Стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:

  • государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;

  • избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.

Это касается услуг по:

  • предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;

  • передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;

  • мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».

Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ

ФСБУ 27-21 применяют почти все экономические субъекты за небольшим исключением.

ВАЖНО! ФСБУ 27/2021 не применяют организации бюджетной сферы.

Некоторые пункты стандарта ФСБУ 27/2021 также не применяются финансовыми кредитными и некредитными организациями. К таковым относятся пункты 5, 6, 7, 22. Ниже по мере описания правил, установленных новым стандартом, отдельно будет указано, что именно это за пункты, то есть будет дано пояснение, что к финансовым организациям правило не относится.

Документы бухучета должны быть составлены таким образом, чтобы можно было обеспечить его долгосрочную сохранность. Поэтому заполнять первичку, например, простым карандашом недопустимо. Таким образом, такой вариант исправления документа, как стереть надпись и вписать заново верные данные, не годится. Также нельзя применять средства механической коррекции — коррекционные карандаши, стирательные резинки, замазки и прочее. Как же можно исправить документ при необходимости?

ВАЖНО! Не каждый документ можно исправлять! Не допускается вносить корректировки в кассовые и банковские документы.

В прочие документы бухучета могут быть внесены правки.

Самое новое в «1С:Бухгалтерии 8»: перевод основных средств в малоценное оборудование 817 13.08.2021 Мы продолжаем серию «Самое новое в «1С:Бухгалтерии 8», в которой регулярно рассказываем об изменениях в новых версиях решения, о том, что в них появилось интересного, важного и полезного для бухгалтера. Самое новое в «1С:Бухгалтерии 8»: финансовый результат от ликвидации основного средства по ФСБУ 6 905 10.08.2021 Мы продолжаем серию «Самое новое в «1С:Бухгалтерии 8», в которой регулярно рассказываем об изменениях в новых версиях решения, о том, что в них появилось интересного, важного и полезного для бухгалтера. Самое новое в «1С:Бухгалтерии 8»: поддержка ФСБУ 6/2020 «Основные средства» 1044 09.08.2021 Мы продолжаем серию «Самое новое в «1С:Бухгалтерии 8», в которой регулярно рассказываем об изменениях в новых версиях решения, о том, что в них появилось интересного, важного и полезного для бухгалтера. Минфин изменил стандарт бухгалтерского учета непроизведенных активов 627 23.07.2021

Соответствующий приказ от 08.06.2021 № 74н опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Минфин утвердил новый стандарт бухучета для бюджетников 649 15.07.2021

Соответствующий приказ от 15.06.2021 № 84н опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Минфин изменил требования к первичным учетным документам 2989 25.06.2021

Новый стандарт бухучета вводит понятие «оправдательные документы» и разрешает в определенных случаях использовать их в качестве первичных учетных документов.

Минфин предупредил об изменении правил хранения бухгалтерских документов 2453 23.06.2021

Новый стандарт бухучета не ограничивает компании в выборе информационных технологий и технических средств, позволяющих хранить базы данных бухгалтерского учета на территории России.

Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора

5 апреля 2020 года вступил в силу приказ Минфина России от 25.12.2019 № 252н, которым утверждена новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020 – 2023 гг. (далее – Программа). Программа на 2019 – 2021 гг., утв. приказом Минфина России от 19.03.2019 № 45н, утратила силу (приказ Минфина России от 27.11.2019 № 204н).

Новые стандарты бухгалтерского учета бюджетных учреждений с 2021 года предусматривают единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценке обязательств организации перед служащими и другими получателями выплат. Подробную информацию о бухучете выплат необходимо раскрывать в отчетности.

По новым правилам выплаты делятся на две группы:

  • текущие (зарплата);
  • отложенные (отпускные).

Порядок оценки и учета перечислений зависит от группы. Все текущие выплаты учитываются в составе принятых обязательств по оплате труда и зарплатным начислениям. Отложенные фиксируются как резерв будущих расходов по выплатам персоналу по счету 0 401 60 000.

В учетной политике на 2021 год необходимо предусмотреть порядок начисления резерва по пенсионным и аналогичным выплатам. В этот резерв входят суммы государственного пенсионного обеспечения и выплаты по коллективному договору учреждения (локальному зарплатному акту) в момент достижения работником пенсионного возраста или конкретного стажа.

Новые правила бухгалтерского учета в 2021 году изменяют порядок отражения прав на земельные участки в отчетах. Тем, кто впервые применит ФСБУ «Непроизводственные активы», необходимо переоценить земельные участки на балансе (земля, внесенная в ЕГРН) до кадастровой стоимости. Во время годовой инвентаризации земли и других непроизводственных активов надлежит уточнить дополнительные сведения для аналитического учета этих объектов (инструкция № 157н).

Принятые бухгалтерские изменения на 2021 год устанавливают единые правила признания затрат по государственным и муниципальным долгам публично-правовых образований и заимствованиям бюджетных и автономных учреждений. Определены общие требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской отчетности.

Затраты по долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений по новому ФСБУ делятся так:

  • процентные расходы по долгосрочным обязательствам;
  • прочие затраты по долговым обязательствам.

Расходы учитывают обособленно по каждой категории. Изначально прочие затраты признаются в составе расходов будущих периодов — по счету 0 401 50 000. Затем их включают в состав капитальных вложений или относят к расходам текущего периода.

Под совместной деятельностью понимаются операции, которые проводят в рамках договора простого товарищества. Государственные и муниципальные учреждения участвуют в таких операциях при условии, что договор простого товарищества (договор совместной деятельности) заключается не с целью извлечения прибыли или ведения предпринимательской деятельности. Новый федеральный стандарт регулирует учет объектов от ведения совместной деятельности.

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

ФСБУ определяет правила раскрытия в годовой отчетности информации о физических и юридических лицах, которые влияют на работу учреждения госсектора или на деятельность которых оказывают влияние бюджетные организации. К связанным сторонам относят:

  • аффилированные лица (члены наблюдательного совета автономного учреждения);
  • лица, заинтересованные в сделках бюджетного учреждения;
  • лица, влияющие на хозяйственную деятельность организации по учредительным документам, соглашениям;
  • лица, на действия которых влияет бюджетная организация.

Минфин ввел новые федеральные стандарты бухгалтерского учета 2021 года: они затрагивают финансовые инструменты бюджетных учреждений. Под финансовым инструментом понимают договор, в результате заключения которого у одной стороны появляется актив, а у другой — финансовое обязательство перед другой стороной или увеличиваются чистые активы. ФСБУ определяет порядок учета:

  • денежных средств;
  • дебиторской задолженности;
  • долговых требований;
  • активов до погашения (деньги на депозитах от трех месяцев, долговые ценные бумаги);
  • активов для перепродажи (акции, облигации, векселя);
  • активов для получения доходов от участия (акции с целью владения, доли в уставных капиталах, участие в учреждениях).

В составе финансовых обязательств учитывают кредиторскую задолженность и долговые обязательства.

Этот ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий такого характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения этой информации в отчетность организации.

Ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить собственные исключительные правила. Новые ФСБУ эти разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты отражаются в учете только согласно обозначенным нормам и никак иначе.

1. Обзор корректировок к стандартам для организаций государственного сектора и влияющих на учетную политику:
• «Непроизведенные активы» – приказ от 28.02.2018 года № 34н

• «Обесценение активов» – приказ от 31.12.2016 N 259н

• Аренда – приказ от 31.12.2016 №258н
• Совместная деятельность – приказ от 15.11.2019 №183н

• Доходы – приказ от 31.12.2016 №259н

• Учетная политика, оценочные значения и ошибки – приказ от 30.12.2017 №274н

• Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора – приказ от 31.12.2016 №256н

• «Государственная (муниципальная) казна» – приказ от 15.06.2021 №84н.

2. Порядок дальнейшего вступления в силу федеральных стандартов новая программа разработки ФСБУ госфинансов на 2021 – 2024 годы.

Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы

Тематический тренинг КонсультантПлюс /* вывод даты справа в шапке*/ ?> 10.09.2021

Особенности оформления трудовых отношений с дистанционными работниками, совместителями. Разъездной характер работы

Минфин РФ утвердил федеральный стандарт, в котором установлены единые требования к бухучету непроизведенных активов и к раскрытию информации о них в бухгалтерской отчетности.

ФСБУ будут применять при ведении бюджетного и бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а при составлении отчетности — с отчетности 2021 г.

Применяя стандарт впервые, организации бюджетной сферы должны переоценить до кадастровой стоимости объекты, относящиеся к группе «Земля (земельные участки)», отражаемые на балансе и внесенные в государственный кадастр недвижимости. Если кадастровая стоимость не определена, объект нужно учитывать по балансовой стоимости до момента проведения кадастровой оценки.

При отсутствии балансовой стоимости нужно будет рассчитать условную оценку одним из способов:

  • по методике расчета рыночной оценки единичного земельного участка, которую применяют органы госвласти (местного самоуправления), уполномоченные распоряжаться государственными или муниципальными участками;
  • исходя из кадастровой стоимости аналогичного земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости.

В действующей Инструкции 157н есть три группы непроизведенных активов: земля, ресурсы недр и прочие активы. Стандартом предусмотрены дополнительные группы водные и некультивируемые биологические ресурсы. Таким образом, активы будут распределять следующим образом, как в таблице 1.

Таблица 1. Что относить к объектам учета
Группы непроизведенных активов Объект учета
Земля (земельные участки) Земельный участок или его часть, имеющие характеристики, которые позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
Водные ресурсы Водный объект, предоставляемый в пользование за плату по договору водопользования.
Ресурсы недр Участок недр, границы которого определены в соответствии с выданной лицензией на пользование недрами.
Некультивируемые биологические ресурсы
  • Водные объекты (отдельные виды водных биоресурсов, для которых установлен общий допустимый улов).
  • Объекты животного мира (дикие животные), для которых установлены нормативы допустимого изъятия.
  • объекты растительного мира (лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда).

Объекты непроизведенных активов также будут учитывать на счете 103.00, если соблюдаются два условия:

  • можно спрогнозировать, что используемый объект будет приносить экономическую выгоду или иметь полезный потенциал;
  • можно надежно оценить первоначальную стоимость объекта.

Те объекты, которые не приносят выгоды, не будут ее приносить в дальнейшем и не имеют полезного потенциала, учтут на забалансовых счетах. Информацию о таких объектах нужно будет раскрыть в пояснениях к отчетности.

Как работать по-новому ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете»

По каждой признаваемой в учете группе непроизведенных активов в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются:

  • сумма балансовой стоимости и сумма накопленных убытков от обесценения непроизведенных активов, входящих в соответствующую группу, на начало и конец периода;
  • сверка остаточной стоимости на начало и конец периода.

Дополнительно нужно раскрыть:

  • наличие и размер ограничений прав собственности или иных прав. Раскрываются также стоимость объектов имущества, которые учреждение не имеет права использовать в качестве обеспечения исполнения обязательств, а также перечень непроизведенных активов, переданных в качестве обеспечения исполнения обязательств субъекта учета, и их остаточная стоимость на начало и конец отчетного периода;
  • стоимость непроизведенных активов, отраженных в составе имущества казны на начало и конец отчетного периода;
  • сумму договорных обязательств по приобретению непроизведенных активов на конец отчетного периода;
  • сумму включенных в доходы текущего периода компенсаций, связанных с обесценением, утратой или передачей объектов. Если информация об этих компенсациях не раскрыта отдельно в отчете о финансовых результатах деятельности, такие сведения раскрываются в пояснительной записке, представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Применяться новый Стандарт будет при ведении бюджетного и бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а также при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности, начиная с отчетности за указанный год.

Стандарт предусматривает деление активов на две подгруппы:

  • НМА с определенным сроком полезного использования;
  • НМА с неопределенным сроком полезного использования.

Обратим внимание, стандарт не будет использоваться в отношении определенных объектов бухгалтерского учета (например, финансовых активов и вложений, результатов интеллектуальной деятельности, приобретенных для перепродажи, прав пользования активом, возникающих по договорам аренды).

Учреждение признает НМА, которые ранее не признавались, а отражались за балансом, по справедливой стоимости. Она будет балансовой стоимостью.

Финансовый результат от признания НМА, ранее не признававшихся в учете и отчетности, учитывают в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором объекты признаны впервые. Результаты этой корректировки однократно раскрывают в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При первоначальном признании НМА признаются любые накопленные убытки от обесценения, которые были связаны с такими объектами. Сравнительную информацию по НМА за годы, предшествовавшие первому применению стандарта, не пересчитывают.

Объекты НМА, которые ранее отражались на забалансовом счете, учитываются на соответствующих балансовых счетах по справедливой стоимости в случае, если они отвечают критериям признания актива. Финансовый результат от признания таких объектов НМА признается в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором произошло их первоначальное признание. Результаты корректировки однократно раскрываются в годовой бухгалтерской отчетности (п. 49, 50 СГС «Нематериальные активы»).

Итак, в 2020 году программа разработки федеральных стандартов была обновлена дважды:

  1. Приказ Минфина России от 25.12.2019 № 252н (период действия с 05.04.2020 по 05.07.2020).
  2. С 06.07.2020 вступил в силу Приказ Минфина России от 22.05.2020 № 89н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020 — 2023 гг.».

Необходимость нового приказа возникла из-за пандемии коронавируса — первоначальные планы разработки стандартов пришлось сдвинуть на несколько месяцев в связи с карантинными мероприятиями.

На протяжении 2020-2021 согласно Программе разработки планируется разработка 6 федеральных стандартов, которые должны вступить в силу в 2022 году. Еще 1 стандарт, вступающий в силу с 01.01.2022, уже разработан и зарегистрирован.

Таким образом, с 2022 года планируется вступление в силу 7 федеральных стандартов:

Наименование стандарта Комментарий
Стандарт «Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции», утвержденный приказом Минфина России от 29.12.2018 № 305н В стандарт внесены изменения (приказ Минфина России от 13.12.2019 № 228н)
Стандарт «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам» Планируется, что стандарт будет разработан в августе 2020 г., зарегистрирован — в ноябре 2020 г.
Стандарт «Метод долевого участия» Планируется, что стандарт будет разработан в сентябре 2020 г., зарегистрирован — в декабре 2020 г.
Стандарт «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность» Планируется, что стандарт будет разработан в сентябре 2020 г., зарегистрирован — в декабре 2020 г.
Стандарт «Биологические активы» Планируется, что стандарт будет разработан в ноябре 2020 г., зарегистрирован — в феврале 2021 г.
Стандарт «Государственная (муниципальная) казна Планируется, что стандарт будет разработан в январе 2021 г., зарегистрирован — в апреле 2021 г.
Стандарт «Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» Планируется, что стандарт будет разработан в марте 2021 г., зарегистрирован — в июне 2021 г.

Разбираемся в новых стандартах бухучета

Программой разработки также предусмотрена периодичность внесения изменений в действующие инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности.

Кроме того, впоследствии инструкции будут разработаны в виде федеральных стандартов.

В таблице указаны сроки разработки и вступления в силу данных стандартов:

Наименование стандарта Срок разработки Срок регистрации в Минюсте России Дата вступления в силу
Стандарт «Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов и Инструкция по его применению» Май 2023 Август 2023 Январь 2024
Стандарт «План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению» Май 2023 Август 2023 Январь 2024
Стандарт «План счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений и Инструкция по его применению» Май 2023 Август 2023 Январь 2024
Стандарт «Порядок составления и представления бюджетной отчетности организациями бюджетной сферы» Август 2023 Ноябрь 2023 Январь 2025
Стандарт «Порядок составления, представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» Август 2023 Ноябрь 2023 Январь 2025

Вести учет с использованием правил нового стандарта обязаны все организации, которые работают по российскому законодательству, находятся фактически на территории РФ. Не касается новый порядок тех субъектов, кто по закону не обязан вести бухгалтерский учет – предприниматели, а также лица, занятые частной практикой (адвокаты, нотариусы и т. д.). Кроме того, в список исключений попали субъекты бюджетной сферы и филиалы иностранных организаций, работающие в РФ.

Важно! В том случае, если порядок оформления документации в ФСБУ и положении Центрального банка противоречат друг другу, то применяются инструкции Банка России.

Новый стандарт устанавливает два типа бухгалтерских документов:

  • первичные учетные (используются, чтобы отразить факты хоздеятельности – сделки с контрагентами или хозяйственные операции, в результате которых меняется финансовое положение организации – оплата поставщику, выплата заработной платы работникам, поступление товарной продукции, оплата штрафов и т. д.);
  • регистры бухгалтерского учета. Они нужны, чтобы обобщить всю информацию о фактах хозяйственной жизни компании. Кроме ФХЖ в регистры включаются данные о таких объектах как доходы, расходы, активы и пассивы предприятия.

ФСБУ 27/2021 регламентирует порядок оформления бухгалтерских документов и документооборот в хозяйствующих субъектах, устанавливая следующие особенности:

  1. Язык для составления бухгалтерских документов – только русский. В тех ситуациях, когда первичка на иностранном, необходимо включить в текст документа перевод на русский язык по каждой строке.
    Если организация осуществляет деятельность вне территории России, то первичная документация ведется на иностранном языке – на языке той страны, в которой функционирует предприятие. Что касается регистров, то в них придется включить перевод.
  2. В регистрах используется только российская валюта – рубли.
    Даже если сделка проведена в иной валюте, в регистре все равно нужно отразить сумму в рублевом эквиваленте.
    Когда цена объекта учета имеет стоимость в инвалюте, в регистре нужно отразить ее в двух вариантах – указать рублевую стоимость и стоимость в иностранной валюте.

Изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве с 2021

Согласно Федеральному закону №402 первичную документацию организация вправе составлять и на бумажном носителе, и в электронном формате. Электронный вариант в обязательном порядке подписывается ЭЦП.

ФСБУ 27/2021 устанавливает следующую норму: хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает типы ЭЦП из разрешенных законом «Об электронной подписи» (ФЗ №63). В тех случаях, когда первичный документ должен быть подписан несколькими сторонами, тип ЭЦП выбирается и утверждается в соглашении между ними.

Законодательство предусматривает 3 категории подписей электронного формата:

  1. простая ЭЦП;
  2. усиленная неквалифицированная подпись;
  3. усиленная квалифицированная электронная подпись.

В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

Концессионное соглашение — взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса, при котором первое снимает с себя часть нагрузки, например, по строительству какого-то объекта, а второй получает возможность заработать. Сторонами соглашения являются концедент и концессионер.

Концедент — тот, кто передает права на объекты соглашения. Им может быть государство, субъект РФ, муниципальное образование и некоторые госкомпании.

Концессионер — тот, кому передают права. Им может выступать организация, ИП или несколько компаний, которые заключили договор простого товарищества.

В 2019 году при подготовке к переходу на стандарт «Концессионные соглашения» надо провести инвентаризацию.

При инвентаризации объектов, возникающих при исполнении концессионных соглашений, за отчетный год по состоянию на 1 января 2020 г. следует синхронизировать данные бухучета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений. Для мониторинга утверждены правила проведения.

В соответствии со стандартом «Концессионные соглашения» передача по данному соглашению имущества учреждения, находящегося в оперативном управлении, отражается по 101 счету и по забалансовому счету 24.

Амортизацию будет начислять организация госсектора как балансодержатель.

На забалансовом счете необходимо будет формировать стоимость создаваемого объекта.

Организации на УСН должны внести изменения в учетную политику по бухгалтерскому учету 2021 в связи с применением ФСБУ 5/2019 «Запасы». А вот в части расчета и уплаты налога при УСН изменений, влияющих на учетную политику, не было.

Учетная политика 2021: УСН «доходы»

Некоторые организации на УСН с объектом «доходы» считают, что им в принципе не нужна учетная политика. Но это не всегда так. Действительно, доходным упрощенцам нечего прописать в учетной политике для целей налогообложения. Но учетная политика для бухучета на 2021 г. им может понадобиться.

Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Этот приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  1. Конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета.
  2. Готовый документ необходимо сделать общедоступным. Учетная политика подлежит публикации на официальном сайте учреждения.
  3. Подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства.
  4. Ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Новый порядок составления УП с учетом изменений ФСБУ — в отдельном материале «Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год».

Этот ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий такого характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения этой информации в отчетность организации.

Ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить собственные исключительные правила. Новые ФСБУ эти разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты отражаются в учете только согласно обозначенным нормам и никак иначе.

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2021 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Стандарты по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта отражается в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют ФСБУ.

Новый стандарт устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

Организация может использовать один из двух методов перехода на новый стандарт бухучета (п. 47 ФСБУ 5/2019): перспективный или ретроспективный.

Если выбрать перспективный метод, то положения ФСБУ 5/2019 будут затрагивать только те операции, которые произведены, начиная с 01.01.2021 года. Данные за прошлые периоды пересчитывать не нужно.

Ретроспективный метод означает, что стоимость все «переходящих» остатков запасов нужно пересчитать так, как будто бы положения ФСБУ 5/2019 уже применялись на момент их покупки (создания) в прошлых периодах.

В этом случае на 01.01.2021 нужно сделать корректирующие проводки в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

  1. Списать ценности, которые больше не входят в запасы, например — малоценные ОС или «управленческие» материалы

ДТ 84 — КТ 10

  1. Скорректировать оценку товаров и готовой продукции, чтобы довести ее до справедливой стоимости

ДТ 41 (43) — КТ 84 или ДТ 84 — КТ 41 (43)

  1. Скорректировать размер резерва под снижение стоимости запасов

ДТ 84 — КТ 14 или ДТ 14 — КТ 84

Проводки из пунктов 2 и 3 будут актуальны в основном для средних и крупных компаний. Малые предприятия, как было сказано выше, в большинстве случаев могут не определять справедливую стоимость и не создавать резерв под обесценение запасов.

С января 2021 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные приказами Министерства финансов РФ еще 31.12.2016:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (№ 256н).
  2. Основные средства (№ 257н).
  3. Аренда (№ 258н).
  4. Обесценение активов (№ 259н).
  5. Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).

Программа внедрения нового учета регламентирована приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н.

Рассматриваемый Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.
Стандарт раскрывает такие понятия, как перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, оценочное значение, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетную политику, как и сейчас, учреждения будут составлять самостоятельно, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. При этом учреждения смогут также следовать учетной политике учредителя. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 Стандарта. Указанный пункт имеет сходства с п.6 Инструкции № 157, в связи с чем состав разделов учетной политики пересматривать нет необходимости.

Оценочное значение — это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухучета и отражаемого в бухгалтерской отчетности, когда отсутствует точный способ его определения.

К оценочным значениям относятся:

1. Сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов.

2. Величины оценочных резервов.

3. Величины амортизационных отчислений.

4. Величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

5. Иные значения показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Изменение оценочного значения нельзя признать изменением учетной политики, а также исправлением ошибки. Оно отражается в бухгалтерской отчетности перспективно. Однако изменение метода определения оценочного значения — это уже изменение учетной политики. Его следует раскрывать в отчетности.

Запасы — это активы, которые «оборачиваются» в течение среднего операционного цикла компании, либо используются за период меньше 12 месяцев. Критерий, связанный со временем — новый, в прежних правилах работы с запасами (ПБУ 5/01) его не было.

Как и раньше, к запасам относятся товары, готовая продукция, сырье, материалы, топливо, инструменты.

Кроме того, теперь в запасы включены несколько новых категорий (п. 3 ФСБУ 5/2019):

  1. Незавершенное производство (НЗП), т.е. затраты на изготовление продукции, произведенные до окончания всех технологических процессов или до приемки изделия. Также к НЗП относятся затраты на работы и услуги до их завершения и подписания заказчиками актов.
  1. Объекты недвижимости, которые организация купила, построила (или строит) для перепродажи.
  1. Объекты интеллектуальной собственности, которые организация создала (или создает) для перепродажи. Это могут быть, например, компьютерные программы или произведения искусства.

Чтобы к запасам можно было отнести активы из п. 2 и 3, торговля недвижимостью или интеллектуальной собственностью должна относиться к обычным видам деятельности компании.

Кроме того, из запасов исключена одна «специфическая» категория — малоценные основные средства (ОС). Речь идет об основных средствах, которые стоят меньше определенного лимита, установленного в организации. Так как одна из характеристик основного средства — срок использования свыше 12 месяцев, то их теперь в принципе нельзя отнести к запасам, вне зависимости от стоимости.

В учетной политике учреждению необходимо указать допустимые способы исправления ошибок, чтобы у проверяющих не возникало по ним вопросов.
Корректировать уже утвержденную и сданную отчетность нельзя. Все исправления необходимо вносить в отчет за тот период, в котором была выявлена ошибка. Например, если в III квартале 2021 г. вы обнаружите, что неправильно отразили обороты по счетам в I квартале того же года, то отчетность с исправлениями нужно будет представить за III квартал.

Таблица 1 «Порядок исправления ошибки в бухгалтерской отчетности»

Период обнаружения ошибки Правила исправления ошибки
Выявлена в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания отчетности, но до предельной даты ее представления. 1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на последнюю отчетную дату отчетного периода. 2. Уточнить отчетность.
Выявлена в ходе камеральной проверки отчетности после предельной даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом 1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода.
2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа.
Выявлена в ходе внутреннего и внешнего контроля, аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения. 1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода.
2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа.

Если ошибка, допущенная при отражении операций в учете, обнаружена в текущем году, то ее исправить несложно, необходимо руководствоваться действующими правилами.
Старые ошибки исправить сложнее. Если год закончился и отчетность утверждена, то счета, финансового результата текущего года (401.10 и 401.20), уже сведены на счет 401.30. В течение года счет 401.30 применять для создания корректирующих проводок, относящихся к прошлым отчетным периодам, нельзя.

В зависимости от характера и периода ошибки исправления нужно вносить с использованием специальных новых счетов.

Таблица 2 «Исправление старых ошибок»

Период ошибки Исправляем
Финансовый результат Консолидируемые расчеты Иное
Год, предшествующий отчетному 401.18 401.28 304.84 304.86
Более ранние годы 401.19
401.29
304.94 304.96

В пояснениях к годовой отчетности необходимо раскрыть:

  • информацию в отношении изменения учетной политики;
  • сведения об изменении оценочного значения;
  • информацию об ошибках предшествующих годов.

Принятые бухгалтерские изменения на 2021 год устанавливают единые правила признания затрат по государственным и муниципальным долгам публично-правовых образований и заимствованиям бюджетных и автономных учреждений. Определены общие требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской отчетности.

Затраты по долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений по новому ФСБУ делятся так:

  • процентные расходы по долгосрочным обязательствам;
  • прочие затраты по долговым обязательствам.

Расходы учитывают обособленно по каждой категории. Изначально прочие затраты признаются в составе расходов будущих периодов — по счету 0 401 50 000. Затем их включают в состав капитальных вложений или относят к расходам текущего периода.

Событиями после отчетной даты признаются факты хозяйственной жизни учреждения, которые:

  • оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения;
  • произошли в период между отчетной датой и датой подписания отчетности.

Поступление после отчетной даты первичных учетных документов по уже возникшим в отчетном периоде фактам хозяйственной жизни не является событием после отчетной даты. Факты хозяйственной жизни признают в бухучете в момент их возникновения. Если эти документы поступили до даты подписания отчетности, зарегистрировать их в отчетном периоде — обязанность учреждения.
Стандарт «События после отчетной даты» устанавливает:

  • классификацию фактов хозяйственной жизни — событий после отчетной даты;
  • правила отражения в бухучете указанных фактов хозяйственной жизни;
  • правила раскрытия информации о событиях после отчетной даты при составлении и представлении отчетности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *