Новый приказ по охране труда 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый приказ по охране труда 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Что должны сделать работодатели в связи с утверждением новых нормативных актов по ОТ:

  • Рассмотреть и проанализировать законодательные и нормативные акты по охране труда, которые касаются деятельности организации.
  • Актуализировать (привести в соответствие) локальные нормативные акты по охране труда и ознакомить с ними персонал.
  • Провести внеплановый инструктаж.
  • Организовать и провести внеочередную проверку знаний по ОТ. При этом нужно принимать во внимание новые нормативные акты, содержащие требования охраны труда. Организации имеют право создавать комиссии, которые будут проводить проверки. Члены таких комиссий обязательно должны пройти переобучение.

Кроме того, работодателям необходимо провести оценку профессиональных рисков и постепенно снижать количество рабочих мест с опасными условиями труда (для этих целей рекомендуется внедрять современные технологии производства).

Важные нюансы, затрагивающие нормативно-правовые акты в области охраны труда:

  • Поверку знаний по ОТ необходимо провести в обязательном порядке (независимо от даты предыдущей проверки).
  • Порядок проведения проверки устанавливается с учетом нормативной документации, регулирующей безопасность конкретных работ.
  • В поле «Тип проверки знаний» протокола проверки следует указать «Внеочередная».

На специалистов по ОТ легла задача — ознакомить с изменениями тех работников, которых они касаются непосредственно. Работодатели должны организовать:

  • обучение в том объеме, в котором изменились регламенты;
  • внеочередную проверку знаний изменившихся требований новых правил по охране труда 2021 в рамках, в которых они касаются работников.

Важно!

Это требование п. 3.3 «Порядка обучения по ОТ и проверки знаний …» — Постановление Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 — действует до 1 сентября 2021 г.

Штраф за каждого необученного сотрудника может достигать 130 000 рублей.

В Письме от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 Минтруд подтверждает эти требования:

  • работодатели вправе провести внеочередную проверку знаний по охране труда в 2021 г. своими силами — комиссией, организованной в компании в соответствии с Порядком, члены которой должны пройти подготовку в специализированной организации;
  • полученные работниками ранее удостоверения о прохождении обучения по ОТ, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ будут считаться действительными до окончания срока их действия, если в них будет проставлена отметка о внеочередной проверке знаний.

Для проведения внепланового инструктажа в связи с введением новых правил по охране труда, нужно издать приказ.

Скачать приказ о проведении внеочередной проверки по охране труда

Полный перечень новых правил по охране труда, принятых в 2021 году, смотрите здесь.

Совет

Внеочередной контроль знаний проводится при внесении новых требований в охрану труда (так, как в 2021) – проверяется знание только этих изменений. Результат проверки оформляется протоколом.

Кроме обучения новым правилам по охране труда и проверки знаний измененных требований, необходимо привести в соответствие с изменениями все документы, в которых содержатся требования по охране труда:

  • инструкции;
  • программы обучения;
  • информационные материалы и другие в объеме новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Параллельно с Минтрудом, Роструд разъяснил ответственность за непрохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда в Письме от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ.

Важно!

Работники, не прошедшие внеочередную проверку знаний по охране труда и обучение новым правилам, с 01.01 2021 должны быть отстранены от работы, а работодатели, допустившие таких сотрудников к работе, несут административную ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Что должна предпринять трудовая инспекция, если обнаружит нарушения:

  • выдать предписания об устранении нарушений, в котором указать сроки устранения;
  • выдать предписание об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение по охране труда 2021 и проверку знания требований безопасности;
  • принять меры к возбуждению дела об административном правонарушении.

Минтруд в письме требует актуализировать документы, посвященные безопасности труда в организации. Это первое, что нужно сделать. Необходимо:

  • ввести новые инструкции по охране труда 2021;
  • обновить программы проведения инструктажа и обучения;
  • изменить экзаменационные билеты.

Переработать локальные акты после введения новых правил по охране труда в 2021 году можно двумя способами:

  • разработать документ заново с учетом изменений;
  • внести дополнение, содержащее перечень правок.

Изменения согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом или изготавливаются (распечатываются) на листе, содержащем гриф «Утверждаю». Затем с измененными ЛА надо ознакомить сотрудников. После того, как вы приведете документы в соответствие с изменениями, можно проводить обучение и проверку знаний по ОТ.

Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2020 г. № 1969 ввели мораторий на проведение проверок до 31 декабря 2021 года. Соответственно, многие компании, ранее попавшие в план проверок, в текущем году могут не беспокоиться — их проверять не будут.

Однако в этой ситуации есть некоторые исключения.

Проверки по некоторым субъектам будут проводиться как с непосредственным выездом инспектора на территорию работодателя, так и дистанционным способом. Будут проверять хозяйствующих субъектов, если их деятельность или используемые производственные объекты относятся к:

  • категории чрезвычайно высокого или высокого риска или к I классу опасности;
  • I классу опасности производственных объектов;
  • I классу гидротехнических сооружений.

Стоит ждать инспекторов по труду для проведения проверки организациям и ИП, находящимся под постоянным государственным контролем.

Не будут проверяться такие хозяйствующие субъекты:

  • субъекты МСП, сведения о которых имеются в реестре МСП;
  • НКО со средней численностью персонала за 2020 год не более 200 чел.;
  • другие компании и ИП, не попадающие под основания проведения плановых проверок в 2021 году.

Обновление правил по охране труда и спецоценке в 2021 году

Проверки ГИТ могут быть не только плановыми, но и внеплановыми. Существуют некоторые основания, при наличии которых запускается внеплановая проверка. Наиболее распространенным из них является поступление в трудовую инспекцию или прокуратуру жалобы о нарушении условий труда.

Внеплановые проверки проводятся в таких ситуациях:

  • имеется риск причинения вреда жизни и здоровью людей, угроза возникновения ЧС природного либо техногенного характера. Проверка согласовывается с прокуратурой;
  • требуется провести проверку исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, которые могут повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Такая проверка согласуется с прокуратурой;
  • требуется осуществить проверку по материалам и обращениям, полученным прокуратурой.

Лица, которые ответственны за охрану труда, должны изучить новшества и изменения, вступившие в силу в текущем году. При их неисполнении возможно применение больших штрафов.

На основании Закона от 15.10.2020 г. № 341-ФЗ с 26 октября 2020 г. вступило в действие изменение, касающееся повышения штрафов за нарушение правил хранения документации по охране труда.

Раньше штрафные санкции по данным основаниям были незначительными. Работодателей вовсе не привлекали к ответственности, а для их должностных лиц штраф был до 500 руб. Но теперь размеры штрафов повысились во много раз, а сама ответственность применяется не только к должностному лицу, но и к компании.

При нарушении правил хранения, сборки, учета и применения архивной документации должностному лицу назначается штраф до 5 000 руб., а компании — до 10 000 руб.

Внимание! В Приказе Росархива от 20.12.2019 г. № 236 указаны не только сроки хранения документации по охране труда, но и перечень типовых управленческих архивных документов.

Каждый работодатель вне зависимости от организационно-правовой формы и числа работников должен с 2021 года проводить инструктаж по гражданской обороне и ЧС.

Он обязан ознакомить работников с правилами защиты при наступлении ЧС, а также с каждым сотрудником провести инструктаж по гражданской обороне и далее проводить их систематически.

В Постановлении Правительства от 18.09.2020 г. № 1485 указана периодичность проведения инструктажа — не реже 1 раза в год в процессе работы сотрудника, а также в течение 1-го месяца при приеме на работу нового сотрудника.

Если работодатель игнорирует это требование, МЧС при проверке может применить штрафные санкции. Чтобы этого избежать, нужно:

  • сформировать и утвердить программу инструктажа по гражданской обороне;
  • сформировать и утвердить журнал учета проведения инструктажей по гражданской обороне. В этом журнале проставляются даты проведения инструктажей, а также подписи сотрудников, проводивших и прошедших инструктажи.

Внимание! Примерную программу инструктажа и форму журнала учета проведения инструктажей можно найти в Письме МЧС от 27.10.2020 г. № ИВ-11-85.

На основании Приказа Минздрава от 28.01.2021 г. № 29н с апреля 2021 года используются новые правила проведения медосмотров.

Корректировки коснулись не только самого порядка, но и списка факторов и работ, при наличии или выполнении которых проводятся медосмотры.

На основании Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ с июля 2021 года применяются новые правила проверок, в т.ч. трудовой инспекцией. Введена новая форма контроля — инспекционный визит.

При таком визите инспектор по труду посещает организацию и ее территорию в любое время ее работы. Соответственно, с июля текущего года в компанию может прийти инспектор по труду без предупреждения.

Ввод инспекционного контроля связан с изменением показателей эффективности для сотрудников трудовой инспекции. Они будут ориентироваться не на число проверок и обнаруженных нарушений, а на число устраненных рисков.

Новые правила в охране труда 2021: пошаговый гайд, как разобраться в изменениях

С 2021 года чиновники отменили больше 100 нормативно-правовых актов, ранее регламентировавших мероприятия по охране труда. В частности, к ним относится 111 СанПиН, отмененный Постановлением Правительства от 08.10.2020 г. № 1631.

Также отменили СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, касающийся требований по использованию компьютеров. Ранее работодатель обязан был оборудовать рабочее место сотрудника, который использует ПК, подставкой для ног, эргономичным рабочим столом и стулом.

Поскольку документ отменен, работодатель должен в инструкции по охране труда для офисных сотрудников внести необходимые корректировки.

Кроме того, нужно убедиться, что все документы по охране труда актуализированы, т.е. в них нет ссылок на источники, которые утратили силу.

Минтруд в июне 2020 года в ходе регуляторной гильотины сообщил о совершенствовании законодательства в области защиты здоровья рабочих. И уже к концу 2020 года издано и опубликовано 40 приказов, утверждающих Правила по охране труда. Основные цели, которые преследовал законодатель, — сохранение здоровья работников, снижение травматизма на производстве, снижение нагрузки на работодателя.

Ранее на практике работодатели устраняли ситуации, опасные для жизни и здоровья сотрудников, уже после произошедшего несчастного случая. Направленность была на недопущение впредь травм на предприятии. Сейчас работодателей призывают к своевременной оценке рисков и предотвращению возможности несчастных случаев.

Министерством проведена инвентаризация 113 нормативно-правовых актов. В результате упразднено 83 документа, которые приняты до 2012 года, поскольку они не соответствуют современным условиям. Тридцать документов, принятых или измененных в период с 2012-го по 2019 год, пересмотрены с учетом риск-ориентированного подхода и соответствия уровню технологического развития.

Вместо 113 НПА Минтруд запланировал принять 48 актов, соответствующих современным требованиям к обеспечению безопасности работников предприятий. Опубликовано на сайте Министерства на момент написания статьи 40 приказов.

Новое законодательство по охране труда в 2021 году станет нормативной основой требований, предъявляемых к работникам при соблюдении безопасности на производстве.

Изменились требования к комплекту нормативно-правовых актов, которые содержат правила безопасности на предприятии в соответствии со спецификой деятельности. Инструкции, программы обучения, информационные материалы должны быть актуализированы.

Исчезли из нормативных актов перекрестные ссылки на другие документы. Из документов убрали ограничения по возрасту, переадресацию на СанПиН, ПДД, технические регламенты.

Сложные для понимания многотомные пособия преобразовали в легко читаемые инструкции, не перегруженные лишней информацией. Остались сведения по существу.

Охрана труда 2021 года претерпела существенные сокращения в перечне должностей и работ, на которых ограничивалась занятость женщин. Существовал список из 456 должностей и работ — сейчас осталось всего 100 пунктов, где могут работать только мужчины.

Так, например, женщины теперь могут работать водителями автобусов для перевозки пассажиров количеством более 14 мест, газосварщиками ручной сварки в закрытых пространствах или быть членами палубной команды судов всех видов флота.

Изменения коснулись и порядка проведения специальной оценки условий труда. Теперь декларация соответствия условий труда действует бессрочно, пока не наступят обстоятельства, предусмотренные ч. 5 ст. 11 федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Декларация прерывает срок действия, если:

  • произошел несчастный случай;
  • у работника выявлено профессиональное заболевание;
  • найдены нарушения нормативных требований к безопасности на рабочем месте.

Работодатель обязан реагировать на каждый такой случай и проводить внеплановую оценку на рабочем месте. Кроме этого, работодатель должен на системной основе проводить профилактические мероприятия и анализ профессиональных рисков рабочих мест.

С 2021 года вступают в силу 40 новых требования к безопасности при разных работах. В связи с этим работодателям необходимо провести внеочередную проверку знаний по охране труда, а членов комиссии отправить на обучение в специализированные обучающие организации. Результаты проверки нужно оформить протоколом с указанием типа проверки знаний «внеочередная».

При этом приняты не все запланированные правила по охране труда в 2021 году. А значит, ожидаем новых приказов от министерства.

В Письме Минтруда России от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 представлены следующие разъяснения.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – ИП, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.

В настоящее время применяется Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее – Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка определено, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы сотрудников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости – в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

В случае введения новых нормативных актов или внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, проводится внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций (независимо от срока проведения предыдущей проверки). При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (п. 3.3 Порядка).

Обратите внимание: в связи с вступлением в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Внеочередная проверка может проводиться комиссией, созданной работодателем в соответствии с Порядком.

Члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

Форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ (см. п. 2.2.3 Порядка).

Результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и др.), как и результаты любой проверки знаний на основании п. 3.6 Порядка. При этом в протоколе указывается тип проверки знаний «внеочередная».

На основании п. 3.8 Порядка правая сторона удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда» предусмотрена для внесения сведений в случае, если работник не прошел проверку знаний при приеме на работу или очередном обучении. На практике при неуспешной проверке знаний удостоверение не оформляется. В связи с этим сведения о внеочередной проверке знаний следует вносить в раздел удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда».

Имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучения работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и др.), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

Кроме того, работодатель должен организовать работу по актуализации (абз. 7, 21 – 23 ст. 212 ТК РФ):

  • комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников);

  • информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья.

Согласно п. 3.4 Порядка для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий включаются:

  • руководители организаций и их структурных подразделений;

  • специалисты служб охраны труда;

  • главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т. д.).

В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца (п. 3.8 Порядка).

При введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда проводится внеплановый инструктаж (п. 2.1.6 Порядка).

Прохождение работниками обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда не заменяет прохождения работниками инструктажей по охране труда в соответствии с Порядком (Письмо Минтруда России от 27.07.2018 № 15-2/ООГ-1880).

Правила ОТ в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н) распространяются только на определенных объектах ЖКХ.

Формируют правила по ОТ на предприятия, а также на объектах ЖКХ. К подобным объектам можно отнести жилой фонд, общежития, гостиницы, дополнительные сооружения, оборудования для пляжа и бассейнов, и объекты, которые задействованы в газовой, тепловой сфере, электроснабжении и т.д. Работы в области вобоснабжения и водотведения, цехи, гаражи, склады, объекты культуры, спорта и т.д. Подобные правила обязательны для исполнения независимо от формы деятельности объекта, которые проводят работы в области ЖКХ.

Внеплановый инструктаж нужно проводить после издания приказа по ОТ. Подписанный приказ, нужно зарегистрировать и заверить руководителем предприятия. Если приказ не подписан, то у специалистов по ОТ, нет необходимости проводить инструктаж, а также нет возможности отчитаться перед инспекторами о его проведении.

Для внепланового инструктажа в приказе обязаны быть отмечены такие сведения: когда проводится инструктаж по ОТ; где он будет проведен; количество работников, для которых проводится инструктаж по ОТ; контроль за выполнением документа. Внеплановый инструктаж должен проводить руководитель предприятия. Каждый сотрудник, обязан пройти обучение по ОТ в организации. В данном случае, лучшим вариантом будет Институт Прогрессивных Технологий, который имеет право заниматься обучением по охране труда и получил аккредитацию Минтруда.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Обзор для специалиста по охране труда за период с 01.01.2021 г. по 31.01.2021 г.

27.01.2021 Обычная важность


С 1 января 2021 года вступили в силу более 40 новых правил по охране труда – это Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, при выполнении электросварочных и газосварочных работ, при производстве строительных материалов, при работе на высоте. Правила по охране труда в медицинских организациях и на автомобильном транспорте, в организациях ЖКХ и легкой промышленности и т.д.

В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Если факт допуска к работе не прошедших обучения по ОТ сотрудников выявлен в первый раз, то величина штрафа в соответствии со ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) составит:

  • для юридических лиц от 110 до 130 тысяч рублей;
  • для индивидуального предпринимателя (ИП) от 15 до 25 тысяч рублей;
  • для руководителя, специалиста по ОТ или другого должностного лица, на которого возложены обязанности по организации обучения, от 15 до 25 тысяч рублей.

При повторном невыполнении установленных требований уровень ответственности возрастает. На этот раз должностное лицо, вновь допустившее аналогичное нарушение, может быть оштрафовано на сумму от 30 до 40 тысяч рублей или подвергнуться дисквалификации на период от 1 до 3 лет. Организациям и предпринимателям в данном случае грозит приостановка деятельности на срок до 90 дней, штрафы при этом возрастут и составят:

  • для ИП от 30 до 40 тысяч рублей;
  • для юр. лиц от 100 до 200 тысяч рублей.

Охрана труда в 2021 году: новые правила и изменения

В качестве ответственных за организацию безопасного труда обычно выступают руководители структурных подразделений, заместители директора, в общем, лица, входящие в среднее управленческое звено. Эти работники должны пройти определенную подготовку и иметь свидетельства об окончании специализированных курсов. Такое обучение обычно стоит довольно дорого, поэтому владельцы небольших предприятий, не готовые тратить на это деньги, пользуются услугами сторонних специалистов – это также вполне допустимо.

Организация охраны труда на предприятии – процесс многоступенчатый.

  1. Сначала руководство компании выбирает сотрудника или группу сотрудников, на которых возлагается ответственность по контролю за безопасностью производственных процессов, пожарной, экологической, электро безопасностью.
  2. Далее отдельным приказом на каждого из них возлагается ответственность за охрану труда на том или ином участке (отделе, структурном подразделении) в том или ином направлении (пожарная, экологическая, электро безопасность и т.п.). В этот же приказ вносятся заместители, которые в случае чего должны заменить ответственных за безопасность.
  3. Дополнительный документ, регулирующий обязанности, права, условия работы ответственных за безопасность – их должностные инструкция, которые также нужно разработать и утвердить у руководства.
  4. Перечень функций, как правило, включает в себя работу с персоналом по ознакомлению с правилами, способами охраны труда (проведение инструктажей), контроль за соблюдением мер безопасности на рабочих местах, урегулирование возникающих внештатных ситуаций, ведение специальных журналов, и пр. документации, проведение контрольного тестирования персонала, отчетность перед руководством и т.д.

  5. Следует отметить, что ответственный за охрану труда сотрудник должен получать надбавку к основной заработной плате, кроме того, к его трудовому договору должно быть составлено дополнительное соглашение о назначении его ответственным за организацию безопасности на производстве.

Непосредственно написанием приказа может заниматься любой сотрудник предприятия, обладающий достаточным для этого уровнем знаний, квалификацией, имеющий представление о трудовом и гражданском законодательстве, а также разбирающихся в правилах делопроизводства. Чаще всего эта функция входит в полномочия юриста компании, специалиста отдела кадров или же секретаря.

В любом случае, после написания, приказ должен быть передан на подпись руководителю организации – без нее он не будет считаться действительным.

Данный приказ не имеет стандартного унифицированного образца, но, несмотря на это, он не должен вызвать особых затруднений при составлении. Он может быть написан как в произвольном виде, так и по разработанному внутри предприятия шаблону (который должен быть утвержден в его учетной политике).

Приказ должен в обязательном порядке содержать в себе ряд необходимых сведений:

  • данные о компании,
  • номер и дату составления,
  • должность и фамилию ответственного лица,
  • полный список функций, которые на него возлагаются в рамках охраны труда на предприятии.

При необходимости в приказе может быть дана ссылка на приложение (например, должностную инструкцию).

  1. Вначале посередине строки пишется полное наименование организации, затем ниже слово «Приказ» и его номер по внутреннему документообороту компании.
  2. Далее указывается населенный пункт, в котором зарегистрирована фирма и дата составления приказа.
  3. Следующая часть основная: первым делом здесь указывается основание для приказа. В данном случае это выполнение Трудового кодекса РФ в части организации охраны труда и безопасности на производстве (при желании можно указать точную ссылку на номер статьи закона).
  4. Далее идет собственно приказ, в котором указываются:
    • ответственные за охрану труда лица (должности, фамилии-имена-отчества),
    • их функциональные обязанности (в подробностях),
    • размер надбавки к окладу (цифрами и прописью),
    • заместители.
  5. В завершение документ подписывается руководителем.

Специалистам по охране труда в медицинских организациях стоит посочувствовать, если в остальных правилах по охране труда изменения были, но незначительные, то у медиков они новые и требований там очень много.

К примеру, по психиатрическим отделениям прописаны детали от и до, как вести себя с пациентам, что говорить, как одеваться, поворачиваться к ним спиной или нет. И так по все отделениям, производственным процессам и по эксплуатации медицинского оборудования.

Есть, конечно, размытые и нечеткие требования, но в целом информации много и теперь необходимо разработать инструкции по охране труда для всех отделений, опираясь на правила по охране труда для медицинских организаций. Работы предстоит много, но делать нужно, потому как при проведении проверки инспектора будут первым делом смотреть, а все ли вы изменили и сделали, когда были внесены изменения по новым ПОТ.

Инструкции нужно разрабатывать не только по должностям, но и по видам работ, например, при работе с кровью и другими биологическими жидкостями, при работе со стерилизатором, при обращении с медицинскими отходами и так далее.

И особенно нужно обратить внимание на то, что необходимо обновить абсолютно все инструкции. Если часть организаций, некоторых сфер деятельности, таких как школы и детские сады вносят изменения в некоторые инструкции, то в медицинских организациях максимально все.

А теперь о не менее важном, какие общие изменения во всех правилах по охране труда в 2021 году.

И первое, допускается применять к охране труда электронный документооборот, то есть вы одним ЛНА организуете сбор электронно-цифровых подписей работников и в дальнейшем при проведении обучения используете эти ЭЦП.

Не знаю, на сколько это будет реализовано на практике, потому как многие работники 100% будут категорически против, особенно в небольших городах. Данное требование больше подойдет для больших организаций, потому что небольшим компаниям до этого ещё далеко, деньги на спецодежду найти бы.

Но к этому уже давно все шло, и потока полностью так ни в одной организации не реализовано, потому как от живой подписи сложно отказаться. Как мы все прекрасно знаем охрана труда – это безопасность работников и работодателя, а для последнего это, когда у вас есть возможность предоставить инспектору живую подпись 🙂 Но в целом полностью электронный документооборот – это очень удобно, отрицать не стоит.

Второе общее нововведение – это требование проводить оценку профессиональных рисков, снижать их, то есть в ТК РФ еще обязательное требование не внесено, а в ПОТ уже эта обязанность есть.

Если у вас оценка рисков еще не проведена, рекомендую в кратчайшие сроки к этому вопросу приступить.

И третье общее нововведение – это разрешение работодателю на видео и аудиофиксацию при выполнении работ, также с целью снижения риска. Не так давно ко мне обратился за консультацией руководитель большого строительного подразделения, суть его вопроса заключалась в том, что их работодатель обязывает проводить инструктажи с видеофиксацией. Ему нужно было доказать, что она недопустима.

Работодатель ввел данное требование для того, чтобы быть уверенным, что до работников доносится максимально полностью информация по безопасному проведению работ. Возможно мастера это и делают, но время для съемки, сохранения и отправки файлов тоже занимает время, а хочется побыстрее “отстреляться” и пойти выполнять работу, чтобы вовремя уйти домой.

Производство работ включает в себя, в том числе, проведение инструктажей и работодатель имеет полное право требовать не только выполнение профессиональных обязанностей, но и всех инструктажей и обучения. Все нацелено на то, чтобы минимизировать риски травмирования работников в каждой организации.

Вообще во всех измененных ПОТ сказано, что работодатель может устанавливать свои более жесткие требования по охране труда, чтобы обеспечить безопасность работников.

Вопросов по изменениям в правилах по охране труда в 2021 году остается много, которые в рамках одного мероприятия или статьи не разобрать, поэтому перед проведением и после вебинара собрала все поступившие вопросы от специалистов и подробно разобрала их в видеоформате.

И переходим к самому злободневному вопросу, что же делать в связи с переменами? Отсрочки по изменениям никакой нет, где-то я читала, что дается 1 месяц, нет это неправда. Поэтому организуйте мероприятия в кратчайшие сроки, если новые изменения в 2021 году в правилах по охране труда вас коснулись.

Первое, что нужно сделать, это переработать инструкции по охране труда и параллельно заключить договор с учебным центром, чтобы направить на внеочередную проверку знаний (ВПЗ) комиссию по охране труда и лиц, ответственных за безопасное производство работ на местах, то есть тех кто проводит инструктажи.

Также, пока проходит заключение договора и само обучение в УЦ, нужно переработать программы проведения инструктажей на рабочих местах.

Хочу обратить ваше внимание, что инструктажи проводить без обучения ответственных нет смысла, это будет считаться фикцией.

Далее когда всем в УЦ проведели внеочередную проверку знаний, проводите на местах в организации ВПЗ, но только тех работников, к которым внесенные изменения в правилах относятся, и внеплановый инструктаж по той же схеме.

Недавно был вопрос на блоге, как документально это оформить. Готовите приказ по предприятию, что на основании изменений в правилах по охране труда необходимо провести внеочередную проверку знаний следующим работникам в срок до, и внеплановый инструктаж, указываете кто проводит, кому и в какой срок.

  1. Правила по охране труда при работе на высоте, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н. У нас есть статья, где подробно разобраны все изменения в сравнении с правилами, действующими ранее.

  2. Правила по охране труда в морских и речных портах, утверждённые приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 343н.

  3. Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ, утверждённые приказом Минтруда России от 23.09.2020 № 644н.

  4. Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, утверждённые приказом Минтруда России от 25.09.2020 № 652н.

  5. Правила по охране труда при проведении работ в метрополитене, утверждённые приказом Минтруда России от 13.10.2020 № 721н вступают в силу с 1 сентября 2021 года.

  6. Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утверждённые приказом Минтруда России от 27.10.2020 № 746н.

  7. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утверждённых приказом Минтруда России от 28.10.2020 № 753н.

  8. Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утверждённые приказом Минтруда России от 29.10.2020 № 758н.

  9. Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий, утверждённые приказом Минтруда России от 12.11.2020 № 776н.

  10. Правила по охране труда при проведении работ в лёгкой промышленности, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 780н.

  11. Правила по охране труда при производстве цемента, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 781н.

  12. Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утверждённые приказом Минтруда России от 18.11.2020 № 814н.

  13. Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества, утверждённые приказом Минтруда России от 19.11.2020 № 815н.

  14. Правила по охране труда при проведении полиграфических работ, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 832н.

  15. Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 833н.

  16. Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 834н.

  17. Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 835н.

  18. Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 836н.

  19. Правила по охране труда при выполнении окрасочных работ, утверждённые приказом Минтруда России от 02.12.2020 № 849н.

    Основные изменения по охране труда в 2021 году

    Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Выдержка:

    5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

    В связи с изменениями в охране труда в 2021 году специалистов по ОТ ждет «горячее» время. Им будет необходимо адаптировать или разработать новые локальные нормативные акты, регламенты, провести внеплановые инструктажи по охране труда, разработать и утвердить программу обучения по охране труда работников, организовать прохождение внеочередной проверки знаний.

    Что делать в первую очередь? Советуем сначала внимательно изучить новые правила по охране труда 2021 и четко определить – какие из них относятся к работе вашего предприятия. Во всех ПОТ прописаны сфера действия и область распространения. Это поможет понять, относятся ли правила к вашей организации или нет. Составьте свою библиотеку с теми правилами, которые необходимы при работе.

    Разработайте план мероприятий («дорожную» карту») по переходу компании на новую нормативную базу.

    Изучив ПОТ и составив план, вы поймете, какие документы надо пересмотреть, как изменится программа инструктажей, программа обучения и проверки знаний сотрудников. Можно обратиться за консультацией в учебные центры. Там помогут разобраться с документацией, составить график обучения персонала, дадут практические рекомендации.

    И, конечно, внимательно следите за изменениями в сфере охраны труда – их будет еще немало!

    Мнения о том, что область охраны труда нуждается в кардинальном пересмотре действующих требований, эксперты высказывали достаточно давно. И вот это произошло: в рамках реализации проекта регуляторной гильотины в России осуществлена масштабная ревизия действующей правовой базы. Основной целью этого проекта стало упразднение правовых документов, которые содержат избыточные или устаревшие требования. Разумеется, этот проект коснулся не только сферы охраны труда. Но изменения, которые имели место в этой области, оказались очень заметными: они окажут свое действие на работу подавляющего большинства предприятий.

    Итак, в общей сложности на момент пересмотра в России действовали 113 правовых документов, устанавливающих правила по охране труда для разных отраслей деятельности. 83 из них приняты еще до 2012 года, а оставшиеся 30 – в период с 2012 по 2019 годы. Все эти документы планировалось отменить: вместо них собирались разработать 48 нормативных актов, которые ввели бы новые требования безопасности при выполнении разных видов работ, отвечающие современному состоянию экономики и техники.

    Для пересмотра этой обширной базы создана специальная рабочая группа; кроме того, каждый проект в установленном порядке прошел обязательную процедуру, которая включала размещение на портале проектов, общественное обсуждение, антикоррупционную экспертизу и оценку регулирующего воздействия. Разумеется, не всем проектам удалось успешно пройти все эти этапы: некоторые из них возвращали на доработку. В результате к 1 января 2021 года работа по созданию запланированных 48 нормативных документов завершена не полностью: сейчас приняты 40 правовых актов. Но и это, конечно, неплохой результат.

    Стоит особенно подчеркнуть, что из этих 40 новых правил по ОТ только правила для морских и речных портов не имеют ограничений по сроку действия. Все остальные 39 нормативных документов будут применяться с 1 января 2021 года по 31 декабря 2025 года. Это заставляет предположить, что по истечении этого срока ответственные исполнители предложат новые, усовершенствованные тексты нормативных актов, которые примут без ограничения по сроку применения.

    Новые правила по охране труда с 2021 года — 40 новых правил

    Помимо проведения обучения работников новым правилам, вступление в действие обновленных нормативных документов в сфере ОТ влечет за собой наступление еще ряда обязанностей для работодателя. В их число входит пересмотр локальной нормативной документации предприятия на предмет внесения в нее изменений, обусловленных принятием новых правил по ОТ. Некоторые нормативные акты, например, правила проведения инструктажа, потребуется лишь привести в соответствие с обновленными требованиями. Другие, например, инструкции по ОТ для конкретной области деятельности, целесообразно полностью переписать.

    В рамках этого процесса важно не забыть донести до сотрудников информацию о проделанных изменениях. Напомним, действующее законодательство предусматривает обязательное ознакомление работников с новыми редакциями локальных НПА, которые непосредственно касаются их работы, под роспись.

    Общие правила по организации обучения и пересмотра локальной нормативной базы предприятия будут одинаковы для всех. Но работодателям предстоит сориентироваться, какие из вступивших в силу правовых документов применяются для их отрасли, и в чем состоят принятые изменения. Здесь рекомендуется использовать следующий алгоритм.

    1. Отобрать из приведенного ниже списка правовой документ или документы, которые касаются сферы работы компании. Сделать это достаточно просто, опираясь на название НПА.
    2. Изучить текст нового документа, чтобы понять, распространяется ли он на конкретный тип организации. Дело в том, что некоторые из принятых приказов действуют только для определенных категорий компаний – например, Приказ Минтруда от 29.10.2020 № 758н действует только для объектов жилья, гостиниц, общежитий и некоторых других видов объектов.
    3. Если действие правового акта все же касается конкретного предприятия – проанализировать старый и новый приказы, чтобы выяснить, в чем заключаются принятые изменения.
    4. Отразить обнаруженные изменения в локальной нормативной документации предприятия и провести обучение работников с учетом этой информации.

    Полный список принятых правил по ОТ, в котором легко найти нужный правовой акт, приведен в нижеследующей таблице.

    Сфера действия правил

    Утверждающий приказ Минтруда

    Период действия

    1

    Работы в метрополитене

    От 13.10.2020 г. № 721н

    С 1 сентября 2021 г. по 1 сентября 2026 г.

    2

    Хранение, транспортировка и реализация нефтепродуктов

    От 16.12.2020 г. № 915н

    С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

    3

    Работы в морских и речных портах

    От 15.06.2020 г. № 343н

    С 1 января 2021 г.

    4

    Работы на морских судах и судах внутреннего водного транспорта

    От 11.12.2020 г. № 886н

    С 1 января 2021 г. и по 31 декабря 2025 г.

    5

    Работы в медицинских организациях

    От 18.12.2020 г. № 928н

    С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

    6

    Водолазные работы

    От 17.12.2020 № 922н

    С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

    7

    Работы в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах

    От 16.12.2020 г. № 914н

    С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

    8

    Работы в ограниченных и замкнутых пространствах

    От 15.12.2020 г. № 902н

    С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

    9

    Работы при обработке металлов

    От 11.12.2020 г. № 887н

    С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

    10

    Работы в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и лесохозяйственные

    От 23.09.2020 г. № 644н

    С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

    11

    Работы при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок

    От 17.12.2020 г. № 924н

    С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

    12

    Работы при эксплуатации электроустановок

    От 15.12.2020 г. № 903н

    С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

    13

    Работы при выполнении электросварочных и газосварочных работ

    От 11.12.2020 г. № 884н

    С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

    14

    Работы при производстве строительных материалов

    От 15.12.2020 г. № 901н

    Представителем работодателя по вопросам охраны труда и специалистам по охране труда при введение новых правил по охране труда в первую очередь необходимо:

    • Провести внеочередную проверку знаний;
    • Провести внеплановые инструктажи по охране труда на рабочих местах;
    • Актуализировать документооборот по охране труда в соответствии с новыми правилами;
    • Провести мероприятия в соответствии с изменениями правил по охране труда.

    Согласно п. 3.3 Порядка обучения по охране труда, при изменении правил работодатель обязан провести внеочередную проверку знаний по охране труда, независимо от того в какой срок была проведена предыдущая проверка знаний по охране труда. Для начала необходимо обучить комиссию по охране труда, рекомендуется сделать это в специализированном учебном центре.

    Проверку знаний по охране труда работников необходимо провести в части новых изменений правил.

    В подтверждении данных требований Минтрудом было опубликовано письмо от 14.01.2021 г. №15-2/10/В-167.

    Важным следствием реализации указанного проекта регуляторной гильотины стала отмена значительного количества нормативных актов, которые имели статус основополагающих для разных отраслей. Инженеры по ОТ, которые почти ежедневно сталкивались с положениями этих правовых актов, с 1 января 2021 года обнаружили, что многие из них больше не действуют. Последние изменения в законодательстве по охране труда привели к тому, что список упраздненных включил следующие категории правовой документации:

    • Постановление Правительства от 26 августа 1995 г. № 843, которое содержало список типовых мер по достижения требуемого уровня безопасности труда работников;
    • Постановление Правительства от 25 февраля 2000 г. № 162, содержавшее список должностных позиций, запрещенных для женщин по причине тяжелых условий работы;
    • порядка 180 стандартных инструкций по охране труда для разных сфер;
    • рекомендации по организации работы по охране труда уполномоченных сотрудников, выступающих представителями профсоюзной организации или рабочего коллектива;
    • ряд ключевых приказов Минтруда, которые устанавливали правила ОТ для конкретных областей деятельности – например, отлично известный приказ Минтруда от 28 марта 2014 года № 155н, определявший правила выполнения работ на высоте;
    • пункт 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, который допускал возможность использования неаттестованных методик для выполнения замеров вредоносных факторов при выполнении спецоценки условий труда;
    • другие нормативные акты по ОТ.

    Приведенный список, конечно, далеко не полон и включает только самые важные правовые акты, которые были отменены с 1 января 2021 года. Полный перечень изменений по охране труда в 2021 году, содержащий указания на отмененные нормативные акты, определен постановлением Правительства от 4 августа 2020 г. № 1181.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *