Административная ответственность за санитарное правонарушение санпин

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность за санитарное правонарушение санпин». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В целях обеспечения реализации Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» и упорядочения работы учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по привлечению должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения утверждаю:

1. Инструкцию о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения.

2. Формы первичной учетной документации.

2.1. «Постановление о прекращении производства по делу о санитарном правонарушении» (N 012-у);

2.2. «Журнал регистрации постановлений о прекращении производства по делу о санитарном правонарушении» (N 013-у);

2.3. «Постановление о наложении административного взыскания за санитарные правонарушения» (N 003-у);

2.4. «Журнал регистрации постановлений о наложении административных взысканий за санитарные правонарушения» (N 005-у).

Приказываю:

1. Ввести в действие документы, утвержденные пунктами 1 и 2 настоящего Приказа.

2. Считать утратившими силу:

2.1. Инструкцию о порядке привлечения должностных лиц и граждан к административной ответственности за санитарные правонарушения, утвержденную приказом Госкомсанэпиднадзора России от 08.05.92 N 47;

2.2. Формы первичной учетной документации, утвержденные приказом Госкомсанэпиднадзора России от 08.05.92 N 47;

2.2.1. «Постановление о наложении административного взыскания за санитарные правонарушения» (N 003-у);

2.2.2. «Журнал регистрации постановлений о наложении административных взысканий за санитарные правонарушения» (N 005-у).

3. Начальнику управления санитарного законодательства (Мельникова Л.С.) обеспечить внесение необходимых дополнений и изменений в Инструкцию о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения при изменении действующего законодательства Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя Монисова А.А.

Первый заместитель
Председателя комитета
санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации
С.В.СЕМЕНОВ

Утверждена
приказом
Госкомсанэпиднадзора России
от 07.07.93 N 61

1.1. Настоящая Инструкция регулирует порядок составления протокола о санитарном правонарушении, рассмотрения дела, вынесения постановления (о наложении административного взыскания, прекращения делопроизводства), порядок его обжалования и исполнения.

1.2. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, действующих санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (далее — правила), невыполнение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации.

1.3. Административная ответственность за совершение санитарного правонарушения предусмотрена ст. 29 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 81, 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», ст. 125 Земельного кодекса РСФСР, ст. 41 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 146.3, 146.4 Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю».

1.4. За совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения или штрафа.

1.4.1. В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» устанавливаются следующие размеры штрафа, налагаемого за совершение санитарного правонарушения:

на должностных лиц — не более суммы 3-месячного дохода;

на работающих граждан — не более суммы месячного дохода;

на неработающих граждан — не более 50 руб.

1.4.2. В соответствии с п. 1 ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливаются размеры штрафа, налагаемого в административном порядке:

на граждан — от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;

на должностных лиц — от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации.

1.4.3. В соответствии со ст. 125 Земельного кодекса РСФСР устанавливаются размеры штрафа, налагаемого в административном порядке:

на граждан — от 100 до 1000 рублей.

1.4.4. В соответствии со статьями 146.3, 146.4 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю» — от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

1.4.5. Закон РФ «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» применяется при определении размеров штрафов только в отношении составов административных правонарушений прямо включенных в Кодекс. На остальные законодательные акты, прямо предусматривающие административную ответственность за санитарные правонарушения, данный Закон не распространяется.

1.4.6. Данные о месячном доходе гражданина или должностного лица представляются налоговой инспекцией или бухгалтерией предприятия, учреждения, организации по месту их работы на основании требования главного государственного санитарного врача или его заместителя (форма N 002/у, утвержденная приказом Госсанэпиднадзора России от 08.05.92 N 47). Право получать такого рода сведения закреплено п. 12 ст. 38 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения».

5.1. Постановление по делу о санитарном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, представителем юридического лица, а также потерпевшим.

5.2. Постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа на граждан и должностных лиц обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

5.2.1. Постановление о наложении предупреждения на граждан и должностных лиц обжалуется вышестоящему государственному санитарному врачу или его заместителю, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

5.2.2. Жалоба на постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя по делу о санитарном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем или народным судом, правомочным рассматривать жалобу.

О восстановлении пропущенного срока и об отказе в восстановлении сообщается лицу, подавшему ходатайство. Срок не считается пропущенным, если жалоба сдана до его истечения по почте.

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.

5.2.3. Жалоба направляется главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в суд или вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным рассматривать дело и которым она адресована.

5.3. Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю или в арбитражный суд.

5.3.1. Жалоба на постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления.

5.3.2. Подача жалобы вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.

Подача жалобы (заявления) в арбитражный суд не приостанавливает постановления о наложении штрафа на время ее (его) рассмотрения в арбитражном суде, если арбитражным судом не вынесено определение о приостановлении постановления.

5.4. Жалоба на постановление по делу рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем в десятидневный срок со дня их поступления. Исчисление десятидневного срока начинается со дня регистрации поступившей жалобы вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным ее рассматривать.

При рассмотрении жалобы на постановление вышестоящий главный государственный санитарный врач (его заместитель) принимает одно из следующих решений:

— оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

— отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

— отменяет постановление и прекращает делопроизводство;

— изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за санитарное правонарушение с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено должностным лицом, неправомочным в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 38 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» решать данное дело, то постановление отменяется, и дело направляется на рассмотрение компетентного должностного лица.

В решении главного государственного санитарного врача (заместителя) по жалобе на постановление о наложении административного взыскания указывается: фамилия, имя, отчество, должность лица, вынесшего решение; дата вынесения решения; обстоятельства, изложенные в жалобе; обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы; принятое по делу решение (Приложение 1, рекомендуемое).

О любом принятом решении сообщается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, действия которых обжалуются.

Копия решения по жалобе на постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему — по его просьбе.

6.1. Постановление о наложении взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения.

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

6.2. Исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения производится главным государственным санитарным врачом или его заместителем, вынесшим постановление, путем его объявления после окончания рассмотрения дела.

6.3. Штраф должен быть уплачен гражданином, должностным лицом или юридическим лицом не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа.

В случае обжалования гражданином или должностным лицом постановления или его опротестования штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

В случае обжалования постановления о наложении штрафа юридическим лицом вышестоящему главному государственному санитарному врачу (заместителю) штраф уплачивается в пятнадцатидневный срок со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае обжалования постановления о наложении штрафа юридическим лицом в арбитражный суд срок уплаты штрафа определяется в решении арбитражного суда, оставившего без удовлетворения исковое заявление юридического лица.

При наличии обстоятельств у гражданина или должностного лица, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении штрафа невозможно (болезнь и т.п.), предоставляется возможность по решению главного государственного санитарного врача (его заместителя), вынесшего постановление, отсрочить исполнение на срок до одного месяца.

6.4. Штраф вносится в учреждение Сбербанка Российской Федерации на специальный расчетный счет.

В соответствии со ст. 46 Закона «О местном самоуправлении в РСФСР» местная администрация вправе образовывать внебюджетные фонды, в которые включаются штрафы за нарушение санитарного законодательства, а также платежи, компенсирующие причиненный такими нарушениями ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются целевым назначением на проведение оздоровительных, в том числе санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, материально-техническое обеспечение органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Штрафы, налагаемые главными государственными санитарными врачами (заместителями) за санитарные нарушения, предусмотренные ст. 125 Земельного Кодекса РСФСР, вносятся на счета республиканских, краевых, областных и местных внебюджетных фондов.

В случае неуплаты штрафа гражданином или должностным лицом в 15-дневный срок постановление о наложении штрафа и предложение об удержании суммы штрафа (форма 006/у, утвержденная приказом от 08.05.92 N 47) направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии, стипендии по месту постоянной работы, учебы и т.п.

Направленное постановление о наложении штрафа подлежит обязательному исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации. Неисполнение постановления влечет ответственность в соответствии со ст. ст. 27 — 29 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» и является санитарным правонарушением.

Размер удержаний из заработной платы и других приравненных к ней платежей и выдач исчисляется из сумм, причитающихся к выплате должнику, и составляет ежемесячно двадцать процентов до полного погашения взыскиваемой суммы штрафа.

6.5. В соответствии со ст. 286 Кодекса РСФСР об административном правонарушении если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка должностного лица невозможно по другим причинам (например, отказ бухгалтерии по месту работы производить удержания), взыскание производится путем его обращения на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности. Взыскание производится на основании постановления главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа, направленного судебному исполнителю, в порядке, предусмотренном Инструкцией об исполнительном производстве, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 15.10.85 N 22.

Рекомендуемая форма ___________________________________ [1] (наименование юридического лица) [2] Исх. номер [3] Дата [4] ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ ШТРАФА

Постановлением главного государственного санитарного врача (заместителя) [5] N ___ от [6] число___, [7] месяц___, [8] год ___ [9] на ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ (наименование юридического лица) [10] был наложен штраф в размере__________________________________ Постановление подлежало исполнению с [11] число___, [12] месяц ____, [13] год _____ (указывается дата вынесения постановления или дата постановления об отказе в удовлетворении жалобы). Однако Вами штраф добровольно не уплачен. На основании изложенного и, руководствуясь Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предлагаю [14] уплатить штраф в размере _____ и внести его на счет N ______ _________________________ в _________ -дневный срок. (наименование банковского учреждения) Копию платежного документа об уплате штрафа направить в 3 — дневный срок главному государственному санитарному врачу (его заместителю) [15] по адресу:______________________________________ __________________________________________________________________ Приложение: копия постановления о наложении штрафа (копия постановления об отказе в удовлетворении жалобы) [16] Главный государственный санитарный врач _________________ (подпись)

Приложение 3
к Инструкции о порядке
привлечения должностных лиц,
граждан к административной
ответственности и наложении
штрафов на юридических
лиц за санитарные
правонарушения

Государство осуществляет функции по:

  • профилактике заболеваний;
  • разработке санитарно-эпидемиологических норм и надзору по их соблюдению;
  • лицензированию опасных для человека видов деятельности;
  • проведению социально-гигиенического мониторинга;
  • контролю продукции на соответствие нормативам;
  • осуществлению научной деятельности по улучшению благополучия окружающей среды;
  • гигиеническому воспитанию и обучению населения здоровому образу жизни;

В случае нарушения санитарных норм и правил государство вправе применять к виновному лицу меры воздействия с целью устранения допущенных нарушений и недопущения их повторения в будущем. Выявлением нарушений санитарных норм занимаются сотрудники Роспотребнадзора.

Штрафов от Роспотребнадзора за несоблюдение анти-COVID мер не будет

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию. Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток. Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.

Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:

  • эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
  • к питьевой воде;
  • к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.

При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.

Для снижения размера штрафа от лица, привлекаемого к ответственности, необходимо соответствующее заявление, подкрепленное сильными аргументами. Сделать это можно как при рассмотрении дела, так и при обжаловании размера штрафа.

Пределы штрафа за несоблюдение санитарных норм установлены санкцией статьи, предусматривающей наказание. Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства.

Следует отметить, что при наличии исключительных обстоятельств касаемо совершенного правонарушения и его последствий, привлекаемое к административной ответственности лицо вправе заявить ходатайство о применении наказания ниже низшего размера.

Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Если сотрудники СЭС, проводя проверку, выявят нарушение, предприятию не избежать ответственности. Состав наказания зависит от нескольких факторов:

  • сфера деятельности (к производителям продуктов, предприятиям общественного питания и другим компаниям, работающим с продуктами питания, предъявляются более жесткие требования, а санкции за их нарушение тяжелее);
  • наличие предыдущих случаев (если подобные нарушения на предприятии выявлялись и ранее, наказание будет строже);
  • последствия нарушений (если был нанесен ущерб здоровью потребителей, может быть возбуждено уголовное дело).

Если нарушение выявлено впервые, контролирующие органы могут ограничиться предупреждением в адрес лиц, по вине которых оно возникло. При втором нарушении последует штраф размером в 20-30 МРОТ для физических лиц, 200-300 МРОТ для юридических лиц. Если в дальнейшем компания не устранит нарушения, штраф возрастет. Впоследствии контролирующие органы могут приостановить деятельность компании, пока она не устранит нарушения.

Например, в Красноярске после проверки была приостановлена деятельность Центрального рынка. Выявив грубые нарушения, контролирующие органы закрыли рынок, пока его работа не будет приведена в соответствие с требованиями нормативных документов. А в июле 2016 года Роспотребнадзор приостановил деятельность молокозавода «ГринВилль», а также обязал его выплатить крупный штраф. За 2016 год в Калужской области за нарушение производственного регламента было оштрафовано двенадцать молокозаводов. Суммарный объем штрафов превысил миллион рублей.

Подобных примеров с административной ответственностью, с временной приостановкой работы предприятий, а иногда и с уголовной ответственностью довольно много, в основном данная информация не разглашается.

При несоблюдении Санитарных норм, Роспотребнадзор может забраковать продукцию. Например, за 2017 год были выявлены нарушения и забраковано 12670 партий мясной продукции, что составило около 270 тонн. В первом полугодии 2018 года было изъято из оборота 150 тонн мясной продукции.

Административная ответственность наступает, в частности, при нарушении следующих видов санитарных норм:

  • требований к эксплуатации зданий, сооружений, транспортных средств;
  • требований к организации питания;
  • правил обращения с опасными веществами и отходами производства;
  • предоставление товаров и услуг с нарушением санитарных правил.

Если вследствие нарушений был нанесен ущерб потребителю или его имуществу, кроме штрафа компании придется уплатить возмещение материального и морального ущерба согласно ГК РФ. Например, в Челябинской области несколько семей пострадали от отравления хлором в бассейне. После судебного разбирательства руководство спорткомплекса вернуло пострадавшим стоимость услуги, а также возместило моральный ущерб.

При несоблюдении санитарных норм, чистоты в помещениях и контроля персонала, в готовую продукцию может попасть все что угодно. Подобные случаи:
— вызывают недовольство покупателей, жалобы которых инициируют внеплановые проверки СЭС и Роспотребнадзора;
— могут привести к эпидемиологическим заболеваниям или даже к смерти — это в свою очередь несет уголовную ответственность.

Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:

Определение 1

Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.

Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
  • Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
  • Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.

Рассмотрим каждый из видов ответственности за совершение санитарного правонарушения подробнее.

Так, уголовная ответственность в рассматриваемой сфере наступает ввиду совершения таких санитарных правонарушений, последствия которых выражаются в реальном или потенциальном возникновении массовых заболеваний, эпидемий, а также отравлении или гибели людей.

Субъектом уголовной ответственности в соответствии с действующим уголовным законодательством и существующей уголовно-правовой доктриной выступают только физические лица. В этой связи, за совершение общественно-опасных санитарных правонарушений ответственности подлежат только должностные лица, по вине которых описанные выше последствия наступили или могли наступить.

Санитарным правонарушением, в соответствии с нормативными актами, является виновное нарушение санитарных требований и норм, если оно не повлекло последствий, предусмотренных ст. 236 УК РФ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством установлены следующие виды ответственности за санитарные правонарушения:

  • административная (глава 6 КоАП РФ);
  • уголовная (ст. 236 УК РФ) в случае, если последовала эпидемия, массовое заражение или отравление людей, либо смерть человека по неосторожности;
  • дисциплинарная ответственность, к ней конкретного сотрудника может привлечь руководство организации, в которой гражданин трудится на основании внутреннего расследования по нормам Трудового кодекса РФ.

Сами требования содержатся в вышеуказанном законе (ФЗ-52) в общем виде и конкретные нормы можно найти в многочисленных санитарных нормах и правилах.

Обращение с ТКО с 1 января 2021 года – что это за графа в квитанции ЖКХ

Постулат о том, что медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи закреплен в статье 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения зависит от соблюдения санитарных норм и правил (СанПиН). В случае их умышленного или нечаянного нарушения и установления вины лица, совершившего противоправное деяние, предусматривается привлечение к ответственности, которая может быть не только административной, но ещё дисциплинарной или уголовной.

Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 N 61

Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.

Виды административных правонарушений

Это могут быть в первую очередь штрафы:

  • от 100 до 500 руб. для физических лиц;
  • от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
  • от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.

Важно! После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.

Главный санитарный врач РФ

За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:

  • Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
  • Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
  • Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
  • Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
  • Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
  • Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
  • Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
  • Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
  • Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.

Важно! Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Общий срок уплаты штрафа за административное правонарушение составляет не более 60 дней с момента вступления соответствующего постановления в законную силу или с момента истечения срока рассрочки или отсрочки.

В случае неуплаты штрафа в установленный срок его размер увеличивается в два раза.

Кроме этого, человека могут арестовать на 15 суток или привлечь к принудительным работам до 50 часов.

Обратите внимание! Вне зависимости от принятого судом решения о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ первоначальный штраф должен быть уплачен в соответствии с постановлением, на основании которого лицо, совершившее проступок, было привлечено к ответственности.

Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).

Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:

  • для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
  • предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
  • работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
  • салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
  • киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).

Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам. В частности, в письмах содержатся рекомендации:

  • по контролю температуры у сотрудников;
  • обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
  • соблюдению социальной дистанции;
  • дезинфекции помещений и оборудования;
  • своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
  • информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно проинформировать организации и территориальные органы ведомства о рекомендательном характере документов и невозможности проверки соблюдения их положений. Что и было сделано. В письме от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 Роспотребнадзор указал, что статуса нормативного правового акта его рекомендации не имеют и не включают правовые нормы, в связи с этим в случае их несоблюдения организации не могут быть привлечены к ответственности.

Связанный материал Обязанности работодателя в связи с COVID-19 № 11 / 2020

В статье «Обязанности работодателя в связи с COVID-19» в № 11’ 2020 мы рассказывали, в каких случаях рекомендации могут стать обязательными

Таким образом, неисполнение рекомендаций Роспотребнадзора не может быть основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку они не являются санитарными правилами и не имеют нормативного характера.

Но практика показала, что сотрудники ведомства пытаются оштрафовать работодателей за нарушение рекомендаций. И тогда приходится оспаривать такое решение в суде.

Судебная практика

В Ижевске 25.05.2020 Роспотребнадзор провел проверку механического завода и выявил нарушения рекомендаций, направленных письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24. Так:

  • в нарушение п. 4.7 в течение рабочего дня в цехе не проводился опрос работников на наличие респираторных заболеваний и термометрия с периодичностью 1 раз в 4 часа;
  • в нарушение п. 4.10 на рабочих местах отсутствовали кожные антисептики для обработки рук;
  • в нарушение п. 4.11 в цехе отсутствовала комната приема пищи – ​работники принимают пищу на рабочих местах.

В отношении завода был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Судья Первомайского районного суда г. Ижевска 27.07.2020 пришел к выводу, что завод несвоевременно и не в полном объеме провел санитарно-противоэпидемические мероприятия в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней, что привело к возникновению у работников групповой заболеваемости коронавирусом. На основании этого суд признал завод виновным в совершении правонарушения и привлек организацию к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (размер штрафа из судебного акта изъят).

На общегосударственном (федеральном) уровне требования к профилактике коронавируса установлены в санитарно-эпидемиологических правилах Роспотребнадзора. До 01.01.2022 действуют Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «По профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15. Данными Правилами предусмотрены: всеобщий масочный режим, ограничение проведения массовых мероприятий из-за коронавируса, дезинфекция помещений и транспорта и др.

Как мы говорили раньше, за нарушение санитарных правил установлена административная ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ. При этом частью 2 названной статьи предусмотрено ужесточение ответственности, если нарушение правил происходило в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих или в период карантина на соответствующей территории. Коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих5. Поэтому нарушение антиковидных ограничений как раз относится к этой части статьи. Ею предусмотрен административный штраф:

  • на граждан – ​от 15 000 до 40 000 руб.;
  • должностных лиц и предпринимателей – ​от 50 000 до 150 000 руб.;
  • юридических лиц – ​от 200 000 до 500 000 руб.

Индивидуального предпринимателя и организацию вместо штрафа могут наказать административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (см. судебную практику ниже).

Протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ вправе составлять должностные лица полиции6 и Роспотребнадзора7. Правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ являются длящимися – ​срок давности привлечения к административной ответственности по ним составляет 1 год с момента обнаружения8.

Дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ рассматриваются судьями районных судов9.

Связанный материал Административное приостановление деятельности: что делать с работниками № 06 / 2019

См. статью «Административное приостановление деятельности: что делать с работни­ками» в № 6’ 2019

Судебная практика

Роспотребнадзор на проверке выявил, что на предприятии:

  • не организован ежедневный «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работников с целью выявления и изоляции с признаками ОРВИ и других инфекционных заболеваний (температура, кашель, насморк);
  • нет журнала с фиксацией данных температуры (вход на предприятие осуществляется через проходную, через которую на территорию предприятия также проходят сотрудники и посетители 26 организаций-арендаторов);
  • отсутствует запас одноразовых масок, перчаток и кожных антисептиков для обеспечения 96 сотрудников средствами индивидуальной защиты органов дыхания (исходя из продолжительности рабочей смены с учетом необходимости смены масок не реже 1 раза в три часа);
  • нет СИЗ органов дыхания (маски) у сотрудников на проходной предприятия (КПП);
  • в туалетных комнатах не установлен диспенсер с кожным антисептиком;
  • недостаточное количество дезинфицирующих средств;
  • не ведется учет расхода дезинфицирующих средств, в связи с чем юрлицо не осуществляет контроль за достаточным его запасом;
  • отсутствуют сведения о проведении очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха силами специализированной организации (не реже 1 раза в месяц) (журналы, графики, акты выполненных работ);
  • нет ультрафиолетовых бактерицидных облучателей для обеззараживания воздуха в помещениях, т. е. не проводятся мероприятия по уничтожению болезнетворных микроорганизмов, передающихся воздушно-капельным путем, что не исключает возможность распространения коронавируса среди персонала и посетителей;
  • находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии помещения цеха (поверхности, полы заставлены множеством предметов, что не позволяет проводить их регулярную качественную дезинфекционную обработку);
  • не проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной инфекции.

Субъектам РФ были предоставлены полномочия решать, какой вводить режим для борьбы с коронавирусом. Они же самостоятельно определяют конкретный набор профилактических мер. Более того, региональные власти могут принимать дополнительные обязательные для исполнения правила поведения при введении режима повышенной готовности15. Такой подход можно признать логичным, так как на огромной территории с разной плотностью населения нельзя «всех грести под одну гребенку».

За невыполнение региональных правил поведения при режиме повышенной готовности ответственность может наступить по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ16. Ею предусмотрено предупреждение или наложение штрафа:

  • на граждан – ​от 1000 до 30 000 руб.;
  • должностных лиц – ​от 10 000 до 50 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей – ​от 30 000 до 50 000 руб.;
  • юридических лиц – ​от 100 000 до 300 000 руб.

Подобное правонарушение также является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения и составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ)17.

Протоколы по статье вправе составлять должностные лица18:

  • указанные в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р (например, полицейские или росгвардейцы);
  • органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых утверждается высшим должностным лицом региона19.

Дела по названной статье тоже рассматриваются судьями районных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Кстати, если был причинен вред здоровью человека или имуществу, то нарушителей накажут по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Ответственность в этом случае ужесточается (штрафы увеличиваются, возможна дисквалификация или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Как отметил Верховный Суд РФ в вопросе 21 Обзора № 3, если при рассмотрении дела о правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, либо жалобы на постановление по делу о таком правонарушении суд установит, что действия (бездействие) лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, они должны быть переквалифицированы. Работодателям это на руку, поскольку наказание по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ является менее суровым, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Интересно, что в практике встречаются дела, когда суды считают переквалификацию в подобной ситуации невозможной.

Судебная практика

Индивидуальный предприниматель не закрыла магазин по продаже семян, несмотря на запрет работы объектов розничной торговли с 28.03.2020 по 30.04.2020 (п. 1.3 постановления Правительства Саратовской области от 26.03.2020 № 208-П). Участковый составил протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП. Судья Энгельсского районного суда Саратовской области признала ИП виновной и назначила штраф в размере 50 000 рублей. Решением судьи Саратовского областного суда размер штрафа снижен до 25 000 рублей.

ИП подала жалобу в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Дело в том, что временный запрет розничной торговли был указан в региональном постановлении о режиме повышенной готовности. Ответственность за его нарушение предусмотрена ст. 20.61 КоАП РФ. А ИП привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, т.е. за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов. Но ссылок на нормы, которые были нарушены или не выполнены ИП, ни в протоколе, ни в судебных актах не было.

В протоколе была ссылка на постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5, где высшим должностным лицам субъектов РФ предписано:

  • обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками коронавируса;
  • вводить ограничительные мероприятия с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития.

Но в названном постановлении напрямую не содержалось положений о приостановлении деятельности объектов розничной торговли.

Как отметил суд, составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства. Поэтому переквалификация действий индивидуального предпринимателя невозможна.

Усилена административная ответственность за нарушения во время эпидемий

Как мы говорили выше, суд может пойти навстречу и ограничиться предупреждением или снизить размер штрафа.

Связанный материал Льготы для работодателей – субъектов малого (среднего) предпринимательства № 04 / 2019

Образец ходатайства в ГИТ о замене административного штрафа предупреждением см. в статье «Льготы для работодателей – субъектов малого (среднего) предпринимательства» в № 4’ 2019

Судебная практика

Минтранс Новосибирской области составил на транспортную фирму протокол о том, что в нарушение постановления губернатора Новосибирской области от 27.03.2020 № 43 отсутствовали журнал замера температуры тела приезжающих водителей, СИЗ у водителей и стенды с информацией о распространении коронавирусной инфекции. Постановлением Калининского районного суда города Новосибирска от 23.06.2020 руководитель обособленного подразделения был признан виновным в совершении правонарушения и оштрафован на 20 000 руб. Он подал жалобу в Новосибирский областной суд. Тот заменил штраф предупреждением, учитывая:

  • отсутствие негативных последствий от нарушения,
  • привлечение руководителя к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения впервые (решение Новосибирского областного суда от 19.08.2020 по делу № 7а-300/2020).

Валентин Л. 16.07.2021, 09:49

Можем ли мы от работников, возвращающихся из отпуска, для выхода на работу требовать представить результаты ПЦР-тестирования? Отпуск может быть как за границей, так и на территории России (в том же регионе, где расположен работодатель)?

  • Свежие
  • Посещаемые

Санитарные правила и гигиенические нормативы.

Статья УК РФ “Нарушение санитарно-эпидемиологических правил” относит к уголовным преступлениям нарушение санитарных правил и норм, повлекшее по неосторожности массовые заболевания или отравления людей, что влечет за собой наказание в виде штрафа в размере от до минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Часть 2 предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок, если те же деяния повлекли по неосторожности смерть человека. Объектом преступления по ст. Это нарушение Федеральных законов “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и “Об охране окружающей природной среды”, постановлений, правил и приказов, принятых в развитие законов. В законе имеются в виду санитарные нормы, требования, правила планирования и застройки населенных пунктов до захоронения и утилизации отходов, а также нормы, содержащиеся в других источниках права федерального и иного уровня. Санитарные правила и гигиенические нормативы – это акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, требования к государственным и общественным объединениям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности. Нарушение этих нормативных документов, когда оно приводит к вредным влияниям на организм людей либо к смерти, является преступлением.

Скажите пожалуйста, ЗАО получило штраф в размере тыс. Штраф оплачен. Теперь Управление Роспотребнадзора прислали претензию, где посчитали размер ущерба, причиненного земли и указали срок выплаты. Можно ли как-то оспорить претензию?

Тогда дата и сроки ее совершения фиксируются еще в конце года, предшествующему инспекции.

Но, если на предприятие поступают жалобы от потребителей или других органов власти, то ревизия может быть проведена вне плана проверок на год.

В процессе работы Роспотребнадзора такая ситуация бывает довольно часто, так как под их юрисдикцией непосредственно предприятия с продуктами питания, которые часто имеют короткий период реализации.

Роспотребнадзор является органом, который контролирует и может повлиять на деятельность любого предприятия или предпринимателя, занимающегося продажей товаров или оказывающего услуги населению постановление Правительства РФ от Подробности читайте в статье Чем занимается Роспотребнадзор — основные функции.

В результате проверки госорган имеет право наложить штраф, дисквалифицировать ответственных и виновных лиц и даже приостановить работу организации на определенный срок. В таблице указаны штрафы Роспотребнадзора для юридических лиц на годы за некоторые распространенные правонарушения :.

Более серьезные правонарушения, повлекшие массовое заболевание людей или даже смерть, являются преступлением по ст.

Типичные нарушения требований при обращении с медицинскими отходами

Проводятся согласно графику, периодичность проверок роспотребнадзора каждые 3 года кроме медицинских предприятий. Также, если в органы надзора пришло уведомление о новых видах деятельности, требующих комиссии. График план инспекций можно найти на официальном сайте.

Органы надзора должны заранее предупреждать о посещении ИП или руководителя фирмы минимум за 3 суток. Это обусловлено тем, что в отсутствие начальника предприятия либо старшего сотрудника на рабочем месте проверка производиться не может.

Узнать, попадает ли Ваша организация под плановые проверки на год роспотребнадзор можно здесь – график проверок роспотребнадзора на год. С года Роспотребнадзор в праве проводить внеплановые проверки без предупреждения!

Документ размещен на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. В пояснительной справке к законопроекту напоминается, что ст.

Кроме того, при выкладке пищевой продукции в охлаждаемые витрины и охлаждаемые прилавки, следует помнить, что выкладка данных товаров должна осуществляться с использованием торговых лотков, подносов, корзин.

Об этом во время прямой телефонной линии в контакт-центре Мингорисполкома сообщила заведующая отделением гигиены труда Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Зоя Осос.

Даже если у вас все в норме и под жестким неусыпным контролем, проверки — это всегда стресс и смерть для нервов. С года некоторые предприятия и организации должны будут использовать ионизирующее оборудование.

Данное требование относится как к ИП, так и к организациям с ограниченной ответственностью, характер работы которых связан с инфекциями и наличием микроорганизмов в продукции.

Потому приобретение современного оборудования, дезинфицирующего помещения на уровне ионной обработки, станет одним из ключевых требований при получении лицензии.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Штрафы за отсутствие ХАССП

Нажатие кнопки “Заказать” означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности. Журнал Cтатьи Санкции, применяемые по результатам проверки Роспотребнадзора Санкции, применяемые по результатам проверки Роспотребнадзора.

Вид нарушения Санкции к гражданскому лицу Санкции к должностному лицу Санкции к предпринимателю без юрлица Санкции к юридическому лицу Нарушение актуальных санитарных норм и предписаний рублей рублей рублей или приостановка работы продолжительностью до 90 суток т. При повторении — т.

Доверьте проведение СОУТ аккредитованной компании. Аттестат аккредитации RA.

Любая деятельность в стране регламентирована законодательными актами, соблюдение которых контролируется ответственными органами. Особенно внимательно проверяют предприятия, которые занимаются изготовлением и реализацией продуктов питания.

Это связано с тем, что данная продукция быстро портится, может включать в себя небезопасные вещества. Отвечает за данное направление Роспотребнадзор.

Каждое предприятие, которое занимается сферой, связанной с продуктами, может у себя ожидать сотрудника этой государственной структуры с целью контроля качества товаров, которые попадают к потребителю. Штрафов Роспотребнадзора за несоблюдение СанПиН не избежать.

Роспотребнадзор грозит работодателям штрафами за несоблюдение санпин Ответственность за нарушение санитарных правил и норм Роспотребнадзор штраф несоблюдение санпин вредные условия труда.

Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей утверждено Постановлением Правительства РФ от Среди полномочий Роспотребнадзора, как они определены в п. В силу пп.

Любая деятельность в стране регламентирована законодательными актами, соблюдение которых контролируется ответственными органами. Особенно внимательно проверяют предприятия, которые занимаются изготовлением и реализацией продуктов питания.

Это связано с тем, что данная продукция быстро портится, может включать в себя небезопасные вещества.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Нормативно-правовые документы ХАССП. Штраф ХАССП. На что смотрит Роспотребнадзор при проверках

Ваш регион Вся Россия? Выполняются по графику, с периодичностью проверок Роспотребнадзора, раз в три года кроме медицинских предприятий. Так же если в Роспотребнадзор пришло уведомление, о том, что организация начала заниматься новым видом деятельности, которое требует комиссии. Представители надзора обязаны предупредить ИП или руководство организации о проверки, минимум за 3 суток.

Уже летом этого года в сфере тверского общепита начнут наводить порядок с помощью проверок без предупреждения, огромных штрафов и уголовных дел.

Нарушение санитарно эпидемиологических требований

Постановление Верховного Суда РФ от 20.09.2019 N 89-АД19-7

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Мухаметдиновой Айгуль Барутовны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Бета Тюмень», на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Тюменской области от 14 августа 2018 г. N 607, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 3 октября 2018 г. N 12-1282/2018, решение судьи Тюменского областного суда от 12 ноября 2018 г. N 21-556/2018 и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 18 апреля 2019 г. N 4А-51/2019, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бета Тюмень» (далее — ООО «Бета Тюмень», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Решение Верховного Суда РФ от 30.05.2019 N 34-ААД19-2

определением заместителя военного прокурора — войсковая часть 56186 от 17 декабря 2018 г. отказано в возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц филиала N 5 Федерального государственного казенного учреждения «1469 Военно-морской клинический госпиталь» (ФГКУ «1469 ВМКГ») Министерства обороны Российской Федерации Чиркова Д.Ю., Павлиди К.Д., Казначеевой Е.В. по заявлению Юдченко И.В. в связи с отсутствием событий административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.4, 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 309-ЭС19-8826 по делу N А07-35380/2018

Статьей 6.4 КоАП Республики Башкортостан предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства на придомовых территориях многоквартирных домов, если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), КоАП Республики Башкортостан, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа от 02.07.2009 N 17/7, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности наличия в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.4 КоАП Республики Башкортостан, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Административное наказание – наиболее распространенный вид ответственности за нарушения в сфере санитарного контроля. Ответственность определяется статьей №6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и применяется в следующих случаях:

  • организацией или отдельным физическим лицом нарушены действующие на момент совершения правонарушения санитарные нормы или не выполнены мероприятия по предотвращению подобных нарушений;
  • был доказан факт несоблюдения установленных санитарных норм по использованию и эксплуатации жилых и нежилых помещений и зданий, сооружений общественного предназначения, пассажирского транспорта;
  • были выявлены факты существенных нарушений в порядке обеспечения (подачи и снабжения) питьевой водой населения или отдельного предприятия;
  • выявлены недостатки в организации и проведении мероприятий по уничтожению отходов производственного характера (захоронению пищевых отходов) и прочее;
  • не выполнены или выполнены с нарушениями условия организации подвоза, доставки, хранения и выдачи (реализации) продуктов питания для населения.

Это лишь обобщенные условия применения административного наказания, каждый из перечисленных пунктов имеет множество подпунктов, включающих детализированные требования к каждому разделу.

Например, при организации питания учитывается не только порядок хранения, приготовления и выдачи продуктов на руки, но и соблюдение требований к самому зданию (место расположения, фундамент, пол, организация септика и прочее).

За одно и то же правонарушение, попадающее под раздел административной ответственности, могут быть назначены различные виды наказания.

Вид наказания определяется статьей №3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и, в зависимости от тяжести нарушения, причин и последствий, может подразделяться на:

  • Вынесение официального предупреждения – как правило, применяется при незначительном правонарушении, допущенном по неосторожности, без злого умысла или при совершении нарушения в первый раз в единичном случае.
  • Применение штрафных санкций. Размер штрафа варьируется в зависимости от обстоятельств:
    • для граждан Российской Федерации размер штрафа, в зависимости от совершенного правонарушения, может составлять от 100 и до 500 рублей;
    • для лиц, совершивших правонарушение в период исполнения должностных обязанностей (если правонарушение является следствием профессиональной деятельности), размер штрафа составляет от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
    • для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, размер штрафа составляет от 500 до 1000 рублей, может быть заменен приостановкой деятельности на 90 дней;
    • для установленным образом зарегистрированных юридических лиц штраф накладывается в диапазоне от 10 до 20 тысяч рублей. Штраф может быть заменен на меру по приостановлению деятельности предприятия сроком до трех месяцев.
  • Конфискация или изъятие предмета, послужившего причиной правонарушения. К примеру, загрязняющего атмосферу строительного инструмента, если иными способами добиться сознательности от его владельца невозможно.
  • Отстранение от права (специального права) на осуществление определенного вида деятельности.
  • Применение административного ареста – наиболее жесткий, но и наиболее действенный метод, может применяться как основное наказание или как следствие невыполнения условий основного наказания, например, за длительную неуплату штрафа по административному правонарушению.
  • Депортация за пределы Российской Федерации – применима только к гражданам-нерезидентам России, иностранным подданным, туристам и т. д.
  • Дисквалификация.

Условия необходимости применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации наступают при выявлении нарушений в сфере санитарного состояния, которые могут повлечь или уже повлекли тяжкие последствия в виде:

  • массового отравления людей;
  • тяжелых экономических последствий (порча продуктов питания в результате несоблюдения условий хранения);
  • тяжелой болезни, явившейся следствием отравления;
  • смерти человека, причиненной в том числе и по неосторожности в результате нарушения санитарно-эпидемиологических норм или создания предпосылок к таким нарушениям, а также не принятия действенных и своевременных мер по противодействию (устранению и недопущению) ставших известными нарушений.

Экономической ответственности подвергаются организации и предприятия, допустившие нарушения законодательства, выразившиеся в:

  • создании условий загрязнения окружающей среды в результате профессиональной деятельности организации;
  • сознательное (несознательное) производство или реализация населению продукции и товаров, потребление которых повлекло массовые отравления или заболевания.

После установления факта вины предприятия оно выплачивает компенсации пострадавшим лицам, возмещает ущерб (оплачивает лечение).

За счет собственного экономического фонда проводит комплекс противоэпидемиологических мероприятий, направленных на устранение последствий нарушения и предотвращение дальнейшего распространения инфекций.

Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и принуждению к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному виду проступка.

В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два типа:

  1. Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководствуется текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
  2. Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы сообщениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.

Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (установлено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных отношений в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из приказа) Роспотребнадзора.

Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:

Определение 1

Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения зависит от соблюдения санитарных норм и правил (СанПиН). В случае их умышленного или нечаянного нарушения и установления вины лица, совершившего противоправное деяние, предусматривается привлечение к ответственности, которая может быть не только административной, но ещё дисциплинарной или уголовной.

Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.

Виды административных правонарушений

Это могут быть в первую очередь штрафы:

  • от 100 до 500 руб. для физических лиц;
  • от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
  • от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.

Важно! После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.

Главный санитарный врач РФ

За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:

  • Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
  • Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
  • Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
  • Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
  • Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
  • Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
  • Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
  • Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
  • Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.

Важно! Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.

При привлечении к административной ответственности независимо от того, кто вынес постановление о наложении штрафа при нарушении санитарных норм, для оплаты штрафа можно воспользоваться следующими способами:

  • сайтом государственных услуг;
  • кошельками «Яндекс деньги» или «Вебмани»;
  • терминалами, услугами кассы Сбербанка или мобильным банком.

В соответствии с п.1 ст.44 Закона N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в частности, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Права, обязанности и полномочия должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор, определены ст.ст.50, 51 и 52 Закона N 52-ФЗ.

В соответствии со ст.55 Закона N 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена гл.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Административные штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил не являются налоговыми платежами, а потому, по нашему мнению, должны отражаться в бухгалтерском учете организаций следующим образом:

дебет счета 99 «Прибыли и убытки» кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму начисленных штрафов;

дебет счета 76 кредит счета 51 «Расчетные счета» — на сумму перечисленных штрафов.

Для целей налогообложения прибыли административные штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил на учитываются: в соответствии с п.2 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Рассмотрим основные виды налагаемых санкций:

  1. дисциплинарные;
  2. административные;
  3. гражданско-правовые;
  4. уголовные (реализация спиртных напитков лицам, не достигшим совершеннолетия, незаконная предпринимательская деятельность, оборот контрафактных лекарственных средств).

Самыми распространенными являются административные штрафы, размер которых, чаще всего, находится в пределах 20 000 — 200 000 руб. Также возможно временное прекращение работы предпринимателя до устранения нарушений.

Какие бывают виды административных нарушений?

  • несоответствие санитарно-гигиеническим нормам;
  • продажа продукции (оказание услуг), идущих вразрез с требованиями законодательства;
  • неправильная работа ККМ;
  • отказ покупателю в выдаче чека, квитанции или другого подобного документа;
  • введение клиента в заблуждение или предоставление заведомо ложной информации о продукте.

Чаще всего штрафы могут налагаться при обнаружении следующих обстоятельств:

Нарушение Санкция
Несоблюдение санитарных норм 5 — 10 МРОТ или прекращение деятельности на 3 месяца
Нарушение норм использования нежилых помещений 10 — 20 минимальных окладов
Несоответствие, которое послужило предпосылкой для распространения опасного инфекционного заболевания 100 — 200 МРОТ, уголовная ответственность
Отсутствие книги учета дезинфицирующих средств 20 тыс. руб.
Отказ от выполнения ранее полученных предписаний 10 — 20 тыс. руб.

Данные санкции можно обжаловать в течение десяти дней.

Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.

Виды административных правонарушений

Это могут быть в первую очередь штрафы:

  • от 100 до 500 руб. для физических лиц;
  • от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
  • от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.

Важно! После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.

Главный санитарный врач РФ

За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:

  • Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
  • Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
  • Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
  • Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
  • Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
  • Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
  • Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
  • Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
  • Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.

Важно! Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.

При привлечении к административной ответственности независимо от того, кто вынес постановление о наложении штрафа при нарушении санитарных норм, для оплаты штрафа можно воспользоваться следующими способами:

  • сайтом государственных услуг;
  • кошельками «Яндекс деньги» или «Вебмани»;
  • терминалами, услугами кассы Сбербанка или мобильным банком.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *