Когда у организации возникает право на ведение образовательной деятельности после аккредитации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда у организации возникает право на ведение образовательной деятельности после аккредитации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Методические материалы в вопросах и ответах

Образовательная деятельность в Российской Федерации подлежит обязательному лицензированию. Это касается всех, кто организует обучение в любой форме.

Обучение в заведении, чья деятельность осуществляется незаконно, может доставить массу проблем. Одна из главных — вы не сможете получить документарного подтверждения обучения. Поэтому выбирая учебное заведение, ищите специальный раздел на сайте и проверяйте реестр Рособрнадзора на наличие лицензии на образовательную деятельность.

Почтовый адрес:
117997, г.Москва, ул.Шаболовка, д.33, каб.112 (единое окно).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки,
Управление государственных услуг.

По вопросам аккредитации обращаться по телефону:

+7 (495) 984-89-19

Прием и выдача документов:
Понедельник — четверг — с 10.00 до 17.00.
Перерыв — с 13.00 до 14.00.Прием документов (единое окно)
+7(495) 640-40-36, доб. 444

Выдача документов
+7(495) 640-40-36, доб. 444

1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.

2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.

3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».

4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.

5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.

6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.

Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

Ситуация. ИП Вера открыла клуб детского развития. В клубе есть занятия с логопедом, курсы английского и подготовка к школе. Лицензии у нее нет.

Позиция ИП. Адвокат Веры настаивал, что детский клуб оказывает услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ. Лицензия не нужна.

Позиция прокуратуры. В работе ИП нашли признаки образовательной деятельности:

  • на сайте клуба написано «читаем за 20 уроков», «математика для дошкольников», «постановка почерка, коррекция», «иностранные языки», «помощь школьнику». Формулировки подходят под определение образовательной программы;
  • дети занимались в кабинетах.

Что решил суд. ИП работает незаконно: работа клуба соответствует образовательной деятельности, а значит, должна лицензироваться. Суд назначил штраф 4000 ₽, но заменил на предупреждение. Чтобы продолжить работу, Вера должна получить лицензию.

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Как проходит процесс аккредитации образовательной деятельности

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

22 на Федеральную налоговую службу (ФНС России) в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на ее территориальные органы, возложена обязанность уведомить о государственной регистрации …

Зачем нужна аккредитация образовательному учреждению?

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а …

Виды образовательных учреждений:

  • Начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);
  • Основная общеобразовательная школа …
  • Средняя общеобразовательная школа …
  • Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов …
  • Гимназия …
  • Лицей

Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники.

Кем разрабатываются и утверждаются образовательные программы?

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. 6.

В России существует большое количество государственных и коммерческих учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. У таких учебных заведений в обязательном порядке должна быть действующая лицензия, подтверждающая право обучать студентов, а также выдавать им имеющие юридическую силу дипломы и сертификаты. Все образовательные учреждения имеют право осуществлять профильную деятельность, но им не разрешено выдавать документы государственного образца, только собственного.

ВУЗ может быть лишен аккредитации в таких случаях:

  • несоответствие учебных программ и планов федеральным стандартам;
  • количество учащихся меньше установленной нормы;
  • квалификация преподавателей не соответствует утвержденным требованиям;
  • устаревшая материально-техническая база;
  • выявлены серьезные ошибки в нормативной документации, нет лицензии.

Существует множество случаев, когда студенты выясняли, что их учебные заведения утрачивали аккредитацию. Например, в Воронежском Политехническом институте закрыли кафедру экономики из-за отсутствия сертификата, не дав доучиться студентам. Неприятная ситуация возникла и у студентов МТИ, который лишился лицензии

Начиная с 2011 года Рособрнадзор не проводит аккредитацию учреждений, которые занимаются дополнительным профессиональным образованием. Такие учебные заведения утратили возможность выдавать студентам дипломы государственного образца, но для поднятия своего престижа им разрешено проводить профессионально-общественную аккредитацию, подтверждающую качество и уровень подготовки абитуриентов стандартам современного рынка труда. Для данной процедуры документы подаются в разные организации:

  • Нацаккредцентр;
  • Профаккредагентство;
  • Агентство развития и оценки проф. образования;
  • другие российские или международные организации.

В состав аккредитационной комиссии для ДПО могут входить как эксперты, так и студенты. Между организацией и оценщиком составляется договор, в котором прописываются все нюансы предстоящей процедуры.

В России за основу берется базовая модель общественной аккредитации по стандарту «ISO 9001», предусматривающая проверку на соответствие международным нормативам качества.

При проведении аккредитационной процедуры в ВУЗах используются 5 ступеней:

  1. 1, 2 – гимназии, лицеи, техникумы, колледжи, прочие специальные учебные учреждения.
  2. 3, 4 – университеты, институты, академии, использующие при обучении студентов Болонскую систему (2 или 3 семестра). Такие заведения должны иметь хорошую репутацию, индивидуальные программы обучения, мощную исследовательскую и научную базы, собственные средства массовой информации.
  3. 5 – университеты, академии национального значения.

Для автошкол теперь аккредитация стала обязательной. Без сертификата они больше не имеют права осуществлять учебную деятельность. К автошколам предъявляется ряд требований: наличие определенной материальной и технической базы, официального сайта с достоверной информацией о существующих программах, медицинского класса, тренажеров, легкового автомобиля с прицепом. Деятельность всех автошкол контролируется государством.

Министерство науки и высшего образования предъявляет определенные требования к процессу проведения аккредитации специальной комиссией:

  1. Проверка проводится как в главном учебном корпусе, так и в филиалах ВУЗа.
  2. Комиссия исследует качество обучения студентов, а еще дает оценку состава педагогов, уровня научной деятельности преподавателей.
  3. Аккредитация проводится без предупреждения – для ВУЗов это должно быть неожиданностью.
  4. Особое внимание уделяется официальному сайту ВУЗа, наличию полной и правдивой информации, достоверным данным об уровне лицензии. В соответствующем разделе должно быть указано: полный перечень специальностей, доступные формы обучения (заочная, дневная, вечерняя), наличие военной кафедры.

Государственная аккредитация проводится в учебных учреждениях, имеющих лицензию (с 2011 года документ стал бессрочным, ранее выдавался на 5 лет), которая дает право осуществлять учебную деятельность, набирать студентов на конкретные специальности. После первого выпуска абитуриентов ВУЗ получает аккредитационный сертификат – если при проверке не выявятся нарушения. В дальнейшем проверка проводится один раз в 5-6 лет Рособрнадзором. Если на учебное заведение будут поступать жалобы, его проверят внепланово.

Аккредитационная процедура проходит в несколько этапов:

  • ВУЗ подает заявление установленного образца;
  • уплачивает государственную пошлину (п.1 п.п 6 ст. 333.18. НК РФ);
  • руководство Рособрнадзора принимает решение о проведении проверки;
  • создается аккредитационная комиссия;
  • проводится проверка;
  • ВУЗ передает комиссии полный пакет документов;
  • исследуется материально-техническая база, тестируются студенты на предмет нужных знаний, которые соответствуют федеральным стандартам;
  • проверяется вся деятельность учебного учреждения, документы преподавателей, состояние официального сайта (вся информация должна быть доступной, релевантной, актуальной, прозрачной), подлинность лицензий;
  • комиссия анализирует все, что удалось собрать и принимает решение;
  • выдается сертификат (если выявлены нарушения, Рособрнадзор дает 6 месяцев на их устранение).

Государственная аккредитация учреждений образования

Руководство учебного заведения должно передать вместе с заявлением на проведение аккредитации в Рособрнадзор пакет документов (Постановление Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 г.):

  • копия регистрационного свидетельства ВУЗа;
  • частные учебные организации – копии паспортов/удостоверений личностей руководящего состава;
  • доверенность, выданная уполномоченному лицу, на предоставление интересов ВУЗа;
  • данные обо всех образовательных программах, необходимых для получения аккредитационного сертификата;
  • заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего выполнение учебных программ;
  • копия договоров о создании на базе ВУЗа лабораторий, исследовательских центров для осуществления научной деятельности, филиалов, факультетов, кафедр, отдельных специальностей;
  • данные о ранее проведенной аккредитации;
  • копия квитанции об уплате государственной пошлины;
  • опись всех документов.

Решение о выдаче аккредитационного сертификата будет приниматься в течение 10 дней с момента приема заявления от ВУЗа (ФЗ №273 от 29.12.2012 г.). Этой датой считается день регистрации в соответствующем учетном регистре Рособрнадзора и выдачи Уведомления о принятии заявки для рассмотрения по существу.

Пакет документации, собранный ВУЗом для аккредитации, может передаваться следующими способами: уполномоченным представителем в отделение Рособрнадзора, в электронной форме, подписанные ЭЦП или заказным письмом с описью вложений и бланком уведомления. Документы проверяются на соответствие таким требованиям:

  1. Наличие у ВУЗа лицензии на образовательную деятельность.
  2. Отсутствие неисполненных предписаний.
  3. Истечение 1 года с момента подачи предыдущего заявления на аккредитацию, в которой было отказано.
  4. Отсутствие актов о приостановлении действия аккредитационного сертификата или профильной деятельности ВУЗа.
  5. Правильность заполнения всех документов.

Если в ходе проверки будут выявлены нарушения, то в течение 10 дней с момента регистрации заявления на адрес ВУЗа будет направлено уведомление о несоответствии. При отсутствии нарушений комиссия дает заключение, которое рассматривает Аккредитационная коллегия Рособрнадзора и выносит решение, которое передается в Рособрнадзор в течение 3 дней после завершения экспертизы. Сертификат, выданный общеобразовательному учебному заведению, предлагающему основные профессиональные программы, будет действителен в течение 6 лет. Свидетельство государственной аккредитации выдается на 12 лет организациям, проводящим обучение по основным образовательным программам.

При проведении проверки учебного заведения аккредитационная комиссия может выявить ряд нарушений, которые могут стать основанием лишить ВУЗ права осуществлять образовательную деятельность. Изначально ВУЗу делается предупреждение, дается шанс на исправление допущенных ошибок, предоставляется возможность в течение 6 месяцев исправить ситуацию.

Если учебное заведение за полгода не смогло устранить все нарушения (причина может крыться в отсутствии финансирования), то комиссия приостанавливает или прекращает действие аккредитации. С этого момента ВУЗ может продолжить свою деятельность на основании лицензии, но не сможет выдавать дипломы государственного образца. Другие документы об образовании, которые разрешены законом и которые ВУЗ сможет выдавать, скорее всего, не будут котироваться среди потенциальных работодателей. Наличие диплома собственного образца не даст возможности дальше продолжить обучение (магистратура аспирантура, второе высшее образование), получить отсрочку от армии, а также получить работу по специальности в государственном учреждении, только в частной фирме, где документ о высшем образовании является лишь формальностью.

Если во время проверки аккредитационной комиссией не был подтвержден уровень ВУЗа, то его могут перевести в другой статус, например, академии, института. Вернуть аккредитацию он сможет спустя год, заново пройдя соответствующую процедуру.

Законодательство об образовании не содержит положений, препятствующих либо запрещающих профессиональной образовательной организации продолжать образовательную деятельность по истечении срока действия свидетельства о государственной аккредитации. Право на реализацию образовательных программ (т.е. право на осуществление образовательной деятельности) возникает у образовательной организации с момента получения соответствующей лицензии и прекращается в случае приостановления действия либо аннулирования этой лицензии.

Вместе с тем с наличием/отсутствием у профессиональной образовательной организации государственной аккредитации по реализуемым образовательным программам связаны существенные правовые последствия.

Во-первых, диплом о среднем профессиональном образовании по образцу, установленному Минобрнауки России (приказ от 04.07.2013 № 531, с изменениями), выдается только при получении образования по аккредитованным образовательным программам. Поэтому если срок действия свидетельства о государственной аккредитации истекает к началу итоговой аттестации, то такая аттестация не будет считаться государственной (см. части 3, 4 статьи 59 Федерального закона № 273-ФЗ). В этом случае выпускникам будет выдан диплом по образцу, установленному самой образовательной организацией.

Во избежание такой ситуации обучающимся предоставлено право закончить обучение в профессиональной образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию по соответствующей профессии либо специальности.

Порядок и условия осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее – Порядок перевода), в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе утвержден приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 № 957.

Если до истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе осталось менее 105 дней и у образовательной организации отсутствует полученное от аккредитационного органа уведомление о приеме заявления о государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу, образовательная организация обязана уведомить об этом в течение пяти рабочих дней учредителя, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и заказчиков образовательных услуг в письменной форме, а также разместить указанное уведомление на своем официальном сайте в сети «Интернет» (пункт 6 Порядка перевода).

Во-вторых, истечение срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе не позволяет обучающимся мужского пола очной формы обучения воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В-третьих, гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением по основным профессиональным образовательным программам (среднего профессионального или высшего образования), предоставляются только если данные программы имеют государственную аккредитацию (статьи 173, 174 Трудового кодекса Российской Федерации).

В-четвертых, факт осуществления профессиональной образовательной организацией образовательной деятельности без государственной аккредитации, пусть даже временно и без последствий, указанных выше, может вызвать негативную реакцию учредителя и привлечение к ответственности руководителя организации.

Лицензирование, государственная аккредитация, контроль и надзор СПО

Ответ опубликован 30.10.2018

Процедура аккредитации заключается в проверке работы образовательной организации, ее результатов и достижений, а также всей документации. Основной целью этого мероприятия является подтверждение того, что учреждение работает на основании предусмотренных законодательством федеральных стандартов и программ.

Во время этого процесса руководство вуза должно подготовить программы, используемые для обучения студентов разным профессиям и специальностям.

Образовательные учреждения могут продолжать обучение студентов без аккредитации, но они не смогут выдавать обучающимся дипломы государственного образца. Поэтому будут выданы документы установленного образца, не принимаемые многими работодателями.

Дополнительно такой вуз не сможет принимать участие в конкурсе, по результатам которого распределяются бюджетные средства между разными учебными организациями.

Только аккредитованные вузы могут выдавать дипломы государственного образца. На основании ст. 27 ФЗ «Об образовании» люди могут занимать должности по своей специальности независимо от вида образца имеющегося диплома, но многие работодатели негативно относятся к документам установленного образца.

Хотя такой документ не является ограничением для получения работы даже в государственных учреждениях, но на практике такая документация не котируется.

Аккредитация заключается в проверке соответствия вуза требованиям и стандартам. Она проводится экспертной группой, члены которой изучают сайт и документы выбранной организации. При необходимости выносятся предписание для устранения выявленных нарушений. Если вуз не прошел аккредитацию, то он выдает дипломы установленного образца и не предоставляет отсрочку от армии.

Интересную информацию о том нужна ли вузам аккредитация вы получите из видео.

Государственная аккредитация образовательной деятельности

  • Высшее образование
  • Госуправление и регламентация
  • Допобразование
  • Дополнительное профобразование
  • Международное сотрудничество
  • Обучающиеся и родители/представители
  • Общее образование
  • Общие положения
  • Прием, перевод, отчисление
  • Профобразование
  • Система образования
  • Сотрудники организации
  • Спецкатегории программ и учащихся
  • Среднее профобразование
  • Статус организации
  • Экономика и финансы

Процесс создания и регистрации частного образовательного учреждения можно описать пошагово следующим образом:

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При этом обращаем ваше внимание на то, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Процедура создания частного образовательного учреждения должна включать в себя выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления частного учреждения, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем. Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего ЧУ, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы ЧУ быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

Обратите внимание! На основании ст. 123.23 ГК РФ, частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного образовательного учреждения несет собственник его имущества.

При определении структуры органов управления ЧУ нужно учитывать требования закона:

  • Учредитель (собственник имущества) принимает решения по “особо” важным вопросам)

  • Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

  • Формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации); педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет); может быть сформирован попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

  • В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления частного образовательного учреждения, порядок принятия ими решений и выступления от имени учреждения устанавливаются уставом.

Особенности создания и регистрации частного образовательного учреждения

  • Важным отличительным признаком частного образовательного учреждения от других форм некоммерческих организаций является наличие субсидиарной ответственности собственника имущества частного учреждения.
  • Частное учреждение не имеет членства, т.е. учредитель (собственник) учреждения не становится его членом после регистрации НКО. Учредитель частного учреждения является собственником имущества этого учреждения.
  • Частные образовательные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью (предпринимательской деятельностью), но только в случае, если это предусмотрено учредительными документами частного учреждения.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа частного образовательного учреждения, по которому осуществляется связь с ЧУ, предоставляются на государственную регистрацию объединения. Они указываются в заявлении на регистрацию. После выбора адреса получаем от собственника помещения документы, подтверждающие использование “юридического” адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации частного учреждения, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.

Также обязательным документом для частного образовательного учреждения является устав. Устав утверждается учредителем.

Устав ЧОУ должен содержать следующие сведения:

  • наименование, место нахождения частного учреждения
  • цели, задачи и основные формы деятельности
  • порядок создания и прекращения деятельности
  • структуру частного учреждения, его органы управления, порядок их формирования и компетенцию
  • имущественные отношения
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав
  • другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данного частного учреждения

Устав предоставляется в 3 экземплярах в регистрирующий орган.

Решение о создании частного образовательного учреждения принимается учредителем (собственником имущества)

Решение учредителя (собственника имущества) должно содержать:

  • дату
  • существо принятых решений
  • фамилию, инициалы и личную подпись учредителя

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации частного образовательного учреждения нужно заполнить: титульный лист, лист со сведениями об учредителе, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации может быть отказано.

Последнюю страницу листа Н (разд. 5) учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:

  • при подаче документов лично или через нотариуса — в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
  • при его направлении в форме электронных документов — усиленной квалифицированной электронной подписью

При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 5000-10000 рублей.

Размер госпошлины за регистрацию частного учреждения — 4 000 рублей.

Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

Статья 72. Государственная регламентация образовательной деятельности

1. Государственная регламентация образовательной деятельности представляет собой систему требований осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных образовательных программ, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, — программ профессиональной подготовки, и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, данных требований.

2. Основными принципами осуществления государственной регламентации образовательной деятельности являются:

1) установление единых требований осуществления образовательной деятельности по реализации конкретной образовательной программы (программы профессиональной подготовки);

2) установление единых процедур государственной регламентации образовательной деятельности и условий их осуществления на территории Российской Федерации; 3) гласность и открытость процедур государственной регламентации образовательной деятельности; 4) соблюдение законности при осуществлении процедур государственной регламентации образовательной деятельности.

3. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя следующие процедуры:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательных организаций и (или) реализуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом ими либо научными организациями

образовательных программ; 3) государственный контроль качества образования; 4) государственный надзор за соблюдением законодательства об образовании.

4. Процедуры государственной регламентации образовательной деятельности проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в сфере образования, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в пределах предоставленных им полномочий.

Статья 73. Лицензирование образовательной деятельности

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, по образовательным программам.

Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом -федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее -лицензия) действует бессрочно.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные положением, указанным в части 3 настоящей статьи.

По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии, с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, форма приложения к нему, технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность, при прекращении их деятельности в результате реорганизации в форме разделения действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи соответственно о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, возникшая в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, обращаются в лицензирующий орган в качестве соискателя лицензии.

Наш новый бесплатный курс раскрывает секреты самопродвижения педагогов в интернете через профессиональные блоги.

В статье расскажем: как педагогу начать карьеру блогера; почему самопродвижение в интернете стоит начинать с полезных публикаций для коллег, а не роликов для учеников; на что обратить внимание на старте, как зарегистрироваться на новый бесплатный курс и освоить необходимые инструменты.

Читатели получат ссылку на «секретную» технологию, и возможность скачать сертификат о прохождении курса на 16 ак.часов.

Все основные организационные вопросы начинаются с регистрации частной школы. Для этого основателю необходимо встать на учет в налоговой инспекции. Это можно сделать и в качестве индивидуального предпринимателя, но гораздо удобнее в качестве. В этом случае у организаторов будет больше возможностей для развития своего бизнеса и больше различных привилегий.

Для регистрации в налоговой инспекции необходимо подать все уставные документы, указав адрес нахождения будущей частной школы и заплатить государственную пошлину за регистрацию.

Важно: в России можно открыть частную начальную школу или среднеобразовательную только на некоммерческой основе.

Ранее данная деятельность облагалась пошлинами по сниженной ставке и имела определенные льготы. В настоящее время все послабления отменены. Но предприниматели, ведущие данную деятельность, имеют право рассчитывать на освобождение от уплаты НДС. Для этого при подаче документов указывают нулевую ставку по данной пошлине. Коды прописываются в соответствии с выбранным видом деятельности.

Следующим шагом будет получение лицензии и прохождение процедур аккредитации и аттестации. Для этого потребуются соответствующая подготовка и определенные документы. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Для получения лицензии в первую очередь необходимо представить подтверждение того, что будет произведено качественное оснащение классов, а обучение будет проходить по утвержденной методике. Расписание учебного процесса должно быть составлено по установленным нормам с учетом возрастных особенностей всех детей. Все документы для получения лицензии должны быть направлены в Министерство образования.

Как при для средней, так и при открытии частной начальной школы в учебном заведении должен быть медицинский пункт. Поэтому необходимо также получить и медицинскую лицензию в соответствующем учреждении. При соблюдении всех требований и норм с оформлением и получением данных документов не возникает никаких трудностей и проволочек. Отметим, что на рассмотрение каждого обращения уполномоченные органы тратят достаточно большое количество времени, поэтому стоит запастись терпением.

Аккредитация – это еще один вопрос, который необходимо решить сразу же после оформления деятельности частной школы в налоговом органе.

Важно: на протяжении нескольких лет пройти процедуру аккредитации не представляется возможным, и учреждение будет работать без данного документа. Это происходит, потому что для получения аккредитации частной школе необходимо проработать не менее 3 лет и выпустить поток учеников, полностью готовых к дальнейшему поступлению.

Эта процедура не является обязательной, но без нее невозможно будет привлечь в ряды учеников детей из состоятельных семей. Также без аккредитации школьникам придется сдавать экзамены в других школах, что создает дополнительные трудности.

Только после положительного решения, выданного Министерством образования, можно рассчитывать на успешную деятельность и конкурентоспособность частной школы. После прохождения данной процедуры руководство школы должно будет пройти аттестацию, и учреждение сможет полноценно существовать, привлекая все большее количество учеников.

При подготовке помещения, предназначенного для частной школы, основателям потребуются следующие документы:

  1. Разрешение, выдаваемое СЭС. Его можно получить после подготовки всех помещений и классов частной школы.
  2. Разрешение от пожарных. Для его получения необходимо обеспечить пожарную безопасность всего здания, занятого под частную школу. Для этого отделка должна быть выполнена из огнеупорных и безопасных материалов, здание иметь эвакуационные выходы, все комнаты и классы оборудовать огнетушителями, а на стенах должны располагаться планы эвакуации в случае ЧС или пожара.
  3. Договоры аренды или собственности помещения, на вывоз мусора, дезинфицирующих обработок, а также договор на поставку продуктов в столовую.

Для ведения деятельности частной школы руководству необходимо будет изучить следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон об образовании под номером 273.
  2. Постановление правительства об оказании платных услуг в сфере образования.
  3. Типовое положение об образовательном учреждении и его деятельности.
  4. Нормы СанПина.
  5. Нормативные акты, регламентирующие порядок аттестации педагогического состава.
  6. Федеральный закон под номером 7, регламентирующий деятельность некоммерческих учреждений.
  7. Технические регламенты и нормы для обеспечения пожарной безопасности.

После подготовки помещения, педагогов и всех документов, руководство частной школы должно обратиться в налоговую инспекцию для регистрации своей деятельности. Далее следует получить документы, свидетельствующие о получении лицензии и аккредитации, а также об аттестации рабочего персонала.

Для открытия хорошей частной школы с качественным образованием, необходимо выполнение следующих условий:

  1. Классы должны быть небольшими по численности. Это позволяет уделить максимум внимания каждому ученику, улучшая тем самым уровень образования школьников.
  2. Комфортные условия для нахождения в стенах школы каждого ученика и их обучения.
  3. Хорошо развитая инфраструктура внутри учебного заведения. Плюсом является наличие собственного бассейна, многофункциональный спортивный зал и компьютерные классы, оснащенные современной техникой.
  4. Гибкая и разнообразная учебная программа, соответствующая всех нормам.
  5. Высококвалифицированный состав педагогов.
  6. Особые, специальные методики образовательного процесса, разработанные для развития необходимых для жизни навыков и умений.
  7. Большое разнообразие изучаемых дисциплин. Кроме основных общеобразовательных предметов могут быть добавлены: иностранные языки, лингвистика, юриспруденция и экономика. Также упор может быть сделан на гуманитарные науки, театральное мастерство или вокал.
  8. Возможность пребывания ребенка в школе в течение всего дня или на полном пансионе.
  9. Ориентация на требования самых престижных ВУЗов страны. В этих частных школах идет специальная углубленная подготовка к поступлению в соответствующие учебные заведения.

Образовательная деятельность: Статьи

В новостях часто мелькают заголовки о том, что то или иное образовательное учреждение лишилось аккредитации. Что это означает? Нужна ли аккредитация учреждению дополнительного образования (ДПО) и как проверить, есть ли у него лицензия? Если вы планируете поступать куда-либо, эта информация может вам пригодиться.

Аккредитация учреждений образования: что это такое?

Начнем с того, что в России действуют федеральные образовательные стандарты – это эталон, которого обязаны придерживаться все учебные заведения в стране. Так вот, государственная аккредитация учреждений образования является своеобразным знаком качества. Она подтверждает, что учебное заведение обучает своих студентов именно в соответствии с федеральным стандартом, преподаватели на занятиях дают нужные знания, организация обеспечена материально-техническими средствами, учебными пособиями и методическим материалом.

Кроме вузов, процедуре подвергаются организации, которые обучают по программам среднего профобразования в сферах ядерной энергетики, обороны, транспорта и связи, безопасности. Качество подготовки студентов не проверяется.

Как правило, аккредитация учреждения проводится раз в пять-шесть лет (конкретных программ – после их выпуска). После этого образовательная организация может пройти аккредитацию повторно.При этом, если у учебного заведения есть филиалы, каждый из них должен быть аккредитован отдельно.

Занимается аккредитованием и выдачей лицензий на образовательную деятельность Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а все данные заносятся в специальный Реестр образовательных учреждений.

Обучать студентов без аккредитации по основным образовательным программам учреждение может. Однако ему запретят:

    выдавать дипломы государственного образца (выпускники получат дипломы установленного образца, которые котируются не у всех работодателей);

давать студентам отсрочку от армии;

участвовать в конкурсе на установление контрольных цифр приема за счет бюджетных денег по направлениям, которые не одобрил Рособрнадзор.

В России сейчас довольно много учебных центров и автономных некоммерческих организаций, которые занимаются повышением квалификации или профессиональной переподготовкой.

Для начала стоит пояснить: аккредитация и лицензия — это не одно и то же. Лицензия у учебного заведения должна быть в обязательном порядке, будь то вуз, колледж, учебный центр по профпереподготовке. Она подтверждает, что компания имеет право чему-то учить, а дипломы и сертификаты, которые она выдает, действительны и имеют юридическую силу. Это очень важно при дальнейшем трудоустройстве.

Однако с 2011 года Рособрнадзор вообще не проводит государственную аккредитацию программ ДПО (дополнительного профессионального образования). С этого времени подобным учебным центрам запрещено выдавать дипломы государственного образца — только установленного.

Впрочем, учебное заведение имеет право добровольно подать документы на профессионально-общественную аккредитацию, которая фактически определяет его престижность. Закон «Об образовании» определяет общественную аккредитацию как «признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда».

Такую аккредитацию проводит уже не Рособрнадзор, а работодатели и их объединения (Профаккредагентство, Нацаккредцентр, Агентство оценки и развития профессионального образования).

Внимание уделяется в первую очередь качеству конкретных программ подготовки. Общественную аккредитацию можно пройти по любым программам как в отечественных, так и в иностранных и международных организациях. В состав комиссии имеют право входить даже студенты. Процедура экспертизы проходит по договору организации с оценщиком.

Базовая модель общественной аккредитации в России – сертификация на соответствие международным стандартам качества (основной стандарт – ISO 9001). Более 250 российских организаций уже получили признание в международной сети органов по сертификации. Свидетельство о прохождении общественной аккредитации также можно запросить в организации или проверить на ее сайте.

[Закон об образовании] [Глава 12]

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при её проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

5. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

6. Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.

7. Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о порядке проведения соответствующей аккредитации.

8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

9. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *