Конституция рф 2021 последняя с комментариями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституция рф 2021 последняя с комментариями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Главный юридический документ страны не только определяет состояние общества и государства. Он сам является отражением этого состояния и следствием радикальных изменений.

На рубеже восьмидесятых и девяностых годов двадцатого столетия перестал существовать Советский Союз, а вместо него образовались суверенные государства, которые некогда были союзными республиками. Самая большая из них – РСФСР стала Российской Федерацией. Конституция уже распавшегося Советского Союза не могла быть основой построения нового государства. По этой причине в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Она имела принципиальные отличия от советского варианта 1978 года.

Большинством людей основной закон страны воспринимается как некая абстракция, которая востребована только учёными и законодателями. В какой-то степени так оно и есть, поскольку декларация прав и свобод подтверждается большим количеством нормативов разного иерархического уровня.

Однако Конституция РФ обладает свойством прямого действия. Это означает, что каждый человек может отстаивать в суде свои конституционные права, независимо от того, есть ли нормативный акт, конкретизирующий их защиту.

Так что Конституция не только способствует развитию совокупности нормативных актов разного иерархического уровня, но и действует прямо в каждом конкретном случае. Так что знание статей основного закона является насущной необходимостью любого жителя России.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
Соединенные общей судьбой на своей земле,
Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
Сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
Возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
Стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
Сознавая себя частью мирового сообщества,
Принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Конституция Российской Федерации 2020

  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя
      • Статья 1 Конституции РФ
      • Статья 2 Конституции РФ
      • Статья 3 Конституции РФ
      • Статья 4 Конституции РФ
      • Статья 5 Конституции РФ
      • Статья 6 Конституции РФ
      • Статья 7 Конституции РФ
      • Статья 8 Конституции РФ
      • Статья 9 Конституции РФ
      • Статья 10 Конституции РФ
      • Статья 11 Конституции РФ
      • Статья 12 Конституции РФ
      • Статья 13 Конституции РФ
      • Статья 14 Конституции РФ
      • Статья 15 Конституции РФ
      • Статья 16 Конституции РФ

      До возникновения Конституции РФ существовали Конституции СССР. Первая из них была принята еще в 1924 году, после окончания Гражданской войны, когда «новая» страна так или иначе была принята на международной арене, и когда ее границы стали более-менее четкими, а институт власти окреп.

      Следующая Конституция СССР была создана в 1936 году, так называемая «Сталинская». Правитель издал новую Конституцию для обретения большей поддержки со стороны Европы, так как документ 1924 года был не слишком «демократичен», а также для укрепления своего влияния внутри страны.

      Чтобы узнать о своих правах и свободах, нужно открыть главу документа «Права и свободы человека и гражданина». В ней закреплены такие важные гаранты:

      • равенство каждого перед законом и судом: не важны раса, пол, язык, национальность, социальное положение, происхождение, вероисповедание и отношение к религии в целом, принадлежность к каким бы то ни было общественным объединениям и т.п.;
      • право на жизнь;
      • право на охрану государством достоинства человека (никто не может подвергаться пыткам, насилию, физическому и психологическому, и т..д.);
      • свобода и личная неприкосновенность;
      • право на неприкосновенность личной жизни, сохранение личных или семейных тайн, защиту чести и доброго имени (любая слежка, прослушка и т.д. невозможны без особого решения суда, запрещено распространение какой-либо личной информации без согласия человека);
      • жилище человека также неприкосновенно (проникновение в жилье без согласия его владельца или без специального постановления невозможно);
      • право определять и указывать свою национальность, как и не делать этого, кроме того, каждый вправе свободно пользоваться любым языком;
      • человек имеет свободу в своих передвижениях: он может свободно передвигаться как по территории страны, так и покидать ее;
      • право на свободу совести и вероисповедания;
      • право на свободу мысли и слова, запрет на любую цензуру;
      • право на организацию общественных объединений;
      • право граждан на участие в политической жизни страны, как самостоятельно, так и через представителей власти;
      • права граждан на экономическую свободу (свобода предпринимательской деятельности);
      • право частной собственности;
      • право на свободный труд;
      • право на семью, семья защищается государством;
      • государство обязуется осуществлять социальные выплаты;
      • право на охрану здоровья и получение медицинской помощи;
      • право на благоприятную окружающую среду;
      • право на образование;
      • право на интеллектуальную собственность и свободу во всех видах творчества;
      • защита прав и свобод происходит в суде;
      • презумпция невиновности человека;
      • право на двойное гражданство.

      Здесь коротко затронем основополагающие принципы и правила государственного устройства России, обозначенные в Конституции. Россия — это «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что власть в нашей стране должна принадлежать ее народу, это основной принцип демократии.

      Государство состоит из различных регионов, которые объединены федеральными органами власти, Конституцией, едиными федеральными законами, экономикой и т.д. В третьей главе документа перечислены все субъекты, на данный момент входящие в состав РФ, а также основополагающие правила взаимодействия федеральных и местных органов власти.

      В нашу Конституцию уже не единожды вносились правки.

      Изменялись, например, названия субъектов РФ. Три региона — Ингушетия, Северная Осетия и Калмыкия изменили свои полные наименования в 1996 году. Тогда же указами Президента были внесены поправки в 65 главу Конституции. Также наименования меняли Чувашия и Югра в 2001 и 2003 годах соответственно.

      Конституция Российской Федерации (РФ)

      Значение КРФ сейчас вряд ли может быть преувеличено. К ней необходимо обращаться всем без исключения, так как этот закон по-прежнему имеет верховную юридическую силу. Несмотря на то, что текст ее не раз подвергался критики, на данном этапе необходимо принимать Конституцию такой и действовать в соответствии с ее Положениями.

      Конституция Российской Федерации

      Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

      соединенные общей судьбой на своей земле,

      утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

      сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

      исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

      чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

      возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

      стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

      исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

      сознавая себя частью мирового сообщества,

      принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

      Раздел первый

      1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

      2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

      Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

      1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

      2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

      3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

      4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

      1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

      2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

      3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

      1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

      2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

      3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

      4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

      1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

      2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

      3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

      1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

      2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

      1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

      2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

      1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

      2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

      Впервые планы о внесении правок в Конституцию России озвучены Главой государства в январе 2020 года. Выступая перед Федеральным собранием Путин В.В. заявил о необходимости изменений для дальнейшего развития РФ, повышения ценности каждого человека и его достоинства. С момента подачи законопроекта до его окончательного утверждения предложено почти 400 правок, большую часть которых внес сам Президент РФ.

      Правам Главы государства в новой Конституции уделяется больше всего внимания.

      По новым правилам Президент не вправе занимать свое кресло больше двух сроков.

      Речь идет о шестилетних периодах, которые идут друг за другом. Иными словами, человек может исполнять функции Президента 12 лет, а по истечении шестилетки еще 12 лет и т. д.

      Для действующего Президента нововведения не учитываются, поэтому Путин В.В. может вновь претендовать на пост Главы государства и быть на нем до 2034 года.

      Сам Президент отметил, что не против такой инициативы, но для ее внедрения необходимо одобрение людей и проверка нововведений на факт соответствия основному закону.

      Кроме того, после вступления в силу законопроекта Главой РФ больше не сможет быть человек, который ранее имел иное гражданство (кроме российского). Также будущий Президент должен проживать на российской территории последние 25 лет.

      Снятие неприкосновенности с Главы страны РФ лежит только на Государственной Думе. Иные органы таких полномочий не имеют. После ухода с поста бывший руководитель страны пожизненно получает сенаторский статус.

      По новой Конституции планируется создание Госсовета России, предназначенного для оптимизации работы органов госвласти.

      Одной из функций будет определение дальнейшей политики страны (внутри или в международном сообществе). В состав органа планируется включить глав областей, находящихся под контролем Президента. Для регулирования работы Госсовета создается отдельный ФЗ.

      По новой Конституции РФ право рекомендовать премьер-министра остается за Президентом РФ, а функция утверждения возлагается на Госдуму.

      Аналогичная процедура касается и других представителей верхних эшелонов власти — вице-премьера и министров. Это правило не относится к руководству МЧС, МВД, Минобороны и другим представителям силового блока. В группу исключений входит и МИД.

      В измененной Конституции РФ впервые упоминается имя Бога. Особое внимание занимает вопрос истории и защиты ее истинного толкования. В основной закон включено обязательство чтить память участников ВОВ. Что касается русского языка, он получает статус государствообразующего.

      По Конституции РФ браком признается союз мужчины и женщины, а главный приоритет государства — дети.

      — Статья 118

      2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства;

      3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.

      Запрет иностранного гражданства судьям, чиновникам, депутатам

      — Статья 119

      Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

      — Статья 125

      Сокращение численности судей КС РФ

      1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя;

      2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

      а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.

      Часть 4 излагается в следующей редакции:

      4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:

      а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

      б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.

      51 Конституционный Суд Российской Федерации:

      Проверка КС РФ конституционности законов до подписания президентом. Президент получит право обратиться в Конституционный суд (КС РФ) с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания. Таким образом президент сможет попытаться заблокировать подписание и вступление в силу федерального конституционного закона (ФКЗ) (ранее президенту было труднее его отклонить). Если же КС РФ не подтвердит конституционность ФКЗ или федерального закона, то глава государства возвратит закон в Государственную Думу.

      а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

      б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

      Статья 129 излагается в следующей редакции:

      1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

      2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

      3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

      4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

      5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

      6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

      Новой статьей 67.1 Конституции РФ определено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия для детей, способствующие их развитию:

      • духовному,
      • нравственному,
      • интеллектуальному,
      • физическому.

      Государство уделяет внимание воспитанию в детях:

      • патриотизма,
      • гражданственности,
      • уважения к старшим.

      В статье указано, что:

      Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

      Новой редакцией статьи 68 Конституции РФ установлено, что русский язык — это язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Именно по этой причине он является государственным.

      Также в статью добавлен новый пункт 4, в соответствии с которым:

      Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

      Статья 69 Конституции РФ в новой редакции регламентирует обязанность государства защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ и сохранять этнокультурное и языковое многообразие. РФ обязуется оказывать поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении общероссийской культурной идентичности, защите их прав и интересов.

      Статья 75 Конституции РФ в новой редакции определяет, что:

      Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав.

      Статья 81 Конституции РФ устанавливает требования к лицу, занимающему должность Президента РФ. Это может быть:

      • гражданин Российской Федерации;
      • в возрасте не моложе 35 лет;
      • постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет;
      • не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

      Отдельно отмечено, что:

      Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

      То есть жители Крыма смогут претендовать на должность главы государства на общих основаниях.

      Президенту РФ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

      Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Но ограничение числа сроков пребывания на посту президента не распространяется на лицо, занимавшее должность Президента РФ до принятия поправок. Для такого лица сохраняется возможность занимать должность Президента РФ в течение еще двух сроков.

      Статьей 83 Основного закона регламентировано право президента назначать на должности:

      • председателя Правительства РФ;
      • заместителей главы правительства;
      • федеральных министров.

      Их кандидатуры должны быть утверждены Государственной Думой по представлению Президента РФ. Аналогично у главы государства есть право освободить председателя Правительства РФ от должности или принять его отставку.

      Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами:

      • обороны,
      • безопасности государства,
      • внутренних дел,
      • юстиции,
      • иностранных дел,
      • предотвращения ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий,
      • общественной безопасности.

      Для этого утверждение Госдумой не требуется. Генеральный прокурор РФ, его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ. Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность:

      • председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей;
      • судей Конституционного Суда РФ;
      • председателя Верховного Суда РФ и его заместителей;
      • судей Верховного Суда РФ;
      • председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.

      Он лично имеет право назначать председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Президент РФ формирует Государственный Совет РФ, а также Совет Безопасности РФ. Последний формируется в целях:

      • содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства;
      • для поддержания гражданского мира и согласия в стране;
      • для охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

      Президент возглавляет Совет Безопасности РФ, а его статус определяется федеральным законом.

      Новая статья 92.1 Конституции РФ вводит гарантии для президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или по состоянию здоровья. Такой гражданин обладает неприкосновенностью, которой может быть лишен только в порядке, определенном статьей 93 Конституции РФ. Другие гарантии бывшим президентам могут быть установлены федеральным законодательством.

      Поправки в Конституцию РФ вступили в силу: краткий обзор изменений

      Статьей 77 Конституции РФ установлены требования к человеку, который претендует на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Это может быть:

      • гражданин РФ;
      • в возрасте старше 30 лет;
      • постоянно проживающий в Российской Федерации;
      • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

      После занятия высшей должности в субъекте РФ гражданину запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть установлены федеральным законодательством.

      Аналогичные требования и ограничения предусмотрены новой редакцией статьи 78 Конституции РФ по отношению к руководителям федеральных государственных органов.

      Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.

      Этих отличий несколько. Вот они:

      -Конституция имеет учредительный характер, то есть закрепляет государственный строй, а также определяет форму государственной власти;

      -Конституция обладает высшей юридической силой, главенствуя над всеми законами страны;

      -Конституция относительно СТАБИЛЬНА;

      -Конституция является БАЗОЙ для всего законодательства страны;

      -Конституция отличается особым порядком принятия и изменения;

      -Конституция является нормативным актом прямого действия.

      Первой конституцией в современном юридическом понимании этого слова стала американская Конституция.

      Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии. Позднее она была ратифицирована всеми 13-ью существовавшими в то время американскими штатами. Ратифицирована Конституции США была по прошествию более 2,5 лет после её принятия, и завершилась 29 мая 1790 года, когда положительно проголосовал штат Род-Айленд.

      Конституция США действует больше двух столетий, она самая краткая и лаконичная. За всё это время и до сегодняшнего дня к ней было принято всего27поправок, из которых первые 10 поправок были предложены Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США первого созыва и вступили в законную силу по истечению более двух лет -15 декабря 1791 года.

      Хочется особо отметить, что последняя принятая поправка к Конституции США (27-я по счёту), устанавливает, что закон, изменяющий размер жалованья сенаторов и конгрессменов, может вступить в силу только после следующих выборов в Палату представителей. Эта поправка была предложена еще в далёком 1789 году, но ратифицирован документ был только 5 мая 1992 года.

      Всё вышесказанное говорит об относительной стабильности Конституции США.

      И вот год 2020. Россия. Более 200 поправок к Конституции РФ. Менее чем за полгода БАЦ, БАЦ…и все эти поправки вошли в законную силу! Чувствуете разницу? 27 поправок за 233 года и более 200 поправок менее чем за полгода… И что говорить по поводу относительной стабильности Конституции РФ? Зачем нужна такая спешка и кому?

      По закону изменить 1, 2 и 9 главы Конституции РФ, где прописаны основы государственного строя, можно изменить только на референдуме. Но, наша российская Конституция, после вступления в законную силу новых поправок, стала противоречить сама себе! И стала противеричтш как раз главам, которые можно изменить только на референдуме!

      Давайте разберём эти противоречия!

      Итак, п.3 ст.132 Конституции РФ сейчас гласит о том, что органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в РФ (!).

      Уважаемые подписчики, читатели, юристы и гости сайта 9111. ру! А может быть я не права, что Конституция РФ стала противоречива после принятия определённых поправок-2020? Может быть это мне просто кажется? Может быть я не так что-то истолковываю? Может быть я заблуждаюсь?

      С нетерпением жду от вас комментариев. Заранее благодарна за уважительное отношение к своим оппонентам).

      Желаю всем счастья, здоровья, любви, благополучия и терпения. Берегите себя и своих близких.

      С уважением, Татьяна Дмитриевна.

      Please turn JavaScript on and reload the page.

      Прежде всего, на ЕГЭ 2021 по обществознанию из-за поправок изменят 14 задание. Вновь обратимся к тому, что говорят эксперты ФИПИ: «Будут включены добавленные полномочия субъектов государственной власти России». Необходимо обратить внимание на изменения полномочий:

      • Президента РФ (статья 83)
      • Совета Федерации (статья 102)
      • Государственной Думы (статья 103)
      • Правительства (статья 114)
      • Судебной власти РФ (статья 118)

      Знание этих изменений может пригодиться вам и во второй части экзамена. Например, в заданиях 26, 28 и 29 в ЕГЭ и в заданиях 23 и 24 в ОГЭ. Не пугайтесь: сейчас мы разберем все поправки в Конституции, которые важны для ЕГЭ по обществознанию!

      При выполнении заданий с развернутым ответом, например при написании плана по темам «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание Российской Федерации», «Правительство Российской Федерации» и т.п., необходимо приводить информацию с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.

      Эксперты ФИПИ

      Давайте теперь познакомимся с тем правками Конституции, которые необходимо с 2021 года учитывать при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Для удобства восприятия довольно непростой теории и запоминания рассмотрим лишь те изменения, которые нужно знать для экзамена.

      Полномочия Президента РФ
      • Изменение требований к кандидату: проживание на территории РФ не менее 25 лет + не имеет иностранного гражданства.
      • Ограничена возможность занимать должность Президента более двух сроков подряд.
      • Президент может освободить Премьер-министра от должности с сохранением Правительства.
      Совет Федерации
      • Введено новое понятие «сенатор». Члены Совета Федерации теперь называются сенаторами.
      • Лица, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности + бывшие Президенты могут назначаться сенаторами пожизненно.
      • Новые полномочия сенаторов:
      — могут лишить неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
      — могут назначать Председателя Конституционного суда;
      — направлять парламентские запросы руководителям органов государственной власти.
      Государственная Дума
      • Ужесточены требования к депутатам: избираться вправе лицо, постоянно проживающее в России, не имеющее иностранного гражданства и вкладов за границей.
      • Полномочия депутатов:
      — утверждать по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства;
      — выдвигать обвинения против Президента для отрешения его от должности или против Президента, прекратившего исполнение своих полномочий — в целях лишения его неприкосновенности;
      — осуществлять парламентский контроль (вместе с Советом Федерации);
      — нельзя одновременно занимать должность депутата и сенатора.
      Правительство РФ
      • Председатель Правительства несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.
      • Ужесточение требований к премьер-министру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов: возрастной ценз — 30 лет, лицо не должно иметь иностранного гражданства и вкладов за границей.
      • Председатель Правительства вступает в должность после утверждением его кандидатуры Государственной Думой.
      • Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды
      Судебная система
      • Уменьшение состава судей Конституционного суда с 19 до 11 человек;
      • Новая обязанность Конституционного суда — проверка конституционных актов по запросу Президента РФ;
      • Ужесточение требований к судьям: отсутствие иностранного гражданства и вкладов за пределами РФ .
      Органы местного самоуправления
      Органы местного самоуправления и органы государственной власти теперь входят в единую систему публичной власти Российской Федерации.

      В настоящее издание включен официальный текст Конституции с новыми поправками, утвержденными Законом Российской Федерации от 14.03.2020 №1-ФКЗ. Данные поправки вступили в силу 4 июля 2020 г. после их одобрения в ходе общероссийского голосования. Статьи Конституции, в которые внесены изменения, введенные Законом РФ о поправке к Конституции от 14.03.2020 г., приводятся в таблице в конце издания.
      Также в сборник включены официальные тексты Федеральных конституционных законов: «О Государственном флаге РФ» (с изображением Государственного флага РФ), «О Государственном гербе РФ» (с изображением Государственного герба РФ), «О Государственном гимне РФ» (с текстом Государственного гимна РФ) с последними изменениями.

      Основной закон России должен гарантировать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не менее величины прожиточного минимума, а также регулярную индексацию пенсий. С этой целью будут внесены соответствующие поправки в статью 75 (о финансовых обязательствах государства) Конституции России.

      Обязанность российского правительства обеспечивать исполнение этих обязательств предлагается закрепить соответствующими поправками в статью 114 Основного закона страны. Такие предложения были сделаны членами рабочей группы.

      В своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин анонсировал принцип, по которому все министры утверждаются не президентом, а Государственной Думой. Глава государства не сможет эти кандидатуры отклонить. Исключением являются главы силовых ведомств.

      Благодаря поправкам у президента появится возможность отправлять в отставку только премьер-министра, а не все правительство целиком. То есть процедура отставки главы правительства станет более простой, при этом набор его полномочий остаётся прежним.

      Таким образом, процедура формирования правительства страны станет более объёмной: по представлению премьер-министра Госдума будет утверждать вице-премьеров и глав несиловым министерств. Силовые же министры назначаются президентом после проведения соответствующих консультаций с Советом Федерации.

      Кандидатуры на должность председателя Конституционного суда, его заместителя и судей, а также председателя Верховного суда, его заместителя и судей глава государства будет представлять на рассмотрение Совету Федерации, который будет утверждать генпрокурора.

      Кроме того, в поправках предусматривается сокращение состава КС с 19 до 11 судей, но при этом Конституционный суд может получить право проверять конституционность законов до их подписания главой государства.

      Для кандидатов на должности губернаторов и министров вводится возрастной ценз: они должны быть не моложе 30 лет.

      Как поправки в Конституции повлияли на ЕГЭ по обществознанию?

      В Основном законе страны предлагается прописать норму, согласно которой «все решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

      Кроме того, Россия сможет принимать участие в различных межгосударственных объединениях и даже передавать им часть своих полномочий, но только до того момента, пока это не станет препятствием на пути прав и свобод человека и не будет противоречить Основному закону России.

      В поправках, предложенных Владимиром Путиным, не только закрепляется сам статус Госсовета, но и предусматривается, что глава государства будет его сам формировать. Это необходимо для того, чтобы обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.

      Также это важно для определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

      В настоящее время Госсовет представляет собой исключительно совещательный орган. В его задачи входит содействие реализации полномочий президента страны в вопросах обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти.

      До сих пор основные направления внутренней и внешней политики страны определял исключительно глава государства. Это закреплено пунктом 3 статьи 80 Конституции России. Однако прежде там не было упоминания о том, что президент или кто-то другой определяет главные направления социально-экономического развития страны. После принятия поправок это станет эксклюзивной функцией Госсовета.

      Статья 130

      1. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

      2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

      Статья 131

      1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в РФ, установленными федеральным законом.

      1.1. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

      2. Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий, в порядке, установленном федеральным законом.

      3. Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов РФ и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.

      Статья 132

      1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

      2. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

      3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

      Статья 133

      Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

      Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

      Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.

      Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

      Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

      Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы. С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.

      1 июля 2020 года пройдет всероссийское голосование по поводу пакета поправок, вносимых в Конституцию РФ. Ответим на самые распространённые на сегодняшний день вопросы.

      Когда назначалось голосование, никто не ожидал эпидемии. Президентом было подчеркнуто, что в случае, если ситуация с коронавирусом станет критической, возможен перенос голосования на другую дату. Так и произошло: с 22 апреля голосование было перенесено на 1 июля в связи с возможностью вернуться к совместной работе над поправками в Конституцию. Этот день официально сделают выходным.

      При этом допускается, что проголосовать гражданам можно будет не только 1 июля, но и в течение шести дней до этой даты: с 25 по 30 июня. Таким образом, проголосовать можно будет в течение 7 дней, включая дату 1 июля. Заявления на досрочное голосование писать не потребуется.

      Частично голосование проведется в дистанционном формате, однако, список регионов, которым будет доступен такой формат, пока неизвестен. От голосования по почте было принято решение отказаться.

      Путин внес в Госдуму поправки в Трудовой кодекс о приоритете Конституции

      Все участники будут рассредоточены во времени и пространстве: за один час на избирательный участок смогут пройти не более 8 человек. Все члены избирательной комиссии, участники и наблюдатели будут обеспечены масками, перчатками, а также одноразовыми ручками.

      Кроме этого, членам избирательной комиссии планируется провести тесты на коронавирус, а на входе в избирательный участок – измерять температуру.

      РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются.

      Что это значит?

      Любые действия, которые могут нарушить суверенитет страны, в том числе, призывы к «отчуждению части территории РФ», будут наказуемы. Если поправки примут, то за призывы об отделении или возврате российских территорий, например, Крыма Украине или Курильских островов Японии можно будет получить наказание.

      Конституция предусматривает защиту семьи, материнства, отцовства и детства; защиту института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

      Что это значит?

      Поправка запрещает однополые браки. КС утверждает, что формулировка «брак — это союз мужчины и женщины» законна. Есть два основания: положение о том, что «одно из предназначений семьи — рождение и воспитание детей», и отсутствие обязательств по поддержке однополых пар.

      В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

      Что это значит?

      Индексация пенсий будет производиться каждый год. Пенсии будут повышаться настолько же процентов, насколько выросла инфляция и подорожали товары.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *