Борис годунов стал правителем России по завещанию
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Борис годунов стал правителем России по завещанию». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Эту версию знают все благодаря одноименным трагедии А. С. Пушкина и опере М. П. Мусоргского.
Пушкин не выдумал сюжет. В основе его трагедии лежали труды Николая Карамзина, первого серьезного русского историка, высказавшего мысль о виновности Бориса в смерти царевича. Но у Карамзина Борис не был злодеем. Скорее, это трагический герой, если выражаться языком литературных произведений. При этом Карамзин не раскрывает причин, почему Борис Годунов стал царем, а не кто-то из более знатных бояр.
Вслед за Карамзиным большинство российских историков XIX века продолжали считать Бориса виновником смерти Дмитрия. При этом мнение первого исследователя деяний Бориса, его современника дьяка Ивана Тимофеева, никто во внимание не принимал.
Борис Годунов стал правителем России в результате чего?
В кризисное для государства время Борис Годунов стал правителем России. В результате неудачных войн и реформ Ивана Грозного страна была на грани катастрофы. Террор опричников, недовольство знати, бегство народа на окраины страны внесли разруху в экономику и смуту в умы. Страна жила в ожидании грядущих бед.
Проводимая Иваном Грозным реформа по преобразованию крупного землевладения в мелкопоместное со службой государю и повинностями не могла не вызвать недовольства знати. Террор опричнины, опалы, ссылки и казни заподозренных в измене, кровожадность Ивана IV озлобили бояр.
Борьба с кризисом становилась первоочередной задачей. Еще до того как стал царем, Борис Годунов направил все усилия на укрепление власти и успокоение страны. В этом он продемонстрировал свой политический талант. Это же стало причиной его векового осуждения и гибели всей семьи.
Удалось ли Борису Годунову стать правителем? Уверенно можно сказать: «Да». Многое из того, что начинал Борис, будучи регентом, а потом царем, через сотню лет пришлось повторять Петру I. Было развернуто небывалое ранее строительство городов и крепостей в Диком поле. В Сибири начато строительство Томска. Построили смоленскую крепостную стену. Провели водопровод в Кремль. Годунов завершил многолетнюю русско-шведскую войну. Он начал приглашать чужеземцев в Московию. Сюда ехали врачи, инженеры, военные. Он начал посылать на учебу за границу детей знати.
В 1591 году царевич Дмитрий был найден мертвым во дворе Угличского дворца. Следствие установило, что Дмитрий перерезал себе горло ножом во время эпилептического припадка. Несмотря на официальный вердикт, слухи обвиняли Бориса в смерти царевича.
В 1598 году царь Федор умер. Трон перешел к вдове Федора Ирине, но она выбрала монастырь. Земский собор избрал царем всея Руси Бориса Годунова.
Сергей Платонов, уважаемый историк Смутного времени, утверждал, что Борис стал жертвой необоснованной клеветы. Его трагедия в том, что он стал царем во время, когда Россия столкнулась с рядом неразрешимых кризисов, и долг историков –осуществить его моральную реабилитацию.
Такого же мнения придерживались М. П. Погодин, Н. С. Арцыбашев, А. А. Краевский и другие историки.
- Коллекции
- Каталог фондов
- Топ-100
- Поиск
Этот день в истории: 27 февраля 1598 года — Борис Годунов становится царем
- Общая информация
- Ученый совет
- Филиал в Тюменской области
- Сотрудничество
- Региональная и зарубежная сеть
- СМИ
- Организация мероприятий
- Интернет-вещание
- Нормативные и общие документы
- Отправить обращение
- Контактная информация
- Электронные регистрации
Правление нового царя начиналось очень оптимистично. Служилые люди получили тройное годовое жалованье. Сельских жителей на год освободили от податей, а купцы могли торговать два года беспошлинно. Знатные дворяне были пожалованы должностями и чинами. Думные бояре были награждены особенно щедро, так как новый царь отлично понимал, от кого в основном зависит судьба новой династии.
Историки называют первые два года правления Годунова самыми благодатными. Многие высоко отмечают его заслуги как успешного правителя и государственного деятеля. При Борисе Фёдоровиче продолжается освоение «Дикого поля» (строительство городов-крепостей), укрепление южных границ. В состав России была возвращена часть территорий, недавно утраченных во время Ливонской войны, в том числе русские города возле Финского залива.
Во времена царствования Годунова продолжилось сближение России с Западом. Царь Борис приглашал иноземцев на службу, освобождая их от налогов, посылал русских молодых людей учиться за границу (еще до Петра I!). Среди его проектов было учреждение в Москве высшей школы, но царь умер раньше, чем столь ответственное событие могло реально свершиться.
Во время правления Бориса Годунова Польша — давний враг Руси – переживала непростой политический период. Король Стефан Баторий умер. На его место нашлось сразу три претендента: австрийский принц Максимилиан, шведский королевич Сигизмунд и московский царь Федор Иоаннович. Русские в случае избрания московского царя обещали Польше за свой счёт строить крепости, отвоевать Эстонию у шведов и заплатить 100 000 червонцев. Однако у русских послов при себе не было денег, а простые обещания поляков не интересовали. Выбор был решен в пользу Сигизмунда, и в декабре 1587 года состоялась его коронация. Московским послам удалось лишь заключить перемирие на 15 лет.
Внешняя политика Бориса Годунова носила миролюбивый характер. Он хорошо понимал, какие тяготы могла принести государству война и всячески старался избегать любых военных конфликтов. Так дипломатическое посольство с предложением дружеской политики было отправлено в Турцию. Не удалось сохранить мир лишь со Швецией. Шведы удерживали за собой часть Вотской пятины, и, так Русь осталась без выхода к морю, началась война. Однако шведская армия выступила неудачно, и уже спустя месяц вражеская сторона самолично предложила мир сроком на один год. Русь получала Копорье и Иван-город. Окончательный мир был заключён в 1595 году. Швеция вернула Руси Корелу, а Русь отказалась от своих притязаний на Нарву.
Важным внутриполитическим шагом Бориса Годунова стало учреждение патриаршества. С согласия константинопольского патриарха Иеремии, московский митрополит Иов был возведен в сан патриарха. А архиепископы Москвы, Казани и Ростова стали митрополитами. Учреждение патриаршества повышало авторитет Русской православной церкви и самой Руси на внешнеполитической арене, где Москва давно уже именовалась третьим Римом.
Первый царь не из Рюриковичей (если не считать такое подставное лицо, как Симеон Бекбулатович), Годунов не мог не чувствовать шаткость своего положения. По своей подозрительности он немногим уступал Грозному. Взойдя на престол, он принялся сводить личные счёты с боярами. По словам современника, «цвёл он, как финик, листвием добродетели, и если бы терн завистной злобы не помрачал цвета его добродетели, то мог бы древним царям уподобиться. От клеветников изветы на невинных в ярости суетно принимал и поэтому навёл на себя негодование чиноначальников всей Русской земли: отсюда много напастных зол на него восстали и доброцветущую царства его красоту внезапно низложили»[13].
Подозрительность эта на первых порах уже проявилась в клятвенной записи, но впоследствии дело дошло до опалы и доносов. Князьям Мстиславскому и В. И. Шуйскому, которые по знатности рода могли иметь притязания на престол, Борис не позволял жениться. С 1600 г. подозрительность царя заметно возрастает. Быть может, не лишено вероятности известие Маржерета, что уже в то время поползли тёмные слухи, будто Димитрий жив. Первой жертвой подозрительности Бориса был Богдан Бельский, которому царь поручил строить Царёв-Борисов. По доносу о щедрости Бельского к ратным людям и неосторожных словах: «Борис царь на Москве, а я в Борисове», — Бельский был вызван в Москву, подвергся различным оскорблениям и сослан в один из отдалённых городов.
Холоп князя Шестунова сделал донос на своего господина. Донос оказался не заслуживающим внимания. Тем не менее доносчику сказали царское жалованное слово на площади и объявили, что царь за его службу и раденье жалует ему поместье и велит служить в детях боярских. В 1601 г. по ложному доносу пострадали бояре Романовы и их родственники. Старший из братьев Романовых, Феодор Никитич, был сослан в Сийский монастырь и пострижен под именем Филарета; жену его, постригши под именем Марфы, сослали в Толвуйский Заонежский погост, а малолетнего сына их Михаила (будущего царя) на Белоозеро. Окольничий Михаил Никитич Романов был сослан в Ныроб в Пермский край, где был посажен в цепи в тесную затхлую яму и через год скончался. Преследования со стороны Годунова вызывали в народе сочувствие к его жертвам. Так крестьяне Толвуйского погоста тайно помогали инокине Марфе и «проведывали» для неё новости о Филарете[14].
Борис Годунов – первый избранный царь
По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, жив. Годунов был напуган нависшей над ним угрозой. О Годунове хулители отзывались нелестно — «рабоцарь[15][16]». В начале 1604 года было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья.
- «Смерть Иоанна Грозного» (1909) — С. Тарасов
- «Борис Годунов» (1954) — Александр Пирогов
- «Борис Годунов» (1961) — Джорджо Тоцци
- «Клятвенная запись» (1983) — Анатолий Быстров
- «Борис Годунов» (1986) — Сергей Бондарчук
- «Борис Годунов» (1987) — Анатолий Кочерга
- «Борис Годунов» (1989) — Руджеро Раймонди
- «Царь Иван Грозный» (1991) — Андрей Толубеев
- «Кремлёвские тайны шестнадцатого века» (1991) — Богдан Ступка
- «Гроза над Русью» (1992) — Владимир Литвинов
- «Ермак» (1996) — Сергей Гармаш
- «Иван Грозный» (2009) — Олег Малахов
- «Борис Годунов» (2011) — Максим Суханов
- «Годунов» (2018) — Сергей Безруков
- «Русский пленник» (2020) — Артур Иванов.
Годунов Борис Федорович (годы жизни: 1551/1552-1605) принадлежал к костромскому дворянскому роду. Его предки служили при московском дворе ещё со времен Ивана Калиты (14 в.). У рода Годуновых была весьма интересная генеалогическая легенда, связывающая их происхождение с татарским мурзой Четом. Согласно родовому преданию, этот мурза принял православие и основал Костромский Ипатьевский монастырь. Большинство историков критически относятся к этой легенде, отмечая, что Годуновым, было выгодно украсить свою начальную историю знатным предком – «князем» Золотой Орды.
Отчество Бориса Годунова – Федорович. Но его отец Федор высоким чином не отличился, да и умер достаточно рано. Родословная матери Степаниды Ивановны вообще неизвестна. Вряд ли Борис попал бы к столичному двору без родственников, взявших его на воспитание. Мальчик вырастал в доме дяди Дмитрия Годунова, постельничего, а позже боярина при царе Иване Грозном.
При дворе Борис Годунов начал служить в 1567 г. Спустя три года после этого его женой становиться Мария Григорьевна Скуратова-Бельская, дочь главы опричников Малюты Скуратова. Удачная женитьба упрочняет положение Бориса, вскоре он становится боярином.
Правда, видным политическим деятелем Годунов стал лишь после того, как к власти пришел Федор Иванович (1584-1598 гг.). Сестра Годунова Ирина являлась женой царя. Во многом благодаря этому Борис начал занимать среди придворных особое положение. В борьбе за влияние на царя он победил даже таких влиятельных соперников, как Шуйские и Мстиславские.
При Федоре Ивановиче Годунов был своего рода топ-менеджером. Именно он поспособствовал учреждению в Москве патриаршества, которое возглавил архиепископ Иов. Эта церковная реформа привела к независимости русской церкви от греческой. Не менее успешной была и его экономическая политика, чему способствовали писцовые описания земель. Продолжалась колонизация окраин и укрепление рубежей страны.
Избрание Царем Бориса Годунова
Начало царствования Бориса Годунова отнюдь не предвещало скорого краха новой династии. В первые два года правления обстоятельства благоприятствовали ему. Страна признала нового царя.
В первую очередь Годунов делал всё возможное, чтобы упрочить свои позиции. Начало его правления связано с выдачей дворянам жалованных грамот и предоставлением податных льгот. Специально для царских пожалований выпускался золотой червонец. Лицевая сторона этой монеты была украшено изображением правителя в царском облачении.
Продолжалась колонизация Сибири. Появление таких городов, как Туринск, Мангазея и Томск, заслуга Годунова. Новый царь поощрял каменное строительство и такое новаторство, как книгопечатание.
Но очень скоро он столкнулся с проблемой, которая стала одной из главных причин недовольства его правлением. Роковым для новой династии стал голод 1601-1603 гг., спровоцированный стихийными бедствиями и неурожаем. В глазах людей со средневековым сознанием все это могло означать лишь одно – новоизбранный царь «неугоден Богу». Поэтому социальное напряжение росло с каждым днем, предвещая скорую смуту.
Стоит отметить, что именно в 1601 г. Годунов начал прямые гонения против Романовых, которых считал своими главными соперниками в борьбе за русский престол. Тогда вместе с отцом и матерью был отправлен в ссылку будущий царь Михаил Романов. Однако свержение династии Годуновых было спровоцировано не этим древним боярским родом, а человеком, о личности которого исследователи спорят до сих пор.
Главной причиной неудач Годунова, а затем и его сына стало появление самозванца, выдававшего себя за погибшего царевича Дмитрия. В историю он вошел как Лжедмитрий І. В октябре 1604 г. он появился на территории России вместе с вооруженным войском. Поддержку самозванец получил от польских магнатов.
Несмотря на победу над самозванцем при Добрыничах в январе 1605 г., подавить разгорающееся антиправительственное движение не удалось. 13 апреля 1605 г. Борис Годунов неожиданно для всех умер. По словам очевидцев, у него случился «удар», при котором кровь хлынула изо рта, носа и ушей. Слухи о его смерти ходили самые разные, одни говорили об убийстве, другие – о самоубийстве.
Как и другие русские венценосцы, Борис первоначально был похоронен в Архангельском соборе Кремля. Но вскоре Лжедмитрий приказал перенести его останки в Варсонофиевский монастырь. В конце концов, его могилой стала родовая усыпальница в Троице-Сергиевском монастыре.
Весьма печальной была и судьба детей Годунова. Его сын Федор пробыл у власти всего полтора месяца, после чего был убит без суда. Дочь Ксения была пострижена в монахини, молва гласила, что перед этим Лжедмитрий обесчестил её.
В дореволюционной России образ этого деятеля носил в основном негативный характер. Достаточно вспомнить хотя бы драму «Борис Годунов», написанную Александром Пушкиным. Историки того времени тоже не жаловали Бориса, к примеру, Татищев называл его «святоубийцею» и «рабоцарем». Но находились и такие, кто находил в его деятельности положительные черты, к примеру, М. Погодин.
Советская историография во многом оправдала Бориса Годунова, сосредоточив внимание на его государственной деятельности. В современной историографии распространен взгляд, согласно которому после избрания царем Годунов вполне мог стать успешным правителем, если бы не ряд непредвиденных обстоятельств. Так, если бы не страшный голод, итоги правления Бориса вполне могли быть иными.
Дать однозначную оценку историческому портрету Бориса Годунова так же трудно, как и любому другому видному персонажу эпохи Смутного времени. Именно поэтому не прекращается череда историков, исследующих различные аспекты его биографии.
17 мая 1606 года в результате переворота под руководством людей Шуйского Лжедмитрий был убит. Обезображенный труп бросили на Лобное место, надев на голову скомороший колпак, а на грудь положив волынку. Впоследствии тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили из нее в сторону Польши.
Положение России ухудшалось день ото дня. Русскую землю раздирали междоусобицы, на севере грозили войной шведы, на юге постоянно бунтовали татары, с запада угрожали поляки. За время Смуты русский народ перепробовал анархию, военную диктатуру, воровской закон, пытался ввести конституционную монархию, предложить трон иностранцам. Но ничего не помогало. В то время многие русские соглашались признать любого государя, только бы в измученной стране наступил, наконец, покой.
В Англии, в свою очередь, всерьез рассматривался проект английского протектората над всей русской землей, еще не занятой поляками и шведами. Как сообщают документы, король английский Иаков I «был увлечен планом послать армию в Россию, чтобы управлять ею через своего уполномоченного».
Однако 27 июля 1610 года, в результате боярского заговора, был смещен с престола русский царь Василий Шуйский. В России наступил период правления «Семибоярщины».
«Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова.
Вступление на престол Бориса Годунова
Видя бесчинства иноземцев, ограбление церквей, монастырей и епископской казны, жители начинали бороться за веру, за свое духовное спасение. Осада Сапегой и Лисовским Троице-Сергиева монастыря, и его защита сыграли огромную роль в укреплении патриотизма.
Будущий царь родился в 1552 г. Его отец, Федор Иванович Годунов по прозвищу Кривой, не был примечательной фигурой, и его биография короткая. Борис вместе с братом Дмитрием нес государеву службу в Вязьме. После смерти отца в 1559 г. сирот взял под свою опеку дядя Дмитрий.
В годы опричнины Вязьма вошла в царский удел. С этим связывается и стремительное восхождение Бориса Годунова по карьерной лестнице. Уже в 1571 г. он стал дружком на свадьбе Ивана Грозного с Марией Нагой, что свидетельствует о его близости к царю.
Молодой боярин всячески укрепляет связи со сподвижниками государя: женится на дочери видного опричника Малюты Скуратова Марии. В 1580 г. Ирина Годунова, сестра Бориса, выходит замуж за второго сына царя — Федора. К концу правления Ивана Грозного Годунов вместе с Богданом Бельским являются самыми могущественными царедворцами.
Достоверно лишь, что в своем завещании Грозный, сомневаясь в способностях наследника управлять страной, учредил регентский совет, в котором должен был находиться Бельский, но не Годунов.
Первые годы правления нового царя ознаменовались борьбой боярских группировок за влияние на него. В результате интриг члены регентского совета подверглись опале, а Годунов возглавил правительство. Сознавая экономические и военные выгоды от возведения сторожевой черты на юге Московского царства, он инициировал масштабное городское строительство.
Были заложены такие города, как Воронеж, Елец, Самара, Ливны и др. Были обновлены и столичные укрепления, благодаря чему удалось отразить нападение крымского хана Казы-Гирея в 1591 г.
Успехи Годунова в годы правления царя Федора омрачались лишь историей таинственной смерти наследника московского престола — царевича Дмитрия. По церковным канонам тот считался незаконнорожденным, поскольку его мать была шестой женой Ивана Грозного. Но у Федора Ивановича детей не было, а Дмитрий был единственным братом.
15 мая 1591 г. царевич погиб при таинственных обстоятельствах. Дело расследовала комиссия под руководством Василия Шуйского. Он пришел к заключению, что Дмитрий погиб в результате халатности его воспитателей, недоглядевших за ребенком. По началу этот вывод устроил всех, но вскоре поползли слухи о причастности к этому Годунова. Судьба московского престола после гибели Дмитрия стала неопределенной.
7 января 1598 г. царь Федор умер, не оставив наследника. Династия московских Рюриковичей пресеклась. Решить, кто займет престол, должен был Земский собор, а до тех пор царицей стала вдова царя Ирина Годунова, через несколько дней удалившаяся в монастырь. Годунов провел избирательную компанию, показательно отказываясь от царской короны, в то время как Ирина и патриарх Иов увещевали народ избрать на трон Бориса.
Борис Годунов: как слуга стал царём
В этой области Годунов проявил себя как талантливый государственный деятель и реформатор. Он стремился облегчить положение зависимых слоев населения и поэтому первым делом простил все недоимки и задолженности перед казной. Также Годунов на 5 лет отменил смертную казнь и охотно предоставлял амнистию обвиняемым в мелких преступлениях.
Но в 1601 г. в стране разразился великий голод. Он продолжался 3 года. Правительство Годунова всячески пыталось помочь нуждающимся и даже открыло царские амбары, в которых неимущие могли получать хлеб на пропитание. Но к этому же времени относятся и самые непопулярные реформы Бориса Годунова: стремясь защитить от разорения боярские усадьбы, царь установил пятилетний срок сыска беглых крестьян и отменил право выхода в Юрьев день.
Это привело к падению популярности царя. Голод стал причиной распространения слухов о причастности Годунова к смерти царевича Дмитрия и при их усилении политика царя приобрела репрессивный характер. В измене были обвинены бояре Романовы, родственники Федора Ивановича.
Годунов приговорил их к ссылке, а самый старший из них был пострижен в монахи. В 1602 г. разразилось крестьянское восстание под руководством Хлопка. Правительству с трудом удалось разгромить повстанцев.
Годунов стремился к миру и добрососедским отношениям с другими странами. При нем Русь не вела завоевательных войн, а главной целью внешней политики стало укрепление дипломатических отношений с Англией и Германией. Царь понимал, что для сохранения власти в руках его потомков нужно создать впечатление легитимности династии.
С этой целью он вел переговоры о брачном союзе между своими детьми и европейскими монархами. Для сына и наследника Федора он сосватал грузинскую царевну, но брак не состоялся, поскольку события в России приняли драматический характер.
Большое значение Годунов придавал интеллектуальному обмену с Европой. Его замысел открыть университет в Москве провалился из-за сопротивления духовенства, но это не помешало царю отправить на обучение за границу боярских детей. Появление на Руси самозванца прервало деятельность царя на этом поле.
Уже во время восстания Хлопка стали распространяться слухи о том, что царевич Дмитрий жив и вынужден скрываться. Первоначально Годунов отнесся к этим рассказам скептически, но вскоре выяснилось, что называющий себя Дмитрием беглый монах Григорий Отрепьев бежал в Польшу, где получил поддержку богатого пана Юрия Мнишека.
Лжедмитрий 1, раздавая своим покровителям обещания земельных пожалований в России, смог собрать незначительное войско, с которым двинулся на Москву.
Легенды по поводу татарского происхождения Годуновых общеизвестны. Родоначальником семьи считался татарин Чет-мурза, будто бы приехавший на Русь при Иване Калите. О существовании его говорится в единственном источнике — «Сказании о Чете». Достоверность источника, однако, невелика. Составителями «Сказания» были монахи захолустного Ипатьевского монастыря в Костроме. Монастырь служил родовой усыпальницей Годуновых. Сочиняя родословную сказку о Чете, монахи стремились исторически обосновать княжеское происхождение династии Бориса, а заодно- извечную связь новой династии со своим монастырем. Направляясь из Сарая в Москву, утверждали ипатьевские книжники, ордынский князь Чет успел мимоходом заложить православную обитель в Костроме… «Сказание о Чете» полно исторических несообразностей и не заслуживает ни малейшего доверия (Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969, с. 162-168).
Предки Годунова не были ни татарами, ни рабами. Природные костромичи, они издавна служили боярами при московском дворе. Старшая ветвь рода, Сабуровы, процветала до времени Грозного, тогда как младшие ветки, Годуновы и Вельяминовы, захирели и пришли в упадок. Бывшие костромские бояре Годуновы со временем стали вяземскими помещиками. Вытесненные из узкого круга правящего боярства в разряд провинциальных дворян, они перестали получать придворные чины и ответственные воеводские назначения.
Борис Годунов родился незадолго до покорения Казани, в 1552 г. Его отец, Федор Иванович, был помещиком средней руки. Благодаря прозвищу «Кривой» мы знаем о физическом недостатке Федора Годунова. Судить о личных качествах этого человека не представляется возможным. Служебная карьера Федору явно не удалась. Незадолго до появления на свет Бориса московские власти составили списки «тысячи лучших слуг», включавшие весь цвет тогдашнего дворянства. Ни Федор, ни его брат Дмитрий Иванович Годунов не удостоились этого звания.
Дмитрий и Федор сообща владели небольшой вотчиной в Костроме. В жизни Бориса это обстоятельство сыграло особую роль. После смерти отца его взял в свою семью дядя. Не только родственные чувства и ранняя кончина собственных детей побудили Дмитрия Ивановича принять особое участие в судьбе племянника. Важно было не допустить раздела последнего родового имения.
Основы Смуты были заложены в царствование Фёдора Блаженного
Антифеодальные восстания, распри между боярами и полная недееспособность царя Федора ослабили самодержавную систему управления. Раздор между светской и духовной властями и низложение митрополита Дионисия усугубили кризис. Монастыри не желали мириться с наступлением на их податные привилегии. Оказавшись в затруднительном положении, правительство стремилось сгладить противоречия и избежать новых столкновений с руководителями церкви. Борису Годунову удалось возвести на митрополичью кафедру своего ставленника Иова. Но новый митрополит не пользовался авторитетом и популярностью. Бояре и духовенство не простили ему опричного прошлого.
«История» святейшего патриарха рассказывает, что первый духовный чин Иов получил в Старице «благоразсмотрепкем» благочестивого царя Ивана. Можно установить, что произошло это в разгар казней, когда Иван сделал Старицу своей опричной резиденцией и произвел там «перебор людишек». Место игумена старицкого Успенского монастыря оказалось вакантным, и Иов занял его. Будучи человеком посредственных способностей, опричный игумен не смог сделать быструю карьеру, несмотря на то что находился постоянно на виду у Грозного. Лишь в 1581 г, он получил коломенское епископство и, казалось бы, достиг предела своих возможностей. Однако с приходом к власти Годунова все переменилось. Иов стал архиепископом, а через несколько месяцев митрополитом. В отличие от «мудрого грамматика» Дионисия новый руководитель церкви не блистал образованием и умом. Заменой талантов ему служила преданность Борису. А кроме того, Иов мог выразительно и без запинки читать наизусть длиннейшие молитвы, «аки труба дивная, всех веселя и услаждая» (Русская историческая библиотека, т. XIII. СПб., 1909, с. 928).
Борис готов был употребить любые средства, чтобы упрочить престиж Иова. Без авторитетного руководства церковь не могла вернуть себе то влияние, которым пользовалась в былые времена. Между тем обстановка острого социального кризиса требовала возрождения сильной церковной организации. В такой ситуации светская власть выступила с инициативой учреждения в России патриаршества.
Безвозвратно минуло время, когда вселенская православная церковь, возглавляемая царьградским патриархом, рассматривала русскую митрополию как второстепенную, периферийную, епархию. Падение Византийской империи привело к перераспределению ролей. Некогда могущественная византийская церковь пришла под властью турок-завоевателей в полный упадок, в то время как русская церковь достигла высшего расцвета. В Московском царстве митрополиты располагали несравненно большими возможностями и богатствами, чем константинопольский патриарх под властью иноверцев. Положение младших патриархов в Александрии и Антиохии было вовсе бедственным. В XVI в. восточные патриархи все чаще обращались в Москву за вспомоществованием. Число просителей росло из года в год.
Новая реальность получила отражение в сочинениях русских книжников, сформулировавших доктрину «Москва — третий Рим». Гибель второго Рима (Византии), утверждали они, превратила Московское царство («третий Рим») в главный оплот православия. Со временем идеологи сильной церкви дополнили эту доктрину новыми рассуждениями: если Россия, стала средоточием всемирного православия, ее церковь должно возглавлять лицо, имеющее высший духовный сан, подле православного самодержца должен стоять патриарх, как было в Константинополе.
Столпы православной церкви Востока нимало не сочувствовали русским проектам, но не хотели открыто отклонить их. Торг из-за патриаршего сана сулил большие выгоды. При царе Федоре в Москву приехал антиохийский патриарх Иоаким с обычной просьбой о субсидии. Его приняли с большим почетом, но, прежде чем вести разговоры о деньгах, предложили обсудить вопрос об учреждении в России патриаршей кафедры. Иоаким весьма неохотно обещал передать пожелания московитов вселенскому собору. После отъезда Иоакима в Москву прибыл гонец константинопольского патриарха Феолита. Греки явно не желали вести с московитами письменные переговоры по делу о патриаршестве. В своей грамоте Феолит писал преимущественно о финансовых затруднениях. Но на словах его гонец передал, что вселенские патриархи собираются решить московское дело в ближайшее время.
Сношения с Константинополем вступили в новую фазу после того, как Феолит был низложен турками, а его место занял Иеремия. Новый глава вселенской церкви отправился в Москву собственной персоной. В Москве не знали о смене церковного руководства и заподозрили было Иеремию в самозванстве. Греки без особого труда рассеяли подозрения и 21 июля 1588 г. были приняты в Кремле. Иеремию представили царю, затем отвели в особую палату для беседы с глазу на глаз с Борисом Годуновым и Андреем Щелкаловым. Беседа выявила крайне неприятные факты. Русские ждали, что патриарх привез с собой постановление вселенского собора. Оказалось же, что дело не сдвинулось с мертвой точки.
Московские переговоры затянулись более чем на полгода. Ход их получил в источниках неодинаковое освещение. Наибольшие отступления от истины допустили московские церковные писатели. Они утверждали, будто на патриарх привез в Россию благоприятное решение вселенскою собора (Шпаков А. Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Одесса, 1912, с. 140). Официальный отчет, составленный Посольским приказом, излагал историю переговоров с большими купюрами. С византийской стороны в переговорах участвовали помощники патриарха — митрополит Иерофей и архиепископ Арсений. Они выдвинули свои версии московских переговоров, не совпадавших между собой.
Архиепископ элассонский Арсений задался целью прославить, патриарха Иеремию, и заодно воспеть щедрость царя. Московские впечатления он изложил в стихах, поскольку все виденное, по его словам, не поддавалось описанию в прозе (Вестник Европы, 1820, № 19, с. 22-23). Каковы же были истоки его вдохновения? Об этом можно догадываться.
Правительство Годунова продолжило внешнеполитический курс Грозного в балтийском вопросе. Но оно воздерживалось от активных действий в Прибалтике, пока существовала опасность союза Польши и Швеции. Как только эта опасность утратила реальный характер (из-за войны с татарами и турками Речь Посполитая уклонилась от участия в антирусской коалиции), Россия немедленно нанесла Швеции удар. Она намеревалась вернуть себе захваченные шведами русские земли, а главное, возродить «нарвское мореплавание». Русское командование использовало для наступления все имевшиеся в его распоряжении силы. Кроткий царь Федор самолично повел в поход свои рати. Руководившая мужем царица Ирина сопровождала его от Москвы до Новгорода.
В январе 1590 г. русские полки заняли Ям, блокировали Копорье и продвинулись к Нарве. Близ Нарвы воевода князь Дмитрий Хворостинин разгромил выступившие навстречу шведские отряды. Руководство осадой вражеской крепости взял в свои руки Борис Годунов. Недоброжелатели тотчас заподозрили его в предательстве. Царь, утверждали они, только потому не смог отнять Нарву у «немцев», что «Борис им норовил». На самом деле распоряжения Годунова под стенами Нарвы объяснялись не его симпатиями к неприятелю, а полным отсутствием боевого опыта. По словам очевидцев, Борис приказал сконцентрировать огонь на крепостных стенах, чтобы пробить в них бреши, «а по башням и по отводным боем бити не давал» (Псковские летописи, вып. 2. М., 1955, с. 264). Башенная артиллерия противника не была своевременно подавлена и нанесла штурмующим огромные потери. За неумелое руководство осадный корпус заплатил под стенами Нарвы дорогую цену.
19 февраля русские предприняли генеральный штурм. Располагая громадным численным перевесом, они атаковали крепость разом в семи пунктах. Колонна, устремившаяся в главный пролом, насчитывала более 5 тыс. воинов, включая тысячу казаков и почти 2 тыс. стрельцов. Но шведам удалось отразить их натиск. Обе стороны понесли большой урон. Русское командование готовилось ввести в бой свежие силы. Шведы же не могли восполнить свои потери. Крепостной гарнизон был обескровлен. Нарвское командование утратило веру в благополучный исход борьбы и, не дожидаясь повторного штурма, запросило мира.
Положение шведов было таково, что стремительный натиск мог решить судьбу крепости в считанные часы. Но Борис, оказавшись во власти военной стихии с ее неизменным спутником — риском, не чувствовал уверенности. Он предпочел путь переговоров, надеясь склонить шведов к капитуляции. Шведское командование пыталось затянуть переговоры. Если бы это удалось, русские оказались бы в трудном положении. Зима была на исходе. Лед на реке Нарове стал портиться: поверх льда появились талые воды. Река могла разъединить силы армии, располагавшейся по ее берегам. Борис вскоре убедился, что никакое красноречие не заставит шведов сдать крепость. В такой ситуации он велел своим представителям вновь «съехатца (со шведами.- Р. С.) и покачати их (поуговаривать.- Р. С.) про Ругодив», после чего заключить перемирие на условиях противника (Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966, с. 427). Осторожность, сделавшая Годунова неуязвимым на поприще политических интриг, не оправдала себя в дни войны. Победа ускользнула из неловких рук.
По условиям перемирия, заключенного под стенами Нарвы, шведы очистили захваченные ими ранее русские крепости Ивангород и Копорье. Россия вернула себе морское побережье между реками Наровой и Невой. Но ей не удалось овладеть портом Нарвой и восстановить «нарвское мореплавание». Таким образом, основная цель наступления не была достигнута.
Шведский король Юхан III не желал признать свое поражение в войне с Россией и готовился к реваншу. Не сумев заручиться поддержкой Речи Посполитой, он заключил союз с Крымским ханством. Швеция провела крупнейшую со времени Ливонской войны мобилизацию и к 1591 г. сосредоточила на русской границе до 18 тыс. солдат. Крымское ханство, располагавшее поддержкой Османской империи, бросило в наступление более крупные силы до 100 тыс. всадников. Помимо крымцев и Малой ногайской орды, за ханом Казы-Гиреем следовали отряды из турецких крепостей Очаков и Белгород, янычары и турецкая артиллерия.
Целью вражеского вторжения стала Москва. В случае успеха Крым и Турция получили бы возможность значительно расширить сферу экспансии в Восточной Европе.
Русское командование, получив сведения о численности неприятельской армии, отказалось от намерения остановить ее на Оке и отвело полки с пограничных укреплений к столице. Ранним утром 4 июля 1591 г. татары по серпуховской дороге вышли к Москве и заняли Котлы. Русские полки расположились под Даниловым монастырем в подвижном укреплении — «гуляй-городе». Днем произошел бой, а ночью татары отступили.
Причины поражения татар получили неодинаковое освещение в источниках. «Государев разряд 1598 года» передает официальную версию событий. Когда хан с ордой подступил к «гуляй-городу», русские воеводы, сойдясь с ним, «бились весь день с утра и до вечера» (Там же, с. 443). С наступлением ночи Борис Годунов якобы вывел из «гуляй-города» полки и артиллерию, подошел вплотную к станам хана Казы-Гирея и внезапно обстрелял, чем и принудил татар к бегству.
Эта версия, однако, не совпадает с показаниями очевидцев. Знаменитый дьяк Иван Тимофеев, служивший в то время в Пушкарском приказе и, вероятно, участвовавший в отражении врага, утверждает, что никакой ночной атаки Годунова не было. Татар посреди ночи вспугнула сильная артиллерийская канонада. То же говорят и московские летописи.
Оппозиция была разгромлена, удельное княжество в Угличе ликвидировано. Острый политический кризис остался позади. Годуновы использовали ситуацию, чтобы с помощью обдуманных мер упрочить свою власть.
Преданный своему многочисленному клану, Борис наводнил родней Боярскую думу. В руках членов его семьи оказались важнейшие приказные ведомства — Конюшенный приказ и Большой дворец. (В ведении дворца находились обширные владения царской фамилии.)
Годунову удалось упрочить свой престиж и умножить личное состояние. Многие земли достались ему от казны вместе с должностью конюшего. Несколько позже он получил в управление Важскую землю, по территории равную княжеству. Федор назначил шурину особую пенсию. Помимо оброков с вяземских и дорогобужских вотчин и с многочисленных поместий в разных уездах государства, Борис распоряжался доходами с конюшенных слобод под Москвой, всевозможными денежными поступлениями в столице (включая пошлины с московских бань), Рязани, Твери, Торжке, северских городах. Ни один удельный князь не располагал такими доходами, как Годунов. Сказочные богатства правителя ослепили современников. Согласно сведениям, опубликованным Горсеем в 1589 г., Годуновы получали 175 тыс. ежегодно и могли выставить в поле 100 тыс. вооруженных воинов. Более осторожный и трезвый наблюдатель Джильс Флетчер исчислял доход правителя 100 тыс. руб. Как бы преувеличены ни были эти цифры, факт остается фактом. В течение нескольких лет Борис, до того обладавший посредственным состоянием, превратился в неслыханно богатого человека.
Годунов присвоил себе множество пышных титулов. В феодальном обществе титулы служили выражением амбиций и точно определяли место титулованной особы в иерархической системе. Незнатные дворяне не смели претендовать на высшие ранги. Знать, естественно, противилась домогательствам Бориса. Столкнувшись с непреодолимыми препятствиями на родине, Годунов попытался добиться признания за рубежом. Жившие в Москве иноземцы помогли ему в этом. Горсей постарался внушить мысль о необыкновенном могуществе Годунова английскому двору. С этой целью он ознакомил королеву с грамотами Бориса, лично ему, Горсею, адресованными. В вольном переводе услужливого англичанина Годунов именовался «волей божьею правителем знаменитой державы всея Росии» или же «наместником всея Росии и царств Казанского и Астраханского, главным советником (канцлером) ». Накануне решительного столкновения с Испанией Елизавета стремилась к союзу с Россией, поэтому ее обращение к правителю способно было удовлетворить самое пылкое честолюбие. Королева называла Бориса «пресветлым княже и любимым кузеном» (Толстой Ю. Указ. соч., с. 286, 287, 294, 327).
В Вене тайная дипломатия Бориса увенчалась таким же успехом, как и в Лондоне. Доверенный эмиссар Годунова Лука Паули помог ему вступить в личную переписку с Габсбургами и подсказал австрийцам титулатуру правителя. Братья императора адресовали свои письма «навышнему тайному думному всея Руские земли, навышнему моршалку тому светлейшему (!), нашему причетному любительному» (Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными, т. 1. СПб., 1854, с. 1228).
Как бы ни величали Бориса иноземные государи, Посольский приказ строго придерживался его официального титула без малейших отклонений. Изгнание из Боярской думы открытых противников Годунова и крупные внешнеполитические успехи изменили ситуацию. По случаю поражения татар под стенами Москвы Борис был возведен в ранг царского слуги. Разъясняя значение этого звания за рубежом, дипломаты заявляли, что «то имя честнее всех бояр, а дается то имя от государя за многие службы» (Анпилогов Г. Н. Новые документы о России конца XVI — начала XVII в. М., 1967, с. 77-78). В самом деле, титул слуги, связанный с традициями удельного времени, ценился выше, чем все прочие титулы. До Бориса его носили лишь очень немногие лица, принадлежавшие к высшей удельно-княжеской аристократии. Последними слугами в XVI в. были великородные Воротынские. Впервые со времени образования Русского государства один человек стал обладателем двух высших титулов — конюшего боярина и царского слуги. Но торжество Бориса не было полным, пока подле него оставался могущественный канцлер Андрей Щелкалов. Минуло время, когда канцлер имел более прочные позиции в правительстве, чем Годунов. И все же он по-прежнему направлял всю деятельность государственного приказного аппарата и руководил дипломатическим ведомством.
Через год после смерти Дмитрия у царя Федора родилась дочь Федосья. В качестве последней законной представительницы угасающей династии она располагала наибольшими правами на трон. Но обычаи страны были таковы, что женщина не имела нрава царствовать самостоятельно. Едва Федосье исполнился год, как московские власти принялись хлопотать об устройстве ее будущего брака, который помог бы царевне стать царицей.
В 1593 г. Щелкалов имел секретную беседу с австрийским послом Варкочем и через него передал австрийскому императору необычную просьбу: прислать в Москву одного из австрийских принцев в возрасте не старше 14- 18 лет. Московиты предполагали обучить австрийца русскому языку, познакомить с обычаями и нравами страны, чтобы со временем он женился на московской царевне и занял вместе с ней трон.
Образование единого государства в XV-XVI вв. создало более благоприятные условия для его экономического и культурного роста. Но, опираясь на возросшую мощь страны, феодальные землевладельцы ввели Юрьев день, стеснивший свободу крестьянских переходов.
В середине XVI в. крестьянин мог уйти от землевладельца в течение двух недель после 20 ноября, предварительно заплатив особую пошлину за выход — рубль пожилого — большую по тем временам сумму.
В конце XVI в. в жизни русских крестьян наступили драматические перемены. Они утратили ту ограниченную свободу, которую гарантировал им Юрьев день. На страну опустилась мгла крепостничества.
Как и при каких обстоятельствах сформировался крепостнический режим в конце XVI в.? Для русской истории этот вопрос имеет первостепенное значение. Феодальные архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой.
Ученые ищут решения проблемы закрепощения уже более 200 лет. В ходе дискуссии были выдвинуты две основные концепции. Одна воплотилась в теории «указного» закрепощения крестьян, другая — в теории «безуказного» закрепощения.
Известный русский историк В. Н. Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 г. После смерти злосчастного Бориса текст его закона был затерян, да так основательно, что никто не смог его разыскать.
Слабость «указной» теории заключалась в том, что она опиралась не на строго проверенные факты, а на догадки. Отметив это обстоятельство, В. О. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым. Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни, задолженность крестьян положили конец крестьянским переходам. Талант Ключевского доставил его концепции общее признание. Но это признание было поколеблено, когда в архивах обнаружились документы о «заповедных летах».
Известный французский источниковед Ш. Ланглуа заметил, что историкам по необходимости приходится пользоваться такими материалами, от которых с презрением отвернулся бы любой исследователь в области точных наук. Скудные источники, повествующие о «заповедных летах», служат, пожалуй, лучшей иллюстрацией этого замечания.
Под «заповедью» в Древней Руси подразумевали всякого рода запреты. Власти воспрещали торговать заповедным товаром, охотиться в заповедном лесу. Несколько найденных в архиве помещичьих грамот свидетельствовали о том, что в «заповедные лета» власти возвращали помещикам ушедших от них крестьян. Проанализировав эти грамоты, историки высказали предположение, что, возможно, именно указ о «заповеди» аннулировал Юрьев день. Такая догадка неизбежно привела к пересмотру всех возникших ранее концепций.
Новая теория закрепощения обрела стройность и законченность формы в исследованиях академика Б. Д. Грекова, обобщившего историю крестьянства в замечательном труде «Крестьяне на Руси». Вместе с академиком С. Б. Веселовским Б. Д. Греков всесторонне аргументировал мнение о том, что Иван IV воспретил крестьянские переходы за три года до своей смерти. С. Б. Веселовский считал, что при жизни Грозного его указ действовал лишь в отдельных небольших районах. По мнению Б. Д. Грекова, вся страна разом оказалась под пятой крепостного режима. Его взгляд стал преобладающим в науке.
Последующие годы принесли новые выдающиеся архивные находки. Советский ученый В. И. Корецкий впервые обнаружил не косвенные (как в документах о «заповедных летах»), а прямые указания на тот самый закон, который тщетно разыскивался в течение 200 лет. В правление царя Федора Ивановича монахи одного из новгородских монастырей обратились к нему с такими словами:
«Ныне по твоему царскому указу крестьяном и бобылем выходу нет».
Итак, если искомый крепостной закон исходил от Федора, за которого фактически правил Годунов, как быть с гипотезой о «заповедном» указе Ивана IV? Пересмотр теории «заповедных лет» казался неизбежным. Но он не был осуществлен из-за новых архивных открытий. Найденная В. И. Корецким летописная заметка XVII в. не упоминала о «заповедных летах», однако из нее следовало, что Юрьев день был уничтожен не царем Федором, а его отцом, «благочестивым государем» Иваном Васильевичем (Подробнее см. в кн.: Скрынников Р. Г. Указ. соч., с. 178-180).
Пока подлинный текст царского указа не разыскан, любые суждения о нем останутся не более чем гипотезами. Научное же значение каждой гипотезы будет зависеть от того, насколько она согласуется со всеми имеющимися фактами и источниками.
Случается так, что источники находятся в очевидном противоречии между собой. Тогда историк ищет пути к наилучшему их истолкованию и объяснению. Его труд начинает напоминать кропотливый труд следователя. И тот и другой не должны верить на слово своим свидетелям. Легко сбиться с пути при излишней доверчивости. И тот и другой не должны быть излишне скептичными. Расследование может зайти в тупик. Учитывая все это, попробуем заново выслушать речи немногих уцелевших свидетелей введения в России крепостного права. Эти речи невнятны и противоречивы, но иных данных у нас нет.
Чем значительнее историческое явление, тем больше вероятность того, что оно отразится в источниках и в памяти современников. Утрата, быть может, самого значительного из указов Грозного удивительна сама по себе. Отсутствие каких бы то ни было ссылок на него в документах последн��х лет царствования Ивана совсем необъяснимо.
Первые упоминания о «заповедных летах» появляются в документах периода правления Годунова. Число их ограниченно. Это грамоты нескольких помещиков, живших близ Новгорода в так называемой Деревской пятине.
Предметный урок, полученный правителем в дни выборов, не пропал даром. Борис четко уяснил себе, что от знати зависит будущее династии, и старался заручиться поддержкой бояр. Свидетельством тому служили щедрые пожалования высших думных чинов. Княжеская аристократия, казалось, вновь обрела то влияние в Боярской думе, которым пользовалась до опричнины.
Борис сохранил пост главы думы за удельным князем Федором Мстиславским. Самое высокое положение в его думе занимали бояре князья Василий, Дмитрий, Александр и Иван Шуйские.
После опричнины князья Ростовские на 30 лет лишились боярских чинов. Борис пожаловал высшие думные чины Михаилу Катыреву-Ростовскому и Петру Буйносову — Ростовскому. После многолетних унижений Ростовские попытались «пересидеть» Мстиславских и Шуйских и вернуть себе первенство в думе. Стародубские князья, изгнанные в свое время из думы, снова появились там. Василий Хилков получил чин окольничего.
Опричнина сломила могущество князей Оболенских. Борис произвел в бояре Федора Ноготкова-Оболенского и использовал его блестящую родословную, чтобы подорвать местнические претензии Романовых.
Князь Андреи Куракин немало повредил Годунову в первые годы его правления, за что поплатился долгой ссылкой. После коронации Бориса он стал заседать в думе в боярском чине. Годунов не доверял князьям Голицыным, тем не менее пожаловал высший чин Василию Голицыну.
Скупее Борис жаловал чинами старомосковскую знать — Морозовых, Салтыковых, Шеиных, Романовых, Бутурлиных. Исключение он сделал лишь для своей многочисленной родни. За Годуновыми в думу, как помним, потянулись Сабуровы и Вельяминовы. Несмотря на родство с царем, младшие из его «братии» заняли в думе сравнительно скромные посты. Борис Годунов старался доказать свое уважение к привилегиям аристократии.
Получив высшую власть, Борис не вернул думному дворянству того влияния, которым оно пользовалось при Грозном. Число думных дворян при нем было невелико, а их роль незначительна. Бывшие сподвижники Годунова по опричнине рассчитывали на то, что его воцарение перевернет вверх дном устоявшуюся систему местнических отношений, но их надежды развеялись вмиг. Когда Полевы и Пушкины дерзко «заместничали» с «великими» Салтыковыми, их сразу одернули и примерно наказали.
После 15 лет правления Годунов не страшился открытых выступлений и готов был подавить их силой. Но, подверженный суевериям, он чувствовал себя беззащитным перед тайными кознями. Чтобы спастись от «порчи», Борис обязал подданных клятвой на кресте «царя, царицу и детей их на следу никаким ведовским мечтанием не испортить, ведовством по ветру никакого лиха не посылать», «людей своих с ведовством, со всяким лихим зельем и кореньем не посылать, ведунов и ведуней не добывать на государское лихо» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией, т. 2, с. 58-59).
Уже в первые годы царствования Бориса в Москве произошло несколько «колдовских» процессов. Первым заподозрен был в нарушении клятвы боярин Шуйский. В государственном архиве хранилось «дело доводное — извещали княж Ивановы Ивановича Шуйского люди Янко Иванов сын Марков и брат его Полуехтко на князя Ивана Ивановича Шуйского в коренье и в ведовском деле». Дворяне Марковы занимали видное положение в свите Шуйских, и власти дали делу ход. Борис получил повод к расправе со всем родом Шуйских. Но он предпочел проявить снисхождение. Иван Шуйский избежал опалы и даже не был отставлен от службы. Боярина спасло то, что он принадлежал к верхам титулованной знати и не выступал против Бориса в дни междуцарствия.
При коронации Борис обещал править милостиво и никого не казнить. Его добрые намерения не осуществились. Героем первого политического процесса стал близкий родственник нового царя Богдан Бельский.
Летом 1599 г. Бельский возглавил военную экспедицию на Северский Донец. Власти поручили ему основать близ Азова новую крепость, получившую претенциозное название Царев-Борисов.
Воевода отправился в поход в сопровождении многочисленного «двора» и с огромным обозом продовольствия, собранного в собственных вотчинах. В подчинении Бельского находилось 3 тыс. дворян, стрельцов и казаков. Всю эту армию воевода щедро жаловал деньгами и платьем, поил и кормил из своих запасов. Он добивался популярности и достиг цели: слухи о его щедрости распространились по Москве, и ратные люди повсюду хвалили его.
Забыв об осторожности, Богдан Бельский без всякого уважения отзывался о Борисе, при этом он заявлял:
«Пусть Борис Федорович царствует на Москве, а я теперь царь в Цареве-Борисове».
Служилые иноземцы поспешили донести о его крамольных речах. Правительство переполошилось, отозвало Бельского из армии и отдало его под суд. После допроса свидетелей суд признал воеводу виновным, Бельский избежал тюремного заточения и казни, но для него изобрели наказание особого рода. «Мятежника» выставили к позорному столбу и лишили чести, выщипав, волос за волосом, всю его длинную бороду. Богдан Бельский потерял думный чин и отправился в ссылку в Нижний Новгород. Знать со злорадством наблюдала за унижением бывшего опричного временщика.
Жертвой гонений стал не один только Богдан Бельский. На протяжении двух-трех лет все, кто активно противился избранию Бориса, либо подверглись прямой опале, либо были понижены в чинах.
Главный думный дьяк Василий Щелкалов к 1600 г. перестал быть печатником. Вместо него Годунов сделал хранителем царской печати своего давнего сподвижника Игнатия Татищева. С лета 1601 г. Щелкалова и во��се отставили от дел. Современники утверждали, будто дьяк утратил и думные чины, и все имущество. Но, кажется, они были не вполне правы. Прошло три года, и думный дьяк Василий Щелкалов выставил в поле против самозванца полсотни вооруженных воинов из своих обширных вотчин. Как видно, опальный заслужил к тому времени прощение.
Борис Годунов, царь и великий князь всея Руси
Русский царь Федор Иоаннович умер 6 января 1598 года. С ним завершился род Рюриковичей, которые правили на Руси более 700 лет. Погибший царь не успел оставить завещания. Царица Ирина после его смерти первоначально объявила амнистию, а затем приняла постриг и удалилась в Новодевичий монастырь. Благодаря указу 1597 года, принятому незадолго до смерти царя, владельцам было предоставлено право искать беглых крестьян в течение 5 урочных дней и, ввиду того, что Борис Годунов был инициатором данного указа он, тем самым, сумел себе обеспечить дополнительную поддержку дворянства.
Борис Годунов происходил из боярского рода Костромы. В соответствии с преданиями, данный царский род шел от татарского царевича Чет-Мурзы из Золотой Орды, который приехал на службу в Россию еще при Иване Калите. Также ходила легенда о том, что он основал Ипатьевский монастырь. В период опричнины Борис Годунов сумел возвыситься, особенно после женитьбы на дочери Малюты Скуратова.
Бориса Годунова избрали новым русским царем на Земском соборе в феврале 1598 года. В выборах принимали участие 500-600 человек, в которые входила торгово-ремесленная верхушка посада. Патриарх Иов венчал Бориса Годунова на царство шапкой Мономаха в сентябре того же года.
После этого Борис Годунов сделал объявление о том, что он готов поделиться последней рубашкой со своими подданными и сделает все для своего народа. Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, свидетель тех событий, писал об этом что «Борис всем любезен бысть ради всенародных строений своих». Однако, выполнять все данные обещания новый царь сумел не очень долго.
У нового царя не было значительного авторитета для того, чтобы единолично принимать решения, не вызывавшие боярского недовольства из-за того, что царствовать он стал по приговору Земского собора, а не как представитель царской династии. Самыми влиятельными князьями на тот момент были Шуйские. П.П. Шуйский был ключевой фигурой в регентском совете, который был сформирован еще перед смертью Ивана Грозного при сыне Федоре. Реально править государством при царе Федоре Иоанновиче Борис Годунов стал только после того, как разгромил группировку Шуйских. П.П. Шуйский был пострижен в монахи по приказу Годунова, а позднее и убит. Это существенно пошатнуло положение Шуйских и после смерти царя Федора Иоанновича в борьбе за трон они не участвовали.
После вступления на престол, Борис Годунов оставил князя Ф.И. Мстиславского на посту главы Боярской думы. Однако, фактически наиболее влиятельным в думе был не он, а братья Шуйские – Василий, Иван и Дмитрий, бояре. Для того, чтобы создать опору трону, Борис Годунов бесстрашно ввел в Боярскую думу и своих бывших соперников – князя В.В. Голицына и А.И. Куракина. По мнению современников, А.Н. Романов был личным врагом нового царя, однако после коронации он получил боярство, а его брат, Михаил – окольничество. Были введены в Боярскую думу и родственники Годунова. Дядя царя, Дмитрий Иванович стал конюшим, старшим боярином думы. Главой Большого дворца стал боярин Степан Васильевич Годунов. Почти треть состава двух высших чинов думы (бояр и окольничих) составляли Годуновы.
Романовы, которые были двоюродными братьями последнего законного царя, представляли для Бориса Годунова наибольшую угрозу. Они обладали сильными позициями в Боярской думе – там были бояре Александр и Федор Никитичи, окольничий Михаил Никитич Романовы. Среди их родственников и сторонников были бояре князья Борис Черкасский, Иван Сицкий, Федор Шестунов и др. Пока царствовал Иван Грозный и затем его сын Федор Иоаннович, Романовы сумели обзавестись огромными вотчинами, что позволило им стать богатейшими землевладельцами. Годунов обвинил Романовых в заговоре против царя для того, чтобы уничтожить его семью и захватить власть. Конрад Буссов записал в своей «Московской хронике», что братья Романовы думали извести царя ядом, однако их предали свои же люди.
Из русских летописей, которые составлялись в окружении Федора (Филарета) Никитича Романова известно имя доносчика, который решил предать своего господина, Александра Никитича – это сделал боярский холоп Бартенев. Бартеневы были из дворянского сословия и обладали небольшими вотчинами. Бартенев Второй первоначально служил при Федоре Никитиче, а затем стал казначеем при Александре Никитиче. По закону о холопах Бартенев, после еще нескольких лет добровольной службы у Никитичей, обязан был дать им служилую кабалу на себя. Он явился к окольничему Семену Годунову, который ведал сыском, с доносом и обо всем с ним условился.
Романовых обвинили в колдовстве и ведовстве. Их падение произошло осенью 1600 г. Ни у кого не было сомнений, что обвинения в колдовстве были лишь предлогом. Из-за болезни Годунова вновь появились опасения династического кризиса, а у Романовых возникла надежда получить корону. У Годунова был маленький наследник, у которого было мало шансов удержать престол. Борису Годунову приходилось устранять основных претендентов на свое место.
Суд над Романовыми велся комиссией во главе с окольничим Михаилом Глебовичем Салтыковым. Судебное разбирательство проводили на патриаршем дворе, а не в Боярской думе. Самая основная улика против Романовых – это мешок с «волшебными» корешками. Боярину Александру Никитичу устроили очную ставку с Бартеневым. После того, как завершился суд над Романовыми боярство получили Семен Годунов и Михаил Салтыков.
В результате суда всех братьев Романовых заточили в тюрьму, а старшего из них, Федора, насильно постригли в монахи под именем Филарета. Этим его хотели навсегда лишить возможности занять престол. Принять монашество заставили и его жену Ксению Ивановну Шестову (под именем Марфы). Их пятилетнего сына Михаила (который в будущем стал царем) разлучили с родителями и вместе с теткой Анастасией Никитишной сослали на Белоозеро. Перенести тяжелое заключение и остаться в живых из пяти братьев сумели только инок Филарет и Иван Никитич.
Таким же образом устранили и Богдана Бельского – племянника Малюты Скуратова (в период междуцарствия в 1598 г он выступал против Годунова). В 1599 году правительство отослало его в экспедицию на р. Северный Донец, где строили крепость Царев-Борисов. Воевода не разворовал казенные средства, которые отпустили на жалованье служилым людям и оплату строительных работ. Редкость! Более того, он привез припасы из собственных вотчин в Царев-Борисов и, тем самым, стал очень популярным среди служилых людей.
Бельский был единственным человеком, который мог подносить лекарства царю, т.к. он ведал Аптекарским приказом. Пока он был занят строительством крепости, царю приблизил к себе сведущего в медицине шотландского капитана Габриэля. Он пожаловался царю на то, что Бельский нарушает порядок подачи царских снадобий. Когда Бельский об этом узнал, он немедленно велел его арестовать. Шотландец сказал, что Бельский может делать вредные зелья и пробовать их на себе, а не только лечить. С 1603 г. руководство Аптекарским приказом взял на себя Семен Годунов, который был главой сыска. Бельского обвинили в том, что он желает царствовать, как и Романовых прежде. Он был осужден, его вывели на рыночную площадь и подвергли позорному наказанию – Габриэль был назначен палачом, и он вырвал у Бельского всю бороду клок за клоком, что было особым бесчестьем. Затем Богдана сослали – в нижегородское имение до 1604 г., а затем в Сибирь и в Нижнее Поволжье. Оба политических процесса – и против Романовых, и против Бельского – были схожи. Борис Годунов, бывший опричник, в то же время действовал не так, как Иван Грозный – не устраивая резню и погромы. Политический кризис, произошедший в 1600 г., был коротким, и Борис Годунов сумел его преодолеть.
- Русский Царь (1598-1605)
- Российский государственный деятель
Еще при Иване Калите (1328-1341) предок Бориса Годунова (1552-1605) Чета сбежал из Орды и поступил на службу московскому князю. Принял крещение под именем Захария и, как считается, стал основателем Ипатьевского монастыря в Костроме. От него ведут свою родословную фамилии Годуновых и Сабуровых. Сабуровы были родственниками Ивана Грозного по его первой супруге.
Сам Годунов был женат на дочери Малюты Скуратова, видного опричника. Тем не менее, по происхождению Годунов к первым сановникам государства не относился. Его возвышение шло по линии опричнины (особого института, созданного Иваном Грозным). Вершиной карьеры, как казалось, стала женитьба сына Грозного Федора на Ирине Годуновой (сестре Бориса).
Слабый здоровьем Федор был вторым в списке наследников престола, после вполне здорового брата Ивана. Ирина с семи лет вместе с братом жила в царском дворце, находясь там на воспитании и их брак с Федором состоялся по взаимной симпатии, что редкость для царских детей того времени.
Годунов по случаю брака сестры стал боярином (1575 год). И ближайшим советником Федора. После трагической смерти царевича Ивана именно Федор стал наследником Ивана Грозного.
Тест с ответами по истории России для 11 класса
Не сохранилось ни одного прижизненного портрета царя Бориса. Гравюра, по которой его воспроизводят в учебниках, создана в XVIII веке.
По описаниям современников он был красив, невысок ростом, плотен телом. Отмечается его величавая осанка. В биографии Бориса Годунова отмечено, что он был прекрасным оратором, при этом не имел достаточного хорошего образования, по некоторым оценкам был просто безграмотным. Впрочем, для русских царей само по себе писание считалось бесчестьем, на это есть дьяки, а вместо подписи – печать.
После смерти Ивана Грозного (1584) в живых осталось два его сына. Слабый Федор (1557-1598), и юный Дмитрий (1582-1591). Дмитрий появился на свет от шестого (или даже седьмого, никто так и не может посчитать достоверно) брака Грозного. Официально это был пятый брак с венчанием, хотя по всем канонам больше трех венчаний у человека никак быть не может.
Так что права Дмитрия на отеческий престол легко можно было, при желании, оспорить. Но Иван Грозный с законами обращался свободно, и перечить человеку столь быстрому на расправу никто бы не решился. Царевича Дмитрия, вместе с матерью Марией Нагой и ее родственниками поселили в Угличе, подальше от Москвы, и подальше от участия в политической жизни.
Известно, что мальчик погиб 15 мая 1591 года. Царевич упал на нож во время игры. Днем, во дворе, рядом находились другие дети. То ли его кто-то подтолкнул, то ли Дмитрий наткнулся на нож в приступе эпилепсии. Как только стало известно об этой трагедии, в Угличе забил колокол, разъяренные горожане вместе с родственниками царевны перебили царских людей, следивших за мальчиком, во главе с боярином Битяговским.
Расследование поручили Василию Шуйскому, члену Боярской думы. Василий, как и другие Шуйские, другом безродному выскочке Годунову не был. Материалы дела сохранились и внимательнейшим образом изучены. Большинство историков склоняется к тому, чтобы поддержать вывод следствия – Дмитрий погиб в результате несчастного случая. Откуда же всеобщая убежденность в вине Бориса и пушкинские «мальчики кровавые в глазах»?
В 1606 году, уже после гибели Лжедмитрия, к власти пришел Василий Шуйский. И вопрос о том, погиб ли настоящий Дмитрий в Угличе был едва ли не главным для государства.
Иван Грозный умер в 1584 году, Его сыну Федору в этот момент было 27 лет. Сам Грозный понимал, что Федор не в состоянии самостоятельно управлять государством. Незадолго до смерти царь Иван назвал участников регентского совета, который должен был управлять де-факто. В него вошли представители высшей знати Иван Мстиславский, Иван Шуйский и Никита Романов.
Четвертым в этом совете стал Богдан Бельский, сделавший карьеру в опричнине. В его подчинении находился «двор», вооруженные дворяне, корпус личной охраны царя. Бельский попытался сразу после смерти Грозного захватить власть, устроив переворот. Но бояре сумели уговорить Федора отправить Бельского в отставку.
Митрополита Дионисия сменил ставленник Годунова Иов. После Флорентийской унии (1439), которую константинопольский патриарх заключил с папой Римским, русская церковь сама утверждала своих предстоятелей.
Митрополит Московский и всея Руси избирался собором Русской церкви, по настоятельной рекомендации царя. Фактически русская церковь была независимой. Канонически она оставалась частью константинопольского патриархата. И в свете теории «Москва – третий Рим», русскому царю, заменившему по значению в православном мире императора Византии, нужен был свой патриарх.
XVI век – стал временем религиозных войн в Европе. Последователи Мартина Лютера нанесли сильнейший удар по католической церкви. В ответ приверженцы папы Римского усилили религиозное давление там, где еще в силах были это сделать. В русских землях, находившихся на территории Польши и Литвы, усилилось влияние униатской церкви (православные, признающие примат папы Римского).
После многочисленных «чисток», устроенных Иваном Грозным в среде русского духовенства, необходимо было поднять престиж московского митрополита. Ну и самое главное – даже формально подчиненная церковь никак не соответствовала значению русского государства, его возрастающему влиянию в европейской политике.
Восточные патриархи находились в бедственном положении. Москва была и значительнее и богаче, и у нее регулярно просили финансовой помощи. Москва помогала, но и просила «рассмотреть вопрос» о своем патриархе. Наконец, от патриарха Феолита пришел устный ответ – он вместе с антиохийским патриархом согласились вынести решение на вселенском соборе.
Жизнь константинопольского патриарха под турками была полна неожиданностей. Феолита султан прогнал, восстановив на кафедру Иеремию (1588). Иеремия первым делом отправился в Москву, попросить денег на новую резиденцию.
В Москве за переменами не уследили, и поначалу главу вселенской церкви приняли за самозванца. А когда разобрались приняли в Кремле. Там Годунова ждало серьезное разочарование. Вместо ожидаемого решения собора Иеремия высказал свои просьбы о пожертвованиях.
Правление Бориса Годунова было, по мнению ряда историков, крайне успешным для России. Удалось вернуть города, потерянные в Ливонскую войну, основано несколько новых городов, которые значительно обезопасили границы России. У Москвы появился патриарх, велось массовое каменное строительство, большие суммы жертвовались ремесленникам и крестьянам…
Но закончилось его царствование катастрофой. Знатное боярство так и не смирилось с выскочкой на престоле, а доверие простого народа было подорвано из-за трех неурожайных лет, вызвавших массовый голод и разорение. Правительство Годунова с этим кризисом справиться не смогло.
Относительная безопасность территорий на южной границе (ее удалось добиться строительством новых укрепленных городов и созданием системной обороны) привлекла туда большое количество казаков. На Юг уходили и жители центральной России. Именно сюда направился при поддержке польских войск самозванец, объявивший себя чудом спавшимся сыном Ивана Грозного Дмитрием.
Биография Бориса Годунова полна загадок и белых пятен. После Смутного времени к власти в Московии пришли Романовы — конкуренты Годунова в борьбе за престол. Представители этой династии проводили целенаправленную политику уничтожения архивов и переписывание исторических документов.
Так, в конце XVI века в «Государев родословец» были внесены изменения, и появилась версия о татарском происхождении Годуновых. Якобы в XIV веке из Орды в Московию бежал мурза по имени Чета. Он принял православие, служил Ивану Калите и основал династию Годуновых.
Позже историки поставили под сомнение татарское происхождение Годуновых. Они подсчитали, что первые сведения о прибытии Чета в Московию совпадают с годами пребывания на службе боярина Дмитрия Зерно, которого считали внуком Чета. Таким образом, по официальной версии, Чета только прибыл в Московию, когда там уже служил его внук.
Согласно другой версии, Годуновы были местного происхождения. Родоначальником династии был боярин Дмитрий Зерно, служивший Калите. У него было три сына, один из которых — Федор — помещик в Вяземском уезде — стал отцом Бориса. После смерти отца Борис Фёдорович Годунов воспитывался в поместье дяди Дмитрия. В период опричнины Дмитрий Годунов попал в опричный корпус. Так судьба связала бояр Годуновых с Иваном Грозным.
Прижизненный портрет Бориса Годунова не сохранился. После смерти его тело переносили из Архангельского собора Кремля в Варсонофьевский, а затем в Троицкий монастырь. Лишь в 1782 году появилась усыпальница Годуновых.
В 1945 году известный антрополог Михаил Герасимов, создавший технологию восстановления внешности по черепу, получил разрешение вскрыть гробницу. Он выяснил, что гробница была разграблена, кости перемешаны и черепов не сохранилось. Так пропала последняя надежда восстановить внешний облик первого избранного царя.
Ныне историки довольствуются лишь описаниями, которые оставили иностранные дипломаты, посещавшие двор Бориса. Известно, что он был рослым мужчиной крепкого телосложения с редкими черными волосами.
Борис Годунов знал, как нужно себя вести при дворе Ивана Грозного. Он не участвовал в политической борьбе бояр, поскольку не мог похвастать знатностью происхождения, но прекрасно понимал, с какими людьми нужно иметь хорошие отношения. Он породнился с одним из наиболее влиятельных людей времен опричнины Малютой Скуратовым, женившись на его дочери Марии.
Также Борис был дружкой на свадьбе Ивана Грозного в 1571 году и выдал сестру Ирину замуж за царского сына Федора. Родство с царской семьей помогло ему получить титул знатного боярина.
Борис не имел образования и не умел писать. Но для русских царей грамота считалась ненужным делом. Бумаги писали дьяки, а вместо подписи достаточно было поставить печать. При этом Годунов был прекрасным оратором и завоевывал популярность у москвичей, выступая перед ними и делая щедрые пожертвования хлебом и деньгами. Таким образом, его любила чернь, а знать не рассматривала как соперника.
Перед смертью Иван Грозный, понимая, что Федор не способен править самостоятельно, создал совет регентов. В него вошли Никита Захарьев-Юрьев, Иван Шуйский, Иван Мстиславский и Богдан Бельский. Последний попытался сместить Федора. Переворот не удался, и царь отправил Бельского в изгнание.
На его место Никита Захарьин-Юрьев предложил Годунова. В 1584 году Никита Захарьин-Юрьев заболел и не принимал участия в работе совета. Вскоре Иван Мстиславский и Иван Шуйский плели интриги, требуя от Федора развода с Ириной и изгнания Годунова. Но Федор подавил боярское недовольство, отправив Шуйского в изгнание. Мстиславский предпочел уйти в монахи. В результате из членов регентского совета при дворе остался Борис Годунов. Он фактически правил страной с 1586 года.
В 1598 году умер царь Федор. Его единственная дочь умерла в младенчестве, и других наследников не осталось. Сам Федор правителем никого не назначил. Трон перешел к сестре Годунова и жене Федора Ирине, но она предпочла правлению монашеский постриг.
Тут и настал звездный час Годунова. Московский люд его обожал и требовал короновать. Борис быть царем отказался, понимая, что требований черни недостаточно, чтобы его власть признала знать. Впервые в истории Московии был созван Земский собор для избрания царя. Борис еще раз отказался от трона. Уступил он лишь тогда, когда патриарх Иов пригрозил отлучить его от церкви, если не примет корону. Так в 1598 году Годунов стал первым избранным царем.
После смерти Ивана Грозного в 1584 году осталось два сына: Федор и Дмитрий. Последний жил с матерью в Угличе. В 1591 году он погиб. Согласно официальной версии, у царевича случился эпилептический припадок и он упал на нож. Жители Углича, узнав о происшествии, учинили бунт и убили царских людей. Расследовала дело комиссия, которую возглавлял противник Годунова боярин Василий Шуйский. Комиссия не нашла доказательств причастности Бориса к происшествию.
Но когда Василий Шуйский стал царем в 1606 году, он изменил мнение и обвинил в убийстве предшественника. Тело царевича перенесли в Архангельский собор Кремля. Дмитрия причислили к лику святых.
Романовы, которые пришли к власти после Шуйского, приказали переписать летописи и внести в них версию о заказном убийстве. Так Годунов на несколько столетий оказался детоубийцей.
В 1892 году известный историк Михаил Погодин усомнился в вине Бориса. В ХХ веке его версию поддержали другие авторитетные историки. По их мнению, Дмитрий не был претендентом на власть. Он был сыном от пятого или шестого брака Ивана Грозного. Церковные законы не разрешают более трех венчаний. Поэтому, с точки зрения канонического права, Дмитрий был незаконнорожденный. В Московии цари и знать считали себя выше закона, поэтому Грозный не видел в очередном браке проблем. Но после его смерти споры о законности его женитьбы возобновились.
К тому же у царя Федора спустя год после смерти Дмитрия родилась дочь, у которой было больше шансов на престол. Годунов же в начале 1590-х даже не рассматривался как потенциальный претендент на правление.
В отличие от Ивана Грозного, Годунов был женат лишь однажды. В 18 лет он венчался с Марией, дочерью Малюты Скуратова. По мнению некоторых историков, она была честолюбива и помогала мужу в борьбе за власть. При дворе ходили слухи, что Мария помогла царю Федору отойти в мир иной.
У пары долго не было детей. Согласно одной из версий, Годунов выписал лекаря из Англии, чтобы тот помог излечить супругу и зачать наследника. Первый ребенок пары умер в младенчестве. Позже у Марии и Бориса родилось двое детей — Ксения и Федор. Последнего готовили стать царем, и он получил прекрасное образование. Но после смерти Бориса стрельцы убили Марию и Федора.
Лжедмитрий, занявший ненадолго престол, сделал Ксению своей наложницей. Позже она приняла монашеский постриг. После ее смерти династия Годуновых прервалась.