Отличия права хозяйственного ведения от права оперативного управления муниципальным имуществом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия права хозяйственного ведения от права оперативного управления муниципальным имуществом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под правом хозяйственного ведения понимается механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками. Например, руководству предприятия может быть разрешено задействовать недвижимое имущество, но запрещено — движимое. Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. осуществлять контроль над тем, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения;
  2. назначать руководство государственной компании;
  3. осуществлять реорганизацию предприятия;
  4. использовать часть прибыли от применения активов.

Если собственник обнаружит, что имущество в порядке хозяйственного ведения используется не по назначению, то может изъять его из основных фондов предприятия.

Глава 20. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

Главное отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Рассмотрев, в чем разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, зафиксируем выводы в таблице.

Право хозяйственного ведения Право оперативного управления
Что общего между ними?
Оба механизма применяются в целях организации управления государственным имуществом
В чем разница между ними?
Реализуется государственными предприятиями Реализуется казенными предприятиями, частными, автономными, бюджетными учреждениями

1. В п. 1 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или права оперативного управления при создании УП или учреждения. По общему правилу имущество становится объектом названных прав не с момента принятия собственником решения о его закреплении, а с момента передачи имущества предприятию или учреждению. Понятие «передача» раскрывается в ст. 224 ГК (см. коммент. к ней).

2. На практике факт закрепления государственного или муниципального имущества на балансе УП или учреждения признается передачей имущества и создает презумпцию наличия у этих юридических лиц одного из рассматриваемых прав. Аналогичное правило должно действовать в отношении учреждений, создаваемых иным собственником. При этом необходимо учитывать следующее:

а) из законодательного или иного правового акта либо из решения собственника может следовать, что имущество предоставлено предприятию (учреждению) временно с условием последующего возврата собственнику либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением данного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае момент перехода имущества предприятию (учреждению), а также характер прав на него определяются законодательным (иным правовым) актом или решением собственника;

б) комментируемая норма носит диспозитивный характер. Это означает, что законом, иными правовыми актами или решением собственника может быть установлен иной момент перехода имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организации.

3. В п. 2 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления после создания предприятия (учреждения), т.е. в процессе их хозяйственной деятельности. Этот момент определяется по общим правилам перехода права собственности. При этом имущество, приобретенное УП за счет своей прибыли, остается государственной (муниципальной) собственностью и не может безвозмездно передаваться в собственность трудового коллектива предприятия (информационное письмо ВАС РФ от 31 июля 1992 г. «О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности» // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1. С. 96).

4. Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК).

В случае приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной или муниципальной собственности. Выкуп приватизируемым предприятием занимаемого им нежилого помещения является основанием для прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия, на балансе которого помещение находилось (п. 13 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав).

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рынке ценных бумаг»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

  • Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)

    «О банках и банковской деятельности»

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления


РАЙОННАЯ ДУМА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
4 созыва

Р Е Ш Е Н И Е

21 ноября 2013 г. № 195
г. Тарко-Сале


О Положении о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления и признании утратившим силу решения Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 31 мая 2007 года № 182



В соответствии с главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 части 1 статьи 23 Устава муниципального образования Пуровский район, Районная Дума муниципального образования Пуровский район

Р Е Ш И Л А:

1. Утвердить прилагаемое Положение о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления.
2. Признать утратившим силу решение Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 31 мая 2007 года № 182 «О Положении о закреплении имущества муниципального образования Пуровский район на правах хозяйственного ведения и оперативного управления».
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете «Северный луч».
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную планово-бюджетную комиссию Районной Думы муниципального образования Пуровский район (А.Г. Полонский).

Председатель Районной Думы А.Э. Мерзляков
Глава муниципального образования Пуровский район Е.В. Скрябин

Приложение
к решению Районной Думы муниципального образования Пуровский район
от 21 ноября 2013 года № 195


4.1. Понятие и виды права собственности. Основания возникновения и прекращения права собственности и защита права собственности хозяйствующими субъектами
Понятие и виды права собственности
Основания возникновения и прекращения права собственности
Защита права собственности хозяйствующими субъектами
4.2. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на имущество субъектов хозяйственной деятельности
Право хозяйственного ведения имуществом
Право оперативного управления на имущество субъектов хозяйственной деятельности
4.3. Понятие, принципы и способы приватизации
Понятие приватизации
Принципы приватизации
Способы приватизации
Вопросы для самопроверки

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Основаниями приобретения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение данного права. Для приобретения права собственности необходимо существование вещи (имущества), которая может быть собственностью данного лица, выражение его воли иметь в собственности эту вещь и другие предусмотренные законом обстоятельства (ст. 235 ГК РФ).

Способы возникновения права собственности принято разделять на следующие:

  • первоначальные способы;
  • производные способы.

Первоначальные способы характеризуются тем, что право собственности возникает (устанавливается) либо впервые, либо независимо от воли прежнего собственника. К ним относятся следующие основания:

  • приобретение права собственности на вновь созданную вещь. Вновь создаваемое недвижимое имущество (ст. 218 ГК);
  • приобретение права собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества (ст. 218 ГК);
  • приобретение права собственности в результате переработки вещи: если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь приобретается собственником материалов; если стоимость переработки вещи значительно превышает стоимость материалов, то собственником является переработчик, если он действовал добросовестно и осуществлял эту работу для себя (ст. 220 ГК);
  • обращение в собственность общедоступных для сбора вещей, например сбор ягод, лов рыбы и др. (ст. 221 ГК);
  • приобретение права собственности на бесхозяйное имущество то есть вещи, от которых собственник отказался или неизвестен: находка, безнадзорные животные, клад (ст.225, 226, 228, 230, 233 ГК);
  • приобретение права собственности в результате приобретательной давности: если лицо не является собственником, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет имуществом как своим (недвижимым – в течение 15 лет, иным – в течение 5 лет). До истечения указанных сроков это лицо пользуется защитой своего владения от всех иных лиц (ст. 234 ГК);
  • приобретение права собственности на самовольную постройку может быть признано судом, если участок в установленном порядке будет предоставлен под возведенную постройку (ст. 222 ГК).

Производными признаются основания, связанные с переходом вещи (имущества) из собственности одного субъекта к другому, на основе правопреемства или волеизъявления предшествующего собственника, являясь результатом договора, односторонней сделкой.

К ним относятся следующие основания:

  • приобретение права собственности по договору купли-продажи, мены, дарения или в результате иной сделки об отчуждении имущества;
  • приобретение права собственности на имущество юридического лица при его реорганизации;
  • наследование по завещанию или закону;
  • приобретение права собственности членом жилищного, гаражного или иного потребительского кооператива на соответствующее помещение после внесения всей суммы паевого взноса.

Основаниями прекращения права собственности (ст. 235 ГК) являются:

  • прекращение права собственности по воле собственника путем передачи этого права другим лицам (по договорам купли-продажи, поставки, дарения и др.) либо путем отказа от права собственности.

До приобретения права собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Это означает возможность не только возврата данной вещи прежнему собственнику (поскольку он и так не утратил на нее своего права), но и возложения на него ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами, как, например, старый холодильник, машина);

  • прекращение права собственности в результате событий: смерти собственника, гибели или уничтожения имущества вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и других непредвиденных обстоятельств.

В случае гибели вещи подразумевается, что это произошло при отсутствии чьей-либо вины, в силу случайных причин или действия непреодолимой силы, за результаты которых никто, как правило, не отвечает. Тогда риск утраты имущества по общему правилу лежит на самом собственнике. Если же вещь уничтожена по вине иных (третьих) лиц, они несут перед собственником имущественную ответственность за причинение вреда;

  • прекращение права собственности вследствие принудительного изъятия у собственника имущества производится по конкретным основаниям, которые предусмотрены законодательством.

Изъятие имущества у собственника может быть возмездным и безвозмездным.

Конфискация – это безвозмездное изъятие имущества, то есть санкция, применяемая к собственнику за совершенное им правонарушение. Производится в административном и судебном порядке (ст. 243 ГК).

Разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления

Приватизация – это возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизация регламентируется следующими основными нормативными актами: ФЗ от 30.11.01 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»; Государственная программа приватизации (Указы Президента РФ от 24.12.93 г. и 22.07.94 г.); Постановления правительства РФ от 9.11.98 г., 27.03.98 г., которыми утверждены Положения о продаже имущества на аукционах и конкурсах; иные федеральные законы, устанавливающие порядок приватизации объектов, на которые не распространяется действие ФЗ от 21.07.97 г. (приватизация жилого фонда).

Целями и задачами, определенными Государственной программой приватизации, являются: повышение эффективности деятельности предприятий, создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства, привлечение иностранных инвестиций, социальная защита народа и развитие инфраструктуры, содействие процессу стабилизации финансового положения, создание широкого слоя собственников.

Принципами приватизации провозглашены:

  • возмездность;
  • равенство покупателей государственного и муниципального имущества;
  • открытость деятельности государственных и муниципальных органов;
  • самостоятельное осуществление приватизации местными органами самоуправления.

Продавцами государственных и муниципальных предприятий являются Российский фонд федерального имущества и его отделения на местах. Покупателями могут быть граждане и (или) юридические лица, которые могут действовать через своих посредников и представителей.

  1. Понятие и элементы права собственности, правомочия собственника.
  2. Какие способы возникновения и прекращения права собственности установлены законодательством?
  3. Какие способы защиты применяются хозяйствующими субъектами в случае нарушения права собственности?
  4. В чем состоит различие правового режима хозяйственного ведения и оперативного управления?
  5. Какими способами можно провести приватизацию?

ГК (ст. 136) право хозяйственного ведения является вещным правом субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним владельцем (уполномоченным ним органом), с ограничением правомочности распоряжение относительно отдельных видов имущества по согласию владельца в случаях, предусмотренных ГК и другими законами.

Право оперативного управления или хозяйственного ведения появляется только в том случае, если собственник осуществил фактическую передачу имущества, если другого способа не установлено государством или правовыми актами. Например, на смете будет указана дата утверждения баланса предприятия. Всеми обязанностями наделяются предприятия, которые становятся ответственными за все имущество. Перед лицом собственника будет отвечать само предприятие, в чьих руках находится управление.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

    Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

    Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

    Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

    • Налог
    • Бухгалтерский учет
    • Бухгалтерский баланс
    • Оборотные активы
    • Юридическое лицо
    • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
    • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

    Под вещным правом следует понимать определенные действия граждан в юридическом статусе, когда они используют чужое имущество. Возникновение правоотношений происходит между фигурантами:

    • пользователем недвижимости;
    • владельцем, если он закрепил свои материальные средства за определенным заведением.

    Предназначение права оперативного управления и хозяйственного ведения установлено регистрацией, чтобы создать положение пользователей, которые не принадлежат к владельцам, но для них формируется правовое поле. Тогда они смогут принимать участие в управлении.

    К носителям таких возможностей принадлежат компании унитарного типа. В хозяйственном ведении заняты фирмы с государственным и муниципальным статусом. К оперативному управлению принадлежат компании казенного типа. Отличают право оперативного управления и хозяйственного ведения составом правомочий, их пользователи приобретают на недвижимость от владельцев.

    Отличие хозяйственного ведения от оперативного управления

    Российское законодательство предоставило существование ограниченным правовым формам по двум показателям. Права собственности хозяйственного ведения и оперативного управления служат производными, зависимыми от обладателей, они не существуют без взаимной связи. В чем и есть особенность их юридической специфики.

    Государство существует в условиях плановой регулируемой экономики, которое нашло место вещным правам. Страна владеет основной массой имущества, она не желает его терять, но не всегда может им распоряжаться. Поэтому созданы госбюджетные заведения, где закреплена собственность с наличием ограничительных рамок, чтобы управлять.

    Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом получило официальное название в 1960 году. Позже, после изменения государственного строя, вещные права попали под юрисдикцию Гражданского кодекса РФ. В статье 299 упоминается об использовании доходов от унитарных предприятий. Развитие рыночной экономики способствовало этому. С появлением сильного частного сектора стали видны недостатки, прежде скрытые системой.

    Основным минусом в подобной деятельности служат злоупотребления юридических лиц полномочиями для получения выгоды, которые предоставила им экономическая свобода. Владелец прибыли не получает, она достается фирме. Права хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом разрешают осуществлять контроль над ситуацией. Собственник может проследить, как с его закрепленным владением поступает пользователь.

    Особенности права хозяйственного ведения и оперативного управления заключены в законодательной форме. Она предоставляет собственнику возможность сохранять свои права на недвижимость, отдавать вещи для самостоятельного использования новому субъекту.

    При этом хозяйственное ведение подразумевает:

    • принадлежность материальных средств его владельцу по закону;
    • неделимость недвижимости;
    • категорию муниципальных унитарных и государственных предприятий;
    • возможность федеральных органов закрепить имущество за казенным предприятием;
    • оперативное управление предприятием руководителем.

    Когда унитарное предприятие получает в свое владение недвижимость, по факту у собственника нет возможности его использовать и распоряжаться им. С долгами рассчитывается тот субъект, который их создал, при условии, что в это время он пользовался закрепленным капиталом.

    Вид права хозяйственного ведения, оперативного управления предоставляет владельцу возможности:

    • назначать директоров, утверждать уставы;
    • ликвидировать, реорганизовывать учреждения, после чего они изымаются с соблюдением интересов кредиторов;
    • контролировать способы использования имущества;
    • проверять деятельность;
    • получать причитающуюся прибыль.

    Каждое мероприятие должно осуществляться в соответствии с правовыми нормативами и законодательными актами. Собственник должен дать согласие на продажу недвижимости, передачу его третьей стороне. Процедура с хозяйственным ведением будет в силе, когда публичный собственник передает его другому владельцу.

    Права хозяйственного ведения и оперативного управления отличия имеют в показателях. Хотя они представляют некоторые ограничения, но во время хозяйственного ведения замечено значительное освобождение. Казенные заведения занимаются оперативным управлением, они, не нарушая закон, могут:

    • распоряжаться;
    • пользоваться;
    • владеть недвижимостью.

    Такими объектами становятся предприятия в статусе:

    • коммерческом;
    • казенном или унитарном;
    • компании, финансируемые собственником с некоммерческой структурой.

    Владелец может:

    • создавать объекты с оперативным управлением;
    • определять объемы правоспособности;
    • утверждать документы;
    • назначать руководителей.

    Ликвидация и реорганизация учреждений происходит без согласия руководства. Собственниками даются указания об использовании предприятиями. Они могут направлять объекты в нужных для него интересах, распределять по фондам. Если будет замечено, что средствами распоряжаются не по назначению, их изымают. Владельцам даны возможности на распоряжение доходными средствами обособленными методами.

    Властные органы создают из закрепленной недвижимости федеральные казенные компании. Подобное отношение оправдывают чрезмерными полномочиями, которые имеют носители прав государственной собственности. У государства нет возможностей контролировать все унитарные предприятия, где замечены неоднократные злоупотребления самостоятельным управлением. У госорганов ограничены правовые полномочия во вмешательство в деятельность подобных учреждений. В правительстве не уверены, что замена унитарного заведения на казенное или формы управления решат проблемы. Экономисты считают, что контролировать руководство казенного предприятия проще, но они увеличивают хозяйственные операции. Руководство такой формы управления фирмой может распоряжаться только продукцией, изготовленной ее специалистами. Вещные права могут прекратиться по порядку, предусмотренному законом, если имеются основания.

    В соответствии с законодательством, которое действует в 2019 году, субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и учреждения, которые финансируются собственником.

    Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться любой формой собственности, как государственной, так муниципальной или частной.

    К объектам права оперативного управления относят:

    1. Сами предприятия, рассматриваемые, как имущественные комплексы. Кроме того, к объектам права оперативного управления относится имущество, которое входит в состав этих имущественных комплексов, необходимое для осуществления деятельности предприятий.
    2. Денежные средства.

    Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:

    1. Установление точных координат и временных рамок, в соответствии с которыми будут эксплуатироваться объекты.
    2. Непрерывное ведение всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления.
    3. Постоянный мониторинг текущего состояния дел, чтобы сравнить его с плановыми показателями.
    4. Оперативная реакция на любые отклонения в процессе для внедрения корректирующих мероприятий.

    Распоряжение имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но и регулируются законодательными актами.

    Право оперативного управления может предоставляться непосредственно собственнику объектов или организации, которой он делегировал определенные обязанности.

    Предприятия обладают очень ограниченными полномочиями, поскольку владелец может в любой момент распорядиться имуществом на собственное усмотрение.

    Для официального оформления права оперативного управления, нужно подготовить такой перечень документов:

    1. Оригиналы и нотариально заверенные копии учредительных документов.
    2. Кадастровый паспорт или план производственных и непроизводственных помещений.
    3. Договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления.
    4. Документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации.
    5. Акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.

    Статья 296. Право оперативного управления

    Прекращение права оперативного управления осуществляется по основаниям и порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

    Решение о прекращении может зависеть исключительно от самого собственника.

    Изъятие имущества должно быть правомерным и не противоречить закону. В качестве оснований могут выступать:

    1. Использование имущества не по назначению.
    2. В случае, когда имущество не используется.
    3. Предприятие или учреждение использует имущество с нарушением норм законодательства.

    По закону, правомерным считается изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях, вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.

    Хоз. ведение представляет собой механизм, благодаря применению которого управляющие органы государственной организации могут пользоваться объектами определенной фирмы. Это допустимо делать в границах, установленных законами или иными нормативными документами.

    Руководство организации может использовать недвижимость, тогда как применение движимых объектов находится под запретом. Владельцем компании, которая использует механизм хозяйственного управления, считается государство. Оно может:

    • контролировать реализацию хозяйственного управления руководством компании;
    • реорганизовывать компанию;
    • назначать руководителей государственной организации;
    • пользоваться частью прибыли от применения активов.

    Если обладатель компании выявляет, что объекты, переданные в соответствии со схемой хозяйственного ведения, не применяются в соответствии с их предназначением, он может изъять их.

    Под этим термином понимают механизм, использование которого подразумевает наличие разных типов субъектов, применяющих государственное имущество. К ним относятся:

    • казенные организации;
    • бюджетные фирмы;
    • частные компании;
    • автономные организации.

    Такие субъекты могут использовать государственные объекты с учетом следующих правил:

    • в пределах, регулируемых законодательством РФ;
    • с учетом задач, которые поставил собственник;
    • в зависимости от особенностей объектов.

    Владелец государственной организации может:

    • изымать из основных фондов объекты, используемые не по прямому назначению;
    • распределять доходы компании;
    • осуществлять иные деяния, установленные законодательными актами.

    Лица, которые имеют рассматриваемые права, не приобретают имущество. Это обусловлено отсутствием важнейшего основания для использования приобретательной давности, а именно – владения имуществом. Безусловно, получив какой-либо объект от собственника с ограничением прав, субъект не может считать его собственностью. Такое положение подтверждает судебная практика.

    Особенности и отличия рассматриваемых прав приведены в таблице:

    Критерий Хозяйственное ведение Оперативное управление
    Субъекты Государственные и муниципальные унитарные организации. Государственные и муниципальные казенные организации.
    Права владельца в отношении имущества Владелец получает часть денег, которые были заработаны в результате эксплуатации имущества. Также он контролирует процесс его эксплуатации. Владелец может изъять лишнее имущество, которое не используется. Также он может распределять доходы предприятия.
    Правомочия субъектов в отношении объектов, которые были им переданы Распоряжаться возможно без согласия собственника при использовании движимых объектов и исключительно с его согласия, если дело касается недвижимости. Распоряжаться возможно исключительно с согласия собственника имущества. Если компания получила право заниматься деятельностью, которая приносит доход, она может распоряжаться заработанными финансами. Также казенное учреждение может продавать продукты, которые выпускает.

    Тема 4. Право на имущество субъектов хозяйственной деятельности

    Право муниципальной собственности относится к публичному праву. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальное образование – образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

    Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами:

    представительными (выборными органами);

    органами местного самоуправления;

    муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Объекты права муниципальной собственности – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.

    Особенности муниципального имущества.

    1. Муниципальное имущество делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, вторая – составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

    2. Ряд объектов является исключительно муниципальной собственностью, т. е. объекты изъяты из гражданского товарооборота (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта).

    3. Объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных потребностей населения данной территории (целевой характер).

    Основания возникновения права муниципальной собственности: общегражданские и специальные. Специальные – поступление денежных средств от приватизации; денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов; плата за пользование природными ресурсами; государственное имущество, переданное в муниципальный фонд; денежные средства, отчисленные РФ от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ей для реализации отдельных государственных полномочий и др.

    Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: передача муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее (т. е. совершение сделок); создание муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение средствами местного бюджета; приватизация.

    Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

    При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

    Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

    Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

    Объекты права

    Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

    Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

    Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

    Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

    Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

    Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника – учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

    В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

    Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

    Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

    Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

    Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

    Хозяйственное ведение и оперативное управление – отличия и разница

    В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.

    Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

    Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.

    Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.

    Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).

    Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

    Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью – только с согласия собственника.

    Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

    Гришаев Сергей Павлович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права МГЮА.

    В соответствии с общепринятой точкой зрения право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом — два вида ограниченных вещных прав в российском законодательстве, которые могут принадлежать только юридическим лицам, причем не всем, а лишь некоторым их разновидностям. Названные вещные права представляют собой такую правовую форму, при которой собственник имеет возможность, сохраняя за собой право собственности на имущество, передавать его в самостоятельное управление создаваемого им нового субъекта гражданского права.

    Вещные же права — это одна из правовых форм реализации отношений собственности. Следует отметить, что легального определения вещных прав не существует. Обычно они определяются как права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого лица) воздействия на вещь. Тем самым вещные права отличаются от обязательственных, когда правовой результат в гражданских отношениях достигается через требование к третьему лицу совершить определенное действие (передать вещь, выполнить работу и т.д.).

    Основополагающим вещным правом является право собственности. Ограниченными вещными правами лиц, не являющихся собственниками, являются права, производные и зависимые от права собственности, возникающие по воле собственника или по указанию закона и осуществляемые в пределах, установленных договором с собственником или законом. Среди этих прав особое место занимают права хозяйственного ведения и оперативного управления.

    Законодательству иностранных государств (исключая ближнее зарубежье) подобные вещные права (хозяйственного ведения и оперативного управления) неизвестны. В нашей стране необходимость такого типа вещных прав появилась в первые годы советской власти. Государство, сосредоточив в своей собственности громадные имущественные ценности, было не в состоянии управлять ими, не передавая их хозяйственным и иным организациям.

    Правовую форму закрепления имущества за организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов в начале 30-х годов прошлого столетия. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество организации в оперативное управление. Это право дает организации возможность владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени. Позднее в Основах гражданского законодательства 1961 г. право оперативного управления получило законодательное закрепление.

    С учетом изменений в экономике страны Основы гражданского законодательства 1991 г. и Закон о собственности 1990 г. предусмотрели трансформацию единого вещного права организации в два самостоятельных: право полного хозяйственного ведения (для хозрасчетных предприятий) и право оперативного управления (для учреждений).

    Право муниципальной собственности относится к публичному праву. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальное образование – образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

    Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами:

    1. представительными (выборными органами);

    2. органами местного самоуправления;

    3. муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Объекты права муниципальной собственности – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.

    Особенности муниципального имущества.

    1. Муниципальное имущество делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, вторая – составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

    2. Ряд объектов является исключительно муниципальной собственностью, т. е. объекты изъяты из гражданского товарооборота (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта).

    3. Объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных потребностей населения данной территории (целевой характер).

    Основания возникновения права муниципальной собственности: общегражданские и специальные. Специальные – поступление денежных средств от приватизации; денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов; плата за пользование природными ресурсами; государственное имущество, переданное в муниципальный фонд; денежные средства, отчисленные РФ от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ей для реализации отдельных государственных полномочий и др.

    Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: передача муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее (т. е. совершение сделок); создание муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение средствами местного бюджета; приватизация.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *