Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за распространение экстремистских материалов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ
1. Статья 20.29 является новой и была введена в главу 20 настоящего Кодекса Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в массовом распространении экстремистских материалов, а равно в их производстве либо хранении в целях массового распространения.
Под массовым распространением экстремистских материалов следует понимать деятельность, направленную на ознакомление с экстремистскими материалами неопределенного круга читателей, зрителей, радиослушателей, телезрителей. Массовое распространение экстремистских материалов рассчитано на неопределенный круг потребителей. Не является массовым распространением передача экстремистских материалов определенному субъекту для осуществления профессиональной деятельности, когда данные материалы выступают предметом профессиональной деятельности. Не является массовым распространением передача экстремистских материалов определенному субъекту для ознакомления без цели последующего массового распространения.
Установление экстремистских материалов носит абсолютно определенный характер. Материал считается экстремистским, если он содержится в опубликованном федеральном списке экстремистских материалов. Настоящий Кодекс не предусматривает правовой формы данного списка. Однако исходя из смысла статьи 55 Конституции РФ, представляется, что федеральный список экстремистских материалов должен иметь форму федерального закона.
3. Субъектами вышеуказанного правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.
4. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, совершается умышленно.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2019 N 49-АПА19-33
Суд первой инстанции, исследовав справки ИЦ МВД по РБ от 20 июня 2019 года N 3/3792 об отсутствии в базе данных МВД России и МВД по РБ сведений об имеющихся и (или) имевшихся судимостях, фактах привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ, кандидата Хабирова Р.Ф., а также документы, касающиеся создания избирательного фонда кандидата и расходования его средств, которые в несколько раз меньше предельного размера, установленного частью 2 статьи 95.5 Кодекса о выборах, правомерно признал несостоятельными утверждения административного истца о наличии в действиях Хабирова Р.Ф. нарушений, установленных подпунктами «б» и «з» пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Постановление Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N 31-АД19-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Глухова Алексея Владимировича на вступившие в законную силу постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 мая 2018 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 19 июля 2018 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 29 ноября 2018 г., вынесенные в отношении Глухова Алексея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2019 N 46-АПА19-27
По данному факту на основании постановления прокурора Ленинского района г. Самары от 21 ноября 2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 КоАП РФ (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения), Шайкина Н.Ю., как руководитель Религиозной группы, постановлением Ленинского районного суда г. Самары от 20 декабря 2018 года привлечена к административной ответственности в виде штрафа.
Постановление Верховного Суда РФ от 05.02.2020 N 64-АД20-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Назарова Романа Николаевича на вступившее в законную силу постановление заместителя председателя Сахалинского областного суда от 26.07.2019 N 4а-299/2019, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Назарова Романа Николаевича (далее — Назаров Р.Н.)
Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов
Уголовная ответственность за распространение экстремистских материалов в сети Интернет
Объективную сторону преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) образует то, что пользователи размещают в сети Интернет материалы, которые признаны экстремистскими по решению суда, либо признаются таковыми в ходе расследования уголовного дела по результатам психолого-лингвистической экспертизы.
Часть 1 статьи 282 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 282 УК РФ совершаются только с прямым умыслом, то есть лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. В данном случае лицо, виновное в совершении преступления распространяет экстремистские материалы с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.
Распространение экстремистских материалов по другим мотивам образует состав административного правонарушения и в уголовно-правовом порядке не преследуется.
Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды понимаются, в частности, высказывания, обосновывающие или утверждающие необходимость применения насилия, геноцида, массовых репрессий, депортаций и иных противоправных действий в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии.
Не образует состава указанного преступления высказывание суждений и умозаключений в ходе дискуссий (политических, научных), и не преследующих умысел на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 282 УК РФ, то есть за действия, направленные возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Сеть Интернет сама по себе не является средством массовой информации, однако размещение экстремистских материалов в сети Интернет, что связано с неограниченным доступом к ним неопределенного количества пользователей, свидетельствует о публичности указанных действий.
Квалификация преступления не зависит от того, какое количество пользователей сети Интернет ознакомилось с размещенными материалами. Преступление считается оконченным с момента публичного распространения хотя бы одного материала независимо от того, удалось возбудить у пользователей чувство вражды или ненависти.
Ефремовский межрайпрокурор
Карасев А.В.
1. Комментируемая статья введена в Кодекс в целях реализации Федерального закона от 15 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.), нормы которого направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации.
В ст. 1 указанного Закона даны определения понятия экстремистской деятельности (экстремизма), экстремистской организации, экстремистских материалов.
Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие либо оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Закон предусматривает ответственность общественных и религиозных объединений (ст. 9), средств массовой информации (ст. ст. 8 и 11) за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности.
Предусмотрена также ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 14), а также граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, за осуществление экстремистской деятельности (ст. 15).
2. Статья 13 упомянутого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24 июня 2007 г. N 211-ФЗ) устанавливает, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной сети Интернет на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Решение о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, составляет деятельность по распространению экстремистских материалов, их производству и хранению в целях распространения.
В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения суда такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции РФ и подлежащий опубликованию.
4. Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.
В ст. 15 (ч. 4) упомянутого Закона указывается, что автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ст. 1 данного Федерального закона, признается лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность.
5. Данное деяние следует характеризовать в качестве противоправного, совершенного с прямым умыслом.
6. Дела такого рода рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).
7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).
Протоколы об административных правонарушениях также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Арбитражный процессуальный кодекс
Бюджетный кодекс
Водный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2
Гражданский кодекс часть 3
Гражданский кодекс часть 4
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс административного судопроизводства
Кодекс внутреннего водного транспорта
Кодекс об административных правонарушениях
Кодекс торгового мореплавания
Лесной кодекс
Налоговый кодекс часть 1
Налоговый кодекс часть 2
Семейный кодекс
Таможенный кодекс Таможенного союза
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа
Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ
«О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О рекламе»
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной службе российского казачества»
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.
Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных организациях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.
Автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона, признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 148-ФЗ)
Лицо, которое ранее являлось руководителем или членом руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не может быть учредителем общественного или религиозного объединения либо иной некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 505-ФЗ)
Хочу почитать запрещенную в РФ книгу. Что мне за это будет?
На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством.
Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:
а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;
в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;
г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;
д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;
е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или ее официальных представителей);
ж) запрет на создание ее организаций-правопреемников в любой организационно-правовой форме.
После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.
Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.
При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.
Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Написать комментарий
Комментируемая ст. 20.29 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за производство и распространение экстремистских материалов.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения по ст. 20.29 КоАП РФ составляют действия по массовому распространению экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производству либо хранению в целях массового распространения.
Экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (п. 3 ст. 1 Закона N 114-ФЗ).
Согласно ст. 13 Закона N 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в 3-дневный срок в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.
Субъектами административного правонарушения по ст. 20.29 КоАП РФ могут быть граждане, должностные и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение по ст. 20.29 КоАП РФ характеризуется прямым умыслом.
Решение Верховного суда: Определение N 69-АПГ16-17, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Подпункт «в» пункта 3.2 статьи 4 названного Федерального закона предусматривает, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию…
Статья 20.29 КоАП РФ. Производство и распространение экстремистских материалов
Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Добробаба М.Б. Капитанец Ю.В. Капитанец М.Э. Мильшина И.В. Мошкина Н.А. Плещева М.В. Челпаченко О.А Издание: Издательство «РосБух», 2019 год
Комментируемая ст. 20.29 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за производство и распространение экстремистских материалов.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения по ст. 20.29 КоАП РФ составляют действия по массовому распространению экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производству либо хранению в целях массового распространения.
Экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (п. 3 ст. 1 Закона N 114-ФЗ).
Согласно ст. 13 Закона N 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в 3-дневный срок в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.
Субъектами административного правонарушения по ст. 20.29 КоАП РФ могут быть граждане, должностные и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение по ст. 20.29 КоАП РФ характеризуется прямым умыслом.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс Российской Федерации РФ
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
ГК РФ
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2
Гражданский кодекс часть 3
Гражданский кодекс часть 4
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
Земельный кодекс РФ
Кодекс административного судопроизводства РФ
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
Кодекс об административных правонарушениях РФ
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
НК РФ
Налоговый кодекс часть 1
Налоговый кодекс часть 2
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
Трудовой кодекс РФ
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
Уголовный кодекс РФ
ФЗ об исполнительном производстве
Закон о коллекторах
Закон о национальной гвардии
О правилах дорожного движения
О защите конкуренции
О лицензировании
О прокуратуре
Об ООО
О несостоятельности (банкротстве)
О персональных данных
О контрактной системе
О воинской обязанности и военной службе
О банках и банковской деятельности
О государственном оборонном заказе
Закон о полиции
Закон о страховых пенсиях
Закон о пожарной безопасности
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Закон об образовании в Российской Федерации
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
Закон о защите прав потребителей
Закон о противодействии коррупции
Закон о рекламе
Закон об охране окружающей среды
Закон о бухгалтерском учете
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)
Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)
Все документы >>>
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021)
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021)
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021)
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Все документы >>>
Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
Все документы >>>
Согласно статье 20.29 КоАП РФ массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;
на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;
на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
Сотрудниками ЦПЭ УМВД России (Центра по противодействию экстремизму УМВД России) проводится мониторинг сети Интернет и осмотр сетевых ресурсов. В их число попадают и социальные сети: Вконтакте, Одноклассники, Твиттер и т.д. При выявлении экстремистских материалов составляется акт осмотра страницы пользователя, делаются скриншоты, производится так называемый сбор образцов для сравнительного исследования. Далее составляется протокол об административном правонарушении и дело предается в суд для назначения наказания, предусмотренного статьей 20.29 КоАП РФ.
Антиэкстремистское законодательство существует в России с 2002 года и продолжает расширяться. Оно основывается на рамочном законе «О противодействии экстремистской деятельности» и на июнь 2016 года включает в себя целый ряд статей Уголовного кодекса (УК), несколько статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и целый ряд положений, относящихся к гражданскому праву. Это законодательство касается:
— терроризма,
— попыток свержения власти и нападений на ее представителей,
— общеуголовных преступлений, совершаемых по мотиву национальной, религиозной и прочей вражды,
— нескольких разновидностей публичных высказываний (см. ниже),
— организационной активности, касающейся перечисленного выше,
— мелких правонарушений — изображения свастики и прочих запретных символов, распространения запрещенных материалов и т.д.
Это очень широкое законодательство, но мы здесь сосредоточимся только на тех нормах, которые касаются публичных высказываний, причем сделанных именно в интернете.
Количество людей, осужденных за преступления (это УК) или правонарушения (это КоАП) «экстремистской направленности», то есть за все, о чем говорилось выше, исчисляется сотнями в год и продолжает расти. По данным мониторинга Центра «Сова» (пусть и неполным), все большую долю в уголовном антиэкстремистском правоприменении занимают именно приговоры за высказывания. Например, в 2015 году за «экстремистские высказывания» было осуждено почти вдвое больше людей, чем за прочие «преступления экстремистской направленности». И из этих высказываний 85% в 2014–2015 годы были сделаны в интернете. По мнению Центра «Сова», от 5% до 10% таких приговоров явно неправомерны, но есть и немало спорных.
Практика антиэкстремистского правоприменения вызывает в российском обществе все большее беспокойство.
Казалось бы, если власти злоупотребляют антиэкстремистским законодательством в сравнительно небольшой части случаев и при этом вы сами считаете, что вы что-то пишете в интернете не с целью призвать к погромам, убийствам или перевороту, то не лучше ли исходить из того, что риск для вас невелик? Он сравним с риском попасть в авиакатастрофу, но ведь на самолетах мы все (или почти все) летаем.
Так обстоят дела, если вы не привлекли к себе чем-то неприязненное внимание полиции или иных органов власти. Впрочем, если и не привлекли, точнее, не думаете, что привлекли, риск не сводится к нулю, как и с самолетами, — и полезно хотя бы знать, что делает этот риск выше или ниже и каковы могут быть последствия.
Существует мнение, что эти законы направлены против «плохих парней» и нас с вами коснуться не могут. Но людей, разделяющих такое мнение, все меньше.
Куда популярнее точка зрения, что привлечь могут любого и за что угодно. Но и она, судя по собранным нами данным, неверна: не любого и точно не за что угодно. Ваше высказывание — будем называть этим словом демонстрацию взглядов в любой форме, будь то слова, рисунок, фото, видео, аудио или что-то еще — должно подходить под хотя бы одну из многочисленных норм антиэкстремистского законодательства. Нет такого правонарушения — «экстремизм», хотя в обыденной и журналистской речи так часто и говорят. Нарушить можно только конкретную норму закона.
Если вы делаете публичное высказывание, касающееся какой-то большой группы людей, которую можно описать в терминах национальности, гражданства, религии, языка и так далее, постарайтесь отнестись к нему внимательнее.
Возможно, какая-то из таких групп вас раздражает или пугает, а возможно, даже вызывает у вас более сильные враждебные чувства, и вы готовы выразить эти чувства или высказать какие-то соображения, явно направленные против этой группы. Центр «Сова» выступает за толерантность, но мы отдаем себе отчет в том, что все и всегда толерантными быть не могут, так что проявления интолерантности — вещь неизбежная. Вынося за скобки нравственные оценки, заметим, что подобные высказывания — это ваше право, но оно ограничено (что, кстати, само по себе обычно в мировой практике), и вам самим решать, насколько вы считаете нужным покуситься на эти ограничения.
Как уголовно наказуемые рассматриваются высказывания, направленные против людей, объединенных по признакам национальности (в смысле этничности, а не гражданства) и религии. Прочие объединяющие признаки, упомянутые в статье 282 УК, не используются, но речь может пойти практически о любой группе людей, объединенных каким-то признаком, — об «определенной социальной группе», как сказано в УК.
В принципе, разъяснения Верховного суда ограничивают применение статьи 282, но полагаться на эти ограничения в полной мере нельзя. Например, на данный момент дел о возбуждении ненависти к «социальной группе» представителей власти или политических деятелей нет, но нельзя исключить, что они могут появиться снова (как это не раз бывало до разъяснений ВС).
Верховный суд разъяснил, что в деле должно фигурировать именно возбуждение ненависти и вражды к людям, но не к их организациям (религиозным, национальным, политическим и прочим) или лидерам таковых, не к идеям, взглядам и обычаям. Это очень верные разъяснения, но в состав статьи 282 УК входит, помимо «возбуждения ненависти», еще и «унижение» людей по тем же групповым признакам, — и Верховный суд не разъяснил, какого рода унижение криминально, а какое нет. Поэтому на практике мы видим, что резкие высказывания в адрес религиозных идей, национальных обычаев и т.п. могут рассматриваться как криминальные в смысле статьи 282 УК.
Определение экстремистской деятельности — длинное (см. ниже), но его надо хотя бы в общих чертах запомнить, поскольку публичный призыв к любому из действий, входящих в это определение, — довольно тяжкое преступление. Если призыв сделан в интернете, то наказание за него — до пяти лет принудительных работ (то есть работы там, куда пошлет суд) или лишения свободы.
Призыв необязательно должен иметь четкую грамматическую форму, соответствующую призыву, всякого рода намеки на необходимость сделать то-то и то-то тоже могут быть сочтены призывом. Возможно, вы решили пошутить, но имейте в виду, что ваш юмор могут не понять.
Так что не следует намекать на желательность (и тем более необходимость) переворота, сепаратизма, терроризма, возбуждения вражды к каким-то группам (см. выше) или их дискриминации, создания любых силовых помех органам власти (включая, естественно, полицию, но также избиркомы), совершения любых преступлений по мотивам вражды к какой-то национальной, религиозной и т.п. группе, демонстрации запрещенной символики (см. подробнее ниже) или финансирования всего перечисленного.
Честно говоря, список столь длинен, что запомнить его непросто, но он интуитивно понятен и дает представление о том, какого рода действия считаются экстремистскими и к каким, соответственно, нельзя призывать. Есть, однако, три нюанса, на которых следует остановиться подробнее.
Во-первых, об упомянутой в этом перечне дискриминации. За саму по себе дискриминацию в нашей стране почти никогда не преследуют, вопрос этот мало обсуждается, поэтому многим непонятно, что именно следует считать дискриминацией. Тема эта, действительно, сложная, но, чтобы избежать обвинения по статье 280 УК, следует избегать высказываний о желательности нарушения чьих-то прав или законных интересов в зависимости именно от его/ее/их расы, национальности, вероисповедания (или отсутствия такового), языка и социального происхождения.
Во-вторых, запрет на возбуждение вражды в определении экстремизма (там почему-то используется слово «рознь») сформулирован гораздо шире, чем в статье 282 УК: запрещается еще и «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека» по групповым признакам. В совокупности, кажется, эти термины охватывают все мыслимые негативные высказывания, связанные с групповыми признаками, как, впрочем, и «унижение достоинства», предусмотренное в статье 282. Так вот, избегайте хотя бы наиболее явных негативных высказываний, как написано выше применительно к статье 282, но главное — не говорите, что другим стоит пренебрежительно или негативно относиться к другим людям по таким групповым признакам. В конце концов, если вашей целью не является действительно спровоцировать конфликт, не следует учить других людей относиться к кому-то плохо: другие люди и сами это умеют не хуже вас.
В-третьих, призывы к сепаратизму выделены теперь в отдельную статью 2801 УК. Наказание по ней — то же, что и по статье 280. И учтите: судя по практике, речь не идет именно о призывах к сепаратистскому мятежу, по ней могут преследовать за любое высказывание о желательности уменьшить территорию Российской Федерации, как она изображена на официальной карте.
Ответственность за массовое распространение экстремистских материалов
Кавычки здесь обозначают название статьи, а также тот факт, что ее состав названию не соответствует. Применительно к высказываниям эта новая — так что практики пока очень мало — статья УК включает в себя несколько разных составов разной степени понятности.
Первый — отрицание или одобрение преступлений, установленных Нюрнбергским трибуналом. Большинство из нас не знает списка этих преступлений, но в целом речь идет о наиболее массовых преступлениях, совершенных германскими властями в годы Второй мировой, так что, в общем, понятно, о чем речь.
Второй состав можно только процитировать: «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны». Насколько широкое понимание здесь возможно, сказать нельзя — практики нет. Напрашиваются опасения насчет криминализации исторических дискуссий. Но поскольку использована формулировка «заведомо ложных», вашей защитой при такого рода обвинении может служить указание на источник, по возможности наименее маргинальный.
Наказание по первым двум составам варьирует от штрафа до 300 тысяч рублей до трех лет лишения свободы.
Третий состав менее тяжкий — от такого же штрафа до года исправительных работ (то есть вычета из зарплаты), — и речь идет о грубых высказываниях или осквернении памятных дат и символов, связанных с российской военной историей. Все эти даты и символы мало кто помнит, но если вы о них пишете, вы ведь понимаете, что они относятся к военной истории, — и в этом случае просто будьте вежливы. Быть вежливым вообще неплохо, но в данном случае еще и более безопасно.
Изменение в перечне общественных объединений и религиозных организаций Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 337-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 299-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» Дополнение в перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Федеральный список экстремистских материалов Федеральный список экстремистских материалов Федеральный список экстремистских материалов Федеральный список экстремистских материалов Федеральный список экстремистских материалов Список запрещенных организаций и объединений, осуществляющих экстремистскую деятельность Перечень объединений, чья деятельность приостановлена в связи с экстремистской деятельностью Изменения в статьи 1 и 15 закона «О противодействии экстремистской деятельности»
Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года
Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Статья 1. Основные понятия
В современной России широкую актуальность приобрела проблема распространения экстремизма, в особенности в среде несовершеннолетних. В настоящее время политика государства направлена на искоренение данной проблемы путем установления юридической (административной и уголовной ) ответственности за деяния экстремистского толка.
Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации содержит ряд статей устанавливающих ответственность за деяния в данной сфере:
— ч.6 ст.13.15 КоАП РФ производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
— статья 20.3КоАП РФ пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами
Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
— статья 20.29 КоАП РФ Производство и распространение экстремистских материалов
Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
Уголовным Кодексом Российской Федерации также предусмотрена ответственность за совершения деяний в данной сфере:
— статья 280 УК РФ Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
1. Комментируемая статья введена в Кодекс в целях реализации Федерального закона от 15 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.), нормы которого направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации.
В ст. 1 указанного Закона даны определения понятия экстремистской деятельности (экстремизма), экстремистской организации, экстремистских материалов.
Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие либо оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Закон предусматривает ответственность общественных и религиозных объединений (ст. 9), средств массовой информации (ст. ст. 8 и 11) за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности.
Предусмотрена также ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 14), а также граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, за осуществление экстремистской деятельности (ст. 15).
2. Статья 13 упомянутого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24 июня 2007 г. N 211-ФЗ) устанавливает, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной сети Интернет на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Решение о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, составляет деятельность по распространению экстремистских материалов, их производству и хранению в целях распространения.
В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения суда такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции РФ и подлежащий опубликованию.
4. Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.
В ст. 15 (ч. 4) упомянутого Закона указывается, что автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ст. 1 данного Федерального закона, признается лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность.
5. Данное деяние следует характеризовать в качестве противоправного, совершенного с прямым умыслом.
6. Дела такого рода рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).
7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).
Протоколы об административных правонарушениях также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
более 720 тысяч публикаций крупнейшего медиа Беларуси были объявлены экстремистскими одним судебным решением, процесс проходил втайне от общества;
основой для решения суда стала 77-страничная экспертиза, которую провели два человека, оба — работники государственных учреждений;
авторы экспертизы не являются экспертами в СМИ, один — филолог, второй — эксперт в военной сфере и области управления;
в задачи одного из экспертов входил поиск скрытых смыслов и целей в текстах, второй же искал в этом угрозы, якобы возникшие для безопасности страны;
в экспертизе под видом материалов TUT.BY оказались тексты, которых там никогда не выходило — это цитаты из постов запрещенного еще осенью 2020-го Telegram-канала NEXTA Live;
по мнению экспертов, из-за цитирования в журналистских материалах лидеров протеста Светланы Тихановской, Марии Колесниковой и Вероники Цепкало в стране возник экстремизм, массовые беспорядки и резко снизилось доверие к власти;
авторы также считают, что TUT.BY создавал впечатление, будто страна охвачена протестами, и умышленно изображал представителей власти в негативном свете;
наконец, авторы уверены, что через репортажи и снимки с места событий на самом деле протесты не освещались, а координировались.
Уголовное право, исполнение наказания
Напомним, 2 марта МВД направило в республиканскую комиссию обращение № 35/489 с предложением проверить материалы TUT.BY на экстремизм. Через два с половиной месяца комиссия дала свой ответ — экспертное заключение № 234 от 12 мая.
В нем заявляется, что TUT.BY является «площадкой для пропаганды экстремистской деятельности»; в материалах есть информация, побуждающая и пропагандирующая экстремизм и массовые беспорядки; деятельность сайта направлена на разжигание розни, вражды и даже организацию беспорядков. Как итог, 13 августа суд Центрального района Минска в лице судьи Татьяны Скопец объявил материалы крупнейшего медиа страны экстремистскими.
Экспертизу материалов портала делали два человека — это Александр Ивановский и Татьяна Лапунина.
Александр Ивановский — доктор технических наук, профессор кафедры правовой информатики в Академии МВД. В последнее время — частый гость государственных телеканалов и изданий. Там он выступает в разных качествах: то как «эксперт в сфере безопасности», то как политолог, а время от времени его представляют просто «профессором». Список тем, на которые дает комментарии Ивановский, можно увидеть по названиям сюжетов на сайте телеканала СТВ.
Александр Ивановский окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище. Работал на различных должностях в вузах, включая Военную академию. Является членом Российской академии военных наук. Также его представляют как ученого в области управления.
В документе указано, что Александр Ивановский провел «общий анализ материалов», собрал сведения о сайте (открытые данные вроде графика посещаемости, статистики), а также провел «анализ редакционной политики сайта».
В списке использованной экспертом литературы нет ничего из работ касательно непосредственно TUT.BY. Вместо этого — перечисление литературы об экстремизме и терроризме, ссылки на концепции информационной и национальной безопасности Беларуси, военную доктрину, законы об информации, борьбе с экстремизмом и тому подобное.
Вторую часть исследования, а это 21 страница, выполнила филолог Татьяна Лапунина. Ее задачей назван «анализ конкретных материалов портала, содержащих признаки проявления экстремистских значений». Речь идет о публикациях в период с августа 2020-го по февраль 2021-го.
Эксперт изучала тексты с двух точек зрения: прагматика (то есть цель) автора текста и какие языковые средства он использует для выражения мысли.
По сути, в своей части исследования Татьяна Лапунина пишет, какие смыслы якобы содержатся в цитатах (часто скрытые), а Александр Ивановский рассказывает, какие цели якобы стоят за этим — и сопоставляет с угрозами из Концепции национальной безопасности Беларуси.
Вот только с первой же страницы исследования Лапунина приводит многие цитаты, которые, как оказалось при детальном поиске, не принадлежат TUT.BY и никогда там не публиковались. Кто-то выдал за таковые посты запрещенного в Беларуси еще год назад Telegram-канала NEXTA Live (о чем эксперт умалчивает или не знает).
Например, Лапунина приводит две фразы: «Мы требуем прекратить насилие, которое сейчас происходит на улицах, мы с этим категорически не согласны и не считаем, что это приемлемо» и «На месте также проведут голосование за остановку производства до момента отставки Лукашенко. Просим людей тоже приехать на завод и поддержать рабочих». И делает вывод: в этих фрагментах «побуждение автора присоединиться, начать бастовать, не поддерживать насилие и т. д. выражены как эксплицитным (открытым), так и имплицитным (скрытым) способами».
Так вот, первая фраза — это цитата рабочих «Интеграла» из августовского материала на TUT.BY. А вот вторая, про «Гродно Азот», на самом деле взята из августовского поста в Telegram-канале NEXTA Live.
Отдельная часть посвящена «речевым стратегиям и тактикам дискредитации». Так, упомянуты фразы «Вышел директор завода — намекнул на то, что все ведь помнят, что сегодня зарплата. Но народ сказал, что нас не запугать! Люди не перестают подходить» или «На обеде к ним вышел замдиректора по идеологической работе и начал пугать. А ему никто не поверил. Потому что больше идеологам никто не верит». Здесь эксперт видит манипулирование.
«В данном высказывании внушается мысль, что рабочие завода не боятся остаться без зарплаты, что люди могут адекватно оценивать информацию и не верить всему, что говорит руководство и т. п. Таким образом оказывается влияние на остальных людей, им показывается ситуация, которой нужно подражать», — написано в заключении.
Вот только упомянутые цитаты не принадлежат TUT.BY и никогда там не появлялись. Это фрагменты из постов канала NEXTA Live за август.
Тезис о манипулировании эксперт обосновывает еще 12 цитатами, такими как «Работники БМЗ снова вышли на забастовку», «Собрались также работники Минского электротехнического завода», «Марш студентов БНТУ, они хлопают и скандируют «Забастовка», «Уже 860 тысяч человек в курсе про общенациональную забастовку! Каждый десятый взрослый белорус просмотрел этот пост», «ММЗ присоединяется к забастовке!» и так далее. (Автор сама выделяет некоторые слова).
«Персуазивность (то есть манипулирование. — Прим. ред.) сочетается с тактикой употребления прецедентных феноменов, когда перечисление прецедентных ситуаций будет усиливать желание быть причастными к событиям», — пишет Татьяна Лапунина.
Нам удалось найти все упомянутые фразы, это выдержки из постов в соцсетях за август–октябрь 2020-го. Вот только последние две, например, с восклицательными знаками, опять не принадлежат TUT.BY, а взяты из запрещенного годом ранее Telegram-канала (отметки об этом эксперт не делает).
Список экстремистских материалов
Проект закона «Об изменении законов в вопросах противодействия экстремизму» принят в двух чтениях Палатой представителей и одобрен Советом Республики. Теперь надо ждать, что его согласует Конституционный суд и подпишет Александр Лукашенко.
Ранее под определение экстремизма подпадали действия, которые законодательство объясняло как попытку захвата государственной власти, подготовку к массовым беспорядкам, создание незаконного вооруженного формирования, а также реабилитация нацизма или разжигание ненависти.
Если будет принят новый закон, «экстремистским материалом» будет считаться информация, которую суд связал с пропагандой экстремизма, например, статьи, книги, песни или все посты телеграмм-канала, объявленного экстремистским, и даже его логотип.
Вот перечень из законопроекта:
«Экстремистские материалы-символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио -, аудиовизуальные и иные информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и другая наглядная агитация, рекламная продукция)».
Прокуроры, органы милиции и госбезопасности смогут выносить предписания учредителям и руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, если выявили признаки экстремизма, но нет оснований для привлечения к уголовной ответственности. Если требование не выполнено или в течение года будет второе предписание — это основания для ликвидации компании, закрытия ИП.
Суды будут рассматривать дела о признании организаций экстремистскими и о ликвидации в ускоренном порядке: не более месяца.
Учредители и участники экстремистских организаций не смогут в течение 5 лет учреждать новые организации и СМИ.
МВД будет составлять списки граждан, групп и организаций, имеющих отношение к экстремизму. В этот список попадут осужденные за преступления, связанные с экстремизмом. Это означает, что они, например, не смогут работать преподавателями или в издательском бизнесе. Их финансовые операции будут контролировать особенно.
Иностранцам, если они попадут в список, запретят въезд в Беларусь. Предусмотрена и норма о лишении приобретенного белорусского гражданства для того, кто признан экстремистом.
Что касается наказаний, они не прописаны в проекте закона «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму». Наказания прописаны в Уголовном кодексе, объясняет юрист Олег Агеев.
«Изменения в Уголовный кодекс уже ввели — относительно ответственности за экстремизм. Добавили новую часть в статью «Создание экстремистского формирования или участие в нем» (если это в целях совершения преступления) — предусмотрено наказание от 2 до 6 лет заключения.
Появилась новая статья «содействие экстремистской деятельности» — предусмотрено наказание от 2 до 6 лет лишения свободы.
Появилась также еще одна новая статья: «прохождение обучения или другой подготовки для участия в экстремистской деятельности». Он «тянет» на срок до 3 лет лишения свободы», — приводит примеры Олег Агеев.
Те, кто сейчас задержан, находится под следствием и ждет суда, не могут подпасть под новое законодательство.
«Закон обратной силы не имеет — так прописано во всех законодательных актах. К тому, что граждане совершили ранее, эти новые статьи Уголовного кодекса не могут применяться (я говорю только об уголовном кодексе)», — уточняет юрист.
Закон еще не принят, однако интернет-ресурсы уже наказывают.
Олег Агеев отмечает: несмотря на то, что новый закон о противодействии экстремизму еще не принят, за распространение материалов в интернете некоторые интернет-ресурсы уже наказаны. И приводит пример с порталом в Гродно.
«Их привлекли к ответственности за то, что они распространили какие-то сведения из канала, который позже был признан экстремистским, и не удалили их. То есть условно говоря, в первый день сайт распространяет информацию с телеграмм-канала, на следующий день власти признают этот канал экстремистским, а на третий день сайт привлекают к ответственности за то, что было сделано позавчера (до признания канала экстремистским). Вот такая практика относительно экстремизма уже есть. Гродненский сайт -не первая, но такая чувствительная «ласточка», — говорит юрист БАЖ.
Важно отметить и ситуацию с Барановичским изданием Intex-press, где главного редактора Владимира Янукевича наказали штрафом до того, как материал признали экстремистским. Имеется в виду публикация изданием интервью со Светланой Тихоновской.
«Издание привлекают к ответственности за факт, что вышло интервью со Светланой Тихановской (причем не объясняется, какая информация могла нести угрозу национальной безопасности). За интернет-версию редактора уже оштрафовали, за бумажную версию ожидается суд на этой неделе. Скорее всего, будет стоять вопрос о блокировании сайта и рассматриваться уголовное дело — просто за нормальное интервью».
Интервью выходит 14 апреля, главного редактора штрафуют 26-го. Суд признает интервью экстремистским 29 апреля. И только на следующий день интервью попадает в список экстремистских материалов Министерства информации, — приводит хронологию событий юрист.
Списки экстремистских материалов ведет Министерство информации. По состоянию на 3 мая перечень занимает 84 страницы. Последние 10-преимущественно перечень телеграмм-каналов, признанных экстремистскими.
Что происходит с Intex-press. Хронология событий (обновляется)