Иных мер уголовно правового характера 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иных мер уголовно правового характера 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • 1 Наказание и иные меры уголовно-правового характера
  • 2 Виды иных мер уголовно-правового характера
    • 2.1 Принудительные меры медицинского характера
    • 2.2 Конфискация имущества
    • 2.3 Принудительные меры воспитательного воздействия
    • 2.4 Ограничения, налагаемые в связи с условным осуждением
  • 3 Примечания
  • 4 См. также
  • 5 Литература

Иные меры уголовно-правового воздействия

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации включает раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера». Однако данный раздел включает не все меры уголовно-правового характера, некоторые из них содержатся и в других главах УК[1].

Основная статья: Принудительные меры медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния, и нуждающимся в лечении психических расстройств. В Российской Федерации применяются следующие принудительные меры медицинского характера:

  • Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением

В настоящее время в РФ не существует каких-либо мер уголовно-правового характера, применяемых к алкоголикам и наркоманам. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к таким лицам может быть применено обязательное лечение. Принудительное лечение алкоголиков и наркоманов регламентируется уголовными кодексами некоторых зарубежных стран (например, ст. 92 УК Болгарии).

Основная статья: Условное осуждение

Если суд при рассмотрении уголовного дела приходит к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. На условно осуждённого могут быть возложены дополнительные обязанности, призванные способствовать его исправлению.

Перечень таких обязанностей является открытым и может включать, например, обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учёбы, не посещать определённые места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи (ст. 73 УК РФ).

Известны случаи, когда на условно осуждённых налагались обязанности довольно специфического характера. Так, в США женщину, которая вывезла и оставила в парках 35 котят, обязали провести ночь в лесу без еды и питья[2].

АПК РФ

Бюджетный кодекс РФ

Водный кодекс РФ

Воздушный кодекс РФ

Градостроительный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ

Жилищный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

КоАП РФ

Лесной кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Таможенный кодекс ЕАЭС

Трудовой кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ

44-ФЗ

Об ипотеке

О приватизации

1. Комментируемая статья УИК в отличие от ранее действовавшего ИТК более полно раскрывает основания исполнения наказаний, указывая, кроме того, и на основания применения иных мер уголовно-правового характера. Если ранее в качестве основания отбывания наказания назывался лишь приговор суда, вступивший в законную силу, то теперь в качестве иных оснований выступают изменяющие приговор суда и вступившие в законную силу судебные определения и постановления, а также акты помилования и амнистии. Вступление приговора суда и изменяющих его определений и постановлений вышестоящих судебных инстанций в законную силу определяется уголовно-процессуальным законодательством РФ, в том числе Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в статье 6 которого закреплена обязательность судебных постановлений.

2. Указание в комментируемой статье определений и постановлений судебных инстанций, изменяющих приговор суда, в качестве основания отбывания наказаний вполне оправданно. Вышестоящие судебные инстанции могут изменить первоначальный приговор весьма существенно: поменять не только размер, но и вид наказания. Поэтому в ряде случаев основанием отбывания конкретного наказания выступает уже не приговор, постановивший, например, наказание в виде лишения свободы, а определение или постановление вышестоящей судебной инстанции о применении к виновному иного, более мягкого наказания.

3. В соответствии с положениями Конституции РФ Президент РФ может издавать акты о помиловании конкретных лиц, осужденных к тому или иному виду наказания, а Государственная Дума — акты амнистии, распространяющие свое действие лишь на круг лиц, подпадающих под конкретные признаки, указанные в самом акте амнистии.

4. В ст. 84 УК РФ определено, что амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость.

Акты об амнистии, как правило, издаются в связи с теми или иными происходящими в стране событиями либо приурочены к знаменательным датам (например, к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России). Такая традиция сложилась давно, хотя закон с такими событиями издание акта об амнистии и не связывает.

5. Согласно ст. 85 УК РФ помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Акт помилования издается Президентом РФ в любое необходимое время, и здесь не требуется каких-либо специальных оснований или поводов. Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании определен Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». Указом Президента РФ от 16 марта 2007 г. № 359 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере юстиции» упорядочены функции федеральных органов исполнительной власти и внесены коррективы в порядок рассмотрения ходатайств о помиловании. Совместным Приказом Минюста России и МВД России от 2 августа 2000 г. № 821/238 утверждена Инструкция о порядке исполнения актов помилования лиц, осужденных за преступления.

6. Рассмотренные выше основания могут выступать в качестве таковых и в отношении иных мер уголовно-правового характера.

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

В соответствии с ч. 1 ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

  • а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части, в состоянии невменяемости;
  • б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
  • в) совершившим преступления и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
  • д) совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (п. «в» и «д» были введены Федеральным законом от 29 февраля 2012 г.).

Конфискация имущества в настоящее время признана иной мерой уголовно-правового характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества – принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества: денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения определенных преступлений, указанных в п. «а» ч. 1 данной статьи (например, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 2–4 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст. 127.1, ч. 2 ст. 141, ст. 205, 206, 222, 228.1- 229, 285, 290, ч. 3 ст. 359 УК РФ или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, ответственность за которые установлена ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу).

Конфискации также подлежат деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и доходы от этого имущества были полностью или частично превращены или преобразованы.

Кроме того, конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) (п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ). Наконец, конфискуются орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ).

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по другой причине, судом выносится решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (ст. 104.2 УК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 104.3 УК РФ при принятии решения о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу. При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ, из его стоимости возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства.

Термин «конфискация» происходит от латинского слова confiscation что означает «положить в корзину для хранения денег».

Конфискация имущества является одним из древних наказаний уголовного права. Первоначально как реализация частной мести, а впоследствии как вид наказания она была известна в Древней Греции и Древнем Риме. Упоминающиеся в Русской Правде XI в. «поток и разграбление» некоторые ученые тоже рассматривают как вид конфискации. Российское законодательство дореволюционного и советского периодов также предусматривало конфискацию имущества, причем практика ее применения различалась.

Согласно действующему УК конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора определенного имущества (ч. 1 ст. 104.1).

Исторически в доктрине уголовного права и процесса России выделялись в качестве видов общая и специальная конфискация имущества виновного лица. Под общей конфискацией понималась конфискация всего или части имущества (соответственно — полная или частичная конфискация). При этом исправительно-трудовое законодательство РСФСР предусматривало перечень вещей, которые не могли быть конфискованы у осужденного. Данная гарантия обеспечивала материальные условия существования виновного, которому судом назначалась полная конфискация имущества. Криминалисты неоднократно отмечали превентивное значение общей конфискации, которой преступники, действовавшие с корыстной целью, зачастую предпочитали длительные сроки лишения свободы. Вместе с тем ряд учёных выступали против данного вида наказания, поскольку общая конфискация имущества, по их мнению, нарушала право собственности, гарантированное Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Протокол № 5) и Конституцией РФ 1993 г. Кроме того, такая конфискация сказывалась на имущественном положении третьих лиц, в первую очередь членов семьи, и могла вынудить осужденного совершать новые преступления для восполнения утраченного имущества. Высказывались и другие аргументы «против».

Общая конфискация предусматривалась в отечественном уголовном законодательстве советского периода, а также в УК 1996 г. до реформы 2003 г. Отметим, что общая конфискация имущества не свойственна законодательству большинства государств, имеющему в своем арсенале лишь специальную конфискацию, под которой понимается принудительное изъятие не любого имущества осужденного лица, а имущества, полученного им преступным путем, а также доходов от этого имущества либо изъятие орудий, средств и предметов преступления. Второй вид специальной конфискации нередко закрепляется в уголовно-процессуальном законодательстве и применяется к вещественным доказательствам.

По УК 1960 г. и УК 1996 г. (до Федерального закона от 8 декабря 2003 г.) общая конфискация имущества предусматривалась в качестве дополнительного вида наказания и в перечне видов наказаний располагалась между ограничением по военной службе и ограничением свободы, что указывало на ее репрессивный характер. Данный вид наказания был конкретизирован в ст. 52 УК и устанавливался только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений.

Конфискация имущества существует в законодательстве большинства современных государств мира, однако ее правовая природа различна. В некоторых странах она является наказанием (в основном дополнительным), например в США, Нидерландах, Франции, Болгарии, Китае, Японии, Таиланде, Латвии, Таджикистане, Казахстане, Украине. В других государствах она относится к «иным мерам» уголовно-правового воздействия, например в Англии и Бельгии. В Дании и Испании конфискация является «дополнительным правовым последствием» преступления, а в Швеции и Швейцарии — «иной мерой», которая может быть применена к преступнику помимо наказания. В Литве конфискация — «средство уголовного воздействия», в Молдове — «мера безопасности». Уголовное законодательство Грузии и Азербайджана не предусматривает конфискацию имущества.

Иные меры уголовно-правового характера


В комментируемой статье приведен исчерпывающий перечень оснований исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Указанные основания являются юридическими фактами, необходимыми для обращения к исполнению приговора суда, иных судебных решений, а также актов исполнительной власти.

Полный перечень уголовных наказаний приведен в ст. 44 УК РФ. Не входящие в этот перечень меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, относятся к категории иных мер уголовно-правового характера.

В соответствии с действующим уголовным законом такими мерами являются:

  • условное осуждение,
  • отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам,
  • имеющим малолетних детей,
  • принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества.

Реализация уголовно-правовых мер, включая и наказание, возможна только при наличии одного из оснований, приведенных в комментируемой статье. При этом их реализация осуществляется с учетом и на основе положений УПК РФ, устанавливающего порядок вступления в законную силу судебных решений, а также иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия реализации актов помилования или актов об амнистии.

Первым среди оснований исполнения наказания назван приговор. Это обусловлено тем, что приговор является наиболее распространенным основанием исполнения наказания. В ст. 49 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Таким образом, именно вступивший в законную силу приговор суда определяет виновность или невиновность лица и необходимость применения к нему уголовного наказания. В приговоре указываются вид наказания, его размер или срок, вид учреждения при назначении наказания в виде лишения свободы, решаются иные вопросы, связанные с наказанием.

Статьей 390 УПК РФ установлено, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами, а приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.

Приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

Право пересмотра приговора вышестоящим судом также относится к числу конституционных прав. Это право закреплено в ст. 50 Конституции РФ.

Вышестоящий суд вправе оставить без изменения, отменить или изменить приговор суда. В последнем случае основанием исполнения наказания будет уже не только приговор суда, но и определение вышестоящего суда. Например, вышестоящий суд снижает осужденному назначенный срок наказания.

Постановлением суда решаются вопросы, связанные с исполнением наказания, при исполнении приговора. К их числу, в частности, относятся вопросы:

  • о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания:
  • об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы, в соответствии со ст. ст. 78 и 140 УИК РФ;
  • о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со ст. 80 УК РФ;
  • об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со ст. 81 УК РФ, а также и другие вопросы.

В подобных случаях основанием исполнения наказания или иной меры уголовно-правового характера становится и постановление суда.

Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица.

Статьей 85 УК РФ определен круг вопросов, решаемых при помиловании:

  • лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Таким образом, акт помилования или акт об амнистии также являются основанием исполнения наказания и иных мер уголовно-правового характера.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Обзор судебной практики по рассмотрению Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации административных дел о привлечении судей к дисциплинарной ответственности в 2017 — 2018 гг. и первом полугодии 2019 г.

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2019)

    • Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 72 УК РФ

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31.07.2019)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 08.12.2020)

      «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

    • Федеральный закон от 23.11.2020 N 379-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 23.11.2020 N 380-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 10.03.2014 N 131

      «О награждении медалью Ушакова граждан Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии»

    • Распоряжение Президента РФ от 28.04.2011 N 268-рп

    • Распоряжение Президента РФ от 06.06.1997 N 231-рп

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р

      «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

    • Постановление Правительства РФ от 04.06.1997 N 669 (ред. от 29.12.2020)

      «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части»

    • Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 N 1934

      «Об организации информационного взаимодействия администрации учреждения, исполняющего наказание, с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении освобождаемого от отбывания наказания осужденного, страдающего заболеванием, представляющим опасность для окружающих» (вместе с «Правилами передачи информации в отношении освобождаемого от отбывания наказания осужденного, страдающего заболеванием, представляющим опасность для окружающих», «Правилами

    Все документы >>>

    • Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 2-О

      «По запросу Курганского областного суда о проверке конституционности положений статей 50, 80 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 396, 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 N 274-О-О

      «По жалобе гражданина Лебедева Платона Леонидовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

    • Постановление Конституционного Суда РФ от 27.02.2003 N 1-П

      «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 130 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Л. Верещака, В.М. Гладкова, И.В. Голышева и К.П. Данилова»

    Все документы >>>

    Иные меры уголовно-правового характера — меры государственного принуждения, применяемые к лицам, совершившим преступление или общественно опасное деяние, запрещенное УК, а также к лицам, в отношении которых назначение или исполнение наказания невозможно в силу их психического расстройства, не входящие в систему наказаний, назначаемые судом наряду с наказанием, либо в качестве его альтернативы, либо при освобождении от уголовной ответственности и ограничивающие права, интересы и свободы указанных лиц с целью предупреждения совершения указанными лицами новых общественно опасных деяний или преступлений.

    Общие признаки таких мер следующие: они закреплены в уголовном законе; выступают в качестве последствия совершения преступления (общественно опасного деяния); являются принудительными; сопряжены с правоограничениями; носят некарательный, альтернативный наказанию характер; преследуют цели исправления осужденного и (или) предупреждения совершения им новых преступлений или общественно опасных деяний.

    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года N 1-ФЗ

    Принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения к медицинскому лечению, применяемый в отношении виновных в уголовных преступлениях лиц, имеющих психические расстройства.

    Медицинское воздействие в данном контексте не является мерой наказания или уголовной ответственности. Применяются они не к преступнику, а, фактически, к больному человеку.

    Ключевые особенности принудительных мер медицинского характера, отличающих их от остальных вариаций уголовно-процессуального воздействия, выглядят следующим образом:

    Выбор конкретного вида меры медицинского характера основан на особенностях заболевания виновного субъекта.

    Суд при вынесении постановления о применении принудительных мер медицинского характера основывается на заключении судебно-медицинской экспертизы.

    Ст. 99 УК РФ в действующей редакции, актуальной на 2021 год, устанавливает следующие виды медицинского воздействия:

    Изменение предполагает смену одного вида принудительного лечения другим. Причем изменение может происходить, как с менее строгой на более строгую, так и в обратном порядке.

    Если психическое состояние лица, находящего на амбулаторном лечении, усугубилось, его должны перевести на стационарное лечение. Если же, лечение в стационаре дало положительные результаты, больного могут перевести на амбулаторное лечение.

    Решение об изменении лечения принимается судом на основании представления администрации психиатрической лечебницы после очередного освидетельствования.

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» раздел VI УК получил наименование «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». Тем самым законодательно оформлено существование самостоятельного уголовно-правового института – иных мер уголовно-правового характера, к которым, помимо конфискации имущества, отнесены принудительные меры медицинского характера.

    В разгоревшейся научной дискуссии о правовой природе, особых признаках иных мер уголовно-правового характера, их перечне, соотношении с уголовной ответственностью и уголовным наказанием высказаны не просто противоречивые, но и взаимоисключающие мнения. Многие ученые категорично возражают против появления нового уголовно-правового института, считая его надуманным, искусственным, неоправданным (А.П. Козлов, В.Б. Малинин).

    Лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, совершая запрещенное конкретной нормой уголовного закона деяние, неизбежно вступает в особые отношения с государством, носящие именно уголовно-правовой характер. Появление в Уголовном кодексе РФ самостоятельной главы 15 «Принудительные меры медицинского характера» в целом встречено с одобрением. Более того, как верно замечают многие специалисты, предусмотренные уголовным законом принудительные меры медицинского характера на сегодняшний день являются единственным средством воздействия на социально опасных лиц, страдающих психическими заболеваниями.

    В постановлении от 20 ноября 2007 г. № 13-П[175] Конституционный Суд РФ высказал позицию, в соответствии с которой положения международных актов (Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подп. «с» п. 3 ст. 6), Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (приняты 17 декабря 1991 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/119), рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 818(1977) «О положении психически больных», рекомендации Комитета Министров Совета Европы № R(83)2 «Относительно правовой защиты лиц, страдающих психическим расстройством, которые были госпитализированы в принудительном порядке», Rec(2004)10 «Относительно защиты прав человека и достоинства лиц с психическим расстройством») соотносятся с предписаниями Закона РФ от 2 июля 1992 г.

    «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно ч. 1 ст. 5 которого лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией РФ и федеральными законами; ограничение же прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами РФ, как это следует из ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ.

    На необходимость руководствоваться при решении отдельных вопросов, связанных с применением принудительных мер медицинского характера, положениями законодательства РФ об охране здоровья граждан, ФЗ от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ФЗ от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением», а также иных нормативных правовых актов, в том числе постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» обращено внимание в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 7 апреля 2011 г. № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера».

    Принудительные меры медицинского характера, не будучи наказанием, не преследуют цели исправления лица, совершившего общественно опасное деяние: они заключаются в оказании такому лицу необходимой медицинской помощи, а потому такие меры не являются формой реализации уголовной ответственности. Более того, названные меры могут быть применены и к лицам, не подлежащим уголовной ответственности в силу их невменяемости на момент совершения преступления.

    Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами и изданными в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

    Основания применения принудительных мер медицинского характера исчерпывающе названы в ст. 97 УК РФ.

    К ним относятся:

    1. Юридическое основание — совершение лицом общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ;

    2. Медико-социальное основание — наличие у этого лица социально опасного психического расстройства, связанного а) с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда либо б) с опасностью для себя или других лиц. В отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние (преступление), но не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении или направлении их в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ч. 4 ст. 97 УК РФ).

    Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.05.2013 г. № 10-П, Европейский Суд по правам человека полагает, что законодатель не обязан исчерпывающим образом разъяснять понятие «опасность для себя или окружающих», поскольку вряд ли возможно охватить в законе все разнообразие состояний, которые включают в себя психиатрические риски, тем более если закон требует, чтобы суды проводили проверку всех дел о недобровольном помещении в психиатрический стационар на основании медицинских данных, что является важной гарантией от произвола (постановление от 28 октября 2003 года по делу «Ракевич против России»).

    О БЕЗОПАСНОСТИ, НАКАЗАНИИ И ИНЫХ МЕРАХ УГОЛОВНО–ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

    В соответствии с ч. 1 ст. 97 УК РФ, эти меры могут быть назначены судом следующим лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ:

    • 1) совершившим эти деяния в состоянии невменяемости;
    • 2) лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
    • 3) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

    Указанным лицам принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения ими иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 У К РФ).

    Принудительные меры медицинского характера имеют определенное сходство с мерами уголовного наказания. Оно выражается в том, что, как и наказания, эти меры являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом. Тем не менее, эти меры имеют принципиальное отличие от мер уголовного наказания, так как лишены такого свойства наказания, как кара. Эти меры не преследуют цели исправления указанных лиц, а в соответствии со ст. 98 УК РФ направлены на их излечение или улучшение их психического состояния.

    Институт иных мер уголовно-правового характера появился в уголовном праве относительно недавно (конец XIX — начало XX века). Его становление связано с идеями социологической школы уголовного права и возникшей на её основе школы новой социальной защиты. Представители данных школ выделяли особую категорию лиц, находящихся в «опасном состоянии», к которым относили, например, психически нездоровых лиц, рецидивистов, и лиц, относящихся к маргинальным слоям населения (бродяги, нищие). Поскольку данные лица склонны к совершению преступлений, они являются опасными для общества и, согласно воззрениям данной школы, их необходимо было обезвреживать ещё до соверешния преступления путём применения к ним так называемых «мер безопасности», например, принудительного лечения, высылки и т. д.[2]

    Под влиянием идей социологической школы в первой половине XX века институт иных мер уголовно-правового характера был включён в законодательство Австрии, Германии, Испании, Италии, Португалии, Швейцарии, Франции и её колоний, стран Латинской Америки. В изначальном виде он просуществовал довольно недолго, поскольку становление международного института прав человека привело к возврату к идеям законности и недопустимости применения репрессии к лицам, не совершившим преступления, присущим классической школе уголовного права. В настоящее время меры безопасности применяются к лицам, не совершавшим преступлений, лишь в отдельных странах (Гватемала, Испания, Италия, Куба, Никарагуа, Сан-Марино). В остальных странах меры безопасности применяются в рамках уголовно-процессуальных отношений, связанных с совершением общественно опасного деяния[2].

    Современные меры уголовно-правового характера дают возможность более гибкого применения уголовно-правовых норм, позволяют избежать применения карательных мер (уголовного наказания) в тех ситуациях, когда оно является излишним для достижения целей уголовно-правового воздействия. Такие меры носят некарательный характер: лечебный, воспитательный, защитный, и способствуют в основном предупреждению преступлений[2].

    Чёткого определения иных мер уголовно-правового характера не существует. Иные меры уголовно-правового характера, в отличие от наказания, не образуют однородной системы, имеют существенные различия между собой по основаниям применения и юридической сущности. Поскольку перечень наказаний в уголовном законе, как правило, является исчерпывающим, все меры, которые не будут отнесены к мерам наказания, будут считаться иными мерами уголовно-правового воздействия[1].

    Ф. Б. Гребёнкин даёт следующее определение иных мер уголовно-правового характера: «под иными мерами уголовно-правового характера следует понимать меры государственного принуждения, не входящие в систему наказаний и санкции уголовно-правовых норм, применяемые к лицам, совершившим общественно опасные деяния или преступления, по усмотрению суда, и ограничивающие их права, интересы и свободы с целью предупреждения совершения ими новых деяний или преступлений»[3].

    В различных странах для обозначения иных мер уголовно-правового характера используются разные термины[2]:

    • меры безопасности (бывшие югославские республики, Алжир, Афганистан, Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Исландия, Испания, Камерун, Колумбия, Коста-Рика, Котд’Ивуар, Куба, Ливан, Марокко, Мексика, Молдова, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, Таиланд, Турция, Уругвай, Чили);
    • меры исправления и безопасности (Германия, Греция);
    • административные меры безопасности (Италия);
    • меры (Венгрия, Нидерланды, Парагвай, Швейцария, Эфиопия);
    • предупредительные меры (Австрия);
    • уголовные меры (Польша);
    • иные правовые последствия (наказуемого деяния) — Дания и Норвегия;
    • меры надзора и исправления (Судан);
    • иные меры воздействия (Эстония);
    • иные меры уголовно-правового характера (Азербайджан, Россия, Таджикистан);
    • иные меры уголовно-правового воздействия (Армения, Казахстан, Туркменистан);
    • другие меры правового воздействия (Узбекистан);
    • уголовные меры иного вида (Грузия);
    • иные меры уголовной ответственности (Монголия).

    Иные меры уголовно-правового характера могут являться формой реализации уголовной ответственности (конфискация), формой освобождения от уголовной ответственности (принудительные меры воспитательного воздействия), а также применяться к лицам, не подлежащим ответственности (принудительные меры медицинского характера)[1]. В зависимости от этого может проводиться их классификация. В Парагвае все иные меры уголовно-правового характера делятся на меры надзора, лечения и безопасности, а также на меры, связанные и не связанные с лишением свободы. В Эфиопии выделяются меры, применяемые к невменяемым и частично вменяемым лицам и меры превенции и защиты. В Белоруссии выделяют иные меры уголовной ответственности (применяемые к лицам, совершившим преступления) и принудительные меры безопасности и лечения (применяемые к лицам, которые совершили общественно опасные деяния, но не могут привлекаться к ответственности)[4].

    Система иных мер уголовно-правового характера, как правило, закрепляется в законодательстве путём фиксации исчерпывающего перечня таких мер. Однако в большинстве государств СНГ чёткий перечень иных мер уголовно-правового характера отсутствует. Даже в России, несмотря на выделенеие в УК РФ раздела «Иные меры уголовно-правового характера», содержащего положения о принудительных мерах медицинского характера и конфискации имущества, к иным мерам относят также как минимум принудительные меры воспитательного воздействия, регламентация которых осуществляется в другом разделе УК[4].

    Законодательство различных государств выделяет следующие меры уголовно-правового характера[5]:

    • принудительные меры медицинского характера (бывшие югославские республики, Австрия, Алжир, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Испания, Италия, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Молдова, Никарагуа, Норвегия, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, США, Судан, Таиланд, Турция, Уругвай, Чехия, Швейцария, Эстония);
    • запрет заниматься определенной профессиональной деятельностью (бывшие югославские республики, Алжир, Боливия, Германия, Испания, Кот д’Ивуар, Парагвай, Польша, Португалия, Румыния, Таиланд, Турция);
    • специальная конфискация (бывшие югославские республики, Алжир, Венгрия, Кот д’Ивуар, Молдова, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Турция, Чехия, Эстония);
    • установление надзора (Боливия, Бразилия, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Италия, Колумбия, Кот д’Ивуар, Никарагуа, Норвегия, Панама, Парагвай, Сальвадор, Сан-Марино, США, Турция, Уругвай);
    • поручительство о хорошем поведении (Боливия, Великобритания, Гватемала, Гондурас, Кот д’Ивуар, США, Таиланд, Уругвай);
    • лишение водительских прав (бывшие югославские республики, Германия, Испания, Панама, Парагвай, Польша, Португалия);
    • выдворение иностранцев из страны (бывшие югославские республики, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Молдова, Румыния, Сан-Марино, Турция);
    • высылка (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Норвегия, Румыния, Таиланд);
    • запрещение посещения определенных мест (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Кот д’Ивуар, Панама, Парагвай, Швейцария);
    • воспитательные меры в отношении несовершеннолетних (страны СНГ, Бразилия, Гондурас, Испания, Италия, Коста-Рика, Куба, Молдова, Никарагуа, Сан-Марино, Судан, Турция, Уругвай, Чехия, Эстония);
    • помещение в сельскохозяйственную колонию или иное исправительно-трудовое учреждение (Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Колумбия, Сан-Марино);
    • превентивное или продленное заключение (Австралия, Боливия, Германия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Парагвай, США);
    • запрет потребления спиртных напитков (Ирак, Ливан, Норвегия, Панама);
    • закрытие учреждения (Алжир, Кот д’Ивуар).

    Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации включает раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера». Однако данный раздел включает не все меры уголовно-правового характера, некоторые из них содержатся и в других главах УК[6].

    ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

    Основная статья: Принудительные меры медицинского характера

    Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния, и нуждающимся в лечении психических расстройств, а также к лицам, страдающим расстройствами сексуального предпочтения. В Российской Федерации применяются следующие принудительные меры медицинского характера:

    • Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра
    • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа
    • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа
    • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением

    В настоящее время в РФ не существует каких-либо принудительных мер медицинского характера, применяемых к алкоголикам и наркоманам. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к таким лицам может быть применено обязательное лечение.

    Основная статья: Конфискация имущества (мера уголовно-правового характера)

    Конфискация имущества заключается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства имущества лица, совершившего преступление. Конфискация имущества может быть полной или частичной.

    В РФ конфискация имущества являлась одним из видов наказаний, однако в декабре 2003 года она была исключена из УК РФ. Она вновь появилась в уголовном законодательстве в июле 2006 года в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и касается не всех преступлений, а лишь тех, которые перечислены в уголовном законодательстве (этот перечень включает террористический акт, деяния, связанные с терроризмом и организованной преступностью и т. д. Конфискованы могут быть денежные средства, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения перечисленных в законе преступлений, либо используемые для финансирования терроризма или организованной преступности, орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

    Основная статья: Принудительные меры воспитательного воздействия

    Данные меры могут применяться к несовершеннолетним, совершившим преступление, не являющееся тяжким, вместо наказания.

    В УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90):

    • Предупреждение
    • Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
    • Возложение обязанности загладить причинённый вред
    • Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

    УИК РФ регламентирует общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний, соблюдения и реализации прав осужденных, помощи осужденным, а также социальной адаптации отбывших уголовное наказание.

    Указанные правоотношения возникают в процессе исполнения наказаний и по поводу их исполнения, а также при осуществлении иных мер уголовно-правового воздействия на осужденных.

    Предмет регулирования Уголовно-исполнительного кодекса составляет предмет уголовно-исполнительного права.

    УИК РФ зиждется на следующих принципиальных началах:

    • Законность – это четкая определенность правовых требований и следование им всеми участниками правоотношений. Поскольку отношения в сфере исполнения наказаний строятся императивно, то к осужденным могут применяться меры принуждения в случае уклонения от исполнения законных требований.
    • Гуманизм – ни один осужденный не может подвергаться жестокому или унизительному обращению при отбывании наказания.
    • Демократизм – необходимо учитывать общественное мнение и вероятность возникновения общественного резонанса при осуществлении государством карательных мер относительно осужденных.
    • Равенство осужденных – все осужденные независимо от прежнего социального статуса и совершенных ими преступлений равны перед законом.
    • Дифференциация – одно и то же наказание должно исполняться с градацией по степени общественной опасности преступления.
    • Индивидуализация исполнения наказаний – конкретные меры наказания и принуждения избираются исходя из индивидуальных качеств личности осужденного с оценкой вероятного воздействия на него избираемых мер.
    • Рациональность применяемых мер принуждения – применяемые меры должны соответствовать степени общественной опасности преступления, личности осужденного, степени его раскаяния в содеянном и другим объективным и субъективным факторам.
    • Стимулирование осужденных на правопослушное поведение – этот принцип реализуется путем применения поощрительных мер к осужденным, соблюдающим все требования и нормы исправительных органов.
    • Соединение исполнения наказания с исправительным воздействием – это означает сочетание карательных мер с воспитательными в целях профилактики рецидивов.

    Глава 9. ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    Номер документа: 17
    Дата принятия: 31/01/2017
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 01/01/2019
    Органы эмитенты: Парламент

    В соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики от 24 января 2017 года №10 настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2019 года.

    Глава 20. Иные меры уголовно-правового характера

    В Уголовном кодексе отдельными статьями выделены принципы, на которых строится вся уголовно-правовая система.

    Кратко принципы выглядят следующим образом:

    • Принцип законности – только закон, только Уголовный кодекс могут объявлять те или иные деяния преступлениями и устанавливать уголовную ответственность за их совершение. Применять уголовный закон по аналогии запрещено.
    • Принцип равенства – касается только граждан, которые объявляются равными перед уголовным законом и перед рассматривающим уголовное дело судом. Этот принцип прописан в Конституции и справедлив в принципе для всех отраслей права.
    • Принцип вины – исключает привлечение к уголовной ответственности и назначение уголовного наказания за невиновное причинение вреда. Лицо привлекается к уголовной ответственности и несет уголовное наказание только за те действия / бездействия, предусмотренные уголовным законом, в которых есть его вина.
    • Принцип справедливости – меры уголовного принуждения должны полностью соответствовать характеру преступления и степени общественной опасности. Исключается двойная ответственность.
    • Принцип гуманизма – не допускает применения мер принуждения, которые имеют целью причинение физических или душевных страданий, создают угрозу безопасности виновного, унижают его достоинство.
    • Криминалистика
    • Оперативно-розыскная деятельность
    • Уголовное право
    • Уголовный процесс
      Виды уголовной ответственности. Формы реализации
      Задачи уголовно-правового регулирования
      Иные меры уголовно-правового характера
      Конфискация имущества
      Конфискация имущества и иные меры уголовно-правового воздействия
      Конфискация как иная мера уголовно-правового характера
      Конфискация как иная мера уголовно-правового характера
      Объекты уголовно-правового отношения, порождаемого совершением общественно опасного деяния
      Производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера
      Уголовно-правовые отношения, связанные с наказанием в виде конфискации имущества
    • Рубрикатор по предметам
    • Рубрикатор по типам работ
    • Пользовательское соглашение
    • Размещение рекламы


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *