Енвд для ип грузоперевозки 1 машина 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Енвд для ип грузоперевозки 1 машина 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти после отмены ЕНВД, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы, а с 2021 года и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2021 году это 40 874 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Для чистоты эксперимента будем считать, что они не вошли в состав расходов.

Теперь рассмотрим разные режимы и решим, какой выбрать, когда отменят ЕНВД для ИП и компаний сферы грузоперевозки.

Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.

Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.

Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.

Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.

Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

УСН – доходы

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

  • УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

Для этого нужно документировать все покупки и траты.

Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

  • Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
  • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?

Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.

Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому

многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?

Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.

Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:

  • В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
  • Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
  • УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.

Да, перевозки автомобильным транспортом подпадают под патент. Это удобный вариант перехода, но подойдет он только индивидуальным предпринимателям, при соблюдении условий:

  • не более 15 сотрудников
  • доход не более 60 млн рублей в год.

Организации не могут применять патент.

— ЕНВД — налог, который ввели в 1998 году по принципу «лучше, чем ничего». Времена изменились: программы налоговой стали умнее, бизнес перешёл на онлайн-кассы. Налоговая знает реальные доходы — и будет требовать процент с них.

— ЕНВД — несправедливый налог. Компании на УСН платят намного больше. Вменённый доход меньше реального в среднем в 27 раз.

— ЕНВД подходит для серых схем. Фирмы уменьшают НДС, когда проводят товар через цепочку однодневок. Если конечный покупатель применяет ЕНВД, экономия будет и на налоге с доходов.

Из действующих на территории РФ налоговых режимов, для грузовых перевозок подходят четыре:

  • общая система налогообложения (ОСНО);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • патентная система налогообложения (ПСН);
  • налог на профессиональный доход (НПД).

Индивидуальным предпринимателям доступны все четыре режима, юридические лица могут выбрать ОСНО или УСН.

Системы налогообложения, кроме ПСН, совмещать нельзя. ОСНО и ПСН, УСН и ПСН можно применять одновременно.

Переход с ЕНВД на другую систему налогообложения

«Моё дело» возьмёт на себя всю работу по переходу на другой режим.

Замена ЕНВД на общую систему налогообложения для грузоперевозок пройдёт автоматически, если плательщик вменёнки не уведомит ИФНС о переходе на другой налоговый режим. В случае совмещения ЕНВД с УСН, плательщик перейдёт на упрощёнку.

ОСНО характеризуется большим количеством начисляемых и уплачиваемых налогов:

  • для ИП — это НДФЛ, налог на имущество, НДС, земельный и транспортный налоги, а также обязательные страховые взносы;
  • для юридических лиц — налог на прибыль, налог на имущество, НДС, земельный и транспортный налоги, и обязательные страховые взносы.

На каждый налог подаётся своя декларация, поэтому можно представить, какой объём работы придётся вести бухгалтеру. ИП обязаны заполнять книгу учёта доходов и расходов (КУДиР), а юридические лица — составлять ежегодный бухгалтерский баланс и приложения к нему.

В то же время, ОСНО — это единственная система налогообложения без ограничений. Их нет ни по выручке ни по численности работников. Она обязательна для всех ИП и компаний с выручкой больше 150 миллионов рублей в год.

Для грузоперевозчиков ОСНО будет интересна в случае работы с клиентами-плательщиками НДС. ИП и юрлицам на ОСНО выгоднее покупать у таких же плательщиков НДС, чтобы этот налог можно было принять к учёту или возместить из бюджета. Во всех других случаях применение этого налогового режима нецелесообразно.

Его можно применять только тем перевозчикам, которые оказывают услуги за рулём собственного автомобиля. При самозанятости нельзя нанимать работников. Плательщик НПД не уплачивает страховые взносы и не применяет контрольно-кассовую технику. Максимально разрешённая выручка — 2,4 миллиона рублей в год. Налог берут с дохода, по ставке 6% при расчётах с юридическими лицами, и 4% — с физическими лицами. Зарегистрироваться самозанятым можно в любое время через специальное приложение «Мой налог».

Что выбрать для грузоперевозок, решать предпринимателю.Нам кажется, что вместо ЕНВД с 2021 года целесообразно применять патент: у них схожие базы расчётов, возможность быстрого перехода на налоговый режим и обратно, совместимость с другими налоговыми режимами.

По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.

Что лучше выбрать вместо ЕНВД для грузоперевозок

В интернете многое сказано о продлении «налоговых каникул» для малого и среднего бизнеса. Заявлялось, что грузоперевозчики на ПСН тоже вправе воспользоваться льготами. Однако послабления коснутся исключительно отраслей, пострадавших от COVID-2019: гостиничный бизнес, общепит, туризм и некоторые другие сферы. На предпринимателей из автоперевозок дополнительная отсрочка по уплате налогов не распространяется.

Чтобы перейти на патентный режим, предприниматель должен уведомить об этом территориальный орган ФНС РФ не позднее, чем за 10 дней до даты предполагаемого начала работы. Сделать это можно через сайт ведомства, используя личный кабинет.

ИП должен соответствовать ряду обязательных требований:

  1. Среднесписочная численность сотрудников – не более 15 человек;
  2. Максимальный доход – не более 60 млн.руб.;
  3. Извещение органа ФНС по месту осуществления деятельности (т.е. нельзя быть зарегистрированным в Туле, а работать в Москве);

Если первое и/или второе условие более не соблюдается, предпринимателю необходимо выбрать другую систему налогообложения. На это отводится 10 дней с момента наступления юридического события. Максимальный доход ИП не должен превышать 60 млн. руб. и в том случае, если применяется одновременно ПСН и УСН.

Преимущества ПСН:

  • Отсутствие других налогов (не нужно заполнять отчётность и платить НДС, налога на имущество и доходы);
  • Минимум отчётности;
  • Возможность совмещения с другими режимами налогообложения;
  • Право оказывать услуги физическим лицам и корпоративным клиентам.

Если патент приобретается на срок, не превышающий 6 месяцев, то сумма должна быть внесена не позднее окончания срока, указанного при подаче заявления. Если на 6-12 месяцев, то 1/3 вносится в течение 90 дней с начала срока действия ПСН, а остальная сумма – до окончания срока.

В 2021 году указанное правило не изменится. Кстати, если ИП оплатил патент за определённый срок, но отработал меньше (к примеру, в связи с прекращением деятельности), остаток может быть возвращён по его заявлению.

Итак, глобальных изменений в ПСН в сфере грузоперевозок в 2021 году не планируется, что само по себе является хорошей новостью. Данная система налогообложения оптимальна для небольшого по объёму бизнеса, является пластичной и масштабируемой. Тем не менее, некоторые моменты остаются неурегулированными.

К примеру, ИП зарегистрирован в Московской области, но иногда оказывает услуги клиентам из столицы: на закон какого субъекта ориентироваться? Или областникам с москвичами вступать в правоотношения нельзя? Ведь куда выгоднее покупать патент в области, где подход гибче, нежели в столице. И всё же, стоит признать, что ПСН остаётся одной из немногих систем налогообложения, адаптированных под небольшие субъекты хозяйствования.

Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году

Сначала же, для того, чтобы понять на что переходить, вспомним, с чего переходить, то есть что такое ЕНВД и почему эта система налогообложения так популярна. А то ведь многие из тех, кто для налоговой отчётности пользуется услугами сторонних фирм, знать не знают, куда и за что они платят.

А с ЕНВД всё очень просто: из самого названия «Единый Налог на Вмененный Доход» понятно, что требуемый для уплаты налог начисляется не от реально полученных доходов, а от фиксированной, установленной государством, то есть вменённой, величины дохода.

Например, для грузоперевозок в 2020 году это выглядит в основном так:
вменённая Базовая Доходность 6000 рублей за одну единицу транспорта ✕ годовой инфляционный коэффициент 2,005 = получается 12030 рублей в месяц — такой доход как бы должен приносить один автомобиль. От этой суммы предприниматель и должен уплачивать 15% налога. То есть, если, к примеру, машина одна — всего 1805 рублей в месяц.
Причём, эти небольшие платежи можно ещё и сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных за себя и за работников (во втором случае, правда, только на 50%).
Итого, например, водитель-частник, работающий на собственном грузовике как Индивидуальный предприниматель на системе ЕНВД, фактически платит лишь социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же собственный счёт в Пенсионном фонде. При этом отчётность представляет собой несложную в заполнении декларацию, которую, правда, нужно сдавать 4 раза в год.

Вот такая простая и несомненно выгодная для предпринимателя-перевозчика система налогообложения.
Но, как было сказано, её действие должно прекратиться с 1 января 2021 года. Так что, разберём другие системы налогообложения, которые можно применять в автоперевозках, и попробуем выяснить, какая из них выгоднее для владельца одной машины или небольшого парка (напомню, что ЕНВД можно было использовать только при количестве техники не более 20-ти).

Переходим к УСН — Упрощённой системе налогообложения.
Она бывает двух видов: 6% от доходов или 15% от доходов минус расходы.

Это ещё одна простая система, не требующая сложных расчётов.
Предприниматель платит налог 6% от всех сумм полученных от клиентов, то есть, что называется, от грязного дохода.
✔ И всего 1 раз в год подаётся декларация, которую не сложно заполнять самому.
✔ Так же, как на ЕНВД, здесь можно уменьшать налог на сумму уплаченных страховых взносов.
Вот и всё — ничего сложного.

Но выгодна ли данная система для автоперевозчика?
— Финансовая нагрузка на УСН-доходы почти та же, что и при новом Налоге на Профессиональный доход (НПД). То есть, опять же, если от заказчика перевозки вам поступит 100000 рублей, 6% налога будут браться прямо от этой суммы и составят 6000 рублей. А если от 200000? Тогда уже 12000 рублей. И т.д.

Так что, перейдём к самому сложному режиму — Общей (или Основной) системе налогообложения — ОСН. Или, как её чаще сокращают — ОСНО.

Здесь надо сразу заметить, что ОСНО — не обязательно только для ООО, а УСН — не обязательно только для ИП.
ООО (Общество с Ограниченной Ответственностью) и ИП (Индивидуальный Предприниматель) — это организационно-правовые формы, а ОСНО, УСН и прочие — это системы налогообложения.
ООО (одна из форм юридического лица), может работать как на ОСНО, так и на УСН, и даже, при определённых условиях, на ЕНВД (правда, до конца 2020).
Точно так же и ИП может работать не только на упрощённых или специальных системах налогообложения, но и на общей, то есть на ОСНО.

Но зачем эти сложности частникам или небольшим фирмам?
Может ли оказаться для них выгодна ОСНО (общая система налогообложения)?
А также: есть ли смысл для небольших предприятий менять ИП на юридическое лицо (ООО)?

Так что, в заключение рассмотрим основные преимущества и недостатки уже не систем налогообложения, а двух организационно-правовых форм — ИП и ООО.
А отличия серьёзные, особенно касательно именно автомобильных перевозок.

Одно из них, возможно, начнёт проявляться как раз с начала 2021 года. Ведь с этого времени должен начать действовать новый российский РТО — Режим Труда и Отдыха, который придёт на смену 15-му Приказу. Правда, его пока всё никак не примут — переписывают уже третий раз. Но именно для ИП важно то, что в этом новом документе скорее всего в явном виде будет прописано, что он не только для наёмных водителей, но и для Индивидуальных Предпринимателей, которые ездят за рулём сами.
На нашем канале уже не раз обращалось внимание на то, что штрафы по ст. 11.23 КоАП, то есть за тахограф и несоблюдение РТО, на ИП в 5-10 раз больше, чем на наёмных водителей. Любое нарушение, как то — отсутствие рулона для распечатки или малейшая переработка/недоотдых, для ИП — это от 15000-25000 рублей.
Именно поэтому и возникают мысли насчёт смены статуса ИП на статус наёмного водителя путём закрытия ИП и объединения с такими вот бывшими ИП в ООО со своими машинами. Либо переход под крышу уже имеющихся ООО.

Однако для небольших фирм, у ООО есть существенные минусы относительно ИП.
— Это, во-первых, сложный бухучёт.
— А во-вторых — вывод денег для личного пользования.
Дело в том, что Индивидуальный Предприниматель может тратить на себя лично заработанные своим бизнесом деньги без ограничений и дополнительного налогообложения.
А вот учредитель ООО может получать доход только раз в три месяца в виде дивидендов, с которых при этом нужно ещё и платить налог 13%.
Если же как бы «в своём» ООО получать зарплату наёмного водителя, то она, как известно, тоже облагается 13%, да ещё и страховыми отчислениями в виде 30%.

Итого, по деньгам ИП всегда выгоднее, в том числе и на ОСНО.
А вот насчёт ответственности — тут всё наоборот.

Отмена ЕНВД с 2021 года

Правительство настаивает, что отмена «вменёнки» является противодействием бизнесу, стремящимся выплачивать минимум налогов, скрывая реальные доходы. С одной стороны, формула ЕНВД действительно даёт возможность отчислять государству сумму, не привязанную к прибыли отдельного юридического лица или ИП. С другой стороны, отмена ЕНВД с 2021 года станет разорительна для большинства представителей малого бизнеса.

Напомним, как вычисляется этот налог:

ЕНВД = БД * ФП * К1 * К2 * 15%

А теперь разберём составляющие схемы:

  • БД — базовая доходность. Определяется в зависимости от вида деятельности ИП или юридического лица.
  • ФП — физический показатель. Также зависит от деятельности, к примеру, для оказания бытовых и ветеринарных услуг ФП означает количество работников, а для торговой точки — её площадь.
  • К1 — коэффициент-дефлятор. Устанавливается Минэкономразвития РФ. В 2019 году равен 1,915.
  • К2 — корректирующий коэффициент, регулируется муниципальной властью отдельно для каждого вида деятельности.
  • 15% — стандартная налоговая ставка в ЕНВД.

Как видно, такая система не опирается на прибыльность того или иного бизнеса, позволяя уплачивать фиксированную сумму налоговых выплат. Таким образом, для одних предпринимателей «вменёнка» на самом деле являлась способом скрыть свои реальные доходы и одновременно, была единственным вариантом для ИП или юридических лиц с малой прибылью.

Представители малого бизнеса выступают резко против подобных нововведений в налоговом кодексе. Действительно, такой спецрежим сбора налогов являлся последней возможностью к существованию для отдельных частных магазинов, автосервисов, парикмахерских и других представителей малого бизнеса.

Особенно болезненно поправки в кодекс ударили по аптекам — большинство были вынуждены перейти на другие варианты налогообложения уже в 2019 году, что негативно сказалось на доходах владельцев.

Под угрозой оказалась инфраструктура небольших деревень и сёл, в которые не спешат приходить торговые центры и крупные ритейлеры, способные продавать товары по доступным ценам и одновременно справляться с налоговой нагрузкой. Увеличение процента безработицы и скачок цен на все товары — вот те последствия, с которыми придётся мириться людям в связи с «борьбой с отмыванием денег».

Последствия окажутся печальными и для муниципальных властей. Напомним, ЕНВД поступал напрямую в местный бюджет. При других же режимах (особенно при ОСНО) основная часть денег уходит в федеральную казну за счёт НДС, а налог на прибыль делится между местным и федеральным бюджетами. Остаётся только гадать, за счёт чего региональные власти будут ликвидировать получившуюся «дыру».

Продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке, больше не считается розничной торговлей. При этом сам список таких товаров расширяется. С поправками в налоговый кодекс ЕНВД не используется при продаже этих категорий продукции. Под запрет попадают: одежда и обувь из натуральной кожи или меха, лекарственные препараты, автомобильные шины и покрышки.

Отмена ЕНВД в 2020 году распространяется только на нерозничную торговлю. Предприниматель, нарушивший условия этой системы налогообложения, считается по умолчанию перешедшим на ОСНО с первого дня того квартала, в котором произошло нарушение.

Скорее всего, большинство предпринимателей выберут переход на упрощённую систему налогообложения (УСН). Она может в некоторых случаях заменить одновременно НДФЛ, НДС, налоги на имущество и на прибыль. Однако, выбирать оптимальный вариант следует исходя из особенностей бизнеса. Есть две разновидности УСН:

  • «Доходы» или «Д». В этом режиме предприниматель уплачивает 6% от всех доходов бизнеса.
  • «Доходы минус расходы» или «Д — Р». Выплачивается 15% от разности доходов и расходов.

Для выбора варианта необходимо вычислить долю расходов по отношению к доходам. Арифметика показывает, что режим «Д — Р» выгоден в случае, если расходы превышаютт 60%. Также следует учитывать, что в такой системе учитываются только расходы на поддержку либо развитие бизнеса. К примеру, выплата зарплат сотрудникам и закупка офисного оборудования считаются обоснованными расходами, а премии «в конверте» и заправка личного автомобиля — нет. В иных случаях лучше выбрать вариант «Д». Имейте в виду, что при работе с УСН «Д — Р» необходим полный электронный документооборот в компании, а все закупки должны совершаться с расчётного счёта.

Заявление о переходе на УСН можно было бесплатно подать до конца 2019 года.

Только индивидуальные предприниматели могут использовать патентную систему налогообложения (ПСН). Требования к ней строже, чем при других режимах, в частности:

  • Количество сотрудников (включая самого предпринимателя) 16
  • Площадь магазина (для розничной торговли) 50 м²
  • Годовой доход 60 млн. руб.

Стоимость патента рассчитывается отдельно в зависимости от региона приобретения, вида деятельности и количества нанятых работников. Обычно патент приобретают при открытии ИП, но теперь, при отмене ЕНВД, приобретение патента может стать главным видом налогообложения для малого бизнеса.

Из минусов ПСН выделяется «авансовая система»: это единственный режим налогообложения, при котором предприниматель сначала оплачивает право вести выбранный бизнес. Приобретается патент на срок от одного до двенадцати месяцев. Решение о расширении категорий товарного ассортимента или оказываемых услуг может быть принято только при продлении патента.

Некоторые предприниматели так и не вышли «в плюс» после открытия ИП по такой схеме, но стоит отметить относительную простоту оформления патента.

Орешин М.С.,
разобрался в вопросе отмены ЕНВД


Успехов в вашем бизнесе!

Упрощенная система налогообложения — еще одна альтернатива вмененке, которая доступна и ИП, и организациям. В отличие от патента, на упрощенке сумма налога напрямую зависит от ваших доходов. Как и на ЕНВД, ее можно уменьшить на сумму страховых взносов за себя и сотрудников.

Есть два варианта расчета налога на упрощенке:

  • 6% от общей суммы доходов;
  • 15% от суммы дохода после вычета расходов.

Первый вариант выгоден организациям и ИП, которые оказывают услуги и не несут при этом больших расходов. К тому же он действительно простой — не требует трудоемкой бухгалтерской отчетности, и с 1 июля 2020 года можно даже не сдавать декларации. Сумму для расчета налогов ФНС узнает на основании данных, полученных из онлайн-кассы.

Второй вариант “доходы минус расходы” наиболее выгоден для розничной торговли и других видов деятельности, где расходы составляют более 65%, и их можно подтвердить документами. Но для вычисления суммы налога придется вести полную отчетность по всем поставкам и продажам, поэтому не обойтись без опытного бухгалтера.

Важно! В зависимости от региона страны и вида деятельности ставка налога может уменьшаться. Актуальные ставки вы можете найти на сайте ФНС вашего региона.

Если не перейти на другой режим самостоятельно, то с 1 января 2021 года ФНС автоматически переведет вас на общую систему налогообложения. Поэтому стоит заранее составить план действий и реализовать его до конца 2020 года.

Шаг первый: обратиться к своему бухгалтеру или в нашу компанию, чтобы получить консультацию по выбору системы и сделать расчеты. Мы проверим, подходите ли вы под условия патента и сколько он будет стоить для вашей сферы деятельности. Если перейти на ПСН не получится или будет невыгодно — исходя из выручки за последний год рассчитаем, какой вариант упрощенной системы налогообложения выгоднее.

Шаг второй: подать заявление о переходе.
Сделать это нужно до конца 2020 года. Мы поможем заполнить заявление и отправить его онлайн, без визита в налоговую.

Шаг третий: изменить СНО в кассе.
Когда вы меняете режим налогообложения, нужно обязательно изменить информацию об этом в кассе. При этом не нужно перерегистрировать кассу в ФНС, поэтому не потребуется ЭЦП и доступ к личному кабинету. Для изменения настроек нужен только доступ к самой кассе (физически или удаленно). Чтобы заказать услугу, заполните заявку в форме ниже.

Нужна консультация по бухгалтерскому обслуживанию?

Оставьте заявку — мы перезвоним и расскажем, как решить любые вопросы с бухгалтерией

Онлайн кассы

Фискальные регистраторы

Комплекты Tandem POS

Сканеры

Весы

Мини-ПК

Периферия

Самый популярный сегодня налоговый режим — упрощенная система налогообложения. Его применяют около 3,2 млн налогоплательщиков.

Прежде дедлайн подачи уведомления по форме № 26.2-1 в налоговую для перехода с ЕНВД на упрощенку был 1 февраля 2021 года. В документе требовалось указать выбранный объект налогообложения «доходы» или «доходы минус расходы» и код налогоплательщика «2». В конце января Госдума дала опоздавшим бизнесменам отсрочку до 31 марта 2021 года включительно (законопроект № 1043391-7).

На упрощенке есть ограничения:

  • доходы в год не должны быть больше 150 млн рублей,
  • сотрудников должно быть не более 100 человек,
  • предельная остаточная стоимость основных средств — 150 млн рублей.

Статья по теме:
Изменения в УСН в 2020 году

Для УСН есть два объекта обложения доходов: «Доходы» 6% и «Доходы минус расходы» 15%. Регионы по месту нахождения организации или по месту жительства ИП могут снизить указанные ставки с 6 до 1%, с 15 до 5%.

На патенте есть ограничение по годовой выручке — не больше 60 млн рублей в год. Также у предпринимателя должно быть не больше 15 сотрудников.

Госдума недавно расширила перечень видов деятельности для патента — с 63 до 80. Все они указаны в Налоговом кодексе. В частности, в список попали:

  • предоставление мест на автостоянках,
  • распространение наружной рекламы,
  • размещение рекламы на транспорте и прочие.

При этом каждый регион может этот список расширить.

Чтобы перейти с нового года с ЕНВД на ПСН, надо подать заявление по форме № 26.5-1 или по форме, которую рекомендует ФНС в приложении к письму от 18.02.2020 № СД-4-3/2815@. Сделать это надо до 31 декабря 2020 года.

Если в 4 квартале 2020 года ИП применяли по некоторым видам деятельности ЕНВД, то они смогут получить льготные патенты. Их будут выдавать на срок от одного до трех месяцев. Патенты будут действовать до окончания указанного в них срока, но не позднее 31 марта 2021 года.

Все течет, не все вменяется

Налог на профдоход применяют уже по всей России. Более 1,3 миллиона налогоплательщиков уже выбрали этот режим.

Размер налога самозанятого зависит от того, от кого он получил доход:

  • если от физлица, ставка налога будет 4%,
  • если от компании или ИП — 6%.

Сумма платежа рассчитывается с доходов, но уменьшать доходы на расходы нельзя. Рассчитать и заплатить налог нужно в приложении «Мой налог».

Зарегистрироваться в качестве самозанятого (плательщика НПД) можно в любое время.

ИП не смогут стать плательщиками налога на профессиональный доход, если они:

  • продают подакцизные и обязательные к маркировке товары,
  • перепродают товары или права на владение, использование и распоряжение недвижимостью,
  • добывают и продают полезные ископаемые,
  • ведут бизнес на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров.

Независимо от того, на какой режим налогообложения вы перейдете с 2021 года, в налоговую инспекцию потребуется подать декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2020 года.

Срок подачи — не позднее 20 января 2021 года.

Если не подать документы в налоговую вовремя, вас оштрафуют. Сумма штрафа составит 5% от налога, который не уплачен в срок. Штраф возьмут за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того, полный он или нет.

Нет. Дело в том, что на ЕНВД можно было использовать фискальный накопитель сроком действия 36 месяцев. Но на ОСНО такой ФН применять нельзя.

Налоговая разрешила использовать ФН на 36 месяцев до конца срока его действия и продолжать указывать в чеке режим ЕНВД. Штрафовать за это не будут. Поэтому если сейчас компания или ИП работает на ЕНВД и планирует переходить на общую систему налогообложения, настройки кассы менять не надо (письмо ФНС № АБ-4-20/19907@ от 3 декабря 2020).

Предприниматель знает, если не доплатить, или что хуже, постараться обойти правила — последствия будут плачевны. Поэтому использовали полностью законные методы снижения сумм. В первую очередь это выбор системы налогообложения. Ведя одну и ту же деятельность, отчисления могут сильно измениться, просто выбрав другой налоговый режим.

Одно время в сфере грузоперевозок преобладала система ЕНВД (Единый налог на вменённый доход). Об этом была наша предыдущая статья: Выбор системы налогообложения для ИП грузоперевозки в 2020г. Однако с января 2021 года, данная система отменена. Это стало ударом для предпринимателей, надеявшихся, что ЕНВД все же оставят. Многим пришлось срочно выбирать новую систему налогообложения. Основные варианты: УСН и покупка патента.

УСН — упрощенная система налогообложения. Предприниматель освобождается от НДС и налога на прибыль. Вместо этого он, по своему выбору платит:

  • 6% со всех доходов
  • 15% с разницы между доходами и расходами.

Налоговый режим ориентирован на малый, частично средний бизнес. При этом, если Грузоперевозчик выберет УСН 6%, он может уменьшить размер налоговых платежей на сумму уплаченных страховых взносов. Если у ИП-грузоперевозчика есть наемные работники, не может быть больше 50% от суммы, подлежащей уплате.

Режим налогообложения на смену ЕНВД: как выбрать?

Эту систему можно выбрать при выполнении следующих условий:

  • Среднее число работников
  • Доход
  • Остаточная стоимость основных средств

Если хотя бы одно правило не будет выполнено — у налоговой появятся претензии.

Грузоперевозки достаточно затратная сфера, выбор второго — в большинстве случаев будет предпочтительнее.

Лист Б заполняется на каждую единицу автомобилей.

Записывается код типа транспортного средства (01 для автотранспорта, 04 — для водного).

В графе “Идентификационный номер” указывается VIN для автотранспорта, ИМО — для судов.

Также необходимо записать марку транспортного средства, регистрационный знак и грузоподъемность в тоннах (переписать информацию из техпаспорта).

Для грузоперевозок поле с количеством посадочных мест остается пустым.

Система предполагает, что предприниматель выплачивает 6% от всех поступлений, связанных с его бизнесом. Также есть повышенная ставка 8%, ее применяют в случае, если доходы выросли свыше 150 млн рублей (но не более 200 млн рублей).

Плюсы УСН для грузоперевозок:

  • более крупный лимит возможного дохода;
  • можно заниматься не только грузоперевозочной деятельностью, а оказывать экспедиторские услуги.

6% с условного 100 млн дохода в год — это приличные 6 млн рублей налогов, поэтому большинство предпринимателей совмещают патент и УСН, чтобы сэкономить. Также сэкономить можно, если уменьшить налог на сумму уплаченных за сотрудников взносов.

Расходы при грузоперевозках предполагаются огромные, поэтому предприниматели задумываются о применении УСН “Доходы минус расходы”. Суть этого режима в оплате 15% с чистой прибыли.

Однако все не так просто. На практике получается, что такой вид налога выгоден только тем предпринимателям с грузоперевозками, у которых документально подтвержденные траты составляют 60% и более от всего дохода.

Таким образом, если у ИП большой штат работников и в автопарке более 10 автомобилей, то вероятно, этот вид налога будет выгоден. Но желательно взвесить все “за” и “против” и заранее прикинуть объем расходов.

УСН “Доходы минус расходы” не подойдет ИП, например, с тремя “Газелями”, который:

  • получает доход наличкой;
  • чинит авто в неофициальных автосервисах-гаражах.

Изменения УСН с 2021 года: разбор всех поправок тут >>

Отмена ЕНВД. Что это значит для бизнеса?

Основная система налогообложения самая сложная, так как при ней ИП выплачивает НДС, НДФЛ в пользу государства. Кроме того, она требует дополнительных расходов на квалифицированного бухгалтера, который будет управляться с ворохом документов.

Зато при ОСНО можно увеличить количество потенциальных контрагентов, заключив контракты с крупными предприятиями, которые обязаны работать с НДС (это налог 10-20% от стоимости товаров). Предприятия на ОСНО могут заявить вычет НДС, поэтому им выгодно работать с контрагентами, выделяющими НДС.

Приведем пример. Грузоперевозчик на ОСНО привез заказ и получил 120 000 рублей. Так как он она ОСНО, он заплатит 20 тысяч рублей НДС. Груз был продан оптовику за 300 000 рублей, НДС составит 50 тысяч. Однако эту сумму можно уменьшить на 20 тысяч, уже оплаченных фирмой-перевозчиком.

Если грузоперевозчик покупает шины, чинит транспорт у фирм, которые также выплачивают НДС, он сам может сократить свои налоги на эту сумму. Однако необходимо, чтобы вычет НДС был обоснованным. Поэтому надо тщательно вести учет: налоговый и бухгалтерский.

Отчетность нужна раз в квартал, однако нередки случаи общения с ФНС ежемесячно. Поэтому нужен не один бухгалтер, а как минимум двое специалистов. Вряд ли получиться нанять бухгалтера на аутсорс — документов, связанных с грузоперевозками, и подлежащих учету много в бумажном виде.

В общем, следует решить, насколько целесообразным будет использование ОСНО для ИП с грузоперевозками. Для этого желательно ответить на вопросы:

  1. Сколько контрагентов платит НДС у вас сейчас? Будет ли конкурентным преимуществом ваш переход на ОСНО?
  2. Окупится ли найм еще одного бухгалтера?
  3. Можно ли собрать платежи по НДС, чтобы сократить размер налога? На какой системе налогообложения находится автосервис, в котором вы предпочитаете ремонтироваться? Может ли автомагазин, где вы покупаете расходники, выделять НДС в счетах-фактурах?

Если ответы на вопросы отрицательные, можно закрыть идею выбора ОСНО для грузоперевозок как неперспективную.

Учитывая затраты, которые связаны с перевозкой грузов, бухгалтеру стоит обратить внимание:

  1. Транспорт надо поставить на баланс (если он в собственности) или занести за баланс, если они арендованы. Во втором случае используется счет “Арендованные основные средства”. Нужно внимательно изучить договор лизинга (если он есть) и поставить на баланс так, как предполагает этот договор.
  2. Перевозчик должен временно или постоянно зарегистрировать транспорт и платить с него налог. Причем при временной регистрации налог также предполагается.
  3. Горюче-смазочные материалы надо особым образом относить в затраты. Нормы утверждены законодательно, либо можно разработать свои. Однако надо учитывать расход материалов по каждому из автомобилей, списывать их по особому алгоритму.
  4. В учете надо отражать выдачу и отправку на хранение летних и зимних шин.

Учитывать надо также расходы на:

  • страхование;
  • техосмотр автотранспорта;
  • техобслуживание;
  • на ставку специалиста, который будет выполнять медосмотры водителей;
  • оплату перерыва в работе у водителей (обязательны из-за специального закона о труде и отдыхе водителей);
  • оплата проезда по платным дорогам.

Предприниматели могут уменьшить транспортный налог на размер оплаты в системе “ПЛАТОН” (за проезд по платным дорогам). Об этом сказано в п. 2 ст. 362 НК РФ, Письме ФНС от 25.08.2016 № 12.08.2016.

Если размер налога меньше оплаты “ПЛАТОНа”, то транспортный налог будет равен 0.

Вместо ЕНВД для ООО и ИП также существует возможность применять УСН с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Условия те же, что и для УСН Доходы, отличаются лишь ставки:

  • 15%, пока сумма выручки не будет более 150 млн рублей с начала года либо среднегодовое количество работников – 100 человек;
  • после этого ставка повышается до 20% до конца года.

В нашем примере действует ставка 15%. Рассчитаем налоговую нагрузку для ООО:

  • сумма налога – (10 440 000 – 6 456 000) х 15% = 597 600 рублей;
  • минимальный налог (1% от дохода) – 10 440 000×1% = 104 400 рублей. Это меньше исчисленной выше суммы, поэтому платим 597 600 рублей;
  • всего ООО заплатит налогов и взносов – 597 600 + 270 000 = 867 000 рублей.

Для предпринимателя на расходном УСН расчет такой:

  • суммы первоначального и минимального налога те же – 597 600 рублей и 104 400 рублей;
  • сумма собственных взносов считается так – (10 440 000 – 6 456 000 – 300 000) х 1% + 40 874 = 77 714 рулей;
  • итого ИП заплатит – 597 600 + 77 714 + 270 000 = 945 314 рублей.
✏ Как видим, бизнесмену из нашего примера выгоднее перейти на УСН 6%, чем на УСН 15%. Практика это подтверждает – считается, что такой режим подходит бизнесу, если затраты составляют до 70% от дохода. И действительно, в нашем примере затраты равны около 61,8% (6 456 000 / 10 440 000×100).

Сравним результаты расчетов и решим, что делать владельцу бизнеса. Получается, что для грузоперевозок по данным из нашего примера предпринимателю наиболее выгодно применять патент. Организации же с аналогичными показателями лучше остановиться на УСН Доходы.

Итак, мы рассмотрели вопрос о том, какую систему налогообложения выбрать ООО и ИП для грузоперевозок без ЕНВД, который будет отменен в 2021 году. В заключение добавим, что те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения наемного труда, дополнительно могут рассмотреть для оказания услуг систему для самозанятых, то есть налог на профессиональный доход. В нашем примере НПД отсутствует, так как у ИП есть работники, а годовой доход превышает ограничение в 2,4 млн рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *