Обзор судебной практики по земельным спорам 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор судебной практики по земельным спорам 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Написать комментарий
Прокуратура Московской области против ФАС России ВС РФ и ФАС России напомнили, что никто не должен подвергаться наказанию дважды за одно и то же нарушение. Служба привлекла хозсубъект к ответственности за совершение правонарушения в период с 25 мая 2018 г. по 29 мая 2019 г. Аналогичное нарушение в это же время не образует отличную объективную сторону деяния, не формирует множественность однородных административных правонарушений, а значит, за него нельзя наказать согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ.
Исполнитель по договорам гособоронзаказа ООО «СнабСтройТех» нарушил требования закона – не вел раздельный учет результатов хоздеятельности за период с 25 сентября 2018 г. по 29 мая 2019 г.
В связи с этим прокуратура возбудила дело по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ и направила его в ФАС России для рассмотрения по существу. Регулятор установил, что ранее компанию уже привлекали к административной ответственности за аналогичное нарушение (за период с 25 мая 2018 г. по 29 мая 2019 г.). Поскольку лицо не может быть дважды наказано за одно и то же правонарушение, производство по делу было прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Прокуратура обжаловала постановление ФАС России в суде. Первая и апелляционная инстанции в удовлетворении требований отказали.
Кассация отменила акты судов и поддержала прокуратуру, разъяснив:
- период неведения раздельного учета результатов хоздеятельности по разным договорам не имеет значения для квалификации действий по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, поскольку каждое из совершенных деяний, несмотря на идентичность квалификации, содержит самостоятельный оконченный состав правонарушения в связи с разностью их объективной стороны;
- различие объективной стороны деяний формирует в данном случае множественность однородных административных правонарушений, что не говорит о повторности привлечения к ответственности.
ФАС России обратилась в ВС РФ.
СКЭС не согласилась с выводами кассации и отметила следующее.
- КС РФ указывает, что одна из задач законодательства об административных правонарушениях – их предупреждение, а цель административного наказания – предупреждение совершения новых нарушений (Определение от 27.02.2020 № 497-О). Реализацию этой цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивают неотвратимость наказания и введение соразмерных и справедливых мер юридической ответственности, позволяющих стимулировать участников отношений к правомерному поведению.
- Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). А позиция прокуратуры предполагает многократное применение наказания за любые отдельные нарушения исполнителем правил раздельного учета результатов хоздеятельности в рамках исполнения госконтрактов. Такой подход не отвечает требованиям соразмерности и справедливости наказания.
Гражданин против Московского УФАС России Обжаловать бездействие УФАС (непроведение проверки соблюдения хозсубъектом требований антимонопольного законодательства) следует в рамках рассмотрения административного искового заявления в порядке, закрепленном КАС РФ. ВС РФ разъяснил, что подобные заявления не относятся к подведомственности арбитражных судов, поскольку бездействие регулятора в этих случаях не является ни решением, ни предписанием, которые оспариваются в арбитраже.
Гражданин сообщил УФАС о наличии в действиях АО «Мособлгаз» нарушения ст. 10 и 14.2 Закона о защите конкуренции. Он просил провести проверку компании, истребовать необходимые документы и привлечь «Мособлгаз» к административной ответственности.
Не получив ответа на заявление, гражданин обратился в районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия начальника отдела антимонопольного контроля УФАС и возложении на УФАС обязанности провести проверку.
Суд вернул заявление в связи с неподсудностью. Апелляция и кассация также отказали в принятии административного иска.
Первая инстанция, ссылаясь на ст. 52 Закона о защите конкуренции, заключила, что решения и предписания антимонопольного органа могут быть обжалованы только в арбитражном суде. Кассация пришла к выводу, что требования об оспаривании бездействия должностного лица УФАС в рамках административного дела не относятся к делам, вытекающим из публичных правоотношений, и не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Гражданин подал кассационную жалобу в ВС РФ.
ВС РФ признал подходы судов неверными и указал на следующее.
- Гражданин оспаривал бездействие антимонопольного органа, не связанное с прекращением производства по делу в отношении «Мособлгаза». Он не требовал признать незаконным постановление УФАС о прекращении производства или иные решения, принятые в рамках административного дела.
- В суде можно оспорить бездействие административного ответчика путем уклонения от принятия решений либо совершения действий в рамках возложенных на него обязанностей (п. 4 ч. 2 ст. 220 КАС РФ). Закон о защите конкуренции обязывает антимонопольный орган обеспечивать контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозсубъектами, выявлять соответствующие нарушения, принимать меры по их прекращению и привлечению виновных в их совершении лиц к ответственности. Заявление физлица – одно из оснований для возбуждения и рассмотрения регулятором антимонопольного дела (п. 1 и 2 ст. 22, п. 11 ст. 23, п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона).
- Исходя из предмета иска и с учетом приведенных норм законодательства, выводы судов о рассмотрении требований гражданина в порядке, предусмотренном КоАП РФ, несостоятельны. Глава 30 КоАП РФ не предполагает возможность обжаловать иные решения и действия, кроме постановлений по административному делу и определения об отказе в его возбуждении. Также как не устанавливает правила обжалования бездействия должностных лиц в ходе производства по административному делу, тем более после его прекращения. Статья 52 Закона о защите конкуренции спорные отношения также не регулирует. А значит, требования гражданина не могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда.
ВС РФ направил дело в районный суд для рассмотрения со стадии принятия административного иска к производству.
АО «Тандер» против Пензенского УФАС России
Торговая сеть не ответила на полученное от поставщика уведомление об изменении цены товара. Такое молчание может быть квалифицировано как нарушение Закона о торговле путем навязывания контрагенту невыгодных условий.
Суд расценил это как понуждение поставщика продолжать договорные отношения на ранее согласованных условиях, что невыгодно для поставщика и создает конкурентные преимущества для сети. При этом суд счел условие договора, позволяющее поставщику не поставлять товар, если ретейлер не принял предложение об изменении цены, как создающее угрозу прекращения договора и наступления иных негативных для поставщика последствий. Это обстоятельство, по мнению суда, также подтверждает нарушение торговой сетью закона.
- Наследство 5 часов 36 мин. назад
- В соответствии с п.3 ст. 37 10 часов 43 мин. назад
- Вы можете требовать 10 часов 47 мин. назад
- Собственник решает кого 10 часов 49 мин. назад
Обзор судебной практики. Топ антимонопольных споров. Выпуск № 1/2021.
- УСЛУГИ ПОРТАЛА
- Бизнес-юрист
- Открытые реестры юри.лиц всех стран
- Реестры недвижимости др. стран
- Объявления Вакансий
- Жалоба в Конституционный суд РФ
- Дислокации судов
- Пользователи
- Общественная приемная
- Юрист на ютубе
• Приглашаем к партнерству юристов
• Агентам
• Конкурс юристов
• Стажировка юристов
• Обучение для юристов
• Как заработать на сайте
Земельный кодекс РФ
Основные ссылки:
— ст. 25 «Основания возникновения прав на землю»
— ст. 39.1 «Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности»
— ст. 39.20 «Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение»
Дополнительные ссылки:
— ст. 27 «Ограничения оборотоспособности земельных участков»
Гражданский кодекс РФ
— гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю»
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Основные ссылки:
— ст. 25.2 «Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства»
Дополнительные ссылки:
— п. 1 ст. 6 «Признание ранее возникших прав»
П. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
— ст. 14 «Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости»
— ст. 23 «Решение об осуществлении кадастрового учета»
— ст. 38 «Межевой план»
— ст. 39 «Порядок согласования местоположения границ земельных участков»
— ст. 40 «Акт согласования местоположения границ»
Ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
Примечание. Обращаем внимание, что с 01.03.2015 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ признана утратившей силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
(П. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»)
При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
(П. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»)
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
(П. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»)
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировались в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.
(П. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»)
Примечание. Обращаем внимание, что с 01.03.2013 п. 2 ст. 8 ГК РФ утратил силу (Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ).
Суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного п. 9.1 (абз. 1 и 3) ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
(П. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании»)
Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения. Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». По мнению судов, существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23.04.1998; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
(П. 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 год, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)
Примечание. Обращаем внимание, что с 01.03.2015 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ признана утратившей силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Исковые требования
Основное:
— о признании права собственности на земельный участок.
Дополнительные:
— об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет;
— об установлении (определении) границ земельного участка;
— об установлении факта наложения границ земельных участков, восстановлении границ земельного участка;
— об определении порядка пользования земельным участком;
— об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок;
— об установлении факта владения земельным участком на праве собственности/постоянного (бессрочного) пользования;
— об установлении юридического факта выделения земельного участка;
— об установлении юридического факта пользования земельным участком;
— об обязании Управления Росреестра по Московской области внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости;
— об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о правообладателе земельного участка;
— об обязании председателя садового некоммерческого объединения согласовать существующие границы земельного участка с прирезкой из земель общего пользования, выдать истцу членскую книжку с отметками о фактической площади земельного участка.
— В качестве ответчиков по искам о признании права собственности на земельный участок следует указывать лиц, обладающих полномочиями по совершению тех или иных действий в отношении спорного участка. Так, в качестве ответчика в исках часто указывается администрация соответствующего муниципального района или города Московской области (например, Постановление Президиума Московского областного суда от 12.08.2015 N 385 по делу N 44г-190/2015, 4Г-3321/2015, Апелляционные определения Московского областного суда от 27.07.2015 по делу N 33-18163/2015, от 27.07.2015 по делу N 33-17425/2015, от 13.07.2015 по делу N 33-13250/2015).
В качестве соответчика может указываться гражданин (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 27.07.2015 N 33-18031/2015, от 01.07.2015 по делу N 33-15616/2015), ТУ ФАУГИ по Московской области (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 18.05.2015 по делу N 33-11315/2015), садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 01.07.2015 по делу N 33-15616/2015).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд может привлекать администрацию сельского поселения соответствующего муниципального района Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 15.04.2015 по делу N 33-6296/2015, от 02.03.2015 по делу N 33-4562/2015), садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 20.07.2015 по делу N 33-17337/2015, от 22.04.2015 по делу N 33-9441/2015). Третьими лицами могут также быть ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-12923/2015, от 03.06.2015 по делу N 33-11062/2015) и Управление Росреестра по Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 20.07.2015 по делу N 33-17339/15, от 08.07.2015 по делу N 33-16122/2015).
— Иски о признании права собственности на земельный участок могут предъявляться при отказе Росреестра зарегистрировать право собственности гражданина на земельный участок в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Эта статья устанавливает особенности регистрации права собственности на участок, предоставленный гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до 30 октября 2001 г.) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Также право собственности на участок регистрируется по правилам названной статьи, если в акте, свидетельстве или другом документе, который устанавливает (удостоверяет) право гражданина на земельный участок, не указано право, на котором предоставлен участок, или невозможно определить вид этого права (п. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ). Кроме того, по указанным правилам можно зарегистрировать право собственности на земельный участок в ситуации, когда гражданин-истец обладает правом собственности на здание, строение или сооружение, расположенное на этом участке, если такое право перешло к нему в порядке наследования или по иным основаниям (п. 7 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В ________________________ районный суд
Истец: ___________(Ф.И.О.)_____________
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Представитель Истца: _____(Ф.И.О.)_____
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Ответчик: _______(наименование)________
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
Цена иска: _____________________ рублей
Госпошлина: ____________________ рублей
Исковое заявление
о признании права собственности на земельный участок
(если земельный участок предоставлен истцу до 30.10.2001,
т.е. до вступления в силу Земельного кодекса РФ)
«___» ________ _____ г. Истцу был предоставлен Земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — Земельный участок) для ведения личного подсобного хозяйства/для ведения дачного хозяйства/для ведения огородничества/для ведения садоводства/для индивидуального гаражного строительства/для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок был предоставлен Истцу на праве собственности/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается решением исполкома совета депутатов трудящихся от «___» ________ _____ г. N ____, на основании которого Истцу предоставлен Земельный участок под застройку жилого дома/решением исполкома горсовета народных депутатов от «___» ________ _____ г. N ____, по которому организован жилищный строительный кооператив «_____»/постановлением главы администрации города _____ от «___» ________ _____ г. N ____, на основании которого Истец был принят в члены ЖСК «______» и ему был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Земельный участок/постановлением главы администрации _____ муниципального района от «___» ________ _____ г. N ____, согласно которому каждому члену ТОО были предоставлены земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства/постановлением главы _____ муниципального района от «___» ________ _____ г. N ____о внесении изменений в постановление главы администрации _____ муниципального района от «___» ________ _____ г. N ____, согласно которым каждому члену ТОО было разрешено предоставить в пожизненное наследуемое владение земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства согласно прилагаемым спискам/копиями списков с указанием граждан — членов ТОО, которым были предоставлены земельные участки/вступившим в силу судебным актом от «___» ________ _____ г. N ____, которым установлены факты учреждения жилищного строительного кооператива «______», принятия Истца в его члены и предоставления Истцу в связи с этим Земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование/кадастровой выпиской о земельном участке, в которой в сведениях о назначении земель указано на ведение личного подсобного хозяйства/выпиской из похозяйственной книги/другими документами, подтверждающими предоставление Земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования/другими документами.
Земельный участок был предоставлен Истцу в соответствии со следующими документами: _______. В этих документах не указано право, на котором Земельный участок предоставлен Истцу.
В _____ году по заказу Истца проведены кадастровые работы по определению границ Земельного участка, о чем свидетельствует межевой план «___» ________ _____ г. N _____/план-схема «___» ________ _____ г. N _____/карта (план границ) земельного участка «___» ________ _____ г. N _____, изготовленная кадастровым инженером/заключение кадастрового инженера, согласно которому местоположение границ Земельного участка не изменялось с момента его образования/планы ГУП МО МОБТИ, согласно которым площадь земельного участка определена по состоянию на разные даты: _____/другие документы.
Межевание Земельного участка согласовано со смежными землепользователями, споров по границам Земельного участка со смежными землепользователями не имеется. Об этом свидетельствует межевой план «___» ________ _____ г. N _____/акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями «___» ________ _____ г. N _____/протокол согласования границ земельного участка со смежными землепользователями «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.
«___» ________ _____ г. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера _________ и выдачей кадастрового паспорта, что подтверждается кадастровым паспортом/выпиской из кадастрового паспорта Земельного участка «___» ________ _____ г. N _____/землеустроительным делом на Земельный участок.
Земельный участок не ограничен в обороте, ограничений прав Истца на участок не имеется, администрация _____ не предъявляла к Истцу никаких требований об изъятии (освобождении) Земельного участка.
В ________________________ районный суд
Истец: ___________(Ф.И.О.)_____________
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Представитель Истца: _____(Ф.И.О.)_____
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Ответчик: _______(наименование)________
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
Цена иска: _____________________ рублей
Госпошлина: ____________________ рублей
Исковое заявление о признании права собственности
на земельный участок
(если истец является собственником здания/строения/сооружения,
расположенного на земельном участке)
Истец имеет право собственности на здание/строение/сооружение, расположенное на земельном участке площадью ______ кв. м, находящемся по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — Земельный участок).
Право собственности Истца на здание/строение/сооружение, расположенное на Земельном участке, перешло к Истцу в порядке наследования/по другим основаниям от _________ (далее — прежний собственник здания/строения/сооружения). Об этом свидетельствуют свидетельство о праве на наследство по завещанию/по закону от «___» ________ _____ г. N ____ на часть жилого дома на имя Истца/документы, подтверждающие получение Истцом части домовладения в порядке наследования/договор дарения Истцу доли жилого дома/доли в праве на жилой дом от «___» ________ _____ г. N ____/части домовладения от «___» ________ _____ г. N ____/свидетельство о государственной регистрации права на долю жилого дома на имя Истца от «___» ________ _____ г. N ____/вступивший в силу судебный акт от «___» ________ _____ г. N ____, которым за Истцом признано право собственности на жилой дом, в том числе в порядке наследования по закону/вступивший в силу судебный акт от «___» ________ _____ г. N ____, по которому Истцу выделена часть жилого дома конкретной площади, а также прекращено право долевой собственности на жилой дом/вступивший в силу судебный акт от «___» ________ _____ г. N ____, которым установлен факт принятия Истцом наследства в виде доли жилого дома/выписка из ЕГРП, подтверждающая право собственности Истца на часть жилого дома/другие документы, устанавливающие или удостоверяющие право собственности Истца на здание/строение/сооружение.
«___» ________ _____ г. прежнему собственнику здания/строения/сооружения Земельный участок был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства/для ведения дачного хозяйства/для ведения огородничества/для ведения садоводства/для индивидуального гаражного строительства/для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок был предоставлен прежнему собственнику здания/строения/сооружения на праве собственности/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве постоянного (бессрочного) пользования. Об этом свидетельствуют договор о праве застройки Земельного участка, заключенный между отделом коммунального хозяйства и наследодателем Истца, на основании которого Земельный участок был предоставлен под застройку жилого дома/сведения учетной карточки, из которых следует, что Земельный участок был предоставлен наследодателю Истца для индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования/решение администрации сельского совета _____ муниципального района/другие документы, подтверждающие предоставление наследодателю Истца Земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования/архивная выписка, согласно которой на основании протокола заседания исполкома городского Совета депутатов трудящихся Московской области гражданам отведен Земельный участок/копия из архивной выписки и похозяйственной книги, подтверждающая, что Земельный участок принадлежал наследодателю Истца на основании постановления администрации и свидетельства на землю/акт о разделе Земельного участка, утвержденный на основании протокола заседания исполкома городского Совета депутатов трудящихся/постановление главы администрации _____, на основании которого произведен раздел земельного участка, по которому за наследодателями Истца был закреплен Земельный участок определенной площади/справка БТИ за 1959 г., в которой имеется ссылка на договор застройки 1929 г., на основании которого Земельный участок был предоставлен наследодателю Истца/ответ архивного отдела, согласно которому документы нотариальной конторы поступили на хранение только с 1941 г., в связи с чем невозможно выдать копию договора застройки за 1929 г./план экспликации, в котором определена площадь Земельного участка/другие документы, устанавливающие или удостоверяющие право прежнего собственника здания/строения/сооружения на Земельный участок.
Земельный участок был предоставлен прежнему собственнику здания/строения/сооружения в соответствии со следующими документами: _______. В этих документах не указано право, на котором Земельный участок предоставлен Истцу.
В обзоре представлены пояснения к трём делам, рассмотренным Президиумом:
- В соответствии с пп. «а», «в» ч. 4 ст. 18 УК РФ при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за умышленные преступления небольшой тяжести, а также судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным, если условное осуждение не отменялось и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы;
- Положения п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ о признании смягчающим обстоятельством добровольного возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, применяются лишь в случае их возмещения в полном объеме. Суд вправе признать в качестве смягчающего наказание обстоятельства частичное возмещение причиненного преступлением вреда на основании ч. 2 ст. 61 УК РФ;
- При постановлении приговора суд должен разрешить вопрос о том, как поступить с имуществом, на которое наложен арест для обеспечения гражданского иска, и в описательно-мотивировочной части приговора привести обоснование принятого решения (п. 11 ч. 1 ст. 299, п. 5 ст. 307 УПК РФ).
Обзор судебной практики по вопросу установления сервитута
Судебная коллегия по экономическим спорам рассматривала конфликты в следующих категориях:
- Практика применения законодательства о банкротстве;
- Недействительность сделок;
- Практика применения земельного, лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды;
- Споры, возникающие из обязательственных отношений;
- Практика применения законодательства о защите конкуренции;
- Практика применения законодательства о налогах и сборах;
- Практика применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частности, пунктом 12 закреплено, что лицо несет субсидиарную ответственность по долгам должника – банкрота в случае, когда банкротство вызвано действиями этого лица, заключающимися в организации деятельности корпоративной группы таким образом, что на должника возлагаются исключительно убытки, а другие участники группы получают прибыль. Лица, причинившие вред совместно с контролирующим должника лицом, несут субсидиарную ответственность солидарно с ним;
Пункт 25 гласит: срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требования, предусмотренного п. 7 ч. 1 ст. 28 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в непредставлении ходатайства в антимонопольный орган о получении согласия на совершение сделки, исчисляется с момента осуществления такой сделки.
В обзоре имеют место и вопросы, решённые судебной коллегией по уголовным делам:
- Вопросы квалификации;
- Назначение наказания.
Так, 31 пункт содержит решение суда кассационной инстанции, исключившего из приговора указание о признании отягчающим наказание обстоятельством совершения преступления в отношении малолетнего, поскольку осужденный не предвидел и не мог предвидеть, что в автомобиле, с которым он совершил столкновение, находятся дети.
Завершают обзор споры, рассмотренные судебной коллегией по административным делам и судебной коллегией по делам военнослужащих.
ВС РФ привел в обзоре ситуацию, когда индивидуальный предприниматель обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка. В качестве обоснования своего требования ИП указал, что когда участок был ему предоставлен, вид разрешенного использования земельного участка не был определен.
Суд иск предпринимателя удовлетворил. Он напомнил, что:
В силу статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.
При этом владелец земли имеет право самостоятельно выбрать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов, без дополнительных разрешений и процедур согласования, как определено статьей 7 Земельного кодекса РФ. При этом в градостроительном регламенте по нормам статьи 30 ГрК РФ о земельных участках и объектах капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
- виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков;
- предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Вид разрешенного использования можно подтвердить такими документами, как:
- свидетельство о государственной регистрации права;
- классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Поэтому ВС РФ пришел к выводу, что в случаях, когда вид разрешенного использования земельных участков не был определен при его предоставлении, отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, является незаконным.
Еще в одном примере судебного разбирательства ВС РФ указал, что вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.
Спорная ситуация возникла у гражданина, который являлся собственником земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», и органом муниципального образования, который отказал ему в изменении вида разрешенного использования данного земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» на условно разрешенный вид «магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м», предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки, к которой правилами землепользования и застройки сельского поселения отнесен спорный земельный участок.
Хотя владелец земли просил принять во внимание, что на основании постановления главы муниципального образования были проведены публичные слушания, по результатам которых комиссией дано заключение о возможном изменении вида разрешенного использования земельного участка, суд отказал ему в удовлетворении заявленных требований. Судьи указали, что по нормам статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых, в силу законодательства о градостроительной деятельности, устанавливаются градостроительные регламенты, определяются этими градостроительными регламентами.
Истец обратился в Администрацию Наро-фоминского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка площадью кв.м. с кадастровым номером № и смежного земельного участка площадью кв.м, расположенных по адресу: . То есть в результате перераспределения площадь земельного участка истца составит кв.м, то есть он будет увеличен на кв.м., что менее предельного максимального размера земельных участков в пределах территориальной зоны индивидуальной жилой застройки, ничьих прав не нарушает, подъездов (проходов) к смежным земельным участкам не перегораживает. ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо из Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-фоминского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому вопрос рассмотрен на межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ и принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку испрашиваемый земельный участок площадью кв.м, расположен на территории, зарезервированной Администрацией городского поселения Апрелевка под инженерные коммуникации. Истец считает данное решение незаконное и не обоснованное, что оно нарушает его права и законные интересы.
Так согласно ч.3 ст. 2 ЗК РФ: На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Обзор судебной практики Верховного суда № 3 (2020)
Что касается обстоятельств, что ограждение конкретного земельного участка было на протяжении довольно долгого промежутка времени установлено за пределами фактически отведенного под пользование участка земли, то они не имеют никакого правового значения для рассматриваемой проблемы. Это обуславливается тем, что фактические параметры участка земли №14 были определены в 2001 году в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с положениями статьи 252 Гражданского Кодекса РФ имущество, которое находится в рамках долевой собственности, может быть законно разделено между владельцами. Кроме того, допускается выделение определенной доли из конкретного имущественного объекта. В случае невозможности разделения территориального надела собственниками определяется формат общего использования на основании статьи 247 Гражданского Кодекса.
- паспорта заявителей;
- соглашение сторон о проведении процедуры;
- заявления в Росреестр о необходимости перераспределения;
- техническая документация на все площади, участвующие в процессе;
- правоустанавливающие бумаги на земли;
- иные документы, по усмотрению сотрудников госкадастра.
Дело заключалось в том, что при перераспределении, участок Марии существенно изменял свои размеры в меньшую сторону, а этого нельзя было допустить, поскольку на территории располагался жилой дом и площадь земли должна составлять не менее 0,6 га.
С учетом изложенного, условием предоставления судебной защиты лицам, обратившимся в суд с соответствующим требованием, является установление факта нарушения ответчиком их прав и законных интересов. По приведенным выше делам оснований для судебной защиты прав истцов не имелось, поскольку ответчиками их права нарушены не были.
Как правило, такие споры связаны с несовпадением закрепленных в государственном кадастре недвижимости границ с фактическими границами, т.е. реально существующими на местности. При этом несовпадение границ может быть обусловлено как их противоречием друг другу (пересечением), так и отсутствием юридической или фактической границы одного из участков. При уточнении местоположения границ ранее учтенного земельного участка могут измениться как его площадь, так и конфигурация, что может вызвать несогласие как самого правообладателя, в интересах которого межевые работы проводятся, так и смежных землепользователей.
— в постановлении Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в практике рассмотрения судами споров о выделе доли собственнику и определении порядка пользования домом, принадлежащим гражданам на праве общей собственности» №4 от 10.06.1980 года, в редакции постановления Пленума ВС РФ от 25.10.1996 года №10.
Выдел доли в домовладении возможен как по добровольному согласию всех участников долевой собственности – путем соглашения, заключаемого в простой письменной форме или нотариально оформленного, так и через суд. Соглашение о выделе доли в домовладении подлежит государственной регистрации. В результате указанного соглашения появляются два новых объекта недвижимости – выделенная доля (как самостоятельный объект права собственности) и оставшаяся часть домовладения (где остается долевая собственность на дом). Существует частный случай, когда выдел доли в домовладении равнозначен разделу дома – это тот случай, когда у дома всего два собственника. Если добровольное соглашение о выделе доли между одним из сособственников и остальными домовладельцами не достигнуто, то следует обращаться в суд. При этом необходимо помнить, что, поскольку предметом спора является выделяемая доля, то размер уплачиваемой госпошлины исчисляется исходя из стоимости указанной доли.
Процедура перераспределения земель, принадлежащих муниципалитету либо частным собственникам, осуществляется согласно межеванию. Иногда землевладельцем и заинтересованным лицом является один и тот же субъект. В таком случае принятие решения возлагается на уполномоченный орган.
- при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
- если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
- участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны. В таком случае обязательно проведите предварительное установление земельных границ;
- когда участки, требующие перераспределения, имеют различные виды разрешенного использования. Например, один из них относится к сельскохозяйственным землям, а другой отведен под жилую застройку. В таких обстоятельствах попробуйте сменить назначение участка посредством получения надлежащего распоряжения уполномоченного органа. Но помните, что это займет определенное время и вам потребуется собрать пакет необходимой документации;
- когда землевладения располагаются в пределах различных территориальных образований.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №4 (2020)
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
Если же документы, подтверждающие ваши права на земельный участок, имеются в полном комплекте (документ о собственности, кадастровый паспорт, план межевания), то попытайтесь договориться с соседом мирным путем.:
Как отмечают эксперты, вся сложность конфликта заключается в том, что до сих пор не разработан нормально функционирующий механизм, который бы позволил собирать платежи и при этом быть информационно открытым для общества.
- Решение выносится не столько на основании документов и показаний собственников, сколько на основе данных проведенной в рамках суда землеустроительной экспертизы. Если суд не назначает эксперта, о нем можно ходатайствовать самостоятельно.
- Заявитель в суде доказывает: Гражданский Кодекс Российской Федерации защищает права владельцев земельных участков.
- Если они нарушены (как в случае заключения земли внутри смежных владений), такая ситуация разрешается на основании закона.
- Регламентируется это статьей Гражданского Кодекса № 274.
Если потенциальная возможность организации проезда к участку, не требующая установления сервитута, предполагает проведение работ, которые по объему, затратам и времени являются значительными, считается, что реальная возможность организации альтернативного пути к участку отсутствует.
Истец обратился в Администрацию Наро-фоминского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка площадью кв.м. с кадастровым номером № и смежного земельного участка площадью кв.м, расположенных по адресу: . То есть в результате перераспределения площадь земельного участка истца составит кв.
- Земельный участок как физический объект и объект гражданско-правовых сделок, его взаимосвязь с недрами и воздушным пространством
- Категории земель. Виды разрешенного использования земельных участков. Что нужно успеть сделать до 01.01.2021 г.?
- Способы образования земельных участков. Права и обременения земельных участков
- Состав сведений о земельных участках, содержащихся в Государственном кадастре объектов недвижимости
Как и раньше, земля, которая не используется в течение трех лет, или используется не по назначению будет изъята. Изъять такую землю органы местного самоуправления смогут в судебном порядке или же без суда.
Новая земельная реформа позволяет дачникам оформить свои участки в собственность без лишних судебных разбирательств. Если ранее у вас не было дачного участка, вы может вступить в садовое товарищество и со временем также оформить землю в собственность.
Срок исковой давности по недействительным сделкам установлен ст. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Указанные действия Т. Между тем паспорт, свидетельство о регистрации автомашины, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение, удостоверение личности, страховой медицинский полис не относятся к числу официальных документов, ответственность за похищение которых наступает по ч. По смыслу закона, если статья Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой квалифицировано преступление, предусматривает возможность назначения дополнительного наказания по усмотрению суда, в приговоре следует указать основания его применения с приведением соответствующих мотивов.
Все чаще суды сталкиваются со спорами в области прохождения границ отдельных участков. Поэтому вводится обязанность подготовки межевого плана. В 2021 году без него нельзя поставить новые участки на кадастровый учет или продать уже имеющиеся земли, если ранее не было проведено межевание.
Частой причиной конфликтов между соседями становятся споры о точном расположении границ земельных участков. Кто-то не хочет отдавать часть своей территории, а для кого-то это становится делом принципа. Проще всего проблема решается мирным способом до обращения в суд. Это дает возможность избежать лишних затрат и длительных разбирательств. Земельные споры в России считаются одними из самых сложных. Это связано с тем, что законодательство в данной сфере еще не до конца сформировано. В результате, суды могут длиться в течение нескольких лет.
Судебная практика по земельным спорам свидетельствует о том, что споры, касающиеся земельных вопросов, относятся к одной из самых непростых категорий. Это обусловлено несколькими причинами:
- Земля, как объект собственности, длительное время находилась исключительно в государственной собственности. В СССР частная собственность в принципе не существовала и, поэтому судебная практика не может похвастаться большим разнообразием. Возможность приватизировать земельные участки появилась немногим больше 20 лет назад, а это минимальный срок для формирования каких-либо тенденций в праве.
- Изменения в законодательстве, касающемся земельного права, происходят с регулярным постоянством, что не способствует прояснению ситуации в судебной практике.
- Немало сложностей возникает в определении ведомственности вопроса, а именно определении, где спор должен рассматриваться: в хозяйственном суде, гражданском или административном.
Обзор судебной практики говорит о том, что суды, относящиеся к общей юрисдикции, не вправе разбирать претензии и жалобы, связанные с изъятием земель в государственное пользование, выделением, арендой, прекращением прав, отчуждением или покупкой земельных участков и все прочие земельные споры, если участниками конфликта выступают юридические лица независимо от организационно-правовой формы, предприниматели или фермерские хозяйства, так как дела подобного рода относятся к арбитражным судам.
В последнее время судебная практика приобретает массовый характер из-за большой заинтересованности в земельном ресурсе юридических лиц, граждан, органов власти. Как свидетельствует статистика примерно с 1996 года количество споров, относящихся к земельным вопросам, увеличивается каждый год более чем в два раза.
Для того, чтобы появилась возможность разгрузить суды, относящиеся к общей юрисдикции и арбитражные, а также чтобы принятие решений происходило на более квалифицированном уровне, все чаще рассматриваются вопросы о формировании специальных земельных судов с особыми полномочиями и порядком образования. Такая судебная практика по земельным спорам существует во многих государствах. Например, в Германии споры земельного характера рассматриваются в сельскохозяйственном суде, а в Австралии в специальном земельном.
Споры, относительно земельных отношений, обычно касаются приобретения, изменения или потери (прекращения) прав на землю. Они могут возникать непосредственно между двумя и более пользователями, а также между пользователем или собственником и государством, органами местного самоуправления и регулирования отношений, касающихся этого объекта права. В зависимости от способа рассмотрения спора и его участников обзор судебной практики по земельным вопросам позволяет классифицировать возникающие конфликты на:
- Административные;
- Судебные;
- По объекту конфликта;
- По субъекту конфликта.
Споры, возникающие на земельной почве, бывают следующих видов:
- Несоблюдение правил предоставления участков. Примером такого нарушения является выделение земли под строительство с затрагиванием экологических и прочих интересов граждан. Бывают случаи, когда подобные споры должны решаться на местном референдуме или общественном обсуждении.
- Несоблюдение прав при использовании земли. И арендатор, и лицо, обладающее правом собственности на землю, вправе обращаться в суд и оспаривать действия, которые создают помехи в осуществлении хозяйственной деятельности или владении участком, или неправомерного вмешательства в деятельность. Так как право на ведение самостоятельной хозяйственной деятельности определено законом и нарушать его можно только в случаях, когда затрагиваются безопасность окружающей среды, национальная безопасность и т.п.
- Неправомерное изъятие участков.
- Нарушения при земельно-планировочных работах.
- Несогласия с решениями по негаторным искам.
- Несогласия с решениями, связанными с возмещением убытков, нанесенных при пользовании земельным участком.
- Занятия, использования земельного участка без наличия прав на него.
- Несогласия в определении прав на использование участка и прочих.
- Несоблюдение границ использования земли, ее неправомерном переносе, разделе.
Совет: чтобы доказать свою правоту в конфликте об ошибочном размежевании границ, кроме предоставления документов, удостоверяющих право собственности, следует заказать экспертизу размежевания, которую проводит кадастровый инженер. Чем убедительней будут доказательства, представленные на рассмотрение суда, тем больше шансов на успех.
Действующее законодательство РФ предусматривает следующие разновидности образования прав на земельные участки:
- Бессрочное пользование, не подлежащее расследованию;
- Наследуемое имущество пожизненно;
- Собственность;
- Сервитут;
- Безвозмездное пользование с ограниченным сроком;
- Аренда земли.
Каждый из возникающих земельных споров имеют свою особую природу возникновения и должен решаться с учетом индивидуальных особенностей: материальных, процессуальных, юридических.
Совет: учитывая сложность и неоднозначность конфликтов, касающихся земельного вопроса и отсутствия разнообразной судебной практики, не стоит заниматься решением вопроса самостоятельно. Решать возникающие конфликты следует как можно более оперативно, а стать специалистом в этой сфере и изучить все тонкости дела в короткие сроки нереально, поэтому для минимизации риска возникновения проблем по результатам рассмотрения дела обращайтесь за консультацией к профессиональным юристам.
После вступления в силу Указа Президента РФ от 24.12.1933 года №2287, внесшего изменения в Земельный Кодекс РФ, участники земельного конфликта получили право на разрешение своих споров непосредственно в судебных инстанциях без обращения в местные органы власти. Таким образом, споры по земельным вопросам подлежат рассмотрению исключительно в общем или арбитражном суде, за исключением случаев, когда участники спора самостоятельно обратились в административные органы до принятия дела в судебную практику. В этом случае претензии могут рассматриваться в административном порядке, а в случае несогласия с принятым решением, как свидетельствует обзор судебной практики, его можно обжаловать в судебных инстанциях. Из обзора судебной практики по земельным спорам видно, что предусматриваются различные подходы исполнения принятых постановлений в зависимости от того, кто выступает ответчиком: юридическое или физическое лицо.
Если организация отвечает по исполнительному листу всем своим имуществом, то в отношении граждан предусмотрены законодательные ограничения, касающиеся имущества, которое не может быть взыскано.
Для более упорядоченного решения подобных вопросов судебная практика пользуется разъяснениями, которые даны в Постановлении от 24.03.2005 №11, принятом на Пленум ВАС РФ. В этом документе представлены методы решения проблем, которые возникают в процессе переоформления земельного участка. Еще одним документом, который принимают во внимание суды при решении земельных конфликтов, является информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.01.2005 N 90, рассматривающее практику арбитражных судов по рассмотрению дел, связанных с вопросами ипотеки. Практика решения земельного спора возникает с момента, когда имеющая претензии сторона обращается в суд, который уполномочен рассматривать и решать возникший конфликт.
В соответствии с судебной практикой для решения большей части конфликтов, касающихся земельных споров, следует подать:
- Акт, подтверждающий право собственности на участок земли (оригинал или копия);
- Паспорт (копия);
- Идентификационный код.
Если стороне, подающей иск, необходимо решить спорный вопрос, касающийся переоформления государственного акта права собственности на землю или внесения изменений в акт в части смены владельца участка, потребуется подача дополнительного пакета документов:
- Договор о передаче праве (дарения, купли/продажи, мены);
- Справку, подтверждающую получения земли в наследство;
- Прочие документы, удостоверяющие передачу права собственности.
Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.
В 2021 году понятие о перераспределении участков земли содержится в тексте действующего Земельного Кодекса РФ в разных значениях. Например, в статье 11.7 процедура рассматривается в качестве способа изменения конфигурации территориального надела. Перераспределение не может проводится ни при каких обстоятельствах, если участки были ранее предоставлены в пользу физических или юридических лиц.
Также осуществление операции невозможно, если земля была обременена правами третьих лиц. Такие ограничения могут быть сняты на законных основаниях и в одностороннем порядке на основании письменного согласия. Однако в любом случае исключается перераспределение земель, имеющих целевое назначение.
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
Перераспределение тех земельных участков, которые находятся в федеральном или муниципальном фонде, проводится на основании соглашения, заключаемого между уполномоченными инстанциями. Об этом гласят нормы статьи 39.27 Земельного Кодекса РФ. Представительства федеративных субъектов осуществляют значительный объем операций по организации процедуры предоставления земель, включая их реализацию.
Обзор судебной практики по налогам и трудовым спорам за январь 2021 года
Участки земли, которые располагаются под любыми объектами недвижимого имущества, не могут быть перераспределены или разделены на доли. В случаях, если территориальный надел был выделен государством или муниципалитетом для возведения и последующей эксплуатации любого строения, то его распределение между несколькими гражданами противоречит нормам действующего федерального законодательства.
Для составления искового заявления нужно использовать установленный образец, который каждое заинтересованное лицо сможет найти в свободном доступе. К сформированному заявлению необходимо приложить сопровождающие документы, выступающие в качестве доказательной базы для определенного в иске набора требований.
Для понимания особенностей проблемы перераспределения территориальных наделов, в обязательном порядке должна быть рассмотрена судебная практика по отказам в перераспределении земельных участков.
Ниже представлено компетентное решение судебных инстанций по сложившемуся вопросу:
- Истец в лице Крылова М.А обратился в Приокский районный суд города Нижний Новгород с исковым заявлением к городской администрации и градостроительному комитету с просьбой о признании незаконности отказа в перераспределении участка, имеющего кадастровый номер 14. В заявлении также указано требование о подготовке перераспределяющей процедуры на основании действующего проекта межевания конкретной территории.
- В качестве обоснования указанных требований были определены факты о наличии собственности на дом, расположенный на участке земли №14 по адресу улица Деловая, 18.
- Городская администрация ответила отказом в перераспределении земли, указав на нюанс, заключающийся в том, что конкретный участок земли ранее вошел в состав самостоятельно созданного территориально надела, дальнейшая судьба которого будет определять в формате публичных торгов.
- С данным решением муниципальных органов власти истец не согласен, ссылаясь на факт принадлежности земли к той территории, которая окончательно сложилась в 1990-х годах.
- Компетентная судебная инстанция постановила, что перераспределение территориальных наделов, включенных в муниципальные земельные фонды, допускается только тогда, когда конкретная часть земли не может быть сформирована в самостоятельном порядке ни при каких обстоятельствах в качестве нового земельного участка.
Во всех остальных ситуациях судьба надела должна решаться в рамках публичных торгов с учетом наличия конкуренции между заинтересованными лицами. Об этом также гласит и требование законодательства, в соответствии с которым аукцион прекращается, если участие в нем принимает только один гражданин.
Что касается обстоятельств, что ограждение конкретного земельного участка было на протяжении довольно долгого промежутка времени установлено за пределами фактически отведенного под пользование участка земли, то они не имеют никакого правового значения для рассматриваемой проблемы. Это обуславливается тем, что фактические параметры участка земли №14 были определены в 2001 году в порядке, установленном действующим законодательством.
При покупке этого участка земли истец должен был осознавать фактический объем прав, которые он получал. Само фактическое использование земли не может порождать новые права. По результатам прошения истца суд ответил отказом, в результате чего было инициировано прекращение делопроизводства без возможности обжалования постановления.
Истец обратился в Администрацию Наро-фоминского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка площадью кв.м. с кадастровым номером № и смежного земельного участка площадью кв.м, расположенных по адресу: . То есть в результате перераспределения площадь земельного участка истца составит кв.м, то есть он будет увеличен на кв.м., что менее предельного максимального размера земельных участков в пределах территориальной зоны индивидуальной жилой застройки, ничьих прав не нарушает, подъездов (проходов) к смежным земельным участкам не перегораживает. ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо из Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-фоминского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому вопрос рассмотрен на межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ и принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку испрашиваемый земельный участок площадью кв.м, расположен на территории, зарезервированной Администрацией городского поселения Апрелевка под инженерные коммуникации. Истец считает данное решение незаконное и не обоснованное, что оно нарушает его права и законные интересы.
Так согласно ч.3 ст. 2 ЗК РФ: На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Что касается обстоятельств, что ограждение конкретного земельного участка было на протяжении довольно долгого промежутка времени установлено за пределами фактически отведенного под пользование участка земли, то они не имеют никакого правового значения для рассматриваемой проблемы. Это обуславливается тем, что фактические параметры участка земли №14 были определены в 2001 году в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с положениями статьи 252 Гражданского Кодекса РФ имущество, которое находится в рамках долевой собственности, может быть законно разделено между владельцами. Кроме того, допускается выделение определенной доли из конкретного имущественного объекта. В случае невозможности разделения территориального надела собственниками определяется формат общего использования на основании статьи 247 Гражданского Кодекса.
- паспорта заявителей;
- соглашение сторон о проведении процедуры;
- заявления в Росреестр о необходимости перераспределения;
- техническая документация на все площади, участвующие в процессе;
- правоустанавливающие бумаги на земли;
- иные документы, по усмотрению сотрудников госкадастра.
Дело заключалось в том, что при перераспределении, участок Марии существенно изменял свои размеры в меньшую сторону, а этого нельзя было допустить, поскольку на территории располагался жилой дом и площадь земли должна составлять не менее 0,6 га.