Нуждающиеся в улучшении жилищных условий 2021 беларусь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нуждающиеся в улучшении жилищных условий 2021 беларусь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Основные условия и особые предложения
  • Типичные планы
  • Список городов, где мы приобретаем недвижимость
  • Структура паевого фонда
  • Стоимость учётного пая [уп]
  • Ответы на вопросы
  • Открытые встречи
  • Очерёдность
  • Список квартир
  • Опережение и отставание по выкупу
  • Переплаты
  • Рубрика сомнений
  • Досрочный выход
  • Застройщики Беларуси
  • Рекомендации по платежам
  • Обратная связь

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают следующие привилегии:

  • Получение льготного кредита с меньшей процентной ставкой или субсидии в виде адресных денежных средств на строительство/приобретение доли/покупку жилья.
  • Смягчение долговых обязательств по действующему займу.
  • Получение финансовой помощи для покупки жилья от работодателя.
  • Возможность долевого участия в жилищных комплексах по доступной стоимости.
  • Право на покупку земельного надела без аукциона.
  • Право на доступную цену аренды коммерческого помещения.
  • Право получить социальное жилье.

Чтобы встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и воспользоваться одним из перечисленных прав, документы нужно подать в период с 1 февраля до 1 мая текущего года. Именно в этот срок местные власти рассматривают и уточняют данные, дающие основание для присваивания этого статуса.

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2019 году в Беларуси, возможно, только после нескольких лет с момента их ухудшения. В перечень входят следующие факты:

  • Увеличение семьи.
  • Повреждение, уничтожение, получение статуса нежилого, раздел/продажа части/доли помещения.
  • Чтобы улучшить жилищные условия в Минске, необходимо прожить/проработать в столице не менее 10 лет. От этого правила освобождены дети-сироты, а также нетрудоспособные члены семьи претендующего ― супруги, дети, родители.
  • Нельзя получить статус нуждающегося, если проживание в худших реалиях нельзя назвать фактическим.
  • Нельзя претендовать на постановку в очередь, если семья или гражданин уже воспользовались аналогичными льготами. Это не касается тех, чья семья увеличилась после получения статуса или для военнообязанных.

Ограничены в праве очереди и те граждане, кто не проживает в конкретном объекте собственности. Чтобы доказать свое право на постановку в очередь, необходимо прописаться там и оплачивать коммунальные услуги, а также доказать, что условия не отвечают нормам комфортного и удобного жилья.

Стандартный пакет документов для постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий представляет собой следующее:

  1. Заявление. Бланк можно заполнить в учреждении, принимающем документы. Как правило, это городские и областные исполкомы.
  2. Паспорта всех претендующих, а также документы на детей и о заключении брака.
  3. Правоустанавливающие бумаги, позволяющие претендовать на постановку вне очереди.
  4. Сведения о доходах всех лиц.
  5. Выписки о состоянии здоровья, если причиной поменять жилье становится именно оно.

Исполком оказывает помощь гражданам в сборе иных документов, а именно:

  • Справки о составе семьи и занимаемом помещении из паспортного стола и БТИ.
  • Выписка из единого реестра, об имеющихся у претендентов объектах собственности.
  • Решение комиссии о несоответствии помещения нормальным условиям и нормам.
  • Договор найма для общежитий, съемных квартир и т. д.
  • Для граждан, чьим вопросом занимается трудовая организация, исполком запрашивает информацию о трудоустройстве.

Более подробный перечень для конкретной ситуации легко узнать в исполкоме ближайшего населенного пункта.

В течение одного месяца организация должна рассмотреть и вынести решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо аргументировать отказ. Документ, удостоверяющий право обратившегося, содержит в себе следующие сведения:

  • дата постановки на учет;
  • основание;
  • численность семьи;
  • порядковый номер в очереди.

Если претендент считает, что отказ в праве на статус нуждающегося в улучшении жилищных условий неправомерен, он может обжаловать его в суде.

Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и уже находящихся в этом статусе, интересным предложением является получение субсидии на погашение основной части ипотеки и/или уплату процентов. Следует знать, кому и сколько.

На погашение части процентов могут претендовать все признанные категории. Это:

  • семьи с 3 несовершеннолетними детьми, а также дети-сироты ― ставка по программе рефинансирования +2%.
  • семьи с 4 и более детьми ― ставка +3%.
  • остальные категории ― чистая ставка рефинансирования.

На погашение части основного долга смогут претендовать только многодетные и молодые семьи, усыновившие/удочерившие ребенка, а также дети, оставшиеся без попечения родителей. Суммы довольно существенные:

  • 95% ― для семей с 3 детьми.
  • 100% для семей с 4 и более детьми.
  • 10% и 20% для рождения/усыновления первого и второго ребенка, соответственно.
  • 35% ― для детей-сирот.

Базовый размер субсидии может меняться в зависимости от новых условий и семейных обстоятельств граждан.

Очередь нуждающихся на улучшение жилищных условий

Комплексную индивидуальную жилую застройку хотят осуществлять силами одного застройщика, в том числе «для упорядочения и улучшения архитектурного облика населенных пунктов».

«Установление моратория на выделение гражданам земельных участков по строительству индивидуального жилья без наличия инженерно-транспортной инфраструктуры поможет решить проблему массовых долгостроев в кварталах частной жилой застройки», — считает Руслан Пархамович.

Доступность жилья планируют увеличить, наращивая объемы строительства арендного жилья.

Средняя стоимость 1 кв.м жилья с господдержкой не превысит средней зарплаты по стране. По словам министра, это параметр выдерживается последние четыре года.

Минстройархитектуры также задумало цифровизацию строительной отрасли. В этом году должен заработать государственный строительный портал.

«Благодаря этим мерам уровень обеспеченности населения жильем к 2025 году составит не менее 28,5 кв.м на человека», — резюмировал Руслан Пархамович.-0-

«Прочитал о том, что Национальный аэропорт Минск изменил правила входа в здание аэровокзала. Хотелось бы узнать подробнее о сути новшеств, так как через две недели я прилечу в Минск по служебным делам, обратный рейс у меня тоже из этого же аэропорта. Валерий Никонов, Московская область».

Как сообщили в пресс-службе аэропорта, изменение схемы входа в здание связано с тем, что с конца января в Национальном аэропорту Минск в тестовом режиме начала работать система тепловизионного контроля. Новое оборудование установлено в секторе прилета 1-2 (1-й этаж) и в секторе вылета 3-4 (2-й этаж, эстакада). Попасть в аэропорт теперь можно только через эти входы, остальные закрыты. На выход из аэровокзального комплекса ограничения не распространяются. Если оборудование зафиксирует повышенную температуру, посетителю аэропорта предложат пройти медосмотр. Оборудование поставлено в Национальный аэропорт Минск за счет финансовой помощи ВОЗ. Камеры с функцией определения температуры тела и высокоточные детекторы подключены к компьютерам. Оборудование позволяет делать фотофиксацию человека с указанием его температуры. Кроме того, такая же тепловизионная система установлена в контролируемой зоне аэропорта в секторе международного прилета. Здесь мониторинг проводится для прибывающих пассажиров до паспортного контроля.

«Вышла замуж за минчанина и скоро вместе с дочкой переезжаю к нему на постоянное место жительства. В двухкомнатной квартире помимо моего супруга прописаны его мама и бабушка. Есть ли какой-то вариант бюджетного решения жилищной проблемы с учетом того, что супруг не первый год стоит на очереди нуждающихся? Елена Гаврош, Коломна».

Жителям Беларуси, нуждающимся в улучшении жилищных условий, планируется предлагать без очереди получать квартиры в малых городах и селах, численность жителей которых не превышает 20 тысяч человек.

По мнению министра архитектуры и строительства Беларуси Руслана Пархамовича, это остановит рост нуждающихся в улучшении жилищных условий, находящихся на учете десять и более лет. К тому же данная мера будет способствовать развитию городов-спутников и принципу обратной миграции населения в малые и средние города.

Министр отметил, что средняя стоимость одного квадратного метра, строящегося с государственной поддержкой, не превысит средней заработной платы по стране. Этот параметр, отметил министр, выдерживается последние четыре года.

«Отец хочет завещать мне свой дом. Но он живет в небольшой деревне Гомельской области, последний год болеет и никуда не выезжает. У меня тоже пока не получается приехать к нему, чтобы свозить в райцентр к нотариусу. Может быть, можно оформить документы удаленно? Светлана Корнеева, Смоленск».

Нотариальную помощь теперь могут получить даже те, кто находится вдали от крупных городов. Нотариусы проконсультируют жителей Беларуси по месту жительства, посещая агрогородки и села.

Соответствующий график выездов определило Министерство юстиции. Каждый населенный пункт закреплен за определенной нотариальной конторой.

Чтобы воспользоваться услугой, достаточно оставить заявку не позднее рабочего дня, предшествующего дате выезда, предусмотренной расписанием. С ним можно ознакомиться на сайте правового портала.

Многодетные семьи в Беларуси будут стоять в очереди на жилье не больше года


Зачем становиться на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Кто может встать в очередь на жилье?

– нуждаемость для тех, у кого нет жилья по месту работы

– нуждаемость в связи с нехваткой квадратных метров

– нуждаемость в связи с несоответствием жилья санитарным и техническим требованиям

– нуждаемость для проживающих в общежитии

– нуждаемость для проживающих в съемном жилье

– нуждаемость для проживающих в арендном и социальном жилье

– нуждаемость для граждан, имеющих заболевания, и для тех, кто с ними проживает

– нуждаемость для нескольких собственников, проживающих в одной квартире или одноквартирном доме

– нуждаемость для тех, кто проживает в неизолированных комнатах при отсутствии близкого родства

– нуждаемость для проживающих в однокомнатной квартире

– нуждаемость для молодых семей

– нуждаемость для тех, кто проживает в специальных домах и домах-интернатах

– нуждаемость для тех, кто направлен работать на территории с радиоактивным загрязнением

– нуждаемость для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

Ограничения в постановке в очередь на жилье

– ограничение в связи с ухудшением жилищных условий

– ограничение для прибывших в Минск и Минский район

– другие ограничения в постановке на очередь

Куда необходимо обращаться за постановкой в очередь на жилье?

Какие документы необходимы для постановки в очередь на жилье?


После постановки гражданина в очередь на жилье официально признается тот факт, что такому гражданину требуется улучшить его жилищные условия. Таким образом, гражданин приобретает особый статус, при котором может воспользоваться некоторыми привилегиями, недоступными для остальных, например:

  • возможность получить Стоит обратить внимание, что постановка в очередь на жилье далеко не гарантирует то, что льготный кредит или субсидия будут получены, так как для их получения существуют отдельные, более жесткие основания льготный кредит и (или) субсидию на жилье (например, строительство частного дома, долевое строительство или покупка жилья);
  • право получить не льготный кредит на жилье на относительно приемлемых условиях;
  • возможность получить Многие предприятия и организации предоставляют своим работникам займы под довольно низкие проценты заем на жилье на работе;
  • право построить в порядке очереди квартиру в ЖСК по относительно низкой цене;
  • право построить квартиру по договору долевого строительства по относительно низкой цене;
  • право получить без аукциона земельный участок для строительства дома;
  • преимущественное право получить в аренду жилое помещение коммерческого использования госжилфонда по относительно низкой плате;
  • возможность получить Стоит обратить внимание, что постановка в очередь на жилье далеко не гарантирует права на получение жилого помещения социального пользования, так как для его получения существуют отдельные, более жесткие основания жилое помещение социального пользования.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут:

  • граждане, не имеющие жилых помещений в собственности или во владении и пользовании Под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:
    – по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
    – проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
    – по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы));
  • граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, — по месту пребывания.[∗] подпункт 1.1 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

При постановке на очередь в городе Минске или Минсом районе учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в городе Минске и Минском районе.[∗] подпункт 1.1 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Другими словами, по данному основанию может стать на учет по месту работы гражданин, проживающий в одном населенном пункте и работающий в организации, расположенной в другом населенном пункте.

Также по этому основанию становятся на учет граждане без определенного места жительства, зарегистрированные Регистрация граждан без определенного места жительства по месту пребывания осуществляется путем внесения сведений о них в книгу регистрации лиц без определенного места жительства по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, а в случае отсутствия такого пункта – в месте, определенном соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня. Орган регистрации выдает таким гражданам свидетельство о регистрации по месту пребывания. (пункт 35 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413) по месту пребывания.

Документами, подтверждающими отсутствие у гражданина жилья и, соответственно, нуждаемость по указанному основанию, являются:

  • справка Выдается территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (БТИ).
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • справка Выдается организацией, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда (например: ЖРЭУ, ЖКХ, ЖКУ, ЖЭС, ЖЭУ, Расчетно-справочный центр), организацией, предоставившей жилое помещение, сельским, поселковым, городским (города районного подчинения), исполнительным комитетом.
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, обеспеченные жильем общей площадью меньше 15 м2 (в городе Минске — меньше 10 м2) на одного человека.
При этом обеспеченность общей площадью определяется исходя из суммы общей площади всего жилья, находящегося в собственности или во владении и пользовании Под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:
– по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
– проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
– по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи Членами семьи такого гражданина являются:
– супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), и родители, усыновители (удочерители);
– родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство;
– иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно гражданином и ведущие с ним общее хозяйство и заключившие письменное соглашение о признании членом семьи;
– иные граждане, не менее пяти лет проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство и признанные в судебном порядке членами его семьи (пункт 63 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь) в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся (а при постановке на учет в г. Минске или Минском районе ещё и исходя из общей площади жилья, находящегося г. Минске и Минском районе).[∗] часть 1 подпункта 1.2 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Для того, что бы было более понятно, приведем несколько примеров:

В г.Пинске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. Вся семья может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью менее 15 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. В связи с тем, что в г.Минске принимаются на учет граждане, обеспеченные общей площадью менее 10 кв.м., семья не может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью более 10 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Бресте в трехкомнатной квартире общей площадью 50 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть однокомнатная квартира в г.Бресте площадью 30 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в трехкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 15 кв.м. (50 кв.м. / 5 = 10). Однако при расчете должна учитываться площадь квартиры, принадлежащая проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 30 кв.м.) / 5 = 16 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 45 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть дом в деревне в Минском районе площадью 60 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в двухкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 10 кв.м. (45 кв.м. / 5 = 9). Однако при постановке на учет нуждающихся в г.Минске учитывается площадь жилых помещений, расположенных в Минском районе. Соответственно, при расчете должна учитываться площадь дома, принадлежащего проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 60 кв.м.) / 5 = 22 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в общежитиях. Это не относится к гражданам, вселившимся в общежитие сезонных Сезонными признаются работники, занятые на работах, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев
(статья 299 Трудового кодекса Республики Беларусь) и временных Временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2-х месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего), — до 4-х месяцев
(статья 292 Трудового кодекса Республики Беларусь) работников, а также граждан, которым общежитие предоставлено в связи с обучением, спортивной подготовкой Под спортивной подготовкой понимается комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях, прохождением клинической ординатуры Под клинической ординатурой понимается форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения.[∗] подпункт 1.4 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Обратите внимание, что для постановки на учет по этому основанию необходимо не только быть зарегистрированным в общежитии, но и фактически там проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения Например, письменное подтверждение соседей или заведующего (директора) общежитием подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в общежитии.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма.[∗] подпункт 1.5 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Для того, что бы стать на очередь по данному основанию, необходимо не только заключить договор найма жилого помещения Договор найма жилого помещения — соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить за плату другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем. (пункт 1 Статьи 49 Жилищного кодекса Республики Беларусь), но и зарегистрироваться там по месту жительства Договор найма жилого помещения относится к документам, являющимся одним из оснований для регистрации гражданина, в том числе по месту жительства в жилом помещении, находящемся в его пользовании по договору найма. (подпункт 4.2 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 N 413).

Обратите внимание, что для постановки на учет по этому основанию необходимо в съемном жилье фактически проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения Например, письменное подтверждение соседей подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в съемном жилье.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

По данному основанию также принимаются на учет граждане, проживающие в жилых помещения по договору финансовой аренды (лизинга).

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в арендном жилье на условиях договора найма, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений.[∗] подпункт 1.6 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного сроком на пять лет в соответствии с пунктом 7 статьи 106 настоящего Кодекса либо на срок до десяти лет в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 109 настоящего Кодекса;

Кроме того стать на учет могут проживающие в жилых помещениях социального пользования по договору найма, заключенному сроком на 5 лет в соответствии с пунктом 7 статьи 106 Жилищного кодекса Республики Беларусь либо на срок до 10 лет в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 109 Жилищного кодекса Республики Беларусь.[∗] – подпункт 1.6 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Граждане, имеющие внеочередное право на получение жилых помещениях социального пользования при решении жилищного вопроса могут рассчитывать на финансовую господдержку.

Список претендентов на улучшение жилищных условий определяется несколькими законодательными актами. Основная масса льгот найдется в положениях Указов Президента РБ №13, №240, №563 и других документах.

Большинство льготников это:

  • молодые семьи (впервые вступившие в брак) с 2-мя несовершеннолетними детьми;
  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • кто не имеет жилья по месту работы (службы);
  • теперь не имеет определенного места жительства, но раньше был прописан в данном населенном пункте;
  • на чью долю в общей жилплощади приходится меньше 15 квадратных метров (в Минске – 10 м2);
  • чье жилье не соответствует техническим и санитарным нормативам;
  • кто более 10 лет живет в общежитии;
  • кто снимает жилье по договору;
  • кто живет в одной комнате с лицом страдающим туберкулезом и др. заболеваниями из списка Минздрава;
  • кто делит комнату с посторонним лицом (не родственником);
  • некоторые категории инвалидов и ветеранов;
  • некоторые молодые специалисты;
  • молодые лауреаты и стипендиаты президентских фондов.

Это не исчерпывающий список, в каждой из категории есть неопределенность, есть дополнительные основания для права на новое жилье.

Единственное общее правило – претендующие на улучшение жилищных условий не должны иметь жилье достаточной площади по месту постоянного проживания (службы, работы).

Существуют также законодательные ограничения права улучшение жилищных условий. К примеру, не будут поставлены на очередь:

  • лица, самостоятельно ухудшившие свои жилищные условия;
  • лица, не предоставившие пакет документов для постановки на очередь;
  • лица прописанные, но фактически не проживающие в общежитии или ином помещении, которое дает право считаться нуждающимся;
  • лица, которые уже воспользовались правом на улучшение жилищных условий, в течении 5 лет после этого.

Последний пункт не касается новых прав на улучшение условий в связи с появлением детей.

Главное правило здесь – нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны сами обращаться в исполкомы, писать заявления, собирать нужные документы и т.д. Некоторые нуждающиеся: сироты, инвалиды, могут рассчитывать на большее внимание, но без собственных усилий жилищный вопрос вряд ли решится.

Общий алгоритм для всех претендующих на новые квадратные метры таков:

  1. Сравнить свое положение: наличие жилья, его качество, занимаемая площадь, право собственности на него и пр., с нормами закона.

Если законодательный акт дает право на жилищные льготы – можно переходить к следующему пункту этого списка.

  1. Обратиться в исполнительный комитет по месту жительства. Написать заявление с просьбой о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Тем, кому полагается бесплатное жилье, остается ждать своей очереди. Нелишним будет периодически напоминать о себе, при необходимости – добавлять новые справки и т.п.

  1. Тем, кто имеет только право на льготное кредитование, лучше не ждать предложений, а самостоятельно искать варианты.

Важный момент – некоторые категории нуждающихся имеют право на льготный кредит на строительство жилья, некоторые могут также приобретать его за счет льготного кредита или жилищной субсидии. На практике вариантов долевого строительства больше.

  1. Определив место приобретения жилья, следует обращаться в исполком за подтверждением права на льготу и просить в банке льготный кредит на жилье.
  2. После одобрения банком заявки на кредит будущий приобретатель заключает договор с застройщиком или продавцом жилья.
  3. Банк переводит кредитные средства продавцу (застройщику), клиент становится собственником дома или квартиры и покидает ряды нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Это общий путь, который проходят все получатели льготных кредитов или бесплатного жилья. Но он состоит из множества конкретных шагов, препятствий и сложных моментов.

Проще всего тем, кто «идет в общем потоке», принадлежит к какой-то большой категории льготников (молодые семьи, многодетные, сироты), или пользуются особой поддержкой государства (герои и ветераны, некоторые категории служащих). Труднее тем, кто строит частный дом в городе, покупает квартиру за счет жилищной субсидии и пр., им потребуется больше инициативы и усилий.

Разобраться во всех нюансах законодательства и практики государственной поддержки бывает трудно. Но цена вопроса такова, что лучше потратить определенную сумму на юридическую помощь, чем несколько дополнительных лет на ожидание письма от исполкома.

Процесс постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий регулирует Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений». Также нормы этого документа дублируются в Жилищном кодексе.


— паспорта граждан Республики Беларусь или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

— справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или организацией, предоставившей жилое помещение, или районным, городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским советом депутатов (исполнительным комитетом);

— справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (при подаче заявления в г. Минске — о находящихся в собственности гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещениях в г. Минске и Минском районе), выдаваемые территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

— решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

— заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным его совместное проживание с другими лицами в одной комнате или однокомнатной квартире;

— копии документа об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией;

— документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, — в случае наличия такого права;

— сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи — в случае принятия на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества;

— договор найма жилого помещения.

В Указе есть Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. В нем подробно расписано, кто может стать в очередь. Пройдемся по самым важным пунктам.

Нуждающимся в улучшении жилищных условий признается гражданин и члены его семьи, не имеющие в собственности жилое помещение в том населенном пункте, где они проживают. Стоит остановиться на членах семьи. Например, если сын женился, то семьей считается он и его супруга, а не он и его родители. Наличие недвижимости определяется по такому же принципу. То есть родительская недвижимость никак не влияет на положение сына и его жены. Важный нюанс здесь касается города Минска. Чтобы минчанину стать на очередь нуждающихся, у него не только в Минске, но и в Минском районе не должно быть в собственности никакой недвижимости.

Далее, если какая-то недвижимость у гражданина все-таки есть, определить, может ли он стать на учет нуждающихся, можно по количеству квадратных метров на каждого проживающего в этой недвижимости. Это высчитывается следующим образом: на каждого проживающего должно быть отведено не менее 15 кв. м по всей стране и не менее 10 кв. м в Минске.

Также в очередь имеют право становиться молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях.

В очередь ставят детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если они не имеют собственности.

Также на очередь могут претендовать относящиеся к молодым семьям пары, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности недвижимости, не является нанимателем арендной государственной квартиры и не участвует в долевом строительстве.

Гражданин не принимается в очередь, если он намеренно ухудшил свои жилищные условия, причем в течение последних пяти лет. Например, у семьи была квартира, где на каждого проживающего было больше 10 кв.м. После ее решили продать, купить недвижимость меньшей площади, чтобы стать на учет нуждающихся. В этом случае в очередь не принимают. Если квартира была продана больше, чем пять лет назад, то вы можете стать на учет.

Важно упомянуть тех граждан, кто прибыл в Минск из других населенных пунктов. В течении 10 лет с момента прибытия и регистрации в Минске гражданин не имеет права становиться в очередь на улучшение жилищных условий. Законодатель определил, что Минск не резиновый. Ведь не только столица должна развиваться. Устойчивость стола зависит от количества ножек. Если она одна — положение стола будет шатким. Поэтому должны развиваться не только экономики Минска, но и других городов. Исключением из этого правила являются только молодые специалисты, которые прибыли в Минск по распределению.

Кроме этих, есть и иные основания исключения из очереди, предусмотренные п. 4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.


Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно с 1 февраля до 1 мая уточняют данные, являющиеся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.


Материал подготовлен при экспертной поддержке Павла Астапени, юриста и директора агентства недвижимости «Эксперт».

Многодетные семьи для улучшения своих жилищных условий имеют право на:

  • • получение кредита на приобретение, строительство (реконструкцию) жилья, предоставляемого на льготных условиях;
  • • получение субсидии на приобретение, строительство (реконструкцию) жилья;
  • • использование семейного капитала на улучшение жилищных условий (в том числе досрочное);
  • • бесплатное получение земельного участка для строительства жилого дома;
  • • получение жилья социального пользования.

Льготный кредит или субсидия предоставляются многодетной семье на улучшение жилищных условий посредством покупки жилья или его строительства.

При желании купить жилое помещение следует знать, что законодательство не содержит ограничений относительно того, приобретается ли жилое помещение в «новостойке» у застройщика или на вторичном рынке. Однако следует иметь в виду, что при покупке квартиры или жилого дома на вторичном рынке сумма кредита будет ограничена величиной оценочной стоимости приобретаемого жилого помещения, которая в подавляющем большинстве случаев значительно ниже его рыночной стоимости.

  • 10:00 — 13:00

    Такая потребность человека определяется по нескольким категориям. Учитывается количество имеющихся квадратных метров на одного жителя квартиры либо дома, санитарные нормы жилища, семейный статус желающего стать в очередь, состав проживающих на одной площади, место и условия работы человека.

    Начнём с площади жилья. В Беларуси на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют право стать те граждане, в жилье которых на одного человека приходится менее 15 метров квадратных жилой площади. Для Минска и Минского района показатель ниже – 10 квадратов, и при этом показатель рассчитывается исходя из общей площади помещения, а не только из жилой.

    Также важно учитывать, что если вы живёте семьёй в квартире, где квадратных метров не хватает, однако у одного из членов семьи есть в собственности другое жилище в этом же городе/населённом пункте (для Минска в учёт идёт и Минский район), то это жильё будет засчитано в сумму общего количества метров при принятии решения о постановке вас на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    То есть, если муж, жена и двое детей проживают в Минске в тесной «однушке» площадью 32 м2, но на мужа записан частный дом на 60м2 в Минском районе, то общая площадь для этой семьи равна 92м2, а на одного члена приходится 23м2. Соответственно, на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий они стать не могут.

    Среди тех, кто может встать на очередь на жилье, также числятся:

    • люди, чьё место проживания не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
    • люди, чья болезнь требует отдельного проживания, а также их сожители
    • люди, проживающие в одной квартире или доме, но не являющиеся родственниками
    • люди, работающие на загрязнённых радиацией территориях
    • молодые семьи, в которых ни один из супругов не имеет собственной недвижимости, не арендует квартиру у государства и не участвует в строительстве жилья
    • люди, проживающие в общежитии на постоянной основе
    • молодые специалисты, прибывшие на работу по распределению

    Став на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий , можно получить возможность обзавестись социальной квартирой даже бесплатно, однако она полагается очень малому количеству людей, а сама недвижимость потом будет обложена ограничениями к продаже, приватизации, передаче по наследству и многому другому, поскольку все еще принадлежит государству и выдаётся им не в собственность, а в неограниченное по времени пользование.

    К тем, кто имеет право на получение жилья от государства безвозмездно, относятся дети-сироты, люди, потерявшие жильё в результате природных и техногенных катастроф, терактов, Герои Беларуси, ветераны-интернационалисты, военные и сотрудники силовых структур, уволенные в запас и получившие на службе ранения, одинокие инвалиды 1 и 2 групп, одинокие пенсионеры, семьи с детьми-инвалидами, Матери-Героини и некоторые другие категории граждан.

    Основным местом для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий является исполком по месту жительства, однако у этого правила есть и исключения. Так, если вам пологается улучшение условий проживания по службе или работе, то подавать документы для нуждающихся в жилье вы можете прямо по месту трудоустройства. Уточните у начальства, какой отдел в вашей организации занимается этим. С большой долей вероятности это будет отдел кадров. При этом возможность подать документы по месту работы не запрещает и подачи заявления через исполком.

    Благодаря системе «одно окно» вам необязательно самостоятельно собирать многочисленные документы для постановки на очередь на жилье. Большинство бумаг исполком или организация запросят в необходимых органах самостоятельно (услуга может быть платной), а лично вам потребуется предоставить следующие документы

    • Заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
    • Паспорт для совершеннолетнего или свидетельство о рождении для несовершеннолетнего
    • Справку о доходах
    • Сведения о принадлежащем каждому члену семьи имуществе
    • Документы, подтверждающие право первоочередного или внеочередного заселения при их наличии.

    На рассмотрение всех документов и принятие решения исполкому требуется месяц.

    Отказать в приёме на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий могут тем гражданам, которые официально зарегистрированы в общежитиях, но на самом деле там не проживают. Также не примут тех, кто по собственному желанию ухудшил свои условия проживания либо имеет в собственности в этом же населённом пункте жилище более высокого качества, переезд в которое снимет необходимость постановки на учёт.
    Не смогут в течении 5 лет повторно стать в очередь и те, кто уже воспользовался своим правом на улучшение жилищных условий. Однако есть исключение для случая, если в семье появился новый ребёнок.

    Для желающих стать в очередь в Минске или Минском районе важно знать, что это возможно только по прошествии 10 лет с момента регистрации в столице и по прошествии 5 лет – с момент регистрации в Минском районе. Исключение в данной ситуации составляют молодые супруги, дети-сироты и молодые специалисты, прибывшие в город по распределению на работу.

    Исключить с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданина могут в случае, если условия его проживания улучшились за время нахождения в очереди.

    Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» регулирует процедуру. Нормы документа дублируются и в Жилищном кодексе.

    Так что же можно получить?

    • Возможность получить льготный кредит на покупку или строительство жилья;
    • Возможность получить субсидию на эти же цели. Разница в том, что субсидию, в отличии от кредита, не нужно возвращать.
    • Возможность купить землю под строительство дома без аукциона. При условии, что дом на этой земле должен быть возведен за 3 года;
    • В случае, если вы претендуете на социальное или арендное жилье, то при подходе очереди вам будет отдано предпочтение

    Основное место — исполком по месту жительства. Действует правило территориальной принадлежности.

    Если вам полагается улучшение жилищных условий по работе или службе, то подать документы можно сразу по месту трудоустройства. При этом не запрещено подать документы еще и в исполком по месту жительства.

    Детям-сиротам при постановке на учет необходимо обращаться в исполком по месту приобретения статуса сироты.

    Возможность обращаться в любой исполком в пределах области предусмотрена для госслужащих, которые отработали не менее 5 лет в областях, где предполагается отселение или отчуждение территорий.

    Полный перечень документов определяется индивидуально в зависимости от основания постановки на учет. Вам лично нужно предоставить следующие документы:

    • Заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
    • Паспорт для несовершеннолетних, свидетельство о рождении для несовершеннолетних;
    • Справка о доходах;
    • Справка об имуществе, принадлежащем каждому члену семьи;
    • Документы, подтверждающие право первоочередного или внеочередного заселения. В случае их наличия.

    Благодаря работе системы “одно окно” не обязательно собирать многочисленные документы самостоятельно. Исполком или организация запросит их самостоятельно. Эта услуга может быть платной.

    Для рассмотрения документов и принятия решения исполкому потребуется 1 месяц.

    Предусмотрено несколько оснований:

    • Если гражданин намеренно ухудшил условия проживания. Например, у него в собственности находилась квартира в Минске, где на каждого из членов семьи приходилось более 10 м2 площади. Она была продана и куплена квартира меньшей площади, чтобы встать на учет. В таком случае встать на очередь нуждающихся можно будет лишь спустя 5 лет со дня ухудшения жилищных условий, при наличии оснований.
    • Если вы прибыли в город Минск из других населенных пунктов, то встать на учет нуждающихся можно лишь спустя 10 лет со дня регистрации по месту жительства в Минске. Для очереди в Минской районе — спустя 5 лет, если вы зарегистрированы там по месту жительства.
    • Граждане, которые воспользовались льготным кредитом, одноразовой субсидией на реконструкцию или строительство, а также приобрели жилье с использованием этой субсидии в течение 5 лет с момента госрегистрации. Исключение — если из-за рождения или усыновления (удочерения) состав семьи увеличился, а также в случае переезда военнослужащего в другой населенный пункт при назначении на должность.
    • Если вы зарегистрированы в общежитии, но фактически там не живете.
    • Если за время нахождения в очереди ваши жилищные условия улучшились — вы будете из нее исключены.
    • Остальные основания перечислены в пункте 4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Местные исполнительные и распорядительные органы каждый год с 1 февраля по 1 мая проводят проверку списков и уточняют данные, на основании которых гражданин находится в очереди.

    Чтобы проверить, находитесь ли вы в очереди, можно обратиться в исполком, куда вы подавали заявление. Если же вы становились на очередь по месту работы, то и запрашивать информацию нужно там.

    Для Минска доступна специальная форма на сайте Минского городского исполнительного комитета. Все поля являются обязательными.

    Для включения в списки граждане подают заявление в администрацию либо исполком по месту регистрации (по-старому — прописки). Супруги могут встать на учет по месту регистрации одного из них.

    Законодательством предусмотрена также возможность постановки по месту работы. Граждане имеют право состоять в обеих очередях одновременно.

    Куда обращаться с заявлением:

    • в Минске и областных центрах — в администрации районов;
    • в районных городах — в райисполкомы;
    • в сельской местности — в территориальные исполкомы сельских Советов;
    • по месту работы, если в организации ведётся жилищная очередь.

    Постановка осуществляется по принципу «ОДНО ОКНО» (п. 1.1.5 Перечня по Указу 200 от 26 апреля 10 г.). Во всех исполкомах создана соответствующая служба информации, о работе которой рассказывается на сайте администрации.

    Сама процедура бесплатная. Но нужно заплатить за справки об отсутствии либо наличии недвижимости за всех членов семьи, в том числе за старые фамилии супруги либо супруга. Для обычной семьи выходит от 3 до 5 справок. Например, если состав семьи 3 человека (родители и ребёнок), то надо оплатить 3-4 справки (муж, жена, ребёнок, добрачная фамилия жены/мужа — если была смена фамилии). Стоимость одной справки — 0,1 базовая величина (на 26.08.19 это 2,55 руб. за одну справку).

    В соответствующий исполком либо по месту работы надо представить:

    • заявление с указанием времени (часы, минуты) и даты его подачи;
    • паспорт; для лиц в браке — паспорта обоих супругов;
    • паспорта детей, при их отсутствии — свидетельства о рождении;
    • документ об оплате справок об отсутствии недвижимости (реквизиты предварительно берутся в исполкоме);
    • документы, подтверждающие право на льготную очередь (многодетные, бедные, сироты).

    По закону ведутся два списка — общий и список лиц, которым положено предоставление социального жилья (квартира по договору найма, как было в СССР). Право на такие квартиры имеют (п. 63 Положения, утв. Указом 563 от 16 дек. 13 г.):

    • граждане, утратившие жильё при чрезвычайных ситуациях (война, терроризм, землетрясение и т.д);
    • ветераны Великой Отечественной войны;
    • сироты;
    • инвалиды по Закону о Чернобыльской аварии;
    • инвалиды войны в Афганистане и лица, получившие инвалидность во время прохождения службы в армии;
    • инвалиды с детства, если инвалидность связана с ведением боевых действий;
    • лица, которые не могут проживать в однокомнатной квартире (комнате) вследствие наличия заболеваний по перечню Минздрава;
    • инвалиды 1 и 2 групп, ели они одиноки и не работают;
    • граждане с детьми инвалидами;
    • герои Беларуси;
    • лица с доходами ниже прожиточного минимума: семьи лиц погибших при выполнении служебного долга, инвалиды 1 и 2 групп, многодетные семьи, инвалиды 3 группы, находящиеся в домах-интернатах, участники боевых действий, лица, воспитывающие трех и более сирот, пенсионеры.

    Малообеспеченным многодетным семьям, подавшим заявку на улучшение текущих жилищных условий, в 2021 году полагается белорусская субсидия вне очереди.

    Молодая семья, претендующая на субсидию в Беларуси, должна быть зарегистрирована как многодетная малообеспеченная семья. Необходимость в улучшении имеющихся условий проживания подтверждается путем их оценки комиссией, зафиксированной и отраженной в официальных документах.

    Жилищные субсидии в Беларуси представляют собой государственную помощь в виде перечисления денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по выставленному в квитанции счету.

    Условия получения государственной финансовой помощи на суммы, начисленные за услуги в сфере ЖКХ:

    • Сумма, выставленная в текущей квитанции, превышает 20 % от общего дохода всех членов семьи, живущих на одной территории в городе (или 15 % в селе). Учитываются все официальные доходы: заработная плата, студенческая стипендия, пенсионное пособие, социальные пособия, алименты, начисленные за последние три или шесть месяцев.
    • Женщина находится в декрете, в том числе в период до трех лет.

    Автоматически выдается белорусская субсидия одиноким неработающим пенсионерам и совершеннолетним жителям, имеющим инвалидность.

    Перечисляется такой вид помощи нуждающимся гражданам на все виды обязательных услуг ЖКХ, в том числе следующие:

    • Работу лифта.
    • Освещение и санитарное обслуживание общедомовых площадей.
    • Счета на капитальный ремонт.

    В список возмещения расходов не входят виды обслуживания, прописанные в графе «Дополнительные услуги», или суммы, образованные в результате потребления ЖКУ сверх нормы. Они должны быть оплачены жителями в полном объеме самостоятельно.

    В следующей квитанции после дня обращения, сформированной за ЖКУ, появится отдельная строка, где прописывается конкретная сумма, списанная со счета предоставленной субсидии. Дополнительно получателю направляется специальное извещение.

    Заявителю, претендующему на приобретение, покупку жилья по программе государственного субсидирования, следует собрать документы, определяющие его материальное положение:

    • Справку о начислении пенсии, студенческой стипендии, пособия.
    • Выписку с банковских счетов.
    • Выписки с коммунальных счетов, подлежащих оплате.

    На основании самостоятельно представленных заявителем отчетов о его финансовом состоянии осуществляются проверки сведений сотрудниками государственных органов на их соответствие.

    При совпадении информации для гражданина определяется размер субсидирования. Его расчет происходит на основании выводов местных органов самоуправления.

    1. Лица трудоспособного возраста, являющиеся безработными, но не зарегистрировавшиеся на городской бирже занятости.
    2. Жители, воспользовавшиеся услугой льготного кредитования в период после 01.01.2004 и нарушившие условия ее использования в виде просрочек по выплатам.
    3. Граждане, получившие субсидию.
    4. Белорусы, входящие в семью, одному из членов которой субсидия или кредит со льготными условиями уже выдан.
    5. Лица, получившие финансовую помощь от государства в виде субсидирования на уплату задолженности по полученному ранее кредиту.

    В целом проект по начислению жилищных субсидий нуждающимся гражданам претерпел доработки. В результате расширился как перечень лиц, которым доступен такой вид поддержки, так и сумма финансирования в соответствии с показателями роста инфляции.

    В 2021 году воспользоваться своим правом на субсидию смогут, по экспертным оценкам, около 10 % жителей Беларуси.

    Оставляйте свои отзывы и личный опыт об оформлении различных субсидий в стране. Пусть люди знают правду, как обстоят дела на самом деле!

    Узнайте из видео о том, как получить субсидию на открытие бизнеса безработному в Беларуси.

    Важные вопросы об очереди на жилье в Минске: что нужно знать нуждающимся

    Дмитрий Боярович:
    Давайте поговорим о планируемых объемах введения жилья на 2021 год в Минске и вообще по республике.

    Алексей Ананич:
    На 2021 год запланировано 4 миллиона квадратных метров жилья. Наибольшее количество запланировано на Минскую область. Довели по каждой области требуемые показатели, выделили объемы строительства жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий, для многодетных. В 2021 году мы планируем направить на строительство жилья более 10,5 тысячи многодетных семей. Из них 8,8 тысячи будет построено жилья для этих многодетных в текущем году. Динамика неплохая, и задача, которая перед нами стоит (о том, чтобы многодетных направлять на строительство жилья в течение одного года), постепенно реализуется. И мы эту проблематику пытаемся решить.

    Дмитрий Боярович:
    Но в Минске будет становиться меньше жилья?

    Алексей Ананич:
    По Минску мы планируем на 2021 год 100 тысяч метров квадратных жилья. Почему снижается? Потому что часть жилья планируется возводить в городах-спутниках. В частности, Смолевичи, Руденск – это основные площадки, на которых будет возводиться (жилье – прим. ред.) в том числе и для нуждающихся в улучшении жилищных условий города Минска.

    Дмитрий Боярович:
    Электромногоэтажка скоро появится в Минске – первая, если не ошибаюсь. Что это вообще такое? Каков экономический эффект от этого?

    Алексей Ананич:
    Вы знаете, уже у нас введены не только в Минске, введены такие объекты и за пределами Минска. Уже несколько лет такие объекты возводятся. Если брать объемы прежнего строительства, то у нас в прошлом году введено около 80 тысяч квадратных метров жилья такого – с электроотоплением и подогревом. Это альтернатива традиционному подходу, и время покажет, насколько она эффективна.

    Мы рассматривали разные варианты. Конечно, вариант строительства традиционных сетей, когда из источников традиционного теплоснабжения вариант снабжения электрического, конечно, рассматривается в первую очередь. Например, 98 % жилья, которое сейчас возводится, является энергоэффективным. 98 % и более. За этим будущее. Мы полагаем, что со временем эти технологии будут применяться более широко. Потому что ресурсы у нас дорожают, мы понимаем, что такие подходы позволят более эффективно использовать ресурсы, которые имеются у страны.

    Дмитрий Боярович:
    А что насчет доступности для передвижения в новых домах людей с ограниченными возможностями? Что на этот счет делается?

    Алексей Ананич:
    Все дома, которые возводятся в Беларуси, уже соответствуют требованиям безбарьерной среды. Многоэтажные дома. Сейчас мы прописали в нормативах требование об устройстве входа в жилые здания с уровнем планировочной отметки земли, то есть, грубо говоря, без крыльца возможность будет попадать в жилые здания. Такие объекты уже реализуются. Вообще, мы планируем такие действия прописать еще и в общественных зданиях, потому что безбарьерная среда должна создаваться на всех объектах, не только на жилых зданиях. Сейчас это обеспечивается пандусами и подъемниками. Но, как показала практика, проще вопрос решить тем, что просто не делать крылец огромных и не делать подъемников.

    Указом предусматривается регистрация договоров найма жилых помещений как государственного, так и частного жилищных фондов, уточняется процедура государственной регистрации и технической инвентаризации жилых помещений, финансирования выполняемых при этом работ. Устанавливается также месячный срок заселения жилых помещений независимо от формы собственности (за исключением жилых помещений специального служебного жилищного фонда и специальных жилых помещений). При этом заселение будет происходить не после приемки дома в эксплуатацию, а после его государственной регистрации.

    Указом также предлагается включать в состав и исключать из состава служебных незаселенные жилые помещения республиканского жилищного фонда государственных органов, иных государственных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, по решению местного исполнительного и распорядительного органа.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *