Бухгалтерский учет по уплате пени и штрафов по налогам и страховым взносам в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухгалтерский учет по уплате пени и штрафов по налогам и страховым взносам в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:
- в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
- при несоблюдении требований налогового законодательства.
И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:
- по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
- по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).
Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).
- Налоговый кодекс РФ
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н
- Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н
- Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н
Страховые взносы в бухгалтерском учете начисляют работодатели в том месяце, к которому относятся взносы. Страховые взносы с отпускных начисляются вместе с ними. Согласно ТК РФ, отпускные должны быть выданы работнику не позднее трех дней до начала отдыха. Значит, страховые взносы на всю сумму отпускных должны быть начислены одновременно с отпускными, даже если отпуск начался в одном отчетном периоде (расчетном периоде), а закончился в другом.
Принцип расчета взносов одинаков для всех видов страхования. Страхователь ежемесячно определяет базу для расчета взносов по каждому работнику. Базой является общая сумма выплат работнику, с которых начисляются взносы. Она определяется нарастающим итогом с начала года. Далее исчисленную базу нужно умножить на тариф и вычесть из полученной суммы взносы, начисленные ранее за этот год.
Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!
Получить бесплатный доступ на 14 дней
Уплаченные взносы отражаются по дебету субсчетов счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 51 «Расчетный счет»:
- Дебет 69 субсчет «ОПС» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены взносы на страховую часть пенсии;
- Дебет 69 субсчет «Расчеты по медицинским взносам» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены медицинские взносы;
- Дебет 69 субсчет «Расчеты по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства;
- Дебет 69 «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве.
Проводки пени по страховым взносам на практике чаще всего используются две:
- Дт 99/1 Кт 69 субсчет. Данная проводка отражает начисление определенной суммы пени по взносам на различные виды обязательного страхования. Допустимо рассматривать пени, как «прочие расходы». В этом случае используется проводка Дт 91 Кт 69.
- Дт 69/субсчет Кт 51. Данная проводка подразумевает, что средства направлены в счет погашения задолженности.
При погашении недоимок у многих бухгалтеров возникает вопрос о том, какую дату следует проставлять при осуществлении проводок. В данном случае это зависит от того, каким образом производится оплата – добровольно или на основании соответствующего требования.
Если пени погашаются самостоятельно, то указывают дату, когда сумма их была подсчитана. В тех случаях, когда организация исполняет требования контролирующего органа, то указывается дата его вынесения.
Бухгалтерские проводки по штрафам и пеням
Санкции могут насчитываться и перечисляться компанией (как и ТСЖ) на добровольной основе либо по полученным извещениям, которые обычно предоставляются от налоговой в результате процедуры контроля. Чтобы учитывать пени по страховым перечислениям, необходимо использовать счет 69, и именно на нем открываются субсчета касательно каждой из разновидностей начисляемых санкций.
При ведении бухучета важно правильно отображать все движение средств
В бух. учете операции, касающиеся пеней, направляемых в ПФР, следует отразить особыми записями. Пени по страховым взносам, уплачиваемые в 2021 году, потребуют проводки Дт 99 Кт 69, а когда производится уплата, следует указать это как Дт 69 Кт 51. Нюансы того, как будет отражен момент проведения операции, касающейся начисления пени, имеют прямое влияние от двух факторов:
- при нахождении пени по самостоятельной инициативе, проводка датируется таким же образом, как и имеющаяся справка-расчет;
- в случае начисления пени по итогам проведенной проверки, то запись об учете делается к дате вступления в силу решения касательно итогов контроля.
По уточнениям Министерства финансов, датированных 28 декабря 2016 года, отражаются рекомендации касательно отражения неналоговых пеней. Бухгалтерские проводки, касающиеся пени по взносам страхования, относятся к затратам производства. Поэтому пеня начисляется и уплачивается по страховым взносам, перечисляемым в ФСС, с помощью определенных проводок.
Начисление сопровождается указанием комбинации Дт 26 (44) Кт 69, а при перечислении уплаты с расчетного счета это проводится в бухгалтерии как Дт 69 Кт 51.
Пеня начисляется с того дня, который следует за установленным днем последнего перечисления взноса, и заканчивается в день, который предшествует погашению.
Таким образом, если погасить задолженность в первый день ее возникновения, то начисления штрафных санкций и вовсе произведено не будет.
Пеня за проведение несвоевременной уплаты обязательных взносов, касающихся страхования, должна перечисляться в сроки, которые отражены в требованиях от ФСС и ФНС. Если этого не будет произведено, то деньги снимутся принудительно, но в любом случае снимаемые деньги необходимо отражать в бухгалтерском учете с помощью специальных проводок.
В тех случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель не выполняет своих обязательств по уплате страховых взносов, контролирующий орган имеет полномочия по начислению дополнительных денежных сумм до момента уплаты долга.
Так, здесь следует выделить пени, под которыми понимается дополнительный сбор, устанавливаемый за каждый день просрочки. Особенностью пени является то, что они начисляются ежедневно до момента исполнения организацией или ИП своих обязательств.
Справка! Пени следует отличать от штрафа. Штраф представляет собой финансовую санкцию в форме принудительного взыскания определенной денежной суммы в случае неисполнения требования законодательства. После вынесения штрафа его сумма не растет и остается постоянной.
Решение о применении штрафных санкций в отношении плательщиков взносов принимает контролирующий орган. Ранее их было несколько. Так, взносы на пенсионное страхование администрировал Пенсионный фонд России (ПФР), на медицинское – Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), на социальное – Фонд социального страхования (ФСС).
Однако на сегодняшний день функции по администрированию поступающих взносов возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС). Именно данный орган и накладывает финансовые санкции на недобросовестных плательщиков. Взносы за травматизм по-прежнему администрируются ФСС.
За несвоевременную подачу отчетов или представление учетной информации, например при открытии текущего счета, уплату налогов позже установленного срока предусмотрено наложение штрафных санкций, размер которых регламентируется соответствующими статьями Налогового кодекса.
Пеня же – это нечто иное, нежели штрафные санкции. Она является неким средством обеспечения, которое стимулирует к своевременному исполнению своих обязанностей относительно уплаты соответствующих налогов и сборов.
Размер начисленной пени регламентируется статьей 75 НК России, которая гласит, что ее начисление происходит со дня, следующего за сроком уплаты и заканчивается днем погашения недоимки.
Согласно этой статье Налогового кодекса размер пени зависит от трех параметров:
- Сумма просрочки;
- Количество дней просрочки;
- От процентной ставки рефинансирования ЦБ России.
Уплата страховых взносов осуществляется с периодичностью, установленной законом. Соответственно, на выполнение этой обязанности плательщику предоставляется определенный срок. Если обязанность им до окончания платежного периода не исполнена, то его могут ожидать финансовые санкции.
Когда страховые взносы начислены, они считаются уплаченными в полном объеме в день, когда в банк, где открыт расчетный счет, на котором имеется достаточное количество денежных средств, предоставлен соответствующий платежный документ.
Таким образом, пени могут быть начислены:
- за неуплату страховых взносов;
- за частичную неуплату страховых взносов;
- за просрочку по уплате взносов.
Решение о начислении пени и штрафов по страховым взносам может быть оспорено в судебном порядке.
Контур.Бухгалтерия — облачная бухгалтерия для бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Попробовать
Все работодатели платят страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Часть взносов (пенсионные, медицинские и на случай болезни и материнства) платится разными платежками в налоговую. И только социальные взносы в соцстрах от несчастных случаев и профзаболеваний по-прежнему перечисляются в ФСС. В статье расскажем, как начислять взносы, какие формировать проводки и как учитывать их в налоговом учете.
Страховые взносы в бухгалтерском учете начисляют работодатели в том месяце, к которому относятся взносы. Страховые взносы с отпускных начисляются вместе с ними. Согласно ТК РФ, отпускные должны быть выданы работнику не позднее трех дней до начала отдыха. Значит, страховые взносы на всю сумму отпускных должны быть начислены одновременно с отпускными, даже если отпуск начался в одном отчетном периоде (расчетном периоде), а закончился в другом.
Принцип расчета взносов одинаков для всех видов страхования. Страхователь ежемесячно определяет базу для расчета взносов по каждому работнику. Базой является общая сумма выплат работнику, с которых начисляются взносы. Она определяется нарастающим итогом с начала года. Далее исчисленную базу нужно умножить на тариф и вычесть из полученной суммы взносы, начисленные ранее за этот год.
При заполнении реквизитов получателя нужно учесть изменения в двух полях. Новшества связаны с переходом на новое казначейское обслуживание и систему казначейских платежей.
- Поле 17: меняется номер счета территориального органа Федерального казначейства (ТОФК);
- Поле 15: начиная с января 2021 года, в нем нужно указывать номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета (ЕКС)). В 2020 году и ранее при уплате налогов и взносов это поле не заполняли.
Начнет действовать четкое правило на случай, когда бухгалтерия вычитает из зарплаты работника деньги в счет погашения задолженности перед бюджетом. Далее удержанную сумму переводят в казну отдельным платежным поручением. В такой платежке в поле «ИНН плательщика» с 17 июля 2021 года категорически запрещено указывать идентификационный номер компании-работодателя. Вместо этого нужно поставить ИНН самого работника (поправки, внесенные приказом № 199н).
До октября 2021 года в платежках, оформленных при погашении задолженности по истекшим периодам, в поле 106 можно при необходимости указать одно из следующих значений:
- «ТР» — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
Для целей исчисления налога на прибыль санкции за нарушение договорных обязательств, признанные должником добровольно или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, учитываются в составе внереализационных доходов организации (п. 3 ст. 250 НК РФ).
На основании ст. 317 НК РФ, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, при методе начисления дата получения дохода в виде санкций за нарушение договорных обязательств является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина РФ от 25.08.2017 N 03-03-07/54554. Другими словами, если судом принято решение о выплате организации неустойки, то у налогоплательщика обязанность по начислению внереализационного дохода в части установленной судом суммы неустойки возникает на дату вступления в силу решения суда.
По присужденным судом пеням, точная сумма которых еще не понятна (т.е. пени, которые ответчику исчисляются со дня принятия решения судом до момента исполнения решения) правила признания в пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ не установлены.
Для этой ситуации Минфин РФ разъяснил, что такие доходы признаются по общим принципам признания доходов при методе начисления. То есть, доходы в виде суммы пеней со дня принятия судом решения до момента фактического погашения долга, подлежащие уплате на основании данного решения суда, учитываются для целей налогообложения прибыли на конец соответствующего отчетного периода (налогового периода) или на дату фактического погашения долга — в зависимости от того, какое событие произошло ранее (смотрите письмо Минфина РФ от 15.01.2018 N 03-03-06/1/1026).
Если же должник готов признать санкции по хоздоговору без обращения в суд, то дата признания внереализационного дохода у получающей стороны определяется по дате документа, свидетельствующего о согласии уплатить сумму санкций. Форма такого документа произвольна.
К ним можно отнести, например, двусторонний акт, подписанный сторонами, соглашение о расторжении договора, акт сверки, письмо должника, подтверждающее факт признания должником нарушения обязательства и позволяющий определить размер признанной суммы (смотрите, например, пункт 3 письма Минфина РФ от 10.11.2017 г. N 03-03-06/2/74188).
Кроме того, обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить пени, является также фактическая уплата их кредитору (письмо Минфина РФ от 19.02.2016 N 03-03-06/1/9336).
Если при невыполнении контрагентом договорных обязательств организация не предпринимала мер по истребованию предусмотренной договором неустойки, а контрагент не совершает никаких действий по ее признанию, то внереализационный доход не возникает.
Наступление определенных договором обязательств, являющихся основанием для предъявления должнику претензии или подачи иска в суд, само по себе не приводит к образованию дохода, учитываемого на основании пункта 3 ст. 250 НК РФ (письмо Минфина РФ от 16.08.2010 N 03-07-11/356).
Перед тем как начинать обсуждение проводок и нюансов бухгалтерского и налогового учёта пеней, важно понять их смысловую нагрузку. Пени (пеня), согласно пункту 1 статьи 175 Налогового Кодекса РФ, это некоторая сумма денежных средств, которую организация-налогоплательщик обязана оплатить, помимо сумм самого налога. Пеня – это санкция за просроченный платёж по обязательствам (уплата налога, сбора, авансового платежа) перед бюджетом РФ.
В налоговом законодательстве России существует разделение понятий пени и штрафа. Если пеня имеет смысл «наказания» за несвоевременность выплаты по обязательствам, то штраф – это также вид наказания, однако более серьёзный, это санкция за налоговое правонарушение, согласно статье 114 Налогового кодекса РФ. Оба вышеназванных «наказания» относятся к разряду налоговых санкций с точки зрения целей бухгалтерского учёта.
Важный момент: пеня начисляется за каждый календарный день просрочки внесения денежных средств в бюджет в счёт погашения обязательств по налогам и сборам, причём дни просрочки считаются с момента дня, следующего за днём уплаты налога или сбора по день погашения обязательства (включительно).
Рассмотрим формулу расчета и понятия в таблице ⇓
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Как рассчитывается сумма пеней? | Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ, сумма пеней рассчитывается как 1/300 от размера ставки рефинансирования Центробанка РФ путём умножения полученного процента на сумму несвоевременно уплаченного налога и количество дней просрочки. Формула имеет вид:
Пени=∑Налога × Ставка рефинансирования×1/300×Nдней просрочки |
2 | Как следует уплачивать сумму пени? | Важно при наличии просроченных платежей рассчитать и уплатить сумму пеней самостоятельно (либо вместе с суммой налогов, либо поле). Пени выплачивать придётся в любом случае, поэтому лучше это сделать самостоятельно, иначе налоговая инспекция сделает это за налогоплательщика, и, ко всему прочему, может взыскать в принудительном порядке за счёт денежных средств (путём списания данной суммы с расчётного счёта организации) или за счёт имущества организации-налогоплательщика, согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ. |
3 | Какова ставка рефинансирования в 2017 году? | 27 марта 2017 года произошло одно важное изменение – снизилась ставка рефинансирования с 10% до 9,75%, а это значит, что размер пеней будет также меньше начиная с 21.03.2017 г. |
4 | Какие существуют нюансы расчёта пеней? | До 1 октября 2017 года действовала формула, приведённая в пункте 1, однако теперь, при просрочке по уплате обязательств перед бюджетом более чем на 30 дней формула приобретает следующий вид:
Пени= ∑ Налога×Ставка рефинансирования× 1/300× 30дн.просроч. + ∑ Налога ×Ставка рефинансирования× 1/150× (Nдн.просроч. – 30дн.просроч.) Таким образом, за каждый день просрочки, после первых 30 дней, размер пени увеличится в 2 раза. Данное изменение регламентировано подпунктом «б» пункту 13 статьи 1 ФЗ №401 от 30.11.2016 |
5 | Какие налоги погашают раньше? | Как правило, сначала гасится та задолженность, которая возникла раньше. |
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2021 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2021 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.
Правила бухучета штрафов по налогам и договорам
Если организация не уплатила налоги своевременно и при этом на ее расчетном счету отсутствует достаточная сумма средств, то налоговые органы вправе принудительно взыскать налоги и начисленные пени за счет имущества должника.
В противном случае пеня будет начислена по инициативе ФНС. Пеня не относится к числу налоговых санкций, но связана с налоговыми обязательствами. Потому у бухгалтеров часто возникает вопрос, как правильно отразить в учете пени.
Согласно пункту 6 Правил № 1063, за каждый день просрочки поставщику (исполнителю, подрядчику) начисляют пени в размере не менее 1/300 ключевой ставки от цены контракта. Ставку берут на дату уплаты пеней (как и в случае с заказчиком). А цена контракта должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, которые контрагент фактически исполнил.
Размеры санкций для поставщика определяют по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. № 1063 (Правила № 1063)
Для расчета суммы применяют формулы из Правил № 1063. При этом необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. № 1340 (далее – постановление № 1340). В нем сказано, что к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, с 1 января 2021 года нужно применять не ее, а ключевую ставку, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Долгое время ставка рефинансирования оставалась на уровне 8,25 процента годовых (Указание ЦБ РФ от 13 сентября 2021 г. № 2873-У). Однако с 2021 года ее приравняли к ключевой. В результате ставка рефинансирования утратила былое значение и является теперь лишь формальной величиной, фигурирующей во многих законодательных актах.
Давайте выясним, как изменится начисление неустойки в связи с этими новациями.
Контрактная система основана на положениях Гражданского кодекса РФ. Об этом сказано в части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2021 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, под контрактом понимают гражданско-правовой договор, который может быть заключен в том числе бюджетным учреждением в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. А одно из обязательных условий договорных отношений – ответственность контрагентов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
ПБУ 9/99, Приказ Минфина от 31.10.2021 № 94н): Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» — Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» Административный штраф: проводки в бухгалтерском учете Таким образом, начисленному штрафу за нарушение ПДД будет соответствовать такая бухгалтерская проводка: Дебет счета 91 – Кредит счета 76 Аналогичной проводкой будет отражено начисление штрафа трудовой инспекцией и иными аналогичными инстанциями. Следовательно, оплата административного штрафа будет отражена так: Дебет счета 76 – Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др. К счету 76 может быть открыт отдельный субсчет «Административные штрафы».
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание.
Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?
Пени и штрафы по хоздоговорам: бухучет и налогообложение у получателя
Просрочка уплаты влечет штраф, а за намеренную неуплату компанию оштрафуют в двойном размере. За несвоевременную сдачу отчетности также придется дополнительно платить.
Штрафы грозят в следующих случаях:
- неуплата начисленных сумм, грубые нарушения в учете доходов и расходов, которые повлекли занижение расчетной базы — 20 % от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ, ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ);
- умышленная неуплата и занижение базы — 40 % от суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ, ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ);
- непредоставление в положенный срок расчета по страховым взносам — 5 % от неуплаченных вовремя сумм, подлежащих уплате по расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки (п. 1 ст. 119 НК РФ) плюс штраф от 300 до 500 рублей за нарушение сроков сдачи по статье 15.5 КоАП РФ;
- подача расчета в бумажном виде вместо электронного — 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ). Электронный расчет сдают компании с численностью сотрудников более 100 человек;
- несвоевременная сдача СЗВ-М или подача недостоверных (неполных) сведений — 500 рублей за каждое застрахованное лицо (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Для больших компаний сумма окажется существенной;
- подача СЗВ-М в бумажном виде вместо электронного — 1000 рублей (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Электронно сдают СЗВ-М организации, в которых трудятся больше 25 человек;
- непредоставление, в том числе в установленный срок, сведений в ПФР или их предоставление в неполном (искаженном) виде — от 300 до 500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ);
- несдача 4-ФСС — 5 % от суммы отчислений на травматизм, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки (пункт 1 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ) плюс штраф от 300 до 500 рублей за нарушение сроков сдачи 4-ФСС по статье 15.33 КоАП РФ;
- подача расчета 4-ФСС в бумажном виде вместо электронного — 200 рублей (пункт 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).
Кроме штрафов, за каждый календарный день опоздания с уплатой начисляются пени.
Пени по страховым взносам в 2020 году рассчитываются по тем же правилам, которые действовали ранее. Однако при расчете в 2020 году есть одна особенность: ЦБ РФ утвердил ключевую ставку, используемую для расчетов, в размере 7,75 % с 17.12.2018. До этой даты необходимо было пользоваться ставкой в размере 7,5 % (с 17.09.2018). Если период задолженности захватывает время до и после 17.12.2018, то при подсчете используются разные ставки. Как это происходит, покажем далее на примере.
Формула расчета осталась неизменной (такая же используется для расчетов по налогам):
Приведем пример: ООО «Компромисс» согласно установленным срокам должно было перечислить в ИФНС за ноябрь 2018 общую сумму в 10 000 руб. до 15.12.2018. Допустим, заплатила их компания 10.01.2019. Рассчитаем общую сумму.
Учтем при этом, что до 17.12.2018 ставка рефинансирования составляла 7,5 %, а после этой даты — 7,75 %. Поскольку крайний срок уплаты взносов (15 декабря) и сам день уплаты (10 января) не учитывают, общее количество дней просрочки для ООО «Компромисс» составит 32. Из них 2 дня приходится на период до повышения ставки (с 16 по 17 декабря) и рассчитываются по значению 7,5 %, за оставшиеся — по ставке 7,75 %. Кроме того, обратите внимание, что за первые 30 дней надо считать с учетом 1/300 ставки, а с 31-го дня — уже 1/150 ставки.
Посчитаем, сколько должно ООО «Компромисс»:
(10 000 × 2 × 7,5 % / 300) + (10 000 × 28 × 7,75 % / 300) + (10 000 × 2 × 7,75 % / 150) = 5 + 72,33+ 10,33 = 87,66 рубля
Произвести подсчет автоматически вам поможет калькулятор пеней на нашем портале.
Пеня — одно из средств обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет при просрочке уплаты налога, сбора или авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 75 НК РФ).
В общем случае пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день погашения недоимки, включительно. Рассчитывается она в процентах от неуплаченной суммы исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Расчет можно представить в виде формулы:
П = Н × Дн × 1/300 Среф,
Н — неуплаченная или несвоевременно уплаченная сумма налога;
[2]
Дн — календарные дни просрочки;
Среф — ставка рефинансирования ЦБ РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 27.12.2018 размер пеней ограничивается суммой недоимки, на которую их начисляют. Подробнее см. здесь.
Правила бухгалтерского учета расходов организаций регламентированы ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Однако конкретных указаний по порядку бухучета налоговых пеней данное ПБУ нам не дает. А это значит, что организация может определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
Как в бухучете отражаются штрафы за неуплату налогов или взносов?
Существует 2 варианта начисления пеней в бухучете:
- через счет 99 по аналогии с налоговыми санкциями — проводкой Дт 99 Кт 68;
- через счет 91 по аналогии с пенями договорными — проводкой Дт 91-2 Кт 68.
Соответствующий вариант также целесообразно закрепить в учетной политике по БУ.
На счете 68 для пеней по каждому из налогов желательно открывать соответствующие субсчета.
Важно отметить, что при отражении пеней вторым способом (т. е. через счет 91) в учете будет возникать постоянное налоговое обязательство. Ведь для бухучета эти расходы принимаются, а для налогообложения нет (пп. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».
Пени представляют собой вид санкций, налагаемых на налогоплательщика, задерживающего оплату налога в бюджет. Их начисление может быть отражено в бухучете одним из 2 способов: через счет 99 или 91. Выбрать способ должен сам налогоплательщик.
В процессе своей трудовой деятельности каждый бухгалтер сталкивается с такими понятиями как штраф и пеня, например при нарушении законодательства о налогах и сборах. В этой статье изучим куда отнести штрафы по налогам в бухгалтерском учете, а также основные проводки по начислению и уплате пени, штрафов по налогам: на прибыль, НДС, страховым взносам.
Следует отметить, что штраф и пеня – это разные понятия:
- Штраф начисляется сразу же при возникновении вышеперечисленных причин. Кроме того, его размер четко регламентирован по срокам на законодательном уровне.
- Пеня – это штрафной платеж, который начисляют за каждый день просроченного платежа в процентном соотношении 1/300 к ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.
Бытуют мнения в бухгалтерских кругах, что для отображения начисленных пеней и штрафов можно также использовать счет 91 Прочие расходы. Однако в таком случае возникает постоянное налоговое обязательство, что несколько усложняет сам процесс их учета.
Кроме того, если начисленные пени и штрафы будут отображаться на 91 счете, то это приведет к снижению налогооблагаемой базы и нарушит подлинность предоставления информации, отображенной в финансовых показателях организации.
Важно! Признанные в бухгалтерском учете пеня и штрафы не имеют своего отображения в налоговом учете, поэтому никак не уменьшат ваше налоговое обязательство.
Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:
Для индивидуальных предпринимателей значения КБК традиционно отличаются в зависимости от того, есть ли у ИП работники или он отчисляет фиксированные взносы только за себя.
При перечислении фиксированных страховых взносов за себя ИП без работников в 2021 году должен указать в платежном поручении такие КБК:
ВИД ВЗНОСОВ ИП |
КАКОЙ КБК В 2021 ГОДУ |
На ОПС (фиксированные и в размере 1% с дохода свыше 300 000 руб.) |
182 1 02 02140 06 1110 160
Пени: 182 1 02 02140 06 2110 160 Штраф: 182 1 02 02140 06 3010 160 |
На ОМС |
182 1 02 02103 08 1013 160
Пени: 182 1 02 02103 08 2013 160 Штраф: 182 1 02 02103 08 3013 160 |
Добровольные взносы по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ) в ФСС | 393 1 17 06020 07 6000 180 |
ВИД ПЛАТЕЖА |
КБК НА 2021 ГОД |
Страховые взносы на ОМС за работников | 182 1 02 02101 08 1013 160 |
Пени | 182 1 02 02101 08 2013 160 |
Штрафы | 182 1 02 02101 08 3013 160 |
ВИД ПЛАТЕЖА |
КБК НА 2021 ГОД |
Страховые взносы на ВНиМ в бюджет ФСС | 182 1 02 02090 07 1010 160 |
Пени | 182 1 02 02090 07 2110 160 |
Штрафы | 182 1 02 02090 07 3010 160 |
Для уплаты страховых взносов на дополнительное соцобеспечение отдельных категорий физлиц, а также пеней и штрафов по ним используют следующие КБК:
Взносы организаций угольной промышленности: | |
Взносы | 182 1 02 02120 06 1000 160 |
Пени | 182 1 02 02120 06 2100 160 |
Штрафы | 182 1 02 02120 06 3000 160 |
Взносы организаций, использующих труд членов лётных экипажей воздушных судов: | |
Взносы | 182 1 02 02080 06 1000 160 |
Пени | 182 1 02 02080 06 2100 160 |
Штрафы | 182 1 02 02080 06 3000 160 |
Для уплаты страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования России, а также пеней и штрафов по ним используют следующие КБК:
ВИД ПЛАТЕЖА |
КБК НА 2021 ГОД |
Страховые взносы на травматизм ФСС | 393 1 02 02050 07 1000 160 |
Пени | 393 1 02 02050 07 2100 160 |
Штрафы | 393 1 02 02050 07 3000 160 |
Срок давности выявления недоимки по страховым взносам. Существует ли он?
Если в установленные сроки суммы налоговой задолженности и начисленной пени не были уплачены самостоятельно, то возникает право на взыскание. Уплата налогового долга и начисленной пени может происходить как добровольно, так и через суд. В случае пренебрежения добровольной уплаты используются следующие методы взыскания:
- В банк плательщика направляется инкассовое поручение;
- По решению суда судебные приставы могут взыскать необходимую сумму долга за счет имущественных активов должника;
- Если должником является физ.лицо, то взыскание задолженности может происходить за счет конфискации активов плательщика.
Кроме того, нарушение сроков и сумм уплаты страховых взносов чреваты не только начислением пени, но и отрицательно сказывается на инвестировании средств пенсионных накоплений.
Для отображения пени в учете можно использовать два счета – 91 или 99.
Для отображения начисленной пени рекомендуется использовать счет 99, что позволяет избежать постоянного налогового обязательства, поскольку при формировании декларации по налогу на прибыль, начисленная пеня по страховым взносам не входит в расчете базы налогообложения. Использование счета 99 рекомендуется закрепить в учетной политике предприятия.
Счет Дт | Счет Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
20 (25, 26, 29, 44) | 69-2 | 10 000,00 | Начислены страховые взносы в ПФР | Зарплатная ведомость |
20 (25, 26, 29, 44) | 69-1 | 2 000,00 | Начислены взносы в ФСС | Зарплатная ведомость |
20 (25, 26, 29, 44) | 69-3 | 3 000,00 | Начислены взносы в ФОМС | Зарплатная ведомость |
69-2 | 51 | 10 000,00 | Уплата страховых взносов в ПФР | Банковская выписка |
91 (99) | 69-1,69-3 | 3,67 | Проводки по начислению пени за просрочку страховых взносов. Срок просрочки – 2 дня; Сумма просрочки – 5 000,00 руб.; Ставка рефинансирования – 11%. П = 5 000,00 * 2 дн. * 11% * 1/300 = 3,67 руб. | Бухгалтерская справка |
69-1, 69-3 | 51 | 5 000,00 | Уплата задолженности по страховым взносам в ФСС и ФОМС | Платежное поручение |
69-1, 69-3 | 51 | 3,67 | Начисленная пеня уплачена в бюджет | Бухгалтерская справка, платежное поручение |
99-2 | 68-4 (68-2, 68-1) | 475,17 | Начислена пеня за неуплату налога в сумме 78 540,00 руб. Просрочка составила 22 дня. Ставка рефинансирования – 8,25%.П = 78540 * 22 дн. * 8,25% * 1/300 = 475,17 | Бухгалтерская справка |
68-4 (68-2, 68-1) | 51 | 78 540,00 | Оплачена сумма налогового долга | Платежное поручение |
68-4 (68-2, 68-1) | 51 | 475,17 | Начисленная пеня уплачена в бюджет | Платежное поручение |
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
В процессе своей трудовой деятельности каждый бухгалтер сталкивается с такими понятиями как штраф и пеня, например при нарушении законодательства о налогах и сборах. В этой статье изучим куда отнести штрафы по налогам в бухгалтерском учете, а также основные проводки по начислению и уплате пени, штрафов по налогам: на прибыль, НДС, страховым взносам.
Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.
Бытуют мнения в бухгалтерских кругах, что для отображения начисленных пеней и штрафов можно также использовать счет 91 Прочие расходы. Однако в таком случае возникает постоянное налоговое обязательство, что несколько усложняет сам процесс их учета.
Кроме того, если начисленные пени и штрафы будут отображаться на 91 счете, то это приведет к снижению налогооблагаемой базы и нарушит подлинность предоставления информации, отображенной в финансовых показателях организации.
Важно! Признанные в бухгалтерском учете пеня и штрафы не имеют своего отображения в налоговом учете, поэтому никак не уменьшат ваше налоговое обязательство.
Как правильно отразить начисление пеней по налогу на прибыль при ПБУ 18/02?
В бухгалтерском учете проводки по начисленным пени по страховым взносам отражаются на дату:
- расчета (согласно справки-расчета), если компания самостоятельно начисляет пени;
- вступления в силу решения контролирующего органа, если начисление произошло в результате проверки.
Проводки по начислению и уплате пени будут следующими:
Хозяйственная операция | Д | К |
Начислены страховые взносы | 20 | 69 |
Начислены пени по страховым взносам | 99 | 69 |
Перечислена задолженность по страховым взносам | 69 | 51 |
Перечислены пени по страховым взносам | 69 | 51 |
Важно! Для учета недоимки используется счет 69 «Расчет по социальному страхованию и обеспечению». Образование пени отражается на 99 счете «Прибыли и убытки» и 69 счете.
Наименование платежи | КБК |
Страховые взносы по основным/пониженным тарифам | 182 1 02 02010 06 1010 160 |
Медицинские взносы | 182 1 02 02101 08 1013 160 |
Социальные взносы | 182 1 02 02090 07 1010 160 |
Страховые взносы, уплачиваемые в фиксированной сумме и с дохода свыше 300 тыс. рублей | 182 1 02 02140 06 1110 160 |
Медвзносы, уплачиваемые в фиксированном размере и с дохода свыше 300 тыс. рублей | 182 1 02 02103 08 1013 160 |
Взносы на травматизм | 393 1 02 02050 07 1000 160 |
Пени по страховым взносам по основным/пониженным тарифам | 182 1 02 02010 06 2110 160 |
Пени по медвзносам, уплачиваемым в фиксированном размере и с дохода свыше 300 тыс. рублей | 182 1 02 02103 08 2013 160 |
Пени по медицинским взносам | 182 1 02 02101 08 2013 160 |
Пени по социальным взносам | 182 1 02 02090 07 2110 160 |
Пени по пенсионным взносам, уплачиваемым в фиксированном размере и с дохода свыше 300 тыс. рублей | 182 1 02 02140 06 2110 160 |
Пени по медвзносам, уплачиваемым в фиксированном размере и с дохода свыше 300 тыс. рублей | 182 1 02 02103 08 2013 160 |
Пени по взносам на травматизм | 393 1 02 02050 07 2100 160 |
Штраф по страховым взносам по основным/пониженным тарифам | 182 1 02 02010 06 3010 160 |
Штраф по медвзносам | 182 1 02 02101 08 3013 160 |
Штраф по социальным взносам | 182 1 02 02090 07 3010 160 |
Штраф по пенсионным взносам, уплачиваемым в фиксированном размере и с дохода свыше 300 тыс. рублей | 182 1 02 02140 06 3010 160 |
Штраф по медвзносам, уплачиваемым в фиксированном размере и с дохода свыше 300 тыс. рублей | 182 1 02 02103 08 3013 160 |
Штраф по взносам на травматизм | 393 1 02 02050 07 3000 160 |
Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.
Бытуют мнения в бухгалтерских кругах, что для отображения начисленных пеней и штрафов можно также использовать счет 91 Прочие расходы. Однако в таком случае возникает постоянное налоговое обязательство, что несколько усложняет сам процесс их учета.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2021 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2021 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.
————————————————————————-
*(1) Заметим, что в Приложении N 5 к Указаниям N 65н по-прежнему остается увязка КВР 853 с «укрупненной» статьей 290 «Прочие расходы». Соответственно, допустимо применение нового кода КОСГУ 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» одновременно с КВР 853.
*(2) В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам (взносам) (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).
Законодателями разработана система контролирующих мер за своевременностью уплаты налогов и страховых отчислений. С 2021 года взыскание основного объема страховых взносов (кроме взносов по травматизму) стало прерогативой ФНС. Но требования по их уплате сохранились неизменными: уплачиваться они должны в установленные сроки и в полном размере, а при отсутствии платежа или его части, к плательщику применяются нормы законодательного права, диктующие обязательную уплату недоимки и пеней, рассматриваются которые как штрафные санкции за несвоевременность внесения взносов.