Предпринимательский кодекс рк на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предпринимательский кодекс рк на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Законодательство Республики Казахстан в сфере предпринимательства основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан.

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора.

4. В случае выявления пробелов или противоречий норм законодательства Республики Казахстан в сфере предпринимательства, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Казахстан, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

5. Особенности осуществления отдельных видов предпринимательства устанавливаются законами Республики Казахстан.

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан

1. Предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, кандасов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

2. Предпринимательская деятельность может быть ограничена исключительно законами Республики Казахстан.

3. Запрещается принятие государственными органами нормативных правовых актов, устанавливающих привилегированное положение отдельно взятых субъектов предпринимательства.

1. Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства направлено на создание благоприятных условий для развития предпринимательства и общества, стимулирование предпринимательской инициативы в Республике Казахстан.

2. Принципами взаимодействия субъектов предпринимательства и государства являются:

1) законность;

2) свобода предпринимательства;

3) равенство субъектов предпринимательства;

4) неприкосновенность собственности;

5) добросовестная конкуренция;

6) баланс интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства;

7) прозрачность деятельности государственных органов и доступность информации;

8) эффективность государственного регулирования предпринимательства;

9) повышение способности субъектов предпринимательства к самостоятельной защите своих прав и законных интересов;

10) приоритет предупреждения правонарушения;

11) взаимная ответственность субъектов предпринимательства и государства;

12) свобода от коррупции;

13) стимулирование предпринимательской деятельности и обеспечение ее защиты и поддержки;

14) поддержка отечественных производителей товаров, работ, услуг;

15) недопустимость незаконного вмешательства государства в дела субъектов предпринимательства;

16) участие субъектов частного предпринимательства в нормотворчестве;

17) стимулирование социальной ответственности предпринимательства;

18) ограниченное участие государства в предпринимательской деятельности;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 19) вводится в действие после введения в действие законодательного акта о саморегулировании в соответствии с Кодексом РК от 29.10.2015 № 375-V.

19) саморегулирование.

Налоговый кодекс – 2021: обзор изменений

1. Деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, недобросовестная конкуренция запрещаются.

Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом.

2. Антимонопольное регулирование осуществляется в целях защиты конкуренции, создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан.

1. Введение форм и средств государственного регулирования предпринимательства осуществляется в целях обеспечения достаточного уровня безопасности деятельности или действий (операций), максимально эффективной защиты прав потребителей при минимальной объективно необходимой нагрузке на субъектов предпринимательства.

2. Государственные органы при осуществлении государственного регулирования не вправе требовать от субъектов предпринимательства представления документов и (или) дополнительных сведений, не предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

3. Квалификационные и разрешительные требования должны обеспечивать минимально необходимый набор ресурсов, нормативов и показателей, достаточных субъектам предпринимательства для обеспечения требуемого уровня безопасности осуществляемой деятельности, действий (операций) или безопасности объекта.

В соответствии с Законом о введении с 1 января 2021 года вводится в действие глава 71 Налогового кодекса «Всеобщее декларирование».

На основании статьи 45-1 Закона о введении всеобщее декларирование вводится поэтапно.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 45-1 Закона о введении в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года декларация об активах и обязательствах по форме 250.00 (приложение 1 к приказу министра финансов РК от 21 июня 2018 года № 617) представляется являющимися на 1 января года представления такой декларации лицами:

– занимающими ответственную государственную должность, и их супругами;

– уполномоченными на выполнение государственных функций, и их супругами;

– приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругами;

– на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 (далее – Закон о выборах в РК) и законами РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444, «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126-II, «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461-II.

Указанные лица составляют декларацию об активах и обязательствах по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления декларации, если иное не установлено вышеперечисленными законами.

Декларация об активах и обязательствах подразделяется на следующие виды:

1) первоначальная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в связи с тем, что установленная обязанность по представлению такой декларации возникла впервые;

2) очередная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в соответствии с вышеперечисленными законами после представления таким физическим лицом первоначальной декларации об активах и обязательствах;

3) дополнительная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах физического лица, к которой относятся данные изменения и (или) дополнения;

4) дополнительная по уведомлению – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах, в которой налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля по активам и обязательствам физического лица (ст. 630 Налогового кодекса).

Особенности составления декларации об активах и обязательствах и сроки ее представления определены статьями 631, 632 Налогового кодекса.

Таким образом, физические лица в первый год вхождения в систему всеобщего декларирования обязаны представить декларацию об активах и обязательствах по форме 250.00. В последующие годы представляется декларация о доходах и имуществе по форме 270.00.

С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.

Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.

Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.

Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.

Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:

– порядок уменьшения налоговых платежей;

– срок действия соглашения;

– запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;

– ответственность сторон.

Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.

Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:

1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;

2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;

В соответствии с Законом № 382-VI с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополняется главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога» (ст. 696-1 и 696-2).

Специальный налоговый режим (СНР) розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:

1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом;

2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.

СНР розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.

Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в РК и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:

– юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового кодекса;

– индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.

Налоговым периодом для применения СНР розничного налога является календарный квартал.

Декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

СНР розничного налога будет применяться в течение двух лет в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.

Переход на СНР розничного налога возможен с общеустановленного порядка налогообложения или иного СНР (пп. 6 п. 2 ст. 679 Налогового кодекса).

Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).

В целях постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога.

Налогоплательщики, применяющие СНР розничного налога, не являются плательщиками социального налога (пп. 1 п. 2 ст. 482 Налогового кодекса).

Изменения в Налоговом Кодексе в 2021 г.

(0)

1. Законодательство Республики Казахстан в сфере предпринимательства основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан.

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора.

4. В случае выявления пробелов или противоречий норм законодательства Республики Казахстан в сфере предпринимательства, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Казахстан, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

5. Особенности осуществления отдельных видов предпринимательства устанавливаются законами Республики Казахстан.

1. Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства направлено на создание благоприятных условий для развития предпринимательства и общества, стимулирование предпринимательской инициативы в Республике Казахстан.

2. Принципами взаимодействия субъектов предпринимательства и государства являются:

1) законность;

2) свобода предпринимательства;

3) равенство субъектов предпринимательства;

4) неприкосновенность собственности;

5) добросовестная конкуренция;

6) баланс интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства;

7) прозрачность деятельности государственных органов и доступность информации;

8) эффективность государственного регулирования предпринимательства;

9) повышение способности субъектов предпринимательства к самостоятельной защите своих прав и законных интересов;

10) приоритет предупреждения правонарушения;

11) взаимная ответственность субъектов предпринимательства и государства;

12) свобода от коррупции;

13) стимулирование предпринимательской деятельности и обеспечение ее защиты и поддержки;

14) поддержка отечественных производителей товаров, работ, услуг;

15) недопустимость незаконного вмешательства государства в дела субъектов предпринимательства;

16) участие субъектов частного предпринимательства в нормотворчестве;

17) стимулирование социальной ответственности предпринимательства;

18) ограниченное участие государства в предпринимательской деятельности;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 19) вводится в действие после введения в действие законодательного акта о саморегулировании в соответствии с Кодексом РК от 29.10.2015 № 375-V.

19) саморегулирование.

  • Законы

Принят закон «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы».

С 1 января 2021 года:

— минимальный размер заработной платы — 42 500 тенге;
— минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты — 18 524 тенге;
минимальный размер пенсии — 43 272 тенге;
— МРП — 2 917 тенге;
— величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 34 302 тенге.

Пенсии повысят с 1 января 2021 года на 7 процентов.

Қазақстан Республикасының Кәсіпкерлік Кодексі

В Налоговый кодекс внесены изменения по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц.

В частности, добавлены налоговые вычеты для многодетной семьи, по добровольным пенсионным взносам, на обучение, на медицину, по вознаграждениям, по страховым премиям.

Также к доходам от занятия частной практикой добавлены доход ЧСИ, адвоката и профессионального медиатора.

Поправки в Налоговый кодекс и закон о введении его в действие предусматривают дополнительную налоговую амнистию для физических лиц по списанию пени, числящейся на лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 апреля 2020 года.

Досрочное снятие пенсионных накоплений

Гражданам предоставлено право отсрочки по уплате ИПН при использовании ими единовременных пенсионных выплат, а также определяется порядок его исчисления, удержания и уплаты; вводится специальный налоговый режим розничного налога для предоставления права субъектам малого и среднего бизнеса.

Начнет работу Единая информационная система защиты прав потребителей. Потребитель, права которого нарушены, через ЕИСЗПП может обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора.

Иностранная рабочая сила

Изменены ставки сбора за выдачу или продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РК для сезонных работников.

Они составляют:
до 90 календарных дней — 12-кратного размера МРП;
до 180 календарных дней — 24-кратного размера МРП;
до 270 календарных дней — 36-кратного размера МРП;
до 365 календарных дней — 48-кратного размера МРП.

Кроме того, утвержден перечень профессий иностранных сезонных работников.

Начиная с 2021 года текст проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год должен содержать размер взносов государства на обязательное социальное медицинское страхование.

Реклама

Объекты наружной (визуальной) рекламы должны соответствовать национальным стандартам.

Медицина

Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий при производстве лекарственных средств обязаны соблюдать требования надлежащей производственной практики (GMP).

Понятие и виды предпринимательской деятельности

Органы государственных доходов будут собирать сведения о расходах на образование, на погашение ипотеки, на медицину.

Нотариусы

Нотариусы должны предоставлять КГД сведения:

о сделках и договорах по имуществу, подлежащему государственной регистрации, о выданных свидетельствах о праве на наследство, о других сделках и договорах, если цена сделки превышает 160-кратный МРП.

  • сегодня
  • неделя
  • месяц
  • Учебник
  • Видеоархив
  • Работа по противодействию коррупции
  • Аналитические доклады и обзоры информационного характера по результатам деятельности Департамента
  • Рассмотрение департаментом обращений физических и юридических лиц
  • Попечительские советы
  • Публикации в СМИ

Телефон доверия по вопросам неправомерных действий, фактам коррупционных правонарушений и несоблюдения норм Этического кодекса сотрудниками Департамента по обеспечению качества в сфере образования Западно-Казахстанской области

87112-50-44-05, 87774688537

Изменения в Трудовом кодексе Республики Казахстан, вступающие в силу с “01” января 2021 года, вносятся Законом Республики Казахстан от 4 июля 2018 года № 171-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений» и, в большей степени, Законом Республики Казахстан от 19 декабря 2020 года № 386-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания услуг по предоставлению персонала».

В частности, поправки затрагивают трудовые правоотношения в области регулируемых профессий и кадровый аутсорсинг, т.е. трудовой процесс, при котором одна организация предоставляет другой организации своих работников для выполнения определенных функций.

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан: принципы

Определение субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства приведено в Предпринимательском кодексе республики Казахстан, а именно в статье 24 «категории субъектов предпринимательства».

Зачем это нужно знать? Например, чтобы узнать минимальный размер уставного капитала ТОО. Кроме того, эти термины часто используются и в других законах РК.

  • К какому субъекту вы относитесь зависит от вашего среднегодового дохода и среднегодовой численности ваших работников.
  • Как рассчитать среднегодовой доход в РК
  • Расчет среднегодовой численности работников
Доход Численность работников Субъект предпринимательства
до 300 000 МРП до 100 человек Малый.
более 300 000 МРП но менее 3 000 000 МРП более 100, но менее 250 Средний
более 3 000 000 МРП более 250 Крупный

Субъекты предпринимательства в РК — это граждане, оралманы и негосударственные коммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (субъекты частного предпринимательства), государственные предприятия (субъекты государственного предпринимательства).

Смотрим подпункт 3 статьи 24 ПК РК.

  • Среднегодовая численность работников менее 100 человек.
  • Среднегодовой доход менее 300 000 МРП(месячных расчетных показателей) МРП на 2018 год — 2 405 тенге.

Если хотя бы один пункт превышает — это не позволит отнести субъект к малому предпринимательству.

Кроме того, определенные виды деятельности не могут быть субъектами малого предпринимательства. Это торговля и производство подакцизных товаров и некоторые другие лицензируемые виды деятельности. Пункт 4 статьи 24 предпринимательского кодекса РК

  • Среднегодовая численность работников более 250 человек.
  • Среднегодовой доход более 3 000 000 МРП (месячных расчетных показателей). МРП на 2018 год — 2 405 тенге.

Категории субъектов предпринимательства. Статья 24 Предпринимательского кодекса РК

2. Отнесение субъектов предпринимательства к категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, используется для целей:

  • государственной статистики;
  • оказания государственной поддержки;
  • применения иных норм законодательства Республики Казахстан.
  • Для целей государственной статистики используется только критерий среднегодовой численности работников.
  • Для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан используются два критерия: среднегодовая численность работников и среднегодовой доход.

Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя.

Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или доходов субъектов предпринимательства, применяющих в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние три года, поделенная на три.

Программами государственной поддержки субъектов частного предпринимательства могут предусматриваться иные критерии.

3. Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Показать все за период:

  • Книжная продукция
  • Журнальная продукция
  • Онлайн порталы или базы знаний
  • Бланочная продукция
  • Канцелярские товары

2014-04-24 Обновление СПС «Фемиды»№636
2014-04-18 Обновление СПС «Фемиды»№635
2014-04-13 Обновление СПС «Фемиды»№634
2014-04-07 Обновление СПС «Фемиды»№633
2014-03-31 Обновление СПС «Фемиды»№632

Все обновления

Добро пожаловать на портал Ирис!

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Тогда и мы с радостью примем Вашу помощь
Перечислите любую сумму на Билайн-номер +7-777-398-41-00


Каждое перечисление поможет форуму!

Организатором форума выступил консорциум «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.» (КПО) – генеральный разработчик Карачаганакского месторождения нефти и газа.

«Непосредственной нашей целью является достижение мировых стандартов по выбросам при добыче нефти и газа, мы также работаем над новыми технологиями, чтобы снизить выбросы от факельного сжигания попутного газа в окружающую среду», – отметил в начале встречи генеральный директор КПО Эвин Блом. По его словам, КПО достигло высоких результатов – на 99,9% попутные газы при добыче углеводородов уже не сжигаются на факелах, отжиг компания производит только во время проведения буровых работ.

Экс-аким ЗКО Алтай Кульгинов сообщил: ряд предприятий области в рамках концепции «зеленой» экономики уже перешли на экологичное производство. Так, к примеру, компания «Стекло Сервис» производит закаленное энергосберегающее стекло, компания «Кублей» выпускает костную муку на корм птице из отходов от забитого на мясо скота. ТОО «Пош Руно» наладило переработку шкур скота, которые когда-то многие фермеры просто выкидывали.

Руководитель департамента экологии по ЗКО Ербол Куанов в свою очередь рассказал, что на сегодня выбросы загрязняющих веществ по области составляют 63 тыс. тонн в год. К слову, по республике ЗКО считается самым чистым регионом. Доля области в общем объеме выбросов по стране составляет 2,5%.

«Нами разработан комплексный план по охране окружающей среды, и к 2026 году, даже при работающих заводах и предприятиях и введении в эксплуатацию новых производств, мы намерены удержать показатель 63 тыс. тонн выбросов в год», – заявил глава экологического ведомства. По его словам, это будет сделано за счет внедрения «зеленых» технологий на производстве. Для этого все недропользователи по области уже разработали планы природоохранных мероприятий. Уже сейчас, по словам спикера, в ЗКО 30% отходов производства идут в переработку. «К 2026 году мы намерены добиться того, чтобы предприятия пускали во вторичную переработку до 70% своих отходов», – заключил г-н Куанов.

Изменения в Предпринимательский кодекс

Статья 124. Гарантии при выполнении работниками государственных или общественных обязанностей

1. Работодатель освобождает работников от выполнения трудовых обязанностей на время привлечения их к государственным или общественным обязанностям в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, с сохранением за ними места работы (должности).

2. За выполнение государственных и общественных обязанностей заработная плата работнику выплачивается по месту выполнения указанных обязанностей, но не ниже средней заработной платы по месту работы.

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

3. За работниками, подлежащими призыву на срочную воинскую службу или воинские сборы, в период прохождения медицинской комиссии сохраняются место работы (должность), заработная плата по месту работы при наличии повестки о вызове в местные органы военного управления, а на период прохождения срочной воинской службы или воинских сборов сохраняется место работы (должность).

Работник, за которым на период прохождения срочной воинской службы или воинских сборов сохранялось место работы (должность), не позднее одного месяца со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с воинской службы или окончанием воинских сборов обязан приступить к своим трудовым обязанностям.

Статья 125. Гарантии для работников, направляемых на медицинский осмотр

На время прохождения за счет средств работодателя периодических медицинских осмотров за работниками, обязанными проходить их в соответствии с настоящим Кодексом либо коллективным договором, сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.

Статья 126. Гарантии для работников, являющихся донорами

За работником, являющимся донором, на время обследования и донации крови и ее компонентов сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата, а также предоставляются иные гарантии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

См.: Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 19 сентября 2019 года на вопрос от 16 сентября 2019 года № 569044 (dialog.gov.kz) «О количестве дней отдыха, которые предоставляются донору»

Глава 11 дополнена статьей 126-1 в соответствии с Законом РК от 07.07.20 г. № 361-VI

Статья 126-1. Гарантии для женщин со сроком беременности до двенадцати недель

За беременными женщинами на время обследования и постановки на медицинский учет по беременности до двенадцати недель сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата, а также предоставляются иные гарантии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

Глава 11 дополнена статьей 126-2 в соответствии с Законом РК от 07.07.20 г. № 361-VI

Статья 126-2. Гарантии для работников, являющихся донорами органов (частей органов) и (или) тканей (частей ткани) для трансплантации

За работником, являющимся донором органов (частей органов) и (или) тканей (частей ткани) для трансплантации, на время обследования и изъятия органов (частей органов) и (или) тканей (частей ткани) сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата, а также предоставляются иные гарантии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

Статья 127. Гарантии и компенсационные выплаты для работников, направляемых в командировки

1. На время командировки за работником сохраняются место работы (должность) и заработная плата за рабочие дни, приходящиеся на дни командировки.

2. Работникам, направляемым в командировки, оплачиваются:

1) суточные за календарные дни нахождения в командировке, в том числе за время в пути;

2) расходы по проезду к месту назначения и обратно;

3) расходы по найму жилого помещения.

3. Условия и сроки направления в командировки работников определяются трудовым, коллективным договорами или актом работодателя.

4. Направление в командировку работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, беременных женщин, а также работников-инвалидов допускается, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом указанные работники вправе отказаться от направления в командировку.

Статья 134. Сезонные работы

1. Сезонными признаются работы, которые в силу климатических или иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), но не более одного года.

2. В трудовом договоре должны быть указаны условие о заключении договора на выполнение сезонных работ и определенный период их выполнения.

3. При заключении трудового договора на сезонные работы испытательный срок в целях проверки соответствия работника поручаемой ему работе не устанавливается.

4. Трудовой договор с работниками, занятыми на сезонных работах, помимо оснований, предусмотренных статьей 52 настоящего Кодекса, может быть расторгнут по инициативе работодателя в случаях:

1) приостановки работ у работодателя на срок более двух недель по причинам производственного характера;

2) неявки работника на работу в течение одного месяца подряд вследствие временной нетрудоспособности.

Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

5. Работник, занятый на сезонных работах, имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, письменно уведомив об этом работодателя за семь календарных дней.

Пункт 6 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

6. Работодатель обязан письменно уведомить работника, занятого на сезонных работах, о предстоящем расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, за семь календарных дней.

7. При расторжении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, работодателем производится компенсационная выплата за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени.

8. При расторжении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, выплачивается компенсация в размере двухнедельной средней заработной платы.

Статья 135. Вахтовый метод работы

1. Вахтовый метод является особой формой осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к постоянному месту жительства.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

2. Работодатель обязан обеспечивать работников, работающих вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ жильем и организовать их питание для обеспечения жизнедеятельности, доставку от пункта сбора до места работы и обратно, а также условиями для выполнения работ и междусменного отдыха.

Работодатель определяет порядок применения вахтового метода работы, а также обеспечивает необходимыми условиями пребывания работника на объекте производства работ и в местах, специально оборудованных для проживания (вахтовых поселках), в соответствии с трудовым, коллективным договорами и (или) положением о вахтовом методе работы, утверждаемым работодателем.

Работник обязан, находясь на вахте, соблюдать распорядок, установленный работодателем на объекте производства работ и в местах, специально оборудованных для проживания (вахтовых поселках).

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

3. К работам, выполняемым вахтовым методом, не допускаются работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, беременные женщины со сроком беременности двенадцать и более недель, предоставившие справку о беременности, инвалиды первой группы со дня предоставления медицинского заключения. Иные работники могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом, если такие работы им не противопоказаны на основании медицинских заключений.

4. Вахтой считается период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха. Продолжительность вахты не может превышать пятнадцать календарных дней.

С письменного согласия работника продолжительность вахты может быть увеличена до тридцати календарных дней в соответствии с коллективным, трудовым договорами.

Для членов экипажей морских судов с согласия работника продолжительность вахты может быть увеличена до ста двадцати календарных дней.

Статья 147. Органы, принципы и задачи социального партнерства

1. Сторонами социального партнерства являются государство в лице соответствующих исполнительных органов, работники и работодатели в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке.

2. Социальное партнерство обеспечивается в форме взаимодействия сторон посредством органов социального партнерства:

1) на республиканском уровне — республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее — республиканская комиссия);

2) на отраслевом уровне — отраслевыми комиссиями по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее — отраслевая комиссия);

3) на региональном (областном, городском, районном) уровне — областными, городскими, районными комиссиями по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее — региональная комиссия);

4) на уровне организаций в форме коллективных договоров, устанавливающих конкретные взаимные обязательства в сфере труда между представителями работников и работодателем на основе законодательства Республики Казахстан.

3. Постоянно действующие республиканская, отраслевые, региональные комиссии формируются на основе следующих принципов:

1) обязательности участия представителей органов исполнительной власти, представителей работодателей и работников в деятельности комиссий;

2) полномочности сторон;

3) паритетного представительства;

4) равноправия сторон;

5) взаимной ответственности сторон.

4. Персональный состав участников комиссий формируется каждой стороной социального партнерства самостоятельно.

5. Социальное партнерство в Республике Казахстан направлено на решение следующих задач:

1) создание эффективного механизма регулирования социальных, трудовых и связанных с ними экономических отношений;

2) содействие обеспечению социальной стабильности и общественного согласия на основе объективного учета интересов всех слоев общества;

3) содействие в обеспечении гарантий прав работников в сфере труда, осуществлении их социальной защиты;

4) содействие процессу консультаций и переговоров между сторонами социального партнерства на всех уровнях;

5) содействие разрешению коллективных трудовых споров;

6) выработка предложений по реализации государственной политики в области социально-трудовых отношений.

Статья 148. Организация социального партнерства

1. Республиканская, отраслевая и региональные комиссии являются постоянно действующими органами по обеспечению согласования интересов сторон социального партнерства путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями, обязательными для исполнения сторонами.

2. Обеспечение организации социального партнерства возлагается на:

1) республиканском уровне — на уполномоченный государственный орган по труду;

2) отраслевом уровне — на уполномоченные государственные органы соответствующих сфер деятельности;

3) региональном уровне — на местные исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы.

Для целей настоящего Кодекса перечень отраслей устанавливается республиканской комиссией.

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

3. Представителями сторон являются:

1) на республиканском уровне — полномочные представители Правительства Республики Казахстан, республиканских объединений профессиональных союзов, республиканских объединений (ассоциаций, союзов) работодателей, республиканских объединений по малому предпринимательству;

2) на отраслевом уровне — полномочные представители уполномоченных государственных органов соответствующих сфер деятельности, отраслевых профессиональных союзов, отраслевых объединений (ассоциаций, союзов) работодателей, а при их отсутствии — отраслевые организации;

3) на региональном уровне:

на уровне области, города республиканского значения, столицы — полномочные представители местных исполнительных органов, территориальных объединений профессиональных союзов, областного или города республиканского значения и столицы объединения (ассоциации, союза) работодателей, областного или города республиканского значения и столицы объединения по малому предпринимательству;

на уровне района, города областного значения — полномочные представители местных исполнительных органов, районного или города областного значения объединения по малому предпринимательству, территориальных объединений профессиональных союзов.

Персональный состав участников комиссий формируется каждой стороной социального партнерства самостоятельно. Представители сторон социального партнерства наделяются равными правами и полномочиями.

Статья 162. Понятия, используемые в настоящей главе

В настоящей главе используются следующие понятия:

1) трудовой арбитраж — временно действующий орган, создаваемый сторонами коллективного трудового спора с привлечением уполномоченных лиц для разрешения трудового спора при недостижении соглашения в примирительной комиссии;

2) забастовка — полное или частичное прекращение работы в целях удовлетворения социально-экономических и профессиональных требований работников в коллективном трудовом споре с работодателем;

3) примирительная комиссия — орган, создаваемый по соглашению между работодателем и работниками (их представителями) для урегулирования коллективного трудового спора путем примирения сторон;

4) примирительные процедуры — последовательное рассмотрение коллективного трудового спора первоначально в примирительной комиссии, а при недостижении согласия в ней — в трудовом арбитраже, а также по взаимному согласию сторон с применением процедуры медиации.

Статья 163. Возникновение коллективного трудового спора

1. Коллективный трудовой спор считается возникшим со дня письменного уведомления работодателя о требованиях работников по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, выполнения или изменения условий соглашений, трудового и (или) коллективного договоров, актов работодателя, оформленных в соответствии со статьей 164 настоящего Кодекса.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

2. Работодатель обязан рассмотреть выдвинутые работниками требования не позднее трех рабочих дней, объединения (ассоциации, союзы) работодателей — не позднее пяти рабочих дней со дня их получения и принять меры для их разрешения, а при невозможности разрешения в указанный срок довести свои решения и предложения в письменном виде до работников с указанием своих представителей для дальнейшего рассмотрения возникших разногласий.

Статья 164. Органы по рассмотрению коллективных трудовых споров и порядок оформления и рассмотрения требований работников

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

1. Коллективные трудовые споры разрешаются в следующей последовательности: рассматриваются работодателем (объединением (ассоциацией, союзом) работодателей) при невозможности разрешения — в примирительной комиссии, при недостижении соглашения в ней — трудовым арбитражем, по вопросам, неурегулированным им, — судами.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

2. Требования работников по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, выполнения или изменения условий соглашений, коллективного и (или) трудового договоров, актов работодателя между работниками и работодателем, объединением (ассоциацией, союзом) работодателей формируются и утверждаются на общем собрании (конференции) работников.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников организации.

Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов, избранных работниками в соответствии с протокольными решениями.

Решение собрания (конференции) работников считается принятым, если в поддержку выдвинутых ими требований проголосовало не менее двух третей участников. При невозможности проведения собрания (конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав не менее двух третей подписей работников в поддержку выдвинутых им требований.

Представители работников согласовывают с работодателем регламент проведения собраний (конференций) работников, место, время, количество участников собрания (конференции).

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

3. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю, объединениям (ассоциациям, союзам) работодателей в трехдневный календарный срок со дня проведения собрания (конференции).

4. В случае если указанные требования выдвигаются работниками разных работодателей, то эти требования могут представлять отраслевые или территориальные объединения профессиональных союзов либо иные уполномоченные работниками физические и (или) юридические лица.

2021 год: какие новшества ожидают казахстанцев

Статья 181. Права и обязанности работника в области безопасности и охраны труда

1. Работник имеет право на:

1) рабочее место, оборудованное в соответствии с требованиями по безопасности и охране труда;

2) обеспечение санитарно-бытовыми помещениями, средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями по безопасности и охране труда, а также трудовым, коллективным договорами;

3) обращение в местный орган по инспекции труда о проведении обследования условий и охраны труда на его рабочем месте;

4) участие лично или через своего представителя в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий, безопасности и охраны труда;

5) отказ от выполнения работы в случае необеспечения работодателем работника средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты и при возникновении ситуации, создающей угрозу его здоровью или жизни, с письменным извещением об этом непосредственного руководителя или работодателя;

6) образование и профессиональную подготовку, необходимые для безопасного исполнения трудовых обязанностей, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

7) получение достоверной информации от работодателя о характеристике рабочего места и территории организации, состоянии условий, безопасности и охраны труда, о существующем профессиональном риске, а также о мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

В подпункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

8) сохранение заработной платы на время приостановки работы организации из-за несоответствия требованиям по безопасности и охране труда.

2. Работник обязан:

1) соблюдать требования норм, правил и инструкций по безопасности и охране труда;

2) немедленно сообщать работодателю или организатору работ о каждой производственной травме и иных повреждениях здоровья работников, признаках профессионального заболевания (отравления), а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 16.04.18 г. № 147-VI (см. стар. ред.)

3) проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также предсменное и иное медицинское освидетельствование в порядке, определенном уполномоченным органом в области здравоохранения;

4) по требованию работодателя проходить профилактические медицинские осмотры в случаях, предусмотренных актом работодателя, а также при переводе на другую работу;

5) сообщать работодателю об установлении инвалидности или ином ухудшении состояния здоровья, препятствующем продолжению трудовых обязанностей;

6) неукоснительно применять и использовать по назначению средства индивидуальной и коллективной защиты, предоставляемые работодателем;

7) выполнять требования государственного инспектора труда, технического инспектора по охране труда, специалистов внутреннего контроля и предписанные медицинскими учреждениями лечебные и оздоровительные мероприятия;

8) проходить обучение, инструктирование и проверку знаний по безопасности и охране труда в порядке, определенном работодателем и предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Кодекс дополнен статьей 181-1 в соответствии с Законом РК от 19.12.20 г. № 386-VI

Статья 181-1. Права и обязанности работника направляющей стороны в области безопасности и охраны труда

Статья 183. Аттестация производственных объектов по условиям труда

1. Производственные объекты подлежат обязательной периодической аттестации по условиям труда.

2. Аттестация производственных объектов по условиям труда проводится специализированными организациями по проведению аттестации производственных объектов периодически не реже чем один раз в пять лет.

3. Порядок проведения обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда определяется уполномоченным государственным органом по труду.

4. Внеочередная аттестация производственных объектов по условиям труда проводится по требованию органа государственного контроля и надзора за безопасностью и охраной труда при выявлении нарушения порядка проведения аттестации производственных объектов по условиям труда.

Результаты внеочередной аттестации производственных объектов по условиям труда оформляются в виде приложения к материалам предшествующей аттестации производственного объекта по условиям труда.

5. Для организации проведения аттестации производственных объектов по условиям труда работодателем издается соответствующий приказ о создании аттестационной комиссии в составе председателя, членов и секретаря, ответственного за составление, ведение и хранение документации по аттестации производственных объектов по условиям труда.

6. В состав аттестационной комиссии включаются руководитель либо его заместитель, специалисты служб безопасности и охраны труда и иных подразделений по согласованию, а также представители работников.

Отказ представителей работников от участия в аттестационной комиссии не является основанием для непроведения аттестации производственных объектов по условиям труда.

7. После завершения аттестации производственных объектов по условиям труда специализированная организация по проведению аттестации производственных объектов в течение десяти календарных дней направляет сведения о ее результатах в уполномоченный государственный орган по труду в установленном им порядке.

8. Результаты аттестации производственных объектов по условиям труда вступают в силу с момента издания акта аттестации производственного объекта.

9. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации производственных объектов осуществляется государственными инспекторами труда.

Статья 184. Требования безопасности рабочих мест

1. Здания (сооружения), в которых размещаются рабочие места, по своему строению должны соответствовать их функциональному назначению и требованиям безопасности и охраны труда.

2. Рабочее оборудование должно соответствовать нормам безопасности, установленным для данного вида оборудования, иметь соответствующие технические паспорта (сертификат), знаки предупреждения и обеспечиваться ограждениями или защитными устройствами для обеспечения безопасности работников на рабочих местах.

3. Аварийные пути и выходы работников из помещения должны быть обозначены, оставаться свободными и выводить на открытый воздух либо в безопасную зону.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

4. Опасные зоны должны быть четко обозначены. Если рабочие места находятся в опасных зонах, в которых ввиду характера работы существует риск для работника, то такие места должны оснащаться устройствами, преграждающими доступ в эти зоны посторонним.

По территории организации пешеходы и технологические транспортные средства должны перемещаться в безопасных условиях.

5. В течение рабочего времени температура, освещение, а также вентиляция в помещении, где располагаются рабочие места, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Статья дополнена пунктом 6 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI

6. При проведении работ на строительной площадке одновременно несколькими организациями (два и более) общую координацию работ по соблюдению ими требований безопасности и охраны труда в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан осуществляет генеральный подрядчик.

Статья 185. Обязательный медицинский осмотр работников

1. Работодатель за счет собственных средств обязан организовывать проведение периодических медицинских осмотров и обследований работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.04.18 г. № 147-VI (см. стар. ред.)

2. Работники, занятые на работах, связанных с повышенной опасностью, машинами и механизмами, должны проходить предсменное медицинское освидетельствование. Список профессий, требующих предсменного медицинского освидетельствования, определяется уполномоченным органом в области здравоохранения.

  • 18:55 13-02-2021Умер известный казахстанский скрипач, солист Казахской госфилармонии имени Жамбыла
  • 16:53 13-02-2021Карантин ослабят в Костанайской области с 15 февраля
  • 16:37 13-02-2021Избран новый Президент Казахстанской федерации Профессионального бокса
  • 14:35 13-02-2021Обвиняемый в убийстве учительницы назвал мотив расправы
  • 14:28 13-02-2021«Он ударился головой на уроке»: После урока физкультуры умер пятиклассник
  • 14:16 13-02-2021Троих полицейских отправили в тюрьму на 7 лет в Усть-Каменогорске
  • 14:11 13-02-2021Замакима Нур-Султана хотел уйти в отставку из-за коррупции подчиненного
  • 14:05 13-02-2021Мать хотела убить своих детей, оставив их голыми на морозе
  • 13:59 13-02-2021Акмолинские полицейские установили мошенника, от действий которого пострадало более 7 жителей области
  • 13:52 13-02-2021За закрытыми дверями Минюста: законопроект готовят к принятию
  • АГСК-1-2020
  • Комплексный план «Новый Алматы» на 2020 — 2024 годы
  • Размер МРП, МЗП и минимальной пенсии на 2020 год
  • Пособие для многодетных с 1 января 2020 года
  • Astana LRT (ALRT) — центр обслуживания транспортных карт города Астана (Нур-Султан)
  • Комплексный план развития и застройки города Шымкента до 2023 года
  • Продаете жилище (квартиру или дом) – нужно ли платить налог? Часть 3.
  • Миграционный ЦОН в Павлодаре — карта проезда
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *