Обзор Судебной Практики Белгородского Обл Суда По Вопросу Пенсии Чернобыльцам 2021 Г

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор Судебной Практики Белгородского Обл Суда По Вопросу Пенсии Чернобыльцам 2021 Г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 1 декабря г. N ключевые темы: ТСЖ — протечка — казенные учреждения — капитальный ремонт — горячая вода. Обобщение судебной практики рассмотрения споров о порядке индексации сумм возмещения вреда здоровью, присужденных денежных сумм и о порядке исчисления процентов за несвоевременную выплату заработной платы и иных выплат компенсационного характера. Обзор судебной практики Белгородского областного суда по гражданским делам за ноябрь года.

Решение Белгоодского Обл Суда По Пенсии Инвалида Чаэс 2021

Указанные положения утрачивают силу со дня принятия этого решения Конституционном судом. Он также установил, что с этого дня статьи 53 и 60 закона №796-ХII должны применяться в редакции до внесения изменений.

Приведенные законоположения в их взаимосвязи толкуются правоприменительными органами как наделяющие правом на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров только тех членов семей умерших граждан из числа получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, которые получали данную выплату при жизни кормильца. Подобный подход нашел отражение в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2021 года № 5-КГ15-125, которым были отменены вынесенные нижестоящими судами решения об удовлетворении исковых требований вдовы инвалида-чернобыльца об установлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и принято решение об отказе в иске. Данное дело включено в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 за 2021 год, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2021 года. Тем самым выраженная в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации правовая позиция приобрела характер ориентира для нижестоящих судов при рассмотрении дел той же категории.

Нарушение оспариваемым законоположением своих прав гражданка В.Н. Фомина усматривает в том, что оно позволяет правоприменительным органам отказывать в назначении членам семьи умершего инвалида-чернобыльца ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ввиду отсутствия у них при жизни умершего права на эту выплату, что, как полагает заявительница, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55.

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

Катастрофа, произошедшая в апреле 1986 года на ЧАЭС, принесла населению множество, а последствия техногенной аварии до сих пор преследуют граждан. Вред был причинен экологии и жителям г. Припять, а также тем, кто занимался ликвидацией события. По причине нанесенного высокого урона людям, государство взяло на себя ответственность по дополнительному обеспечению чернобыльской пенсией.

Согласно закону № 166-ФЗ, лицам, которые получили 1, 2 или 3 группу вследствие упомянутой катастрофы, назначается пенсия по государственному обеспечению инвалидов. Она полагается независимо от того, есть ли у человека стаж и какой он длительности.

Лицам, которые были эвакуированы и переселены из зоны аварии, выплачиваются средства за материальный ущерб, которые они получили из-за того, что потеряли жилье, дачи, гаражные сооружения и другие постройки, которыми владели до 1994 года. Также возмещаются средства за утраченные предметы обихода, посевов.

  • снижение возраста на 10 лет. Инвалидам-участникам ликвидации и эвакуированным из района отчуждения лицам;
  • снижение на 5 лет. Гражданам, перенесшим заболевания при устранении последствий катастрофы и участвующих в работах по устранению аварии в районе отчуждения;
  • на 5 лет и, сверх этого, на 6 месяцев за 12 месяцев трудовой деятельности или пребывания в районе отселения (в целом не более 7 лет). Для переселенных из района отчуждения;
  • на 3 года и, сверх этого, на 6 месяцев за 12 месяцев трудовой деятельности или пребывания в районе отселения (в целом не более 7 лет). Для проживающих в районе отчуждения;
  • на 2 года и, сверх этого, на 1 за каждые 3 года трудовой деятельности или пребывания в районе с правом на отселение (не больше 5 лет). Для постоянно проживающих и выехавших добровольно с территории с правом на отселение;
  • на 1 год, и сверх этого, на 1 год за 4 года трудовой деятельности или пребывания в льготном экономическом районе. Для постоянно проживающих на этой территории граждан;
  • на 6 месяцев за каждый год работы в районе отселения (не больше 7 лет).

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

От аварии на ЧАЭС наиболее сильно на территории современной России пострадала Брянская область, часть населенных пунктов которой попали в зону отчуждения. Нахождение и проживание в ней запрещено. Пребывание в данной местности до эвакуации дает право на обращение за выплатами пенсионного характера на 10 лет раньше всех остальных.

Около миллиарда рублей предусмотрели для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решение об этом принято в Бресте. В МЧС рассказали, как будет проходить реализация программы, запланированной на годы. Выплаты некоторым категориям льготников намерены повысить в новом году. Проект постановления об этом подготовлен Минтрудом. Где отдыхали этим летом дети из чернобыльских регионов. Помощь врачей получат 1,5 тысячи чернобыльцев из Беларуси и России. Полторы тысячи чернобыльцев пройдут реабилитацию в этом году. КС РФ обязал устранить неопределенность формулировки в законе о льготах для семей чернобыльцев.

  • выплаты, которые сравнивают нынешний доход с ранее существующим, если гражданин был вынужден перейти на другую работу по состоянию здоровья. Средства выплачиваются до того времени, пока лицо не будет восстановлено или пока ему не присвоят инвалидность;
  • выплаты из-за временной невозможности осуществлять трудовую деятельность в размере сто процентов от средней зарплаты;
  • выплаты каждый месяц чернобыльцам и ребенку, над которым имеется опекунство и не достигшему возраста в четырнадцать лет;
  • выплаты каждый месяц, которые компенсируют причиненный вред здоровью.

З 1 березня індексація ПОСТАНОВИ КМУ 1210 ДЛЯ ЛІКВІДАТОРІВ І КАТ буде складати збільшення на 17 процентів тільки 926 грн що застосовується у формулі для розрахунку пенсії за 2021 рік. Цей показник застарілий вже має 13 років а його банда Пороха Вальцмана та Реви дальше застосовує. Провів роз’яснення індексації для хлопчиків чернобильців ліквідаторів і кат. А де виконання Вказаних Пороха Вальцмана щодо осучаснення пенсії Ліквідаторам і кат. Амінь ВАЛЬЦМАНИ.

  • I и II группа – 250%;
  • III группа (также и имеющие лиц на иждивении) – обеспечение, рассчитываемое следующим образом. Между 250 % и 125 % социальной пенсии вычисляется разница. Если имеется доплата 1208,90 руб. на человека, она также учитывается.
  • на 2 года – для получивших право на отселение из соответствующей зоны, плюс за каждые 3 года проживания в этой местности добавляется 1 год, но без превышения 5 лет;
  • на 1 год – для живущих в особой по статусу социально-экономической зоне с дополнительным вычетом 1 года за каждые 4 постоянного проживания, не переходя в целом границы 3 лет;
  • на 3 года был уменьшен возраст для тех, кто был переселен из зоны отселения, дополнительно вычитается за год проживания по полгода, но без превышения 7 лет.

Судьи КС РФ рассказали, как чернобыльцам получить вторую пенсию

  1. Все ликвидаторы наступивших после катастрофы последствий вправе окончить свою трудовую деятельность на 10 лет раньше общего срока. Речь идет о работах 1986-1987 годов. Поскольку здоровью ликвидаторов был причинен большой вред, срок работы при назначении обеспечения не учитывается.
  2. Для работавших в период 1988–1990 годов назначение пенсии по старости производится раньше обычного на 5 лет. Имеется в виду работа в зоне отчуждения. Срок выполнения обязанностей неважен.

N Решение районного суда об отказе в удовлетворении иска о признании недействительным оспариваемого постановления главы администрации, восстановлении границ земельного участка и возложении на ответчика обязанности не создавать препятствия в проходе и проезде на земельный участок отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же районный суд, поскольку суд не выяснил, нарушены ли права истицы установлением границ земельного участка ответчика согласно межевому плану извлечение.

Connexion :. Accueil Contact. Выплата трудовой пенсии части трудовой пенсии по старости , в том числе пенсионерам, осуществляющим работу и или иную деятельность, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений Причины инвалидности.

Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 — 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

К., находясь под опекой, имела право на получение ежемесячных денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг в период с 01.01.1999 года по 27.09.2001 года по нормам, указанным в приложениях N 1, 2, 3 к Постановлению Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 г.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований А., суд исходил из отраженных Д. в опубликованных в газете «Голос Белогорья», выпуски N 43 (60) за ноябрь 2006 г., N 2 (70) за январь 2007 г. статьях «Заказная PRемьера на Первом канале», «Навязчивая идея, грозящая неизбежным укусом» субъективных, оценочных суждений и мнений в отношении истца, журналиста, а не каких-либо фактов. Сведения, содержащиеся в данных публикациях, не могут быть предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку невозможна проверка на соответствие действительности субъективного мнения и взглядов.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст.ст. 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Установив, что заявление не отвечает указанным требованиям, суд в соответствии с частью 1 статьи 136 ГПК Российской Федерации должен был вынести определение об оставлении заявления без движения и назначать разумный срок для исправления его недостатков. Только по результатам выполнения заявителем указаний суда можно было прийти к выводу о том, действительно ли оспариваемое решение не затрагивает права и свободы заявителя.

Судебная Практика По Выплатам Индексации Чернобыльских Выплат 2021г

Если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, он может зарегистрировать право собственности на такой участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земля не может предоставляться в частную собственность

Разрешая требования об увеличении ежемесячных денежных компенсаций инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, следует учитывать равенство сторон, соблюдение права ответчика быть уверенным в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав и обязанностей по ранее состоявшемуся судебному постановлению, обеспечение стабильности существующей правовой ситуации

Б. инициировал судебное разбирательство, предъявив иск к ОАО «Альфа Страхование», в котором просил взыскать страховое возмещение — 56494 руб., 3100 руб. за услуги оценщика, 2500 руб. за составление искового заявления, компенсацию морального вреда 10000 руб., штраф в размере 50 % от присужденной суммы.

Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате нарушения Правил дорожного движения водителем В., гражданская ответственность которого на тот момент была застрахована ОАО «Альфа Страхование», куда обратился потерпевший Б. Страховая выплата до настоящего времени страховщиком не произведена.

Поводом к обращению внимания суда к положениям ст. 162 ГК РФ, согласно которой несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свиде­тельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства, явилось следующее дело.

Представляю комментарий к избранным вопросам из Обзора судебной практики Белгородского областного суда по гражданским делам за июнь 2012 года (ознакомиться с Обзором можно на сайте суда) Суд предложил следующие правовые позиции по вопросам применения норм материального права:

После изучения причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, специалисты бюро МСЭ подтвердили ухудшение здоровья. Ветерану была присвоена 1 группа инвалидности. В дополнение на его иждивении находятся двое нетрудоспособных детей.

Пенсионное обеспечение военнослужащих происходит в зависимости от их ведомственной принадлежности. То есть большинству военных назначение и выплата денежных средств назначается министерством обороны. Остальным получателям, чья пенсия исчисляется из расчетного показателя, оформление происходит в пенсионном фонде (ПФР).

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

КС РФ постановил уточнить закон о льготах для семей чернобыльцев

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки В.Н.Фоминой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.

Заслушав сообщение судьи-докладчика К.В.Арановского, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Заявительница по настоящему делу гражданка В.Н.Фомина — вдова умершего в 2008 году инвалида вследствие чернобыльской катастрофы оспаривает конституционность положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись такие меры социальной поддержки.

Решением Кораблинского районного суда Рязанской области от 25 декабря 2015 года был установлен юридический факт нахождения В.Н.Фоминой на иждивении умершего супруга, что послужило основанием для назначения ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в размере 4084 руб. 57 коп.; в назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, которую получал при жизни ее супруг, В.Н.Фоминой было отказано.

Оставляя без удовлетворения требования В.Н.Фоминой о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, Железнодорожный районный суд города Рязани в решении от 11 апреля 2016 года исходил из того, что в силу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанная выплата устанавливается членам семьи умершего инвалида-чернобыльца лишь в том случае, если они имели право на нее при жизни умершего, и что пункт 1 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907), не относит вдов инвалидов-чернобыльцев к лицам, имеющим право на данную компенсацию. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 15 июня 2016 года. Определением от 22 июля 2016 года судья Рязанского областного суда отказал В.Н.Фоминой в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Нарушение оспариваемым законоположением своих прав гражданка В.Н.Фомина усматривает в том, что оно позволяет правоприменительным органам отказывать в назначении членам семьи умершего инвалида-чернобыльца ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ввиду отсутствия у них при жизни умершего права на эту выплату, что, как полагает заявительница, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55.

  • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
    • инвалидам I группы — 31403,74 руб.
    • инвалидам II группы — 21982,64 руб.
    • инвалидам III группы — 15701,91 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
    • семьям, потерявшим кормильца — 31403,74 руб.
    • родителям погибшего — 15701,91 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
    • 314,05 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
    • инвалидам I и II групп — 1570,19 руб.
    • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1256,17 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация на оздоровление:
    • гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 942,12 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 628,04 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 314,05 руб.

    Основание для назначения:

    • Статья 40 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
    • 314,05 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I

Какие положены выплаты (компенсации) чернобыльцам в 2021 году

  1. те, кто болен лучевой болезнью (равно как и переболел ею) или имеет другие заболевания, связанные с аварией на ЧАЭС и последствиями ее ликвидации;
  2. те, кто после аварии получил инвалидность;
  3. лица, откомандированные к месту аварии для ее устранения и борьбы с последствиями;
  4. лица из числа военнослужащих и военнообязанных, которые участвовали в охране опасной территории и ликвидации последствий;
  5. сотрудники ОВД и пожарной службы, осуществляющие деятельность в зоне отчуждения в соответствии с поступившим им приказом;
  6. лица, подлежащие эвакуации из зоны отселения, эвакуированные и выехавшие сразу же после аварии, а также дети этих лиц, которые на время произошедшего находились в утробе матерей (независимо от срока беременности);
  7. лица, проживающие на территории, отнесенной к зоне с правом отселения, а также те, кто работает в этой области, равно как и выселенные отсюда люди;
  8. жители зоны отселения, а также те, кто работал здесь, несмотря на то, что все они были переселены в другую местность;
  9. военнослужащие срочной службы, что проходят службу на территории, признанной пострадавшей от аварии 1986 года.

Сформированная судами Российской Федерации в настоящее время практика применения законодательства по данной категории дел исходит из того, что вышеназванными Постановлениями Правительства Российской Федерации индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, а также других компенсаций предусматривалась впервые (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее — исходя из минимального размера оплаты труда, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации).

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2021 г. N ГКПИ08-525 по делу по заявлению В. о признании частично недействующим п. 1 приложения N 1 к Правилам индексации в 2021 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. N 847), определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 апреля 2021 г. N 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

При определении размера утраченного потерпевшим заработка судам следует руководствоваться ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ФЗ N 125-ФЗ), разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2021 г. N 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также Справкой судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда о порядке определения размера средней заработной платы (май 2021 г.).

Исходя из того, что размер возмещения вреда определяется с учетом степени утраты трудоспособности, размер ежемесячного платежа судом должен определяться как процентное отношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации к степени утраты потерпевшим общей или профессиональной трудоспособности.

Каждый чернобылец должен помнить, что у него есть преимущество перед другими людьми, получающими ЕДВ, Так, обычно человек не имеет права получать две выплаты одновременно, если он попадает под несколько льготных категорий. Тогда человеку просто начисляется большая сумма. Но у чернобыльцев есть право получать по несколько ЕДВ, если на то есть причины.

Ежемесячные денежные выплаты чернобыльцам, которые положены им помимо пенсии, входят в число тех выплат, которые будут проиндексированы в феврале. Постановление о такой индексации правительством уже подписано, выплаты вырастут на 4,3%.Именно такой процент — 4,3% — объявлен в качестве процента, на который в 2021 году в России выросли потребительские цены.

Точный размер ЕДВ назвать невозможно, так как сумма зависит от типа выбираемых человеком льгот. Многое зависит от того, в каком статусе находился чернобылец во время аварии на АЭС.

Ликвидаторы получают больше, чем жители зоны отчуждения. Однако пострадавшие имеют больше преимуществ, нежели обычные жители.

Стандартные виды компенсации в 2021 году можно разделить на несколько групп.

Каждый чернобылец, претендующий на получение льгот и пособий должен иметь соответствующее удостоверение. Документ оформляется и выдается органами социальной защиты.

Алгоритм оформления удостоверения в 2021 году:

  1. собрать пакет всех документов, подтверждающих право на получение привилегий (справка об инвалидности и т.д.);
  2. документы на родственников, детей и вдов с подтверждением их статуса;
    написать соответствующее заявление;
  3. дождаться решения (ответ поступает в письменном виде на адрес фактического проживания);
  4. забрать удостоверение лично под роспись.

Время оформления документа составляет до двух месяцев. Вся информация от заявителя тщательно проверяется на достоверность.

Мотивированный отказ направляется также по почте. Причиной этому может послужить неправильно собранный пакет документов или заполненное заявление. Гражданину разрешается устранить ошибки и подать заявление повторно.

С полученным удостоверением можно обращаться во все инстанции, отвечающие за предоставление льгот. Многофункциональные центры, ЖКХ, образовательные учреждения и другие.

Каждое заявление рассматривается в индивидуальном порядке. После назначения льгот и пособий, гражданин вправе выбрать и установить ту компенсацию, в которой он нуждается больше всего.

Видео: Государство требует по 9 миллионов от ликвидаторов аварии в Чернобыле.

20.01.2020 г. истец обратился в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В пункте 15 Постановления от 14.12.00 № 35 дано разъяснение по вопросу о возможности и о порядке назначения инвалидам-чернобыльцам одновременно двух пенсий на основании разных федеральных законов. При этом внимание судов обращается на то, что пунктом 2 ст. 29 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федеральных законов от 24.11.95 № 179-ФЗ и от 12.02.01 № 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

  • Достижение пенсионного возраста. По новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. оформить выплаты по старости в 2021 году могут мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 (в 61,5 и 56,5 лет соответственно). Если имеются основания для досрочного получения выплат, то устанавливаются льготные нормативы. Например, для северян (лиц, проработавших в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к КС) нормативы на 5 лет меньше.
  • Определенное количество страхового стажа. С 2015 года требования к минимальному стажу ежегодно увеличиваются, пока не будут доведены до окончательного норматива — 15 лет. В 2021 году еще будут действовать промежуточные положения, поэтому для оформления второй выплаты военнослужащим необходимо иметь 12 лет страхового стажа (в 2022 году уже нужно будет 13 лет).
  • ИПК в предусмотренном размере (суммарное количество накопленных баллов). Начиная с 2015 г., нормативы по ИПК для получения страхового пенсионного обеспечения по старости тоже ежегодно увеличиваются. В 2021 году для этого нужно будет иметь как минимум 21 балл.

В связи с проведением пенсионной реформы в 2021 году изменятся условия получения второй пенсии военным пенсионерам — уволенным с военной или другой приравненной к ней службы (МЧС, МВД, Росгвардия, ФСИН и другие). Такое изменение будет заключаться в повышении пенсионного возраста до 65 лет мужчинам и 60 — женщинам, но в 2021 году еще будут действовать промежуточные положения нового закона, поэтому эти нормативы будут меньше.

Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2021 году в России

Законодательством о государственном пенсионном обеспечении предусмотрена возможность получения двух пенсий сразу. Вторая пенсия назначается лишь при достижении ряда условий. Как начисляется вторая пенсия, и кто имеет право получать две пенсии одновременно, какие условия для назначения второй пенсии военным пенсионерам в 2020 году, вы узнаете в последних новостях данной статьи.

  1. Пенсионер умер в период, когда пособие уже выплачивалось.
  2. Причиной смерти явились ранение, болезнь или травма, полученные в период службы.
  3. Вдова на инвалидности, достигла возраста выхода на пенсию, растит общего с покойным ребенка младше 14 лет.
  4. Вдове 50 лет.
  5. Если воспитываемый ребенок не достиг 8-летнего возраста, то назначается выплата по потере кормильца.
  1. Достижение пенсионного возраста. По новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. оформить выплаты по старости в 2021 году могут мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 (в 61,5 и 56,5 лет соответственно). Если имеются основания для досрочного получения выплат, то устанавливаются льготные нормативы. Например, для северян (лиц, проработавших в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к КС) нормативы на 5 лет меньше.
  2. Определенное количество страхового стажа. С 2015 года требования к минимальному стажу ежегодно увеличиваются, пока не будут доведены до окончательного норматива — 15 лет. В 2021 году еще будут действовать промежуточные положения, поэтому для оформления второй выплаты военнослужащим необходимо иметь 12 лет страхового стажа (в 2022 году уже нужно будет 13 лет).

Если пенсионер МВД имел периоды работы в гражданских учреждениях до 2002 года, по ним он имеет право предоставить документы, подтверждающие среднемесячную заработную плату за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года.

И если после рапорта об увольнении полицейский пенсионер продолжает официально работать в государственной или частной организации, которая делает за него отчисления в Пенсионный Фонд РФ, то с момента отработки определённого трудового стажа «на гражданке» такой пенсионер получает право на вторую пенсию.

  • Антивалентин. Как провести 14 февраля, чтобы не было мучительно больно
  • Беглов приказал готовить прививочные пункты к шквалу вторых прививок от коронавируса: ждут по 10 тысяч человек в сутки
  • Тяжелый коронавирус теперь у каждого четвертого госпитализированного с COVID-19 в Петербурге: это больше, чем на пике в декабре
  • Илон Маск рассказал, сколько спит. Он больше не работает по 120 часов в неделю
  • Петербуржцы из центра жалуются на автозаки: они стоят без нужды и портят воздух. Без ограждений тоже не обошлось
  • 10-летняя девочка стала популярным блогером, повесив объявление о своем Youtube-канале на столбе. Кот Пушинка и пес Цуцик уже звезды Youtube
  • «Это какая-то ошибка, накладка, опечатка». Путина просят забрать медаль у певца ЮрКисса
  • The Independent извинилась перед Абрамовичем за то, что назвала его «кошельком Путина» с подачи Волкова
  • Умер олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, экс-кандидат в президенты России Юрий Власов
  • «Ок, бумер». 500 человек ответили на статью Богомолова о «похищенной Европе», Сурков готов принять «неофита в железные ряды путинских ветеранов»

Для «чернобыльцев» государство определило два вида пенсии — по достижению пенсионного возраста и инвалидности. Проживающие в районах зоны Чернобыльской аварии, признанные имеющими право на получение льготы и отработавшие не менее пяти лет, получат пенсию по старости на один год раньше, чем те, которые никаких льгот не имеют.

Вопрос о назначении пенсий лицам, пострадавшим в результате катастрофы, регулируется законодательными актами № 173-ФЗ и №166-ФЗ. Кроме выплат по нанесению ущерба здоровью, осуществляется компенсация потери кормильца. Все пострадавшие претендуют на получении выплат по достижению пенсионного возраста раньше срока, оговоренного для обычных граждан.

Надо незабывать про ветеранов, но если правительство не будет решать нормально жилищные вопросы для молодёжи, что нас ждёт в будущем. На зарплату рабочего, учителя, почтальона квартиру у нас не купишь. Россия сейчас входит в пятёрку стран, где тяжелее всего преобрести жильё.

Уважаемый господин Жириновский !
Статистика приведенная вами, на мой взгляд, относится к мировой, но не к России, в нашей стране как я понимаю совсем другой взгляд на семью, в отличии западного, там нет проблем для того что бы вступать в браки несколько раз, а Мы же Россияне, ищем любовь, прежде всего и навсегда, если бы моим Родителям в то время дали еще одну кваротиру, то однозначно, нас в Семье было бы не двое детей, а а минимум четверо, и вторая квартира была бы приплюсованна к той которя есть, и соответственно расширили бы жилплощадь, не надо давать вторую квартиру, а нужно помогать рассширять жил площадь, как это было в советские времена, все знали что сначала общежитие, потом однокомнатная, потом двушка и. т. д, согласитесь что в то время не было вопроса о рождаемости, у семьи должен быть дом, свой дом, и государство как бы мы его не ругали оно нам помогало, в этом, нет площади нет рождаемости, и Вам как не кому должно быть это известно ,

Мои родители и так развелись без квартиры, так что я считаю будут люди жить вместе или нет не зависит то того, есть у них жилплощадь или нет. если уж совсем не вмоготу жить вместе, то квартиру можно снять. а вот давать квартиры чтобы взрослые дети могли в них жить самостоятельно нужно обязательно

А зачем вообще пенсии переводили в Москву? Нужно было переводить их на социальную карту сбербанка в Волгограде и снимать в любом банкомате в любой точке РФ. Еще и проценты капали бы и скидки на лекарства.

Давайте не будем трогать ветеранов афган чечню Эти люди заслужили многое но забыты государством и это позор такому государству По поводу квартир для нас с вами Вот здесь решение есть и оно на лицо Но опять же загвостка в государстве Я беру Питер Город застроен и строит дома Квартиры пустуют Почему власти не действуют По питеру 2 года назад было 4 000 коммуналок Не верю что с такой застройкой города за два года нельзя было расселить коммуналки Бред Почему власти дают строить строительным компаниям при этом самый маленький процент квартир идет городу на очереди Задумайтесь И почему городские власти дают людям ответ — Квартир нет Мы не строим

Москва двушка ЖСК 45 метров — прописаны двое — плачу около 3000 р. без льгот : тех. обслуживание, отопление, домофон, вода по счетчикам и водоотвод, 250 рублей на капремонт, и на зарплату бухгалтеру. С ремонтом у нас хуже, т. к. мы теперь сами Управляющая компания (УК) — такой сделали выбор общим собранием. — у нас теперь каждый дом может выбирать УК. Думаю, у вас будет сейчас гораздо лучше, чем у нас. Я тоже рада, что вы с нами — я выросла в Крыму — там моя родня. Да и все мои знакомые искренне рады, что вы вернулись. И потрясены вашей смелостью против фашизма.

Гражданам, указанным в пункте9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2021 N 112-ФЗ, от 21.07.2021 N 216-ФЗ)

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской
Федерации, изложенными в постановлениях от 1 декабря 1997 года N 18-П по
делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1
Федерального закона „О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 19 июня 2021 года N 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, „О минимальном размере оплаты труда“ и „О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации“, признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.Сам факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда.
Особенности этих отношений предполагают обеспечение государством
гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42
Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба.
Признание права граждан, эвакуированных (в том числе выехавших
добровольно) из зоны отчуждения, на возмещение вреда здоровью не может
быть поставлено в зависимость от времени выезда (эвакуации) из зоны
отчуждения, поскольку основанием для возмещения вреда в соответствии со
статьями 7, 8 и 13 Закона Российской Федерации „О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС“ является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства.

Правительство планирует радикально сократить расходы во многих сферах, в том числе и гуманитарной. Согласно выложенным в интернет документам, планируется, к примеру, сократить число нардепов до 150 человек; сократить срок учебы в средних школах до 9 лет; отменить льготный проезд в общественном транспорте для пенсионеров; приостановить индексацию пенсий до стабилизации экономики Украины; отменить денежные компенсации военным за полагающееся им жилье, и многое другое.
Министр социальной политики Павел Розенко подтвердилподлинность попавших в Сеть документов.
«Поверьте, мы вынуждены идти на такие непопулярные меры в условиях экономического кризиса. Через два-три года, когда страна выйдет из кризиса, люди оценят нашу работу. Это мы делаем не ради МВФ, а ради Украины». Сказал Розенко.
ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ
Кабмин предлагает внести изменения в Конституцию и сократить число депутатов с 450 до 150 человек. Изъять норму о бесплатном образовании и бесплатной медицине.
ЧЕРНОБЫЛЬЦАМ
Правительство предлагает пересмотреть зоны радиоактивного загрязнения в Чернобыльской зоне. В частности отменить 4 зону радиоэкологического контроля, соответственно пересмотреть и выплаты чернобыльцам.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Отменяется бесплатное питание в больницах, вводится частичная оплата за обучение в детско-юношестких спортивных школах, отменяется выплата стипендий в учебных заведениях, бесплатное питание для школьников 1-4 классов (кроме сирот, малообеспеченных и детей-инвалидов) .
Учителям придется работать больше – у них повысится нагрузка с 18 часов до 20 (1 июля 2021 года) , и 25 (1 июля 2021 года) .
Студентов будут учить меньше – на бакалавра 3-4 года, а магистратура будет длиться всего год.
Приостановят на время кризиса бесплатную выдачу лекарств гипертоникам.
Бюджетников снова сократят – на 3%. А еще отменят им доплаты за ученую степень, и не будут в 3-4 раза увеличивать оклады сотрудникам национальных тетаров, а также сотрудникам академических учреждений культуры (1,3-2 раза) .
ПЕНСИИ
Пенсионный возраст повысят для женщин на 10 лет, для мужчина – на 5. При принятии этого решения в 2021 году не все урегулировали, поэтому сейчас нужно усовершенствовать эту норму.
Отменят пенсию по потере кормильца семьям военнослужащих и правоохранителей, еслиони не воевали в АТО.
Заморозят среднюю заработную плату на уровне 2021 года. Сейчас она составляет 2700 грн. От этой цифры считают пенсии и социальные выплаты.

Если бы 15 лет назад дали бы вторую квартиру нам или моим родителям . тогда не развалилась бы моя семья. Я — детский врач, а мой бывший муж был военным. А Вы членам ЛДПР выдаёте по второй квартире? Может быть, хоть у их родителей семьи не развалятся.

Я считаю. что не распадется в том случае, если в семье уже есть соверешеннолетние дети, которые могу туда (на новву предоставленню государством квартиру) переехать на собственные хлеба. Я даже на 100% уверена, в то, что передача второй квартиры только укрепит семью (сейчас я рассмартиваю семью, состоящую не только из мамы папы и ребенка.. но также из невестки или зятя) , т. к. большинство таких молодых семей, которые живут вместе с родителями из-за невозможности на сегодняшний день заработать на отдельную жил. площадь, распадаются именно из-за нехватки этой второй квартиры. то есть мой ответ таков — отдавать тем семьям, у которых есть соверешннолетние дети!

Преференции чернобыльцам, установленные на федеральном уровне, обязаны предоставлять организации и предприятия всех форм собственности. Особые выплаты начисляют и выдают:

Я 1985 года рождения, именно с этого года я проживал в г. Болхов Орловской области, с этого года и получил чернобыльское удостоверение по 1993 г. Сейчас живу в Ростове-на-Дону, хотелось бы знать на какие льготы я могу рассчитывать?

  • компенсация до прежней зарплаты, если гражданин по состоянию здоровья был переведен. Такие компенсации платятся либо до назначения инвалидности, либо до возвращения трудоспособности;
  • компенсация по нетрудоспособности. Суммы составляют 100% от средней зарплаты гражданина;
  • денежное возмещение ежемесячно чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма составляет 300 рублей;
  • компенсации ежемесячного характера инвалидам за нанесенный ущерб здоровью.
  1. На возмещение вреда, причиненного здоровью.
  2. На возмещение вреда личному имуществу.
  3. На компенсацию риска, которому подвергся человек, проживавший в опасной зоне.
  4. На компенсацию риска, которому подвергся человек, работающий в зоне распространения вредных веществ.
  5. На получение социальных выплат.
  • 50%-я льгота на коммунальные услуги и квартплату;
  • усовершенствование квартирных условий;
  • запрет на увольнение с официальной должности;
  • внеочередное оформление в строительных и/или гаражных кооперативах;
  • внеочередное оформление земельного участка при необходимости сооружения дома;
  • внеочередное получение медицинской помощи, обслуживание без очереди в медпунктах и аптеках и другие.

В законе № 1244-1 1991 г. вместе с выделением социальной помощи, отдельными положениями указаны направления помощи близким родственникам. Вдовы чернобыльцев могут воспользоваться льготами умершего мужа. С 2016 г. льгота равняется 50% скидки на квартплату, топливо. Сохраняются и компенсации на коммунальные услуги.

  1. собрать пакет всех документов, подтверждающих право на получение привилегий (справка об инвалидности и т.д.);
  2. документы на родственников, детей и вдов с подтверждением их статуса;
    написать соответствующее заявление;
  3. дождаться решения (ответ поступает в письменном виде на адрес фактического проживания);
  4. забрать удостоверение лично под роспись.
  1. компенсация за излишне уплаченные средства на коммунальные платежи;
  2. предоставление скидки в 50%;
  3. сокращение выплат на налогообложение;
  4. бесплатный проезд на общественном транспорте при наличии оформленной социальной карты жителя Московской области.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *