Пбу 5 01 учет материально производственных запасов в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пбу 5 01 учет материально производственных запасов в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Новый стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных.
Его могут не применять микропредприятия, которые ведут бухучёт упрощёнными способами и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность по специальным формам.
В 2021 году к микропредприятиям относятся компании и ИП с годовым доходом до 120 млн руб. и средней численностью работников не более 15 чел. Но если у таких организаций нет права на упрощённое ведение бухучёта, запасы нужно учитывать в общем порядке по ФСБУ 5/2019.
Например, нельзя применять упрощённый учёт микропредприятиям, которые подпадают под обязательный аудит бухотчётности, в частности, акционерным обществам.
К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.
Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»
С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.
По ПБУ 5/01 к запасам относили сырьё, материалы, активы для продажи, включая готовую продукцию и товары, активы для управленческих нужд.
По ФСБУ 5/2019 к ним добавили:
- незавершённое производство (НЗП);
- недвижимость для продажи;
- интеллектуальную собственность для продажи.
Ещё в новом стандарте уточнили, что товары, отгруженные без перехода права собственности, считаются запасами.
В отличие от ПБУ 5/01, в новом стандарте больше внимания уделили обесценению запасов (пп. 28-31 ФСБУ 5/2019).
Запасы оценивают не только в момент создания или приобретения, но и после этого — на отчётную дату, то есть на на 31 декабря (или чаще, если организация составляет промежуточную отчётность). Согласно пп. 28 ФСБУ 5/2019 отражать их в учёте нужно по наименьшей из двух величин: фактической себестоимости запасов или чистой стоимости их продажи.
Если на отчётную дату первая выше второй, значит, запасы обесценились — морально устарели, потеряли свои первоначальные качества, снизилась их рыночная стоимость и т. д. В этом случае нужно создавать резерв под обесценение.
Пример.
31.12.2020 организация приобрела 100 смартфонов, чтобы продавать их по 30 тыс. руб. За 2021 г. половину из них продали, 50 шт. остались на складе. Расходы на продажу одного смартфона — 3 тыс. руб.
В декабре 2021 г. вышла новая модель. Старую теперь можно продать не дороже 20 тыс. руб.
Рассчитаем чистую цену продажи, то есть из рыночной стоимости вычтем расходы на продажу:
20 000 РУБ. — 3 000 РУБ. = 17 000 РУБ.
Резерв под обесценение на один смартфон = 30 000 РУБ. — 17 000 РУБ. = 13 000 РУБ.
На 50 смартфонов: 13 000 РУБ. Х 50 ШТ. = 650 000 РУБ.
На сумму обесценения начисляем резерв: ДТ 91 КТ 14 — 650 000 РУБ.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
- Изменения в ФСБУ 5/2019 и его отличия от ПБУ 5/2001
- Кто может не применять стандарт
- Запасы для управленческих нужд
- Что относится к запасам?
- Учет несущественных активов
- Учет скидок при приобретении запасов
- Отсрочка платежа при приобретении запасов
- Приобретение неденежными средствами
- Безвозмездное получение запасов
- Оценка запасов от разбора ОС
- Исключение из себестоимости запасов
- Оценка продукции сельского, лесного, рыбного хозяйства, товаров, торгуемых на биржах
- Оценка товаров в рознице
- ТЗР при приобретении товаров
- Фактическая себестоимость НЗП и ГП
- Резерв под обесценение запасов
- Оценка запасов при выбытии
При заключении договоров с длительной отсрочкой (рассрочкой) платежа поставщики обычно увеличивают цены по сравнению с расчётами по предоплате или с короткой отсрочкой. В ФСБУ 5/2019 указан лимит длительности отсрочки в 12 месяцев, но организация может установить и более короткий период.
В общем случае компания при длительной отсрочке должна учесть запасы по такой стоимости, как будто этой отсрочки не было, то есть по меньшей цене. Разницу между оценочной стоимостью запасов и той суммой, которая указана в документах, следует учитывать, как проценты по кредиту (п. 13 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не производить все эти расчёты и учитывать стоимость запасов на основании документов поставщиков, вне зависимости от длительности отсрочки.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Если организация приобретает запасы с отсрочкой (рассрочкой) платежа на период свыше 12 месяцев, то эти запасы принимаются к учёту по цене поставщика. Организация не проводит расчёт разницы между стоимостью запасов, которая была бы при отсутствии отсрочки, и их фактической стоимостью (п. 17 ФСБУ 5/2019)».
Малые предприятия могут не корректировать стоимость запасов на суммы премий, скидок, льгот, которые предоставляют поставщики.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация признает приобретенные запасы по ценам, указанным в документах поставщика. Скидки, премии, льготы и другие подобные отклонения от цены не учитываются в стоимости запасов (п. 17 ФСБУ 5/2019)».
Если малое предприятие использует вышеперечисленные послабления, то оно не должно включать в себестоимость запасов транспортно-заготовительные расходы (пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019). К таким расходам относятся, например, затраты на доставку, упаковку, сортировку. Они списываются в том периоде, когда были произведены.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Затраты, которые указаны в пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019 (на доставку, упаковку и т.п.), подлежат включению в расходы периода, в котором были понесены (п. 17 ФСБУ 5/2019)».
ФСБУ 5/2019 для малого бизнеса: как учитывать запасы с 2021 года
В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».
Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».
Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.
Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.
Производственные компании должны оценивать стоимость незавершённого производства (НЗП) и готовой продукции (ГП) на основе затрат, связанных с производством. Это может быть зарплата с начислениями, материалы, амортизация.
Затраты на производство делятся на прямые, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции и косвенные, которые необходимо распределить. Порядок отнесения затрат к прямым или косвенным, а также принципы для распределения косвенных затрат, организация устанавливает самостоятельно (п. 23 – 25 ФСБУ 5/2019).
При массовом и серийном производстве организации могут упростить порядок учета запасов ГП и НЗП.
- Учитывать только прямые затраты, не используя косвенные.
- Определять стоимость на основе плановых затрат.
При единичном производстве «незавёршенку» можно учитывать только по фактическим затратам (п. 27 ФСБУ 5/2019),
Торговые компании могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) в расходы на продажу. Таким образом, указанные затраты не будут увеличивать стоимость товаров. Розничные продавцы имеют право учитывать товары по ценам продажи. При этом нужно вести отдельный учёт наценок и регулярно пересматривать их, исходя из изменяющихся условий (п. 20 – 21 ФСБУ 5/2019).
Перечисленные выше особенности оценки материалов в производстве и торговле распространяются на все организации. Отдельных правил для малых предприятий в данном случае нет.
Значительные различия нового порядка учета от существующего состоят в следующем:
- В состав запасов добавлены объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Производить оценку запасов следует два раза: при признании и после него.
- Претерпит перемены и список расходов, которые необходимо включать в стоимость запасов, что повлечет за собой изменение системы калькулирования производственной себестоимости.
- Помимо этого, необходимо будет иметь долгосрочный прогноз последствий приобретения (формирования) запасов. В их себестоимость потребуется включать значение оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
- Необходимо использовать справедливую стоимость согласно МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.
Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.
Организации бюджетной сферы использовать стандарт не станут. Стандарт могут не использовать микропредприятия, за исключением тех, кто не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Стоимость запасов они учтут в текущих расходах.
Можно будет не использовать стандарт к запасам для управленческих нужд. В этом случае расходы на их приобретение (создание) необходимо признавать в расходах периода, в котором расходы понесены. Решение о методе учета запасов следует раскрыть в бухгалтерской отчетности.
Результаты изменения учетной политики организация отображает ретроспективно или перспективно. Установленный порядок обязательно раскрывается в первой бухотчетности, составленной с использованием нового стандарта.
Что нужно относить к запасам?
Запасами являются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обыкновенного операционного цикла компании, или используемые на протяжении срока не больше одного года. Согласно сопоставлению со списком запасов, из ПБУ 5/01 новый список существенно расширится.
Какие объекты включены в перечень запасов в новом стандарте, а какие нет показано в таблице:
Признаются запасами | Не признаются запасами |
|
|
Для того чтобы признать запас в качестве актива не имеет значение, имеется ли на него право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления). Запасы признаются при одновременном соблюдении последующих обстоятельств:
- понесенные расходы гарантируют приобретение в будущем экономических выгод (реализацию цели работы некоммерческой компании);
- установлена совокупность понесенных расходов.
Единицей учета запасов способен являться номенклатурный номер, инвентарный номер, партия, однородная группа, отдельный объект или иная единица. В соответствии с новым стандартом уже после признания запасов в бухгалтерском учете допускаются дальнейшие перемены единиц их учета.
Как оценивать запасы при принятии к учету?
Запасы придется оценивать и при поступлении в организацию, и после признания. В этом одно из отличий стандарта от ПБУ 5/01.
Так же, как и в настоящее время, запасы станут оцениваться согласно фактической себестоимости. При этом новый стандарт определяет различные принципы учета для объектов незавершенного производства, готовой продукции и для других запасов.
Запасы (за исключением незавершенного производства и готовой продукции)
В фактическую себестоимость включаются фактические затраты на приобретение (формирование) запасов, доведение их до надлежащего состояния и перемещение в место пользования, реализации либо потребления. Перечислим данные расходы:
- суммы, оплаченные (подлежащие оплате) поставщику. В нихнеобходимо учитывать все бонусы, уступки, вычеты, премии и льготы. Возмещаемые налоги и сборы принимать во внимание не нужно. Предоплату учесть в качестве расходов нельзя, до тех пор, пока поставщик (подрядчик) не предоставит запасы, не выполнит работы, не окажет услуги;
- затраты на заготовку и доставку;
- затраты на доведение запасов до надлежащего состояния (затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик);
- стоимость демонтажа, утилизации запасов и мер по возобновлению окружающей среды;
- проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива (связанные с приобретением (созданием) запасов);
- иные требуемые расходы.
В себестоимость запасов не включаются:
- затраты, возникшие из-за чрезвычайных ситуаций;
- управленческие затраты, помимо ситуаций, когда они напрямую связаны с приобретением (формированием) запасов;
- расходы на хранение запасов, если оно не является частью технологии производства или условием закупки;
- иные расходы, которые не включены в состав необходимых.
Учет запасов по справедливой стоимости с 2021 года
Согласно п. 5 ПБУ 5/01, материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
При этом, в соответствии с п.9 ПБУ 5/01, фактической себестоимость МПЗ, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Аналогичные нормы содержатся в п. 10 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 13 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». При этом действующие стандарты бухгалтерского учета не содержат методологии определения рыночной стоимости. Ясно только, что текущая рыночная стоимость должна быть обоснована и подтверждена.
С 1 января 2021 года вступил в действие Федеральный стандарт бухгалтерского учета 5/2019 «Запасы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н.
Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.
В то же время согласно абз. 4 п. 4 ПБУ 6/01 активы со сроком использования более 12 месяцев и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией (но не более 40 000 рублей за единицу), в отношении которых соблюдаются условия п. 4 ПБУ 6/01 для принятия их к учету в качестве основных средств, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов.
Минфин России в письме от 02.03.2021 № 07-01-09/14384 разрешил это противоречие. Ведомство отметило, что малоценные активы со сроком использования более 12 месяцев могут учитываться в составе запасов, как и прежде, то есть до вступления в действие ФСБУ 5/2019.
Напомним, что с 1 января 2022 года станет обязательным к применению ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. приказом Минфина от 17.09.2020 № 204н. Согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 затраты на приобретение активов, удовлетворяющих условиям для признания их в качестве основных средств, но стоимостью меньше лимита, установленного организацией, признаются расходами периода, в котором они понесены (если организация приняла такое решение). Таким образом, с 1 января 2022 года учитывать такие активы в составе запасов нельзя.
Те организации, которые приняли решение применять ФСБУ 6/2020 уже с 2021 года, воспользоваться предложенной Минфином России рекомендацией по учету рассматриваемых активов в составе МПЗ не смогут. Они должны в зависимости от принятого решения:
- учитывать такие активы в составе основных средств
- либо затраты на приобретение таких активов признавать в расходах того периода, в котором они понесены, т. е. в котором такие активы приобретены (п. 5 ФСБУ 6/2020).
Федеральный стандарт 5/2019 утвержден приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н. Бухгалтеры начали работать на основании новых положений в обязательном порядке с 1 января 2021 года. Однако желающие могли задействовать их еще в 2020 году, включив условие об этом в учетную политику.
Выполнять требования, заложенные в стандарте, нужно всем организациям, ведущим бухгалтерский учет и составляющим отчетность в соответствии с отечественным законодательством. Исключение предусмотрено лишь для компаний, осуществляющих деятельность в бюджетной сфере. Малые предприятия, которым закон № 402-ФЗ разрешил вести учет по упрощенным правилам, смогут сами выбирать, применять им нормы стандарта в работе или нет.
Для того чтобы запасы были признаны в бухгалтерском учете, необходимо соблюдение двух критериев:
- все расходы, которые понесла организация на получение/приобретение запасов, в будущем должны быть компенсированы получением экономических выгод;
- сумма затрат на приобретение запасов — это определяемая величина.
Новый стандарт требует, чтобы запасы списывались в определенный момент времени. Это может быть:
- признание выручки от продажи;
- осуществление иного списания запасов;
- отсутствие перспективы экономических выгод от дальнейшего использования;
- невозможность использования в уставной деятельности — для некоммерческих организаций.
При этом в расходах должна быть отражена балансовая стоимость запасов. Для каждого из указанных случаев расходы будут учитываться отдельно.
Способы списания запасов остаются всё теми же, что действуют в настоящее время, и закреплены в ПБУ 5:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых из поступивших в организацию запасов — метод ФИФО.
Выбранный способ нужно закрепить в учетной политике.
Правила списания транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) с 2021 года
Объем информации, подлежащий раскрытию в отчетности в части запасов, велик. Кроме балансовой стоимости на начало и конец отчетного периода необходимо отразить сведения, касающиеся:
- сверки остатков МПЗ по фактической себестоимости и обесценения на начало и конец отчетного периода и движения запасов за этот же период;
- причин, которые привели к восстановлению резерва;
- балансовой стоимости активов, по которым у организации имеются ограничения, например залоговых;
- способов расчета себестоимости запасов, а в случае их изменения в новом отчетном периоде необходимо раскрыть информацию о том, к каким последствиям привело подобное изменение;
- авансов и задатков, перечисленных поставщикам, перевозчикам и переработчикам запасов.
КОСГУ 346 — расшифровка и что входит
Передача материалов в эксплуатацию – 2021
Обязательные реквизиты БСО — 2021
Запасы в балансе
Изменения в КОСГУ и КВР в 2021 году
Минфином РФ утвержден новый федеральный стандарт по учету запасов ФСБУ 5/2019. ФСБУ «Запасы» начинает применяться, начиная с бухотчетности за 2021 год, но уже сейчас предприятия вправе принять решение о более раннем его использовании. С введением нового стандарта с января 2021 года упраздняется ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», а также и соответствующие методические рекомендации к нему – по учету МПЗ (приказ Минфина № 119н от 28.12.2001), по учету специнструмента и спецодежды (приказ № 135н от 26.12.2002). Поговорим о грядущих изменения в области учета запасов и о том, кто вправе руководствоваться прежними правилами.
Перейти на учет запасов в соответствии с нормами ФСБУ «Запасы» с 2021 года обязаны все компании. Исключение составляют микропредприятия, кроме тех, которые не имеют право применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Все остальные компании вправе принять решение о неприменении нового стандарта лишь в отношении запасов, предназначаемых для управленческих нужд.
ФСБУ «Запасы» утвержден Приказом Минфина РФ № 180 от 15.11.2019. Главное финансовое ведомство страны в информационном сообщении № ИС-учет-27 от 10.04.2020 разъяснило основные аспекты нового документа.
Точка зрения ФСБУ 5/2019 на многие вопросы учета запасов заметно расходится с привычными нормами ПБУ 5/01. Так, понятие «материальные запасы» новый стандарт обобщает — теперь это просто «запасы». Оценивать их придется дважды – при признании в учете и после него. Изменен порядок оценки запасов и формирования фактической себестоимости активов.
Расширен круг активов, относящихся к запасам, в частности, за счет объектов незавершенного производства (НЗП), не признаваемых в этом качестве ранее. Кроме того, в стандарте фигурирует новый термин – «справедливая стоимость». Рассчитывают ее, опираясь на нормы МСФО, в отдельных ситуациях.
Стандарт дает определение запасам: ими будут являться активы, используемые или продаваемые предприятием в обычном для него цикле операций, либо в периоде, не превышающем 12 месяцев. Это:
- ТМЦ, сырье, топливо, запчасти, комплектующие, приобретаемые полуфабрикаты для дальнейшего производства;
- инвентарь, инструмент, спецодежда, спецоснастка, тара, кроме ситуаций, когда подобные объекты признаются в бухучете основными средствами;
- товары, объекты недвижимости, интеллектуальной собственности и произведенная готовая продукция (ГП), предназначаемые для реализации;
- ГП и товары в процессе реализации до момента признания выручки;
- затраты на выпуск продукции, не прошедшей всех этапов техпроцесса, неукомплектованные, не прошедшие испытания и приемку изделия, а также затраты, относимые на выполнение работ/услуг до момента признания выручки, т.е. НЗП (незавершенное производство).
Не будут относиться к запасам финансовые активы и не принадлежащие компании ценности, к примеру, ТМЦ на хранении, в транспортировке, или же полученные НКО для последующей передачи третьим лицам.
Учитываем запасы по-новому: переход на ФСБУ 5/2019 с ПБУ 5/01
Согласно ФСБУ 5/2019 в бухгалтерском учете формируется:
- себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции;
- себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.
Другими словами, для объектов незавершенного производства и готовой продукции (одна группа) и для остальных видов запасов (другая группа) установлены разные правила определения себестоимости.
Себестоимость запасов формируется по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019). Только затраты, входящие в фактическую себестоимость объектов незавершенного производства и готовой продукции и всех остальных видов запасов , разные.
В себестоимость тех запасов, которые не относятся к незавершенному производству и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание), приведение их в состояние, необходимое для потребления, продажи или использования. Затраты перечислены в пункте 11 ФСБУ 5/2019. Среди них есть вполне традиционные:
- суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате поставщику (продавцу, подрядчику;
- затраты на заготовку и доставку до места потребления (продажи, использования);
- затраты по доведению до состояния, в котором запасы пригодны к использованию (доработка, сортировка, фасовка и улучшению технических характеристик);
- иные затраты, связанные с приобретением (созданием) запасов.
Кроме этих затрат в фактическую себестоимость запасов включают также:
- величину оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды;
- проценты, связанные с приобретением инвестиционного актива (раньше они списывались в прочие расходы).
Эти два вида «нетрадиционных» для запасов затрат распространили на их учет по аналогии с учетом ОС.
В себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов не включаются (п. 18 ПБУ 5/2019):
- затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями. Раньше – включались;
- управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов;
- расходы на хранение, если оно не является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или не обусловлено условиями приобретения (создания) запасов. Раньше – включались без оговорок;
- иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения (создания) запасов (придется решать в каждом конкретном случае).
В фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (п. 23 ФСБУ 5/2019). К таким затратам относятся:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Они, в свою очередь, подразделяются на прямые и косвенные (п. 24 ФСБУ 5/2019). Классификацию затрат на прямые и косвенные каждая фирма определяет самостоятельно.
В фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции не включаются (п. 26 ФСБУ 5/2019):
- затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брак). Раньше — включались;
- управленческие расходы (если они непосредственно не связаны с производством);
- расходы на хранение, если они не связаны с технологией производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Раньше – включались без оговорок;
- иные затраты, которые не является необходимыми для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Заметим, что с 2021 года изменятся порядок последующей оценки запасов, их списания, а также восстановления резерва на обесценение запасов.
Начиная с отчетности за 2021 г., хозяйствующие субъекты должны использовать ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. Приказом Минфина от 15.11.2019 г. № 180н. Данный стандарт обязательно должны использовать все компании, кроме бюджетников. Микроорганизации, которые вправе вести упрощенный бухучет, могут указать в учетной политике, что не используют этот стандарт. Остальные хозяйствующие субъекты должны организовать переход на новые правила учета с 1 января 2021 г.
Если субъект, обязанный перейти на новый стандарт, не сделает этого, он получит штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и за искажение показателей бухотчетности больше чем на 10%. В ходе проведения аудиторской проверки он рискует, что заключение будет составлено с оговоркой или вообще быть отрицательным.
Также учет запасов имеет прямое влияние на величину бухгалтерских расходов и, соответственно, на размер дивидендов. При неверном указании их величины возникает ситуация, при которой неправильно рассчитывается налог с дивидендов. Это в свою очередь влечет за собой штрафы за неуплату налогов и пени. Кроме того, вполне вероятны конфликтные ситуации с учредителями компании.
Неверный учет запасов влияет и на сумму активов компании, искажая ее значение, что в свою очередь приводит к неверному расчету собственного капитала. От его значения напрямую зависит расчет размера процентов по контролируемой задолженности, которая может уменьшить базу по налогу на прибыль у заемщика.
Эксперты рекомендуют прописать в учетной политике правила перехода на новый порядок учета запасов и особенности формирования их стоимости. При этом нужно изменить понятие «материально-производственные запасы» на «запасы». Все разделы учетной политики, связанные с материалами, товарами, готовой продукцией, незавершенным производством, скорректировать, добавив ссылку на ФСБУ 5/2019.
Образец приказа о внесении изменений в учетную политику для целей бухучета на 2021 г. в части ФСБУ 5/2019 «Запасы»
ФСБУ 5/2019 «Запасы»: что нового в учёте
При учете спецодежды с 2021 г. по ФСБУ 5/2019 нужно обращать внимание на сроки ее использования и стоимость. Ее можно учитывать, как основные средства, запасы или сразу списывать в расходы.
В составе запасов учитывается спецодежда и спецоснастка, по которым срок полезного использования не больше 12 мес. или длительности операционного цикла (пп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019).
При переходе на новый порядок учета не нужно пересчитывать входные данные по состоянию на 1 января 2021 г. Новый стандарт используется в отношении фактов хозяйственной деятельности, наступивших после ввода стандарта в действие. При этом факт хозяйственной деятельности — это сделка, операция, событие, оказывающие или способные оказать воздействие на финансовое положение компании, ее финансовый результат или движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ). Что касается спецодежды, это может быть выдача, возврат, продажа и др.
Если компания не проводит никаких операций со спецодеждой, то ничего корректировать не требуется — она продолжает учитываться на складе на сч. 10. Но если какие-то операции с ней производятся (выдается со склада, принимается обратно и др.), то нужно списать спецодежду с расходы в периоде передачи.
Корреспонденция будет такая:
Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 10 — выдана спецодежда работнику
При ретроспективном переходе требуется пересчитать входные показатели на 1 января 2021 г., как если бы ФСБУ 5/2019 применялся с начала отражения запасов в учете. Корректировки нужно сделать в межотчетном периоде, а разницу раскрыть в учетной политике. Спецодежду на складе нужно продолжать учитывать как запасы. Для корректировки делается корреспонденция:
Дт 84 Кт 10 — списана спецодежда со сроком использования не больше 12 мес., которая ранее уже выдана работнику
Если у спецодежды срок использования больше 12 мес. или операционного цикла и стоимость больше лимита, она учитывается в составе основных средств.
С 2021 г. не нужно использовать специальные правила по учету спецодежды. Ранее они были указаны в Методических указаниях по бухучету, утвержденных Приказом Минфина от 26.12.2002 г. № 135н в части нюансов учета на сч. 10 и возможностей его упрощения. Но с этого года указания перестали действовать, а потому используются общие правила учета для запасов и основных средств. Нужно ориентироваться на то, каким критериям они соответствуют (пп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019).
Перспективный переход можно совершить, если одновременно выполняются два условия:
- компания имеет право вести бухучет в упрощенной форме;
- компания перешла досрочно на ФСБУ 6/2020 (п. 51 ФСБУ 6/2020).
В иных ситуациях перспективный переход нельзя использовать. Малоценные ОС не считаются запасами, а потому они не подпадают под действие ФСБУ 5/2019, а именно он предусматривает перспективный переход. Соответственно, для многих компаний единственным вариантом перехода является ретроспективный учет (п. 15 ПБУ 1/2008).
Когда производится ретроспективный пересчет по состоянию на 31 декабря 2020 г., нужно пересмотреть сальдо сч. 10 и выделить спецодежду, у которой изначально установленный срок использования был больше 12 мес. или операционного цикла, а также стоимость была больше лимита по основным средствам.
При этом возможны два варианта учета в 2021 г.:
- оставить эту спецодежду на отдельном субсчете сч. 10 и продолжить списание на сч. 20 или 23. Тогда списание надо проводить в том же порядке, как если бы начислялась амортизация. При этом в отчетности сальдо по счету включается в статью «Основные средства»;
- перевести спецодежду со сроком использования больше 12 мес. или операционного цикла в состав ОС в межотчетный период. Тогда корреспонденция будет такая:
Дт 84 Кт 10 — списана спецодежда стоимостью дороже лимита по основным средствам и с длительным сроком использования
Дт 01 Кт 84 — спецодежда дороже лимита по основным средствам и с длительным сроком использования учтена в составе ОС по первоначальной стоимости
Дт 84 Кт 02 — начислена амортизация по спецодежде с длительным сроком использования за период, который прошел с момента ввода в эксплуатацию и до перехода на учет по правилам ФСБУ 5/2019
Если компания продолжает использовать ПБУ 6/01, тогда она должна сделать ретроспективный пересчет (п. 15 ПБУ 1/2008). То есть требуется пересчитывать показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за прошлый год.
Если компания досрочно стала использовать ФСБУ 6/2020, тогда она может сделать сокращенную ретроспективу — скорректировать лишь остатки по счетам. Это разрешено на основании п. 49 ФСБУ 6/2020.
Когда срок полезного использования спецодежды больше 12 мес. или операционного цикла, ее нельзя учитывать в запасах. Если в учетной политике обозначен лимит для учета малоценных ОС, а спецодежда оценивается дешевле него, то учетная политика позволяет не учитывать данную спецодежду как ОС.
С 2021 г. эти активы можно сразу списывать в расходы отчетного периода при их приобретении. В этом случае нужно проверить, чтобы общая сумма списываемой однотипной спецодежды за год не превышала уровень существенности, установленный в компании. В противном случае организация может получить замечание от аудитора.
Корреспонденция в данной ситуации будет такая:
Дт 20 (23, 25, 44) Кт 60 — приобретена спецодежда с длительным сроком использования, но дешевле лимита по основным средствам
Учитывать фактическое наличие спецодежды можно двумя способами:
- за балансом, для чего нужно предусмотреть счет в рабочем плане счетов;
- в отдельном бухгалтерском регистре, и его требуется утвердить в составе регистров.
Перспективный переход возможен при выполнении двух условий одновременно — компания имеет право вести упрощенный бухучет, и она досрочно с 2021 г. стала применять ФСБУ 6/2020 (п. 51 ФСБУ 6/2020).
В иных случаях нельзя использовать перспективный переход. Малоценные ОС не считаются запасами и, соответственно, они не подпадают под действие ФСБУ 5/2019. А именно этот стандарт предусматривает применение перспективного перехода. Таким образом, многие компании могут использовать единственный вариант — ретроспективный пересчет (п. 15 ПБУ 1/2008).
При ретроспективном пересчете по состоянию на 31 декабря 2020 г. нужно пересмотреть сальдо сч. 10 и выделить спецодежду, для которой изначально установленный срок использования был больше 12 мес. или операционного цикла. Эти активы нужно списать в расходы единовременно в межотчетный период.
Корреспонденция будет такая:
Дт 84 Кт 10 — списана малоценная спецодежда с длительным сроком использования
Дт 012 — принята на забалансовый учет малоценная спецодежда с длительным сроком использования
Если компания продолжает использовать ПБУ 6/01, тогда она должна сделать ретроспективный пересчет (п. 15 ПБУ 1/2008). То есть требуется пересчитывать показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за прошлый год.
Если компания досрочно стала использовать ФСБУ 6/2020, тогда она может сделать сокращенную ретроспективу — скорректировать лишь остатки по счетам. Это разрешено на основании п. 49 ФСБУ 6/2020.
Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.
Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Для бухгалтерского учета запасы определены как активы:
- потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации;
- используемые в течение периода не более 12 месяцев.
Отметим, что ранее общего понятия запасов для целей бухучета не было.
Уточнена сфера применения ФСБУ 5/2019 «Запасы»:
СТАЛО |
БЫЛО |
Действие распространено на незавершенное производство | Ранее не распространялся |
Стандарт не распространяется на материальные ценности, полученные НКО для безвозмездной передачи гражданам или юрлицам. Однако это не означает, что некоммерческая организация не должна наладить и вести надлежащий контроль наличия и движения таких ценностей. | Ранее распространялся |
Организация вправе принять решение не применять стандарт в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. В этом случае затраты, которые в соответствии со стандартом нужно было бы включать в стоимость запасов, признают расходами периода, в котором понесены. | Ранее – запасы, предназначенные для управленческих нужд, учитывали в общем порядке |
Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы»
Допустимо последующее (после признания в бухучете) изменение единиц учета за.
Отметим, что ранее такой возможности не было.
Установлен общий подход к определению затрат, включаемых в фактическую себестоимость запасов. Отметим, что ранее его не было.
Теперь затратами считают выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с приобретением (созданием) запасов. При этом не считают затратами предварительную оплату поставщику (подрядчику) до момента исполнения им своих договорных обязанностей предоставления запасов, выполнения работ, оказания услуг.
Установлены общие правила формирования фактической себестоимости незавершенного производства. Отметим, что ранее их регламентировали разные акты.
В частности, в фактическую себестоимость незавершёнки (и соответственно – готовой продукции) не включают:
- сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда;
- потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины;
- иные затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса.
Отметим, что ранее они подлежали включению в фактическую себестоимость.
Также ФСБУ 5/2019 не предусмотрена оценка незавершенного производства по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов хотя ранее была допустима.
Организация вправе при признании и далее оценивать по фактической либо справедливой стоимости (ранее – только по фактической себестоимости):
- продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства собственного производства;
- товары, торгуемые на организованных торгах.
Изменен порядок оценки запасов после признания.
Так, запасы оценивают на отчетную дату, как правило, по наименьшей из следующих величин:
- фактическая себестоимость запасов;
- чистая стоимость продажи запасов.
Ранее – в установленных случаях по текущей рыночной стоимости (фактическая себестоимость за минусом резерва под снижение стоимости мат. ценностей), а в остальных случаях – по фактической себестоимости.
Новое правило обязательно для коммерческих организаций. НКО применяют его при учете запасов, используемых в приносящей доход деятельности.
Изменен порядок восстановления резерва под обесценение запасов. Так, величину восстановления относят на уменьшение расходов, признанных в этом же периоде в связи с продажей запасов.
Отметим, что ранее восстановление резерва под снижение стоимости материальных ценностей признавали прочим доходом.
Запасы списывают при выбытии и при возникновении обстоятельств, в связи с которыми организация не ожидает поступление экономических выгод в будущем от потребления (продажи, использования) запасов.
Отметим, что ранее их списывали только при выбытии.
ФСБУ 5/2019 предусмотрены следующие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета запасов для организаций, которые вправе применять такие способы:
- определение себестоимости приобретенных запасов в размере сумм, уплаченных и/или подлежащих уплате (безо всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, равно как без дисконтирования в случае отсрочки/рассрочки платежа на период от 12 месяцев);
- признание фактической себестоимостью запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, балансовой стоимости передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ/оказание услуг;
- оценка запасов на отчетную дату по фактической себестоимости;
- признание затрат на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, расходами периода, в котором были понесены.
Кроме того, микропредприятия могут не применять ФСБУ 5/2019. Затраты, которые в соответствии с этим стандартом должны были бы включать в стоимость запасов, они могут признавать расходами периода, в котором были понесены.
Приказ Минфина № 180н от 15/11/19 г. утверждает сам документ, а также содержит его полный текст. Сообщение Минфина № ИС-учет-27 от 10/04/20 г. содержит ряд важных разъяснений по его применению.
Разрешено выбрать способ использования документа (п. 47 ФСБУ):
- ретроспективно;
- перспективно.
В первом случае его применение начинается с момента возникновения фактов хозяйственной жизни, которые он затрагивает, как если бы документ уже действовал, когда они произошли. Практически это означает необходимость пересчета показателей за 2 предшествующих года, поскольку они отражаются в отчетности за текущий год.
Второй подход исключает необходимость какого-либо пересчета, новые правила начинают применять для показателей только с начала года. Этот момент обязательно нужно отразить в учетной политике.
Стандарт не применяют однозначно или в связи с определенными условиями:
- бюджетные организации;
- микропредприятия, ведущие упрощенный учет;
- организации в отношении запасов для управленческой деятельности.
В бюджетной сфере он однозначно не применяется.
В отношении микробизнеса правило действует только в связи с применением упрощенного учета. Если организация по каким-то причинам не имеет права применять такой учет, стандарт для нее обязателен. В отношении запасов, используемых на управленческие нужды, решение остается за организацией. Затраты, включаемые по стандарту в стоимость запасов, относятся на расходы периода, в котором были понесены.
Анализ документа показывает значительные изменения по сравнению с ПБУ 5/01. Рассмотрим основные моменты этих изменений.
Прежде всего, ФСБУ дает определение запасов как категории (п. 3). Это активы, используемые:
- в периоде не более года;
- в периоде 1 операционного цикла.
Кроме того, обновлены правила их учета:
- «Незавершенка» теперь тоже входит в категорию запасов, и организации следует определить правила учета НЗП (п. 3-е, п. 27): в сумме только прямых затрат, нормативных затрат по плану или фактических, а не по стоимости материалов и сырья.
- Единица измерения запасов устанавливается организацией и после принятия к учету может быть изменена (п. 6).
- В некоторых случаях часть стоимости запасов можно учесть как проценты по кредиту (займу): если запасы приобретаются на условиях рассрочки длительностью более года или принятый организацией меньший срок (п. 13).
- Установлен порядок определения стоимости материалов, приобретенных не за деньги: на обмен, безвозмездно. Законодатель оперирует понятием «справедливая стоимость» имущества, прав, работ, услуг (п. 14, 15).
- Уточнены правила определения фактической себестоимости «незавершенки» и готовой продукции. Из нее исключается расход, связанный с браком, плохой организацией производственного процесса, различными ЧП, в целом любые затраты, не предназначенные непосредственно для производства (п. 26).
- Резерв под обесценивание создается по новой формуле. Вместо разницы между себестоимостью по факту и текущей рыночной стоимостью, для расчета применяется разница фактической себестоимости и чистой стоимости продажи. Чистая продажная стоимость, в свою очередь, это текущая рыночная стоимость минус производственные затраты, затраты на подготовку к продаже, затраты на продажу – предполагаемые величины (п. 29, 30). Понятно, что при прочих равных условиях резерв нужно будет увеличивать.
- Одной из причин списания запасов могут быть обстоятельства, при которых не ожидается экономической выгоды от этих запасов в будущем (п. 41-в).
На заметку! Определять справедливую стоимость предлагается по принципам Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (применяется в РФ согласно Пр. Минфина № 217н от 28/12/15 г.). Справедливая стоимость есть цена, которую можно получить при продаже в ходе обычной рыночной сделки на дату оценки.
Ответить на этот вопрос однозначно нелегко. С одной стороны, в документе много нововведений, приближающих учет запасов к международным стандартам, а с другой – уже сейчас бухгалтерам приходится решать возникающие проблемы, связанные с применением ФСБУ.
Приведем некоторые характерныепримеры:
- В действующем ПБУ 6/01 по учету ОС предусмотрена возможность некоторые основные средства малой стоимости (п. 5) относить в запасы, на счет 10. Новый ФСБУ 5/2019 ограничивает запасы сроком использования менее 12 месяцев или одним циклом производства. Следовательно, на данный момент возможности применять указанную норму ПБУ 6/01 нет. До введения в действие ФСБУ 6/2020 специалисты советуют списывать такие ОС малой стоимости сразу на расходы, прописав данный способ в учетной политике. Однозначного решения, как выйти из ситуации, действующие документы не содержат.
- Справедливую стоимость объекта придется определять на месте. Она схожа с рыночной, но имеет отношение не к абстрактному рынку, а к суждению конкретного лица о стоимости объекта. По сути, это предмет профессиональной оценки бухгалтера, за которую он полностью отвечает.
- Сравнительный анализ ПБУ 10/99 (п. 11) и ФСБУ 5/2019 (п. 31, 43-а) показывает противоречие: отчисления в резервы относятся на прочие расходы, восстановление же соответствующего резерва следует отнести на уменьшение себестоимости проданных товаров (суммы расходов, признанных в данном периоде). Однако действующее ПБУ 9/99 (п. 7) говорит о необходимости отнесения подобных сумм к прочим доходам. Один из вариантов, если резерв невелик, — воспользоваться п. 7.4 ПБУ 1/2008; исходя из принципа единообразия и рациональности, не применять в этой части ФСБУ 5/2019. Если такой возможности нет, применяют дополнительные учетные формы для более полного раскрытия информации.
Таким образом, применение ФСБУ 5/2019 без тщательного изучения документа невозможно. Важно исключить поверхностный подход, проанализировать и привести в соответствие с ним ЛНА фирмы, в первую очередь учетную политику.
Новый стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных.
Его могут не применять микропредприятия, которые ведут бухучёт упрощёнными способами и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность по специальным формам.
В 2021 году к микропредприятиям относятся компании и ИП с годовым доходом до 120 млн руб. и средней численностью работников не более 15 чел. Но если у таких организаций нет права на упрощённое ведение бухучёта, запасы нужно учитывать в общем порядке по ФСБУ 5/2019.
Например, нельзя применять упрощённый учёт микропредприятиям, которые подпадают под обязательный аудит бухотчётности, в частности, акционерным обществам.
К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.
По ПБУ 5/01 к запасам относили сырьё, материалы, активы для продажи, включая готовую продукцию и товары, активы для управленческих нужд.
По ФСБУ 5/2019 к ним добавили:
- незавершённое производство (НЗП);
- недвижимость для продажи;
- интеллектуальную собственность для продажи.
Ещё в новом стандарте уточнили, что товары, отгруженные без перехода права собственности, считаются запасами.