Паспорт сделки валютный контроль 2021 от какой суммы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Паспорт сделки валютный контроль 2021 от какой суммы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:
- операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
- операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
- операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.
ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.
Нужен ли паспорт сделки и как осуществляется валютный контроль?
Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:
- при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
- при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.
Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).
Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
- Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
- Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
- Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
- Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
- Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
- Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
- Последующий, проводимый после завершения сделки.
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма |
Экспорт |
Импорт или кредитование |
---|---|---|
до 200 тыс. руб. | документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции | |
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. | любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. | любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
от 3 млн руб. до 6 млн руб. | контракт для регистрации | |
свыше 6 млн руб. | контракт для регистрации |
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Образец заполнения СПД можно скачать здесь
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка |
Юридические лица |
Должностные лица и ИП |
---|---|---|
до 10 дней | от 5 до 15 тыс. руб. | от 0,5 до 1 тыс. руб. |
от 10 до 30 дней | от 20 до 30 тыс. руб. | от 2 до 3 тыс. руб. |
более 30 дней | от 40 до 50 тыс. руб. | от 4 до 5 тыс. руб. |
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.
Эти меры включают:
- поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
- освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
- увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
- внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.
Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.
Валютный контроль 2021: что нужно знать
Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.
Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.
- первый сценарий
Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.
- второй сценарий
Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.
Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.
Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.
В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:
- начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
- с 1 января 2021 года – не более 30%;
- далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.
Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.
В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.
Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.
Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.
Вместо оформления паспортов сделки Инструкцией № 181-И предусмотрен учет банками внешнеэкономических контрактов. То есть банки должны будут сами осуществить постановку контракта на учет (раздел II Инструкции № 181-И).
Банк должен принять на учет экспортный или импортный контракт в течение одного рабочего дня и присвоить ему уникальный номер в специальном порядке, который направляется резиденту-экспортеру или импортеру.
Однако не все контракты должны ставиться на учет. Требование о постановке на учет касается кредитных договоров, а также экспортных и импортных контрактов, предусматривающих:
- ввоз или вывоз товаров, за исключением ввоза-вывоза ценных бумаг в документарной форме;
- куплю-продажу товаров и (или) оказание услуг, связанных с куплей-продажей товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки. Исключение составляет купля-продажа запасных частей и оборудования;
- аренду, лизинг движимого и (или) недвижимого имущества;
- оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, исключительных прав на них, за исключением некоторых видов договора.
Помимо видов договоров, необходимо иметь в виду ценовой лимит.
Если речь идет об импортном контракте или кредитном договоре, то его нужно поставить на учет, если сумма обязательств по нему 3 млн руб. и более.
Если речь идет об экспортном контракте, то его нужно поставить на учет, если сумма обязательств по нему 6 млн руб. и более.
Рублевый эквивалент по контрактам и кредитным договорам определяют на дату заключения соглашения или дату его последних изменений (п.4.2 Инструкции № 181-И).
Что изменилось в правилах контроля за снятием наличных и переводами в 2021 году
Если не соблюсти сроки постановки внешнеэкономического контракта, кредитного договора на учет, то резидентов могут оштрафовать. Так, за нарушение срока постановки на учет контракта более чем на 90 дней после окончания срока, компания и предприниматели, а также должностные лица компании, могут быть привлечены к административной ответственности по п.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ. В этом случае штраф составит:
- для предпринимателей и компаний — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
- для должностного лица компании — от 4 тысяч до 5 тысяч рублей.
А повторное нарушение карается более сурово. Повторный штраф для предпринимателей и компаний составит от 120 тысяч до 150 тысяч рублей, а для должностного лица компании — от 12 тысяч до 15 тысяч рублей.
-
Сделки с криптовалютой
131 0
Инструкцией № 181-И не предусмотрено оформление справки о валютных операциях. Как вы помните, справки о валютных операциях требуется составлять резидентам при расчетах по ВЭД-контрактам.
Новая Инструкция № 181-И, отменяя справку о валютных операциях, тем не менее сохраняет для некоторых случаев необходимость представления в банк информации, которая сейчас указывается в этой справке.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней
До марта 2018 года паспорт оформлялся для импортных и экспортных контрактов. В него вносилась вся информация по сделке. Лицо, которое открывало паспорт сделки (ПС), представляло все документы по будущим операциям, а банк мог отказать в оформлении паспорта, если были переданы не все документы.
Паспорт считался открытым до тех пор, пока внешнеторговый контракт не был исполнен. После этого он закрывался и передавался Центробанку.
Несмотря на то, что паспорт — метод валютного контроля, оформлять его нужно было не для всех сделок. Так, для контрактов на сумму эквивалентную менее 50 000$ открывать паспорт не нужно. Конвертация валюты для расчета суммы происходила по курсу ЦБ РФ.Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней
Выделяли паспорт экспортной и импортной сделки. Экспортный паспорт выдавался экспортеру и обязывал банк контролировать соблюдение условий иностранного контракта, в том числе сроки оплаты.
Импортный паспорт выдавался импортеру — тому, кто ввозит товар на территорию РФ. Такой паспорт позволял банку контролировать обоснованность денежных расчетов с иностранными поставщиками.
Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней
Паспорт сделки сопровождал экспортные и импортные контракты между резидентом и нерезидентом. ПС оформлялись не только для внешнеторговых сделок, но и для кредитных договоров. Например, при выдаче займов в рублях нерезидентам или в случае получения займа в инвалюте резидентами.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней
С 1 марта 2018 года паспорт сделки отменен, но валютный контроль остался. Теперь вместо паспорта сделки нужна регистрация внешнеэкономического контракта. Основание такого новшества — Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года №181-И.
Порядок регистрации следующий. В банк предоставляются иностранный контракт и реквизиты зарубежного партнера. Если потребуются другие документы, вам сообщат сотрудники банка, где регистрируется контракт. Далее в течение 1-го дня контракт принимают к учету.
Сумма, при которой нужно регистрировать договоры, зависит от вида сделки:
- по экспортным операциям регистрации подлежат договора от 6 млн. рублей включительно;
- по импортным контрактам и кредитным договорам — от 3 млн. рублей включительно;
- контракты с меньшими суммами регистрировать не надо.
Банк имеет право запрашивать по внешнеторговым сделкам документы, даже если контракт по ним регистрировать не нужно. Только если сумма договора с зарубежным партнером меньше 200 тыс. рублей, то представлять документы не нужно.
Важно! Под валютный контроль подпадают не только сделки в инвалюте. Например, даже если вы заплатили иностранному поставщику рублями — это тоже валютная сделка. Просто в валюте Российской Федерации. Такой договор подлежит регистрации в банке, если превышает установленные лимиты.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней
Валютный контроль без паспорта сделки означает, что для активных участников ВЭД снизится бюрократическая нагрузка. Регистрация контракта проще и быстрее, чем оформление паспорта сделки. Оформление паспорта — 3 дня, регистрация договора — 1 день.
Ранее, если сумма экспортного контракта была 50 000$, вы должны были оформлять экспортный паспорт и платить за это деньги. Благодаря изменениям в законе лимит по экспортным операциям подняли до 6 млн. рублей. Так у многих появился шанс сэкономить на регистрации.
С целью экономии изучите тарифы банков за валютный контроль. Не ищите самые дешевые варианты, рассмотрите дополнительные услуги, которые могут быть вам полезны. Например, чат с менеджером. В режиме онлайн вы сможете задать вопросы о необходимых документах и сбросить их сканы прямо в чате. Быстро и удобно.
Неплохо, если в банке вам выделят менеджера, который специализируется на ВЭД. Это сэкономит время и деньги на штрафах.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Попробовать бесплатно
Ответ: если выполняется одновременно 2 условия:
1) договор заключен с нерезидентом
2) сумма денежных обязательств по договору не определена либо равна или больше 4000 БВ на дату заключения договора
Основание: п. 3 Инструкции от 12.02.2021 N 37
Ответ: сумма договора в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли курсу, установленному Нацбанком на дату заключения договора.
Основание: п. 4 Инструкции от 12.02.2021 N 37
Основные изменения правил валютного контроля для участников ВЭД в 2021 году
Ответ: «старые» договоры регистрировать нужно по общим правилам, действующим для новых валютных договоров. Т.е. необходимо смотреть, какое из вышеописанных событий наступит раньше — тогда и регистрировать. Например, по старому договору пришла оплата — срок регистрации 7 рабочих дней с даты оплаты; отгрузили/получили товар — зарегистрировать договор нужно до даты отгрузки (получения) товара.
Ответ: согласно пунктам 11 Инструкции 37 — нужно. В пункте 13 Инструкции 37 перечислено, по каким операциям нужно представлять информацию, причем не позднее 15го числа каждого месяца следующие сведения:
«13. Резидент по зарегистрированному валютному договору не позднее пятнадцатого числа каждого месяца представляет в личном кабинете резидента следующую информацию об исполнении валютного договора за предыдущий календарный месяц:
Ответ: Да, это необходимо. Резидент представляет на веб-портале информацию об исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня определения резидентом даты исполнения валютного договора в полном объеме.
Основание: ч.1 пункт 15 Инструкции 37
Ответ: датой исполнения валютного договора в полном объеме считается дата окончания исполнения всех обязательств сторонами по валютному договору, в том числе дата:
Что должно быть вместо паспортов сделки?
Валютный контроль – это меры, которые осуществляются Банком России, таможенными и налоговыми органами, а также банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, для обеспечения соблюдения законодательства в области валютного регулирования.
Государство строго следит за соблюдением российского валютного законодательства. Комплекс мер в данной области и называется валютным контролем. Расскажем про правила 2021 года в статье.
- Что такое валютный контроль
- Какие операции подлежат валютному контролю в 2021 году
- Как осуществляется валютный контроль в 2021 году
Основным документом, регулирующим валютные операции в России, является закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
Действует последняя редакция ред. от 8 декабря 2020, но также учитываются изменения, внесенные законом от 07.04.2020 № 118-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2021 года.
Что такое валютный контроль
Валютный контроль – это меры для обеспечения соблюдения валютного законодательства при совершении валютных операций.
К валютным операциям согласно подп. 9 п. 1 ст. 1 закона закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ относятся:
- операции между резидентами России по приобретению или отчуждению валютных ценностей на законных основаниях;
- использование валютных ценностей в качестве средства платежа между резидентами РФ;
- операции между резидентами России и нерезентами России по приобретению или отчуждению валютных ценностей, российских рублей и внутренних ценных бумаг на законных основаниях;
- использование валютных ценностей, российских рублей и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа между резидентами России и нерезентами России;
- операции на территории России между нерезидентами России по приобретению или отчуждению валютных ценностей, российских рублей и внутренних ценных бумаг на законных основаниях;
- использование валютных ценностей, российских рублей и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа между нерезентами России в России;
- ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, российских рублей и внутренних ценных бумаг;
- перевод организаций (как резидента РФ, так и нерезидента России) самой себе иностранной валюты, российских рублей, внутренних и внешних ценных бумаг между счетами, открытыми заграницей, и счетами, открытыми в России;
- перевод российских рублей с зарубежного счета резидента, на российский счет другого резидента, и наоборот;
- перевод российских рублей с зарубежного счета резидента РФ на зарубежный счет другого резидента РФ;
- перевод российских рублей с зарубежного счета резидента РФ на другой зарубежный счет того же резидента.
Сервис «Российский налоговый курьер Контрагенты» отметил все компании, которые попали под банковский контроль. То есть вы можете ввести ИНН свой или контрагента и сразу узнать, будет ли проверка. Доступ к сервису открыт под бесплатным доступом на 24 часа.
Контроль над соблюдением правил осуществления валютных операций в России возложен на:
- Банк России;
- Федеральную таможенную службу (подп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 02.02.2016 № 41);
- Федеральную налоговую службу (подп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 02.02.2016 № 41);
- уполномоченные банки (ч. 3 ст. 22 закона № 173-ФЗ);
- профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся уполномоченными банками (ч. 3 ст. 22 закона № 173-ФЗ);
- государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» (ч. 3 ст. 22 закона № 173-ФЗ).
Вышеуказанные структуры имеют право проводить проверки соблюдения законодательства в области операций с валютой, правильности оформления отчетности по этим операциям, запрашивать информацию и документы, связанные с валютными операциями.
Кроме того, Центробанк, федеральная и таможенная службы могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, а также применять меры согласно КоАП или УК РФ за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
В свою очередь, банки могут отказать в осуществлении валютной операции при подозрении на предоставление плательщиком или получателем платежа недостоверной информации.
Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».
Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».
Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.
Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
К общим существенным условиям валютных договоров, заключаемых между резидентами и нерезидентами, относится указание срока исполнения обязательств нерезидентами:
• при экспорте — по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг, что соответствует условиям расчетов, обязательность указания которых предусмотрена в абз.5 подп.1.16 п.1 Указа № 178.
Пример договорного условия
«Покупатель обязуется оплатить Товар в порядке предварительной оплаты не позднее 10 (десяти) банковских дней от даты подписания Сторонами инвойса, если иное не предусмотрено в инвойсе»;
• при импорте — по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг (ч.2 п.1 ст.10 Закона № 226-З).
Пример договорного условия
«Производитель обязуется вернуть перечисленные Покупателем суммы предварительной оплаты в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров не позднее ______________, если иное не согласовано Сторонами путем заключения дополнительного соглашения к Контракту».
При этом Законом № 226-З не предусмотрены предельные сроки исполнения нерезидентом соответствующих обязательств, которые не могут превышать сроки, указанные сторонами в валютном договоре.
В соответствии с общим правилом п.2 ст.392 ГК, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, валютные договоры, которые заключены до 9 июля 2021 г., нужно привести в соответствие с новыми требованиями законодательства путем заключения дополнительных соглашений к ним.
Исключения
Не требуется приводить в соответствие с новыми нормами валютного законодательства договоры, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
• заключены до 9 июля 2021 г.;
• предусматривают проведение валютных операций с использованием иностранной валюты в случаях, установленных нормами, которые действовали до 9 июля 2021 г.;
• срок действия которых не будет продлен (увеличен) (ст.4 Закона от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»).
Любой валютный договор является гражданско-правовым договором конкретного вида (поставки, аренды, возмездного оказания услуг и т. д.), поэтому должен согласно ч.2 п.1 ст.402 ГК также содержать существенные условия гражданско-правового договора соответствующего вида:
1) условие о предмете договора;
2) условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для данного вида договора;
3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это могут быть любые условия, не противоречащие законодательству (ст.391 ГК).
Постановлением № 191 предусмотрено, что банки Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» до 31 июля 2021 г. включительно при проведении платежей юридических лиц и ИП, являющихся резидентами Республики Беларусь, по валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт, в случае указания в платежных инструкциях регистрационного номера сделки, присвоенного такому договору банком Республики Беларусь до 9 июля 2021 г. в соответствии с подп.1.11 п.1 Указа № 178, не проверяют соблюдение требований о регистрации валютного договора на веб-портале.
Валютный договор подлежит регистрации в следующие сроки в зависимости от того, какое из нижеуказанных событий наступает раньше:
• до совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора;
• не позднее 7 рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке (ч.1 п.6 Инструкции № 37).
Исключение
В случае внесения в ранее не подлежавший регистрации валютный договор изменений, в соответствии с которыми:
• сумма обязательств по нему достигает либо увеличивается до суммы, предусмотренной ч.1 п.3 Инструкции № 37 (4 000 БВ — для юридического лица — резидента и ИП-резидента, 2 000 БВ — для физического лица — резидента)
или
• становится неопределенной, —
такой валютный договор подлежит регистрации не позднее 7 рабочих дней с даты внесения указанных изменений (ч.2 п.6 Инструкции № 37).
Обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З).
При этом в Руководстве Нацбанк рекомендует определить в организации круг лиц, которые обязаны регистрировать валютные договоры. Данная обязанность может быть установлена приказом (распоряжением), в должностной инструкции, положении об отделе или локальном правовом акте нанимателя.
Несмотря на то что обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З), фактически данное действие может быть выполнено несколькими субъектами.
Регистрация валютного договора
Резиденты могут регистрировать валютные договоры
(ч.1 п.5 Инструкции № 37)Самостоятельно на веб-портале Нацбанка С помощью банков Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при условии осуществления ими банковских операций, в том числе расчетно-кассового обслуживания резидента, по валютному договору Основание — предварительно заключенный договор между банком и резидентом об оказании услуг (ч.2 п.5 Инструкции № 37) Регистрация валютных договоров с 09.07.2021 в вопросах-ответах
Начинать необходимо все-таки с регистрации договора на веб-портале. Для этого нужно определить, подлежит ли ваш договор такой регистрации. Подробно о том, как это правильно сделать, читайте в статье «Регистрация валютного договора с 9 июля 2021 г.: запоминаем новые правила». Если валютный договор подлежит регистрации, это повлечет не только прохождение самой процедуры регистрации, но и дальнейшее представление через веб-портал сведений об исполнении и завершении обязательств по зарегистрированному договору. Этот процесс необходимо контролировать в течение всего периода действия валютного договора. Если же вы определили, что валютный договор не подлежит регистрации, то никаких действий на веб-портале совершать не нужно.
Одновременно исполнение денежных обязательств по нашему валютному договору (не важно, зарегистрированному или не зарегистрированному) контролирует банк, обслуживающий счет, через который проводятся операции по данному договору. В связи с этим при совершении любого зачисления на счет иностранной валюты или платежа (списания валютных средств) необходимо будет представлять определенные документы и сведения в банк.
Далее мы предлагаем алгоритмы действий по каждому из направлений валютного контроля.
Несмотря на то что банки больше не будут выполнять функции агентов валютного контроля, за ними закреплено некоторое число полномочий при проведении валютных операций (ст. 22 Закона о валютном регулировании в новой редакции), в число которых входит право требовать от резидентов и нерезидентов представления документов и иной информации, подтверждающих соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства.
Главой 4 Инструкции № 147 определены информация и документы, которые необходимо представлять в банк, а также случаи и порядок их представления.
Валютный контроль — это когда государство проверяет валютные транзакции на предмет соблюдения закона о валютном регулировании. Закон распространяется и на бизнес, и на физических лиц.
В этом законе есть ряд мер, направленных на укрепление государства и рубля, и гигантские штрафы за несоблюдение мер.
Органами валютного контроля, то есть теми, кто устанавливает «правила игры», выступают Правительство и Центробанк РФ. А агентами валютного контроля, то есть теми, кто проверяет соблюдение этих правил — банки, проф. участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ
- все денежные переводы между нерезидентами и резидентами РФ;
- расчеты между нерезидентами РФ в российских рублях;
- все перечисления между резидентами РФ в иностранной валюте.
Документы для валютного контроля
Закон определяет какие сведения нужны банку для валютного контроля. Если вы занимаетесь экспортом, импортом или прочим ВЭД, наверняка сталкиваетесь с контролем. Если только планируете, читайте нашу статью дальше.
За внешнеэкономическими договорами строго следит обслуживающий банк. Контроль оформления валютных документов по ВЭД— это его прямая функция.
Все подписанные договоренности с нерезидентами по сумме подразделяются на три группы В каждой из них индивидуальный перечень.
Банк требует для подтверждения реальности сделки следующее:
- контракт,
- инвойс,
- акт,
- транспортные накладные (например: коносамент, авианакладная, ж/д накладная и пр.)
- и другие, которые сопровождают сделку и перевозку.
Сроки валютного контроля в этой группе:- после зачисления на счет валюты или российских рублей от нерезидентов — 15 рабочих дней;
- при перечислении валюты или рублей за рубеж — одновременно с платежкой.
Похожие записи: