Право наследования в русской правде
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право наследования в русской правде». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Судебные органы. Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. «Без княжа сло-ва», однако, нельзя было «мучить» не только огнищанина, но и смерда (ст. 33 Кр. Пр., ст. 78 Пр. Пр.). К князю и судьям его (ст. 55 Пр. Пр.) мог пойти пожаловаться закуп. В «Поучении к детям» Владимир Мономах так гово-рит о себе как о судье: «На посадников не зря, ни на бирючи, тоже худого смерда и убогие вдовицы не дал есми сильным обидети».
Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской ад-министрации. Обычное место суда — «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики су-дебных пошлин) и другие слуги. Русская Правда (ст. 41 Кр. Пр., многие статьи Пр. Пр.) определяет и размеры этих сборов в пользу многочислен-ных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).
Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киев-ской Руси активно формировался вотчинный суд — суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных по-жалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведав-шего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обря-дами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами мо-настырских людей занимался настоятель монастыря — архимандрит.
Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: ус-тановление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе сторо-ны именовались истцами или суперниками (чуть позже — сутяжниками от тяжбы — судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступа-ет, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследо-вании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским про-цессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.
О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич — публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхднев-ный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнару-живалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похи-щенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это уда-валось сделать, начинался свод — продолжение поиска похитителя. По-следний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию — до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35-39 Пр. Пр.).
Другое процессуальное действие — гонение следа — розыск преступни-ка по следам. Если это был убийца, то обнаружение его следов на терри-тории общины обязывало её членов платить «дикую виру» или искать ви-новника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски пре-кращались (ст. 77 Пр. Пр.).
Суд был состязательным, a это значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представляли доказательства и улики. В су-дебном процессе использовались различные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи — свидетели «доброй славы» об-виняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободный чело-век, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и бояр-ские тиуны (холопы) — (ст. 66 Пр. Пр.).
При ограниченном количестве судебных доказательств по решению су-да применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам, ибо прямых свиде-тельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружа-ли в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Ордалии — это разновидности суда божьего. Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточности доказательств для окончательного выяснения истины применялся судебный поединок, но сведения о нём сохранились лишь от более позднего времени (поле). Мы вернемся к нему в свое время.
Наследственное право (по «Русской правде»)
- Выписка
- Бти
- Наследство
- Купля-продажа
- Жилищное право
- Споры с соседями
- Прописка
- Земельное право
- Жкх
- Возникновение права
Первые начала наследования выводят обыкновенно из договоров русских с греками, сопоставляя их с постановлениями краткой Русской Правды о кровной мести и предполагая, что она производилась родственниками в том же порядке, в каком они наследовали. Из этих выводов следовало бы, что родственники призывались к наследству в таком порядке: брат; если его не было — сын; если и его не было — отец; далее — племянник от брата, племянник от сестры. В этом означении иные (Неволин) видят постепенность призвания; другие (Кавелин) ее не находят. На основании указанных соображений заключают, что боковые родственники, кроме братьев, не призывались к наследству; в предпочтении брата сыну видят действие родного начала, указывают на исключение женщин и право жены на получение некоторой части (жена убившего да имать толицем же прибудет по закону). Выводы эти нельзя признать точными, ибо они основаны на гадательных соображениях. Из договоров с греками следует бесспорно только то, что на Руси имение умершего поступало в семью, к милым ближникам, и что находившемуся на чужой стороне естественно было на случай смерти творить обряжение о своем имении (см. у Никольского и Цитовича).
На основании пространной Русской Правды обыкновенно отличают общий порядок наследства от особенного, для смердов, бояр и княжих мужей — членов дружины. Общий порядок: после отца, если умер без ряда, не урядив имения, наследуют дети; при этом дается часть по душе умершего и часть вдове, если муж ничего ей не назначил. Из детей — незамужние дочери ничего не получают при братьях, но братья выдают их замуж, наделяя како си могут. Дети от рабы не наследуют, равно и мать их. После матери-вдовы в ее участке наследует тот из детей, у кого она жила в доме и кто кормил ее. Сводные дети наследуют после родителей своих, но после отчима или мачехи не наследуют. Особенный порядок: в имении смерда наследуют одни дети мужского пола, а если их нет, то князь; но предполагается, что в таком случае он незамужним дочерям дает часть на приданое. После бояр и дружинников, если нет сыновей, наследуют и дочери. О наследстве боковых родственников вовсе не упоминается. Поэтому Неволин думает, что в отсутствии детей имение шло князю. Он видит в этом признак, что родовое начало было потрясено в период междоусобий от смерти Ярослава до нашествия монголов. Если станем смотреть на наследство с точки зрения княжеского права и зависимого владения (ср. 1 часть сей книги, § 16), то можно думать, что в отношении к князю владельцем имения, принадлежавшего дружиннику, мог считаться только представитель семьи, а не рода. Правило о смердах, т.е. податном и преимущественно земледельческом сословии, должно было относиться к движимости, ибо поземельной собственности у них, по-видимому, не было[56].
Кроме Русской Правды есть еще известие о порядке наследования в Псковской Судной Грамоте (XV столетии). По ней умершему наследовали: отец, мать, сын, брат, сестра, другие ближние родственники (кто ближнего племени): стало быть, и боковые допускались к наследованию. Сын лишался наследства, если отца и матери не скормит до смерти, а пойдет из дому. Супруги друг после друга наследовали только пожизненно, в кормление, пока не вступали в следующий брак (т.е. пока не будет основано новое хозяйство).
Наконец, Судебники обоих Иванов постановляют, что после умершего без духовной наследует сын, когда нет его — дочь, а если нет и дочери, то ближний из его рода (статок весь и земли взяти).
Из этих сведений видно: 1. Женщины вообще не наследовали или наследовали в отсутствии мужчин; но давалась им часть на случай замужества. 2. До судебников родовое начало успело прийти в упадок, а семейное усиливается (см. критику этого мнения у Цитовича, стр. 142). Нигде не говорится о наследовании внуков; о праве представления нет и помину; внуков, по-видимому, исключают братья умершего. 3. В призвании родителей к наследству после детей, супругов друг после друга до нового брака или до смерти (Псков), некоторые (Кавелин) видят признак того, что здесь было в обычае членам семьи не делиться, но жить вместе, и наследство удерживалось за старшим; по сему в постановлениях Русской Правды видят следы южнорусского, киевского, малороссийского обычая — делиться после каждого замужества. Это различие связывают исторически с нынешним различием великорусского и малорусского крестьянского быта. У первых личность поглощается семьей, домом и даже общиной. Дом составляет одно целое, в котором общая казна в ведении старшего или того, кто признан способнее вести хозяйство. Что члены заработают, то должны вносить в общую кассу. Здесь понятие о наследовании уступает понятию о разделе дома. Но пока нет раздела, нет и наследства после умершего.
Семья представляет собой союз лиц, состоящих в браке, и лиц, от них происходящих. Это союз людей, связанных кровными узами. До возникновения семьи имел место родовой и даже племенной «кровный» союз, и брака, как такового, не существовало: женщины племени составляли достояние мужчин всего племени. Вторая ступень в развитии этого института – полигамия, когда племя начинает делиться на отдельные кровные группы во главе с матерью, прародительницей рода. В общественном устройстве – это время материнского права – матриархата (мать знают все, отец неизвестен). Следующая ступень – полигамная семья под властью отца-патриарха – патриархат (один отец, много матерей). И лишь затем в процессе развития общества возникает моногамная семья (один отец и одна мать).
Уже в языческую эпоху восточные славяне знали брак, т.е. такой союз с целью сожительства мужчины и женщины, который основывался на взаимном согласии и был заключен в установленную форму. Невест либо выбирали на игрищах, либо родители по предварительному соглашению приводили их в дом жениха (у полян), получая затем плату (вено). Имело место и похищение (умыкание) невесты. До принятия христианства и некоторое время после него славяне допускали многоженство, как это мы знаем на примере самого Владимира-крестителя. Летописец-христианин, явно не одобряя славян-язычников, пишет об этом так: «И радимичи, и вятичи, и север один обычай имяху, имяху же по 2 и по 3 жены, си же творяху обычая кривичи, прочие погане, не ведуще закона Божия, но творяще сами собе закон».
В языческие времена брак не прекращался смертью мужа, за которым у некоторых племен должна была следовать жена. Это не противоречило, однако, полной свободе развода.
Принятие христианства изменило брачное право. Брак укрепляется и приобретает значение некоего таинства. Под влиянием византийского права православная церковь установила пределы свободы расторжения брачных уз, устранила многоженство, ввела церковную форму заключения брака (венчание). Правда, все эти новшества с трудом пробивали себе дорогу, ибо семейно-брачные отношения составляют весьма консервативную сторону народной жизни. Источники содержат многочисленные факты полного игнорирования церковного венчания; вплоть до XVIII в. встречаются следы свободного расторжения брака по обоюдному соглашению.
Вместе с тем, под влиянием римского права, на Руси начинают придавать особое значение обручению жениха и невесты, которое, получив религиозное освещение, становится нерасторжимым и равным по силе венчанию. На языке обычного права оно называлось «сговором», а по сути представляло собой договор между сторонами о будущем браке, в частности, определяло имущественные последствия несостоявшегося брака. Теперь обручение как обязательная процедура непременно предшествует браку.
Условия совершения брака. 1. Брачный возраст. По византийским законам он равнялся 15 годам для мужчин и 13 годам для женщин. На Руси эти сроки не соблюдались, браки совершались и в более юном возрасте (11 и 10 лет). Что касается крайнего старческого возраста, за пределами которого брак невозможен, то русское право такого возрастного предела не знало. Во всяком случае, данных на сей счет нет. 2. Свободная ноля и согласие родителей. 3. Свобода брачующихся от другого брака. 4. Не допускалось вступление в 3-й брак. 5. Отсутствие близкого родства. 6. Венчание (при исключениях, о которых шла речь). Несоблюдение указанных условий могло стать причиной признания брака недействительным, со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Условия расторжения брака. По церковному учению брак прекращается только физической смертью одной из сторон. Однако вследствие важных причин брак подлежал расторжению. Ими могли быть прелюбодеяние, неспособность мужа к супружеской жизни, неспособность жены к деторождению, поступление одного из супругов в монашество (принятие пострига), «заразительная» болезнь, покушение на жизнь, и т.п.
Жена находилась под властью мужа. Отцовский обычай позволял ему наказывать жену по своему усмотрению. Имущественные права супругов, не в пример нравственным, склонялись к большему равенству. И в этом отношении права жены постоянно росли. Кроме прав на приданое, она. с принятием христианства, получает право на общесемейное имущество, оставаясь после смерти мужа либо его распорядительницей, либо приобретая выдел наравне с сыновьями.
Отношения между родителями и детьми строились на условиях неукоснительного подчинения последних первым. Отец – глава семьи – пользовался неограниченной властью над своими детьми. Родители имели право продать своих детей в холопы, лишить наследства и даже убить, не неся за это никакого наказания. Первое наказание в русском законодательстве за убийство детей было установлено только в Соборном Уложении 1649 г., причем это наказание было более мягким, чем за убийство постороннего человека.
По смерти отца детей опекала мать, а в случае её повторного выхода замуж назначался опекун. Им мог быть отчим, но предпочтение отдавалось одному из ближайших родственников. Мать же при этом обязывалась вернуть своим детям и всё наличное, и всё растраченное ею в процессе управления имущество. Опека прекращалась с достижением зрелости, когда опекаемые «будут сами собой печаловати». Возраст зрелости источники не указывают. Возможно, он равнялся 15 годам, как в более поздние времена.
Как уже отмечалось, Русская Правда не отделяет гражданско-правовые нарушения от уголовных. Не знает она и термина «преступление», хотя этот термин из переводной греческой литературы был известен на Руси. Нарушение закона, преступление, носит в ней название обиды, под чем понимается причинение лицу или группе лиц физического, материального или морального ущерба. Не выделяя особо государственного преступления, защищая права частных лиц, Русская Правда, однако, обнаруживает и полное понимание государственных интересов: все штрафы за «обиду» поступают не в карман потерпевшего, а в пользу общественной власти (князя). Этот уголовный штраф Русская Правда называет продал/сей.
Субъектами преступления, т.е. лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли быть все свободные люди при наличии у них ясного сознания. Злодеяния, совершенные холопами, преступлениями не считались и не влекли за собой уголовных взысканий. За их деяния отвечали их хозяева, которые либо выкупали провинившегося, либо выдавали его «лицом» потерпевшему. По Правде Ярослава, раба, ударившего свободного мужа, можно было убить, но сыновья Ярослава это наказание «установили на куны», т.е. перевели на денежный выкуп, разрешив при этом побить холопа.
О возрасте при уголовном вменении ни Русская Правда, ни другие памятники публичного права не содержат данных вплоть до середины XVII в. Очевидно, им было время, когда дети начинали «сами себя печаловати». Зато Русская Правда знает о субъективной стороне преступления, относя к ней умысел или неосторожность. И хотя четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности ещё не существует, они уже намечаются в законе. Так, ст. 6 Пространной Правды говорит об убийстве «в сваде или на пиру», по которому виновный наказывается штрафом. Другое дело, если убийство произошло в разбое, во время грабежа. Тогда преступник вместе с семьей подвергается самому тяжкому наказанию – отдается на поток и разграбление. К отягчающим вину обстоятельствам закон относит корыстный умысел, а к смягчающим вину, кроме опьянения («на пиру»), – состояние аффекта («если кто ударит кого батогом, а тот, не стерпевши, ткнет мечом, то вины ему в этом нет»).
Объекты преступления – это личность и имущество . Среди преступлений против личности Русская Правда знает убийство, телесные повреждения, побои, оскорбления (преступления против чести) . Преступления имущественные (против собственности) – это разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное завладение или пользование чужим имуществом . Государственные преступления в Русской Правде не просматриваются и скорее всего потому, что абстрактного понятия «государство» ещё не существовало, и интересы государства отождествлялись с интересами князя. Поэтому жизнь представителей княжеской администрации (княжих мужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойной вирой.
Но история Киевской Руси знает государственные преступления, такие, как восстания горожан, к участникам которых применялась смертная казнь. Существовали и междукняжеские споры, завершавшиеся нередко весьма жестоко. Но все это ещё не отражено в законодательстве.
Не из Русской Правды, а из церковных уставов известно, что имели место и преступления против церкви: зелейничество и ведовство (т.е. чародеяние и волхование – знахарство и колдовство) остатки язычества. Кроме них преследовались моления в рощах и у воды, под овином, ограбления трупов, введение в церковь собак и птиц и т.п.
Объективная сторона преступления распадалась на 2 стадии: покушение на преступление (вынул меч, но не ударил) и оконченное преступление – действие (вынул меч и ударил). Наказание, естественно, разное (1 и 3 гривны кун). Знает Русская Правда и такое понятие как соучастие, но роли соучастников в преступлении ещё не разделяет (ст. 40 Кр. Пр.). Закон требовал привлечения к одинаковой ответственности всех лиц, совершивших его (если 10 человек украли 1 овцу, то каждый платит по 60 резан продажи).
Существует в Русской Правде и представление о превышении пределов необходимой самообороны (нельзя убивать вора, если в его действиях нет непосредственной опасности).
Наказания за уголовные преступления. Русская Правда употребляет разные термины, имеющие смысл «наказания»: казнь, месть, продажа и др. Начнем их характеристику с мести. Это возмездие за деяние, совершаемое руками потерпевшего или его родичей. В Краткой Правде она не только признана, но и предписана, однако только в соединении с судом (нужна санкция суда, разрешающая месть или оправдывающая акт мести). Раненный, к примеру, должен доказать на суде справедливость обвинения и только после этого может мстить или взять за обиду 3 гривны.
Месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие преступления, как убийство, увечье или нападение на здоровье и честь. Очевидно, месть не означала отдачу преступника на полный произвол мстителя. Термин смирять, употреблявшийся для обозначения акта мести, означал, скорее всего, не только лишение жизни, но и простое телесное наказание. Под влиянием христианства, в условиях дальнейшего оформления государственных структур, месть постепенно вымирала. Уже сыновья Ярослава отменили «убиение за голову», т.е. месть за убийство, и ввели денежный штраф.
ГП регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения. В отрасли ГП выделяют подотрасли: вещное, обязательственное, наследственное, семейное.
Вещное право: В РП обеспечивается защита прав собственности на недвижимые вещи, но земля еще не выступала в качестве товара. Основная масса земель находилась в коллективном владении крестьянских общин. За незаконное пользование чужим имуществом, за порчу имущества, за кражу имущества в РП устанавливались большие штрафы. РП различала право собственности и право владения (узуфрукт). Последнее было под юридической защитой. Собственник не мог отобрать свою вещь у лица, ее владеющей, для этого проводился свод (досудебное разбирательство).
Обязательственное право: Обязательства в РП возникали из причинения вреда и из договора. По ст. 54 ПП: купец, утративший по неосторожности чужие деньги или товар, обязан возместить ущерб кредиторам. Но большинство обязательств возникали из договоров: купли – продажи, займа, займа с %( закупничество), хранения (поклажи), личного найма, подряда. Все договоры заключались в устной форме. При купле – продаже должен был присутствовать мытник (чиновник, собирающий пошлины) или 2 послуха. Предметом договора займа могли быть деньги или любые движимые вещи, за неисполнение обязательств наступало долговое рабство. Если займ был выше 3 гривен, то он требовал свидетельского удостоверения. Денежной единицей была куна, гривна серебра, гривна золота. Займы: простой, закупничество, заем, совершаемый купцами под честное слово без послухов. По займам взимались высокие проценты (рез, настав). Кредитоспособные люди совершали простой займ, а не кредитоспособные прибегали к закупничеству. Они работали на кредитора до отработки полной суммы долга и процентов. Если закуп пытался сбежать от хозяина, то последний мог превратить его в холопа. РП закрепляет и материальную собственность закупа перед хозяином. Договор о поклаже рассматривался как дружеская услуга и заключался без послухов. Некоторые виды личного найма обрекали человека на холопство, например, люди, поступавшие на должность тиуна или ключника. В РП правде не затрагивался, но все же существовал договор мены, который предшествовал купли – продажи.
Наследственное право: ст. 92. Наследование допускалось как по закону, так и по завещанию. Приоритет отдавался последнему. Умерший мог завещать своё имущество только своим детям. Часть имущество должно отойти церкви на устроение души. Наследниками могли быть только сыновья. Действовало правило: сестра при братьях не наследница, т.к. считалось, что она предназначена к выходу из семьи и родства. При отсутствии братьев наследство отходит сестре. В ст. 90 говорится, что дочери знатных людей имели преимущество перед незнатными. Знатные при отсутствии братьев наследовали имущество, а нет, оно переходило князю. Среди братьев приоритет имел младший, т.к. он живет дольше других детей с родителями, обеспечивает уход до последних дней жизни и поэтому остается в доме (ст. 100). Обязательства умершего переходят на наследников.
Семейное право: Семейные отношения регулировались византийским церковным законодательством. Единственная форма заключения брака – обряд венчания, он рассматривался как таинство. Условия: брачный возраст (жених – 15, невеста 13 лет), свободная воля вступающих в брак, согласие родителей. Принудительные браки считались обычным делом в Древней Руси, родители считали, что им лучше знать, кто подходит их ребенку. Брак рассматривался как вечный союз, разводы не приветствовались. Бракоразводные дела подлежали церковной юрисдикции. Положение детей было бесправное, родители могли продать их в холопы. Убийство родителями детей не считалось преступлением, это был просто грех.
11
ГП регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения. В отрасли ГП выделяют подотрасли: вещное, обязательственное, наследственное, семейное.
Вещное право: В РП обеспечивается защита прав собственности на недвижимые вещи, но земля еще не выступала в качестве товара. Основная масса земель находилась в коллективном владении крестьянских общин. За незаконное пользование чужим имуществом, за порчу имущества, за кражу имущества в РП устанавливались большие штрафы. РП различала право собственности и право владения (узуфрукт). Последнее было под юридической защитой. Собственник не мог отобрать свою вещь у лица, ее владеющей, для этого проводился свод (досудебное разбирательство).
Обязательственное право: Обязательства в РП возникали из причинения вреда и из договора. По ст. 54 ПП: купец, утративший по неосторожности чужие деньги или товар, обязан возместить ущерб кредиторам. Но большинство обязательств возникали из договоров: купли – продажи, займа, займа с %( закупничество), хранения (поклажи), личного найма, подряда. Все договоры заключались в устной форме. При купле – продаже должен был присутствовать мытник (чиновник, собирающий пошлины) или 2 послуха. Предметом договора займа могли быть деньги или любые движимые вещи, за неисполнение обязательств наступало долговое рабство. Если займ был выше 3 гривен, то он требовал свидетельского удостоверения. Денежной единицей была куна, гривна серебра, гривна золота. Займы: простой, закупничество, заем, совершаемый купцами под честное слово без послухов. По займам взимались высокие проценты (рез, настав). Кредитоспособные люди совершали простой займ, а не кредитоспособные прибегали к закупничеству. Они работали на кредитора до отработки полной суммы долга и процентов. Если закуп пытался сбежать от хозяина, то последний мог превратить его в холопа. РП закрепляет и материальную собственность закупа перед хозяином. Договор о поклаже рассматривался как дружеская услуга и заключался без послухов. Некоторые виды личного найма обрекали человека на холопство, например, люди, поступавшие на должность тиуна или ключника. В РП правде не затрагивался, но все же существовал договор мены, который предшествовал купли – продажи.
Наследственное право: ст. 92. Наследование допускалось как по закону, так и по завещанию. Приоритет отдавался последнему. Умерший мог завещать своё имущество только своим детям. Часть имущество должно отойти церкви на устроение души. Наследниками могли быть только сыновья. Действовало правило: сестра при братьях не наследница, т.к. считалось, что она предназначена к выходу из семьи и родства. При отсутствии братьев наследство отходит сестре. В ст. 90 говорится, что дочери знатных людей имели преимущество перед незнатными. Знатные при отсутствии братьев наследовали имущество, а нет, оно переходило князю. Среди братьев приоритет имел младший, т.к. он живет дольше других детей с родителями, обеспечивает уход до последних дней жизни и поэтому остается в доме (ст. 100). Обязательства умершего переходят на наследников.
Семейное право: Семейные отношения регулировались византийским церковным законодательством. Единственная форма заключения брака – обряд венчания, он рассматривался как таинство. Условия: брачный возраст (жених – 15, невеста 13 лет), свободная воля вступающих в брак, согласие родителей. Принудительные браки считались обычным делом в Древней Руси, родители считали, что им лучше знать, кто подходит их ребенку. Брак рассматривался как вечный союз, разводы не приветствовались. Бракоразводные дела подлежали церковной юрисдикции. Положение детей было бесправное, родители могли продать их в холопы. Убийство родителями детей не считалось преступлением, это был просто грех.
11
Отношения русских граждан в области наследства и наследования подлежали регулированию основным документом государства русского – «Русской правдой».
Русская правда предусмотрела возможность получать наследство, как по закону, так и по завещанию. При этом по закону наследование происходило во всех случаях, если отсутствовало завещание.
Наследование по закону на Руси. Так же как и в настоящее время, в Древней Руси наследование по закону предполагало наличие очередей, но со своими особенностями:
- Сыновья умершего признавались наследниками первой очереди. Каждому из них должны были предоставляться равные доли от наследственного имущества. По сложившемуся в то время обычаю, младший сын получал двор после смерти отца, который не делился между сыновьями.
- Имущество, остававшееся после смерти матери наследовалось отдельно. Его мог унаследовать тот из детей, «… у кого она жила на дворе и кто ее кормил».
- Если в семье были сыновья, то дочери не призывались к наследованию после смерти их отца. Когда дочери выходили замуж, они имели право получить от братьев только приданое.
- Если в феодальной семье не было сыновей, дочери феодалов могли претендовать на наследство, тогда как в зависимых семьях дочери не наследовали в любом случае. Это имущество в данном случае должно было поступить в распоряжение князя, который должен был при выходе дочерей умершего зависимого крестьянина замуж, предоставить им приданое.
Русская правда закрепила положение, согласно которому переживший супруг не мог быть наследником. Так, в ст. 93 закона говорится о том, что вдова, после смерти мужа, получает выдел и то, что ей завещает сам муж, но само наследство, которое осталось от ее мужа, ее не касается.
Замечание 1
Под «выделом» закон определял то имущество, которое принадлежало самой жене, но находилось под опекой ее мужа.
Таким образом, весь круг наследования по закону на Руси включал только детей и супруга. Дети, которые были рождены вне брака, не имели право наследовать после смерти своего отца. Также не имели право наследовать после своих отцов дети, рожденные от рабынь.
Наследование по завещанию на Руси также имело характерные этому времени отличительные особенности. Так, оно выражалось не в письменной, а в словесной форме, диктуя общую коллективную волю семьи, где руководил ее глава – отец. Право на завещание имели мать и отец в отношении детей и муж в отношении жены.
Основным источником для уяснения норм наследственного права в Киевском государстве является Русская Правда, которая посвятила этому вопросу целых десять статей, изложенных довольно подробно. Эти статьи позволяют высокую оценку уровню развития наследственного права. Русскому праву XI-XII вв. знакомо наследование по закону и по завещанию (ряду). Очень много внимания уделяется положению жены, оставшейся хозяйкой после смерти своего мужа. В нормах наследственного права и раскрываются те глубокие сдвиги, которые произошли в системе личных и имущественных отношений супругов, родителей и детей.
Наследование по завещанию. В историко-юридической науке имелось два взгляда по вопросу о завещании в Киевской Руси. По одному взгляду наследования по завещанию здесь не существовало; так называемый ряд, о котором говориться в Русской Правде, на самом деле не завещание, а распределение имущества между законными наследниками. По другому мнению наследование по завещанию уже было известно Русской Правде и подвергалось тщательной регламентации.
Наследование по завещанию предусматривалось статьей 83 Пространной Правды. Чтение того или иного списка предпочиталось представителями различных мнений о наследовании по завещанию. Сторонники взгляда, что в Киевской Руси отсутствовало право наследования по завещанию, базировались на чтении данной статьи в Троицком списке. Они считали, что по этой статье наследники уже определены — дети.
Сторонники существования завещания опирались на чтение данной статьи по Синодальному списку, указывая, что в ней вообще не указаны лица, между которыми раздел должен произойти. Можно предполагать, что умирающий мог отказать что-либо и не детям, причем это подтверждается и второй частью статьи, в которой сказано: «без ряду умрет, то все детям», т.е. в завещании может быть оставлено не все детям.
Очень хорошо подтверждает существование обычая делать завещательные распоряжения статья 93. Данная статья говорит о праве матери делать завещательное распоряжение, и избирать наследника среди всех сыновей или даже дочерей. И это в Киевском государстве, где, как было указано, положение женщины было приниженным. Тем более мог делать подобные распоряжения отец, глава семьи.
Вопрос о том, какова была форма завещаний в рассматриваемый период, никогда не ставился серьезным образом историко-юридической науке. Поскольку грамотность была слабо распространена, то письменная форма не была обязательна, в особенности в XI в.
Наследование по закону . Вопрос о существовании разных порядков наследования по закону оживленно обсуждается в историко-юридической литературе. Главный вопрос был о различиях в праве наследования смерда и боярина, о существовании которых говорится в Русской Правде. Наличие в Русской Правде двух статей трактующих наследование после смерда и после боярина, побуждает согласиться с тем, что действительно имеется два разных порядка наследования. Как же объяснялось возникновение двух разных порядков наследования на Руси?
§ 1.2 Наследование по древнерусскому феодальному праву
1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:
1) единолично – несложные семейные и административные дела;
2) коллегиально – все остальные.
2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.
Его структура:
1) пленум;
2) уголовное отделение;
3) уголовное кассационное отделение;
4) гражданское отделение;
5) гражданское кассационное отделение;
6) дисциплинарная коллегия.
3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.
Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.
Его структура:
1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);
2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);
3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);
4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.
Судебная коллегия – суд первой инстанции.
После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.
В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.
Компетенция Верховного Суда СССР:
1) надзор за законностью решений и приговоров судов;
2) разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);
3) вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;
4) пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;
5) решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.
Структура Верховного Суда СССР:
1) пленум;
2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.
Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.
Его функции:
1) кодификация законодательства СССР;
2) юридические консультации;
3) обязательные заключения для СНК СССР.
Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, т.е. то, что сегодня называют гражданским правом. В Русской Правде отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. В Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия), подряда и проч. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника.
В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает различные институты из области вещного и обязательственного права.
Закон отличает сдачу имущества на временное хранение («поклажа») от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком; простой беспроцентный заем (ссуду) от дачи денег в рост из определенного условленного процента; краткосрочный процентный заем от долгосрочного; заем от торговой комиссии и вклада в торговое предприятие с целью получения дивиденда.
В Русской Правде закреплены нормы, регулирующие обязательственные отношения, которые возникали из договоров или из причинения вреда. За не выполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой.
Наследственное право характеризуется сословным положением участников правоотношений. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось вымороченным и поступало в пользу князя.
Наследование происходит в основном по закону, но возможно и по завещанию. Завещания были, конечно, устными.
При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. Однако сыновья, получившие наследство обязаны были обеспечить приданным незамужних сестер. Наследственная масса делилась поровну, но преимущество имел младший сын, которому переходил двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.
Субъектами имущественных отношений являлись все свободные, включая иностранцев. Гражданская правоспособность — с момента рождения; гражданская дееспособность — с момента совершеннолетия (вступление в брак). Вступление в монашество ограничивало дееспособность (монастыри юр. лица). Объектами имущ. Отношений явл. Вещи, недвижимое имущество. Здесь представлено вещное право. Земля передавалась и охранялась по наследству. Сделки заключались в устной форме: наличие свидетелей и символов; нет исковой давности.
Ст. 37. Добросовестный владелец вещи может требовать у продавца краденной вещи возмещения вреда, независимо от времени. Право владения предшествует праву собственности. Защищается законное и незаконное владение (ст. 14). Субъектами правоспособности на землю являются частные лица, феодалы, общины. Способы Возникновения права собственности по русской правде:
— договор; по наследству;
— приплод (рождение от скота или от рабыни).
Прекращение права собственности по русской правде :
— в случае передачи вещи;
Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, т.е. то, что сегодня называют гражданским правом. В Русской Правде отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. В Русской Правде упоминаются договорыкупли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия), подряда и проч. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает различные институты из области вещного и обязательственного права. Закон отличает сдачу имущества на временное хранение («поклажа») от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком; простой беспроцентный заем (ссуду) от дачи денег в рост из определенного условленного процента; краткосрочный процентный заем от долгосрочного; заем от торговой комиссии и вклада в торговое предприятие с целью получения дивиденда. В Русской Правде закреплены нормы, регулирующие обязательственные отношения, которые возникали из договоров или из причинения вреда. За не выполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой.
Наследственное право характеризуется сословным положением участников правоотношений. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось вымороченным и поступало в пользу князя. Наследование происходит в основном по закону, но возможно и по завещанию. Завещания были, конечно, устными. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. Однако сыновья, получившие наследство обязаны были обеспечить приданным незамужних сестер. Наследственная масса делилась поровну, но преимущество имел младший сын, которому переходил двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Не предусмотрено наследование родителей после смерти детей, а также братьев и сестер. Не упоминается наследование мужа после жены и наоборот. Но жена после смерти мужа остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. При этом, вдова получает определенную сумму на прожиток. Если же вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.
Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказание за внебрачные связи. Брачный возраст: для невесты – 12-13 лет; для жениха – 14-15 лет. Брак заключался по согласию родителей. Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Жена имела определенную самостоятельность и могла полностью распоряжаться своим приданным. Дети полностью зависели от родителей, особенно от отца.
Наследственное право по Русской правде
Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимость (отчина) и движимое имущество (живот). Существовали следующие способы приобретения права собственности:
наследование — делилось на наследование по закону (отморщина) и по завещанию (приказное).
[ST истечение срока давности владения и т.д.
Вещное право различало два вида землевладения: 1)
наследственное (вотчина); 2)
Кормля устанавливалась в качестве права пользования имуществом умершего супруга для пережившего супруга на срок его жизни или до заключения нового брака.
Уделялось внимание способам обеспечения исполнения обязательств, особенно поручительству и залогу.
ру на залог движимого имущества (в этом случае заложенная вещь хранилась у заимодавца до уплаты долга);
1^» залог недвижимости (заложенная недвижимость в этом случае не переходила во владение залогодержателя, передавались лишь документы на эту собственность непосредственно заимодавцу).
Обязательственное право регламентировало договоры купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений и личного найма и приравнивалось к договорному.
Способы заключения договоров:
(3 заключение договора в устном порядке (при свидетелях);
13 запись (посредством составления письменного документа, хранящегося в любом соборе города);
13 доска (письменный документ без особых требований, хранился у составителя без передачи в архив собора).
Оформление договора осуществлялось в присутствии священника или свидетелей, а наиболее важные сделки заключались путем составления «записи», имеющей наибольшую доказательственную силу.
Псковская Судная грамота выделяла семь видов договоров: 1)
купли-продажи (купля-продажа недвижимости оформлялись только письменно либо при свидетелях, при этом сделка, совершенная в пьяном виде, могла быть опротестована и признана недействительной); 2)
займа (заключались в письменном виде на «доске» или «записью», если сумма долга превышала 1 рубль; возвращение долга оформлялось распиской, копия которой сдавалась в государственный архив); 5)
поклажи (договор поклажи, хранения имущества составлялся в форме записи; устанавливалась ограниченная ответственность хранителя за потерю товара в результате пожара и т.д.); 7)
найма имущественного и личного (договор личного найма — это обязательство наемного работника выполнять работу для хозяина в течение определенного срока за указанную в договоре плату).
Существенные особенности имел договор купли-продажи, заключаемый иностранными купцами, в Новгороде.
Признавалась законной только мена, а не торговля; обмен товара на товар. 13.
Первоначальные этапы жизни русского народа характеризовались сохранением первобытнообщинного строя на протяжении долгого времени, по сравнению с другими народами. Лишь IX век унес за собой упоминания о первобытнообщинном строе, заменив его феодальным. В это время было ознаменовано образованием государства – Киевской Руси. Именно такой несвоевременный переход к новому укладу общественной жизни и повлек за собой определенные пробелы в развитии правовой сферы. К X веку страны Востока, а также большая часть стран Европы уже могли похвастаться наличием гражданского и уголовного законодательства, тогда как Русь довольствовалась до этого времени обычным правом.
XI век предоставил Киевской Руси первый письменный источник права, имевший название «Русская правда». Данный документ изложил положения, касающиеся обычаев русского народа, а также закрепил привилегии для господствующего класса.
Как и другие ранние правовые памятники Русская Правда отличает убийство неумышленное, «в сваде», то есть во время ссоры, от умышленного — «в обиду», и от убийства «в разбое». Различалось причинение тяжкого или слабого ущерба, а также действия, наиболее оскорбительные для пострадавшего, например, отсечение усов или бороды, каравшиеся более высоким штрафом, чем отсечение пальца[18]. Русская Правда содержит следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — кровной мести. Ст. 1 Краткой Правды: «Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову».
Уголовные санкции
Княжеские штрафы и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись в гривнах, кунах, гривнах кун и других денежных единицах.
Штрафы в пользу князя
- Вира — штраф за убийство свободного человека («а в холопѣ и в робѣ виры нѣтуть», ст. 84 Пространной Правды). Величина виры зависела от знатности и общественной значимости убитого. За княжеского мужа, тиуна огнищного и конюшего платилась вира в 80 гривен. За княжеского отрока, конюха, повара или простого свободного мужчину без определенного социального статуса платилась вира в 40 гривен. За убийство ремесленника или ремесленницы полагалось наказание в 12 гривен, за смерда и холопа — 5 гривен, за рабыню — 6 гривен, за рядовича — 5 гривен, за тиуна княжеского сельского или руководящего пахотными работами — 12 гривен, за кормильца — 12 гривен, столько же и за кормилицу, «хотя си буди холопъ, хотя си роба» (даже если это холоп или рабыня)[19]. За убийство свободной женщины без определенного социального статуса платилась вира в 20 гривен.
- Полувирье — штраф за тяжкие увечья свободному человеку: «Аче ли утнеть руку, и отпадеть рука или усохнеть или нога, или око, или нос утнеть, то полувирье 20 гривенъ, а тому за вѣкъ 10 гривенъ» (ст. 21 Пространной Правды).
- Продажа — штраф за другие уголовные преступления — нанесение менее тяжких телесных повреждений, кражу и др. Исчислялся различными суммами, но, как правило, небольшими в сравнении с вирой.
Плата пострадавшим
- Головничество (ст. 4 Пространной Правды) — плата в пользу родственников убитого.
- Плата «за обиду» — как правило, плата потерпевшему.
- Урок — плата хозяину за украденную или испорченную вещь или за убитого холопа.
По Русской Правде купец мог отдавать имущество на хранение (поклажа). Совершались ростовщические операции: в рост давались деньги — отданное (исто) возвращалось с процентами (резы), или продукты с возвратом в пропорционально большем размере. Подробно представлены нормы наследственного права. Предусматривалось наследование как по закону, так и по завещанию, «ряду».
Наследственное право по Русской Правде
- Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать — пахать, пахотный староста): «А въ сельскомъ старостѣ княжи и в ратаинѣмъ 12 гривнѣ» (ст. 22 Краткой Правды).
Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен (ст. 22, 23 Краткой Правды).
- Смерд — крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
- Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель — пожизненный раб. Женский род — роба.
- Закуп — человек, взявший купу — долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
- Рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.
РУССКАЯ ПРАВДА | ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА | СУДЕБНИКИ 1497-1550 | СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 | |
Источники: | 1) Византийское каноническое право;
2) Договоры Руси с Византией (907, 911, 944, 971); 3) Церковные Уставы Владимира I и Ярослава М.; 4) Княжеская судебная практика; 5) Обычаи, нормы обычного права |
1) Русская Правда;
2) Вечевое законодательство; 3) Договоры города с князьями; 4) Судебная практика; 5) Обычное право; 6) Договоры с иностранными купцами, ремесленниками |
1) Русская Правда;
2) ПСГ; 3) Уставные грамоты; 4) Судные грамоты; 5) Судебные решения по отдельным вопросам;/// 6) Утраченный Судебник Василия III, отца Ивана Грозного; 7) Именные царские указы; 8) Законодательные акты Боярской думы и Земских соборов; 9) Обычаи; 10) Судебная практика |
1) Судебники;
2) Указные книги приказов; 3) Царские указы; 4) Думские приговоры; 5) Решения Земских соборов (большая часть статей составлена по челобитным гласных собора); 6) «Стоглав»; 7) Литовское и византийское законодательство; 8) Новоуказные статьи «о разбоях и душегубстве», «о поместьях и вотчинах (1677)», «о торговле (1653, 1677)», которые вошли в Уложение уже после 1649 г. Предпосылки: К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. |
Структура: | 1). Краткая редакция (43 ст.):
— Правда Ярослава (1-18ст.); — Правда Ярославичей (Изяслава, Святослава, Всеволода) (19-41 ст.); — ПоконВирный (ст. 42) – определение порядка кормления вирников (сборщиков штрафов) — Урок Мостникам (ст.43) – регулирование оплаты труда мостников; — Суд Ярослава (1-52 ст.); — Устав Владимира Мономаха (53-121 ст.); |
ПСГ можно разделить на 3 части:
1) 1-76 ст.; приняты 2) 77-108 ст.; в 1397 г. |
1) Деятельность центрального суда и нормы уголовного права (ст.1-36).
2) Организация и деятельность местных судов (ст. 37-45). 3) Гражданское право и гражданский процесс (ст. 46-66) (наследование, договоры личного найма, купли-продажи, переход крестьян от одного хозяина к другому, о холопстве). 4) Дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68);/// — статьи (они уже более систематизированы, нормы одного права располагаются в одном отделе); — главы (около 100). Делятся на две половины, из которых в 1-й говорится о порядке суда, а 2-я включает в себя узаконения по частному гражданскому праву. |
Лишь намечается разделение норм по отраслям права.
25 глав и 967 ст. К Соборному Уложению добавлялись новоуказные статьи: 1) В 1669 г.- статьи по «татебным делам»; 2) В 1676—1677 гг.— о поместьях и вотчинах в связи со спорами о статусе вотчины и поместья. В дополнение к Уложению были приняты также несколько уставов и наказов: 1) 1649 год — Наказ о городском благочинии (о мерах по борьбе с преступностью). 2) 1667 год — Новоторговый устав (о защите отечественного производителя и продавца от иностранной конкуренции). 3) 1683 год — Писцовый наказ (о правилах межевания вотчин и поместий, лесов и пустошей). |
РУССКАЯ ПРАВДА | ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА | СУДЕБНИКИ 1497-1550 | СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Вещное право: | Нормы РП защищают частную собственность, регулируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.
Объекты собственности: сначала вещи, принадлежащие человеку (конь, боевое снаряжение, одежда), позже – земля и др. |
Деление вещей на недвижимые — «отчина» и движимые — «живот». Кроме того, разделялось наследственное землевладение — «вотчина» и условное — «кормля».
Были определены способы возникновения права собственности: переход по договору, по наследству, пожалование, по давности и приплод. |
Закреплялось право собственности феодалов на вотчины – наследуемые земельные владения.
Собственник обладал почти неограниченным правом на вотчину. Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и распоряжаться ею: продавать, дарить, передавать по наследству. Определялся особый статус родовых вотчин, но князь мог отобрать вотчину у отъехавшего вассала. Гарантировалось право родственников на выкуп отчужденной родовой вотчины. Поместье: а) Обязательным условием пользования поместьем была реальная служба государю. б) Поместья, в отличие от вотчин, не передавались по завещанию. |
Субъекты: физические (частные) лица, коллективы (например, крестьянская община).
Требования к физическим лицам — возраст 15-20 лет (с 15 лет молодой человек мог наделяться поместьем, принимать на себя кабальное обязательство и т.д, с 20 лет мог свидетельствовать на суде после принятия крестного целования). По сравнению с предыдущим периодом возросла правоспособность женщины. Так, вдова наделялась комплексом правомочий в области заключения сделок. — Пожалование земли—выдача жалованной грамоты, запись в приказной книге сведений о наделяемом лице, установление факта незанятости передаваемой земли, ввод во владение в присутствии сторонних лиц. — — Приобретение прав на вещь путём заключения договора купли-продажи (как устного так и письменного). — Приобретательная давность. Лицо должно добросовестно (то есть не нарушая ничьих прав) владеть каким-либо имуществом на протяжении определённого промежутка времени. После определённого срока это имущество (например, дом) переходит в собственность добрососвестного владельца. Уложение определило этот срок в 40 лет. — Находка вещи (при условии необнаружения её хозяина). |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обязатель-ственное право: | В результате договоров и правонарушений.
Договоры – в устной форме, при свидетелях, на торгу, в присутствии спец.лица – мытника: 1). Купли-продажи o Отсутствие пороков в продаваемой вещи, o приобретение ее за деньги от собственника, o присутствие двух свободных свидетелей, o трезвое состояние продавца и покупателя; 2). Мены; 3). Заема – с % и без; 4). Личного наема; 5). Хранения; 6). Поручения и др. В рез-те правонарушений: стоимость ряда предметов (кони) в зависимости от соц.положения хозяина: за коня смерда 2грн., за княжеского – 3 грн. |
Договоры:
1). купли-продажи, 2). дарения, 3). залога, 4). займа, 5). мены, 6). поклажи, 7). найма помещений, 8). личного найма (подробно регламентировано положение наёмного работника). Долговые обязательства ложились не на личность должника, а на его имущество |
Договоры:
1). Купля-продажа; 2). Личный найм; 3). найма, 4). займа, 5). кабала, 6). обмен, а также 7). правила наследования. Обязательства из причинения вреда —некоторые правонарушения, связанные с судебной деятельностью. Судья, вынесший неправосудное решение, обязан возместить сторонам происшедшие от того убытки. Такая же мера применялась к лжесвидетелям. Закон прямо указывает, что наказанию судья за свой проступок не подлежит (ст. 19). Устное соглашение, но уже в это время получает распространение письменная форма (кабала). Сделки с недвижимостью заверялись в официальной инстанции и скреплялись печатью. Личная ответственность должника за неисполнение взятого на себя обязательства(обращение в рабство) заменялась имущественной ответственностью. |
Договоры:
1) купли-продажи; 2) мены; 3) дарения; 4) хранения; 5) найма имущества. Формы заключения договоров: письменная и крепостная (официально засвидетельствованная). Недействительность: — Заключен в состоянии опьянения; — С применением насилия; — Путем обмана. Обязательства по договору:
|