Орды, как “отчину”, т.е. как наследственное владение московских земель. С тех пор титул великого князя окончательно перешел в Москву. Московские великие князья более не зависели от ордынских ханов и решали вопросы о наследии самостоятельно.

В 1988 г. великий московский князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых. День его поминовения — 19 мая (1 июня).

ПУБЛИКАЦИИ

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.: Л., 1950. №12. С. 33–37.

ТЕКСТ1)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, се яз, грешныи худыи раб Божии Дмитрии Иванович, пишю грамтоу душевную целым своим умом. Даю ряд сыном своим и своеи княгини.

Приказываю дети свои своеи княгини2). А вы, дети мои, жывите заодин, а матери своее слушаите во всем.

А приказываю отчину свою Москву детем своим, князю Василью3), князю Юрью4), князю Аньдрею5), князю Петру6). А брат мои, князь Володимер7), ведает свою треть, чем его благословил отец его, князь Андреи. А сына своего, князя Василья, благословляю на старишии путь в городе и в станех моего удела двою жеребьев половина, а трем сыном моим половина, и в пошлинах в городских половина. А тамга из двою моих жеребьев княгине моеи половина, а сыном моим половина. А восьмничее мои два жеребья княгине моеи. А на старишии путь сыну моему, князю Василью, Василцево сто и Добрятиньская борть с селом з Добрятиньским. А бортъници вь станех в городских, и конюшии путь, и соколничии, и ловчии, тем сынове мои поделятъся ровно. А численых людии моих двою жеребьев сыном моим по частем, а блюдут с одиного.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ББК.63.3 (2) 43

Н. Е. Веденеева Кафедра философии и культурологии

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОГО ПРЕСТОЛА В ДУХОВНОМ ЗАВЕЩАНИИ

ДМИТРИЯ ДОНСКОГО

18 мая 1389 г. преставился великий князь Дмитрий Иванович Донской. Перед смертью, как сообщают летописи, призвал он к себе «сына своего старейшаго князя Василия, и даде ему великое княжение свое по себе, отчину свою… землю Русскую; и раздавал есми сыновом своим го-роды своея отчины по частем, на чем им есть княжити и земли им раздели по жеребьем.» [1, с. 108]. Каждый получил в удел земли собственно Московского княжества и часть территории Владимирского, становившегося впервые «отчиной» московских князей. Титул великого князя владимирского и московского передавался старшему сыну.

Князь Юрий получил Галицкое княжество. Андрея Донской благословил куплею Калиты Белоозером, а Петра — «куплею же своего деда, Углечим полем» [2, с. 33-34]. Относительно последнего сына, Константина, духовная грамота Донского никаких сведений не содержит. Он родился после того, как завещание было составлено. Однако его крестным отцом был избран не кто иной, как будущий великий князь.

Но не так все просто, как кажется на первый взгляд. Завещание Дмитрия Ивановича — документ сложный. Даже его прямые наследники, следуя воле отца, по-разному понимали смысл некоторых его распоряжений. Особенно четко это непонимание обнаружилось после смерти старшего наследника — Василия I. Попытки ученых расставить все точки над «и» тоже не дали однозначного результата. Споры в научной среде ведутся до сих пор. Предметом разногласий являются, во-первых, статьи «духовной», в которых Дмитрий, объявляя своего старшего сына Василия главой московского великокняжеского дома, передавал ему «в отчину» и великое княжение Владимирское. Во-вторых, не вполне ясен принцип наследования, которым завещатель предлагает руководствоваться своим потомкам в случае смерти Василия: «А по грехом, отъимет бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мои, ино тому сыну моему княжъ Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгиня» [2, с. 35]. Что имел в виду Дмитрий: бездетную кончину своего старшего сына или верность принципу родового старейшинства? И наконец, нет четкого понимания места княгини-матери в системе междукняжеских отношений московского дома. Вот минимальный круг вопросов, нуждающихся в пояснении.

Крупнейший исследователь древней истории русского права В. И. Сергеевич отмечал, что в Московском государстве «слагается идея наследственности», но престол переходит от отца к сыну не в силу самостоятельного права сына на великое княжение, а в силу воли отца» [3, с. 241-242].

Нам представляется, что Дмитрий Иванович Донской сознательно отказывался от передачи московского стола по родовому принципу в системе «гнезда Ивана Калиты». На преодоление этого принципа была направлена договорная грамота, заключенная им с двоюродным братом Владимиром Андреевичем в 1389 г. Этот документ, как известно, ослаблял позиции серпуховского князя. По замечанию С. М. Соловьева, отец Владимира никогда не был великим князем московским, а сам он приходился Дмитрию братом двоюродным, а не родным [4, с. 381]. Именно поэтому Владимир не имел оснований на московский престол, и объективно тот должен был достаться старшему сыну Дмитрия. Согласно распоряжению Донского, только его прямые наследники должны были владеть данным столом. Казалось бы, на смену родовому наследованию приходит наследование семейное. Это было подмечено еще С. Ф. Платоновым [5, с. 109]. Ему возражает А. А. Зимин: «Семейный порядок престолонаследия прочных корней еще не имел» [6, с. 9]. Вопрос остается открытым. По завещанию Дмитрия в случае кончины старшего сына Василия московский престол переходит по наследству к следующему по старшинству Дмитриевичу. Многие исследователи полагают, что это распоряжение связано с заботой завещателя о судьбе выморочного удела. Так понимали данную статью многие историки Х1Х в.: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, В. А. Экземплярский, на близкой позиции стоял А. Е. Пресняков. Очень четко эту точку зрения выразил В. И. Сергеевич: «Это место надо читать . так: а котораго сына моего Бог отымет, а не будет у него детей, и княгиня моя поделит и т. д.» [7, с. 71]. Из современных исследователей этой точки зрения придерживаются А. А. Зимин [6], Я. С. Лурье [8], С. А. Фетищев [9], причем А. А. Зимин и Я. С. Лурье прямо указывают, к какому именно брату должен перейти престол — Юрию, князю галицко-нижегородскому.

С. А. Фетищев идет дальше своих старших товарищей по цеху и полагает, что если бы у Василия родились дети, то судьба Московско-Коломенского удела была бы в воле Василия I как завещателя. Скорее всего, он передал бы его своему наследнику — сыну [9, с. 9].

Пророк, или тайна завещания Дмитрия Донского Пророк, или тайна завещания Дмитрия Донского дитрийдонской история историяроссии Само завещание на русском языке никогда не публиковалось. Да и на старославянском начиная с года выходило раза три. Из него, из завещания, советские историки цитировали отрывочно полторы фразы. Вставляя их в собственный контекст непримиримой борьбы за свержение монголо-татарского ига. Вообще-то завещание самое что ни на есть прагматично-деловое. Прежде всего — тщательная перепись, кому из наследников какой удел остается. Это — основа мира в стране. Потому что любая неточность в отцовском завещании всегда вызывала размолвку братьев, ссору, которая превращалась в войну.

Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос — вокруг какого центра объединятся русские земли. На лидерство претендовали, прежде всего, Тверь и Москва. Тверское княжество как самостоятельный удел возникло в г.

Торжество православия

Дмитрий Донской колено 15 рюриковичей Из рода Московских вел. Александры Ивановны. Московский в — гг. Владимирский в — гг.

«А переменит бог Орду…» Что скрывали в завещании Дмитрия Донского

Датировка: г. Аннотация: Духовная грамота московского великого князя Ивана Даниловича Калиты представляет собой ценнейший материал по истории Московского княжества, по составу владений самих князей-завещателей и их наследников, по количеству и виду принадлежавших им сокровищ — то есть, как движимому, так и недвижимому их имуществу.

Петров «Эпоха Дмитрия Донского с г. Мамай, узнав о поражении своих войск на Воже и не имея возможности собрать достаточно войск для серьезного карательного похода на Москву, продолжил тактику нападений на русские окраины. В этом же г. Это было своеобразным уроком рязанцам за участие их полков в Вожской битве.

«Се покой мой, зде вселюся в век века» – пророчески предрек ростовский митрополит Димитрий, в марте 1701 г. впервые посетив Яковлевский монастырь. Эту обитель ростовский владыка избрал местом своего погребения, а она впоследствии стала мемориалом нового чудотворца, храня живую память о первом российском святом нового времени.
Митрополит Димитрий (1651–1709 гг.) являлся одним из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви последней четверти XVII – начала XVIII вв., он прославил свое имя как архиерей, пастырь и проповедник, агиограф, летописец и публицист. Ростовская кафедра стала последним местом его служения, святитель возглавил ее в 1702 г. и управлял ею до 1709 г.

Владыка оставил распоряжение похоронить себя в Яковлевском монастыре, основанном в конце XIV столетия епископом Иаковом. В своем завещании он писал: «да погребут мя в монастыре Святого Иакова Епископа Ростовского, во угле церковном, иде же место назнаменовах, о сем челом бью».

В 1709 г., в ночь на 28 октября, митрополит Димитрий скончался и его тело было предано земле в юго-западном углу храма Зачатия св. Анны Яковлевского монастыря. 21 сентября 1752 г. произошло обретение мощей святителя, и спустя несколько лет, на св. Пасху, 1 апреля 1757 г., они были оглашены «совершенно святыми».
Ростовский митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в XVIII столетии. У гроба ростовского владыки происходили сотни исцелений. Яковлевский монастырь, хранивший чудотворные мощи святителя, стал центром паломничества для многих страждущих, стремившихся прикоснуться к новому источнику Божественной благодати.

В марте 1765 г. по воле императрицы Екатерины II, являвшейся ревностной почитательницей св. Димитрия, Яковлевский монастырь был объявлен ставропигиальным, вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Святейшего Синода. Обитель была причислена к монастырям второго класса и в ней была учреждена архимандрития. В том же году к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству с ним Спасо-Песоцкий.

В 1702 году ростовским митрополитом был назначен Дмитрий Ростовский, в миру – Даниил Туптало. Родился в декабре 1651 года в селе Макарово под Киевом, в семье полкового сотника Саввы Туптало. Учился в Киевском братском училище, но недоучился – после взятия Киева поляками оно было закрыто. В 18-летнем возрасте Даниил принял монашеский постриг в киевской Кирилловской обители, после пострижения в иночество получил имя Дмитрий. Был игуменом в нескольких украинских монастырях. В 1675 году был посвящен в иеромонахи, проповедовал при Черниговской кафедре; в 1677–1679 гг. – в Литве. В 1681 году был назначен игуменом Максаковского Преображенского монастыря.

В 1701 году по распоряжению Петра Первого он был вызван в Москву, где его рукоположили в сан митрополита и поручили принять Тобольскую митрополию, а заодно проповедовать в Сибири и Китае. Это назначение никак не устраивало Дмитрия Ростовского и по состоянию здоровья, и по причине творческого характера. Еще в 1684 году, в Киево-Печерской лавре, он начал работу над «Четьи-Минеями» – житиями святых, которая требовала постоянного обращения к источникам, которых в Сибири, конечно же, не было. По преданию Дмитрий от расстройства даже слег в постель. Сейчас уже трудно сказать, как ему удалось уговорить церковное руководство и самого Петра Первого избавить его от этого назначения и на время остаться в Москве. Надо было ждать, когда освободится ближайшая епархия. Так 4 января 1702 года Дмитрий был назначен ростовским митрополитом. Может, помогло то, что еще в 1690 году он поднес первую часть своих «Четьи-Миней» царям Ивану и Петру Алексеевичам. В любом случае ясно, что Дмитрий оказался в Ростове не по причине стечения обстоятельств, а умышленно, прекрасно зная о хранящихся здесь книжных сокровищах.

Работу над «Четьи-Минеями» Дмитрий закончил в 1705 году. Это был уникальный труд в 12 томах, в каждом свыше 600 страниц. Даже если бы Дмитрий Ростовский написал только одни «Четьи-Минеи», его имя навсегда осталось бы в древнерусской литературе. Но он был автором целого ряда литературных произведений, вот лишь некоторые их названия: «Руно орошенное, или Сказание о чудесах Черниговской Ильинской иконы Богоматери», «Розыск о раскольничьей брынской вере», «Поучительные слова», «Диариум» (дневник), «Алфавит духовный», «Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении», «Краткий катехизис», «Келейная летопись», «Летопись царей и патриархов», «Слово о пьянстве», «Летопись ростовских архиереев». В последнем произведении для изучающих ростовское краеведение и сегодня представляет интерес рассказ о ростовском митрополите Филарете – отце первого русского царя Михаила Романова, о тех испытаниях, которые выпали на долю Ростова и ростовцев в годы Смуты.

Еще на Украине Дмитрий начал сочинять религиозные стихотворения, написал шесть драматических мистерий. Одна из них – «Успенская драма» – была написана, по мнению исследователей, на Украине, в конце XVII века и была предназначена для исполнения монахами и писцами в монастыре.

В Ростове Дмитрий Ростовский учредил семинарию, в которой училось более двухсот детей священнослужителей, которые ставили его мистерии, исполняли сочиненные им духовные песни. Уже в наше время Московский камерный театр осуществил постановку спектакля «Ростовское действо», созданного по «Комедии на Рождество» Дмитрия Ростовского. Он был автором текста и музыки, в свое время комедия вызвала огромное количество подражаний, была проникнута верой в мир, добро и справедливость. Имела большой успех и современная постановка: заложенные в комедии идеи не устарели, творчество Дмитрия Ростовского продолжает служить людям.

По сути дела, здесь, в Ростове, митрополит Дмитрий начал работу, которую в Ярославле продолжил Федор Волков и завершил созданием первого русского театра. Таким образом, Дмитрия Ростовского можно назвать одним из первых отечественных драматургов, а Ростов может по праву разделить с Ярославлем честь называться родиной русского театра.

В ростовских топонимах нет упоминания Дмитрия Ростовского, но его имя было увековечено в другом месте: в 1761 году, в честь Дмитрия Ростовского, Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую крепость. Со временем крепость превратилась в город Ростов-на-Дону, который, по сути дела, наследовал не только имя, но и славу Ростова Великого.

В Собрании российских древностей А.И.Мусина-Пушкина, в котором хранилось «Слово о полку Игореве», были и сочинения Дмитрия Ростовского. Любопытная деталь: когда археограф К.Ф.Калайдович, который провел настоящее следствие, чтобы выяснить обстоятельства находки «Слова о полку Игореве», спросил у типографщика Семена Селивановского, принимавшего участие в издании «Слова», каким почерком была написана рукопись, тот, не раздумывая, ответил, что почерк был не очень древний и похож на почерк Дмитрия Ростовского, с рукописями которого типографщику приходилось иметь дело.

Скончался митрополит Дмитрий Ростовский 28 октября (8 ноября) 1709 года, по преданию точно предсказав день своей кончины. Перед этим он пригласил в келью своего любимого ученика и переписчика его сочинений Савву Яковлева, пересказал ему свою биографию, благословил и поклонился до земли.

Узнав о кончине Дмитрия, в Ростов прибыла царица Параскева Феодоровна – вдовствующая супруга царя Ивана Алексеевича, брата Петра Первого. В последний путь Дмитрия провожал его друг – митрополит и блюститель патриаршего престола Стефан Яворский, совершивший литургию и организовавший погребение в Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря – там, где завещал Дм��трий.

Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть» [2] . В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных» [3] . В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.

По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу» [4] , оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати» [5] .

Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.

Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».

В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали» [6] , и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.

Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам» [7] .

Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество» [8] . Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.

Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).

Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».

Великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Донской (род. 12 октября 1350–ум.1389, годы правления 1359-1389) прославился как выдающийся исторический деятель — объединитель русских земель, освободитель Руси от татаро-монгольского ига, а также как правитель, живущий и правящий согласно христианским заповедям. Вспомним его жизнь, служение русскому народу и его славные подвиги.

По словам современников Дмитрий Донской был величав и красив; имел чёрные густые волосы и огненные светлые глаза. В глазах современников он считался очень умным человеком. Кроме того, его характеризовали такие черты характера, как цельность личности, воля, решительность и настойчивость в достижении своей цели.

Но Москва не отказалась от борьбы за великое княжение и в 1363 году московские полки под предводительством юного князя Дмитрия Ивановича вынудили суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича уйти из стольного града Владимира в Суздаль.

Митрополит Алексий добился того, чтобы Дмитрий Константинович добровольно отдал право на владение великокняжеским титулом тогда ещё юному двенадцатилетнему Дмитрию Ивановичу.

Дмитрий Константинович не против был вернуться в свой Нижний Новгород, однако там правил его брат и соперник Борис, который не желал покидать княжеский престол. Тогда Москва употребила всё своё влияние- митрополит Алексий просто закрыл в Нижнем Новгороде все церкви. Одновременно из Москвы выступило войско. Такого давления Борис не выдержал и уступил нижегородский княжеский престол своему брату. Приняв нижегородский княжеский престол, Дмитрий Константинович отказался от ярлыка на великое княжение. В 1364 году он заключил с Москвой политический союз, который вскоре был скреплён ещё и родственными узами: в январе 1366 года Дмитрий Константинович выдал свою 13-летнюю дочь Евдокию за 15-летнего московского князя Дмитрия Ивановича. Нижегородско-суздальские и московские князья породнились, и это их примирило.

В 1367 году в быстро разраставшейся Москве началось уникальное для Руси строительство-возведение каменных кремлёвских стен. Поводом к строительству явился страшный пожар 1365 года. Пожар начался в церкви Всех Святых и уничтожил за два часа всю Москву. Пожар этот получил название Всесвятского. При Орде такое строительство каменных городских стен было запрещено, чтобы русские города оставаться беззащитными. Строительство каменного кремля требовало больших денег. Но деньги у Москвы были, ведь не вся дань, которую собирал великий князь, уходила в Орду. Да и время было удачное,- Орде, охваченной внутренними распрями, было не до Москвы.

Тверь была очень сильным городом с амбициозными князьями. В годы правления Дмитрия Ивановича там правил князь Михаил Александрович, вступивший в борьбу за великокняжеский ярлык и даже добившийся его. Тверь в своих действиях была союзником Литвы. Великий князь литовский Ольгерд был женат на сестре тверского князя Михаила.

Военные действия против Твери начались уже в 1367 году, когда московская рать вторглась в тверские владения на правом берегу Волги. На следующий год тверского князя Михаила Александровича, приглашённого в Москву, заточили в темницу. Вышел он оттуда только потому, что в Москву прибыли важные ордынские вельможи, и Дмитрий Иванович, опасаясь неприятностей, отпустил своего пленника.

Оскорблённый князь Михаил Тверской сразу же обратился за помощью к великому князю литовскому Ольгерду. Ольгерд, давно зарившийся на московские земли, немедленно откликнулся и осенью 1368 года подступил к Москве. Дмитрий Иванович заперся в только что отстроенном белокаменном Московском Кремле, и литовцы были вынуждены готовиться к штурму московской крепости. Однако, война с крестоносцами, которую вёл Ольгерд, не позволила ему долго находиться под стенами Москвы. Простояв под стенами Московского Кремля около трех недель, они так и не рискнули начать штурм крепостных стен и ушли. Но окрестности Москвы впервые за сорок лет испытали неприятельское нашествие. Города и сёла были разорены, скот угнан, множество людей захвачено в плен.

В 1370 году князь Михаил Тверской, получив великокняжеский ярлык от очередного ордынского князя Булака, попытался обойти московские заставы и вернуться в Тверь. Однако это ему не удалось и, едва спасшись, он снова убежал в Литву. В Литве он снова подговорил Ольгерда начать новый поход на Москву. Новая осада Московского Кремля в декабре 1370 года опять не была успешной, так как литовцы узнали, что на помощь Москве двинулись полки Серпуховского и Рязанского князей. Ольгерд снял осаду Москвы и спешно вернулся в Литву.

В 1371 году Тверской князь вторично получил от ордынского князя Булака ярлык на великое княжение и отправился в сопровождении ханского посла Сары-хожа двинулся на Русь. По прибытии в великокняжеские земли ханский посол потребовал от Московского князя срочно явиться во Владимир и признать старейшинство Тверского князя Михаила Александровича. Однако Дмитрий Иванович, как гласят летописи, смело заявил татарскому послу: «К ярлыку не еду, а в земли на княжение на великое не пущаю, а тебе, послу, путь чист». В результате Сары-хожа сам явился в Москву, где, неожиданно получив богатые дары и обещания, признал права Московского князя на великокняжеский ярлык.

В этой ситуации тверской князь вновь был вынужден бежать в Тверь и вновь обратился к князю Ольгерду Литовскому за военной поддержкой.

В 1372 году Ольгерд в третий раз пошёл походом на Москву. Однако, в районе Любутска на Оке московская рать разгромила литовский сторожевой полк, после чего неприятель вынужден был вернуться в Литву. А затем Ольгерд направил Дмитрию неожиданное предложение о заключении «вечного мира».

Дмитрий Иванович принял взаимовыгодное предложение. И уже в июле 1372 года между Вильно и Москвой был заключен мирный договор. В договоре с Литвой появилась запись о признании великого владимирского княжения как вотчины московских князей, то есть о передаче власти от отца к сыну по наследству. Кроме того, вотчиной московских князей признавался и Новгород.

Тем самым Ольгерд Литовский полностью отказался от поддержки любых притязаний Михаила Тверского на обладание великокняжеским престолом, и Тверь лишилась своего главного и сильного союзника. Ольгерд же получил возможность без оглядки на Москву воевать с крестоносцами.

В 1375 году Михаил Тверской вновь получил в Орде великокняжеский ярлык и напал на Углич и Торжок. Тогда, собрав большое объединённое войско Московского, Смоленского и Брянского князей, Дмитрий Иванович пошёл войной на князя Михаила Александровича. Тверской князь затворился в тверской крепости и рассчитывал отбиться. Однако, видя изнеможение своих войск, Михаил Тверской запросил Дмитрия Московского о мире. Великий князь Дмитрий Иванович, не желая разорения Твери, подписал с тверским князем мирный договор, по которому тверской князь признал себя «молодшим братом» московского князя, а великое княжение его отчиной. Так Москва становилась главным городом, вокруг которого должны были сплотиться и объединиться русские земли.

Важнейшим условием этого договора явился военный союз при нападении Литвы или Орды на Москву или Тверь. Дмитрий Иванович не сомневался, что такая необходимость скоро наступит, потому что уже с начала семидесятых годов начал задерживать дань Орде и выполнять её требования. В период междоусобиц Сараю было не до Москвы, но вскоре Орда снова напомнила о себе.

Завещание Дмитрия Донского: «А вы, дети мои, живите заодин»

Примирение с Литвой и усмирение Твери позволили Дмитрию Донскому и митрополиту Алексию сконцентрировать внимание на взаимоотношениях с Ордой.

Внутренние распри раскололи Золотую Орду на две части с границей по Волге. Власть на правобережье захватил темник Мамай. Он не был законным ханом, потому что в его жилах не текла кровь потомков Чингизхана. Однако он всерьёз рассчитывал вернуть Орде былое могущество.

На левобережье утвердился законный хан Тохтамыш, тоже стремившийся к власти над всей Золотой Ордой. Мамаю предстояла решающая схватка с Тохтамышем, за которым стоял грозный Тамерлан.

Ожесточенная борьба за власть в Золотой Орде подвигла великого князя Дмитрия Ивановича начать борьбу за свержение ордынского ига. В 1374 году после отказа Дмитрия Донского платить дань хану Мамаю, последовало «размирье» с Золотой Ордой и отказ от признания самозванных мамаевых князей. В таких условиях Мамай воевать с Тохтамышем не мог, поэтому сначала он решил выступить против Москвы.

Сначала Мамай попытался получить дань с более сговорчивого суздальского-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Мамаем была послана тысяча воинов во главе с Мурзой Сарайкой. Однако князь Дмитрий Константинович проявил полную солидарность с великим московским князем Дмитрием Ивановичем и перебил весь татарский отряд.

В конце 1375 года ордынцы совершили набег на земли Новосильского княжества и сожгли его столицу город Новосиль. Князь Роман Семёнович Новосильский был давним и верным другом Москвы. В этой ситуации Московский князь Дмитрий Иванович вышел со своим войском за пределы своего княжества навстречу татарской рати. Однако, Мамай не решился предпринять новый поход на русские земли, и московская рать отошла назад.

Весной 1377 года московско-нижегородская рать под руководством московского воеводы Дмитрия Ивановича Боброка-Волынца и нижегородских князей Василия Дмитриевича и Ивана Дмитриевича совершила удачный поход против Булгарской Орды, фактически отделившейся от Сарая. Русская рать разгромила булгарских татар и получила от них большую военную контрибуцию.

Вскоре, узнав, что неприятель вновь готовит поход на новгородские земли, Дмитрий Донской выслал навстречу ордынскому войску пять полков во главе с городецким князем Иваном Дмитричем. В начале июля 1377 года русские ратники подошли к левому берегу реки Пьяная и встали там лагерем, ожидая врага. Однако, узнав, что ордынцы стоят далеко, русские ратники сняли доспехи и стали пировать. 2 августа 1377 года ордынцы под предводительством царевича Арапши напали на спящих русских воинов и перебили их. Часть русского войска погибла в лагере, а часть, спасаясь бегством, утонула в реке. Разгромив русское войско, ордынцы разорили и разграбили Новгородское и Рязанское княжества, а затем вернулись в Заволжские степи.

Первое основание для прославления князя указано нам в тропаре святому:

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобного Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

Как защитника Отечества прославляем мы Димитрия, воспевая его победы над татарами: поход 1376 г. на Волжскую Булгарию, битвы на реке Воже в 1378 г. и особенно на поле Куликовом в 1380-м. Это были первые победы над врагом, около полутора столетий терзавшим Русь и казавшимся несокрушимым.

Битва на Воже показала, что времена Батыя прошли безвозвратно, что татар можно и нужно побеждать. Народ понял, что появился вождь, способный начать борьбу с Ордой.

Куликовская битва решила судьбу России. Ведь в случае поражения, наша страна могла бы исчезнуть с карты Европы.

В сознание потомков Димитрий вошел прежде всего как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли («держателя» – у летописца) как бы отошла на второй план.

А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.

С самого начала своего правления Димитрий Иванович объявил решительную войну не только отдельным, как теперь говорят «суверенным» удельным князьям – противникам единения, но и всей удельной системе.

Презрев ханский ярлык на великое княжение, выданный Дмитрию Константиновичу, он прогнал его из Владимира и посадил своим присяжным в Суздале. Выслал князей Стародубского и Галицкого из их наследственных городов, обязал Константина Ростовского быть в полной зависимости от Москвы.

Опасная история. Как ордынское иго затянулось на лишние сто лет

Среди примеров личного благочестия святого Димитрия один нуждается в том, чтобы его выделить особо. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена.

Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество. (Первая русская святая чета – Петр и Феврония Муромские – были канонизированы только в середине XVI века).

Автор «Слова о житии…» особо подчеркивает, что Димитрий сохранил себя в чистоте до брака и в семейной жизни был верен супруге и целомудрен. Он находит удивительные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы:

«Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».

Замечательно, что из 12 детей (8 сыновей и 4 дочери) восприемником у двух сыновей Димитрия был преподобный Сергий, у остальных наследников – другой русский святой – Димитрий Прилуцкий.

Особым знаком воли Господней стало почитание князя Димитрия как избранника Божия. По свидетельству многочисленных памятников древности, сначала в Москве, а потом повсеместно по России началось прославление князя.

Уже вскоре после его кончины были написаны «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей, и «Слово о житии и преставлении…». Последний памятник специалисты признают одним из самых вдохновенных и поэтичных в XIV-XV веках.

Автор «Слова о житии…» не сомневается в святости Димитрия Донского, он многократно обращается с молитвой к нему, как небесному предстателю пред Господом за весь народ и Отечество.

Вскоре после кончины стали появляться образцы иконографии великого князя.

Память о нем жива всегда и особенно усиливается в годы войн и опасностей.

Вспомним, что окончательно татаро-монгольское иго Русь сбросила при Иване III через столетие после Куликовской битвы.

Тогда в наше Отечество вторгся хан Ахмат с великой ратью. Иван III был в сильном смятении. И убедили его действовать решительно и выйти навстречу врагу (стояние на Угре) иерархи Церкви.

В знаменитом послании Ивану III архиепископ Ростовский Вассиан обратился к образу Димитрия Ивановича, вспомнив триумфальный 1380 год. О Димитрии владыка Вассиан рассказывает как о человеке, желавшем «не только до крови, но и до смерти» пострадать за веру, святые церкви и за врученное от Бога стадо христовых овец, как истинный пастырь и вождь своего народа, уподобясь прежде бывшим мученикам.

А в ХХ веке, в Великую Отечественную войну, имя Димитрия Донского наряду с именем Александра Невского призывалось в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, в обращении к народу И.В. Сталина. Именем князя была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.

Сегодня, как никогда мы нуждаемся в помощи святого Димитрия Донского. Чтобы укрепить страну нашу, чтобы отстоять ее целостность и единство, чтобы отразить все угрозы террористов и сепаратистов, чтобы умножить веру и благочестие нашего народа, чтобы укрепить семьи – защитить нас от вымирания телесного и смерти духовной.

2

Речь идет о г. Галиче на Днестре, не путать с Галичем в Кос¬тромской области.

21

Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа (1225-1552 гг.). С. 93-94.

22

Текст повести приведен в переводе с древнерусского язы¬ка, сделанным Д.С. Лихачевым. Однако Лихачев ошибся, именуя рязанского князя Юрием Игоревичем Ингоревичем. На самом деле Юрий Игоревич был сыном рязанского князя Игоря Глебо¬вича и братом князя Ингваря Игоревича, умершего около 1222 г.

23

Воинские повести древней Руси. Л.: Лениздат, 1985. С. 106-107.

24

Там же. С. 108.

219

По крайней мере, официально. Многие литовцы, хотя и крестились, в душе оставались язычниками.

220

Горский А.А. Москва и Орда. С. 119.

221

Полный свод русских летописей. Т. 15. Вып. 2. Стб. 157.

222

3-й сын великого князя нижегородского Константина Ва¬сильевича.

223

Для удобства читателя я буду впредь так именовать мос¬ковских правителей.

224

Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Кн. II. С. 354.

225

Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа (1225-1552 гг.). С. 286-287.

226

Идегей: татарский народный эпос. Казань, 1990. С. 162.

227

Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Кн. II. С. 370-371.

228

Петр Дмитровский, пятый сын Дмитрия Донского. Ро¬дился в 1385 г., умер в 1428 г. К этому времени умерли и все его дети, так что потомства он не оставил.

229

Село Лысково в XIX веке относилось к Макарьевскому уез¬ду Нижегородской губернии.

230

Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа (1225-1552 гг.). С. 292.

231

Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Кн. II. С. 355-356.

232

Там же. С. 356.

233

Киевские князья были «подрчниками» Великого княже¬ства Московского.

234

Иловайский Д.И. Собиратели Руси. М.: Чарли, 1996. С. 163.

235

Морозова Л.Е. Затворницы. М.: АСТ-пресс книга, 2002. С. 84.

236

Города Руса, Ладога, Орехов, Копорье, Торжок. Городец и другие.

237

По одной версии, он уходит в монастырь в Молдавии и становится схимником Гавриилом.

238

Горский А.А. Москва и Орда. С. 138-139.

239

Там же. С. 141.

240

Многие историки пишут: «Василий II заключил соглаше¬ние…, Василий II двинул войска…» и т. д., но насколько нелепо это по отношению к 10-летнему ребенку.

241

Зимин А.А. Витязь на распутье. С. 33.

242

Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского на¬рода (1225-1552 гг.). С. 315.

243

Улу-Мухаммед действительно владел лишь Западной час¬тью Золотой Орды.

244

Цит. по: Зимин А.А. Витязь на распутье. С. 57.

245

Там же. С. 68.

246

Борисов Н.С. Иван III. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 48.

247

Цит. по Зимин А.А. Витязь на распутье. С. 66.

248

Эта цифра приведена в хронике Быховца, что, видимо, пре¬увеличение.

Куликовская битва — сражение между русским войском во главе с московским князем Дмитрием Донским и армией темника Золотой Орды Мамая, состоялась 8 сентября 1380 года на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча (Тульская область), на площади около 10 км².

Московский князь Дмитрий, готовясь к решительной борьбе, известил всех русских князей о нависшей опасности и призвал их объединить усилия для отражения врага. Кроме князя Тверского, непримиримого врага Москвы, а также князя Рязанского, который вступил в тайные отношения с Мамаем, все русские князья и все русские земли выразили готовность участвовать в предстоящей борьбе русского народа с татарами.

Борьбу с врагом возглавило Московское великое княжество. Сбор всех военных сил был назначен в Коломне. Русские люди, конные и пешие, разными путями стекались к Москве. Ополчение состояло из князей, бояр, духовенства, купцов, ремесленников и вооруженных холопов, то есть из всех слоев населения. Конница по численности не уступала пехоте. В ее состав уже входили отдельные ударные соединения тяжелой кавалерии — «кованая рать».

Московское войско состояло из 20—25 тысяч человек. Из других княжеств пришло свыше 30 тысяч ратников. Позже к ним присоединились псковские и брянские дружины. По разным причинам не было полков смоленских, нижегородских, новгородских и рязанских. Мобилизация сил Московского и других княжеств дала возможность князю Дмитрию создать небывалую до того русскую рать (по некоторым оценкам, 60-90 тысяч человек).

На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и проведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым, в котором было около 100-150 тыс.человек).

Наш Дмитрий Донской. Духовное завещание

Залогом победы русских в Куликовской битве в значительной степени стала тактика Дмитрия Донского. Несмотря на то, что он сам сражался в войске, как рядовой воин, он оставил часть своей армии в близлежащем лесу. Это был засадный полк, которым командовал князь Владимир Серпуховской. В критический момент сражения, когда казалось, что татары уже побеждают, Владимир Серпуховский нанес удар в тыл татаро-монголам и те, напуганные тем, что оказались между двух огней, вынуждены были бежать с поля боя.

Битва закончилась победой русских, но в этом сражении москвичи потеряли половину своего войска. Потери татар были настолько велики, что их даже никто не считал. Мамай бежал с поля боя и укрылся у генуэзцев в городе Феодосия, где и был убит в следующем 1381 году. Генуэзцы не любили людей, которые обещали им разные политические блага и своих обещаний сдержать не могли. Жертв было настолько много, что далеко не все воины были захоронены.

Раскопки на Куликовом поле, которые предпринимались в 19 — 20 веке показали, что на месте сражения оставались десятки людей. Москвичи похоронили своих павших в братской могиле к востоку от города. Над этой братской могилой была возведена деревянная церковь, а вокруг нее построен монастырь, который находится там и сейчас и называется Спасо-Андроников монастырь.

В 1420 годы вместо деревянной церкви был построен каменный Спасский собор. Он стоит на этом месте и поныне. Это самое старое, из дошедших до нас сооружений, на территории города Москвы.

Итоги Куликовской битвы трудно переоценить. Это была первая серьезная попытка москвичей, да и вообще жителей северо-восточной Руси, избавиться от татаро-монгольского ига, и эту попытку, безусловно, следует признать удачной. Дело даже не в том, что Москве удалось освободиться от необходимости выплаты дани. Конечно, потом будут еще нашествия, и Москва еще на 100 лет останется под татаро-монгольским владычеством, но и самим себе, и татарам, москвичи доказали, что могут быть независимыми, могут побеждать даже такую мощную армию, какой была татаро-монгольская.

Через два года, в 1382 году, в Москву приходит армия хана Тохтамыша. В принципе, Дмитрий Донской оказал Тохтамышу услугу, он уничтожил войско его соперника Мамая, но представления о благодарности у Тохтамыша были своеобразными. Тохтамыш взял Москву обманом, попросил открыть ему ворота, и москвичи, почему-то, ему поверили. Сжег ее и уничтожил практически все население города.

В летописях сказано, что в результате этого нашествия погибло не менее 200 тысяч человек.

Самому Дмитрию Донскому, правда, удалось спастись. Он, как раз, в это время находился на севере страны, собирая войско для того, чтобы оказать Тохтамышу отпор. Но две столь крупные битвы, как Куликовская, конечно, в то время Русь осилить не могла. После походов Тохтамыша Москва снова стала платить дань татарам, но теперь уже прекрасно понимала, что выплата этой дани зависит только от уровня сил московского князя и татарского хана.

Дмитрий Донской умер в 1389 году довольно молодым. Ему было всего тридцать девять лет. В своем завещании он делал своего старшего сына Василия великим князем без ордынского ярлыка, то есть не дожидаясь согласия татаро-монгол на занятие им великокняжеского престола. Это ещё раз доказывает всю условность владения ордой московскими землями. Дмитрий Донской это прекрасно понимал.

В завещании Дмитрий Донской устанавливал порядок престолонаследия от брата к брату, то есть после смерти его старшего сына Василия, должен был править его младший сын — Юрий, которому временно в удел давался город Звенигород. Собственно, поэтому он получил имя Юрий Звенигородский. Но у Василия I был другой взгляд на эту проблему. Он решил установить собственную династию. Именно из-за этого в 15 веке разразилась большая феодальная война.

Внимание

Sanity 24.02.2009, 22:32 # я конечно немножко приукрасил свою неосведомленность текстами из учебника Плешакова. Как-то раз вставил ребенку, что если все внимательно читать, то ответы можно найти.Конечно в учебнике Плешакова не будет ни слова про завещание. Но там наверняка есть или о первых книгах на Руси или еще что-нить косвенное.

А требовать от учебника ясности талмуда это неправильно. Это не я 24.02.2009, 22:35 # Саш, тебе не кажется что в четвертом классе задачи по истории (вопросы) должны быть довольно четкими, не? то есть ребенок, только что прочитавший про Новгородские грамоты и нашествие татаро-монгол не очень в теме что уже у нас пергамент. как думаешь? ты когда будет у тебя часик свободный возьми какуюнибудь тему позаковыристей оттуда и почитай и все домашки сделай. мне кажется ты просто не приглядывался к текстам.

Духовная грамота Дмитрия Донского, 1389 год

Число 6 находится в коррелятивной связи с количеством разновидностей предметов, передаваемых отцом старшему сыну. Третья клаузула. Наиболее яркий элемент конструктивистской природы текста «завещания» в этом фрагменте – 4 «чепи золоты», 3 «поясы золоты» и 2 «чаши золоты». Репрезентованный здесь числовой ряд 432 – дата Олимпийских игр 432 г.
до нашей эры, на которых греческий математик и астроном Метон предложил свой метод корректировки календаря путем введения в 235-месячный синодический цикл 7 лет с 13 месяцами. Формула Метона уже в древности получила название «золотого числа» . Конечное числовое значение всех слов пяти строк клаузулы, включая остаток слов предшествующей, с которых начинается ее первая строка, и начало следующей клаузулы, которым заканчивается пятая строка, равно 9, в метоновом цикле 6939 дней (6 и 3 этого ряда вместе образуют 9, трижды 9 – 27, или 9).

Количество слов первой строки в конечном выражении– 6 (в первоначальном выражении — 15), второй – 2, третьей – 2, четвертой – 9, пятой – 2, полученный ряд 62292; общее числовое значение здесь не высчитывается, поскольку лексема «своимь» разделена на две части и учтена как во второй, так и в третьей строке. Всего же слов в пяти строках 56, конечное числовое значение 2. Теперь суммируем конечные числовые показатели каждой строки, полученные по двум обозначенным выше критериям, предварительно выстроив эти показатели в два столбца.
Третий столбец справа – полученные построчные конечные числовые значения.9 6 63 2 53 2 58 9 89 2 2В полученных столбцах-рядах примечательны различные симметричные взаимоотношения между рядами, столбцами и в одном случае внутри ряда (8 9 8).

Инфо

Для нас же оно, а также затмение 1050 г. интересны прежде всего тем, что 96-й cарос закончился в 1374 г. (последнее его затмение), то есть в течение 74 лет XIV в. и, соответственно, в период жизни Ивана Калиты он «умирал» (затмения 1302, 1320, 1338, 1356 гг.). Составитель завещания не ограничивается намеком на смысловую связь между «документом» и саросом, он почти прямо на это указывает: разрыв между датами 950 и 1040, о котором он позаботился, равен 90 годам, антропоним Иван (7) Данилович (2) наделен конечным числовым значением 9 (нули в вербально-числовой энигматике факультативны). У прозвища «Калита» конечное числовое значение тоже 9.

Во второй клаузуле количество закрепляемых за Семеном Ивановичем городов и сел 27, в конечном выражении – 9. Конечное числовое значение всех названий равно 6 (номинация «село на С(е)верьсц(е) в Похряньскомъ оу(е)зд(е)» приравнена к названию).

Важно

А так раскладка иная вышла 🙁 Это не я 24.02.2009, 23:28 # а вот это кстати не показатель. я много общаюсь с тетками из других классов и параллелей. кто в школе не бывает -ничего про вшей не знает вообще. Да все мб, но они бывают, да и я бывала Это не я 24.02.2009, 22:31 # Юль! затем что теперь когда болеешь надо сделать все ДЗ. такой бред, ужос. в школе тут хоть какая-то движуха, а тут только дома ДЗ писать. она конечно не сильно убивалась, но все же грит — я не знаю, как это делать. вот думаю на бересту, ну тут же вмешался папа что это чепуха и погнали. главное помогать он ей не помогает, только критикует мою помощь. такой вот посильный вклад в семейный быт. «вмешался папа» — это не помощь разве? имхо, папа прав в критике, сама истеришь и ребенка зря накручиваешь. Это не я 24.02.2009, 22:43 # ДА КТО ИСТЕРИТ? Свет, я задала просто вопрос.

  • Насколько мне известно, Иван Калита написал сво завещание на пергаменте. Кстати, Иван Калита сделал вс это сразу в нескольких экземплярах, а также затем заверил своей личной печатью, поскольку в итоге данное завещание заверил своей личной печатью ещ и хан Узбек.
  • Завещание, или как говорили в то далекое время, духовная грамота царя Ивана Даниловича по прозвищу Калита, было последним предсмертным волеизъявлением государя, а следовательно документом официальным и имеющим большое историческое значение. Прежде всего в этом документе Иван Калита перечислил все, чем владел и подтвердил свое духовное здоровье на момент составления завещания.
    Потом он отписал все имущество своим сыновьям, впервые введя в практику передачу наследства не старшему оставшемуся в живых брату, а непосредственно своим потомкам.

Сыновья Ивана Калиты в 1350 г. заключили между собой договор, о соблюдении воли отца и нерушимости Руси. (Интересно, что этот договор был древнейшим из дошедших до нас документов, написанных на бумаге. До этого все грамоты писались на бересте или пергаменте). Sanity 24.02.2009, 21:05 # может он его на охоте, внезапно, в лесу писал? Может там какая история есть? бумага тогда точно была.Бересту обычно вспоминают, когда пытаются найти подтверждение тысячелетней истории. Это не я 24.02.2009, 21:10 # он их две писал, когда в золотую орду ездил взятки давать. вообще я считала что Калита сволочь редкостная. по Плешакову он прям ангел спаситель всея руси. ну ладно, надо выбрать из шести утверждений одно неправильное. вот похоже про завещание неправильное. я уже и яндекс, и вики курила, ниче там про бересту нету.

(Калиты) было на писано на бересте. это же неверное утверждение, так? Обсуждение закрыто модератором Maria-k 25.02.2009, 11:49 # а кто задал такой вопрос? в учебнике его нет 🙂 Это не я 25.02.2009, 13:08 # рабочая тетрадь! 4й класс, раздел история «Русь раздувает крылья» Sanity 24.02.2009, 22:13 # я вот одного не понимаю, твою предвзятость к Плешако ву. У нас тоже Плешаков, ребенок как-то сам справляется. Была раз 4-ка за четверть,- чего-то не дочитал перед контрольной.
Но в Плешакове нет ничего, что заставило бы регулярно подключаться родителей. только родители при виде /Плешакова впадают в легкий ступоР колобок)) я так точно когда листаю учебник за 1-ый класс Это не я 24.02.2009, 22:21 # она грит не знает ответа.

На тот момент Великий Князь был владельцем нескольких городов, к их числу относились Руза, Звенигород, Можайск, Серпухов, Коломна. Ивану Калите принадлежали десятки сел и волостей. Таким образом, на вопрос о том, что такое духовная грамота, можно дать простой ответ — самое настоящее завещание, составленное в период княжения. Впервые Калита пренебрег правилами разделения наследства. Он раздал его всем своим сыновьям поровну, не обращая внимания на «лестничное восхождение», согласно которому значительная доля доставалась именно старшему сыну. Стоит отметить, что Иван Калита не позаботился больше ни о ком, кроме своей семьи. Все наследство было поделено в тесном родственном кругу. Интересен тот факт, что князь не выделил «вдовью долю» своей супруге. Деньги, по праву принадлежащие ей, он отдал старшему сыну и приказал ему заботиться о матери и младших братьях.

Тихомирова по истории Москвы XII-XV веков и средневековой России не представляется сложным, их можно найти в публичной библиотеке или на книжных развалах столицы. Ну, а книгу архимандрита Леонида Кавелина «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении» наш читатель и исследователь истории Подмосковья может встретить на «Книжной полке» историко-краеведческого сайта Наро-Фоминского района «Боровский тракт». О том, что духовная грамота Ивана Калиты написана в 1328 г.

и напечатана « В собрании государственных грамот и договоров»,Т.I №22, сообщает нам и«Хрестоматия по истории СССР». Т.I., составленная В.Лебедевым с группой авторов, которая была издана в Москве в 1940-м году. Мы в своём краеведческом исследовании придерживаемся такой же установленной историками даты.

«Ну, а чем интересно завещание Ивана Калиты?» – может спросить нас неискушённый в истории читатель.

После смерти отца в 1359 году опекуном 9-летнего князя Дмитрия и фактическим верховным правителем Московского княжества стал митрополит Алексий (Алексей Федорович Бяконт), обладавший сильным характером, большим авторитетом. Двум своим сыновьям Иван Красный завещал владения[3], оставленные Иваном Калитой[4] соответственно Семёну и ему. После скорой смерти младшего брата эти владения соединились под властью Дмитрия.

В Золотой Орде со смертью Бердибека (1359) началась «великая замятня» — продолжительный период борьбы за власть. Великое княжество Владимирское по смерти Ивана Красного было отдано нижегородско-суздальским князьям. В 1362 году впервые упомянутый русскими летописями в западной части Орды темник беклярбек Мамай, фактически управлявший от имени хана Абдуллы, выдал ярлык Дмитрию Ивановичу, и московское войско выгнало из Переяславля и Владимира Дмитрия Константиновича суздальского. Впоследствии Москва поддержала его права на Нижний Новгород в обмен на отказ от претензий на Владимир, а Дмитрий Иванович женился на его дочери Евдокии.

Распад Золотой Орды коснулся не только её азиатской части: в мордовских землях укрепился Тагай, а в Волжской Булгарии — Булат-Тимур. Тот и другой были разбиты соответственно рязанцами в 1365 году у Шишевского леса и суздальцами в 1367 году на р. Пьяне. В этом ряду побед была и наступательная акция суздальцев, когда они в 1370 году вторглись в Волжскую Булгарию и посадили там мамаевых ставленников. Таким образом власть Мамая распространилась на все земли западнее Волги, и он перешёл к общерусским масштабам политики.

  • Лебеди Непрядвы (1980; СССР) — режиссёр Роман Давыдов.
  • Пересвет и Ослябя (2010; Россия) — режиссёр Станислав Подивилов.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание 27. За несколько дней до экзамена. Вспомним, как писать сочинение (рекомендации + пример).
  • История России. Эпоха Олега Вещего в искусстве.
  • История России Олег (Вещий). (879 (882) – 912 гг.) Всё о князе Олеге.
  • История России. Советско-американское соглашение «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». 1942 г.
  • История России. Советско-польское Соглашение о восстановлении дипломатических отношений между СССР и правительством Польской Республики в изгнании. (Соглашение Сикорского-Майского). 1941 г
  • История России. Советско-японский пакт о нейтралитете. 1941 г.
  • История России. РЮРИК. (862 – 879 гг.) ВСЁ о правлении РЮРИКА.
  • Русский язык. 1-4 классы. Отличие приставки от предлога.
  • Русский язык. 1- 4 классы. Приставка.
  • Русский язык. 1- 4 классы. Окончание.
  • Коллекции
  • Каталог фондов
  • Топ-100
  • Поиск

Духовное завещание дмитрия ростовского

  • Общая информация
  • Ученый совет
  • Филиал в Тюменской области
  • Сотрудничество
  • Региональная и зарубежная сеть
  • СМИ
  • Организация мероприятий
  • Интернет-вещание
  • Нормативные и общие документы
  • Отправить обращение
  • Контактная информация
  • Электронные регистрации

Завещаю вообще никому не оплакивать меня

Николай Васильевич Гоголь — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный классик русской литературы. Самое емкое определение его роли в русской литературе приписывается Ф.М. Достоевскому: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели».

Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю.

1. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться… Будучи в жизни своей свидетелем многих печальных событий от нашей неразумной торопливости во всех делах, даже и в таком, как погребение, я возвещаю это здесь в самом начале моего завещания, в надежде, что, может быть, посмертный голос мой напомнит вообще об осмотрительности.

Предать же тело мое земле, не разбирая места, где лежать ему, ничего не связывать с оставшимся прахом; стыдно тому, кто привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя: он поклонится червям, ее грызущим; прошу лучше помолиться покрепче о душе моей, а вместо всяких погребальных почестей угостить от меня простым обедом нескольких не имущих насущного хлеба.

Выполняя последнюю волю своего мужа, княгиня не ушла в монастырь, а продолжала трудиться на благо Отечества. И преуспела в этом. «Первоначально Москва была только политическим и религиозным центром. В культурном отношении она уступала и Владимиру, и Суздалю, и даже Ростову. Только благодаря усилиям ряда великих княгинь, в первую очередь жены Дмитрия Донского Евдокии Дмитриевны, в городе появились замечательные постройки, храмы и терема, украшенные великолепными живописными произведениями — фресками и иконами, — уверена ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Людмила Морозова. — Приглашённые княгиней извест­ные иконописцы Феофан Грек, Семён Чёрный, Андрей Рублёв, Даниил Иконник, Прохор из Городца расписали кремлёвские храмы и создали шедевры иконописного искусства, прославившие Москву. Это превратило город в общерусскую культурную столицу».

  • В Русской Православной Церкви не поддержали идею праздновать Пасху с католиками
  • Епископ Виктор (Коцаба): «За песню о диаволе проголосовало большинство киприотов»
  • Викарий Патриарха епископ Савва (Тутунов) ответил Жириновскому, призвавшему закрыть храмы

Как ордынское иго затянулось на лишние сто лет

Князь Дмитрий Иванович Донской (1350–1389) после смерти отца с девяти лет начал княжить на Москве. В это время в Орде начались феодальные раздоры, и она стала слабеть. Но власть Мамая по-прежнему распространялась на Русь. Вдобавок Литва создала союз с Ордой, направленный против Руси и ее княжеств, и заняла Тверь. Москва в это время отстроила новую белокаменную крепость. Продолжалась экономическая борьба с ордынцами, и благодаря усилиям Москвы была снижена дань, а также заключен династический брак между Серпуховским князем Владимиром и дочерью литовского князя Ольгерда. Чем прославился Дмитрий Донской? Дипломатическими способностями, в первую очередь.

Князь Дмитрий появился на свет 12 октября 1350 года. Его отец – князь Московский и Владимирский Иван II (Красный), мать – княгиня Александра Ивановна. Дедом Дмитрию приходился Московский князь Иван Калита.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, умирает его отец. Дмитрий вместе со своим братом Семёном становятся малолетними наследниками. Вскоре Семён умирает, и Дмитрий становится единственным правителем.

Как правило, при малолетних наследниках сразу же начинаются свары и борьба за власть. Счастье молодого князя и всей России, что опекуном был назначен митрополит Алексий. Он обладал железным характером, не дюжим умом и огромным авторитетом, как среди знати, служилых людей, так и среди народа.

Митрополит Алексий оказал на молодого князя положительное влияние, что помогло становлению его как правителя. Он сумел подействовать на мировоззрение князя — это имело огромное значение для будущего объединителя земель русских.

В 1359 году опекуном 9-летнего Дмитрия и фактическим правителем Московского княжества стал митрополит Алексий, обладавший большим авторитетом. Иван Красный завещал двум сыновьям владения, оставленные ему Иваном Калитой. После смерти младшего брата эти земли соединились под властью Дмитрия.

В 1362 году темник Мамай, фактически управлявший Ордой от имени хана Абдуллы, выдал Дмитрию Ивановичу ярлык, и московское войско выгнало суздальского князя Дмитрия Константиновича из Переяславля и Владимира.

Определение 2

Ярлык – это верительная грамота монгольских ханов русским князьям на великое княжение в XIII—XV веках.

  • Курсовая работа Дмитрий Донской и его роль в истории России 420 руб.
  • Реферат Дмитрий Донской и его роль в истории России 260 руб.
  • Контрольная работа Дмитрий Донской и его роль в истории России 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Но для окружающих это выглядело несколько иначе. Многие считали, что восстание против Золотой Орды – это авантюра, что Дмитрий Иванович Донской на свой страх и риск поднял это восстание, а теперь вот идет по степи огромная черная туча – это воины Мамая. И пусть теперь он сам с ними и разбирается. Он эту кашу заварил, пусть он её и расхлебывает. Вот такое было отношение. И поэтому летом 1380 года, когда Дмитрий узнал от своей разведки, что татары вышли в поход и что у них огромное войско, Дмитрий Донской посылает гонцов ко всем своим русским князьям, которые все когда-то собирались вместе с ним и говорили, что надо поднять восстание.

И вот он посылает к ним гонцов и пишет: приходите, вот тот самый час пришел, когда мы должны вместе подняться на эту священную войну. И вдруг он начинает получать странные ответы. Один пишет, что не может, у него кони болеют, лошади совсем голодные, другой куда-то уехал в это время, и найти его невозможно. У третьего еще какие-то причины. Русский полководец оказался почти один. Нижегородский князь, его тесть, Дмитрий Константинович, не пришел, тверской князь, Михаил Александрович, не пришел, новгородцы не пришли. Пришли лишь некоторые князья: Белозерские, Ростовские – мелкие по численности дружин. И в этой обстановке Дмитрий понимает, что его может спасти только одно – народное ополчение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *