Как Сдать Уточнение По Прибыли За 2021 Если Организация С 2021 В Другой Налоговой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как Сдать Уточнение По Прибыли За 2021 Если Организация С 2021 В Другой Налоговой». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Уточненная налоговая декларация представлена в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации.

    Такая декларация считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

  2. Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога.

    Налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточнённая налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

  3. Уточнённая налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.

Нужно ли сдавать «уточненку» по налогу на прибыль?

  • представления уточнённой налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения, или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточнённой налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточнённой налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

У любой организации хотя бы раз возникала ситуация, когда в текущем периоде вдруг находилась ошибка, относящаяся к прошлым налоговым периодам.

Например, организация в 2018 году обнаружила документы за 2016 год, данные из которых не были включены в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Возникает вопрос: как исправить ошибку? Обязана организация подать «уточненку» за 2016 год или она имеет право включить эти расходы в базу 2018 года?

Обратимся к ст. 54 НК РФ, где даны два варианта исправления ошибок прошлых лет: в периоде совершения ошибки или в периоде обнаружения. Какие условия должны быть соблюдены при выборе того или иного варианта?

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения).

Иными словами, по общему правилу при обнаружении в 2018 году ошибки за 2016 год нужно скорректировать базу за 2016 год и подать за этот период уточненную декларацию.

Тем же пунктом (абз. 3) установлены исключения из приведенного общего правила, когда налогоплательщик вправе произвести перерасчет за период, в котором были обнаружены ошибки, не представляя «уточненку» за прошлые периоды:

  • невозможно определить период совершения ошибок (искажений);

  • допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Указанные положения ст. 54 НК РФ соотносятся с нормами ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок внесения изменений в налоговую декларацию.

На практике нередки ситуации, когда организация обнаруживает переплату за прошедшие периоды в отношении других налогов, которые учитывались при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (транспортный налог, налог на имущество, земельный налог, страховые взносы).

Например, организация в 2018 году обнаружила, что она начислила и уплатила излишние суммы налога на имущество за 2016 год. Она подала уточненную декларацию за 2016 год по этому налогу. Должна ли она подать еще и уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год, ведь излишне начисленная сумма налога на имущество привела к занижению суммы налога на прибыль за этот период?

Ранее контролирующие органы отмечали, что выявление и декларирование суммы одного налога в размере, меньшем ранее заявленного, может повлечь обнаружение факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы другого налога. При этом налогоплательщик обязан провести перерасчет такого налога, внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган соответствующую «уточненку» в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. Налоговый орган на основании пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе требовать от налогоплательщика представления уточненной налоговой декларации по указанному налогу (см. Письмо ФНС России от 22.01.2010 № ШТ-17-2/12@ вместе с Письмом Минфина России от 21.12.2009 № 03-02-07/2-209).

Впоследствии подход поменялся (см. Письмо ФНС России от 12.02.2014 № ГД-4-3/2216@ вместе с Письмом Минфина России от 23.01.2014 № 03-03-10/2274) в связи с позицией Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 17.01.2012 № 10077/11.

Исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль (из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11).

В Письме № ГД-4-3/2216@ также было отмечено, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, и в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога, соответствующей положениям перечисленных норм НК РФ, не может квалифицироваться как ошибка. Корректировка базы по этому налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы земельного, транспортного налогов, налога на имущество, страховых взносов в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.

В рассматриваемой ситуации организация не обязана представлять уточненную декларацию по налогу на прибыль. Переплату по налогам, учтенную в предыдущих периодах, нужно отразить во внереализационных доходах того периода, когда организация представит «уточненку» по другим налогам и (или) страховым взносам.

О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль

В статье 81 НК РФ упоминаются недостоверные сведения в декларации и собственно ошибки. Недостоверные сведения — это неверно указанные суммы доходов, расходов, результатов финансово-хозяйственной деятельности, налогов к уплате. Под ошибками понимают неверно указанный налоговый период или дату, арифметические ошибки, нарушение порядка заполнения декларации, неправильно указанные коды (ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и прочее).

Недостоверные сведения и ошибки в декларациях могут никак не повлиять на сумму налога, который надо уплатить, а могут его уменьшить или увеличить. От того, как отразились ошибки и недостоверные сведения на сумме налога, зависит необходимость подачи уточненной налоговой декларации.

Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.

Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.

Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.

Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.

Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.

Специальной формы для уточненной декларации не предназначено, но здесь надо учитывать, что подавать скорректированную информацию надо на бланке, который действовал в тот налоговый период (п. 5 ст. 81 НК РФ). Например, если вы в 2021 году обнаружили ошибку в декларации по УСН за 2017 год, то и подавать уточненную декларацию надо по форме, которая была актуальна в 2017 году.

В уточненной декларации не указывают разницу между ошибочными и верными значениями, а только новые правильные показатели. Отличаться будет еще и титульный лист, т. к. на нем необходимо указать другой номер корректировки. В первичной декларации в поле с номером корректировки прописывают «0», в первой уточненной декларации это будет «1». Если за этот же период будет подаваться еще одна уточненка, то значение соответствующего поля будет «2» и т.д. Количество уточнений декларации законом не ограничено.

Если вы подаете уточненную декларацию за период до 1 января 2014 года, когда действовали коды ОКАТО (сейчас их заменили коды ОКТМО), то указывайте именно их. Но если на основании этой скорректированной декларации вы должны заплатить недоимку по налогу за период до 2014 года, то в платежном поручении можно указывать только код ОКТМО.

Налоговый кодекс не требует при представлении уточненной декларации прилагать какие-либо пояснения, тем не менее, рекомендуется подать вместе с ней и пояснительную записку. Все равно налоговая инспекция с большой вероятностью запросит объяснения при камеральной проверке исправленной декларации.

В пояснительной записке укажите:

  • декларацию по какому налогу и за какой период вы подаете;
  • какие недостоверные сведения или ошибки содержатся в первичной декларации;
  • в каких полях уточненной декларации указаны первичные и исправленные значения показателей;
  • расчет налоговой базы и исчисленного налога (если эти суммы изменилась);
  • копии платежных документов об уплате недоимки и пени, если они были уплачена до подачи уточненной декларации.

Конечно, налогоплательщиков волнует, могут ли к ним применить какие-то санкции за подачу уточненки. Может, лучше подождать, пока налоговый инспектор эти ошибки и недостоверные сведения самостоятельно обнаружит (а ведь может и не обнаружить)? Или, все-таки, повинную голову меч не сечет? Не всегда.

За сам факт подачи уточненной декларации ответственности не предусмотрено. Однако, в зависимости от срока ее представления и наличия недоимки по налогу (если при уточнении сумма налога оказалась выше, чем в первичной декларации), могут складываться следующие ситуации:

  1. Скорректированная информация подана в пределах сроков отчетной кампании. Например, 10 февраля 2021 года организация подала первичную декларацию по УСН за 2020 год, в которой по горячим следам обнаружены ошибки или недостоверные сведения. Если уточненную декларацию сдать до конца марта 2021 года, то никаких негативных последствий не возникает вообще. В этом случае признается, что первичная декларация представлена в день подачи уточненки.
  2. Сроки сдачи декларации прошли, но для уплаты налога срок еще есть. Так, на ЕНВД это может быть период между 20 по 25 июля по итогам второго квартала. Санкций к налогоплательщику не будет, если только он нашел ошибку сам, а не узнал об этом по итогам камеральной проверки первичной декларации или из сообщения о назначении выездной проверки. Ну и, конечно, налог надо успеть заплатить вовремя.
  3. Истекли сроки сдачи декларации и уплаты налога (в случае с ЕНВД — после 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом). Важно – прежде чем подавать уточненную декларацию, необходимо уплатить сумму недоимки по налогу и пени (п.4 ст. 81 НК РФ). В этом случае штрафа не будет.
  4. Ситуация, когда штрафа за нарушение расчета налога избежать не удастся — если про недостоверные сведения или ошибки, занижающие сумму налога, налогоплательщик узнал от налоговой инспекции. Кроме недоимки по налогу и пеней придется заплатить еще и штраф по ст. 122 НК (в размере 20% от неуплаченной суммы налога).
  • Отчетность
  • Бухгалтерский учет
  • Документы
  • Налог на прибыль
  • Налог на доходы физических лиц
  • Страховые взносы
  • Транспортный налог
  • Земельный налог
  • ККТ
  • Упрощенка
  • Индивидуальные предприниматели
  • Расчеты и банковские операции
  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Электронный документооборот
  • Персонал, трудовые отношения
  • Другие изменения

Скачать «Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера»

Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций

Граждане России обязаны регулярно представлять в налоговый орган по месту прописки отчеты о движении средств по счетам в зарубежных банках.

ФНС подготовила рекомендуемые электронные форматы для отчетов о движении денежных средств по счетам в зарубежных банках.

Граждане сдают отчеты по формам и правилам, утвержденным правительственным постановлением от 12.12.2015 № 1365. Компании и ИП отчитываются по формам, которые утверждены постановлением от 28.12.2005 № 819.

Для того чтобы налогоплательщики смогли представлять указанные сведения в электронной форме, ФНС в своем письме от 19.10.2020 № ВД-4-17/17065@ приводит форматы:

  • КНД 1112520 — отчет о движении средств физического лица — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ;
  • КНД 1112521 – отчет о движении средств юридического лица — резидента и индивидуального предпринимателя — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ.

Вступает в силу с 15 декабря 2020 года.

Документ: письмо ФНС от 19.10.2020 № ВД-4-17/17065@

ФНС утвердила новую форму уведомления о постановке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. В частности, из него исключено указание на код ОКАТО.

Вступает в силу с 1 января 2021 года.

Документ: Приказ ФНС России от 24.11.2020 № ЕД-7-14/837@

Бухгалтерский учет

С 2021 года для отражения в учете запасов бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 5/2019. Этот стандарт обязателен для подавляющего большинства организаций. Его вправе не применять только бюджетники и микроорганизации на упрощенке.

Применяется с отчетности за 2020 год.

Документ: Приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н.

С отчетности за 2020 год нужно заполнять новую форму декларации по налогу на прибыль. Приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 внесены изменения в декларацию, ее электронный формат и порядок заполнения.

Применяется с отчетности за 2020 год.

Документ: Приказ ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655.

Налог на прибыль. Изменения на 2021 год

Перечень услуг, при покупке которых россиянин может получить социальный вычет дополнили новыми позициями.

В перечне теперь есть такие услуги, как медицинская эвакуация и паллиативная помощь.

Виды дорогостоящее лечение объединены в пункт медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной помощи. Среди новых, в перечне появились услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, услуги оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи и услуги репродуктивной технологии.

Вступает в силу с 1 января 2021 года.

Документ: Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458.

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами об уплате ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций в 1 квартале 2021 года сообщает следующее.

Порядок уплаты налога на прибыль организаций регламентируется статьей 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Согласно пункту 3 данной статьи Кодекса организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 121-ФЗ) при применении в налоговом периоде 2020 года пункта 3 статьи 286 Кодекса использовалась предельная величина доходов от реализации в сумме в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал.

При этом согласно пункту 2 статьи 286 Кодекса сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Соответственно, если в связи с применением положений Федерального закона N 121-ФЗ ежемесячные авансовые платежи на 4 квартал 2020 года у налогоплательщика были равны нулю, то в силу пункта 2 статьи 286 Кодекса ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате им в первом квартале 2021 года, также равны нулю, в том числе в случаях, когда по итогам 2020 года доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, за предыдущие четыре квартала превысили пороговое значение, установленное пунктом 3 статьи 286 Кодекса.

В этой связи оснований для представления такими налогоплательщиками уточненных налоговых декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2020 года не усматривается.

ФНС России поручает в кратчайшие сроки довести данную информацию до территориальных налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн руб. за каждый квартал, уплачивают по итогам года только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. Для периода 2020 г. указанная сумма увеличена до 25 млн.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего года, равна сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале предыдущего года.

Если ежемесячные авансовые платежи на IV квартал 2020 г. были равны 0, то ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в I квартале 2021 г., также равны 0. Представлять в таких случаях уточненные декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2020 г. не нужно.

— ЕНВД — налог, который ввели в 1998 году по принципу «лучше, чем ничего». Времена изменились: программы налоговой стали умнее, бизнес перешёл на онлайн-кассы. Налоговая знает реальные доходы — и будет требовать процент с них.

— ЕНВД — несправедливый налог. Компании на УСН платят намного больше. Вменённый доход меньше реального в среднем в 27 раз.

— ЕНВД подходит для серых схем. Фирмы уменьшают НДС, когда проводят товар через цепочку однодневок. Если конечный покупатель применяет ЕНВД, экономия будет и на налоге с доходов.

На ОСНО отчетности больше, чем на специальных налоговых режимах. Бухгалтерам организаций и ИП на общей системе в 2021 году надо сдать больше десяти отчетов.

Организации отчитываются по всем налогам и взносам, которые платят на ОСНО: налог на прибыль, НДС, НДФЛ, налог на имущество организаций, акцизы. А еще надо отчитаться по сотрудникам. ИП на ОСН не сдают декларацию по налогу на имущество, а вместо отчета по прибыли сдают 3-НДФЛ, других отличий от организаций нет.

Кто сдает. ИП на ОСНО, предприниматели, утратившие право на спецрежим, и те, кто получил доход, по которому физлица должны сами платить НДФЛ. А также нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой.

Сроки сдачи. Сдать декларацию за 2020 год нужно до 30 апреля 2021 года. Если ИП прекратил деятельность до конца года, декларацию надо сдать в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРИП.

Бланк и формат сдачи. Форма декларации за 2020 год утверждена приказом ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615@. Сдать отчет в налоговую можно лично, по почте или через МФЦ. Электронную форму принимают по ТКС и через личный кабинет налогоплательщика. Предприниматели, у которых среднесписочная численность в 2020 году превысила 100 человек, могут отчитываться только электронно.

Кто сдает. Организации и ИП, которые платят страховые взносы с доходов физлиц. Главы КФХ.

Сроки сдачи. Расчеты нужно подать за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год. В 2021 году сроки следующие:

  • за 2020 год — 1 февраля 2021;
  • за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021;
  • за полугодие 2021 года — 30 июля 2021;
  • за 9 месяцев 2021 года — 1 ноября 2021.

Бланк и формат сдачи. Способ сдачи расчета зависит от количества физлиц, которым вы начислили взносы в текущем периоде. Если их численность не превышает 10 человек, расчет можно сдать как на бумаге, так и электронно. Остальным доступен только электронный формат.

  • База знаний
  • Как заполнить отчеты
  • Форматы первичных документов
  • Электронные трудовые книжки
  • Электронные больничные
  • Как перевести офис на удаленную работу
  • Что важно знать о 54-ФЗ
  • ЭДО и как он работает
  • Как ИП участвовать в тендерах
  • Электронный аукцион по 44-ФЗ
  • Что такое и как открыть спецсчет

Отмена ЕНВД в 2021: последние новости и план действий до конца года

Для того чтобы проверить и проконтролировать то или иное предприятие, вызвавшее сомнения в финансовой и налоговой «чистоте», в налоговых службах формируются специальные, так называемые «убыточные комиссии».

В соответствии с законодательством их основная задача – простимулировать организации самостоятельно разобраться в причинах убытков и предотвратить их дальнейшее появление.

Особое внимание комиссия уделяет тем компаниям, которые на протяжении двух предыдущих лет показывали в своих декларациях отсутствие прибыли, а также тем, которые делают слишком незначительные налоговые отчисления (у специалистов налоговой есть средние показатели по доходам и налоговым платежам в том или ином отраслевом направлении бизнеса).

Для достижения своих целей работники убыточной комиссии не только пишут требования о даче пояснений по убыткам в организации, но и при особо сомнительных ситуациях вызывают «на ковер» руководство фирм (обычно директора и главного бухгалтера).

Пояснение можно писать в произвольном виде. Главное, чтобы структура документа отвечала нормам и правилам составления деловой документации, а сам текст пояснительной записки был четким, понятным и полностью отражал реальное положение дел на предприятии.

Если к убыткам привели какие-то события, свойственные для всей экономики: например, кризис, то тут иногда достаточно просто грамотно это сформулировать, указав на спад спроса и вынужденное снижение цен (приложив к пояснению отчеты, прайсы и прочие свидетельствующие об этом бумаги). А вот если причиной отсутствия прибыли стали, к примеру, большие траты налогоплательщика при одновременном снижении продаж, то эти сведения надо подкрепить более серьезными документами (договорами и соглашениями о расторжении договоров, актами, налоговыми выписками и т.д.). По возможности нужно предоставить также детальный отчет по расходам и доходам.

Если убытки возникли вследствие каких-либо чрезвычайных ситуаций (пожаров, затоплений, краж и т.п.), то к пояснению нужно обязательно прикрепить справки из соответствующих государственных структур (полиции, МЧС, управляющей компании и проч.).

Не лишним в документе станет и описание мер, которые работники организации предпринимают для предотвращения дальнейших убытков (они укажут на желание руководства предприятия исправить неблагоприятную ситуацию).

Следует отметить, что у крупных компаний пояснения порой достигают объема в несколько десятков страниц, что объяснимо, поскольку чем точнее пояснительная записка, тем меньше претензий со стороны налоговиков может появиться в дальнейшем и тем ниже вероятность выездной налоговой проверки.

Документ можно писать вручную, но лучше все же напечатать на компьютере. Для распечатки допустимо взять обычный лист бумаги или же бланк с реквизитами и логотипом фирмы. Пояснение нужно делать обязательно минимум в двух экземплярах, один из которых отправить по месту назначения, второй оставить у себя. Информацию о записке нужно обязательно внести в специальный учетный журнал – сюда достаточно поставить его номер и дату.

Пояснение пишется от лица руководителя организации или работника, временно находящегося на его месте. Соответственно, именно директор и должен поставить под письмом свой автограф. Хорошо, если в документе распишется и главный бухгалтер предприятия, как материально-ответственное лицо, которое формирует финансовую и налоговую отчетность.

Как отправить пояснение

Если компания подает отчетность в налоговую службу в электронном виде, то и пояснения нужно передавать в таком же формате. Однако, если налоговый агент пользуется правом подачи отчетной документации на бумажных носителях, то допускается формировать пояснительную записку в «живом виде». Затем ее можно отнести в налоговую лично, передать с представителем (у которого на руках есть соответствующая доверенность) или же переслать по почте.

Если налоговая прислала вам требование о даче пояснений по убыткам, возьмите на вооружение выше приведенные рекомендации и посмотрите пример – на их основе вы без труда напишите собственный документ.

  1. Сначала в пояснительной записке нужно указать адресата (справа или слева вверху бланка) т.е. ту налоговую, куда будет отправлено данное письмо.
  2. Затем указывается отправитель: название фирмы, ее реквизиты и контактные данные,
  3. После этого переходите к основному разделу. Первым делом укажите здесь ссылку на требование о даче пояснений, пришедшее из налоговой.
  4. Далее как можно подробнее словами опишите обстоятельства, в связи с которыми образовались убытки.
  5. После этого переходите к объяснениям в цифрах. Здесь нужно предоставить данные о доходах и расходах, а также внести ссылки на документальные подтверждения (указав их наименование, номер и дату).
  6. После того как пояснительная записка будет сформирована, не забудьте ее подписать.

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Пояснение в налоговую по убыткам

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

С января 2021 года будет установлена прогрессивная ставка НДФЛ. Налог в размере 15 % будет удерживаться с дохода физических лиц при превышении порога 5 млн рублей[1].

Есть исключения, которые не входят в предел 5 млн рублей. Так, не учитываются при определении порога в 5 млн рублей и облагаются по ставке 13 % доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг) и долей в нём, доходов в виде дарения имущества, а также полученные физическими лицами страховые выплаты по договорам страхования и пенсионных договоров. Ставка 35 % действует для любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятий в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 000 рублей (п. 28 ст. 217 НК РФ). Такой же размер НДФЛ — 35 % — останется и по процентам от облигаций с ипотечным покрытием для доходов по ценным бумагам российских организаций.

Большинства людей по всей территории Российской Федерации изменение ставки налога на 2021 год не коснётся, так как наш доход за налоговый период меньше 5 млн рублей. Единственным плюсом является то, что ставка 15 % не применяется к доходам от продажи имущества сверх 5 млн рублей. При повышении ставок налогов всегда есть риск возникновения серых схем и уклонения от уплаты налогов.

С 2021 года форма 2-НДФЛ отменена, что значительно упрощает жизнь бухгалтеру. Начиная с отчётности за первый квартал 2021 года, 2-НДФЛ включена в состав 6-НДФЛ. За 2020 год 6-НДФЛ подается по старой форме. 2-НДФЛ за 2020 год сдайте не позднее 01.03.2021.

В соответствии с Приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@, 2-НДФЛ будет включена в состав расчёта 6-НДФЛ в виде приложения. Сам расчёт также был изменён, и в его внесены несколько поправок. Из этого следует, что форма 6-НДФЛ будет состоять из таких разделов, как:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Данные об обязательствах налогового агента»;
  • раздел 2 «Расчёт исчисленных, удержанных и перечисленных сумм налога на доходы физических лиц»;
  • приложение 1 «Справка о доходах и суммах налогов физлица».

Важно уточнить, что приложение 1 «Справка о доходах и суммах налогов физического лица» необходимо будет заполнить и подать в составе 6-НДФЛ только в отчётности за год.

Полагаем, что из-за принятых изменений, которые внесены в 6-НДФЛ, первоначально возникнет масса вопросов в рамках заполнения разделов 1 и 2 отчёта, так как разъяснений по заполнению будет небольшое количество.

ФНС была утверждена новая форма 3-НДФЛ, а также порядок заполнения и электронный порядок заполнения формы[2]. Обновлённая декларация применяется с 2021 года при декларировании дохода за 2020 год. Обязательными листами для заполнения являются титульный лист, раздел 1, раздел 2.

В декларацию внесли изменения:

  • заявление о зачёте (возврате) суммы излишне уплаченного НДФЛ представлено теперь как приложение к разделу 1;
  • сведений о суммах налога (авансового платежа по налогу), а также расчёта авансовых платежей, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой, в виде пункта 2 раздела 1 и расчёта к приложению 3;
  • добавили строки 020 и 040 к приложению 1, которые необходимы для отражения кадастровой стоимости недвижимости для расчёта дохода от её продажи.

Изменения, которые внесли в декларацию 3-НДФЛ, особенно включение заявления о зачёте (возврате) суммы излишне уплаченного НДФЛ, окажутся достаточно полезными для налогоплательщиков.

С 2021 года для некоторых российских организаций в области информационных технологий налоговая ставка по налогу на прибыль составит 3 %. Зачисляется налог только в федеральный бюджет, а в региональный в размере 0 %.

Чтобы применять льготу по налогу на прибыль, IT-компании одновременно должны соблюдать некоторые условия.

  • Организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологиях, должен быть получен документ о государственной аккредитации.
  • Доля доходов, полученная от IT-деятельности, не должна быть менее 90 %.
  • Среднесписочная численность сотрудников должна составлять не менее 7 человек за отчётный период.

В 2020 году все IT-компании платят налог на прибыль по ставке 20 %, зачисляя в федеральный бюджет 3 %, а в региональный бюджет 17 %.

Конечно, уменьшение ставки налога для компаний плюс, и это стимул работы в развитии информационных технологий в стране. Но всё же есть некий минус: региональные бюджеты потеряют часть доходов, которые до 2021 года зачислялись в бюджеты субъектов РФ.

С 1 января 2021 года изменяется порядок определения доли прибыли обособленных подразделений. Так, организации, которые ведут раздельный учёт и платят налог не по общим ставкам, с 2021 года будут считать долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по базам, сформированным для каждой специальной ставки[3].

Изменилась форма декларации по налогу на прибыль[4]. В новую декларацию надо внести новые признаки налогоплательщика:

  • 15 – организация, которая применяет пониженную ставку согласно пункту 8-1 статьи 284 НК РФ;
  • 16 – организация, которая применяет пониженную ставку согласно пункту8-2 статьи 284 НК РФ;
  • 17 – организация, которая осуществляет деятельность в области информационных технологий;
  • 18 – резидент Арктической зоны РФ;
  • 19 – организация, которая осуществляет деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Также в форме обновлены штрих-коды, добавили поля в лист 02, которые предусмотрены в том числе для участников инвестконтрактов и резидентов ТОР; для листа 04 добавили код вида доходов – 9, который необходимо заполнять когда в декларации нужно отразить доходы акционера от распределения имущества ликвидируемой организации; в листе 08 появился код корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры.

Нововведения в декларации применяются со сдачи отчётности за 2020 год, но не ранее чем 01.01.2021.

В рамках налогового маневра пониженными страховыми взносами с 2021 года могут воспользоваться IT-компании, получившие аккредитацию, а также разработчики электроники при выполнении определённых условий, указанных в НК РФ (пп.3 п.1, пп. 18 п.1, п. 5, п. 14 ст. 427 НК РФ).

Для IT-компаний, а также российских организаций, которые осуществляют проектирование и разработку изделий ЭКБ, электронной (радиоэлектронной) продукции, размеры страховых взносов с 1 января 2021 года будут:

  • 6 % — на ОПС;
  • 1,5 % — по ВНиМ;
  • 0,1 % — ОМС.

В сумме страховые взносы составляют 7,6 %, что почти в два раза меньше, чем в 2020 году. На дaнный момент, в 2020 году, IT-компании также применяют льготу по страховым взносам и применяют пониженные тарифы. Размер пониженных страховых взносов для IT-компаний до 31.12.2020 года включительно составляет 14 %[5]. А именно:

  • 8 % — на ОПС;
  • 4 % — на ОМС;
  • 2 % — по ВНиМ.

Конечно, для компаний, работающих в сфере информационных технологий важно понимать, что государство не забывает их как отдельную отрасль и предоставляет им льготы по налогам и взносам, что позволит в будущем данным компаниям более эффективно развиваться.

ФНС с 2021 года утвердила изменения в расчёте по страховым взносам. Форма теперь будет включать в себя сведения о среднесписочной численности. Сведения о среднесписочной численности не нужно будет сдавать отдельной формой до 20 января 2021 года. Данные о численности необходимо будет указать на титульном листе РСВ. Изменения произошли в связи с изданием Приказа ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@.

Изменятся штрих-коды и формат предоставления электронного расчёта.

Установлены дополнительные коды тарифа плательщика:

  • 20 — для плательщиков взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства;
  • 21 — для тех, кому установили нулевой тариф за второй квартал 2020 года;
  • 22 — для плательщиков страховых взносов, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции[6].

Появятся новые коды категорий застрахованного лица, указанные в приложении 7 «Коды категории застрахованного лица»[7]. Новые коды будут такими:

  • МС — физические лица, которые получают доход в части превышения минимального размера oплаты труда от субъектов МСП;
  • КВ — физические лица, с доходов которых страховые взносы исчисляются по нулевoму тарифу в соответствии с Федеральным закoнoм от 06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
  • ЭКБ — физические лица, с выплат и вознаграждений которым исчисляются страховые взносы организациями, осуществляющими деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции; применяется начиная с отчётного периода первый квартал 2021 года.

За первый квартал 2021 года необходимо будет заполнять новое приложение 5.1 «Расчёт соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 3 (подпункте 18) пункта 1 статьи 427 НК РФ». Приложение 5.1 должны будут заполнять российские организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Разработчикам программ и баз данных приложение 5.1 необходимо уже будет представить в отчётности за 2020 год.

Изменения по страховым взносам как по тарифам, так и в отчётности — к лучшему. Особенно для IT-компаний. Что касается расчёта по страховым взносам — по нашему мнению, внесённые изменения упростят сдачу отчетнности.

Установлены общие сроки для уплаты транспортного и земельного налогов. Срок уплаты налога за год – 01.03.2021, авансовые платежи – 30.04.2021, 02.08.2021, 01.11.2021. В 2020 году и ранее сроки уплаты налогов устанавливались региональными законами.

Например, в Москве срок уплаты транспортного налога за год был не позднее 5 февраля следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по налогу организациями в данном регионе не уплачивались вообще. С 2021 года региональные нормы, регулирующие уплату налога, утрачивают свою силу.

Декларации по этим налогам сдавать за 2020 год не нужно[8]. Налог рассчитывается организациями самостоятельно, и по окончании года ИФНС направляет организациям сообщение об исчисленных налоговыми органами суммах налога[9]. При неполучении сообщения от налогового органа организация вправе уведомить об этом налоговую.

Если организация не согласна с расчётом ИНФС, то в ответ может подать пояснения со своими данными.

С 2021 года такая система налогообложения, как ЕНВД, утрачивает применение[10]. Уплатить налог за четвёртый квартал необходимо не позднее 25.01.2021 и подать декларацию до 20.01.2021.

Организация или ИП могут перейти на любую другую систему налогообложения по выбору. По умолчанию организация или ИП будут переведены на общую систему налогообложения. Если, например, ИП совмещает ЕНВД и УСН, то никаких уведомлений о прекращения действия ЕНВД ИП не подаёт и продолжает применять УСН по всем видам деятельности.

Для того чтобы применять с 2021 года другую систему, то необходимо подать в ИНФС уведомление или заявление, в зависимости от вида системы налогообложения[11].

Повысили лимит для утраты права применения УСН. Теперь если организация (ИП) превышает доход в 200 млн рублей, а средняя численность работников более 130 человек, то организация (ИП) теряет право на применение УСН.

При объекте налогообложения «Доходы» упрощенец может платить налог 8 %, если его доходы превышают 150 млн рублей, но не достигают 200 млнтрублей, а средняя численность превысила 100 человек, но не более 130 человек.

При применении УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы ставка налога может оказаться 20 %, если превышены те же лимиты, а именно доходы превышают 150 млн рублей, но не достигают 200 млн рублей, а средняя численность превысила 100 человек, но не более 130 человек.

Это нововведение упростит жизнь налогоплательщикам на УСН, так как до 2021 года ограничения были более строгими. Так, доходы за год должны быть не более 150 млн рублей, средняя численность не должна превышать более 100 человек, а также иные условия для применения: мaксимальная доля других организаций в уставном капитале – 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость ОС — максимум 150 млн рублей и у организации нет филиалов. При несоблюдении этих критериев компании и ИП утрачивали право на применение УСН.

Для ИП на УСН и ПСН продлили действие налоговых каникул, которые вправе устанавливать региональные власти. Право продлили до 01.01.2024 для впервые зарегистрированных ИП, которые заняты в производственной, социальной и (или научной) сферах, а также для ИП в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания. Так, в законах субъекта РФ представлены определённые виды деятельности отдельно для патентной системы налогообложения и упрощённой системы налогообложения.

Продление налоговых каникул подведёт некоторое население выйти из тени заниматься предпринимательской деятельностью открыто, применяя УСН или ПСН со ставкой 0 %, если льгота будет введена региональными властями.

С 2021 года для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, налоговики внесли достаточное количество изменений.

С 01.01.2021 ИП на ПСН смогут уменьшать страховые взносы за себя и за работников. Индивидуальные предприниматели без работников могут уменьшить страховые взносы, уплаченные за себя в полном размере. Если у ИП есть работники, то он вправе уменьшить налог на уплаченные взносы за работников по ОПС, ОМС, ВНиМ и взносов на травматизм, расходов на выплату больничного за первые три дня, которые уплачивает страхователь, а также платежи по договорам добровольного личного страхования, которые заключены в пользу работников на случай временной нетрудоспособности и не превышают пособия по больничному за первые три дня. Размер, на который можно уменьшить ПСН, составляет не более 50 % суммы налог[12].

Данное нововведение давно ждали ИП, которые применяют ПСН, или те ИП, которые хотели бы перейти на патентную систему налогообложения, но именно то, что нельзя было уменьшать налог на страховые взносы, останавливало их от перехода на патент.

Ещё с 2021 года перечень видов деятельности ПСН расширен. В соответствии со статьёй 1 ФЗ 373 от 23.11.2020 добавили такие виды деятельности, как:

  • деятельность стоянок для транспортных средств;
  • помол зерна, производство муки и крупы из зёрен из пшеницы, ржи, овса, кукурузы или прочих хлебных злаков;
  • услуги по уходу за домашними животными;
  • изготовление и ремонт бондарной посуды и гончарных изделий по индивидуальному заказу населения;
  • услуги по изготовлению валяной обуви;
  • услуги по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря из металла заказчика по индивидуальному заказу населения;
  • граверные работы по металлу стеклу, фарфору, дереву, керамике, кроме ювелирных изделий по индивидуальному заказу населения;
  • изготовление и ремонт деревянных лодок по индивидуальному заказу населения;
  • ремонт игрушек и подобных изделий;
  • ремонт спортивного и туристического оборудования;
  • услуги по вспашке огородов по индивидуальному заказу населения;
  • услуги по распиловке дров по индивидуальному заказу населения;
  • сборка и ремонт очков;
  • изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества;
  • переплётные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы;
  • услуги по ремонту сифонов и автосифонов, в том числе зарядка газовых баллончиков для сифонов.

Однако появится ряд новых ограничений. Нельзя применять патентную систему налогообложения:

  • розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью зала более 150 квадратных метров;
  • деятельности по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;
  • оптовой торговли, а также торговли, осуществляемой по договорам поставки;
  • видов деятельности, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
  • услуг по перевозке грузов и пассажиров индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания услуг;
  • услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров.

Эти изменения по ПСН должны благоприятно повлиять на предпринимателей. Налоговые каникулы и иные льготы вводятся и для того, чтобы физические лица не скрывали свои доходы, а регистрировались в качестве ИП и применяли ПСН, ведь ещё один плюс патентной системы налогообложения это то, что не нужно подавать декларации.

Для удобства изменения по налогам и отчётности представлены в таблице.

Всегда следует помнить, что вслед за сдачей уточненной декларации с уменьшенной суммой налога налоговые органы могут провести выездную налоговую проверку за уточняемый налоговый период, причем сделать они это могут, даже если данный период был уже проверен (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

До подачи уточненной декларации (если бухгалтер изначально занизил сумму налога) компании нужно будет доплатить налог в бюджет и, кроме того, заплатить пени. Штрафа организация может избежать, если:

  1. Успеет сдать уточненную декларацию до истечения срока подачи первичной (п. 2 ст. 81 НК РФ).
  2. Срок уплаты налога не истек и организация представила уточненку до того, как узнала об обнаружении ошибок налоговиками или назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
  3. Уточненная декларация сдана после истечения срока уплаты налога, но до того, как компания узнала об обнаружении ошибок налоговым органом либо назначении выездной налоговой проверки. В этом случае нужно уплатить недоимку и пени до момента представления уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Рассчитать пени вам поможет наш «Калькулятор пеней».

  1. Срок уплаты налога истек, а уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Налоговый агент также может избежать ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при соблюдении им вышеперечисленных условий (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).

Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в корректируемом налоговом периоде (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Действующий бланк декларации по налогу на прибыль, а также бланк для подачи уточненки за прошлые периоды вы найдете здесь.

После реорганизации предприятия уточненную декларацию сдает его правопреемник по месту своего учета или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).

При этом на титульном листе уточненной декларации, которую подает правопреемник, должны быть указаны ИНН и КПП организации-правопреемника и его же название, а ИНН и КПП реорганизованной организации (ее обособленного подразделения) указываются отдельными строками.

В разделе 1 уточненной декларации, подаваемой правопреемником за реорганизованную организацию (ее обособленное подразделение), указывается ОКТМО по месту нахождения последней (п. 4.5 порядка).

C 2021 года изменятся налоги для разработчиков и предпринимателей

Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.

Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).

При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).

Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).

Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).

Обязанность по представлению уточненной декларации появляется, только если налогоплательщик самостоятельно обнаружил неуплату налога. В случае наличия обособленных подразделений, при смене адреса или реорганизации существует специфика, связанная с порядком отражения ОКТМО, КПП в уточненных декларациях, а также местом их представления. Соблюдая определенные правила, при подаче уточненки с увеличением суммы налога можно избежать ответственности по ст. 120, 122 НК РФ. Однако нужно учитывать, что ее представление может повлечь за собой проведение выездной налоговой проверки.

Об особенностях формирования уточненных деклараций по другим налогам читайте в статьях:

  • «Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2021 году»;
  • «Особенности уточненной налоговой декларации 3-НДФЛ»;
  • «Как подать уточненную налоговую декларацию по УСН?».

Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.

Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:

  1. Когда нельзя понять, к какому периоду относится ошибка.
  2. Когда ошибка привела к излишней уплате налога (такую позицию можно увидеть в письмах от 28.04.2018 № 03-03-06/2/29295, от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 12.01.10 № 03-02-07/1-9).

У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.

На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).

Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).

Не можем не отметить, что риски минимальны, поскольку многочисленные письма Минфина все же в пользу налогоплательщиков. Поэтому можно отражать корректировки в периоде обнаружения ошибок, приведших к переплате налога, даже если период возникновения ошибки известен. Главное, чтобы в текущем отчетном (налоговом) периоде была получена прибыль (письмо Минфина России от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177).

Но и здесь есть одно «но». Не по всем налогам получится учесть в текущем периоде корректировки, вызванные ошибками прошлых периодов. На сегодняшний день только декларация по налогу на прибыль содержит строку, предназначенную специально для отражения подобных корректировок (строка 400 приложения 2 к листу 02).

Если же из-за допущенной ошибки фирма переплатила, например, НДС, то провести корректировку в периоде обнаружения ошибки не получится. Нормы главы об НДС и порядок заполнения книг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137, никак не регламентируют возможность уменьшения налоговой базы текущего налогового периода на сумму налога, излишне исчисленного в предыдущих периодах. То есть в отношении НДС механизм реализации исправлений ошибки в текущем периоде, предусмотренный ст. 54 НК РФ, на сегодняшний момент отсутствует (как, впрочем и по ряду других налогов). На это обращает внимание и Минфин РФ в письме от 07.12.2010 № 03-07-11/476 (правда, в нем чиновники ссылаются на действующее в то время постановление Правительства от 02.12.2000 № 914).

Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?

Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).

Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.

Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».

Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.

Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).

Однако на практике, если фирма не уплатила недоимку и пени до сдачи «уточненки», налоговая служба чаще применяет статью 122 Налогового кодекса, так как вину по статье 120 того же кодекса доказать сложнее. Если до подачи «уточненки» вы заплатите недоимку, а пени нет или наоборот – вас все равно оштрафуют (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2021 г. по делу № А19-3063/05-40-Ф02-4384/05-С1)

Декларация по налогу на прибыль организации заполняется бухгалтером с помощью специализированной программы, главное назначение которой – ведение бухгалтерского учета предприятия. По суммам прихода и расхода, вводимым в программу, формируется декларация по требуемой форме с учётом ежегодных изменений. При обнаружении в первично поданной отчетной форме неточностей в установлении суммы налога подаётся уточнённая декларация по налогу на прибыль. В отчетном документе (декларации) сумма налога показана меньше, чем на самом деле.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *