Передача земельного участка в собственность религиозной организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Передача земельного участка в собственность религиозной организации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Действующее законодательство предусматривает также следующие виды прав религиозных организаций на земельные участки:

  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  • право собственности;
  • право безвозмездного срочного пользования;
  • право аренды;
  • сервитут.

В настоящее время большинство религиозных организаций Русской православной церкви обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Право постоянного (бессрочного) пользования

До 30 октября 2001 года земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, предоставлялись религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования.

При этом федеральное законодательство (в частности, Земельный кодекс РСФСР, Гражданский кодекс РФ) не содержало специальных норм, предусматривающих предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование религиозных организаций. Однако в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации такие нормы были. Например, ст. 15 Закона г. Москвы от 16 июля 1997 года «Об основах платного землепользования в городе Москве» (в ред. от 29 сентября 1999 года) допускала предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование религиозным организациям (объединениям).

С вступлением в силу Земельного кодекса РФ предоставление религиозным организациям земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования прекратилось (п. 8 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») (далее — Вводный закон).

В соответствии с п. 2 ст. 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, — переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

Согласно п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года N 512-О обязанность юридического лица, в том числе религиозной организации, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды имущественных прав (аренду, собственность) не означает понуждения к заключению соответствующих договоров (аренды, купли-продажи).

По мнению Конституционного Суда, положение п. 2 ст. 3 Вводного закона, «предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию» (п. 2 Определения).

Свою позицию по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками высказал также Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. Согласно п. 1 Постановления от 24 марта 2005 года N 11 переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является правом, а не обязанностью юридического лица, в том числе религиозной организации.

Очевидно, ВАС РФ, разъясняя приведенную формулировку п. 2 ст. 3 Вводного закона, имел в виду право юридических лиц выбрать по «своему желанию» (точнее, по собственному усмотрению) вариант переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Для юридических лиц возможны следующие варианты переоформления данного права: на право собственности либо на право аренды — а для религиозных организаций, кроме того, — на право безвозмездного срочного пользования. Государственные органы не вправе ограничивать принадлежащую юридическому лицу свободу выбора одного из данных вариантов. Однако такой «выбор» должен осуществляться юридическим лицом в соответствии с законом. Например, согласно правилам, установленным ст. 36 ЗК РФ, религиозная организация не вправе требовать от уполномоченного органа бесплатной передачи в собственность земельного участка, на котором расположено здание религиозного назначения, находящееся в безвозмездном пользовании религиозной организации.

В соответствии со ст. 7.34 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 года N 212-ФЗ) нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как уже отмечалось, оформление находящихся в государственной (муниципальной) собственности земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование религиозных организаций прекратилось с 2001 года. Земельные участки стали предоставляться в аренду. Так, на сегодняшний день в Москве около 120 религиозных организаций Русской православной церкви арендуют земельные участки, на которых расположены храмы или иные культовые объекты.

Федеральным законом от 3 октября 2004 года N 123-ФЗ в п. 1 ст. 36 ЗК РФ было внесено дополнение, предоставляющее религиозным организациям возможность получать земельные участки в собственность либо на праве безвозмездного срочного пользования.

Очевидно, что п. 1 ст. 36 ЗК РФ создает необходимые предпосылки для расторжения договоров аренды, заключенных религиозными организациями в отношении находящихся в государственной (муниципальной) собственности земельных участков, на которых расположены принадлежащие религиозным организациям объекты религиозного (благотворительного) назначения.

Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ договор аренды может быть расторгнут по соглашению сторон, а также в одностороннем порядке по инициативе арендатора или арендодателя. Исчерпывающий перечень оснований досрочного расторжения договора аренды по инициативе арендатора (в частности, религиозной организации) установлен ст. 620 ГК РФ, которая не рассматривает в качестве основания расторжения договора аренды наличие у арендатора права заключить договор безвозмездного пользования в отношении арендуемого имущества. Поэтому религиозные организации должны расторгать договоры аренды земельных участков лишь по соглашению с государственным органом (органом местного самоуправления), выступающим в качестве арендодателя.

В качестве обоснования необходимости расторжения договоров аренды по соглашению сторон может быть использована ст. 451 ГК РФ, предусматривающая, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. При этом изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

  1. Религиозная организация арендует земельный участок, на котором расположен принадлежащий ей на праве безвозмездного пользования храм. Срок безвозмездного пользования храмом составляет 50 лет. Религиозная организация обратилась в территориальный орган регулирования землепользования г. Москвы (ТОРЗ) с заявлением о расторжении договора аренды и заключении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком. ТОРЗ предложил религиозной организации заключить договор безвозмездного срочного пользования на 11 месяцев 28 дней с последующей пролонгацией. Следует ли религиозной организации заключать договор на таких условиях?

Оформление в собственность объекта культурного наследия

Предметами регулирования настоящего Федерального закона являются:

1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;

3) порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

1. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2017))

2. Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

3. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в пункте 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

5. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, водные объекты), отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

6. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия; (в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия; (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Передача имущества религиозным организациям

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

2. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

3. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия, территории объекта культурного наследия, зонах охраны объекта культурного наследия, защитной зоне объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 222-ФЗ)

Общественные и религиозные объединения вправе содействовать органам государственной власти и органам местного самоуправления в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Приняв решение приватизировать земельного участка, будьте готовы к сложному длительному процессу. Жители города подают документы в городскую администрацию, жители района в поселковый совет. Решение выносится на протяжении 14 дней с момента принятия пакета.

При положительном решении последующие действия зависят от ситуации – надел передается платно или бесплатно. Платно – договор купли-продажи, бесплатно – по наследству.

Независимо от способа приема ЗУ, следующий шаг – обращение в Росреестр. На момент обращения в регистрационный орган, субъект должен иметь на руках такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Решение государственной администрации.

Дополнительно прикладывается квитанция об оплате налогового сбора, выписка из кадастрового плана, заявление с просьбой зарегистрировать земельный актив. Вместе с землей можно оформить стоящие на ней строения, оформление в собственности земли и дома носит упрощенный характер.

Важно! Если стоящая на участке конструкция является собственностью поселкового совета, рекомендуется не приватизировать ее, а оформить выкуп.

Для создания местной религиозной организации требуется не менее 10 граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

При этом учредителями религиозной организации не могут быть следующие лица:

  • иностранные граждане / лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации
  • лица, включенные в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”
  • лица, которые ранее являлись руководителем или входили в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О противодействии экстремистской деятельности” либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ “О противодействии терроризму”, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, и со дня вступления в законную силу данного решения суда прошло менее 10 лет

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания.

Органы управления определяются уставом религиозной организации, Закон не предъявляет к их составу особых требований, вместе с тем, религиозная организация должна иметь обязательно постоянно действующий руководящий орган. На данном этапе создания религиозного объединения необходимо определиться с составом учредителей, структурой органов управления, в дальнейшем данные сведения необходимо закрепить в уставе и решении о создании религиозной организации. Также необходимо определить наименование религиозной организации. Оно должно содержать сведения о вероисповедании организации. Кроме того, не допускается использование наименования организации, уже зарегистрированной в ЕГРЮЛ, поэтому при выборе наименование проверьте реестр на предмет наличия аналогичных наименований.

Как приобрести и оформить земельный участок

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией, предоставляются на государственную регистрацию объединения. Они указываются в заявлении на регистрацию. После выбора адреса получаем от собственника помещения документы, подтверждающие использование “юридического” адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации религиозного объединения, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.

Также обязательным документом для религиозного объединения является устав. Устав утверждается учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозного объединения должен содержать следующие сведения:

  • наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование
  • цели, задачи и основные формы деятельности
  • порядок создания и прекращения деятельности
  • структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция
  • источники образования денежных средств и иного имущества организации
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав
  • порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности
  • другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации

Устав предоставляется в 3 экземплярах в регистрирующий орган.

Для регистрации централизованного религиозного объединения или религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями данные религиозные организации дополнительно на регистрацию предоставляют следующие документы:

  • нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей)

Для регистрации местной организации, входящей в состав централизованной религиозной организации на регистрацию необходимо предоставить:

  • документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации

Решение о создании местной религиозной организации принимается на учредительном собрании. Исключение составляют местные организации, создаваемые централизованными религиозными организациями, для создания которой принимается решение правомочного органа учредителя (учредителей).

Протокол общего собрания должен содержать:

  • дату и место проведения учредительного собрания
  • список участников учредительного собрания
  • существо принятых решений и результаты голосования по ним (основные вопросы, по которому необходимо обязательно принять решение при создании партии: 1) о создании религиозной организации, 2) о принятии устава религиозной организации, 3) о формировании органов управления религиозной организации)
  • фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря собрания, ответственных за составление протокола

Подготовьте также список лиц, создающих местную религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения.

Передача религиозным организациям

Договор безвозмездного пользования земельным участком, образец которого будет представлен в статье, заключается аналогично ссудному соглашению.

В соответствии с его условиями, один субъект обязуется отдать или отдает другому объект на определенное время.

Последний, в свою очередь, должен вернуть его по истечении оговоренного периода в том виде, в котором он был получен или который установлен соглашением, с учетом его нормального износа.

Соглашение, которое заключают стороны, обладает рядом специфических черт. В качестве первой из них выступает безвозмездность. Это означает, что владелец не получает оплаты за эксплуатацию объекта. Предметом соглашения выступает надел или его часть, информация о котором внесена в госкадастр недвижимости.

Договор безвозмездного пользования земельным участком должен содержать ряд обязательных сведений. В частности в него включается информация, которая со всей определенностью характеризует надел. Еще одной особенностью соглашения выступает срочность. Она означает, что эксплуатация объекта ограничена временными рамками.

По окончании оговоренного периода надел возвращается.

Договор составляется в письменной форме. В соглашении указываются следующие сведения:

  1. Наименование сторон. Если договор подписывают организации, приводятся сокращенное и полное названия, ФИО уполномоченного лица, указываются документы, на основании которых он действует. Если соглашение заключается с гражданином, то ему следует указать данные паспорта, имя, отчество и фамилию, дату рождения.
  2. Описание надела. Здесь необходимо привести площадь, адрес, кадастровый номер, назвать категорию земли и разрешенный вид эксплуатации.
  3. Период действия. Стороны могут договориться о конкретном сроке использования участка. Окончание периода может привязываться к какому-либо событию. К примеру, если предоставляется служебный участок, то безвозмездное пользование возникает в рамках трудовых отношений. Соответственно, при увольнении гражданин обязан возвратить надел.
  4. Юридический статус сторон и ответственность. В этом разделе специалисты рекомендуют указывать максимально конкретные сведения, условия и обстоятельства. Особое внимание необходимо уделить ответственности сторон. Разумеется, все случаи оговорить не удастся, однако следует максимально точно изложить случаи, при которых те или иные действия субъектов будут расцениваться как нарушения. Необходимо также предусмотреть возможность компенсации потерь, возникших вследствие ненадлежащего выполнения условий. Это позволит избежать конфликтных ситуаций.

Право безвозмездного пользования земельным участком распространяется на определенные территории. К ним относят наделы:

  1. Находящиеся в собственности муниципалитета или государства. Передача земельного участка в безвозмездное пользование в таких случаях осуществляется исполнительными структурами госвласти или местного управления юрлицам (казенным учреждениям, центрам культурно-исторического наследия глав РФ, полномочия которых прекращены). Объекты отдаются в эксплуатацию на период не более года.
  2. Находящиеся в собственности организаций либо граждан другим физлицам в форме служебного надела на период трудовых отношений. Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование таким способом осуществляется работникам предприятий некоторых экономических отраслей, в том числе сотрудникам транспортных организаций, лесной промышленности, бюджетных федеральных учреждений, управляющих национальными парками и природными заповедниками, а также структур, осуществляющих деятельность в области охотничьего хозяйства.
  3. Находящиеся в собственности организаций и граждан – другим юридическим и физлицам в соответствии с соглашением.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками религиозными организациями, являющимися собственностью государства либо муниципалитета, осуществляется в полной мере при соблюдении определенных правил.

Наделы для сооружения зданий, используемых для реализации целей юрлица, эксплуатируются в течение периода осуществления строительных работ.

Если во временном распоряжении организаций находятся строения религиозного назначения, безвозмездное срочное пользование земельными участками под ними осуществляется в течение того же времени, что и указанными строениями.

Порядок передачи имущества религиозного назначения религиозным организациям

Безвозмездное пользование земельными участками, являющимися собственностью государства или муниципалитета, жилищно-строительными кооперативами осуществляется в полной мере в случаях:

  1. Возведения многоквартирных домов, которым присвоен экономический класс.
  2. Если ЖСК создан из числа физлиц, имеющих от 3 детей.
  3. Если кооператив сформирован для обеспечения жильем граждан, являющихся работниками вузов, общеобразовательных учреждений, организаций здравоохранения и культуры.

Безвозмездное пользование земельными участками, являющимися государственной либо муниципальной собственностью, осуществляется в полной мере в случаях, установленных в Лесном кодексе.

Аналогичное правило действует в отношении наделов, отданных на время лицам, с которыми подписан контракт на возведение недвижимых объектов.

При этом строительство должно осуществляться полностью на средства бюджета административно-территориальной единицы.

Помимо ст. 123.28 ГК, к ней применяются общие нормы, определяющие права учредителей на имущество (ч. 4 ст.50 ГК). Указанный порядок предусматривает отсутствие имущественных прав последних.

Если с переданными предметами и правами ситуация ясна, то возникает вопрос, касающийся правил регулирования полученных в ходе деятельности доходов.

Общий порядок, предусмотренный ГК, а также ст. 23 закона предоставляет религиозным организациям возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, заявленных при ее создании. Последняя должна предусматриваться уставом.

Помимо этого, такие субъекты могут выступать учредителями коммерческих предприятий, получая прибыль в результате распределения.

Действующие нормы запрещают распределять между учредителями религиозных организаций прибыль, полученную в ходе ее деятельности. Указанные средства должны использоваться для того, чтобы исповедовать и распространять веру.

В качестве способов такого расходования можно указать:

  • производство печатной продукции религиозного толка;
  • строительство религиозных зданий и сооружений;
  • проведение массовых мероприятий для членов религиозной общины;
  • иные способы.

Аналогичный порядок действует в части ответственности. Организация и ее учредители не несут ее по обязательствам друг друга.

Ст. 21 Закона конкретизирует положения ГК и указывает круг объектов гражданский прав, которые могут находиться в собственности этого юрлица.

К нему относится следующее:

  • Недвижимое имущество. Предусматривается возможность пребывания в собственности земельных участков и зданий.
  • В отдельную категорию выделены объекты социального и культурно-просветительского назначения, к которому относятся и исторические памятники.
  • Также в собственности могут быть предприятия.

Источниками образования имущества организации выступают пожертвования религиозной общины, либо собственные доходы.

Ст. 21.1 закона устанавливает правила распоряжения имуществом. Согласно этой норме, организация вправе совершать сделки по отчуждению или приобретению имущества, передаче его в аренду или безвозмездное пользование, а также заключать договоры кредитования и займа только с согласия уполномоченного органа этого юрлица.

Последствием заключения указанных соглашений в обход этого правила является возможность признания их недействительными.

Если речь идет об отчуждении памятников культуры или истории, то существует ограничение. Согласно нему, право на такие объекты может переходить только в пользу государственного или муниципального образования, а также другой религиозной организации, исповедующей ту же веру, что и передающая.

Как бесплатно оформить земельный участок в собственность

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Религиозным организациям, имеющим на праве собственности здания или сооружения религиозного и благотворительного назначения, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно, на безвозмездной основе (п.2 ст.39.5 ЗК РФ).

УДК 347.22 107

ББК 67.404.1

А.А. Дорская

передача имущества религиозного назначения религиозным организациям: проблема юридической квалификации*

Анализируется современное российское законодательство, регулирующее вопросы церковного имущества. Показано, что современные споры вокруг церковной собственности, активно ведущиеся после принятия в конце 2010 г. нового Федерального Закона о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям, связаны со многими проблемами, нерешёнными до 1917 г. Выявляется значение и цель церковного имущества.

Ключевые слова:

имущество религиозного назначения, право собственности, церковная собственность.

30 ноября 2010 г. президентом России был подписан, а 14 декабря 2010 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 327-Ф3 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [19], который определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, которое находится в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.

Данный закон сразу вызвал неоднозначную реакцию общественности. Можно выделить две противоположных точки зрения.

Первая, соответствующая официальной позиции, состоит в том, что религиозные организации в России серьёзно пострадали в советский период и незаконно были лишены своего имущества. Например, И.А. Шершнёва-Цитульская приводит одно из интервью президента В.В. Путина в 2004 г., в котором подчёркивалось, что изъятие церковного имущества в 1918 г. было «не только аморально, но и незаконно» [20, с. 77]. Уполномоченный по правам человека В.П. Лукин в отчёте за 2008 г. указывал: «Эффективная реализация права на свободу совести и вероисповеданий вряд ли возможна без соответствующей материальной базы — культовых зданий, земельных участков для их возведения и в целом церковной собственности… Помня о том, какими варварскими методами коммунистический режим конфисковывал

церковную собственность, как цинично и оскорбительно для верующих её зачастую использовал, указанные положения нельзя не признать глубоко справедливыми» [5, с. 48-49].

Похожие взгляды высказывали и многие представители религиозных объединений. Яркий пример — просьба общины Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге о передаче ей в собственность небольшого участка земли рядом с храмом, где планировалось разместить церковный дом. По словам настоятеля собора отца Владимира Сорокина, эта земля ранее принадлежала Церкви, а затем — городу. «6 лет бьемся — даже ответа не дают», — отмечал В. Сорокин в 2010 г. [21].

Поддерживает официальную точку зрения и определённая часть российских учёных. Например, О.А. Иванюк поддерживает «возвращение Церкви исторически принадлежавшего ей имущества» [6, с. 111].

Второй точки зрения придерживаются противники передачи религиозным организациям имущества, представляющего собой историческое и культурное наследие. Например, уже 19 декабря 2010 г., т.е. через несколько дней после вступления закона в силу, в Москве на Пушкинской площади прошёл митинг против передачи Церкви имущества, в частности Рязанского кремля, Соловецкого музея-заповедника, Калининградских кирх и т.д.

Выступают против данного закона многие представители российской культуры. Так, по словам петербургского реставратора Юрия Боброва, уже есть несколько примеров, когда переданные церкви ре-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (Основной конкурс РГНФ 2012 г. Грант № 12-03 -00179а «Правовое регулирование имущества религиозного назначения в России: история и современность»).

Общество

Terra Humana

10з

ликвии были утрачены навсегда: «мы имеем катастрофический пример псковского Троицкого собора, древнего собора, в котором установили современную систему кондиционирования. Посыпались иконы. С них просто гроздьями стал отваливаться грунт» [21]. Кроме того, в церкви пока нет структур, способных на профессиональном уровне обеспечить всестороннее исследование, реставрацию и хранение памятников.

Однако самая большая угроза, которую отмечают противники закона, состоит в том, что российские государственно-церковные отношения могут повторить дореволюционный опыт, т.е. «жёстко обозначат привилегии Церкви в рамках этого большого процесса становления РПЦ МП как собственника» [4, с. 5]. Понятно, что превращение какой-либо церковной организации в крупного собственника способствует приданию церкви политических функций, сращиванию государственных и церковных структур, от которого страдает и государство, и религиозные организации.

« Сентябрь 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Если гражданину посчастливилось получить земельный участок в безвозмездное пользование, то через 5 лет он имеет право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.

При этом, счастливчику важно соблюсти 2 условия:

  • использовать земельный участок только по целевому назначению,
  • успеть подать заявление о бесплатном предоставлении участка по истечении 5 лет, но до окончания 6-летнего срока безвозмездного пользования.

Проверьте мои выводы в пункте 4 статьи 39.5 ЗК РФ.

Вас наверняка интересует вопрос:

Порядок осуществления миссионерской деятельности религиозными объединениями

Тем не менее, с уверенностью могу сказать, что в солнечном Краснодарском крае принят такой закон от 06.04.2015 N 3155-КЗ.

В этом законе перечислены муниципальные образования Краснодарского края, на территориях которых земельные участки предоставляются гражданам в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Подобный закон принят в Адыгее и в других регионах.

Проверить любой регион на предмет наличия закона о безвозмездном пользовании землей можно в течение 2 минут.

то вам нужно:

  • найти регион, в котором принят закон о безвозмездном пользовании землей,
  • изучить закон и выбрать муниципальное образование, в котором хотите получить земельный участок,
  • через 5 лет после добросовестного, безвозмездного использования земли получить участок в собственность бесплатно.

Выглядит все достаточно просто.

Но это не означает, что все сложится гладко.

С местными чиновниками наверняка придется повозиться.

Чтобы чиновники своей тупостью и алчностью не растоптали мечту о земельном участке, используйте пошаговую инструкцию:

Часто мы слепо верим чиновникам, которые преследуют собственную выгоду.

В итоге, получаем не участок, а разочарование.

Инструкция поможет обойти чиновничье лукавство и получить земельный участок не по блату, а по закону.

Готовые образцы документов защитят от манипулирования со стороны хитроумных слуг народа.

Переходим ко второму случаю.

Данный случай бесплатного предоставления участка очень похож на предшествующий.

Разница состоит в том, что в законе региональная власть определяет не только муниципальные образования, но и трудовые специальности.

Работа по этим специальностям дает право получить земельный участок в безвозмездное пользование.

Проверьте мои выводы в пункте 5 статьи 39.5 ЗК РФ.

Предоставление участка в собственность также осуществляется бесплатно по окончании 5 лет.

В течение 5-летнего срока специалист обязан работать по указанной специальности по основному месту работы.

Специалисты могут получить землю по данному основанию для следующих целей:

  • индивидуального жилищного строительства,
  • ведения личного подсобного хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство не попало в данное основание, потому что КФХ относится к предпринимательской деятельности.

Труд фермера слабо совместим с наемным трудом по основному месту работы.

Не буду подробно описывать данное основание, потому что служителей культа едва ли заинтересует моя статья.

А для нас, простых обывателей, это не очень интересно.

Отмечу только, что религиозная организация может получить бесплатно земельные участки под зданиями религиозного и благотворительного назначения, а также земли для сельхозпроизводства.

См. пункт 2 и 8 статьи 39.5 ЗК РФ.

Регистрация религиозной организации в 2021 году: пошаговая инструкция и сроки

Данное основание касается земельных участков, которые образуются в результате раздела земли, предоставленной некоммерческой организации для ведения садоводства и огородничества.

Получить можно землю, которая относится к общему имуществу (дороги, подъезды, и т.д.).

Есть два варианта получить данную землю:

  • в собственность некоммерческой организации,
  • в общую собственность членов этой организации.

Кого интересует данное основание, смотрите пункт 3 статьи 39.5 ЗК.

Федеральное законодательство закрепляет следующие категории граждан, имеющих преференции по предоставлению земельных участков бесплатно:

  1. Герои России — (Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (с изменениями и дополнениями));
  2. Герои труда России (Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (с изменениями и дополнениями).

Для граждан, имеющих федеральные награды, выделяются участки от 8 соток в городских поселениях, и от 25 соток — в сельских.

На региональном уровне земельные участки предоставляют следующим категориям граждан:

  1. Многодетные семьи с тремя и более детьми на иждивении родителей;
  2. Граждане, состоящие на учёте в муниципальных органах как нуждающиеся в жилье;
  3. Члены семьи погибшего героя РФ;
  4. Молодые семьи, имеющие ребенка или без детей (2 разные программы);
  5. Молодые специалисты;
  6. Дети-сироты;
  7. Инвалиды 1, 2 и 3 групп, а также семьи, имеющие ребенка-инвалида. Льготой является получение земли в СНТ в аренду в порядке особой очереди (не такая долгая, как например у многодетных семей) и без участия в процедуре торгов;
  8. Военнослужащие;
  9. Ветераны ВОВ и других боевых действий. Ветераны, имеющие боевые награды, могут претендовать на участки до 20 соток в городах и до 40 соток в сёлах;
  10. Сотрудники ОВД;
  11. Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АС;
  12. Пенсионеры;
  13. Работники бюджетной сферы;
  14. Семьи, в которых на иждивении инвалид или ветеран, а также семьи, потерявшие кормильца, погибшего при участии в боевых действиях;
  15. Жители сельской местности при условии, что они достигли возраста 35 лет, прошли профессиональное обучение в области медицины, сельского хозяйства, культуры, образования и работают по специальности;
  16. Граждане, проходящие службу в армии по контракту;
  17. Религиозные организации.

Данный список постоянно обновляется и его нельзя назвать исчерпывающим.

Ведение учета граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с «Областным законом» осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений. Учет граждан в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или создания крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется отдельно.

Но есть и плохие новости — для граждан, имеющих трех и более детей, внесли изменения в статью 39.5 Земельного Кодекса.

Теперь регионам дали право оказывать поддержку только тем семьям, которые стоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или соответствует этому статусу (до 11 кв.

метров жилья на человека). То есть будут давать на выбор либо участок, либо иную форму поддержки.

Если в регионе вашей прописки принята региональная программа предоставления земельных участков, то вы имеете право написать в МФЦ заявление на бесплатное выделение земли из публичной собственности. Очередь будет отдельная от льготников, указанных выше.

Действующие федеральные программы:

Действующие региональные программы:

По программе переселения землю можно получить за несколько недель.

А теперь о том, какие существуют способы бесплатно получить землю из государственной или муниципальной собственности.

Если вы относитесь к перечисленной выше льготной категории граждан, либо приняли решение участвовать в национальной программе, то вам будет достаточно:

  1. Написать заявление «О постановке в очередь на получение земельного участка» в ближайшем Много Функциональном Центре «Мои документы» (МФЦ). Бланк заявления предоставит сотрудник МФЦ.
  2. Когда подойдет ваша очередь, вас пригласят в администрацию для розыгрыша участка. Да, вы не ослышались, именно розыгрыша, так как вам будет предложено вытянуть билет с кадастровым номером земельного участка. Вы сможете отказаться от «вытянутого» земельного участка, но тогда придется вставать в очередь снова.

Примерный срок ожидания в льготной очереди 3-5 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *