Какая выплата полагается работнику культуры 2021 ujl
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая выплата полагается работнику культуры 2021 ujl». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
К сотрудникам культурной сферы деятельности относят работников музеев, библиотекарей, работников домов культуры и так далее. Заработные платы они получают из государственного бюджета, но уже неоднократно поднимался вопрос по поводу того, что власти явно недооценивают их труд, потому что отчисления на рабочим окладам этой сферы бюджетников ничтожно малы.
Несмотря на то, что представители власти постоянно дают многочисленные обещания по поводу того, что оклады у бюджетников вырастут, особенно положительных изменений в этом вопросе не наблюдается. Работники домов культуры зарабатывают куда меньше, чем люди этой же профессии, но которые трудятся в частной сфере деятельности. Естественно, они все могут себя найти в качестве индивидуальных предпринимателей, но большинство работников культуры всё-таки занято в бюджетной сфере, значит ситуация требует внимания.
Относительно того, какие есть последние новости о повышении окладов работникам культуры в России, то нужно сказать, что они регулируются состоянием государственного бюджета, а также экономической ситуацией в стране.
Сегодня не надо объяснять, что экономика страдает от кризиса, поэтому говорить о том, что оклады работников культуры будут увеличены на приличные суммы – это просто изначально обманывать. Подобной информации в прессе нет, потому что представители власти такой вариант событий даже не обсуждают.
Правда справедливости ради стоит сказать, что никаких сокращений не будет. Ежегодно поднимается вопрос по поводу того, будет ли сокращение работников культурных учреждений в 2021 году, а также то, в какой сфере опеки бюджетники могут потерять заработную плату и место работы, но относительно следующего года, по крайней мере на текущий момент, переживать не о чем. Тем более в культурной сфере и так наблюдается дефицит кадров, а также такая проблема, как возраст сотрудников.
Размер заработных плат бюджетников регулируется законодательством, но нужно сказать, что помимо федеральных законов, есть ещё и региональные, которые также могут увеличивать оклады бюджетников. Происходит это крайне редко, но такая возможность есть, и это нужно учитывать говоря о том, что будет с зарплатой работника культуры.
Естественно, при этом федеральное законодательство определяет базовую часть зарплаты, которая рассчитывается на основе такого экономического показателя как МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Ниже МРОТ оклад быть не может.
Расчёт окончательный суммы производится на основе фиксированной ставки, а она зависит от следующих факторов:
- уровня квалификации;
- занимаемой должности;
- рабочего графика (имеется ввиду полный или неполный рабочий день);
- условий труда, ведь в некоторых регионах используются повышающие коэффициенты в зависимости от погодных условий или экологической обстановки.
Представители партии «Единая Россия» предлагают увеличить зарплаты бюджетников. Такое заявление недавно появилась во всех СМИ страны, поэтому обходить вниманием это нельзя, потому что она напрямую касается того, что будет с зарплатами у культурных работников.
На совещании Генерального совета был рассмотрен вопрос по поводу финансового благополучия сотрудников бюджетной сферы деятельности. И официальный руководитель фракции «Единая Россия» выступил с предложением о том, чтобы увеличить оклад тех, кто трудится в этой сфере. Специалист сказал о том, что на сегодняшний день по данным статистики многие оклады учителей и даже врачей не достигают минимально установленного уровня – МРОТ.
Это проблема, и она осталась даже после того, как были приняты майские указы президента, потому что руководители предприятий зачастую занимаются обычными манипуляциями и это не решает проблему, а создает новые, потому что так ставка работника культуры на 2021 год в РФ точно увеличиваться не будет.
Именно в связи с этим и предлагается увеличить заработную плату, а точнее её базовый оклад до уровня 70 %. В Генсовета считают, что это позволит установить справедливое соотношение рабочего оклада и премиальных надбавок, а также даст обычным рядовым сотрудникам некую защиту от манипуляций руководства.
Ещё одной проблемой, которая поднималась на совещании, стало то, что регионы, у которых довольно неплохие бюджетные возможности, самостоятельно могут устанавливаться стимулирующие выплаты для бюджетников, тем самым создавая более удобные в финансовом отношении условия труда.
С одной стороны это неплохо, но с другой стороны – подобная практика может привести к эффекту «кадрового пылесоса», когда работники из одного более бедного региона переезжают в другой, создавая некие пропорции в сфере культуры в том числе (увеличение зарплаты на этом фоне является отнюдь не праздным вопросом). Такие регионы называют донорами, которые буквально высасывают профессиональных и высококвалифицированных кадров за счёт того, что предлагают им более широкие финансовые возможности.
Для получения примеров далеко ходить не надо, подобная ситуация наблюдается в Ханты-Мансийском округе, где даже начинающие работники культуры зарабатывают около 50 000 рублей, тогда как в Краснодаре сотрудники бюджетной сферы проживают буквально на минималку.
И ещё одним вопросом, который обсуждается в контексте заработной платы бюджетников, это то, что на сегодняшний день отсутствует привязка между фиксацией заработной платы руководителя и рядового сотрудника. Все это приводит к увеличению уровня социальной напряженности, поэтому нужен какой-то коэффициент, который будет уравнивать эти показатели.
Стимулирующие выплаты работникам культуры в 2021 году в каких пределах
— — Напомним, что повышение жалования бюджетников анонсировали еще в 2012 году.
Тогда Владимир Путин подписал одиннадцать указов, подробно очертив параметры экономического роста, которого правительство РФ планирует достигнуть за шесть лет.
Что касается заработных плат для бюджетников, в документах указывалась необходимость их повышения до среднего уровня зарплат по региону, а некоторым бюджетникам (например, врачам и преподавателям) планировали повысить оклады до уровня двух среднерегиональных зарплат.
Увы, реализацию данной социальной программы пришлось отодвинуть: кризис привел к плачевной ситуации с бюджетом, который просто не мог вынести заявленную нагрузку. Основной фактор роста зарплат – повышение МРОТ.
Данная мера стала возможной вследствие расширения возможностей казны.
- объявление выговора, взыскания работнику.
Перечень критериев и показателей качества и результативности профессиональной деятельности руководителя муниципального казенного учреждения Культурно-досугового центра «Селяночка» , являющихся основаниями для начисления стимулирующих выплат № Основания для стимулирования Кол-во баллов 1 Выплата за интенсивность и высокие результаты работы Руководитель (Директор) 1.1 За выполнение важных и особо важных работ. За организацию платных мероприятий — предоставление платных услуг 0-4 1.4 За использование в работе информационно-коммуникативных технологий 0-4 1.5 За проведение книжных выставок, фотовыставок, презентаций, мастер-классов и др.
Утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношенийот 25 декабря 2021 г., протокол N 12I.
Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления,
Российской Федерации к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки за стаж работы в указанных местностях, установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР.
/ Хозяйственное право / Основные правила расчета стимулирующих выплат работникам культуры Привлечение дополнительных финансовых средств + + + + Реализация проектной деятельности + + + — Выполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, но в больших объемах + + + + Выполнение обязанностей, не предусмотренных должностной инструкцией + + + + Качество труда Выполнение планового задания количества посещаемости занятий клубных формирований + — — — Выполнение планового задания количества КДУ района, обеспеченных методическим сопровождением + — — — Подготовка и проведение мероприятий + + + — Инициатива и применение в работе современных, новых форм и методов организации и проведения мероприятий, создающих и повышающих имидж учреждения + + + — Подготовка, проведение и участие в творческих лабораториях, семинарах, практикумах в качестве докладчика + + + — Соблюдение сроков и качества предоставления отчетности + + + — Высокий уровень организации работы отделов учреждения.
Оплата труда работников культурно-образовательных учреждений считается одной из самых низких в стране.
Несмотря на поощрение Правительством творчества в России, труд «массовиков-затейников» не оплачивается по достоинству. В сельской местности работники культуры получают оклады в размере 8-10 тыс.
рублей, а в некоторых населенных пунктах они получают заработную плату по минимальной ставке – 7,8 тыс. рублей.Ситуация в городах с населением свыше 250 тыс.
человек более оптимистична, но и здесь творческие люди, развивающие культуру в стране, зарабатывают не более 18 тыс. рублей.На майской конференции в 2021 году Президент В.В.Путин заявил, что всерьез занимается проблемой низкооплачиваемого труда в стране. Глава государства отметил, что его Программа, созданная в 2012 году для поддержки работников бюджетной сферы, активно развивается и должна быть выполнена на 100% к началу 2021 года.
Но увеличение окладов коснется не всех: работники культурных центров не попадают под ее действие, а значит, средства из бюджета для ежегодной индексации окладов трудящихся не будут распространяться на данную категорию граждан.По подсчетам специалистов, соотношение «указных» бюджетников к тем, кто не попал под действие Программы, составляет 3/1.
При этом каждый третий в стране не ощущает роста заработной платы, в то время как цены на продукты питания растут минимум на 5%.Как показывает статистика, с 2015 года заработные платы сотрудников, занимающихся культурными мероприятиями, не претерпевали серьезных изменений.
(с изменениями на 1 апреля 2021 года)————————————————————————Документ с изменениями, внесенными:приказом министерства культуры Нижегородской области приказом министерства культуры Нижегородской области ————————————————————————Включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 24 августа 2021 года № в реестре 11699-321-093-к В целях повышения эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных министерству культуры Нижегородской области, и усиления заинтересованности руководителей в качественном выполнении своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями , утвержденного , , утвержденного ,приказываю: (преамбула в ред. приказа министерства культуры области — см.
)1. Утвердить прилагаемое Положение о выплатах стимулирующего характера руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству культуры Нижегородской области.2. Утвердить прилагаемый состав комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с премированием руководителей учреждений, учредителем которых является министерство культуры Нижегородской области.3. Признать утратившими силу приказы министерства культуры Нижегородской области:- ;- .(п.
3 в ред. приказа министерства культуры области — см. )4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.И.о.
С 2021 года Правительство вводит новую систему начисления зарплаты работникам бюджетной сферы. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон 9 ноября 2020 года. Что меняется?
Новая схема начисления зарплат бюджетников включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов, сообщает «Парламентская газета». Для каждой отрасли будут разработаны свои требования.
Согласно закону, кабмин будет не только регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, но также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения.
Размеры выплат компенсационного характера и их перечень станут едиными. К ним относятся, например, компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей и пр.
Однако, это не значит, что врачи, учителя или воспитатели во всех регионах будут получать одинаковую зарплату.
Принципы начисления оплаты за труд, действительно, будут общими, но будут учитываться и размер прожиточного минимума в регионах, и прочие местные особенности.
«Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.
Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему Правительство укажет для каждой отрасли.
В теории – всех, но практика не всегда совпадает с теорией.
Индексация зарплаты на уровень инфляции
В 2021 году повысить зарплату работникам обязаны все работодатели на основании Трудового кодекса. Работодатель обязан индексировать зарплату соответственно росту потребительских цен (ст. 134 ТК РФ).
В 2020 году, согласно информации Росстата, индекс потребительских цен составил 4,9%. Соответственно, это и есть минимальный процент повышения зарплаты в 2021 году.
Если организация или индивидуальный бизнесмен не обеспечивает повышение заработной платы, то сотрудник согласно ст. 353 ТК РФ вправе подать жалобу в контролирующие органы.
« Сам порядок индексации законодательно не установлен, законодательство устанавливает лишь обязанность работодателя ее осуществлять», — уточняет агентству «Прайм» руководитель HR службы юридической группы «Яковлев и Партнеры» Светлана Краснянская.
Требование о повышении оплаты труда касается и тех работодателей, у которых сотрудники получают зарплату в зависимости от величины МРОТ.
С января 2021 года федеральный МРОТ составил 12 792 рубля.
Согласно ст. 133 ТК РФ, работодатель не может платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ).
В регионах устанавливается также местный уровень МРОТ.
Например, в Москве значения регионального МРОТ выше федерального. Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2021 года составляет 20 589 рублей. И столичным компаниям нужно поднять зарплаты сотрудников, если выплаты ниже. Однако у предпринимателей в Москве есть право официально отказаться от региональной минималки и придерживаться в 2021 году федерального МРОТ.
Минкультуры подготовило программу «Земский работник культуры»
Для бюджетных организаций Санкт-Петербурга МРОТ с 1 января составляет 12 792 рубля, то есть равен федеральному.
Для предпринимателей не относящихся к бюджетным, действует Соглашение о минимальной зарплате от 27.12.19 года., согласно которому МРОТ для внебюджетного сектора в СПБ с 1 января 2021 года установлен на уровне 19 000 рублей — выше федеральной величины.
Однако организации вправе отказаться от регионального МРОТ и платить работникам на уровне бюджетников, то есть федеральный минимум.
Порядок определения круга лиц, которые имеют право получения надбавки за бюджетный стаж, а также механизм начисления такой надбавки, регламентируется следующими законодательными актами:
- указ Президента №1532 от 19.11.2017 года определяет порядок исчисления стажа работы в бюджетном учреждении, а также утверждает перечень должностей, работа на которых засчитывается в «бюджетный» стаж;
- постановление Правительства №583 от 05.08.2008 года утверждает порядок начисления надбавка в качестве механизма реализации новой системы оплаты труда (НСОТ) работников бюджетных учреждений.
Согласно законодательным актам, для получения права на надбавку учитываются периоды, в течение которого сотрудник занимал или замещал должности:
- государственной гражданской службы;
- муниципальной службы;
- госорганов субъектов РФ;
- работников прокуратуры, Следственного комитета.
- работа в сфере образования, здравоохранения, культуры;
- воинская служба;
- работа в органах МВД и Государственной противопожарной службе, а также учреждениях уголовно-исправительной системы.
Полный перечень должностей, период работы на которых включаются в «бюджетный» стаж и дают право на надбавку, содержится в указе Президента №1532 от 19.11.2017 года.
Уже на начало 2021 г. было понятно, что зарплаты работников бюджетной сферы, несмотря на ежегодные прибавки к окладам, не достигли плановых показателей. Рост МРОТ и средней заработной платы россиян опережали запланированные показатели программы поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях в 2012–2020 гг.
- 1.4 миллиарда рублей предусмотрены для повышения зарплат работникам федеральных госучреждений;
- 3.6 миллиарда рублей предусмотрена для повышения зарплат работников госучреждений российских регионов и муниципалитетов.
Помимо надбавок за стаж, бюджетники также имеют право на получение доплаты в размере от 60% до 200% от должностного оклада.
В частности, зарплата госслужащим, которые имеют доступ к государственной тайне, рассчитывается с учетом доплаты от 5% до 75%. Работники Следственного комитета, органов МВД, госслужащие федеральных и муниципальных органов власти, а также администрации Президента, имеют права на доплату от 10% до 20% за работу, связанную с охраной государственной тайны.
Отдельно стоит остановиться на стимулирующих выплатах, назначаемых работникам сферы здравоохранения. Доплата медикам назначается с учетом стажа в медучреждении, а также в зависимости от характера выполняемой работы:
- Врачи скорой помощи имеют права на доплату в размере 30% к окладу за первые 3 года работы. В последующие годы размер доплаты повышается на 25% (за каждые 2 года непрерывной работы). Максимальный размер доплаты – 80% от должностного оклада. Указанные стимулирующие выплаты назначаются как врачам станций скорой помощи, которые оказывают экстренную помощь больным, но и среднему и младшему медперсоналу (медсестры, санитары), которые осуществляют эвакуацию больных.
- Работники лепрозориев. Каждый год работы в противолепрозных учреждениях дает медику право на доплату 10%. При непрерывной работе в медучреждении размер доплаты ежегодно повышается на 10% до достижения максимального показателя 100% (для врачей и медсестер) или 80% (для прочего медперсонала).
Повышение зарплат в бюджетной сфере. Кому ждать наибольшей прибавки в 2021 году
Она рассчитывается из чистого оклада и проходит как обычная доплата за выслугу лет в бухгалтерском расчете.
Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что надбавки бюджетникам являются очень индивидуальными и зависят от разных факторов. А значит, ваша зарплата будет отличаться от ЗП коллеги или знакомого сотрудника, и в этом нет ничего удивительного.
Правда, важно помнить, что трудовой стаж зависит от того, когда будет указано официальное трудоустройство в трудовой книжке и в соответствующем контракте.
Сотрудники из кадрового отдела занимаются тем, что просчитывают выслугу лет. Они принимают документы и решают, сможет ли сотрудник получать надбавку к окладу.
Кадровая служба несет ответственность за сбор документов и за принятие решения о надбавках.
Становится понятно, что главным доказательством трудового стажа работника будет являться его трудовая книжка.
В соответствие с действующим законодательством, зарплата работника бюджетной сферы включает постоянную и переменные составляющие и рассчитывается по формуле:
Зарплатабюджет = Оклад + Компенсации + Надбавки,
где Оклад – тарифная ставка, установленная трудовым договором (служебным контрактом);
Компенсации – сумма доплат, начисляемых за условия труда (например, доплата сотрудникам МВД, МЧС за работу в условиях повышенной опасности);
Надбавки – стимулирующие выплаты, начисляемые в качестве надбавки к окладу.
Рассмотрим пример. Шукшин Н.В. – госслужащий исполнительного комитета местного муниципалитета. Стаж работы Шукшина в муниципалитете – 4 года. До трудоустройства в муниципалитете Шукшин замещал должность депутата местного Совета (1,5 года).
Общий «бюджетный» стаж работы Шукшина составляет 5,5 лет, в связи с чем он имеет право на надбавку в размере 15%.
Должностной оклад Шукшина – 24.060 руб. Размер зарплаты с учетом надбавки за стаж составит:
24.060 руб. + 24.060 руб. * 15% = 27.669 руб.
С 1 января 2021 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» изменяется система оплаты труда работников бюджетной сферы. При этом данные изменения не коснутся размеров заработной платы на момент введения новых условий оплаты труда.
Пунктом 12 Указа определено, что при введении новой системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.
Данная норма является обязательной для исполнения руководителями организаций при формировании с 1 января 2021 года размеров оплаты труда работников.
В чем заключаются данные изменения
1) Оплата труда будет производиться на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку.
2) Упрощается структура заработной платы. Заработная плата работников будет включать:
- оклад;
- стимулирующие (надбавки, премии) и компенсирующие (доплаты) выплаты, а именно:
- надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (например, надбавки за работу на условиях контрактной формы найма, за ученую степень и ученое звание, доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.);
- надбавку за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы:
- до 5 лет – 10 процентов;
- от 5 до 10 лет – 15 процентов;
- от 10 до 15 лет – 20 процентов;
- от 15 лет и выше – 30 процентов;
- премию.
- единовременная выплата на оздоровление, которая выплачивается работнику, как правило, при уходе в трудовой отпуск из расчета 0,5 оклада;
- оказание материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями.
При этом конкретные размеры, а также порядок и условия выплаты премии и материальной помощи будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций.
Справочно: для этих целей в соответствии с Указом формируется объем средств:
- на выплату премии – в размере 5 процентов от суммы окладов работников организации;
- на оказание материальной помощи – в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников организации.
3) Расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.
Таким образом, с 1 января 2021 года с целью упрощения расчета заработной платы:
- из состава заработной платы исключены различного вида коэффициенты и повышения;
- сокращено количество компенсирующих и стимулирующих выплат по сравнению с действующими условиями оплаты труда путем объединения нескольких выплат в одну.
Справочно: количество стимулирующих и компенсирующих выплат в 2021 году по сравнению с 2019 годом сокращено более чем в 3 раза.
Возможное снижение у работников некоторых размеров стимулирующих и компенсирующих выплат (например, надбавка за стаж работы в бюджетных организациях) должно быть компенсировано путем установления им выплат, конкретные размеры которых определяет руководитель организации.
Определяя размер этих выплат, руководитель организации должен соблюдать норму пункта 12 Указа.
Следовательно, с учетом предоставленных руководителю бюджетной организации прав по установлению размеров стимулирующих и компенсирующих выплат, он не может допустить снижение с 1 января 2021 г. размеров заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций.
Уже с 2020 года зарплата работников бюджетной сферы начисляется по новой тарифной схеме, включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. Теперь заработок бюджетников состоит из следующих составляющих:
- оклада;
- премиальных выплат, величина которых определяется в индивидуальном порядке для каждого работника, но не менее 5% от оклада;
- доплат и надбавок, включая начисления за работу, связанную со вредными и опасными условиями труда, компенсацию за осуществление трудовой деятельности в выходные и праздничные дни, сверхурочный труд, надбавки за ученое звание/степень и другие;
- доплат за стаж: до 5 лет — 10% от базовой ставки, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, свыше 15 лет — 30%.
Кабанова рассказала, что новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.
Зарплаты бюджетников будут складываться из следующих составляющих: основной оклад, премия (назначается индивидуально, не менее 5% от оклада), доплаты «за вредность», за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочные, надбавка за наличие ученой степени и звания, за длительный стаж (от 10% до 30%), другие дополнительные платежи.
Долю гарантированных выплат по окладам правительство должно указать в подзаконных актах. В Минтруде считают, что они должны составлять 50-70% зарплаты. Во фракции «Единая Россия» заявляли, что оклад должен быть не менее 70%.
Ранее «Российская газета» писала, что кабмин будет также регулировать разницу в окладах между начальниками и подчиненными.
Едиными станут размеры выплат компенсационного характера и их перечень. К ним относятся компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Кроме того, кабмин установит размер надбавок за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну.
По данным издания, поправки дают право президенту продлить период пребывания в должности руководителей государственных (муниципальных) научных и высших учебных заведений. Сейчас Трудовой кодекс предусматривает для них ограничение по возрасту — до 70 лет, а также по срокам — не более трех сроков подряд (каждый из них не более пяти лет).
Как мы помним, в 2020 году были приняты поправки в Конституцию РФ, и именно согласно им, все предприятия, как государственные, так и коммерческие, обязаны провести индексацию заработных плат своим сотрудникам.
На какую сумму должна быть проиндексирована зарплата
Индексация заработной платы — это изменение зарплаты в зависимости от среднего уровня цен в экономике, то есть в зависимости от инфляции. В настоящее время инфляция в России составляет 4,9 %. Таким образом, если оклад работника составляет 30 000 рублей, то после проведения индексации заработная плата повысится на 4,9 %, то есть на 1470 рублей.
Закон предусматривает увеличение и всех выплат, которые начисляются в процентном соотношении от оклада. Например, доплата за работу внеурочное время. Многие работодатели предпочитают индексировать оклад работника, установленный в твердой сумме — то есть в абсолютных значениях.
В этом случае различные доплаты, надбавки и премии, установленные в процентах от оклада, можно не индексировать. Ведь после индексации оклада названные выплаты будут рассчитываться от уже проиндексированной суммы.
Если эти выплаты установлены в твердых суммах, следует проиндексировать все вместе, чтобы не было реального снижения уровня зарплаты. Но работодатели, которые не относятся к бюджетной сфере, сами вольны определять в том числе и то, какие составные части зарплаты индексировать, а какие нет.
Неисполнение этих требований в бюджетных учреждениях будет расцениваться как нарушение трудового законодательства, а вот в коммерческих предприятиях ситуация сложнее.
На сегодняшний день законодатель не устанавливает унифицированного, общепринятого способа индексации для каждой организации, и именно поэтому проведение обязательного повышения заработной платы в коммерческом сегменте трудно выполнимо.
На практике часто встречаются недобросовестные работодатели, которые отказываются проводить индексацию зарплат своим сотрудникам, ссылаясь на отсутствие четкого механизма индексации в Трудовом Кодексе РФ и вероятность того, что плановые проверки государственной инспекции труда к ним не придут.
Для работодателей, в независимости от того являются они государственными или коммерческими организациями, которые не повышают заработную, может быть, избрана мера ответственности в виде предупреждения или штрафа. Ответственность за невыполнение нормы закона наступает согласно ст. 5.27 КоАП РФ.
Нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
- на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
С 1 января 2021 года все сотрудники, которые первый раз в жизни устраиваются на работу, будут получать только электронную трудовую книжку. Остальные должны сделать выбор до конца этого месяца. Можно либо оставить бумажную версию, либо перейти на электронную.
— Второе важное изменение коснётся удалённых сотрудников. С 1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, которые регулируют дистанционную работу. В пандемию появился ряд проблем. Например, не было механизмов электронного взаимодействия сотрудника и работодателя. Поправки дают право проводить как постоянный, так и временный (до шести месяцев) перевод на дистанционный труд. К тому же можно использовать смешанный вариант, — рассказал председатель комиссии по социально-трудовым спорам Московского отделения Ассоциации юристов России Павел Андреев.
Здесь важно отметить, что работодатель в случае чрезвычайных ситуаций получит право переводить сотрудников на удалёнку без их согласия. Как пояснил эксперт Moscow Digital School Павел Лавренков, это положение распространяется и на эпидемии. Правда, работодатель должен обеспечить сотрудников всем необходимым оборудованием. Более того, в законе чётко указывается, что перевод на удалённую работу не может быть основанием для понижения зарплаты. Правила увольнения тоже станут понятнее. Если сотрудник не выходит на связь более двух дней, то работодатель сможет расторгнуть с ним трудовой договор.
Как пояснил старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников, по сути увольнять удалённых сотрудников будут так же, как и офисных. Сейчас расторгнуть договор с дистанционным работником гораздо проще. По словам юриста, для этого достаточно соблюдения одного или нескольких условий. Например, у работодателя просто нет достаточного объёма работы для удалёнщика или он решил изменить стратегию развития предприятия.
— При этом офисного сотрудника уволить без его желания очень и очень сложно. Для этого работнику необходимо иметь прогулы, дисциплинарные взыскания. Либо его квалификация не должна соответствовать занимаемой должности, но такое решение может вынести лишь специальная аттестационная комиссия. Разорвать же отношения с удалёнщиком не составляет труда. Грубо говоря, просто достаточно того, что работодатель не желает продолжать сотрудничество. Законопроект, который должен вступить в силу с 1 января, устраняет эту несправедливость. Документ особенно актуален в свете того, что не все компании планируют в полном составе вернуться в офисы. Часть сотрудников так и продолжит трудиться дистанционно, — отметил Петр Гусятников.
Также, пояснил юрист, удалёнщик больше не должен будет указывать в договоре адрес своего рабочего места. Предполагается, что он может работать где угодно, лишь бы был результат.
— До 31 марта продолжится эксперимент по переходу на электронный документооборот. Этот механизм уже тестируется в ряде крупных компаний. Кадровые документы переводят в электронный формат. На бумажных носителях они не дублируются. Если этот эксперимент будет признан удачным, то в новом году будет принят отдельный закон об электронном кадровом документообороте. Соответствующие поправки будут внесены и в ТК, — пояснил Павел Андреев.
С 1 января 2021 года на 5,5% планируется увеличить минимальный размер оплаты труда. Он составит 12 790 рублей. В 2020 году МРОТ был установлен на уровне 12 130 рублей.
— Это означает, что некоторым сотрудникам работодатели должны будут поднять заработную плату на 5,5% с нового года. Тех, кто этого не сделает, ждёт штраф до 50 тыс. рублей. Также с 1 января 2021 года на 5,5% будет увеличен максимальный размер выплаты по больничному листу. Сейчас он составляет 2301,37 рубля, а с 1 января будет 2434,25. Это максимальная выплата, которую может получить сотрудник за один день больничного, какой бы высокой ни была его зарплата. Чтобы получить такую сумму, средняя заработная плата работника должна быть на уровне 53 тыс. рублей в месяц, а страховой стаж — более восьми лет, — рассказал ведущий юрист компании «Объединённый юридический центр «Парфенон» Павел Уткин.
Также со следующего года планируется ввести минимальный почасовой размер оплаты труда. Он составит 150 рублей в час. На данный момент, если считать из обычного МРОТ, почасовая ставка составляет примерно 70 рублей. Стоит отметить, что документ ещё не принят и находится на рассмотрении в Госдуме.
— Использовать почасовой МРОТ можно будет при выплатах сотрудникам, которые работают по срочным трудовым договорам на условиях неполного рабочего времени. Если проект утвердят, то применять почасовой МРОТ нужно будет при расчёте зарплаты уже с января 2021 года. Новый минимум будут индексировать каждый год с учётом инфляции, — уточнила член Ассоциации юристов России Ольга Турунина.
Министерство культуры постановлением №80 от 3 ноября 2020г. также установило новую надбавку для работников своей системы. Работники культурно-просветительских учреждений будут получать надбавку за специфику работы в сфере культуры в размере 7% от оклада.
Постановление опубликовано 14.11.2020 и вступает в силу с 1 января 2021 г.
Источник информации: БрестСИТИ.
1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.
3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Как будет работать новая система начисления зарплат бюджетникам?
При достижении пенсионного возраста государственные служащие также могут рассчитывать на целый ряд социальных поощрений за их характер работы. Ниже представлены пенсионные льготы для работников государственных учреждений:
Слово культура в переводе с латинского cultura — возделывание, позднее — воспитание, почитание. Данное понятие имеет несколько значений в разных областях человеческой жизнедеятельности. Культура — предмет изучения истории, философии, культурологи. Под данным понятием понимают человеческую деятельность разных направлениях, включая все способы и формы человеческого самовыражения, самопознания. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!
Это привело к тому, что за последние 3 года работники культуры неоднократно выходили на митинги, требуя пересмотра политики относительно их сферы деятельности. В году, как и в , сотрудники культурных заведений смогут рассчитывать на льготы. Процентная ставка на льготу оплаты коммунальных услуг будет зависеть от должности и стажа работы каждого сотрудника индивидуально.
- Полный комплект (в 2 экземплярах) спецодежды, обувь, средств индивидуальной защиты для выполнения должностных обязанностей. При этом, в случае пропажи или износа средств индивидуальной защиты компания гарантирует проведение их ремонта или замены. Такое правило действует если порча произошла не по вине сотрудника.
- Медосмотры и диспансеризация, а также связанные с ними расходы на проезд и проживание. Также оплачивается время нахождения в пути к месту обследования и обратно, независимо от того, было оно рабочим или нет. Оплата производится в размере среднего заработка работника.
- Молоко или другие равноценные продукты (для занятых на вредных производствах), либо выплачивается компенсация по письменному заявлению работника.
- При несоответствии питьевой воды на рабочих местах санитарным нормам, обеспечивается приобретение природной питьевой воды, фильтров и кулеров. Особенно эта гарантия касается работников, чьи условия труда сопряжены с высокой температурой воздуха.
- Бытовые помещения компания обязуется приводить в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
- Если на работе по вине компании или вследствие профзаболевания сотрудник получает группу инвалидности, то ему по факту оформления нового социального статуса положена разовая выплата компенсации:
- 1 группа — 9 среднемесячных заработков;
- 2 группа — 6 среднемесячных заработков;
- 3 группа — 3 среднемесячных заработков.
Скажите, я работник культуры на селе одна приписана в доме, собственник которого муж, мне отказывают в получении льготы пока собственник не будет там же прописан, законно ли это? Ведь я тогда не буду получать 100% 03 Июля 2021, 07:11, вопрос №2421771 Ольга, г.
- отпуск по беременности, родам и уходу за ребенком. Он составляет, как известно, три года, поэтому необходимый стаж увеличивается до 28 лет; простой в работе, который образовался по вине самого педагога или его работодателей; преподаватель был отстранен от выполнения своих обязанностей из-за каких-либо нарушений действующего законодательства.
Именно второй аспект формирует целую науку и сферу общественной жизни.В 2021 году работникам культуры – как сферы образовательной и воспитательной деятельности, предусмотрены определенные социальные льготы. А в календаре российских праздников присутствует отдельный день, посвященный деятельности людей, посвятивших себя служению культуре. Впервые праздник отмечался в 1996 году, с тех пор он официально занесен в реестр, но является нерабочим только в случае выпадения на выходной день.
Согласно предложению Министерства труда российские получатели социальных выплат могут рассчитывать на февральское увеличение размера начислений. Точный индекс повышения пока что не прошел утверждение, но по предварительным данным речь идет о повышение на 4,9%.
Широко разрекламированная и обсуждаемая в СМИ сумма в 4,372 рублей предусматривает показатель выплат после того, как пособие будет уже проведено через процедуру перерасчета. Загвоздка кроется в том, что для разных категорий получателей ежемесячных денежных выплат, которые коротко называют ЕДВ, устанавливаются свои финансовые стандарты. На фоне этого эксперты просят граждан не ориентировать на общее значение, используемое для приблизительных расчетов, а дождаться выхода официального подтверждения Министерства труда о том, каким окажется индексационный индекс.
Кому и на сколько обязаны повысить зарплату с февраля 2021 года
Список тех, кого затронут февральские изменения, включает множество категорий федеральных льготников. Среди них отмечают тех, кто на основании законодательства претендует на государственную помощь социального характера. Огромное число таких льготников приходится на граждан с инвалидностью и ветеранов ВОВ.
Рассчитывать на прирост размера выплат могут и те, кто в свое время был узником фашизма или имеет члена семьи, который был военнослужащим, но погиб. Сюда же чиновники записали тех, кто пострадал от воздействия радиации. Если россиянин получил производственную травму на предприятии, то финансовая помощь ему тоже выделяется по такой программе.
Встречаются среди получателей и семейные россияне. Претендовать на государственные средства могут те, кто берет малыша на воспитание в семью. Выплаты проводятся беременным супругам военных, но только при условии официального подтверждения о вступлении в брак, причем муж должен находиться на службе по призыву.
Индексированные выплаты полагаются по закону и тем женщинам, которых зарегистрировали на учете в больнице еще на раннем сроке течения беременности. В случае кончины пенсионера, если он официально не был трудоустроен, родственники имеют право на получение пособия для погребения. Его тоже пересчитают в сторону увеличения, а пока сумма равняется почти 6 тыс. рублей.
/ / Основные правила расчета стимулирующих выплат работникам культуры Привлечение дополнительных финансовых средств + + + + Реализация проектной деятельности + + + — Выполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, но в больших объемах + + + + Выполнение обязанностей, не предусмотренных должностной инструкцией + + + + Качество труда Выполнение планового задания количества посещаемости занятий клубных формирований + — — — Выполнение планового задания количества КДУ района, обеспеченных методическим сопровождением + — — — Подготовка и проведение мероприятий + + + — Инициатива и применение в работе современных, новых форм и методов организации и проведения мероприятий, создающих и повышающих имидж учреждения + + + — Подготовка, проведение и участие в творческих лабораториях, семинарах, практикумах в качестве докладчика + + + — Соблюдение сроков и качества предоставления отчетности + + + — Высокий уровень организации работы отделов учреждения. Никифорова Порядок расчета и распределения стимулирующих выплат работникам муниципального казенного учреждения Культурно-досугового центра «Селяночка», подведомственного администрации Волошовского сельского поселения
- Виды и размеры стимулирующих выплат.
1.1.
Размер и вид выплат стимулирующего характера работников определяются в соответствии с Положением о системе оплате труда учреждения. 1.2. Конкретный размер выплат стимулирующего характера определяется в абсолютном размере.
- Порядок определения размера стимулирующих выплат.
2.1.
Размеры выплат стимулирующей части ФОТ работникам по результатам труда определяются руководителем и комиссией по расчету и распределению стимулирующих выплат МКУ КДЦ «Селяночка», согласно критериям и показателям качества и результативности труда. 2.2. При этом он должен учитывать рекомендации совета трудового коллектива, профсоюза, других организаций, влияющих на принятие решения (например, управляющего совета школы). Периодичность стимулирующих
На некоторых предприятиях заработная плата работников не ограничивается только одной зарплатой.
Работодатели в целях мотивации персонала предусматривают стимулирующие выплаты.
Они представляют собой различные надбавки, бонусы, премиальные доплаты и назначаются в дополнение к базовой части заработной платы. Законодательством предусматриваются многочисленные виды доплат, на которые могут рассчитывать профработники. Не все работники знают, что такое стимулирующие выплаты.
Трудовой кодекс понимает под ними различные поощрения работников в денежной форме. Подобные поощрения полагаются профработникам на основании различных условий:
- тяжелого характера выполняемых работ.
- высокого качества выполнения обязанностей;
- количества проделанной им работы;
- квалификации сотрудника;
- высокой сложности выполненной работы;
Стимулирующие выплаты являются составной частью зарплаты работников вместе с выплатами компенсационного характера. Закон не предусматривает закрытого списка всех полагающихся профработникам выплат.
Перечень остается открытым, а стимулирование работников работодателем может производиться различными способами на его усмотрение. На уровне законодательства вопросы, связанные со стимулирование работников, регулируются двумя главными актами:
- другими законами, предусматривающими возможность получения работниками доплат в форме поощрения.
- Трудовым кодексом, содержащим размер поощряющих надбавок вместе с условиями их начисления;
Сотрудник организации имеет право рассчитывать на надбавки как на основании Трудового кодекса, так и на основании коллективного договора, заключаемого им с работодателем при трудоустройстве.
Трудовым кодексом предусмотрено осуществление стимулирующих выплат, виды:
- премиальные;
- прочие выплаты.
- доплаты;
- надбавки;
Указанные формы поощрения прописываются в трудовых договорах и назначаются при составлении работодателем приказа о премировании.
» Муниципальное право Премирование подчиненных является повсеместной практикой для отечественных предприятий.
Для учета премий и их налогообложения важную роль играют виды премий.
Руководителю компании, а также сотрудникам бухгалтерии необходимо быть информированными о видах премии и их различиях.
Под премией понимается особая выплата в финансовом или натуральном эквиваленте, которая назначается сотруднику в дополнение к его основной заработной плате. Подразумевается, что премиальные суммы являются наградой за достижения в определенных сферах, зачастую, за результативность в производственной деятельности. Также премии выступают способом стимулирования работников для достижения максимального результата от их труда.
Порядок выплаты премий на предприятии регулируется локальным нормативным документом – Положением о премировании. Также данный процесс может регламентироваться положениями коллективного соглашения.
В случае, когда руководитель компании решает установить особый индивидуальный порядок премирования, регламентирующим документом выступит конкретное трудовое соглашение с сотрудником, в отношении которого устанавливается порядок выдачи поощрительных средств. Управленческий аппарат обязан начислять те премии, которые установлены в нормативных документах или трудовых соглашениях с сотрудниками. Наиболее часто дополнительные средства получают такие группы субъектов:
- Сотрудники компании, занятые в подразделениях, – за личные достижения.
- Руководящий аппарат (замы и секретари) – за исполнение своих трудовых обязанностей в целом, а также за выдающиеся достижения конкретных рабочих отделов и отдельных трудовых субъектов;
- Непосредственно руководство – за исполнение своих трудовых обязанностей в целом;
Основным регламентирующим премии документом на государственном уровне является ТК РФ.
Так, премии как таковые упоминаются в ст.
129 ТК РФ. Само определение понятия заключено в ст. 191 ТК РФ, там же фиксируется положение, в соответствии с которым премия может выплачиваться нанимателем, однако не является обязательной категорией. Законодатель не предусматривает конкретного порядка выплаты премий.
Работникам культуры проиндексируют зарплату в 2021 году
В соответствии с , , руководствуясь Уставом Рузского городского округа, постановляю:1.Утвердить Положение о критериях оценки и показателях эффективности деятельности работников муниципальных учреждений культуры (прилагается).2.Действие настоящего Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01 февраля 2021 года.3.Разместить настоящее Постановление на официальном сайте Рузского городского округа в сети «Интернет».4.Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации Рузского городского округа И.А.
Шиломаеву.Главагородского округаМ.В. Тарханов УтвержденоПостановлением ГлавыРузского городского округа от__16.02.2018__N _521 1.
Настоящее положение о критериях оценки и показателях эффективностидеятельности работников муниципальных учреждений в сфере культуры разработано в соответствии с пунктом 3 приложения 2 Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной ., (далее — Рекомендации N 920), в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры Рузского городского округа, в целях усиления заинтересованности работников муниципальных учреждений культуры в повышении качества оказания услуг, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач эффективности деятельности, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей, а также с целью создания системы критериев и показателей качества оказания услуг, для выявление достижений конкретных результатов деятельности работников учреждений культуры.1.2. Настоящее Положение определяет целью обеспечение зависимости оплаты труда основных категорий работников (далее работников) от объективного оценивания их результатов деятельности в реализации поставленных перед учреждениями культуры задач, и осуществления на их основе материального стимулирования за счет соответствующих выплат стимулирующего характера из фонда оплаты труда.2.1.
В России существуют различные льготы и социальные программы, по которым оказывается помощь различным категориям граждан. Выплаты через соцзащиту могут назначаться разным гражданам в зависимости от их статуса и материального положения. Такие пособия представлены социальной поддержкой российских граждан. С их помощью обеспечивается поддержание оптимального уровня жизни населения.
От государства можно получить бесплатную путевку в санаторий или в оздоровительный детский лагерь.
Инвалиды и сироты студенты получают отдельную социальную стипендию от государственных учебных заведений.
Если произошло стихийное бедствие или катастрофа, государство оказывает материальную поддержку россиянам , оказавшимся в сложной ситуации. Пострадавшие документально должны подтвердить жизненные обстоятельства.
Каждый раз, когда мы пишем что-то о зарплатах работников бюджетной сферы и ссылаемся на официальные данные Росстата, в комментариях обязательно кто-то напомнит, как далеки эти цифры от реальности. Пока Росстат отчитывается о зарплатах учителей выше 45 тысяч рублей в среднем по стране, и о зарплатах врачей, которые перевалили за 85 тысяч, многие совершенно справедливо напоминают, что в реальности такие цифры можно увидеть разве что в Москве и еще в паре регионов-доноров.
Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).
Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:
- для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
- для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
- для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.
По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).
И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:
- правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
- для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
- основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
- были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.
Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).
Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.