Закон об управляющих компаниях в сфере ЖКХ 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об управляющих компаниях в сфере ЖКХ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Написать комментарий
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168; 2013, N 16, ст. 1972; 2015, N 9, ст. 1316; 2016, N 27, ст. 4501; 2017, N 2, ст. 338; N 11, ст. 1557; 2019, N 1, ст. 4; N 9, ст. 841; N 21, ст. 2590).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
1. Пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Предоставление коммунальных услуг потребителю
осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9-12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).
Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, а также товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (далее товарищество или кооператив) предоставляют ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Положения третьего и четвертого абзацев настоящего пункта не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).
Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.
Путин подписал новый закон об УК. Что это значит для жителей многоэтажек
Согласно новым поправкам в ЖК РФ, теперь орган ГЖИ вправе при поступлении к нему жалоб от населения, органов власти или из СМИ проводить внеплановую документарную или выездную проверку управляющих компаний без согласования с этими организациями и без предупреждения их руководителей или должностных лиц. Теперь эта норма прописана в чч.1 и 3 ст.196 ЖК РФ.
Еще одно новшество касается доступа инспекторов ГЖИ к объекту осмотра (МКД), включая нежилые помещения дома (подвалы, технические этажи). Зачастую инспекторам ГЖИ приходится требовать доступа к подвалам и иным нежилым помещениям в многоквартирном доме. Теперь за непредставление такого доступа или препятствие со стороны управляющей компании будет наступать административная ответственность как за нарушение лицензионных требований по ст.7.23.3. или 14.1.3 КоАП РФ.
Также ужесточилось наказание за повторное назначение административных взысканий по суду управляющей компании. Если раньше за 2 и более предписаний управляющей компании от органа ГЖИ в течение одного года за нарушение лицензионных требований можно было удалить из реестра лицензий субъекта РФ только один дом, то теперь законодатель расширил полномочия проверяющих органов.
Так, ч.5.1 ст.198 ЖК РФ гласит, что если в течение одного календарного года управляющей компании по решению суда было назначено 2 и более административных наказаний за неисполнение или выполнение не должным образом предписаний ГЖИ об устранении нарушений лицензионных требований, то могут быть удалены из реестра лицензий субъекта РФ сразу все дома в управлении УК, что влечет за собой прекращение действия лицензии управляющей компании и ее деятельности по управлению МКД.
Аналогичное наказание предусмотрено для руководителя управляющей компании без квалификационного аттестата. Поэтому имейте ввиду, если у вашей УК сменился руководитель и у него нет квалификационного аттестата либо он аннулирован, то за это тоже могут исключить сразу все дома из реестра лицензий субъекта РФ, что приведет к прекращению всей лицензионной деятельности компании по управлению многоквартирными домами.
Обращаем ваше внимание, что Стандарт раскрытия информации по 731 Постановлению Правительства РФ в действующей редакции от 27.09.2014 года продолжает действовать и является лицензионным требованием, которое следует соблюдать. А значит нужно по-прежнему заполнять сведениями портал Реформа ЖКХ и поддерживать информацию на нем в актуальном состоянии.
Сайт Реформа ЖКХ продолжает функционировать. Пока нет никаких предпосылок или указаний для прекращения его работы. Поэтому по Стандарту раскрытия информации сведения необходимо раскрывать во всех указанных в законодательстве источниках: на Реформе ЖКХ, на сайте УК и на информационных стендах.
В формулировке ч.1 ст.193 Жилищного кодекса РФ появился новый 7 пункт, который дословно гласит как “иные требования, установленные Правительством РФ”. Однако пока более-менее ясного ответа на этот вопрос не последовало. По мнению некоторых чиновников в сфере ЖКХ, законодатель приближает нас к каким-то грубым нарушениям лицензионных требований, которые на сегодняшний день полностью еще не сформулированы.
По мнению других экспертов в сфере ЖКХ, под “иными лицензионными требованиями” скрываются все Постановления Правительства РФ, которые касаются лицензионной деятельности компаний по управлению МКД. Между тем, все лицензионные требования прописаны в Постановлении Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г. Никаких изменений пока туда вносить не планируется.
Подытоживая все вышесказанное, можно однозначно отметить, что необходимо соблюдать все лицензионные требования, которые закреплены в законодательных актах, постановлениях и статьях Жилищного кодекса. В противном случае, за любую провинность может грозить административный штраф, дисквалификация или аннулирование лицензии по ст. 7.23.3. или 14.1.3. КоАП РФ.
Наименование организации
Полное официальное: Закрытое акционерное общество ремонтно-строительная фирма «Ремстройсервис»
Сокращенное: ЗАО РСФ «Ремстройсервис»
Генеральный директор
Беляева Людмила Васильевна
Адрес (юридический, фактический и почтовый)
129110, г. Москва, Орлово-Давыдовский пер., д.2/5, стр. 3
Офис участка эксплуатации: 129110, г. Москва, ул.Щепкина д.60/2 стр.2
Банковские реквизиты
Корр./счет 30101810400000000225 в ОАО «Сбербанк России»
БИК 044525225
ИНН 7702019661
КПП 770201001
Расч. счет 40702810538090104977
Реквизиты свидетельства о государственной регистрации юридического лица
ЗАО РСФ «Ремстройсервис» зарегистрирован Государственным учреждением Московской регистрационной палатой 01.08.1994 г. № 032967 за основным государственным регистрационным номером 1037739025906 дата внесения записи 08.01.2003 г. Межрайонной инспекцией МНС России №39 по г. Москве
На данный момент в управлении ЗАО РСФ «Ремстройсервис» находится 63 дома.
В 2020 году договоры управления многоквартитрными домами не расторгались.
Реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении ЗАО РСФ «Ремстройсервис» на основе договора управления
№ п/п |
Адрес многокваритрного дома |
№ОДС, адрес и телефон |
Общая площадь жилых и нежилых помещений, кв.м. |
Реквизиты договора управления |
Вторая сторона по договору управления |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Больничный пер. д.1 |
ОДС №5, Трифоновская ул. д.61 корп.1, тел.8 (495) 539-53-53 |
824,70 |
б/н от 01.01.2009 г. |
собственники помещений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Больничный пер. д.2 |
ОДС №5, Трифоновская ул. д.61 корп.1, тел. 8 (495) 539-53-53 |
688,30 |
б/н от 01.01.2009 г. |
собственники помещений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Верземнека ул. д.1 |
ОДС №6, ул.Трифоновская д.61, корп.1 тел.: 8 (495) 539-53-53 |
2 865,30 |
б/н от 03.01.2008 г. |
собственники помещений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Верземнека ул. д.2 |
ОДС №6, ул.Трифоновская д.61, корп.1 тел.: 8 (495) 539-53-53 |
3 523,90 |
б/н от 05.01.2007 г. |
собственники помещений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Верземнека ул. д.2а стр.1 |
ОДС №6, ул.Трифоновская д.61, корп.1 тел.: 8 (495) 539-53-53 |
5 303,60 |
б/н от 05.01.2007 г. |
собственники помещений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Верземнека ул. д.3 |
ОДС №6, ул.Трифоновская д.61, корп.1 тел.: 8 (495) 539-53-53 |
3 400,30 |
б/н от 03.01.2008 г. |
собственники помещений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Верземнека ул. д.5 |
ОДС №6, ул.Трифоновская д.61, корп.1 тел.: 8 (495) 539-53-53 |
3 444,30 |
б/н от 03.01.2008 г.
______________________________________________________________________________________ 7 сентября 2021, 19:38 Юрий АНТОНОВ Помимо обязанностей управляющая компания наделяется правами, на основании которых осуществляется качественное исполнение обязательств по управлению МКД:
Перечень полномочий и обязанностей управляющей компании ограничен договором на управление МКД. Жильцы вправе прописать дополнительные пункты, где упомянуть все моменты для обеспечения своего комфорта. Если же они не прописаны, то стандартный договор не содержит обязанность УК:
«Горячие» документы — Жилище. ЖКХКаждый из пунктов соглашения для управляющей компании — закон. Она не имеет права по своему усмотрению решать, какие из пунктов выполнять, а какие оставлять без внимания. Если работы проводятся не в полном объеме, это значимый повод для смены управляющей компании, но не единственный. Жилищным кодексом определены и другие причины, когда жители могут попрощаться с обслуживающей организацией:
«Самый удобный момент уйти от компании, услуги которой вызывают нарекания жильцов, — завершение срока действия договора с ней, — комментирует Дарья Морозова. — Жильцы могут заблаговременно заявить о своем намерении и беспрепятственно его осуществить. Если же срок действия договора окончился, но ни одна из сторон не заявила о желании его расторгнуть, он продлевается автоматически». Инициировать переход может как один человек, так и группа жильцов. Главное в этой ситуации, чтобы все остальные оказались не против. Закон требует, чтобы согласных на смену управляющей компании было не менее половины от всех собственников квартир. Если большинство есть, менять одну организацию на другую можно смело и даже неоднократно. Никаких лимитов на этот счет не существует: если у людей есть причины и недовольства, они на абсолютно законных основаниях могут разорвать отношения с недобросовестным поставщиком услуг. «Крайне важно выполнить такой переход правильно, — уточняет Дарья Морозова. — Нужно внимательно прочитать договор, особенно пункты об условиях его расторжения, и убедиться, что препятствий тому нет. Нередко в соглашения включают пункты, которые не позволяют собственникам быстро перейти от одной организации к другой». Имея прежний горький опыт, важно не поменять шило на мыло. Выбирать стоит взвешенно, тщательно просмотрев предложения и рейтинги в интернете, пообщавшись с жильцами соседних дворов и со знакомыми. Определив пару-тройку достойных вариантов, нужно собрать инициативную группу и съездить на встречу к руководству. Если времени на общение с потенциальными клиентами не найдут — это недобрый знак. Если общаться будут нехотя и невежливо — тоже. Не менее значимый момент — организация работы компании с клиентами. Если процессы подачи заявок и оплаты коммунальных услуг автоматизированы, это говорит о современности УК, ее стремлении быть удобной для людей, направленности на повышение уровня сервиса. Работающие по старинке и только с бумажками жилищно-коммунальные службы недалеко ушли от пресловутых ЖЭКов. Как правило, качество их услуг низкое, а на жалобы и заявки они реагируют очень медленно. «Убедитесь, что оплачивать услуги можно онлайн, — советует Дарья Морозова. — И тарифы не превышают средние в городе и районе. Проверьте лицензию, она должна быть действующей, не истекающей». Его можно провести очно, пригласив всех жильцов для обсуждения. А можно очно-заочно: тогда в собрании принимает участие группа активных жителей, которые потом доводят информацию до сведения остальных и собирают подписи. О собрании нужно известить людей заранее — за десять дней. Извещение стоит направить и в действующую управляющую компанию: от нее на встречу с жителями могут командировать представителя. К дате проведения готовят повестку, в которой указывают актуальные вопросы. Вопрос может быть один — о расторжении договора, или несколько. Предпочтительно включать в одну повестку сразу несколько тем для обсуждения, чтобы не проводить собрания многократно. Кроме главного вопроса, нужно указать в перечне актуальных тем выбор новой компании. Если с ней уже определились, то с названием и обсуждением условий нового договора и тарифов. Также в повестку включают уточнение сроков, в течение которых документы из одной организации должны быть переданы в другую, и условия передачи накопленных средств. Решение большинства фиксируют в протоколе, который подписывают участники собрания. Также готовят заявление в действующую управляющую компанию: в нем договор просят расторгнуть на основании решения жильцов. Это заявление можно передать представителю УК, присутствующему на собрании. Если же представителя нет, собирают пакет документов и лично отвозят в офис компании. Бланк предоставит новая УК, но вот собирать подписи придется инициативной группе. Документ приобретает силу, если в нем распишутся более 50% владельцев квартир. Собрать подписи можно на собрании — одновременно с подписанием протокола. А можно чуть позже, но не стоит откладывать в долгий ящик: пока договор не подписан, ответственной за дом продолжает считаться прежняя УК. На основании подписанного договора компания подает заявление в управление жилищного надзора о внесении дома в ее лицензию. Процедура занимает десять дней, после чего переход признают официально завершенным. Только после этого она имеет право выставлять новым клиентам счета за услуги. «Прежде чем перечислять деньги по новым реквизитам, проверьте наличие дома в лицензии управляющей компании, — советует Дарья Морозова. — Сделать это можно на сайте государственного жилищного надзора. Если у кого-то из жильцов была переплата за услуги, им нужно подать заявление на перерасчет».
Оформить разрешение на обслуживание жилых населенных зданий могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на управлении недвижимостью. Лицензию вправе выдавать кооперативам, товариществу собственников помещений, имеющих контроль над двумя и более домами. Документ не выдается ТСЖ, обслуживающему один дом, несколько зданий, расположенных на едином участке. Оформление лицензии возможно при условии нахождения главного офиса УК в России. Законная деятельность невозможна без квалификационного аттестата руководителя. Выдача документа осуществляется после сдачи экзамена, порядок проведения которого определяется вышестоящей инстанцией региона. Глава УК не должен иметь действующей судимости за экономические, тяжкие преступления, обязан работать длительный период. Для выдачи разрешения могут потребовать выполнение правил, которые установлены муниципальными нормативными актами. Деятельность управляющих компаний была узаконена ЖК РФ. 31.12.2017 принят ФЗ № 485, с изменениями в статьях действующего нормативного акта. С 2018 года, по п.1.3 ст. 161 Жилищного Кодекса, лицензия ЖКХ обязательна для обслуживания населенных зданий. По п.8 ст. 5 ФЗ № 485, учреждения, желающие получить разрешение, при несоответствии установленным требованиям обязаны внести изменения на протяжении полугода после вступления правового акта в действие. Для получения разрешения существуют требования Росжилнадзора к лицензируемым управляющим компаниям:
Юридическое лицо, ИП вправе подать заявку в Государственный жилищный надзор РФ для получения разрешения на управление многоквартирными жилыми домами. Лицензирование управляющих компаний не осуществляется без заявления. Вместе с заявкой необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение требований, согласно ст. 193 ЖК РФ. Основной перечень:
Чтобы получить лицензию на деятельность управляющей компании, начальник обязан представить свидетельство о владении нежилой недвижимой собственностью, предназначенной для работы сотрудников. В случае аренды помещения необходимо приложить договор найма. Вместе с основными справками следует предоставить список многоквартирных домов, находящихся в зоне обслуживания. Члены лицензионной комиссии, кроме заявления и прилагаемого пакета документов, вправе потребовать дополнительные справки о наличии судимости руководителя, свидетельства об образовании сотрудников. 5 существенных изменений в лицензионные требования для УКЛицензия для управляющей компании не выдается без подтверждения квалификации начальника. Квалификационное испытание проводится для оценки знаний, которые требуются для грамотного управления, обслуживания жилых многоквартирных домов, общения с собственниками квартир. Перед проверкой гражданин должен своевременно подать заявление в лицензионную комиссию или Жилищную инспекцию. Для подачи прошения необходимо предъявить паспорт или доверенность, когда интересы руководителя управляющей компании представляет третье лицо. Срок рассмотрения письменного заявления на участие составляет до 15 дней. Для получения квалификационного аттестата ЖКХ глава организации должен пройти тестирование на компьютере. Максимальное количество вопросов – 200, из которых на итоговый экзамен выводится только половина. Время прохождения теста составляет не более 2 часов. Экзамен считается успешно сданным, если количество правильных ответов более 86 %. В случае удовлетворительного результата выдается аттестат, действующий в течение 5 лет. Процесс лицензирования коммерческой управляющей компании – не бесплатная процедура. Стоимость получения документа складывается из суммы государственной пошлины, тарифов независимых компаний по оцениванию материальной, технической базы организации, возможного обучения сотрудников. Квалификационный экзамен для начальника проводится бесплатно. Сумма госпошлины, согласно ст. 333.33 НК РФ, составляет 30 тысяч рублей. Срок лицензирования, на протяжении которого происходит рассмотрение заявления, поданных юридических бумаг, – не более месяца. Депутаты считают, что большинство нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства связано с невыполнением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. При этом ни штрафные санкции, ни возможность отзыва лицензии у управляющих организаций не привели к существенным изменениям ситуации в области оказания жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим в целях оздоровления сферы управления многоквартирными домами, усиления лицензионных требований к лицам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, предупреждения прихода в данную сферу неэффективно работающих и недобросовестных организаций подготовлен законопроект. Фактически предлагаемая норма не является какой-либо новацией. И тем более она не предлагает проводить автоматическое списание долгов с истекшим сроком давности. То есть, в законопроекте речи о «коммунальной амнистии» не идет, это явное преувеличение. «Амнистия» по долгам за ЖКХ со сроком давности более трех лет предполагала бы безусловное их прощение, но такие поправки не обсуждаются в рамках данного законопроекта. В пояснительной записке авторы законопроекта указывают на сложившуюся практику применения закона ресурсоснабжающими и управляющими компаниями в сфере взыскания задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Ежегодно растут официальные долга россиян перед коммунальщиками, сейчас общая задолженность оценивается примерно в триллион рублей. На оплату счетов управляющих компаний граждане тратят значительную часть своего дохода, однако долги только растут. Депутаты и сенаторы, выступившие с законодательной инициативой, указывают на одну из причин, почему складывается такая ситуация. В судебные органы подается значительное число исковых заявлений о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом управляющие компании предъявляют ко взысканию задолженность за периоды и за пределами сроков исковой давности. Кончено, большинство граждан знает о существовании такого понятия как срок исковой давности. После подачи ходатайства о его применении суды частично отказывают в иске и не взыскивают долги за соответствующие периоды. Однако управляющие компании на практике продолжают включать в платежные документы такие долги, даже если по ним уже есть отказные решения судов. Причем они также насчитывают пени на сумму задолженности. По мнению авторов законопроекта, эти действия приводят к нарушению прав граждан. Обосновывая свое решение управляющие компании указывают, что действующими нормативными актами в сфере ЖКХ не установлена обязательность списания долга по основанию пропуска срока исковой давности. Поэтому внесение поправок в ЖК РФ призвано разрешить коллизию в правовых актах и дополнить их необходимой нормой. Законопроект внесен в Государственную Думу 26.06.2019г. зарегистрирован за номером 738681-7. В этот же день он направлен на рассмотрение в комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Пока неизвестно когда он будет вынесен на обсуждение. Будет ли списание долгов по ЖКХ в 2021 году? Новый закон говорит о коллизии правовых норм, технических проблемах списания, когда уже есть решение суда. Поэтому даже одобрение законопроекта не будет началом введения амнистии по делам о задолженности за коммуналку. С нового года изменятся правила взыскания долгов за коммунальные услуги управляющими компаниями. Согласно закону, вступающему в силу с 1 января 2021 года, управляющая компания, ресурсоснабжающая организация и региональный оператор капитального ремонта должны при подаче в суд иска на должника по коммунальным услугам указать один из идентификаторов гражданина — паспортные данные, ИНН, СНИЛС, номер водительского удостоверения. Предполагается, что эти данные они смогут запрашивать через суд у органов власти. Такой порядок позволит получить необходимые сведения и защитить персональную информацию о гражданах. С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314). Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
25269
18368
28215
26225
Фото 28022
12219
Фото 9779 В конце июня 2021 года начинает действовать пункт 6.1 статьи 15.4 Закона об участии в долевом строительстве. Согласно этому пункту, девелоперы должны размещать проектную декларацию в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) еще до момента заключения первого договора долевого участия (ДДУ). То есть до начала привлечения денежных средств граждан. С начала 2021 года действует 9 статья Федерального закона № 237-ФЗ, согласно которой Росреестр теперь будет непрерывно наблюдать за соблюдением закона о кадастровой оценке, а не проводить разовые проверки. В январе начала действовать в новой редакции и 14 статья того же закона, где уточнены факторы, от которых зависит расчет кадастровой стоимости:
Также упростилась процедура рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, совершенных при определении кадастровой стоимости. Согласно нововведениям, подать обращение можно в течение пяти лет, а срок ликвидации ошибки сокращен до 45 дней. С января 2021 года при рождении первого ребенка государство предоставляет семьям материальную помощь в размере не 466,6 тыс., а 483,8 тыс. рублей. После рождения второго ребенка родители получают не 150 тыс. руб., а 155,5 тыс. Материнский капитал на второго ребенка для семей, где первый родился до 2007 года, когда денежная помощь от государства еще не предоставлялась, составляет 639,4 тыс. руб. Государство предоставляет квадратные метры только в исключительных случаях, попасть в очередь на улучшение условий проживания очень трудно. Но знание норм площади, положенных на человека, по-прежнему актуально.
|