Свидетельство бортпроводника старого образца
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Свидетельство бортпроводника старого образца». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Центральных районов
- Северо-Западное МТУ Росавиации
- Архангельское МТУ Росавиации
- Коми МТУ Росавиации
- Южное МТУ Росавиации
- Уральское МТУ Росавиации
- Тюменское МТУ Росавиации
- Западно-Сибирское МТУ Росавиации
- Восточно-Сибирское МТУ Росавиации
- Красноярское МТУ Росавиации
- Дальневосточное МТУ Росавиации
- Камчатское МТУ Росавиации
- Саха (Якутское) МТУ Росавиации
- Северо-Восточное МТУ Росавиации
- Приволжское МТУ Росавиации
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
- Линейный пилот (самолет)
- Линейный пилот (вертолет)
- Коммерческий пилот (самолет)
- Коммерческий пилот (вертолет)
- Частный пилот (самолет)
- Частный пилот (вертолет)
- Бортпроводник
- Бортоператор
- Бортинженер
- Бортрадист
- Штурман
- Пилот сверхлегкого воздушного судна
- Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 № 670 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации».
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10.02.2014 № 32 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации».
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22.10.2014 № 298 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения».
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».
1. Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации» (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, 3291; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 29, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, № 49, ст. 6075; № 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17, № 29, ст. 3616; 2010, № 30, ст. 4014; 2011, № 15, ст. 2019, 2023, 2024, № 48, ст. 6733, № 50, ст. 7351; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4318, № 53 (ч. I), ст. 7585; 2013, № 23, ст. 2882, № 27, ст. 3477) и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 32, ст. 4322).
2. Настоящие Правила устанавливают требования к оформлению свидетельств, выдаваемых лицам, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов (далее — свидетельства), требования к форме свидетельств, а также их виды.
В настоящих Правилах используются термины и сокращения, установленные в Федеральном законе от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, 3291; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 29, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, № 49, ст. 6075; № 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17, № 29, ст. 3616; 2010, № 30, ст. 4014; 2011, № 15, ст. 2019, 2023, 2024, № 48, ст. 6733, № 50, ст. 7351; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4318, № 53 (ч. I), ст. 7585; 2013, № 23, ст. 2882, № 27, ст. 3477) и постановлении Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 32, ст. 4322).
3. Ранее выданные свидетельства сохраняют свою силу до окончания срока их действия или до их обмена на свидетельства, оформленные в соответствии с настоящими Правилами.
4. Свидетельство оформляется территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта, в которое поступило представление (заявление на выдачу свидетельства), независимо от места регистрации или места пребывания кандидата на получение свидетельства.
5. Лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации выдаются виды свидетельств согласно приложению № 1 к настоящим Правилам:
Свидетельство частного пилота;
Свидетельство коммерческого пилота;
Свидетельство пилота многочленного экипажа;
Свидетельство линейного пилота;
Свидетельство пилота планера;
Свидетельство пилота свободного аэростата;
Свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна;
Свидетельство штурмана;
Свидетельство бортрадиста;
Свидетельство бортинженера (бортмеханика);
Свидетельство летчика-наблюдателя;
Свидетельство бортпроводника;
Свидетельство бортоператора;
Свидетельство специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;
Свидетельство диспетчера управления воздушным движением;
Свидетельство сотрудника по обеспечению полетов.
Выдача свидетельств авиационного персонала
6. Размеры свидетельства составляют * мм на * мм с закругленными углами. Свидетельство имеет лицевую и оборотную стороны.
Свидетельство изготавливается на бланке, на котором печатается информация, установленная настоящими Правилами. После оформления свидетельство ламинируется.
7. Бланк свидетельства изготавливается на бумаге по форме, приведенной в приложении № 1 к настоящим Правилам.
На бланке на лицевой и оборотной сторонах в нижнем правом углу типографским способом печатается римская цифра «III.» и порядковый номер свидетельства, состоящий из семи арабских цифр.
В центре бланка воспроизводится Государственный герб Российской Федерации (далее — герб) на геральдическом щите. Надписи, изображение герба и специальный знак выполняются тиснением фольгой золотистого цвета, под изображением герба располагается розетка (элемент, состоящий из замкнутых и пересекающихся в определенной последовательности линий). Розетка выполняется металлографским способом печати.
Бланк свидетельства оснащен защитной металлизированной нитью, меняющей в зависимости от угла зрения цвет. Отдельные участки нити видны на поверхности свидетельства.
Бумага, на которой изготовлен бланк свидетельства, содержит три вида защитных волокон.
В нижней части лицевой стороны бланка свидетельства выполнено стилизованное изображение Н.Е. Жуковского.
8. В свидетельствах указывается следующая информация:
а) на лицевой стороне:
сверху, полужирным шрифтом, с выравниванием по центру слова
«I. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ»;
строкой ниже слова «RUSSIAN FEDERATION»;
строкой ниже римская цифра «II.» и вид свидетельства прописными буквами жирным шрифтом с выравниванием по центру на русском языке и перевод вида свидетельства на английский язык;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю римская цифра «IV.» и фамилия, имя, отчество (при наличии) обладателя свидетельства на русском и английском языках;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова «IVa. Дата рождения (Date of birth)» и дата рождения обладателя свидетельства с указанием двумя арабскими цифрами числа, двумя арабскими цифрами месяца и четырьмя арабскими цифрами года рождения;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова «VI. Гражданство» и гражданство владельца свидетельства на русском и английском языках;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова «VII. Подпись обладателя свидетельства» и печатается отсканированная с представления (заявления на выдачу свидетельства) подпись обладателя свидетельства;
строкой ниже, с выравниванием по ширине слова «IX. Свидетельство действует бессрочно, за исключением случаев, когда оно аннулировано, приостановлено или заменено на новое свидетельство (This licence shall remain in force for the holder»s lifetime unless revoked, suspended or varied)»;
б) на оборотной стороне:
сверху, с выравниванием по правому краю слова «XII. Квалификационные отметки (Ratings)» и квалификационные отметки, предусмотренные в приложениях № 3, 4 к настоящим Правилам;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова «XIII. Примечания (Remarks)»;
и, в случае, если кандидат продемонстрировал знания английского языка на уровне, не ниже четвертого, слова «Владение английский языком (Language proficiency) -», уровень владения английским языком и слова «уровень (level)»;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова «срок действия (Valid to)» и дата прохождения повторного контроля знаний общего и авиационного английского языка, установленного федеральными авиационными правилами. В случае, если обладатель свидетельства продемонстрировал знания общего и авиационного английского языка на 6 уровне, то вместо указанной даты делается запись «бессрочно (lifetime)»;
для обладателей свидетельств, дающих право выполнять функции пилотов, штурманов и бортрадистов, строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова «Обладатель свидетельства продемонстрировал способность использовать радиооборудование на борту воздушного судна (The holder of this licence has demonstrated competence to operate R/T equipment on board aircraft)»;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова «VIII. Свидетельство выдано Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670»;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова «X. Подпись лица, оформившего свидетельство», фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, выдавшего свидетельство и место для его подписи;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова «дата выдачи» и дата выдачи свидетельства с указанием двумя арабскими цифрами числа, двумя арабскими цифрами месяца и четырьмя арабскими цифрами года выдачи свидетельства;
с выравниванием по левому краю слова «XI. М.П.» и место для печати органа, выдавшего свидетельство (Росавиации или ее территориального органа).
9. Запрещается вносить в свидетельства записи, не предусмотренные федеральными авиационными правилами.
10. Транслитерация информации, указанной в свидетельстве, производится в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам.
Транслитерация фамилии, имени, отчества (при наличии) производится в соответствии с частью 1 тома первого документа ИКАО Doc 9303, извлечение из которого приведено в приложении № 2 к настоящим Правилам.
В случае, если в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) указаны транслитерированные фамилия, имя, отчество (при наличии), они транслитерируются в соответствии с представлением (заявлением на выдачу свидетельства).
11. Должностное лицо органа по выдаче свидетельств, ответственное за оформление свидетельства:
получает под роспись бланки свидетельств от должностного лица органа по выдаче свидетельств, ответственного за получение, учет и хранение бланков свидетельств;
рассматривает представление (заявление на выдачу свидетельства) и прилагаемые к нему документы, проводит проверку, предусмотренную Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670, и в случае соответствия лица требованиям федеральных авиационных правил принимает решение о выдаче (обмене) свидетельства, о чем делает отметку на представлении (заявлении на выдачу свидетельства).
12. В случае принятия решения о выдаче (обмене) свидетельства, должностное лицо органа по выдаче свидетельств, ответственное за оформление свидетельства:
а) вносит в базу данных свидетельств авиационного персонала гражданской авиации:
сведения, указанные в выдаваемом свидетельстве, включая номер бланка свидетельства;
в случае замены свидетельства — номер и дату выдачи ранее выданного свидетельства,
фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, оформившего свидетельство;
б) производит с использованием программного обеспечения, использующего информацию из базы данных свидетельств авиационного персонала гражданской авиации, печать свидетельства на принтере;
в) производит проверку правильности заполнения свидетельства;
г) подписывает свидетельство с указанием своей фамилии и инициалов;
д) производит ламинирование свидетельства защитной пленкой с голографическим изображением;
е) передает по описи оформленные свидетельства и их копии вместе с представлением (заявлением на выдачу свидетельства) и прилагаемые к ним документами должностному лицу органа по выдаче свидетельств, ответственному за выдачу свидетельств.
13. Должностное лицо органа по выдаче свидетельств, ответственное за выдачу свидетельств:
выдает (направляет по почте) оформленное свидетельство лицу, подавшему представление (заявление на выдачу свидетельства);
обеспечивает хранение представления (заявления на выдачу свидетельства) и прилагаемых к нему документов.
Национальный знак | Рекомендуемая транслитерация |
---|---|
А | А |
Б | В |
В | V |
Г | G |
Д | D |
Е | Е |
Ё | Е |
Ж | ZH |
3 | Z |
И | I |
Й | I |
К | К |
Л | L |
М | М |
Н | N |
О | О |
П | Р |
Р | R |
С | S |
Т | Т |
У | U |
Ф | F |
X | КН |
Ц | TS |
Ч | СН |
Ш | SH |
Щ | SHCH |
Ы | Y |
Ъ | IE |
Э | Е |
Ю | IU |
Я | IA |
1. В свидетельства, предоставляющие право выполнять функции пилота, в случаях, установленных федеральными авиационными правилами, вносятся квалификационные отметки о классе самолётов:
самолет с одним двигателем, сухопутный (single engine land);
гидросамолёт с одним двигателем (single engine sea);
самолет многодвигательный, сухопутный (multiengine land);
гидросамолёт многодвигательный (multiengine sea).
2. В свидетельства частного пилота, свидетельство коммерческого пилота, свидетельство пилота многочленного экипажа, свидетельство линейного пилота, свидетельство штурмана, свидетельство бортинженера в случаях, установленных в федеральных авиационных правилах, вносятся квалификационные отметки о типе воздушного судна, указанные в приложении № 4 к настоящим Правилам.
При отсутствии в приложении № 4 к настоящим Правилам обозначения типа воздушного судна, отметка о типе воздушного судна указывается в соответствии с сертификатом типа (аттестатом о допуске к эксплуатации) воздушного судна.
В случае, если функции пилота ограничиваются только функциями второго пилота, то после квалификационной отметки о типе воздушного судна указывается «Co-pilot».
3. В свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна вносятся квалификационные отметки о классе сверхлегкого воздушного судна:
СВС с балансирным управлением (weight-shift control);
СВС с аэродинамическим управлением (aerodynamic control);
СВС со смешанным управлением (mixed control).
4. В свидетельство частного пилота, свидетельство коммерческого пилота вносятся квалификационные отметки о праве полетов по приборам с указанием вида воздушного судна, на котором разрешено выполнять полеты по правилам полетов по приборам:
полеты по правилам полетов по приборам — самолёт (instrument airplane);
полеты по правилам полетов по приборам — вертолёт (instrument helicopter).
5. В свидетельство пилота планера, свидетельство пилота свободного аэростата вносятся квалификационные отметки о праве полетов по приборам — «полеты по правилам полетов по приборам (instrument)».
6. В свидетельство, предоставляющее право выполнять функции члена экипажа воздушного судна, а также диспетчера управления воздушным движением, вносится квалификационная отметка инструктора (instructor).
7. В свидетельство специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов вносятся следующие квалификационные отметки:
«С» и указывается тип самолетов, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание, с правом подписи свидетельства о выполнении базового (периодического) технического обслуживания воздушных судов (Issue certificates of release to service following base maintenance on aircraft).
В случае, если права обладателя квалификационной отметки «С» ограничены правом подписи свидетельства о выполнении базового (периодического) технического обслуживания воздушных судов не более 5700 кг, то после слова «судов» дополняются словами «не более 5700 кг», а после слова «aircraft» дополняются слова «below 5700 kg»;
«А1» и указывается тип самолетов с газотурбинными двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«В1.1» и указывается тип самолетов с газотурбинными двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«А2» и указывается тип самолетов с поршневыми двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«В1.2» и указывается тип самолетов с поршневыми двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«A3» указывается тип вертолетов с газотурбинными двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«В1.3» и указывается тип вертолетов с газотурбинными двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«А4» и указывается тип вертолетов с поршневыми двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«В1.4» и указывается тип вертолетов с поршневыми двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«А5 Airship»;
«В1.5 Airship»;
«А6 Aeroplanes Piston below 5700 kg, no for air carriers»;
«B1.6 Aeroplanes Piston below 5700 kg, no for air carriers»;
«A7 Ultralight Aircraft»;
«B2» и указывается тип самолетов, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание.
В свидетельстве специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов тип воздушного судна указывается в соответствии с сертификатом типа (аттестатом о допуске к эксплуатации) воздушного судна с указанием типа силовой установки.
Приказ Минтранса РФ от 10.02.2014 N 32
Авиационный учебный центр S7 Training с 2004 года готовит настоящих асов профессии бортпроводника. В отличие от других центров, программа здесь на 70% состоит из практики. Слушатели — не только сотрудники авиакомпании S7 Airlines, но и те, кто сам пришел в учебный центр благодаря желанию путешествовать, развивать себя и работать с людьми.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 17.12.2018 N 453)
В соответствии с Федеральным законом от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, ст. 6244, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. I), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477) и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 32, ст. 4322) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации».
2. В Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 15 июня 2011 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 г., регистрационный N 21340), от 26 декабря 2011 г. N 331 (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2012 г., регистрационный N 23632), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), внести изменения согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
3. В Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 242 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2010 г., регистрационный N 16191), от 22 ноября 2010 г. N 263 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2010 г., регистрационный N 19244), от 16 ноября 2011 г. N 284 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2011 г., регистрационный N 22723), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), внести изменения согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
4. Настоящий приказ вступает в силу 15 апреля 2014 г.
5. С даты вступления в силу настоящего приказа, выдача свидетельств, оформление и форма которых не соответствует требованиям, установленным настоящим приказом, не допускается.
И.о. Министра
С.А.АРИСТОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 10 февраля 2014 г. N 32
1. Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации» (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. I), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477) и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 32, ст. 4322).
2. Настоящие Правила устанавливают требования к оформлению свидетельств, выдаваемых лицам, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов (далее — свидетельства), требования к форме свидетельств, а также их виды.
В настоящих Правилах используются термины и сокращения, установленные в Федеральном законе от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. I), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477) и постановлении Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 32, ст. 4322).
3. Ранее выданные свидетельства сохраняют свою силу до окончания срока их действия или до их обмена на свидетельства, оформленные в соответствии с настоящими Правилами.
4. Свидетельство оформляется территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта, в которое поступило представление (заявление на выдачу свидетельства), независимо от места регистрации или места пребывания кандидата на получение свидетельства.
5. Лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации выдаются виды свидетельств согласно приложению N 1 к настоящим Правилам:
Свидетельство частного пилота;
Свидетельство коммерческого пилота;
Свидетельство пилота многочленного экипажа;
Свидетельство линейного пилота;
Свидетельство пилота планера;
Свидетельство пилота свободного аэростата;
Свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна;
Свидетельство штурмана;
Свидетельство бортрадиста;
Свидетельство бортинженера (бортмеханика);
Свидетельство летчика-наблюдателя;
Свидетельство бортпроводника;
Свидетельство бортоператора;
Свидетельство специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;
Свидетельство диспетчера управления воздушным движением;
Свидетельство сотрудника по обеспечению полетов.
6. Размеры свидетельства составляют 88,0 0,75 мм на 125,0 0,75 мм с закругленными углами. Свидетельство имеет лицевую и оборотную стороны.
Свидетельство изготавливается на бланке, на котором печатается информация, установленная настоящими Правилами. После оформления свидетельство ламинируется.
7. Бланк свидетельства изготавливается на бумаге по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам.
На бланке на лицевой и оборотной сторонах в нижнем правом углу типографским способом печатается римская цифра «III.» и порядковый номер свидетельства, состоящий из семи арабских цифр.
В центре бланка воспроизводится Государственный герб Российской Федерации (далее — герб) на геральдическом щите. Надписи, изображение герба и специальный знак выполняются тиснением фольгой золотистого цвета, под изображением герба располагается розетка (элемент, состоящий из замкнутых и пересекающихся в определенной последовательности линий). Розетка выполняется металлографским способом печати.
Бланк свидетельства оснащен защитной металлизированной нитью, меняющей в зависимости от угла зрения цвет. Отдельные участки нити видны на поверхности свидетельства.
Бумага, на которой изготовлен бланк свидетельства, содержит три вида защитных волокон.
В нижней части лицевой стороны бланка свидетельства выполнено стилизованное изображение Н.Е. Жуковского.
8. В свидетельствах указывается следующая информация:
а) на лицевой стороне:
сверху, полужирным шрифтом, с выравниванием по центру слова
«I. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ»;
строкой ниже слова «RUSSIAN FEDERATION»;
строкой ниже римская цифра «II.» и вид свидетельства прописными буквами жирным шрифтом с выравниванием по центру на русском языке и перевод вида свидетельства на английский язык;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю римская цифра «IV.» и фамилия, имя, отчество (при наличии) обладателя свидетельства на русском и английском языках;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова «IVa. Дата рождения (Date of birth)» и дата рождения обладателя свидетельства с указанием двумя арабскими цифрами числа, двумя арабскими цифрами месяца и четырьмя арабскими цифрами года рождения;
строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова «VI. Гражданство» и гражданство владельца свидетельства на русском и английском языках;
11. Должностное лицо органа по выдаче свидетельств, ответственное за оформление свидетельства:
получает под роспись бланки свидетельств от должностного лица органа по выдаче свидетельств, ответственного за получение, учет и хранение бланков свидетельств;
рассматривает представление (заявление на выдачу свидетельства) и прилагаемые к нему документы, проводит проверку, предусмотренную Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670, и в случае соответствия лица требованиям федеральных авиационных правил принимает решение о выдаче (обмене) свидетельства, о чем делает отметку на представлении (заявлении на выдачу свидетельства).
12. В случае принятия решения о выдаче (обмене) свидетельства должностное лицо органа по выдаче свидетельств, ответственное за оформление свидетельства:
а) вносит в базу данных свидетельств авиационного персонала гражданской авиации:
сведения, указанные в выдаваемом свидетельстве, включая номер бланка свидетельства;
в случае замены свидетельства — номер и дату выдачи ранее выданного свидетельства;
фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, оформившего свидетельство;
б) производит с использованием программного обеспечения, использующего информацию из базы данных свидетельств авиационного персонала гражданской авиации, печать свидетельства на принтере;
в) производит проверку правильности заполнения свидетельства;
г) подписывает свидетельство с указанием своей фамилии и инициалов;
д) производит ламинирование свидетельства защитной пленкой с голографическим изображением;
е) передает по описи оформленные свидетельства и их копии вместе с представлением (заявлением на выдачу свидетельства) и прилагаемые к ним документами должностному лицу органа по выдаче свидетельств, ответственному за выдачу свидетельств.
13. Должностное лицо органа по выдаче свидетельств, ответственное за выдачу свидетельств:
выдает (направляет по почте) оформленное свидетельство лицу, подавшему представление (заявление на выдачу свидетельства);
обеспечивает хранение представления (заявления на выдачу свидетельства) и прилагаемых к нему документов.
Должностная инструкция бортпроводника
1. В свидетельства, предоставляющие право выполнять функции пилота, в случаях, установленных федеральными авиационными правилами, вносятся квалификационные отметки о классе самолетов:
самолет с одним двигателем, сухопутный (single engine land);
гидросамолет с одним двигателем (single engine sea);
самолет многодвигательный, сухопутный (multiengine land);
гидросамолет многодвигательный (multiengine sea).
2. В свидетельства частного пилота, свидетельство коммерческого пилота, свидетельство пилота многочленного экипажа, свидетельство линейного пилота, свидетельство штурмана, свидетельство бортинженера в случаях, установленных в федеральных авиационных правилах, вносятся квалификационные отметки о типе воздушного судна, указанные в приложении N 4 к настоящим Правилам.
При отсутствии в приложении N 4 к настоящим Правилам обозначения типа воздушного судна отметка о типе воздушного судна указывается в соответствии с сертификатом типа (аттестатом о допуске к эксплуатации) воздушного судна.
В случае, если функции пилота ограничиваются только функциями второго пилота, то после квалификационной отметки о типе воздушного судна указывается «Co-pilot».
3. В свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна вносятся квалификационные отметки о классе сверхлегкого воздушного судна:
СВС с балансирным управлением (weight-shift control);
СВС с аэродинамическим управлением (aerodynamic control);
СВС со смешанным управлением (mixed control).
4. В свидетельство частного пилота, свидетельство коммерческого пилота вносятся квалификационные отметки о праве полетов по приборам с указанием вида воздушного судна, на котором разрешено выполнять полеты по правилам полетов по приборам:
полеты по правилам полетов по приборам — самолет (instrument airplane);
полеты по правилам полетов по приборам — вертолет (instrument helicopter).
5. В свидетельство пилота планера, свидетельство пилота свободного аэростата вносятся квалификационные отметки о праве полетов по приборам — «полеты по правилам полетов по приборам (instrument)».
6. В свидетельство, предоставляющее право выполнять функции члена экипажа воздушного судна, а также диспетчера управления воздушным движением, вносится квалификационная отметка инструктора (instructor).
7. В свидетельство специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов вносятся следующие квалификационные отметки:
«C» и указывается тип самолетов, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание, с правом подписи свидетельства о выполнении базового (периодического) технического обслуживания воздушных судов (Issue certificates of release to service following base maintenance on aircraft).
В случае, если права обладателя квалификационной отметки «C» ограничены правом подписи свидетельства о выполнении базового (периодического) технического обслуживания воздушных судов не более 5700 кг, то после слова «судов» дополняются словами «не более 5700 кг», а после слова «aircraft» дополняются слова «below 5700 kg»;
«A1» и указывается тип самолетов с газотурбинными двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«B1.1» и указывается тип самолетов с газотурбинными двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«A2» и указывается тип самолетов с поршневыми двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«B1.2» и указывается тип самолетов с поршневыми двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«A3» указывается тип вертолетов с газотурбинными двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«B1.3» и указывается тип вертолетов с газотурбинными двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
«A4» и указывается тип вертолетов с поршневыми двигателями, на которых обладателю свидетельства разрешено выполнять техническое обслуживание;
1. В названии и тексте Правил исключить слова «/полетный диспетчер» в соответствующем числе и падеже.
2. Пункт 1.11 изложить в следующей редакции:
«1.11. Члены летных экипажей (пилоты, штурманы и бортрадисты), осуществляющие ведение радиотелефонной связи на борту воздушного судна при выполнении международных полетов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык, проходят контроль знаний общего и авиационного английского языка на соответствие требованиям, установленным в разделе 1.2.9 главы 1 Приложения 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу» к Конвенции о международной гражданской авиации, по результатам которого им присваивается уровень владения языком.
Для выполнения международных полетов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык, обладатель свидетельства проходит повторный контроль знаний английского языка:
при демонстрации знаний на четвертом уровне — через три года;
при демонстрации знаний на пятом уровне — через шесть лет;
при демонстрации знаний на шестом уровне прохождение повторного контроля знаний не требуется».
3. Пункт 2.20 изложить в следующей редакции:
«Обладатель свидетельства пилота выполняет функции командира воздушного судна или функции второго пилота при коммерческой воздушной перевозке пассажиров только в случае, если он в предшествующие девяносто дней выполнил не менее трех взлетов и трех посадок на воздушном судне того же типа/класса или тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же типа/класса.
За исключением случая, указанного в пункте 2.20.1, обладатель свидетельства пилота выполняет функции командира воздушного судна при перевозке на борту воздушного судна людей ночью только в случае, если он в течение предыдущих девяноста дней выполнил не менее трех взлетов и трех посадок ночью, выполненных на воздушном судне того же типа/класса или на тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же типа/класса».
4. Дополнить пунктом 2.20.1 в следующей редакции:
«2.20.1. Обладатель свидетельства пилота, имеющий налет в качестве пилота не менее 1500 часов, выполняет функции командира турбовинтового или турбореактивного воздушного судна, требующего наличия второго пилота при перевозке на борту воздушного судна людей ночью только в случае, если он в течение предыдущих шести месяцев выполнил не менее трех взлетов и трех посадок ночью на воздушном судне того же типа или в течение предыдущих двенадцати месяцев выполнил не менее шести взлетов и шести посадок ночью на тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же типа».
5. Абзацы четвертый, пятый и шестой пункта 2.22 изложить в следующей редакции:
«В ходе проверки обладатель свидетельства демонстрирует пилоту-инструктору в течение не менее часа навыки (умения) управления воздушным судном в полете или на комплексном тренажере, допущенном уполномоченным органом к эксплуатации (использованию) для подготовки авиационного персонала.
При положительных результатах указанных проверок пилот-инструктор подписывает и выдает обладателю свидетельства справку о прохождении проверки навыков».
6. Абзац второй пункта 3.2, абзац шестой пункта 4.2, абзац второй пункта 10.2 исключить.
7. В пунктах 3.3, 3.4 и 4.3 слова «, если предполагается осуществление функций ночью» исключить.
8. В пункте 4.4 слова «, если предполагается осуществление прав данного свидетельства ночью» исключить.
9. Подпункт «г» пункта 7.1 изложить в следующей редакции:
«Отвечать требованиям к обладателю свидетельства частного пилота или коммерческого пилота запрашиваемого вида воздушных судов;».
1. Абзац седьмой пункта 2.20 изложить в следующей редакции:
«свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы:
подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья;
справку о прохождении проверки навыков, предусмотренной пунктом 2.22 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701).
2. В пункте 5.68:
абзац двадцатый изложить в следующей редакции:
«страховые полисы (их копии, заверенные эксплуатантом) членов экипажа воздушного судна и ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна. Допускается оформление страхования членов экипажа воздушного судна единым страховым полисом, предусматривающим страхование всех членов экипажей воздушных судов эксплуатанта, без указания списка застрахованных лиц, а также оформление страхования ответственности владельца воздушного судна единым страховым полисом, предусматривающим страхование всех воздушных судов эксплуатанта, без указания списка воздушных судов»;
после абзаца четырнадцатого дополнить абзацем в следующей редакции:
«при выполнении полетов в условиях MNPS — документ, подтверждающий допуск эксплуатантом пилота к полетам в MNPS»;
при выполнении полетов в условиях PNP — документ, подтверждающий допуск эксплуатантом пилота к полетам в RNP с указанием типа RNP»;
при выполнении заходов на посадку и посадок в условиях II или III категории ИКАО и взлетов при видимости на ВПП менее 400 м — документ, подтверждающий допуск эксплуатантом пилота к полетам с записью: «КАТ II» или «КАТ III».
3. В пункте 5.70:
в абзаце шестом слова «и фактическое» исключить, слова «взлета и посадки» заменить словами «отправления и прибытия воздушного судна»;
в абзаце седьмом слова «цель полета» исключить;
абзац восьмой исключить.
4. Пункт 5.82 изложить в следующей редакции:
«5.82. На каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве КВС, который:
для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее — имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота;
для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 — имеет свидетельство линейного пилота;
для управления вертолетом максимальной взлетной массой менее 10000 кг — имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота;
для управления вертолетом максимальной взлетной массой 10000 кг и более — имеет свидетельство линейного пилота».
5. Пункт 5.82.1 изложить в следующей редакции:
«5.82.1. В случае, когда эксплуатационной документацией воздушного судна предусмотрено обязательное наличие второго пилота, на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве второго пилота, который:
для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее — имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство коммерческого пилота или свидетельство пилота многочленного экипажа самолета;
для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 — имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство пилота многочленного экипажа или свидетельство коммерческого пилота, а также налет 500 часов в качестве пилота самолета или прошел подготовку не менее 50 часов на тренажерном устройстве имитации полета самолета, допущенном к применению для отработки взаимодействия пилотов;
для управления вертолетом — имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота».
- Бортпроводник нанимается и увольняется приказом руководителя авиакомпании.
- На земле бортпроводник подчиняется руководителю отделения кабинных экипажей.
- На воздушном судне бортпроводник подчиняется старшему бортпроводнику и членам КВС.
- Бортпроводник обязан регулярно проходить врачебно-летную комиссию.
- Лицо, претендующее на эту позицию, должно подходить под следующие критерии:
- среднее законченное образование;
- знание английского языка в объеме не ниже Intermediate;
- опыт работы не требуется.
- При временном отсутствии бортпроводника (болезнь, переквалификация и пр.) его обязанности на определенный срок переходят к другому бортпроводнику, назначенному руководителем отделения кабинных экипажей.
- Бортпроводник обязан разбираться в:
- законах и нормативах, регулирующих его трудовую деятельность;
- отраслевых стандартах и внутренних правилах, определяющих поведение на борту воздушного судна;
- принципах взаимодействия с пассажирами, в том числе по разрешению спорных ситуаций;
- особенностях конструкций основных воздушных судов компании и размещения в них специализированных помещений;
- предлагаемых компанией дополнительных услугах для пассажиров;
- документах, регулирующих деятельность членов КВС;
- нормативах, определяющих порядок перевозки пассажиров и багажа, в том числе и опасных грузов;
- основах предполетной подготовки;
- правилах досмотра пассажиров в границах своей ответственности;
- документах, используемых при приеме и передаче перевозимых материальных ценностей;
- схемах размещения пассажиров в салоне;
- правилах действий экипажа при возникновении ЧС;
- принципах организации питания пассажиров;
- приемах оказания неотложной медпомощи;
- правилах обслуживания пассажиров, летящих разными классами;
- правилах безопасности, поддержания стандартов чистоты и порядка, соблюдения норм внешнего вида и других, обязательных для служащих компании.
- Бортпроводник руководствуется:
- отраслевыми правилами;
- действующим актуальным законодательством;
- положениями компании;
- сведениями из инструкции.
Бортпроводник отвечает за:
- Неисполнение своих должностных функций, указанных в инструкции и трудовом договоре, — в пределах, которые описаны в разделах трудового законодательства.
- Нарушение норм, законов, стандартов компании — в соответствии с правилами компании-работодателя и актуальным законодательством.
- Разглашение конфиденциальных сведений — в границах, данных в правилах компании и действующем законодательстве.
- Ущерб, который был получен работодателем из-за его действий, — в размерах, обозначенных в соответствующих положениях законодательства.
Бортпроводник владеет правами:
- Получать от других сотрудников ту информацию, которая нужна для осуществления своей трудовой деятельности.
- Предлагать руководству меры, предназначенные для улучшения трудовых процессов.
- Требовать от своего руководства поддержания оптимальных условий, нужных для выполнения профильных функций.
- Требовать от пассажиров следования правилам нахождения на борту судна.
- Получать льготы в соответствии с трудовым законодательством и внутренними стандартами компании-работодателя.
Из-за того что в законодательстве отсутствуют указания по написанию должностной инструкции, работодатели используют при её создании типовые образцы и профстандарты. Написанные на их основе инструкции имеют типовой или расширенный формат. Стандартный формат включает 4 части:
- Общий раздел.
- Должностные функции.
- Полномочия специалиста.
- Его ответственность.
В начальном разделе документируют должностные параметры общего характера: правила замены, принципы кадровых перемещений и другие. Основную роль играют требования к квалификации кандидата на должность: уровень его опыта, образования и владения конкретными навыками. Именно они документируют условия для отбора кандидатов, которые на требуемом уровне справятся с выполнением обязанностей, перечисленных в следующем разделе.
Внимание! Навыки обязаны соответствовать задачам, выполняемым специалистом. Так, при работе бортпроводника на зарубежных рейсах от него в обязательном порядке требуется знание английского или других иностранных языков.
Эта часть содержит список задач, за решение которых отвечает работник. Он может включать не только профессиональные функции, но и вспомогательные, перечень которых зависит от ряда факторов: численности персонала, специфики профессии и т.д. Также раздел обязательно содержит требования о соблюдении сотрудником стандартов пожарной безопасности, охраны труда и других обязательных правил.
Первоначальная подготовка бортпроводников (Москва)
Во время прохождения обучения учащиеся изучают – сервисное обслуживание пассажиров, техническое устройство воздушных судов, действия при возникновении чрезвычайных ситуациях, противопожарную безопасность, основы первой медицинской помощи, психологию. Для тех, кто мечтает работать на международных линиях, большим преимуществом при отборе будет являться привлекательная внешность, хорошее знание английского языка, наличие у претендента диплома неоконченного или высшего образования. Плюсами этой работы является – высокая зарплата, престижность профессии и возможность путешествовать, не вкладывая собственные денежные средства. Так как бортпроводник является лицом компании, то к минусам профессии можно отнести короткий срок работы в этой профессии. В основном это работа предназначена для молодых людей. Конечно, после прекращения полетов, выгонять из авиакомпании сотрудника никто не будет. Ему предоставят другую должность, возможно в одной из служб обеспечивающих работу аэропорта, предполетную подготовку. Все сотрудники авиакомпаний, отработавшие определенное время в составе летных экипажей уходят на пенсию раньше на 10 лет, чем обычные граждане.
Стюард и стюардесса – это специалисты рядового состава на воздушных суднах, выполняющие работы по обслуживанию пассажиров, но главным образом – обеспечивающие их безопасность. Официальное название профессии, которая и будет записана в трудовой книжке и на бейджике – это бортпроводник или бортпроводница.
В прямые обязанности стюардов и стюардесс входит:
- Встреча и размещение пассажиров;
- Разъяснения правил поведения и безопасности во время пребывания на судне и ознакомление с его устройствами, подготовка пассажиров к полету;
- Организация питания и разнос напитков во время рейса;
- Полная проверка до и после рейса салона самолета на наличие посторонних предметов, контроль санитарно-гигиенических норм;
- Контроль за поведением пассажиров и пресечение конфликтных ситуаций, разъяснение всех интересующих вопросов, которые могут поступать во время рейса от пассажиров;
- Проверка внутренней связи, информирование о времени полета, погоде за бортом и других необходимых пунктах;
- Прием и размещение кухонно-буфетных предметов;
- Заполнение документации на борту.
Профессия стюарда/ стюардессы подразумевает очень интересную, с множеством положительных моментов, но в то же время нелегкую работу.
Среди плюсов можно назвать:
- Возможность увидеть мир и побывать в разных уголках планеты, не тратясь на билеты;
- Достойная заработная плата с социальным пакетом, предусмотренными льготами, путевками и отпуском в 45 дней;
- Ранний выход на пенсию – в 45 лет.
Основные минусы относятся к проблемам со здоровьем:
- Сильные физические нагрузки;
- Регулярное изменение временных поясов и климата (поэтому им дается время на акклиматизацию после сложных перелетов).
- Нагрузка на нервную систему: стюарды и стюардессы несут ответственность за всё происходящее на борту самолета.
Не так все просто и с организационной стороной. За опоздание на рейс, забытую униформу или документы, за отсутствие в праздники из-за болезни – за этим всем может последовать серьезное наказание. Начиная с замены расписания полетов по Европе на рейсы в ближние страны или временного запрета на обмен полетами с коллегами до увольнения.
Есть стандартный набор требований к бортпроводникам, по которым поток кандидатов отсеивается еще на этапе анкетирования.
- Возраст стюардессы должен быть от 18 до 26 лет.
- Рост – от 165 до 190 см.
- Необходимо иметь стройную фигуру – до 46 размера одежды – и аккуратный внешний вид, исключающий видимые татуировки, пирсинг и яркоокрашенные волосы.
Не думайте, что это из-за модельных предпочтений – по большей части требования связаны с правилами безопасности, ведь стюардесса должна доставать до верхней полки.
Для поступления на место стюардессы обязательно иметь хотя бы законченное среднее, среднетехническое образование или высшее образование. В основные критерии также входит знание английского языка, отсутствие судимостей и действующий загранпаспорт.
Тем не менее, нужно понимать, что не все так просто. Во-первых, условия у разных компаний могут незначительно, но отличаться. Так, например, в «Ямале» можно пробоваться даже с ростом в 160 см. Здесь же достаточно знания английского на уровне Elementary, тогда как для авиакомпании «Россия» требуется Pre-Intermediate, а для «Ural Airlines» – Intermediate.
Во-вторых, при анкетировании указываются базовые, обязательные требования, и чтобы выделиться среди других кандидатов нужно иметь перед ними преимущество. Здоровый образ жизни даст больше «баллов» при медосмотре, другим плюсом будет знание не только английского языка.;
XV. Требования к обладателю свидетельства бортпроводника
Авиакомпании часто открывают вакансии бортпроводников без опыта работы. Но это не означает, что сразу отправят в небо. Есть две возможности получить эту профессию и начать летать: поступить в школу бортпроводников или пройти курсы первоначального обучения в авиакомпании с дальнейшим трудоустройством.
В первом случае нужно будет оплатить обучение на бортпроводника самостоятельно, а после сдачи экзаменов и получения сертификата предстоит проходить собеседование в приглянувшейся авиакомпании. Такой вариант ни к чему не обязывает, но требует много средств и времени. Обучение в школе бортпроводников в независимом центре стоит от 60000₽ и может занимать до 3 месяцев. Скорее всего, придется пройти дополнительные занятия уже в авиакомпании после успешного прохождения собеседования.
Второй вариант во всех отношениях проще — откликнуться на вакансию бортпроводника и успешно пройти собеседование, далее обучение за счёт компании. Весь курс, к примеру, в Авиационном учебном центре «Победы» занимает всего 1,5 месяца, а на время обучения выплачивается стипендия 20000₽.
Давайте более детально разберемся, как стать бортпроводником в «Победе» и что для этого нужно. На самом деле все просто – в первую очередь необходимо заполнить анкету на сайте. После её рассмотрения рекрутёры приглашают кандидатов на собеседование бортпроводников. Кстати, его можно пройти и онлайн — это специальная опция для тех, кто проживает в другом городе и не может добраться до офиса авиакомпании в Москве, но хочет принять участие в конкурсе. Также компания периодически проводит собеседования в Санкт-Петербурге и других городах России.
В вакансии бортпроводника «Победы» отсутствуют особые требования, но нужно уметь изъясняться на английском языке на бытовые темы. Собеседование бортпроводников проходит в игровой форме и состоит из нескольких этапов: рекрутёрам важно понять способность работать в команде, навыки публичных выступлений и мотивацию. Но перед этим проводят презентацию — подробно рассказывают об авиакомпании и работе в ней, отвечают на все интересующие вопросы.
Тех, кто успешно пройдёт все этапы отбора, ждёт обучение на бортпроводника в АУЦ «Победы». Но сперва необходимо пройти ВЛЭК — специальную врачебную комиссию, которую кандидаты первый раз оплачивают самостоятельно, стоит она 15000-20000₽. В авиакомпании подскажут, какую лучше выбрать организацию для обследования. В дальнейшем ВЛЭК придется проходить постоянно, но уже не за свой счёт.
Наконец, можно приступать к обучению на бортпроводника! Учебная программа делится на теорию и практику. Лекционные занятия проходят в комфортных аудиториях в собственном учебном центре возле метро Румянцево, а тренажёрная подготовка — в суперсовременном центре около аэропорта Внуково. По сути это всё, что нужно, чтобы стать бортпроводником, так как после успешной сдачи экзаменов начнутся стажёрские, а затем и самостоятельные полёты. Посмотрите наше видео про обучение бортпроводников в авиакомпании «Победа».
Российский авиаперсонал начнет получать свидетельства нового образца с 15 апреля
15.1. Обладатель свидетельства бортпроводника (далее — бортпроводник) должен:
а) быть старше 18 лет;
б) пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в следующих областях:
правила и положения, касающиеся обладателя свидетельства бортпроводника; практика и правила обслуживания пассажиров воздушных судов;
влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики воздушного судна;
возможностей человека применительно к бортпроводнику, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
оборудования воздушных судов;
аварийных ситуаций и выживаемости;
организации воздушных перевозок;
авиационной медицины и оказания первой помощи;
в) пройти необходимую подготовку на тренажере и стажировку в рейсовых условиях в объеме не менее 30 ч;
иметь опыт работы, полученный при выполнении функций бортпроводника под контролем бортпроводника по действиям:
[2]
в нормальных условиях;
в особых случаях и альтернативных (резервных) процедурах;
в аварийной обстановке;
выполнения других специальных обязанностей;
г) демонстрировать способность выполнять обязанности бортпроводника и правила, указанные в подпункте «в» пункта 15.1 настоящих Правил, а также:
распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки;
использовать бортовые системы с учетом характеристик и ограничений воздушного судна;
принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете;
выполнять обязанности члена кабинного экипажа;
осуществлять взаимодействие с другими членами экипажа;
д) иметь действующее медицинское заключение второго класса.
15.2. При условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 — 1.11 настоящих Правил, при наличии квалификационных отметок о типах воздушных судов в свидетельстве обладатель свидетельства бортпроводника может осуществлять функции бортпроводника на любых типах воздушных судов, на которых обладатель свидетельства продемонстрировал знания и умения, указанные в подпунктах пункта 15.1 настоящих Правил.
Для проведения практической подготовки кандидатов на получение свидетельства бортпроводника обладатель свидетельства бортпроводника должен иметь соответствующую квалификационную отметку.
2 Старый АОНовец.
Дружище, я не знаю насколько ты старый и вообще насколько АОНовец, но пишешь совершеннейшую чепуху. Я где-то упоминал приказ 162? Ты сам Постановление 670 читал? Цитирую:
«12. Для получения свидетельства взамен утраченного или пришедшего в негодность кандидат на получение свидетельства направляет в орган по выдаче свидетельств заявление о замене свидетельства.
В заявлении о замене свидетельства указываются следующие данные:
фамилия, имя, отчество (при наличии) и дата рождения кандидата на получение свидетельства;
номер и дата выдачи утраченного свидетельства, а также наименование органа, выдавшего свидетельство (при наличии указанных данных);
телефон кандидата на получение свидетельства и при направлении свидетельства по почте — почтовый адрес для направления свидетельства.
Со дня подачи заявления о замене свидетельства утраченное (пришедшее в негодность) свидетельство утрачивает силу.
13. Запрещено требовать от кандидата на получение свидетельства предоставления документов и совершения действий, не предусмотренных настоящими Правилами.»
Товарищ задал конкретный вопрос: как поменять свидетельство со старого на новое. Не коммерческое на линейное, ни планерное на истребительное. Я дал конкретный и исчерпывающий ответ. Вот, млять, русский форум — соберется группа сантехников и проводят симпозиум по гинекологии.
Частное профессиональное образовательное учреждение «Авиационная школа Аэрофлота»
(ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота») — это один из крупнейших авиационных учебных центров России, основным направлением деятельности которого является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов авиационной отрасли.
Своей работой мы стремимся повысить качество оказываемых авиационных услуг. Компетентный и мотивированный сотрудник, желающий профессионально расти и развиваться — ключ к успеху любой компании. Обучение ваших специалистов — наша профессиональная забота.
МОСКВА, 19 февраля. /ИТАР-ТАСС/. Авиационный персонал начнет получать необходимые свидетельства нового образца с 15 апреля; до тех пор такие свидетельства будут выдавать только бортпроводникам. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Минтранса по итогам совещания, которое провел министр Максим Соколов с главой Росавиации Александром Нерадько.
«С 15 апреля все лица, из числа авиационного персонала, которым необходимо иметь свидетельства, будут получать свидетельства нового образца», — сказали в министерстве.
До тех пор министр поручил Росавиации оформлять такие свидетельства для бортпроводников на бланках, уже имеющихся в наличии, пояснил представитель Минтранса.
6 февраля Росавиация сообщила о приостановке выдачи и продления свидетельств авиаперсонала старого образца. Тогда вступило в силу постановление правительства, для реализации которого департамент госполитики в области гражданской авиации Минтранса не успел подготовить нормативно-правовую базу.
Свидетельства нового образца будут бессрочными, но Росавиация должна обеспечить внесение в пункт IX свидетельства следующих слов: «Владелец настоящего свидетельства может осуществлять функции, предусмотренные настоящим свидетельством, при условии выполнения владельцем свидетельства требований к авиационному персоналу».
Наконец, по итогам совещания Росавиации поручено начать вносить в свидетельства квалификационные отметки (например, о том, что пилот прошел необходимую подготовку и может летать на новом типе самолета). Профильный департамент Минтранса дал разъяснения, что Росавиация может вносить такие отметки, если кандидат предъявит соответствующие документы, заверенные руководством авиапредприятия.
Где учат на стюардессу в России?
Работать стюардессой не было самоцелью, но небо, самолёты и путешествия всегда захватывали. Я много где побывала к тому времени и помню, что каждый полёт был медитацией: я могла «зависнуть» и подумать обо всём самом сокровенном и личном.
Я тогда работала помощницей заместителя министра, прошла даже стажировку на вакантную должность в Уфе и уже через три дня должна была подписывать заявление на трудоустройство. И тут вдруг приходит отклик на мою анкету с приглашением пойти на кастинг на должность стюардессы от авиакомпании Utair.
Вышла с работы в полнейшей прострации, с коробкой вещей, как в американских фильмах, в ушах будто гудели турбины самолёта! Передо мной стоял выбор: пойти путём стабильности на государственной службе или туда, куда душа лежит. Инстинкт самосохранения у меня отсутствовал напрочь, а любовь к переменам была всегда, так что выбор стал очевиден. К тому же семья всегда меня поддерживала, и этот случай не исключение. Хотя на тот момент казалось нереальным, что жизнь моя так круто поменяется в сторону гражданской авиации.
Чтобы получить свидетельство бортпроводника, необходимо пройти трёхмесячное обучение в Центре подготовки персонала Utair в Тюмени. Компания предоставляет ученикам выбор: заключить контракт на полтора года с дальнейшим вычетом суммы из заработной платы или оплатить обучение самому. Я выбрала контракт: авиакомпания бережно относится к своим сотрудникам и на время обучения предоставляет жильё в одной минуте ходьбы от учебного центра, в гостинице со всеми удобствами. Жить там тебя никто не заставляет: если есть желание ездить каждый день в сторону аэропорта, снимай квартиру в центре города за собственные средства.
- законченное среднее, средне-специальное или высшее образование;
- рост, позволяющий пользоваться аварийным оборудованием и достаточный, чтобы открывать и закрывать верхние багажные полки. Для мужчин это 170-187 см., для женщин 164-180 см.;
- вес, соответствующий росту;
- медицинское заключение врачебно-лётной экспертной комиссии. Это отдельный этап, на прохождение которого отводится месяц сразу после отбора на кастинге. Чтобы пройти комиссию, ты собираешь все возможные справки, какие только существуют на свете и сдаёшь больше двадцати самых разных анализов, от наркологии до отсутствия шрамов. Подтверждаешь своё психическое и физическое здоровье — получаешь допуск к обучению. Но это долгий и недешёвый процесс. А после того, как ты принёс справки, врачи ещё раз проверяют, соответствуют ли анализы нормам, проводят тест на работу вестибулярного аппарата и после этого всего уже выдают свидетельство о годности. Оно действительно пять лет. Считайте, бортпроводник должен быть здоров, как претендент в космонавты.
- опрятный внешний вид;
- чёткая дикция, большой словарный запас;
- высокая мотивация к лётной работе;
- быстрая реакция, психологическая устойчивость и готовность к стрессовым и нештатным ситуациям в условиях дефицита времени;
- отсутствие металлических коронок на зубах.
Знание английского языка приветствуется во всех авиакомпаниях. Если есть желание посмотреть мир и работать на международных рейсах, необходимо подтвердить свой уровень английского. После успешной сдачи экзамена тебе присваивают уровень и открывают новые возможности. Но просто знать язык мало, надо ещё уметь изъясняться в любой непонятной ситуации.
Курс обучения на бортпроводника длится всего три месяца. Это одна из самых быстро обучаемых и при этом высокооплачиваемых профессий. Вся учёба напоминает день перед сдачей диплома: проводишь с учебниками дни напролёт, понимаешь, что очень тяжело, но жутко интересно. Поток информации огромный, и уже на этом уровне у нас формируются терпеливость и спокойствие, что так нужны бортпроводникам.
Помимо теории есть практика. Мы тренируемся, как действовать в аварийных ситуациях, например, во время посадки на воду. Доводим до автоматизма такие процессы, как открытие и закрытие дверей, учимся принимать роды на борту, оказывать первую медицинскую помощь, пользоваться противодымными капюшонами, масками. В конечном результате ты должен знать всё и разбираться, как и чем живёт самолёт.
Если ваше резюме написано идеально, а фотографии безукоризненные – шансы получить работу резко возрастают. Обычно таких соискателей приглашают на собеседование. Как правило, сотрудники кадровой службы такой крупной компании, как Аэрофлот, довольно строго относятся к своим обязанностям, и поэтому не стоит надеяться, что отбор стюардесс происходит легко и непринужденно.
Следовательно, идя на встречу, необходимо продумать все детали. Одежда на собеседование выбирается максимально строгая. Прическу лучше сделать простую и практичную. Позаботьтесь о ногтях. Улыбаться следует при любых обстоятельствах.
Как правило, специалисты по отбору кадров задают очень сложные вопросы и стараются вынудить соискателя покинуть зону комфорта
Это обычная практика, и поэтому важно сохранять равновесие и вести себя естественно. В процессе собеседования стюардесс обязательно тестируют
Им предлагают ответить на ряд вопросов, ответы на которые дают возможность определить скорость реакции, сообразительность и адекватность.
При подготовке к интервью стоит познакомиться с историей компании, выяснить, в какие страны летают ее авиалайнеры, и что за машины используются. Такие знания показывают серьезность ваших намерений и произведут хорошее впечатление на кадровика. Потребуется также рассказать, по какой причине работа бортпроводника кажется вам привлекательной, и что побудило обратиться именно в данную компанию.
Провал собеседования не должен вас расстраивать. Как правило, на одно место претендуют до 12 соискателей. В Аэрофлот конкурс еще жестче. Потому после отказа стоит немедленно обратиться в другую организацию. Никто не помешает вам вернуться и предпринять повторно попытку устроиться, к примеру, спустя 6 месяцев.
Росавиация лишила сертификата частную «Школу бортпроводников»
Приглашает юношей и девушек в возрасте от 18 лет, имеющих среднее, высшее профессиональное образование пройти первоначальные курсы бортпроводников Гражданской Авиации для внутренних и международных авиалиний на типы воздушных средств: Як-40/42, ТУ-134/154/204, Ил-96, Ил-62, Ан-148, Falcon,
Airbus-319/320/321/330/310, BAE-125, CRJ-100/200, Gulfstrim, Cessna, Embraer, Challenger, Boeing-737/757/767
и их модификации по выбору слушателя.
При прохождении курса вы приобретете теоретические знания, практические навыки и компетенции, необходимые для дальнейшего выполнения должностных обязанностей по обеспечению безопасности пассажирской кабины в нормальных условиях полёта, и в случае возникновения на борту аварийной
ситуации или других чрезвычайных обстоятельств при обслуживании пассажиров на борту ВС.
Штат преподавателей и инструкторов нашей школы бортпроводников состоит из профессионалов мира авиации.
В короткие сроки мы поможем Вам в реализации ваших планов. Из нашей школы выходят перспективные профессионалы, которых рады видеть в любой Российской и европейской авиакомпании. По окончании курса,
Вы получаете реальную престижную профессию с достойной зарплатой, возможность посмотреть весь мир и реализовать свои самые, как казалось, нереальные мечты!
По окончании курса:
Свидетельство бортпроводника Гражданской Авиации государственного образца
Сертификат Центра подготовки летного персонала “Exclusive Sky Way Aviation”
Сертификаты о прохождение аварийно-спасательной тренажерной подготовке (вода, суша)
Сертификат о правилах перевозки опасных грузов Воздушным транспортом
Трудоустройство
Иерархия в этой профессии такова: начав с бортпроводника III класса, последовательно через II и I классы можно стать сначала инструктором, а затем – начальником службы. Большинство стюардесс достигают максимально I класса.
Трудоустроиться легко, особенно если вы проходите полное обучение при авиакомпании. От вас требуется знание минимум двух языков, среди которых английский, отсутствие проблем со здоровьем, привлекательная внешность и желательно – 45-й размер одежды. Стюардесса обязательно должна быть милой, приветливой и улыбчивой, миниатюрной девушкой. После успешного прохождения курсов вы гарантировано получите эту работу.
Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия “Стюардесса” ваше призвание – не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и
работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты пройдите
онлайн-тест на профориентацию
или закажите консультацию “Карьерный вектор”.
На данный момент существует два вида обучения бортпроводников:
- Курсы от авиаперевозчиков.
- Самостоятельные курсы в различных школах.
Курсы от перевозчиков — идеальное решение. Попасть на них можно лишь в том случае, если вы успешно прошли собеседование и вас пригласили на работу. Учиться вы будете бесплатно и, скорее всего, вам даже оплатят стипендию. Правда, после окончания курсов вас заставят подписать контракт на три года, согласно которому вы не сможете уйти по собственному желанию или уволиться. Если это произойдет, то с вас удержат не только стоимость курсов, но и наложат штрафы. Обычно обучение идет на протяжении 2-6 месяцев, каждый будний день с 9 до 17-18 (распорядок может меняться).
Если вам не удалось попасть на бесплатные курсы, то можете записаться в “Школу бортпроводников”. На данный момент они работают на базе:
- технического университета гражданской авиации (Москва);
- авиационно-транспортного училища им. Новикова (Санкт-Петербург);
- университета гражданской авиации (Санкт-Петербург);
- Учебно-тренировочного центра;
- НОУ “Школа Бортпроводников”;
- Jet Service.
Это наиболее известные школы, выпускники которых практически всегда трудоустраиваются. Стоимость такого обучения выходит порядка 40 тысяч рублей, но эти вложения очень быстро окупаются. Школа бортпроводников позволит вам освоить не только общий курс стюардессы, но и получить уникальные специальности по обслуживанию пассажиров. Что нужно для поступления? Только ваше желание, документ о среднем (высшем) образовании, направление от авиакомпании (при наличии) или квитанция об оплате за обучение.
Обратите внимание: авиаперевозчик никогда не потребует с вас оплату за обучение или за размещение анкеты. На рынке трудоустройства очень много мошенников, которые возьмут с вас деньги за бесплатные услуги или просто обманут
Обязательно изучите отзывы о “школе” или работодателе.
Обучение на стюардессу занимает 2-6 месяцев, после чего нужно сдать экзамены
Так как стать стюардессой? Школа стюардесс – это следующий шаг после прохождения собеседования и медкомиссии. Курс обучения рассчитан на месяц или два. Затем следует тридцатичасовая стажировка уже на борту самолета.
Принято считать, что от стюардесс требуют модельной внешности. Требования к фигуре стюардессы продиктованы вовсе не эстетикой, просто слишком маленький рост может помешать помочь пассажирам доставать вещи с верхних полок, а большой вес нежелателен, дабы не перегружать самолет.