Если ООО уклоняется от уплаты налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если ООО уклоняется от уплаты налогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения

Нарушение

Административная ответственность

Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции.
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности.
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя.
Грубое нарушение требований к бухучету К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности.

К административной ответственности за налоговые нарушения не могут привлечь по истечении годового срока давности. Или по истечении двухлетнего срока – если нарушено законодательство о бухучете. Этим административная ответственность выгодно отличается от введенной в НК РФ (там трехлетний срок давности). Сроки, введенные в КоАП РФ, обычно отсчитывают со дня, когда допущено нарушение. Например, когда истек срок, отведенный для сдачи налоговой декларации.

Особые правила – для сроков по длящимся нарушениям. Тут отсчет начинают со дня их выявления. Это актуально для отдельных грубых нарушений требований к бухучету (его ведение без первичных документов и пр.).

Уголовная ответственность за налоговые преступления: нюансы 2020 года

Уголовная ответственность наступает только за умышленный уход от налогов (п. 3 и 8 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64). К ней нельзя привлекать, если налоги занижены из-за неточностей в расчете, неверных трактовок законодательства, иных неумышленных ошибок. Нельзя говорить об уклонении от уплаты налогов, если они отражены в декларации, но не перечислены.

О неуплате налогов напрямую сказано в статьях 198 УК РФ — 199.2 УК РФ (см. таблицу 4). По данным Верховного суда, по указанным статьям в первом полугодии 2018 года осуждено 273 человека. Еще у 117 дела прекращены в связи с истечением срока давности.

Важно!

Срок давности зависит от преступления. К примеру, он составляет два года – при уклонении от уплаты налогов с физического лица. Обычно тот же срок действует при уклонении от уплаты налогов организацией. Но если у юридического лица уклонение в особо крупном размере, то срок давности возрастет до десяти лет.

Но уголовное преследование начинают чаще. Просто его нередко прекращают. Одно из оснований для прекращения – возмещен ущерб от преступления. То есть погашена задолженность по налогам, перечислены пени и штраф. Последний взимают по НК РФ. И зачастую он составляет 40% от неуплаченных налогов (штраф за намеренное занижение).

Так что оценивать вероятность уголовного преследования лучше по данным МВД. Из них видно: за девять месяцев 2018 года выявлено 6271 налоговое преступление (статистика взята из краткой характеристики состояния преступности, опубликованной на сайте МВД РФ).

Конечно, сведения за полугодие и девять месяцев несопоставимы. Да и приговор выносится не сразу. Тем не менее, разночтения в показателях существенны. Поэтому нельзя ориентироваться на незначительное количество приговоров.

Кроме того, возможна ответственность по тем статьям УК РФ, где налоги прямо не упомянуты. В первую очередь, эта статья 159 «Мошенничество». К нему могут отнести возмещение НДС с помощью недостоверных документов. Тут минимальное наказание – штраф в размере 120 000 руб. Но не исключено и лишение свободы на срок до двух лет.

Наказание по статье 159 УК РФ может быть и строже. В возмещении НДС зачастую участвуют несколько человек (руководитель и главный бухгалтер юридического лица, лица, обеспечивающие недостоверные счета-фактуры и т.д.). Их могут счесть организованной группой. Здесь максимальное наказание – лишение свободы (на срок до десяти лет) с одновременным штрафом (до 1 млн руб.).

Таблица 4. Вопросы и ответы по статьям 198 — 199.2 УК РФ

Вопрос

Ответ (информация по уголовной ответственности)

Вопросы по статье 198 УК РФ

Когда могут наказать за уклонение от уплаты налогов со своих доходов? Если от бюджета сокрыто свыше 900 тыс. руб. за три года подряд (неуплаченные налоги должны превышать 10% от всех налогов и взносов, причитающихся с физлица). Или более 2,7 млн руб.
Кого накажут? В первую очередь, предпринимателей. Но могу и других: арендодателей, продавцы дорогостоящего имущества и т.д.
Как накажут? Штрафом (от 100 до 300 тыс. руб. или в размере дохода за период от одного года до двух лет). Это наказание могут заменить принудительными работами или лишением свободы (на срок до года). Или арестом (на срок до шести месяцев).
Могут ли ужесточить наказание? Да, при уклонении от налогов в особо крупном размере. То есть когда неуплаченные налоги за три года превысили 4 500 000 руб. (и одновременно более 20% от причитающихся с физлица). Или превысили 13,5 млн руб.
И как именно ужесточат? Повышается возможный срок принудительных работ или лишения свободы (до трех лет). Это наказание могут заменить на штраф. Он тоже увеличен. И составляет от 200 до 500 тыс. руб. (или доход за 18 — 36 месяцев).

Вопросы по статье 199 УК РФ

Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.

Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.

Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

  • арест сроком до шести месяцев;

  • лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

То же преступление, совершённое в особо крупном размере либо группой лиц по предварительному сговору, может иметь такие последствия:

  • штраф от 200 000 до 500 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до пяти лет – как с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, так и без такового;

  • лишение свободы сроком до шести лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

Для сравнения: максимальный срок лишения свободы за то же преступление, совершённое физлицом (индивидуальным предпринимателем) – три года (ст. 198 УК РФ).

Важная пометка в ст. 199 УК РФ

Юридическое лицо полностью освобождается от уголовной ответственности в случае, если соблюдаются два критерия:

  1. 1. Данное налоговое преступление было совершено им впервые.

  2. 2. Полностью выплачена сумма недоимки, пеней и штрафа в соответствии с Налоговым кодексом.

Рекомендуем почитать: «Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц>».

Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП

К этому виду ответственности могут привлекаться только должностные лица организаций. Субъектами правонарушения не могут быть частные граждане и ИП – речь идет только о лицах, наделенных функциями распоряжения и управления имуществом, ведения отчетности.

Административной ответственности за неуплату налогов подлежат только должностные лица организаций.

Самыми распространенными административными проступками в сфере налогообложения являются следующие:

  • нарушение сроков постановки на учет в ИФНС. Любая организация обязана встать на учет в налоговый орган в течение 10 дней с момента госрегистрации. Если требование не соблюдено, должностное лицо этой фирмы подлежит ответственности по ст. 15.3 КоАП РФ, что не исключает применения налоговой санкции к самому предприятию;
  • нарушение сроков сдачи отчетности. Проступок попадает под квалификацию ст. 15.5 КоАП РФ. Виновным будет главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возложена функция предоставления декларации в ИФНС;
  • отказ предоставить налоговикам документы. Сущность нарушения – необоснованный отказ плательщика предоставить бумаги, необходимые сотрудникам ФНС для проведения проверки. Административное дело возбуждается и в том случае, если документы были переданы, но несвоевременно или с некорректными данными;
  • серьезные нарушения правил бухгалтерского учета. Несоблюдение положений Закона «О бухгалтерском учете» относительно оформления финансовых документов. В случае некорректного заполнения отчетности в отношении должностного лица возбуждается дело по статье 15.11 КОАП РФ.

За неуплату налогов также можно попасть под статьи УК РФ:

  • ст. 198 – уклонение физического лица;
  • ст. 199 – уклонение юридического лица;
  • ст. 199.1 – неперечисление удержаний в доход государства налоговым агентом.

К этому виду ответственности можно привлечь лицо в возрасте от 16 лет, не имеющее психических отклонений.

Субъектом преступления может стать любой дееспособный гражданин в возрасте от 16 лет.

Чтобы инициировать уголовное расследование, ИФНС обязана направить сведения о неуплате в следственные органы в течение 10 суток со дня выявления нарушения. После проведения проверки правоохранители выносят постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении.

К физическим лицам применяются следующие виды наказания за неуплату налогов:

  • пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки (минимум 1 тыс. руб.);
  • штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в сумме заработной платы виновного за период 1-2 года;
  • арест длительностью от 4 до 6 месяцев;
  • принудительные работы от 1 до 3 лет;
  • ограничение свободы на период до 3 лет.

Сам факт отсутствия платежа в бюджет – не повод для привлечения к ответственности. Но если неплательщик будет игнорировать требования ФНС, а сумма неуплаты будет расти, судебных разбирательств не избежать.

Максимальная ответственность ждет нарушителя с умышленной суммой недоимки в особо крупном размере (более 9 млн руб.).

Мера наказания за неуплату налогов зависит от тяжести проступка.

В отношении юридического лица будут применены санкции, если оно уклоняется от уплаты налогов прямо (вообще не платит) или косвенно (к примеру, занижая реальную прибыль).

Чтобы определить, кто из сотрудников повинен в неперечислении налоговых выплат, необходимо изучить внутреннюю документацию фирмы: должностные инструкции и трудовые соглашения.

Если основной работник, деятельность которого связана с уплатой налогов, ушел в отпуск, а его обязанности временно исполняет другое лицо, именно оно будет привлечено к ответственности. Если учредитель содействовал сокрытию прибыли – накажут и его.

Предусмотрены следующие виды ответственности:

  • пени;
  • штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработка должностного лица сроком от 1 до 3 лет;
  • принудительные работы длительностью до 5 лет;
  • запрет на работу в определенной должности сроком до 3 лет;
  • арест;
  • ограничение свободы на период до 6 лет.

Самое тяжкое наказание последует в случае, если группа сотрудников намеренно уклоняется от внесения платежей или проводит в сговоре мошеннические операции, повлекшие необоснованное уменьшение налоговой базы для фирмы.

За групповое преступление по неуплате налогов наказание будет жестче.

Для физических лиц это не что иное, как подоходный налог (НДФЛ). Это основной вид налога, который обязаны платить граждане со всех доходов, полученных за год.

Ставка подоходного налога составляет от 9% до 35%.

Согласно ст.217 НК РФ, НДФЛ облагаются следующие виды доходов:

  • от продажи имущества, находившегося в собственности менее определенного срока;
  • от сдачи имущества в наем;
  • доходы, полученные за пределами РФ;
  • разного роды выигрыши (например, лотерея);
  • другие виды доходов.

Если вы официально трудоустроены, подоходный налог платит за вас работодатель. Во всех остальных случаях (продажа автомобиля, недвижимости, сдача квартиры в аренду) бремя уплаты НДФЛ ложится на ваши плечи.

В срок до 1 апреля следующего за отчетным года, необходимо заполнить и передать в отделение ИФНС по месту жительства декларацию о доходах и до 1 декабря оплатить начисленную сумму.

Если вы не желаете делиться с государством, готовьтесь к неприятным последствиям со стороны контролирующих госорганов. За неподачу декларацию о доходе полагается штраф в размере 5% от суммы налога. Если просрочка составляет больше 180 дней, штраф увеличится до 30%, а со 181 дня будет рассчитываться уже как 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки.

Следует помнить, что сведения о том, что вы продали квартиру, земельный участок, машину поступают в налоговую инспекцию от органов, которые участвовали в оформлении сделки (нотариус, Росреестр, ГИБДД).

Не пытайтесь обмануть налоговую – все сделки фиксируются и передаются налоговикам.

За неуплату НДФЛ в срок начисляется пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки. Кроме этого, налоговая начнет выяснять, умышленно или нет вы уклоняетесь от выплат:

  • если это случилось неумышленно (например, вы ошиблись в расчетах), штраф составит 20% от суммы долга. Его можно и вовсе избежать в случае самостоятельного обнаружения ошибки. Для этого требуется сначала доплатить налог, а потом сдать уточняющую декларацию;
  • если вы нарушили закон умышленно, заплатить 40% от начисленного налога.

Налоговые преступления юридических лиц

Организации, ИП и простые граждане обязаны платить налоги в установленные законом сроки. Если вы нарушили это правило, вас накажут. В зависимости от тяжести проступка и юридического статуса неплательщика, его могут привлечь к административной, налоговой или уголовной ответственности.

Не следует хитрить и пытаться обмануть государство – афера все равно раскроется, а вас ждет внушительный штраф или тюремный срок.

Нарушение Статья НК РФ Штраф
Порядка и правил постановки на учет в контролирующем органе Ст. 116

10 000 рублей

или

10 % от дохода (не менее 40 000 рублей)

Порядка, правил и способа предоставления отчетности и иных документов Ст. 119, 119.1, 119.2

От 200 рублей до 5 % от суммы фискального платежа, но не менее 1000 руб.

(в зависимости от вида документа)

Неверная информация о размере налогооблагаемой базы Ст. 120 10 000–40 000 руб.
Неуплата или неполная уплата обязательных сборов Ст. 122, 123 20–40 % от суммы фискального платежа
Несоблюдение порядка пользования имуществом, находящемся в залоге (в качестве обеспечительной меры) или под арестом Ст. 125 30 000 руб.

Непредоставление сведений

Ст. 126 От 200 р. за документ до 1000 р. за каждый месяц задержки

Привлечение налогоплательщика к административной ответственности по такому нарушению, как неуплата налогов, КоАП РФ устанавливает по принципам и нормам, изложенным в главе 15 КоАП: в ней перечислены нарушения в области налогообложения, финансов и сборов. Большинство статей относится к крупным участникам рынка.

За такое правонарушение, как неуплата налогов физическим лицом, привлекают к ответственности по статьям Налогового кодекса, если нет состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ.

При выборе мер воздействия на налогового неплательщика суд рассматривает обстоятельства конкретной ситуации и размер ущерба и на основе этого определяет, какое наказание за неуплату налогов физическим лицом назначить. За подобное нарушение привлекают к следующим видам ответственности:

  • материальная. В соответствии со ст. 75 НК РФ, пени за несвоевременное исполнение обязательства по уплате сбора взимается независимо от применение других видов ответственности;
  • административная — в соответствии со ст. 122 НК РФ;
  • уголовная — по ст. 198 — 199 УК РФ.

Ст. 113 НК РФ установлен следующий срок давности привлечения к административной ответственности: три года со дня окончания соответствующего налогового периода. Если налоговая подала в суд за неуплату налога, существует и срок давности взыскания штрафов в судебном порядке — шесть месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате (ст. 115 НК РФ).

В соответствии со ст. 78 УК РФ, срок давности привлечения к уголовной ответственности: два года за совершение преступления небольшой тяжести. К таковым относится и большинство случаев уклонения от уплаты налогов, так как наказание по этим статьям в виде лишения свободы не превышает 3 лет. Если совершившее проступок лицо уклоняется от следствия или уплаты штрафа, течение сроков приостанавливается.

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Ответственность за неуплату налогов

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Обвиняемым в совершении преступления может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией, являющейся плательщиком налогов, сборов, страховых взносов, в качестве отчетных за налоговый /расчетный период. Сформировавшая судебная практика к числу лиц, привлекаемых к ответственности, по статье 199 УК РФ относит:

  • руководителя организации-налогоплательщика (генерального директора, директора и т.п.),
  • главного бухгалтера или специально уполномоченное лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации,
  • лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера в юридическом лице,
  • иного сотрудника организации, оформлявшего первичные документы бухгалтерского учета при условии осведомленности о противоправном характере своих действий (пособник преступления),
  • лицо, фактически организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, например, акционер, учредитель организации (организатор преступления),
  • лицо, содействовавшее совершению преступления советами, например, помощник директора, независимый консультант (подстрекатель преступления).

Факт возбуждения уголовного дела безусловно сопровождается опасением применения меры пресечения в виде ареста к подозреваемым или обвиняемым лицам. Действующий уголовно-процессуальный закон (ч.1.1 статьи 108 УПК РФ) устанавливает прямой запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по статье 199 УК РФ. Исключением являются случаи, когда обвиняемый: не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность достоверно не установлена; обвиняемый нарушил ранее избранную мера пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Все иные предусмотренные законом меры пресечения, в том числе домашний арест, могут быть избраны органом следствия (судом) при осуществлении расследования уголовного дела по статье 199 УК РФ.


Понятие субсидиарной ответственности раскрывается в ст. 399 ГК РФ. Это так называемая дополнительная ответственность иных лиц, кроме основного должника. Применительно к корпоративным вопросам субсидиарная ответственность подразумевает ответственность контролирующих деятельность предприятия лиц в случае невозможности компании погасить долги самостоятельно.

Субсидиарная ответственность директора по долгам ООО возникает в результате признания, что именно его действия привели к убыткам предприятия.

Вопреки нормам ст. 87 ГК РФ, при банкротстве предприятия другие участники, влиявшие на деятельность лица, несут субсидиарную ответственность перед кредиторами предприятия. Такая норма прописана в п. 3 ст. 3 закона 14-ФЗ. В п. 4 ст. 10 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ зафиксированы случаи, когда ответственность по долгам предприятия возлагается на контролирующих лиц.

К субсидиарной ответственности директора ООО, членов коллегиального исполнительного органа, участников общества может привлечь суд по иску конкурсного управляющего.

С 28.06.2017 вступил в силу закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ, дополнивший закон «Об ООО» в части ответственности участников организации. Дополнения касаются периода после ликвидации общества. Теперь закон уточняет, что после внесения записи в ЕГРЮЛ об исключении предприятия из реестра руководствоваться необходимо нормами Гражданского кодекса для привлечения к ответственности бывших участников организации.

Кто может ответить по налоговым долгам фирмы?

Согласно ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по долгам всем своим имуществом.

Необходимо иметь в виду, что сокрытие имущества с целью создания препятствий для взыскания налогов может привести к уголовной ответственности должностных лиц согласно ст. 199.2 УК РФ.

Как уже было отмечено выше, в случае недостаточности имущества юрлица для погашения обязательств перед кредиторами и когда общество находится на стадии банкротства, на участников и иных лиц возлагается субсидиарная ответственность. В этом случае, если по решению суда сумма долгов должна быть взыскана с таких лиц в общую конкурсную массу (п. 8 ст. 10 закона 127-ФЗ), применяется процедура, описанная в ст. 69 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. В ст. 79 этого закона перечислено имущество, на которое не может быть обращено взыскание. К такому имуществу относится:

  • единственное жилье и земельный участок под ним;
  • личные вещи, за исключением предметов роскоши;
  • предметы для осуществления профессиональной деятельности;
  • иное имущество, описанное в ст. 446 ГПК РФ.

Некоторые учредители для снижения своих рисков нанимают номинальных директоров, фактически при этом самостоятельно руководя организацией.

Почитайте о том, как оформить решение о назначении директора, в статье «Образец решения учредителей о назначении директора».

Такая мера далеко не всегда позволяет участнику общества уйти от ответственности. Рассмотрим, какие риски несет собственник бизнеса в этом случае.

В случае очевидного управления организацией собственником, а не директором, к уголовной ответственности может быть привлечен и сам участник общества. Например, п. 2 письма ФНС РФ от 17.04.2017 № СА-4-7/7288@ ссылается на уголовное дело, в котором именно собственник предприятия привлечен к ответственности за неуплату налогов. В рамках уголовного расследования было установлено, что именно по поручению собственника предприятие уклонялось от уплаты налогов, сдавало налоговую отчетность, содержащую ложные показатели.

В письме ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, в котором приведены критерии попадания организации в список для выездных проверок, есть пункт и о номинальных руководителях и учредителях (п. 1.2, п. 1 из перечня случаев).

Кроме того, в п. 1.4 письма ФНС РФ от 08.10.2015 № ГД-4-14/17525@ приведен случай отказа в государственной регистрации предприятия, генеральным директором которого учредитель назначил номинальное лицо.

Признаки, по которым налоговая вычисляет номинальных директоров, приведены в письме ФНС от 29.03.2019 № ГД-4-14/5722@. И они следующие:

  • отсутствие постоянного места работы;
  • незначительный уровень дохода;
  • низкий уровень образования;
  • проживание в регионе, отличном от места регистрации юрлица;
  • возраст таких лиц, как правило, не превышаюший 25-30 лет;
  • массовость, то есть наличие статуса учредителя (участника) или руководителя нескольких юрлиц (обычно это отмечено в ЕГРН записью о недостоверности сведений). Эту информацию можно найти в сервисе ФНС «Прозрачный бизнес».

Рассматривать руководителя на номинальность контролеры будут применительно к каждой конкретной ситуации. Само по себе наличие указанных признаков это еще не подтверждает.

Основным критерием для возложения ответственности за долги предприятия на должностных лиц, участников общества или иных контролирующих деятельность лиц является недобросовестность и неразумность при принятии управленческих решений. В случае признания судом взаимосвязи решений таких лиц и убытков или банкротства предприятия, возникает обязанность погашения долгов перед кредиторами, в том числе за счет своего имущества.

К налоговым преступлениям относятся правонарушения в сфере экономической деятельности, перечисленные в ст. 198–199.4 УК РФ. Основные поводы для возбуждения уголовного дела указаны в ст. 140 УПК РФ: это заявление о преступлении либо сообщение о готовящемся или уже совершенном преступлении, полученное из других источников. Наличие достоверной и цельной информации, указывающей на признаки преступления, – основание для возбуждения уголовного дела. Однако из-за латентного характера налоговые преступления имеют свою специфику: уголовные дела возбуждаются после длительной проверки, в процессе которой собираются и анализируются данные о составе преступления.

Материалы и акт налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего проверку, или его заместителем. По результатам их рассмотрения руководитель или его заместитель принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе от привлечения к ответственности).

Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направить информацию в уполномоченные следственные органы при наличии одновременно следующих условий:

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога (сбора);
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены в полном объеме в течение 2 месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;
  • размер недоимки позволяет предполагать факт совершения налогового преступления.

Информация направляется в следственные органы в течение 10 дней со дня выявления инспекцией обстоятельств, указанных выше. После получения материалов следователь должен сделать вывод о том, имеются ли основания для возбуждения уголовного дела, т.е. есть ли признаки состава преступления в действиях или бездействии налогоплательщика.

Как ФНС будет бороться с уклонением от налогов в 2021 году

Исследование, проведенное сотрудниками юридической фирмы «Селютин и партнеры», показывает, что уголовные дела, возбуждаемые по ч. 1 ст. 199 УК РФ, составляют примерно 60% от всего объема дел по налоговым преступлениям. Около 25% – это дела, возбужденные по ч. 2 ст. 199 УК РФ. 10% – дела, возбужденные по ст. 199.2 УК РФ. И всего лишь около 5% составляют дела, возбужденные по иным налоговым преступлениям.

Столь высокий процент дел, возбуждаемых по ч. 1 ст. 199 УК РФ, обусловлен тем, что Законом от 1 апреля 2020 г. № 73 в примечание этой статьи внесены изменения, определяющие крупный и особо крупный размеры сумм неуплаченных налогов. Так, в старой редакции ст. 199 УК РФ ответственность по ее ч. 1 наступала при неуплате налогов в сумме от 5 до 15 млн руб. Если сумма выходила за эти пределы, уголовное дело возбуждалось по ч. 2 данной статьи. В настоящее время ответственность по ч. 1 наступает при неуплате суммы от 15 млн руб., а по ч. 2 – от 45 млн руб. Вот и получаем: уменьшилось количество дел по ч. 2, но увеличилось по ч. 1.

Что касается небольшого количества дел, возбужденных по ст. 119.2 УК РФ, то здесь необходимо отметить, что налоговые органы не способны своими силами провести проверку, которая дала бы основания для возбуждения уголовного дела. А привлекаемые для участия в проверке сотрудники УЭБиПК МВД чаще не обладают достаточными познаниями и опытом, позволяющими собрать все элементы, образующие состав преступления.

Избежать привлечения к уголовной ответственности помогут несколько простых правил:

  • вовремя исполняйте обязанность по уплате налогов;
  • не допускайте сокрытия своего дохода;
  • если возникла недоимка и были начислены пени и штрафы, обязательно уплатите сумму в полном объеме.

К ответственности за деяния, предусмотренные статьей 199 Уголовного кодекса, могут привлечь лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы.

Такими лицами являются руководитель организации — плательщика налогов, сборов, страховых взносов либо уполномоченный представитель такой организации (ст. 29 Налогового кодекса).

Субъектом данного преступления может являться также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации.

  • непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным,
  • либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Если директором, главным бухгалтером, временно исполняющими обязанности сотрудниками или другими работающими в компании лицами внесены в отчетность бухгалтерскую или налоговую ложные сведения намеренно, то мерой пресечения может быть уголовная ответственность (читайте, как привлечь к ответственности главного бухгалтера).

Законодательство РФ предусматривает следующие виды наказаний:

  1. штраф за неуплату налога
  2. ограничение свободы до 6 месяцев
  3. принудительные работы до 2х лет
  4. уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом в виде лишения свободы до 2х лет

Если преступные деяния были совершены в особо крупном размере или группой лиц, то суд за неуплату налогов может назначить крупные штрафы или лишить свободы уже сроком до 6 лет. Дополнительным наказанием является лишение права занимать должность до 3 лет.

Выполняю работы от имени организации. Налоги не платим

В случае полного или частичного уклонения от уплаты налогов юридическое лицо может быть привлечено к следующим видам ответственности:

  1. Налоговая, в данном случае ответственность предусмотрена за несвоевременную сдачу декларации по статье 119 НК РФ, за уменьшение налоговой базы и неверное исчисление налога по ст. 122 НК РФ
  2. Административная, Кодексом об Административных правонарушениях предусмотрена лишь ответственность за несвоевременную сдачу декларации оп ст. 15.5 КоАП РФ
  3. Уголовная, для юридических лиц статьей 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неуплату налогов

Получить полную информацию о том, чем грозит неуплата налогов ООО, можно у нашего юриста по налогам – адвокату по налоговым преступлениям, который не раз участвовал в данных делах и даст совет, как действовать в той или иной ситуации.

Если юридическое лицо совершило мелкие правонарушения в отношении неуплаты налогов, наказание может быть избрано согласно налоговому или административному праву. Данное правило не действует в случаях, когда неуплаченные налоги составили крупную или очень крупную сумму.

Виновными в неуплате налогов юридические лица признаются в том случае, если неуплаченная сумма составила 2 млн. рублей или превысила 10% отчислений за три года. Согласно сумме невыплат выделяют следующие разновидности особо крупного размера:

  • более 6 млн. рублей независимо от периода
  • не менее 10 млн. рублей или 20% не выплат за 3 года
  • не менее 30 млн. рублей

Суд определяет наказание за неуплату налогов юридических лиц с учетом суммы невыплат и ряда других факторов: смягчающих и отягчающих обстоятельств, важно не упустить детали, чтобы получить наименьшее из зол.

Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.

Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.

При выявлении преступлений в налоговой сфере налоговыми органами предпринимаются все меры, направленные на доскональный анализ деятельности проверяемого лица, с целью выявления в его действия признаков уклонения от уплаты налогов, зачастую схемы уклонения от налогов однотипны, данные схемы рассмотрим ниже:

Следует учесть, что это лишь примерный перечень используемых схем, в наш век развития технологий, внедряются и применяются и иные схемы уклонения от излишнего налогообложения. Вот почему оценка налоговых рисков предприятия, анализ оптимизации налогообложения так помогает избежать проблем и выиграть прибыль, которая так важна каждому предприятию.

Часть первая предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем:

  • непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным,
  • либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Различные виды ответственности наступают при следующих правонарушениях в сфере налогов:

  • Занижение налогооблагаемой базы;
  • Самостоятельное начисление ошибочного размера платежа;
  • Невнесение оплаты по налогам;
  • Неуплата части полагающегося платежа.

При этом значение имеет и тот факт, почему вы не оплатили: умышленное это правонарушение или неосторожность. Санкции будут значительно строже при первом варианте.

Налоговым Кодексом предусмотрен срок, в течение которого государственные структуры вправе взыскать с вас уплату налога. Он составляет 3 года.

Если в этот период платёж вы так и не внесли, а в отношении вашего случая мер никаких принято не было, то правонарушение «прощается», и в бюджет вы ничего не заплатите.

Тогда административная ответственность, а тем более уголовная, неплательщику грозить не будет.

Этот срок действителен в отношении физического лица, а также организаций любого масштаба, а соответственно и их работников.

Однако помните, что ваше бездействие в надежде на истечение срока взыскания может обернуться ещё большей проблемой в будущем, нежели уплата налога сегодня.

Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.

Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.

Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Чем грозит неуплата налогов для ООО? Если налог задекларирован предприятием, но не оплачен в срок или задекларирован некорректно (при этом, не доказано, что это сделано намеренно), то на фирму могут налагаться следующие санкции:

  1. Штраф в величине 20% от суммы налога, доначисленной вследствие неверного исчисления.
  2. Штраф в величине 40% от соответствующей суммы налога, если доказано, что его неуплата совершена фирмой умышленно. Также кроме штрафа на доначисленные налоги начисляются пени — суммы, увеличивающиеся с течением времени.
  3. Только пени — по налогам, которые были корректно исчислены, но не уплачены.

Следует отметить, что штрафы за рассматриваемое налоговое правонарушение налагаются не на конкретных работников предприятия, а на юридическое лицо в целом. Фактически, ответственность за правовые последствия неуплаты налогов несут собственники ООО — поскольку за счет их капитала предполагается погашение долгов перед бюджетом.

Однако, в предусмотренных законом случаях владельцы фирмы могут тем или иным образом воздействовать на сотрудников, допустивших неуплату налогов или их некорректное исчисление. Чаще всего — посредством дисциплинарных мер. В этом случае можно говорить о наличии персональной ответственности (правда, регулируемой нормами трудового права) за налоговые правонарушения.

Для начала обозначим основные определения, чтобы свободно ориентироваться в терминологии. Уклонение от налоговых выплат обычно рассматривают в контексте того, что лицо-нарушитель осознает противоправность своих действий. Более того, оно использует те деньги, которые изначально предполагалось заплатить в казну. Юридическая тонкость – понятие подразумевает не сами действия, которые направлены на невыплату налога, а именно конечный результат – деньги не поступили в казну.

Остановимся более подробно на понятиях, упомянутых в подзаголовке.

Предметом нарушения как такового являются налоги – невозмездные, обязательные выплаты юрлиц и физлиц в адрес государства с целью наполнения бюджета для финансирования государственных расходов. Также предметом являются сборы. Суть термина несколько отличается от понятия о налогах. Сборы – это тоже платёж обязательный, но уплачиваемый физлицами и юрлицами взамен на совершение со стороны гос. органов и учреждений определенных действий (выдача прав, разрешений).

Напоминаем, что непосредственно под уголовную ответственность подпадает только уклонение в крупном или особо крупном размере. Далее приведена таблица с актуальной информацией по теме.

Размер штрафа за неуплату налогов

Статья

Крупный размер, млн. руб. РФ

Особо крупный, млн. руб. РФ

1

194

1

3

2

198

0,6 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить)

или если сумма превысит 1,8

3 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить)

или если сумма превысит 9

3

199

2 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить)

или если сумма превысит 6

10 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить)

или если сумма превысит 30

4

199.1

Аналогично условиям ст. 199

Аналогично условиям ст. 199

В 2015 году заработала система АСК НДС-2. Это стало вехой в налоговом контроле.

С 2015 года ФНС начала накапливать информацию о компаниях: изменилась форма налоговой отчетности (были введены новые разделы в налоговую декларацию по НДС, где компании стали отражать данные книги покупок и продаж).

Таким образом, налоговый орган начал сохранять историю сделок с контрагентами, а также историю использованных налоговых вычетов по НДС. Однако использовать эту информацию «по полной» инспекции смогли в 2018 году, то есть через 3 года после того, как данные начали потоком стекаться в серверы налоговой. Почему 3 года?

Потому, что при выездной проверке инспекторы могут проверить 3 года, предшествующие проверке. Также, по уголовным делам налоговой направленности проверке подлежат 3 финансовых года подряд (примечание к ст. 199 УК РФ).

Конечно, инспекторы выходили с выездными проверками в компании и до 2018 года, но в таком случае проверка «цепляла» очень непрозрачные для неё 2014 и предыдущие годы.

Почему эти периоды для налоговой были непрозрачными? Не только из-за АСК НДС-2, но и потому, что сама налоговая отчётность была иной. Нередко при таких проверках бизнесмены убирали из книг покупок счета-фактуры по недобросовестным контрагентам и заменяли их на вычеты по добросовестным компаниям, конечно учитывая сроки давности (3 года с момента получения счет-фактуры) и отследить это налоговикам и правоохранительным органам не всегда удавалось.

Теперь же, с АСК НДС-2, инспекторы видят всю историю сделок с контрагентами в режиме онлайн прямо на мониторе. Чтобы получить нужную информацию, инспектору достаточно сделать несколько щелчков мышью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *