Ведение бухгалтерского учета РК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ведение бухгалтерского учета РК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

15. К ведению бухгалтерской документации предъявляются требования: документальность, краткость и ясность записей, взаимный контроль записей.

16. Операции отражаются в бухгалтерской документации с подкреплением оригиналами первичных документов.

17. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета.

18. Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

19. По окончании месяца подводятся итоги. Итоговые записи синтетических и аналитических регистров сверяются путем сопоставления оборотных ведомостей и приводятся в соответствие.

20. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составляющие и подписывающие их.

21. Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.

59. Подотчетные суммы выдаются только сотрудникам субъекта.

Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.

Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом 562, подписывается руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.

60. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств не менее одного раза в год.

Субъекты малого предпринимательства с численностью работников не более десяти человек, самостоятельно определяют период проведения инвентаризации.

61. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее субъекту, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.

62. Независимо от принадлежности к различным субъектам предпринимательства инвентаризация проводится:

1) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

2) при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

3) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

4) при реорганизации субъекта перед составлением разделительного бухгалтерского баланса.

63. Количество плановых инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются в учетной политике руководством субъекта.

64. Для проведения инвентаризации активов и обязательств создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководства субъекта.

65. До проведения инвентаризации члены комиссии:

1) знакомятся с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации;

2) пломбируют подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;

3) проверяют исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;

4) получают последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.

66. Материально ответственные лица субъекта представляют расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерскую службу.

67. Инвентаризация имущества производится по местонахождению имущества.

Проверка фактических остатков производится при участии материально ответственного лица субъекта, при этом материально ответственное лицо не является членом комиссии на своем участке.

68. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи, формы которых утверждены Приказом 562.

Инвентаризационные описи — документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом субъекта.

В конце описи материально ответственное лицо субъекта дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее — в их сдаче.

Если период проведения инвентаризации имущества составляет более чем один день, то помещение, где хранится инвентаризируемое имущество, ежедневно опечатывается в присутствии членов комиссии и материально ответственного лица.

В случае если в период проведения инвентаризации комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать их в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки для фактического наличия имущества, форма которых утверждена Приказом 562.

69. На имущество, не принадлежащее субъекту на правах собственности, но находящееся у них, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.

70. По окончании инвентаризации, оформленные инвентаризационные акты и описи, сличительные ведомости, формы которых утверждены Приказом 562, сдаются в бухгалтерскую службу.

71. Выявленные при инвентаризации (расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета) излишки признаются доходом и подлежат оприходованию, недостачи признаются расходом или, в случае установления виновного лица, его задолженностью.

73. Субъекты обеспечивают оперативное (в случаях необходимости пользования теми или иными материалами), временное (долговременное) и постоянное хранение документов.

74. Меры по организации оперативного хранения документов определяются руководством субъекта, и включают в себя установление лица (или лиц — по отдельным направлениям деятельности), ответственного (ых) за формирование и полноту документов, подлежащих специальному учету и хранению.

75. Сохранность первичных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер.

76. Перед сдачей документов в архив их необходимо соответствующим образом подготовить.

Однородные первичные документы формируют в дела.

Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в делопроизводстве субъекта, с указанием сроков их хранения, оформляемый в соответствии с действующим в Республике Казахстан законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах.

Формированием дел называется группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел. При формировании дел соблюдаются следующие условия:

1) документы постоянного и временного сроков хранения группируются в дела раздельно;

2) подлинники отделяют от копий, а годовые планы и отчеты — от квартальных и месячных;

3) в дело включается по одному экземпляру каждого документа.

В дело группируются документы одного периода — месяца, квартала, календарного года, кроме переходящих дел (например, личные дела, не закрывающиеся по окончании календарного года). При наличии в деле документов за период, более чем один месяц документы помесячно разделяются листами бумаги с указанием месяца.

Приложения к документам независимо от даты их утверждения или составления присоединяются к документам, которым они относятся.

77. Постоянное, временное хранение документов субъекта обеспечивается самостоятельно при наличии собственного специально оборудованного помещения или путем передачи документов на хранение в соответствующие архивные учреждения за счет средств субъекта.

78. Законченные делопроизводством дела после окончания календарного года, в котором они были заведены, для подготовки их к передаче для постоянного хранения, подлежат оформлению и описанию в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах.

79. Сведения о приеме-передаче дел и документов реорганизуемых субъектов отражаются в материалах о завершении реорганизации субъекта.

80. В случае кражи, порчи, уничтожения или гибели (пожар, затопление, стихийное бедствие) документов, руководством субъекта назначается комиссия по расследованию причин их пропажи или гибели и выявлению виновных лиц. По результатам работы комиссии оформляется акт, который утверждается руководством субъекта. В акте подробно описывается: место и причины происшедшего, характер внешних повреждений, приводится перечень утраченных (поврежденных) документов, указываются лица, ответственные за сохранность первичных документов. От этих лиц комиссия получает письменное пояснение случившегося. Копия акта направляется вышестоящей организации или учредителям. В случае утраты документов, руководство субъекта обеспечивает их восстановление.

81. При установлении документально подтвержденных фактов уголовных и (или) административных правонарушений, а также порчи имущества в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в результате которых произошла утрата (уничтожение) оригинала первичного документа, изготовляется копия первичного документа, заверенная контрагентом, у которого сохранился подлинник.

Для заверения соответствия документа подлиннику на копии документа ниже реквизита «Подпись» проставляется заверительная надпись «Копия верна» (без кавычек), наименование должности лица, заверившего копию, личная подпись и ее расшифровка, оттиск печати организации (при ее наличии), дата заверения.

Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях

Сноска. Заголовок главы 3 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

32. Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность деятельности.

Принцип начисления обеспечивается признанием результатов операций по факту их совершения независимо от времени оплаты.

Принцип непрерывности деятельности означает, что государственное учреждение имеет намерение работать в обозримом будущем, не будет необходимости ликвидации или существенного сокращения масштабов деятельности.

Сноска. Пункт 32 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 12.10.2013 № 481 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования).

33. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

34. Операции и события регистрируются в учетной документации и признаются в финансовых отчетах тех периодов, к которым они относятся.

Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра финансов РК от 24.07.2012 № 348 (вводится в действие с 01.01.2013).

35. Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал.

Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о результатах финансовой деятельности, являются доходы и расходы.

36. К активам относятся ресурсы, контролируемые государственным учреждением в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод или сервисного потенциала.

Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, могут поступать различными путями. Актив может быть использован отдельно или в сочетании с другими активами при производстве товаров и оказании услуг, обменен на другие активы, использован для погашения обязательства. Активы, которые используются для производства товаров и оказания услуг, но непосредственно не обеспечивают чистых поступлений денежных средств, обозначают как сервисный потенциал.

Актив классифицируется как оборотный (краткосрочный), в случае если он соответствует любым из следующих критериев:

предполагается его реализация или продажа или он предназначен для потребления в ходе нормального операционного цикла;

он предназначен, в основном, для целей торговли;

предполагается его реализация в течение 12 месяцев после отчетной даты; или это денежные средства или денежные эквиваленты, если только его обмен или использование для расчета по обязательству не запрещено, по крайней мере, на 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие активы классифицируются как долгосрочные (внеоборотные).

37. Существующая обязанность государственного учреждения, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды или сервисный потенциал является обязательством.

Урегулирование существующего обязательства обычно связано с оттоком из государственного учреждения ресурсов, содержащих экономическую выгоду, ради удовлетворения требований другой стороны. Урегулирование существующего обязательства может осуществляться выплатой денежных средств, передачей других активов, предоставлением услуг либо заменой одного обязательства другим.

Обязательство также может быть погашено другими средствами, такими как отказ или утрата кредитором своих прав.

Обязательство классифицируется как краткосрочное, когда оно удовлетворяет любым из следующих критериев:

его погашение предполагается произвести в пределах обычного операционного цикла;

оно предназначено в основном для целей торговли;

оно должно быть погашено в пределах 12 месяцев после отчетной даты;

субъект не обладает безусловным правом отсрочить погашение обязательства, по крайней мере, на 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие обязательства классифицируются как долгосрочные.

38. Чистыми активами/капиталом является доля в активах, остающаяся после вычета всех обязательств.

Чистые активы/капитал отражают величину остатка в отчете о финансовом положении (активы минус обязательства) и могут быть положительными или отрицательными.

Сноска. Заголовок главы 4 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

43. Государственным учреждением расходные операции осуществляются за счет бюджетных средств по спецификам экономической классификации расходов в пределах индивидуального плана финансирования по платежам на текущий финансовый год.

Использование бюджетных средств осуществляется строго по целевому назначению. Не использованные до конца 31 декабря текущего финансового года включительно остатки плановых назначений аннулируются.

Сноска. Пункт 43 с изменениями, внесенными приказом Министра финансов РК от 24.07.2012 № 348 (вводится в действие с 01.01.2013).

44. Информация о потоках денежных средств за отчетный период представляется в отчете о движении денежных средств государственного учреждения с разбивкой на потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Сноска. Пункт 44 в редакции приказа Министра финансов РК от 24.07.2012 № 348 (вводится в действие с 01.01.2013).

45. Для учета операций с денежными средствами и их эквивалентами используются счета подраздела «Денежные средства и их эквиваленты»:

1010 «Денежные средства в кассе»;

1020 «Текущий счет государственного учреждения»;

1030 «Расчетный счет»;

1040 «КСН для учета поступлений и расчетов»;

1050 «Счет в иностранной валюте»;

1060 «Специальный счет»;

1070 «Прочие денежные средства»;

1080 «Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета»;

1090 «Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из местного бюджета».

46. Получение государственным учреждением наличных денег через банки второго уровня или организации, имеющие лицензию Национального Банка Республики Казахстан на соответствующие виды банковских операций (далее — банк), производится в порядке, определенном Правилами исполнения бюджета.

Сноска. Пункт 46 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.03.2017 № 195 (вводится в действие со дня государственной регистрации).

47. При получении наличных денег по чеку территориального подразделения казначейства производится запись: дебет счета 1010 «Денежные средства в кассе», кредит счета 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность».

48. Выдача наличных денежных средств в подотчет отражается записью: дебет субсчета 1261 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников по подотчетным суммам», 1263 «Краткосрочная дебиторская задолженность прочих подотчетных лиц» и кредит счета 1010 «Денежные средства в кассе».

Сноска. Пункт 48 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

49. Выявленные суммы недостач денежных средств в кассе государственного учреждения, отнесенные за счет виновных лиц, отражаются по дебету счета 1262 «Краткосрочная дебиторская задолженность по другим видам расчетов с работниками» и кредиту счета 1010 «Денежные средства в кассе».

Поступление сумм в кассу государственного учреждения в погашение недостач отражается по дебету счета 1010 «Денежные средства в кассе», и кредиту счетов 1262 «Краткосрочная дебиторская задолженность по другим видам расчетов с работниками», 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность».

Сноска. Пункт 49 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 12.10.2013 № 481 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования).

50. Выявленные суммы излишков денежных средств в кассе государственного учреждения являются доходом бюджета и отражаются по дебету счета 1010 «Денежные средства в кассе» и кредиту счета 6360 «Прочие доходы», одновременно дебетуется счет 7120 «Расходы по расчетам с бюджетом», кредитуется субсчет 3133 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям». Перечисление денежных средств в бюджет отражается по дебету субсчета 3133 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям» и кредиту счета 1010 «Денежные средства в кассе».

Сноска. Заголовок главы 5 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

84. Для учета операций по финансовым инвестициям предназначены следующие счета:

1110 «Краткосрочные займы предоставленные»;

1120 «Краткосрочные финансовые инвестиции»;

1130 «Резерв на обесценение краткосрочных финансовых инвестиций»;

2110 «Долгосрочные займы предоставленные»;

2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции»;

2130 «Резерв на обесценение долгосрочных финансовых инвестиций».

85. Для учета операций с финансовыми обязательствами предназначены следующие счета:

3010 «Краткосрочные внешние займы полученные»;

3020 «Краткосрочные внутренние займы полученные»;

3030 «Прочие краткосрочные финансовые обязательства»;

3040 «Краткосрочные обязательства по проектам государственно-частного партнерства»;

4010 «Долгосрочные внешние займы полученные»;

4020 «Долгосрочные внутренние займы полученные»;

4030 «Прочие долгосрочные финансовые обязательства»;

4040 «Долгосрочные обязательства по проектам государственно-частного партнерства».

Сноска. Пункт 85 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 26.02.2021 № 158 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

86. Государственное учреждение осуществляет последующий учет финансовых инвестиций с использованием следующих методов:

финансовые инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора:

по себестоимости;

долевого участия;

прочие финансовые инвестиции:

по себестоимости;

по справедливой стоимости;

по амортизированной стоимости.

Сноска. Пункт 86 в редакции приказа Министра финансов РК от 24.07.2012 № 348 (вводится в действие с 01.01.2013).

87. При первоначальном признании финансовые инвестиции и финансовые обязательства оцениваются по справедливой стоимости, плюс, в случае финансового актива или финансового обязательства, не учитываемых по справедливой стоимости через финансовый результат, затраты по сделке, которые напрямую связаны с приобретением или выпуском такого финансового актива или финансового обязательства.

Сноска. Пункт 87 в редакции приказа Министра финансов РК от 24.07.2012 № 348 (вводится в действие с 01.01.2013).

88. При перечислении денежных средств, выделенных администратору бюджетных программ на основании решения Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора, администратор бюджетных программ производит запись по дебету счета 2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и кредиту субсчетов 1082 «Плановые назначения на принятие обязательств по капитальным вложениям», 1092 «Плановые назначения на принятие обязательств по капитальным вложениям».

Сноска. Пункт 88 в редакции приказа Министра финансов РК от 28.12.2015 № 695.

88-1. Отражение в бухгалтерском учете передачи основного средства администратором бюджетных программ на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора производится на основании решений Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов, уполномоченного органа по распоряжению государственным имуществом.

Сноска. Заголовок главы 6 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

114. Дебиторская задолженность государственного учреждения определяется как сумма, причитающаяся ему от других лиц, включая другие государственные учреждения, юридические и физические лица, образовавшаяся вследствие хозяйственных операций.

115. Для учета дебиторской задолженности предназначены счета:

1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность по бюджетным выплатам»;

1220 «Краткосрочная дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом»;

1230 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»;

1240 «Краткосрочная дебиторская задолженность по ведомственным расчетам»;

1250 «Краткосрочные вознаграждения к получению»;

1260 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников и прочих подотчетных лиц»;

1270 «Краткосрочная дебиторская задолженность по аренде»;

1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность»;

1290 «Резерв по сомнительной дебиторской задолженности»;

1291 «Краткосрочная дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом по налоговым и неналоговым поступлениям»;

2210 «Долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»;

2220 «Долгосрочная дебиторская задолженность по аренде»;

2230 «Прочая долгосрочная дебиторская задолженность».

Сноска. Пункт 115 в редакции приказа Министра финансов РК от 03.05.2017 № 289 (вводится в действие с 01.01.2018); с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

116. Кредиторская задолженность государственного учреждения определяется как сумма, которую государственное учреждение должно заплатить другим лицам, включая другие государственные учреждения, юридические и физические лица, которая образовалась вследствие хозяйственных операций.

117. Для учета операций с кредиторской задолженностью предназначены счета:

3110 «Краткосрочная кредиторская задолженность по бюджетным выплатам»;

3120 «Краткосрочная кредиторская задолженность по платежам в бюджет»;

3130 «Краткосрочная кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом»;

3140 «Краткосрочная кредиторская задолженность по другим обязательным и добровольным платежам»;

3210 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»;

3220 «Краткосрочная кредиторская задолженность по ведомственным расчетам»;

3230 «Краткосрочная кредиторская задолженность стипендиатам»;

3240 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед работниками и подотчетными лицами»;

3250 «Краткосрочные вознаграждения к выплате»;

3260 «Краткосрочная кредиторская задолженность по аренде»;

3270 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность»;

3280 «Краткосрочная кредиторская задолженность по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджет»;

4110 «Долгосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»;

4120 «Долгосрочная кредиторская задолженность по аренде»;

4130 «Долгосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом».

Сноска. Пункт 117 в редакции приказа Министра финансов РК от 03.05.2017 № 289 (вводится в действие с 01.01.2018); с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

118. Дебиторская и кредиторская задолженности государственного учреждения признаются как актив или обязательство при соблюдении критериев признания активов и обязательств.

119. На субсчетах счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность по бюджетным выплатам» отражаются расчеты по выплатам трансфертов и субсидий юридическим лицам, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам и трансфертов физическим лицам, а также расчеты по выплате пенсий и пособий.

Сноска. Заголовок главы 7 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

169. Дебиторская и кредиторская задолженности государственного учреждения по расчетам с работниками признаются как актив или обязательство при соблюдении критериев признания активов и обязательств.

170. Для учета операций по расчетам с работниками предназначены счета:

1260 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников и прочих подотчетных лиц»;

3240 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед работниками и прочими подотчетными лицами».

Сноска. Пункт 170 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

171. На субсчете 1261 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников по подотчетным суммам» учитываются расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам на командировочные расходы, расчетов с применением корпоративной платежной карточки, оплату расходов, которые не производятся путем безналичных расчетов.

Сноска. Пункт 171 в редакции приказа Министра финансов РК от 28.12.2015 № 695.

172. Авансы в подотчет выдаются по распоряжению руководителя только лицам, работающим в данном государственном учреждении. При выдаче сумм в подотчет, работниками бухгалтерской службы делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам.

Деньги, выданные в подотчет, могут расходоваться только на те цели, которые предусмотрены при их выдаче. Об израсходовании авансовых сумм подотчетные лица представляют отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

По возвращении из командировки в течение пяти рабочих дней работник должен представить авансовый отчет. Неиспользованный остаток аванса должен быть возвращен подотчетным лицом не позднее трех рабочих дней после сдачи авансового отчета. Выдача новых авансов подотчетному лицу может быть произведена при условии погашения ранее выданного аванса.

Об использовании денежных средств с текущего счета по корпоративной платежкой карточке подотчетные лица представляют авансовый отчет с приложением документов, являющихся подтверждением произведенных платежей с применением корпоративной платежной карточки.

В бухгалтерской службе авансовые отчеты проверяются арифметически, а также проверяется правильность оформления документов и расходования средств по назначению. Проверенные авансовые отчеты утверждаются руководителем государственного учреждения или уполномоченным им лицом.

Сноска. Пункт 172 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 28.12.2015 № 695.

173. На суммы, выданные подотчетным лицам, дебетуется субсчет 1261 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников по подотчетным суммам», 1263 «Краткосрочная дебиторская задолженность прочих подотчетных лиц» и кредитуются соответствующие субсчета счетов подраздела «Денежные средства и их эквиваленты» Плана счетов.

На израсходованные и возвращенные остатки подотчетных сумм командировочных расходов и сумм аванса производятся записи в кредит субсчета 1261 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников по подотчетным суммам», 1263 «Краткосрочная дебиторская задолженность прочих подотчетных лиц» и дебет счета 1010 «Денежные средства в кассе», 7070 «Расходы на командировки», 7140 «Прочие операционные расходы», соответствующие субсчета счета 1310 «Материалы».

Возврат подотчетным лицом остатка неиспользованных командировочных сумм и аванса осуществляется наличными деньгами в тенге, остаток не возвращенной подотчетным лицом суммы в тиынах учитывается при последующих выдачах сумм в подотчет.

Сноска. Пункт 173 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

174. В случаях непредставления подотчетными лицами в установленный срок отчетов о командировке и авансовых отчетов о фактических расходах денежных средств или невозврата в кассу неиспользованного остатка, государственное учреждение производит удержание этой задолженности из заработной платы.

Сноска. Заголовок главы 8 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

196. Запасы включают строительные материалы, материалы для учебных, научных исследований и других целей, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, топливо и горючее, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, спецодежда и другие предметы индивидуального пользования, запасные части, незавершенное производство, готовую продукцию, товары, запасы в пути.

Учет запасов ведется в количественном и суммовом выражении по наименованиям материалов и ответственным лицам.

197. Государственное учреждение применяет положения настоящего раздела при учете запасов, за исключением:

незавершенных работ, возникающих в процессе выполнения договоров на строительство, в том числе непосредственно связанных с ними договоров на предоставление услуг;

финансовых инструментов;

биологических активов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью и сельскохозяйственной продукцией на стадии сбора урожая;

незавершенных работ по услугам, предоставляемым без возмещения или по номинальному возмещению непосредственно от получателей.

198. Основными задачами учета запасов являются обеспечение сохранности и контроля за движением и правильным использованием всех материальных ценностей; соблюдение установленных норм запасов и расходов, своевременное выявление неиспользуемых материалов, подлежащих реализации; получение точных сведений об остатках, находящихся на складах государственных учреждений.

Бухгалтерская служба систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также сверяет свои записи по учету материалов с записями, ведущимися на складе (кладовой).

199. Для учета запасов государственного учреждения предназначены счета:

1310 «Материалы»;

1320 «Незавершенное производство»;

1330 «Готовая продукция»;

1340 «Товары»;

1350 «Запасы в пути»;

1360 «Резерв на обесценение запасов».

200. Стоимость запасов признается в учете тогда, когда выполняются критерии признания активов: наличие вероятности получения экономической выгоды или сервисного потенциала по данному активу в будущем, возможность надежной оценки.

Запасы отражаются в учете государственного учреждения лишь при переходе данному учреждению выгод от владения активами и рисков, связанных с этими запасами. Определение момента перехода выгод и рисков, связанных с запасами, является одним из основополагающих моментов при учете запасов. Этот момент определяется договором поставки, оговаривающим ее условия.

201. Запасы, кроме привеса и приплода молодняка, не относящегося к биологическим активам сельскохозяйственного назначения, отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности по их фактической себестоимости, которая определяется исходя из затрат их приобретение, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, посредническим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку. Торговые скидки, возвраты платежей вычитаются при определении затрат на приобретение. Прочие затраты включаются в себестоимость запасов только в той степени, в которой они связаны с доведением запасов до их настоящего местоположения и состояния.

Оприходование привеса и приплода молодняка, не относящегося к биологическим активам сельскохозяйственного назначения, осуществляется по запланированной себестоимости.

Сноска. Пункт 201 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 12.10.2013 № 481 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования).

202. Государственное учреждение признает себестоимостью запасов, полученных:

от другого государственного учреждения, — балансовую стоимость передаваемых запасов;

от третьих сторон на безвозмездной основе, — справедливую стоимость запасов.

На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.

Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:

  • бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
  • документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
  • оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
  • инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
  • двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
  • бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
  • бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
  • калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.

На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:

  • простым бухгалтером, не обязательно главным;
  • генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
  • специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.

Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:

  • определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
  • регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
  • минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
  • реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).

Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.

Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.

Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:

  • договоренности предпринимателя они же обязательства;
  • имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
  • транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.

Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.

В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:

  1. Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
  2. Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
  3. Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
  4. Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
  5. Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
  6. Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
  7. Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
  8. Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
  9. Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.
  • Обучение
  • Консалтинг
  • Расписание
  • О компании
  • Карта сайта
  • Оплата

Организация бухгалтерского учета

  • ДипИФР
  • МСФООС для ГУ
  • Курсы CAP и CIPA
  • Проф. Бухгалтер РК
  • Финансовый менеджер
  • Дистанционно
  • Аудит
  • Налоги
  • Отчёты
  • Финансы
  • Клиенты
  • Стратегия

Бухгалтерский учет – пошаговая система учета, регистрации, сбора информации об обязательствах и движения денежных средств и документации юридического лица.

По законодательству Республики Казахстан, бухгалтерский учет может вестись: руководителем, бухгалтером, либо приходящим бухгалтером или аутсорсинговой компанией.

Сегодня любой предприниматель может вести бухгалтерию ИП или ТОО на упрощенной системе налогообложения самостоятельно. Достаточно зарегистрироваться в онлайн сервисе Mybuh.kz, если у вас есть зарегистрированное предприятие то переходите по ссылке здесь, тестовый режим 14 дней, абсолютно бесплатно, далее от 5500 тенге в месяц в зависимости от того какие налоговые формы вы сдаете.

Что делает ТОО/ИП на упрощенном режиме ежемесячно:

  • Рассчитывает налоги по заработной плате и уплачивает их до 25 числа следующего месяца – автоматический расчет налогов по ЗП тут
  • Выписывает или приходует первичные документы (счета, акты, накладные, счета-фактуры) – как все просто и удобно можете увидеть здесь
  • Разносит банковскую выписку – с Альфа-Банком все намного проще здесь
  • Формирует налоговую отчетность и отправляет в налоговую – 910 форма рассчитывается автоматически, инструкция здесь
  • Ведет складской учет

Как вести бухгалтерский учет, начинающему специалисту или владельцу небольшого бизнеса, мы подробно рассказываем на странице Бухгалтерия для чайников

Бухгалтерский счет — это система хранения информации о хозяйственной операции.

Бухгалтерский счет представляет собой двухстороннюю таблицу.

Левая сторона счета называется дебетом, правая сторона кредитом.

Деление счета на две части сделано для того, чтобы на одной стороне записывалось увеличение, а на другой стороне – уменьшение. Те суммы, которые записываются на счетах в течение текущего месяца, называются оборотами. Суммы, которые записываются в дебетовой части называются дебетовыми оборотами, а в кредитовой — кредитовыми оборотами.

Бухгалтерские счета имеют номер, состоящих из 4-х цифр. Все бухгалтерские счета сгруппированы в план счетов. Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень бухгалтерских счетов, определяющий построение всей системы бухгалтерского учета и является обязательным для хозяйствующих субъектов.

План счетов состоит из 8 разделов

  1. Краткосрочные активы
  2. Долгосрочные активы
  3. Краткосрочные обязательства
  4. Долгосрочные обязательства
  5. Капитал и резервы
  6. Доходы
  7. Расходы
  8. Счета производственного учета

Учетная и налоговая учетная политика для предприятий на ПХВ, ТОО

  • Самостоятельность и автономность – каждое предприятие является отдельным самостоятельным юридическим лицом, где в бухгалтерской отчетности признается и фиксируется имущество предприятия.
  • Объективность – вся документация и хозяйственные операции должны фиксироваться в бухгалтерском учете, и подтверждаются выписанными или отгруженными документами.
  • Осмотрительность – осторожность и проверка приходящей и исходящей документации, предотвращающие сознательное завышение или занижение доходов предприятия.
  • Принцип начисления — движения товаров, финансов и услуг отражаются по мере выписывания или прихода документации.
  • Периодичность – своевременное составление бухгалтерского баланса за отчетный период, квартальный или годовой отчет
  • Конфиденциальность – сохранение и ограничение коммерческой информации

Бухгалтерский учет для начинающих имеет немало особенностей. Изначально важно уяснить, что даже малейшие неточности в бухгалтерском учете приводят к значительным неприятностям, в том числе к материальным потерям. Проблемы могут возникнуть как у бухгалтера, так и у руководящего состава компании.

Если вам еще не известны все тонкости бухгалтерии, однако вы не желаете иметь проблем с законом, то потребуется хороший самоучитель. Также обязательно нужно пройти специализированный курс по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский курс поможет овладеть знаниями и умениями, которые требуются для выбранной профессии. Еще в деле изучения бухгалтерии отличным помощником может стать тематическая литература. С ее помощью удастся научиться грамотно структурировать и организовывать бухгалтерскую деятельность. Окажутся полезными такие книги, как Гартвич «Бухгалтерский учет с нуля. Самоучитель», Гартвич «Бухгалтерский учет за 10 дней», Крутякова «НДС. Практика исчисления и уплаты», Морозова «Об упрощенке за рюмкой чая» и др.

Одним из лучших помощников в деле изучения бухгалтерии станет сервис онлайн-бухгалтерии. С его помощью удастся ознакомиться с основами. Система понятна на интуитивном уровне. Ее изучение не займет много времени. Данный сервис окажется удобен и полезен как для молодого или малоопытного бухгалтера, так и для предпринимателя. Каждый желающий сможет в короткие сроки научиться вести бухгалтерию.

(0)

Отсюда, прежде всего, ТОО нужно определиться, какие Стандарты бухгалтерского учета оно будут применять при формировании Учетной политики.

ТОО, чтобы выбрать, какой стандарт применить в учете, должны сравнить основные учетные аспекты МСФО и НСФО.

Между МСФО и НСФО существует множество различий.

НСФО – один национальный продукт, а МСФО – 45 документов, разработанных международным советом МСФО.

Next Prev

  1. Почему налоговики могут вами заинтересоваться?


    Основные причины вероятности быть включенным в план документальных налоговых проверок проводимых органами налоговой службы:

    1. Изменения и дополнения внесены в Типовой план счетов бухгалтерского учета для отдельных субъектов финансового рынка Республики Казахстан (далее — План счетов), утвержденный постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22 сентября 2008 года № 79.
    Напомним, что План счетов предназначен для группировки и текущего отражения элементов финансовой отчетности в стоимостном выражении единым накопительным пенсионным фондом, добровольными накопительными пенсионными фондами, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций (за исключением юридического лица, ранее являвшегося дочерним банком), профессиональными участниками рынка ценных бумаг Республики Казахстан и микрофинансовыми организациями на счетах бухгалтерского учета для составления финансовой отчетности.

    В частности, детализация подгрупп, используемая в Плане счетов, дополнена еще одной подгруппой: «3-1) 40-59 «Операции, связанные с деятельностью страховых брокеров», на которых отражаются операции, связанные с деятельность страховых брокеров».

    Исключены номера и названия следующих счетов:
    Глава 2 «Счета»

    Параграф 1 «Краткосрочные активы»

    • 1050 — Денежные средства на сберегательных счетах
    • 1150 07 — Аффинированные драгоценные металлы
    • 1150 08 — Аффинированные драгоценные металлы в пути

    Параграф 2 «Долгосрочные активы»

    • 2040 04 — Аффинированные драгоценные металлы

    Параграф 6 «Доходы» исключены счета 6150 02; 6250 01; 6280 03 — 6280 04; 6290 01 — 6290 05; 6290 07 — 6290 08 (касаются учета нереализованных доходов).
    В параграфе 7 «Расходы» исключены счета 7430 01; 7470 04 — 7470 05; 7480 01 — 7480 05; 7480 07- 7480 08.
    В параграфе 10 « Активы клиентов, находящиеся в доверительном или инвестиционном управлении» исключены счета 1830 06 — 1830 07; 1830 10.
    Вместе с тем, План счетов дополнен новыми счетами/ или их описание изложено в новой редакции.

    2. Изменена Инструкция по ведению бухгалтерского учета управляющими инвестиционным портфелем, организациями, осуществляющими брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, и страховыми организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по отрасли «страхование жизни» и осуществляющие заключение договоров страхования, предусматривающих условия участия страхователя в инвестициях страховщика (далее — Инструкция), утвержденная постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 4.

    В Инструкции в новой редакции изложены следующие пункты:

    О бухгалтерском учете

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Цели и предмет настоящего Закона

    1. Целями настоящего Закона является определение правовых основ регулирования и организации бухгалтерского учета и установления единых требований к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    2. Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

    1. Действие настоящего Закона распространяется на следующих лиц (далее – экономические субъекты):

    1) коммерческие и некоммерческие организации;

    2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами;

    3) Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики;

    4) физических лиц – предпринимателей;

    5) адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность;

    6) находящиеся на территории Донецкой Народной Республики филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики.

    2. Настоящий Закон применяется с учетом положений бюджетного законодательства Донецкой Народной Республики при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Донецкой Народной Республики и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.

    3. Настоящий Закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.

    4. Настоящий Закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Донецкой Народной Республики и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Закона.

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:

    1) бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом;

    2) международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

    3) организации бюджетной сферы – государственные учреждения, муниципальные учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Донецкой Народной Республики;

    4) отчетный период – период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;

    5) план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;

    Программный продукт «1С:Предприятие 8. Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» включает технологическую платформу «1С:Предприятие 8» и конфигурацию (прикладное решение) «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана».

    «1С:Предприятие 8» является универсальной системой для автоматизации ведения учета. Она может поддерживать различные системы учета, различные методологии учета, использоваться на предприятиях и в организациях различных типов деятельности.

    В конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» реализована стандартная методология учета для государственных учреждений в соответствии с текущим законодательством Республики Казахстан. Конфигурация соответствует стандартам бухгалтерского учета Республики Казахстан. В конфигурации «Бухгалтерия для государственных учреждений Казахстана» предполагается мемориально-ордерная система учета и бюджетный план счетов. Учет всех бухгалтерских операций ведется в разрезе бюджетных программ, специфик и статей затрат (видов расходов).

    В конфигурации существует возможность ведения бухгалтерского учета по нескольким учреждениям для дальнейшего получения консолидированной отчетности.

    Бухгалтерский учет в государственных учреждениях ведется по нескольким статьям, включающим в себя источники финансирования, коды платных услуг, функциональную и экономическую классификацию расходов. Для организации подробного аналитического учета по статьям бюджетной классификации в конфигурацию был добавлен справочник «Классификация расходов», предназначенный для организации комплексной аналитики в бюджетном плане счетов.

    Конфигурация «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» позволяет не только вести учет плана финансирования, а также изменений в плане финансирования, но и формировать отчет «План финансирования» с помесячной разбивкой.

    Регистрация договоров, заключенных с поставщиками, вести учет исполнения обязательств, вводить заявки на основании заключенных договоров и формировать реестр заключенных договоров в соответствии с введенными данными.

    В соответствии с планом финансирования в течение финансового года государственному учреждению выделяются денежные средства. Учет полученного финансирования ведется с помощью специального документа, что позволяет сформировать следующие отчеты:

    • финансовое разрешение;
    • форма 4-20;
    • отчет об исполнении плана финансирования.

    Формирование платежных документов (заявок и счетов к оплате) является важной частью функционирования государственного учреждения. Конфигурация позволяет вводить заявки на основании заключенных договоров, а счета к оплате – на основании зарегистрированных заявок.

    Настройка печатных форм платежных документов осуществляется с помощью специального регистра сведений. Использование такой настройки позволяет государственному учреждению не зависеть от требований регионального казначейства и самостоятельно осуществлять настройку платежных документов.

    Реестры, а также журналы регистрации заявок и счетов к оплате формируются автоматически. При этом реестр счетов к оплате, формируемый в разрезе заявок, позволяет отслеживать суммы невыполненных обязательств.

    Учет обязательств также организован на основании данных заявок и счетов к оплате. При проведении этих документов формируются необходимые проводки по забалансовому счету 12 «Обязательства». Это позволяет избавить пользователя от дублирования ввода информации. На основании информации о полученном финансировании, зарегистрированных обязательствах и кассовых расходов формируется отчет «Форма 4-20».

    В конфигурацию включена подсистема кадрового учета, включающая в себя приказы о приеме, об отпуске, об увольнении, а также о различных кадровых перемещениях. Подсистема кадрового учета позволяет формировать не только печатные формы кадровых приказов, но и различные отчеты, например, личная карточка работника или список работников.

    Немаловажной особенностью кадрового учета является возможность учета стажа работников, начиная с расчета начального стажа работника при приеме на работу и заканчивая ежемесячным контролем изменения стажа (для правильного расчета базовых коэффициентов и, соответственно, окладов работников).

    Бухгалтерский учет для начинающих: важные аспекты, которые должен знать каждый

    Рациональная организация бухучета основывается на применении, в первую очередь, общепринятых предпосылок, а именно:

    • изучение структуры учреждения, организации его деятельности;
    • организация учетного аппарата и труда учетных работников;
    • организация учетного процесса (определение объема учетных работ);
    • организация совершенного владения главным бухгалтером и работниками бухгалтерской службы действующей законодательной базой по вопросам ведения бухгалтерского учета.

    Весь учетный процесс бюджетного учреждения с теоретической точки зрения состоит из трех этапов его осуществления, а именно: первичный учет, текущий учет и итоговый учет.

    Первым в процессе бухгалтерского учета является этап первичного учета, который характеризуется следующей совокупностью операций:

    • выявление информационных данных по объектам учета;
    • измерение на базе системы показателей, применяемых в бухгалтерском учете (денежные, натуральные, трудовые);
    • фиксирование информации в соответствующих носителях учетных данных – документах.

    Второй этап – текущий учет – состоит из следующих операций:

    • регистрация информации, полученной в результате первичного учета, в системе счетов бухгалтерского учета;
    • регистрация информации в носителях информации данного этапа учета – учетных регистрах;
    • группировка и перегруппировка показателей информационных данных.

    И, наконец, третий этап учетного процесса, который имеет название итогового, включает следующие операции:

    • обобщение информационных данных текущего учета в виде соответствующих форм отчетности;
    • передача результативных данных внешним и внутренним пользователям;
    • хранение информационных данных первичного, текущего и итогового учета, формализованных в виде учетных документов, реестров и отчетности.

    То есть разделение учетного процесса на этапы отображает его последовательность как во времени, так и в пространстве. Эти этапы свойственны всем объектам учета. В практике хозяйственной деятельности бюджетных учреждений и организаций определены следующие общие объекты учета: необоротные активы; запасы; денежные средства; расчеты; обязательства по векселям и кредитам; доходы; расходы; собственный капитал.

    Следует обратить внимание, что согласно нормам ч. 6 ст. 6 Закона № 996 регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета осуществляется централизованно Минфином, а отраслевые особенности применения НП(С)БУГС в форме методических рекомендаций по их применению могут устанавливаться министерствами, другими центральными органами исполнительной власти.

    Однако вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии в соответствии со ст. 8 Закона № 996 относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. То есть вопросы организации бухгалтерского учета бюджетных учреждений относятся к полномочиям их руководителя.

    Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях должна осуществляться с момента их создания, поскольку она в дальнейшем непосредственно влияет на эффективность бухгалтерского учета. Рациональная организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, аналогично как и в учреждениях частного сектора экономики, предусматривает применение и соблюдение общепринятых принципов бухгалтерского учета. Практику применения бюджетными учреждениями принципов бухгалтерского учета рассмотрим далее.

    Как предусмотрено ч. 2 ст. 56 БК, бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с НП(С)БУГС и другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином.

    Для обеспечения отражения в бухгалтерском учете операций и обобщения и накопления информации по хозяйственным операциям применяется План счетов.

    • Административное право
    • Астана и президент
    • Биографии и люди
    • Бухгалтерский учет и аудит
    • Военная кафедра
    • География Казахстана
    • Государство и право
    • Гражданское право
    • Другие темы
    • История Казахстана
    • Культура РК
    • Налоги и налогообложение
    • Политика и политология
    • Русский язык
    • Социология
    • Уголовное право
    • Философия
    • Экология
    • Экономика
    • Бизнес
    • Биология
    • География
    • Денсаулық
    • Жеке тұлғалар өмірбаяны
    • Заң
    • Әдебиеттану
    • Информатика
    • Қазақ әдет-ғұрпы
    • Қазақ тілі
    • Қазақстан Республикасы
    • Қазақстан тарихы
    • Менеджмент
    • Мәдениеттану
    • Отан соғысы
    • Педагогика
    • Психология
    • Социология
    • Тарихи тұлғалар
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экология
    • Экономика
    • все категории..

    В конфигурации существует возможность ведения бухгалтерского учета по нескольким учреждениям для дальнейшего получения консолидированной отчетности.

    Бухгалтерский учет в государственных учреждениях ведется по нескольким статьям, включающим в себя источники финансирования, коды платных услуг, функциональную и экономическую классификацию расходов. Для организации подробного аналитического учета по статьям бюджетной классификации в конфигурацию был добавлен справочник «Классификация расходов», предназначенный для организации комплексной аналитики в бюджетном плане счетов.

    Конфигурация «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» позволяет не только вести учет плана финансирования, а также изменений в плане финансирования, но и формировать отчет «План финансирования» с помесячной разбивкой.

    Регистрация договоров, заключенных с поставщиками, позволяет вести учет исполнения обязательств, вводить заявки на основании заключенных договоров и формировать реестр заключенных договоров в соответствии с введенными данными.

    В соответствии с планом финансирования в течение финансового года государственному учреждению выделяются денежные средства. Учет полученного финансирования ведется с помощью специального документа, что позволяет сформировать следующие отчеты:

    • форма 4-20;
    • отчет об исполнении плана финансирования.

    Формирование платежных документов (заявок и счетов к оплате) является важной частью функционирования государственного учреждения. Конфигурация позволяет вводить заявки на основании заключенных договоров, а счета к оплате — на основании зарегистрированных заявок.
    Настройка печатных форм платежных документов осуществляется с помощью специального регистра сведений. Использование такой настройки позволяет государственному учреждению не зависеть от требований регионального казначейства и самостоятельно осуществлять настройку платежных документов.

    Реестры, а также журналы регистрации заявок и счетов к оплате формируются автоматически. При этом реестр счетов к оплате, формируемый в разрезе заявок, позволяет отслеживать суммы невыполненных обязательств.

    Учет обязательств также организован на основании данных заявок и счетов к оплате. При проведении этих документов формируются необходимые проводки по забалансовому счету 912 «Обязательства». Это позволяет избавить пользователя от дублирования ввода информации. На основании информации о полученном финансировании, зарегистрированных обязательствах и кассовых расходов формируется отчет «Форма 4-20».

    Конфигурация позволяет автоматизировать учет наличия и движения наличных денежных средств, включая движение денежных средств на корпоративной банковской карте, учет валютных операций и денежных документов в кассе по источникам финансирования (формирование, печать, хранение, проведение приходных и расходных ордеров, формирование журнала регистрации ордеров, ведение кассовой книги).

    В конфигурации также автоматизирован учет наличия и движения безналичных денежных средств и валютных операций на лицевых счетах, открытых в органах казначейства, по источникам финансирования (формирование, печать, хранение заявок и счетов к оплате, формирование реестров платежных документов, отражение операций по уплате налогов, оплате счетов поставщиков, поступлению финансирования, выплате заработной платы и т.п.)

    В конфигурацию включена подсистема кадрового учета, включающая в себя приказы о приеме, об отпуске, об увольнении, а также о различных кадровых перемещениях. Подсистема кадрового учета позволяет формировать не только печатные формы кадровых приказов, но и различные отчеты, например, личная карточка работника, лицевой счет сотрудника или список работников.

    Немаловажной особенностью кадрового учета является возможность учета стажа работников, начиная с расчета начального стажа работника при приеме на работу и заканчивая ежемесячным контролем изменения стажа (для правильного расчета базовых коэффициентов и, соответственно, окладов работников).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *