Нарушения требований пожарной безопасности режимного характера

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения требований пожарной безопасности режимного характера». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Требование: руководитель утверждает инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это про то, как не допустить пожар и как спасаться, если в помещении всё же произошло возгорание. Весь персонал проходит противопожарное обучение и знакомится с инструкцией под подпись.

Где про это читать: пункт 2 Правил противопожарного режима из Постановления Правительства от 16.09.2020 № 1479 и Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645.

Что находят инспекторы МЧС: в организации нет инструкции о мерах пожарной безопасности или работники не прошли инструктаж. Вроде бы формальность, но на деле отсутствие бумаг добавит веса нарушению.

Требования пожарной безопасности: нарушения и наказание

Требование: если в помещении могут находиться одновременно более 50 человек, на стену вешают план эвакуации. Плюс по ходу движения — стрелки, а на двери табличку «Выход». Так нужно для объекта с массовым пребыванием людей.

Требования к планам зависят от площади и планировки помещения. Нарисовать план самостоятельно вряд ли получится — шрифты и условные знаки должны соответствовать ГОСТу. После перепланировки план надо менять.

Где про это читать: пункт 7 Правил противопожарного режима и ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Что находят инспекторы МЧС: эвакуационных планов нет, схемы не соответствуют реальной планировке или планы сделаны не по ГОСТу.

Требование: в помещении с массовым пребыванием людей должен быть огнетушитель, а в некоторых случаях — пожарные щиты. Количество и тип зависит от взрывопожарной опасности помещения. На огнетушитель сохраняют паспорт завода-изготовителя. Огнетушитель должен быть под рукой.

Где про это читать: пункты 70, 465, 468, 475 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: огнетушителя нет совсем или он лежит в месте, куда при пожаре трудно добежать.

Требование: из помещения должен быть эвакуационный выход, который открывается без ключа в направлении от себя. Ширина выхода зависит от вместимости. На пути не должно быть порогов. Путь эвакуации полностью свободен от мебели, хлама и любых других преград.

Где про это читать: пункты 33, 35, 36 Правил противопожарного режима. Если вы собственник всего здания, где ведёте бизнес, спрос будет за всю планировку по СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.

Что находят инспекторы МЧС: путь эвакуации людей проверяют тщательно. За нарушения примут:

— засовы и замки на дверях,

— мебель, торговые стойки, товары в коробках и воздуховоды на пути,

— перепады высот без пандуса и пороги,

— двери, которые открываются вовнутрь,

— вращающиеся двери и турникеты.

Требование: нельзя пользоваться электроприборами с поврёжденными проводами и сломанными розетками.

Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в актах проверки нереально часто мелькает фраза «эксплуатируется электропровод с видимыми нарушениями изоляции».

Требование: с ламп нельзя снимать заводские колпаки (рассеиватели). Ещё нельзя оборачивать светильник бумагой, тканью или чем-то подобным. В общем, кустарный декор запрещён.

Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в помещении висят светильники со снятыми колпаками. Это заметят даже на старой лампе в подсобке или подвале.

Требование: горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить в помещениях без окон или шахт дымоудаления.

Где про это читать: пункт 117 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в глухих складах и подвалах лежат коробки с аэрозолями, маслами и бутылками вина.

К нарушениям требований пожарной безопасности режимного характера относятся нарушения, связанные с непосредственной деятельностью организации, для устранения которых не требуется изменения конструктивных особенностей зданий (сооружений), а также значительных материальных затрат. Другими словами, это нарушения организационного характера.

Например, в данную группу входят такие нарушения, как:

  • загромождение путей эвакуации;
  • допуск к работе лиц, не прошедших обучение мерам пожарной безопасности;
  • отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности;
  • ненадлежащий учет состояния и наличия огнетушителей и других первичных средств пожаротушения на объекте защиты и т. п.

К нарушениям нережимного характера, в свою очередь, относятся нарушения, связанные с необходимостью внесения изменений в конструктивные особенности зданий (сооружений) и значительными материальными затратами, требующимися для их устранения.

Например, в данную группу входят такие нарушения, как:

  • отсутствие требуемого количества эвакуационных выходов с этажа или из здания в целом;
  • превышение допустимой площади пожарного отсека в пределах этажа здания;
  • отсутствие систем автоматической противопожарной защиты и т. д.

Безусловно, с учетом вышесказанного устранить нарушения режимного характера проще, поэтому на их ликвидацию обычно отводится меньше времени (скажем, месяц).

Устранение же нарушений нережимного характера, как правило, требует не только серьезных капиталовложений, но и большого количества времени, поэтому в выданном организации предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору, принимая во внимание данные обстоятельства, устанавливает более отдаленную дату внеплановой проверки исполнения пунктов предписания.

К сожалению, на практике это иногда приводит к тому, что организация, пользуясь предоставленной отсрочкой, не спешит приводить используемые помещения в надлежащее противопожарное состояние. Так, ресторан вполне может продолжать обслуживать посетителей и приносить хозяину доход, несмотря на грозящую гостям заведения опасность.

Единственным средством борьбы с подобными недобросовестными организациями является принятие государственным инспектором по пожарному надзору решения о временном запрете деятельности объекта защиты, возможность которого предусмотрена ст. 27.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Например, основанием для приостановки деятельности объекта защиты может послужить такое грубое нарушение требований пожарной безопасности, как отсутствие систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.

Однако временный запрет деятельности действует лишь до рассмотрения дела судом.

Между тем, по сложившейся практике, судебный процесс, инициированный органом государственного пожарного надзора, может растянуться на месяцы и все это время возобновивший работу опасный объект будет функционировать, создавая угрозу для здоровья и жизни людей. Представляется, что эта проблема требует скорейшего решения.

Конечно, большинство организаций являются более ответственными и выполняют выданные им государственным инспектором по пожарному надзору предписания в срок.

Тем не менее, «вредная привычка» предпринимателей задумываться о пожарной безопасности только после проведения проверки и получения предписания зачастую чревата серьезными последствиями.

Например, несколько лет назад в Москве имел место пожар в здании гостиницы, переоборудованной под офисы, где незадолго до ЧП в ходе плановой проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Причем пожар случился как раз в тот день, когда соответствующие материалы должны были быть переданы в суд для принятия решения о приостановлении или о продолжении деятельности объекта. В ходе пожара из горящего здания были спасены и эвакуированы в общей сложности почти 200 человек, один человек погиб.

Следует отметить, что КоАП РФ предусматривает отдельную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Оно влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 70 тыс. до 80 тыс. руб.

Для переноса сроков исполнения выданного ранее предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности необходимо в установленные сроки обратиться с мотивированным письмом в соответствующий орган государственного пожарного надзора.


При этом невыполнение в установленный срок предписания на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 5 тыс. до 6 тыс. руб. (к должностному лицу также может быть применена дисквалификация на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в размере от 90 тыс. до 100 тыс. руб. Повторное совершение указанных административных правонарушений влечет наложение административного штрафа: • на граждан – в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. (альтернатива – дисквалификация на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Наиболее часто в ходе проверок выявляются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. загромождение эвакуационных путей и выходов. Подпункт «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390), запрещает:

  • загромождать эвакуационные пути и выходы (в т. ч. проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами;
  • блокировать двери эвакуационных выходов;

2. нахождение систем автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и т. п.) в неисправном состоянии. Пункт 61 Правил № 390 требует от руководителя организации:

  • обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта:
      • автоматических (автономных) установок пожаротушения;
      • автоматических установок пожарной сигнализации;
      • установок систем противодымной защиты;
      • системы оповещения людей о пожаре;
      • средств пожарной сигнализации;
      • противопожарных дверей;
      • противопожарных и дымовых клапанов;
      • защитных устройств в противопожарных преградах;
  • организовывать не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки;

3. изменение в ходе эксплуатации здания (помещений) объемно-планировочных решений (перепланировка), из-за которых оказывается ограниченным доступ к пожарным кранам, первичным средствам пожаротушения, уменьшается зона действия систем автоматической противопожарной защиты, а также нарушаются проектные решения по путям эвакуации:

  • подп. «е» п. 23 Правил № 390 запрещает производить изменение объемнопланировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
  • п. 33 Правил № 390 требует от руководителя организации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в т. ч. по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с положениями ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .

Между тем, основными причинами возникновения пожара в организациях являются:

  • неправильная эксплуатация электроустановок;
  • аварийный режим работы отдельных бытовых электроприборов.

Зачастую возникновению пожара способствует так называемый человеческий фактор.

С нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования связано 65% всех пожаров в организациях, 15% пожаров обусловлено неосторожным обращением людей с огнем, в т. ч. при курении.

Например, известно, что электропроводка в зданиях рассчитана на определенную нагрузку, в российских условиях в помещениях часто отсутствует необходимое заземление. При этом сотрудники организаций об этом, как правило, не задумываются и включают в электрическую сеть очень мощные электроприборы или в нарушение требований заводов-изготовителей используют для питания электроприборов электрические сети без соответствующего заземления.

НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КоАП РФ предусматривает четыре вида административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. административное приостановление деятельности;
  4. дисквалификация.

Применение такого вида наказания, как предупреждение, разрешается российским законодательством при определенных обстоятельствах, если соответствующее нарушение допущено впервые. Если же оно допущено не в первый раз, то назначается административный штраф. Тот факт, что лицо в течение года уже привлекалось за подобное нарушение и оно выявлено повторно, является основанием для применения максимально возможного административного наказания, вплоть до административного приостановления деятельности.

Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.


Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством не предусмотрена. Исключение составляют случаи возникновения пожара, повлекшего гибель людей или крупный материальный ущерб, если будет установлена причинно-следственная связь между произошедшим пожаром и нарушением требований пожарной безопасности.


Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства определены КоАП РФ, который к числу смягчающих обстоятельств относит:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  • оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.


Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.


Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, КоАП РФ признаются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, т. е. совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

При этом судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать соответствующее обстоятельство отягчающим.

Административной ответственности, применяемой при нарушении требований пожарной безопасности, посвящена ст. 20.4 КоАП РФ (ее положения не касаются нарушений правил пожарной безопасности в лесах и нарушений требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, которые предусмотрены ст. 8.32 и ст. 11.16 КоАП РФ соответственно).

Так, согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет следующее административное наказание:

  • для граждан – в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрено следующее административное наказание:

  • для граждан – в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в виде штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Нарушения такого рода наказываются штрафом:

  • для граждан – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

В соответствии с ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ при повторном нарушении требований пожарной безопасности штрафные санкции увеличиваются (штраф, накладываемый на организацию в этом случае, может достигать 400 тыс. руб.), а административные материалы на юридическое лицо могут передаваться в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности объекта защиты на срок до 90 суток.

Самое суровое наказание предусмотрено ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на организацию в целом, так и на ее руководителя, а также лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Допустивший нарушение сотрудник организации может быть подвергнут административному наказанию в виде предупреждения или штрафа, а ее руководитель в дополнение к этому может быть дисквалифицирован и лишен права занимать руководящие должности на срок до трех лет.

Следует отметить, что, несмотря на то, что последний раз административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности ужесточалась еще несколько лет назад, ее нынешний размер представляется вполне адекватным и предпосылок для усиления ответственности пока не наблюдается.


Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена и на рядового сотрудника организации в случае, если он совершит противоправные действия прямо на глазах у государственного инспектора по пожарному надзору (например, будет курить в неустановленном месте).


Организации, не согласные с назначенным им административным наказанием, имеют возможность обжаловать постановление о его назначении в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а также Арбитражным процессуальным кодексом РФ (в случае, если дело обжалуется в Арбитражном суде г. Москвы или иных арбитражных судах).

Лицо, возражающее против вынесенного в отношении него постановления о назначении административного наказания, имеет право в течении 10 суток с момента получения копии постановления обжаловать его вышестоящему должностному лицу федерального государственного пожарного надзора МЧС России или в судебном порядке. Правда, такое обжалование редко бывает успешным.

Например, в течение 2014 г. были удовлетворены заявления об обжаловании 225 постановлений о назначении административных наказаний, что составляет всего 1% от общего количества вынесенных должностными лицами органов государственного пожарного надзора постановлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности

За проведение проверок пожарной безопасности отвечает подразделение МЧС России – Государственный пожарный надзор.
Осуществлять проверку соответствия организации требованиям противопожарной безопасности может только аттестованный государственный инспектор.
В отношении УО может быть проведено два вида проверок:

  • Плановая – проводится на основании ежегодных планов, которые согласуются с органами прокуратуры. Узнать о предстоящей проверке можно на сайте Генеральной прокуратуры РФ после 1 января текущего года. А не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки Госпожнадзор должен направить организации уведомление о ней. Кроме того, орган государственного пожарного надзора публикует ежегодный план проверок на своих сайтах не позднее 10 дней до начала нового календарного года.
  • Внеплановая – о её проведении Госпожнадзор уведомляет не позднее, чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом. Если от собственников помещений в МКД, физических или юридических лиц поступила жалоба об угрозе жизни и здоровью граждан или животных, государственные органы имеют право не предупреждать о проведении проверки.

Возможные основания для внеплановой проверки:

  • Истёк трёхлетний срок с момента ввода дома в эксплуатацию или с даты последней плановой проверки.
  • Истёк срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений.
  • В орган государственного пожарного надзора поступили обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или органов власти о факте нарушения требований пожарной безопасности.

Чтобы подготовится к проверке нужно:

  • сделать обход дома для выявления нарушений;
  • подготовить пакет документов;
  • проверить, все ли сотрудники прошли противопожарный инструктаж.

В доме должны быть таблички с номерами телефонов пожарной охраны и ответственных за пожарную безопасность лиц; знаки, обозначающие места для курения; знаки, которые обозначают категории помещений МКД по взрывопожарной и пожарной опасности; не должно быть незаконных перепланировок общего имущества.

К проверке необходимо подготовить:

  • Организационные документы:
    • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
    • выписка из ЕГРЮЛ;
    • свидетельство о постановке на учёт в налоговый орган;
    • приказ о назначении генерального директора организации;
    • протокол о выборе способа управления МКД;
    • договор управления;
    • технический паспорт.
  • Документы, подтверждающие состояние пожарной безопасности МКД:
    • приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность;
    • приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
    • приказы о назначении ответственных за проведение вводного противопожарного инструктажа в организации, а также о назначении лиц, выполняющих первичный и повторный противопожарные инструктажи на рабочих местах;
    • приказы об утверждении программы проведения вводного инструктажа и программы первичного противопожарного инструктажа;
    • график противопожарных инструктажей, которые будут проводиться повторно;
    • журнал учёта проведённых инструктажей по противопожарной безопасности;
    • удостоверения о прохождении обучения по пожарно-техническому минимуму;
    • приказ об установлении противопожарного режима на объекте;
    • инструкцию о мерах пожарной безопасности на объекте;
    • инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого взрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, при их наличии;
    • декларацию пожарной безопасности;
    • исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта;
    • годовой план-график проведения работ по техническому обслуживанию и плановому ремонту систем противопожарной защиты здания;
    • протоколы эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли здания;
    • протокол испытаний противопожарного водопровода – при наличии противопожарных водопроводных сетей;
    • журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители.

товаров в наличии

и под заказ

  • пожарно-технический минимум
  • противопожарный инструктаж

Магазин «Пожбезопасность от А до Я» — это магазин противопожарного оборудования и инвентаря.

Компания «ББЛ-Сервис» предоставляет широкий спектр услуг в сфере безопасности.

Вся информация на сайте имеет демонстративный характер.

Последствия пожаров, связанных с несоблюдением требований пожарной безопасности

Нарушение пожарной безопасности квалифицируют по разным параметрам. Перечислим их.

Какие требования могут быть нарушены:

  1. Осведомленность персонала объекта о правилах ПБ, соответственно не обеспечение обучения.
  2. Несоблюдение соответствия правилам помещений и территории. В основном здесь учитываются организационно-эксплуатационные характеристики.
  3. Требование к комплектности средств пожаротушения и сигнализации. Сюда входят как первичные средства, так и технические.
  4. Безопасное проведение операций, связанных с открытым огнем или нагревом материалов.
  5. Исполнение предписаний, исходящих от надзорных органов.

Здесь действует два вида наказания: предупреждение или штраф. В последнем случае размер штрафных санкций таков:

  • 1000-5000 руб. для граждан;
  • 6000-50000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ лиц;
  • 15000-1000000 руб. для юридического лица.

Если произошло неисполнение условий предписания, выданного инспектором Госпожнадзора:

  • 1500-5000 руб. для граждан;
  • 3000-20000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ;
  • 70000-200000 руб. для предприятий.

Еще один момент, касающийся административной ответственности. Его относят к руководителям объектов. Существует практика, когда директора предприятий снимали с занимаемой должности сроком до 3 лет. Это происходит в судебном порядке. При этом не учитывается, были нарушения сделаны законодательной базы или предписания инспектора.

Существует два их вида: режимного и нережимного характера.

К первой группе относятся организационные нарушения, которые не связаны с конструктивными особенностями строения, а их устранение не влечет масштабных переделок и больших затрат:

  • пути эвакуации загромождены;
  • неправильно и неточно ведется учет наличия и состояния огнетушителей и других средств тушения пожара;
  • к работе допущены лица, не прошедшие обучение по пожарной безопасности;
  • отсутствуют инструкции, гласящие о мерах пожарной безопасности.

Устранить такие нарушения не слишком сложно, поэтому на их устранение дается не слишком много времени (от месяца). А вот что касается нережимных, то тут все не просто: придется вносить значительные изменения в конструкцию здания, что априори несет за собой приличные траты.

Случается, что недобросовестное руководство организации пренебрегает выдвинутыми требованиями и не торопится что-то делать в направлении устранения недостатков ПБ. Функционирование её продолжается без задержек, то есть, люди, работающие здесь, а так же посетители, буквально находятся под «дамокловым мечом».

Если такое происходит и пришедший с инспекцией государственный проверяющий видит, что никакие меры и не думали приниматься, то он имеет право временно запретить деятельность объекта. Данное неисполнение уже воспринимается как административное нарушение и влечет за собой судебное дело и наложение штрафов.

Смотрите также:

Стоит признать, что пожарную профилактику справедливо считают важнейшей частью современных предприятий, градостроительной сферы, а также застройки и планировки. За организацию профилактики отвечают профильные отделы, являющиеся частью пожарного надзора.

К основным задачам можно отнести:

  • Организацию и осуществление постоянного наблюдения за противопожарным состоянием объекта.
  • Разработку и реализацию всех необходимых мер ПБ.
  • Осуществление постоянного контроля за выполнением предусмотренных требований пожарной безопасности.
  • Квалифицированное обучение основным мерам ПБ и конкретным действиям во время пожара.
  • Организация и реализация необходимой противопожарной пропаганды.
  • Постоянный контроль за системами и средствами ПЗ (противопожарная защита). Следить необходимо за состоянием и работоспособностью перечисленных компонентов.

К нарушениям требований пожарной безопасности режимного характера относятся нарушения, связанные с непосредственной деятельностью организации, для устранения которых не требуется изменения конструктивных особенностей зданий (сооружений), а также значительных материальных затрат. Другими словами, это нарушения организационного характера.

Для переноса сроков исполнения выданного ранее предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности необходимо в установленные сроки обратиться с мотивированным письмом в соответствующий орган государственного пожарного надзора.

При этом невыполнение в установленный срок предписания на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 5 тыс. до 6 тыс. руб. (к должностному лицу также может быть применена дисквалификация на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в размере от 90 тыс. до 100 тыс. руб. Повторное совершение указанных административных правонарушений влечет наложение административного штрафа: • на граждан – в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. (альтернатива – дисквалификация на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Наиболее часто в ходе проверок выявляются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. загромождение эвакуационных путей и выходов. Подпункт «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390), запрещает:

  • загромождать эвакуационные пути и выходы (в т. ч. проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами;
  • блокировать двери эвакуационных выходов;

2. нахождение систем автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и т. п.) в неисправном состоянии. Пункт 61 Правил № 390 требует от руководителя организации:

  • обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта: автоматических (автономных) установок пожаротушения;
  • автоматических установок пожарной сигнализации;
  • установок систем противодымной защиты;
  • системы оповещения людей о пожаре;
  • средств пожарной сигнализации;
  • противопожарных дверей;
  • противопожарных и дымовых клапанов;
  • защитных устройств в противопожарных преградах;
  • организовывать не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки;
  • 3. изменение в ходе эксплуатации здания (помещений) объемно-планировочных решений (перепланировка), из-за которых оказывается ограниченным доступ к пожарным кранам, первичным средствам пожаротушения, уменьшается зона действия систем автоматической противопожарной защиты, а также нарушаются проектные решения по путям эвакуации:

    • подп. «е» п. 23 Правил № 390 запрещает производить изменение объемнопланировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
    • п. 33 Правил № 390 требует от руководителя организации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в т. ч. по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с положениями ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .

    Между тем, основными причинами возникновения пожара в организациях являются:

    • неправильная эксплуатация электроустановок;
    • аварийный режим работы отдельных бытовых электроприборов.

    Зачастую возникновению пожара способствует так называемый человеческий фактор.

    С нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования связано 65% всех пожаров в организациях, 15% пожаров обусловлено неосторожным обращением людей с огнем, в т. ч. при курении.

    Например, известно, что электропроводка в зданиях рассчитана на определенную нагрузку, в российских условиях в помещениях часто отсутствует необходимое заземление. При этом сотрудники организаций об этом, как правило, не задумываются и включают в электрическую сеть очень мощные электроприборы или в нарушение требований заводов-изготовителей используют для питания электроприборов электрические сети без соответствующего заземления.

    На практике встречаются случаи, когда даже правильная эксплуатация электроприборов приводит к их переходу в аварийный режим работы, что нередко заканчивается возникновением пожара.

    При этом следует отметить, что общие положения Правил № 390, посвященные безопасной эксплуатации электроустановок и электроприборов, запрещают, в частности:

    • оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации;
    • эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
    • пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
    • обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
    • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
    • применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
    • оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в т. ч. находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, и др.

    Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

    1. Уничтожение \ повреждение чужого имущества в крупном размере, которое совершено по неосторожности, наказывается штрафом в размере до 200 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) или в размере заработной платы или другого дохода виновного за период до 2-х месяцев, либо исправительными работами на срок до 1-го года, либо ограничением свободы сроком до 2-х лет.

    2. Деяния части 1, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или другими источниками повышенной опасности либо повлекшие тяжкие последствия наказываются штрафом в размере 200 – 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода виновного за период 2-5 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.

    Комментарий к статье:

    1. Согласно ч. 2 ст. №168 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо за деяния, которые совершены путем неосторожного обращения с огнем или иным источником, связанным с повышенной опасностью, либо повлекшие тяжкие последствия, как пожары лесных массивов или повреждение газопровода.

    2. Субъект данной статьи —лицо, достигшее 16 лет.

    КоАП РФ предусматривает четыре вида административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности:

    1. предупреждение;
    2. административный штраф;
    3. административное приостановление деятельности;
    4. дисквалификация.

    Применение такого вида наказания, как предупреждение, разрешается российским законодательством при определенных обстоятельствах, если соответствующее нарушение допущено впервые. Если же оно допущено не в первый раз, то назначается административный штраф. Тот факт, что лицо в течение года уже привлекалось за подобное нарушение и оно выявлено повторно, является основанием для применения максимально возможного административного наказания, вплоть до административного приостановления деятельности.

    Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.

    Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством не предусмотрена. Исключение составляют случаи возникновения пожара, повлекшего гибель людей или крупный материальный ущерб, если будет установлена причинно-следственная связь между произошедшим пожаром и нарушением требований пожарной безопасности.

    Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства определены КоАП РФ, который к числу смягчающих обстоятельств относит:

    • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
    • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
    • добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
    • оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
    • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
    • добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
    • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
    • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
    • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Регулярно сотрудники ГПН фиксируют различные правонарушения, которые влекут за собой возникновение пожара. Среди наиболее распространенных можно выделить:

    • несоблюдение правил использования электросетей и оборудования;
    • отсутствие первичных средств тушения пожара;
    • отсутствие инструкций и плана эвакуации;
    • отсутствие автоматизированных систем и противопожарной сигнализации;
    • загромождение запасных выходов;
    • несоответствие маршрута эвакуации установленным нормам;
    • использование легковоспламеняющихся и токсичных материалов отделки в местах общего пользования;
    • допуск к работе специалистов, не прошедших инструктаж;
    • отсутствие источников водоснабжения в местах массового скопления людей;
    • около выхода на крышу здания нет информации о местонахождения ключа.

    В российском законодательстве предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Каждый из перечисленных пунктов является противоправным деянием и может привести к серьезным последствиям.

    Перечень нарушений противопожарного режима

    Работодатель выявив несоблюдение требований может назначить дисциплинарное наказание в отношении работника, на которого были возложены должностные обязанности по обеспечению ПБ на предприятии. Работодатель вправе использовать следующие меры пресечения:

    • замечание;
    • выговор;
    • увольнение (если сотрудник продолжает систематически нарушать требования).

    Данные виды наказания предусмотрены трудовым кодексом и назначаются, основываясь на периодичность нарушений, а так же их последствия.

    Чаще всего применяется административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности. В качестве пресечения выписывается предупреждение или штраф, который для граждан составляет от двух до трех т. р., для уполномоченных лиц от шести до пятнадцати т. р., а для юридических лиц от пятидесяти до двухсот тысяч рублей. Эти цифры актуальны в тех случаях, когда халатность не повлекла за собой негативных последствий.

    Данные размеры штрафов установлены административным кодексом, статья 20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Если несоблюдение требований допущено во время действия особого противопожарного режима, размеры взысканий значительно увеличиваются:

    • на граждан – от 2 до 4 тыс. руб.
    • на уполномоченных лиц – от 15 до 30 тыс. руб.
    • на юр. лицо – от 200 до 400 тыс. руб.

    Если нарушение правил ПБ повлекло за собой возникновение пожара и порчу чужого имущества, тогда сумма штрафа для граждан достигает пяти тысяч, для уполномоченных лиц до пятидесяти тысяч, а юридическое лицо может лишиться четырехсот тысяч рублей.

    Максимальное наказание в соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрено в тех случаях, когда правонарушение повлекло за собой смерть человека или нанесло ущерб его здоровью. Учитывая тяжелые последствия, юридическое лицо получает штраф от 600 000 рублей до одного миллиона или приостановление деятельности на три месяца.

    В уголовном кодексе есть статья 219, которая так же предусматривает наказание в виде заключения под стражу или исправительных работ. Если нарушение правил ПБ повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, ответственное лицо может получить срок лишения свободы до трех лет. В случае гибели людей срок возрастает до пяти лет. Если погибло более двух человек – до семи лет.

    Стоит признать, что пожарную профилактику справедливо считают важнейшей частью современных предприятий, градостроительной сферы, а также застройки и планировки. За организацию профилактики отвечают профильные отделы, являющиеся частью пожарного надзора.

    К основным задачам можно отнести:

    • Организацию и осуществление постоянного наблюдения за противопожарным состоянием объекта.
    • Разработку и реализацию всех необходимых мер ПБ.
    • Осуществление постоянного контроля за выполнением предусмотренных требований пожарной безопасности.
    • Квалифицированное обучение основным мерам ПБ и конкретным действиям во время пожара.
    • Организация и реализация необходимой противопожарной пропаганды.
    • Постоянный контроль за системами и средствами ПЗ (противопожарная защита). Следить необходимо за состоянием и работоспособностью перечисленных компонентов.

    Первоочередными пожарно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся на объекте, являются:

    • Применение негорючих моющих средств в тех местах, где обезжириваются и очищаются детали или готовая продукция.
    • Сбор информации о параметрах пожарной опасности различных используемых в технологическом процессе веществ и материалов.
    • Задействование автоматических систем пожарной безопасности.
    • Регулярная проверка работоспособности систем пожарной автоматики.
    • Изоляция пожароопасного технологического оборудования. При необходимости его можно вынести на открытые участки территории.
    • Использование противопожарных препятствий и быстродействующих клапанов, которые будут предотвращать быстрое распространение пожара по помещению и коммуникациям.
    • Запрет на задействование горючих материалов при ремонтных работах путей, которые являются эвакуационными.
    • Использование в наиболее пожароопасных помещениях специальной защиты от дыма и других систем.

    Эффективность борьбы с возгораниями обеспечивается только лишь на тех предприятиях, где хорошо поставлена организационная и агитационная работа. Также на образцовых предприятиях есть и функционируют ДПД (добровольная пожарная дружина) и ПТК (пожарно-техническая комиссия).

    Согласно статистической информации, на предприятиях больше половины всех пожаров происходит из-за человеческой небрежности или же грубейшего нарушения работниками существующих правил пожарной безопасности. К самым частым причинам возгорания сегодня можно отнести:

    • Курение в местах, которые не предусмотрены для этого.
    • Не выключенные электрические бытовые приборы.
    • Применение факелов или паяльных ламп для разогрева деталей, труб и прочих конструкций.

    Для полного устранения перечисленных выше причин необходимо вводить наиболее жёсткий режим противопожарной безопасности, а сотрудников постоянно учить основным правилам ПБ.

    О новом регулировании вопросов пожарной безопасности

    На законодательном уровне, независимо от направленности трудовой деятельности предприятия и его специфики, выделяют следующие виды грубых нарушений пожарной безопасности:

    • Хранение и учёт СИЗ (средства индивидуальной защиты) при пожаре. За учёт и хранение данных средств отвечает сотрудник, который является ответственным за противопожарную безопасность на объекте. Из-за уничтожения при пожаре, неправильного хранения или же потере средств индивидуальной защиты и фиксации нарушения во время государственной или же внутренней проверки, ответственное лицо наказывается дисциплинарными и материальными санкциями.
    • Издание и размещение эвакуационных знаков безопасности на объекте. Если знаки отсутствуют или некорректно размещены, то государственные органы налагают большие денежные штрафы. Также выписывается специальное предписание на устранение данного несоответствия.
    • Проведение тренировочных и контрольных мероприятий по ПБ. Данные нарушения могут быть выявлены по ходу организации внутренних событий сотрудниками предприятия, которые отвечают за пожарную безопасность. Это нарушение влечёт дисциплинарную ответственных соответствующих лиц.
    • Обращение с горючими технологическими веществами. Из-за этого нарушения часто возникают нештатные и чрезвычайные ситуации, которые причиняют материальный вред производству, здоровью и жизни людей. При фиксации подобных нарушений ответственные привлекаются ко всем видам ответственности: административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и даже уголовной. Последняя наступает из-за тяжкого и среднего вреда здоровью человека или если из-за этого нарушения он погиб.
    • Нарушение противопожарного режима. Этот режим регламентируется федеральным законодательством. Все правила и нормы в равной степени распространяются как на обычных сотрудников предприятия, так и на руководство. За нарушением следует гражданская или административная ответственность.
    • Утеря или порча имущества, которое необходимо для первичного тушения возгорания. За соблюдение данного правила также отвечает ответственный за ПБ. Пропажу или порчу можно обнаружить по ходу контрольных противопожарных мероприятий, которые проводят руководители предприятия или же инспектирующие органы. Наказанием служит административная ответственность.
    • Несоблюдение норм и правил при ЧС (чрезвычайная ситуация). К ЧС относится возгорание или пожар. К нарушению можно причислить неприменение ПСТ (первичные средства тушения), неисправности датчиков, систем и средств, которые отвечают за контроль технического состояния объекта, отсутствие сигнализационных средств и систем информационного обеспечения. За это нарушение ответственные привлекаются к серьёзным санкциям.

    Перечисленные нарушения могут присутствовать по вине и руководства предприятия, и сотрудников организации.

    Технические меры профилактики пожарной безопасности – комплекс мероприятий, которые направленны на создание эффективной системы, предупреждающей возможные возгорания. Также этот эффективный комплекс гарантирует оперативную ликвидацию огня и безопасную эвакуацию людей.

    К данным мерам относятся следующие факторы:

    1. Использование автоматической противопожарной сигнализации, которая должна быть подключена к дежурным постам.
    2. Применение бытовых и промышленных датчиков, контролирующих повышение температуры на объекте.
    3. Задействование сенсоров задымлённости объекта.
    4. Монтаж систем, тушащих пожар автоматически.
    5. Использование на предприятии пожарных щитов, средств для первичного тушения пожара и необходимого объёма СИЗ.

    Для того чтобы обеспечить эвакуацию людей нужно:

    • Установить число, размеры и конструкцию путей (выходов) эвакуационных.
    • Гарантировать беспроблемное направление людей по этим самым выходам (путям).
    • Организовать управление движения людей с помощью световых указателей, звукового и речевого оповещения и так далее.

    Для всех жилых зданий, транспорта и прочих общественных мест законом также предусматриваются профилактические правила. К ним относится соблюдение прав и обязанностей граждан Российской Федерации. Благодаря этому снижается число возникающих пожаров.

    Помимо организации системы технического обеспечения пожарной безопасности, очень важно гарантировать правильное информирование населения о противопожарных мерах.

    Правильная система информирования состоит из:

    • Квалифицированного обучения персонала ответственными за ПБ лицами.
    • Осуществление различных практических занятий, на которых выступают представители пожарных частей.
    • Публикация и ознакомление различных тематических материалов в социальных группах и на интернет-сайтах организации.
    • Осуществление дополнительных информационных семинаров на темы, которые так или иначе связываются с защитой от возможных пожаров и их негативных последствий.

    У всех людей есть абсолютное право на защиту собственной жизни при возникновении пожара с разными дополнительными факторами. Пожарная безопасность – это отличная возможность защитить имущество предприятия и здоровье людей. Получается, что законодательство пожарной безопасности соответствует основным конституционным требованиям РФ.

    Другой важный аспект мер по предотвращению пожаров – это соблюдение правил, связанных с обращением с огнём. Дети и взрослые должны соблюдать правилам и таким образом снижается риск возгорания в места общественного пользования и жилых зданиях. Спички, всевозможные зажигалки, а также приборы электрического поджига должны быть изолированы от малышей. Курить необходимо в специальных помещениях или на выделенных участках территории. Подобные зоны и участки оснащаются всевозможными указателями, запрещающими вывесками, урнами и пепельницами. В настоящее время курильщики, которые нарушают правила строго наказываются.

    Сегодня запрещается использовать для отопления объектов газовые плиты. Любые приборы нагрева нужно располагать на достаточном расстоянии от занавесок, гардин, покрывал и прочих предметов текстиля. На газовых плитах нельзя сушить личные вещи, а на отопительных приборах оставлять какие-либо предметы. Для знакомства с подобными правилами использования стоит заглянуть в рекомендации изготовителя.

    Помимо этого, противопожарные меры – это использование в жилище лишь исправной техники. Если в работе замечаются какие-либо дефекты, необходимо устранить проблему или же полностью отказаться от данной техники.

    В квартирах и домах, нельзя закрывать вентиляционные отверстия.

    Виды нарушений пожарной безопасности

    Нарушениям в области чрезвычайных ситуаций отведён раздел III — Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    В данный раздел входит:

    • Доклад по правоприменительной практике;
    • Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований;
    • Ответы на актуальные вопросы с руководством по соблюдению обязательных требований.

    Нарушениям лицензионных требований в области пожарной безопасности отведён раздел IV — Лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

    В данный раздел входит:

    • Доклад по правоприменительной практике;
    • Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области лицензионного контроля при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
    • Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований;
    • Ответы на актуальные вопросы с руководством по соблюдению обязательных требований.

    Раздел V отведён государственному надзору за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

    Как видите, масштаб материалов достаточно большой. Внутри вы найдёте ответы на волнующие вас вопросы.

    Далее предлагаю скачать все доклады одним файлом в формате MS Word.

    Для начала необходимо отметить, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности по действующему законодательству несут следующие лица:

    • Владельцы имущественных комплексов.
    • Руководство органов федерального значения исполнительной власти.
    • Руководство государственных органов самоуправления местного предназначения.
    • Лица, которые уполномочены владеть, распоряжаться или пользоваться имущественными комплексами. Необходимо дополнить, что сюда же относится руководство структур.
    • Лица, которые в определенном законодательством порядке назначены ответственными за организацию пожарной безопасности.
    • Определенные должностные лица в рамках их компетенции.

    Итак, ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – не что иное, как правовая сторона организации безопасности при пожаре на производстве и в структурах. Как выяснилось, она предполагает привлечение виновных граждан и иных лиц к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение или же неисполнение требований и правил безопасности. Другими словами, нести наказание за халатное и наплевательское отношение в отношении мер предосторожности в сфере безопасности при пожаре может как руководство организации, так и любой ее сотрудник.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *